Инновационные технологии в образовании (доклад). Инновационные технологии в обучении

Стремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Выпускники образовательных заведений должны быть готовы к тенденциям изменчивой современности. Поэтому внедрение технологий, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании, представляется необходимым и неизбежным.

Что такое «инновационная технология»

Слово «инновация » имеет латинское происхождение. «Novatio» означает «обновление», «изменение», а «in» переводится как «в направлении». Буквально «innovatio» - «в направлении изменений». Причем это не любое новшество, а после применения которого происходят значительные улучшения эффективности, качества деятельности.

Под технологией (греч. techne «искусство», «мастерство», logos «слово», «знание» - наука об искусстве) понимается совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или в производстве чего-либо.

Любое нововведение находит свою реализацию через технологию. Таким образом, инновационная технология - это методика и процесс создания чего-либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности человечества.

Инновационные образовательные технологии

Используемые методы работают не так эффективно применительно к новому поколению учеников. Стандартизированное обучение не учитывает индивидуальных качеств ребенка и необходимости творческого роста.

Несмотря на ряд проблем, которые не решаются старыми способами, есть затруднения с введением новшеств. Учитель должен понимать, что введение инновационных методов помогает не только его воспитанникам эффективнее усваивать материал, развивает их творческий потенциал. Но это также помогает педагогу реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал.

Виды педагогических инноваций

В школьном образовании применяются самые разнообразные педагогические инновационные методики. В выборе огромную роль играет профильная направленность учебного заведения, его традиции и стандарты.

Наиболее распространенные новшества в процессе образования:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • личностно-ориентированное обучение;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.

ИКТ

Подразумевает интеграцию преподавания дисциплин с информатикой, а также компьютеризацию оценивания и коммуникации в целом . Компьютер может использоваться на любых этапах учебного процесса. Школьники обучаются работе с основными программами, изучают материал благодаря электронным учебникам и пособиям. С помощью компьютера и проектора преподаватель излагает материал. Презентации, диаграммы, аудио- и видеофайлы благодаря наглядности способствуют лучшему усвоению темы. Самостоятельное создание слайдов, схем, карт памяти помогает структурировать знания, что также помогает в запоминании.

Наличие компьютера, интернета и специальных программ делает возможным дистанционное преподавание , онлайн-экскурсии, конференции и консультации.

В конце изучения темы в качестве контроля могут быть использованы тесты на компьютере . Школы используют систему электронных журналов , в которых можно отследить результаты отдельного ребенка, класса или же успеваемость по конкретному предмету. Входят в обиход и электронные дневники , где выставляются оценки и фиксируются домашние задания. Так что родители могут узнать баллы ребенка и наличие заданий.

Важно научить школьников правильно использовать интернет, поисковые системы и социальные сети. При грамотном подходе они становятся неисчерпаемым источником информации и способом коммуникации школьников с учителем и между собой.

Популярность набирает создание педагогом собственного сайта . Благодаря ему можно делиться интересными книгами, пособиями, статьями, обучающими видео и аудио, удаленно отвечать на вопросы учеников. Может использоваться при разработке группового проекта: участники делятся друг с другом и куратором наработками, результатами и решают возникающие проблемы.

Личностно-ориентированное обучение

В этом случае главным действующим лицом в обучении признается ребенок . Целью является развитие личности школьника с учетом его индивидуальных качеств. Соответственно, не учащиеся подстраиваются под образовательную систему и стиль педагога, а учитель, используя свои умения и знания, организовывает обучение согласно особенностям класса.

Здесь необходимо знание учителем психологических, эмоциональных и познавательных особенностей ученического коллектива. Исходя из этого, он формирует планы занятий, подбирает методы и способы изложения материала. Важно суметь пробудить интерес ученика к излагаемому материалу и работать коллективно, выступая не столько лидером, сколько партнером и советчиком.

При желании учебного заведения возможна дифференциация учащихся . Например, комплектование класса по определенному признаку в результате тестирования; дальнейшее разделение согласно заинтересованности; введение профильных классов в старшей школе.

Проектная и исследовательская деятельность

Главной целью является развитие способности самостоятельного, творческого поиска данных, постановки и решения задач, задействования информации из разных сфер знаний. Задача преподавателя заключается в пробуждении интереса к поисковой деятельности и создание условий для ее реализации.

