Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку. Биография тараса шевченко

Тарас Григорьевич Шевченко родился 25 февраля 1814 в с. Моринцы Звенигородского уезда на Киевщине в семье крепостных крестьян. Рано потерял родителей, батрачил. Был зачислен в состав барских слуг и 1829 отправлен в Вильно. С начала 30-х годах жил в Петербурге. Весну 1838 г. при содействии К. Брюллова, В. Жуковского и др. Шевченко был освобожден из крепостничества. В течение 1838-1845 гг учился в академии художеств в Петербурге. Позже переехал в Украину, работал сотрудником Археографической комиссии в Киеве. Весной 1847 г. Шевченко был арестован за причастность к Кирилло-Мефодиевского общества и отправлен рядовым в войска. Пробыл в ссылке более десяти лет. Освободившись, жил в Петербурге. Лишь раз после ссылки в 1859 г. посетил Украину. Умер Шевченко 26 февраля 1861 в Петербурге. В мае того же года состоялось пере-захоронения поэта на Чернечей горе возле Канева.

Первые литературные опыты Шевченко пришлись на 1837 1840 увидел свет его дебютный сборник под названием «Кобзарь». Название сборника (кобзарь — народный певец, чаще слепой исполнитель песен и дум под аккомпанемент кобзы или бандуры) является знаком романтического самоопределение поэта. Тематически ранние лирические произведения Шевченко связанные с переживанием одиночества, тоски по родине. В ранних балладах «Порченая», «Тополя», «Утопленница» автор объединяет мотивы разлуки, несчастной любви, семейного преступления с мифологическим мотивом метаморфозы: доведенная до отчаяния человек находит способ альтернативного существования, сливаясь с природой, превращаясь в русалку или растение. Историческая тема в творчестве раннего Шевченко ограничена XVII-XVIII в.- драматическим этапом украинского прошлого, связанный с борьбой против внешней экспансии, национальными и социальными движениями. В поэмах «Тарасова ночь», «Иван Подкова», «Гамалия» Шевченко обращается к разным эпизодам казацкой истории. Упоеми «Гайдамаки» автор осмысливает причины и следствия Колиивщины — восстание украинского народа против национального и религиозного угнетения. Отдельное место в творчестве Шевченко занимает тема женской скорби, в которую он впервые обратился в поэме «Катерина». В раннем творчестве Шевченко мастерски сочетается литературная и фольклорная образность. Поэт обращается к украинской мифологии, широко использует в своих произведениях народную символику.

Характер поэзии Шевченко ощутимо меняется, когда он 1843 посещает Украину, а в 1845 г. переселяется туда на постоянное жительство. Непосредственные впечатления от украинской действительности и общения с читателями вносят заметные коррективы в его поэтический мировоззрение. В творчестве Шевченко усиливаются антиколониальные и антимонархические мотивы. Автор в стихах 1843-1845 гг (этот этап частыее определяют как период «трех лет») эволюционирует от стилизованного народного поэта-кобзаря образу поэта-пророка. В шевченковских произведениях предстает образ Украины, который представляет собой не провинцию Российской империи, а отдельную сообщество с собственной героической историей и национальным самосознанием. Поэт определяет характер отношений Украины с империей, высмеивая и пародируя российские государственные институты в поэме «Сон». Мир империи трактуется поэтом как репрессивный, негуманный и в принципе вражеский человеческой природе. В поэме «Подземелье» Шевченко предоставляет мистериального значения историческим трагедиям украинского народа. Он изображает российскую монархию как воплощение зла, а малейшие проявления сотрудничества с ней — как непростительное попустительство этому злу. Упоеми «Кавказ» автор, характеризуя Россию как зловещую тюрьму народов, отмечает недопустимость любых проявлений колониализма. Программный звучит Шевченково послание украинского «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим на Украине и не в Украйне мое дружеское послание». Призывая к национальному единству, автор приводит ряд аргументов и саркастических замечаний, обращенных к обедневших духом соотечественникам.

