Акцент в технологии развития творческих способностей. Компоненты творческих способностей. Возможности урока музыки для реализации

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности и креативность.

П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

· Восприятие проблемы;

· Поиск решения;

· Возникновение и формулировку гипотез;

· Проверку гипотез;

· Их модификацию;

· Нахождение результатов.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.

И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом:

Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Дж. Гилфорд связывает способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Гилфорд занимался проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

· Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

· Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

· Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

· Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

· Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

· Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

· Гибкость мышления.

· Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

· Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

· Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей.

· Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.

2. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

3. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

Скорость мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:

· Принцип исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);

· Принцип поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);

· Принцип требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;

· Принцип признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем- от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

_____________________________________________________________________________

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии».

Кондратюк Н.Г.

с. Мыс Каменный

  1. Введение.
  2. Условия, влияющие на развитие творческих способностей.
  3. Психолого-педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
  4. Методики диагностики творческих способностей.
  5. Заключение.

В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Важной задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека. В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход при обучении и воспитании.

Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ученика, укрепляет его внимание и память. Очень важно учителю развивать интерес у своих учеников к познанию и творчеству.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью.

Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.

2. Условия, влияющие на развитие творческих способностей.

Проявлению творческих способностей учащихся мешают определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним барьерам относятся:

  • стереотипы
  • излишняя ориентация на одобрение
  • заниженная самооценка
  • недостаточный уровень саморегуляции.

К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие способности, относятся:

  • критика
  • стресс
  • дефицит времени

Преодолеть эти барьеры ученикам может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений, который стремится создать в классе благоприятную психологическую атмосферу.

В исследовании Е.Торранса показано, что дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемые свободно экспериментировать, в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети, которые работают в условиях оцениваемой деятельности. Основная цель принципа неоцениваемой деятельности – это освобождение учащихся от страха делать ошибки.

Важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя , в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями . Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

Очень важно, чтобы педагог обладал конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей личностными ориентациями , к которым можно отнести следующие:

  • поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;
  • не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по своему;
  • уважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
  • предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, вкусовых, тактильных образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
  • безоценочность к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов творчества ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом;
  • не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
  • творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса;
  • не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка;
  • больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам;
  • развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
  • поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности;
  • использовать психологические творческие методики и задания, творческие игры.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.

Можно сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога является самовоспитание конструктивных ориентаций (вышеперечисленных), повышающих эффективность его усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации своей работы.

3. Психолого-педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание следующих условий:

  • условия физические, т.е. наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;
  • условия социально-экономические, т.е. создание у детей чувства внешней безопасности, когда они знают, что их творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;
  • психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Роль учителя в творческом процессе учеников не ограничивается лишь созданием условий, она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. Учителю необходимо:

  • создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться;
  • поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;
  • избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;
  • быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство, вопросы и идем ребенка;
  • давать ребенку возможность самостоятельно заниматься творческим процессом;
  • находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;
  • поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения.

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

  • познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения;
  • задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
  • система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В своей работе использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

  • эвристический;
  • исследовательский;
  • проблемный;
  • поисковый

Именно использование вышеперечисленных методов обучения позволяют мне предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Задача учителя – помочь учащимся актуализировать творческие способности на уроках технологии, развивать их, в этом могут помочь стратегии, разработанные Стернбергом и Любартом. На их основе можно сформулировать следующие правила для педагога, работающего над развитием творческих способностей учащихся:

  • Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.
  • Поощрять сомнения , возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
  • Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
  • Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
  • Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:

Представьте, что…; - изобретите…;

Предложите гипотезу…; - придумайте…

  • Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
  • Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
  • Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель.

У каждого учителя свои принципы взаимодействия с учеником. Жизненный путь любого человека – это самопознание, самосовершенствование и реализация своего предназначения, каковы же критерии выбора форм и методов сотрудничества?

Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и искать. Данный процесс должен развиваться по спирали: начиная с полной свободы действий для самовыражения, через изменение количественного и качественного уровня знаний, умений, навыков, вновь к работе по воображению в творческой атмосфере, но уже с новыми возможностями для самовыражения.

Теплов Б.М. писал. Что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

4. Методики диагностики творческих способностей.

Под творческими способностями ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Использование различных методик диагностики творческих способностей позволяет выявить общие принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

  • отсутствие ограничения по времени;
  • минимизация мотивации достижения;
  • отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
  • отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования. Представленная ниже методика диагностики творческих способностей была адаптирована на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН.