При работе над групповым проектом повышаются и навыки работы в команде, коммуникации, умения прислушиваться к чужому мнению, критиковать и принимать критику.

Применение этой технологии в школе развивает способности познавать мир, анализировать факты, делать выводы. Это основа и помощь при поступлении в высшее учебное заведение и работе над дипломными и магистерскими диссертациями.

Игровые технологии

Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение. Конечно, наиболее она применима в младшей группе школьников, поскольку соответствует их возрастным требованиям. Использовать ее необходимо дозировано.

По желанию учителя весь урок можно провести в игровой форме: конкурс, викторина, КВН, постановка сценок из произведения. Возможно использование игровых элементов и на любом этапе занятия: в начале, в середине или в конце в качестве опроса. Правильно организованная игра стимулирует память школьников, заинтересованность, а также преодолевает пассивность.

Изменения в образовательной сфере необходимы и неизбежны. И стоит заметить, что в большинстве своем ученики с радостью принимают что-то новое, интересное, необыденное. Они готовы и способны к восприятию . Последнее слово - за педагогами.

Много полезных материалов с использованием инновационных технологий представлены в разделе «Публикации ». Вы можете черпать из работ коллег интересные приемы и идеи.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Педагогическая инновация (нововведение) - 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. (педагогический словарь, Г.М.Коджаспирова).

Главными направлениями инновационных преобразований в педагогической системе являются теория, технология (содержание, формы, методы, средства), управление (цели и результаты), учебные заведения. Необходимость инновации определяется: 1. Социально-экономическими преобразованиями; 2. Гуманизация; 3. Изменения отношения педагогов к новшествам.

Этапы введения новшеств: 1) осознание потребности в изменении; 2) осуществление изменения; 3) тиражирование; 4) рутинизация.

Общие педагогические инновации:

1. общая идея и практическая технология оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Гуманистическая педагогика во всей своей совокупности теоретических положений и технологий.

3. Подходы к организации и управлению педагогическими процессами на основе новых идей.

4. Технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.(И.П.Подласый)

Идея оптимизации, как инновационная, требует разрешения вопроса о получении максимально возможных в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся и соблюдение установленных нормативов затрат времени учащихся и учителей. Одним из инновационных путей решения данных проблем является идея создания мониторинга образования, который позволяет осуществлять констатацию, диагностику и прогнозирование педагогических процессов.

Главная идея гуманистической педагогики – защита достоинства личности, признание человека наивысшей ценностью, его прав на свободу, проявление своих способностей, создание для этого соответствующих условий. Эта концепция считается инновационной благодаря тому, что она противопоставлена традиционной формирующей парадигме. Западные школы гуманистов – это системы Р.Штайнера, М.Монтессори, С.Френе и др, а среди отечественных авторов выделим К.Н.Вентцеля, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили. Основной акцент этих теорий сделан на смещении приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации, формирования определенного круга умений и навыков.

Среди инноваций в организации и управлении педагогическими процессами следует выделить принципы работы инновационных учебных заведений: 1) личностно ориентированный, индивидуализированный подход к учащимся; 2) содействие самореализации и самоутверждению личности; 3) творческий характер обучения; 4) интегрированные курсы составляют содержание обучения; 5) субъект-субъектные отношения, поддержка личной инициативы, демократический характер взаимодействия; 6) целостный контроль, раскрывающий индивидуальные способности и таланты ребенка.

Идеи инновационных технологий обучения сегодня во многом связаны с внедрением новых информационных технологий. В этом контексте появляются новые технологии обучения. Рассмотрим некоторые из них.

1) Технология компьютерного обучения

Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новую технологию компьютерного обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, дают возможность решать почти все дидактические задачи. Они одновременно выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных; за считанные секунды могут найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное и т. п. Некоторые компьютеры, называемые адаптивными, могут приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала, регистрировать ответы, увеличивать или уменьшать в зависимости от уровня сложности задаваемых вопросов время, необходимое для подготовки ответа учеником. Эффективность технологии компьютерного обучения обусловливается качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники.

