Формирование навыков и привычек. Формирование навыков и привычек поведения. Формирование культурно-гигиенических навыков

1 УМЕНИЯ…………………………………………………………………………………………5

2 НАВЫКИ…………………………………………………………………………………………7

2.1 Виды навыков………………………………………………………………………………….9

2.2 Роль упражнения в выработке навыков……………………………………………………..10

2.3 Взаимодействие навыков……………………………………………………………………..11

3 ПРИВЫЧКИ……………………………………………………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………17


ВВЕДЕНИЕ

Научные знания, в том числе и психологические, все более становятся в наше время мощной производительной силой. Поэтому овладение сведениями из области психогигиены, психопрофилактики, саморегуляции и самопрограммирования личности, которыми так богат исторический опыт человечества, имеет не только теоретический интерес, но и непосредственное практическое значение. Современный хорошо информированный читатель уже достаточно подготовлен не только для восприятия этого опыта, но и для понимания сущности психических процессов, лежащих в его основе.

Сущность человека открыта будущему, что ее возможности универсальны. Миру природы человек противостоит в своем бытии как сила универсальная, обладающая неисчерпаемыми возможностями, уходящими в бесконечность. И это диалектическое единство постоянного, устойчивого и беспрерывно меняющегося - одна из наиболее важных характеристик человека. Поистине человек - самое изменчивое существо.

В связи с этим перед такими науками о человеке, как психология, педагогика, медицина, стоит большая задача приумножения, развития и использования тех величайших резервов нервной системы и психики человека. Преимущества психического самопрограммирования перед всякого рода фармакологическими и генохирургическими воздействиями прежде всего состоят в том, что такое самопрограммирование делает человека истинно свободным творцом собственной личности. Именно этот путь совершенствования личности исключает всякий соблазн навязать что-то ей несвойственное или, тем более, преднамеренно программировать ее поведение посредством постороннего вмешательства.

Ознакомление с закономерностями и методами программирования психической деятельности поможет лучше понять приведенные примеры, которые он не без основания мог воспринять с недоверием. Важнее другое: методы самопрограммирования и саморегуляции психических состояний предоставляют широкие возможности для самосовершенствования человека, создавая дополнительные «степени свободы» для его многостороннего развития.

Овладение соответствующими навыками позволяет не только в высокой степени интенсифицировать свой интеллектуальный и физический труд, но и сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера и даже корректировать некоторые физические недостатки собственного тела. Именно такой высокий уровень саморегуляции личности исключает возможность постороннего отрицательного влияния и духовного насилия.

Именно развитая способность к саморегуляции и самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основных характеристик психологического облика человека будущего.

1 УМЕНИЯ

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрос­лый тоже умеет читать. Между этими «умениями» лежит много­летний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психо­логической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Эле­ментарные умения - это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение -мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Пример соотношений элементарных умений, навыков и мастерства на примере труда учителя.

Студент педвуза имеет элементарное умение работать с доской. Умение возникло в пе­риод обучения студента в школе и вузе, но в его выполнении студент целенаправленно и постоянно не упражнялся. Психоло­гия, педагогика, частная методика подводят теоретическую основу под это умение. Так, изучение в курсе психологии понятий «контраст ощущений», «отношение фигуры и фона», «распреде­ление и концентрация внимания» обосновывает требования, ко­торые предъявляются к записям на доске. Однако и окончив вуз, студент может не приобрести навыка писать на доске. Отсутствие навыка приводит к тому, что учитель кидается с каждой очередной формулой на ближайшее свободное место дос­ки, беспорядочно стирает ранее написанные выражения, так что на доске после урока остается каша бессвязных символов.

Умение вести запись на доске доводится до уровня навыка в первые годы работы в школе и затем становится эле­ментом мастерства учителя, для которого характерно видение всей записи до того, как она осмысленно и аккуратно выстраивается на доске во время урока.

Элементарное умение выполнить что-то возникает из подра­жания, из случайных знаний. Например, пятиклассники, впервые попавшие в столярную или слесарную мастерскую умеют пи­лить, но у большинства из них приемы обращения с инструмен­тами неправильны. Первоочередная задача учителя - вырабо­тать правильные навыки применения инструментов и в дальней­шем трудовом обучении поднимать выполнение деятельности до уровня мастерства.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех уме­ний, складывающихся только в результате наблюдения и под­ражания.

2 НАВЫКИ

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык - упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 -3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный конт­роль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен­ность в движениях.

В историческом плане человеческая деятельность возникает как деятельность совместная, из которой позднее выделяется деятельность индивидуальная. Освоение индивидуальной деятельности осуществ­ляется путем формирования навыков, умений и привычек.

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки - это действия, сформированные путем повторения, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную созна­тельную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

В первый период формирования навыка происходит первона­чальное знакомство с движением и овладение им, важную роль при этом играет внутренняя картина движения; во второй - автоматизация движения; в третий - окончательная шлифовка движения - стандар­тизация (стереотипность) и стабилизация (упрочение навыка). Следует обратить внимание на то, что в случае приобретенных навыков можно говорить лишь об их частичном автоматизме. Физиологически автома­тизация заключается в изменении регулирующей роли сознания: в начале выполнения нового действия оно жестко регулируется сознанием, по мере повторения этого действия сознательный контроль снижается, заменяется сенсорным.

Навыки формируются в результате упражнений как многократных целенаправленных повторений действий. При этом по мере упражнений меняется качество действий: происходит совмещение движений, умственный контроль заменяется сенсорным, или один вид сенсорного контроля заменяется другим. Это хорошо видно на примерах: начинающий занятия на фортепьяно вначале разучивает произведение каждой рукой по отдельности, затем - одновременно; вначале следит за клавиатурой, затем свободно и бегло ориентируется руками, снимая зрительный контроль. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.