Опросник креативности Джонсона (ОК)

Диагностическая цель : фокусирует внимание на элементах, которые связаны с творческим самовыражением, это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности.

Опросник может быть использован только как метод экспресс-оценки. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего его лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время выполнения какой-либо деятельности, на занятиях)

Процедура тестирования : Заполнение опросника требует 10-20 минут. Каждое утверждение опросника оценивается по пятибальной шкале.

Лист ответов

Класс………… Возраст…………….

Инструкция. Пожалуйста, оцените, используя пятибальную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики.

Возможные оценочные баллы:

1 – никогда

2 – редко

3 – иногда

4 – часто

5 – постоянно

Характеристики креативности

сумма

фамилия

баллов

Текст опросника.

Контрольный список характеристик креативности:

Творческая личность способна:

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)
  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость)
  4. Предлагать дополнительные детали, идей, версии или решения (находчивость, изобретательность)
  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать свои возможности (воображение, способности к структурированию).
  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность, продуктивность)
  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность)
  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка результатов .

При работе с ОК можно быстро произвести подсчеты. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов).

Соотношение полученных баллов по опроснику Джонсона и уровней креативности

Мною была проведена диагностика творческих способностей в 5-9 классах Мыскаменской школы-интерната. (Приложение I). Результат диагностики показал, что с возрастом наблюдается динамика роста показателей креативности учащихся. Это свидетельствует о развитии творческих способностей учащихся.

5.Заключение.

Таким образом, для развития способностей учащихся необходимы следующие психолого-педагогические условия:

1. Создание атмосферы доброжелательности на уроках технологии. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.

3.Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку я должна выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и способствовали развитию творческих способностей.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. Вопросы психологии.
  2. Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с. 28-33
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1991. – 90с.
  4. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.: Мир, 1992. - 435-442с.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: «Питер», 2000.
  6. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 375с Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981.
  7. Круглова Н. В. Творческая личность в фокусе науки. - "ТРИЗ", 1991.
  8. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для 11 класса – М.: Вентана-Графф, 2012г.
  9. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. псих. наук. - М., 1996г.
  10. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.

1

Проведен теоретический анализ работ, посвященных проблеме структуры творческих способностей. Отмечено, что многими исследователями в структуре творческих способностей выделены мотивационный, личностный и когнитивный компоненты. Подчеркнута важность рассмотрения процессуальной стороны творчества, характер которой влияет на результативность творческой деятельности. В связи с этим выделены компоненты, непосредственно связанные с этой стороной творческой деятельности: деятельностно-процессуальный компонент, включающий творческую самостоятельность и способность оптимизации своего поведения (выбор такой стратегии поведения, которая приведет к положительному результату); рефлексивный компонент (способность к глубокой рефлексии, стремления к эстетическому обогащению, самообразованию и саморазвитию). Таким образом, структура творческих способностей младших школьников имеет следующие компоненты: когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, мотивационно-ценностный, деятельностно-процессуальный, рефлексивный.

творчество

креативность

творческие способности

структура творческих способностей

компоненты творческих способностей

творческие способности младших школьников

1. Барышева Т.А. Психологическая структура креативности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 145. – С.54-63.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 c.

3. Гетманская Е.В. Личность: креативные характеристики // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. – № 1. – С 15-20.

4. Гончарова Е.В. Развитие креативности старших дошкольников в процессе ознакомления природы // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 6-12.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.

7.Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: дис. … канд. психол. наук. – Омск, 2002. – 215 с.

8. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. – 2015. – № 09 (сентябрь). – ART 15320. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm. (дата обращения: 11.09.2015)

9. Кудрявцев В.Т. Тропинки. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования / В.Т. Кудрявцев. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 с.

10. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. – М.: Политиздат, 1976. – 144 c.

11. Максимова С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности // «Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования». Серия «Экология творчества» / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. – Челябинск: Паритет-Профит, 2002. – № 2. – С. 42-58.

12. Малахова И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект: монография / И.А. Малахова. – Минск: БГУ культуры и искусств, 2006. – 327 с.

13. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

14.Моляко В.А. Концепция творческой одаренности // Первые международные научные Ломоносовские чтения. – М.,1991. – С. 102–104.

15. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. – М.: ТОО Горбунок, 1992. – 224 с.

