"Звуки,. Буквы Ю, ю"

Организация: МАДОУ №94

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Цель: познакомить детей с гласным звуком[ йу ], с буквой «Ю».

Задачи :

  1. развивать фонематический слух, находить звук в словах, в трех позициях;
  2. продолжать учить детей читать;
  3. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

Оборудование: письмо, разрезная азбука, палочки, картины железных изделий, мяч, карточки слов, карточки «изучаем букву Ю», карточки эмоций, колокольчик.

Ход занятия:

1. Орг. Момент:

1.1. Звенит колокольчик. Дети входят в группу и встают возле столов.

Доброе утро, ребята!

Заходите дети в группу,

Прозвенел звонок сейчас,

Все тихонько, быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те,чьи имена начинаются на согласный звук. Молодцы!

1.2. Воспитатель: Ребята, к нам на группу пришло письмо (показываю). От кого оно я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? Обсуждаем варианты.(Юра). Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.

«Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда вы скоро пойдете. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.»

- Готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями?

- Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

2. Ход занятия:

И так, первое задание.

– Отгадайте любимую букву Юры.

– Это буква «Ю».

– Почему вы так думаете?

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

Дети : - Гласный

Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

Дети: - А, О, У, Е, Я

Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю?

Дети: - Два.

Воспитатель: - А какие это звуки?

Дети: - [й] и [у]

–В ней живут два звука «Й», «У»

Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю

Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите звук Ю обозначается гласной буквой Ю. (показ буквы)Задание 2. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Написать Ю на карточке, придумать волшебную штриховку.

Пальчиковая гимнастика:

В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.

Там друзей себе найду.

Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.

Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.

Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

Дети: - О

Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква…. Ю.

Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю. (из частей в парах)

Задание 3: Дети в паре составляет букву Ю из палочек .

Задание 4: Коллективное составление отгадки на загадку

Ночь, но если захочу,

Щелкну раз,-

И день включу. (Выключатель).

Давайте посчитаем сколько слогов в слове « Выключатель». (прохлопываем)

Какой первый звук?

Какой последний звук?

Назовите гласные звуки.

Где стоит буква «Ю»?

Задание 5: Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время. Предлагаю поиграть с мячом в Игру «Ты-я» .Вставйте в круг,я бросаю мяч и спрашиваю Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь я делаю. Например:

Ты Читай – Я читаю

Где стоит буква «Ю»?

Задание 6: «Где спрятался звук Ю» (педагог раздает карточки слов, просит прочитать,спрашивает устно, где звук)

- Ребята, где может находиться звук в слове?

В начале: юла, Юпитер, юнга

В середине: ключ, тюль, клюв,

В конце: рою, дую, жую, грею

Закрепление материала:

На карточке раскрасить, соответствующий квадрат

Салют – последний кубик, ключ в середине, юла –первый кубик)

3. Физкультминутка.

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

А теперь сменю я ножку.

И на ней крутнусь немножко,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

Задание 7.

Ребята, посмотрите на коврографе слова, я вам предлагаю прочитать добавляя букву ю по очереди,по цепочке:

Дополнительно:

Задание 8: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

Я положу в него……………………….. (назвать по очереди)

Это - школьные принадлежности.

4. Итог занятия

Воспитатель:

Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

Молодцы. Итак, что было трудным, что очень понравилось? С какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

5. Рефлексия

«Солнышко и тучка»

А сейчас попрошу оценить свою работу выбрать карточку

Если у вас все получилось –« солнышко»,

Если некоторые задания вызывали затруднения – «солнышко с тучкой»

Если я допустил много ошибок – «тучку с дождиком».

И прикрепить на доску.

Список литературы:

  1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте. " УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
  2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
  3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
  4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
  5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука, формировать умение читать выразительно, правильно, бегло понимать текст, быстро ориентироваться по тексту. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонетического слуха, расширять кругозор.

