Как образуется множественное число существительных в английском языке. Как образовать множественное число в английском

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только множественного числа

Дорогие ребята! На уроке «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» вы познакомитесь с грамматической категорией числа. Сегодня вы узнаете, что имена существительные не всегда могут употребляться в единственном числе. Обязательно запомните лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа.

Как вы знаете, существительные имеют два числа - единственное и множественное. Пирожное Пирожные

Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа. Подумайте, можно ли слово ножницы поставить в форму единственного числа? Ножницы Ножницы Существительное ножницы не имеет формы единственного числа

Значения существительных, которые имеют форму только множественного числа названия составных и парных предметов: штаны, санки, щипцы, вилы, носилки; названия материалов или их остатков: дрожжи, сливки, опилки, хлопья, духи; названия промежутков времени, игр: сутки, каникулы, салочки; некоторые географические названия: Альпы, Сокольники, Афины; названия действий и состояния природы: сумерки, заморозки, сборы, переговоры.

Обратите внимание! Не все существительные, обозначающие парные предметы, имеют форму только множественного числа: ботинки - ботинок сапоги - сапог

Найдите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Тиски, чашки, грабли, инструменты, тени (для век), жмурки, опилки.

Это интересно! В лингвистической науке имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, часто называют на латинском языке pluralia tantum (« плюралиа тантум »).

Тренажёр. Существительные, имеющие форму только множественного числа Укажите слова, которые имеют форму только множественного числа. 1. Настенные часы в комнате матери пробили полночь. 2. К празднику родители купили Мишке новые брюки. 3. Первые заморозки в этом году начались рано, ещё в сентябре.

Тренажёр А. Напишите 10 существительных, которые могут иметь форму только множественного числа, и составьте с ними 2 - 3 предложения. Б. Определите, какие существительные в предложениях имеют форму только множественного числа. 1. После долгих переговоров были подписаны важные соглашения. 2. Это ещё вилами на воде писано (посл.). 3. Она бежала по лестнице, держась за перила.

Тренажёр Составьте распространённые предложения, где подлежащими были бы данные слова, а сказуемые должны быть выражены глаголами в настоящем времени. Грабли, чернила, жмурки, дрожжи, хлопоты.

Важный вывод Есть такие существительные, которые могут иметь форму только множественного числа. Слова ножницы, горелки, ворота имеют форму только множественного числа. К ним относятся названия составных и парных предметов; названия материалов или их остатков; названия промежутков времени, игр; некоторые географические названия; названия действий и состояния природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов Няч Ольга Рамильевна,учитель русского языка и литературы Конспект учебного занятия Предмет: русский...

Это предметы, поддающиеся счету. Они могут употребляться в сочетании с Такие существительные имеют формы обоих чисел: и единственного, и множественного: стол - столы, парта - парты, облако - облака. Эти формы имеют разные окончания и по-разному сочетаются с другими частями речи.

Значение форм множественного числа существительных

Если единственное число используется для обозначения единичного предмета из ряда подобных, то множественное число обозначает множество однородных предметов.

Механизм образования множественного числа

Существительные, использующиеся только во множественном числе

В противовес существительным, не образующим множественное число, в языке есть слова, которые существуют лишь в форме множественного числа. Это существительные

    отвлеченные (сумерки, каникулы);

    вещественные (сливки, щи);

    названия некоторых шахматы);

    предметы, включающие в себя несколько частей (ножницы, брюки, джинсы, весы и др.).

Категория числа существительных

Существительные имеют формы ед.ч. (футболист — один) и мн.ч. (футболисты — больше, чем один). Большая часть существительных употребляется в формах того и другого числа: дом дома , деревня деревни , озеро озера. Отдельные существительные имеют супплетивные формы числа, т.е. образованы от разных корней: человек люди , ребенок дети. Значительно меньшая часть имеет формы только ед.ч. или только мн.ч.

К существительным, которые имеют формы только ед.ч. (singularia tantum ), принадлежат:

  • 1) собственные имена (Москва , Иван , Крым , Франция );
  • 2) отвлеченные существительные (амбициозность , глобализация , дружба , белизна );
  • 3) вещественные (анаша , гербалайф , евровагонка ) — в технической и учебной литературе некоторые такие существительные могут встречаться в форме мн.ч. при указании на вид, сорт вещества (специальные стали , технические масла ); ср. в художественной литературе: За спиной Черепанова шумят овсы (М. Скворцов);
  • 4) собирательные существительные (крестьянство , листва , собственность ) — при таких существительных глагол-сказуемое употребляется в ед.ч. (Белье лежит — лежало в шкафу );
  • 5) названия болезней (аллергия , бронхит , паралич ), месяцев (январь , февраль );
  • 6) спортивных игр (армрестлинг , аэробика , бобслей ).

