Краткая биография М. Ганди

7 178

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года.
11 (23) октября был крещен. Его бабушка, Елизавета Алексеевна, была его крестной мамой.
По настоянию Елизаветы Алексеевны, бабушки, мальчика назвали Михаилом, в честь деда, Михаила Арсеньева.
Бабушка Михаила Юрьевича, по преданию, основала село в честь внука- Михайловское.

Детство и семья Михаила Юрьевича Лермонтова

Родители Михаила Юрьевича умерли, когда он был совсем маленьким. Его семьей была его бабушка по линии матери, которая растила его. Она старалась отдать внуку все, на что мог претендовать продолжитель рода Лермонтовых.
Михаил Юрьевич провел детство в поместье бабушки. Он рос в любви и заботе. Маленький Лермонтов часто болел. Больше всего Золотухой.
Вследствие своих болезней, Лермонтов был лишен многих детских забав. Он искал эти забавы в самом себе. Он мечтал.
Лермонтов влюбился, когда ему было 10 лет.

Воспитание и образование Лермонтова

В 1825 году Лермонтов начал учиться. Выбор учителей был неудачным. Поэтому, имея страсть к чтению, Лермонтов занялся самообразованием. Изучил несколько языков.
В возрасте 15 лет он сожалел о том, что не слышал в детстве русских народных сказок. Ему нравились персонажи и герои.
Своим воспитанием и образованием он обязан своей бабушке, Елизавете Алексеевне. В Москве она готовила его в Университетский благородный пансион. Притом, что сразу в четвертый класс!
Там, будущий поэт, обучился математике и грамотности. В результате- изучил четыре языка и играл на четырех музыкальных имнструментах. Он умел рукодельничать и увлекался живописью.
Михаил Лермонтов был в этом пансионе почти два года. Его образованием занимались Мерзляков и Зиновьев. Там развивался его интерес к литературе.
Он любил читать. Но был настолько одинок, что «ушел из внешнего мира», и создал в своем разуме свой собственный мир.

Елизавета Алексеевна — бабушка М. Ю. Лермонтова

Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова

Шестнадцатилетний Лермонтов был не особо интересен для юных барышень, и на свои чувства он не получал того же в ответ.
К его соседке, Вареньке Лопухиной, он питал глубокие чувства до конца жизни.
Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова начались летом, 1830 года, когда он акцентировался на личности Байрона. Ему нравилась его поэзия. Он находил себя схожим с ним.
Немного позже, поэт знакомится с Ивановой Натальей Федоровной. Для нее он посвящал стихи. От нее Лермонтов впервые почувствовал ответные чувства. Но, спустя немного времени, Иванова предпочла состоятельного соперника.
Михаила Лермонтова терзали негативные чувства от измен и неверности. Он писал стихи о том, насколько мучительными для него были эти переживания.
У Лермонтова было много противоречий. Он не мог определиться между любовью и поэзией. Одно другому создавало препятствия.

Учеба Лермонтова в Московском университете

В 1830 году Михаил Юрьевич становится студентом Московского университета.
За его стенами развивалась умственная жизнь. Михаил Лермонтов проявлял больше интереса к светскому обществу, чем к беседам товарищей. Он наблюдает за жизнью, какой она является в действительности.
У поэта прошли чувства доверия, дружбы и симпатии.
Лермонтов уважал университет больше, чем своих товарищей. Он учился среди восторженной молодежи. А его склад ума был иным. Время в университете дало Лермонтову большой толчок для его поэзии. Он становился более талантливым.
Михаилу нравилось посещать балы и маскарады. Там он мог радоваться.
В поэзии Лермонтова отражалась точность его настроений. Он словно «одевает маску» безразличия и презрения как самозащиту от душевных травм.
Учеба Лермонтова в Московском университете прошла всего год с лишним. Он был вынужден уйти из-за нехорошей истории с одним из профессоров.
В университете у Лермонтова произошли некоторые разногласия: где-то он был сверхначитан, а где-то не знал лексиконного материала.
И после пререканий с экзаменаторами ему поставили пометку: «Посоветовано уйти».

Гвардейское время

После школы Лермонтов также, как и прежде, жил увлечениями, но с упреками совести. Об этом он писал своей подруге и старался, чтобы никто не узнал.
Знающие Лермонтова люди, всегда считали его добрым и любящим. Но для него самого это казалось унизительным. Он старался выглядеть беспощадным, словно женских сердец, тираном.
Лермонтов мстил. Он помнил старые обиды. Спустя время, отомстил и Екатерине Сушковой. Да так, что даже расстроил ее брак с Лопухиным.
Позже он показал удивление о произошедшем. А потом объяснился, что не любит.
Михаил Лермонтов был равнодушен к службе.
Он был болен, когда узнал о смерти Пушкина. Каждый рассказывал ему свою версию произошедшего.

Но только врач Лермонтова правдиво рассказал ему о дуэли и смерти поэта Александра Пушкина.
Лермонтов был очень огорчен этим событием. Он написал произведение «Смерть Поэта». Это стихотворение вызвало похвалу Дантесу. Один из родственников Лермонтова стал упрекать его в этом. Тогда поэт разгневался и выгнал гостя. Он написал последние 16 строк…
Результатом было судебное разбирательство и арест.
За Лермонтова вступились друзья Пушкина и бабушка, у которой были связи.
Через время Лермонтов был переведен прапорщиком, как и прежде, на Кавказе. Поэт был в изгнании. Ему было много внимания, а также сочувствие и вражда.

Лермонтов. Ссылка на Кавказ

Первый раз Михаил Юрьевич был в ссылке на Кавказе всего несколько месяцев, благодаря его бабушке. Несмотря на то, что Лермонтов служил весьма недолго на Кавказе, он изменился нравственно. Основной темой его произведений был кавказский фольклор. И ему очень нравилась кавказская местность. Но здесь его почти не ценили и мало понимали. В нем были злость и горечь.
Возвращаясь в Петербургское общество, за Михаилом Лермонтовым начинают ухаживать любительницы знаменитостей. Поэт акцентирует образ, нравившийся ему еще в юности.
На Северном Кавказе Лермонтов писал о том, что ему присуще. То, что он переживал и чувствовал. Это все отражалось в его произведениях.
Именно в ссылке на Кавказе, Лермонтов стремился к реальному творчеству. Все окружающее его, оказывало влияние.

Первая и последняя дуэль Лермонтова

После первой ссылки у Лермонтова накопилось достаточно произведений.
Он стал популярным писателем России и начал общаться с друзьями Пушкина.
В 1840 году Михаил Лермонтов был приглашен на бал к одной графине. Там он вступил в спор с сыном французского посла, где тот вызвал Лермонтова на дуэль. 18 февраля (1 марта) они вдвоем бились на шпагах, но у Михаила Юрьевича Лермонтова переломился клинок. Пришлось перейти на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. А Лермонтов разрядил пистолет и выстрелил с сторону.
Участники разъехались.
За то, что не было сообщено о дуэли, Лермонтова арестовали. Соперник привлечен к суду не был.
По многим расследованиям, Лермонтов был переведен обратно на Кавказ.
Вторая ссылка значительно отличалась от первой, где он мог жить спокойно. Сейчас же ему полагалось участвовать в военных действиях.

