Как монголия помогла победить гитлера

ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ

Авиаэскадрилья «Монгольский арат»
2-ая эскадрилья 266АПИБ

Эскадрилья «Монгольский арат» (монг. «Монгол ард» нисэх онгоцны эскадриль), по документам 2-я истребительная авиационная эскадрилья «Монгольский арат» - истребительная эскадрилья ВВС СССР, образованная в 1943 году на средства жителей Монгольской Народной Республики, участвовавшая в Великой Отечественной войне.

В первые месяцы Великой Отечественной войны смертельная опасность нависла над родиной Великого Октября - Страной Советов. Весь советский народ поднялся на священную борьбу с фашистскими ордами. От исхода невиданной в истории жестокой борьбы на фронтах Великой Отечественной войны зависела судьба эпохи социализма.
Свободолюбивый монгольский народ, завоевавший свободу и независимость вслед за победой Великой Октябрьской социалистической революции и навсегда связавший судьбу своей родины с судьбой Советского Союза нерасторжимыми узами братства и дружбы, воспринял вероломное нападение гитлеровской Германии ни СССР как непосредственную военную акцию против МНР.

22 июня 1941 г. состоялось объединенное заседание Президиума ЦК МНРП, Совета Министров и Президиума Малого хурала МНР, которое ясно и четко определило позицию МНР в войне. Была принята специальная декларация, в которой подчеркивалось, что нападением на Советский Союз германский фашизм бросил вызов всему прогрессивному человечеству. Декларация подтверждала верность правительства МНР обязательствам, принятым на себя по Протоколу от 12 марта 1930 г.

6 марта 1943 года 26-я сессия Малого хурала полностью одобрив мероприятия правительства по оказанию помощи фронту, приняла решение начать сбор средств на приобретение боевых самолетов для Советской Армии и создание авиаэскадрильи «Монгольский арат» (Советско-монгольские отношения, Т.2. С.43; История советско-монгольских отношений, 1981. С. 123). И в этом же году был организован сбор средств на приобретение эскадрильи самолётов «Монгольский арат».

В Архиве Министерства обороны СССР хранится документ, свидетельствующий о финансировании монгольскими трудящимися постройки самолетов для эскадрильи «Монгольский арат».

«Премьер-министру МНР маршалу Чойбалсану
От имени Советского правительства и от себя лично выражаю сердечную благодарность Вам и в Вашем лице правительству и народу Монгольской Народной Республики, собравшим два миллиона тугриков на строительство эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» для Красной Армии, ведущей героическую борьбу с гитлеровскими захватчиками.
Желание трудящихся МНР о постройке эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» будет исполнено.

Вслед за этим посол Советского Союза в МНР сообщал маршалу X. Чойбалсану:

«Настоящим имею честь довести до Вашего сведения, что на средства, поступившие от правительства МНР на оборону нашей страны, построена эскадрилья боевых самолетов «Монгольский арат».
Указанная эскадрилья будет передана в соединение генерал-лейтенанта Благовещенского.
От имени Советского правительства выражаю благодарность Вам, правительству МНР и монгольскому народу за оказываемую Советскому Союзу помощь в дни Великой Отечественной войны советского народа с фашистскими захватчиками».

Эскадрилья была построена в короткий срок на одном из советских авиационных заводов. Однако напряженная обстановка на фронте не позволила представителям монгольского народа лично вручить самолеты советским летчикам. По договоренности с правительством МНР вручение боевых машин 2-му гвардейскому истребительному авиационному полку 322-й истребительной авиационной дивизии было поручено командованию 2-го авиационного истребительного корпуса резерва Ставки Верховного Главнокомандования.

Во 2-м гвардейском полку 322-й истребительной авиационной дивизии личный состав пребывал в приподнятом настроении. Было действительно чему радоваться. В Курской битве полк показал себя одним из лучших в советской авиации и выдвинул из своих рядов таких замечательных мастеров воздушного боя, как гвардии капитаны А. П. Соболев, Н. П. Пушкин, гвардии старший лейтенант Ф. М. Косолапов, гвардии лейтенант А. И. Майоров. Теперь Родина и партия оказали большую честь одной из эскадрилий полка носить название «Монгольский арат». Это не могло не тронуть как молодых, так и бывалых солдат.

Полк базировался на полевой аэродром Вязовая на земле Смоленщины. С раннего утра 25 сентября 1943 г. командный, летный и технический состав занялся подготовкой к торжественному событию. На поле появились импровизированная трибуна, гвардейское Знамя полка, флаги, лозунг в честь дружбы советского и монгольского народов. На воинах - чистая выглаженная форма с орденами и медалями.

И вот настал долгожданный час. Из-за леса один за другим вынырнули 12 новеньких боевых самолетов Ла-5 с ярко-красной надписью «Монгольский арат» на фюзеляжах. Сделав парадный круг над аэродромом, машины заруливают на специально выделенную площадку. Возгласы. «Ура, «Монгольский арат»!», «Ура, монгольский народ!» заглушают рокот моторов.

Начинается торжественный митинг. В своем выступлении заместитель командира полка по политической части гвардии майор Г. Ф. Семикин рассказал о традиционной дружбе советского и монгольского народов, их всестороннем братском сотрудничестве и особо подчеркнул, что основы братских равноправных отношений между двумя странами были заложены вождем трудящихся всего мира В. И. Лениным и неустрашимым героем, выдающимся руководителем монгольской Народной революции Сухэ-Батором.

Затем выступили командир 322-й истребительной авиационной дивизии Герой Советского Союза полковник М. П. Нога, командир полка Герой Советского Союза А. П. Соболев, командир 2-й эскадрильи Герой Советского Союза Н. П. Пушкин и другие. Они напомнили о богатых традициях боевого содружества советских и монгольских воинов в борьбе против общего врага, отметили значение чистосердечной интернациональной помощи братского монгольского народа советскому пароду в его борьбе против гитлеровских захватчиков.

Гвардейцы дали священную клятву быть беспредельно верными знамени интернациональной дружбы народов, делу великого Ленина, делу социализма и коммунизма. Они торжественно заверили монгольский народ в том, что летчики оправдают высокое доверие и будут с честью и гордостью сражаться на подаренных боевых машинах.

После митинга состоялась церемония вручения самолетов 2-й эскадрилье. Личный состав ее был выстроен перед боевыми машинами. Командир эскадрильи подает команду «Смирно!». В тишине над аэродромом громко звучит его рапорт представителям высшего командования:

«Выстроен весь личный состав 2-й авиационной истребительной эскадрильи «Монгольский арат». Командный состав: заместитель командира эскадрильи - гвардии старший лейтенант Н. Я. Зенькович, адъютант эскадрильи - гвардии лейтенант М. Г. Руденко, старший техник - гвардии старший техник-лейтенант Ф. И. Глущенко, старший техник по вооружению - гвардии техник-лейтенант Н. И. Кононов, командир звена - гвардии старший лейтенант Г. И. Бессолицын, техник звена - гвардии старший техник-лейтенант Н. И. Калинин, старшие летчики - гвардии младшие лейтенанты А. П. Калинин и М. Е. Рябцев, летчики - А. И. Золотев, Л. М. Майсов, А. В. Давыдов, А. Е. Дмитриевский, М. В. Баранов, А. С. Субботин, В. И. Чумак. Рапортует командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан Н. П. Пушкин».

Обращаясь к гвардейцам, командир дивизии горячо поздравляет их с высоким доверием партии и Родины и желает им больших боевых успехов в выполнении почетного интернационального задания. Перед строем полка под раскатистое «ура!» проносится боевое гвардейское Знамя.

Так родилась авиаэскадрилья «Монгольский арат» , открывшая еще одну замечательную страницу в истории нерушимой дружбы и братства монгольского и советского народов. Самолеты, построенные на средства монгольских трудящихся, были вручены личному составу одной из эскадрилий полка, но весь коллектив гвардейской части понимал, что высокое доверие оказано всему полку. На этом и основывалась в дальнейшем вся идейно-политическая работа. Факт формирования эскадрильи «Монгольский арат» послужил важным стимулом для дальнейшего повышения боеспособности полка, умножения боевых подвигов мастеров воздушного боя.

