Когда началось строительство мкад. История московской кольцевой автомобильной дороги в фотографиях

Московская кольцевая автодорога представляет собой примерные границы Москвы. Конечно, это условно, так как за последние года территория города некоторыми своими районами вышла за пределы МКАД. В настоящее время

протяженность МКАД достигает 108,9 км. Эта магистраль является связующей для основных дорог города: все главные радиальные имеют пересечение с кольцевой автодорогой. От центра города МКАД находится на расстоянии 12-18 км на разных своих участках. Исторически так сложилось, что километры на кольцевой дороге отсчитываются от пересечения с шоссе Энтузиастов в направлении по часовой стрелке.

История МКАД

Идея создания такой возникла в 1937 году, а первый ее участок начали строить в 1939 году, но воплотить все планы помешала война. Пришлось менять проект и срочно строить упрощенный вариант дороги, приспособленной для движения военной техники и передислокации войск. В этом первом варианте протяженность МКАД была около 30 километров. После войны вернулись к первоначальному проекту, и в 1956 началась реконструкция дороги. Первый участок - от Ярославского до Симферопольского шоссе - был открыт в 1960 году. У этой части была 48 километров. А уже в 1962 году было открыто движение по всей кольцевой дороге. На ней имелось по две полосы для движения в ту и другую стороны, каждая

шириной по 7 м. Очень важным для нормального движения по кольцевой дороге стало строительство 33 дорожных развязок, пока двухуровневых. Первая трехуровневая развязка появилась только в 1983 году в месте пересечения МКАД с Симферопольским шоссе. При этом дорожным покрытием на всех участках кольцевой магистрали являлся простой бетон. В 90-е годы стало очевидным, что МКАД устарела морально и физически. Началась реконструкция, которая предусматривала два этапа. Первый этап заключался в замене освещения и устройстве барьерного ограждения между встречными потоками. Второй этап включал в себя расширение полотна дороги и за счет этого увеличение количества полос движения до пяти.

МКАД сегодня

В наши дни Московская кольцевая автодорога представляет собой магистраль вполне европейского уровня. Ширина - 10 полос, дорожное покрытие - асфальтобетон.

Сооружено 47 развязок, из них Ленинградская и Горьковская - трехуровневые, а Ярославская и Новорижская - четырехуровневые. Учитывая большую протяженность МКАД, построены 49 надземных и 4 - подземных. Возведено 76 путепроводов и мостов, из них 6 - над Москва-рекой и каналом имени Москвы. В настоящее время МКАД уже не справляется с потоком машин. Пробки стали обычным явлением на кольцевой дороге. Но для увеличения ее недостаточно только увеличить протяженность МКАД. Власти Москвы разработали новый проект - четвертое транспортное кольцо. Это позволит переделать устаревшие транспортные развязки, построить множество дублеров кольцевой дороги, эстакады и туннели. В общей сложности после создания четвертого кольца протяженность МКАДа в км должна увеличиться почти вдвое.

День рождение Московской Кольцевой так и не выяснено.

Толи это 22 ноября 1960 года, когда открылось движение на первом участке легендарной Московской кольцевой автомобильной дороги - от Ярославского до Симферопольского шоссе.

Но кольцевой дорога стала только в 1962 году.

Проектирование кольцевой дороги началось еще до войны - в 1937 году, в 1939 году ее привязали к местности, а в 1940 году «Союздорпроект» завершил составление проектного задания на строительство МКАД.
Но пришла война, и в июле 1941 года Государственный комитет обороны принял решение построить дорогу по упрощённому проекту - всего за один месяц! В сжатые сроки было достроено 30 км новых дорог и реконструировано около сотни километров Тогда была острая в этом потребность – надо было перебрасывать войска и военную технику для обороны Москвы и контрнаступления.

Первоначально дорога не имела асфальтового покрытия - был использован заливной бетон. С августа 1960 года по начало 1984 полоса отвода МКАД служила административной границей города Москвы.


Осень 1941 года - по инициативе Г. К. Жукова было принято решение о срочном строительстве кольцевого обхода Москвы в упрощенном варианте. Чтобы ускорить работы, в кольцо соединяли участки уже существовавших автомобильных дорог, строили путепроводы на пересечении с шоссейными и железными дорогами, через водные преграды наводили наплавные мосты. Эта трасса стала одним из основных поясов обороны столицы и способствовала успешному проведению контрнаступательной операции и разгрому фашистов под Москвой

Строительство дороги (не считая довоенного и военного времени) началось в конце 1956 года около Ярославского шоссе. Первый участок был открыт для движения в 1960 году, движение по всему кольцу – в 1962 году

Фотография 1960-х в сравнении с картиной И. Левитана "Владимирка", 1892 года.


На МКАДе


МКАД у Профсоюзной улицы


На остановках были карты объемные.


Cнимок сделан в 1970 году


МКАД, север 1972 г.


