Интонационные упражнения. Упражнения на осознание интонационных особенностей речи. Упражнения для работы над развитием интонационной структуры речи

Людмила Миничева
Упражнения для формирования интонационной выразительности речи

Упражнение 1

Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

Упражнение 2

Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др.

Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

Упражнение 3

Цель: учить детей правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Для правильного использования вопросительной и утвердительной интонации детям предлагают прочитать стихотворение «Каша».

Говорила наша Маша:

Не хочу я кушать кашу.

Каша Машу услыхала

Зашипела, убежала.

Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной интонацией одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»).

Упражнение 4

Контрольным может быть упражнение на использование и различение интонаций.

Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3 – 4 высказывания); ответы оцениваются.

Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно, или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», – говорит педагог.

Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель помогает.

Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:

Заяц белый,

Куда бегал?

В лес зеленый!

Что там делал?

Лыки драл!

– Кисонька-мурысонька,

Где была?

– На мельнице.

– Кисонька-мурысонька,

– Что там делала?

– Муку молола.

Для более эффективного формирования у детей фонетической стороны речи необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и воспитания звукопроизношения в повседневной жизни.

Используемые источники:

Публикации по теме:

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при чтении сказок Интонация в словах –это красок море Ею можно выражать радость, трепет, горе Без нее слова пусты, знают даже дети Без нее мы видим все в.

Игры и игровые упражнения на развитие интонационной выразительности и силы голоса слайд текст 2 Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Консультация: «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Значение живого устного слова.

Консультация «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушениями речи» Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь.

Методическая разработка «Упражнения для формирования речевого дыхания» Специальная координированная работа всех дыхательных мышц имеет особо большое значение при производстве активного речевого выдоха. У детей.

Практикум для педагогов по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников. Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально.

Цель: формирование художественно – эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной.

Волшебный мир звуков

Интонация всегда лежит на границе словесного

и несловесного, сказанного и несказанного.

М. Бахтин

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты.

Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» ;

Пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» ;

Пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» ;

Пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» .

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические остановки.

Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глубине. При этом вдох короче выдоха, что важно для рече - и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм речи. Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи, он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Интонационные упражнения

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Основным элементом упражнений 1-5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка «скользящей» восходящей () и нисходящей (↓) интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.

Условные обозначения:

У - низкое грудное звучание;

у - высокое головное звучание;

Упражнение 1.

При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос - недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.

Упражнение 2.

Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.

Повторите упражнение.

По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.

Упражнение 3.

Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.

У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.

Упражнение 4.

В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.

(вопрос) (ответ) (вопрос) (ответ) и т.д.

Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую - с утвердительной.

ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?

ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ!

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

Упражнение 5.

Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.

Образец 1.

Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):

у – шу у - су у - фу у - ку у - ту у – пу у – шо у - со у - фо у - ко у – то у - по

у – ша у - са у - фа у – ка у – та у – па у – шэ у – сэ у - фэ у – кэ у – тэ у - пэ у - шы

у - сы у – фы у - кы у – ты у - пы

Образец 2.

Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):

у - шу - жу у - шо - жо у - ша - жа

у - ше - же у - шы - жы

у - су - зу у - со - зо у - са - за

у - сэ - зэ у - сы - зы

у - фу - ву у - фо - во у - фа - ва

Упражнение 6.

Усталость: У__________Ф___________!

Отвращение: Ф__________У___________!

Презрение: Ф__________И___________!

Испуг: А__________X___________!

О__________X___________!

Удивление: О__________Й...

Боль: А__________А__________А_________!

Восторг: О__________О___________!

В__________О___________!

УРА___________!

Повеление: Н__________О___________!

Сомнение: Н__________У__________?

Призыв: А__У__!__Э__Й...! Эгей!! Эге-гей!!!

Укоризна: Ай-я-яй! То-то!

Сожаление: Ой-ё-ёй!

Упражнение 7.

Произнесите междометие «о» с разной интонацией:

Удивленно;

Радостно;

Испуганно.

Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:

Восторженно;

Спокойно и благожелательно;

Вопросительно;

Задумчиво;

Скорбно;

Иронически;

С сожалением.

Упражнение 8.

Произнесите предложения с заданной интонацией.

Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!

Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?

Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.

Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!

Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!

Упражнение 9.

«Открой дверь!» - гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

«Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

«Кушать подано!» - ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

Упражнение 10.

Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.

ма ма ма ма

па па па па

та та та та

ба бо бу бы

ла ло лу лы и т.д.

Упражнение 11.

Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.

Например: зима, весна, лето, осень.

Упражнение 12.

Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.

Например: та та та та та.

Упражнение 13.

Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.

Ночью полил дождь.

У дороги шумели тополя.

Тиха украинская ночь.

Произнесите предложения с большим чувством.

Хорошо зимой в лесу!

