Характерные черты абсолютной монархии во франции. Французский абсолютизм. Реформы Ришелье. Центральное и местное управление. Правовое положение абсолютного монарха

Заливают квартиру в основном соседи с верхних этажей. Как правило, это серьезная практически аварийная ситуация: сосед отсутствует дома, топит их самих и достается соседям снизу. В этом случае у потерпевшей стороны серьезно страдает помещение: потолок, стены и даже пол. Ремонт предстоит трудоемкий, возможно затяжной и может дорого обойтись в финансовом плане.

Причиной становятся неисправные радиаторы, прорывы в соединительных узлах, некачественная сантехника, ну а чаще всего, это обыкновенная халатность: не закрыли кран перед выходом из дома. В этом случае вызываются специалисты для проведения экспертизы, обязательное присутствие квалифицированного электрика в бригаде, для уточнения степени повреждения электропроводки. Профессионалы устанавливают причину залива квартиры, способы ремонта и оценивают ущерб.

Ремонт после залива квартиры

Чтобы установить причину залива квартиры и сделать ремонт нужно оставить заявку в специализирующуюся по таким работам фирму. Компанией ООО “Престиж” отправляется независимый эксперт, который также оценивает и сумму ущерба, это необходимо делать, чтобы выставить счет за нанесенные повреждения соседям сверху. Специалисты компании выявляют дефекты, из-за которых возникла авария, после осмотра определяют вид ремонтных работ, соответствующих правилам и нормам СНиП. Сотрудники фирмы заполняют специальный эксперта, где указываются:

  • причины затопления квартиры;
  • оценка уровня повреждений штукатурки, отделки и электропроводки;
  • фотографии поврежденных участков;
  • оценка ущерба и стоимости восстановительных работ.

Копия документа владельцем квартиры будет прикреплена к исковому в суд о возмещении ущерба виновником аварийного залива квартиры.

Экспертиза и ремонтные работы не производятся сразу.

  • Во-первых, полный объем нанесенного ущерба станет понятен только по истечении нескольких дней;
  • Во-вторых, чтобы сделать полноценный ремонт нужно просушить стены. Потом составляется смета на ремонтные работы.

Проводка, потолки, стены и пол - восстановление и нюансы

Электропроводка

В большинстве случаев после просушки электропроводка продолжает функционировать, как и до потопа. Бывают разрушения, где необходима полная либо частичная замена проводов с прокладкой новых штроб. С этой работой справится квалифицированный электрик, который специальной аппаратурой способен определить место нахождения поврежденных проводов. Стоимость работ электрика в Москве и Подмосковье варьируется от 1,5 до 3 тысяч рублей за полный рабочий день. В нашей компании подобная услуга включена в полный ремонт квартиры после залива, что позволяет нашим клиентам значительно сэкономить.

Восстановление потолка

Работы с восстановлением потолка самые затяжные. Отделка на стенах и пол могут деформироваться и полностью разрушиться только, если случилось сильное затопление. Потолок же ремонтируется даже, если случилась незначительная протечка.

Как считают специалисты, натяжной потолок способен выдержать нагрузку до ста килограммов на 1кв. метр. Однако гипсокартонная конструкция в любом случае подлежит полной либо частичной замене. Гипсокартон при контакте с водой сначала размокает, а потом деформируется и крошится, поэтому его лучше заменить, чем просушивать.

После удаления отделки с потолка, основание подлежит просушке и обработке специальным составом, предотвращающим появление грибка.

Стены

Работа со стенами ничем не отличается от . Некоторую сложность представляют окрашенные поверхности. Старая краска удаляется болгаркой со специальной насадкой-щеткой. После этого поверхность тщательно просушивается и обрабатывается антисептиком. Финишная отделка производится на полностью подготовленных и просушенных стенах. В качестве облицовочного материала могут быть использованы любые элементы, все зависит от индивидуальных желаний и предпочтений наших клиентов.

Ремонт пола

Сложность зависит от напольного покрытия и от ряда других факторов. Например, если ламинат будет долго находится в горячей воде, в результате потопа, то его замки, содержащие воск, деформируются. Восстановить пол не получится, только полная замена элементов. В холодной воде либо при частичном намокании, ламинат можно заменить частично. В любом варианте перед установкой элементов ламината нужно высушить основание под ними.

Профессиональная просушка выполняется при помощи калорифера или небольшого строительног фена, что зависит от объема работ.

Паркетный пол либо другое покрытие выполненное из натурального дерева должен осмотреть специалист. Паркет - это дорогой материал, поэтому нужна профессиональная оценка повреждений и соответствующий восстановительный процесс.

Цена на услуги рассчитывается индивидуально для каждого клиента, учитывая тарифы, необходимый материал и особенности работ. Наши квалифицированные бригады работают в Москве и справятся с самыми сложными вариантами разрушений после потопов ваших квартир.

Повреждённое имущество

Порядок действий при заливе:

1. Вызвать специалистов эксплуатирующей организации помещения (квартиры), при возможности и виновника залива для составления акта осмотра повреждений в результате залива (Акт осмотра Залива), подтверждающего факт причинения ущерба имуществу.
2. Проверить точность описания, площади и размера повреждений отделки помещения (квартиры), имущества, мебели и бытовой техники в Акте осмотра.
3. Получить оригинал (или копию) Акта осмотра Залива - до проведения оценки ущерба или после значения не имеет.
4. При невозможности урегулировать ситуацию мирно – обратиться в независимую оценочную компанию, по вопросу проведения осмотра повреждений помещения (квартиры) в результате залива и определения рыночной стоимости ущерба от залива квартиры.
5. Оповестить виновника (потерпевшего) о дате проведения осмотра (как правило, за 3 календарных дней). Для суда лучшее средство доказательства данного факта – направление телеграммы с уведомлением. При отправлении телеграммы обязательно попросите заверению копию текста телеграммы.
6. При осмотре повреждений помещения (квартиры) в результате залива, отвечать по существу на возникающие вопросы эксперта-оценщика, в целях точного описания ущерба. Подписать Акт осмотра.

7. Получить на руки Отчет об оценке рыночной стоимости ущерба нанесённого помещения (квартиры) в результате залива.
8. Направить досудебное требование (претензию) виновнику (потерпевшему) о добровольном возмещении ущерба на основании подготовленного Отчёта.
9. В Суде требовать от виновника возмещения ущерба, (от потерпевшего признать размер нанесённого ущерба).

Как оценщики считают ущерб?

При составлении строительных смет и разных калькуляций используется множество методик расчёта. Но далеко не каждая из них подходит для составления экспертизы по ущербу квартиры, которая потом будет подаваться в суд. Так, к примеру, единые сметные нормы, которые так часто можно наблюдать в документации строительных компаний (СМУ и пр. организациях), не отражают специфики ценообразования на малом сегменте рынка, к числу которых относится и ремонт квартиры после залива.

Почему же так называемые госрасценки (ТЕР, ФЕР и пр.) не могут быть использованы в оценке ущерба от залива или для иного вида судебных экспертиз, хотя постоянно применяются в строительной сфере? Всё дело в объёме работ. Просто в одной ситуации речь идёт о строительстве жилого комплекса, административного здания или большого микрорайона, а в другом только одной квартиры или только помещения в нём. Не надо быть экономистом, чтоб понимать, что чем крупнее объект, тем дешевле будет себестоимость работы на одном квадратном метре.

Это лишь одна из причин, по которой все экспертно-оценочные методики предписывают сначала проводить анализ рынка, как строительных работ, так и материалов, и после этого считать размер восстановления квартиры после залива. К тому же в сметных программах, ориентированных на государственные расценки, вообще отсутствуют многие виды работ. Например, такие как натяжной потолок или гипсокартонный потолок с несколькими уровнями (да ещё вперемешку с натяжным фрагментом – да-да, бывают и такие).

Специалисты, оценивающие квартиры после залива для именно для суда проводят расчёты отталкиваясь именно от расценок, сложившихся на открытом рынке строительных материалов и соответствующих работ.

Заключение договора на оценочную экспертизу

Итак, приняв окончательное решение начать отстаивать справедливость законными методами, необходимо вызвать эксперта для оценки ущерба после залива. Заявка на выезд специалиста делается обычным телефонным звонком либо письмом на электронную почту организации. В этой заявке надо указать время выезда, адрес и данные контактного лица, которое будет на осмотре.

При обследовании повреждений квартиры выполняются не только технические моменты (фотографирование протечек, замеры помещений, составление акта), но и решаются также все организационные вопросы. С заказчиком услуги заключается договор на оценку ущерба, принимаются денежные средства за выполнение этой услуги, выдаётся квитанция о получении денежных средств. К договору и квитанции прикалывается визитка со схемой расположения организации, чтоб клиент смог без труда нас найти, даже не использую навигацию смартфона.

Договор на экспертную оценку и квитанция, подтверждающая оплату услуг оценщика, являются неотъемлемой частью самой экспертизы. То есть суд не примет оценку без подтверждения оплаты. Более того, на основании этих документов суд также взыскивает с виновника залива и расходы пострадавшей стороны на экспертизу.

Зачем нужна независимая экспертиза (оценка) квартиры после залива

Существует несколько причин, когда надо сделать независимую экспертизу квартиры по оценке ущерба от залива. Как ни странно, но это не только суд, про который так часто пишут на интернет форумах, упоминая такую ситуацию. Ведь виновники залива это люди, а они тоже бывают разные. Кто-то осознаёт свою вину и готов безо всяких разборок возместить ущерб, но, не являясь специалистами, ни одна из сторон не может назвать цену ущерба квартире. Так что так называемая справедливая оценка, которая происходит чтоб решить вопрос о возмещении ущерба от залива так сказать по-соседски, в нашей практике тоже имеет место быть.