В 1847 г. Шевченко был арестован и после непродолжительного заключения отправлен в ссылку. Согласно приговору, ему запрещалось писать и рисовать. Находясь в тюрьме, поэт создал ряд преимущественно лирических произведений, на основе которых позже заключил цикл «В каземате». Большинство произведений цикла тематически связана с Украиной. Уних нашел воплощение эмоциональное состояние заключенного поэта. Первые годы ссылки Шевченко провел в Орской крепости в отдаленном регионе Российской империи. Несмотря на запрет, продолжал писать стихи. Количество созданного им за три года ссылки гораздо больше, чем за все другие периоды жизни. В шевченковской творчества этого периода преобладают лирические стихотворения. В них автор стремится по-новому осмыслить свое призвание, болезненно отзывается на потерю связей с привычной средой, выражает тоску по родному краю, обращается к детским воспоминаниям, с грустью переживает одиночество. Несмотря неединичные проявления сомнений в целесообразности выбранного поэтического пути и определенное разочарование в действенности поэтического слова, в целом поэтические произведения Шевченко представляют сильную личность, критически переосмысливает свою предыдущую жизнь, но не отчаивается под давлением репрессий. В ссылке внимание поэта привлекают такие персонажи украинской жизни и истории, героизм которых проявляется в стоически восприятии ударов судьбы. В поэме «Иржавец» Шевченко сочувственно отзывается о заложника обстоятельств гетмана Ивана Мазепы и запорожцев, которые стали жертвами погромов, устроенных русским войском. В поэме «Монах» образцом патриота возникает казацкий полковник Семен Палий. Автор поэтизирует образ гетмана Дорошенко в поэме «Заступила черная туча. Подобные персонажи нарисованы писателем в поэмах «Варнак», «Если бы тебе пришлось», «Меж скалами, словно вор», «Солдатов колодец». Автор приходит к новому типу героя — народного праведника, героизм которого заключается в прощении врагов и деятельной проповеди добра. Настоящей катастрофой стал для Шевченко арест 1850 г., обусловившим следующее почти семилетнюю поэтическое молчание. Его отправили на новое место ссылки — в Новопетровское укрепление на побережье Каспийского моря. Только 1857, перед самым освобождением, Шевченко восстановил свою поэтическую деятельность.

ом патриота возникает казацкий полковник Семен Палий. Автор поэтизирует образ гетмана Дорошенко в поэме «Заступила черная туча. Подобные персонажи нарисованы писателем в поэмах «Варнак», «Если бы тебе пришлось», «Меж скалами, словно вор», «Солдатов колодец». Автор приходит к новому типу героя — народного праведника, героизм которого заключается в прощении врагов и деятельной проповеди добра. Настоящей катастрофой стал для Шевченко арест 1850 г., обусловившим следующее почти семилетнюю поэтическое молчание. Его отправили на новое место ссылки — в Новопетровское укрепление на побережье Каспийского моря. Только 1857, перед самым освобождением, Шевченко восстановил свою поэтическую деятельность.

Произведения Шевченко, написанные после ссылки, в общем развивают традиционные для поэта темы. В этот период антимонархическое и антиколониальные мотивы он нередко раскрывает через подражание библейских пророков («Исайя. Глава 35», «Подражание Иезекиилю. Глава 19», «Осия Глава XIV». Шевченко стихотворение ощутимо теряет связь с фольклорной поэтикой и приближается к четким строк библейских пророчеств и псалмов. Автор то взрывается ненавистью к кровавым царей-тиранов, то поэтизирует страдальцев и праведников, предсказывая обновление народной жизни. Отдельное место среди произведений Шевченко, написанных после ссылки, занимает его интимная лирика. Она отражает чувства поэта, связанные с намерениями устроить семейную жизнь, раскрывает его болезненное переживание одиночества. Значение Шевченко в украинской истории трудно переоценить. Его творчество сыграло ключевую роль в становлении новой украинской литературы.

(1814 - 1861)