Выполнение автоматизированных действий все же сопровож­дается контролем. Особенно это ощутимо, если приходится выполнять действия, доведенные до автоматизма, в изменившихся условиях. Человек не может одновременно выполнять более двух действий, освоенных на уровне навыка. Это обусловлено тем, что каждое требует внимания и контроля на уровне сознания.

Выполнение деятельности всегда предполагает взаимодействие навыков. Доказано различное влияние уже сформированных навыков на овладение другими. Существуют как «положительное» влияние одного навыка на формирование другого, так и отрицательное. Положительное влияние, выражающееся в более легком и быстром овладении новым навыком, получило название «положительный перенос навыка». Положительный перенос имеет место при овладении игрой на втором музыкальном инструменте, при изучении второго (третьего) иностранного языка, при овладении различными техни­ческими средствами передвижения, он проявляется и как перенос навыка игры на музыкальном инструменте в работу с клавиатурой компьютера. Обратное влияние одного навыка на овладение другим получил название интерференции навыков. Особенно сказывается интерференция при так называемом переучивании. Так, если ученик научился побуквенному чтению, его бывает трудно переучить читать по слогам.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе может произойти деавтоматизация - утрата легкости, быстроты, плавности выполнения действий. Так, если случается длительный перерыв в вождении автомобиля и т.п., непременно отмечается «потеря навыков управления», и человеку необходима дополнительная тренировка. Даже преподаватель вуза с большим опытом лекторской деятельности в начале нового учебного года после летнего отпуска может испытывать некоторое дополнительное напряжение, приступая к чтению лекции.

Умения - это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения образуются в результате приобретения знаний и навыков, объединения их в системы. Это означает, что освоение деятельности на уровне умений следует за уровнем навыков. Умение есть такое освоение деятельности, которое обеспечивает безошибочность и гибкость выполнения действия, гарантирующего надежный планируемый результат. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Отличительной особенностью умений является способность изменить последо­вательность выполняемых действий, характер операций без ущерба для результата.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности. Возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составля­ющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности (например, спортивная) целиком построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запо­минанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Еще один элемент деятельности - это привычка. Устойчивые навыки образуют привычное поведение. Привычка есть потребность в выполнении определенных действий. Физиологическую основу привычки образует динамический стереотип, сформированный как система условнорефлекторных связей в ответ на некоторые повторяющиеся условия. Динамический стереотип - достаточно устойчивое образование, и его «ломка» как изменение привычки может проходить весьма болезненно. Так, отмечаемые адаптационные проблемы при смене места работы, переезде на другое место жительства, переводе школьников в другой класс, другую школу - все они представляют собой изменение привычки, «ломку» динамического стереотипа. В подобных случаях полезно знать особенности нервной системы (пластичность - ригидность), чтобы создать соответствующую установку на предстоящие перемены.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки.

Каждое действие имеет моторный и сенсорный компонент (исполнение, контроль и регулирование - функции этих компонентов). Способы исполнения, контроля и регулирования называются приемами деятельности, частичную автоматизацию движений называют навыком.
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Деятельность имеет сложную структуру, в ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операции, психофизиологические функции.
Действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, они складываются из определенных движений.
Н.А. Бернштейном был предложен принцип управления движениями, он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея в виду, коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с этим выделяют различные структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.
Умения – способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности, они всегда опираются на знания.
Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.
Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические, а также на:
- двигательные (складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебе);
- умственные (складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений и т.д.).
Значение умений и навыков велико: они облегчают физические и умственные усилия, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Функциональные компоненты навыка:
1. Обученность, как чистая составляющая навыка (система реакции, координации и др.).
2. Адаптация к конкретным условиям.
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
1. Аналитический – первоначальное знакомство с движением и овладение отдельными элементами действий.
2. Синтетический – объединение элементов в целостное действие.
3. Автоматизация – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снять напряжение.
Этапы формирования двигательных навыков:
1. Осмысление навыка. (Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения, грубые ошибки при по пытках выполнения действий.)
2. Сознательное, но неумелое выполнение (Несмотря на интенсивную концентрацию, произвольного внимания, множество лишних движений, отсутствие положительного переноса данного навыка).
3. Автоматизация навыка (все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка).
4. Высокоавтоматизированный навык (точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия).
5. Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок.
6. Вторичная автоматизация навыка – восстановление особенностей 4-го этапа.
Таким образом, видно, что навык образуется в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий, причем по мере упражнения количественные изменения переходят в качественные.
Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос – выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством).
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и др. качества автоматизированного действия.
Навык может быть сформирован через:
- простой показ;
- объяснение;
- сочетание показа и объяснения.
К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыка можно отнести: число упражнений, их темп и распределение во времени, а также знание результатов.
Причины, влияющие на продуктивность навыка:
- объективные (конструкция оборудования, его состояние, условия работы);
- субъективные:
- физиологические (утомление, состояние здоровья);
- психические (отношение к деятельности, уверенность в своих силах, настроение, динамика навыка).
Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но не всегда бывают разумными и полезными.
Пути формирования привычек:
- через подражание;
- в результате многократного повторения действий;
- через сознательные целенаправленные усилия, например, путем положительного подкрепления желаемого поведения.
Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна.
Суть теории: в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями понимаются морфологические слои в ЦНС. Каждый уровень имеет свои моторные проявления и каждому уровню соответствует свой класс движений. В организации сложных движений, участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится движение – ведущий уровень. В сознании человека представлены только компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, работа фоновых уровней, как правило, не осознается. Формально одно и тоже движение может строиться на разных уровнях. Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, задачей движения.
Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний; не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важный аспект движения – тонус мышц. На него поступают сигналы, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия. Собственные движения уровня: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха и др.
Уровень В – уровень синергий. На нем перерабатываются сигналы, сообщающие о взаимном положении и движении различных частей тела. Уровень решает задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Собственные движения уровня: движения, не требующие учета внешнего пространства, например, мимика, потягивание и др.
Уровень С – уровень пространственного поля, на него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве. Собственные движения уровня: движения, приспособленные к пространственным свойствам объекта, к их форме, положению, весу и др., например, ходьба, прыжки, акробатика, стрельба и др.
Уровень D – уровень предметных действий, корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами (почти монопольно принадлежит человеку). Собственные движения уровня: орудийные действия, манипуляции с предметами, например, шнуровка ботинок, чистка картошки и др. Характерная особенность движений этого уровня – они сообразуются с логикой предмета; скорее это уже действия, а не движения, поскольку в них не совсем фиксирован двигательный состав движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действий.
Уровень Е – уровень интеллектуальных двигательных актов, таких как речевые движения, письмо и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а вербальным смыслом.