Ла-5 эскадрильи "монгольский арат" из состава 2-го ГвИАП. //airaces.narod.ru/all3/pushkin1.htm

Указом президиума Малого хурала МНР о награждении орденом Боевого Красного Знамени МНР командира 2-й эскадрильи старшего лейтенанта Н. Я. Зеньковича, командира 3-й эскадрильи старшего лейтенанта Н. М. Резникова, командира звена старшего лейтенанта В. П. Тараненко. Под бурные аплодисменты награжденным ордена вручил командир полка майор А. П. Соболев.

Боевое крещение «араты» получили в небе над Кубанью - здесь проходила так называемая «Голубая линия», где немцы пытались остановить контрнаступление советских войск. До конца 1943 года эскадрилья уничтожила 21 немецкий самолёт.

Потом эскадрилья сражалась на Курской дуге, в небе над Украиной и Польшей, принимала участие в штурме Берлина. После Пушкина, выдвинутого вскоре на должность заместителя командира полка, ею командовал Н. Я. Зенькович , затем Капитан И. Т. Кошелев. За свои боевые подвиги лётчики были награждены не только советскими, но и монгольскими орденами Красного Знамени, которые вручал посол Монгольской Народной Республики в СССР.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года Николаю Петровичу Пушкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина.

Зрелых воздушных бойцов командование выдвигало на высшие должности. И в ноябре 1943 года командир эскадрильи «Монгольский арат» гвардии капитан Н.П. Пушкин назначается заместителем командира своего полка по летной подготовке.

С 4 по 15 января 1944 года полк, в котором находился Н.П. Пушкин, выполнял задания главным образом по штурмовке и бомбардировке войск и транспортных средств противника на дорогах, ведущих к Витебску. При этом для повышения боевой эффективности истребителей возникла необходимость применения одновременно бомбового удара и пушечного огня. Однако такие действия были недостаточно знакомы многим летчикам. Требовалось научить летный состав полка подобной практике. Как нельзя кстати пригодился опыт ветеранов-гвардейцев Н. Пушкина, Л. Майорова и А. Соболева. В июле 1944 года Н.П. Пушкин был назначен заместителем командира полка в 5-м авиационном истребительном корпусе.

После войны 2-ой гвардейский истребительный авиационный полк 322-й истребительной авиационной дивизии вошел в состав войск ПВО и подчинялся Бакинскому округу ПВО, дислоцируясь на аэродроме Кзыл-Агач.

Перед передислокацией в Забайкалье, полк был передан в ВВС и не меняя матчасти (Миг-17) стал истребительно-бомбардировочным. В 1967 году эскадрилья «Монгольский Арат» была выведена из состава 2-го гвардейского Оршанского авиаполка и под командованием капитана В. Черепанова 3 июля 1968 года была переброшена на аэродром Овруч, Житомирской области. Сам полк год спустя перелетел в Забайкалье (аэродром Джида).

В то время на аэродроме Овруч, с 1950 года базировался 266-й иап , входивший в состав 121-й Ростовской ИАД ПВО. 7 февраля 1968 года полк переформирован в 266-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков . В том же месяце за боевые заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50 – летием Советской Армии и ВМФ, Указом Президиума Верховного Совета СССР полк награжден орденом «Красного Знамени» и стал именоваться Краснознаменным апиб.

В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Найлах), и 8 мая того же года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. Взамен её из 2-го апиб принята знаменитая авиаэскадрилья «Монгольский Арат» . Благодаря этой рокировке, постановлением Совета Министров СССР 266-му краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики».

В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления". В числе их были 43-й АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса в Чойбалсан и 266-й АПИБ поменявший место прописки - Украинский Овруч на Монгольский Налайх . Матчасть полка на тот момент состояла из различных модификаций Миг-17.

МИГ-17. Музей под открытым небом на территории аэродрома Налайх. Фото М.Иванова, 2012 год.

16 июля 1968 года 266-й авиаполк, в составе которого была 2АЭ "МА", с аэродрома ОВРУЧ вылетел с задачей: посадка на аэродром Налайх (МНР). 21июля 1968 года , в воскресенье, 266-й полк (и в его составе 2АЭ "МА") прилетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках.

Обеспечением полка занимался 302-й ОБАТО. Радиотехническое обеспечение полетов 1202-й ОБСиРТО. С 1971 года в полк стали поступать Миг-21ПФ и Миг-21ПФМ, однако Миг-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к Миг-21ПФМ добавились Миг-21Бис.

МИГ-21 на постаменте около КПП аэродрома Налайх. Фото М.Иванова, 2012 год.

На бортах самолëтов 2АЭ "МА" в 1968 - 1973гг. НАДПИСЬ "МОНГОЛЬСКИЙ АРАТ" была сделана КРАСНОЙ КРАСКОЙ.

В 1968 году в дни празднования 50-летия Вооруженных Сил СССР на юбилейный вечер дружбы в посольстве МНР в Москве наряду с участниками боев на Халхин-Голе (ветеранами войны с гитлеровской Германией и империалистической Японией) были приглашены бывшие командиры и летчики авиаэскадрильи «Монгольский арат».

- Мы, ветераны эскадрильи «Монгольский арат», - говорил на встрече в посольстве первый командир эскадрильи Герой Советского Союза полковник Н.П. Пушкин, - радуемся и гордимся,
что имеем самые близкие связи с братским монгольским народом. Наш 2-й гвардейский истребительный авиаполк в 1942 году воевал на Волховском фронте в составе 215-й дивизии, которой командовал дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Кравченко. В 1943 году наш полк вошел во вновь сформированную 322-ю истребительную дивизию под командованием участника боев на Халхин-Голе Героя Советского Союза М.П. Ноги.

Факт формирования эскадрильи «Монгольский арат» послужил важным стимулом для дальнейшего повышения боеспособности полка, умножения боевых подвигов мастеров воздушного боя. На открытом партийном собрании Н.П. Пушкин заявил: «Большое доверие оказано нам братским монгольским народом. Это значит, что на нас возложена двойная ответственность. За нашей боевой работой будет следить народ, имя которого носит наша эскадрилья. Оправдать высокое доверие - наша боевая задача». Заявление командира было единодушно поддержано гвардейцами, которые за время Великой Отечественной войны подтвердили данное обязательство конкретными боевыми успехами.

К началу 1980 года 266 АПИБ получил свои первые Миг-23БМ (Миг-27) в 236-м АПИБ (Градчаны). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на Миг-23БМ (Миг-27), 2-я (Монгольский Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на Миг-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия Миг-23БМ (Миг-27) из Дальневосточной Переяславки - 300 АПИБ.

Первые Миг-27К полк получил в Иркутске (ИАПО) в 1980 (или в 1981 году) причем свои старые («Чертковские») Миг-23БМ (Миг-27) передал в 3-ю АЭ. Полк наконец-то полностью обновил матчасть.

Авиаэскадрилья «Монгольский Арат» получила новенькие Миг-27К в 1981-82 годах. Старую технику в свою очередь передала в 58-й АПИБ. В таком виде полк и пролетал до начала 1990х годов – 1-я и 2-я АЭ на Миг-27К, 3-я «молодежная» АЭ на Миг-23БМ (Миг-27). В середине 1980х годов все Миг-23БМ были доработаны (в Иркутске?) до уровня Миг-27М и получили обозначение Миг-27Д.

Вторая «именная» АЭ получила новенькие Миг-27К в 1981-82 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й АПИБ (в/ч). В таком виде полк и пролетал до начала 1990х годов – 1-я и 2-я АЭ на Миг-27К, 3-я «молодежная» АЭ на Миг-23БМ (Миг-27). В середине 1980х годов все Миг-23БМ были доработаны (в Иркутске?) до уровня Миг-27М и получили обозначение Миг-27Д.