К существительным, которые имеют форму только мн.ч. (pluralia tantum ), относятся:

  • 1) названия "сложных" предметов, состоящих из нескольких частей (очки , часы , брюки );
  • 2 ) названия некоторых веществ, продуктов (агрохимикаты , макароны , чернила );
  • 3) названия отрезков времени (каникулы , сутки );
  • 4) названия некоторых игр (шахматы , шашки ).

Формы ед.ч. существительных могут употребляться обобщенно для обозначения множества: Собрался гусь улететь , его и пшеницей не удержишь (Пословица).

Употребление составного наименования, имеющего форму ед.ч., в значении мн.ч. можно проиллюстрировать примером из ФЗ "Об обязательном экземпляре" от 23 ноября 1994 г.: В состав обязательного бесплатного экземпляра и обязательного платного экземпляра входят следующие виды документов:

издания (текстовые , нотные , картографические , изоиздания ) —издательская продукция , прошедшая редакционно-издательскую обработку , полиграфически самостоятельно оформленная , имеющая выходные сведения;

издания для слепых — издания , изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля , и "говорящие книги";

официальные документы — произведения печати , публикуемые от имени органов законодательной , исполнительной и судебной власти , носящие законодательный , нормативный , директивный или информационный характер , аудиовизуальная продукция — кино- , видео- , фото- , фонодокументы.

В обобщенном значении могут употребляться и собственные имена, например фамилии.

Так, о порядках в немецких госпиталях времен войны с СССР, действиях гестаповцев по выявлению "неблагонадежных" среди раненых солдат, в частности Фишера и Варна, автор "Щита и меча" В. Кожевников писал: В офицерской палате забота о раненых определялась не ранением , а званием , наградами , родом службы , связями , деньгами. Там тоже были свой Фишер , свой Барч .

Форма мн.ч. может обозначать раздельное множество (В нашей группе были и грузины ) и собирательное (Грузины живут в основном на Кавказе ). Последнее обстоятельство влияет на употребление формы именно мн.ч. многих существительных, выступающих в качестве заголовочных слов в терминологических словарях.

Например, в энциклопедии "Русский язык" под ред. Ф. П. Филина к таким случаям относятся:

АНТОНИМЫ — слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.

АРХАИЗМЫ — устаревшие слова.

КАВЫЧКИ — парный выделительный знак препинания.

КАНЦЕЛЯРИЗМЫ — слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено традицией за официально-деловым стилем, особенно за канцелярско-деловым подстилем.

Приведенные существительные в данном случае обозначают совокупность каких-либо языковых явлений (антонимы , архаизмы , канцеляризмы ) или их парность (кавычки ). В "Орфологи- ческом словаре русского языка" РАН эти же слова даются в ед.ч.: антоним , архаизм , кавычка , канцеляризм.

В терминологических словарях форма мн.ч. указывает на родовую принадлежность, сообщество обозначаемых людей, семейство животных, предметов.

Примеры из СЭС:

АБАЗИНЫ (самоназв. — абаза), народ в Карачаево-Черкес. АО...

АГРАНУЛОЦИТЫ (незернистые лейкоциты), лейкоциты животных и человека, не содержащие в цитоплазме зерен (гранул)...

АДЕНОВИРУСЫ, семейство ДНК-содержащих вирусов, вызывающих у человека и животных аденовирусные болезни.

В "Орфологическом словаре" РАН эти же существительные приведены в форме ед.ч.: абазин , агранулоцит , аденовирус.

В обобщающем смысле могут употребляться во мн.ч. и собственные имена, индивидуальные названия. По существу, фамилия любого чем-либо выделяющегося персонажа литературного произведения при употреблении ее во множественном числе приобретает обобщающее значение.

Так, среди действующих лиц романа Е. Евтушенко "Ягодные места" выделяются циник Нахабкин, завистник Ситочкин. Отсюда и упоминаемые автором собирательные образы: Перед ним на горизонте возникали тысячи хихикающих нахабкиных , которым тысячи тихих и безропотных женщин мыли ноги; Никаким ситочкиным в их отношения не следовало лезть.