Патрульный вертолет ГАИ над МКАДом


МКАД зимой 1972 г


Место где-то между Можайкой и Рублевкой


Пересечение с Рублёвкой


Наземный переход на МКАДе


1991 год.Неудивительно, что на такой дороге постоянно лоб в лоб сходились машины, нещадно били пешеходов. Ежегодно на МКАД погибало более двухсот человек и более тысячи получало увечья. За это она получила прозвище «дорога смерти».


1992 год ТЭЦ-22.Разделительную на МКАД устроили в 1993-1994 годах, а в 1995-м приступили к расширению полотна (южный и юго-западный сектора).


1998 год. Окончание реконструкции.С реконструкцией МКАД связано много легенд и скандалов. Есть версия, что Лужков украл по 10 сантиметров с кажой обочины и заработал миллионы. Не менее забавная история про столбы - когда ремонтировали МКАД, то, раздавая подряды, пришлось ее перемерить. И оказалось, что километровые столбы стоят как придется - самое большое расстояние меж километровыми столбами оказалось 1800м, а самое маленькое - 700м. Несмотря на всю абсурдность ситуации, местоположение столбов решили сохранить - милиция и дорожные службы привыкли к их местоположению и знают, где что находится, и если пришло сообщение "на таком-то километре - авария" - знают куда ехать.


МКАД сейчас.

Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) - автомобильная трасса в Москве, кольцевая автомобильная дорога, с начала 1960-х годов совпадавшая с административной границей города. С 1980-х годов в состав Москвы стали включать районы за пределами МКАД, и в настоящее время административная граница города проходит по кольцевой дороге лишь частично. На участке от Абрамцева до Ярославского шоссе трасса МКАД пролегает в национальном парке «Лосиный остров». На всем протяжении МКАД освещена, даже под мостами и эстакадами.

Устройство

МКАД на всём протяжении не имеет одноуровневых пересечений с другими транспортными путями, движение осуществляется по пяти полосам в каждом направлении. Пропускная способность - 9 тыс. автомобилей в час, разрешённая скорость движения - 100 км/ч. На пересечении с Северо-Восточной хордой вместе с головным участком скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург (М11 ) располагается крупнейшая и единственная в России пятиуровневая транспортная развязка - "Бусиновская".

Все пересечения МКАД с другими шоссе имеют ступеньки для спуска-подъема пешехода. Но тротуаров вдоль МКАД нет! Пожалуйста, не пытайтесь перелезать ограждение/отбойник чтобы пройтись по МКАДу пешком. 1. Любой человек на МКАДе нервирует всех водителей и Вы получите "в карму" самые отборные матюки. 2. Сотни автомобилей каждый день налетают на эти самые отбойники и есть немалый шанс оказаться под ними. 3. Кроме п.1-2 еще и очень вредно для здоровья дышать пылью и гарью от тысяч машин.

При необходимости покинуть машину на МКАДе пользуйтесь карманами для автобусных остановок. По МКАДу нет сплошного движения общественного транспорта, но возле каждой магистрали есть автобусная остановка, а часто рядом еще и пешеходный переход. Если у нужного поворота нет автобусной остановки, можно (включив "аварийку") остановиться "на треугольнике" между лепестками развязки.

Особенности автостопа

  • Планируя проехать автостопом по МКАДу заранее посмотрите сервис Яндекс.Пробки и поюзайте настройки на нужный день и час в этом сервисе. Существуют периоды, когда на МКАД лучше не соваться даже на своей машине: 1) пятница и вечер накануне праздников 2) утренняя и вечерняя волна выезжающих офисных работников. Дальнобойщики предпочитают проезжать МКАД ночью, с 2 до 5 утра. В другое время им удобнее проехать по "Большому подмосковному кольцу" А108 . Если Вы предпочитаете стопить именно дальнобойщиков, то пользуйтесь этой же трассой. От пересечения с А108 , как правило, заканчиваются выездные пробки на радиальных трассах, так что и отрываться потом от Москвы удобнее. Легковые транзитные машины объезжают пробки на МКАДе по "Малому подмосковному кольцу" А107 .
  • Полезно поставить на свой телефон/планшет офф-лайн программу 2ГИС. В ней Вы не только выберете правильную позицию для голосования (и покидания машины), но и, в случае попадания в пробку, найдете ближайшую платформу электричек, чтобы уехать до метро без пробок. Электрички в ближнем Подмосковье ходят часто, каждые 15-20 минут, за исключением перерыва в будние дни с 10 до 13 часов. Некоторые новые станции метро уже находятся рядом с МКАДом, как с внутренней, так и с внешней стороны.
  • Если Вам нужно перебраться на противоположный выезд из Москвы, то днем это быстрее сделать на метро. См. описания выездов из Москвы по конкретным направлениям/трассам.
  • Немалый % дурных водителей умудряются таксовать на МКАДе. Если машина перестраивается к Вам через три ряда, подрезая другие машины, то скорее всего, это "таксист". Хорошо что они всегда спрашивают "сколько дашь?" при посадке клиента.
  • Чтобы отсечь таксистов/бомбил полезно одеваться как можно ярче и иметь заметного размера рюкзак. Так же, еще в 90-х годах Валерий Шанин обучил всех московских таксистов жесту "автостоп большим пальцем". Этим жестом теперь удобно прогонять со своей позиции явно корыстных водителей.
  • Идеальная позиция на МКАДе - сразу за примыканием потока с лепестка развязки. Очень удачно, если рядом есть "карман" и можно голосовать в нескольких метрах перед ним. Водитель успевает оценить, среагировать и безопасно остановиться еще не успев перестроиться в дальний ряд.
  • Гораздо хуже голосовать между выездами - большинство водителей в правых рядах готовятся сворачивать и Вы будете с ними передвигаться от развязки до развязки.
  • Совсем плохая позиция - перед съездом с МКАДа. Здесь почти нет шансов поймать машину прямо, т.к. весь поток уплотняется и прижимается к правому краю, готовясь съезжать на развязку. Если Вам тоже нужно сворачивать, лучше пройтись пешком до конца развязки. Если Вам нужно прямо по МКАДу - идите по тропинке за отбойником до того лепестка, где машины будут на МКАД выезжать.
  • Голосование с табличками. Некоторые считают, что написав на табличке "КАШИРКА" они быстрее застопят по МКАДу прямую машину и не будут терять время/силы/здоровье на поиски промежуточных позиций.