Пусть сильнее грянет буря!

Сколько тебе лет?

Ты живешь в новом доме?

У вас есть телефон?

Где ты работаешь?

Упражнение 14.

Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

Снег пошел.

Спрашиваете, удивляясь - ?!

Восхищаетесь, радуясь - !

Огорчаетесь смене погоды.

Уточняете - ?

Радостно сообщаете друзьям - 1!

Мы пойдем в зоопарк.

Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы - ?

Уточняете, кто пойдет в зоопарк - ?

Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк - ?

Упражнение 15.

Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

Надменное негодование:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

Лесть и подобострастие:

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

Высокомерие:

«Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»

Сожаление, укоризна:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Упражнение 16.

Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном - новом слове.

Вы мне утром звонили? - (Я).

Вы мне утром звонили? - (Вам).

Вы мне утром звонили? - (Нет, вечером).

Вы мне утром звонили? - (Звонил).

Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.

Моя книга на столе.

Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.

Упражнение 17.

Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.

Ответная реплика

а) вопрос - сомнение:

Яблоко от яблони недалеко падает?

Около кола - колокола?

Около кола - колокола?

Утверждение (да, действительно так):

Яблоко от яблони недалеко падает.

Около кола - колокола.

Около кола - колокола

б) вопрос - удивление:

От топота копыт пыль по полю летит?

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

Утверждение и восхищение:

От топота копыт пыль по полю летит!

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

в) утверждение - восхищение:

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка!

Сомнение (недоверие):

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.

Упражнение 18.

Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.

1. - Дай альбом.

Дай альбом.

Да, альбом.

Дай альбом.

Да, альбом.

Ой! Какой альбом!

2. - Дай альбом.

Какой альбом? Тот?

Нет, не тот.

А какой?

Ой, какой альбом!

3. - У кого альбом?

У меня. А у тебя?

У меня нет. Дай альбом.

Где альбом?

Да, альбом.

Там нет альбома.

А! Бумага!

А где альбом?

Там альбом. Верно?

Да! Верно. Вот альбом.

Упражнение 19.

Прочитайте диалоги, мысленно представьте такую жизненную ситуацию, в которой возможен тот или иной диалог.

Больно. Больно!

Да, больно.

Упражнение 20.

Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение.

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или не сделал?

Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

Я эту басню вчера выучил.

Я эту басню вчера выучил.

Я эту басню вчера выучил.

Я эту басню вчера выучил.

Методический комментарий.

Логическое ударение - «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.

Упражнение 21.

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать - тому надо мало спать!

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь - слушанием.

Упражнение 22.

Предлагаемые тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.

Сказала тетя:

Фи, футбол! (с пренебрежением)

Сказала мама:

Фу, футбол! (с отвращением)

Сестра сказала:

Ну, футбол! (разочарованно)

А я ответил:

Во, футбол! (восторженно)

Слезь со стула!

Не хочу!

Упадешь!

Не упаду!

Не отойду!

Приедешь?

Не приеду!

Придешь?

Нет, не приду!

Услышишь?

Не услышу!

Найдешь?

Нет, не найду!

Слезаешь?

Не слезаю!

Решаешь?

Не решу!

Мечтаешь?

Не мечтаю!

Молчишь?

Нет, не молчу!

Конфетку, может, хочешь?

Нет! Да, хочу, хочу!

(А. Шибаев)

Яму копал?

В яму упал?

В яме сидишь?

Лестницу ждешь?

Яма сыра?

Как голова?

Значит, живой?

Ну, я пошел домой.

Развитие интонационной выразительности речи детей

6992


вышли мышки как-то раз
поглядеть, который час.
раз, два, три, четыре -
мыши дернули за гири.
вдруг раздался страшный звон,
убежали мышки вон.
(в переводе с.маршака)

дождик

Возьмите с ребенком по зонтику, встаньте подальше друг от друга (чтобы не задеть друг друга). рассказывайте :


дождик, дождик,
полно лить,
малых детушек
мочить.
кап-кап-кап
(озвучивайте звуки дождя в медленном темпе).
зонтик поскорей раскроем,
(раскройте зонтики)
от дождя себя укроем.
«как, кап, кап»
(озвучивайте звуки дождя в быстром темпе, постепенно их замедляя).

упражнения для правильного использования силы голоса

«тихо, кукла спит…»

уложите с ребенком в кровать и скажите, что теперь надо разговаривать шёпотом, чтобы её не разбудить.

пора вставать! попросите ребенка разбудить (при этом можно говорить «обычным» голосом).

лягушки и лягушата

Взрослый будет "лягушкой", ребенок - "лягушонком". скажите малышу, что лягушки квакают громко: «ква-ква-ква», а маленькие лягушата - тихо: «ква-ква-ква». поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «ква-ква-ква» - «ква-ква-ква». точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т.д.