Навыки, умения, привычки
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/poleznye_privychki_dlya_schastya
Навыки универсального действия - это навыки (точнее - тактики, стратегии и навыки), применяемые в широком кругу ситуаций. Навыки универсального действия противопоставляются конкретным поведенческим навыкам.
Примеры навыков, умений и привычек универсального плана
Позитив, умение искать плюсы
Конструктивность, умение и привычка искать решение, а не жаловаться,
Ответственность, умение и привычка спрашивать с себя
Разумность: умение и привычка взвешивать ЗА и ПРОТИВ
Целенаправленность: постановка цели, отслеживание результата

Полезные привычки для счастья
Счастье зависит не всегда только от нас, но некоторые привычки помогут вам чаще быть счастливыми.
Играть в жизнь: иметь цели и их достигать. Напрягаться и расслабляться.
Счастливое тело. Расслабленность, улыбка!
Поддерживать высокий эмоциональный тон: бодрость, живость, активность.
Отдыхать с удовольствием.
Здоровый образ жизни, высыпаться. Правильный вечер.
Жить в позитиве, не опускаться в негатив. Упражнение "Хорошо", "Если бы я любил".
Благодарность жизни, картинки счастья.
Категории: Счастье

Развитие умения жить и действовать целесообразно
Тот, кто научился плавать, будет плавать и в реке, и в бассейне, и в море. Но тот, кто где-то умеет действовать целесообразно, не очевидно, что будет действовать так везде. Человек, грамотно ставящий перед собой свои цели в бизнесе, успешно в своем бизнесе их достигающий, может оказаться в достаточной мере безграмотным и беспомощным во взаимоотношениях с близкими и любимыми людьми.
Умение жить и действовать целесообразно - развивается, и развивается последовательными этапами.
Что касается мужчин, то у них умение действовать целесообразно вырабатывается обычно в следующей последовательности:
предметные цели в бизнесе;
предметные цели в личной жизни;
построение отношений в сфере бизнеса;
построение отношений в личной жизни.
Бизнес - более предметная среда, нежели область отношений, и, возможно, именно поэтому туда охотнее идут мужчины, нежели женщины. С другой стороны, жесткая атмосфера бизнеса быстро вырабатывает привычку действовать целесообразно, (если не вырабатывает - человек из бизнеса автоматически «вываливается») и уже из бизнеса мужчины начинают его переносить в сферу личной жизни: становятся более организованными, дисциплинированными, последовательными во всем. Жизнь учит.
Но это касается только предметной области жизни, потому что в области отношений еще много лет многие мужчины остаются, по сути, детьми. Умение грамотно и последовательно строить отношения приходит не ко всем и не скоро, но если приходит - то снова из мира бизнеса. Отвечая требованиям деловых отношений, мужчины начинают отношения не только ценить, но и осознанно строить, учат себя дружить с людьми «нужными», становятся более актерами, более политиками, более расчетливыми и гибкими в отношениях. Последний «бастион» - это личная жизнь, отношения с друзьями, родителями, женой и детьми: в этой области умение осознанно ставить и последовательно достигать цели мужчинам дается труднее всего.
Женщины, напротив, великолепные бизнесмены именно в личной жизни и именно в сфере отношений: гибкие, артистичные, вовремя беспомощные и чудно привлекательные, они почти всегда достигают своих целей. Чего обычно не хватает - это осознанности и последовательности в достижении своих целей, поэтому их блестящие прорывы нередко чередуются с жуткими провалами и депрессиями. Однако бизнес строит всех, и если женщина в бизнесе не просто крутится, а в бизнес пришла, то первой областью осознанного и последовательного применения навыка целесообразного действования становится построение отношений в сфере бизнеса.
Уверенно можно констатировать только одну закономерность: и для мужчин, и для женщин стартовой площадкой освоения умения жить и действовать целесообразно оказывается бизнес, деловые отношения, а самой трудной вершиной - круг личной жизни, область личных отношений.
Личность более отношение, нежели умения - О.В.Лишин
Сформулируем самый общий и принципиальный вывод из сказанного: личность есть не столько то, что человек умеет и чему обучен, сколько его отношение к миру, к людям, к себе, сумма желаний и целей. Уже поэтому задачу содействия формированию личности нельзя решать аналогично задаче обучения (этим всегда грешила официальная педагогика). Нужен иной путь. См. Для суммарной характеристики личностно-смыслового уровня личности, обратимся к концепции направленности личности. В словаре «Психология» (1990) читаем: «Личность характеризуется направленностью – устойчиво доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека: глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л.С. Выготскому), обуславливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп (принцип деятельностного опосредования), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В.Н. Мясищеву), установки (по Д.Н. Узнадзе и др.), диспозиции (по В.А. Ядову). Развитая личность обладает развитым самосознанием...» Из этого определения следует, что:
1. основа личности, ее личностно-смысловое содержание относительно устойчиво и реально определяет сознание и поведение человека;
2. основной канал влияния на это содержание, т.е. собственно воспитание – это, прежде всего, участие личности в совместной деятельности группы, словесные же формы воздействия в принципе неэффективны;
3. одним из свойств развитой личности является понимание, по крайней мере в основных чертах, своего личностно-смыслового содержания. Неразвитая личность или не знает собственного «Я», или не задумывается об этом.
В пункте 1, в сущности, речь идет о выявленной Л.И. Божович внутренней позиционности, свойственной личности по отношению к социальному окружению и отдельным объектам социальной среды. Г.М. Андреева указывает на правомерность идентификации понятия направленности личности с понятием предиспозиции, равнозначном социальной установке. Отмечая связь этих понятий с идеей личностного смысла А.Н. Леонтьева и работами А.Г. Асмолова и М.А. Ковальчука, посвященными социальной установке как личностному смыслу, Г.М. Андреева пишет: «Такая постановка проблемы не исключает понятие социальной установки из русла общей психологии, как впрочем, и понятия «отношение» и «направленность личности». Напротив, все рассмотренные здесь идеи утверждают право на существование понятия «социальная установка» в общей психологии, где оно теперь соседствует с понятием «установка» в том его значении, в котором оно разрабатывалось в школе Д.Н. Узнадзе».
Если суммировать сказанное, то термин воспитание касается, прежде всего, формирования личностно-смыслового содержания, связанного со становлением жизненных целей, ценностных ориентации, симпатий и антипатий. Тем самым, воспитание заведомо отличается от обучения, которое основывается на воздействии в области индивидуально-исполнительского содержания личности. Обучение без опоры на цели, сформированные воспитанием, малоэффективно. Если для целей обучения в некоторых ситуациях приемлемы и принуждение, и соперничество, и словесное внушение, то в процессе воспитания задействованы другие механизмы. Можно заставить ребенка выучить таблицу умножения, но нельзя приказать полюбить математику. Можно вынудить тихо сидеть на уроке, но заставить быть добрым – нереально. Для достижения этих целей нужен иной путь воздействия: включение молодого человека (ребенка, подростка, юноши, девушки) в совместную деятельность референтной для них группы сверстников, руководимой педагогом-воспитателем. Важно помнить: не всякая занятость есть деятельность. Занятость может протекать и на уровне вынужденного действия. В этом случае мотив деятельности не совпадает с ее предметом, как в поговорке: «хоть пень колотить, лишь бы день проводить». Рассмотрим, например, группу учащихся, убирающую школьный двор. Это действие совсем не обязательно является «деятельностью». Оно будет ею, если ребята хотят привести двор в порядок, если они собрались добровольно и спланировали свою акцию, распределили обязанности, организовали работу и продумали систему контроля. В этом случае мотив деятельности – стремление привести двор в порядок – является конечной целью деятельности, и все действия (планирование, организация) приобретают личностный смысл (я хочу и, следовательно, делаю). Не любая группа способна на деятельность, но лишь та, где отношения дружбы и сотрудничества существуют хотя бы минимально.
Второй пример: школьников вызвали к директору и под страхом больших неприятностей приказали заняться уборкой двора. Это уровень действия. Каждый его элемент совершается из-под палки, лишен личностного смысла. Ребята по принуждению берут инструмент и скорее делают вид, чем работают. Школьники заинтересованы в совершении наименьшего количества операций, но при этом хотят избежать наказания. В первом примере у каждого из участников деятельности остается удовлетворение от хорошей работы – так закладывается еще один кирпичик в фундамент личности, охотно принимающей участие в полезном труде. Второй случай не приносит никаких результатов, кроме, пожалуй, скверно убранного двора. Школьники забыли о своем участии прежде, чем, побросав лопаты, грабли и метелки, сбежали домой.