В восточной части Улан-Батора на перекрестке дорог, установлен памятник авиаэскадрилье "Монгольский Арат" . Построен в 1985 году в честь 40-летия великой победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Проект памятника был выполнен советским архитектором Л.К.Медяновым, а монгольский архитектор Гантумур руководил строительной работой.

В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К. 1993 года, осенью того же года 266-й апиб "Монгольский Арат" также перешел на Су-25, сохранив почетное наименование. В 1995 г. 266-й полк был переформирован в отдельный штурмовой авиационный Краснознаменный полк имени Монгольской Народной Республики. С этого момента эмблема эскадрильи - скачущий воин, перекочевала на штурмовики Су-25.

В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован из «отдельного» в штурмовой и стал Краснознаменный 266-ой штурмовой авиаполк имени Монгольской народной республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все АПИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники - Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21-й сад 50 – го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21-я иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.

1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС РФ от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с.Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го шап и 112-го овп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320-й АБ. С 1 декабря 2014 года 412 авиационная база была переформирована в 120 отдельный смешанный авиационный полк в составе которого и осталась вторая штурмовая эскадрилья, знаменитый "Монгольский Арат", под командованием командира эскадрильи подполковника Дикун Э.В.
"Военная литература" .

  • Газета "Новости Монголия"
  • 412-я Авиационная база (ДОМНА) . Антон Павлов Июнь 2011 г.
  • "Восточная окраина". Albert_Motsar (//albert-motsar.livejournal.com/105438.html - ссылка не рабочая)
  • СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
    • Налайх. Жилой городок авиаторов (24 фото, 2008, 2012 годы)
    • Налайх. Бывший Советский военный аэродром. (30 фото, 2008, 2012 годы)



    Президиум ЦК МНРП, Совет Министров и Президиум Малого хурала МНР собрались на объединённое заседание, на котором заявили о поддержке СССР в Великой Отечественной войне. Помощь советским бойцам начали оказывать простые жители Монголии и рядовые солдаты Народной армии, прося об отправлении на фронт. Так, до начала контрнаступления под Москвой фронтовики получили огромный запас зимней одежды от МНР: по 15 тысяч полушубков, пар варежек и меховых жилетов на общую сумму более чем 1,8 млн тугриков. В январе 1942 года Малый хурал объявил об образовании танковой колонны «Революционная Монголия» и её передаче РККА . В том же году монголы отправили в феврале и ноябре ещё несколько поездов с продовольствием, зимней одеждой, а также несколько десятков тысяч коней для кавалерии.

    В конце 1942 года Малый хурал принял решение о строительстве авиаэскадрильи «Монгольский арат» и передаче её в подарок ВВС ВС СССР . Название «Монгольский арат » свидетельствовало о том, что эскадрилья создается на всенародные средства. О своём решении Хурал известил СССР специальным посланием. Ежедневно монгольское правительство отправляло деньги СССР на строительство эскадрильи: маршал Хорлогийн Чойбалсан сообщал Иосифу Сталину о передаче средств и передавал пожелания монгольских трудящихся.

    В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Налайх), а 8 мая 1968 года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. С прибытием в состав полка авиационной эскадрилья «Монгольский Арат» постановлением Совета Министров СССР 266-му Краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики» .

    21 июля 1968 года, в воскресенье, 266-й ибап перелетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках. С 1971 года в полк стали поступать МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ, однако МиГ-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к МиГ-21ПФМ добавились МиГ-21 БИС.

    В 1968-1973 гг. на бортах 2-й эскадрильи «Монгольский арат» красной краской делали надпись «Монгольский арат».

    В 1968 году в дни празднования 50-летия Вооруженных Сил СССР на юбилейный вечер дружбы в посольстве МНР в Москве наряду с участниками боев на Халхин-Голе (ветеранами войны с гитлеровской Германией и империалистической Японией) были приглашены бывшие командиры и летчики авиаэскадрильи «Монгольский арат».

    В 1976 году полк переименован из 266-й истребительно-бомбардировочного авиационного Краснознаменного имени Монгольской Народной Республики полка в 266-й авиационный полк Краснознаменный истребителей-бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики.

    К началу 1980 года 266-й апиб получил первые МиГ-23БМ (МиГ-27) из 236-го апиб (Градчаны). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на МиГ-23БМ (МиГ-27), 2-я (Монгольский Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на МиГ-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия МиГ-23БМ (МиГ-27) из Переяславки - 300-го апиб. Эскадрилья «Монгольский Арат» получила новые Миг-27К в 1981-1982 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й апиб.

    В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К . 1993 года, осенью того же года 266 апиб «Монгольский Арат» также перешел на Су-25 , сохранив именное наименование. В 1995 году 266-й авиаполк был переформирован в. С этого момента эмблема эскадрильи - скачущий воин, перекочевала на штурмовики Су-25.

    В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован из «отдельного» в штурмовой и стал 266-м Краснознамённым штурмовым авиаполком имени Монгольской Народной Республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все апИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники - Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21 сад 50-го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21 иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.

    1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС России от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с. Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го штурмового ап и 112-го отдельного вп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320 АБ. С 1 декабря 2014 года 412-я авиационная база была переформирована в 120-й отдельный смешанный авиационный полк в составе которого и осталась вторая штурмовая эскадрилья, знаменитый «Монгольский Арат», под командованием командира эскадрильи подполковника Дикун Э. В..

    Президиум ЦК МНРП, Совет Министров и Президиум Малого хурала МНР собрались на объединённое заседание, на котором заявили о поддержке СССР в Великой Отечественной войне. Помощь советским бойцам начали оказывать простые жители Монголии и рядовые солдаты Народной армии, прося об отправлении на фронт. Так, до начала контрнаступления под Москвой фронтовики получили огромный запас зимней одежды от МНР: по 15 тысяч полушубков, пар варежек и меховых жилетов на общую сумму более чем 1,8 млн тугриков. В январе 1942 года Малый хурал объявил об образовании танковой колонны «Революционная Монголия» и её передаче РККА . В том же году монголы отправили в феврале и ноябре ещё несколько поездов с продовольствием, зимней одеждой, а также несколько десятков тысяч коней для кавалерии.

    Строительство

    В конце 1942 года Малый хурал принял решение о строительстве авиаэскадрильи «Монгольский арат» и передаче её в подарок ВВС ВС СССР . Название «Монгольский арат » свидетельствовало о том, что эскадрилья создается на всенародные средства. О своём решении Хурал известил СССР специальным посланием. Ежедневно монгольское правительство отправляло деньги СССР на строительство эскадрильи: маршал Хорлогийн Чойбалсан сообщал Иосифу Сталину о передаче средств и передавал пожелания монгольских трудящихся.

    Боевой путь

    Первым командиром эскадрильи стал гвардии капитан Н. П. Пушкин , Герой Советского Союза. В октябре 1943 года 2-й гвардейский авиаполк перебазировался на аэродром Слобода в 8 км к западу от города Демидов, недалеко от линии фронта . Тогда же эскадрилья приняла боевое крещение: первую победу в её составе одержал гвардии старший лейтенант Николай Зенькович, заместитель командира эскадрильи: 17 октября на высоте 8 тысяч метров им был сбит немецкий бомбардировщик-разведчик He-111 в 30 км за линией фронта. В тот же день гвардии лейтенант Тараненко на высоте 7 тысяч метров одержал также свою первую победу, сбив ещё один He-111, а гвардии лейтенант Непряхин от Витебска до Орши преследовал FW-189 , где и сбил его. 25 октября за мужество и героизм, проявленные летчиками, полк был награждён орденом Красного Знамени.

    В начале ноября 1943 года войска 1-го Прибалтийского фронта начали развивать Полоцко-Витебскую наступательную операцию. Эскадрилья «Монгольский арат» перебралась на аэродром Переволочье. По причине сильной облачности, туманов и снегопадов вылеты почти не проводились советскими солдатами, а немцы вообще избегали боя, что злило солдат. Тем не менее, 2-й гвардейский авиаполк продолжал выполнять задания, ведя разведку войск немцев и атакуя их колонны. Использовалась любая возможность для тренировки летного состава и боевого сколачивания звеньев. В ноябре 1943 года командир эскадрильи «Монгольский арат» гвардии капитан Н. П. Пушкин назначается заместителем командира полка по летной подготовке.