слон и слоненок

Спросите малыша, как будет топать большой слон? («топ, топ, топ»). а как будет топать маленький слонёнок? («топ, топ, топ»). называйте ребенку попеременно: «большой слон - маленький слоненок», - а малыш пусть голосом озвучивает их шаги.

три медведя

Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). вспомните с ребенком сказку л.толстого « ». предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы-медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «кто ел из моей миски?». потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «кто сидел на моём стуле?». и наконец, за мишутку - тоненьким голоском: «кто ложился в мою постель?».

рыбка, мышка, кошка и корова

Расположите перед ребенком четыре : рыбку, мышку, кошку и корову. вспомните, кто как говорит. (рыбка беззвучно открывает рот, мышонок тихо пищит: «пи-пи-пи», кошка мяукает: «мяу-мяу», а корова громко мычит: «му-у-у-у-у». теперь вы будете показывать ребенку одно животное, а ребенок будет его озвучивать.

«была тишина…»

расскажите ребенку начало а.шибаева. сначала говорите шёпотом, постепенно усиливая громкость голоса:


была тишина, тишина, тишина.
вдруг грохотом грома сменилась она!
(на слово «гром», чтобы усилить эффект - хлопните в ладоши).

медведь и медвежонок

Вы с силой топаете по полу ногами, и малыш говорит: «это медведь». затем вы тихонечко топчетесь по полу - ребенок говорит: «это медвежонок» и т.д.

Материал к занятию.

Термин "интонация" ввел в употребление Б.Л. Яворский. Исходя из определенного сходства словесно-речевого и музыкального интонирования, он рассматривал интонацию в качестве основы выразительности в музыке. Однако, как известно, понятием «интонация» стал широко пользоваться, более того, создал учение об интонации, Б.В. Асафьев. Ученый трактовал понятие интонации широко и многогранно: как интервал и «попевку», мелодическую фразу, и мелодически осмысленную гармонию, рассматривая мелодический слух как важнейший компонент музыкального слуха.

Мелодический слух – это способность воспринимать, интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Он играет ведущую роль при интонировании в процессе исполнения и слушании музыки. Поэтому развитие мелодического слуха и выработка на его основе навыков интонирования является одной из основных задач слухового воспитания на уроках сольфеджио. Мелодический слух включает в себя ладовый и интервальный слух.

Как отмечает Л.М. Маслёнкова: «В освоении диатоники классического мажора и минора исторически сложилось два пути. Один из них предполагает движение от маленькой интонационной ячейки к постепенному набиранию полного звукоряда, другой построен на выделении отдельных ступеней из полного звукоряда. Показателями овладения классической тональностью служат три момента: учащийся ощущает тонику, держит строй и слышит каждую ступень в отдельности».

Интервальный слух - это способность оценивать интервал как соотношение двух звуков, обладающее устойчивым выразительным свойством.

Интервалы принято изучать как в ладу, так и от звука. Изучение интервалов в ладу воспитывает интонационную точность и выразительность пения, гибкость и интонационную чуткость слуха. Пение интервалов от звука способствует свободному интонированию музыки XX - XXI веков, где ладово-конструктивная роль интервала становится определяющей в условиях расширенного звукового состава лада и ладовой переменности.

Развитие мелодического слуха происходит в различных формах работы на уроках сольфеджио. Особое место среди них занимают интонационные упражнения. Они служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются гимнастикой слуха.

Преподавателю сольфеджио необходимо на каждом уроке (5-7 мин.) уделять внимание интонационным упражнениям, так как они дают возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка и наиболее быстро подводят к основной цели – умению их сольфеджировать и слышать.

Для достижения прочности знаний необходимо помнить, что процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет четыре стадии: ознакомление, слушание, запоминание путем многократного повторения и его воспроизведение.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков. По количеству голосов - одноголосные и многоголосные. По методическому признаку их можно разделить на упражнения в ладу, от отдельно взятого звука, без сопровождения и с гармоническим сопровождением. Примеры интонационных упражнений:

1.Пение последовательности ступеней одноименном мажоре и миноре с названием звуков или на слоги, например:

2. Импровизация мелодических «попевок» на фоне гармонического сопровождения в мажоре и миноре, например:

3.Пение гаммы с названием нот. Пение устойчивых ступеней, неустойчивых и вводных ступеней, например:

    Пение интонационных «попевок» в определённом размере и ритме, например:

    Пение верхнего тетрахорда трёх видов минора, например:

    Интонационные упражнения для развития интервального слуха состоят из пения интервалов как соотношение ступеней лада (то есть с опорой на развитый ладовый слух). Они основаны на свободном интонировании интервалов от звука вверх и вниз, а также интервалов, входящих в состав аккорда, например:

Сочинение и импровизация мелодии

Этот вид работы предусматривает несколько направлений: спонтанное сочинение на заданные тексты, при котором ученик импровизирует окончание фразы, начатой педагогом; импровизация мелодий в форме рондо (в мелодии рефрена закрепляются определенные интонационно-ритмические модели), сочинение мелодий на данный ритмический рисунок и др. Примеры творческих заданий, направленных на развитие мелодического слуха:

    Допевание мелодий на нейтральный слог, с названием звуков в изученных тональностях.