Мы полагаем, что развитие личности подростка под влиянием коллективной деятельности включает следующие этапы.
1. Формирование положительного отношения к акту про-социальной деятельности как к желательному действию и предвосхищение своих положительных эмоций по этому поводу, усиленных групповым отношением и позицией эмоционального лидера – руководителя (педагога).
2. Формирование смысловой установки и личностного смысла на основе этого отношения (самоутверждение положительными поступками и потенциальная готовность к ним как к средству самоутверждения).
3. Становление мотива общественно полезной деятельности в качестве смыслообразующего, способствующего самоутверждению, отвечающего возрастной потребности в социально-актуальной деятельности, выступающего в качестве средства формирования самоуважения через уважение окружающих.
4. Формирование смысловой диспозиции – первой наддеятельностной смысловой структуры, обладающей трансситуативными свойствами, т.е. способностью бескорыстно заботиться о людях (личностное качество), с опорой на общее положительное к ним отношение (человечность). Это, в сущности, и есть жизненная позиция – направленность личности.
5. Формирование смыслового конструкта. В нашем понимании – это осознание своей жизненной позиции среди иных жизненных позиций.
6. «Это понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения. (...) Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями»19. (19 Первый Л., Джон О. Психология личности. М., 2000. С. 384). С построения смыслового конструкта начинается, на наш взгляд, понимание человеком себя как личности. Чаще всего это происходит в старшем подростковом возрасте с переходом в юношеский.
7. Производной этого процесса становится формирование личностных ценностей как основы для выработки принципов поведения и отношений, свойственных личности. Они отражаются в сознании субъекта в форме ценностных ориентации, на основании которых человек выбирает свои жизненные цели и средства, ведущие к их достижению. К этой категории относится и представление о смысле жизни. Процесс становления жизненных позиций и ценностных ориентации личности охарактеризован нами на основании модели, предложенной Д.А. Леонтьевым (рис. 1). Комментируя ее, он пишет: «Как следует из схемы, эмпирически регистрируемые воздействия на сознание и деятельность оказывают только личностные смыслы и смысловые установки конкретной деятельности, которые порождаются как мотивом этой деятельности, так и устойчивыми смысловыми конструктами и диспозициями личности. Мотивы, смысловые конструкты и диспозиции образуют второй иерархический уровень смысловой регуляции. Высший уровень смысловой регуляции образуют ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам».
Было бы вполне логично заключить, что в процессе онтогенеза личности первично происходит восходящее становление смысловых структур, начиная с отношения к социальным объектам, потом – формирование смысловых установок (предмотива деятельности) и ее личностного смысла. Далее, на втором иерархическом уровне, возможно становление мотивов, смысловых диспозиций и конструктов, обладающих наддеятельностными, личностными свойствами. Только на этой основе возможно формирование ценностных ориентации. Зрелая личность способна к нисходящему пути формирования поведения: от ценностей – к конструктам и диспозициям, от них – к смыслообразующим мотивам, далее – к смысловым установкам, личностному смыслу конкретной деятельности и связанным с ними отношениям.
В связи со сказанным заметим: старшим, так или иначе соприкасающимся с младшими, необходимо понять, что формирование личности начинается с восприятия ею отношения значимых других. В дальнейшем эти отношения преломляются в готовность действовать соответствующим образом: в социальную установку в ее смысловом варианте (предмотив), и далее – в ощущение личностного смысла предстоящей деятельности, что в конечном итоге и порождает ее мотивы. О влиянии мотива на личность мы уже говорили. Но следует еще раз подчеркнуть, что все начинается с человеческих отношений со стороны тех, кто значим – к тем, кто в этих отношениях нуждается.
К сожалению, далеко не случайно в большинстве общеобразовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность. Это происходит по двум причинам. Во-первых, школьная учеба традиционно построена как занятие принудительное, и смысл его для многих ребят не очевиден. Во-вторых, организация учебы в современной массовой общеобразовательной школе не учитывает психологических особенностей детей школьного возраста. Сказанное относится и к младшим, и к подросткам, и к старшеклассникам. Даже первоклассник в силу этой традиционности уже после первых месяцев, а иногда и недель занятий теряет интерес и начинает воспринимать учебу как скучную необходимость. Ниже мы вернемся к этой проблеме, а сейчас отметим, что в современных условиях при традиционной организации учебного процесса учеба не представляет собой психологической опоры для процесса воспитательного, поэтому в целях формирования личности возникает необходимость организации иной деятельности.
Каковы же эти цели?
Следуя логике данной работы, опираться надо не на конкретные черты личности и даже не на отношения, которые надлежит ей выработать «в идеале», а на немногие, но решающие смысловые ориентации и соотношения мотивов, а все прочее человек, исходя из этих ориентации, выработает сам. Иными словами, речь идет о направленности личности.