Экспертиза оценки ущерба после залива делается и для представления в страховые компании при наступлении страхового случая, года затопили именно застрахованную квартиру. А что делать? Страховая будет вынуждена платить, то, что рассчитал независимый эксперт-оценщик, в противном случае у этой организации возникнут проблемы, связанные с её деятельностью. Именно поэтому к страхованию квартир так часто обращаются жильцы. Но уточним, что речь идёт именно о страховке как о купленной у страховой компании услуге, а не как о навязанной графе в платёжке за коммунальные услуги.

Да, бесспорно, самый распространённый случай выполнения расчёта по ущербу от залива экспертом оценочной компании это предъявление претензий именно через суд. Ведь сосед соседу рознь. Один говорит извините и отдаёт деньги за свой проступок, а иной наглец по жизни. С такими только по всей строгости Закона. Результатом таких судебных разбирательств будет не только адекватная денежная сумма, полученная за повреждения от затопления соседями сверху, но и железная гарантия неповторения подобного в будущем. Ибо деньги все считать умеют, в том числе и нерадивый сосед, который вас до этого постоянно затапливал.

Хотя, безответственностью страдают не только соседи. Но и юридические лица. Идти в суд для того, чтоб добиться правды приходится и против нерадивых страховых компаний, и против коммунальных служб (ДЭЗ, ТСЖ и пр.). Ещё в нашей экспертной практике мы сталкиваемся с так называемой оценкой для подстраховки. Кода вроде хорошие соседи, вроде отзывчивые коммунальщики вроде обещают (именно обещают) выдать много-много денег, но в тоже самое время не до конца уверен жилец затопленной квартиры в искренности их финансовых намерений. И тут действует принцип «доверяй, но проверяй». Рано или поздно милые слова о деньгах могут закончится, следы ущерба уже будут не такие явные, а обещания так и останутся обещаниями.

Оценка имущества при заливе

Вода, поступившая в квартиру при затоплении, портит не только отделку помещения, образуя следы протечек на потолке или стенах. Не меньший ущерб причиняется и движимому имуществу. В первую очередь мебели, а так же технике и одежде.

Наиболее серьёзные повреждения обычно наблюдаются на мебели, сделанной из ДСП. Разбухание основного материала и отслоение облицовки элементов гарнитура – наиболее типичные следы воздействия воды. Восстановление такой мебели с помощью каких-то локальных работ невозможно. Так как сам материал ДСП весьма непрочный и не любит сборку-разборку, тем более после длительного воздействия влаги. Поэтому оценщики при расчёте ущерба после залива квартиры как правило считают такую мебель под полную замену, учитывая так же определённую степень износа, чтобы был выдержат принцип справедливости оценки, который предусмотрен требованиями Федеральных стандартов оценки (ФСО).

Принцип расчёта полной замены предметов так же применим и к одежде. Так, например, изделия из кожи или меха даже после химчистки уже не имеют того вида, который был до причинения ущерба. А как известно из ГК РФ: устранение ущерба есть полное восстановление первоначального состояния. Данный момент вспоминают всегда адвокаты стороны истца в процессе по заливу, когда ответчики произносят фразу из серии: «а не много ли вы хотите?»

Для обоснования полного замещения повреждённого сложного технического изделия (телевизора, системного блока, смартфона и пр.) экспертом оценщиком проводится анализ рынка с целью установления стоимости ремонта объекта. И, если стоимость ремонта превышает или перекрывает цену аналога, объект подлежит полной замене.

Что и как оценивается экспертом при заливе квартиры?

Учитывая требования Гражданского права и, соответственно, судебной системы, ущерб от залива помещения можно разделить на две большие группы. Это ущерб ремонту, то есть внутренней отделке помещения и пострадавшему в результате затопления движимого имущества. Как известно выше упомянутая отрасль права делит имущество на движимое и недвижимое. Таким образом, экспертное заключение, оформленное одним документом на эти два вида имущества, с большой вероятностью вызовет вопросы у судьи.

Как показывает судебно-экспертная практика, самый большой ущерб от затопления водой или канализацией наносится именно отделке квартиры.

Несмотря на локальный характер повреждений, расчёт ремонтно-восстановительных работ помещения проводится применительно ко всей площади конструктивного элемента. То есть если заливом повреждён напольный материал (ламинат, паркет, линолеум и пр.) в соответствии с требованиями строительных норм (СНиП) осметчивается полная замена данного покрытия. Это очевидно и с точки зрения логики и с точки зрения требований руководящих инструкций. Однако, бывают специфические ситуации, когда действительно ремонт протечек считается именно локально, но эти моменты скорее исключение из правил.

Повреждения стен и потолка заливом носят наиболее выраженный характер. Обои и краска проявляют не только следы протечек, но и в отличие от напольных покрытий ярко демонстрируют проступающую плесень. Поэтому в сметах, составленных оценщиками к работам по замене обоев. Шпаклёвки и перекраске стен после залива так же дополняются работы и по антигрибковой обработке.

Особым пунктов о экспертизе ущерба после залива являются двери и окна. Разбухание дверных полотен, доборов и наличников не предполагает их ремонт. Так как в этом случае они не вернутся в первоначальное состояние. Поэтому в калькуляции эксперта рассохшиеся от потопа двери указаны как требующие замены. Трещины на оконных откосах высчитываются по аналогии с покраской потолков и стен, указанных выше. Но бывает и такое, что в результате сильного затопления (особенно зимой) деформируется именно стеклопакет. И характер повреждения и погодные условия требуют его скорейшей замены. Данный пункт сметы очень часто пробуют оспорить в суде ответчики. Ведь с точки зрения логики тяжело понять, как может быть пластик повреждён водой.

Если заливом повредило мебель, то в подавляющем большинстве случаев она идёт под списание. Ведь древесно-стружечная панель (ДСП), основной материал изготовления мебели, не терпит повторного крепления отдельных элементов. Соединение просто не будет фиксироваться изначально должным образом. И элемент мебели (навесной шкаф, тумбочка, мебельная стенка) во первых потеряют свой изначальный вид, во вторых утратят функционал.

Оценка электрики после залива вызывает наибольшее количество споров в суде, так как повреждения электропроводки носят скрытный характер.

Причины и виновники залива

Причиной залива является, как правило, недобросовестное отношение соседей к техническому или эксплуатационному состоянию своей квартиры. Довольно часто можно наблюдать картину, когда залив произошел из-за слетевшей доводки унитаза, лопнувшей батареи отопления, некачественной герметизации ванной или раковины. Кто же является виновником залива в этом случае? В соответствии с Жилищным кодексом РФ, собственник квартиры (ответственный квартиросъёмщик) обязан поддерживать свою квартиру (жилище) в исправном состоянии, исключающем возможность причинения ущерба заливом, пожаром, появлениями трещин и проникновением насекомых (клещей, тараканов и пр.) соседней квартире.

Для предотвращения предпосылок затопления или иного ущерба соседней квартиры собственник или владелец квартиры обязан допускать для проверки и диагностики состояния жилища специалистов управляющей компании или ДЕЗа, а так же эксплуатирующей организации. Конечно же, вопрос об устранении ущерба от залива можно решить в досудебном порядке. Однако, решить вопрос с соседями по возмещению убытков от залива не всегда получается. Одни говорят о попытке необоснованного обогащения за счёт виновника. Другие говорят о неуважении к их собственности и к ним самим. Именно для таких случаев и необходимо стороннее лицо – независимый оценщик. Далеко не факт, что отчёт, составленный оценщиком об оценке ущерба от залива дойдёт до суда. Он может решить вопрос о компенсации ущерба на досудебной стадии.

Так же довольно часто в практике заливов квартир распространён такой момент, как залив помещений по вине коммунальных служб (управляющей компании, эксплуатирующей компании, ДЕЗ). Если затопило с крыши или прорвало канализацию – знайте виновник ДЕЗ (управляющая компания). Многие собственники квартир считают, что бороться с таким явлением как ущерб квартире от управляющей компании - дело бесполезное. Однако, как говорит судебная практика по делам о заливах (как квартир, так и нежилых помещений), такие дела являются изначально выигрышными, то есть у управляющей компании нет никаких возможностей перекинуть ответственность за ущерб от залива квартиры на кого-то из жильцов. И деньги за ущерб придётся выплатить по-любому.

Причём расчёт ущерба производится оценщиками не по государственным расценкам, как любят считать ДЕЗы, а по рыночным, то есть адекватным для нормального ремонта квартиры. Очень часто управляющая компания старается пойти на мировое соглашение с истцом. И предлагает ему (истцу) ремонт своими силами. Однако, качество такого ремонта оставляет желать лучшего. После такого «мира» с жильцом независимый оценщик проводит оценку качества ремонта для суда. Не следует забывать, что возмещение ущерба от залива квартиры или иного помещения в соответствии с Гражданским кодексом РФ может быть как в денежной форме, так и работами. Право выбора требования предоставляется истцу, но никак не ответчику.

Как проходит осмотр повреждений от залива?

Столкнувшись с необходимостью вызвать независимого оценщика для осмотра повреждений после затопления квартиры, Вам как заказчику оценки ущерба и собственнику квартиры необходимо подготовиться к процедуре осмотра повреждённого заливом помещения. Делом, что включат осмотр повреждений затопления квартиры несколько стадий. Независимый эксперт изучает документы, указывающие причинно-следственную связь повреждений и самого факта залива квартиры. Как правило. Таким документом является акт по заливу от управляющей компании, однако бывают случаи, когда на момент проведения оценки ущерба от залива квартиры такой документ (акт ДЕЗ) не подготовлен. Это не является нарушением закона, а говорит лишь о некоторой специфики гражданского дела по заливу квартиры.