    Импровизация фразы – ответа с окончанием на тонике:

3. Импровизация и письменное сочинение на заданный ритмический рисунок:

4.Сочинение мелодических вариантов фразы, предложения:

5.Импровизация окончания музыкальной фразы:

6.Импровизация мелодий на данный ритмический рисунок с использованием интонаций пройденных интервалов, движения по звукам изученных аккордов:

7. Импровизация мелодии на основе данной гармонической последовательности:

8. Сочинение мелодии по заданной интонационной модели (различные виды мелодического движения). М ожно использовать карточки – модели. Если ритмические карточки представляют ритмическую модель так, как она выглядит в нотном тексте, то мелодическая модель выглядит графически более условно:

9. Сочинение мелодий на основе данной последовательности ступеней лада–ученику предлагается импровизировать или сочинить мелодию в указанном размере.

10.Сочинение и импровизация по заданному ритмическому рисунку в указанной тональности. Например: сочинить мелодию на данный ритм:

11.Досочинение мелодии с модуляцией во втором предложении:

12.Жанровые преобразования мелодии (вальс, марш, полька, мазурка) с помощью изменения размера и ритмического рисунка (с возможным добавлением звуков), например:

Учебные пособия, используемые на уроках сольфеджио для интонационной работы: клавиатура, лесенка, столбица – пространственно наглядное пособие, отражающее внутреннее строение лада (устойчивые и неустойчивые ступени, их тяготения).


Формы исполнения упражнений могут быть разные: пение хором, группами и индивидуально, пение по «цепочке», пение вслух и про себя, на гласные и на слоги, пение с текстом и с закрытым ртом.

Ритм при пении упражнений необходимо выбирать равномерный, спокойный. Когда интонационные упражнения уже освоены, возможно, варьирование темпа и ритма. Но вначале лучше брать не сложный ритм, чтобы больше фиксировать внимание на интонации.

Л. Маслёнкова в своей книге «Интенсивный курс сольфеджио» предлагает начинать изучение мажорных и минорных ладов через одновременное освоение ладовых и интервальных интонаций .

При построении интонационных упражнений необходимо избегать заученных схем. Для этого необходимо изменять направление движения при пении интервалов и аккордов. Аккорды рекомендуется пропевать во всех возможных комбинациях, в различных темпах, используя различные штрихи, что создает дополнительные трудности и способствует их лучшему усвоению. Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков и работе над развитием голоса учащихся.

Основные требования, которые необходимо предъявлять к пению на уроках сольфеджио:

    Любое интонационное упражнение, примеры для сольфеджирования должны быть не только точно проинтонированы, но и красиво, музыкально исполнены распевно, а не точечным звуком. Дыхание при пении должно быть свободным и меняться по фразам или по имеющимся в тексте указаниям.

    Для четкого, ясного произнесения названия нот или текста, необходимо выработать четкую, активную артикуляцию, специально работать над дикцией, осмысленностью и выразительностью исполнения, с точным соблюдением динамических оттенков, указанных в тексте.

    Пение каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой.

Как отмечает Е. Давыдова, - «именно гармония, звуковые комплексы помогают осознанию ладовых связей, и способствует уточнению интонации». Мелодию упражнения не следует помещать в верхний голос гармонии. В том случае, если мелодия дублируется верхним голосом гармонии, интонирование будет стремиться к темперированному строю фортепиано и станет маловариантным и не гибким.

После пения с гармоническим сопровождением, необходимо перейти к пению a capella . При пении a capella внутренний слух функционирует наиболее активно, а интонирование наиболее полно выявляет ладоинтонационное и метроритмическое строение мелодии.

Воспитание чистого интонирования это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего. Важно постоянно воспитывать чувство слухового самоконтроля – внимательного вслушивания в собственную интонацию. Осмысленность и выразительность пения способствует чистоте интонации и устойчивости строя. Чистота интонирования также зависит от умения делать структурный ладовый и интервальный анализ мелодии.

При пении важно хорошо развитое ладовое чувство. Чуткий ладовый слух вносит коррективы в интонирование мелодии. На уроках сольфеджио необходимо воспитывать навык «слышу – пою».

При сочинении интонационных упражнений по любой теме необходимо несколько условий:

    Каждое упражнение должно отвечать избранной теме, то есть отрабатывать определенный элемент, довести его усвоение до уровня подсознания.