16. Шульга Е.П. Структура и развитие креативных способностей младших школьников: дис. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 233 с.

17. Guilford J.P., Demos G.D., Torrance E.P. Factors That Aid and Hinder Creativity // Creativity Its Educational Implications. John Wiley and Sons, Inc. N.Y., 1967. – 336 р.

18. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо /пер. с англ. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.

19.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер /пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997. – 402 с.

В центре внимания современной педагогической науки и практики находится проблема воспитания свободной, критически мыслящей, творческой личности. Именно поэтому проблема развития творческих способностей остается актуальной уже достаточно долгое время. ФГОС НОО второго поколения ставит перед учителем задачу воспитания любознательного, активно познающего и творчески созидающего ученика. Понимание структуры творческих способностей есть необходимое знание для современного учителя, стремящегося решить проблему организации работы по развитию творческих способностей в современных образовательных учреждениях.

Под творческими способностями мы понимаем синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к успешному её выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т.д.) . Творческие способности присущи каждому, они формируются и развиваются в деятельности. Продукт, получаемый в результате творческой деятельности, несет на себе отпечаток индивидуальных особенностей личности. Качество продукта (его проработанность, законченность, выразительность, степень оригинальности) зависит от особенностей процессов мышления, восприятия и мотивационной составляющей (заинтересованности в деле, потребности в творческом самовыражении) индивида. Но какова структура творческих способностей?

Под структурой творческих способностей мы будем понимать сумму компонентов (ряд частных способностей), составляющих единство психологических и личностных элементов, ведущих к успешному выполнению деятельности или появлению субъективно/объективно нового.

Для выделения структурных компонентов творческих способностей для нашего исследования мы обратились к анализу научной литературы, результатам исследований по данной теме.

В работах зарубежных исследователей нет такого понятия, как «творческие способности». Есть понятие «креативность», которая определяется по-разному, в зависимости от подхода: 1) как составляющая общей умственной одаренности; 2) как универсальная познавательная способность; 3) как устойчивое свойство личности. Представители когнитивного подхода (Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг, Е. Торренс, Л. Кропли и др.) не выделяют креативность как самостоятельную специфическую форму психической активности. С их точки зрения, креативность - способ применения интеллекта, характеризующийся гибкой и разносторонней обработкой информации. По Р. Стернбергу, структуру креативности составляют «три специальные интеллектуальные способности: 1) синтетическая - видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления; 2) аналитическая - оценить, стоят ли идеи дальнейшей разработки; 3) практически-контекстуальная - убедить других в ценности идеи» .

Другие исследователи (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд и др.) придерживаются иной точки зрения - креативность как самостоятельный процесс. Дж. Гилфорд определил креативность как «универсальную познавательную творческую способность», в основе которой лежит дивергентное мышление (ориентируемое на поиск нескольких вариантов решения проблемы). Им были выделены следующие интеллектуальные способности, входящие в структуру креативности. Среди них: беглость мысли (способность к порождению большого числа идей); гибкость мысли (способность использовать разные стратегии решения); оригинальность (способность избегать очевидных, банальных ответов); любознательность (чувствительность к проблемам); разработанность (способность детализации идей) .

Дальнейшие исследования в области креативности разрабатывались на основе личностного подхода - креативность стала пониматься как свойство личности. Здесь большую роль исследователи отвели эмоциональной и мотивационной сферам. Ими (С. Спрингер, Г. Дейч, Ж. Годфруа, Л.С. Кьюби, Ф. Бэррон) были выделены следующие личностные черты, присущие людям, успешным в творчестве: непризнавание социальных ограничений, чувствительность, ярко выраженное эстетическое начало, двойственность натуры, самонадеянность, уверенность в себе, независимость, эксцентричность, агрессивность, самодовольство, независимость суждений, ранимость, неконформность, любознательность, острый ум, открытость новому, предпочтение сложности, высокая увлеченность задачей, большая сила духа, стойкость к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам, чувство юмора . Что касается мотивационной сферы, то здесь две точки зрения. Креативным людям присуща: 1) тенденция к самовыражению, достижению «соответствия своим возможностям»; 2) тенденция к риску, желание достичь и проверить свои предельные возможности. Выделяются и другие мотивы: например, игровые, инструментальные, экспрессивные, внутренние. Последним исследователи (М. Васадур, П. Хаусдорф и др.) уделяют большое внимание . Именно от внутренней позиции личности, ее направленности, ценностных ориентиров зависит результат любой деятельности, а тем более деятельности творческой.