2) Технология дистанционного обучения

Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, технология дистанционного обучения дает возможность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Получив учебные материалы в электронном или печатном виде, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке России и зарубежья. Преимущества: возможность учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучающегося, который может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Применение новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используются телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление. Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т. д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно. Недостатки: спорным остается вопрос контроля результатов обучения.

Современные инновационные технологии в школе

Стремительное развитие информационной культуры привело к тому, что современный человек начинает освоение компьютера с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и в начальной школе, на сегодняшний день является объективным и естественным процессом, а актуальность данной проблемы не вызывает сомнения.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехника, Интернет.

Интернет-технологии - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации, реализуемая в глобальной сети Интернет.

Инновационность все в большей степени становится характеристикой образовательных систем. Жизнь ставит перед образовательным учреждением новые задачи, решить которые невозможно, работая по - старому, без разработки и внедрения каких - либо новшеств. Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Главная задача современного педагога - это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в современном информационном обществе, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Я глубоко убеждена, что в детях творить личность нужно с первых дней. Личность ребенка рождается только в процессе самопознания, самооценки и самокритики. Каждый ребенок - это особый мир. И каждый нуждается в совершенствовании и развитии.

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Применительно к педагогическому процессу инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося. С внедрением в педагогический процесс инновационных технологий педагог осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя, выступает в роли автора, разработчика, исследователя. В современном российском обществе поток информации с каждым годом увеличивается. Именно поэтому, необходимо построить образовательный процесс так, чтобы заинтересовать учащегося трудной, но и интересной «дорогой» познания. Показать ему направление пути, потом вооружить всеми необходимыми знаниями обеспечивающих школьника умением учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Использование педагогами в своей работе современных образовательных технологий («Школа диалога культур» В. С. Библер, С. Ю. Курганова; «школа развивающего обучения» В. В. Давыдова; «школа самоопределения» А. Н. Тубельского; «Одаренный ребенок» Н. Б. Шумакова) дает хорошие результаты. Организация учебно - воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала . Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в младших классах. Раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка.

В 1 классе применение Интернет-технологий сводится к использованию развивающих флеш-игр, онлайн-раскрасок, прохождению интерактивных тестов, просмотру видеороликов, прослушиванию аудиофайлов. В процессе работы с Интернет-ресурсами, дети не только выполняют учебные задачи, но и развивают технические навыки работы с компьютером, учатся ориентироваться в глобальной сети. Пользование Интернетом проходит под руководством педагога или родителей.

В своей инновационной работе я использую ГлобалЛаб — это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах. ГлобалЛаб - это и проект, и обучающая среда, основанная на использовании новых технологий, прежде всего Интернет. Сегодня «Глобальная школьная лаборатория» — это обучающая площадка поддержки преподавания любого естественно-научного курса: "Окружающий мир", "Естествознание", "Природоведение", "Биология", "География".

Все исследовательские проекты ГлобалЛаб построены по принципам «гражданской науки», особого вида краудсорсинга (от англ. crowdsourcing), предполагающего, что небольшой вклад каждого участника формирует общее качественно новое знание. Проекты ГлобалЛаб могут быть привязаны к темам школьной программы по совершенно разным предметам — гуманитарным, естественно-научным и инженерным, а могут выходить далеко за их рамки. Проекты курса соответствуют проектным заданиям в учебнике «Окружающий мир» по темам «Разнообразие природы нашего края», «Музей путешествий», «Экономика родного края», «Кто нас защищает», «Всемирное наследие в России», «Охрана природы в нашем крае», «Имя на глобусе», «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов», «Наш край (город, посёлок) в годы Великой Отечественной войны» и другие.

Школьники смогут найти ответы вопросы: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», Какие памятники архитектуры и природные объекты относятся к Всемирному наследию? Как охраняют природу в моём крае? Мой вклад в охрану природы? Какие объекты на карте мира названы именами открывших их людей? Что могут рассказать о Великой Отечественной войне ветераны? Ответы на эти вопросы можно получить не только из книг и учебников, но и в ходе собственных исследований и при знакомстве с исследованиями других школьников.

