Классификация эмоций и чувств человека. Общее понятие о воле. Формы переживания эмоций

По видам чувств различают морально-эстетические и интеллекту-

альные чувства. Моральные чувства возникают вследствие пережи-

ваний людьми своего отношения к выполнению нравственных прин-

ципов (добросовестность, честность, отзывчивость, дисциплиниро-

ванность). Нарушение норм и правил нравственности, невыполнение

своего морального долга, общественных обязанностей может выз-

вать у человека переживания, которые обозначаются как чувства стыда

и совести.

Интеллектуальные чувства связаны с умственной деятельностью

человека и проявляются, например, в пытливости, любознательнос-

ти, уверенности или сомнениях, в любви к новому или боязни его.

Интеллектуальные чувства связаны с формированием потребностей

и интересов, познавательности, но они не только сопровождают ум-

ственные процессы, но и стимулируют творческую деятельность,

гармонизируют человека. К. Либкнехт определял сущность эстети-

ческого чувства как "особое умственное психическое состояние сво-

еобразного вдохновения, подъема, экстаза, поисков гармонии; это -

удовлетворение потребностей в совершенстве, в прекрасном". {Либ-

кнехт К. Мысли об искусстве. - М., 1971. - С. 149.)

Эстетические чувства - это чувства красоты или, напротив, бе-

зобразного, трагического и комического, величия и низости и т.п.

Эстетические чувства вызываются прежде всего самой окружающей

действительностью, природой, жизнью, людьми и их деятельнос-

тью. Классические произведения искусства вызывают высокие эсте-

тические чувства. Эстетические чувства проявляются и при оценке и

переживании моральных действий людей и их поступков (что отра-

жается и в речи: "Некрасивый поступок совершил"). Эстетические

чувства не только созерцательны, они могут оптимизировать и сти-

мулировать человеческую деятельность. "Эмоции искусства - суть

умные эмоции. Вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков

и в дрожи, они разрешаются в образах фантазии". {Выготский Л.С.

Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - С. 268.)

Чувства воспитуемы. Воспитание их заключается в подавлении

ненужных чувств и укреплении социально ценных и устойчивых пози-

тивных качеств личности. Эмоционально-волевая и психорегулирую-

щая тренировки могут способствовать развитию эмоциональной

возбудимости и являются методом психопрофилактики ненужной

эмоциональной взвинченности, растерянности и отрицательного дей-

ствия стрессовых факторов - фрустрации (напряженности), страха

и т.п., мешающих процессам творческого труда. Под напряженнос-

тью подразумевают скованность человека, неуверенность, особенно

мешающую в осуществлении творческой деятельности. Таковы "мы-

шечные зажимы", "боязнь рампы" у актеров, страх выступления и

соревнований у спортсменов, растерянность, нарушающие нормаль-

ный процесс деятельности, причем нарушения психических процес-

сов (например, внимания, памяти) здесь первичны в отличие от

напряженности, при которой эти нарушения производны от эмоций.

Эмоциональные реакции на опасность могут проявляться трево-

гой и страхом. Страх отличается от тревоги неизвестностью ожида-

емого исхода. Страх и тревога могут быть адекватными опасности и

неадекватными, связанными с личностными особенностями человека

(тревожно-мнительного либо противоположного по характеру). Пани-

ка является формой стенического (стенос - сила) страха, которая

может охватить группу людей. Испуг - это внезапно резко выражен-

ный страх, возникающий при неожиданном изменении ситуации,

угрожающем благополучию или жизни человека, но неосознанном для

ужаса - наиболее сильной степени страха (характерно подавление

рассудка - "безумный страх"). "Разумный страх" проявляется в виде

опасения и осторожности и может не мешать, а иногда способство-

вать осуществлению деятельности. Смелость - есть форма осознан-

ного и волевого преодоления страха. Храбрость связана с положи-

тельными стеничеокими эмоциями и переживаниями. Отвага пере-

живается человеком как социально одобряемый поступок. Мужество

Сложная и наивысшая форма бесстрашия, связанная с мировоз-

зренческими установками личности. Понятие героизм - социально

эмоций, имеющих большое общественное значение, например, при

совершении подвига.

Классификация видов эмоций подробно дана В.Ф. Матвеевым в

учебнике "Медицинская психология" (для медучилищ).

Положительные эмоции:

1. Удовольствие. 2. Радость. 3. Ликование. 4. Восторг. 5. Уверен-

ность. 6. Гордость. 7. Доверие. 8. Симпатия. 9. Восхищение. 10.

Любовь (половая). 11. Любовь (привязанность). 12. Уважение. 13.

Умиление. 14. Благодарность (признательность). 15. Нежность. 16.

Самодовольство. 17. Злорадство. 18. Блаженство. 19. Чувство удов-

летворенной мести. 20. Спокойная совесть. 21. Чувство облегчения.

