Как расшифровывается зун в образовании. Информация о ообразовании. Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

2. Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН + ЗУН + СДП).

3. Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).

Концептуальные положения

Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.

Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духов­ного и телесного.

Свобода как средство воспитания.

Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.

Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития
человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.

Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.

Экология здоровья, культ здоровья.

Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.

Подражание как средство обучения.

Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.

Единство развития ума, сердца и руки.

Школа для всех.

Единая жизнь педагогов и учеников.

Особенности содержания

Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически-трудового аспектов образования.

Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).

Межпредметные связи.

Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте).

Большая роль отводится трудовому воспитанию. Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам»: Дошкольный период: ходить, говорите; мыслить;

I: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;

II: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;

III: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;

IV: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;

V: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;

VI: физика, проценты, геометрия, строгание;

VII: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье;

VIII: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;

IX: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело; X: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика;

XI: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;

XII: история культуры, импровизация во всех сферах.

Особенности методики

Педагогика отношений, а не требований.

Метод погружения, «эпохальная» методика.

Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).

Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.

Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей).

Коллективное познавательное творчество на уроке.

Обучение самостоятельности, самоконтролю.

Много игры (учеба должна приносить радость).

Отрицание отметки.

Позиция ученика.

Ребенок в центре педагогической системы.

Право выбора всего: от формы урока до его плана.

Право ребенка на ошибки.

Свобода выбора.

Право на свободный творческий поиск.

Отношения ответственной зависимости с коллективом.
Позиция учителя.

Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам.

Учитель - старший товарищ.

С детьми к предмету, а не с предметом к детям.

Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.

Ожидание созревания сил, заложенных природой.

Не говорить ребенку «нет», «нельзя».

Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных).

Не ставить плохих отметок.

Не оставлять на второй год.

Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).

Позиция Р.Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как частное обучение в ее рамках.

Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.

Примечания, современные аналоги

В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики».

Московская свободная вальдорфская школа (научный руководитель А.А. Пинский) работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисцип­лины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика.

Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.

Школа Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л.Н.Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию:

Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, неплодотворно, незаконно, невозможно;

Воспитание портит, а не исправляет людей;

Чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.

В последний период жизни Л.Н. Толстой перешел к другой крайности - педагогическому морализму с религиозным оттенком.

Л.Н. Толстой довел свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы.

В настоящее время в ряде школ России (Ясная Поляна, Томск) делаются попытки восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную на идеях Л.Н.Толстого.

Технология свободного труда (С. Френе)

Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая. По основному фактору развития: биогенная + социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СДП. По характеру содержания: воспитывающая + обучающая, светская, гуманис­тическая, общеобразовательная.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: альтернативная.

По преобладающему методу: проблемная, саморазвивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

Целевые ориентации

■ Всестороннее воспитание.

Концептуальные положения

Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей.

Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса.

Общественно-полезный труд на всех этапах обучения.

Большое внимание школьному самоуправлению.

Целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей.

Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).

Особенности организации

В школе Френе:

Нет обучения, а есть разрешение проблем, пробы, экспериментирование, ана­лиз, сравнение;

Нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы - дома, на улице, в школе;

Нет уроков от звонка до звонка;

Нет отметок, но отмечаются личные продвижения - через взаимооценивание
детей и педагогов;

Нет ошибок - бывают недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допускать;

Нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы;

Нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;

Педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении общих проблем;

Нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы общежития;

Нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения;

Нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность.

Особенности методики

Метод проектов. Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах (это мегут быть любые, даже самые фантастические планы). Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.

Класс - открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются коопера­ция и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование.

Самоуправление. В школе создается кооператив, во главе которого стоит вы­борный совет, руководящий самообразованием учащихся. Процедура подведения итогов опирается на ребячье самоуправление и самоорганизацию и происходит регулярно: у младших ежедневно, у старших - реже, по мере надобности.

Культ информации. Важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их добыть. Информация имеется в книгах, аудиовизуальных и компьютерных сред­ствах, предпочтение отдается личному общению с владельцем информации.

Самовыражение личности ребенка также связано с информацией: дети пишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор, изготавливают клише, издают книжки.

Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает «текст дня», фиксирует его, и все переписывают этот текст, при этом каждый может внести свои дополнения и «редакторскую» правку.

Учебники в школе заменены особыми карточками, содержащи­ми порцию информации, конкретное задание или контрольные вопросы. Ученик выбирает для себя определенный набор карточек (индивидуальную программу обучения). Френе создал прообраз программированного обучения - обучающую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информацией, с упражнением, вопросом или задачей и контрольным заданием. Каждый составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все виды его работы.