Работая с проектами в среде ГлобалЛаб, я получаю удобный инструмент для проведения занятий и ведения проектной деятельности в классе. Каждый проект - это маленькое исследование, которое не только позволяет ребёнку получить новые знания и выполнить домашнее задание, но и даёт возможность сделать свои собственные открытия.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно - образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Из опыта работы могу сделать вывод о том, что, применяя Интернет-технологии в начальной школе, необходимо:

Учитывать возрастные особенности младших школьников;

Использовать разнообразные виды информационных ресурсов;

Обучать детей правилам безопасного пользования Интернетом;

Осуществлять контроль безопасности детей в Интернет-пространстве;

Постепенно усложнять задачи использования учащимися Интернет-ресурсов;

Постоянно стремиться к повышению своего профессионального мастерства.

Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Главное - заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Учащиеся должны понять, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование, и поэтому будут стараться достойно представить свою работу на конференциях различных уровней. Все это даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Библиографический список

1. Л.В. Шмелькова «Проектирование инновационной деятельности» Курган, 2006г.-107 с.

2. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 2009г

3. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А. - Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 114 с.

Неверова Ирина Юрьевна

Методист

ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов.

Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентного на рынке труда, способного к эффективной профессиональной работе.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции по получаемой им специальности.

Современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания, направлены на конечный результат образовательного процесса - подготовку высококвалифицированных специалистов:

    имеющих фундаментальные и прикладные знания;

    способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;

    обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Реализации приоритетных требований к получению высококвалифицированного специалиста способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного педагогического опыта показывает, что большинство нововведений посвящены как разработке новых педтехнологий, так и применению старых, но с новым к ним подходом.

В «Глоссарии современного образования» рассматривают три подхода к определению понятия «образовательная технология»:

1. Систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

2. Решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.

3. Выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов.

Образовательная технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса. Характерные черты:

    диагностическая формулировка целей;

    ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;

    оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

    воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.

Преимущества применения современных образовательных технологий меняют функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (замена информирующе - контролирующих функций), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Поэтому сегодня результат применения современных образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью её компонентов, так как образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

В условиях образовательных реформ особое значение в образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на внедрение различных педагогических нововведений. К инновационным технологиям обучения можно отнести интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и компьютерные технологии.

Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

В связи с этим, у преподавателей нашего колледжа особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов.

С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели нашего колледжа применяют в работе следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов и исследований, кейс-метод, социо-игровые методы и деловые игры, методы развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проведение бинарного урока, дистанционное обучение и другое.

Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что он помогает ему войти в роль и раскрыть поисковые возможности будущего специалиста.

Проектная деятельность студентов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, разработавшие свой проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами – и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти даже годы спустя.

Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций (case-study) – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения проблемной ситуации; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятий.

Я, как преподаватель, веду дисциплины «Информатика» и «Информационные технологии». Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес студентов, подвести их к пониманию того, что дисциплина «Информатика и ИКТ» практически используется во всех специальных дисциплинах любой профессии и в любых жизненных вопросах, вот задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке. Конечно, особую роль играют наличие программно-методического обеспечения преподавания дисциплины «Информатика и ИКТ»: текстовые, графические, электронные таблицы, мультимедийные и электронные учебники, компьютерные программы, видеофильмы, тестовые оболочки. Реализация учебной программы преподаваемых дисциплин позволяют мне формировать и обеспечивать возможность самостоятельной учебной и предметной деятельности на всех специальностях со средствами новых компьютерных технологий для реализации образовательных программ ФГОС СПО.

Компьютерные технологи – обеспечивают современную форму подачи учебного материала, обладают высокой информационной насыщенностью, позволяют осуществлять оперативный обмен учебной информацией. Они могут использоваться на всех этапах процесса обучения многих дисциплин: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний и умений, а так же в исследовательской, научной и проектной деятельности студентов.

С помощью компьютерных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные задания, тренинговые упражнения, компьютерное тестирование, использование учебных пособий и электронных учебников как в электронной библиотеке колледжа, так и на личном сайте преподавателя (http://сайт/neverova/).

Применение современных компьютерных технологий позволяют разнообразить учебный процесс, делая его более творческим и привлекательным. Мои обучающиеся показывают достаточно высокие результаты в их использовании – разрабатывают презентации, проекты, исследовательские работы, это активизирует самостоятельную и познавательную деятельность студентов, повышает уровень мотивации студентов к учебной деятельности, что в свою очередь ведет к повышению качества знаний.