    В декабре 1943 года на 2-ю годовщину образования 2-го гвардейского авиаполка прибыла делегация из МНР, которая встретилась с лётчиками эскадрильи «Монгольский арат». Те, в свою очередь, передали благодарственное письмо жителям МНР от имени гвардии майора А. П. Соболева , рассказав о своих подвигах во время войны. Его подписали Герои Советского Союза: А. П. Соболев, Н. П. Пушкин, А. И. Майоров . 31 декабря начальником Главного управления ВВС генерал-полковником авиации А. В. Никитиным , начальником штаба ВВС генерал-полковником авиации С. А. Худяковым и членом Военного совета ВВС генерал-лейтенантом авиации Н. С. Шимановым были приняты правительственная делегация МНР, делегации полка и эскадрильи «Монгольский арат»; на приёме орденом Красного знамени были награждены гвардейцы полка Г. Ф. Семикин, Н. П. Пушкин и А. И. Майоров. Также им были переданы ордена МНР для вручения лучшим командирам и лётчикам полка и эскадрильи.
    Вскоре командование эскадрильей принял гвардии старший лейтенант, заместитель Н. П. Пушкина Н. Я. Зенькович , у которого было уже 97 боевых вылетов, 17 личных побед и одна совместная победа. 31 декабря он получил орден Боевого Красного Знамени МНР за пять сбитых самолётов противника. Под командованием Зеньковича эскадрилья «Монгольский арат» произвела 388 боевых вылетов на самолетах Ла-5 и провела 92 воздушных боя, в которых было сбито 24 самолёта противника. Во время штурмовых ударов было уничтожено 5 самолётов на аэродромах противника, 52 автомобиля, 6 зенитных орудий, а также убито и ранено более 250 солдат и офицеров. В ходе 1944 года трудящиеся МНР продолжали собирать средства в фонд помощи Красной Армии, передав разрушенным хозяйствам более 40 тысяч овец и коз, а также 1211 голов крупного рогатого скота.

    Иногда советские лётчики принимали бой против превосходящего по численности противника: командир звена эскадрильи, гвардии лейтенант М. Е. Рябцев весной 1944 года, отстав от группы при взлёте, направился на Ла-5 за линию фронта, где принял бой против двух FW-190. Благодаря манёвренности самолёта, М. Е. Рябцев сбил одного противника, второй же успел скрыться. В большинстве случаев советские лётчики и сами завязывали бои: звено гвардии старшего лейтенанта Владимира Тараненко 8 февраля в районе железной дороги Витебск - Бабушевск встретило группу немецких бомбардировщиков под прикрытием 6 истребителей FW-190 и в ходе воздушного боя вынудило бомбардировщиков сбросить весь смертельный груз на немецкую колонну. Последовательно было проведено 4 боя с FW-190, в ходе которого звено сбило девять немецких самолётов, не потеряв ни одного своего.
    Во время операции «Багратион» эскадрилья прикрывала 125-й гвардейский бомбардировочный авиаполк . Её лётчиками было произведено 260 успешных боевых вылетов: в 61 воздушном бою лётчиками были сбиты 11 истребителей и 8 бомбардировщиков. Под командованием Зеньковича во всех заданиях на сопровождение самолётов Пе-2 и Ил-2 не было потери ни одного бомбардировщика и штурмовика. Впрочем, в случае любого повреждения авиаторы-механики быстро справлялись с любыми неполадками: по правилу техсостав эскадрильи не покидал стоянку, пока самолёт не был готов. Обеспечивали техническую безопасность самолётов техники Е. Н. Медяник, В. П. Грачев, Д. Е. Милютиков, А. Ф. Шмельков и В. И. Кузнецов. В боях за Витебск лётчики эскадрильи уничтожили 30 автомашин с войсками и грузами противника, одну зенитную батарею, а также вывели из строя паровоз.

    В августе 1944 года войска 3-го Белорусского фронта вышли на подступы к Восточной Пруссии, где начали готовиться к наступлению. Эскадрилья «Монгольский арат» отличилась и там: 2 августа заместитель командира эскадрильи П. М. Непряхин и командир звена эскадрильи Г. И. Бессолицын как лидеры своих пар отправились на разведку аэродромов Гумбинен, Инстенбург и Пилькаллен: там же Непряхин сбил один из немецких «фоккеров». Разведчиками было обнаружено 50 самолётов He-111 и FW-190. После сообщения сведений, командование полка в 10:30 отправило 24 самолёта Ла-5 во главе с гвардии подполковником Г. А. Лобовым и гвардии майором А. П. Соболевым. Самолёты сбросили зажигательные бомбы и уничтожили целиком весь авиапарк на аэродромах. Попутно был сбит подлетевший к аэродрому Ju-52 старшим лётчиком Б. М. Ожогиным. 5 августа свою крупную победу одержал мастер воздушных боёв, лейтенант Анатолий Давыдов: встретившись с 20 «юнкерсами», он сумел уйти от их группы и при помощи ведомого младшего лейтенанта Анатолия Дюльдина сбил два «юнкерса» и один «фокке-вульф». 15 августа Дюльдин направил горящий самолёт в колонну немецких танков и автомобилей: лётчик погиб, но уничтожил колонну.

    По итогам Белорусской наступательной операции лётчики 2-го гвардейского полка, в том числе эскадрильи «Монгольский арат», проявили себя как нельзя лучше в небе Белоруссии и Литвы, сбив 18 самолётов противника и уничтожив большое количество вражеской техники и живой силы. 5 сентября Н. Я. Зенькович был награждён орденом Красного Знамени за умелое руководство подчинённым ему составом. Вскоре 2-й гвардейский авиаполк перебрался на аэродром Олешицы северо-западнее Львова. Летом-осенью 1944 года Советская Армия освободила всю территорию СССР от немецко-фашистских захватчиков, а войска 1-го Украинского фронта уже очутились на территории Польши. Преемником Зеньковича стал капитан И. Т. Кошелев. Помощь эскадрилье оказывали не только монгольские трудящиеся, но и золотоискатели Сибири, на чьи средства был построен самолёт «Шилкинский старатель», врученный гвардии майору А. П. Соболеву. Осенью 1944 года начались новые учения в полку и эскадрилье, обучаясь способам ведения боя в паре, звеном и эскадрильей, а также отшлифовывая вертикальный манёвр, в котором Ла-7 превосходил немцев. Занятиями руководили командир полка А. П. Соболев, штурман полка капитан В. Н. Подлипенский, помощник командира полка по воздушнострелковой службе капитан Н. Я. Зенькович и командиры эскадрилий. В рамках подготовки к дальнейшему наступлению в Польше и Германии в полк был командирован главный инженер корпуса полковник Д. К. Бугров , который, бывая в частях 322-й авиадивизии, регулярно осматривал самолёты эскадрильи «Монгольский арат» и много общался с техниками и лётчиками.

    К 12 января перед началом полномасштабного наступления весь личный состав полка занял свои места: заместитель командира полка по политической подготовке гвардии майор Г. Ф. Семикин довёл до сведения лётчиков, что Советской Армии предстоит освободить оккупированные немцами страны и разгромить фашистов в Берлине. Под гвардейским Знаменем личный состав дал клятву сделать всё возможное для победы над захватчиками. Утром 16 января старший лейтенант М. Е. Рябцев был вызван командиром дивизии как лучший воздушный разведчик и получил задание заняться разведкой немецких аэродромов, но не атаковать их, а докладывать дивизии по радио. Вскоре последовал приказ атаковать аэродром Заган: ударную группу возглавил командир эскадрильи, капитан И. Т. Кошелев, группу прикрытия повел командир 1-й эскадрильи капитан П. Я. Марченко. Общее руководство взял на себя подполковник А. П. Соболев. На аэродроме Заган лётчики обнаружили от 60 до 70 самолётов различных типов и около девяти бомбардировщиков Ju-87, ждавших истребителей прикрытия. Самолётами эскадрильи были сброшены бомбы на стоянку и склад горючего. Возникший пожар уничтожил огромное количество самолётов, а сами лётчики ввязались в бой с прибывшими истребителями прикрытия и вышли без потерь, сбив три Ju-87 и три FW-190. 18 января дивизия и два полка перебазировались на аэродром Гошковицы, где снова им пришлось ввязаться в бой в трудных погодных условиях. В течение всей ночи управление дивизии, личный состав полков и батальон авиационного обслуживания отражали авианалёты, а утром прибыли танкисты, которые отбили атаку гитлеровцев.