При осмотре затопленного помещения, оценщик сопоставляет следы протечек и иной ущерб от залива квартиры с актом УК или ДЕЗ. Если повреждения, увиденные оценщиком относятся к последствиям залива и не отражены в акте ДЕЗ (управляющей компании), эксперт в своём акте делает пометку о наличии скрытых повреждений, которые не зафиксировал техник смотритель при обследовании квартиры, и которые проявились когда квартиру осматривает оценщик. При составлении акта осмотра повреждений затопленной квартиры, оценщик указывает размеры помещения (длину стен, высоту потолков, оконные и дверные проёмы), описывает какими материалами отделано помещение, а так же указывает степень их повреждения. На основании данных акта осмотра повреждений от залива составляется строительная смета по ремонту квартиры после залива. Кроме акта осмотра оценщик фотографирует протечки и иные повреждения от затопления для последующего включения фотографий в отчёт об оценке ущерба от залива квартиры в качестве доказательной базы.

Судебная экспертиза по заливу квартиры

Привлечение судебных экспертов к определению размера ущерба, причинённого квартире заливом, с 2017 года приняло массовых характер. Это в первую очередь связано с изменениями, произошедшими в российском Законодательстве. А именно в Федеральном законе об оценочной деятельности. Так, в частности в ст. 8 данного закона уже не упоминается обязательность составление именно отчёта об оценке при подаче иска в суд. В том числе это распространяется и на гражданские дела, связанные с исками при заливах помещений. И если раньше судья требовал от эксперта-оценщика свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков, то теперь основным документом в заключении специалиста о величине иска является сертификат соответствия судебного эксперта по определённой специальности. Данная экспертная специальность должна соответствовать объекту исследования, а именно определению затрат на восстановление квартир и прочих помещений, повреждённых заливом или пожаром.

Экспертное заключение о размере ущерба, которое во многом по форме напоминает отчёт оценщика, обосновывает исковые требования пострадавшей стороны. Такой документ по-прежнему является документом доказательного значения. Но теперь эксперт-оценщик не ограничен стандартами оценки и может использовать иные не запрещённые законами методики и расчёты, которые раньше не применялись оценщиками из-за строгих формальностей, который СРО оценщиков предъявляло к деятельности своих членов.

Так же одной из значительных изменений в содержании данного документа является подпись эксперта под уголовной ответственностью за дачу заведомо ложных показаний. Что это даёт? А то, что судья теперь в подавляющем большинстве случаев (см. данные судебной практики) не назначает повторную судебную экспертизу, которая раньше (при подачах в суд отчётов об оценке ущерба от залива) стоила иногда больше, чем сама цена иска. Соответственно, процесс судебного разбирательства по заливу существенно упростился и, если можно так сказать, подешевел. Что в первую очередь на руку обычным гражданам, ведь время и деньги сейчас умеют считать абсолютно все.

Судья может назначить, как и прежде экспертизу своим определением только в случае, если к уже проведённой экспертной оценке есть существенные вопросы. Но такое встречается редко, ибо подпись эксперта под ст. 307 УК РФ – это далеко не формальность.

Начиная с изменений, произошедших в законодательстве с середины 2017 года, из судов в нашу организацию на экспертизу нам поступают запросы в основном по определению причинно-следственной связи и иных обстоятельств залива помещений.

Возможно в перспективе оценщиков, которые работают на основании ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» снова будут активно привлекать к оценке ущерба от залива. Но в настоящее время с введением системы квалификационных аттестатов оценщика это невозможно. Во-первых, существующие оценочные специальности не позволяют исследовать последствия залива как объект оценки. Во-вторых, оценка в соответствии с требованиями ст. 8 основного оценочного закона проводится только при сделках с госимуществом, при кредитовании, заключении или расторжении брачных контрактов и для целей налогообложения.

Таким образом, Законодатель вывел оценщиков из судебной сферы.

Актуальные вопросы

Нужно ли свежее БТИ для оценки квартиры после залива?

В данном случае проводится экспертиза ущерба (или состояния) именно отделки вашей квартиры, а не самого помещение с целью его продажи. Да в техническом паспорте казаны частично размеры помещений жилья и площади. Но есть большое НО! Все эти размеры указаны по типовым схемам.

А реальные размеры комнат, коридоров и пр. помещений могут отличаться. Слой шпаклёвки нанесли – уже объём уменьшился. Эксперт-оценщик именно для этого и выезжает на квартиру, чтоб сделать реальные замеры точным оборудованием (лазерным дальномером). И измерить всё в тех местах, где надо последующий ремонт рассчитывать.

При оценке квартиры для залога (ипотека от банка) особенно в Сбербанке – да, там без свежего БТИ никак, но при экспертизе повреждений от залива это не обязательно. Хотя бы потому, что ни в Законе, ни в оценочных стандартах, ни в должностных инструкциях судебных экспертов этого момента не предусмотрено. Соответственно никаких нарушений в отсутствии технического паспорта БТИ нет.

Должен ли присутствовать виновник на оценке?

Сама необходимость официального оповещения предполагаемого ответчика в суде обусловлена необходимостью показать судье открытый характер экспертизы ущерба по заливу. Ни один действующий закон на прямую не обязывает официально вызывать телеграммой противоположную сторону на осмотр и уж тем более не обязывает обеспечить их явку и присутствие. Соответственно вызов телеграммой ответчика не обязателен, просто в суде он позволит избежать ряда вопросов к истцу не более того.

Где найти фирму с лицензией для экспертизы залива?

Для определения суммы ущерба помещения и размера иска не достаточно простой строительной сметы. Организация, которая готовит документы для судебных заседаний, должна обладать соответствующими полномочиями. Так, исполнителем экспертной оценки по заливу должен быть либо сертифицированный судебный эксперт, либо оценщик, так же имеющий соответствующий сертификат. Подтверждением правомочности наших специалистов являются выставленные на сайте в разделе Правовые документы их правовые документы. Именно данные сертификаты соответствия придают судебной экспертизе юридическую силу.

Как вызвать эксперта по заливу?

Заявка на выезд эксперта оформляется просто телефонным звонком. Задача клиента сообщить сотруднику на телефоне (как правило, это тоже эксперт-оценщик) дату, время, адрес квартиры, которую надо будет обследовать. Так же по телефону согласовывается сколько стоит экспертиза квартиры. Подробные вопросы о специфике залива именно Вашего помещения задаются с целью окончательно определения условий работы именно на стадии телефонного звонка.

В случае же, если заявка на экспертизу была сделана в режиме on-line, то сотрудник организации так же созвониться с заявителем для решения организационных моментов.

Какие гарантии, что мне возместят всю сумму ущерба?

Компании по экспертной независимой оценке основываются на данных, которые имеют правдивый характер и полностью обоснованы. Все данные о стоимости указываются с учётом реальных рыночных цен, не позапрошлого года, а именно текущего. В практике, достаточно много таких случаев, когда виновник не согласен с суммой ущерба, которую ему предъявляют. Чтобы таких случаев избежать, предоставляется акт о независимой экспертной оценке залива квартиры утвержденный в суде, который имеет юридическую силу и подтверждает актуальность предоставленных данных. Более того, всем клиентам, которые заключают договора с оценщиками, предоставляется бесплатная консультация по всем вопросам касающихся их дела.

Как считается ремонт протечек?

Главным критерием, по которому не получается договориться во внесудебном порядке виновнику затопления и пострадавшей стороне это объём предстоящих ремонтно-строительных работ. Один говорить, что надо зашлифовать и замазать протечку, другой хочет новый ремонт. Так кто же прав в данной ситуации? Порядок выполнения работ на том или ином повреждённом участке подробно описан в СНиПах, и именно данные методики будут учитываться при экспертизе залива.

Почему нельзя предоставить в суд простую смету и чеки?

В соответствии с требованиями ГПК РФ каждая сторона в ходе судебного процесса должна предоставлять именно объективные доказательства своей правоты. Никто не запрещает принести в суд расчёт от строительной компании, но в качестве доказательства судом она принята не будет, так как сметчик (представитель будущего исполнителя услуг) преследует корыстные цели, пытаясь взять с потенциального заказчика побольше денег. Судебный же эксперт, проводящий независимую оценку, несёт ответственность за свои расчёты, в том числе и уголовную по ст. 307 УК РФ. Даже не смотря на то, что процесс гражданский. То есть экспертная оценка - это документ, имеющий силу, с точки зрения права, а смета - нет.

Можно ли после экспертизы залива делать ремонт?

Судебные разбирательства по делу о затоплении квартиры предполагают гражданский процесс, а не уголовный. Поэтому здесь с доказательной базой всё гораздо проще. Нет необходимости годами хранить вещдоки. Следы затопления квартиры фиксируются актом управляющей компании и оценщиком (судебным экспертом), который в дальнейшем делает расчёт стоимости ущерба. Да, чисто теоретически, возможно выездное заседание, но ни один вменяемый судья на это не пойдёт. А если по делу о заливе будет назначена судебная экспертиза, то как правило, она проводит расчёт исходя из данных материалов дела, которое поступает экспертам из суда. То есть боязнь делать ремонт в затопленной квартире до решения суда – беспочвенна.

Независимая экспертиза после залива квартиры цены.