Кроме этого в своей работе я использую такие педтехнологии как формирование навыков рефлексии (анализа и самоонализа деятельности студентов) различными новыми разработанными методами, технологии развития критического мышления методами интеллект-карт, синквейнов, игровые и конкурсные методики, исследовательские проекты и др.

В заключении хочу отметить, что применяемые мною на занятиях современные образовательные педтехнологии и методики позволили лучше мотивировать и актуализировать познавательную деятельность студентов и повысить качественную успеваемость по преподаваемым мною дисциплинам.

Литература:

1. Гузеев В.В . Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.

2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005.

3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

4. http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465.html

Лекции и практикум по психологии - Методическое объединение

Тема 3. Технология интерактивного обучения

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.
Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.
Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.
Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения . Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу.
Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образомучитель может перемещать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной
технологии

    Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

    Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

    Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

    Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

    Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить ученика к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые активные формы работы с классом.
Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.
Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей.
Игровая технология как целостное образование охватывает определённую часть учебного процесса, объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Интерактивные игры способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей с ОПФР. Они создают волшебный мир игры, живущий по своим законам и нормам поведения, которые все принимают. Дети и молодёжь не должны прятать свои эмоции, они могут свободно общаться с другими участниками игры вербально или невербально, играть различные роли, свободно перемещаться по залу или согласно правилам терпеливо сидеть на одном месте, могут также принимать решения.
Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Кто активно действует в группе, тот и учится более интенсивно и с большей мотивацией, в отличие от тех, кто концентрируется только на ведущем игры. Благодаря детским интерактивным играм дети намного быстрее устанавливают контакты друг с другом, а действия, заключающиеся в выслеживании, охоте и оказании помощи, позволяют активно участвовать в игре. Кроме того, игра способствует ускорению темпа реакции и одновременно даёт возможность выражать свои негативные и положительные эмоции. Интерактивные игры могут касаться различных тем, например изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, школы или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали или зрелости; времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Большинству игр присущи 4 главные черты:

    Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка.

    Творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности.

    Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.

    Наличие прямых и косвенных правил.

Одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра . Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять на решение определенных учебных и воспитательных задач.
Дидактические игры для детей с ОПФР должны быть продуманы, подготовлены учителем, иначе они будут утомительными и недоступными детям. Правила игры должны быть краткими и понятными. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к ходу игры, от его заинтересованности в ее результате. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Урок-игра реализует познавательную, воспитательную и коррекционную задачи обучения. В процессе обучения наиболее пригодны методы, которые наиболее реалистичны, например, деловые игры. Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.
Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы.
Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки участников:
-на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;
-усвоение больших объёмов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;
-формирование объективной самооценки обучаемых;
-возможность к адекватному анализу реальной ситуации;
-развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.
Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.
Формы работы: семинар, конференция по обмену опытом, презентации авторских материалов, аукцион идей, интерактивная игра.

Вопросы для обсуждения:

    Общая характеристика методов обмена деятельностями.

    Интерактивные технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе с детьми с ОПФР.

Литература

    Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.

    Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.

    Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15

    Ивашова, А.Я. Сотрудничество / А.Я.Ивашова. – М., 2004

    Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.

    Стебенева, Н.Л. Путь к успеху / Н.Л.Стебенева, Н.Ф.Королёва. – М., 2003.

    Царапкина, Е.А. Искусство жить в ладу с собой и миром / Е.А.Царапкина. – М., 2003.

    Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003.

    Щуркова, Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков и др. – М, 1993.

    Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.

Источник: Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с.
Составитель: М.И. Ставицкая, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»
Рецензент: Е.А.Харитонова, доцент кафедры коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова», кандидат педагогических наук

Активные методы обучения это:

Толкование

Активные методы обучения

К инновационным технологиям обучения можно отнести активные методы обучения. Активные методы обучения (АМО) предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательных для выполнения по учебной программе в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

АМО делятся на 2 типа.

АМО 1-го типа включают в себя проблемные лекции , проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинар и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику, стажировку , обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации.

АМО 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые.

К неигровым АМО относятся: метод анализа конкретных ситуаций , тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. Здесь есть моделирование реальных объектов и ситуаций, но отсутствует свободная игра с ролевыми функциями.