Правила приучения
Правила приучения основываются на знании условий формирования привычки. Не важно, приучаете вы себя или кого-то другого, не важно, вы приучаете к дисциплине или улыбаться, основные правила успешного приучения следующие: образец или четкая инструкция, смысл или неотвратимость, легкое начало, позитивный фон, экологичная система подкреплений, методичность.
Как приучать себя
Будьте методичны, сделайте напоминалки, чтобы не забывать делать то, что решили.
Помните о своих успехах, не заморачивайтесь неудачами.
Не относитесь слишком серьезно, слишком строго и слишком требовательно: начинайте с малого, радуйтесь успехам, нагружайте себя постепенно.
Продумайте не только систему веселых штрафов, но и вкусных пряников.

Если вы приучаете, а результатов ноль, проследите следующие пункты: Образец или четкая инструкция, Смысл, Неотвратимость, Легкое начало, Позитивный фон, Методичность и Система подкреплений.
Как приучать детей и взрослых
Если вы приучаете, а результатов ноль, проследите следующие пункты.
Образец или четкая инструкция. Чтобы хорошо повторить, нужно вначале понять (или увидеть), что собственно требуется.
Смысл. Объясните смысл, кому и зачем это нужно. Совсем малышу подойдут ссылки: "Посмотри, это делают все!", взрослым людям важно показать смысл для дела или для него лично.
Неотвратимость. Четкие энергичные команды, невозможность увильнуть.
Легкое начало. Не грузите сразу трудным, помогите случиться нескольким успехам и победам, далее грузите постепенно.
Позитивный фон. Создавайте позитивный фон: у человека рядом с вами и в этом деле должно быть ощущение успеха.
Методичность. Будьте методичны - доводите приучение до конца. Последовательность и методичность дают больше, чем быстроиссякающие энергия и напор. Возможно, методичности поможет создание управляющей ситуации.
Система подкреплений. Система подкреплений - полезна, но должна быть понятна и не обидна.

