Значение слова синонимы антонимы паронимы. Синонимы антонимы омонимы паронимы определение примеры

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Литературные нормы словоупотребления связаны с правильным (т.е. семантически точным, стилистически уместным) выбором слова, а также с грамматически и стилистически правильной сочетаемостью слов. Нарушение норм словоупотребления приводит: 1) к смешению близких по словоупотреблению, но не полностью совпадающих по значению и синтаксическим связям слов (синонимов); 2) к неточному образованию и употреблению антонимов, 3) к смешению в употреблении однокоренных слов, близких по значению и сфере употребления, но разных по образованию (паронимов); к смешению одинаковых по фонетическому оформлению, произношению и написанию, но разных по значению слов (омонимов); 4) к многословию (плеоназмам), повторам (тавтологии); 5) к нарушению логической и лексической сочетаемости слов; 6) к неоправданной замене компонентов устойчивых фразеологических оборотов; 7) к смешению стилистически разнородной лексики. Отступление от норм словоупотребления приводит к нарушению таких важнейших требований к речи, как общепонятность и точность. Именно точность как признак культуры речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления. Поэтому при отборе лексических средств важно учитывать такие факторы, как многозначность слова, эмоционально-экспрессивную окраску, стилистическую характеристику, сферу употребления слова и др.

Синонимы - это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или близкие по смыслу. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенком значения (их называют понятийными, или лексическими синонимами), стилистической окраской (сферой употребления) или тем и другим признаком одновременно. Понятийными синонимами являются пары слов: беззвучно - неслышно, смотреть - глядеть, думать - размышлять, внезапно -неожиданно.

В роли синонимов (особенно в языке художественной литературы) могут выступать такие слова, которые в обычном употреблении синонимами не являются (контекстуальные синонимы). Подобное употребление называется контекстуальным, оно обусловлено индивидуальным отбором слов только для данного контекста.



Антонимы - это слова с противоположным значением. Они обозначают семантически противоположные понятия, которые с точки зрения логико-предметных отношений соотносятся друг с другом. Антонимы могут выражать противоположные понятия времени (давно - недавно), места (верх - низ), пространства (север - юг), объема (большой - маленький), чувства, состояния (веселый - грустный), явлений природы (жара -холод) и т.д. Антонимами в определенной речевой ситуации становятся и такие слова, которые в обычном употреблении не выражают противоположных значений (контекстуальные антонимы). В художественной литературе антонимы встречаются в составе антитез (фигур, построенных на резком противопоставлении слов с противоположным значением), которые часто используются в пословицах и поговорках («Меньше говори, а больше делай»), а также в оксюморонах (сочетаниях слов, выражающих логически несовместимые понятия), например: убогая роскошь, живой труп, богатый нищий и др.

Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, имеющие, как правило, один корень и принадлежащие к одной части речи, например: дипломат - дипломант, адресат - адресант и др.

Омонимы - слова, одинаковые по написанию и звучанию, но не связанные по значению.

Плеоназмом называют словосочетание, где одно из слов является лишним, поскольку присущее ему значение уже выражено другим словом, например: главная суть, январь месяц, возвратиться обратно и др.

Частным случаем плеоназма является тавтология - повторение одного и того же, например: моя автобиография, смелый риск, сегодняшний день, главная суть, первое боевое крещение и др.

Сочетаемость слов, определяемая связью предметов и явлений действительности, - это логическая (семантическая) сочетаемость. Нарушение логической сочетаемости приводит к алогизмам. Например: Современные ракеты приближаются к скорости света (сопоставление ракет и скорости алогично). Стилистические ошибки (то есть нарушение норм стилистической сочетаемости) возникает из-за стилистически несоразмерного, несозвучного соединения слов, хотя с логической стороны такая связь не вызывает возражений. Например: В деревне возвели свинарник.

Фразеологические обороты - это обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся лексических единиц. Они состоят из двух или нескольких слов, целостны по своему значению и устойчивы по своей структуре. К фразеологии нередко относят крылатые выражения, общеизвестные афоризмы, цитаты из произведений, ставшие общеупотребительными, а также пословицы и поговорки. Ярко выраженной экспрессивностью обладают прежде всего разговорные фразеологизмы, пословицы и поговорки и фразеологические выражения каламбурного характера (как собаке пятая нога, семь пятниц на неделе, переливать из пустого в порожнеё).

Домашнее задание

Многозначность слов. Употребление слов в переносном значении

Задание 1. Определите значение слова «высокий» в следующих словосочетаниях, пользуясь материалами словаря: высокий - 1) большой по протяженности в направлении снизу вверх; 2) превышающий средний уровень, среднюю норму, значительный; 3) выдающийся по своему значению, очень важный, почетный (книжн.); 4) очень значительный, возвышенный по содержанию (книжн.); 5) очень хороший; 6) тонкий, звонкий, производимый колебаниями большой частоты.

Высокая награда, высокие потолки, высокое давление, высокий урожай, высокие цены, высокие темпы, высокий гость, высокий стиль, высокий звук, высокая поэзия, высокое мнение, высокий голос, высокая ответственность, высокий лоб, высокие облака, высокое напряжение, высокая культура, высокое положение, высокое качество, высокая нота.