Оборудование: касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков, проектор, компьютер, учебник "Азбука" часть 2.

Ход урока

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок,
начинается урок.

2. Актуализация знаний. (6 мин)

А начинается наш урок с повторения.

Игра "Звуковая эстафета" (2 мин.)

Описание игры: Учитель показывает букву, а соседи по парте, произносят соответствующие звуки (один называет твёрдый согласный, другой - мягкий);

Молодцы!

Следующая игра называется "Кто быстрее составит слово?" (4 мин)

Оборудование: предметные картинки, касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков.

Описание игры. Учитель показывает предметную картинку и предлагает детям составить слово-название предмета и звуковую схему-модель этого слова. Соседи по парте договариваются между собой, кто какую часть задания будет выполнять, и работают: один из фишек выкладывает схему, второй из букв набирает слово под ней. Побеждает пара, которая раньше других выполнит задание.

3. Постановка темы и целей урока. (2 мин.)

Педагог: "Отгадайте загадку".

Я в июне, и в июле,
Что бы ни случилось вдруг,
Вместе с мамой уезжаю.
А куда? На... (юг).

На какую букву начинается слово отгадка?

Д.- букву Ю .

Назовите тему нашего урока?

Д.- Тема нашего урока - буква Ю.

Какую цель мы поставим себе на уроке?

4. Новая тема. (7 мин.)

Знакомство со звуками [у], [й"у], которые обозначаются буквами Ю, ю.

(По картинке КЛЮЧ.) (2 мин )

(Схема слова не делится на слоги. В слове не ставится ударение. Схема закрашена не полностью. Звук [у] закрашен красным цветом.)

Педагог обращается к детям: "Что это? (Ключ.) Произнесём это слово и хорошо потянем гласный звук. ([Кл"-у-у-уч]) Какой слышим звук? ([у-у-у].) Как произносится согласный звук, который составляет с ним слог-слияние? (Он звучит мягко [л"].) Как читались согласные звуки, когда за ними следовал гласный [у]? (Твёрдо.) Вот эту проблему мы сегодня и будем решать".

Звуко-буквенный анализ слова и определение слоговой структуры. Работа со звуковой схемой. (2 мин)

Педагог: "Произнесите слово ещё раз и скажите, сколько в нём слогов. (В этом слове один гласный звук, значит, один слог.) Составим схему и подтвердим ту необычную ситуацию, которая у нас получилась". Один ученик выходит к доске.

Знакомство со звуком [й"у], который обозначается буквами Ю, Ю. (По картинке ЮБКА.) (1 мин)

(Схема делится на слоги. Ставится ударение на первый слог, схема закрашена не полностью. Звук [й"у] закрашен зелёно-красным цветом.)

Педагог: "Произнесём слово медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем звуки. Особенно самые первые. ([й"у б к а]. Произнесите первый слог. ([й"оу б ].) Какие звуки слышите? ([й"] и [у].) Вот ещё одна проблема возникла у нас на уроке. Как на письме обозначить эти звуки? Какой буквой? Попробуем произнести эти звуки покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносит слово ЮБКА.) Какая буква просится для обозначения звуков ([й"] и [у])? (Буква ю , она может обозначать сразу два звука [й"] и [у].)

В каких случаях это происходит?"

Д.-Когда буква ю стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й"] и [у]. Например: Юра, Юг.)

Игра "Поймай букву" (2 мин)

Оборудование: Текст из учебника "Азбука" с. 47

Описание игры: Дети сначала читают текст, а затем начинают просматривать его по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Один ученик называет слова, где буква Ю обозначает 1 звук, другой - где буква Ю обозначает 2 звука.

В каких случаях это происходит?

5. Физминутка (2 мин)

Раз, два, три, четыре-
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре-
Хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире-
Раз, два, три, четыре.
Наклониться - три, четыре-
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.