Методы личной самоорганизации

Чтобы быть целеустремленным человеком, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Однако воля развивается в спорте под началом хорошего тренера и в армии под командами безжалостного сержанта, а такая методика подходит не всем. Есть другой путь, более гибкий и позитивный, когда без борьбы с собой и волевой челюсти вы получите все те же результаты в тот же срок - это путь умной самоорганизации.
Методы личной самоорганизации для достижения целей удобно скомпоновать в три блока: блок "Позитив", блок "Организация жизни (выстраивание ситуации)" и Негативный блок.
Позитив
Можно себя заставлять, а можно заинтересовывать, вызывать у себя желание. Это немного сложнее и хлопотнее, чем давить на себя, но результаты гораздо привлекательнее. Методы, которые помогают легко начать новое дело:
Мечта перед глазами
Легкое начало, посильные этапы
Накопление позитивного опыта
Внешняя поддержка, делать вместе
Мой шаг в борьбе с прокрастинацией
Организация жизни, выстраивание ситуации
Хорошо, вы начали делать то, что вы хотели, - дальше нужно, чтобы работалось бодро и долго. Тут вам поможет организация жизни: это не кнут и не пряник, не подкуп и не принуждение, а такая естественная организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит само собой. Вот, например, стены у вас в квартире: строго говоря, именно они управляют направлением вашего движения, когда вы идете из прихожей на кухню или в спальню. Но при этом сказать, что они «заставляют» вас идти определенным маршрутом… - нет, стены не принуждают. Они просто стоят так, как они стоят, а вы идете тем маршрутом, который выстроили стены. Это и есть - организация жизни. Несколько эффективных методов:
Что написано пером, не вырубишь топором
Интенсив как образ жизни
Сделать привычкой
Тайм-менеджмент: план и распорядок дел
Учить другого
Негатив
Негатив тоже прекрасно работает и когда-то бывает просто незаменим, просто он, бывает, увлекает, и тогда из удобного инструмента превращается в опасного монстра, живущего уже собственной жизнью и подчиняющего нас своим желаниям.
Негативная самомотивация
Негативная самомотивация - один из методов личной самоорганизации для достижения целей. Это давление на себя, заставление себя, использование состояния внутреннего "Плохо" и любого другого наказание себя для того, чтобы начать двигаться.
Известный телеведущий Александр Гордон в нашей личной с ним беседе сказал, что он не хотел бы быть довольным и счастливым, поскольку в этом случае начинает страдать его творчество. "Когда у меня все хорошо, ничего толкового и сильного я создать не могу". Он это проверял, это его правда и его выбор.
Негативная самомотивация прекрасно работает и когда-то бывает просто незаменима. Она не всегда приятна, но с нею люди бодры и не закисают. Негативная мотивация обычно действует сильнее, чем позитивная, но она же - опаснее. Бывает, что она незаметно из удобного инструмента превращается в опасного монстра, живущего уже собственной жизнью и подчиняющего нас своим желаниям.
Негативная мотивация не всегда приятна, но с нею люди бодры и не закисают.
Острый ножик - вещь в доме необходимая. Но детям лучше давать другие игрушки.
Невыполнение обязательства (особенно данного группе, с оговоркой жестокого наказания) чревато сильным эмоциональным/психологическим ударом, после чего у кого-то может пропасть желание вообще что-то делать, а кто-то свалится в депрессию Привыкнув подстегивать себя негативной мотивацией, кто-то может двигаться по жизни бодро и энергично, но чем глубже в человека входит привычка себя напрягать и подстегивать ощущением "плохо" и недовольством - собой или обстоятельствами, тем быстрее человек теряет собственную внутреннюю энергетику, подтачивает свое душевное здоровье, лишает себя способности жить в состоянии радости, счастья и гармонии. Он оказывается перед диллемой: или состояние внутреннего Хорошо, или движение вперед...
Используя при необходимости методы негативной самомотивации, как ориентир следует держать перед глазами освоение методов позитивной самомотивации и научиться себя организовывать. Тот, кто приучил себя к самоорганизации, в самомотивации перестает нуждаться в принципе.
Итак, относительно безопасные и часто полезные методы негативной самомотивации.
Страшилка перед глазами. Позитив работает лучше, если время от времени оттенять его контрастным негативом. Написали Максимум жизни - напишите и Анти-максимум, где ярко и подробно разрисуйте, в какой заднице вы окажетесь, если будете регулярно заниматься той фигней, к которой вас тоже иногда тянет
Соревнование и вызов: слабо? Мы не любим проигрывать, нас можно задеть на «слабо»: ну и славно, это можно использовать.
Объявить об обязательствах. Принять решение, бывает, непросто. Взять перед собой обязательства, вытекающие из этого решения - сильный шаг. А чтобы не было дороги назад, о своих новых обязательствах стоит значимым окружающим торжественно объявить, после чего на кон ставится ваше репутация и самоуважение.
Поставить себя на деньги. Все то же самое, что и объявление об обязательствах, но указывается конкретная сумма за неисполнение.
Принцип аутокомпенсации. Наказывать себя можно и по-другому, более мягко и конструктивно, компенсируя ущерб, нанесенный невыполнением обязательств. В данном случае - компенсируя себе ущерб, нанесенный себе же невыполнением собственных обязательств.

Внимание! Самомотивация и самоорганизация - вещи полезные и хорошие. Но если раз за разом мотивировать или организовать себя на работу с помощью этих методов не получается - не нужно тратить время и искать новые методы. Нужно просто делать. Как метафора: если вам нечего есть и вы идете в магазин, а на улице светит солнышко - это приятно и здорово. Но если за окном дождик, а идти надо - то вы, невзирая на дождик, все равно в магазин пойдете. Да? Тогда вперед!