Культ труда. В школе создается школьный кооператив, членами которого являются все учащиеся. В режиме дня предусмотрена работа в мастерских, саду, скотном дворе. Кооперативом руководит выборный совет, раз в неделю проходит общее собрание. Большое внимание уделено гласности. Каждый заполняет четыре колонки общего листа-газеты: «Я сделал», «Я хотел бы», «Я хвалю», «Я крити­кую».

Культ здоровья. Забота о здоровье ребенка включает занятия, связанные с движением, физическим трудом, вегетарианский режим, методики натуральной медицины; высшая планка здесь - гармония отношений с природой.

Примечание. Свои практические рекомендации С.Френе адресовал малокомплектной сельской начальной школе. Однако идеи, пафос борьбы с рутиной и косностью традиционной системы обучения делают технологию Френе актуальной для всех видов учебных заведений.

В настоящее время во Франции «по Френе» работают тысячи школ. В России организована Ассоциация педагогов Френе, распространяющая его идеи.


Технология саморазвития (М. Монтессори)

Монтессори Мария (1870-1952) - итальянский педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе.

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: антропософская.

По основному фактору развития: биогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

По ориентации на личностные структуры: СУМ + СУД + СДП.

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: антропоцентрическая.

По преобладающему методу: игровая + творческая.

По направлению модернизации: природосообразная.

Целевые ориентации

■Всестороннее развитие.

■Воспитание самостоятельности.

■Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения

Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает.

Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому* - девиз педагогики Монтессори.

Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности.

Учет сензитивности и спонтанности развития.

Единство индивидуального и социального развития.

В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики - организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Особенности содержания

Идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды. Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается, прежде всего, сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

Монтессори-материалы представляют, по Выготскому, психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя; манипулируя им, незаметно приобретает умения.

До 5 лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», по Монтессори, все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость... Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его - из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу...

После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут можно ознакомить ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира (дидактические материалы яркие, наглядные). Здесь и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.

Переход к исследованию текста (как саморазвитие) происходит у ребенка к 8 годам. К этому времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.

Речь взрослого как конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы.

В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с гли­ной и пластилином.

0-3 года: предметно-чувственная ориентировка;

3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;

6-9 лет: освоение абстрактных действий;

9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

Особенности методики и организации

В Монтессори-садике игрушки не являются главным элементом окружающей среды, их заменяет многообразие материалов и предметов типа кубиков, пластинок, бусинок, веревочек.

Главная задача здесь - навыковое обучение: развитие мелкой моторики руки, тактильной памяти. Как указывает исследователь технологии М. Монтессори Е. Хилтунен, не игра является основным видом деятельности дошкольника, а «свободная работа» - самостоятельная деятельность с предметами.

Школьный период. Единых программ обучения не существует, каждый осуществляет данный природой и Богом уникальный путь развития.

В школе уроков нет. День начинается с общего круга. Педагоги иногда называют этот круг рефлексивным, потому что именно здесь происходят первые попытки осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения и через описание события и его анализ прийти к формулировке вопроса и приблизиться к проблеме.

После круга все расходятся на свободную работу. Каждый сам выбирает, чем он будет заниматься - математикой, русским, историей, астрономией, литературой, ставить химические или физические опыты. Кто-то учится писать буквы, а кто-то в библиотеке готовит доклад. Когда та или иная работа закончена полностью, дети показывают ее учителю. Результат обсуждается.

Что такое отметка, дети не знают, но оценку своего труда обязательно получа­ют, чаще всего в виде одобрения взрослых или других детей. Главное здесь, как ребенок сам себя оценивает.

Детям никто не дает никаких заданий, не объясняет новую тему, никто их не спрашивает у доски. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира, дарованное природой, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных открытий.

В середине дня бывает еще одно общее занятие, которое у старших детей чуть длиннее. Это погружение в предмет. Минут на 15-20 дети одного года обучения собираются вместе. Учителя называют этот круг дидактическим. Здесь обычно приводятся в систему знания по тому или иному предмету, уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический материал, выслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения.

Структура любого дидактического материала полностью соответствует внутренней логике формирования определенного понятия. Расположение материала в среде тоже отражает определенную логику его постепенного освоения, зафиксированную в специально разработанных учителями учебных тетрадях. Таких тетрадей ребенок имеет несколько по трем интегрированным предметам: родному языку, математике и космическому воспитанию (термин Монтессори). Заполняя листы один за другим, ученик как бы достраивает логику изучения предмета, переводит материальное в абстрактное, уточняет и систематизирует свои знания.

Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей среды; уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность.

