К какому методу относится анкетирование. Методы исследования. Анкетирование. Виды вопросов для анкеты

Личный контакт исследователя с респондентом при анкетировании не обязателен. Анкеты можно рассылать по почте или с помощью других лиц. Среди методов опроса анкетирование очень удобно, с его помощью можно быстро выяснить мнения большой группы опрашиваемых. Кроме этого он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и др. Анализировать результаты анкетирования удобно методом математической статистики.

Анкетирование относится к типично опросным методам и не имеет непосредственного общения и разговора между исследователем и респондентом. Такая особенность анкетирования дает возможность ряду исследователей утверждать, что его трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам.

Даже при полной искренности испытуемого получаемая информация является декларативной, и считаться надежной и достоверной не может. А с учетом того, что на содержание высказываний испытуемого влияние оказывает неосознаваемая мотивация и установка, то есть смысл считать, что анкетирование метод не психологический. Но, тем не менее, как дополнительный метод, может использоваться при проведении социально-психологических исследований.

Попробуем не согласиться с такой оценкой анкетирования:

  • В психологии анкетирование нацелено на получение главным образом психологической информации. Интерпретации психологических данных способствуют вспомогательные сведения социологического, демографического, экономического характера, дополняющие психологическую картину;
  • Несмотря на то, что анкетирование сводит к минимуму общение между исследователем и респондентом, тем не менее, представляет собой «дуэль» между ними. Составитель анкеты идет на массу ухищрений, чтобы чисто психологически воздействовать на респондента.
  • Анкетирование упрекают в ненадежности и недостоверности получаемой информации,потому что на ответы респондента влияет неосознаваемая мотивация и установка. Но, это упрек можно адресовать любому другому субъективному эмпирическому методу вплоть до лабораторного эксперимента. И в других методах от факторов мотивации и установки никуда не денешься. Важно отметить еще и тот факт, что навряд ли кто-то решится отнести к непсихологическим методам личностные опросники;
  • Со времен Ф. Гальтона метод анкетирования, даже если он пришел из других наук, прошел такой путь адаптации к психологической проблематике, что отделить его от семейства психологических методов уже невозможно;
  • Являясь разновидностью опроса, анкетирование – это метод общенаучного характера и общенаучного значения, поэтому говорить о нем, как непсихологическом методе также некорректно, как об эксперименте или наблюдении.

Главный компонент анкетирования

Львиная доля успеха или неуспеха опроса зависит от анкеты, которая является главным компонентом этого метода. При составлении анкеты необходимо:

  • Хорошо знать исследуемую проблему;
  • Хорошо уяснить цель опроса;
  • Учесть возраст и подготовленность респондентов;
  • Продумать место и время проведения опроса;
  • Обязательно проконсультироваться со специалистом;
  • Выявить зависимость от пола, стажа, социального положения респондентов.

Анкету можно сравнить с однонаправленным каналом, опосредующим общение, которая в заочных опросах является единственным представителем исследователя и единственным звеном, связывающим исследователя с респондентом.

Процедура строго регламентирована – «вопрос-ответ». Никакая интерпретация здесь со стороны анкетера не допускается, опрос идет по намеченному пути, и уклониться от намеченной цели нельзя.

Стандартный характер анкет является их слабой стороной и, кроме того, исследователь не знает, как к ней отнесутся, заполнят ли её и вернут ли назад. Письменные анкеты, полученные от респондентов, анализируются, обрабатываются методом математической статистики.

Анкета должна быть построена так, чтобы с одной стороны, не подсказывать ответ, а с другой стороны – расположить респондентов к откровенности. Анкеты могут быть анонимными.

Клссификация вопросов анкетирования

Вопросы анкетирования классифицируются следующим образом:

  • По содержанию. Вопросы могут быть прямые и косвенные. Но, бывает так, что респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы и, косвенные вопросы в этом случае, будут намного предпочтительнее;
  • По степени свободы ответа. Открытые вопросы не ограничивают ответ респондента и дают возможность получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов. Открытые вопросы, носящие часто пространственный характер, затрудняют обработку полученных результатов. Закрытые вопросы ограничивают определенным числом вариантов ответов;
  • По цели. Этой целью может быть – получение новой информации, подтверждение каких-то данных, проверка на лживость и др.
  • По форме вопросы могут быть – дезъюктивные с одним вариантом ответа, конъюктивные – выбор нескольких вариантов, шкалированные вопросы для перевода качественного показателя в количественный показатель.
  • Вопросы должны соответствовать образовательному уровню респондентов, быть точными и лаконичными, взаимосвязаны по содержанию и частично перекрывать друг друга. Подобное перекрытие позволяет проверить достоверность ответов. Ниже предлагается примерная модель анкеты.

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек).

(психологического, маркетингового или социологического) играет важную роль в жизни и развитии современного общества. Именно с его помощью специалистам разных сфер удается проводить различные исследования, действовать четко намеченному плану и добиваться высоких (и точных) результатов. Все становится возможным четкой структуре и регламенту любого анкетирования - системе «вопрос-ответ».

Основные преимущества данного метода - возможность получения информации от большого количества респондентов - анкетный опрос как метод исследования не ограничивает количество участников, а также обеспечение высокого уровня массовости исследовании. Еще одним положительным моментом можно считать анонимность, так как подавляющее большинство опросов направлено на фиксирование ответов, а не на личности респондента. Однако стоит уточнить, что все это не относится к где действуют несколько иные правила.

Анкетирование как позволяет за короткий срок получить максимально возможный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения общества по каким-то вопросам и в прочих подобных случаях. Как понятно из названия самого метода, в его основе находится главное средства, фиксирующее все данные анкетирования, то есть анкеты. Если обратиться за помощью к толковому словарю, то можно получить такое определение данного слова: анкетой называется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать четкий ответ. Вопросы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкретное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов специалисты и делают соответствующие выводы по интересующей их проблеме.

В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод социологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной сферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый «опросник» должен соответствовать. Во-первых, следует соотносить с общим количеством и содержанием вопросов в анкете. Во-вторых, для того чтобы была возможность анализировать результаты анкетирования разных фокусных групп, в начале анкеты всегда должны размещаться вопросы для уточнения личных данных опрашиваемого - ФИО (в небольшом количестве случаев), возраст, пол и В-третьих, анкетирование как метод исследования не должно быть перегружено расплывчатыми или малозначимыми вопросам, устав от которых респондент не сможет полноценно ответить на самые важные.

Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маркетингового опроса). В конце анкетирования стоит задавать вопросы самые сложные, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования - точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кроме того, если анкетирование как метод исследования не является социологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, или социальной среде, в которой проживает опрашиваемый.

Напоследок следует заметить: если вы создаете анкету для любого самостоятельно, не забудьте перед анкетированием проверить. Можно задать вопросы людям незаинтересованным, чтобы оценить, насколько грамотно звучит формулировка и легко ли можно дать ответ. Если «пилотная» проверка состоится удачно - можно приступать к исследованию.

Метод опроса (анкетирования)

Использование опросных листов или анкет является одним из самых популярных методов маркетингового исследования.

Метод анкетирования -- психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от объекта используется оформленный список вопросов -- анкета.

Анкетирование -- одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.

В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

Во время анкетирования контакт с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Несмотря на многочисленные преимущества, метод обладает рядом недостатков, из числа которых можно обратить внимание на следующие:

· Неизвестно какая степень подробности ответов обеспечивает обоснованный ответ.

· Не всякий опрашиваемый правильно понимает смысл вопросов.

· Анализ анкет позволяет понять, что думают люди, но не разъясняет, почему они придерживаются данной точки зрения.

· Не формируется список сильных сторон и областей деятельности, требующих дальнейшего совершенствования.

· Точность результатов зависит от качества задаваемых вопросов.

По форме вопросы разделяются на открытые - предлагается дать свободный ответ - и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Анкетирование может проводиться тремя способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

Рассмотрим данный метод для получения данных о потребительских предпочтениях участников опроса в культурной среде. В этом опросе было задействовано 44 человека. Сегментная группа - учащиеся старших классов средней школы и высших учебных заведений (Возраст от 15 лет до 21 года). Способ анкетирования - почтовое. Всем участникам была выслана анкета (см. Приложение 2).

Проведенный анализ этих анкет показал следующие результаты:

1) На вопрос «Как Вы чаще всего проводите досуг?» наиболее популярными ответами были «посещаю культурные заведения (театры, музеи, дискотеки, ДК и т.д.) (45%), «читаю книги, периодическую литературу» (45%), «гуляю по улице» (41%). «Занимаюсь различными хобби»(танцы, рисование и т.д.) ответило 36% опрошенных. Ответ «смотрю телевизор» был наименее популярным (23%).

2) На вопрос «Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы предпочитаете?» наиболее популярными ответами были театры (95%), кинотеатры (95%), музеи (65%). Выставки отметило 45% опрошенных, дискотеки и ночные клубы - 41%. Концерты эстрадной музыки предпочитают 23%, а концерты классической музыки всего лишь 18%. Вариант «все безразличны» не был выбран.

3) На вопрос «Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы чаще всего посещаете?» самыми частым ответом был кинотеатры (77%). Остальные варианты не прошли 50-процентный барьер. Чаще всего посещают театр 41% опрошенных, выставки - 36%, музеи - 27%. Дискотеки и концерты эстрадной музыки выбрали 23%. Судя по данному опросу наименее всего посещают концерты классической музыки (4%). Вариант «все безразличны» никто не отметил.

4) На вопрос «Как часто Вы посещаете культурные заведения?» 50% анкетируемых ответило «1 раз в неделю», 30% 1 раз в месяц, 14% несколько раз в неделю. Наименее популярными вариантами оказались 1 раз в год (4%) и не посещаю (2%).

5) На вопрос «С кем чаще всего Вы посещаете культурные заведения?» были получены следующие результаты: 86% предпочитают посещать культурные заведения с друзьями. Это самый был популярный ответ, остальные варианты не прошли даже 10-процентный барьер. 7% опрошенных посещают заведения культуры одни. Вариант «со своей 2-ой половинкой» выбрали 5%, «с родителями» - 2%. За варианты «с детьми» и «всей семьей» не было получено ни одного голоса в связи с тем, что анкетирование проходила определенная сегментная группа - учащиеся.

6) На вопрос «Какую цель Вы преследуете, отправляясь в культурное заведение?» самым популярным ответом был «интересно провести время» (68%) и узнать больше нового о культуре (55%). Далее шли варианты «составить компанию и пообщаться с друзьями (другом / подругой, семьей)» (28%) и «познакомиться с новыми людьми» (14%). Вариант «убить» время» не был выбран.

7) Вопрос «Удовлетворяет ли Вас качество культурно-массовых мероприятий (уровень профессионализма актеров, разнообразие репертуаров, общее оформление)?» не только требовал ответить «Да/Нет», но и просил указать то, что не устраивает опрошенного в учреждении СКС.

Учреждения были сгруппированы на 3 вида: 1)театр, кинотеатр 2)выставка, музей 3)дискотека, ночной клуб.

Опрос показал, что 91 % были удовлетворены качеством театров и кинотеатров, 9%, соответственно, не удовлетворены. Причинами неудовлетворенности стали: «отсутствие достойных фильмов», «однотипные фильмы», «скучные пьесы». 86% были довольны качеством выставок и музеев, 14% - не довольны. Причин неудовлетворенности никто не отметил. 64% удовлетворены качеством дискотек и ночных клубов, 36% - нет. Причинами недовольства стали: «плохая, скучная музыка», «дороговизна алкоголя в барах», «несовпадение музыкальных интересов».

8) На вопрос «Хотелось бы Вам чаще посещать культурные заведения?» 95 % опрошенных ответило «ДА» и 5% - нет. На вопрос «Если «да», то по каким причинам Вы посещаете реже желаемого?» наиболее частыми ответами были «нет свободного времени» (77%), финансовые трудности (45%). Также были даны другие варианты: «нет компании» (16%) «не позволяет здоровье» (14%) «опасность из-за криминальной обстановки» (7%)

9) На вопрос «Привлекают ли Вас различные конкурсы, лотереи на культурно-массовых мероприятиях?» «ДА» ответили 45,5%, «НЕТ» - 54,5%

10) На вопрос «Посещаете ли Вы бары, кафе в культурных заведениях? «ДА» ответили 68%, «НЕТ» - 32%

11) На вопрос «Считаете ли Вы, что в районе Вашего проживания не хватает культурных заведений»? «ДА» ответили 66%, «НЕТ» - 34%

«Каких именно?»: «нет ничего в районе, где я живу» (23%), «театров» (27%), «кинотеатров»(18%), «музеев» (16%), «дискотек, ночных клубов» (7%).

Предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

Анкета является основным инструментом и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого . Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос. Например:

прикладного исследования

«Динамика интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество»

Ставрополь, 2006

Южный научный Центр РАН

Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен. Пример вводной части:

Здравствуйте!

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем интеграции вынужденных псрссслснисв в местное сообщество на территории края. Мы обращаемся к Вам, потому что никто глубже и точнее не сможет передать того, как это происходит. Мы надеемся также получить ответы на аналогичные вопросы представителей различных групп населения, живущих в нашем крае. Ваши искренние ответы будут способствовать открытости во взаимодействии с местным населением.

Внимание! Для заполнения анкеты Вам необходимо выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению, и обвести цифру, обозначающую этот вариант. Вы также можете дописать свой ответ на отведенной для этого строке. Подписывать анкету не обязательно.

Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»).

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортич- ки» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность анкеты.

Анкетные вопросы

В исследовании об интеграции вынужденных переселенцев было, в частности, решено выяснить причины, по которым мигранты решили переехать в Ставропольский край (табл. 1.3). В исследовании все ответы по их характеру были разделены на экономические, социокультурные, геополитические, географические и психологические. Очевидно, что в Ставропольский край мигрантов привлекают прежде всего экономические причины (возможность заработать). Почти столько же опрошенных имеют в крае родственников, что также облегчило трудовую миграцию.

Таблица 1.3. Причины переезда мигрантов с целью занятия трудовой деятельностью на территории Ставропольского края, %

Причина въезда в край

Причины переезда

Возможность заработать больше, чем в других регионах России

Экономические

Легче трудоустроиться, чем в других регионах России

Имею родственников

Социокультурные

Знаком с местной культурой

Наличие национальной диаспоры

Близость Ставропольского края к границам вашего государства

Геополитические

Благоприятные климатические условия

Географические

Все сюда ехали, может, останусь жить

Психологические

Сумма ответов в столбце табл. 1.3 превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов от- вста. Таким образом, перед ними были поставлены безальтернативные вопросы. Если бы респондентам было предложено выбрать только один, определяющий вариант ответа о причинах переезда, то сумма ответов составила бы 100 %. В таком случае вопрос был бы альтернативным. Приведем простейший пример альтернативного вопроса:

Жалеете ли вы, что стали заниматься работой по найму?

Трудно сказать — 20 %

Всего — 100%

Приведенные примеры показывают, что существуют вопросы альтернативные и безальтернативные. Кроме того, они содержат явные подсказки («да» или «нет»), а также «меню» для ответов. Поэтому такого рода вопросы называют закрытыми. Существуют также полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить «меню». В таком случае в конце приводимых ответов предусмотрены возможности кодирования дополнительных ответов.

Из чего складывается доход вашей семьи?

Заработная плата.

Стипендия.

Другое (запишите)

Социологи используют и открытые вопросы, такие, которые не предусматривают подсказок. При открытых вопросах респондент имеет возможность свободно и полно выразить свое мнение, а социолог — собрать богатую информацию. Так, на открытый вопрос «Что вас больше всего не устраивает в работе? (напишите)» респондент свободен в выборе и формулировке ответа, например: «условия оплаты», «условия труда», «взаимоотношения с руководством» и т.д.

Для исследователя основное неудобство открытых вопросов заключается в трудностях их формализации и соответственно последующей обработки. Отвечая на заданный вопрос, респондент руководствуется исключительно собственными представлениями. Естественно, что полученные ответы индивидуальны и разнообразны, поэтому открытый вопрос применяется в тех случаях, когда необходима полная информация о представлениях респондента по изучаемой проблеме, его словарном запасе, способности к аргументации. Кроме того, респондент более охотно отвечает на вопрос, если он считает себя компетентным и заинтересованным в исследуемой области. Если эта область ему мало известна, то он либо уклоняется от ответов, либо дает заведомо некачественную информацию.

Итак, выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать:

  • специфику исследования: закрытые вопросы предпочтительны для выявления фактов и мнений, предполагающих определенный перечень возможных вариантов ответов, а открытые — при сборе более богатой и индивидуализированной информации;
  • особенности последующей обработки ответов: при закрытой форме вопроса респондент, отмечая одну из альтернатив, одновременно кодирует ее, что значительно упрощает дальнейшую обработку, а при открытой форме кодировать все разнообразие ответов приходится самому исследователю, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов.

Другие виды вопросов

В любой анкете содержатся вопросы, направленные на сбор материалов в соответствии с основной задачей исследователя, поэтому вопросы такого вида называются основными. Однако практика показывает, что в опросах необходимо проверить искренность респондента (контрольные вопросы), а также выявить данные о некоторой части опрашиваемых (вопросы-фильтры). Контрольные и «фильтровые» вопросы называют неосновными, второстепенными.

Контрольные вопросы располагаются или сразу после основных, или несколько позже. Например, если основной вопрос таков: «Знаете ли вы о причинах конфликта на предприятии?», то контрольный вопрос может быть следующим: «Какие из причин конфликта на предприятии вы считаете главными?» Допустим, что на основной вопрос респондент ответил отрицательно, а на контрольный положительно, причем перечислил несколько конфликтов: в таком случае возникает сомнение в тщательности заполнения анкеты или в искренности респондента.

Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую социолога одну часть опрашиваемых от других респондентов. Так, при изучении мнения студентов о службе в армии можно ввести вопрос-фильтр об имеющемся опыте студентов, отслуживших в армии. Например, «Знакомы ли вы на практике с армейской "дедовщиной"?». Этот вопрос-фильтр сразу выделит из всего массива опрашиваемых тех, кому в дальнейшем можно задавать вопросы о проявлениях «дедовщины».

Формулировка вопросов , относящихся к изучению мнения и установок людей, чрезвычайно важна. «Оптимальным» считается вопрос, формулировка которого не влияет на распределение ответов при сохранении заранее заготовленного списка их возможных вариантов. На практике постоянно встречаются значительные смещения в ответах.

Исследователь Э. Нойман иллюстрирует значимость формулировок анкетного вопроса следующим образом:

1-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?»

2-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза или каждый сам должен решить, быть ему членом профсоюза или нет?»

Ответы респондентов на первый взгляд кажутся неожиданными (табл. 1.4). Оказалось, что при введении во 2-й формулировке альтернативы сдвиг явных ответов был значительным, а неопределенный ответ падает до 6 %.

Таблица 1.4. Значимость формулировок вопроса в определении характера ответа, %

Специальные исследования выявили несколько особенностей и тенденций, связанных с формулировкой вопроса в зависимости от вида опроса. В частности, так называемый вопрос-меню представляет респонденту некий набор альтернатив, в котором он должен выбрать один (или несколько) возможный ответ. Выяснилось, что чаще всего альтернатива выбиралась, если она находилась в начале, внизу или в середине списка.

Когда исследователь выбирает шкальный вопрос, то отмеченный выше «эффект начала» сохраняется. При этом прямая шкала вида:

  • Полностью согласен
  • Согласен
  • Не согласен
  • Полностью не согласен респондентам кажется более естественной.

Обратная шкала имеет вид:

  • Полностью не согласен
  • Не согласен
  • Согласен
  • Полностью согласен

При прямой шкале процент неответивших бывает несколько ниже, чем при обратной, лишь немногие респонденты выходят за пределы предложенного им списка, приводя собственные варианты ответа. Выявлены также следующие особенности:

  • в вопросах-меню и шкальных вопросах отмечается «эффект начала», т.е. относительное смещение ответов к началу шкалы (к вопросу, заданному первым);
  • респонденты конструируют ответы на основе предложенных альтернатив;
  • сложность, большая длина и терминологическая нагрузка вопроса ведут к потере устойчивости распределений ответов;
  • в двух- или трехальтернативных вопросах отмечается «эффект конца», т.е. альтернатива, упомянутая последней, имеет большую притягательную силу.

Последовательное расположение вопросов

Порядок, в котором устанавливаются анкетные вопросы, тоже может стать источником искажений. Так, на вопрос: «Одобряете ли вы возрастание государственных затрат на высшее образование?» большинство россиян отвечает, как правило, положительно. Но скорее всего распределение ответов будет иным, если этому вопросу будет предшествовать другой, например «Каждому ли человеку нужно высшее образование?».

На вопрос «Следует ли разрешить японскому правительству устанавливать ограничения на ввоз американских промышленных товаров в Японию?» большинство опрошенных американцев ответило отрицательно. Но в то же время 2 / 3 опрошенных другой эквивалентной группы ответили положительно, поскольку перед упомянутым выше вопросом стоял такой вопрос: «Следует ли разрешить американскому правительству устанавливать ограничения на ввоз японских промышленных товаров в США?» Поскольку большинство эквивалентной группы согласилось с первым вопросом, то логично, что оно согласилось и с тем, что Япония имеет точно такое же право.

Как правило, текст любой анкеты завершается выражением благодарности респонденту за участие в анкетировании.