Дальнейшее развитие проблема креативности, структуры творческих способностей получила в нашей стране. Возникло новое направление - психология творчества. Креативность понимается как специфическая способность, не сводящаяся лишь только к интеллекту. Однако во многих исследованиях структура творческих способностей опирается на когнитивную их сторону - так называемое творческое мышление (мышление , направленное на принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям). Так, А. Н. Лук, основываясь на исследованиях Дж. Гилфорда, расширил количество показателей креативности, включив в них помимо когнитивного компонента особенности восприятия, темперамента и мотивации .

С. Медник рассматривает креативность в качестве ассоциативного процесса. Творческие способности в его понимании есть синтез развитых конвергентного мышления и дивергентного. Именно поэтому в структуре творческих способностей автор выделяет следующие единицы: способность к быстрой генерации гипотез; ассоциативная беглость; нахождение сходства между отдельными элементами (идеями); опосредование одних идей другими; интуитивная прозорливость . Я. А. Пономарев также подчеркивает важность интуиции и отмечает ее одной из важных составляющих творчества.

Дальнейшее изучение творческих способностей привело к отражению и закреплению в структуре творческих способностей личностных и поведенческих аспектов (когнитивно-аффективный компонент).

Е. Туник выделяет следующие структурные компоненты творческих способностей: любознательность; воображение; сложность и склонность к риску .

А. М. Матюшкин, изучавший творческую одаренность, обосновал следующую ее синтетическую структуру: высокий уровень познавательной мотивации; высокий уровень исследовательской творческой активности; гибкость мышления; беглость мышления; способность к прогнозированию и предвосхищению; способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки .

В. А. Моляко выделил составляющие творческого потенциала, включив в них: задатки и склонности индивида; силу проявления интеллекта; особенности темперамента; особенности характера; интересы и мотивацию; интуитивизм; особенности организации своей деятельности .

В исследованиях Д. Б. Богоявленской когнитивная и аффективная подсистемы личности находят свой выход в так называемой «интеллектуальной активности» - нестимулированной продуктивной деятельности, познавательной самодеятельности. Интеллектуальная активность - «способность к развитию деятельности по инициативе самого субъекта». Эта активность есть та сила, которая движет творческим процессом. Структура творческих способностей выглядит «как взаимоотношение «целого» (интеллектуальной активности) и «части» (общие умствен-ные способности, мотивы)» . Мы подчеркивает главное в таком подходе - творчество рассматривается как активность личности, заключающаяся в возможности выхода за пределы заданного.

В. Н. Дружинин видит структуру творческих способностей следующим образом: интеллект; обучаемость; креативность (преобразование знаний). Он подчеркивает важность индивидуальных особенностей личности, которые приводят к доминированию либо активности надситуативной (творческой), либо адаптивной (нетворческой), что позволяет делить людей на более и менее творческих .

Само понятие надситуативной активности было введено В. А. Петровским . Это выход за пределы заданного, внешних условий и собственных потребностей; это стремление к самоактуализации и созиданию; это выбор неизвестности; постановка избыточных, с точки зрения исходной задачи, целей. Творчество есть форма надситуативной активности.

Взгляды В. А. Петровского получили развитие в работах С. В. Максимовой, разработавшей концепцию дуальности неадаптивных и адаптивных проявлений в творчестве . Cогласно этой концепции творческий процесс составляют активность неадаптивная, порождающая новые идеи, цели и т.д. и активность адаптивная, необходимая для их реализации.

Сейчас остается актуальной тенденция рассматривать структуру творческих способностей в единстве когнитивных и личностных переменных.

И. А. Малахова предлагает следующую структуру творческих способностей: мышление (конвергентное, дивергентное); качественные показатели мыслительной деятельности (широта категоризации, беглость, гибкость, оригинальность); воображение; творческое самочувствие; интеллектуальная инициатива (творческая активность, чувствительность к проблеме) .

В. Т. Кудрявцев, рассматривая структуру творческого потенциала, указал на воображение и инициативность .

Е. В. Гетманская выделяет три взаимосвязанных структурных компонента: познавательная мотивация; творческое мышление; творческие качества личности .

Т. А. Барышева наряду с мотивацией и дивергентностью включает в структуру творческих способностей и эстетический компонент (формотворчество, перфекционизм) .