Позиции для автостопа и ближайшие станции метро на пересечениях с радиальными улицами

  • 0 км. Шоссе Энтузиастов М7 "Волга"
    • По внешней стороне : голосуем на автобусной остановке «Горьковское шоссе» чуть дальше развязки. Если движение не очень плотное, можно выйти чуть ближе и голосовать в полосе разгона.
    • По внутренней стороне : либо сразу после примыкания, либо через 50 метров возле подземного перехода.
  • 1,6 км Ивановский мост
    • По внешней стороне : за примыканием позиций нет. Голосуем на треугольнике между лепестками.
    • По внутренней стороне : у въезда на АЗС "Лукойл"
  • 4 км Кетчерская улица/Носовихинское шоссе
    • По внешней стороне : 1 км до ст. м. "Новокосино". Голосуем на асфальтовом треугольнике. Место шикарное - можно вертолет сажать)
    • По внутренней стороне : голосуем либо на полосе разгона, либо, если на ней пробка, на треугольнике между лепестками.
  • 6 км Улица Николая Старостина
    • По внешней стороне : в конце длинного кармана автобусной остановки у надземного перехода.
    • По внутренней стороне : в полосе разгона, не доходя до столба 6 км.
  • 7 км Улица Молдагуловой/Новоухтомское шоссе, Муромская улица
    • По внешней стороне : голосуем либо сразу за примыканием, либо проходим до кармана автобусной остановки.
    • По внутренней стороне : отличный карман у въезда на АЗС.
  • 8 км Косинская эстакада (Магистраль Вешняки - Люберцы)
    • По внешней стороне : в полосе разгона за последним лепестком.
    • По внутренней стороне : в конце полосы разгона, сразу за мостом.
  • 9 км Рязанский проспект/Лермонтовский проспект Р105
    • По внешней стороне : 1 км до ст. м. "Лермонтовский проспект". Голосовать негде - сразу начинается мост через ЖД. Проще дойти до первого отворота на Косинскую эстакаду и голосовать на треугольнике между лепестками.
    • По внутренней стороне : карман за подземным переходом.
  • 11 км Волгоградский проспект/Новорязанское шоссе М5 "Урал"
    • По внешней стороне : 2 км до ст. м. "Котельники". Голосовать на полосе разгона за последним лепестком.
    • По внутренней стороне : 4.5 км до ст. м. "Кузьминки". Голосовать на полосе разгона за последним лепестком.
  • 14 км Улица Верхние Поля/Новоегорьевское шоссе
    • По внешней стороне : 1. На асфальтовом треугольнике между лепестками. 2. В кармане автобусной остановки за надземным переходом.
    • По внутренней стороне : На асфальтовом треугольнике между лепестками. У въезда на "Садовод" позиций нет, а дальше стоит знак "остановка запрещена".
  • 16 км Улица Капотня/Улица Энергетиков (Дзержинский)
    • По внешней стороне : перед надземным переходом, на повороте в автомаркет, асфальтовый треугольник.
    • По внутренней стороне : Отличный треугольник напротив градирни.
  • 20 км. Бесединское шоссе
    • По внешней стороне : если разгонная полоса занята, пройти чуть вперед, будет карман у въезда к кирпичному одноэтажному домику.
    • По внутренней стороне : не доходя до ЛЭП, в "технической" полосе.
  • 24 км Каширское шоссе А105
    • По внешней стороне : позиций нет. Кругом заборы, тоннели и эстакады.
    • По внутренней стороне : 1.2 км до ст. м. "Домодедовская". В начале протяженного кармана автобусной остановки. Перед надземным переходом к ТРК "Вегас".
  • 27 км Липецкая улица/М4 "Дон"
    • По внешней стороне : за последним лепестком разгонная полоса очень короткая, и сразу начинается забор. Лучше пройти чуть ближе к эстакаде и голосовать между лепестками. От ТРЦ "Вегас" каждые 20 минут бесплатные маршрутки до м. "Домодедовская". Расписание .
    • По внутренней стороне : Небольшой карман и разрыв в заборе есть под указателем "БИРЮЛЕВО 3"
  • 31 км Улица Подольских Курсантов
    • По внешней стороне : через 100 метров после ЛЭП специальный карман для остановки грузового транспорта.
    • По внутренней стороне : кафешка сразу за трансформаторной будкой.
  • 33 км Варшавское шоссе, Симферопольское шоссе М2 "Крым"
    • По внешней стороне : у въезда в ТРК «Чайнатаун» удобный карман.