Задание 2. Установите, какое значение (прямое или переносное) приобретают прилагательные в сочетании с существительными, стоящими в скобках.

Легкий (груз, задача, дорога, материя). Горячий (песок, время, чай). Ледяной (поле, улыбка, вежливость, простор). Громкий (выстрел, дело, крик). Холодный (ветер, чай, взгляд, комната).

Употребление синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

Задание 3 . Укажите «лишнее» слово в синонимическом ряду .
1) чахнуть, угасать, таять, устать;
2) воображение, вымысел, фантазия, грёза;

3) хвастаться, лукавить, лицемерить, хитрить;

4) робеть, бранить, опасаться, трусить;

5) освоить, усмирить, овладеть, усвоить.

Задание 4. В данных словосочетаниях подберите к выделенным словам антонимы..

Вершина горы, пологий берег, тихий город, глубокие знания, полезные навыки, время прилета, разнообразные примеры, появляться неожиданно, корыстный человек.

Задание 5. Используя словарь паронимов,напишите различия между словами.

Безответный - безответственный, двойной - двойственный, осудить - обсудить, подпись - роспись, усвоить - освоить, боязливо - боязно, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, контакт - контракт, гордыня - гордость, преемник - приемник, лесной – лесистый, одеть – надеть, шутливый – шуточный, человеческий – человечный, эффектный – эффективный, динамичный – динамический, длинный – длительный, нестерпимый – нетерпимый, обидный – обидчивый, царский – царственный, дружеский – дружественный.

Задание 6. Какой из приведенных в скобках паронимов вы предпочтете?

1 По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве (проведенной - произведенной) работы и (предоставленный - представленный) отчета. 2. Впечатлений от поездки осталось много, но главное - это исключительно (дружеский - дружественный) отношение к нам народа, проживающего в этой стране. 3. Эти модели после (апробирование - апробация) переданы в массовое производство. 4. Люди часто не понимают (существо - сущность) происходящих событий. 5. Испытание нового механизма (проводится - производится) в течение месяца. 6. При переиздании произведения писатель внес немало (стилевых, стилистических) исправлений. 7. В развитии русского языка немало-важную роль играют внеязыковые (факты, факторы). 8. Он был круглый (невежда, невежа), ничем не интересовался. 9. Ученые успешно (провели, произвели) раскопки города древних инков.

Плеоназмы, тавтология

Задание 7. Найдите плеоназмы в предложениях, исправьте ошибки.

1. Он привык беречь каждую минуту времени. 2. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. 3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. 4. На первый взгляд эта работа кажется простой и незамысловатой. 5. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран. 6. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. 7. При такой обработке много древесины пропадает зря.

Задание 8. Устраните тавтологию.

1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 3, В прошлом году выдался неурожайный год. 4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку. 6. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 7. Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин.

Задание 9. Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

1. На территории Казанского собора были найдены археологические находки. 2. Я увидел молодого юношу, который с удовольствием взялся за дело. 3. Иногда в нашей студии происходят забавные курьезы. 4. Экологическая ситуация осложняется антропогенной деятельностью человека. 5. Если вы любите темный чай - не кладите лимон: он обесцвечивает цвет чая. 6. Такой масштаб
памятника лучше соизмерим в размером площади и характером архитектуры
этой части города. 7. Депутату приходится встречаться со всеми социальными
слоями общества. 8. Чувства эмоций не возобладали над разумом.

Сочетаемость слов

Задание 10. Устраните ошибки, связанные с нарушением логической сочетаемости слов.

1. Говорите ваш вопрос: я жду. 2. Среди представителей передовой общественной мысли возникли пути преобразований, которые могли спасти Россию от неминуемой катастрофы. 3. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи. 4. Почти каждая глава занимает какое-то событие от начала до конца. 5. Продукт пользуется авторитетом у покупателей. 7. Женщины и пенсионеры говорили о Старовойтовой только хорошие слова. 8. У нас установились человеческие и деловые отношения. 9 Наблюдается чудовщное улучшение условий жизни москвичей. 10.Врачи и педиатры Америки считают лучшим средством панадол.

Задание 11. Укажите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно.

Упал вниз, букинистическая книга, странный парадокс, будущая перспектива, преобладающее большинство, очевидное-невероятное, ночная серенада, первая премьера, временный цейтнот, демобилизация из армии, мизерные мелочи, частная собственность, ведущий лидер, прогрессировать вперёд, три единственные дочери, пернатые птицы, обыкновенное чудо, большая или меньшая половина, страшная красавица

6. Употребление заимствованных слов

Задание 12. Определите, правильно ли употреблены в предложениях иностранные слова. При выполнении задания обратитесь к словарю иностранных слов.

1. В вузах города постоянно совершенствуется учебный процесс, растет
контингент студентов. 2. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила
науке. 3. Нарушители порядка, как правило, подвергаются штрафам и другим
санкциям воздействия. 4. Древние города явились цитаделью русского национального зодчества. 5. Как показал отборочный турнир, финские спортсменки
остаются самыми серьезными оппонентами нашим лыжницам. 6. Растрелли аккумулирова л в себе русскую культуру. 7. Основное внимание в этой книге уделено ранним проявлениям, дебюту астмы. 8. Для нашего города характерна выставочная экспансия. 9. Современные условия способствуют появлению когорты мелкоплавающих музыкантов.