Позиция ребенка: «Помоги мне это сделать самому».

Примечание. Технология М. Монтессори богата частными идеями, которые используются сегодня во многих других локальных технологиях и частных методиках. Примером такого использования является методика Е.Н. Потаповой «Оптимизация обучения 6-7-летних детей письму». Она использует буквенные трафареты М. Монтессори и включает три этапа:

1)тренировку мелкой мускулатуры рук путем творческого рисования произвольных фигурок с помощью инженерной линейки и с последующей штриховкой их слева направо, сверху вниз и снизу вверх (в соответствии с элементами русской письменности, в отличие, например, от арабской);

2)запоминание правописания буквы не только при помощи ее зрительного восприятия, но и путем включения тактильной памяти, многократного (за урок) ощупывания буквы чувствительной подушечкой указательного пальца (буква вырезана из тонкой наждачной бумаги и наклеена на картон);

3)многократное написание букв сначала через буквенный трафарет (буквы выбиты сквозь медную пластинку), а затем и без него.

Благодаря методике Е.Н. Потаповой дети научаются каллиграфически писать, у них повышается орфографическая зоркость и экономится 20-30 часов учебного времени.


Он готовит все необходимое для ее практической реализации, проверяет готовность, апробирует и приступает к практической деятельности. 6. Особенности деятельности социального педагога по реализации целевой социально-педагогической технологии Реализация целевой технологии во многом определяется индивидуальным стилем профессиональной деятельности специалиста (специалистов). Именно в...

Парадоксом, неразрешимым противоречием, неким культурным алогизмом: технологизация и гуманизация - "две вещи несовместные". Однако обнаружившееся противоречие легко преодолеть, если выявить сущность педагогической технологии. Для прояснения этого вопроса уместно обратиться к этимологии слова. "Технэ" - слово древнегреческого происхождения (techne). Первоначально оно означало мастерство плотника...

... ". Эта инициатива выдвинута 26 декабря 2003 года на совместном заседании Ассоциации "Роспрофтех", Академии профессионального образования и Российского клуба директоров. 2.2 Инновационные педагогические технологии на законодательном За время, прошедшее с принятия Федерального закона "Об утверждении Федеральной программы развития образования", в российской системе образования и ее финансовом...

И со стороны профессиональной деятельности, включая социальное нормирование активности обучаемых. Эти требования со стороны профессиональной деятельности являются системообразующими, определяющими технологию обучения. Система перехода от профессиональной деятельности к обучению и от обучения к профессиональной деятельности может быть реализована через «профессиональный контекст». В данном случае...

Продолжение. Начало в №№ 39-46

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

Акценты целей

Ц Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

Ц Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.

Ц Помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.

Гипотезы

Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.

Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.

- «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

Особенности содержания

Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья как индивидуально значимой деятельности отдельного ребенка. Деятельность ученья, ее содержание, методы, приемы направлены, главным образом, на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло), их психологическое содержание, обоснованы требования к тому, как ими овладевать.

С другой стороны, выявлены индивидуальные особенности ребенка (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.), степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.

На этих основаниях для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной имеет индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

Особенности методики

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

ЗУН. Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.

СУД. Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где, как в сплаве, объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.

В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.

СУД рассматриваются как метазнания, как приемы и методы познания.

Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходный пункт любой предметной методики - раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, открытая разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

Диагностика. Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле» ученика, который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).

Педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля».

Дидактическое обеспечение. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного развивающего процесса:

Учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

В ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

При введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

Образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Позиция учителя

инициирование субъектного опыта учения;

развитие индивидуальности каждого ребенка;

признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика

свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;

самопознание, самоопределение, самореализация.

Предтечи, разновидности, последователи

Аналогичная модель обучения предложена американским психологом Д. Колбом: цикл обучения, исходящий из конкретного опыта ребенка, включает последовательно фазы рефлексивного наблюдения, концептуализации, активного экспериментирования и переосмысления.

Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. М., 1962.

Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. М., 1991.

Верцинская Н.Н. Индивидуальность личности. Минск, 1990.

Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. М., 1989.

Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А.Крутецкого. М., 1964.

Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

Леви В. Искусство быть собой. М., 1973.

Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

Психологические критерии качества знаний школьников / Под ред. И.С.Якиманской. М., 1990.

Селевко Г.К. Взаимосвязь производственной деятельности учащихся с общеобразовательной подготовкой // Советская педагогика. 1964. №3.

Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение // Педагогика. 1994. №5.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.

Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. №3.

Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М., 1985.

Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. №6.

Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.