Е. В. Гончарова включила в познавательно-креативный компонент воображение и эмоциональную развитость, в познавательно-интеллектуальный - вербальный интеллект, творческое мышление, познавательную активность, а в творческий - творческое восприятие и творческий продукт .

Младший школьный возраст рассматривается нами как наиболее удачный период для развития творческих способностей. Поскольку именно в этом возрасте при сохранении детской непосредственности, любознательности, впечатлительности и стремления к познанию происходит развитие всех когнитивных процессов, воображения, мотивационной сферы, индивидуальности. Ребенок ищет себя в учебной деятельности, общении, он открыт новому опыту и верит в себя.

Работ по проблеме структуры творческих способностей младших школьников немного.

Л. Г. Карпова обосновала в структуре творческих способностей младших школьников существование когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов .

У Е. П. Шульги есть эмоциональный и деятельностный компоненты. Мотивация и личностные особенности объединены исследователем в мотивационно-личностный компонент. Креативность, творческое мышление и воображение входят в когнитивно-креативный . Здесь мы наблюдаем в структуре все те компоненты, с которыми уже встречались в работах разных исследователей, представленных нами выше.

С точки зрения Г. В. Тереховой развитие творческих способностей есть результат обучения младших школьников творческой деятельности. Поэтому исследователь выделяет в структуре творческих способностей следующие компоненты: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности .

Итак, в научной литературе не существует единого мнения по вопросу структуры творческих способностей. Однако мотивационный, личностный и когнитивный компоненты нашли отражение во многих работах по данной проблеме. Многие исследователи этими компонентами и ограничиваются. Мы же отмечаем недостаточное внимание исследователей к процессуальной стороне творческой деятельности (анализ проблемы, поиск противоречий, разработка решения, обоснование и т.д.), и, как следствие, отсутствие в структуре творческих способностей составляющих, ответственных за результативность творческого процесса. Именно поэтому мы выделяем деятельностно-процессуальный компонент, включающий творческую самостоятельность и способность оптимизации своего поведения (выбор такой стратегии поведения, которая приведет к положительному результату). Развитие творческих способностей невозможно без глубокой рефлексии, стремления к эстетическому обогащению, самообразованию и саморазвитию. Поэтому нами был выделен еще один самостоятельный компонент - рефлексивный.

Структура творческих способностей младших школьников в нашем понимании выглядит следующим образом:

1) когнитивно-эмоциональный компонент (дивергентное мышление, особенности темперамента, экспрессивность, эмоциональная чувствительность);

2) личностно-креативный компонент (творческий потенциал, воображение, критичность, независимость, склонность к риску, интеллектуальная активность);

3) мотивационно-ценностный компонент (потребность в творческой деятельности, общественно-значимые мотивы деятельности, признание ценности творчества);

4) деятельностно-процессуальный компонент (творческая самостоятельность, способность оптимизации своего поведения);

5) рефлексивный компонент (самооценка творческой деятельности, стремление личности к самообразованию, саморазвитию).

Выделенные нами компоненты указывают на направления деятельности учителя по диагностике и развитию творческих способностей учащихся и могут найти своё отражение в методических разработках.

Рецензенты:

Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Кондратьева Н.В., Ковалев В.П. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21736 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Педагогическая наука во всем мире переживает период переосмысления философских оснований образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, экономическим и социальным развитием современного общества. Градационная система образования, ориентированная на парадигму “учитель – учебник (в широком понимании) – ученик, в которой акцент делался на деятельность преподавателя, учитель выступая в роли основного и наиболее авторитетного источника информации. Новый подход к образованию требует и смены акцентов: “ ученик – учебник (информационно-предметная среда) – учитель, где акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Что же мы понимаем под таким понятием как “творческий потенциал”, “творчество”? На наш взгляд можно рассматривать творческий потенциал как динамическое интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность к творческой самореализации и саморазвитию.

В чем же состоят особенности формирования творческого потенциала учащихся? При всей своей индивидуальности и неповторимости процесс развития творческого потенциала учащихся – это регулируемый, управляемый процесс, успешность которого зависит от ряда педагогических условий, которыми на наш взгляд являются:

  • Учет возрастных способностей учащихся;
  • Трансляция творческого потенциала учителя.

Но при этом необходимо выполнять основные требования к построению методик:

– стандартизация, то есть установление единообразие процедуры проведения и оценки результатов, надежность, понимания как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых;
– валидность – пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.

Выделим несколько этапов в формировании творческого потенциала учащихся.