В наше время все умеют деньги считать. Но помните. Столкнувшись задачей приобрести товар или услугу, вы должны в первую очередь не сэкономить, а приобрести качественную вещь. Какой смысл от экспертизы, которую завернут в суде. А именно это произойдёт, если она выполнена формально, лишь бы выполнить и отчитаться перед заказчиком. Чтоб грамотно выбрать оценщиков, общаясь по телефону, обратите внимание на их компетентность, на возраст сайта компании, на данные по ОГРН. И уже после этого вы поймёте, почему их услуги стоят дорого или дёшево. В конце концов затраты на услуги оценочной фирмы взыскиваются в суде с вашего обидчика. То есть эти затраты в итоге окупятся.

Можно ли вызывать экспертизу, если ещё не выдали акт?

Стоит заметить, что акт управляющей компании о заливе и экспертное заключение об оценке ущерба от данного залива – это не зависящие друг от друга документы. Независимая оценка и является таковой на том основании, что эксперт может иметь свои взгляды, суждения и соответственно, расчёты по затратам на устранение аварии. Итак, два главных различия. Акт отвечает на вопрос: был ли залив, и при каких обстоятельствах? А оценка ущерба отвечает на вопрос: сколько стоит теперь это исправить и почему?

Таким образом, мнение том, что без акта ДЭЗ оценку не сделать, а если и сделать, то в суде это принято не будет, мягко говоря, не компетентно. Ведь ни один закон или подзаконный акт не требует от экспертизы приобщать к оценочному альбому данный документ или оценивать ущерб, руководствуясь этим актом. Ну, если отсутствует нарушение требований Законодательства, то и основания оспаривания в суде так же отсутствуют. Ибо российская система права устроена по принципу: что не запрещено (или не предписано) законом, то разрешено.

К тому же очень распространена ситуация при которой ДЭЗ, будучи виновником затопления жилья, сознательно затягивает или вообще в наглую не выдаёт акт. Это не означает, что пострадавший не может обратиться в суд и иском о возмещении вреда. В одной из своих статей мы подробно описывали порядок действия в такой случае. Поэтому акцентировать внимание на нём здесь не будем.

По ходу работы мы так же сталкиваемся со следующей позицией наших клиентов. Они сначала вызывают оценщика зафиксировать и рассчитать ущерб от залива. А потом решают вопрос с получением акта у коммунальщиков. Почему? Да потому что когда этот акт будет готовиться, жилец затопленной квартиры будет знать во всех нюансах и сам ущерб и результат его расчёта. Это даст ему возможность внести дополнения в документ коммунальных служб в том случае, если они что-то забыли указать в нём.

Как вести себя на осмотре с ответчиком?

Вызов виновника залива телеграммой по закону не является обязательным. Это скорее не писаное правило, которое позволяет избежать на суде лишних вопросов и повысить уровень доверия суда к проведённой экспертизе ущерба.

Практика в этом вопросе свидетельствует о конфликтности ситуаций. Когда на осмотр оценщиком повреждений от залива приходит сосед-виновник, то начинается общение на повышенных тонах. Всё потому, что затопивший волнуется и не знает, что делать, таким образом, действуя на эмоциях. Пострадавшей стороне нужно соблюдать спокойствие и ни в коем случае не усугублять конфликт. То есть молча наблюдать за происходящим. Ведь задача не перекричать оппонента, а переиграть его. То есть подготовить грамотный оценочный документ, с помощью которого с этого крикуна будет взыскано много денег.

Квалификационный аттестат оценщика

С 2017 года в оценочной деятельности действует система квалификации. Это значит, что оценщик может оценивать не всё подряд как раньше, а только то, что предписано ему специализацией. Документом, определяющим сферу работ, является квалификационный аттестат . В настоящее время их три вида: оценка бизнеса, оценка недвижимости и оценка движимого имущества.

Но самым важным моментом в этом является пробел по части оценки ущерба. Ведь специфика оценки ущерба предполагает не только какой-то конкретный материальный объект (например, ламинат или торпедо на автомобиль), а ещё и обоснованность работ, и причинно-следственную связь и прочие особенности, находящиеся за рамками подобных квалаттестатов. Таким образом, подшивая КА оценщика в отчёт об оценке залива, надо несомненно быть готовым к вопросам в суде, которые останутся без ответа, и, соответственно такой отчёт не будет принят в качестве доказательства.

Это, пожалуй, главная причина, по которой большую юридическую силу имеет не отчёт об оценке ущерба , а экспертное заключение, выполненное судебным экспертом с соответствующей квалификацией. Причём такая экспертиза может делаться не только по назначению суда, но и на досудебной стадии с целью подачи иска о возмещении ущерба.

В какой суд подавать на виновника залива?

Подсудность дела о возмещении убытков определяется не только по территориальному признаку. Сделав независимую экспертизу после залива квартиры, цены которой так же дают понять, какому суду предстоит рассматривать данное дело. При размере ущерба, который не превышает пятьдесят тысяч рублей, иск необходимо подавать мировому судье судебного участка. А если оценщик посчитал свыше данной суммы, тогда рассмотрение гражданского дела будет проходить в районном или городском суде. По опыту работы можем сказать, что, не смотря на кажущуюся сложность, которая может быть связана с большей ценой вопроса, рассмотрение в районных (городских) судах идёт быстрее и проще.

Информация полезна?

Сохрани себе на стену.

Французский абсолютизм. (16-18вв)

Французский абсолютизм - абсолютная монархия , утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого порядка . Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией .

Основные черты общественного строя

    В 16 веке появилась мануфактура – первая стадия капиталистического промышленного производства.

    С развитием капитализма помимо основного эксплуататорского класса – феодалов появился новый класс крупных собственников – буржуазия. (Первоначальное ядро – городской патрициат, т.е. богатые купцы, ростовщики, банкиры часто становятся собственниками мануфактур.)

    Население страны все также делилось на три сословия. Духовенство и дворянство сохранили все свои привилегии, включая «налоговый иммунитет». В состав третьего сословия вошло крестьянство.

    Вся законодательная, исполнительная, военная и судебная власть сосредотачивалась в руках наследственного главы государства – короля. Ему подчинялся весь централизованный гос. Механизм: армия, полиция, административно- финансовый аппарат, суд.

Факторы, способствовавшие усилению монархии .

    Основная часть дворянства стала опорой трону. Дело в том, что абсолютная монархия, хотя и была независима от отдельных представителей этого класса, неуклонно и последовательно защищала коренные, общеклассовые интересы дворян. Только с помощью абсолютизма можно было еще обеспечить подавление все усиливавшейся антифеодальной борьбы крестьянства. К тому же значительная часть средств финансового аппарата монархии шла на содержание дворян.

    Особое соотношение классовых сил. Утвердилось своеобразное равновесие двух классов: начавшего ослабевать дворянства и все более набирающей силу буржуазии. Последняя еще не была в состоянии претендовать на полит. доминирующую роль в стране, но в экономической области и отчасти в гос. аппарате она могла уже успешно противостоять дворянству. Используя противоречия двух классов, монархия добилась некоторой самостоятельности.

Ришелье, его реформы.

Кардинал Ришелье сыграл не мало важную роль в становлении абсолютизма. В течение почти двадцати лет (1624 – 1642) он, подчинив своему влиянию короля Людовика 13, управлял страной. Его политика была направлена на защиту общеклассовых интересов дворянства. Путь к достижению цели Ришелье видел в укреплении абсолютизма. При нем была усилена централизация административного аппарата, суда, финансов.

Реформы

    Роспуск или уменьшение власти вельмож-губернаторов, создав королевских комиссаров, которых он посылал в провинции. Вскоре должность «королевского комиссара» переросла в интендантов, т.е. чиновников, назначаемых центром, которые властвовали на местах и со временем вытеснили аристократов-губернаторов.

    Борьба с гугенотской организацией, представлявшей собой государство в государстве. Французские протестанты на своих окружных собраниях и на национальном синоде реформаторской церкви нередко принимали чисто политические решения, вступали в переговоры с иностранными правительствами, имели свою казну, распоряжались многими крепостями и не всегда оказывались покорными правительству. Ришелье лишил их крепостей и гарнизонов, отнял право политических собраний, но сохранил свободу вероисповедания.

    Суды утратили при нем независимость.

    При Ришелье мятежным аристократам и многим дворянам не пограничных территорий Франции предписывалось срыть укрепления своих замков, дабы пресечь в дальнейшем превращение этих замков в оплоты оппозиции.

    Борьба с дуэлями.

Фронда(1648-1653)

После смерти Ришелье и Людовика 13 престол перешел к его сыну Людовику 14, во время малолетства которого управляли его мать Анна Австрийская и кардинал Мазарини. Смута, начавшаяся как борьба аристократии и Мазарини за власть и распределение привилегий, сменившаяся в народные волнения получившие название «народной фрондой».

Людовик 14(1643 – 1715)

Расцвет абсолютизма. Он пошел по стопам Ришелье и Мазарини: уничтожил в некоторых областях провинциальные парламенты и отменил остатки самоуправления в городах. Теперь все местные дела решались в столице. Во время его правления обширные права получила полиция, во многих случая она занимала место правильного суда. Появились так называемые «летр де кашэ» - пустые бланки с королевской подписью, с помощью которых можно было засадить любого человека в тюрьму.

Государственные органы.Основные черты.

    Генеральные штаты прекращают свою деятельность.

    Ограничены права парламентов и прежде всего Парижского парламента. Эдикт 1641 г . обязал регистрировать парламент все ордонансы и другие нормативные акты, исходящие от короля.

    Усилен контроль над церковью. Болонский конкордат 1516 г. предоставил королю исключительное право назначать кандидатов на посты высших иерархов католической церкви во Франции. В итоге выдвижение на высшие церковные должности стало одним из видов королевского пожалования.