Герман СЕЛЕВКО

Продолжение следует

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание : определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий . Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

Знания, умения, навыки (ЗУН)

То, что мы знаем, – ограниченно, а то, что мы не знаем, – бесконечно.

П. Лаплас

Знания и их классификация. Знания – проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Существует много различных классификаций ЗУН. Для анализа педагогических процессов имеют значение следующие (рис. 5).

Рис. 5. Знания, умения, навыки.

По локализации выделяют следующие группы знаний (ЗУН):

· индивидуальные знания (сознание) – совокупность запечатленных памятью чувственных (образных) и умственных (знаковых) образов и их связей, возникавших при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт познания, общения, способов деятельности;

· общественные знания – продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.

По форме отражения :

· образные , представленные в образах, воспринятых органами чувств;

· знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;

· вещественные , существующие в предметах труда, искусства – овеществленные результаты деятельности;

· процедурные – те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.

По области и предмету познания : гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство, литература.

По психологическому уровню выделяют: знание – узнавание, – воспроизведение, – понимание, – применение, – убеждение – потребность.

По степени обобщенности : факты, связи-ассоциации, понятия, категории, законы, теории, методологические знания, оценочные знания.

Современный обязательный минимум требований к уровню подготовки выпускников (проект В.В. Фирсова, 2001 г.) предполагает, что за время учебы в начальной школе ученик должен:

· усвоить около 200 новых понятий;

· выучить более 150 правил по математике и русскому языку;

· выполнить более 3500 заданий по математике;

· около 2000 упражнений по русскому языку;

В основной школе ученики должны изучить:

· по биологии – 1624 понятия, 656 фактов, запомнить около 350 определений;

· по географии – изучить около 600 понятий и почти 700 географических объек­тов;

· по математике – изучить 270 понятий, около 100 теорем (из них 45 с доказа­тельством), более 100 правил и свойств, запомнить около 100 приемов решения задач и прорешать 9000 упражнений;

· по физике – знать 97 различных физи­ческих величин и единиц их измерения, запомнить названия 54 физических приборов;

· по химии – 190 понятий, физические свойства 17 веществ, химические свойства 73 веществ.

Пример . Шестиклассник на одном уроке биоло­гии по теме «Строение цветка» должен изучить 22 понятия и 15 примеров. А на уроке географии по теме «Река» – позна­комиться с 16 понятиями, 15 географическими объектами и раскрыть 4 причинно-следственные связи.

Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности – умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности.

Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки . Навыки – это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык – это автоматизированное умение .

Сложное умение включает и использует и знания, и относящиеся сюда навыки личности.

Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).

ЗУНы определяют так называемую «обученность » личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности – способам умственных действий.

Обученность – уровень и качество знаний, прочных умений и навыков учащихся; состояние и сформированность реальной учебной деятельности – «умения учиться», приемов самостоятельного поиска знаний и самообразования.

Следует заметить, что из триединства «знания – умения – навыки» (ЗУН) в школе почти исчезли умения – навыки (УН), которые, по сути, являются прямым мостом к компетентностям.

Организация контроля

как одной из функций управленческой деятельности .

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Слово «контроль» вызывает у педагогов негативные эмоции. Проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать.

И все же контроль – это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления её коррекции.

Контроль помогает накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Бесконтрольность снижает эффективность работы учреждения.

Какими же правилами должен руководствоваться

руководитель дошкольного учреждения?

  1. Контроль не должен ограничиваться инцидентом.

Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и плавно, то он воспринимается как норма.

Как же поступить руководителю, если вскрылись недостатки? (Ответы руководителей ДОУ)

Обязательно организовать систему методической помощи.

  1. Тотальный контроль порождает небрежность.

При таком контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполнения работы. И такой контроль не учитывает индивидуальных особенностей конкретного человека.

  1. Скрытый контроль вызывает только досаду.

По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что никогда не указывалось. Скрытый контроль – это субъективная интерпретация того, что наблюдалось.

  1. Не следует контролировать свой любимый участок: группу, объект. Если сосредоточиться на «любимом» объекте, то другие члены коллектива не попадают в поле зрения проверяющего.
  2. Следует помнить, что контроль не проформа.

Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Иногда руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх – плохие спутники руководителя.

  1. Не следует контролировать из-за недоверия.

Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает доверие к подчиненным. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимают излишнюю опеку и выводит подчиненных на самоконтроль.

Какие же виды контроля чаще всего проводятся в ДОУ?

(оперативный, тематический, итоговый)

К ним ещё можно подключить фронтальный, сравнительный и самоконтроль.

Тематический контроль

итоговый

персональный

Планируется 1 раз в квартал, в полугодие, в учебный год. Продолжительность его от 1 до 3 дней.