    Интонационные и ритмические стороны в упражнении не должны мешать одна другой. Поэтому метроритм в интонационных упражнениях должен быть простой и ясный. А в упражнениях на усвоение ритма должна быть простейшая интонация.

3.Упражнения должны быть минимальных размеров. Они должны легко укладываться в сознание учащихся, содержать секвентное развитие; странспонированы в различные тональности, удобны для интонирования с учетом диапазона голосов данной группы.

4. Цель и смысл каждого из них должны быть понятны для каждого учащегося.

Полезно учащимся задание: придумывать последовательности ступеней, интервалов, небольшие мелодические обороты на данной метроритмической основе, а также мелодии, содержащие сопоставление различных ладов (мажора и минора), например:

Таким образом, в комплексе средств и форм работы по воспитанию и развитию музыкального слуха, интонированию принадлежит ведущая роль. Вне точности интонации, вне чистоты строя все остальные вопросы слухового воспитания теряют смысл. Борис Асафьев говорил: «В музыке необходимо быть в тоне, то есть интонировать. Закон интонации понимать как высказывания мысли и чувства» . Верность интонации это активное проявление точности восприятия, следовательно, чистота интонирования – это не только результат, к которому надо стремиться, а также одно из условий успешного воспитания музыкального слуха.

Литература

    Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе.- М., 1978.

    Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио.- М., 1973.

    Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио.- СПб.,2003.

    Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио.- Л, 1985.

    Островский АЛ. Методика теории музыки и сольфеджио.- Л., 1970.

1. МЕЛОДИКА 1.1. Упражнения:

1.1.4. Вопрос-ответ………………………………………………....3

1.1.5. «»……………………………………………………………...4

1.1.6. Диктант……………………………………………..………...4

1.1.7. «»……………………………………………………………...4

1.1.8. «»……………………………………………………………...5

1.2.1. Помоги Маше одеться………………………………….…….5

1.2.2. Собираемся на прогулку……………………………………..5

1.2.3. Что с чем……………………………………………..………..5

1.2.4. Назови ласково………………………………………………..6

1.2.5. Похвали подарок……………………………………….……..6

1.2.6. Почемучки………………………………………………….....6

1.2.7. Просьба………………………………………………….….....7

1.2.8. Качели……………………………………………………...…..7

2. ТЕМП 2.1.Упражнения:

2.1.1. Ноги и ножки…………………………………………...……..7

2.1.2. Муха-Цокотуха………………………………………………..7

2.1.3. На крыше……………………………………………………....8

2.1.4. Курочка и цыплята ………………………………….………..8

2.1.5. Поехали, поехали ……………………………………………..8

2.1.6. Барабанщик …………………………………………….……..8

2.2.1. Осенние листочки……………………………………………..9

2.2.2. Карусели………………………………………………………..9

2.2.3. Из-за леса, из-за гор……………………………………….…..9

2.2.4. Еду-еду к бабе, деду………………………….………………..9

2.2.5. Санки…………………………………………………………..10

2.2.6. Угадай…………………………………………………...……..11

3. РИТМ 3.1. Упражнения:

3.1.1. Кегли и мячи………………………………….………………..11

3.1.2. Осенний дождь……………………………….………………..11

3.1.3. Узоры………………………………………….………………..11

3.1.4. Постучи в дверь………………………………………………..12

3.1.5. Язычки-дразнилки (Передай снежок)………….……………..12

3.1.6. Аты-баты………………………………………………………..12

3.2.1. Послушай и угадай…………………………….………………..12

3.2.2. Забияки-петушки…………………………………….…………..13

3.2.3. Мы сидели на печи…………………………………..…………..13

3.2.4. Послушай и повтори так же…………..……………….………..13

3.2.5. Накорми птиц………………………………………….…..……..13

3.2.6. Охотники и зайцы………………………………………………..14

4. ТЕМБР 4.1.Упражнения:

4.1.1. «»……………………………………………….………………….14

4.1.2. «»…………………………………………………………………..14



4.1.3. Ау!…………………………………………………...…………….14

4.1.4. Тихо………………………………………………………………..14

4.1.5. Самолет…………………………………………..………………..15

4.1.6. «»……………………………………………………….…………..15

4.1.7. Чтение стихотворений по ролям………………………..………..15

4.2.1. Угадай, кто говорит…………………………………..…….……..16

4.2.2. Новоселье……………………………………………………...…..16

4.2.3. Волшебные превращения………………………………...……….16

4.2.4. Превратись в птицу………………………………………..….…...16

4.2.5. Барабек……………………………………………………….….…17

4.2.6. Как у бабушки Наташи……………………..……………………..17

5. УДАРЕНИЕ (СЛОВЕСНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ) 5.1.Упражнения:

5.2.1. «»………………………………………….………………….…....18

5.2.2. Слушай, думай, называй………………………..……………..…18

5.2.3. Найди важное слово (1-й вар)…………………………………...18

5.2.4. Найди важное слово (2-й вар)………………….…….………….18

5.2.5. «»…………………………………………………….……..….…..19

5.2.6. «»…………………………………………………………………..19

5.2.1. Накорми птичек…………………………………….………….…19

5.2.2. Где твой круг? (1-й вариант)…………………………………….19

5.2.3. Где твой круг? (2-й вариант)…….………………………………20

5.2.4. Построения………………………………………………………..20

5.2.5. Кто в каком доме живет?………………………….……………..20

5.2.6. Ходит Леночка..…………………………………………………..20

6. Список используемой литературы ……………..………………………..22

Об интонациях очень точно сказал Бернард Шоу:

«Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать это слово можно только один раз».

МЕЛОДИКА

Упражнение 1.1.1. «Дирижеры»

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.



Материал. «Дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

Упражнение 1.1.2. «Лесенка»

Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки – по количеству детей.

Описание Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

Упражнение 1.1.3. «Волшебная линия»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

1-й вариант.

Материал. Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

2-й вариант.

Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

Упражнение 1.1.4. «Вопрос-ответ»

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей.

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.)

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово.

Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».

Упражнение 1.1.5. «»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики

повествовательных предложений.

Материал. Тематические карточки (н-р: огород, улица, зоопарк и т.д.).

Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно.

Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.).

Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.

Упражнение 1.1.6. «Диктант»

Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением повышением и переломом основного тона голоса.

Материал. Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.

Пример текста: «Лиса и собаки».

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

(Л.Толстой)

Упражнение 1.1.7. «»

Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).

Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.

Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый? – Дом красивый!

Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.

Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило!

На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.

Упражнение 1.1.8. «»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений.

Почему смеётся лето?

Потому, что много света.
Почему с грибами осень?
Потому, что дождь и просинь.
Почему зима, как злюка?
Потому, что хлещет вьюга.

(Д. Кожевников)

Игра 1.2.3. «Что с чем?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.

Материал. Любые предметы быта: ключ, лейка, тарелка и др.

Описание. Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Ребенок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением.

Например: Суп едят из тарелки.

Цветы поливают из лейки.

Игра 1.2.5. «»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.

Ребенку предлагается прослушать рассказ «Новогодний праздник».

Наконец-то в детский сад пришел Дед Мороз! Он поздравил детей и взрослых с Новым годом. Вместе с детьми Дед Мороз водил хоровод, пел веселые песни. Ребята рассказали ему много стихов. Наступила очередь подарков. В мешке Деда Мороза были замечательные подарки для каждого из ребят.

Для Маши он приготовил красивую куклу.

- Ах! - громко воскликнула Маша. – Какая красивая кукла!

Для Вани у Деда Мороза была припасена пожарная машина.

- Ах! Вот это подарок! Какая большая машина! – обрадовался Ваня.

А для Паши Дед Мороз приготовил детский набор инструментов.

- Ой! Это мне? Я всегда мечтал о таком! – воскликнул удивленный Паша.

- Спасибо, Дед Мороз! – поблагодарили ребята.

· Какое настроение было у ребят на празднике в детском саду? Почему?

· Какие подарки приготовил детям Дед Мороз?

· Почему обрадовались Маша и Ваня?

· Почему удивился Паша?

Игра «Похвали подарок»

Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе понравился.

Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!

Ах! Какая машина! Большая пожарная машина!

Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!

Игра 1.2.6. «Почемучки»

Цель. Развитие умения использовать вопросительную интонацию при оформлении высказываний с вопросительным словом.

Описание. Ребенку предлагается повторить вопрос.

А. Отработка навыка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов:

Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой? Какая?

Б. Отработка интонации вопроса с интонационным центром в начале предложения:


У почтальона какая сумка? Это что?

В завершение игры взрослый просит ребенка придумать по картинке как можно больше вопросов, содержащих вопросительные слова. Произнесение специальных вопросов сопровождается движением руки вверх в интонационном центре.

Игра 1.2.7. «Просьба»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспресивной речи.

Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», Замечательно сделал!» и т.д.

Игра 1.2.8. «Качели»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

ТЕМП

Упражнение 2.1.1. «»

Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.

Прочитайте предложения, правильно делая паузы.

Что, болит? Что болит?

Ну, что споём? Ну что, споём?