Приехав в Пятигорск, Лермонтов поссорился с майором в отставке, Николаем Мартыновым.
Одна из причин дуэли Лермонтова- неуместные и обидные шутки в его сторону.
В «Записках декабриста» Н. И. Лорер писал, что Лермонтов неуместно и обидно шутил в присутствии дам и насмехался над Мартыновым.
И тогда, вышедший из терпения, Мартынов, сказал, что знает, как заставить Лермонтова замолчать. Лермонтов же заявлял, что ничьих угроз не боится.
Мартынов много прощал поэту обидные шутки, разговаривал с ним об этом, но Лермонтов все равно шутил.
Своим поведением и своими словами он спровоцировал с ним дуэль.
15 июля (27 июля) 1841 года Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов в грудь поэту.

Присутствовавший на дуэли секундант сказал, что для своих друзей и близких Михаил Юрьевич Лермонтов был простым и добродушным. Но для остальных- задирой.
Несмотря на хлопоты друзей, после смерти, Лермонтова не похоронили по церковным обрядам. Многие из высшего общества говорили, что туда ему и дорога.
Николай I сказал: «Собаке- собачья смерть». Также, как говорила когда-то бабушка Лермонтова о своем муже.
Позже Николай I сообщил, что убит тот, кто мог бы заменить Пушкина.
Многие пришли проводить поэта в последний путь. После гибели на дуэли его гроб несли те, у кого он служил.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3.10.1814 года в Москве, а умер у подножия горы Машук, расположенной недалеко от Пятигорска, 15.07.1841 года. Его прах в апреле следующего, 1842 года, был перевезен в Тарханы, в фамильный склеп. В этой статье представлена биография Лермонтова, основные вехи его жизни и творчества.

Происхождение М. Ю. Лермонтова

Он был сыном Юрия Петровича Лермонтова (годы жизни - 1787-1831), армейского капитана, и Марии Михайловны (годы жизни - 1795-1817), в девичестве Арсеньевой, единственной дочери и поэтому наследницы большого состояния Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, пензенской помещицы (годы жизни - 1773-1845), которая принадлежала к влиятельному и богатому роду Столыпиных.

Лермонтов по этому роду был в свойстве или родстве с Хастатовыми, Шах-Гиреями, Евреиновыми, Мещериновыми, Философовыми, а также с Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, одним из своих лучших друзей по прозвищу Монго. Заключенный против воли бабушки по материнской линии брак был несчастливым и неравным; мальчик был вынужден расти в обстановке постоянных семейных раздоров.

После того как его родительница рано умерла, ее мать, женщина властная, умная и твердая, всю свою любовь перенесшая на внука, занялась сама его воспитанием, отстранив при этом полностью отца.

В творчестве Лермонтова отразились эти ранние впечатления от жизни в Тарханах в таких произведениях, как "Люди и страсти" (1830 год), "Странный человек" (написано в 1831 году), а также в стихотворениях "Эпитафия" (1832) и "Ужасная судьба отца и сына", созданном автором в 1831 году.

Родовые предания

Прямо или косвенно повлияли на него также родовые семейные предания. Род Лермонтовых, как считается, был основан Георгом (Юрием) Лермонтом, шотландским офицером, жившим в 17 веке. Он восходит к Томасу Рифмачу (13 век) - полулегендарному прорицателю и поэту из Шотландии.

Детство Лермонтова

Детство Михаила Юрьевича проходило в Пензенской губернии, в имении Тарханы, принадлежавшем бабушке мальчика. Сейчас здесь расположен музей Лермонтова. Будущий поэт получил домашнее столичное образование (его гувернером был француз, бонной являлась немка, а в более поздние годы преподавателем был назначен англичанин). Музей Лермонтова, как символ связи времен, бережно хранит посаженное Михаилом Лермонтовым дерево в усадьбе Тарханы, на берегу пруда.

С детства мальчик свободно владел немецким и французским языками. Еще ребенком он хорошо знал быт родной помещичьей усадьбы (в том числе и социальный), который он запечатлел в своих автобиографических драмах. Бабушка летом 1825 года повезла Михаила Юрьевича на Кавказ, на воды; впечатления его от горских народов и кавказской природы остались в раннем творчестве этого автора ("Кавказ", 1830 год, написанное в 1832 году стихотворение "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..").

Переезд в Москву, учеба в пансионе

В 1827 году в Москву переезжает вся семья Михаила Юрьевича, и он покидает родительский дом. Лермонтова с сентября 1828 года зачисляют полупансионером в московский пансион, в 4-й класс, где он получает гуманитарное образование, пополняемое Михаилом Юрьевичем постоянным, систематическим чтением. Так продолжилось детство Лермонтова. Еще в Тарханах наметился острый интерес его к литературе и поэзии, в Москве наставниками мальчика становятся А. Ф. Мерзляков, А. З. Зиновьев и С. Е. Раич, который руководил литературным кружком в пансионе. В стихах юного поэта периода 1828-1830 годов есть следы воздействия Раича, "итальянской школы", а также поэзии К. Н. Батюшкова, но уже в пансионе складывается преимущественная ориентация этого автора на А. С. Пушкина, в частности, на байроническую поэму, а также на программу любомудров из журнала "Московский вестник". Именно байроническая поэма в ближайшие годы становится основной в раннем творчестве Михаила Юрьевича. В 1828-1829 годах он создает следующие произведения: "Два брата", "Олег", "Преступник", "Корсар".

Московский университет, первое увлечение

Вольные порядки пансиона в марте 1830 года вызвали недовольство самого царя Николая I (который весной посетил его), и по указу Сената это учебное заведение было преобразовано в гимназию. Лермонтов в 1830 году "по прошению" уклоняется и проводит все лето у Столыпиных, в усадьбе Середниково, находящейся под Москвой (с апреля по июль 1830 года); в том же году после успешной сдачи экзаменов он был зачислен студентом в Московский университет. К данному периоду относится и первое серьезное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (годы жизни - 1812-1868), с которой Михаил Юрьевич познакомился у А. М. Верещагиной, своей приятельницы. Сушковой посвящен лирический "цикл" 1830 года (стихотворения "Нищий", "К Сушковой", "Ночь", "Стансы", "Подражание Байрону", "Я не люблю тебя: страстей" и др.).

Возлюбленные Лермонтова

Жизнь и творчество Лермонтова тесно связаны, поскольку в произведениях этого поэта во многом отражены его жизненные, в том числе любовные, впечатления.