К игровым АМО относятся: деловые (управленческие) игры , метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира.

Напр., в западных бизнес-школах одним изосновных методов обучения является ситуационное обучение . Кейс-стади представляет собой описаниеделовой ситуации, которая реально возникала или возникает в процессе деятельности ответственныхменеджеров. Этот метод близок к методу анализа конкретных ситуаций и методу разбора производственныхситуаций.

Наиболее сложными являются игровые АМО. Результат игры - принятие решений по поставленной цели(целям). Условия ее проведения характеризуются невозможностью полной формализации всей задачи,наличием неопределенностей, конфликтов, рисков .

Игры бывают имитационные, организационно-деятельные, деловые. В имитационных играх часто имеетсятолько одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, выбирается лишь модельсреды, характеризующая какое-то ее конкретное состояние. Организационно-деятельные игры применяютдля решения сложных социально-производственных задач, требующих объединения усилий различныхспециалистов.

Деловая игра (ДИ) в широко распространенном, обычном понимании - это метод имитации принятияуправленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правиламгруппы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме, направленный на создание у обучаемых наиболееполного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.

Большинство ДИ - управленческие, социально-экономические, проектировочные, производственные.Эффективно использование ДИ с целью получения навыков по управлению охраной труда , т. к. научитьуправлению в различных сферах деятельности чисто инструктивными методами трудно, а иногда иневозможно. В основе любой игры лежит модель объекта управления, которая может быть формализованас различной степенью полноты и точности. Современные информационные технологии существеннооблегчают эту задачу.

Целесообразно придерживаться единой формальной модели принятия решений, обеспечивающейреализацию необходимых требований к ДИ. Такая модель должна автоматически создавать игровыеситуации выбора, реализовывать следующие игровые моменты: выявление проблемной ситуации,определение совокупности целей и критериев, формирование шкалы измерения критериев,формулирование возможных решений, формирование индивидуальных предпочтений и критериев выбора,обоснование оптимального решения.

Возникновению игрового интереса способствуют следующие факторы:

удовольствие от контактов с партнерами по игре;

удовлетворение, вызываемое демонстрацией партнерам своих деловых возможностей;

азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций;

удовлетворение от успеха.

В ДИ сочетаются признаки метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр, т. е. основой являетсяцельная модель, включающая в себя и объект управления, и управляющую систему.

Основные этапы ДИ:

формирование модели объекта;

распределение ролей;

различие ролевых целей при выработке решений;

взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

наличие общей цели у всего игрового коллектива;

коллективная выработка решения;

выработка и реализация в процессе игры "цепочки решений";

многовариантность решений;

наличие управления эмоциональным напряжением;

формирование системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Традиционная ДИ подразумевает участие эксперта для имитации реальной обстановки и оценкирезультатов деятельности. Но поскольку специалистов-экспертов всегда не хватает, то применение такихигр в массовом обучении невозможно. Ситуация меняется, когда роль эксперта берет на себя компьютер.Компьютеризация ДИ дает возможность существенно сократить учебное время, увеличить число имитацийциклов управления и "ощутить" динамику процесса взаимодействия основных субъектов моделируемойситуации. Наиболее эффективным считается проведение ДИ в сетевом классе.

Компьютерные ДИ можно разделить на 2 типа: коллективные и индивидуальные. В первых участвуютнесколько игроков или групп, выполняющих роли лиц, принимающих решения. Во вторых моделируется нетолько условная среда, но и действия всех участников игры, кроме одного. Важно отметить, что игра и вэтом случае продолжает оставаться коллективной. Просто отдельные роли выполняют интеллектуальныеимитаторы. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

Коллективные игры более приближены к реальности, поскольку решения принимаются реальными лицами,а не имитатором. Тогда игра проходит острее, игровой интерес участников выше. Меняясь ролями,участники изучают процесс с разных позиций. При грамотном анализе результатов игры со стороныруководителя и при коллективном обсуждении игры процесс обучения идет очень эффективно. ГрупповыеДИ позволяют совершенствовать коммуникативные навыки - как в отношении обмена информацией,обоснования своей позиции, так и совместного принятия решений.