Гимнастика для глаз

6. Закрепление. (10 мин)

1. Игра-ребус. Работа с нетбуками (3мин)

"Послушайте загадки:

Назовите самую кислую ягоду (Клюква)

Плетусь по стенам, очень вьючь
А называют меня:. (плющ)

Мальчика узнаю я, без особой муки.
Потому, что надевает вместо юбки:(брюки)

Отыщите среди рисунков отгадку. К каждой отгадке-рисунку подберите схему."

2. Работа со слогами. (3 мин)

Педагог: "Прочитайте слоги в таблице. С любым из слогов составьте слово. Произнесите его и объясните, какие звуки обозначает в вашем слове буква ю".

[ню] [рю] [сю] [лю] [вю] [тю] [бю]

[юн] [юр] [юс] [юл] [юв] [ют]

Педагог: "Присоедините слоги [лю, рю, тю, юл] к определённым слогам и получите слова. (2 мин)

Игра "Мы присядем". (2 мин)

(Игра на дифференциацию на материале прямых и обратных слогов.)

Педагог: "Прочитайте слоги: ню, пю, рю, вю, шю, гю, сю, юш, юр, юл, ют, юк, юв . Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твёрдым согласным звуком".

7. Физминутка (1 мин)

Гимнастика для глаз

8. Закрепление (5 мин)

Педагог: "Назовите предметы на сюжетной картинке, в названиях которых звуки обозначаются буквой ю. Укажите, какие звуки обозначает каждая буква ю. (люстра, брюки, утюг - ([у]). Юбка - [й"у].)

Педагог просит детей самостоятельно составить рассказ по сюжетным картинкам.

Озаглавьте текст".

9. Рефлексия (1 мин)

С какой буквой мы сегодня работали?

Что мы узнали о ней?

Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

Посмотрите на экран и выберите смайлик, который вам больше подходит:

  • Первый смайлик говорит о том, что вам было легко на уроке,
  • Второй - нужна была помощь учителя,
  • Тритий - было сложно.

Список литературы.

  1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте.1 класс" УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
  2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
  3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
  4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
  5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю» . Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук [ю].

Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком [ю]

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

Буква «Ю»


Веселые стихи

Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.

Юнга вел корабль умело,

И вперед смотрел он смело.

Юрка катит снежный ком.

Вьюга кружит за окном.

Юру я не узнаю…

С комом он, как буква Ю .

В. Степанов

Юра тащит вкусный груз –

Замечательный арбуз.

На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

В. Степнов

Юра только сел на стул,

Ножки свесил и заснул.

Юра очень утомился –

Целый день юлой крутился.

Ф. Бобылев

* * *Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква Ю .

А. Шибаев

Юбку я для куклы сшила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Мама!»

Значит, я для дочки шью.

Любят хрюшки букву Ю :

Без нее не скажешь: «Хрю!».

В пути, в неведомом краю

Нам компас – лучший друг.

Одной заглавной буквой Ю

На нем отмечен юг.

Над облаками мы летим

По компасу на юг.

На берег моря, в южный Крым,

Где нет зимою вьюг.

Я узнаю юлу свою,

Когда смотрю на букву Ю .

Пословицы и поговорки

1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.

2. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Скороговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?».

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

Игра «Кто больше?».

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Найди слово».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

Игра «Добавьте звук».

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

Загадки

Спасибо, что посетили мою страничку.

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких - один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Мэр - метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Красное яблоко.

Рис. 10. Красное яблоко ()

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

Закрепление знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания.

Разделим слова на два столбика: первый столбик - где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик - 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

Ветка пьёт

Петя поют

Алёша друзья

мята съели

берёза синие

В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик - где Я обозначает два звука.

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

Проверим правильность выполнения задания:

Тянуть яркий

Петя деревья

Аня растения

рябина ястреб

Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверьте правильность выполнения задания:

Мы е дем, е дем, е дем

В далёкие края ,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья .

На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак - это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Genon.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
  • Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.