I этап – диагностический На этом этапе деятельность направлена на выявление одаренных детей, чьи интеллектуальные способности превышают средний уровень развития, креативность проявляется в нестандартных способах решений, мотивация направлена на глубокие знания и эрудицию. Составляющими этого этапа являются первичная и психологическая диагностики. Первичная диагностика строится на традиционных методах педагогических исследований, к которым относится наблюдение, изучение ученического творчества, беседы, дискуссии и др. Психологическая диагностика помогает оценить интеллект, креативность, мотивацию личности при помощи специальных тестов. Она важна и необходима, т.к. одаренность может быть скрытой и не являться очевидной для окружающих.

Рассматривая особенности формирования творческого потенциала учащихся, возникает необходимость использования и реализации различных педагогических инновационных технологий для “распознания” одаренных и талантливых детей. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос “как учить” с одним существенным дополнением “как учить результативно”.

В нашей школе обучение детей с выраженными способностями к определенным видам деятельности организуется на III ступени обучения путем дифференциации на профильные и общеобразовательные классы. Таким образом создается достаточная мотивация и хорошие условия для реализации инновационных технологий, таких как: технология развития критического мышления, педагогическая технология “Дебаты”, учебная дискуссия и конечно информационные технологии. Одной из форм применения ИКТ является урок– презентация. Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности: создать слайды для демонстрации исторических явлений, рисунки, схемы, фотографии, тексты, видео– и звуковые записи. Большое внимание мы уделяем вкладу обучающихся в создание презентации, поэтому стараемся превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. Школьник создают презентации как проект, используя различные источники информации (текст учебника, дополнительная литература, Интернет, электронные учебники и учебные пособия), как иллюстрацию к докладу, сообщению, реферату. Для развития творческого потенциала обучающихся используем на уроках интерактивные творческие задания. Это может быть составление обучающимися исторических задача, решение творческих задач, написание рефератов, докладов, составление кроссвордов по теме, создание и выполнение проектов. Исходя из этого в нашей школе так же разработана и внедрена комплексная целевая программа “Интеллект”.

Далее мы выделяем II этап в развитии творческого потенциала учащихся – проектировочный. Здесь используем метод обогащения для более быстрого продвижения одаренных детей к высшим познавательным уровням в области выбранного предмета. Обогащение учащихся знаниями – это организация спецкурсов по истории, где привлекаются преподаватели вузов, индивидуальная, групповая работа и др. Учащиеся получают материал к дополнительным курсам, имеют больше возможностей для развития мышления, проявление креативности, умения работать самостоятельно, для навыков исследовательской работы. Таким образом создаются достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка.

III этап – организационно-коррекционный. В нашем образовательном учреждении отдается предпочтение организации работы учащихся в малых группах. Именно при осуществлении работы в малых группах у педагога появляется возможность увидеть затруднения и препятствия, которые мешают ребенку развиваться дальше. На этапе практической деятельности особое место уделяется формированию навыков работы с документами, историческими картами, с информацией, а также формированию навыков установления причинно-следственных связей, умений анализировать и формулировать выводы по результатам анализа, осуществлению смысловой группировки материала, презентации и защите проектов. Очень важно на данном этапе, так это научить ребенка работать самостоятельно.

IV этап – оценочный. Это этап проверки приобретенных знаний обучающихся, обобщения и систематизации ошибок, пробелов с учетом полученных результатов. Функции учителя на данном этапе – контрольные, оценочные и корректирующие. Приобретенные знания проверяются участием обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня: участие в работе городской научно-практической конференции “Интеллектуал”, участие в Национальной Образовательной Программе “Интеллектуально – Творческий Потенциал России”, успешное участие в олимпиадах по истории (призовые места в городе, области). С 2000 года проводятся Всероссийские олимпиады по истории. Из двенадцати проведенных олимпиад наши учащиеся участвовали в восьми, в 2000, 2006, 2007, 2008 годах становились призерами. В 2009, 2010, 2011, 2012 год ученики нашей школы становились победителями и призерами Региональных межвузовских олимпиад по истории. Также в 2009 г. ученик нашей школы при выполнении ЕГЭ по истории получил 100 баллов.

Есть великая формула “дедушки” космонавтики К.Э Циолкосвского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творчества: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные”.

Видимо это и есть путь становления творческих способностей, путь развития исследовательского таланта. И нам, педагогам, важно выявить творческий потенциал каждого обучающегося, чтобы помочь ему в дальнейшем развитии.