Задание 13. Подберите русские синонимы к иностранным словам.

Амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

Задание 14. Объясните (письменно) разницу между близкими по значению иноязычны-
ми и русскими словами.

Антракт - перерыв, апатия - безразличие, дискуссия - спор, водоем - бассейн, инцидент - случай, оппонировать - возражать, миниатюрный - маленький, диплом - свидетельство, митинг - собрание, афиша - объявление, оранжерея - теплица.

Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый - отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Роль синонимов в тексте Синонимы (в том числе контекстуальные) как средства языковой выразительности позволяют: - уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки: Но в почерневших холстах Пуссона я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными , вычурными ,невероятными . (И. Е. Репин); - выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: Это - моя родина , моя родная земля , мое отечество , - и в жизни нет горячее , глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой); - обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно былоочаровывать , пленять , сводить с ума . (А. П. Чехов); Я неисправимый идеалист; я ищу святынь, я люблю их, мое сердце их жаждет . (Ф. М. Достоевский); - более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцемсмущения , стыдливости , застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров)

Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.

Роль антонимов в тексте Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют: - уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее: Богатство и бедность , старость и молодость ,красота и безобрази е - это и было то, о чем (в колдовском разнообразии) говорится в сказках. (М. И. Цветаева); Он видел, что глубина ее души, прежде открытая перед ним, была закрыта для него. (Л. Н. Толстой); - дать более полную характеристику какого-либо явления; - выразить авторскую оценку обозначаемого: В результате свершилась резкая поляризация: с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры , с другой - ручеек литературы подлинно художественной . (Из газет); - усилить передаваемое содержание: Так, бросаем то в жар , то в холод , то в свет , то в темень , в мирозданьи потерян, кружится шар. (И. Бродский); То сердце не научится любить , Которое усталоненавидеть . (Н. А. Некрасов)

На использовании антонимов основан специальный стилистический прием - антитеза .

Омонимы (слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения: брак - изъян и брак - женитьба, брань - ругань и брань - война, лавка - скамья и лавка - магазин, крутой берег и крутой кипяток, снять фильм - снять шляпу), а также омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию: компания - кампания, обижать - обежать, придел - предел, седеть - сидеть ), омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и произношению: мукá - мýка , сéло - селó , домá - дóма ) и омоформы (слова, совпадающие по звучанию и написанию лишь в отдельных формах: мой дом - мой руки, три товарища - пятно три тщательно) широко используются в тексте для создания его выразительности.

Для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно создаются каламбуры):
«Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте ...» И его уволили . (Э. Кроткий)

Паронимы , т. е. слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения(индивидуальность - индивидуализм, дымный - дымовой, шумный - шумливый, плата - выплата), обладают большой выразительной силой.

Для создания большей образности, наглядности изображения и передачи эмоционально-оценочного отношения автора:

Для создания комического (юмористического, иронического, саркастического) эффекта:
Его называют мэтром , какой же это мэтр , это сантиметр! (К. Чуковский)

Комментарий. Здесь происходит обыгрывание паронимов: мэтр - метр .

Внимание! Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы как средства выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.

Упр. 42. Подумайте, почему В. М. Шукшин из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал выделенный.

Теперь (ныне, нынче, сегодня, сейчас, в настоящее время) много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных (родня, родственники), я вижу на одном кресте: «Ермолай...вич Емельянов».
Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю - стою над могилой, думаю (мыслить, размышлять, рассуждать, раздумывать).
И дума (мысль, размышление, раздумье, помысел) моя о нем - простая (бесхитростная, незамысловатая, немудреная, обыкновенная).
Вечный был труженик, добрый (добродушный, добросердечный, отзывчивый, сердечный, золотое сердце) и честный человек.

Упр. 43. Спишите текст из рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя подходящие по смыслу синонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту.

У многих из нас есть (1) (дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка (2) (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, (3) (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти (4) (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (5) (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни.
День жизни - это совсем не так мало, как может (6) (представиться, показаться). Попробуйте вспомнить (7) (каждый, любой, всякий) (8) (ваш, свой) день минута за минутой: все (9) (свидания, встречи), мысли, поступки, все (10) (события, происшествия, случаи) и душевные состояния, свои и чужие, - и вы (11) (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что (12) (восстановить, воспроизвести) весь этот поток времени можно, только написав новую книгу.
Авторский вариант: 1 - плохая, 2 - записывать, 3 - как правило, 4 - теряются, 5 - исчезают, 6 - показаться, 7 - любой, 8 - свой, 9 - встречи, 10 - события, 11 - убедитесь, 12 - восстановить.

Упр. 44. Прочитайте предложения, укажите синонимы, определите, какова их роль в тексте.