Игра 2.2.2. «Карусели»

Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма «Лошадки» (муз. М.Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле-еле, еле-еле (в медленном темпе)

Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (в умеренном темпе)

Все бегом, бегом, бегом! (в быстром темпе)

Все быстрей, быстрей, бегом, (бег)
Карусель кругом, кругом! (бег)
Тише, тише, не спешите, (в умеренном темпе)

Карусель остановите, (в умеренном темпе)

Раз, два, раз, два – (в медленном темпе )
Вот и кончилась игра! (в очень медленном темпе )

Игра 2.2.5. «Санки»

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи со смыслом высказывания.

Описание. Воспитатель: У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-елочка встает.

Эта елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

(З.Александрова)

Садитесь, дети, на санки, поедем к этой елочке.

Игра 2.2.6. «Угадай»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Описание. Учитель читает на “коровьем языке” известное детское стихотворение А. Барто, например, “Наша Таня”. Дети должны угадать, какое?

РИТМ

Упражнение 3.1.3. «Узоры»

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка.

Описание.

1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

Игра 3.2.5. «Накорми птиц»

Цель. Формирование восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Материал (необязателен). Картинка птичий двор или домашние птицы.

Описание. Воспитатель: На птичий двор пришла хозяйка и принесла птицам еды. Послушай, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы.

Взрослый передает ритм, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребенка повторить:

Например: Курица с цыплятами: / / / / / / / / / /

Утка с утятами: / / / / / / / /

Гусыня с гусятами: / / / / / / / / / /

ТЕМБР

Упражнение 4.1.1. «»

Материал. Картинки – символы-маски, изображающие чувства: грусть, удивление, радость, гнев, страх.

Описание. Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую.

Например: Ах! – радость, восхищение.

Ой! – испуг, страх.

Ух! – гнев, недовольство.

О! – удивление.

Эх, - грусть, сожаление.

Упражнение 4.1.2. «»

Упражнение 4.1.3. «Ау!»

Описание. Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.

2-й вариант. Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А___». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А___». Руки над головой, громко: «А___». Так же с другими гласными.

Упражнение 4.1.4. «Тихо…»

Описание. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина, Почти без голоса, одной артикуляцией.
тишина…

Вдруг Шепотом.
Грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик Голосом разговорной громкости.
Тихонько - ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал
по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он
Громко.
станет.
Уже барабанит. Уже
Очень громко.
барабанит!
(А. Шибаев)

Упражнение 4.1.5. «Самолет»

Описание. Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У___ту___» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. Произносят низким голосом, руки опущены: «У___».

Самолет летит, в нем мотор гудит. Высоким голосом, руки в стороны: «У___».

Упражнение 4.1.6. «»

* * *
Летит поезд во весь дух: Произносят высоким голосом, делая круговые движения
- Ух! Ух! Ух!
согнутыми в локтях руками.

Загудел тепловоз: «У-у-у-у». Низким голосом, останавливаются и гудят.
Домой деток повез: «Ду-ду-ду». Приседают.

* * *
«Ой! - воскликнул окунек, Произносят высоким голосом.
- Я попался на крючок».


Сом сердито проворчал:
Низким голосом.
«Из-за шалости попал».
(Ф. Бобылев)

* * *
Маленькие ножки Высоким голосом с одновременным легким ритмичным Бежали по дорожке постукиванием двумя пальцами.
Топ! Топ! Топ!
Большие ноги Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело

Шли по дороге: стучат по столу.

Топ! Топ! Топ!

Игра 4.2.2. «Новоселье»

Материал. Картинка с изображением животных, строящих дом.

Описание.

1-й вариант. Друзья поселились в новом доме. Они очень рады новоселью, ходят в гости и поздравляют друг друга. Ребенку предлагается произнести одну и ту же фразу с восклицательной интонацией, изменяя тембр голоса.

2-й вариант. Представь, как звери поздравляют друг друга с новосельем.

Как скажет поросенок (сова, медвежонок и т.д.)? Почему?

Игра 4.2.5. «Барабек»

Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с

удивленной интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят

наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными

пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в

стороны - «сидят на телеге».
И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь

кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней

«метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое

движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают –

«кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы

рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно

и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко

замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне»,

говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.

- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким

Игра 4.2.6. «Как у бабушки Наташи»
Цель. Развитие умения изменять тембр голоса. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на

голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая

ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным

пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий

от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст

произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,

с левой - «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,

внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх

большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и

разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу»,

поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим

справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят

по-старушечьи.

(слова народные)

УДАРЕНИЕ

Упражнение 5.1.1. «»

Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

Описание. Проговорить слова, разделив их на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

Например: У -ли-ца, пло -щадь, фо-нарь , му-зей , те-атр , парк , прос-пект , го -род.

Упражнение 5.1.5. «»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в речи.

Описание. Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном – новом – слове.

Например: Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч ?

Они принесли краски?- Они принесли краски?- Они принесли краски ?

Меняется ли смысл фразы?