    Усиление бюрократического аппарата. Многие должности правительство продавало. Принося монархии немалый доход, продажа должностей имела и отрицательные последствия. Великое множество чиновников заполнило страну. Эти должности затем по традиции стали достоянием отдельных аристократических семей. Чтобы решить проблему, но избежать вспышек недовольства дворянства. Старый государственный аппарат был сохранен, но наряду с ним стали создавать новую систему гос. органов. Важнейшие посты в ней стали занимать лица, назначаемые правительством, которые в любое время могли их отозвать. В итоге в стране функционировали государственные органы, которые условно могли быть разделены на две категории: учреждения, унаследованные от прошлого и учреждения созданные абсолютизмом.

    Гос. совет превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли спец. Советы: совет финансов, совет депеш(сообщения с мест)

    Функционировал тайный совет, ведавший кассационным пересмотром некоторых категорий дел

    Существовал аппарат канцлера (заместитель короля на советах)

    Ген. Контролер финансов и 4 гос. секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам двора – органы, созданные абсолютизмом. Компетенция Ген. Контролера финансов была наиболее обширна. Он руководил сборами и распределением денежных средств, проверял деятельность должностных лиц на местах. В его ведении находились промышленность, торговля, финансы, гос. работы (строительство портов, крепостей, дорог), пути сообщения. Ген. Контролер считался первым министром.

    Малый королевский совет – совет, где король решал наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики.

Местные органы

    Интенданты – особые уполномоченные королевского правительства на местах. Интенданты юстиций, полиции и финансов фактически руководили местным административным управлением и судом.

    Субделеганты – подчиненные интендантов, обладавшие реальной властью на местах.

    Полиция. Наделена широкими правомочиями, она стала вездесущей. Ими устанавливается цензура книг, просматривается частная корреспонденция.

    Многие местные органы, существовавшие еще со времен сословно- представительной монархии, утратили свои правомочия. Так произошло с бальи и Прево. Провинциальные штаты созывались только с разрешения короля и проводились под контролем интенданта.

    Функционировало сразу несколько систем судов. Часто они дублировали друг друга. Происходило усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560) и Мулинского ордонансом (1566) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Королевская юстиция получила право эвокации, т.е. принятия к своему рассмотрению любого дела из некоролевского суда, на какой бы стадии суд. Разбирательства оно не находилось. Исключение составляли некоторые церковные дела. Однако эта структура была крайне сложной и противоречивой. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов.

    Гос. совет рассматривался как высший суд и был наделен правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности ими норм права.

    Специальные суды. Почти каждое ведомство имело свой суд, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы.

    Особое значение имели военные суды. Были суды морские и таможенные.

Значение абсолютизма

Абсолютная монархия играла относительно прогрессивную роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально- экономического развития. Абсолютизм содействовал росту капиталистической промышленности и торговли. Правительство поощряло строительство новых мануфактур, вводило высокие таможенные пошлины на ввозимые в страну иностранные товары, вело войны против иностранных держав – конкурентов в торговле, основало колонии. Приблизительно со второй половины 17 века капитализм достигает такого уровня, когда его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма становится невозможным. Абсолютная монархия, защищая феодальный строй, утрачивает все ранее присущие ей ограниченно- прогрессивные черты.

: Азиль , Совтер , Тарденуаз
Неолит : КЛЛК , Рёссен , Ла-Огетт
Медный век : СУМ , Шассе , ККК
Бронзовый век : Погребальные поля
Железный век : Ла-Тен , Артенак

Французский абсолютизм - абсолютная монархия , утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого режима . Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией .

Общее описание ситуации

Ришелье

На этом собрании выдвинулся, в качестве депутата от духовного сословия, епископ люсонский (впоследствии кардинал) Ришельё . Через несколько лет он стал главным советником и всесильным министром Людовика XIII, и в течение почти двадцати лет управлял Ф., с неограниченной властью. Ришельё окончательно утвердил систему абсолютизма во французской монархии. Целью всех его помышлений и стремлений были сила и могущество государства; этой цели он готов был приносить в жертву все остальное. Он не допускал вмешательства Римской курии во внутренние дела Ф. и ради интересов французской монархии принял участие в тридцатилетней войне (максимально долго оттягивая вступление Франции в неё, до тех пор, пока не были преодолены внутренние проблемы государства), в которой стоял на стороне протестантов. Его внутренняя политика также не имела вероисповедного характера; его борьба с проестантами окончилась «Миром милости», сохранившим свободу вероисповедания для гугенотов, но лишившим их всех крепостей и гарнизонов, и фактически уничтожив гугенотское «государство в государстве». По происхождению Ришельё был дворянином, но его заветной мечтой было заставить дворян служить государству за те привилегии и земли, которыми они владели. Дворянство Ришелье считал основной опорой государства, что указано в его «Политическом завещании», но требовал от него обязательной военной службы государству, иначе же предлагал лишать их дворянских привилегий. Вельможи-губернаторы привыкли смотреть на себя, как на своего рода наследников феодальных герцогов и графов; чтобы следить за их действиями, Ришельё посылал в провинции особых королевских комиссаров, которых выбирал из мелкого дворянства или горожан; из этой должности мало-помалу возникла постоянная должность интендантов . Укреплённые замки дворянства в провинциях были срыты; дуэли, сильно распространившиеся среди дворян, запрещены под страхом смертной казни. Такие меры располагали народ в пользу кардинала, но дворяне его ненавидели, вели против него придворные интриги, составляли заговоры, даже оказывали сопротивление с оружием в руках. Несколько герцогов и графов сложили голову на плахе. Ришельё, однако, не отнимал у дворянства той власти, которую оно имело над народом: привилегии дворянства по отношению к третьему сословию и его права над крестьянами остались неприкосновенными. Не мог помириться Ришельё и с гугенотской организацией, представлявшей собой государство в государстве. Французские протестанты на своих окружных собраниях и на национальном синоде реформатской церкви нередко принимали чисто политические решения, вступали даже в переговоры с иностранными правительствами, имели свою казну, распоряжались многими крепостями и не всегда оказывались покорными правительству.

Ришельё в самом начале своего правления решился всё это отменить. Последовала война с гугенотами, в которой они получили помощь со стороны английского короля Карла I. После неимоверных усилий Ришельё взял их главную крепость, Ла-Рошель , а затем победил их и на других пунктах. Он оставил за ними все их религиозные права, отняв только крепости и право политических собраний (1629). Строя государство нового времени на развалинах старого средневекового здания сословной монархии, Ришельё заботился больше всего о сосредоточении всего управления в столице. Он учредил вполне зависимый от правительства государственный совет для решения всех важнейших дел. В некоторых провинциях он уничтожил местные штаты, состоявшие из представителей духовенства, дворянства и горожан, и везде, при помощи интендантов, вводил строгое подчинение провинций центру. Старые законы и обычаи его нисколько не стесняли; вообще, он пользовался своей властью с величайшим произволом. Суды утратили при нём независимость; он часто извлекал разные дела из их ведения, для рассмотрения в чрезвычайных комиссиях или даже личного своего решения. Ришельё хотел подчинить государству даже литературу и создал Французскую академию, которая должна была направлять поэзию и критику по желательной для правительства дороге. Людовик XIII лишь несколькими месяцами пережил своего министра, и престол перешёл к его сыну, Людовику XIV (1643-1715), во время малолетства которого управляли мать его, Анна Австрийская , и кардинал Мазарини , продолжатель политики Ришельё. Это время было ознаменовано смутами, совпавшими с первой английской революцией, но не имевшими её серьёзного характера; они даже получили название фронды от имени одной детской игры. В этом движении участвовали парижский парламент, высшая знать и народ, но между ними не только не было единодушия - они враждовали друг с другом и переходили с одной стороны на другую. Парижский парламент, бывший в сущности лишь высшим судом и состоявший из наследственных членов (вследствие продажности должностей), выставил несколько общих требований касательно независимости суда и личной неприкосновенности подданных и желал присвоить себе право утверждения новых налогов, то есть получить права государственных чинов. Мазарини приказал арестовать наиболее видных членов парламента; население Парижа построило баррикады и начало восстание. В эту междоусобную войну вмешались принцы крови и представители высшей знати, желавшие удалить Мазарини и захватить власть или, по крайней мере, вынудить у правительства денежные раздачи. Глава фронды, принц Конде , разбитый королевским войском под начальством Тюренна , бежал в Испанию и продолжал вести войну в союзе с последней.

Людовик XIV

Дело кончилось победой Мазарини, но молодой король вынес из этой борьбы крайне печальные воспоминания. После смерти Мазарини (1661) Людовик XIV лично стал править государством. Смуты фронды и английская революция внушили ему ненависть ко всякому проявлению общественной самодеятельности, и он всю жизнь стремился к всё большему и большему укреплению королевской власти. Ему приписывают слова: «Государство - это я», и на деле он действовал вполне сообразно с этим изречением. Духовенство во Ф. ещё со времени конкордата 1516 г. было в полной зависимости от короля, а дворянство было усмирено усилиями Ришельё и Мазарини. При Людовике XIV феодальная аристократия вполне превратилась в придворную знать. Король оставил за дворянством все его тягостные для народа права и привилегии, но совершенно подчинил его своей власти, привлекши его к придворной жизни хорошо оплачиваемыми должностями, денежными подарками и пенсиями, внешним почётом, роскошью обстановки, весельем светского времяпрепровождения. Не любя Парижа, с которым были связаны тяжёлые воспоминания детства, Людовик XIV создал себе недалеко от него особую резиденцию, чисто придворный город - Версаль, построил в нём громаднейший дворец, завёл сады и парки, искусственные водоёмы и фонтаны. В Версале шла шумная и весёлая жизнь, тон которой задавали королевские фаворитки Ла-Вальер и Монтеспан. Только в старости короля, когда на него больше всего оказывала влияние г-жа Ментенон, Версаль стал превращаться в подобие монастыря. Версальскому двору стали подражать в других столицах; французский язык, французские моды, французские манеры распространились в высшем обществе всей Европы. В царствование Людовика XIV стала господствовать в Европе и французская литература, также принявшая чисто придворный характер. И раньше во Ф. существовали среди аристократии покровители писателей и художников, но с середины XVII в. главным, и даже почти единственным, меценатом стал сам король. В первые годы своего правления Людовик XIV назначил государственные пенсии очень многим французским и даже некоторым иностранным писателям и основал новые академии («надписей и медалей», живописи, скульптуры, наук), но требовал при этом, чтобы писатели и художники прославляли его царствование и не отступали от принятых мнений (см. Французская литература).