Шевченко Тарас Григорьевич (1814 - 1861), украинский поэт. Родился в селе Моринцы Киевской губернии в семье крепостного кресть янина. Детские годы прошли в родном селе, затем в селе Кириловка. Рано осиротев, познал бесправную долю крепостного. Грамоте его учил сельский дьячок.
В 1828 попал в услужение в дом помещика П.Энгельгардта в селе Вильшана, через год служил в его доме в Вильно, а с 1831 - в Петербурге. Обнаружив способности мальчика к рисованию, Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и послал его в 1832 в обучение к художнику В.Ширяеву.
В 1836 Шевченко познакомился с украинским художником И.Сошенко, а через него - с К.Брюлловым, В.Григоровичем, В.Жуковским, которые решили б освободить молодого художника из крепостной зависимости. В 1838 портрет Жуковского, написанный Брюлловым, был разыгран в лотерее, и на полученные 2500 руб. Шевченко был выкуплен у Энгельгардта. В том же году был принят в Академию художеств, где стал учеником и товарищем Брюллова. Учился жадно, много читал, изучал искусство, овладел мастерством рисунка и живописи. Хорошо знал творчество украинских и русских писателей.
В 1840 в Петербурге был опубликован первый украинский сборник стихов Шевченко - "Кобзарь", начавший новую эпоху в истории украинской литературы. Ранние произведения Шевченко написаны в жанре баллады, поэмы, "думки". Значительные произведения этого периода - поэмы "Катерина" (1838) "Гайдамаки" (1841). На русском языке им были написаны поэмы "Слепая" (1842), "Бесталанный" (1844), драма "Назар Стодоля" (1843).
В 1843 возвращается на Украину, в течение года путешествует, посещает родных, наблюдает жизнь народа, много рисует. Выпустил альбом "Живописная Украина".
В 1844 Шевченко окончил Академию художеств, получив звание "неклассного (свободного) художника", и вновь едет на Украину, решив поселиться в Киеве. К этому времени определяются его революционно-демократические взгляды (знакомится с некоторыми из петрашевцев), рождаются замыслы больших произведений обличительного характера: поэма (комедия) "Сон" (1844); "Кавказ" (1845); "Еретик".
В 1840-е написал множество прекрасных стихотворений, вошедших в сборник "Три года", который завершался стихотворением "Как умру, похороните..." (1845). В 1846 вступил в тайное политическое общество - "Кирилло-Мефодиевское братство", члены которого были арестованы по доносу провокатора. Шевченко был арестован в 1847 и, пройдя каземат Третьего отделения, за революционные стихи в сборнике "Три года", найденные при аресте, был сослан в солдаты в Орскую крепость с приговором Николая 1: "Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать". Но Шевченко продолжал тайно писать стихи, пряча их: поэмы "Варнак" и "Марина" (1848), цикл "Цари" и целая серия лирических стихов, выразивших горячую любовь к Украине, написаны в крепости.
В 1848 Шевченко как художник был включен в состав экспедиции по обследованию Аральского моря, где он много рисовал и создал 350 акварельных пейзажей и портретов. В 1850 по доносу одного из офицеров поэт был арестован в Оренбурге, по этапу отправлен в Орскую крепость и заключен в каземат. Вскоре был переведен на полуостров Мангышлак Каспийского моря, в Новопетровское укрепление.
В 1851, несмотря на усиленный надзор, Шевченко вновь включен как художник теперь в состав геологической экспедиции в горах Каратау. В Новопетровске с разрешения коменданта укрепления поэт в свободные от службы часы писал повести на русском языке, надеясь напечатать их под псевдонимом в русских журналах. Так были написаны повести "Княгиня" (1853), "Музыкант" (1854), "Несчастный" (1855) и др. Здесь же было создано много пейзажей, портретов, жанровых рисунков.
После смерти Николая 1 Шевченко был освобожден по амнистии, но не сразу, а лишь после настойчивых хлопот друзей. По дороге в Петербург вынужден был задержаться в Нижнем Новгороде, так как ему был запрещен въезд в обе столицы. Здесь была написана поэма "Неофиты" (1857), триптих "Доля", "Муза", "Слава".
Друзья Шевченко добились для него разрешения жить в Петербурге, и по приезде туда он оказался в центре внимания. Сблизился с кругом "Современника", "Искры", со многими русскими и польскими революционными демократами (Чернышевским, Курочкиным и др.). В 1860 Совет Академии художеств присвоил ему звание академика по классу гравюры.
В годы революционной ситуации в России Шевченко использовал библейские и евангельские сюжеты для воплощения революционных идей: "Подражание II псалму", "Подражание Иезекиилю. Глава 19" (1859), поэма "Мария" и др. В 1860 написал смелое и сильное стихотворение "Свете тихий! Свете ясный!.."
В 1861 день своего рождения Шевченко встретил тяжелобольным (расстройство печени, сердца, водянка). Под утро он скончался. Это случилось 26 февраля (10 марта н.с.) в Петербурге.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

«ВЕСЕЛКА»


Художественное оформление

ВЛАДИМИРА ЮРЧИШИНА

Предисловие члена-корреспондента

АН УССР Е. П. КИРИЛЮКА

Составление и примечания

доктора филологических наук

С. М. ШАХОВСКОГО

Сканирование, распознавание, вычитка и конвертация в FB2 - Alien

(корректура неполная)


©Издательство «Веселка», 1984,

предисловие, составление, примечания, иллюстрации, художественное оформление.