    • По внутренней стороне : 650 м до ст. м. "Аннино". Голосовать на автобусной остановке возле надземного перехода.
  • 35 км Улица Поляны
    • По внешней стороне : 1 вариант - на треугольнике между въездом/выездом. 2 вариант - сразу за примыканием до начала забора.
    • По внутренней стороне : 250 метров до станции метро «Лесопарковая». Голосовать в конце полосы разгона.
  • 38 км ул. Карамзина/дорога к ШК СВР
    • По внешней стороне : отличная позиция на треугольнике между въездом и выездом. Если там уже кто-то остановился, то на технической полосе чуть дальше.
    • По внутренней стороне : 2 км. до станции метро «Ясенево». Голосовать на технической полосе между последним примыканием и автобусной остановкой.
  • 41 км Калужское шоссе А130 /Профсоюзная улица
    • По внешней стороне : ??
    • По внутренней стороне : 1.3 км. до станции метро «Тёплый Стан». Голосовать в полосе разгона, карманов нет.
  • 45 км Ленинский проспект/Киевское шоссе М3 "Украина"
    • По внешней стороне : 1.2 км. до станции метро «Румянцево». Ближайшая позиция для автостоп - у въезда в красный автосалон "Киа Моторс". Ближе ничего нет (
    • По внутренней стороне : 1.2 км. до станции метро «Топарёво». Место для голосования есть сразу за Востряковским прудом. До него лучше пройти тропинками по Лесопарку, чтобы не перелазить через эстакады.
  • 47 км Боровское шоссе
    • По внешней стороне : Широкая полоса разгона напротив ОБИ. Пешком 1 км. до станции метро "Говорово"
    • По внутренней стороне : хороших позиций нет. Можно попробовать между последней эстакадой и мостом через ЖД. Но обочина узкая. Пешком 1.4 км до ст. метро "Озёрная" Солнцевской линии.
  • 53 км. Сколковское шоссе
    • По внешней стороне : зеленого забора не пугаемся, проходим к концу полосы разгона, чуть на горочку.
    • По внутренней стороне : супер-позиция у закрытого поста ДПС.
  • 54 км. Можайское шоссе М1 "Беларусь"
    • По внешней стороне : Хороший карман на въезде в строительный рынок.
    • По внутренней стороне : 4 км. до станции метро «Кунцево». Голосовать у обширного кармана перед надземным переходом.
  • 55 км Улица Горбунова
    • По внешней стороне : пока не достроили ТРК "Вегас-Кунцево", позиций нет. Строительный забор все загораживает. Есть автобусная остановка дальше этой стройки, у надземного перехода.
    • По внутренней стороне : техническая полоса перед надземным переходом.
  • 57 км Молодогвардейская улица/Северный объезд города Одинцово - "Платная М1 "
    • По внешней стороне : 2.8 км. до станции метро «Молодёжная».
    • По внутренней стороне : для голосования на выбор три позиции, последовательно, от эстакады идя: 1. У въезда к станции сотовой связи. 2. У въезда в ресторан "Сахара". 3. на асфальтовом треугольнике между лепестками.
  • 60-61 км Рублёвское шоссе и Рублёво-Успенское шоссе
    • По внешней стороне : голосовать можно 1. на технической полосе сразу за отвороткой к автоцентру. 2. На треугольнике в конце Успенской развязки (60 км).
    • По внутренней стороне : 3.3 км. до станции метро «Крылатское». Голосовать на остановке возле надземного перехода.
  • 63 км. проспект Маршала Жукова, Новорижское шоссе М9 "Балтия"
    • По внешней стороне : 1. АЗС "Роснефть" между лепестками. 2. разрыв в заборе у въезда в автосалон.
    • По внутренней стороне : на выезде из тоннеля есть небольшой карман заезда в АЗС.
  • 65 км. Мякининский проезд
    • По внешней стороне : Напротив въезда Крокус-Сити, 500 метров станция метро «Мякинино». Для автостопа проходим мимо рынка автозапчастей и сразу за АЗС "ТНК" будет асфальтовый треугольник между въездом и выездом.
    • По внутренней стороне : 1 км. до станции метро «Строгино». Позиция на автобусной остановке за надземным переходом. Ближе к развязке места нет.
  • 68 км. Волоколамское шоссе