Царствование Людовика XIV было богато замечательными государственными людьми и полководцами. В первой его половине особенно важное значение имела деятельность Кольбера , генерального контролёра, то есть министра финансов. Кольбер поставил своей задачей поднять народное благосостояние; но, в противность Сюлли, полагавшему, что Ф. должна быть прежде всего страной земледелия и скотоводства, Кольбер был сторонником обрабатывающей промышленности и торговли. Никто до Кольбера не приводил меркантилизма в такую строгую, последовательную систему, какая господствовала при нём во Франции. Обрабатывающая промышленность пользовалась всякого рода поощрениями. Вследствие высоких пошлин, товары из-за границы почти перестали проникать во Ф. Кольбер основывал казённые фабрики, выписывал из-за границы разного рода мастеров, выдавал предпринимателям казённые субсидии или ссуды, строил дороги и каналы, поощрял торговые компании и частную предприимчивость в колониях, трудился над созданием коммерческого и военного флота. В управление финансами он старался ввести больше порядка и первый начал составлять на каждый год правильный бюджет. Им предпринято было кое-что и для облегчения народа от податных тягостей, но главное внимание он обратил на развитие косвенных налогов, для увеличения средств казны.

Людовик XIV, однако, не особенно любил Кольбера, за его экономию. Гораздо большим его сочувствием пользовался военный министр Лувуа, тративший средства, которые собирал Кольбер. Лувуа увеличил французскую армию почти до полумиллиона, она была лучшей в Европе по вооружению, обмундировке и обучению. Он же завёл казармы и провиантские магазины и положил начало специально-военному образованию. Во главе армии стояло несколько первоклассных полководцев (Конде, Тюренн и др.). Маршал Вобан, замечательный инженер, построил на границах Ф. ряд прекрасных крепостей. В области дипломатии особенно отличался Лионн. Внешний блеск царствования Людовика XIV страшно истощил силы населения, которое временами очень бедствовало, особенно во вторую половину царствования, когда Людовика XIV окружали в основном бездарности или посредственности. Король хотел, чтобы все министры были простыми его приказчиками, и отдавал предпочтение льстецам перед сколько-нибудь независимыми советниками. Кольбер впал у него в немилость, как и Вобан, осмелившийся заговорить о бедственном положении народа. Сосредоточивая управление всеми делами в своих руках или в руках министров, Людовик XIV окончательно утвердил во Ф. систему бюрократической централизации. Идя по стопам Ришельё и Мазарини, он уничтожил в некоторых областях провинциальные штаты и отменил остатки самоуправления в городах; все местные дела решались теперь или в столице, или королевскими чиновниками, действовавшими по инструкциям и под контролем правительства. Провинции управлялись интендантами, которых в XVIII в. часто сравнивали с персидскими сатрапами или турецкими пашами. Интендант занимался всем и вмешивался во все: в его ведении находились полиция и суд, набор войска и взимание налогов, земледелие и промышленность с торговлей, учебные заведения и религиозные дела гугенотов и евреев. В управлении страной все подводилось под одну мерку, но лишь настолько, насколько это нужно было для усиления центрального правительства; во всем остальном в провинциальном быту царствовало унаследованное от эпохи феодального раздробления чисто хаотическое разнообразие устарелых законов и привилегий, нередко стеснявших развитие народной жизни. Обращено было внимание и на благоустройство. Полиция получила обширные права. Её ведению подлежали книжная цензура, наблюдение за протестантами и т. п.; во многих случаях она заступала место правильного суда. В это время появились во Ф. так называемые lettres de cachet - бланковые приказы о заключении в тюрьму, за королевской подписью и с пробелом для вписания того или другого имени. Стесняя права церкви по отношению к королевской власти и расширяя их по отношению к нации, Людовик XIV поссорился с папой (Иннокентием XI) из-за назначения на епископские должности и собрал в Париже национальный собор (1682), на котором Боссюэт провёл четыре положения о вольностях галликанской церкви (папа не имеет власти в светских делах; вселенский собор выше папы; у французской церкви есть свои законы; папские постановления в делах веры получают силу лишь с одобрения церкви). Галликанство ставило французское духовенство в довольно независимое положение по отношению к папе, но зато усиливало власть над духовенством самого короля. Вообще, Людовик XIV был правоверным католиком, дружил с иезуитами и хотел, чтобы все его подданные были католиками, отступая в этом отношении от веротерпимости Ришельё. Среди самих католиков было много недовольных безнравственными учениями иезуитизма; образовалась даже враждебная им партия янсенистов, до некоторой степени усвоившая взгляд протестантов на значение благодати Божией. Людовик XIV поднял на это направление настоящее гонение, действуя на этот раз в полном единомыслии с папством. Особенно проявил он свою религиозную исключительность в отношении к протестантам. С самого начала царствования он их стеснял разными способами, чем заставил почти всю гугенотскую аристократию вернуться в лоно католической церкви. В 1685 г. он совсем отменил нантский эдикт. Для насильственного обращения гугенотов были пущены в ход военные постои в их жилищах (драгонады), а когда гонимые за веру стали эмигрировать, их ловили и вешали. В Севеннах произошло было восстание, но его скоро подавили жесточайшим образом. Многим гугенотам удалось спастись бегством в Голландию, Швейцарию и Германию, куда они принесли с собой свои капиталы и своё искусство в ремёслах и промышленности, так что отмена нантского эдикта и в материальном отношении была невыгодна для Ф. Гугенотские эмигранты, нашедшие приют в Голландии, стали писать и издавать сочинения, в которых нападали на всю систему Людовика XIV. Во внешней политике Ф. при Людовике XIV продолжала играть роль, созданную ей Ришельё и Мазарини. Ослабление обеих габсбургских держав - Австрии и Испании - после тридцатилетней войны открывало для Людовика возможность расширить границы своего государства, страдавшего, после только что сделанных приобретений, чересполосицей . Пиренейский мир был скреплён браком молодого французского короля с дочерью короля испанского Филиппа IV, что впоследствии дало Людовику XIV повод предъявить притязания на испанские владения, как на наследство своей жены. Его дипломатия ревностно работала над тем, чтобы во всех отношениях утвердить первенство Ф. Людовик XIV совсем не церемонился с мелкими государствами, когда имел основание быть ими недовольным. В пятидесятых годах XVII в., когда Англией правил Кромвель, Ф. ещё приходилось считаться с её выдающимся международным положением, но в 1660 г. произошла реставрация Стюартов, а в них Людовик XIV нашёл людей, которые готовы были за денежные субсидии вполне следовать его планам. Притязания Людовика XIV, грозившие политическому равновесию и независимости других народов, встречали постоянный отпор со стороны коалиций между государствами, не бывшими в состоянии поодиночке бороться с Ф. Главную роль во всех этих коалициях играла Голландия. Кольбер обнародовал тариф, облагавший ввоз голландских товаров во Ф. весьма высокими пошлинами. На эту меру республика ответила исключением французских товаров со своих рынков. С другой стороны, около того же времени Людовик XIV задумал овладеть испанскими Нидерландами (Бельгией), а это грозило политическим интересам Голландии: ей выгоднее было жить в соседстве с провинцией далёкой и слабой Испании, чем в непосредственном соприкосновении с могущественной честолюбивой Ф. Вскоре после первой войны, которую Голландии пришлось вести против Людовика XIV, штатгальтером республики стал энергичный Вильгельм III Оранский, которому преимущественно и были обязаны своим возникновением коалиции против Людовика XIV. Первая война Людовика XIV, известная под названием деволюционной , была вызвана его намерением завладеть Бельгией. Этому воспротивилась Голландия, заключившая против Ф. тройственный союз с Англией и Швецией. Война была непродолжительна (1667-68) и окончилась ахенским миром; Людовик XIV вынужден был ограничиться присоединением нескольких пограничных крепостей со стороны Бельгии (Лилль и др.). В следующие годы французской дипломатии удалось отвлечь Швецию от тройственного союза и совершенно перетянуть на свою сторону английского короля Карла II. Тогда Людовик XIV начал вторую свою войну (1672-79), совершив вторжение в Голландию с большой армией и имея под своим начальством Тюренна и Конде. Французское войско искусно обогнуло голландские крепости и чуть не взяло Амстердам. Голландцы прорвали плотины и затопили низменные части страны; их корабли нанесли поражение соединённому англо-французскому флоту. На помощь к Голландии поспешил курфюрст бранденбургский Фридрих-Вильгельм, опасаясь за свои прирейнские владения и за судьбу протестантизма в Германии. Фридрих-Вильгельм склонил к войне с Ф. и императора Леопольда I; позже к противникам Людовика XIV присоединились Испания и вся империя. Главным театром войны сделались области по среднему течению Рейна, где французы варварски опустошили Пфальц. В скором времени Англия оставила своего союзника: парламент принудил короля и министерство прекратить войну. Людовик XIV побудил шведов напасть из Померании на Бранденбург, но они были разбиты при Фербеллине. Война окончилась нимвегенским миром (1679). Голландии были возвращены все сделанные французами завоевания; Людовик XIV получил вознаграждение от Испании, отдавшей ему Франш-Конте и несколько пограничных городов в Бельгии. Король был теперь на верху могущества и славы. Пользуясь полным разложением Германии, он самовластно стал присоединять к французской территории пограничные местности, которые на разных основаниях признавал своими. Были даже учреждены особые присоединительные палаты (chambres des réunions) для исследования вопроса о правах Ф. на те или другие местности, принадлежавшие Германии или Испании (Люксембург). Между прочим, среди глубокого мира Людовик ΧΙ V произвольно занял имперский город Страсбург и присоединил его к своим владениям (1681). Безнаказанности таких захватов как нельзя более благоприятствовало тогдашнее положение империи. Бессилие Испании и Германии перед Людовиком XIV выразилось далее в формальном договоре, заключённом ими с Ф. в Регенсбурге (1684): он устанавливал перемирие на двадцать лет и признавал за Ф. все сделанные ею захваты, лишь бы не производилось новых. В 1686 г. Вильгельму Оранскому удалось заключить против Людовика XIV тайный оборонительный союз («аугсбургская лига»), охвативший почти всю Западную Европу. В этой коалиции приняли участие император, Испания, Швеция, Голландия, Савойя, некоторые немецкие курфюрсты и итальянские государи. Даже папа Иннокентий XI благоприятствовал видам союза. Не доставало в нём одной Англии, но вторая английская революция (1689), окончившаяся возведением на престол Вильгельма Оранского, отторгла и это государство от союза с Францией. Между тем, Людовик XIV под разными предлогами сделал новое нападение на прирейнские земли и овладел почти всей страной от Базеля до Голландии. Это было началом третьей войны , продолжавшейся десять лет (1688-1697) и страшно истощившей обе стороны. Окончилась она в 1697 г. рисвикским миром, по которому Ф. удержала за собой Страсбург и некоторые другие «присоединения». Четвёртая, и последняя, война Людовика XIV (1700-14) носит название войны за испанское наследство . Со смертью короля испанского Карла II должна была пресечься испанская линия Габсбургов. Отсюда возникли планы дележа испанских владений между разными претендентами, о чём Людовик XIV вёл переговоры с Англией и Голландией. В конце концов он предпочёл, однако, овладеть всей испанской монархией и с этой целью добился от Карла II завещания, провозглашавшего наследником испанского престола одного из внуков Людовика XIV, Филиппа Анжуйского, под условием, чтобы никогда французская и испанская короны не соединялись в одном и том же лице. На испанский престол явился и другой претендент, в лице эрцгерцога Карла, второго сына императора Леопольда I. Едва умер Карл II (1700), Людовик XIV двинул свои войска в Испанию, для поддержания прав своего внука, Филиппа V, но встретил отпор со стороны новой европейской коалиции, состоявшей из Англии, Голландии, Австрии, Бранденбурга и большинства германских князей. На стороне Людовика XIV находились сначала Савойя и Португалия, но вскоре и они перешли в лагерь его врагов; в Германии его союзниками были лишь курфюрст баварский, которому Людовик XIV обещал испанские Нидерланды и Пфальц, да архиепископ кёльнский. Война за испанское наследство велась с переменным счастьем; главным её театром были Нидерланды, с прилегающими частями Ф. и Германии. В Италии и Испании перевес брала то одна, то другая сторона; в Германии и Нидерландах французы терпели одно поражение за другим, и к концу войны положение Людовика XIV сделалось крайне стеснительным. Страна была разорена, народ голодал, казна была пуста; однажды отряд неприятельской конницы появился даже в виду Версаля. Престарелый король стал просить мира. В 1713 г. Франция и Англия заключили между собой мир в Утрехте; Голландия, Пруссия, Савойя и Португалия скоро примкнули к этому договору. Карл VI и большая часть имперских князей, принимавших участие в войне, продолжали вести её ещё около года, но французы перешли в наступление и заставили императора в раштаттском договоре признать условия Утрехтского мира (1714). В следующем году Людовик XIV умер.