РУССКАЯ ПРОЗА ШЕВЧЕНКО

Человеческий гений проявляет себя во многих областях. Шевченко был крупнейшим поэтом современности и в то же время замечательным художником, удостоенным звания академика. После ареста за участие в тайном революционном обществе он был сослан в солдаты в далекий пограничный корпус с запрещением писать и рисовать. Но и здесь он продолжал тайно писать свои революционные стихи. Спустя три года последовал второй арест. Несмотря на то, что поэт успел передать миниатюрную книжечку со стихами верным друзьям, его все же ждала вторичная ссылка в далекий прикаспийский гарнизон.

Хотя и здесь поэт нашел благородных друзей, он решил не испытывать больше судьбу и в свободные от караульной службы часы в течение семи лет украдкой писал только повести на русском языке. К сожалению, не все они дошли до нас. Так нам известно название одной из них - «Повесть о безродном Петрусе», ученые догадываются о ее содержании, но сам текст произведения утерян.

Поскольку произведения Шевченко было строжайше запрещено печатать, он попытался передать свои повести через друзей в Петербург для публикации под псевдонимом «Кобзарь Дармограй». Однако осуществить этот замысел не удалось. И дело не только в цензуре. Замечательный русский писатель Сергей Аксаков был искренним другом поэта, но он полагал, что повести Шевченко уступают его украинским стихам. Когда Шевченко возвратился из ссылки, Аксаков не посоветовал ему печатать повести, и хотя Кобзарь и мог бы предложить издателям свои прозаические произведения, он прислушался к мнению друга.

Только спустя два десятилетия после смерти Шевченко друзья поэта напечатали его повести. Об этом речь впереди.

Мы предлагаем вниманию юных читателей лишь четыре повести Шевченко. Первой написана «Наймичка».

В этом произведении автор использовал фабульные ситуации одноименной поэмы, но сюжет несколько видоизменил. Героиню повести он назвал Лукией, ввел новые эпизоды, показал встречу с офицером-соблазнителем. В образе Лукии мы видим новые черты - ее высокую моральную стойкость. Соблазнитель предлагает ей руку, но Лукия отвергает предложение: «Не хочу я быть офицершей. Я мать офицерского сына, с меня довольно!» Автор раскрывает силу простой девушки: «Каких усилий, какого тяжкого труда ей стоило переломить себя. И только одна благородная, возвышенная любовь матери спасла тебя от разверзавшейся в другой раз перед тобою пропасти».

В повести шире, чем в поэме, раскрыта высота народной морали. Яким и Марта, безусловно, догадываются о судьбе Лукии, но принимают ее у себя с маленьким сыном: «О роду и племени ее они как бы боялися с нею речь заводить, инстинктивно понимая, что у несчастного не должно спрашивать о его прежнем счастии».

В тексте повести встречаются важные моменты, о которых, конечно, не было и упоминания в поэме. Шевченко прекрасно понимал всю тяжесть жизни подневольного крестьянства и как выдающийся мыслитель мечтал об облегчении крестьянского труда: «О агрономы-филантропы! Выдумайте вы вместо серпа какую-нибудь другую машину. Вы этим окажете величайшую услугу обреченному на тяжкий труд человечеству», - писал он в повести «Наймичка». Как известно, лишь после победы социализма в нашей стране была осуществлена мечта великого писателя.

Иногда Шевченко прибегает к историческим экскурсам, четко выделяя при этом свои собственные взгляды. Так, упомянув о кургане «Королева могила», он добавляет: «Последние, быть может, окопы Карла XII, потому что он в этих местах когда-то шлялся со своими синекафтанными шведами». В другом месте, уточняя название «Ромоданов шлях», он сначала писал, что делает это «по долгу списателя народного быта». Затем автор снимает два последних слова, подчеркивая этим, что он ставит перед собой более широкие задачи, а не только воспроизведение быта. Шевченко раскрывал типические образы в типических обстоятельствах, не раз упоминая своего предшественника в прозе Гоголя. (Так, он сравнивает старого Якима с Афанасием Ивановичем после смерти Пульхерии Ивановны).

В повести «Наймичка» мы видим широчайшую палитру художника: «Солнце близилося к горизонту и золотило своим желто-багровым светом и без того золотые, уставленные копнами поля благодатного села. Широкая долина покрывалася прозрачным светло-фиолетовым туманом и спрятала прекрасную линию своего горизонта в тумане. Сула зарделася матовым румянцем, как загоревшая на солнце молодая жница при встрече с милым косарем своим. По желтому пурпурному мату извилистой Сулы кое-где тянутся за рыбачьим челноком светлые блестящие струйки. Тянутся - и пропадают в темно-зеленом очерете».

Вслед за «Наймичкой» по фабуле одноименной поэмы была написана повесть «Варнак», а немного позже - повесть «Княгиня» по фабуле поэмы «Княжна». В конце 1854 и начале 1855 г. Шевченко пишет повесть «Музыкант» по оригинальному сюжету. Произведение посвящено крепостной интеллигенции. В русской литературе 30-40-х годов тема эта уже разрабатывалась В. Белинским («Дмитрий Калинин»), А. Тимофеевым («Художник»), Н. Павловой («Именины») и др. Образ талантливой крепостной артистки особенно сближает произведение Шевченко с повестью Герцена «Сорока-Воровка» (1848), в основу которой положен эпизод, рассказанный М. Щепкиным. К сожалению, мы не знаем, была ли известна Шевченко повесть Герцена, опубликованная в журнале «Современник». Действительность того времени давала много подобного материала. Не случайно Шевченко называет конкретные села, в которых про- исходят*события: Дигтяри, Сокиринцы, Качановка, называет почти собственными именами помещиков-крепостников. Ведь каждый читатель в образе Арновского легко мог узнать весьма популярного мецената Г. Тарновского, владельца Качановки.

В свое время к середине 30-х годов мне пришлось работать в Харькове в Институте Тараса Шевченко Нарком- проса УССР и готовить академическое издание его сочинений. Мне поручили подготовить текст повести «Музыкант».

Известно было, что эта повесть впервые была опубликована после смерти автора в киевской газете «Труд» за 1882 г., а немного позже вторично напечатана в журнале «Киевская старина» за 1887 г.

Комплект газеты «Труд» я не мог достать в Харькове и сверял текст автографа с журнальной публикацией. И что же оказалось? Буржуазные фальсификаторы пытались скрыть от читателей название сел, в которых происходило действие, а также фамилии помещиков-крепостников. Впоследствии во время командировки в Киев я сверил текст и по газете «Труд». Оказалось, что отклонений от оригинала в журнале было не меньше, чем в газете. В газете текст публикации подготовил известный в свое время критик В. П. Горленко. Он старательно затушевывал от читателей, где именно происходит действие. Вместо «Прилуки» - ставил букву «П», вместо «Дигтяри» - «Д», а вместо «Качановка» - писал «Кленовка». Шевченко в автографе дал почти подлинную фамилию помещика-крепостника: «Арновский», а публикатор везде заменил ее «Кленовский». Только в академическом издании 1948 г. текст повести напечатан по подлинной рукописи Шевченко.

Факт этот весьма показателен: помещики реакционного толка пытались скрыть от читателей названия сел, где происходили эти мерзостные истории, а также имена их владельцев.

Главная идея повестей и Герцена, и Шевченко общая: показать, что страдания талантливых крепостных - не единичное явление, а закономерность крепостнической действительности. Композиционно повесть «Музыкант» имеет форму путевых заметок автора, который по поручению Киевской археографической комиссии описывает в селах исторические памятники. Часть повествования имеет характер писем крепостного музыканта Тараса Федоровича и воспоминаний другого персонажа произведения Ивана Максимовича. Нам кажется, что Шевченко не случайно назвал своего героя Тарасом. Сирота-крепостной оказался музыкантом-виртуозом, скрипачом и виолончелистом. С большим мастерством он исполняет сложные классические произведения Мендельсона, Шопена, Вебера, Беллини. В повести говорится, что его исполнение высоко оценил великий Глинка. И в то же время герой повести Тарас вынужден, как и раньше, выполнять за столом обязанности лакея.

июля 02 2011

Отче наш, Тарас всемогущий, Что создал нас гением своим На моей земле, как правда, сущий, Бьющий в неправду, как будто гром. (Д. «Молитва»)

Отцом, Гением, Пророком, Предтечей, называют его. А мне ближе всего народное - Кобзарь. Разве можно найти более соответствующее «звание», которое выражало бы глубокий почет людей того, кого считали певцом народным. Каким-то непостижимым феноменом является тот факт, что , который появился в мире свыше двух сотен лет тому назад, воспринимается как наш духовный сообщник и современник настоящего - и будет восприниматься так еще целые века. Его является искусством такого глубокого философского содержания, что мы открываем его для себя снова и снова, каждый раз находя новое, неизведанное в его наработке.

июля 02 2011

Автор сознается: «Я не могу разминуться с человеком. Я не могу быть одиноким». Иногда именно это раздражает, утомляет, потому что человеку необходимо время от времени уединиться: «Меня утомили люди. Мне наскучило быть заездом, где вечно толкуются те создания, кричат, суетятся и мусорят. Распахните окна! Проветрите жилище!.. Пусть войдут в дом чистота и покой». Это стремление покоя и одиночества иногда бывает таким сильным, что готов согласиться на любой способ достижения желанного: «Смерть? Сон?» Следовательно, приходит желание хотя бы на время отдохнуть, послушать не «ревучие потоки человеческой жизни», а желанную тишину.

июня 30 2011

Я просто списываю - слово в слово - то, что сегодня напечатано в Государственной Газете:
“Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах - быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное , наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово.
От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства:
Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства.
Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ.
Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!”
Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Да:

июня 30 2011

Просмотрел все написанное вчера - и вижу: я писал недостаточно ясно. То есть все это совершенно ясно для любого из нас. Но как знать: быть может, вы, неведомые, кому Интеграл принесет мои записки, может быть, вы великую книгу цивилизации дочитали лишь до той страницы, что и наши предки лет 900 назад Быть может, вы не знаете даже таких азов, как Часовая Скрижаль, Личные Часы, Материнская Норма, Зеленая Стена, Благодетель. Мне смешно и в то же время очень трудно говорить обо всем этом. Это все равно как если бы писателю какого-нибудь, скажем, 20-го века в своем романе пришлось объяснять, что такое “пиджак”, “квартира”, “жена”. А впрочем, если его переведен для дикарей, разве мыслимо обойтись без примечаний насчет “пиджака”?
Я уверен, дикарь глядел на “пиджак” и думал:
“Ну к чему это? Только обуза”. Мне кажется, точь-в-точь так же будете глядеть и вы, когда я скажу вам, что никто из нас со времен Двухсотлетней не был за Зеленой Стеною.

июня 30 2011

Опять не то. Опять с вами, неведомый мой читатель, я говорю так, как будто вы… Ну, скажем, старый мой товарищ, R-13, негрогубый, - ну да все его знают. А между тем вы - на Луне, на Венере, на Марсе, на Меркурии - кто вас знает, где вы и кто.
Вот что: представьте себе - квадрат, живой, прекрасный квадрат. И ему надо рассказать о себе, о своей жизни. Понимаете, квадрату меньше всего пришло бы в голову говорить о том, что у него все четыре угла равны: он этого уже просто не видит - настолько это для него привычно, ежедневно. Вот и я все время в этом квадратном положении. Ну, хоть бы розовые талоны и все с ними связанное: для меня это - равенство четырех углов, но для вас это, может быть, почище, чем бином Ньютона.

Гайдамаки

Все идет, все проходит - и края нет.

Куда же оно делось? Откуда взялось?

И дурак, и мудрый ничего не знает.

Живет... умирает... Равно зацвело,

А второе увядало, навеки увядало...

Поэт обращается к гайдамаков, что когда-то гуляли Украиной, ища свободы, просит их вернуться.

Теперь слава казацкая забывается, люди живут мелкими интересами, обычными бытовыми делами. Никто уже не слушает с таким вниманием старцев-кобзарей, которые поют о казачьи подвиги.

И лирический герой не обращает на это: он сам, в своем доме, будет петь старых песен, будет вспоминать. Как будто сама величественная история разговаривает с ним, и от этого становится легче.

Интродукция

Поэт высмеивает чванливой некогда Польши, которая считалась равной Московщине и Турции, пока королем не стал Понятовский. Теперь Польша потеряла свою государственность. Против короля подняли восстание Пулавський и Пац. Вместе с ними поднялись сто конфедератов. От них очень пострадал украинский народ, потому разбрелись они Украиной и "забыли волю спасать", а наоборот начали разрушение. А в это время "гайдамаки ножи освятили".

Ярема служит у жида, который очень угнетает парня-сироту, не имеет в мире родной души. Единственное, что приносило утешение, - любимая девушка.

Поэт рассказывает о тяжелой сиротскую судьбу Яремы, бесконечные образы, которые тот испытывал.

Старый жид в своем доме подсчитывает деньги, судьбы спит его жена Хайка, а на кровати лежит красавица-дочь. Ярема в это время отправился в Вильшану.

Конфедераты

Конфедераты врываются в дом еврея и бьют его нагайкой, все хотят узнать, куда он спрятал дочь. Жид отвечает, что дочь умерла, и конфедераты не верят ему, продолжают пытать, заставляют креститься и смеются.

Поят жида водкой и велят петь. Затем требуют денег. Когда же жид рассказывает, что не имеет денег, его начинают хлестать кнутами. Старик не признается, но предлагает конфедератам поехать в Ольшаны, потому что там у ктитора очень хорошая дочка.

Конфедераты приказывают ростовщику ехать с ними, чтобы показать дорогу.

Ярема идет к Ольшаны, чтобы встретиться с Оксаной, дочерью тытаря. Ждет ее в роще, поет песни. Девушки долго нет, и вот наконец она приходит именно в то время, когда парень спел грустную песню про свою несчастную судьбу.

Происходит радостная встреча влюбленных. Ярема рассказывает, что собирается прибиться к казакам, чтобы снискать славы и денег. Оксана опечалилась, услышав такую весть. Ей жалко расставаться с любимым, ведь он может ее забыть.

В это время к дому тытаря врываются конфедераты, которые ищут денег и девушки. Не услышав от тытаря ничего, они убивают его, затем зажигают церковь. Прибегает Оксана, которая падает в обморок, увидев мертвого отца. Конфедераты подхватывают и уносят с собой.

Ярема в настоящее время идет в Чигирин.

Праздник в Чигирине

Снова лирический герой сожалеет по потерянным героическими годами. Мыслью он возвращается в Чигирин, где все готовятся к "празднику". Собралось очень много людей из всех уголков Украины, все это казаки.

Между старшинами происходит разговор, в котором они вспоминают своих вожаков и радуются, что собралось здесь так много людей.

Между людьми расхаживает слепой кобзарь Волох, который поет о том, как гуляли казаки с Максимом Железняком.

В это время зазвонили колокола, которые зовут к бою. Гайдамаки сразу же бросили все дела и собрались. За ними медленно ковыляет старый кобзарь и поет.

Возле церкви гайдамаков встречают попы, которые призывают защитить родную землю, что страдает от надругательства. Украина страдает, уничтожаются молодежи ее силы, умирают люди.

Казаки начали молиться, а священники освящают им ножи.

Третьи петухи

После праздника Маковея гайдамаки ждут только ночи, чтобы начать резню. Украиной текут кровавые реки.

Теперь о тех временах напоминают лишь старые могилы. Но кто посмотрит на них, кто вспомнит? Внукам безразлично, потому что они "господам рожь сеют".

Поэт вспоминает славу Гонти, Зализняка.

Ярема идет к Черкасс, чтобы бить врага. Дорогой вспоминает он свою любимую девушку и сокрушается, что может никогда ее не увидеть.

Красный пир

По всей Украине звонят колокола - то "по аду гуляют" гайдамаки. Зализняк только призывает "мордовать бешеных" ляхов.

Ярема летает - "по три, по четыре так и кладет". Дрались, пока совсем не осталось врагов, тогда стали отдыхать.

Зализняк выделяет среди всех отважного Ярему, и спрашивает, откуда тот пришел. Узнав, что парень с Ольшаны, вспоминает, как там убили ктитора и украли его дочь.

От страшной вести Ярема теряет сознание, а затем наполняется еще большей ненавистью к конфедератов.

Зализняк дает ему фамилию Галайда, что означает "бездомный бродяга".

Отряд приезжает в Черкассы. Ярема страдает от страшного горя, вспоминает Оксану.

Гайдамаки прячутся в лесу.

Гупалівщина

Когда восходит солнце, Украина лишь кое-где дотлевает. В домах прячется испуганная шляхта. Везде трупы.

У гайдамаки идет каждый, даже женщины и дети.

Когда отряд прибывает в Вильшану, Ярема подробно расспрашивает о смерти ктитора и похищения Оксаны.

По дороге к Лисянки отряд прихватывает с собой конфедератов, которые охраняли сокровище. Сокровище забирают.

Пир в Лысянке

Уже начало смеркаться, а гайдамаки все наказывают шляхту. Убивают даже женщин и детей. Галайда все никак не может утолить жажду мести за свою Оксану. Над городом занимается пожар.

Гайдамаки празднуют победу. Зализняк просит Волоха спеть веселой песни. Гайдамаки танцуют.

К расстроенного Яремы подкрадывается жид и рассказывает, где находится Оксана. Он вызывается помочь парню.

Гонта собирается штурмовать дома господ, не обращает внимания даже на просьбу Яремы не делать этого, потому что там его возлюбленная.

Галайда исчезает - вместе с жидом он отправляется спасать девушку. Без сознания они вывозят Оксану в Лебедин.

Оксана рассказывает старой монахини о событиях в Вильшане. Она совсем больна и ничего не помнит.

Только упоминание о любимом отвлекла девушку от попытки самоубийства.

Бабушка рассказывает, что сюда ее привез Ярема Галайда, который обещал вернуться через неделю. Девушка обрадовалась, потому что то, пожалуй, ее Ярема.

Через неделю Ярема обвенчался с Оксаной, но уже вечером вынужден был покинуть жену и драться с ляхами.

Гонта в Умани

Украина все еще пылает в огне битвы. Дети в селах остались у родителей, нигде не видно людей, лишь воет зверь.

Максим Зализняк получил в лице Яремы вірногасина, который выполняет его приказы, режет ляхов без сожаления.

В полночь гайдамаки вступают в Умань. К Гонты и Железняка приводят ксендза, вместе с которым следуют дети-католики Гонты.

Гонта злится, что его дети стали католиками, он считает, что должен их убить, потому что так велит его военная присяга.

Гайдамаки страшно наказывают всех католиков, а потом начинают пить и гулять. Кобзарь поет песни.

Гонта ищет своих сыновей, чтобы похоронить их. Кладет их в яму, целует и крестит, а потом плачет от горя.

Все это было очень давно, никто из живых не видел воочию. Еще дед когда-то рассказывал о Колиивщине, о Зализняка и Гонта. Почти год убивали они ляхов.

Потом умер Гонта, за ним и железную руду. Остался только Ярема. Гайдамаки разошлись кто куда.

Предисловие

Предисловие подается в конце поэмы. Еще раз напоминает поэт про старые времена, просит потомков жить дружно.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Гайдамаки были участниками народно-освободительного движения против польского гнета на Правобережной Украине.

Восстания 1768 г. возглавили Зализняк и Гонта.

Поэма "Гайдамаки" - крупнейшая по объему поэма Тараса Шевченко. Написана она на историческом материале. Центральный образ поэмы - восставший народ, горящая в огне Украина. Примером для поэта становятся прошлые годы, историческое прошлое угнетенной теперь Украины. Участники восстания изображаются как герои. Они не жалеют отдать свою жизнь за родную землю.

Ярема Галайда - это не историческая личность, но об этом человеке записаны народные предания и песни. Поданный его образ в романтическом духе. Парень наделен исключительными чертами: сказочной силой, неслыханной храбростью. Прославился Ярема своей преданностью народу и своему делу. Максим Железняк и Гонта - лица исторические. В поэме подчеркивается их храбрость, любовь к ним гайдамаков.

По жанру "Гайдамаки" - лиро-эпическая поэма героического характера. Она состоит из двух вступлений, одиннадцати глав и эпилога, послесловия.

Ведущая идея произведения - возвеличивание национально-освободительного движения на Украине.