В каких случаях планируется персональный контроль?

(с целью изучения системы работы и распространения ППО; с целью выявления состояния работы и устранения недочетов)

Фронтальный контроль

предварительный

текущий

итоговый

Помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (использовать при принятии ДОУ для управления)

Общее представление о деятельности педагога, об уровне педагогического процесса. Изучается работа 2-х педагогов в течение дня или нескольких дней.

В процессе аттестации, при выявлении готовности детей к обучению в школе.

Продолжительность от 3-х дней до недели

Итоги обсуждаются на педсоветах, планерках, выносятся на совещание при заведующей, заседание местного комитета. Оперативный контроль

Предупредительный проводится в форме наблюдения, беседы, анализе педагогической документации для вновь поступивших, для воспитателей, работающих в инновационном режиме. Воспитатели предупреждаются заранее.

Выборочный . Основные его формы: просмотр занятий, других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.

Экспресс – диагностика включает анкетирование, тестирование для определения уровня развития детей по разным видам деятельности, уровня педагогического мастерства педагогов.

Работа 2-х

параллельных групп

Сравнительный

контроль

Работа 2-х

воспитателей

Взаимоконтроль (взаимопосещение)

Чтобы охватить контролем все аспекты деятельности ДОУ, необходимо четко распределить обязанности между руководителем и его помощниками.

Заведующая контролирует:

  1. работу административной группы: зам. Заведующей ДОУ по воспитательно-образовательной работе, завхоза, медицинский персонал;
  2. выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно – гигиенического режима, норм охраны труда;
  3. проверку исполнения инструктивно – методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
  4. качество знаний. Умений, навыков детей;
  5. выполнения решений педагогических советов;
  6. сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
  7. ведение документации зам.зав. ДОУ, завхозом, медицинским персоналом и воспитателями;
  8. организацию и осуществление работы с родителями;
  9. финансово – хозяйственную деятельность;
  10. выборочный контроль за работой воспитателей.

Зам. зав. ДОУ по воспитательно – образовательной работе контролирует:

  1. Состояние воспитательно – образовательной работы в группах;
  2. Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
  3. Календарные планы и документацию педагогов;
  4. Наличие и хранение детских работ;
  5. Работу педагогов по повышению квалификации.

Каких негативных проявлений должен избежать руководитель

при организации контроля?

  1. Отсутствие у руководителя ДОУ ЗУН разработки системы контроля и неверное определение приоритетных объектов контроля;
  2. Бессистемный контроль;
  3. Слабая разработка критериев оценки многих видов деятельности педагога;
  4. Ориентация на процесс вместо ориентации на достижения определенных результатов;
  5. Слабое развитие анализа собственной деятельности, отсутствие рефлексии;
  6. Недостаточная гласность, открытость и демократичность в организации контроля;
  7. Отсутствие методик отслеживания результатов развития ребенка (педагогические и психологические) с учетом специфики организации педагогического процесса по конкретной программе;
  8. Низкий уровень профессиональной подготовленности специалистов к проведению диагностики развития ребенка, самооценки своей деятельности;
  9. непродуманное методическое обеспечение и непрофессиональное исполнение.

Примерные вопросы для системного контроля.

  1. Вопросы, требующие постоянного контроля.
  1. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
  2. Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.
  3. Результаты медицинского осмотра детей.
  4. Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
  5. Организация питания.
  6. Посещаемость.
  7. Выполнение режима дня.
  8. Выполнение санэпидемрежима.
  9. Вопросы преемственности в работе детского сада и школы.
  10. Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.
  11. Работа с молодыми воспитателями, наставничество.
  12. Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.
  13. Работа с неблагополучными семьями.
  14. Соблюдение правил внутреннего распорядка.
  15. Техника безопасности.
  16. Сохранность имущества.
  17. Укрепление материальной базы.
  18. Финансово – хозяйственной деятельности.
  1. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
  1. Анализ заболеваемости.
  2. Выполнение натуральных норм питания.
  3. Выполнение плана по детодням.
  4. Проведение физкультурных досугов, развлечений.
  5. Состояние документации в группах.
  6. Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.
  7. Выполнение решений педсовета.
  8. Документация и отчетность подотчетных лиц.
  9. Снятие остатков продуктов питания.
  10. Проведение дней методической учебы педагогических кадров.
  11. Уровень педагогического мастерства и состояние учебно - воспитательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.
  12. Подведение итогов смотров и конкурсов.
  1. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
  1. Участие в работе методических объединений.
  2. Анализ детской заболеваемости.
  3. Проведение дней здоровья.
  4. Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.
  5. Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).
  6. Выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.