Людовик XV и Людовик XVI

Три четверти XVIII в., протёкшие от смерти Людовика XIV до начала революции (1715-1789), были заняты двумя царствованиями: Людовика XV (1715-1774) и Людовика XVI (1774-1792). Это было временем развития французской просветительной литературы, но вместе с тем и эпохой потери Францией прежнего значения в делах международной политики и полного внутреннего разложения и упадка. Система Людовика XIV привела страну к совершённому разорению, под бременем тяжёлых налогов, громадного государственного долга и постоянных дефицитов. Реакционный католицизм, одержавший победу над протестантизмом после отмены нантского эдикта, и королевский абсолютизм, убивавший все самостоятельные учреждения, но подчинившийся влиянию придворной знати, продолжали господствовать во Франции и в XVIII в., то есть в то самое время, когда эта страна была главным очагом новых идей, а за её границами государи и министры действовали в духе просвещённого абсолютизма. И Людовик XV, и Людовик XVI были люди беспечные, не знавшие иной жизни, кроме придворной; они ничего не сделали для улучшения общего положения дел. До середины XVIII в. все французы, желавшие преобразований и ясно понимавшие их необходимость, возлагали свои надежды на королевскую власть, как на единственную силу, которая была бы в состоянии произвести реформы; так думали и Вольтер , и физиократы . Когда, однако, общество увидело, что ожидания его были напрасны, оно стало относиться к этой власти отрицательно; распространились идеи политической свободы, выразителями которых были Монтескьё и Руссо . Это сделало задачу французского правительства ещё более трудной. В начале царствования Людовика XV, который приходился Людовику XIV правнуком, за малолетством короля управлял герцог Орлеанский Филипп. Эпоха регентства (1715-1723) ознаменована легкомыслием и развращённостью представителей власти и высшего общества. В это время Франция пережила сильное экономическое потрясение, ещё более расстроившее дела, которые и без того были в печальном положении (см. Ло). Когда Людовик XV пришёл в совершённый возраст, он сам мало интересовался и занимался делами. Он любил одни светские развлечения и с особенным вниманием относился только к придворным интригам, поручая дела министрам и руководясь при их назначении и смещении капризами своих фавориток. Из последних своим влиянием на короля и своими безумными тратами особенно выдавалась маркиза Помпадур, вмешивавшаяся в высшую политику. Внешняя политика Франции в это царствование не отличалась последовательностью и обнаруживала упадок французской дипломатии и военного искусства. Старая союзница Франции, Польша, была оставлена на произвол судьбы; в войне за польское наследство (1733-1738 гг.) Людовик XV не оказал достаточной поддержки своему тестю Станиславу Лещинскому, а в 1772 г. не воспротивился первому разделу Речи Посполитой. В войне за австрийское наследство Франция действовала против Марии-Терезии, но потом Людовик XV стал на её сторону и защищал её интересы в Семилетней войне . Эти европейские войны сопровождались соперничеством Францией и Англии в колониях; англичане вытеснили французов из Ост-Индии и Северной Америки. В Европе Франция расширила свою территорию присоединением Лотарингии и Корсики. Внутренняя политика Людовика XV ознаменована уничтожением во Франции ордена иезуитов, во время министерства Шуазеля. Конец царствования был наполнен борьбой с парламентами (см. соотв. статью). Людовик XIV держал парламенты в полной покорности, но, начиная с регентства герцога Орлеанского, они стали опять действовать независимо и даже вступать в споры с правительством и критиковать его действия. В сущности эти учреждения были ярыми защитниками старины и врагами новых идей, доказав это сожжением многих литературных произведений XVIII в.; но независимость и смелость парламентов по отношению к правительству делали их весьма популярными в нации. Только в начале семидесятых годов правительство в борьбе с парламентами пошло на самую крайнюю меру, но выбрало очень неудачный повод. Один из провинциальных парламентов возбудил дело по обвинению в разных беззакониях местного губернатора (герцога Эгильона), бывшего пэром Франции и потому подсудного лишь парижскому парламенту. Обвиняемый пользовался расположением двора; король велел прекратить дело, но столичный парламент, сторону которого приняли и все провинциальные, объявил такое распоряжение противным законам, признав вместе с тем невозможным отправлять правосудие, если суды будут лишены свободы. Канцлер Мопу сослал непокорных судей и заменил парламенты новыми судами, получившими кличку «парламентов Мопу». Общественное раздражение было так сильно, что когда Людовик XV умер, его внук и преемник Людовик XVI поспешил восстановить старые парламенты. По природе человек благожелательный, новый король не прочь был посвятить свои силы служению родине, но совсем был лишён силы воли и привычки к труду. Вскоре по вступлении на престол он сделал министром финансов (генеральным контролёром) очень известного физиократа, одного из видных деятелей просветительной литературы и замечательного администратора Тюрго, который принёс с собой на министерский пост широкие реформаторские планы в духе просвещённого абсолютизма. Он не хотел ни малейшего умаления королевской власти и с этой точки зрения не одобрял восстановления парламентов, тем более, что с их стороны ожидал только помехи своему делу. В отличие от других деятелей эпохи просвещённого абсолютизма, Тюрго был противником централизации и создал целый план сельского, городского и провинциального самоуправления, основанного на бессословном и выборном начале. Этим Тюрго хотел улучшить управление местными делами, заинтересовав в них общество, и вместе с тем содействовать развитию общественного духа. Как представитель философии XVIII в., Тюрго был противником сословных привилегий; он хотел привлечь дворянство и духовенство к платежу налогов и даже отменить все феодальные права. Он задумал также уничтожить цехи и разные стеснения торговли (монополии, внутренние таможни). Наконец, он мечтал о возвращении равноправности протестантам и о развитии народного образования. Министр-реформатор вооружил против себя всех защитников старины, начиная с королевы Марии-Антуанетты и двора, которые были недовольны введённой им экономией. Против него были и духовенство, и дворянство, и откупщики налогов, и хлебные барышники, и парламенты; последние стали противиться его реформам и этим вызвали его на борьбу. Против ненавистного министра разными нелепыми слухами раздражали народ и этим возбуждали беспорядки, которые пришлось усмирять вооружённой силой. После двух неполных лет управления делами (1774-1776) Тюрго получил отставку, а то немногое, что он успел сделать, было отменено. После этого правительство Людовика XVI подчинилось направлению, господствовавшему в среде привилегированных классов, хотя необходимость реформ и сила общественного мнения давали себя постоянно чувствовать, и некоторые преемники Тюрго делали новые попытки преобразований; им не доставало только широкого ума этого министра и его искренности, в их преобразовательных планах не было ни оригинальности, ни цельности, ни смелой последовательности Тюрго.