Цели:
 Дидактическая цель:
познакомить учащихся с новой
йотированной буквой Ю ю,
особенностями этой буквы:
обозначает два звука [й][у], если
находится в начале слова или
после другой гласной и
обозначает мягкость
предшествующего согласного
звука.
 Образовательная цель:
продолжить обучение учащихся
звуко­буквенному анализу слов,
делению слов на слоги, работе с
предложением, текстом,
создавать условия для
самостоятельной деятельности
учащихся.
 Развивающая цель:
формировать навыки
правильного, осознанного,
выразительного чтения слов,
предложений; учить работать с
текстом, отвечать на вопросы;
работать индивидуально, в паре;
 Воспитательная цель:
воспитывать уважение друг к
другу, родному языку.
(Приложение 1)
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность

ученика
1.
Организационный
момент
Приветствие детей и гостей
урока Слайд 1

Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на
урок,
Улыбнёмся друг другу, и
нашим гостям,
Чудесных открытий желаю
всем вам!
2. Актуализа ция
знаний
– Какое умение поможет нам
сегодня сделать ещё одно
маленькое открытие в мире
звуков и букв.
– Прежде чем приступить к
новому, что необходимо
сделать?
– Вспомните, с какой буквой
мы познакомились на прошлом
уроке?
– Что мы узнали про эту букву?
– Вам было задано прочитать
Текст «Заботливая внучка».
Давайте сейчас проверим, как
вы дома читали.
– Все ли слова вам были
понятны? Объяснение!
– Чтение значения этого слова
из словаря.
Слайд 2
– Давайте продолжим
повторение, какие звуки мы
знаем?
– Что вы можете сказать про
согласные звуки?
– Что можете сказать про
гласные звуки?
– Умение учиться
– Повторить то, что
нам потребуется на
уроке
– С буквой Ха.
– Что согласная,
глухая, непарная,
мяг., и твер.
Чтение текста
– грамотная нет
– Согласные и
гласные
– они звонкие, глухие,
мягкие и твердые
– ударные,
безударные
– а, о, ы, у, и, я, у, ё,
е,
– гл. твердые и
мягкие
– про гласные (я, е, ё)
– они обозначают по 2
звука

3. Постановка
проблемы и её
решение
– Назовите все гласные буквы.
Слайд 3
– На какие группы можно
разделить?
– О каких буквах мы можем
сказать, что они особые
(хитрые) Почему?
– Мы повторили всё, что нам
потребуется сегодня на уроке, а
открыть новое нам поможет
звуковая схема. Слайд 4
– Посмотрите на звуковую
схему. Что вы можете
рассказать про это слово?
– Отгадайте загадку и узнаете,
что я загадала.
Слайд 5
Кручусь, верчусь, и мне не лень
Вертеться даже целый день.
Слайд 6
– Проверим, подходит ли
звуковая схема к слову.
– Какие звуки мы слышим?
– Где возникло затруднение?
– Как мы произносим этот
звук? Легко или трудно?
– Что мы должны узнать?
– Кто догадался, с какой новой
буквой мы познакомимся
сегодня на уроке?
– Кто сможет сказать какая эта
буква гл. или согл.?
– Почему?
– С какими гласными она будет
дружить?
– Сформулируйте тему урока.
Слайд 7
– В этом слове 2
слога, 4 зв., 2 глас., 2
сог, 1 мяг. согл., 1
твёр. согл.