    В конце января - начале февраля в воздушных боях благодаря новой тактике (вылет двух-трёх звеньев и использование вертикального манёвра) лётчиками полка и эскадрильи «Монгольский арат» были уничтожены несколько десятков самолётов (из них на личный счёт эскадрильи пришлись восемь). Так, над городом Губен было подбито сразу 4 немецких самолёта, ещё 4, узнав о судьбе своих товарищей, срочно покинули район боя. 8 февраля началось наступление правого крыла 1-го Украинского фронта, известное как Нижне-Силезская операция. Под город Губен перебазировался весь 2-й гвардейский полк. В середине февраля над аэродромом Любен завязались ещё несколько крупных боёв с немцами, одним из свидетелей боя стал генерал-полковник С. А. Красовский : дежурное звено эскадрильи «Монгольский арат» в составе старшего лейтенанта М. Е. Рябцева, младшего лейтенанта А. И. Хмарского, лейтенанта Г. В. Уткина и младшего лейтенанта П. М. Харитонова обороняло аэродром, ведя бой против четвёрки истребителей. Уткин лично сбил один «фокке-вульф». Командир эскадрильи, капитан И. Т. Кошелев за 58 успешных боевых вылетов, три воздушные победы, уничтожение самолётов на аэродроме Заган был награждён орденом Красного Знамени. На основании того же приказа был награждён орденом Красного Знамени старший лейтенант М. Е. Рябцев за 23 успешных боевых вылета и 4 воздушные победы, а авиационный механик гвардии старшина Е. Н. Медляк был награждён орденом Красной Звезды за успешное обслуживание 257 боевых вылетов.

    В начале апреля 1945 года в штаб дивизии поступила телеграмма, согласно которой из Монгольской Народной Республики были присланы подарки и припасы для лётчиков эскадрильи «Монгольский арат». Продовольствие было передано в детские сады и ясли Москвы, а подарки направлены в полк. Делегация из МНР планировала прибыть в расположение эскадрильи, но успела посетить лишь танковую бригаду «Революционная Монголия», отправив лётчикам благодарственное письмо. 16 апреля началась Берлинская наступательная операция: лётчики эскадрильи совершали штурмовки аэродромов под руководством майора А. И. Майорова . Так, в первый же день наступления была совершена успешная штурмовка аэродрома Ной-Вельцов, а также сбиты три истребителя противника. В дальнейшем в боях над Коттбусом, Алтитом и Деберном лётчики сбили 23 самолёта противника, но при этом эскадрилья потеряла 5 лётчиков. Поскольку на фронте появились реактивные истребители Ме-163 и Ме-262 , лётчиков специально проинструктировали на случай боя с ними. На аэродроме Шлабиндорф советским лётчикам даже довелось изучить несколько реактивных истребителей, захваченных в качестве трофеев.

    23 апреля на юге Берлина четыре Ла-7, которые вели капитан И. С. Скрыпник, лейтенант М. А. Арефьев, младшие лейтенанты Е. А. Шубин и А. М. Шеварев, ввязались в бой с девятью FW-190. В ходе боя были сбиты пять самолётов противника. Ещё одна четвёрка Ла-7 под командованием И. Т. Кошелева ввязалась в бой с четырьмя FW-190, сбив один самолёт. На следующий день, 24 апреля , лейтенант А. Л. Лиховидов был сбит из зенитного орудия, но, не желая попасть в плен, направил горящую машину на зенитную батарею и уничтожил орудие и несколько солдат из его расчёта. 26 апреля А. И. Майоров был сбит также зенитным орудием, но посадил машину на пустыре. Он выжил, но повредил позвоночник, что не помешало ему дальше летать на боевые задания. Эскадрилья продолжала вылеты вплоть до капитуляции Германии.

    17 мая лётчики совершили последний взлёт с аэродрома Гроссенхайн, направившись домой. День Победы они застали в Праге, где их встречали ликовавшие горожане, благодаря советских солдат за освобождение города.

    За выдающиеся достижения эскадрилья была награждена орденами «За боевые заслуги» и Красного Знамени Монгольской Народной Республики. В столице МНР в честь эскадрильи установлен памятник.

    В июне 1990 года 266 апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К . 1993 года, осенью того же года 266 апиб «Монгольский Арат» также перешел на Су-25 , сохранив именное наименование. В 1995 году 266-й авиаполк был переформирован в отдельный штурмовой авиационный Краснознамённый полк имени Монгольской Народной Республики . С этого момента эмблема эскадрильи - скачущий воин, перекочевала на штурмовики Су-25.

    В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован из «отдельного» в штурмовой и стал 266-м Краснознамённым штурмовым авиаполком имени Монгольской Народной Республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все апИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники - Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21 сад 50-го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21 иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.

    1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС России от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с. Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го штурмового ап и 112-го отдельного вп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320 АБ. С 1 декабря 2014 года 412-я авиационная база была переформирована в 120-й отдельный смешанный авиационный полк в составе которого и осталась вторая штурмовая эскадрилья, знаменитый «Монгольский Арат», под командованием командира эскадрильи подполковника Дикун Э. В..

    Напишите отзыв о статье "Монгольский арат"

    Литература

    • Семенов А. Ф., Дашцэрэн Б. «Эскадрилья "Монгольский арат".» - М ., Воениздат , 1971
    • Sanders, Alan J. K. (2010). Historical Dictionary of Mongolia (3rd ed.). Plymouth: Scarecrow Press.

