Краткое содержание в афинских школах и гимназиях. В афинских школах и гимнасиях (Кормилицына Е.Г.). Описание афинской школы

Цели урока:

1.Выяснить и описать виды древнегреческих афинских школ. Разобрать древнегреческие науки. Охарактеризовать научную деятельность древнегреческих учёных. Расширить представления учащихся о жизни в Афинах. Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

2.Развивать внимание, память, мышление, умение выявлять причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с исторической картой. Формировать умения проектной деятельности, выступать с сообщениями и докладами перед классной аудиторией.

3.Воспитывать любовь к наукам, уважение к учёным и образованным людям.

Костюмы: Учащиеся и учитель «одеваются» на греческий манер, используя для этого белые простыни и лавровые венки, сделанные из бумаги.

На уроке присутствуют «архонты», которые будут подводить итоги (можно пригласить работников школы, родителей, которые тоже будут одеты на греческий манер)

Выставка книг: школьная энциклопедия « Руссика». История Древнего мира.- М.: ОЛМА- ПРЕСС. Образование,2003. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: История-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

Оборудование урока:

1. Портреты древнегреческих учёных Аристотеля, Демокрита, Геродота, Гиппократа.

2.Рабочие тетради на печатной основе по истории древнего мира.

3. Иллюстрации древнегреческих школ, палестр, гимнасий, мультимедийный проектор.

5. Масло оливковое, полотенце, для борьбы рук.

План урока

1. Состав учащихся древнегреческой школы.

2. Рабы-педагоги.

3. Занятия в школе, изучаемые предметы.

4. Посещение палестры.

5. В афинских гимнасиях.

Основные понятия: педагог, стиль, палестра, гимнасий.

Важнейшие персоналии: Геродот, Гиппократ, Аристотель,.

Форма урока: урок- путешествие

Проблемное задание -Сходства и различия обучение в афинской школе и в современной?

Эпиграф урока :

Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ.

Платон древнегреческий философ.

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

  1. Организационный момент
  2. Добрый день, ребята, добрый день всем присутствующим.
Сегодня мы немного необычно начнем урок, поздороваемся локтями.

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 3 мин

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Примечание : Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Все люди, наверное, любят путешествовать. И мы сегодня побываем в полюбившейся вам и мне Древней Греции. Мы посетим афинскую школу, палестру и побываем на уроках, послушаем умные речи ученых в Гимнасиях и и побываем в палестре.

Мне очень приятно, что мы сегодня все так необычны в греческих хитонах, так называется у греков накидка. На нашем уроке присутствуют архонты, которые будут наблюдать за происходящем на уроке и записывать вам баллы, по итогам которых вы получите баллы, переведенную в оценку, я надеюсь на плодотворную работу и взаимопонимание на сегодняшнем уроке.

В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. . Начнем мы с вами с « Историческая разминка».

Актуализация знаний:

И так, мы начинаем!

На первый тур, вот шутка

Дана одна минутка

Поспеши-ка, не зевай

Правильный ответ давай.

(Задание требует от учеников краткого ответа)

Как древние греки называли свою Родину? (Эллада)

Кто прятался на острове Крит в царском дворце. (Минотавр)

Главный бог в греческой мифологии? (Зевс)

Объясните полис – это…? (Город-государство)

Как назывался греческий военный корабль? (Триера)

Назовите высший орган власти в Афинах? (Ареопаг)

Сколько длина Марафонского бега? Почему? (42 км, ровно столько, сколько от Афин до Марафона.)

Объясните илоты – это…? (Рабы в Спарте.)

Как назывался боевой строй афинских воинов в Марафонской битве? (Фаланга)

Объясните демократия – это…? (Власть народа)

Как называлось главная площадь Афин? (Агора)

Назовите главный порт Афин? (Пирей)

Объясните колония-это?.. (Греческое поселение)

Как назывался главный храм в Афинах? (Парфенон)

Назовите имя полководца греческих войск в Марафонской битве? (Мильтиад)

Сколько дней проходили Олимпийские игры? (5 дней)

Назовите афинский район, где жили гончары? (Керамик)

Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил? (Леонид)

Итак, мы переходим к изучению новой темы:

Проблемное задание -Сходства и различия обучения в афинской школе и в современной?