Самым выдающимся из новых министров был Неккер , искусный финансист, дороживший популярностью, но лишённый широких взглядов и твёрдости характера. За четыре года своего первого министерства (1777-1781) он осуществил кое-какие намерения Тюрго, но сильно урезанные и искажённые, например ввёл в двух областях провинциальное самоуправление, но без городского и сельского, притом с сословным характером и с меньшими правами, чем предполагал Тюрго (см. Провинциальные собрания). Неккер был удалён за то, что опубликовал государственный бюджет, не скрыв громадных расходов двора. В это время Франция ещё более ухудшила свои финансы вмешательством в

22. Абсолютная монархия во Франции.

Абсолютная монархия во Франции (Абсолютизм) (XVI-XVIIIвв.)

Франция – это классический образец абсолютизма.

К концу XVв. политическое объединение завершилось, Франция стала единым централизованным государством (таким образом, постепенно устанавливается унитарная форма государственного устройства).

Общественный строй

Начало XVIв. характеризуется бурным развитием промышленности, появляются различные технические усовершенствования, новый ткацкий станок и т.д. Мелкое производство сменяется более крупным, основанным на наёмном труде – мануфактурами. В них существует разделение труда, используется труд наёмных рабочих. Происходит процесс первоначального капиталистического накопления, капитал образуется, прежде всего, у купцов (особенно у тех, кто вёл заморскую торговлю), у владельцев мануфактур, у крупных ремесленников, мастеров. Эта городская верхушка складывается в класс буржуазии, и по мере роста богатств возрастало её значение в феодальном обществе. Итак, в области промышленности происходит развитие капиталистического способа производства. Но основная масса населения была занята в сельском хозяйстве, а в нём существовали феодально-крепостнические отношения, феодальные путы, т.е. в деревне существует феодальный уклад.

Социальная структура меняется. По-прежнему существуют три сословия. По-прежнему первое сословие – духовенство, второе - дворянство. При этом дворянство ещё с XVв. расслаивается на дворянство «шпаги» (старое потомственное дворянство, которое имеет доступ ко всем офицерским должностям) и дворянство «мантий» (люди, купившие дворянский титул и придворную должность за высокую сумму). Дворянство «шпаги» к дворянству «мантий», занимающем судейские и подобные должности, относится достаточно пренебрежительно, как к выскочкам. Среди дворянства «шпаги» особенно выделяется придворная аристократия, фавориты короля. Люди, которые занимают должность при короле (sinecura). На основе третьего сословия скалывается класс буржуазии, причём выделяется крупная буржуазия (финансовая буржуазия, банкиры). Эта часть срастается с придворной знатью, это опора короля. Вторая часть – средняя буржуазия (промышленная буржуазия, самая значительная, крепнущая часть буржуазии, которая настроена к королю более оппозиционно). Третья часть буржуазии – мелкая буржуазия (ремесленники, мелкие торговцы; настроена эта часть к королю ещё более оппозиционно, чем средняя).

Крестьяне повсеместно откупались от личной зависимости, и большинство крестьян (мы видели это ещё в предыдущий период) сейчас цензитарии, т.е. лично свободные, обязанные платить сеньору денежную ренту, находятся в поземельной зависимости, на них основной налог, основные поборы и в пользу государства, и в пользу церкви, и в пользу сеньора падали.

И в это же время зарождается пролетариат (предпролетариат) – рабочие мануфактур. Близко к ним по положению стоят подмастерья, ученики, которые работают на своих мастеров.

На определённом этапе, когда в недрах феодального строя развиваются феодальные отношения, устанавливается своеобразное равновесие сил двух эксплуататорских классов, ни одна из которых перетянуть не может. Буржуазия экономически сильна, но лишена политической власти. Она тяготиться феодальными порядками, но до революции ещё не созрела. Дворянство держится цепко за свои права и привилегии, презирает богачей-буржуа, но обойтись без них и без их денег уже не может. В этих условиях, воспользовавшись этим равновесием, используя противоречия между этими двумя классами, государственная власть добивается значительной самостоятельности, происходит возвышение королевской власти, как кажущейся посредницы между этими классами, и формой правления становится абсолютная монархия.

Государственный строй.

Он характеризуется следующими чертами:

1. Небывалое усиление власти короля, полнота всей власти. И законодательной, и исполнительной, и финансовой, и военной… Единоличные акты короля становятся законом (принцип, который в римском государстве действовал).

2. Генеральные Штаты созываются всё реже и реже, и наконец, с 1614 года не созываются вообще вплоть до начала Французской буржуазной революции (Великой Французской революции) 1789 г.

3. Опора на бюрократический аппарат, становление бюрократического разветвлённого аппарата. Число чиновников резко возрастает.

4. Утверждается унитарная форма государственного устройства.

5. Опорой власти короля, помимо чиновничества, является постоянная армия, разветвлённая сеть полиции.

6. Уничтожен сеньориальный суд. И в центре, и на местах он заменён <королевскими судьями>.

7. Церковь подчиняется государству и становится надёжной опорой государственной власти.

Установление абсолютной монархии началось при короле Франциске I(1515-1547 гг.) и завершено было благодаря деятельности кардинала Ришелье (1624-1642 гг.). Уже ФранцискIотказался от созыва Генеральных Штатов. ФранцискIподчинил себе церковь. В 1516 г. между ним и Римским Папой ЛьвомXв городе Болония был заключён конкордат (дословно – «сердечное соглашение»), по которому назначение на высшие церковные должности принадлежит королю, а папа осуществляет посвящение в сан.

При приемниках Франциска Iразвязались гугенотские войны (протестанты с католиками воевали длительное время). Наконец, ГенрихIVиз гугенотов решил принять католичество, сказав: «Париж стоит мессы». Окончательное утверждение абсолютизма во Франции связано с деятельностью кардинала Ришелье. Он был первым министром при короле ЛюдовикеXIII. Кардинал говорил: «Моя первая цель – величие короля, моя вторая цель – величие королевства». Ришелье поставил цель создать централизованное государство с неограниченной королевской властью. Он проводит серию реформ:

1. Провёл реформу государственного управления

А) в центральном аппарате большую роль стали играть государственные секретари. Они составляли «малый королевский совет». Они состояли из чиновников короля. Этот малый совет имел реальное значение в управлении. Был большой совет из «принцев крови». Он начинает играть всё больше декоративную роль, т.е. реальное значение большой совет утрачивает, знать от управления отстраняется.

Б) на местах: в провинции из центра посылались должностные лица «интенданты» - чиновники, контролёры над губернаторами. Подчинялись малому совету и сыграли важную роль в преодолении местничества, местнического сепаратизма губернаторов, в централизации, в укреплении центральной власти.

2. Ришелье повёл наступление на парижский Парламент, который (помимо судебной функции) имел право на регистрацию королевских эдиктов и, в связи с этим, имел право на протест, на ремонстрацию, т.е. право объявить своё несогласие с королевским законом. Парламент был вынужден подчиниться воле Ришелье и своё право на ремонстрацию практические не осуществлял.

3. Ришелье, поощряя развитие промышленности и торговли, вместе с тем жестоко расправлялся с теми городами, которые ещё пытались проявить свою независимость, возвысить своё самоуправление.

4. Важной частью политики Ришелье было усиление армии и флота, при этом большое внимание он уделял деятельности разведки и контрразведки. Создан был разветвлённый полицейский аппарат.

5. В области финансовой политики Ришелье с одной стороны говорил, что особо чрезмерно увеличивать налоги нельзя, что надо учитывать положение народа, т.е. с одной стороны он выступал против чрезмерного увеличения налогов. В то же время на практике налоги при нём возросли в 4 раза, и он сам же в той же своей книге пишет: «Крестьянин, подобно молу, портится без работы, и поэтому надо с него взимать соответствующие налоги».

Расцвет абсолютизма во Франции падает на время правления Людовика XIV(1643-1715 гг.), его называют «король-солнце», это он говорил: «Королевство – это я». Власть короля никак и ничем не ограничена, опора на чиновничество, на полицию, при этом чиновники и полицейские в том числе получают ничем не ограниченные полномочия, устанавливается полицейский надзор. Получают распространение «приказы в запечатанных конвертах», т.е. чиновник получает бланк с приказом об аресте, туда достаточно было вписать любую фамилию, любое имя, чтобы человек бесследно исчез. То есть произвол в высшей степени чиновничества, полиции и бюрократии. Это всё характерно для абсолютистского государства.