22. Чувство удовлетворенности собой. 23. Чувство безопасности. 24.

Предвкушение.

Нейтральные эмоции:

1. Любопытство. 2. Удивление. 3. Изумление. 4. Безразличие. 5.

Спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные эмоции:

1. Неудовольствие. 2. Горе (скорбь). 3. Тоска. 4. Печаль (грусть).

5. Отчаяние. 6. Огорчение. 7. Тревога. 8. Обида. 9. Боязнь. 10. Испуг.

11. Страх. 12. Жалость. 13. Сочувствие. 14. Сожаление. 15. Досада.

16. Гнев. 17. Чувство оскорбления. 18. Возмущение (негодование).

19. Ненависть. 20. Неприязнь. 21. Зависть. 22. Злоба. 23. Злость. 24.

Уныние. 25. Скука. 26. Ревность. 27. Ужас. 28. Неуверенность (сомне-

ние). 29. Недоверие. 30. Стыд. 31. Растерянность. 32. Ярость. 33.

Презрение. 34. Отвращение. 35. Разочарование. 36. Омерзение. 37.

Неудовлетворенность собой. 38. Раскаяние. 39. Угрызение совести.

40. Нетерпение. 41. Горечь.

Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональная реакция. Выразительные движения способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением речи.

Понимая язык эмоций, можно найти нужные слова, верный тон в общении, поддержать нуждающегося в этом человека.

Исследования показали, что наиболее информативными в эмоциональных реакциях являются глаза и рот человека.

Так, подсчитано, что в произведениях Л. Н. Толстоговстречаются описания 85 оттенков выражения глаз и 97 – улыбки.

В одном экспериментальном исследовании изучалось, какая часть лица – глаза или рот – определяют его выражение.

В эксперименте горизонтально разрезались пополам фотографии лица одного и того же человека, где изображались различные эмоции: смех, удивление, страдание и т. д. Затем склеивались в одну фотографии с выражением различных эмоций.

Задача испытуемых – определить, какая эмоция выражается. Оказалось, что в определении эмоции ведущая роль принадлежит рту, так как именно по его выражению и определялась эмоция.

Язык эмоций – это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.

Например, в некоторых африканских странах смех выражает изумление, а в отдельных странах Азии отрыжка у гостя после угощения означает полное удовлетворение.

Если эмоции проявляются в течение относительно длительного периода, то можно говорить об эмоциональном состоянии.

Наиболее распространенными из них являются настроение, аффект, фрустрация и стресс.

Настроение захватывает человека на протяжении некоторого времени, но это относительно слабо выраженное состояние и может меняться довольно часто.

Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые далеко не всегда осознаются человеком, поэтому иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее.

Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

В развитии аффективного состояния можно выделить несколько стадий. На начальном этапе человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.). При этом расстраиваются мелкие движения, проявление выразительных реакций не контролируется.

Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.

Человек полностью утрачивает контроль над собой, его действия безрассудны. По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов прежде всего длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции - это более длительные состояния.

Во многих ситуациях, помимо удовольствия и неудовольствия, возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения, с другой стороны. Другими проявлениями эмоциональных процессов являются возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной.

Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Термин «неспецифический» может быть истолкован в данном определении как не­свойственный или необычный. Данное понятие было предложено Г. Селье.

Он определял его как состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежутке между воздействием и ответом организма развертываются определенные процессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса.

В первой фазе – фазе тревоги – осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

Вторая фаза обычно называется фазой резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды.

Однако если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза - фаза истощения.

Исчерпав свои функциональные резервы на первой и второй фазах, организм начинает осуществлять структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида. Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т.е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Нельзя однозначно отрицательно относиться к стрессовой ситуации, так как на фоне разрушительного воздействия на человека стресс может и мобилизовать ресурсы организма для достижения высоких результатов, например, в спортивных состязаниях.

Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

Может иметь две формы выражения: агрессия или депрессия, Основной причиной возникновения является неспособность человека выносить длительные эмоциональные напряжения, плохая выносливость.

Таким образом, эмоции имеют целый ряд внешних и внутренних проявлений, которые изменяют жизнедеятельность человека.

Чувства, как и эмоции, классифицировать сложно, и психология не располагает общепринятой классификаций.

Упрощенно чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отношении человека к другим людям, обществу, в основе их проявления лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.

В качестве примера можно выделить чувство любви (в широком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.

Психология располагает неопровержимыми доказательствами глубокой связи между мыслительными и эмоциональными процессами, где чувства регулируют ход интеллектуальной деятельности.

Примерами таких чувств являются любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. А. Энштейн писал: «Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания».

В. А. Сухомлинскийподчеркивал значение чувства удивления в интеллектуальном развитии ребенка, отмечал, что отсутствие или утрата этого чувства не стимулирует познание тайн бытия, обедняет внутренний мир ребенка.