Еще пример употребления индивидуального названия в обобщенном смысле: "Нет , это за валюту". Так она [продавщица] это сказала , как будто сама в рио-де-жанейрах родилась под пальмами (Е. Евтушенко).

В русском языке немало существительных, имеющих две формы числа, но чаще употребляются в одной из них. В некоторых толковых словарях такие существительные имеют помету "обычно мн." или "обычно ед.". К первым относятся, например: боевики , беженцы , белые пятна , бюджетники , думцы , еврооблигации , зеленые , сверхобеспеченные. Ко вторым принадлежат: бойфренд , госдотация , забивала , истеблишмент , образ врага , подпитка , хунта , электорат и т.д.

В некоторых случаях необычность употребления существительных в ед.ч. или мн.ч. связана с профессиональной речью говорящего. Так, в своих мемуарах известная певица Г. Вишневская пишет: Но вот я загримирована , отлично причесана , платье на мне сидит безупречно. Вера подхватывает мой длинный шлейф: "Ну , пойдем , царица ты наша!" и мы идем на сцену. Теперь мы вместе стоим в кулисе , я знаю , что сердце у нее колотится так же сильно , как и у меня. Для обычной речи более свойственно употребление слова кулиса во множественном числе — за кулисами.

Понимание ед.ч. и мн.ч. иногда бывает своеобразно.

С писателем А. Солженицыным был такой случай. Он был арестован, будучи на фронте, по обвинению в антисоветской деятельности (допустил некоторые неосторожные высказывания в письмах к другу) и в попытке создания соответствующей организации, группы. Перед подписанием обвинительного заключения он попросил прокурора снять с него хотя бы последний пункт, мотивируя это тем, что по делу проходят всего два человека — он да его приятель ("какая же это группа!"). Но прокурор разъяснил, что даже полтора уже больше одного, значит, группа!

Если морфологически формы ед.ч. и мн.ч. существительных выражаются их окончаниями, то синтаксически эти формы выражаются окончаниями прилагательных или глаголов, которые согласуются или координируются с существительными: привлекательный слоган привлекательные слоганы; Регион получает (получил ) дотацию Регионы получают (получили ) дотацию. Несклоняемые существительные и существительные pluralia tantum вообще имеют только один способ выражения числа — синтаксический: Наш (наши) кутюрье отличился (отличились ) на демонстрации мод; одни сутки четверо суток .

Есть разделы грамматики, которые только кажутся простыми, и им обычно не уделяют должного внимания. Из опыта знаю, что как раз именно на этих “простых” правилах и спотыкаются многие учащиеся и делают досадные ошибки, за которые снимаются драгоценные баллы при сдаче тестов TOEFL или любых других тестов.

Я уже рассказывала об Теперь поговорим о расхождениях, которые касаются единственного и множественного числа, между английским и русским языками.

Напоминаю,что в английском языке, слова, которые заканчиваютя на букву “S” могут быть:

1. Существительные во множественном числе. Например:

2. Глаголы в настоящем неопределенном времени (Present Indefinite Tense), если подлежащее – это третье лицо едиственноного числа (he, she, it); Например:

He reads. My sister works.

3. Cуществительные в притяжательном падеже: например:

Mary’s sister.

My brother’s wife.

Во всех трех случаях окончание “S”– это суффикс, который присоединяется и отсоединяется.

Слов, которые просто сами по себе заканчиваются на “S” ничтожно мало и они всем известны: is, has, was, this, thus, plus, bus.

Но есть существительные с суффиксом “S”, который намертво приклеился к слову, и его НЕЛЬЗЯ отсоединять, то есть такие существительные употребляются только с окончанием “S”. Условно их можно разделить на две группы:

Первая группа. Всегда во множественном числе.

Существительные, которые обозначают предметы, состоящие из двух одинаковых частей (пары), и эти части соединены с одно целое. Например: “брюки”, состоящие из двух штанин. Это обычно одежда или какие-то инструменты. Такие существительные можно навать “парными”.