    • По внешней стороне : 900 м. до станции метро «Волоколамская». Для автостопа мест нет - сразу за развязкой начинает мост через реку Москву. Единственный вариант - маленький разрыв в ограждении, где въезд к красному кирпичному домику на самом берегу реки. К воде есть ступеньки, и река здесь еще чистая)
    • По внутренней стороне : 1-ый вариант для голосования - асфальтовый треугольник перед путепроводом ЖД, если он уже занят, то 2-ой вариант - техническая полоса у АЗС "ТНК".
  • 72 км. Новокуркинское шоссе
    • По внешней стороне : разрыв в заборе напротив бизнес-парка "Гринвуд". Дальше полоса уходит в этот самый бизнес-парк.
    • По внутренней стороне : идти вдоль леса до самого конца развязки. Там будет небольшой участок "технической полосы" пригодной для остановки, между Куркинской и Химкинской развязками. Карманов нет.
  • 74 км. Молодёжная и ул. Свободы
    • По внешней стороне : 1-ый вариант - асфальтовый треугольник перед АЗС "ТатНефть". 2-ой вариант - въезд на эту самую АЗС.
    • По внутренней стороне : 2.2 км. до станции метро «Планерная». Голосовать на автобусной остановке у надземного перехода.
  • 75 км. Ленинградское шоссе/М10 "Россия"
    • По внешней стороне : Автобусная остановка «Новобутаково» возле надземного перехода.
    • По внутренней стороне : 3.6 км. до станции метро «Речной вокзал». Голосовать на автобусной остановке перед каналом им. Москвы. От ТРЦ "Капитолий" раз в 30 минут ходит бесплатная маршрутка до метро. Расписание .
  • 77 км. СВХ/М11
    • По внешней стороне : в конце самой высокой эстакады будет автобусная остановка «Госпиталь».
    • По внутренней стороне : 700 метро до строящейся станции метро «Ховрино» (открытие в конце 2017 г.). Голосовать лучше всего за закрытым постом ДПС.
  • 78 км. Лихачёввское шоссе/Бусиновский проезд
    • По внешней стороне : Автобусная остановка «79 км» с надземным переходом.
    • По внутренней стороне : техническая полоса возле розовой АЗС. Перед котельной.
  • 82 км.Дмитровское шоссе А104
    • По внешней стороне : техническая полоса на мосту через ЖД, А больше негде! Небольшой карман будет только возле леса, за коллектором р. Лихоборки. От ТРЦ "Рио" каждые 30 минут отправляются бесплатные автобусы до ст. м. Алтуфьево и Медведково.
    • По внутренней стороне : проходим по тротуару вдоль заброшенного бетонного монстра, как только он кончится, будет въезд на его стройплощадку. Это единственный разрыв в ограждении. Еще через 300 метров будет въезд в KFС. Там намного удобнее.
  • 85 км. Алтуфьевское шоссе
    • По внешней стороне : 1-ый вариант: треугольник на въезде-выезде. 2-ой вариант - техническая полоса перед теплотрассой.
    • По внутренней стороне : 1.2 км. до станции метро «Алтуфьево». Отличная позиция для автостопа на треугольнике въезда-выезда. Если он уже занят остановившимися фурами, то через 300 метров будет еще один такой же треугольник. От ТЦ "Ашан" бесплатная маршрутка через м. "Алтуфьево" до платформы "Лианозово".
  • 90 км. Осташковская улица
    • По внешней стороне : техническая полоса под белым указателем до поворота на АЗС "Газпром". И возле АЗС тоже пригодно.
    • По внутренней стороне : 1.4 км. до станции метро «Медведково», но к метро ближе выходить у АЗС "Ека" в самом начале 90-го км. Голосовать можно на просторной автобусной остановке «Осташковское шоссе» (91 км.)
  • 94 км. Ярославское шоссе/М8 «Холмогоры»
    • По внешней стороне : голосовать можно на технической полосе прямо на мосту через ЖД (Транссиб).
    • По внутренней стороне : просторная остановка «Ярославское шоссе» на 95-ом км. Где арочный надземный переход.
  • 103 км. Хабаровская улица/Абрамцево
    • По внешней стороне : широкая техническая полоса у километрового столба "102".
    • По внутренней стороне : широкая техническая полоса под белой табличкой-указателем.
  • 105 км. Щёлковское шоссе А103
    • По внешней стороне : голосовать на технической полосе перед надземным переходом или в кармане остановки сразу за ним.
    • По внутренней стороне : 2.5 км. до станции метро «Щёлковская». Позиций для автостопа нет - между забором и первой полосой едва ли метр.

Четверг, сентября 7, 2017

МКАД – волшебная аббревиатура, известная практически каждому жителю России. Хотя границы Москвы уже давно выплеснулись далеко за Московскую кольцевую автомобильную дорогу, жители города до сих пор делят себя на москвичей и «замкадышей». МКАД и по сей день остаётся психологической границей города, альфой и омегой, где Москва начинается и где она же заканчивается.

Конечно, так было далеко не всегда и сама МКАД относительно недавно отпраздновала полувековой юбилей.

Так как всё начиналось, как дорога развивалась в разные годы и как реконструируется сейчас —>

Прототип МКАД

Идея строительства объездной кольцевой дороги вокруг всего города, далеко за его пределами родилась ещё до войны. В 1937 году вопрос начал прорабатываться, в 1939 году будущую трассу (не везде совпадающую с нынешней МКАД) нанесли на местность, а в 1940 году была завершена работа над проектным заданием на постройку новой автодороги, но начавшаяся война отменила эти планы.

В 1941 году в авральном порядке была проложена кольцевая дорога, по максимуму использовавшая существующие дороги. Она не совпадала МКАД и изначально прокладывалась как временная для быстрой переброски войск. Эта дорога во многом способствовала успешному контр-наступлению под Москвой.

На кадре хроники выше предположительно можно видеть как раз эту дорогу. Нельзя сказать наверняка, но выглядела она примерно так.

Рождение МКАД

Первые километры новой и по тем временам очень современной дороги, четырехполосной, с твёрдым асфальтовым покрытием начали строить в 1956 году в районе Ярославского шоссе.


Строительство МКАД в конце 1950-х

Первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт 22 ноября 1960 года, а окончательно кольцо замкнулось 5 ноября 1962 года.

Никакого освещения, жестких разделителей, да даже разметки тогда на МКАД не было в помине. Но при этом в стране, где большая часть дорог была с грунтовым покрытием новая магистраль с твёрдым покрытием воспринималась как что-то из будущего.

Под стать новой магистрали были и футуристичного вида автобусные остановки:

Кстати, именно в 1960 году, как видно на схеме на стене остановки, границы Москвы официально раздвинули до МКАД, несмотря на то, что в то время в некоторых местах она на многие километры отстояла от фактических районов города. Подмосковный город Бабушкин, деревни Черемушки, Крылатское, Марьино и многие другие официально стали районами города.

МКАД ещё как минимум десять лет воспринималась как загородная объездная магистраль


МКАД в районе пересечения с Рублёвским шоссе, середина 1960-х


Развязка «Рублёвки» и МКАД в 1960-х


Обочина МКАД в 1967 году. Обратите внимание: разметки не было, зато обочины были выложены рельефными плитами, чтобы отклоняющиеся от траектории засыпающие водители сразу просыпались.

На недавно построенном МКАД снимались знаменитые сцены погони в фильме «Берегись автомобиля» (1966 г.)

Здесь и сам МКАД без разметки, и бензоколонка, и много других интересных деталей. Особенно рекомендуем посмотреть с 6-й минуты. Движение по МКАД было в то время совершенно ненапряженным, и для съемок фильма даже не пришлось перекрывать дорогу.

Даже в 1970-х движение по МКАД было спокойным:

Обратите внимание, что несмотря на большую ширину дороги машины спокойно едут друг за другом.


Сейчас примерно в этом месте располагается огромная развязка на М-11


А на этой фотографии из середины 1970-х машины сделали остановку на месте будущей парковки Крокус-Экспо.


ЗиЛ вальяжно выезжает на МКАД с Волгоградского проспекта, 1970 г.

Отдельной гордостью Москвы были двухуровневые развязки «клевер»:

В мульфильме «Ну, погоди!», 3 выпуск, 1971 г. на подобной развязке волк долго и безуспешно пытается поймать свой мотоцикл:


В 1980-х гг. МКАД практически не изменился, это всё также была четырехполосная дорога с небольшим разделителем-газоном:

Правда, к тому времени количество машин в стране и городе резко выросло, и МКАД без разделителей, ограждений и фонарей стали часто называть «дорогой смерти»


МКАД перед съездом на Можайское шоссе в начале 1980-х


Подобные знаки стояли на МКАД вплоть до середины 1990-х

В постсоветское время машин стало в несколько раз больше и магистраль уже не справлялась с потоком. В середине 1990-х все 109 км МКАД подверглись реконструкции


Реконструкция МКАД, 1997 год.

По масштабам эта реконструкция была сопоставима лишь со строительством дороги в начале 1960-х: появились разделители, но, самое главное, количество полос увеличилось до 10.

Теперь самым слабым местом МКАД стали морально устаревшие развязки с узкими съездами при десятиполосной дороге, до реконструкции которых дошли руки только в 2010-х

В 2011 году была принята программа реконструкции 11 транспортных развязок. Посмотрим лишь на самые грандиозные и интересные из недавно реконструированных:


Волгоградский проспект


Дмитровское шоссе


Можайское шоссе


Каширское шоссе

На этой неделе, 6 сентября, открыли движение по новой развязке на пересечении с Профсоюзной улицей:

Работы на этом сложном участке начались в 2015 году

Сложно представить на в начале 1960-х все выглядело так:

Было шоссе за городом, а теперь магистраль вокруг мегаполиса

Традиционных пробок на Профсоюзной станет сильно меньше.

МКАД интенсивно развивается и в наши дни, город растёт, а выражение «За МКАДом Москва кончается» в наше время стало звучать примерно, как сто лет назад «Москва за Садовым кольцом кончается». Центр становится пешеходным, а дороги для машин на окраинах.

Как известно, Москва - город-властелин колец . На сегодня в черте города находятся Бульварное, Садовое,Третье кольцо и МКАД, собственно и являющийся границей города (за редкими исключениями).

Именно Московской кольцевой автомобильной дороге, как одной из наиболее заметных, я решил посвятить свой очередной пост. Под катом:

История МКАД
Мифы кольцевой
Характеристики магистрали
Проект ЦКАД в Московской области
Третье транспортное кольцо
Четвёртое транспортное кольцо
Схема для сравнения: Наиболее крупные кольцевые автодороги в России и СНГ
Полезные статьи по теме МКАД
Куча фотографий магистрали
Юмор по теме

История МКАД

К началу 70-х гг. дорога, рассчитанная первоначально на пропуск 36 тыс. автомашин в сутки, перестала удовлетворять нормальным условиям эксплуатации. В 1974 принято решение о реконструкции МКАД с целью увеличения пропускной способности до 50 тыс. автомашин в сутки. В 1974-77 проведены работы на участке между шоссе Энтузиастов и Волгоградским проспектом. Проезжая часть была расширена под трёхрядное движение в каждом направлении, построены дополнительные пешеходные переходы.

МКАД, как он есть

Пропуск машин ограничивался отсутствием освещения, надёжной разделительной стенки, что не соответствовало требованиям эксплуатации дорог подобного класса. Скорость движения по МКАД не превышала 40-45 км/ч. В начале 1990-х гг. в правительстве Москвы была разработана программа реконструкции МКАД. В 1995 было осуществлено освещение дороги по всей длине. По кольцу и на транспортных развязках установлено свыше 11 тыс. светильников на металлических опорах. В ходе реконструкции земляное полотно расширено до 50 м, проезжая часть - до 30 м, разделительная полоса - до 5 м. Посередине дороги на разделительной полосе установлена сплошная железобетонная стенка с осветительными устройствами. Сооружены новые пешеходные переходы, в том числе над дорогой в коридорах с прозрачными стенками; общее число переходов после реконструкции 77. Расширение проезжей части и переоборудование транспортных развязок позволяют организовать четырёхрядное движение в обе стороны.

Проведено переоборудование постов Госавтоинспекции электронной техникой. В результате реконструкции скорость на МКАД возрастла до 75 км/ч. К 2001 работы практически завершены.

Небывалая картина - Пустой МКАД

Мифы МКАД

Среди москвичей и жителей Подмосковья бытует легенда о том, что «Лужков украл двадцать сантиметров МКАДа»: якобы при расширении дороги её асфальтовые обочины были сделаны с каждой стороны на 10 см уже, нежели предполагалось по плану, в соответствии с которым составлялась смета, что позволило сэкономить значительную денежную сумму, якобы присвоенную Лужковым. На самом деле, указанная цифра была озвучена заместителем начальника Следственного комитета МВД России генералом-майором Михаилом Зотовым в связи с возбуждением уголовного дела о хищениях денежных средств при строительстве МКАД. По предварительным данным, с 1992 по 1997 годы было похищено 256 млрд руб. (неденоминированных), что соотносимо с сужением полотна с обеих сторон на 10 см.

В переходе МКАД (Фото g_d_m_f_s_o_b )

Характеристики магистрали

Ширина МКАД составляет 10 полос; общая протяжённость - 108,9 км. Отсчёт километража на МКАД ведётся от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится т. н. «нулевой километр») по ходу часовой стрелки.

Несмотря на то, что МКАД является одной из самых современных и имеющих наибольшую пропускную способность дорог в регионе, с потоком автотранспорта она уже давно не справляется. Так называемые «пробки» - ежедневное явление на МКАД. Причиной пробок является недостаточная пропускная способность выездов с МКАД и отсутствие специальных парковочных мест для аварийных машин.

Предполагается, что разгрузить МКАД поможет

Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области (ЦКАД)

Согласно проекту, новая трасса будет опираться на два существующих автомобильных кольца особого назначения: Московское малое кольцо и Московское большое кольцо (т.н. «бетонки»), на участки магистралей М-1 «Беларусь» (Москва - Минск, протяженностью 41,4 км) и М-10 «Россия» (Москва - Санкт-Петербург, протяженностью 38,6 км).

Общая протяженность ЦКАД составит 520 км. Планируемое количество полос – от 4 до 8 в каждую сторону. Предполагается строительство 72 развязок с автодорогами и 19 железнодорожных переездов. Максимально разрешенная скорость 150 км/час. Строительство дороги планируется закончить в 2012 году.

Карта-схема ЦКАД

Главная задача новой трассы - разгрузить Москву и МКАД от транзитного транспорта. Подмосковные власти уже готовятся к выкупу земельных участков под будущую кольцевую магистраль. Однако, как считают эксперты, процесс выкупа земли под ЦКАД может растянуться на неопределенное время. В случае несогласия собственник изымаемого участка может затеять судебное разбирательство, а хозяйственные споры в российских судах, по словам специалистов, обычно рассматриваются "неспешно".

Правда, сроки строительства новой магистрали будут зависеть не только от темпов выкупа земельных участков. Как сообщают представители ФГУП "Дороги России", сейчас пока не готова даже концепция инвестиционного проекта строительства ЦКАД. В настоящее время сотрудники унитарного предприятия заняты изучением документации, подготовленной зарубежными экспертными компаниями, и лишь после этого концепция будет окончательно сформирована и направлена в Министерство транспорта РФ.

Развязка МКАД

Дорога на скоростных участках проложена с учетом технических требований строительства скоростной автомагистрали с расчетной скоростью 140 км/час. На различных участках дороги предусматривается от 4 до 8 полос движения в зависимости от интенсивности движения.

Съезды с ЦКАД и въезды на нее будут осуществляться только через 34 многоуровневые транспортные развязки. На ЦКАД предусматривается сооружение также 95 путепроводов на пересечениях с железными дорогами и территориальными автомобильными дорогами. Пересечения с реками, ручьями и водотоками в целях обеспечения связности природных экологических территорий предусмотрены с использованием 56 мостовых сооружений.

Для пешеходов предусматривается сооружение 22 подземных и надземных пешеходных переходов. Предусматривается развитие крупнейших логистических центров на важнейших железнодорожных и автомобильных направлениях. Всего под развитие логистических центров зарезервировано 2,5 тыс.га. Под развитие производственных и производственно-складских зон, под строительство технопарков и бизнес-центров, зарезервировано 4,2 тыс.га. Комплексное развитие территорий связанных с размещением объектов производственно и производственно-складского назначения предусматривает также резервирование более 4 тыс.га территорий под многоэтажное и малоэтажное жилищное строительство.

Карта-схема ЦКАД

Третье транспортное кольцо (ТТК)

Автомобильная дорога в городе Москве, общей протяженностью около 36 километров, из них около 19 километров - эстакады, около 5 километров - тоннели. Ширина автодороги на основных участках - не менее 8 полос. На третьем транспортном кольце находятся 17 транспортных развязок. Наземные пешеходные переходы и пересечения с другими дорогами на одном уровне отсутствуют, что позволяет обеспечить непрерывное движение на всём протяжении автотрассы.

ТТК - одна из трёх кольцевых автодорог города Москвы наряду с Садовым кольцом и Московской кольцевой автомобильной дорогой. Четыре раза пересекает реку Москва, в южной части проходит параллельно Малому кольцу Московской железной дороги, содержит три тоннеля - Лефортовский тоннель, Кутузовский тоннель и Гагаринский тоннель. Большая часть третьего транспортного кольца построена в конце 1990-х - начале 2000-х, однако в кольце задействованы отдельные участки, построенные в советское время и впоследствии реконструированные.


Третье кольцо. Фото (сделал по пути на работу)

Четвёртое транспортное кольцо

Работы по строительству Четвертого транспортного кольца и северной и южной рокад в Москве идут полным ходом. Столичные власти надеются, что появление этих новых магистралей значительно улучшит дорожную ситуацию в городе.

Протяжённость Четвёртого кольца составит 74 км. Большая часть трассы пройдет по эстакадам и глубоким тоннелям, которых пока ещё нет. В настоящий момент, по словам замдиректора НИиПИ Генплана Ростислава Горбанева, ведутся работы на участке от Измайловского проспекта до шоссе Энтузиастов, где движение пройдет по эстакаде. Следующим этапом станет строительство участка трассы от Измайловского проспекта до Открытого шоссе, а затем начнут строить часть магистрали от шоссе Энтузиастов до Волгоградского проспекта и, одновременно с этим, глубокий тоннель на юге. Следующий этап – это участок от Открытого до Ленинградского шоссе, а последний -от Ленинградского шоссе до Большой Филевской улицы.

Горбанев добавил, что тоннели будут проложены как "старым" щитом диаметром 16 метров, которым уже рыли Лефортовский и Серебряноборский тоннели, так и новым, чей диаметр составляет около 19 метров. Этого, по его словам, достаточно, чтобы обеспечить в тоннелях нормальное четырехполосное движение. В ближайшее время "старым" щитом намечено пройти три приоритетных тоннельных участка: в районе станции метро "Кантемировская", в районе метро "ВДНХ" и самый протяженный - в районе Преображенской и Семеновской площадей.

Как заявили в НИиПИ Генплана, власти надеются, что к 2015 году новая магистраль будет полностью готова.

МКАД в непогоду

Наиболее крупные кольцевые автодороги в России и СНГ

Полное наименование Сокращение Протяженность, км
Московское Большое Кольцо МБК 550
Центральная кольцевая автомобильная дорога (проект) ЦКАД 442
Московское Малое Кольцо ММК 320
Большая кольцевая дорога вокруг Киева 213
Обход города Челябинска 139 (построено 96)