Эстетические чувства отражают отношение человека к различным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляются в художественных вкусах, в оценках и т. п. Эти чувства являются продуктом культурного развития личности, показателем ее зрелости. Примерами является чувство прекрасного, эстетического наслаждение, чувство юмора и др.

Чувства человека отличаются стабильностью и обобщенно­стью, невозможностью сведения их к конкретным эмоциональ­ным переживаниям.

Графически классификация эмоций и чувств выглядит следующим образом (Рис.1).

Рис.1. Классификация эмоций и чувств

Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

В науке предпринимались различные попытки классифицировать эмоции и чувства. Например, немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность - это астенические эмоции. Также известно, что основоположник науч­ной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем пара­метрам: 1) удовольствие - неудовольствие; 2) напряжение - разряжение; 3) возбуж­дение - торможение.

Американский исследователь эмоций К. Изард считает, что существуют фунда­ментальные и производные (образующие комплекс производных) эмоции. К фунда­ментальным эмоциям ученый отнес:

    интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее разви­тию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих обучение;

    радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возмож­ностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;

    удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицатель­ного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удив­ление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес;

    страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получен­ной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлет­ворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным;

    гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аф­фекта, вызванное внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности;

    отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объекта­ми (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;

    презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в меж­личностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных пози­ций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведе­нием субъекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не со­ответствующие нравственным нормам;

    страх - отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при полу­чении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания - это лишь вероят­ный прогноз возможного неблагополучия;

    стыд - отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в осоз­нании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям ок­ружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

В представленной классификации эмоций выделяются положительные и отрица­тельные эмоциональные переживания. Положительные эмоции и чувства возникают при удовлетворении потребностей или надежде на их удовлетворение. В приведен­ном выше перечне К. Изарда к положительным эмоциональным переживаниям чело­века относятся радость и интерес. Отрицательные эмоции и чувства возникают при неудовлетворении потребностей. К. Изард относил к ним страдание, гнев, отвраще­ние, презрение, страх, стыд. Иногда также выделяют неопределенные эмоции и чув­ства, которые возникают в незнакомой ситуации, характеризуются неустойчивостью и легкостью смены положительных и отрицательных эмоций. К неопределенным эмо­циям и чувствам можно отнести удивление, растерянность Б.И. Додонов в своей работе «Эмоции как ценность» отмечал, что отрицательные эмоции выполняют бо­лее важную биологическую функцию по сравнению с положительными. Отрицатель­ные эмоции - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция - сигнал возвращения благополучия.

В жизни часто наблюдаются ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства (радость - грусть, удовольствие - страдание и др.). Сочетание двух несогласованных, противоречивых эмоциональных отноше­ний получило название амбивалентности .

Далее рассмотрим классификацию чувств. Выше отмечалось, что чувства пред­ставляют собой особую форму эмоциональных переживаний, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от высших потреб­ностей чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственные (моральные) - чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Через них выражается отношение человека к другим людям и обществу в целом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравствен­ные нормы и правила. К нравственным чувствам можно отнести чувство долга, гу­манность, доброжелательность, любовь, эмпатию. Соответственно, к аморальным чувствам относят жадность, эгоизм, жестокость.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве (чувство трагического, вдохнове­ние, восторг). Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вку­сах. Некоторые исследователи выделяют в качестве особой группы праксические чувства, связанные с деятельностью человека.

Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе познава­тельной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровожда­ют познавательную деятельность человека, но и стимулируют ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания. Эти чувства выс­тупают как своеобразный регулятор умственной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, сомнение, любознательность, чувство юмора. В чув­стве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отно­шение к миру людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Сарказм - язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его.

Чувства условно делятся на этические (моральные, нравственные), интеллектуальные (познавательные) и эстетические. Интеллектуальные - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также в творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине. Этические - чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с его мировоззрением, мыслями, идеями, принципами и традициями. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность. Эстетические - чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, чувство юмора и т. д.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и в общении. Иногда они именуются как высшие ввиду того, что в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В то же время следует подчеркнуть условность понятия «высшие чувства», так как к ним приходится относить не только нравственные, но и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть). Наконец, ввиду отсутствия точного классификационного критерия, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства с трудом могут быть отдифференцированы друг от друга при психологическом анализе. Чувство юмора, являясь эстетическим, вместе с тем может рассматриваться как интеллектуальное, если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей действительности. Все это подчеркивает единство эмоциональной сферы личности человека.

Эмоции условно делят на настроения, страсти и аффекты. Настроение - это слабо выраженное эмоциональное переживание, отличающееся недостаточным осознанием причин и факторов, их вызывающих. Аффект - кратковременное переживание большой силы (ярость, ужас, отчаяние), которое протекает быстро, бурно, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Одним из распространенных видов аффекта является стресс - это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс оказывает отрицательное воздействие на сердечно-сосудистые и кишечно-желудочные заболевания. Страсти - сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Страсть - сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.