III. Изучение новой темы.

Чтоб ребята не скучали.

Знанья в классе получали.

Путешествие совершим.

Всех рассказом удивим.

На экране мультимедийного проекта изображение древнегреческой школы. Вопрос к классу:

-« Что, вы видите на картине?»

Правильно, это образовательное учреждение города Афин. В греческих школах учеников учили ясно и красиво говорить. Ученики заучивали стихи Гомера и других поэтов. Греки считали также, что образованный человек тот, кто умеет петь и танцевать.

Вопрос к классу:

Чем афинское воспитание отличалось от спартанского?

Предполагаемый ответ: Спартанцы, больше воспитывали в детях физическую силу, а не заботились об интеллектуальном развитии.

Задание классу. Работа в парах 3 мин:

Прочитайте пункт 1 параграфа 38 и ответьте на вопросы.

1 пара: -С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции?

2 пара:- Кого в Греции называли «педагогами» и какие обязанности были у них?

Предполагаемый ответ: Обучение детей начиналось с семилетнего возраста. «Педагогами» в Греции называли раба, который сопровождал мальчика в школу и следил за его поведением и успехами в школе.

3 пара -Греческие педагоги нередко плохо говорили по - гречески. Почему?»

(Педагоги -рабы -это военнопленные из других стран.)

4 пара: - Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул:

«Вот ещё одним педагогом стало больше!» - Что, он имел в виду?

(Педагогами становились рабы, которые получали увечья и не были годны к работе в других местах.)

Работа с иллюстрациями: Учитель предлагает рассмотреть и описать на мультимедийном экране статуэтку педагога.

(

5 пара :- В Афинах все мужчины были грамотными. Образование было недоступно девочкам и детям из бедных семей. Греки в 8 веке до.н. э. изобрели алфавит. Они позаимствовали алфавит у финикийцев, но он им не понравился. Вопрос: – Почему? (У финикийцев в алфавите не было гласных букв, поэтому это вызывало определённые трудности.)

Всем остальным учащимся Учитель предлагает рассмотреть и описать на мультимедийном экране или в учебнике стр 173 статуэтку педагога.

( дети должны обратить внимание на одежду и фигуру педагога).

Учитель: - Греки первыми стали обозначать буквами гласные звуки. В алфавите у греков было 24 буквы, ими греки передавали все многообразие звуковой речи при письме. Многие народы, создавшие своё письмо, использовали греческий алфавит.

В греческих школах были разные ученики, не всем легко давалось грамота.

Рассказывали про одного богача, который подарил своему ленивому сыну 24 раба, имена их начинались с первых букв алфавита.

Ответы учащихся- 3 мин.

Заглянем в одну из греческих школ:

II. Урок греческого языка. Сценка:

Действующие лица: учитель, ученики, раздраженная мать. Наглядность: дощечки, стиль..

Учитель : «Начинаем урок греческого языка Взяли в руки ручки- стили и записываем под мою диктовку: «Невежда - самое дикое из существ на земле».

О ком это ребята идет речь в предложении?

(Стук в двери, в класс вбегает раздраженная мать с о своим учеником)

Мать жалуется;: «Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит ее пуще смерти, а если и возьмет в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нем подспорье на черный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберется на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!»

Учитель . Ребята, почему мама ученика так взволнована? (ответы уч-ся) «Вот и выяснили, кто такой невежда». Вопрос к классу. – Что нового о древнегреческой школе, вы узнали из этого сообщения?

Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети, добросовестно относились к учёбе в школе.)

Вот мы и узнали чему учились греки в школе.

В Греции нередко можно было услышать слово «Палестра» давайте послушаем сообщение,что такое палестра и чем она известна

Сообщение ученика.

« Палестра находилась в небольшом дворике, окружённом колоннами. С 12 лет мальчики начинали посещать эту школу. В палестре занимались гимнастикой, бегом, прыжками, метанием копья и диска, борьбой.