В английском языке “парные” существительные заканчиваются на неотсоединяемый суффикс “S” и употребляются ТОЛЬКО во множественном числе. Напишу несколько таких существительных:

binoculars = бинокль;

braces = подтяжки;

breeches = штаны, бриджи;

glasses (= spectacles) = очки;

knickers = бриджи;

pants = кальсоны, панталоны, брюки, штаны;

pincers = клещи, щипцы, щипчики, пинцет;

pliers = щипцы, клещи, плоскогубцы;

scales = весы;

pyjamas = пижама;

scissors = ножницы;

shorts = трусики, шорты;

tights = трико;

tongs = щипцы, клещи;

tweezers = пинцет;

trousers = брюки, штаны, шаровары;

These trousers are on the bed. = Эти брюки на кровати. (одни брюки, не много брюк)

This pair of trousers is very expensive. = Эта пара брюк — дорогая. (эта пара брюк, значит одни брюки)

George has ten pairs of trousers. = Джордж купил десять пар брюк.

I need some new trousers. = Мне нужно несколько штанов (брюк, пар брюк)

I need a new pair of trousers. = Мне нужна одна пара брюк.

Вторая группа. Всегда в единственном числе.

1. Существительные, которые обозначают названия научных дисциплин:

mathematics = математика;

physics = физика;

economics = экономика;

athletics = атлетика;

gymnastics = гимнастика;

dynamics = динамика;

dialectics = диалектика;

automatics = автоматика;

mechanics = механика;

kinematics = кинематика;

linguistics = лингвистика;

politics = политика;

statistics =статистика;

2. Существительные, которые обозначают некоторые заболевания:

mumps = свинка;

measles = корь;

shingles = опоясывающий лишай;

rickets = рахит;

С названиями научных дисциплин и названиями болезней используются слова: KIND /TYPE = ВИД, РАЗДЕЛ, ТИП, КЛАСС, РОД.

Внимательно посмотрите на примеры:

Measles is an infectious disease. = Корь – инфекционное заболевание.

Mumps is a infectious disease. = Свинка – инфекционное заболевание.

This type of mumps is dangerous. = Этот тип свинки – опасный.

This kind of measles is dangerous. = Это тип (вид) кори – опасный.

Physics is a science. = Физика – это наука.

These types of physics are difficult to understand. = Эти разделы физики трудны для понимания.

3. Существительные, которые обозначают названия некоторых игр:

billiards = бильярд:

bowls = игра в шары, кегли:

darts = дартс (метание дротиков)

dominoes = домино:

draughts = шашки; (Британский английский)

checkers = шашки (Американский английский)

fives = игра в мяч;

ninepins = кегли;

4. Существительное news = новость, новости.

This is a very good news.

Со множественным числом бывает не всё так просто, как кажется. А если вы не согласны, то, вероятно, вы просто не пытались разобраться с родительным падежом. Грузин или грузинов, помидор или помидоров и брелоки вместо брелков.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно: килограмммандаринов / апельсинов

Советы, как выбрать самые сладкие мандарины, вы, скорее всего, прочитаете под Новый год. Ну или чуть раньше. А мы пока расскажем, как не облажаться с правильным произношением или ещё хуже - написанием. Когда в следующий раз окажетесь в прилавке с фруктами, прислушайтесь, кто и как произносит. Спорим, что пару-тройку ошибок (в зависимости от того, сколько времени у вас займёт тщательный выбор фруктов) вы точно услышите. Запоминайте: названия фруктов, овощей мужского рода, которые оканчиваются на твёрдый согласный (прямо как «апельсин» и «мандарин»), в родительном падеже множественного числа будут иметь окончание –ов: тонна апельсинов, мандаринов, бананов, гранатов. Сказать «килограмм мандарин» и «взвесьте пару апельсин» - тоже можно. Но только в разговорной речи и когда никто не слышит. Исключение из правила только у «яблок» - вариант «десять яблоков» считается просторечным. Правильно будет сказать «у нас нет зелёных яблок, только красные».

Правильно: два килограммапомидоров и баклажанов

С помидорами и баклажанами всё то же самое. Овощ? Да. Мужского рода? Тоже да. Оканчивается на твёрдый согласный? Снова да! Значит, в родительном падеже множественного числа пишем окончание –ов. Поэтому ваш салат будет из помидоров и баклажанов (а не помидор и баклажан).

Правильно: у нас 150 банок солений в погребе

Ещё очень вкусно, когда помидоры, огурцы и морковь солят. Правда, не ошибиться в том же родительном падеже того же множественного числа бывает непросто. Если будете кому-нибудь хвастаться, как много солений (а не соленьев) у вас в кладовке или у родителей в погребе - делайте это тоже правильно.