Настоящая любовь - духовная связь одного человека с другим, подобным ему существом, которая не сводится к физическому влечению и страсти.

Есть много разных типов эмоций, которые влияют на то, как индивид живет и взаимодействует с другими людьми. Выбор, который делает человек, действия, которые, он предпринимает, и восприятие окружающего, все зависит от них. Особая роль в восприятии отводится и органам чувств. Именно благодаря им человек получает информацию из окружающего мира. На основании проявлений и функций проводится классификация эмоций и чувств.

Категории эмоций

Психологи пытались идентифицировать разные типы эмоций. Появилось несколько разных теорий, позволяющих классифицировать и объяснять их.

В 1970-х годах психолог Пол Экман определил шесть основных типов, которые, по его мнению, испытывают представители всех культур. Он выделил счастье, грусть, отвращение, страх, удивление и гнев. Позднее список основных эмоций был расширен, в него были включены гордость, стыд, смущение и волнение.

Согласно данным, полученных в более поздних исследованиях, можно выделить 27 различных категорий.

Счастье часто определяется как чувство удовлетворения, радости, благополучия.

Печаль часто определяется как переходное эмоциональное состояние, характеризующееся чувствами разочарования, горя, безнадежности, незаинтересованности и пониженного настроения.

Страх имеет очень сильные проявления, также он может играть важную роль в выживании. При столкновении с опасностью организм выдает определенную реакцию. Мышцы становятся напряженными, сердечный ритм и дыхание учащаются, сознание настраивает тело на то, чтобы либо бежать от опасности, либо остаться и сражаться.

Отвращение могут вызвать неприятный вкус, запах или увиденное изображение.

Гнев может быть особенно сильной эмоцией, характеризующейся чувством враждебности, ажитации, разочарования и антагонизма к другим.

Удивление обычно довольно кратковременно и характеризуется определенной физиологической реакцией. Этот тип может быть положительным, отрицательным или нейтральным.

Чувства и органы

Аристотелю (384 г. до н.э. - 322 г. до н. э.) приписывается традиционная классификация чувств на основании пяти элементов: зрение, запах, вкус, осязание и слух. Известный философ Иммануил Кант еще в 1760-х годах предложил, чтобы наши знания о внешнем мире зависели от наших способов восприятия. Каждое из пяти чувств состоит из органов со специализированными клеточными структурами, которые имеют рецепторы для определенных стимулов. Эти клетки соединены с нервной системой и, следовательно, с мозгом. Чувство возникает на примитивных уровнях в клетках и интегрируется в ощущения в нервной системе.

Термин «орган чувств» означает специальный орган, который может распознавать какое-то раздражение снаружи.

Особенности чувств

Восприятие и иллюзии не ограничиваются нашими глазами. Согласно классификации чувств человека, выделяют зрение, слух, осязание, обоняние и равновесие. Каждый рецептор является своего рода датчиком, который нацелен на определенный вид стимула. Это называется селективностью сенсорной системы. В каждом глазу более 100 миллионов фоторецепторов направляют электромагнитную энергию именно в частотном диапазоне видимого света. Различные виды даже нацелены на разные цвета и уровни света.

Исходя из классификации чувств, можно сказать, что слуховые, сенсорные чувства и равновесие связаны с движением, вибрацией или гравитационной силой. Они ощущаются механорецепторами. Чувство осязания дополнительно включает в себя терморецепторы для обнаружения изменения температуры.

Ощущение равновесия баланса помогает понять, в каком направлении ориентирована голова, в том числе ощущать направление «вверх». Наконец, вкус и запах сгруппированы в одну категорию, называемую химическими чувствами, которая опирается на хеморецепторы. Они обеспечивают сигналы, основанные на химическом составе вещества, появляющегося на языке или в носовых проходах.

Классификация органов

Ученые представляют следующую классификацию органов чувств:

  1. Первичные сенсорные (нейросенсорные), включающие органы обоняния и зрения.
  2. Вторичные сенсорные (сенсоэпителиальные). Сюда относятся вкусовые рецепторы, органы слуха и равновесия.
  3. Сенсорные окончания.

Анализатор - общий термин, что означает нейрофизиологическую систему, состоящую из трех компонентов: сенсорной, соединительной и центральной. Первая часть присутствует сенсорным органом или концом, последняя - корой головного мозга гранулярного (сенсорного) типа. Они связаны нервами, которые напоминают промежуточную часть анализатора. Из-за типа ощущения присутствуют такие основные анализы в организме человека: визуальные, аудиальные, запах, вкус, прикосновение, давление, боль и так далее, что составляет основу классификации чувств.