Индивидуальная ДИ может проводиться без преподавателя, что весьма важно для дистанционногообучения и для самостоятельной работы обучаемого. Выполнение заданий индивидуальной ДИфиксируется в памяти компьютера или на бумаге. Обсуждение результатов с преподавателем может идти влюбое время. В индивидуальной ДИ у обучаемого больше свободы, он не зависит от уровня подготовки др.участников учебного процесса, от темпа их работы и вообще от их присутствия. Индивидуальная ДИпозволяет существенно экономить время, затрачиваемое на принятие решений. Может быть резкоувеличено количество проигрываемых ситуаций, которые затем анализируются для выработкиоптимального решения.

Обучение методам управления охраной труда целесообразно проводить в малых группах споследующим обсуждением (возможны и комментарии преподавателя). Такая модель получила название"обучение в сотрудничестве". Учебные задания структурируются так, что все члены команды оказываютсявзаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладенииматериалом и в решении задач. Перед участниками следует ставить задачи по решению проблем, которыемогут возникнуть на реальном производстве. После нахождения консенсуса каждая группа устраиваетпрезентацию своего алгоритма решения проблемы. Разработанный алгоритм обсуждается и подвергаетсяконструктивной критике со стороны др. групп и преподавателя.

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по этому методустановится исходной частью самостоятельной коллективной работы. Ее результат влияет на результатгрупповой и коллективной работы, вбирает в себя результаты работы др. членов группы, всего коллектива.Это связано с тем, что каждый участник пользуется результатами как самостоятельной групповой работы,так и коллективной. На следующем этапе, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общегорешения, либо уже при работе над новым проектом, участники используют знания, полученные иобработанные общими усилиями группы.

Бе́нчмаркинг (англ. benchmarking - эталонное тестирование) - еще один очень перспективный методобучения. Этот термин следует понимать как проведение сопоставительной оценки деятельностиорганизации (предприятия ) на основе определенных показателей. Это может быть и производительность, икачество продукции, и удовлетворенность потребителей и различных категорий персонала работойорганизации, и др. Сравнение проводится с успешно функционирующей организацией, причем ееотраслевая принадлежность может не совпадать с моделью сравнения. Цель бенчмаркинга - поисквозможностей для совершенствования и выявление путей дальнейшего развития организации.

Метод проектов является одним из АМО. В основе метода проектов лежит развитие познавательных,творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать своизнания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательскогопоиска для ее решения;

практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых;

определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов;

определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;

структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

применение исследовательских методов - определение проблемы и задач исследования, выдвижениегипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализполученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

АМО подходят для интенсивно развивающегося в нашей стране дистанционного образования . Активизациясамообучения путем размещения в учебных материалах серии вопросов различного типа, вовлечения вучебный процесс личного опыта обучаемых и их "рабочей ситуации", использования методовпроблематизации позволяет повысить эффективность обучения.

Целесообразно применение компьютерных учебников . Их легко изменять, дополнять. Они позволяют:

полнее использовать технические возможности электронно-вычислительной техники за счет реализацииигровых форм и методов обучения, имитации сложных физических процессов путем дистанционногоуправления процессом обучения;

глубже осваивать современную вычислительную технику;

автоматизировать труд преподавателя при проектировании систем обучения, разработке учебныхпрограмм , возложив часть функций на компьютер;

лучше организовать учебный процесс;

индивидуализировать обучение за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала иизменения последовательности его изучения с учетом своих индивидуальных возможностей.

Для эффективного внедрения АМО в учебный процесс необходима серьезная работа, подготовкаметодической и информационной базы. Реализация АМО способствует повышению качества подготовкиспециалистов.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Л.К. Асанова

КГУ ОШ №76 города Алматы

Тенденции развития современного профессионального образования свидетельствуют о приоритетном значении среды как фактора подготовки будущих специалистов, активизирующего потенциал творчества, компетентности и конкурентоспособности студента, ученика. В современное время подходы к теории и практике образования изменяются под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети Интернет, медиасредств, дистанционного и личностно-ориентированнного образования. Все это ведет к использованию инновационных образовательных технологий.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Если преподаватель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему, то этот процесс уже может считаться инновацией.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу – в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данныетехнологии в инновационном обучении,учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.

Литература :

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.

2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.

3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

4. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.