Упражнение 5.1.6. «»

Цель. Формировать навыки восприятия и воспроизведения логического ударения в речи.

Материал. Картинка: снегири сидят на ветке дерева, под деревом на земле сидит голубь, внутри кормушки сидят синички.

Описание. Взрослый задает вопросы, изменяя местоположение логического ударения во фразе – изменяется смысл вопроса.

Например: Снегири сидят на земле? – Нет, на земле сидит голубь.

Снегири сидят на ветке? – Да, снегири сидят на ветке.

Снегири сидят в кормушке ? – Нет, они сидят на ветке . В кормушке сидят синички.

Важно. Задавая вопрос, нужно выделить силой и повышением голоса слово, на которое падает логическое ударение. Следует добиться, чтобы при ответе ребенок выделял силой и повышением голоса логически значимое слово в предложении.

Усложнение. Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

Игра 5.2.2. «Где твой круг?»

Материал. Два больших обруча.

Описание. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение – в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первый круг встанут те дети, в имени которых ударение в первой части. Во второй круг встанут дети с ударением во второй части имени».

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение – в первом круге больше играющих, во втором – меньше (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед предлагает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

Игра 5.2.3. «Где твой круг (2-й вариант)

Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному: один из них произносится немного более протяжно, громче; познакомить детей с понятием «ударение»; учит определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой; воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку в пространстве.

Материал. Два больших обруча, карточки со словами (зАмок – замОк, дУхи – духИ, чУдно- чуднО, крУжки – кружкИ, зайчата ЛУта – ЛутА, Поля – полЯ, кОзлы – козлЫ, Ирис – ирИс, стОит-стоИт, мОю-моЮ и др.

Описание. Дети берут для чтения слова, определяют в какой части слова ударение, и занимают соответственно обручи (первый или второй). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено задание.

Игра 5.2.4. «Построения»

Описание. Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребенку по имени, просит назвать того, кто стоит справа или слева от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.

Игра 5.2.6. «Ходит Леночка»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Ходит Леночка , вздыхая. (повествовательно)
Что с тобою? (вопросительно)
– Я плохая ! (с сожалением)
Я ногой толкнула кошку , (с сожалением)
На пол бросила картошку , (с сожалением)
Кашу манную не ела (с сожалением)
Быть хорошей надоело ! (восклицательно)

Ходит Леночка , вздыхая – шагаем на месте, указательный жест на кого-то из ребят, утрированно вздыхаем.

Что с тобою? – плечи идут вверх, удивление на лицах.

Я плохая ! – указательный жест на себя, выражение огорчения на лицах.

Я ногой толкнула кошку – движение ногой, имитирующее удар, волнообразное движение руки – поглаживаем кошку.

На пол бросила картошку – указательный жест на пол, а потом движение, имитирующее бросание.

Кашу манную не ела – отрицательный жест рукой.

Быть хорошей надоело ! – взмах руками, выражение недовольства.

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Усложнение. Проговаривание стихотворения с движением.

Доктор, доктор – расслабленное движение с наклоном вправо-влево.

Как нам быть? – движение, обозначающее вопрос, руки слегка в стороны.

Уши мыть или не мыть ? – показать уши рукой, затем развести руки в стороны и сделать головой отрицательное движение.

Отвечает доктор гневно: – резкий указательный жест правой руки в сторону, слегка притопнув при этом ногой, на лице сердитое выражение.

Надо мыть их ежедневно ! – указательное движение правой рукой вперед повторить 3 раза, более сильным взмахом руки выделить последнее слово.

Если уши мыли вы ,

если уши мыли мы ,

если уши вымыл ты, – проговаривать текст как считалку, дирижируя правой рукой в такт проговариванию.

Значит уши вымыты ! – указательное движение на ухо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова Г.И. «Новые песенки для занятий в логопедическом саду» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2008

2. Бодраченко И.В. Статья «Речевые игры: что это такое и как в них играть» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: 2007:: №3, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2007/05/285#more-285

3. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Москва Изд.ТЦ Сфера 2008

Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: Рубрика: 2005:: №4, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2005/07/125

5. Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет)» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2007

6. Панина.Г. «Речевая ритмика, или как использовать физкультминутку для развития речи младших школьников»

7. Родионова Ю.Н. Статья «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников» «Ребенок в детском саду», 2006 №№4-6, 2007 №1

http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?item_id=183

8. Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей 4-5 лет» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2009

9. Сидорова Ю.В. Статья «Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях. Звуковой анализ и синтез слова» http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=29

Дисциплина: «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ».

ТЕМА: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»

1. МЕЛОДИКА 1.1. Упражнения:

1.1.1. Дирижеры…………………………………………….…..…..3

1.1.2. Лесенка………………………………………………….…....3

1.1.3. Волшебная линия……………………………………….…....3