1) Облетела листва.
Сразу стало светлей
Между голых, нагих, обнаженных ветвей.
Пурпур с золотом - вся мишура облетела.
Обнажается дерева черное тело. (Б. А. Слуцкий)

2) Облачные белые одежды
Распахнув недрогнувшей рукой,
В первый раз
Не с верой,
А с надеждой
На небо взирает род людской.
Не глядит, не смотрит, а взирает,
Как его ракеты озаряют,
Вырывают из кромешной мглы
Неба захолустные углы. (Б. А. Слуцкий)

Упр. 45. Найдите в тексте синонимы. Какие синонимы следует отнести к контекстуальным? Подберите к контекстуальным синонимам общеязыковые, если возможно.

1) Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными строками или целыми строфами, то невнятно, туманно, смутно проступает в его душе. Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. Мастер не спешит к концу... (Л. А. Озеров)

2) И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой... (Ф. И. Тютчев)

3) Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или гостинец. Это ему очень нравится. (Н. В. Гоголь)

4) Больше б мог, да было к спеху,
Тем, однако, дорожи,
Что, случалось, врал для смеху,
Никогда не лгал для лжи. (А. Т. Твардовский)

Упр. 46. Укажите в данных стихотворениях М. Ю. Лермонтова антонимы. Определите, с какой целью они используются автором.

1) Ах, если ты меня поймешь,
Прости свободные намеки, -
Пусть истину скрывает ложь:
Что ж делать - все мы человеки.

2) Таит молодое чело
По воле - и радость и горе,
В глазах - как на небе светло,
В душе ее тёмно, как в море.

3) В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись - и разойдемся вновь,
Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.

Упр. 47. Определите, в каком случае в текстах используются общеязыковые и контекстуальные антонимы.

1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила - там и слабость, где слабость - сила, радость - горе, легкость - трудность, и так без конца. (И. А. Ефремов) 2) Публика всегда и везде одинакова: умна и глуха, сердечна и безжалостна - смотря по настроению. (А. П. Чехов) 3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И. А. Бунин) 4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них заменил бы правдой, праздность - трудом, скуку - радостью, он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П. Чехов)

5) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

Упр. 48. Найдите в текстах омонимы, омофоны, омоформы и омографы. Определите их стилистические функции.

1) Журавлиные станицы
Гонит времени опала.
С тополей вблизи станицы
Желтая листва опала.
Речка в облачной опушке,
И черты ее не четки.
Сосны на лесной опушке
Дождика перебирают четки. (Я. Козловский)

2) Вечеру дали
Бочку чернил.
Синие дали
Вечер чернил. (Я. Козловский)

3) Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем,
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы. (С. Шевцов)

4) Любил студентов засыпать
Да, видно, оттого,
Что те любили засыпать
На лекциях его. (С. Я. Маршак)

5) Сев в такси,
Спросила такса:
- За проезд какая такса? (Я. Козловский)

Упр. 49. Укажите, на каких языковых явлениях основана выразительность предложений.

1) Классиков нужно не только почитать, но и почитывать. 2) Истина рождается в споре, а не в ссоре. 3) Мы не хотим сделать гуманитарные науки, в частности стилистику, строго научной дисциплиной. Но не забудем: мудреность еще не мудрость, а от «синусов» филология, может быть, вправе ждать чудес, но никак не чудачеств. (Ю. Стрелков) 4) Голос Маяковского: шторм, идущий на штурм (штурмующий шторм). (И. Северянин)

Упр. 50. Определите, какие лексические средства создают выразительность газетных заголовков.

Падение идолов или кризис идеалов?
Чрезвычайные мэры.
Путч коммунизма.
Дипломированные созерцатели и грамотные созидатели.


Похожая информация.


ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение. Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности. Грамматическое значение слова – это общее значение слов, как частей речи.


Омонимы Омонимы Полные Полные Частичные Частичные Слова одной и той же части речи и совпадают во всех основных грамматических формах. Слова, разные по значению, совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах. Многозначные слова Омонимы Слова, имеющие несколько лексических значений, т.е все их значения, связаны между собой по смыслу. Ручка(двери)- ручка(человека) Зерно(пшеницы)-зерно(истины) слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Разновидности омонимов: Омонимы появляются в результате заимствования из других языков. Различия многозначных слов и омонимов Например: балка (брус) - заимствовано из немецкого языка и балка(овраг) - исконно русское слово.


Художественный прием, основанный на явлении омонимии называется каламбур. ОМОФОРМЫ ОМОФОРМЫ – совпадение только отдельной формы слов: Лечу(от лечить – лечу (от летать) ОМОФОНЫ ОМОФОНЫ – так называемые фонетические омонимы (совпадающие по звучанию, но различные по нависанию) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. ОМОГРАФЫ ОМОГРАФЫ – слова пишутся одинаково, но произносятся по- разному, в зависимости от ударения Пое́м – поё́́м Атлас - атлас́с








Проверь себя! Красивый – прекрасный, замечательный, изумительный Дружба – сотрудничество, товарищество Смеяться – хохотать, веселиться, прыскать Множество – большое количество Дефект – изъян Воспоминания – ностальгия Осторожность – предусмотрительность Защитник – заступник Торжественность – пафосность Преимущество – приоритет Победить – одержать победу Близкий – родной Группа синонимов образует синонимический ряд.