Правильно: три пары чулок

Вспомним элементарное. Но при этом распространённую и раздражающую ошибку: как пишутся «носки», «гольфы» и «чулки» в родительном падеже множественного числа. Взрослые предлагали запоминать так: чулки на самом деле длинные - окончание короткое («чулок»), гольфы и носки короткие - окончание длинное («гольфов», «носков»).

Изначально все слова писались с одинаковым окончанием -ов: чулков, носков, сапогов (слово «чулков» до сих пор существует в некоторых словарях с пометкой «устаревшее»). Но впоследствии «чулки» потеряли окончание, а написание «чулок» стало считаться единственно правильным.

Правильно: у нас больше нет чистых носков и гольфов

Про гольфы и носки мы уже подробно описали чуть выше. Но хотим обратить внимание, что в последнее время наметилась тенденция к многочисленным изменениям в словарях. Например, в «Русском орфографическом словаре» под редакцией Лопатина привычный вариант «носков» уживается с формой родительного падежа «носок». Есть вероятность, что скоро «носок» станет допустимой нормой (как «пять килограммов помидор» в разговорной речи), но пока рекомендуем в родительном падеже множественного числа писать и говорить только «носков» и «гольфов».

Правильно: без шортов

Правильно: без шорт

Во-первых, шорты - это существительное, которое употребляется только во множественном числе. Раньше был только один правильный вариант в родительном падеже: (без) шорт. Хотя сейчас Русский орфографический словарь РАН даёт, что оба варианта - шорт и шортов (ударение на первый слог) - равнозначные. Так что если кому-то соберётесь сообщить такую важную информацию про шорты - выбираете вариант, который вам больше нравится. Хотя (без) шорт звучит, как нам кажется, привычнее. Но вы всё равно не стесняйтесь.

Правильно: большой выбор джинсов

«У меня пять пар джинс». Ужасно рады, вот только в этом предложении всё неправильно. У некоторых существительных, которые обозначают парные предметы и употребляются исключительно во множественном числе, в родительном падеже может быть и нулевое окончание. Брюки - брюк, шорты - шорт (хотя есть ещё равноправный вариант «шорты»). Но помимо них ещё есть «джинсы», «штаны», у которых в окончании появляется –ов. Так что выбирайте джинсы правильно. А если вы хотите сказать о джинсовой ткани, то об ударении можете даже не думать. Равноправные варианты: джИнсовая и джинсОвая.

Правильно: поделки из макарон

Мы снова про еду. Но никаких овощей и фруктов. Стоит запомнить ещё одну форму родительного падежа существительного, которое употребляется только во множественном числе: поделки из чего? - макарон. И никаких «макаронов», пожалуйста.

Правильно: я съел тарелку оладий и вафель

И для тех, кто всё-таки больше не по чипсам, солёной рыбке и соленьям. Рассказываем, как вести грамотные беседы в кофейнях. Хотя «оладья», «вафли» и «печенье» в грамматическом плане далеко от «солений» не ушли. Запоминайте: правильно в родительном падеже (множественного числа) будет «оладий», «печений» и «вафель». А если вдруг в каком-то словаре (Ушакова, допустим) вы встречали вариант «оладьев» - не верьте. Это форма неверная. И её давно никто не рекомендует употреблять.

Правильно: пять килограмм / грамм

Правильно: пятькилограммов / граммов

Вариативность бывает не только у шорт и шортов, но и единиц измерения. Если они сочетаются с числительными, то на выбор у вас два равноправных варианта - семь килограмм и семь килограммов. Но если родительный падеж не используется для условного счёта, то тогда количество вариантов уменьшается до одного: я хочу скинуть несколько лишних килограммов (или граммов).

Правильно: у неё нетсапог и туфель

Без сапог и туфель грустно жить. Но зато обычно то, что надевается (или обувается) на ноги, употребляется с нулевым окончанием. Например, чулок, сапог, тапок, ботинок, валенок, туфель. Разве что кеды отличились: в родительном падеже множественного числа будет «кедов». Кстати, про туфлю. Правильная форма только (нет) «туфель», с ударением на первый слог. «Туфлей» - недопустимый вариант, хотя некоторые и пытаются признать его в разговорной речи. Ну и сразу скажем про ударения. Никакой «туфлЯ» - только «тУфля».