По всей видимости, Михаил Юрьевич несколько позднее переживает еще более сильное чувство, хотя и кратковременное, к Н. Ф. Ивановой (годы жизни - 1813-1875), дочери Ф. Ф. Иванова, драматурга. Стихи цикла, посвященного ей ("Н. Ф. И...вой", "Романс к И...", "Н. Ф. И.", "К*" и др.), отличаются высокой драматичностью, включая мотивы гибели, любовной измены и т. п. В драме "Странный человек" также отразились общие контуры романа с этой девушкой.

Следующим адресатом стихов Михаила Юрьевича в начале 1830 годов была Лопухина (в замужестве Бахметева) Варвара Александровна (годы жизни - 1815-1851), сестра товарища Лермонтова по университету. У Михаила Юрьевича к ней чувство оказалось самым продолжительным и сильным; он, по мнению А. П. Шан-Гирея, близкого к поэту, сохранил его "до самой смерти своей". Варвара Александровна была прототипом и адресатом как в ранней лирике поэта ("К.Л.", "Она негордой красотою..." и др.), так и в поздних его творениях: "Валерик" или, например, посвящение к шестой редакции "Демона". Образ этот проходит через творчество Лермонтова в стихотворениях "Княгине Лиговской", "Нет, не тебя так пылко я люблю" и др.

Переезд в Петербург и военная карьера

Продолжаем описывать биографию велкиого русского поэта. В начале 1830 годов жизнь и творчество Лермонтова переходят на следующий этап. Разочарованный рутиной преподавания, Михаил Юрьевич в 1832 году оставляет университет и отправляется в Петербург (июль-август этого же года), надеясь продолжить в Петербургском университете свое образование; однако здесь ему отказались зачесть курсы, прослушанные в Москве. Для того чтобы не начинать заново обучение, поэт принимает не без колебаний совет родных избрать для себя военное поприще. Он сдает экзамены в ноябре 1832 года в Школу гвардейских прапорщиков и проводит в этом закрытом учебном заведении два "страшных года", где парады, дежурства, строевая служба почти не оставляли времени Лермонтову для творческой деятельности (быт этого места отразился в грубо натуралистической форме в юнкерских поэмах Михаила Юрьевича - "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", написанных в 1834 году). Тема эта оживает и в следующем, 1835 году, когда поэт был выпущен корнетом в Гусарский полк (это произошло в сентябре 1834 года). В это же время на свет появляется его поэма "Хаджи Арбек", Михаил Юрьевич отдает в цензуру драму "Маскарад" в первой редакции, работает над произведениями "Боярин Орша", "Сашка", начинает писать свой роман "Княгиня Лиговская".

Лермонтов Михаил Юрьевич получает возможность общаться с представителями литературных кругов Петербурга. Однако об этих контактах сведения скудны; известно о том, что он познакомился с И. И. Козловым, А. Н. Муравьевым, а также С. А. Раевским, близким к славянофильским кружкам, что способствовало росту и без того уже наметившегося интереса Лермонтова к проблемам национальной культуры и истории. Раевский, один из близких товарищей этого автора (пострадавший в 1837 году за распространение стихотворения "Смерть поэта"), был посвящен в процесс работы Михаила Юрьевича над произведением "Княгиня Лиговская" (начатым в 1836 году, но так и не законченным, опубликованном лишь в 1882 году), в котором одна из сюжетных линий основана на истории романа Лермонтова с Сушковой, вновь возобновившегося в то время.

"Смерть поэта"

Лермонтов Михаил Юрьевич в 1835-1836 годах не входит в ближайший круг А.С. Пушкина, с самим поэтом он также не знаком. Поэтому стихотворение "Смерть Поэта" (написанное в 1837 году, опубликованное - в 1858) получает тем более принципиальный характер. Лермонтов в своей речи представляет целое поколение, которое скорбело о гибели этого национального гения и бунтовало против загубивших его врагов. Произведение это моментально распространилось в различных списках и принесло широкую известность своему создателю. Поэт основную тяжесть вины перенес на общество, в частности, на его верхушку, так называемую "новую аристократию" (в его стихотворении - "надменные потомки"), которая не имела опоры в национальной культурной и исторической традиции и составляла ядро антипушкинской партии в столице, сохранившей и посмертную ненависть к нему. Завершающие стихотворение 16 строк (добавленные позднее, 7 февраля) при дворе были истолкованы как прямое "воззвание к революции". Лермонтова арестовали 18 февраля 1837 года; началось политическое дело о его названных "непозволительными" стихах. Под арестом создает несколько произведений Михаил Лермонтов: стихи "Сосед", "Узник" и др., положившие начало его "тюремной лирике" - блестящему циклу стихов, включающему такие произведения, как "Пленный рыцарь", "Соседка" (оба - в 1840 году) и другие.

Годы службы на Кавказе

В феврале 1837 года вышел приказ царя о переводе Лермонтова в Нижегородский драгунский полк в качестве прапорщика на Кавказ. Он выехал через Москву в марте. В дороге простудившись, Михаил Юрьевич для лечения был отправлен по пути следования в свой полк в Ставрополь, Кисловодск, Пятигорск (апрель - сентябрь 1837 года) и другие места. Лермонтова в ноябре послали в Тифлис, где возникли связи с группировавшейся вокруг А. Чавчавадзе (приходящегося тестем Грибоедову) культурной средой. Этот человек являлся одним из самых значительных представителей романтизма в Грузии. Михаил Юрьевич близко соприкасается с жизнью народа, видит быт русских солдат, казачьих станиц, различных народностей Кавказа. Все это отражает творчество Лермонтова, в частности, в элементах фольклора; в 1837 году поэт записывает сказку об Ашик-Керибе с одноименным названием, где стремится показать колорит восточной речи, психологию азербайджанского сказителя; в "Беглеце", "Казачьей колыбельной песне", "Дарах Терека" вырастает из фольклорной стихии народный характер с его этническими чертами. В Ставрополе и Пятигорске поэт встречается с Н. М. Сатиным, которого он знал по Московскому пансиону, а также доктором Н. В. Майером (в "Княжне Мери" его прототип - доктор Вернер) и Белинским; сходится близко с А. И. Одоевским, которому впоследствии посвятил стихотворение "Памяти А. И. Одоевского".

Каким был Лермонтов?

Михаил Юрьевич производил большое впечатление, о чем писал впоследствии в своих письмах Белинский. Люди так называемого "поколения 1820-х", декабристы в частности (Лорер, Назимов), ощущали, что поэт Лермонтов - представитель иного, зараженного социальным пессимизмом и скептицизмом поколения, скрывающего свой внутренний мир от окружающих под маской общественного индифферизма и иронии. У Михаила Юрьевича это нередко выражалось внешне в желании уклониться от разговоров на любые серьезные темы, в ироническом отношении к исповедальности и восторженности. Эта характеристика Лермонтова была отмечена многими современниками. Подобная манера держать себя в 1837 году оттолкнула от него поначалу Белинского, привыкшего в дружеских кружках к философским спорам. Для самого Лермонтова, между тем, эти разговоры и встречи стали богатым творческим материалом: он нашел возможность осмыслить, по контрасту, некоторые социально-психологические признаки поколения, к которому принадлежал. Результаты этого обобщает поэт Лермонтов в "Думе" и в образе Печорина.

Во время ссылки и особенно позднее раскрылось и другое, художественное дарование Михаила Юрьевича, который с самого детства увлекался живописью. Его кисти принадлежат картины маслом, акварели, жанровые сцены, рисунки-пейзажи, карикатуры и портреты, лучшие из которых связаны с кавказской тематикой.

Возвращение в Петербург

Дальнейшая биография Лермонтова отмечена следующими событиями. Ссылка Михаила Юрьевича через А. Х. Бенкендорфа хлопотами бабушки была сокращена. В октябре 1837 года вышел приказ о переводе поэта в Новгородскую губернию в Гродненский гусарский полк, а затем и в Царское Село. Михаил Юрьевич возвращается в январе 1838 года, а затем, с мая 1838 года, обосновывается в Петербурге. Годы литературной славы поэта приходятся на период с 1838 по 1841 годы. Его сразу же принимают в пушкинский литературный круг, где он сходится с П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, В. А. Сологубом, П. А. Плетневым, ближе с В. Ф. Одоевским, а также Карамзиными, ставшими для него самой близкой культурной средой: он участвует в домашних развлечениях и спектаклях этой семьи, дружит с постоянными посетителями их салона - И. П. Мятлевым, Смирновой-Россет, Ростопчиной. Здесь же, у Карамзиных, поэт читал "Тучи" накануне своей последней ссылки. В 1840 году отдельными изданиями в Петербурге выходят "Герой нашего времени" и "Стихотворения" - единственный прижизненный поэтический сборник.

"Кружок шестнадцати"

В 1838-1840 годах Михаил Юрьевич входит в "Кружок шестнадцати" - молодежное аристократическое общество, члены которого - К. В. Браницкий-Корчак, А. Н. Долгорукий, И. С. Гагарин, Столыпин и др. Оно было объединено особыми законами поведения, а также политической оппозиционностью членов данного объединения. По некоторым данным, Лермонтов играет в этом кружке главенствующую роль.

Столкновение с Э. Барантом

Биография Лермонтова продолжается следующими событиями. На балу у графини Лаваль, состоявшемся в феврале 1840 года, произошло столкновение Михаила Юрьевича с Э. Барантом, сыном французского посланника. Поводом было светское соперничество этих двух людей, точнее, предпочтение поэта княгиней М. А. Щербатовой (которой посвятил Михаил Лермонтов стихи "На светские цепи", "Молитва" и, возможно, "Отчего"). Барант был увлечен этой женщиной, как и Михаил Юрьевич (в 1839-1840 годах). 18 февраля состоялась дуэль, которая закончилась примирением. Тем не менее Лермонтов был отдан военному суду; под арестом его посещают литературные знакомые и друзья, в том числе и Белинский. В это же время состоялось новое объяснение с Барантом, которое ухудшило ход дела.

Пятигорск, дуэль с Мартыновым

Биография Лермонтова продолжается. В апреле 1840 года поэта переводят в действующую армию на Кавказ. В июне он приезжает в Ставрополь, а уже в июле участвует в стычках с горцами в сражении под рекой Валерик.

В начале февраля 1841 года он приезжает в отпуск в Петербург и проводит в столице 3 месяца, после чего в апреле 1841 года возвращается на Кавказ. В мае поэт прибывает в Пятигорск для лечения минеральными водами, где находит общество прежних знакомых, в числе которых - Мартынов, товарищ поэта по Школе юнкеров. Шутки Лермонтова на одном из вечеров задели последнего, и вспыхнула ссора, повлекшая за собой вызов на дуэль, на которой Михаил Юрьевич был убит.

Значение творчества

Творчество этого поэта, продолжавшееся очень недолго (всего 13 лет - в период с 1828 по 1841 годы), явилось в послепушкинский период высшей точкой развития отечественной поэзии и открыло русской прозе новые пути. Основные даты Лермонтова составляют историю не только его жизни и творчества, но и развития литературы в нашей стране в те годы. С ним связывается такое понятие, как "1830 годы", характеризующееся увеличивающимся интересом к новейшим направлениям религиозной и идеалистической философии (Гегель, Шеллинг), а также углублением самоанализа общества, внимания к глубинным историческим процессам, диалектичности литературного мышления.

В период мрачной реакции Михаил Юрьевич выражал свой протест против общественного и политического гнета, призывал к борьбе, к действию, раскрывал существующее трагическое положение в государстве передовых мыслящих людей, указывал на то, что спасение находится лишь в народе. Этот поэт своим творчеством продолжил дело декабристов, подготовляя в новых исторических условиях путь, которым шли в 60-е годы революционные демократы, представители второго этапа освободительного движения в нашей стране. Добролюбов и Чернышевский, их вожди горячо любили поэзию Лермонтова, отмечали ее большую роль в истории общественной мысли и русской литературы нашей страны.

А романом "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич пролагал дорогу таким писателям, как Иван Сергеевич Тургенев и Лев Николаевич Толстой.

В ночь со второго на третье октября 1814 года, в Москве, в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и девятнадцатилетней Марии Михайловны (в девичестве Арсеньевой) родился мальчик, названный Михаилом, которому судьба уготовила великое, но драматичное будущее.

Михаил Юрьевич по линии отца – шотландец, по линии матери – русский.

В Шотландии, там, где Твид сливается с Лидером, целы ещё развалины замка Эрсильдоун, которые и теперь носят название Лермонтовой башни. Самый отдалённый предок Лермонтов в 1061 году был вождём у короля Малькольма и участвовал в борьбе против Макбета, вдохновившего великого Шекспира, драмой которого и теперь восхищаются и поражаются зрители всех культурно развитых стран.

Брак родителей будущего поэта, заключённый против воли матери невесты, пензенской помещицы Елизаветы Алексеевной Арсеньевой, счастливым назвать было трудно.

В 1817 году мать Михаила умерла. Отец не был допущен к мальчику и всё детство Миша провёл под опекой бабушки, которая его безумно любила, не жалела никаких средств на его воспитание. Бабушку Миша любил, но близким по душе человеком для внука она так и не стала.

Что такое жить без родителей – подробно рассказывать об этом не стоит. Этот факт, и взаимная вражда между бабушкой и отцом будущего поэта, причиняли ребёнку немалые страдания, и в конечном итоге всё это сказалось на его характере, состоянии души. Миша много болел, испытал немало телесных мучений.

Он нередко погружался в нереальный мир мечтаний и грёз, волнений и грусти.

С целью оздоровления в 1825 году бабушка повезла внука на Северный Кавказ, на лечение минеральными водами. Чудесные картины открылись Лермонтову на Кавказе. Он всей душой полюбил этот дивный край.

В 1827 году Михаил Лермонтов с бабушкой, Елизаветой Алексеевной едет в Москву, на учебу. В 1828 году Михаил поступает в Благородный университетский пансион. Преподаватели (по большей части профессора Московского университета) оказались выше всяких похвал.

В 1829 году М.Ю.Лермонтов блестяще заканчивает свой курс в Благородном пансионе.

Бабушка отвоевала Михаила у отца до шестнадцатилетнего возраста. Отец терпеливо выдерживал этот срок. Ранее он редко виделся с сыном. Но в Москве, во время обучения мальчика в пансионе, Юрий Петрович часто его встречал и нередко принимал даже участие в его занятиях, очень сблизился с ним и решил не уступать сына бабушке.

Началась борьба. Бабушка не желала расставаться со своим любимцем, напоминала ему об одиночестве, о том, что она не переживёт разлуку, что жизнь её будет бесцельна, если он оставит её и уедет к отцу. Мише жаль было и бабушку и отца; он страшно волновался, был крайне раздражителен; но чувство сострадания к старушке взяло верх, — и он остался у бабушки. Отец, взволнованный, потрясённый этим, уехал из Москвы в свою деревню и там вскоре скончался.

Тогда из-под пера Михаила Юрьевича вылилась горькая эпитафия. Шестнадцатилетний юноша разочаровался в людях, — у него появляется ряд мрачных стихотворений. Он убеждается в том, что окружающий мир не соответствует его заветным думам, и, оглядываясь на своё короткое прошедшее и видя ясно настоящее, говорит: «Я чувствую себя одиноким среди людей; в уме своём я создал мир иной и образов иных существованье».

В это время он, вглядываясь зорче в себя, находит, что он отмечен судьбой, что мир земной ему тесен, — и начинает жить исключительно своим внутренним миром, своим вдохновением и любовью к природе, чем и живёт недолгие годы. Молодому человеку и тогда уже казалось, что всё ему изменяет, лишь лиры звуки не изменить… вдохновенье спасает от мелочных забот. Он в глубине души верит, что его «ум не по пустякам к чему-то тайному стремится».

Весной 1830 года М.Ю.Лермонтов поступает в Московский университет, но он остаётся там недолго. В 1832 году будущий поэт, против своих желаний, втянут был в историю с одним из профессоров, а потому оставил университет и Москву и переехал с бабушкой в Санкт-Петербург.

В Петербургском университете ему предложили начать занятия опять с первого курса. Это показалось юноше утомительным и скучным, и он поступил в школу гвардейских юнкеров.

Строгая дисциплина и определённая пустота жизни волновали его. Военное удальство не захватывало Михаила — в душе он был совершенно другим. У молодого человека было немало врагов, так как зачастую его едкие насмешки, остроты, резкие, как бритва, раздражали. Вдохновение, поэтические грёзы спасали его и тут. Он уходил в своё творчество, только тогда и был самим собой. Жизнь тянулась однообразно, но время летело быстро.

В ноябре 1834 года Лермонтов окончил юнкерскую школу и был произведён в корнеты лейб-гвардии гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. В это время без его воли появилась на страницах журнала «Библиотека для чтения» его поэма «Хаджи Абрек».

В военном кругу Михаила Юрьевича уже знали как поэта, но общая известность пришла к нему в январе 1837 года.

Это было сложное время — Лермонтов был крайне неспокоен, когда скорбная весть (умер раненый на дуэли Дантесом поэт Пушкин) дошла до него. Случившееся глубоко потрясло его. Начинающий поэт горячо любил Пушкина с детства, и горькая весть всколыхнула его душу, и он бросил светскому обществу свой железный стих, облитый желчью, который стал впоследствии известен всем и каждому: «Погиб поэт…».

Дошло стихотворение и до императора Николая I. Великий князь Михаил Павлович также прочитал его. Он, улыбаясь, сказал: «Эх, как же он (Лермонтов) расходился».

Слава пришла, но поэта из корнетов лейб-гвардии гусарского полка перевели прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе, куда он и должен был удалиться.

Опять пред Лермонтовым восстаёт родной его душе Кавказ, опять блистает вечными снегами пред его очами уходящий в облака Эльбрус – Шат-гора. Дивные образы, чудные поэтические мечты захватывают его душу, и он пишет много, быстро, вдохновенно. Там написана была и его замечательная эпическая «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Слава поэта растёт; но он всё больше и больше чувствует своё одиночество и дальше отходит от людей. Бабушка ходатайствует о своём любимце, его возвращают снова в Петербург, определяют в Гродненский гусарский полк, потом переводят в тот же, в котором он служил до ссылки. Идут 1839 и начало 1840 года. В свет выходят и принимаются с восторгом многие его крупные произведения в стихах и прозе.

И вдруг в начале 1840 года, новая неприятная история для М.Ю.Лермонтова: незначительный разговор, бывший на балу у графини Лаваль с Барантом, сыном французского посланника при русском дворе, привёл к тому, что Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль эта окончилась ничем, — Лермонтов выстрелил в воздух, и противники остались целы и невредимы.

Но поэта снова отправили на Кавказ, куда перевели его в Тенгинский пехотный полк. В апреле он покинул столицу и поехал в милые ему горы, на этот раз с грустью расставаясь с Петербургом. Тоска и тяжёлые предчувствия давили его сердце.

В этом, 1840 году, Лермонтов принимал участие в военной экспедиции против горцев, где отличился храбростью при речке Валерик и там же написал и поэму под этим названием. В тот год из-под его пера вышло несколько поэм и два новых рассказа: «Максим Максимович» и «Княжна Мэри».

В конце 1840 года, по ходатайству бабушки, Михаилу Юрьевичу был разрешён отпуск в Петербург, где он провел определённое время, а затем снова поехал в свой полк, на Кавказ, побыв проездом несколько недель в Москве. Это была последняя его поездка в горы, где через несколько месяцев у подошвы мохнатого, как персидская шапка, Машука, близ Пятигорска, 15 июля 1841 года вечером, в страшную грозу, он был убит на дуэли капитаном Мартыновым.

Так закатилось ещё одно «солнце русской поэзии» — как убит был и гений Пушкин, такая же участь постигла и Михаила Лермонтова.

Родовые корни

По отцовской родовой линии великий русский писатель происходил из шотландского рода Георга Лермонта, который, находясь на службе у польского короля, во время сражения в 1613 году у крепости Белой перешёл на сторону русских и позднее получил от царя грамоту на владение землёй в Костромской области. От него пошёл род Лермонтовых уже во втором поколении принявших православие. Михаил Юрьевич был восьмым коленом от воина Георга.

Прадед Лермонтова был воспитанником шляхетского кадетского корпуса.

Отец поэта - всего лишь капитаном в отставке с небольшим имением в Тульской губернии. Юрий Петрович был добрым и отзывчивым красавцем с крайне пылкой натурой.

Его красота и светские манеры не оставили равнодушной единственную дочь богатых соседей Марию. Вопреки желанию матери, она вышла замуж за отставного капитана. Было ей тогда 17 лет.

Дед Михаила Юрьевича по материнской линии - Михаил Васильевич Арсеньев, отставной гвардии поручик, происходил из старинной дворянской фамилии. После женитьбы на бабушке поэта купил у графа Нарышкина в Пензенской губернии прекрасное большое село Тарханы, где и проживал со своей семьёй. Был человеком беззаботным и увлекающимся.

Бабушка поэта по материнской линии происходила из богатого и известного рода Столыпиных. Известный российский реформатор Пётр Аркадьевич Столыпин приходился Лермонтову троюродным братом. После смерти мужа бабушка сама управляла большим имением.

Судьба сложилась так, что она пережила не только мужа, но дочь, зятя и любимого внука Михаила.

Детские переживания

Семья Лермонтовых проживала в Тарханах, но поскольку мать поэта отличалась слабым здоровьем - муж повёз её на роды в Москву, где можно было рассчитывать на более квалифицированную медицинскую помощь.

Там, в доме напротив Красных ворот, в ночь со 2-го на 3-е октября 1814 года родился мальчик Михаил, которому суждено было стать позднее великим русским поэтом и писателем.

Бабушка поэта стала его крёстной и основала в честь внука новое село, которое назвала Михайловским.

Когда мальчику было три года, умерла его мать и началась «война» между отцом и бабушкой, которая самым неблагоприятным образом отразилась на психике мальчика. Он любил их обоих, но страшно тосковал по отцу, которого бабушка вынудила уехать в своё имение, оставив внука ей.

Елизавета Алексеевна тратила на воспитание внука огромные деньги, возила его отдыхать на Кавказ (Миша отличался слабым здоровьем), нанимала учителей для обучения языкам, но радости, свойственной своим сверстникам Лермонтов не чувствовал никогда. Все свои душевные проблемы он описал в неоконченной юношеской «Повести», где главный герой Саша Арбенин по-сути является двойником поэта. Маленький мальчик рано стал чувствовать взрослое одиночество, но этого не замечал никто вокруг.

Несмотря на своё душевное состояние, он много читал и занимался. Уже в детстве Лермонтов читал в оригинале английскую, немецкую и французскую литературу и отлично изучил культуру Европы.

Время учёбы и первой любви

Когда Михаилу исполнилось 12 лет, бабушка повезла внука в Москву для подготовки к поступлению в университетский благородный пансион. Здесь поэт обучается почти два года. Он много читает, пробует силы в самостоятельном творчестве и даже участвует в выпусках ученического журнала. Не менее важным кажется Лермонтову найти родную душу, которая бы разделяла все его устремления и сомнения. Но он разочаровывается в друзьях, негодует на их предательства. Особенно тяжело становится Михаилу с 1829 года, когда бабушка, играя на чувстве благодарности внука, вынуждает его навсегда расстаться с отцом. Юрий Петрович отступает, поскольку хочет, чтобы сын его жил в достатке и получил хорошее образование, что сам он не смог бы обеспечить.

В 16 лет молодой человек говорит о том, что его душа состарилась! В это время он пишет первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог», из которого позднее выльется знаменитая «Дума».

Весной 1830 года пансион преобразуют в гимназию, и Лермонтов покидает его, уезжая в Середниково к брату бабушки. Недалеко проживают родственники Верещагины, у которых Лермонтов знакомится с предметом своего первого обожания - Катей Сушковой. В те времена поэт станет лишь предметом её развлечений и насмешек, позднее - он отомстит ей со всей пылкостью своей натуры.

В этом же году Лермонтов напишет удивительно пророческое стихотворение о России - «Предсказание», которое как будто бы увидит сквозь время из 1917 года.

В университете

С сентября 1830 года Лермонтов начинает учёбу в Московском университете на нравственно-политическом отделении, позднее переходит на словесное.

Студенческая жизнь «бьёт ключом», но не для Михаила. Он прекрасно знаком со всеми известными кружками, воззрения некоторых студентов даже разделяет, но близко не сходится ни с кем. Он стоит «наблюдателем» над всем и всеми. При этом посещает светские салоны и участвует в их развлечениях, то прикрываясь насмешкой и презрением, то разыгрывая из себя отчаянного любителя приключений.

В этот период Лермонтов пишет стихи о любви, поэмы и драмы.Человеку, не знающему Лермонтова близко, его поэзия могла показаться совершенно несовместимой с той личностью, которую он привык показывать в свете. Свои действительные отношения к светской жизни он раскрывал только перед самыми близкими друзьями. В одиночестве он с удовольствием и грустью вспоминал свои кавказские впечатления - от людей могучих и благородных, совершенно не похожих на фальшивых представителей высшего света. В 1831 году умирает отец, что вносит в душу поэта дополнительное смятение и духовное отчуждение от общества. Он мечтает о естественной жизни, свободной от почестей и вражды. В этом году он пишет драму «Странный человек» - против существующей власти и крепостного права.

Отношения с преподавателями в университете не всегда складываются хорошо и несколько профессоров заваливают Лермонтова при сдаче экзаменов на втором курсе. С июня 1832 года, чтобы не остаться на второй год, поэт уходит из университета и уезжает в Санкт-Петербург вместе с бабушкой.

Школа прапорщиков

В Санкт-Петербурге поэт планирует продолжать учёбу, но ему отказываются засчитать два года, проведённые в Московском университете. И по совету родственников он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков. Бабушка одобряет такую перемену в карьере.

Но сам поэт позднее назовёт эти два года «злополучными». В это время он в полной мере участвует во всех проказах юнкеров (в т.ч.эротических), пишет фривольные и даже непечатные стихи, которые пользуются большим успехом в среде военных. Такая жизнь вызывает искренние опасения у его настоящих друзей. Но Лермонтов сумел пройти через все кутежи и разгул, сохранив лучшее в себе. Бурная жизнь и новые приятели дали ему блестящее знание психологии людей и множество новых характеров для своих произведений. В свободное время он пишет роман «Вадим» и всё больше задумывается о написании драматических произведений.

Практически вместе с Лермонтовым поступает в ту же школу его будущий убийца, который пишет про Михаила, как высокообразованного человека, значительно выделяющегося среди своих сверстников умом и воззрениями на мир.

В гвардии

Окончив школу корнетом лейб-гвардии гусарского полка, в ноябре 1834 года Лермонтов вместе со своим другом А.Столыпиным поселяются в Царском Селе, где продолжают вести прежний образ жизни.

Лермонтов является завсегдатаем светских вечеринок, забав и карнавалов, образцом для подражания для молодёжи и вожделенным женихом для девушек. Многие дамы мечтают завести с ним роман. Именно в это время он находит свою подростковую любовь Сушкову и расстраивает её выгодный брак. Лермонтов всеми силами старается казаться любвеобильным и беспощадным, и только самые близкие друзья знают - насколько он одинок и близок к отчаянию. В конце 1835 года выходит замуж Варвара Лопухина, единственная женщина которую поэт любил по-настоящему всю жизнь. Это усугубляет его чувство одиночества. В этом же году Лермонтов пишет драму «Маскарад» и его произведение впервые появляется в печати. Один из друзей поэта без его ведома отдаёт повесть «Хаджи-Абрек» в «Библиотеку для чтения». И хотя повесть имеет успех, Лермонтов ещё долго не хочет печатать свои стихи.

Творческий перелом

Гибель Пушкина поразила Лермонтова безмерно. Когда совершилось страшное событие, он болел и услышал первые рассказы о трагедии от своего врача. Этот же врач рассказал ему о реакции «света» на гибель Пушкина, о том, что многие дамы практически оправдывали действия Дантеса.

Лермонтов был потрясён и в едином порыве написал стихотворение «Смерть Поэта», которое сразу вознесло его на вершины известности и полностью поменяло всю жизнь.

Стихотворение вызвало бурю в высшем обществе - глубокую благодарность друзей и родных Пушкина и бешеную ненависть остальных. Один из родственников Лермонтова стал выговаривать ему за неосмотрительную горячность к столь высокородному господину, как Дантес. В ответ поэт выставил родственника за дверь и написал заключительные 16 строк стиха, которые привели к судебному разбирательству.

Император был в гневе, но благодаря заступничеству друзей Пушкина (в первую очередь Жуковского, близкого к царской семье) и связям бабушки корнет Лермонтов был переведён прапорщиком в полк, действовавший на Кавказе, избежав длительного тюремного заключения.

Первая ссылка на Кавказ

В марте 1837 года поэт по личному приказу царя был отправлен в Нижегородский драгунский полк, располагавшийся в Грузии. Ссылка произвела на характер Лермонтова неизгладимое влияние.

Он был поражён красотами природы, силой характеров горцев и их любовью к родной земле. Поэт заинтересовался народным творчеством горских народов, их языком и бытовыми традициями. Он мог часами сидеть, глядя на снежные вершины или цветущие деревья, много рисовал. Прошлая жизнь как будто растворялась за горизонтом. Здесь же Лермонтов познакомился с декабристами и грузинской интеллигенцией.

Но привычка жить в «светском» обществе влекла его назад, в Петербург. Благодаря усилиям бабушки Лермонтова сначала перевели в Новгород, а затем и обратно в столицу.

Годы расцвета

1838-1840 года можно назвать лучшими в творчестве Лермонтова. Кавказ как будто всколыхнул его душу и поднял на её поверхность то, что было в глубине.

После стихотворения «Смерть поэта» он становится одним из самых известных в обществе писателей.

Поэт восстанавливает свои светские связи, бывает в литературных салонах и на аристократических приёмах. Пользуется необыкновенной популярностью у дам. И при этом - с глубоким отвращением относится ко всему высшему обществу и его привычкам.

В этот период поэт уделяет много времени написанию двух самых известных своих произведений: поэмам «Демон» и «Мцыри» (закончена в 1839 году).

Творчество Лермонтова становится многообразнее и ярче. В 1838 году публикуется (без имени автора) историческая поэма «Песня…про купца Калашникова», в этом же году выходят стихи-раздумья о судьбе своего поколения и гражданских идеалах поэзии - «Дума» и «Поэт». В поэтических произведениях «Бородино», «Завещание» и «Родина» поэт обращается к народному творчеству и возвеличивает характер русского народа. Он находит темы для сотрудничества с журналом «Отечественные записки» (почти каждый номер выходит с его новым стихотворением), лично знакомится с В.Г.Белинским.

Поэзию свою он «питал» от «корней» лирики декабристов и Байрона. Поэзия Лермонтова всегда далека от созерцательности и наполнена напряжённой мыслью, герои его часто «демонически» необузданны, но и реалистичны одновременно. В образе Демона поэт воплощает мятеж личности против «мировой несправедливости», но в то же время, видит возможность духовного возрождения героя - через любовь и добро.

К сожалению, роль «льва» в петербургском обществе закончилась для Лермонтова серьёзной проблемой. Перейдя в любовных увлечениях дорогу сыну французского посланника Эрнесту де Баранту, Лермонтов дошёл до дуэли. Дело закончилось бескровно, но Лермонтова арестовали и перевели в Тенгинский пехотный полк на Кавказе.

Снова Кавказ

Вторичное пребывание на Кавказе кардинально отличалось от того, что было ранее.

Тогда Лермонтов ездил по Кавказу с прогулками, знакомясь с бытом и традициями народов. Теперь же, по личному приказу царя, его не отпускали с передовой линии и задействовали во всех возможных военных операциях. Лермонтов был настолько «безумно» храбр и хладнокровен, что о нём с уважением говорили даже горцы.

За безудержную храбрость во время сражения при реке Валерик в Чечне поэт дважды представлялся к наградам, но царь лично отклонял эти представления.

Творческие мысли Лермонтова давно уже были заняты романом. Основные герои были «написаны» ещё в 1837 году. Продолжение писалось постепенно главами. К 1840 году роман был готов и напечатан.

Он стал лучшим произведением лермонтовской реалистичной прозы, как точный и психологически раскрытый портрет современника на фоне жизни всего общества. Портрет личности сильной по духу, но слабой по действию. Многие из современников увидели в образе Печорина самого Лермонтова, хотя сам Михаил Юрьевич никогда этого не подтверждал.

В этом же году вышел единственный изданный при жизни сборник стихотворений Лермонтова, в котором было почти 28 стихотворений.

Февраль 1841 года принёс Лермонтову короткую радость - ему дали небольшой отпуск для поездки в столицу и свидания с бабушкой.

Последние месяцы жизни

Оказавшись в Петербурге, Лермонтов пытается выйти в отставку, чтобы посвятить жизнь литературному творчеству. Но бабушка надеется, что внук сможет сделать военную карьеру и Михаил Юрьевич с тяжёлым сердцем возвращается на Кавказ.

По дороге он останавливается в Пятигорске для лечения и встречает старых знакомых, которые проводят время в отдыхе и веселье. С одним из них, Мартыновым, происходит ссора, которая приводит к дуэли.

Лермонтов принимает вызов, но вспоминая свои старые приятельские отношения с Николаем, категорически не собирается стрелять в него. Мартынов же убивает Лермонтова наповал.

Как погибшего на дуэли Лермонтова похоронили без панихиды, но с соблюдением других церковных обрядов на кладбище в Пятигорске 15 (27) июля 1841 года. В следующем году гроб с его телом был перевезён в Тарханы и погребён в семейном склепе Арсеньевых.

Мистические факты о Лермонтове:

Сразу при рождении родителям Лермонтова было сделано предсказание, что их сын умрёт в молодом возрасте.

Возвращаясь из Петербурга на Кавказ, Лермонтов буквально упросил своего родственника Столыпина поехать через Пятигорск, где и состоялась роковая дуэль.

Лермонтов Михаил Юрьевич – гениальный русский поэт, родился в Москве, 2 октября 1814, погиб 15 июля 1841 в Пятигорске.

Отец поэта, Юрий Петрович, происходил от древнего шотландского рода Лермонт, восходящего к XI веку. Родоначальником русской отрасли Лермонтовых был Юрий (Георгий) Андреевич Лермонт, переселившийся в XVII веке из Шотландии сначала в Польшу, а потом в Москву. Отец поэта, Юрий Петрович, получил воспитание в санкт-петербургском кадетском корпусе, где по окончании курса остался на службе, но в 1811 вынужден был выйти в отставку в чине капитана и затем поселился в своем имении Кропотовке, Тульской губернии, находившемся по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых.

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка и воспитательница поэта, происходила из древней дворянской семьи Столыпиных . Её дочь Мария, несмотря на протесты матери и родных, добилась согласия на брак с Юрием Петровичем. Скоро она горько разочаровалась в своем выборе и слегла в злейшей чахотке, от которой скончалась в 1817, оставив на руках матери своего трехлетнего сына.

Юрий Петрович, к которому его тёща Е. А. Арсеньева всегда относилась враждебно, через 9 дней после смерти жены уехал в свое имение. Маленький Миша всецело перешел на попечение глубоко привязавшейся к нему бабушки, которая в 1828 переехала в Москву, чтобы поместить его в университетский пансион. До этого времени Лермонтов учился дома под руководством сменявших друг друга гувернеров-иностранцев, на которых Арсеньева не жалела денег.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник П. Заболотский, 1837

К первому же году пребывания Лермонтова в пансионе относятся и первые его поэтические опыты, которые заключались в переписывании и переделывании произведений любимых авторов, преимущественно Пушкина и Жуковского . В 1830 Лермонтов поступил в московский университет на словесное отделение, где пробыл только два года. Годы, проведенные Лермонтовым в московском университете, оказались очень плодотворными для его литературной деятельности. К этому именно периоду относятся некоторые из лучших его лирических стихотворений («Ангел», «Парус») и несколько крупных произведений («Странный человек», «Ангел смерти» и «Измаил-Бей»).

В 1832 Лермонтов уехал в Петербург и, после неудачной попытки попасть снова в университет, поступил в школу кавалерийских юнкеров. Двухлетнее пребывание в юнкерской школе среди товарищей, проводивших свои досуги в кутежах и разгуле, в которых и Лермонтов принимал участие, печальным образом отразилось как на развитии его личного характера, так и на его поэтическом творчестве , которое временно отклонилось в направлении, совершенно не соответствовавшем природным свойствам его таланта. Сам он называл проведенные в юнкерской школе годы самыми ужасными в своей жизни. Иногда он забирался в отдаленные комнаты школы и там в полном уединении писал, отдаваясь свободному полету поэтической фантазии. Так была написана им поэма «Хаджи-Абрек», которая, между прочим, была первым печатным произведением Лермонтова, появившимся в «Библиотеке для чтения» (1835).

В 1834 Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гусарского полка. В то же время, в стороне от своих великосветских друзей, Лермонтов завязывал знакомства с представителями литературного мира и находил время для продолжения поэтической деятельности. В это время он успел закончить «Демона », написал поэму «Боярин Орша», повесть «Казначейша» и драму «Маскарад ».

Наступил 1837 г. – черный год в истории русской литературы. Смерть Пушкина взволновала всю мыслящую Россию и глубоко потрясла Лермонтова; под этим впечатлением им было написано бессмертное стихотворение «На смерть Пушкина». Вылившееся из глубины возмущенной души поэта, блещущее несравненной красотою искреннего вдохновения, изумительное по необычайному размаху поэтического подъема, по силе и благородству пламенного негодования, оно обратило на себя всеобщее внимание и заставило заговорить о Лермонтове, как о будущем преемнике Пушкина.

Стихотворение появилось вначале без последних 16 заключительных строк, прибавленных Лермонтовым позже, когда он узнал, что среди аристократического общества оказалось много лиц, оправдывавших убийцу Пушкина. Результатом стал арест Лермонтова и ссылка на театр Кавказской войны , прапорщиком в действующий против чеченцев драгунский полк. Вследствие этого одно из замечательнейших его произведений – «Песня про купца Калашникова » – могло быть напечатано (и то без полного имени автора) лишь благодаря особому ходатайству Жуковского.

Первая ссылка Лермонтова была непродолжительна; по хлопотам бабушки, в апреле 1838 он был возвращён на прежнее место службы. В 1839 была написана поэма «Мцыри ». В 1840 у Лермонтова произошла дуэль с сыном французского посланника Барантом. Начатое по этому делу расследование повело к новому аресту Михаила Юрьевича и заключению его на гауптвахту. Здесь, между прочим, состоялось у него свидание с Белинским, который вынес самое восторженное впечатление о личности поэта.

Лермонтов был вторично сослан на Кавказ и вновь отправлен в горы против чеченцев. В конце 1840 ему было разрешено на несколько месяцев приехать в Петербург. Перед последним отъездом на Кавказ в 1841 Михаил Юрьевич побывал в Москве, где познакомился с Боденштедтом, переводчиком его стихотворений на немецкий язык.

Прибыв на Кавказ, Лермонтов поселился в Пятигорске и здесь часто посещал дом генеральши Верзилиной, где собиралась военная молодежь, привлекаемая дочерьми гостеприимной хозяйки. У Верзилиных Лермонтов встречался и с майором Николаем Соломоновичем Мартыновым, сыном богатого винного откупщика. Лермонтов, вообще любивший высмеивать окружающих, не раз отпускал злые шутки по адресу Мартынова, которого знал с детства. У него с Мартыновым произошло неприятное объяснение – и была решена дуэль.

15 июля 1841 Лермонтов и Мартынов встретились у барьера. Когда секунданты скомандовали сходиться, Лермонтов не двинулся с места и поднял руку с пистолетом вверх, показывая, что не желает целить в соперника (по некоторым сведениям, он даже выстрелил в воздух). Мартынов вслед за этим быстро подошёл к барьеру и выпалил под руку Лермонтова. Тот упал мертвым, пораженный пулею в правый бок.

Печальная весть о трагической кончине гениального русского поэта была передана из Пятигорска в таких словах: «15 июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с молниею и громом; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов».

Современники оценивали происшедшее почти единодушно:

«… Дуэли не было, а было убийство…» (Р. И. Дорохов);

«… Мартынов фактически убил Лермонтова, и весь город уже говорил об этом…» (Ф. П. Конради);

«… Многие знали, что М. Ю. Лермонтов почти в упор был убит Н. С. Мартыновым» (П. К. Мартьянов);

«… Увы, Лермонтова нет, к несчастию, это верно, хотя мы и желаем, чтобы это были неверные слухи – он убит – убит подлым образом» (А.П. Смольянинов);

«… Все говорят, что это убийство, а не дуэль…» (А. А. Елагин);

«… Для Ольшанского было ясно, что поединка… как такового не было…» (Из анализа материалов следствия);

«...М. Ю. Лермонтов пал от пули, «посланной ему в сердце твердой рукой Мартынова, который ненавидел его люто» (Ф. Ф. Боденштедт)