– Юла
– При произношении
слышим звуки [йула]
– При обозначении
первого слога,
– Легко
– Какой буквой
обозначить эти звуки?
– Познакомиться с
буквой Ю
– Гласная
– Легко произносится,
можно спеть
– я, е, ё
– Тема урока: «Буква
«Ю» и звуки, которые
она обозначает».
Формируют цели и

– Значит, каких целей, нам
сегодня надо достичь на уроке?
(вывесить на доску цели)
Слайд 8
 познакомиться с новой
буквой и звуками,
которые она обозначает;
 научиться отличать их от
других звуков;
 учиться читать слова,
слоги и предложения с
новой буквой.
– Кто сможет найти эту букву в
алфавите на стене.
– Эта буква особенная, кто
догадался, почему я так
говорю?
Это первый секрет
– Сейчас откроем учебники и
прочитаем слоги и слова с этой
буквой на стр_________
– Назовите ещё слова, где буква
ю в начале слова.
– Как можно назвать мальчика в
морской форме?
Слайд 9
Чтобы точно узнать значение
слова «Юнга» давайте
обратимся к словарю, я заранее
нашла это слово (работа над
значением слова)
– В этом слове какую роль
играет буква ю?
Слайд 10
– Как вы думаете, можно ли с
уверенностью утверждать, что
буква ю обозначает 2 звука
они выводятся на
экран.

Показывают
– Обозначает 2 звука
Называют по
памяти
– Юнга

– Обозначает 2 звука
– Нет, не всегда
– Плюшки, салют,
верблюд, клюшка
– Буква ю в середине
сл.
– Мягко
– Обозначает
мягкость
предшествующего
согласного звука
– Июль
– Ю обозначает два
звука
– После другой
гласной.
– 1 столбик: Юбка,
одеваю
– 2 столбик: брюки,
всю

всегда?
– Посмотрите на картинки
обратите внимание, есть ли в
этих словах буква ю?
– Где находится буква ю в этих
словах?
– Как вы думаете, какую
команду даёт буква ю соглас­
ным звукам: читаться мягко
или твёрдо?
– Это второй секрет буквы ю.
Как его сформулировать?
Слайд 11
– Назовите, какой месяц
изображён на картинке, если он
считается серединой лета?
– Что мы замечаем, произнося
это слова?
– Обратите внимание, где
находится буква ю.
– Значит буква ю обозначает 2
звука еще когда
Третий секрет
– Мы открыли три секрета
буквы Ю. Проверим, как вы
поняли.
– Найдите в книге текст на
стр.___и из этого текста на
листочки, которые лежат на
партах, выпишите в 1 столбик
слова, где буква ю обозначает 2
звука, а во второй, где мягкость
согласного.
Проверка
Слайд 12
Физминутка
4. Закрепление
Работа с текстом

– Сейчас мы будем работать с

– Есть название
– Понятно о чем
прочитали.
– Матросом
– Первое
предложение
Работа в тетрадях
– Строчная буква Ю
состоит из двух
элементов. Это
наклонная палочка с
соединением и овала.

– Познакомиться с
новой буквой и
звуками, которые она
обозначает
– С буквой Ю
– Обозначает 2 звука;
– Учиться читать
слова, слоги и
предложения с новой
буквой
текстом, который написан у вас
на листочках.
– Подумайте, о ком пойдёт речь
в тексте?
Слайд 13
Юнга
Юркий кораблик «Юла» плывёт
к берегу. Юра –юнга «Юлы». У
Юры уютная каюта и любимый
кот Юпитер. Юнга хочет стать
матросом. Он будет плавать по
морям и океанам.
– Докажите, что вы прочитали
текст.
– Как зовут мальчика?
– Кем он хочет стать? Найдите
и прочитайте предложение, в
котором говорится о названии
корабля
Слайд 14
– Давайте сейчас посмотрим, из
каких элементов состоит
строчная буква ю. Посмотрите,
как правильно надо написать
эту букву.
– Обратите внимание как вы
сидите! Примите правильную
позу. Правильно возьмите в
руку ручку.
– У вас в тетрадях написан
образец. Обведите образец и
напишите до конца строчки
самостоятельно.
– Письмо слогов и слов с новой
буквой по образцам.
Рефлексия

– Какая цель была на этом
этапе урока?
– С какой новой буквой
познакомились?
– Почему она особенная?
– Спасибо, вы отлично
поработали!