Правильно: вокруг дома столько яслей

Место, где начинается нешуточная социализация и подготовка к суровой детсадовской и школьной жизни. Первое, что нужно знать о слове «ясли» - у него нет единственного числа (прямо как у качелей). Второе - это сложный родительный падеж, который многих подводит. Правильно будет не «ясель», а «яслей». И третье - ударение во всех падежах падает на первую букву «я»: ребёнок в Яслях.

Правильно: в Сочи грузин больше, чем армян

С национальностями тоже бывает непросто. Попробуй запомни: нужно окончание или нет. Для начала разберёмся с грузинами и армянами. Если погуглить «грузинов», то найдётся 314 000 результатов. Из этих тысяч наверняка где-то объясняют ошибку, а где-то рассказывают про обладателя фамилии Грузинов, но всё же. Если мы хотим назвать количество представителей Грузии или Армении, то правильно будет «пять грузин» или «трое армян».

Правильно: в компании турок

Друзья из Турции ушли недалеко от грузин и армян. Есть ещё одна хитрость, которая поможет запомнить правильные варианты. Очень часто у названий национальностей родительный падеж множественного числа совпадает с формой именительного падежа в единственном числе: турок, грузин, осетин, румын. Можете проверить по словарю.

Правильно: у меня много друзей- башкир татар )

Ещё одна распространённая ошибка, которая на самом деле подчиняется предыдущим правилам. Решили лишний раз повторить, чтобы вы запомнили раз и навсегда. Но не стоит думать, что у всех национальностей без исключения нулевые окончания. Не совсем. Например, в родительном падеже литературные нормы: абхазов (а не абхаз), таджиков, киргизов, калмыков и так далее.

Правильно: тренеры «Спартака» и ЦСКА недовольны матчем

А теперь никакого родительного падежа - множественное число существительных в чистом виде на примере футбольных тренеров. Существительные с окончанием на согласную образуют множественное число с помощью окончания -ы: «тренеры», «редакторы», «кремы», «договоры». Это литературная норма, поэтому просто запомните. А про другую литературную норму с окончанием на –а - читайте ниже.

Правильно: твои глаза - как донья океанов

Согласитесь, комплимент так себе. Особенно если говорят «днища». А вот если употребить верную форму множественного числа, то ваш собеседник (в душе тайный граммар-наци) наверняка будет покорён. Ну и, кстати, никаких шуток. У слова «дно» действительно существует множественное число (хотя даже кандидат филологических наук Марина Королёва не сразу об этом узнала) - «донья». Прямо как обращение из латиноамериканских мыльных опер («Доброе утро, донья Роза!»). Так что у океанов всё-таки донья, как и бутылок шампанского.

Правильно: у тебя брелоков больше, чем ключей

Ещё совсем недавно в словарях была единственно верная схема склонения слова: брелок, брелока, брелоки, брелоков и так далее. Такое написание (и произношение) обусловлено его французским происхождением. Правда, если на письме, быть может, кто-то ещё и вспоминал про невыпадающую букву «о» в суффиксе, то в речи мы поголовно выслушивали, как друзья привозят из путешествий «брелки», а ключи у них обязательно «с брелком». Но словари сдаются натиску разговорной речи. Вот уже и в орфографическом словаре Лопатина форма слова «брелки» считается равноправной с «брелоками», хотя остальные словари делют пометку, что это разговорный вариант.

Правильно: не хватает нервов

Нервов при современном темпе жизни и правда иногда не хватает. Главное, чтобы не «нерв». Всё-таки с одним расставаться не так грустно, как с нервной системой целиком.

Правильно: лучшиедиректора московских школ

В современном русском языке есть примерно 300 слов, у которых именительный падеж множественного числа, так скажем, вариативен. Окончания на -ы (-и) - более привычны для нас и считаются литературными (тренеры, как в примере выше). Но с годами формы на -а (-я) сумели вытеснить некоторые литературные варианты. Точнее, занять их место. Сейчас единственно правильными вариантами считаются «директора», «профессора», «доктора».

Правильно: пятькочерёг

Надеемся, что в детстве все были знакомы с кочергой, а, может, вам даже доверяли ей попользоваться. Если их несколько, то писать нужно так: две кочерги, пять кочерёг.

Фото: картина Уинслоуа Хомера «Сигнал тумана»