Требовательность
Требовательность - высокий уровень требований. Чаще имеют в виду требовательность не к условиям жизни, а к людям.
Требовательность к людям - высокий уровень требований к тому, как ведут себя и проявляют себя люди, к качеству поведению людей. Требовательный к окружающим ожидает качественных проявлений от окружающих - высокого уровня профессионализма, инициативы, ответственности, культуры, он всегда требует (или ищет возможность потребовать), чтобы все было лучше, больше и качественнее. Требовательный к себе ожидает (требует) этого в первую очередь от себя.
Не требовательный человек - не обращает внимание на то, насколько качественно проявляют себя окружающие, он то ли к этому невнимателен, то ли боится (не решается) сказать о своих требованиях.
Требовательность - один из показателей развития личности.
Уместность требовательности
Требовательность нужна только там, где есть потенциальная возможность что-то с помощью требовательности изменить. Если перед вами личность, которая вам не интересна (бомж на улице, случайный человек на улице) требовательность будет неуместна - зачем на нее тратить силы?
Чем более перспективный и талантливый перед вами человек - тем выше уровень требований. Если сотрудник бестолковый и бесперспективный - особенно требовать с него что-то - тратить собственное время в пустую. Тогда лучше не требовать вообще, а сотруднику искать замену.
Требовательность - в ключевых моментах. Требуйте по полной программе, но только действительно в принципиальных моментах. Там, где вопросы не принципиальны - требовательность может стать излишней мерой. Например, есть требование сдавать отчеты в срок. А форма отчета, допустим, вам не принципиальна. Тогда требуйте отчеты в срок, а к оформлению относитесь лояльно.
Требовательность и терпимость
В традиционной модели семейных отношений требовательность - это сторона отцовской любви, так же как безусловное принятие, терпимость и поддержка - сторона любви материнской.
Если в семье только требовательность и жесткость, только дисциплина и обязанности, нет теплоты и нельзя прижаться - маленький человечек может и сломаться. Если в семье только расслабляющая теплота, только мягкое заинтересовывание, отсутствует «надо» и напряжение преодоления - то как подготовить ребенка к тому, что жизнь - это еще работа, это много дел, которые делать надо обязательно, и без дисциплины, в том числе самодисциплины, в жизни ничего не добьешься?
Требовательность к себе и другим
Требовательность к себе - один из признаков Элиты. Требовательность к себе подразумевает постоянную работу по расширению жизненного кругозора и обогащению новыми полезными знаниями.
Требовательность и любовь
Человек в кривой любви много ждет от предмета обожания и мало требует с себя. Человек в правильной любви предъявляет требования в первую очередь к себе, а не к любимому.
Грамотная требовательность
Кричать и требовать: «Немедленно! Срочно! Вы обязаны!» - это не требовательность, а скандал. Грамотная требовательность вдумчива, включает посильность, подробный инструктаж, поддержку и стабильность..
Посильность. Требовать можно только то, с чем человек справится. Обычные в семье требования «Думать надо!» «Следи за собой!» - есть вредные пустышки и конфликтогены, скорее обвинения, прикрытые «требовательностью». Если человек пока не умеет должным образом думать и следить за собой, это нужно не требовать, а учить человека этому: предусмотрительности (об этом в крике "Думать надо!"?) и тому, к чему был призыв «Следи за собой!» (а действительно, это о чем? неясно). Создавать для этого условия, подавать пример и так далее.
Подробный инструктаж. Требовать можно только то, по поводу чего человек хорошо представляет, как и что нужно делать. Требовательность к сотруднику начинается с подробного его инструктирования. Требования лучше всего зафиксировать письменно и очень полезно повесить на видное место (особенно это важно при воспитании детей).
Поддержка. Требовательность идет лучше тогда, когда в трудных моментах «смазывается» поддержкой. Как метафора: Мы вместе против неправильного поведения. А не я против тебя с твоим поведением.
Стабильность. Если требовательность объявили, она должна продолжаться без сбоев. А если требовательность сменяется нетребовательностью (или одно требование сменяется другим, третьим, пятым), день так - день эдак, возникает бытовая шизофрения и поиск возможности улизнуть из-под требовательности. Впрочем, при правильной политике обучения сотрудник (или другой обучаемый) через некоторое время уже перестает нуждаться в каком-либо внешнем контроле и переходит на самоконтроль.
Готовность применить силу. Если проверяют на прочность вас и вашу требовательность будьте готовы применить силу: дать жесткий отпор, провести неприятный разговор, наказать за невыполнение требований. При это требовательная сила - не истерична. Требовательная сила - спокойна и рассчетлива и прикадывается в нужный момент, и в нужных направлениях, осознано и рассчетливо, не выходит из-под контроля и может быть снята при первых же признаках улучшения ситуации.
Требовательность руководителя
Требовательность руководителя - это внимание к качеству и готовность применить силу.
Требовательность и сила личности
Сильные и развивающиеся люди требовательности ищут и к требовательности относятся с благодарностью: когда есть высокие предъявляемые требования - это всегда планка для развития, есть куда тянуться, есть куда расти, есть перспектива и образцы. Если такому человеку предъявлять требования заниженные или неадекватные его уровню требования (работать и не высовываться, делать по шаблону и не включать голову или не предъявлять требования вообще - он рядом с вами надолго не задержится. Сильному человеку - сильные требования. Сильные - значит требования ответственности и свободы, навыка думать своей головой, стремления развивать себя и людей рядом. Низкие, слабые требования - сидеть и не высовываться, делать, только что сказано, выполнять, что положено.
Пример разговора сильного сотрудника, с начальником, который привык мало требовать:
- Я работаю у вас уже год, вы меня знаете с лучшей стороны, мои последние проекты были удачными. У меня есть идея, которая на мой взгляд, может стать выгодной для нас. Я хочу открыть новый проект, для меня бы это была бы возможность развития и фирмы, и меня. Бизнес-план готов предоставить.
- Это твое дело, но если не справишься - или все финансовые проблемы ты берешь на себя или я тебя увольняю.
- Но проект интересен и фирме в целом и вам, как ее главе, предлагаю разделить риски.
- Мне интересно только чтобы ты сидел и делал, что я сказал. А проекты новые мне не нужны.
Слабый ищет возможности от требований слинять: «А почему со всех не спросили - а с меня спросили??», или установить для себя уровень требовательности минимальный: тупо делать, что сказано и не лезть, куда не. Ему чем тише, чем меньше нужно высовываться и проявлять себя, чем пассивнее нужно быть - тем лучше. Такие люди хорошо приживаются там, где есть требования не думать своей головой, тупо выполнять распоряжения.

Как формулировать правила о конфликтогенах на форуме
Конфликтоген - коммуникативный укол или удар. Конфликтоген - формулировка или оборот, сообщение или его часть, которое:
задевает собеседника. Если никого на форуме по факту не задевает - не конфликтоген.
обычно задевает людей в подобных ситуациях (например, демонстрация неуважения). У людей разная норма обидчивости. Если это задевает человек вследствие повышенной нормы обидчивости, это проблема обидчивого. Норму обидчивости определяет модератор.
Типовые конфликтогены:
неаргументированное обвинение
неаргументированный негатив, носящий характер не мнения,

10. Умения, навыки и привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия. Само действие в структуре умения контролируется по его цели.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

11. Человек: индивид, личность, индивидуальность

Человек – это общее понятие, отражающее целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных функций и проявлений и используется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Понятие человека тесно связано с понятиями «личность», «индивид», и «индивидуальность».