Градация: В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего- нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: (Чак.) В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего- нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)


Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре называют паронимами. Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Ошибки бывают часто связаны с неправильным пониманием смысла приставок, суффиксов, которые могут не только придавать слову новый оттенок, но и совершенно изменить его значение. Самолюбие – себялюбие, союзник - сообщник ПАРОНИМЫ




Антонимы Знаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные? Например: Не считай недруга овцой - считай волком. На Руси не все караси - есть и ерши. Широко используются писателями и поэтами, как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон. Антитеза - противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка - Русь. В названиях многих произведений используется антитеза: Преступление и наказание Ф. Достоевского, «Война и мир» Л. Толстого Оксюморон - это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий: пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда.




Работа с учебником Упражнение 25 (письменно) Упражнение 25 (письменно) Существительное ПрилагательноеГлагол Наречие Радость – грусть Друг – враг Зло – добро Тьма – свет Земля – небо Начало - конец Смелый – трусливый Горький – сладкий Горячий – холодный Узкий – широкий Больной – здоровый Длинный – короткий Чистый - грязный Найти – потерять Говорить – молчать Любить – ненавидеть Смеяться – грустить Вспомнить - забыть Много – мало Вверху - внизу






Итоги урока Что нового вы узнали на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Какие виды работы на уроке вам понравились больше? Какие виды работы на уроке вам понравились больше? Что осталось вами непонятым? Что осталось вами непонятым? Что еще вы бы хотели узнать? Что еще вы бы хотели узнать? Оцените свои знания по теме. Оцените свои знания по теме.


Домашнее задание Выучить определение омонимов, синонимов, паронимов, антонимов, градации, антитезы, оксюморона. Выучить определение омонимов, синонимов, паронимов, антонимов, градации, антитезы, оксюморона. Подобрать фразеологизмы о труде и учебе. Подобрать фразеологизмы о труде и учебе. Сделать обзор существующих словарей. Сделать обзор существующих словарей. Индивидуальное задание: Сделать обзор электронных словарей онлайн (ссылка на сайте)


Общеславянские слова – унаследованы от древнерусского языка, существовавшего до V-VI вв. нашей эры. К ним относятся названия лиц по родству; занятий и орудий труда; жилища одежды домашней утвари. Восточнославянские – возникли в XI – XIV вв. Сюда входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков. Собственно русские слова – появились с XIV в. К ним относятся все слова, за исключением заимствований иноязычных. Старославянские - слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В IX в. Этот язык был письменным языком некоторых стран, а в конце X в. распространился на Руси. Диалектизмы характерны для речи населения какой либо области, района. Есть, например, слова, употребляемые жителями северных областей. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ


Отличие историзмов от архаизмов – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Историзмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Примеры: боярин, вече, опричник и т.д. – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Примеры: брадобрей – парикмахер, пиит – поэт, ланиты – щёки и т.д.


СЛОВАРИ Грамматические Филологические -двуязычные - орфографические - орфографические - орфоэпические - орфоэпические -этимологические -этимологические -исторические -исторические -фразеологические -фразеологические -иностранных слов -терминологические -терминологические-диалектные -словари языка писателей -словари речевых -словари речевых неправильностей и трудностей неправильностей и трудностей


СЛОВАРИ Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие- либо группы слов: Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие- либо группы слов: -синонимов -синонимов -антонимов -антонимов -паронимов -паронимов Но самые давние словари – это ТОЛКОВЫЕ и ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ. В них описывается смысл слов, но в толковом слова описаны по алфавиту, а в идеографическом выделяются группы по по общим свойствам вещей или понятий: Например: «ЧЕЛОВЕК», «Физические свойство» «Действие» «Животное «Чувство»

План занятия № 16

I курс

Тема: Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Вид занятия: обобщения и систематизации знаний,совершенствования навыков и умений.

Цель: углубить знания учащихся по разделу «Лексика». Повторить теоретический материал по теме «Лексика», вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Развивать мышление, речь учащихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления, умение пользоваться синонимами, антонимами, паронимами, омонимами.

Воспитание внимания, формирование активности личности, творческой инициативы.

Методы: словесный, наглядный, самостоятельной работы, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование и материалы: Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Словарь антонимов русского языка, Словарь иностранных слов. Учебник Русский язык А.И.Власенко, Л. М. Рыбченко, Карточки. Раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Организационная часть

Подготовка к уроку. Запись темы урока в журнал. Отметить отсутствующих.

II .Проверка домашнего задания.

1) Индивидуально
2) Фронтальный опрос по теме самостоятельной работы:

« Функционирование звуков языка в тексте»

Что такое звукозапись?

Что такое анафора?

Что такое аллитерация?


III . Сообщение темы и цели занятия

На доске записать тему и план урока, которые студенты переносят в рабочие тетради.


IV . Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний студентов

1) Фронтальный опрос.

- Что такое лексика?

Что такое слово?

Как называется раздел науки о языке, изучающий лексику?

Какими значениями обладает слово?

Что такое лексическое значение слова?

Что такое грамматическое значение слова?

Что такое лексема?

Назовите лексему, относящиеся к разряду имен существительных и определите его лексическое и грамматическое значения.

Какие грамматические значения имеют лексемы, относящиеся к разряду имен прилагательных? Приведите примеры.

Все ли слова обладают лексическим и грамматическим значениями?

2Словарная работа.

По лексическому значению узнать слово и записать его.

1. Человек, который противится нововведениям (Консерватор).

2. Атака неприятельского судна. (Абордаж).

3. Система взглядов на природу и общество (Мировоззрение).

4. Угнетенное, подавленное психическое состояние (Депрессия).

5. Последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Эпигон).

6.Антоним к слову “идентичный” (Различный).

7. Кусок железной руды или стали, обладающий свойством притягивать (Магнит)

8. Антоним к слову “лаконичный” (Многословный).

9. Оптическое явление, при котором отраженно видны находящиеся за горизонтом предметы вследствие преломления лучей в неравномерно нагретых слоях воздуха

10. Синоним к слову “первенство” (Приоритет).

3.Лексика: основные понятия.

Лексика - это словарный состав языка.

Лексикология - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

Слово - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

Слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

Новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

Лексическое значение слова - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Омонимы - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - "шарообразная летучая дымчатая масса" (клуб дыма) и клуб - "культурно-просветительское учреждение" (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

Синонимы - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография - правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить - стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

Антонимы - это слова, противоположные по значению.

Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

Паронимы– слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.

Паронимами являются слова одного корня, родственные слова: человечный – человеческий.

Патронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи: представить – предоставить(гл.)

Чтобы не сделать ошибки при употреблении паронимов в речи, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие слов, с какими словами употребляются, знать их управление:

Представить справку, отчёт, проект – предоставить слово, кредит;

Оплатить проезд – заплатить за проезд;

Одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка;

Эффективный метод – эффектный вид.

V . Работа по повторению материала.

1. Работа у доски

Задание. По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.

Хлопотный, трудный (канительный)

Прихоть, причуда (каприз).

Суть, сущность (квинтэссенция).

Выразительны, своеобразный (колоритный).

Любезность, похвала (комплимент).

Уточнение, пояснение (конкретизация).

Определенно, предметно (конкретно) .

Установление, утверждение (констатация).

Отвратительный, страшный (кошмарный).

Преклонение, почитание (культ).

Задание . Составьте синонимические пары

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный. Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.

Задание. Подберите к данным словам антонимы сгруппируйте антонимические пары по частям речи

Радость, много, друг, смелый, горький, найти, зло, вверху, тьма, земля, горячий, узкий, больной, говорить, любить, смеяться, длинный, начало, чистый, вспомнить.

Ключ: Существительные: радость - грусть, друг - враг, зло - добро, тьма - свет, земля - небо, начало - конец. Прилагательные: смелый - трусливый, горький - сладкий, горячий - холодный, узкий - широкий, больной - здоровый, длинный - короткий, чистый - грязный Наречия: много - мало, вверху - внизу Глаголы: найти - потерять, говорить - молчать, любить - ненавидеть, смеяться - плакать, вспомнить - забыть.

Задание. Подбираем паронимы к словам. Называем примеры словосочетаний.

Житейский - (жизненный).

Комфортный – (комфортабельный),

Драматический - …(драматичный).

Дружеский - …(дружелюбный).

Барский – …(барственный) .

Единственный - …(единый).

Будний - (будничный).

Искусно - …(искусственно).

Вечный - (вековой).

Великий - (величественный).

Наследие - …(наследство).

Гарантийный – (гарантированный)

Безответный - …(безответственный).

Пустошь - …(пустырь).

2.Работа по карточкам .

Карточка№1.

Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов.
Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся, усвоить – освоить, главный – заглавный, дареный – даровой, жизненный – житейский, игорный – игральный – игровой, лирический – лиричный, памятливый – памятный, скрытый – скрытный, типичный – типовой, травянистый – травяной, эффективность – эффектность.

Карточка№2.

Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.
Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный - исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Карточка№3.

Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Карточка№4

По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.

Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.“Твое горе – не горе…, дело жизненное ”, - сказал старик.

Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.

Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда. В политике двойные стандарты неприменимы. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Карточка№5

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости. Собаки встретили путешественников злобным лаем. Этот человек производит двойное впечатление. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

Карточка№6

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет.

Карточка№7

Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок. 2. Мы вышли к лесистому озеру. 3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный. 6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Ответ: 1. ( иголочные - игольчатые ). 2. ( лесистому - лесному ).
3. ( памятливое - памятное ).5. ( рискованный - рисковый ).7. ( сборочном - сборном ).

Работа с учебником: с. 51-55 упр. № 49, 52, 55, 59.

VI . Подведение итогов урока. Выводы (рефлексия).

VIII . Домашнее задание

Упр. № 63 с.56

Омонимы – это слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения. Омонимы не имеют общих элементов смысла и ассоциативных связей:

1)Полные – имеют абсолютное совпадение форм при их изменении.

2)Неполные- совпадают не во всех формах.

3)Гомогенные – возникли вследствие распада одного слова на 2, обусловлен потерей связей между отдельными значениями, когда-то многозначного слова.

4)Гетерогенные – возникли вследствие совпадения этимологических разных слов.

Омоформы – это слова, в которых совпадают только определенные формы (три – терти)

Омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но отличаются написанием (клинок- кленок)

Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по разному (мука- мука).

Междуязыковые омонимы – это слова 2ух языков, которые имеют одинаковую форму, но отличаются значением.

Паронимы – это слова разные по смыслу, но близкие по звучанию (база- базис, адресат-адресант).

26. Синонимы. Эвфемизмы.

Синонимы – слова, которые имеют значение, которое полностью или частично совпадают. (веселка, райдуга.)

1.Абсолютные – полностью совпадают по значению, не отличаются ни оттенком, ни окраской, ни сочетаемостью.

2.Частичные – полностью совпадают:

1) семантические – различают оттенками значений(шлях, дорога);

2) стилистические – отличаются эмоц-экспрессив окраской(есть-жрать);

3)семантико-стилистические – обьеденяет и 1 и 2и группу.

Синонимический ряд – это совокупность всех синонимов.

Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или выражение, иностранное слово или бессмысленное созвучие. Обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений (умер- отошел)

27. Антонимы

Это слова разные по звучанию, которые имеют противоположные, но соответственные значения (день-ночь)

1. Контрастные – выраж. качеств противопоставления и образуют градуальные оппозиции (молодой – нестарый – средних лет – в возрасте – старый)

2. Комплементарные – дополняют один другого до родового и явл. граничными со своим характером. Нет промежуточного члена (истинный – ложный)

3. Контрадикторные – один из членов образуются с помощью приставки – не- (молодой – немолодой)

4. Векторные – выражают противополож. направленность, признаков (въезжать- выезжать).

28. Основной лексический фонд. Слова активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Основной лексический фонд – это ядро лексики. Разделяют на активную и пассивную. А – слова повседневного употребления. П - устаревшие слова, или новые слова:

А)историзмы- название предметов и явлений исторического прошлого¸которые вышли из употребления вместе с этими предметами и явлениями и не имеют синонимов в современном языке(колхоз).

Б)Архаизмы- это слова вытесненные другими словами того же языка

В) неологизмы – это вновь образованные слова, которые еще не получили широкого распространения: 1 – лексические неологизмы – абсолютно новые слова, как по значению, так и по звучанию. 2- семантические – новые значения уже в существующих словах.

Изменение в словарном составе языка происходит в несколько этапов:

1) изобретение новых слов(может быть активным на раннем развитии языка)

2) морфологический – создание новых слов из существующих в языке морфем по моделям данного языка –ист-(программист) –щик- (электронщик)

3)заимствование слов

4) семантический – переосмысление слов, появление у них новых значений(утечка мозгов)

5)конверсия- переход слова из 1ой части речи в другую

29. Словарный состав языка изменяется непрерывно. Новых слов и новых значений слов появляется значительно больше. Существуют 3 пути обогащения словарного состава языка:

1) Морфологический – создание слов по существующим в языке моделям на базе существующих слов и морфем. Существуют виды морфологического (аффиксального словообразования:

А) суффиксальный: решить- решение- решиться…

Б) префиксальный: записать, написать;

В) суффиксально- префиксальный: подоконник, безрукий;

Г) безаффиксный: ходить- ход, тихий- тишь.

2) Семантический- переосмышление слов. появление у слов новых знчений. Историю имеют не только слова, но и их значения. Они изменяются по закономерностям семантических процессов и правил образования переносного значения. Также происходит расширение (увеличение обьёма обозначаемого понятия) и сужение (ограничение обьёма обозначаемого понятия).

3) Заимствование – яркий пример взаимодействия языков и культур. Оно увеличивает лексическое богатство, служит источником новых корней. Результат заимствования: образуются смешанные языки; в природном составе языка появляется заимствование элемента.

Ещё более удалены от языка – источника слова, возникшие путём калькирования- наморфемного перевода чужого слова- модели.

Освоение слова – это потеря им индивидуальности. Чтобы слово и значение были усвоены языком, необходимы общественная потребность в этом слове.

30 .В словарном составе любого языка выделяют: исконную лексику (слова, унаследованные от древних времён от яз. основы) и слова возникшие в процесе развития язика. Заимствованная лексика- указывает на генетическую принадлежность язика. Например: мать, око, вождь, отечество, монастырь, лат. Лекція, ізюм, каблук, утюг, базар,галстук.

Интернационализмы- слова, имеющие одинаковое или близкое звучание и одно и то же значение в различных языках мира.

Основным видом заимствования являються кальки(вид заимствования, когда иноязычное слово копируется и переводится по частям). Существуют словообразовательные и семантические кальки.

Словообразовательные кальки - это слова, полученные «поморфемным» переводом иностранного слова.

Семантические кальки-исконные слова,которые приобрели новые значения под влиянием иноязычных слов.

Этапы освоения взаимствованных слов:

1)фонетиграфическое освоение

2)морфологическое(слово может изменять род, перейти в другую часть речи)

3)семантическое

Варваризмы-слова с выраженой иноязычной окраской для создания определенного національного колорита.

31. По сфере употребления лексика делится на общенародную и лексику ограниченного употребления.(диалектизмы, жаргонизмы и професионализмы)

1 .Диалектизмы – слова местных говоров, ограниченных територией их употребления. Разделяется на лексико-семантические диалектизмы – одинаковые слова,но в диалекте др.. значение. Этнографизмы – предметы, которые употреблятся на определенной територии.

2 .Жаргонизмы – слова, употребление каких ограничено социальными группами.

3 .Проф. лексика - Это полуофициальные и неофициальные слова, употребляющиеся людьми определенной профессии для обозначения специальных предметов, понятий, действий, зачастую имеющих названия в литературном языке. Н: у шоферов: баранка – «руль», кирпич – знак, запрещающий проезд). Ядро профес.лексики составляют термины.

Термин-слово или словосочетание, являющееся точным названием понятий точной техничной или научной отросли.У терминов отсутствует стилистическая окраска и характерно четкое ограниченное значение

32. Лексика бывает:

1)межстилевая или стилистически нейтральна.Эти слова употребляются в любом виде речи, в любых стилях речи в художественной литературе и т.д. поэтому такая лексика называется межстилевой, т.е. обслуживающей всей стили речи или нейтральной. Нейтральной лексика называется потому, что лишена особой стилистической окраски. Сюда относятся большинство существительных, прилагательных, глаголы, наречия, местоимения. К межстилевым словам относятся все числительные. Только междометия не бывают межстилевыми словами(например: человек, дерево, стол, хороший, легко, просто, я, мой, сто и т.д)

2)стилистически маркирована: книжная и разговорная. Книжная(термины, поэтическая лексика, канцелярская лексика, варваризмы и экзотизмы)необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Такая лексика находит применение в выступлениях ораторов, в поэтической речи, где оправдан торжественный, патетический тон.Книжные слова неуместны в непринужденной беседе Книжная лексика закреплена за научным, газетно-публицистическим и официально-деловым стилями, представленными обычно в письменной форме.

Разговорная лексика делится на собственно разговорную и разговорно-просторечные слова. Собственно разговорная лексика используется в бытовом общении (дома, на работе с друзьями, в неофициальной обстановке). Разговорные слова нельзя употребить в беседе с человеком, с которым мы связаны официальными отношениями, или в официальной обстановке. Разговорная лексика представляет преимущественно разговорный стиль речи.

Просторечная лексика обычно присутствует в речи малокультурных, малограмотных людей в сугубо бытовом общении.Не принадлежит ни к одному из стилей литературного языка.

33. Фразеологические единицы, из признаки. Виды фразеологизмов.

Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, обладающие постоянным целостным значением. Общие признаки фразеологизма и слова: 1) воспроизводится в готовом виде, а не строится; 2) устойчивый состав и структура; 3) имеют лексическое значение, могут иметь синонимы и антонимы; 4) соотносимы с частями речи. Пословный перевод фразеологизмов невозможен. Шарль Балли и Виноградов разработали учение о классификации фразеологизмов.

1. Фразеологические сращения или идиомы – устойчивые сочетания, составляющие неразделимую целостность, значение которых в современном языке не связано со значением компонентов (точить лясы, как пить дать).

2. Фразеологические единства могут пониматься буквально и переносно (выносить сор из избы, стреляный воробей, чем черт не шутит) – полусвободные, замкнутые ряды слов, среди которых обычно одно ограничено в своей сочетаемости, а второе нет; значение мотивировано;

3. Фразеологические сочетания – реализуются несвободные фразеологические значения слов (отвести глаза). Значение каждого компонента понятно, но связь не свободная(Краснеть от стыда).

34. Лексикография – это научная методика и искусство составления словарей, практическое применение лексикологической науки, чрезвычайно важное как для практики чтения иноязычной литературы и изучения чужого языка, так и для осознания своего языка в его настоящем и прошлом. Типы словарей весьма разнообразны.

Во-первых, следует различать энциклопедические словари и словари языковые, лингвистические. В энциклопедических словарях описываются и разъясняются не слова, а те явления, которые этими словами названы. Языковые же словари показывают именно слова с их значениями, употреблением, происхождением, грамматической характеристикой и фонетическим обликом.

Во-вторых, бывают словари одноязычные, двуязычные и многоязычные. Одноязычные словари – словари толковые, в задачу которых входит не перевод, а характеристика данного слова в современном языке или же в его истории и происхождении (исторические и этимологические словари).

Бывают специально областные словари, словари тех или иных диалектов, терминологические словари по отраслям техники и науки (в которых всегда есть элемент энциклопедических словарей); словари синонимов, словари омонимов, словари рифм; существуют также словари идиоматические, фразеологические, «крылатых с л о в», толковые и т. п. Наконец, орфографические и орфоэпические словари, где нет ни переводов, ни толкований слов, а указывается либо норма написания, либо норма произношения, – это словари чисто прикладного значения.