    Отрывок, характеризующий Монгольский арат

    – Ну, как же не дура! – крикнул князь, оттолкнув тетрадь и быстро отвернувшись, но тотчас же встал, прошелся, дотронулся руками до волос княжны и снова сел.
    Он придвинулся и продолжал толкование.
    – Нельзя, княжна, нельзя, – сказал он, когда княжна, взяв и закрыв тетрадь с заданными уроками, уже готовилась уходить, – математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится слюбится. – Он потрепал ее рукой по щеке. – Дурь из головы выскочит.
    Она хотела выйти, он остановил ее жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.
    – Вот еще какой то Ключ таинства тебе твоя Элоиза посылает. Религиозная. А я ни в чью веру не вмешиваюсь… Просмотрел. Возьми. Ну, ступай, ступай!
    Он потрепал ее по плечу и сам запер за нею дверь.
    Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочная, как отец ее порядочен. Она положила тетрадь геометрии и нетерпеливо распечатала письмо. Письмо было от ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина, которая была на именинах у Ростовых:
    Жюли писала:
    «Chere et excellente amie, quelle chose terrible et effrayante que l"absence! J"ai beau me dire que la moitie de mon existence et de mon bonheur est en vous, que malgre la distance qui nous separe, nos coeurs sont unis par des liens indissolubles; le mien se revolte contre la destinee, et je ne puis, malgre les plaisirs et les distractions qui m"entourent, vaincre une certaine tristesse cachee que je ressens au fond du coeur depuis notre separation. Pourquoi ne sommes nous pas reunies, comme cet ete dans votre grand cabinet sur le canape bleu, le canape a confidences? Pourquoi ne puis je, comme il y a trois mois, puiser de nouvelles forces morales dans votre regard si doux, si calme et si penetrant, regard que j"aimais tant et que je crois voir devant moi, quand je vous ecris».
    [Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука! Сколько ни твержу себе, что половина моего существования и моего счастия в вас, что, несмотря на расстояние, которое нас разлучает, сердца наши соединены неразрывными узами, мое сердце возмущается против судьбы, и, несмотря на удовольствия и рассеяния, которые меня окружают, я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки. Отчего мы не вместе, как в прошлое лето, в вашем большом кабинете, на голубом диване, на диване «признаний»? Отчего я не могу, как три месяца тому назад, почерпать новые нравственные силы в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила и который я вижу перед собой в ту минуту, как пишу вам?]
    Прочтя до этого места, княжна Марья вздохнула и оглянулась в трюмо, которое стояло направо от нее. Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. «Она мне льстит», подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, и глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видала хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало. Она продолжала читать: 211
    «Tout Moscou ne parle que guerre. L"un de mes deux freres est deja a l"etranger, l"autre est avec la garde, qui se met en Marieche vers la frontiere. Notre cher еmpereur a quitte Petersbourg et, a ce qu"on pretend, compte lui meme exposer sa precieuse existence aux chances de la guerre. Du veuille que le monstre corsicain, qui detruit le repos de l"Europe, soit terrasse par l"ange que le Tout Рuissant, dans Sa misericorde, nous a donnee pour souverain. Sans parler de mes freres, cette guerre m"a privee d"une relation des plus cheres a mon coeur. Je parle du jeune Nicolas Rostoff, qui avec son enthousiasme n"a pu supporter l"inaction et a quitte l"universite pour aller s"enroler dans l"armee. Eh bien, chere Marieie, je vous avouerai, que, malgre son extreme jeunesse, son depart pour l"armee a ete un grand chagrin pour moi. Le jeune homme, dont je vous parlais cet ete, a tant de noblesse, de veritable jeunesse qu"on rencontre si rarement dans le siecle оu nous vivons parmi nos villards de vingt ans. Il a surtout tant de franchise et de coeur. Il est tellement pur et poetique, que mes relations avec lui, quelque passageres qu"elles fussent, ont ete l"une des plus douees jouissances de mon pauvre coeur, qui a deja tant souffert. Je vous raconterai un jour nos adieux et tout ce qui s"est dit en partant. Tout cela est encore trop frais. Ah! chere amie, vous etes heureuse de ne pas connaitre ces jouissances et ces peines si poignantes. Vous etes heureuse, puisque les derienieres sont ordinairement les plus fortes! Je sais fort bien, que le comte Nicolas est trop jeune pour pouvoir jamais devenir pour moi quelque chose de plus qu"un ami, mais cette douee amitie, ces relations si poetiques et si pures ont ete un besoin pour mon coeur. Mais n"en parlons plus. La grande nouvelle du jour qui occupe tout Moscou est la mort du vieux comte Безухой et son heritage. Figurez vous que les trois princesses n"ont recu que tres peu de chose, le prince Basile rien, est que c"est M. Pierre qui a tout herite, et qui par dessus le Marieche a ete reconnu pour fils legitime, par consequent comte Безухой est possesseur de la plus belle fortune de la Russie. On pretend que le prince Basile a joue un tres vilain role dans toute cette histoire et qu"il est reparti tout penaud pour Petersbourg.
    «Je vous avoue, que je comprends tres peu toutes ces affaires de legs et de testament; ce que je sais, c"est que depuis que le jeune homme que nous connaissions tous sous le nom de M. Pierre les tout court est devenu comte Безухой et possesseur de l"une des plus grandes fortunes de la Russie, je m"amuse fort a observer les changements de ton et des manieres des mamans accablees de filles a Marieier et des demoiselles elles memes a l"egard de cet individu, qui, par parenthese, m"a paru toujours etre un pauvre, sire. Comme on s"amuse depuis deux ans a me donner des promis que je ne connais pas le plus souvent, la chronique matrimoniale de Moscou me fait comtesse Безухой. Mais vous sentez bien que je ne me souc nullement de le devenir. A propos de Marieiage, savez vous que tout derienierement la tante en general Анна Михайловна, m"a confie sous le sceau du plus grand secret un projet de Marieiage pour vous. Ce n"est ni plus, ni moins, que le fils du prince Basile, Anatole, qu"on voudrait ranger en le Marieiant a une personne riche et distinguee, et c"est sur vous qu"est tombe le choix des parents. Je ne sais comment vous envisagerez la chose, mais j"ai cru de mon devoir de vous en avertir. On le dit tres beau et tres mauvais sujet; c"est tout ce que j"ai pu savoir sur son compte.
    «Mais assez de bavardage comme cela. Je finis mon second feuillet, et maman me fait chercher pour aller diner chez les Apraksines. Lisez le livre mystique que je vous envoie et qui fait fureur chez nous. Quoiqu"il y ait des choses dans ce livre difficiles a atteindre avec la faible conception humaine, c"est un livre admirable dont la lecture calme et eleve l"ame. Adieu. Mes respects a monsieur votre pere et mes compliments a m elle Bourienne. Je vous embrasse comme je vous aime. Julie».
    «P.S.Donnez moi des nouvelles de votre frere et de sa charmante petite femme».
    [Вся Москва только и говорит что о войне. Один из моих двух братьев уже за границей, другой с гвардией, которая выступает в поход к границе. Наш милый государь оставляет Петербург и, как предполагают, намерен сам подвергнуть свое драгоценное существование случайностям войны. Дай Бог, чтобы корсиканское чудовище, которое возмущает спокойствие Европы, было низвергнуто ангелом, которого Всемогущий в Своей благости поставил над нами повелителем. Не говоря уже о моих братьях, эта война лишила меня одного из отношений самых близких моему сердцу. Я говорю о молодом Николае Ростове; который, при своем энтузиазме, не мог переносить бездействия и оставил университет, чтобы поступить в армию. Признаюсь вам, милая Мари, что, несмотря на его чрезвычайную молодость, отъезд его в армию был для меня большим горем. В молодом человеке, о котором я говорила вам прошлым летом, столько благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век между двадцатилетними стариками! У него особенно так много откровенности и сердца. Он так чист и полон поэзии, что мои отношения к нему, при всей мимолетности своей, были одною из самых сладостных отрад моего бедного сердца, которое уже так много страдало. Я вам расскажу когда нибудь наше прощанье и всё, что говорилось при прощании. Всё это еще слишком свежо… Ах! милый друг, вы счастливы, что не знаете этих жгучих наслаждений, этих жгучих горестей. Вы счастливы, потому что последние обыкновенно сильнее первых. Я очень хорошо знаю, что граф Николай слишком молод для того, чтобы сделаться для меня чем нибудь кроме как другом. Но эта сладкая дружба, эти столь поэтические и столь чистые отношения были потребностью моего сердца. Но довольно об этом.
    «Главная новость, занимающая всю Москву, – смерть старого графа Безухого и его наследство. Представьте себе, три княжны получили какую то малость, князь Василий ничего, а Пьер – наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безухим и владельцем самого огромного состояния в России. Говорят, что князь Василий играл очень гадкую роль во всей этой истории, и что он уехал в Петербург очень сконфуженный. Признаюсь вам, я очень плохо понимаю все эти дела по духовным завещаниям; знаю только, что с тех пор как молодой человек, которого мы все знали под именем просто Пьера, сделался графом Безухим и владельцем одного из лучших состояний России, – я забавляюсь наблюдениями над переменой тона маменек, у которых есть дочери невесты, и самих барышень в отношении к этому господину, который (в скобках будь сказано) всегда казался мне очень ничтожным. Так как уже два года все забавляются тем, чтобы приискивать мне женихов, которых я большею частью не знаю, то брачная хроника Москвы делает меня графинею Безуховой. Но вы понимаете, что я нисколько этого не желаю. Кстати о браках. Знаете ли вы, что недавно всеобщая тетушка Анна Михайловна доверила мне, под величайшим секретом, замысел устроить ваше супружество. Это ни более ни менее как сын князя Василья, Анатоль, которого хотят пристроить, женив его на богатой и знатной девице, и на вас пал выбор родителей. Я не знаю, как вы посмотрите на это дело, но я сочла своим долгом предуведомить вас. Он, говорят, очень хорош и большой повеса. Вот всё, что я могла узнать о нем.
    Но будет болтать. Кончаю мой второй листок, а маменька прислала за мной, чтобы ехать обедать к Апраксиным.
    Прочитайте мистическую книгу, которую я вам посылаю; она имеет у нас огромный успех. Хотя в ней есть вещи, которые трудно понять слабому уму человеческому, но это превосходная книга; чтение ее успокоивает и возвышает душу. Прощайте. Мое почтение вашему батюшке и мои приветствия m lle Бурьен. Обнимаю вас от всего сердца. Юлия.
    PS. Известите меня о вашем брате и о его прелестной жене.]
    Княжна подумала, задумчиво улыбаясь (при чем лицо ее, освещенное ее лучистыми глазами, совершенно преобразилось), и, вдруг поднявшись, тяжело ступая, перешла к столу. Она достала бумагу, и рука ее быстро начала ходить по ней. Так писала она в ответ:
    «Chere et excellente ami. Votre lettre du 13 m"a cause une grande joie. Vous m"aimez donc toujours, ma poetique Julie.
    L"absence, dont vous dites tant de mal, n"a donc pas eu son influenсе habituelle sur vous. Vous vous plaignez de l"absence – que devrai je dire moi, si j"osais me plaindre, privee de tous ceux qui me sont chers? Ah l si nous n"avions pas la religion pour nous consoler, la vie serait bien triste. Pourquoi me supposez vous un regard severe, quand vous me parlez de votre affection pour le jeune homme? Sous ce rapport je ne suis rigide que pour moi. Je comprends ces sentiments chez les autres et si je ne puis approuver ne les ayant jamais ressentis, je ne les condamiene pas. Me parait seulement que l"amour chretien, l"amour du prochain, l"amour pour ses ennemis est plus meritoire, plus doux et plus beau, que ne le sont les sentiments que peuvent inspire les beaux yeux d"un jeune homme a une jeune fille poetique et aimante comme vous.
    «La nouvelle de la mort du comte Безухой nous est parvenue avant votre lettre, et mon pere en a ete tres affecte. Il dit que c"etait avant derienier representant du grand siecle, et qu"a present c"est son tour; mais qu"il fera son possible pour que son tour vienne le plus tard possible. Que Dieu nous garde de ce terrible malheur! Je ne puis partager votre opinion sur Pierre que j"ai connu enfant. Il me paraissait toujours avoir un coeur excellent, et c"est la qualite que j"estime le plus dans les gens. Quant a son heritage et au role qu"y a joue le prince Basile, c"est bien triste pour tous les deux. Ah! chere amie, la parole de notre divin Sauveur qu"il est plus aise a un hameau de passer par le trou d"une aiguille, qu"il ne l"est a un riche d"entrer dans le royaume de Dieu, cette parole est terriblement vraie; je plains le prince Basile et je regrette encore davantage Pierre. Si jeune et accable de cette richesse, que de tentations n"aura t il pas a subir! Si on me demandait ce que je desirerais le plus au monde, ce serait d"etre plus pauvre que le plus pauvre des mendiants. Mille graces, chere amie, pour l"ouvrage que vous m"envoyez, et qui fait si grande fureur chez vous. Cependant, puisque vous me dites qu"au milieu de plusurs bonnes choses il y en a d"autres que la faible conception humaine ne peut atteindre, il me parait assez inutile de s"occuper d"une lecture inintelligible, qui par la meme ne pourrait etre d"aucun fruit. Je n"ai jamais pu comprendre la passion qu"ont certaines personnes de s"embrouiller l"entendement, en s"attachant a des livres mystiques, qui n"elevent que des doutes dans leurs esprits, exaltant leur imagination et leur donnent un caractere d"exageration tout a fait contraire a la simplicite chretnne. Lisons les Apotres et l"Evangile. Ne cherchons pas a penetrer ce que ceux la renferment de mysterux, car, comment oserions nous, miserables pecheurs que nous sommes, pretendre a nous initier dans les secrets terribles et sacres de la Providence, tant que nous portons cette depouille charienelle, qui eleve entre nous et l"Eterienel un voile impenetrable? Borienons nous donc a etudr les principes sublimes que notre divin Sauveur nous a laisse pour notre conduite ici bas; cherchons a nous y conformer et a les suivre, persuadons nous que moins nous donnons d"essor a notre faible esprit humain et plus il est agreable a Dieu, Qui rejette toute science ne venant pas de Lui;que moins nous cherchons a approfondir ce qu"il Lui a plu de derober a notre connaissance,et plutot II nous en accordera la decouverte par Son divin esprit.
    «Mon pere ne m"a pas parle du pretendant, mais il m"a dit seulement qu"il a recu une lettre et attendait une visite du prince Basile. Pour ce qui est du projet de Marieiage qui me regarde, je vous dirai, chere et excellente amie, que le Marieiage, selon moi,est une institution divine a laquelle il faut se conformer. Quelque penible que cela soit pour moi, si le Tout Puissant m"impose jamais les devoirs d"epouse et de mere, je tacherai de les remplir aussi fidelement que je le pourrai, sans m"inquieter de l"examen de mes sentiments a l"egard de celui qu"il me donnera pour epoux. J"ai recu une lettre de mon frere, qui m"annonce son arrivee a Лысые Горы avec sa femme. Ce sera une joie de courte duree, puisqu"il nous quitte pour prendre part a cette malheureuse guerre, a laquelle nous sommes entraines Dieu sait, comment et pourquoi. Non seulement chez vous au centre des affaires et du monde on ne parle que de guerre, mais ici, au milieu de ces travaux champetres et de ce calme de la nature, que les citadins se representent ordinairement a la campagne, les bruits de la guerre se font entendre et sentir peniblement. Mon pere ne parle que Marieche et contreMarieche, choses auxquelles je ne comprends rien; et avant hier en faisant ma promenade habituelle dans la rue du village, je fus temoin d"une scene dechirante… C"etait un convoi des recrues enroles chez nous et expedies pour l"armee… Il fallait voir l"etat dans lequel se trouvant les meres, les femmes, les enfants des hommes qui partaient et entendre les sanglots des uns et des autres!
    On dirait que l"humanite a oublie les lois de son divin Sauveur, Qui prechait l"amour et le pardon des offenses, et qu"elle fait consister son plus grand merite dans l"art de s"entretuer.
    «Adieu, chere et bonne amie, que notre divin Sauveur et Sa tres Sainte Mere vous aient en Leur sainte et puissante garde. Marieie».
    [Милый и бесценный друг. Ваше письмо от 13 го доставило мне большую радость. Вы всё еще меня любите, моя поэтическая Юлия. Разлука, о которой вы говорите так много дурного, видно, не имела на вас своего обычного влияния. Вы жалуетесь на разлуку, что же я должна была бы сказать, если бы смела, – я, лишенная всех тех, кто мне дорог? Ах, ежели бы не было у нас религии для утешения, жизнь была бы очень печальна. Почему приписываете вы мне строгий взгляд, когда говорите о вашей склонности к молодому человеку? В этом отношении я строга только к себе. Я понимаю эти чувства у других, и если не могу одобрять их, никогда не испытавши, то и не осуждаю их. Мне кажется только, что христианская любовь, любовь к ближнему, любовь к врагам, достойнее, слаще и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке, поэтической и любящей, как вы.

    На средства, собранные трудящимися МНР, были изготовлены и переданы Красной Армии танковая бригада "Революционная Монголия" и эскадрилья боевых самолетов "Монгольский арат". Бригада и эскадрилья участвовали во многих сражениях с гитлеровцами и закончили войну под Берлином.

    Эскадрилья «Монгольский арат» (монг. «Монгол ард» нисэх онгоцны эскадриль), по официальным документам 2-я истребительная авиационная эскадрилья «Монгольский арат» — именная истребительная эскадрилья ВВС СССР, сформированная в 1943 году на средства жителей Монгольской Народной Республики (МНР), участвовавшая в Великой Отечественной войне.

    22 июня 1941 Президиум ЦК МНРП, Совет Министров и Президиум Малого хурала МНР собрались на объединённое заседание, на котором заявили о поддержке СССР в Великой Отечественной войне. Помощь советским бойцам начали оказывать простые жители Монголии и рядовые солдаты Народной армии, прося об отправлении на фронт. Так, до начала контрнаступления под Москвой фронтовики получили огромный запас зимней одежды от МНР: по 15 тысяч полушубков, пар варежек и меховых жилетов на общую сумму более чем 1,8 млн тугриков. В январе 1942 года Малый хурал объявил об образовании танковой колонны «Революционная Монголия» и её передаче РККА. В том же году монголы отправили в феврале и ноябре ещё несколько поездов с продовольствием, зимней одеждой, а также несколько десятков тысяч коней для кавалерии.

    Первым командиром эскадрильи стал гвардии капитан Н. П. Пушкин, Герой Советского Союза. В октябре 1943 года 2-й гвардейский авиаполк перебазировался на аэродром Слобода в 8 км к западу от города Демидов, недалеко от линии фронта. Тогда же эскадрилья приняла боевое крещение: первую победу в её составе одержал гвардии старший лейтенант Николай Зенькович, заместитель командира эскадрильи: 17 октября на высоте 8 тысяч метров им был сбит немецкий бомбардировщик-разведчик He-111 в 30 км за линией фронта. В тот же день гвардии лейтенант Тараненко на высоте 7 тысяч метров одержал также свою первую победу, сбив ещё один He-111, а гвардии лейтенант Непряхин от Витебска до Орши преследовал FW-189, где и сбил его. 25 октября 1943 за мужество и героизм, проявленные летчиками, полк был награждён орденом Красного Знамени.

    В начале ноября 1943 года войска 1-го Прибалтийского фронта начали развивать Полоцко-Витебскую наступательную операцию. Эскадрилья «Монгольский арат» перебралась на аэродром Переволочье. По причине сильной облачности, туманов и снегопадов вылеты почти не проводились советскими солдатами, а немцы вообще избегали боя, что злило солдат. Тем не менее, 2-й гвардейский авиаполк продолжал выполнять задания, ведя разведку войск немцев и атакуя их колонны. Использовалась любая возможность для тренировки летного состава и боевого сколачивания звеньев. В ноябре 1943 года командир эскадрильи «Монгольский арат» гвардии капитан Н. П. Пушкин назначается заместителем командира полка по летной подготовке.

    В декабре 1943 года на 2-ю годовщину образования 2-го гвардейского авиаполка прибыла делегация из МНР, которая встретилась с лётчиками эскадрильи «Монгольский арат». Те, в свою очередь, передали благодарственное письмо жителям МНР от имени гвардии майора А. П. Соболева, рассказав о своих подвигах во время войны. Его подписали Герои Советского Союза: А. П. Соболев, Н. П. Пушкин, А. И. Майоров. 31 декабря 1943 начальником Главного управления ВВС генерал-полковником авиации А. В. Никитиным, начальником штаба ВВС генерал-полковником авиации С. А. Худяковым и членом Военного совета ВВС генерал-лейтенантом авиации Н. С. Шимановым были приняты правительственная делегация МНР, делегации полка и эскадрильи «Монгольский арат»; на приёме орденом Красного знамени были награждены гвардейцы полка Г. Ф. Семикин, Н. П. Пушкин и А. И. Майоров. Также им были переданы ордена МНР для вручения лучшим командирам и лётчикам полка и эскадрильи.

    На момент окончания Великой Отечественной войны эскадрилья базировалась на аэродроме Гроссенхайн (Германия), 1 июня 1945 г. перебазировалась на аэродром Кбелы (Чехословакия), а 22 августа 1945 г. — на аэродром Самбатель (Венгрия). 15 декабря 1945 г. в связи с расформированием 322-й истребительной авиадивизии полк вошёл в состав 8-й гвардейской истребительной авиационной Киевской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии и перебазировался на аэродром Дьер (Венгрия), а 21 мая 1946 г. на аэродром Секешфехервар, в мае 1947 г. — на аэродром Кеньери. С июля по ноябрь 1947 г. полк перешёл с Ла-7 на Ла-9, полученные с завода № 21 в Горьком.

    С 25 ноября 1947 г. по 10 января 1948 г. полк железнодорожным транспортом перебазировался из Венгрии в Советский Союз на аэродром Пирсагат в Азербайджане. Полк в составе 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизией вошел в состав 5-го истребительного авиакорпуса 7-й воздушной армии Закавказского военного округа. В 1949 году полк был передан из ВВС в ПВО — в составе 174-й гвардейской истребительной авиадивизии 62-го истребительного авиакорпуса 42-й воздушной истребительной армии ПВО Бакинского района ПВО.

    В 1950 году полк перешёл на реактивную технику, заменив Ла-9 на МиГ-15. 22 января 1952 г. полк перебазировался на аэродром Кызыл-Агач (Азербайджан), недалеко от иранской границы, и начал переучиваться на МиГ-17. 29 декабря 1967 г. 2-й гвардейский истребительный авиационный полк был переименован во 2-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков и передан из Войск ПВО в ВВС в состав 34-й воздушной армии Краснознамённого Закавказского военного округа. На вооружении оставались МиГ-17. Эскадрилья «Монгольский Арат» 3 июля 1968 года была выведена из состава 2-го гвардейского Оршанского авиаполка и под командованием капитана В. Черепанова была передана на аэродром Овруч Житомирской области в состав 266-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка, входившего в состав 121-й Ростовской иад ПВО.

    В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Налайх), а 8 мая 1968 года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. С прибытием в состав полка авиационной эскадрилья «Монгольский Арат» постановлением Совета Министров СССР 266-му Краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики».

    21 июля 1968 года, в воскресенье, 266-й ибап перелетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках. С 1971 года в полк стали поступать МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ, однако МиГ-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к МиГ-21ПФМ добавились МиГ-21 БИС.

    В 1968—1973 гг. на бортах 2-й эскадрильи «Монгольский арат» красной краской делали надпись «Монгольский арат».

    В 1968 году в дни празднования 50-летия Вооруженных Сил СССР на юбилейный вечер дружбы в посольстве МНР в Москве наряду с участниками боев на Халхин-Голе (ветеранами войны с гитлеровской Германией и империалистической Японией) были приглашены бывшие командиры и летчики авиаэскадрильи «Монгольский арат».

    В 1976 году полк переименован из 266-й истребительно-бомбардировочного авиационного Краснознаменного имени Монгольской Народной Республики полка в 266-й авиационный полк Краснознаменный истребителей-бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики.

    К началу 1980 года 266-й апиб получил первые МиГ-23БМ (МиГ-27) из 236-го апиб (Градчаны). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на МиГ-23БМ (МиГ-27), 2-я (Монгольский Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на МиГ-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия МиГ-23БМ (МиГ-27) из Переяславки — 300-го апиб. Эскадрилья «Монгольский Арат» получила новые Миг-27К в 1981—1982 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й апиб.

    В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К. 1993 года, осенью того же года 266 апиб «Монгольский Арат» также перешел на Су-25, сохранив именное наименование. В 1995 году 266-й авиаполк был переформирован в отдельный штурмовой авиационный Краснознамённый полк имени Монгольской Народной Республики. С этого момента эмблема эскадрильи — скачущий воин, перекочевала на штурмовики Су-25.

    В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован из «отдельного» в штурмовой и стал 266-м Краснознамённым штурмовым авиаполком имени Монгольской Народной Республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все апИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники — Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21 сад 50-го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21 иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.

    1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС России от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с. Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го штурмового ап и 112-го отдельного вп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320 АБ. С 1 декабря 2014 года 412-я авиационная база была переформирована в 120-й отдельный смешанный авиационный полк в составе которого и осталась вторая штурмовая эскадрилья, знаменитый «Монгольский Арат», под командованием командира эскадрильи подполковника Дикун Э. В..