Личность – это многогранное понятие, включающее в себя следующие общие положения:

понятие «личность» включает в себя совокупность индивидуальных, специфических характеристик человека, которые отличают его от других людей, т. е. личность всегда характеризуется индивидуальностью;

личность представляет собой уникальную форму социального бытия человека – индивидуальные свойства личности являются социально значимыми и формируются в процессах социализации и взаимодействия с другими людьми;

личность – это единое целое, обладающее устойчивой структурой, состоящей из иерархически связанных отдельных черт личности;

личность является динамичной структурой, способной развиваться и самоорганизовываться, постоянно взаимодействуя с социальным окружением.

личность является связующим звеном всей психической деятельности, обуславливая ее непрерывность, преемственность и целесообразность.

Таким образом, личность – это человек в совокупности своих устойчивых социально обусловленных индивидуальных психических характеристик, которые составляют единую систему, способную развиваться и самоорганизовываться во взаимодействии с другими личностями и обществом.

Индивид – это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Индивидом является и новорожденный, и взрослый человек, который также является личностью. Индивид обладает как общими характеристиками, такими как целостность психофизической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность, так и индивидуальными качествами и их совокупностью, которые отличают его от других индивидуумов (эмоциональность, чувствительность, рациональность и т. д.).

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане индивидуальность, в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.

Новорожденный ребенок не является личностью. Это биологическое существо, имеющее способности рода Homo sapiens: конфигурацию тела, предполагающую прямохождение, структуру мозга, обеспечивающую возможность развития интеллекта, строение руки, дающую в перспективе возможность использования орудий и другие природные предпосылки для развития человеческих качеств. В процессе развития и усвоения социального опыта человечества ребенок индивидуализируется, становится индивидом Формирование личности происходит через приобретение особого социального качества, включение в систему общественных взаимоотношений и процессов, в которых индивид выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, достигший уровня личности, способен действовать опосредованно, т. е. подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными целями и намерениями.

...). Гуманитарные науки выделились в особую отрасль. Усилилось стремление познавать Русскую историю. Было опубликовано “Слово о полку Игореве”, 8 томов “История гос-ва Российского” Н.М. Карамзина.29 томов “ История России с древнейших времен” С.М. Соловьева. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил русского литературного и разговорного языка, т.к. многие...

Вытеснения” . Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревоги даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях. Рассматривая заявленную нами тему “Тревожность и экзаменационные испытания у человека” следует выделить основные оперируемые понятия и термины, в частности, такие основополагающие как тревога, явления тревожного ряда, тревожность и стресс. Касаясь всей...

Навык - это действие, которое выполняется довольно быстро, без особого напряжения + повышается качество (автоматизм). Формируется путем повторения. Привычки появляются в результате упражнений, но могут формироваться и стихийно - моменты подражания. Привычки могут перерастать в потребности. Привычки - это действие, которое выполняется довольно быстро, без особого напряжения.

Навыки - это автоматизмы.

  • - формируется путем повторения. Может формироваться сознательно и неосознанно.
  • - характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Привычка и навык во многом сходны - привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе навыков, как и в основе привычек лежат динамические стереотипы. Есть надёжный признак, по которому можно отличить привычку от навыка - привычка имеет наклонность автоматически запускаться в типичных ситуациях. Мы печатаем этот текст методом десятипальцевой «слепой» печати - это навык, мы делаем это автоматически, не задумываясь, но «запускаем» его сознательно. А ковыряние в зубах - это привычка, она срабатывает на автопилоте, как только в зубах что-нибудь застревает, и человек просто «ловит себя на этом». Привычка становится потребностью в отличии от навыков.

Привычка и навык тесно связаны. Привычка - это навык, ставший потребностью. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка - побуждение производить эти действия. Например, навык умываться даёт ребёнку возможность делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет его делать это охотно и без принуждения. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Чтобы лучше понять, что общего у привычки и навыка и чем они отличаются, обратимся к примерам. Ребенок двух лет, едва научившийся ходить, уже самостоятельно ходит по квартире и вместе со взрослыми выходит на улицу. В это время он обучается открывать и закрывать двери.

Сначала он несколько раз с помощью старших сосредоточенно учится поворачивать ручку двери, затем после многократных повторений он начинает выполнять это действие легко, как говорят автоматически. Он не смотрит уже на ручку, не думает о том, в какую сторону нужно ее повернуть, вообще, открывая дверь, он может не обратить внимания на то, как он ее открыл. В этом время он может быть даже увлечен чем-нибудь другим, например, игрушкой, которую несет в руке. Этот ребенок, говорим мы, овладел навыком открывания и закрывания дверей. Процесс выработки навыков происходит в жизни ребенка каждодневно. Без приобретения навыков, то есть без автоматизации действий, немыслимо было бы ни учиться в школе, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результат в выполнении действия.

Что касается привычки - то рассмотрим это на примере малыша с дверью. Малыш научился осторожно открывать и тихо, плотно прикрывать за собой дверь. Но он не только умеет это делать, у него возникает стремление каждый раз именно так открывать и закрывать дверь. Если он заметит, что дверь, мимо которой он прошел, осталась открытой, ему захочется прикрыть ее. В таких случаях мы говорим, что у ребенка возникла хорошая привычка тихо прикрывать двери. Если же малыша не научили, как следует закрывать двери, он привыкнет хлопать дверью или оставлять ее открытой. Это значит, что он приобрел плохую привычку. Подросток, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Тот, кто привык много читать, - страдает от отсутствия интересной книги. Девушка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу.

Таким образом, навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие. Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка, а навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение.