Когда началось заселение южного урала русскими. История урала. Вопросы в параграфе

2. Как осваивалась территория Урала?

Города возникли на Урале еще в XV в. (самый первый из них - Соликамск - крупный центр добычи соли - был основан на его минеральных ресурсах). Но массовое заселение и освоение природных богатств Урала началось при Петре I. С начала XVIII в. на Урале началось широкое заводское строительство, в ходе которого было построено более сотни металлургических заводов. Урал стал крупнейшим горно-промышленным районом России и всего мира.

3. Выберите верные ответы. Отраслями специализации Урала являются: а) черная металлургия, б) машиностроение, в) легкая промышленность, г) цветная металлургия.

4. Найдите лишнее. На Урале работают электростанции: а) Братская, б) Рефтинская, в) Белоярская, г) Обнинская.

5. В чем состоят на сегодняшний день проблемы Урала?

Остро стоит вопрос экологии в Уральском экономическом районе. Характеризуя индустриальный Урал как зону острого экологического неблагополучия, не следует забывать, что он несёт на себе следы разнообразных по генезису радиационных воздействий. Причём радиационное загрязнение Уральского региона по объёму значительно превышает чернобыльское. Именно здесь в 1957 году произошла тяжелейшая радиационная авария, известная как Каштымская. Она связана с деятельностью военного ядерного центра "Челябинск - 40" (производственное объединение " Маяк"), на котором произошёл взрыв ядерных отходов в одном из хранилищ. При этом произошло загрязнение значительной части Челябинской области и прилегающих районов Свердловской, Тюменской и Курганской областей. К сожалению, эта авария не была единственной. В 1967 году с обнажившейся береговой полосы озера Карачай произошла утечка сильно радиоактивных иловых отложений на расстоянии до 75 км. Имели место и другие инциденты. Аномально высокой является радиационная нагрузка в районе междуречья Теча – Мишеляк площадью около 30 – 40 км². Именно здесь расположены несколько десятков могильников (по некоторым источникам - более 200), в которых в специальных хранилищах и ёмкостях хранятся твёрдые и жидкие отходы общей суммарной активностью более 1 млрд. Ки. Техногенными радионуклидами загрязнены территории городов Каменск-Уральский, Камышлов, Красноуфимск и др.

Одна из важней проблем Урала - техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Без этого в условиях перехода к рыночной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выпускаемой его предприятиями. Особо важное значение для района, учитывая его специфику, имеет реализация программ конверсии военно-промышленного комплекса.

В целях укрепления сырьевой базы уральской промышленности необходимо не только осваивать новые месторождения, но и шире использовать вскрышные породы, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства, а также добычу полезных ископаемых с более глубоких горизонтов.

Несмотря на проведение мероприятий по водообеспечению крупных промышленных узлов, дефицит остаётся значительным и в настоящее время. Это сдерживает развитие водоёмких отраслей промышленности

8*. Представьте, что вы директор одного из металлургических комбинатов Урала. Разработайте план реконструкции комбината с учетом: а) технического перевооружения; б) экологической безопасности.

Я бы сделал ставку на обновление неэффективных кадров, расширение производственных связей и привлечение инвестиций, средства от которых я бы направил на закупку оборудования, позволяющего организовать комплексную переработку сырья и производить полную утилизацию вредных отходов.

9. В. П. Астафьев писал: «Урал - наглядный пример, горький укор нашему грозному обществу, вступающему в третье тысячелетие уставшим, больным, разоренным, уже стыдящимся говорить о светлом будущем, ради которого... и шло повальное истребление сырьевых запасов». Что, по-вашему, необходимо сделать, чтобы спасти природу Урала и сохранить здоровье людям? Предложите свои варианты.

На Урале слишком много экологических проблем, чтобы их можно было решить быстро и с малыми затратами. Люди долго использовали богатства Урала, не задумываясь о том, какой вред это наносит природе, и теперь необходимо "расхлёбывать эту кашу". Урал стал первым регионом в России, из которого люди уезжают только из-за неблагоприятной экологической обстановки.

Методов решения экологических проблем множество. Это и очистка сточных вод, и рекультивация почвы, и установка фильтров, восстановление лесов. Не стоит забывать о техническом перевооружении производств: современные технологии наносят куда меньший вред окружающей среде.

Но не менее важно, также прививать экологическое самосознание. Человек – существо биосоциальное, то есть в нём присутствуют два начала: природное и социальное. Люди почему-то не задумываются, что загрязняя природу, они вредят в первую очередь себе, как её неотъемлемой части.

Чем раньше мы начнем возрождать природу, тем больше вероятность того что усилия не будут напрасными, и что человечество сможет выжить.

10. Д. И. Менделеев писал: «Вера в будущее России, всегда жившая во мне, прибыла и окрепла от близкого знакомства с Уралом». Как вы прокомментируете эти строки?

Урал всегда являлся визитной карточкой природы России, именно там Менделеев почувствовал великую связь со своей отчизной.

Первобытнообщинный строй на Урале

На Урале сложение первобытной формации совпало с освоением всей его территории вплоть до Полярного круга. Особенности исторического процесса региона определялись рядом факторов. Одинаковые темпы и уровень развития производительных сил населения эпохи камня, связанные с повсеместным распространением охоты и рыболовства, с освоением металла и становлением производящей экономики, сменяются различными формами хозяйства и несовпадающими темпами его развития в трех больших природных зонах Урала: таежной, лесостепной и степной. Сложная культурно-этническая история предопределялась расположением Урала на границе Европы и Азии. Удобные водные пути способствовали взаимным контактам народов двух частей света; степь и лесостепь с глубокой древности были районами постоянных миграционных процессов, волны которых доходили и до таежных массивов. Развиваясь по своим внутренним законам в общем потоке исторических событий Восточной Европы, Западной Сибири и Средней Азии, население Урала - предки удмуртов, коми, манси, хантов, башкир в эпоху первобытности создали богатую и своеобразную культуру.

(100 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.) Заселение нашей страны человеком началось около 600 тыс. лет назад. Древнейшие стоянки открыты на Кавказе, в Прикубанье, Приазовье, Молдавии, Средней Азии, Южном Казахстане. Продвижение ледника до среднего Днепра замедлило заселение южных районов и даже заставило древнего человека покинуть некоторые уже освоенные территории. Однако в период последующего межледниковья около 100 тыс. лет до н. э. снова возникли благоприятные условия для продвижения человека в Среднюю Азию, Казахстан, Крым, на Русскую равнину, в Поволжье и на Урал.

Первоначальное заселение Урала человеком

Заселение Урала человеком было длительным и сложным процессом. Оно происходило в разное время и с различных территорий и характеризовалось прерывистостью. Заселенные места то оставлялись, то вновь осваивались. Это было связано в значительной мере с изменением географической среды: в эпоху оледенений возникали ледниковые, горно- и водно-ледниковые преграды, в эпохи межледниковые - преграды водные. Древнейшие памятники на Урале относятся к эпохе мустье древнекаменного века (палеолита). Они пока единичны и встречаются на всем протяжении Уральских гор - от Южного до Приполярного Урала. Известна стоянка Мысовая на западном берегу озера Карабалыкты в 40 км от г. Магнитогорска. Озеро через близлежащие озера Сабакты и Банное и речку Янгельку, впадающую в р. Урал, связано с Прикаспием, что, возможно, способствовало раннему проникновению сюда человека. Для датировки комплекса мустьерским временем важно, что находки располагались в основании ледниковых отложений. Большая часть изделий представляет собой законченные орудия из разного вида кремня и яшм. Среди них остроконечники на удлиненном отщепе, несколько скребловидных орудий, серия бифасов (двусторонне обработанных орудий), а также ядрища для скалывания отщепов - нуклеусы и нуклевидные куски. Найдено также архаичное ручное рубило (чоппинг), которое отличается от других орудий более крупными размерами и примитивной техникой обработки. В 1939 г. в низовьях р. Чусовой в урочище Пещерный Лог было найдено несколько отщепов и типичное мустьерское орудие - ручной остроконечник с двусторонней оббивкой. На памятниках были обнаружены кости мамонта, носорога, слона и быка. Пробы пыльцы, взятые в прилегающем одновременном торфянике, дали значительный процент широколиственных деревьев (липа, дуб, граб, орешник), что свидетельствует о более теплом здесь климате в древности. В последние годы в пермском Приуралье выявлен ряд местонахождений типа Пещерный Лог: Конец Гор в низовьях Чусовой и Сосновка III на средней Каме. Особое внимание привлекают вновь обнаруженные памятники на Камском водохранилище - Ганичата I и II, расположенные в размытых отложениях третьей надпойменной террасы Камы.

На местонахождении Ганичата I собрано около 500 изделий из серовато-желтоватого кварцита архаичной техники раскалывания. Найдены нуклеусы различной стадии обработки, массивные скребла на расколотых кварцитовых гальках и отщепах, чоппинги. Пластинчатая техника полностью отсутствует. На местонахождении Ганичата II обнаружено около 1 тыс. изделий, по составу отличающихся от комплекса Ганичата I. Большинство изделий изготовлено также из желтовато-сероватого кварцита, но есть предметы из зеленоватого и темно-серого кварцита и темного кремнистого сланца. Набор орудий более выразителен: скребла на отщепах, чоппинги, рубилообразное изделие, отщепы с выемчатой ретушью. В составе инвентаря есть различные типы пластин. Близкие по характеру памятники выявлены также в бассейне р. Чусовой (местонахождение Ельники II и нижний слой Большой Глухой пещеры. Сырье для производства орудий древнее население добывало в районе мощного месторождения кварцитопесчаников близ д. Баранята, где найдены отбойники из крупных галек, отщепы, сколы. Находкам сопутствует плейстоценовая фауна - кости мамонта, лошади, носорога. Можно говорить о выявлении в Приуралье нового пласта раннепалеолитических памятников с галечной кварцитовой индустрией. Один из путей расселения мустьерского человека намечается из Средней Азии вдоль восточного побережья Каспийского моря, далее по р. Уралу к стоянке Мысовой (Урт-Тюбе) на Южный Урал, затем вдоль западного склона Уральских гор (через местонахождение Ельники II, Большая Глухая пещера, Ганичата I-II) в верхнее Прикамье. Второй путь проникновения человека на Урал следует связывать, повидимому, с кавказско-европейским центром. Он проходил вдоль Волги (стоянка Сухая Мечетка у Волгограда) в районы Среднего и Верхнего Прикамья (Сосновка III, Пещерный Лог, Конец Гор). Судя по характеру материалов Прикамья, эти два потока расселения относятся к разному времени. Эпоха мустье на Урале еще слабо изучена. Но имеются материалы, характеризующие трудовую деятельность человека этого времени. Основными орудиями труда были остроконечники и скребла, кроме них, неандерталец использовал другие типы орудий (скобели, острия, отщепы с краевой ретушью и др.). Независимо от очертаний и размеров заготовок (отщепов) орудиям придавалась заранее задуманная форма путем подтески и нанесения ретуши. Приемы вторичной обработки свидетельствуют о гибкости руки неандертальца. Исследование мустьерских памятников на территории нашей страны позволяет охарактеризовать некоторые общие черты образа жизни неандертальцев. Важнейшим результатом общественного прогресса эпохи было умение искусственно добывать огонь, строить жилища, изготовлять одежду. Все это не только расширило возможности заселения человеком Севера, но и позволило удержаться на уже освоенных территориях, когда наступило новое похолодание. Мустьерский человек охотился на крупных и стадных животных: мамонтов, носорогов, оленей; кроме охоты, древние люди занимались собирательством. Из-за несовершенства орудий охота на крупных животных могла быть удачной лишь при умении действовать организованной сплоченной группой. Коллективные формы охоты, совместный труд при сооружении жилья, намеренные захоропения - свидетельства сложной жизнедеятельности неандертальцев. Ее социальной формой объединения и организации была раннеродовая община.

Рис. 2. Изделия из камня и кости эпохи палеолита Стоянка Мысовая

1 - остроконечник; 2 - скребло; 3 - бифас; 6 - рубило-чоппинг. Стоянка Пещерный Лог (4-5): 4- ручное рубило; 5 - отщеп. Стоянка Бызовая (7-10, 13): 7, 9 - скребки; 8 - скребло; 10 - листовидное острие; 13 - острие. Стоянка Талицкого {11,12, 14): 11, 12 - скребла; 14 - костяное острие с кремневыми вкладышами. Гаринское местонахождение {15-20): 15 - нож; 16 - тесло; 17 - скребок; 18-20 - сечения. Местонахождение Шикаевка {21-28): 21, 22, 24 - ножи; 23 - скребок; 25 - пластина; 27 - нож-резец; 28 - нож-резчик

Природные условия эпохи позднего палеолита (40 тыс. лет назад - VIII тысячелетие до н. э.) не препятствовали дальнейшему расселению человека на Урале. В своем последнем наступлении ледник распространился лишь на Болыпеземельскую тундру, Каспийское море не выходило за пределы прикаспийской низменности. Климат был холодным и влажным, а в конце ледниковой эпохи - резко континентальным. В приледниковой зоне обитали северные олени и быки, южнее - мамонты, шерстистые носороги, дикие лошади. Было много и других более мелких животных, а также птиц. Памятники позднего палеолита на Урале более многочисленны и разнообразны, чем в предшествующий период. На Южном Урале часть стоянок находится в пещерах. На западном склоне такие стоянки обнаружены в Ключевой и Бурановской пещерах. В культурном слое встречаются остатки костров - углистые очажные прослойки и скопления костей животных: шерстистого носорога, первобытного зубра, благородного и северного оленя, лошади, косули, сайги и др. Часть костей раздроблена, на некоторых есть следы обработки. Среди находок несколько кремневых пластинок и отщепов. В других пещерах (Смирновской, Гребневой, УстьКатавской I и II, Кочкари I и II, Суходольной) также были обнаружены остатки очагов и скопления раздробленных костей животных. Несколько изделий из красно-зеленой яшмы известны из грота Зотинского. Интересные результаты дали раскопки многослойной стоянки Ильмурзино в Башкирии, где человек, видимо, жил непрерывно с конца палеолита до мезолита (эпоха среднего камня). Расколотые кости древних животных и кремневый инвентарь в виде отщепов, пластинок и нуклеусов найдены в Смеловской II пещере на восточном склоне Южного Урала. Отмечая архаичность этого комплекса, О. Н. Бадер относит его к началу позднего палеолита и находит аналогии в палеолитических комплексах Таджикистана. В Южном Зауралье на стоянке Шикаевка найдены остатки двух скелетов мамонтов, лежавших на площади 70 кв. м. Среди костей обнаружены каменные орудия из зелено-красной яшмы, часть которых относится к геометрическим вкладышам-микролитам. Время культурных остатков определяется XIII тысячелетием до н. э. В. Т. Петрин считает, что это было место разделки туш животных. Значительным археологическим памятником Южного Урала эпохи позднего палеолита является Капова пещера (Шульган-Таш) на р. Белой. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений - рисунки мамонтов, носорогов, лошади, сделанные красной охрой на скале. Животные изображены в профиль, в позе идущих в одном направлении (влево). Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов с густо закрашенными контурами. Они переданы в разном масштабе и, по мнению О. Н. Бадера, не составляют композиции. В нижнем этаже рядом с аналогичными изображениями лошадей расположены геометрические фигуры. Это обстоятельство, а также подобные сочетания в пещерах франко-кантабрийского круга позволяют предположить их синхронность. Группы рисунков палеолитического времени и остатки святилища открыты также в Игнатиевской пещере (Ямазы-таш) на берегу р. Сим. Несомненна сюжетная близость рисунков Каповой и Игнатиевской пещер гравированным изображениям мамонтов из Мальты и мелкой пластике памятников бассейна Дона. Она может быть объяснена значением мамонта в хозяйственной жизни населения трех регионов. Самые близкие параллели не только в содержании рисунков, но и в топографии, а также в стиле изображений Каповой пещеры О. Н. Бадер находил в палеолитической живописи юга Франции. По мнению автора, обнаруженные на Урале рисунки есть доказательство того, что в соответствии с законами общественного развития на одной и той же ступени исторического процесса в весьма отдаленных районах возникали сходные явления социальной и культурной жизни. На Среднем Урале палеолитические памятники известны на обоих его склонах. Наиболее широко исследованным палеолитическим памятником Среднего Приуралья является стоянка имени М. В. Талицкого на р. Чусовой недалеко от г. Перми. Раскопки рисуют картину временного охотничьего стойбища, посещавшегося не более трех летних сезонов. Сохранились следы нескольких очагов, предполагается наличие легких жилищ наземного типа. Местами культурный слой окрашен красной охрой. В нем найдены кости северного оленя, дикой лошади, мамонта, носорога, косули, песца, зайца и других животных, обнаружено несколько тысяч отщепов, пластин, нуклеусов, нуклевидных кусков, скребков, скребел, скобелей, проколок, резцов, рубящих орудий из кремня, кремнистого сланца, кварцитового песчаника, изредка использовались также хрусталь и яшма (рис. 2). Среди костяных изделий наконечник зхопья со вставными кремневыми лезвиями, тщательно обработанная, но сломанная игла и две бусины из тонких трубчатых костей. Кроме стоянки Талицкого, в эхом-ще районе в начале 80-х годов найдено еще несколько памятников, из которых наиболее богаты находками стоянки предгорной части Западного Урала гроты Близнецова и Столбовой. Помима этих пещерных местонахождений каменных изделий и остатков плейстоценовой фауны, на берегах Камского и Боткинского водохранилищ зафиксировано еще свыше десятка верхнепалеолитических стоянок: Горная Талица, Драчевское, Рязановский Лог, Ягодное I и др. На восточном склоне в гроте Медведь-Камень найдены только скопления костей и один отщеп, в гроте Безымянном, кроме костей животных, кремневых нуклеуса и пластины, обнаружены костяные изделия, а также уникальная находка-изображение хищного животного, выполненное из тонкой пластинки бивня мамонта в стиле плоской скульптуры.


План-схема Игнатиевской пещеры

1 - местонахождение блоков со следами сколов; 2 - местонахождение изображений. План составлен В. Т. Петриным и В. Н. Широковым.

Единственным палеолитическим памятником Северного Зауралья является Гаринская стоянка, расположенная почти на 60° с. ш. Она связана с так называемым кладбищем костей мамонта, которое размывается р. Сосьвой уже многие годы. Здесь также встречены кости медведя, сайги, лошади и изделия из яшмы: нуклеусы, отщепы, пластинки, резцы, скребок, скобель, стамеска, острия, крупное рубящее орудие длиной 6,8 см (рис. 2). Стоянка находилась на крутом повороте Сосьвы, куда течение реки прибивало туши погибших (в основном молодых) животных. Сюда, видимо, приходил первобытный человек, чтобы воспользоваться шкурами, костью, а возможно, и мясом. Несколько палеолитических стоянок известны и на Северном Урале. Одна из них находится в Медвежьей пещере, выше 62° с.ш. Главным объектом охоты обитателей пещеры являлся северный олень, а также мамонт, медведь, песец, лошадь, мускусный овцебык, заяцбеляк. Стоянка занимает первое место среди других пещер Урала по количеству кремневых изделий (свыше 700). Для их изготовления обитатели пещеры пользовались местными породами кремня. Просторная и сухая Медвежья пещера была удобным местом для длительного поселения. По-видимому, местность, где находилась стоянка, имела для первобытных охотников особую привлекательность. Здесь у края отвесно обрывающегося плато можно было вести загонную охоту. Стоянка Бызовая находится на берегу р. Печоры несколько выше 65° с. ш. Здесь обнаружены остатки наземного жилища, построенного из крупных костей мамонта. Кости мамонта составляют 99% всех фаунистических остатков, остальные кости принадлежат шерстистому носорогу, дикой лошади, северному оленю, волку, медведю и мускусному овцебыку. Все орудия труда и заготовки (нуклеусы, пластины, бифасы, скребки, проколки, ножи, отщепы, отбойники) изготовлены из местных пород камня (рис. 2). Инвентарь Бызовой стоянки резко отличается от комплексов Медвежьей пещеры и стоянки Талицкого. Он имеет генетическое родство с находками нижнего слоя стоянки Костенки I Среднерусской равнины и Сунгиря. Итак, в позднем палеолите древний человек расселяется по всему Уралу вплоть до Полярного круга. Вопрос о том, откуда шли переселения, остается спорным. Анализ материалов с памятников свидетельствует о том, что было по крайней мере два пути продвижения человека на Урал. Следы первого пути, судя по инвентарю стоянок Бызовой и Крутая Гора, идут с юго-запада через Русскую равнину. Наличие изделий из южноуральской яшмы на большинстве уральских памятников позволяет предположить миграционную волну из Средней Азии на Южный Урал, а уже оттуда вдоль восточного склона хребта в Северное Зауралье. однотипных заготовок для изготовления специализированных орудий: скребков, резцов, ножей, скобелей, проколок и т. д. Значительно повысились качество орудий и их эффективность, более экономно использовался материал. Большое развитие получает обработка кости. Главным источником жизни оставалась охота на крупных животных. Применялись как загонная охота, так и выходы на. «кладбища животных». Происходит специализация охоты. Так, обитатели: Бызовской стоянки охотились в основном на мамонтов, а жители Медвежьей пещеры - на северных оленей. Наличие долговременных стоянок со следами очагов и производства. каменных и костяных орудий (Медвежья пещера и др.), следы утепленных жилищ говорят о том, что в позднем палеолите возникает и постепенно развивается оседлость, складывается домашнее хозяйство и совершенствуются формы общественной жизни. В эпоху позднего палеолита завершается процесс антропогенеза, происходит становление человека современного типа (homo sapiens), в Европе и Азии складываются основные расы. На Урале начиная с позднего палеолита происходят постоянные контакты восточноевропейского, среднеазиатского и сибирского населения. Этот процесс нашел свое выражение в становлении уральского (смешанного) антропологического типа и в сложении культурных особенностей, свойственных контактным зонам. Так, каменные и костяные изделия, жилища эпохи позднего палеолита имеют аналогии как в памятниках Восточной Европы, так и Средней Азии.

Освоение Урала началось еще в XVI в., когда солепромышленники Строгановы организовали добычу соли в Предуралье (Пермская область). Для защиты своих владений от набегов аборигенов Строгановы наняли казачью дружину под командованием Ермака. Два года дружина Ермака обороняла строгановскую вотчину. В 1582 году весной Строгановы снабдили отряд Ермака всеми необходимыми припасами, включая и оружие, для похода в Сибирь через Урал. Пройдя с боями по Туре, Тавде и Тоболу, отряд Ермака взял в октябре 1582 г. столицу сибирского хана Кучума, город Кашлык. После разгрома сибирского ханства Московское государство начало активное хозяйственное освоение как Приуралья, так и основной территории Урала и далее - Зауралья.
Быстрому заселению Урала во второй половине XVII в. способствовала церковная реформа: скрываясь от властей, гонимые приверженцы "старой веры" селились в местах труднодоступных, а таковым был тогда Урал с его дремучими лесами, горами и многочисленными реками, озерами. Туда же в конце XVII в. были сосланы Петром I бунтовщики. Так возникали, развивались поселения на Урале. Ермаково городище - это место, где сейчас расположен крупнейший город Урала Нижний Тагил.

Первоначально освоение Урала носило сельскохозяйственный характер, в основном животноводческого направления, охотных и рыбных промыслов. На базе этого далее началось создание горнозаводской промышленности, при обнаружении месторождений железной руды. В 1697 г. начальник сибирского приказа А. Виниус порадовал Петра I известием об открытии в Уральском кряже "зело доброй железной руды". Почти одновременно началось строительство двух заводов, Невьянского и Каменского, давших в 1701 г. первый чугун. В 1702-1704 гг. вошли в строй еще два казенных завода: Утусский и Алапаевский. Для сооружения и оборудования Уральских предприятий привлекались тульские, каширские и иностранные мастера. В 1702 г. Петр I даровал тульскому оружейнику Демидову невьянский литейный завод, со всеми льготами по налогообложению. Тогда Петру I было крайне необходимо оружие для войны со шведами. Это оружие Демидов исправно поставлял русской армии. Используя предоставленные государем льготы, Демидовы, расширяя металлургическое производство, построили еще несколько десятков заводов и вскоре стали крупными промышленниками.

Развитие горнозаводского комплекса на Урале было бы невозможным без образования делового центра. В 1723 г. был заложен г. Екатеринбург. Основатели города - два выдающихся деятеля России - Татищев В. Н. и уроженец Голландии В. И. Геннин. В Екатеринбург были переведены из г. Тобольска органы управления горнозаводской промышленностью. Металлургическое производство в новом городе не получило развития. Успешно работали в Екатеринбурге Монетный двор, гранильная и механическая фабрики.
К середине XVI в. горнозаводская промышленность Урала достигла расцвета, уступая по выплавке металла лишь Швеции. Высококачественное уральское железо имело широкий сбыт за границей, даже в Англии. Особенно ценили иностранные покупатели железо демидовской марки "Старый соболь". Но во второй половине XVIII в. строительство казенных (т.е. государственных) заводов почти прекратилось, ранее построенные вместе с приписанными к ним рабочими были за бесценок скуплены великосветской знатью. Однако непомерным выколачиванием денег титулованные владельцы разорили заводы, и те были снова возвращены под управление государства. На рубеже XVIII-XIX вв. развитие горнозаводской промышленности замедлилось. Сказалось и оскудение топливно-сырьевой базы, и ущерб, нанесенный восстанием Пугачева, и конкуренция на внешнем рынке со стороны более дешевого английского металла, выплавлявшегося на коксе. В связи с истощением близлежащих месторождений руды и вырубкой лесов многие заводы закрылись или сократили производство.
Правительство России, обеспокоенное экономическим спадом в горнозаводской промышленности Урала, приняло все меры для улучшения положения. С этой целью на Урал были направлены для изучения ситуации ревизоры, а также две научные экспедиции Академии наук. В состав экспедиций входили геологи, естествоиспытатели, этнографы. Кроме того, на горно-металлургические предприятия Урала были направлены десятки специально нанятых государством Российским инженеров из: Швеции, Англии, Франции, Германии, Бельгии, которые помогали внедрять современные технологии, обучали рабочих новым профессиям. Эту же цель - знакомство с зарубежным оборудованием и работой на нем специалистов - власти преследовали, отправляя российских инженеров и техников за границу.
Металлургическая промышленность Урала, из соображений Обороноспособности, принадлежала государству. А золотопромышленность в первой половине XIX в. стала частной - большая часть золото-платиновых приисков была роздана частным арендаторам. Благодаря такой политике государства Российского Уральские золотопромышленники активно занимались строительством зданий и различного рода архитектурных сооружений - от жилых до административных.

К концу XIX в. на Урале уже было развито индустриальное металлургическое производство, правда, в небольших масштабах. Потому что дальнейшее развитие металлургии и всего горнорудного комплекса Урала сдерживалось отсутствием надежной круглогодичной транспортной связи как внутри этого района, так и с другими районами России. Вплоть до конца 1870-х гг. Урал располагал лишь гужевым и водным транспортом. Грузовые караваны по реке Чусовой отправлялись только в короткий период половодья. При этом множество барок с грузом разбивалось на извилистом фарватере реки о береговые скалы, а вся продолжительность сплава длилась от полутора до трех месяцев. Поэтому местные власти и предприниматели настойчиво добивались строительства на Урале железных дорог.
В 1878 г. вошла в строй первая железная дорога - Уральская Горнозаводская - от Перми до Екатеринбурга через Нижний Тагил. В 1885 г. железную дорогу проложили дальше на восток, до Тюмени. Соединение Урала с общероссийской сетью произошло в конце XIX в. - была проложена ветка Екатеринбург - Челябинск. А в 1909 г. железнодорожная магистраль Екатеринбург - Кунгур - Пермь обеспечила прямой выход в центральные районы страны. Были проложены железные дороги меридионального направления: Богословская, Тавдинская и Западно-Уральская, введенные в эксплуатацию в 1906 и 1917 гг.
Развитие сети железных дорог на Урале значительно стимулировало дальнейшее развитие всего хозяйственного комплекса этого региона, начала развиваться средняя и мелкая промышленность, в частности, деревообрабатывающая, химическая, пищевая, текстильная. Появились машиностроительные предприятия по производству локомобилей, станков, горношахтного оборудования. Стали активно развиваться по всему Уралу и кустарные промыслы, которые наполняли рынок: сельскохозяйственным инвентарем, мебелью, посудой, одеждой и обувью. Кустарные промыслы давали средства к существованию тем, кто не был занят на рудниках и заводах, и тем, кого столыпинская аграрная реформа выгнала из деревни.
Общее бурное строительство на Урале повлекло за собой и развитие художественных промыслов; интерьеры зданий украшались скульптурой и каминами, вазами и светильниками. Резчики по камню на Екатеринбургской гранильной фабрике были полностью загружены заказами. Изделия уральских мастеров-камнерезчиков пользовались большим спросом как в России, так и за рубежом, особенно ценились изделия из малахита и лазурита, так называемая "русская мозаика".
"Русская мозаика" - это технология облицовки крупных изделий тонкими, подобранными по рисунку пластинками, наклеенными специальной мастикой на матрицы из металла или другого материала. Многие работы, выполненные в этой технике уральскими мастерами, находятся в Эрмитаже, в других музеях нашей страны и за рубежом. Все это делалось с применением малахита - ценного поделочного камня-минерала класса карбонатов, имеющего на срезах и полированных плоскостях очень красивый, причудливый рисунок с разнообразными цветовыми оттенками от ярко-зеленого, голубовато-зеленого до темного, иногда буро-зеленого. Уральские мастера применяли малахит для ювелирных и декоративно-художественных изделий - бус, ваз, вставок - для облицовки колонн, столешниц, настенных панно и т. п.
Урал славился также своими мастерами художественного литья из чугуна. Начиная с XVIII в. на многих уральских заводах создавали художественные изделия из чугуна: решетки, плиты, посуду, статуэтки и т. д. Наиболее успешно чугунное литье развивалось на Каслинском заводе, где искусство формовки и филигранной отделки достигло максимального совершенства. К предметам домашнего обихода, оградам, склепам, бюстам добавились ажурные решетки каминов, подсвечники, канделябры, ларцы и многое другое. Как признанный лидер художественного литья, Каслинский завод в 1860 г. был удостоен малой золотой медали на выставке Вольного экономического общества.
Художественное литье высокого качества изготовливалось и на заводах Нижнетагильского округа, где в 30-60 гг. XIX в. особенно прославился своими бронзовыми статуями и чугунными памятниками крепостной скульптор и литейщик Ф. Ф. Звездин. В Пермской области Урала, где преобладало деревообрабатывающее производство, широкое развитие получило в те годы искусство резьбы по дереву. Резьбой по дереву пермские мастера украшали не только предметы крестьянского быта, фасады изб, но и иконостасы в храмах и часовнях. Самобытный характер пермской деревянной скульптуры позволяет понять, как взамен языческих идолов местное население создавало фигуры Христа в виде простого крестьянина, коми-пермяка, татарина, русского.
На Южном Урале, в г. Златоусте работали металлурги-оружейники, чья булатная и высококачественная орудийная сталь пользовались большим успехом не только в России, но и за границей. Урал всегда считался кузницей русского оружия, его орудиями, снабжались армии Петра I, Суворова, Кутузова. Уральские оружейники вносили большой вклад в победы русских армий.
С развитием сети железных дорог на Урале начался рост населения, как городского, так и сельского, правда, этот рост был неравномерным. К концу XIX в. в Пермской губернии прирост населения был равен 42 %, Оренбургской - 23,2 %. Прирост населения городов, особенно тех, которые оказались вблизи железных дорог, был значительно выше, чем в сельской местности: в г. Перми - 3,7 раза, в Екатеринбурге - 2,6 раза. С постройкой уральских железных дорог в городах значительно оживилась торговля, и концу столетия уже насчитывалось более 850 торговых заведений. Произошли изменения и в социальном составе. Значительно выросло количество купцов, мещан, рабочих крупных заводов, а также мастеровых людей, занятых в промыслах, мелких кустарных и ремесленных мастерских. Для обслуживания нужд уральских железных дорог были созданы железнодорожные мастерские, куда принимались в основном квалифицированные рабочие и специалисты.
Одновременно набирала силу и местная буржуазия, причем большинство ее составляли владельцы уральских горных, металлургических заводов, рудников и приисков. Особенность уральской буржуазии состояла в том, что она владела не только заводами, рудниками и приисками, но и землей, их окружающей, то есть промышленники одновременно были помещиками. По данным статистики 90-х гг. XIX в. уральские горнопромышленники были крупными землевладельцами. Например, если при всех 262 металлургических заводах России числилось 11,4 млн десятин земли, то 10,2 млн десятин из них принадлежали 111 уральским заводам.
Еще одна особенность состоит в том, что большинство из крупнейших уральских помещиков проживало в столице России, они играли не последнюю роль в правительстве и придворных кругах, оказывая значительное влияние на принятие необходимых законов, указов и т. д. С ними активно сотрудничали бельгийские, французские, английские и немецкие фирмы. Это способствовало втягиванию уральской промышленности в систему международных монополий.
Значительную часть крупной уральской промышленной и торговой буржуазии составляли выходцы из купцов и деревенских богатеев, сколотивших огромные капиталы, но не имевших того положения в обществе, которым пользовались часто третировавшие их монополисты. Несмотря на все различия и разногласия, местная буржуазия вынуждена была идти по пути объединения сил перед лицом встающих перед ней проблем и трудностей. Правительство России поощряло такие действия и в ряде случаев брало на себя инициативу. В результате в ноябре 1880 г. был созван съезд уральских горнопромышленников в Екатеринбурге.
Уральские горнопромышленники активно содействовали созданию на Урале учебных заведений. Были открыты мужские гимназии в Перми, Уфе, Екатеринбурге, Оренбурге, Троицке. Открываются также, по инициативе и на средства торгово-промышленных кругов Урала и при поддержке земств и других властей, реальные училища в Екатеринбурге, Перми, Красноуфимске, Сарапуле. Кроме того, было открыто уральское горное училище, которое давало среднее техническое образование. В конце XIX в. были отрыты несколько частных горных училищ и штейгерская школа. Горнопромышленники Урала понимали, что без образованных людей-работников невозможно дальнейшее развитие их предприятий. Меценатами, или, как сейчас говорят, спонсорами вышеперечисленных мероприятий были уральские промышленники и купцы А. А. Железнов, Г. Г. Казанцев, П. Ф. Давыдов, Зотовы, Нуровы, Баландины, Тарасовы и др.

Общепринятое описание освоения Урала начинается с оценки похода Ермака. Кто явился инициатором похода? Какова была цель? Какова роль правительства в организации и проведении похода? Получали ли Ермаковцы государственную поддержку? В течение какого времени был совершен подвиг, о котором мы, живущие через 430 лет, не забываем?

В произведениях устного народного творчества - конце XVIII и начале XIX вв. был опубликован рукописный сборник народных песен, былин, в том числе и о Ермаке, собирателем которого предположительно называют русского фольклориста XVIII века Киршу Данилова - инициатором похода показываются казаки - дружинники.

О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей, среди которых:

  • - Самая древняя и признанная всеми более правдивой - Есиповская, написанная донским казаком, сподвижником Ермака, как он сам себя называет, Саввою Ефимовым. Летопись эта окончена в1636 году, когда автору ее было около 80 лет; Казачье «написание» - краткая «скаска» еще живших в Тобольске в 1623 году участников похода - легло в основу Синодика ермаковым казакам - специальной церковной службы, прославлявшей казаков, погибших в Сибирском походе. Синодик стал в дальнейшем одним из источников Есиповской летописи, составленной в 30-е годы XVII в. дьяком Тобольского архиепископского дома Саввой Есиповым. В ней присоединение Сибири было представлено как воплощение «божьего промысла», отвечавшим государственным и царским интересам.
  • -Строгановская, написанная около 1600 года, которой больше всего придерживался Карамзин. В Строгановской летописи на первый план выдвигалась роль промышленников Строгановых в организации похода Ермака. «Строгановы выхлопотали себе царскую грамоту «поступать военной рукою « не только с ближними неприятелями, но и с дальними сибирскими врагами, причем им жаловались земельные угодья в царской «отчине» за Камнем (Уралом). В своих городках-острогах у них уже был давно сформирован набор ратных людей, обученных городовому и воинскому делу. Для Строгановых, мечтавших о «подъеме в Сибирь», такой человек был находкой, и поэтому Строгановы «бросили клич», на который откликнулся Ермак (по некоторым источникам- Токмак) Казаки и Ермак- исполнители воли Строгановых. Особенностью этой летописи было привлечение в качестве документальных подтверждений данной версии материалов вотчинных архивов Строгановых, Синодика Ермаковым казакам и повести начала XVII века «О Сибири»(3).
  • -В Кунгурской летописи (найденной в 1703 г. С.У. Ремезовым, тобольским служилым человеком, историком, географом, архитектором в Кунгуре) написано, что «промчеся воровской слухъ» про «Заворуя Ермака, который имея «спех и храбрость смлада», своевольными вои храбрствовал во единство сердца и вседушко»,- воевал персидские бусы на Хвалынском море, зорил русских купцов и даже «шарпал царскую казну на Волге.» Опираясь на предания казаков дружины Ермака, авторы Кунгурской летописи именно их считали инициаторами похода и с восхищением писали о порядках в казачьей дружине. С.У. Ремезов создал свою «Историю Сибирскую», в основе которой лежат летописи Есиповская, Кунгурская, русские и татарские предания и документы. В ней содержатся сведения о народах Урала и Сибири.(4)
  • - Краткая Сибирская летопись Спасского, изданная в 1820 году. Им же была осуществлена публикация «Чердынские юридические древности»
  • - Латинская, относящаяся к концу ХVІІ века. Летопись эта хранится в Императорской Публичной Библиотеке и в 1849 году переведена на русский язык Небольсиным;
  • - Новая летопись, составленная в конце ХVІІ или в начале ХVІІІ в.в.;
  • - Опросы в 1621 году первого Тобольского архиепископа Киприана оставшихся в живых сподвижников Ермака о покорении ими Сибири и о всех обстоятельствах похода;
  • - В Бузуновском летописце,(«Сказания Сибирской земли», найденные А.А. Дмитриевым) также основанном на устных преданиях о Ермаке, содержится версия об уральском происхождении Ермака- Василия Тимофеевича Аленина, родившегося в одной из Строгановских вотчин на реке Чусовая(5), по другим сведениям, введенным в научный оборот Е.К. Ромодановской, он родился в Сольвычегодской части Строгановских владений в с. Борок на Двине.)
  • -В дипломатических документах конца XVI века отражен официальный взгляд на поход - казаки в них также являются исполнителями царской воли. Ни о Ермаке, ни о Строгановых упоминаний в них нет.

Исторические летописи являются ранними историческими произведениями. В них рассматриваются причины, ход, результаты освоения края русскими, даются оценки роли различных общественных сил в этом процессе. Освоение Урала и Сибири продолжили изучать Татищев В.Н., государственный деятель и ученый, главный управитель уральских заводов (1720-1722, 1734-1737гг.), начавший систематическое изучение рукописных хранилищ Урала в Чердыне и Соликамске. Среди других ценных летописей он приобрел в Далматовском монастыре «Летопись ротмистра Станкевича», содержавшую сведения об освоении Урала в 16--17вв.. В трудах Татищева не только некоторые летописи, но и акты официального делопроизводства, законодательные акты.

В конце 30-40-х годов XVIII в. на Урале работал второй отряд Камчатской экспедиции под руководством ученых - натуралиста И.Г. Гмелина и историка Г.Ф. Миллера. Миллер обследовал архивы Чердыни, Верхотурья, Туринска и собрал ценнейшие документальные свидетельства русского освоения Урала и Сибири, использованным им позже при создании «Истории Сибири». Присоединение Урала и Сибири Миллер считал завоеванием, использование природных богатств - государственным делом. А коренные народы считал народами, находившимися в полудиком состоянии. Он первым заинтересовался вопросами этногенеза народов Урала и влиянием русской колонизации на нерусские народы. Он считал, что только благодаря русским феодалам, купцам и церкви местные народы Урала приобщились к христианству и цивилизации.

О колонизации Урала упоминается в работах Соловьева С.М., Ключевского В.О., который назвал характер развития России - «колонизующийся». Крупным исследователем колонизации Урала был историк и археограф Дмитриев А.А. Изучая данные переписных книг XVI - XVII веков, богатый актовый материал, местные летописи, считал, что экономическое развитие Урала XVI - XVII веков зависело от освоения края, в котором главную роль играла не правительственная, а крестьянская и посадская колонизация. Он исследовал пути проникновения русского населения на Урал, происхождение первопоселенцев, эволюцию местных органов управления в ходе освоения земель и т.д. Им были выделены периоды в истории Урала, которые он связывал с этапами колонизации: Новгородский, Московский. Словари И.Я. Кривощекова, посвященные колонизации, содержали сведения о сельском хозяйстве и крестьянстве.

Трапезников В.Н. считал главной причиной переселения на Урал закрепощение крестьян и классовую борьбу, а основной движущей силой - крестьянство и посадских людей. Утверждал, что русские люди появились на Урале задолго до Строгановых, рассматривал роль монастырей.

В советский период культурным значением колонизации Среднего Урала в разной мере занимались: П.С. Богословский, А.А. Савич, А.П. Пьянков, А.А. Введенский, В.И. Шунков, А.А. Преображенский, В.А. Оборин(заселение и освоение Среднего Урала в ХI- XVIII в.) и др.. В.А. Оборин исследовал наряду с письменными источниками археологические и этнографические, что позволило ему сделать вывод о том, что пашенное земледелие коренного народа (удмуртов и коми-пермяков) существовало задолго до прихода русских. Близость хозяйственного уклада и общественного строя пришлого населения и коренного способствовало заселению и освоению среднего Урала представителями более 15 народностей Урала. Оборин рассмотрел три важнейшие формы колонизации края: крестьянскую, посадскую, монастырско -церковную, и их взаимодействие с правительством. Изучению истории культуры Урала посвящены работы П.С. Богословского(1927г.), Н.Н. Серебрянникова (о пермской деревянной скульптуре), В.В. Данилевского, В.С. Виргинского, В.А. Каменского и др.(6)

В настоящее время в работах В.В. Пундани, В.В. Менщикова разрабатывается тема колонизации Урала.

Известное нам самое первое упоминание о Урале относится к ок. 90г.- 160г.до н.э. На карте древнегреческого ученого Птолемея (под названием Риммейские (Рифейские) горы показаны Уральские горы. Выделяют Северный, Средний и Южный Урал. Средний Урал не отличается высотой, по его территории протекают две большие реки - Чусовая и Исеть.

По данным письменных источников, в VII-V вв.до н.э. на данной территории проживали племена фассагетов, иирков, исседонов, аримаспов, аргиппеев, которые обладали многочисленными стадами животных и сами были отличными всадниками. Над горами летали мифические грифоны - крылатые звери, охранявшие золото(Аристей, Геродот) В русских летописях ХI-ХII в. среди племен, проживающих на данной территории называются пермь, самоядь, югра. В летописях ХIII в. - древние венгры, позднее - племена иткульской культуры (самый известный памятник этой культуры- у города Полевской на горе Думная, металлургический центр, который, вероятно, снабжал продуктами своей деятельности скифо-сарматские племена). В дальнейшем на Урале этнические процессы протекали однотипно, характерным было вливание разных по происхождению и численности этнических групп, особенно во время Великого переселения народов. В настоящее время Урал - уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации, петровского заселения, столыпинских реформ, периода революций и гражданской войны, сталинской коллективизации, ударных строек, репрессий и т.д.)(7)

Таким образом, история заселения и освоения Урала уходит вглубь тысячелетий. О тех временах говорят археологические находки. Верно то, что, находясь на пересечении дорог из Азии в Европу, на границе между степью и лесом, регион являлся местом пересечения многих миграционных потоков. На протяжении тысячелетий через эти земли прошли сотни племен и народов. К X-XV вв. местное население частично освоило территорию Урала. В сохранившихся летописных документах нет твердого ответа на вопрос об инициативе. Темой колонизации Урала занимались и занимаются многие историки.

Существуют разные точки зрения о времени первого знакомства русских людей со Средним Уралом: XIV, XV или XVI столетия. С Северным Уралом, приуральской югрой - первое достоверное свидетельство принадлежит богатому новгородцу Гюряте Роговичу в конце XI века(1092г.)(8) «Русское продвижение на Урал началось в XI веке, и было первоначально проявлением частной инициативы новгородских, затем московских торговых людей, промышленников, приобретавших у местного, аборигенного населения пушнину в обмен на русские товары. На путях их движения возникали поселения- слободки, зимовье, городки. Шли на Восток и христианские миссионеры.» (9)

Отряды, посланные московскими великими князьями, долго не задерживались: добыв драгоценную пушнину (дань с местного населения), уходили домой, на Русь. В конце XVI в. русские крестьяне стали проникать на земли Зауралья, в верховья реки Исети. «Не случайно русский человек начал уходить за Рифейские горы с давних мест обитания достаточно активно после похода Ермака. Кроме обострения социальных противоречий между «верхами» и «низами» русского общества, раскола русской церкви, роста плотности населения в Европейской России, начинавшегося «земельного утеснения», причиной продвижения русских людей за Урал было стремление найти там более благоприятную природную и социальную экологию.

Уходивший за Урал человек, искавший там «земли и воли», нашел здесь «дебрь плодовитую и скотопитательные места пространные зело, реки пространные зело, в их же воды сладчайшие и рыбы различные множество» Это были природные богатства, почти нетронутые людьми. Здесь не было крепостного права.) (10)

Существует версия, что «первыми заселенцами реки Урал были люди, бежавшие от кровавого царствования Ивана Грозного. Около 1559 года наплыв бежавших на Волгу усилился: шайки, состоящие из них, жили грабежами и разбоями. В 1577 году для разгона этих шаек был послан отряд Ивана Муранкина, который своими удачными действиями заставил их бежать, кого в Сибирь (Ермак), кого на Терек (гребенские казаки), кого на реку Урал.Дмитрий Володихин, кандидат исторических наук, в своей статье «Тысяча миль за полтора года», утверждает, что русские воинские люди бывали в Сибири, «брали там ясак, проповедовали Христову веру. На какое-то время сибирские татары оказывались даже в вассальной зависимости от Москвы, притом задолго до Ермака. Но все эти временные достижения не принесли России никакой пользы, помимо репутации сильного и упорного противника»(11).

Становится очевидным, что заселение и освоение русскими края, находящегося «встречь солнцу», было нереальным без создания достаточно эффективной военно-административной системы.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Введение

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прикамье, с исторической точки зрения, - один из интереснейших районов Урала.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Из многих любимых героев, которыми гордится уральская земля, один из самых любимых и популярных - казацкий атаман Ермак Тимофеевич. В Пермской и Свердловской областях множество речек, урочищ, скал, населенных пунктов носит имя Ермака и его друзей, сотников Ивана Кольца, Богдана Брязги, Микиты Пана. Имя Ермака было популярно в народе как символ свободы и независимости, в нем видели пример бескорыстного радетеля нужд народных, искреннего служения Родине.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целью представленной работы является изучить исторические материалы о Прикамье и Древнем Урале.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Задачи:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проследить заселение Урала с самых древних времен.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определить основные этапы развития Пермского края.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Традиционно Прикамьем называют Пермский край, а его столицей - город Пермь. Постепенно люди осваивали край, который стал для них родным. Здесь 15-18 тысяч лет тому назад встретились два потока палеолитических охотников, осваивающих Евразию после отступления ледника, здесь зародилась и сформировалась Уральская антропологическая раса, к носителям которой относятся представители таких коренных уральских народов, как ханты и манси. Именно отсюда в Восточную Европу распространились технологии получения меди и бронзового сплава. В эпоху средневековья Прикамье было поставщиком мехового товара для международной восточной торговой системы и стало первым районом Урала, куда направился поток древнерусских поселенцев в самом начале культурной колонизации русскими евразийских просторов. Впоследствии Западный Урал - важнейший для России район цветной металлургии.

Глава I Заселение русским народом земель Урала

1.1 Русские в Прикамье " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Первые сведения об Урале и Приуралье появляются в русских источниках именно в XI столетии. Под названием Пермь в XI- XIII вв. русским были известны племена вымской культуры - предки коми-зырян, или Пермь Вычегодская, Пермь Старая.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Русские вещи в Прикамье в XI-XIII вв. попадали двумя путями. Вещи южнорусского производства из Черниговской и Киевской земель, а также продукция из русских городов верхней Волги и Оки попадали в Приуралье с булгарскими купцами: пряслица, монеты, браслеты, игрушки погремушки глиняные.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Второй путь проникновения русских изделий в Прикамье - через северные земли, заселенные ближайшими родственниками коми- пермяков. По этому пути русские вещи из Новгорода, Пскова шли вместе с предметами, произведенными финно-угорскими мастерами северо-востока Европы. Следует отметить, что обменные связи были двухсторонними. На Русь из Прикамья поступали меха, различные бронзовые вещи: слитки меди, бронзы. Прикамские украшения найдены в древностях Новгорода, Киева. Даже в далекой Тьмутаракани, русском княжестве, расположенном на берегах Керченского пролива между Черным и Азовским морями, найдена коньковая подвеска прикамского типа.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В XIII - первой половине XIV вв. Верхнее Прикамье, если верить сообщению известного путешественника Марко Поло, входило в состав Золотой Орды. Археологи также сообщают, что ордынских вещей в древностях Прикамья найдено достаточно много. Это бронзовые замочки в виде собачек и коней, височные серебреные кольца в виде знака вопроса и многое другое.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В 1332 г. Иван Калита «возверже гнев, на Новгород, прося у них серебра закамьское». Иногда источники называют это серебро «закаменским», что вероятно всего, более точно, так как имелась в виду часть дани, собираемой новгородскими дружинами в Югре - в Приобье, за Уралом, а Урал в XIV - XVII вв. русские именовали «Камень», или «Каменный пояс», дословно переводя мансийское (югорское) название гор - Нер (камень). Безусловно, что «серебро закаменское»- это те запасы серебряной, прежде всего древнеиранской, посуды и монет, которые на протяжении многих столетий копились на святилищах уральских народов. Своих серебряных разработок на Урале не было. В 1333 г. новгородцы уступили Вычегду и Печору Москве, и здесь, на территории нынешних коми- зырян, устанавливается московский аппарат управления. В 1364 г. новгородцы, не желая терять свое влияние на Урале, предпринимает большой поход на восточной склон Камня и в Преобье. Тогда же здесь строятся первые русские городки. Один из них, на р. Сылве, получил имя Ляпин, по прозвищу одного из руководителей похода Степана Ляпы. В конце XIV в. вхождение Перми Вычегодской в состав Московского государства было закреплено деятельностью православного миссионера монаха Степана Храпа, позднее названого Стефаном Пермским. В 1383 году московский митрополит Пимен с одобрения Дмитрия Донского ставит его во главе новой Пермской епархии, которая позже распространила свою деятельность и на верхнее Прикамья- Пермь Великую 1 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

1.2 Русская крестьянская колонизация Прикамья

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Переселялись сюда в основном крестьяне русского Севера из бывших ростово-суздальских земель. Причиной такой колонизации был поиск свободных от Феодального гнета земель и естественное увеличение населения в уже обжитых районах. В начале XV в. (между 1401 и 1409 гг.) на верней Каме стоится первый русский городок, названный по имени его основателя Анфаловским. Что нам вообще известно об Анфале Никитине кроме того, что он основал первый русский городок в Прикамье и был новгородским воеводой?

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Имя его, к сожалению, почти позабыто. Знают о нём лишь специалисты по средневековой истории Урала и Новгорода. Как удалось выяснить, происходил он из знатного рода. Его отец Никита был посадником в Пскове во времена правления Дмитрия Донского. Кроме Анфала у Никиты было ещё два сына Герасим и Спиридон. От внука Спиридона - Луки Козмича Спиридонова - вели свой род Строгановы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Год рождения Анфала точно неизвестен. Впервые на страницы русских летописей его имя попадает в 1360 году. Новгородские ушкуйники под его началом захватили и ограбили бесермянский город Жукотин близ устья Камы. Сам по себе факт захвата и ограбления города для XIV века обычен. Да и то, что «новгородские мужи» пошли в поход самовольно, без ведома не только Великого князя, но и не спросив «разрешения» городского вече, не удивительно. И раньше неоднократно собирались ватаги «охочих людей» в несколько десятков или сотен человек и уходили на север, северо-восток - в Заволочье, на Печору, на Югру.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Только среди названий рек, по которым они шли, постоянно стала упоминаться Кама. Это свидетельствует о том, что к началу ХY в ока центром ушкуйничества стало Верхнее Прикамье, а если говорить точнее – Анфаловский городок.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Откуда же мог брать Aнфал Никитин воинов для своих походов? Летописи пишут о ратях на десятках судов. Не могло же с ним уйти столько двинян. Одним из источников пополнения дружины, возможно, была Вятская земля, вторым, вероятно, было местное прикамское население. В одном из преданий про Перу-богатыря рассказывается о постройке больших кораблей «пыжей» и о походе на них на Волгу, где пришлось сражаться с Казан-баем.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сколько бы могли совершаться походы ушкуйников с Верхнего Прикамья - сказать трудно, но в 1409 году Анфал организовал поход, который оказался для него последним. Во время боя под г. Жукотиным он попадает в плен. Лишившись своего руководителя, движение сходит на нет. Так по иронии судьбы под г. Жукотиным началась военнная карьера Анфала и здесь же через сорок девять лет закончилась.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Долгие девять лет провёл в плену Анфал Никитин, но всё же в 1418 году ему вместе с сыном удается бежать. Он приходит на Вятку и здесь погибает от руки Михаила Разсохина, одного из атаманов вятской вольницы. Одно из преданий рассказывает, что во время битвы между сторонниками Никитина и Разсохина погибло с обеих сторон около двух тысяч человек. Сам Анфал убил девятерых человек. Насколько это верно, судить трудно. Но даже просто участие в вооружённой схватке для Анфала было подвигом, ведь в 1418 году ему было не меньше восьмидесяти лет. Но на этом мы не будем на истории Анфала ставить точку. Вероятно, у истоков небольшой речки под Чердынью было у Анфала Никитина тайное убежище, где он хранил захваченные во время походов сокровища. Возникает вопрос: где же они сейчас? Кто их увёз? Сам он их взять не мог. Наверное, после смерти Анфала их увёз и перепрятал или его сын, бежавший из плена, или же сокровища были вырыты кем-то из сподвижников Анфала, пока он находился в плену. Долгих шестьсот лет хранит земля тайну о кладе средневекового русского авантюриста, воина, полководца и землепроходца Анфала Никитина. Показав нам в августе 1986 года лишь частичку его, возможно, когда-нибудь кому-то она откроет тайну клада полностью. Анфал Никитин - двинский воевода - перешёл на сторону Москвы. Однако и на московской службе он успел поссориться с властями и вынужден был бежать в те места, где не было ни новгородских, ни московских властей. После смерти Анфала городок продолжал использоваться русскими отрядами ещё несколько десятков лет. К сожалению, остатки городка до сих пор не найдены археологами.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В XV в. русское население проникает в основном на север современной Пермской области. Если верить сообщению чиновника Пермской казённой палаты В.Н. Берха, который в XIX в. изучал древние документы в Соликамске, в первой четверти XV в. вологодские люди Калинниковы начали разработки соляных рассолов на речке Боровой, а в 1430г. перенесли промысел на речку Усолку. Здесь возникает русское промысловое (солеварение) поселение, которое XVI в. превращается в город Усолье Камское (Соликамск). Характерно, что русский солеваренный промысел в XV в. развивается в тех же местностях, где ещё в XI-XIII вв. добывали соль родановцы. К середине XV в. русское население Прикамье возросло настолько, что стало возможным считать север нынешней Пермской области русской землёй, и в 1451 г. московский великий князь Василий II Тёмный передаёт Пермь Великую в качестве удела бывшему вереинскому князю Михаилу Ермолаевичу. Подмосковная Верея перешла великому князю, а бывшая вереинские князя Великопермских. Резиденцией великопермских князей, столицей Перми Великой стал город Чердынь на р. Колве - древнейший русский город Урала из ныне существующих городов. Чердынь имела и второе имя - Пермь Великая. Судя по всему, она возникла на месте двух ещё родановских городищ, и долгое время была совместным пермяцко - русским поселением 2 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Глава II Пермский край в эпоху палеолита

2.1 Заселение Урала человеком

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Заселение Урала человеком было длительным и сложным процессом. Оно происходило в разное время и с различных территорий и характеризовалось прерывистостью. Заселенные места то оставлялись, то вновь осваивались. Это было связано в значительной мере с изменением географической среды: в эпоху оледенений возникали ледниковые, горно- и водно-ледниковые преграды, в эпохи межледниковые - преграды водные. Древнейшие памятники на Урале относятся к древнекаменному веку.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Почти 300 тыс. лет тому назад впервые нога человека ступила на берега Чусовой и древней Камы. До " xml:lang="en-US" lang="en-US">XVII " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> столетия н.э. человек в Прикамье прошел большой путь. Около 6 тыс. лет до н.э. на берегах Камы и Волги сложились основы для будущих финно-угорских народов Евразии.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В " xml:lang="en-US" lang="en-US">I " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. до н.э. на берегах Камы и Волги складывается единая финноязычная общность - ананьинская. Ее племена стали предками современных финноязычных народов Поволжья и Приуралья.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В " xml:lang="en-US" lang="en-US">I " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. н.э. это единство распадается на ряд племен, которые в первой половине " xml:lang="en-US" lang="en-US">II " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. н.э. превратились в древние народности. Были среди них и предки современных коми-пермяков: племена ломоватовской, неволинской и родановской археологических культур.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С севера и юго-востока к их территориям примыкали племенные земли чепецкой и вымской культур - предков современных коми и удмуртов. Через сарматские, а потом через тюркские степи приходят сюда караваны, везущие серебряные сосуды, бусы, прекрасные мечи и другие вещи. Обратно купцы везут меха соболя, бобра, белки, соль и даже зерно.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Х века в пермских землях торгуют булгарские купцы, а в " xml:lang="en-US" lang="en-US">XII " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> в. земли народа вису становятся частью булгарского феодального государства. Булгары селятся вместе с пермяками, в современных коми-пермяках течет определенная толика и булгарской крови 3 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название «пермь» закрепляется и за этими землями. В отличие от Перми Вычегодской верхнекамские земли стали известны под именем Перми Великой. Это название часто встречается в письменных памятниках " xml:lang="en-US" lang="en-US">XIV " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> в.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Природные условия эпохи позднего палеолита (40 тыс. лет назад - VIII тысячелетие до н. э.) не препятствовали дальнейшему расселению человека на Урале. В своем последнем наступлении ледник распространился лишь на Болыпеземельскую тундру, Каспийское море не выходило за пределы прикаспийской низменности. Климат был холодным и влажным, а в конце ледниковой эпохи - резко континентальным. В приледниковой зоне обитали северные олени и быки, южнее - мамонты, шерстистые носороги, дикие лошади. Было много и других более мелких животных, а также птиц. Памятники позднего палеолита на Урале более многочисленны и разнообразны, чем в предшествующий период. На Южном Урале часть стоянок находится в пещерах. На западном склоне такие стоянки обнаружены в Ключевой и Бурановской пещерах. В культурном слое встречаются остатки костров - углистые очажные прослойки и скопления костей животных: шерстистого носорога, первобытного зубра, благородного и северного оленя, лошади, косули, сайги и др. Часть костей раздроблена, на некоторых есть следы обработки. Среди находок несколько кремневых пластинок и отщепов. В других пещерах (Смирновской, Гребневой, Усть-Катавской I и II, Кочкари I и II, Суходольной) также были обнаружены остатки очагов и скопления раздробленных костей животных. Несколько изделий из красно-зеленой яшмы известны из грота Зотинского. Интересные результаты дали раскопки многослойной стоянки Ильмурзино в Башкирии, где человек, видимо, жил непрерывно с конца палеолита до мезолита (эпоха среднего камня). Расколотые кости древних животных и кремневый инвентарь в виде отщепов, пластинок и нуклеусов найдены в Смеловской II пещере на восточном склоне Южного Урала. Отмечая архаичность этого комплекса, О. Н. Бадер относит его к началу позднего палеолита и находит аналогии в палеолитических комплексах Таджикистана. В Южном Зауралье на стоянке Шикаевка найдены остатки двух скелетов мамонтов, лежавших на площади 70 кв. м. Среди костей обнаружены каменные орудия из зелено-красной яшмы, часть которых относится к геометрическим вкладышам-микролитам. Время культурных остатков определяется XIII тысячелетием до н. э. В. Т. Петрин считает, что это было место разделки туш животных. Значительным археологическим памятником Южного Урала эпохи позднего палеолита является Капова пещера (Шульган-Таш) на р. Белой. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений - рисунки мамонтов, носорогов, лошади, сделанные красной охрой на скале. Животные изображены в профиль, в позе идущих в одном направлении (влево). Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов с густо закрашенными контурами. Они переданы в разном масштабе и, по мнению О. Н. Бадера, не составляют композиции. В нижнем этаже рядом с аналогичными изображениями лошадей расположены геометрические фигуры. Это обстоятельство, а также подобные сочетания в пещерах франко-кантабрийского круга позволяют предположить их синхронность. Группы рисунков палеолитического времени, и остатки святилища открыты также в Игнатиевской пещере (Ямазы-таш) на берегу р. Сим. Несомненна сюжетная близость рисунков Каповой и Игнатиевской пещер гравированным изображениям мамонтов из Мальты и мелкой пластике памятников бассейна Дона. Она может быть объяснена значением мамонта в хозяйственной жизни населения трех регионов. Самые близкие параллели не только в содержании рисунков, но и в топографии, а также в стиле изображений Каповой пещеры О. Н. Бадер находил в палеолитической живописи юга Франции.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На Среднем Урале палеолитические памятники известны на обоих его склонах. Кроме стоянки Талицкого, в этом районе в начале 80-х годов найдено еще несколько памятников, из которых наиболее богаты находками стоянки предгорной части Западного Урала гроты Близнецова и Столбовой. Помимо этих пещерных местонахождений каменных изделий и остатков плейстоценовой фауны, на берегах Камского и Боткинского водохранилищ зафиксировано еще свыше десятка верхнепалеолитических стоянок: Горная Талица, Драчевское, Рязановский Лог, Ягодное I и др. На восточном склоне в гроте Медведь-Камень найдены только скопления костей и один отщеп, в гроте Безымянном, кроме костей животных, кремневых нуклеуса и пластины, обнаружены костяные изделия, а также уникальная находка-изображение хищного животного, выполненное из тонкой пластинки бивня мамонта в стиле плоской скульптуры. Несколько палеолитических стоянок известны и на Северном Урале. Одна из них находится в Медвежьей пещере, выше 62° с.ш. Главным объектом охоты обитателей пещеры являлся северный олень, а также мамонт, медведь, песец, лошадь, мускусный овцебык, заяц беляк. Стоянка занимает первое место среди других пещер Урала по количеству кремневых изделий (свыше 700). Главным источником жизни оставалась охота на крупных животных. На Урале начиная с позднего палеолита происходят постоянные контакты восточноевропейского, среднеазиатского и сибирского населения. Этот процесс нашел свое выражение в становлении уральского (смешанного) антропологического типа и в сложении культурных особенностей, свойственных контактным зонам. Так, каменные и костяные изделия, жилища эпохи позднего палеолита имеют аналогии как в памятниках Восточной Европы, так и Средней Азии.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Заключение

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исходя поставленных задач, в ходе работы я могу сделать вывод, что на Урале сложение первобытной формации совпало с освоением всей его территории вплоть до Полярного круга.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сложная культурно-этническая история предопределялась расположением Урала на границе Европы и Азии. Удобные водные пути способствовали взаимным контактам народов двух частей света; степь и лесостепь с глубокой древности были районами постоянных миграционных процессов. Развиваясь по своим внутренним законам население Урала - предки удмуртов, коми, манси, хантов, башкир в эпоху первобытности создали богатую и своеобразную культуру.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наша сегодняшняя история не столь ярка и радостна, как многие периоды прошлого. Приходят в запустение целые поселки и города. Все это последствия неудачных социальных экспериментов, в том числе и по переделке нормального трудолюбивого человека, заботливого, в потребителя не помнящего своих корней.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Список использованных источников и литературы

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Шилов В.В. История и культура Северного Прикамья. Березники, 1995. Кн. 1. С. 15-21, 62-67.

1 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> История Урала с древнейших времен до 1861 г. / отв. ред. А.А. Преображенский. М., 1989. С 10-100.

2 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XVIII века / под ред. А.М. Белавина. Пермь, 1996. С.15-42.

3 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> История Урала с древнейших времен до 1861 г. / отв. ред. А.А. Преображенский. М., 1989. С 10-100.

PAGE \* MERGEFORMAT1