Рукопашная борьба называлась - «панкратий». В ней разрешено использовать приёмы кулачного боя, можно сбивать противника с ног, лягать, душить. Однако нельзя калечить, кусаться и бить по глазам. Мальчики тренируются в борьбе. Перед игрой они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Выигрывает тот, кто ловок и силен. Если один из борцов внезапно перебросил соперника через колено, его и признают побежденным. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушителя правила состязания. После урока они бегут смывать с тела прилипшие грязь и пот.

Учитель: Палестра –это спортивная школа.

А сейчас давайте мы проверил силу и ловкость наших мальчиков. (Вызываются 2 желающих мальчика, натирают руки оливковым маслом и соревнуются, кто победит)

Учитель: «А теперь отправимся в один из Гимнасиев (их в Афинах было три) Ребята надо узнать, что такое гимнасии? Послушаем сообщение

Сообщение учащегося: « Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В Гимнасиях перед слушателями выступали известные ученые, философы, поэты. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства. Часто ученые спорили, но каждый оставался при своем мнении».

Учитель: Записываем: Гимнасии- это школы для взрослых.. А сегодня вы слышали подобное слово?

Сценка: Ребята, перед вами Аристотель и Антифонт, послушаем их..

Аристотель: «Одни орудия являются одушевленными, другие - неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободньтми, другие рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».

Антифонт: «Я не согласен с тобой, Аристотель. По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Аристотель: « Я уважаю твою точку зрения. Антифонт, но остаюсь при своем мнении».

Учитель : Как вы думаете чему обучали в гимнасиях? (работа с учебником стр 176)

Предполагаемый ответ: Обучали красноречию- умение отстаивать свое мнение при выступлениях.

Учитель : - В Афинах существовала третья ступень образования. Послушайте сообщение об этом.

Сообщение ученика.

« Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В них перед слушателями выступали известные учёные. Здесь обучали умению хорошо говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимнасии называли академиям».

Учитель: - В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Демокрит, Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их.

(Выходят одетые в греческие хитоны ученики, которые изображают древне - греческих учёных).

Выступление детей. Демокрит: «Здравствуйте ребята, я Демокрит греческий учёный и философ, родился в 460 г. до. н. э. в небольшом приморском городе Абдер, который находится во Фракии. За заслуги перед своим городом получил название « Патриот». Мой девиз: « Ничто не возникает из ничего, и ничего не переходит в ничто ». Я первым высказал мысль что, материя состоит из мельчайших неделимых частиц атомов. Атомы принимают различные формы. Душа человека, состоит из круглых атомов, когда человек умирает, атомы рассеиваются. Религия, по- моему мнению, возникла из- за беспомощности людей перед грозными явлениями природы. Боги это воплощение человеческих чувств и природы, например, Зевс- это солнце, Афина – разум. У меня много математических работ, я рассчитал объём конуса и пирамиды. Мои философские и естественнонаучные воззрения оказали большое влияние на философов последующих времён».

Аристотель: «Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 г. до. н. э. Мой родной город Стагира во Фракии. К моему имени часто прибавляли прозвище Стагирит. Мой отец был придворный врач при македонском царе. С 367 г до. н.э. я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже. Я считал, что Земля - шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.

Все накопленные знания, я разделил по отдельным отраслям и объединил в самостоятельные науки. Ботаника - изучает растения, физика - природу, политика – государство. Сохранилось много афоризмов, которые принадлежат мне. « Дружба – это одна душа в двух телах». « Ведите себя с друзьями так, как хотите, чтобы они вели себя с вами». Об учении. « Корни его горьки, но плоды его сладки». « Философия начинается с удивления» и многие другие».

Гиппократ: « Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 г. до. н. э. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции. По - моему мнению, нужно лечить не болезнь, а человека, потому, что одно и то же заболевание у разных людей проявляется по - разному. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2). Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4). Щадить больного. Деятельность врача очень важна, я сравнивал её со свечой - Сгорая сам, свети другим».

Геродот : «Греки называли меня « отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко - персидским войнам. Я родился в 485г. до. н.э. Мой родной город Галикарнас. За участие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. Когда я закончил своё путешествие, никто в Греции не знал меня. Из своего путешествия я привёз с собой несколько свитков папируса. Это и была собранная мною история греко - персидских войн. В те времена важным событием древних греков были Олимпийские игры. На ряду со спортсменами в Олимпии выступали музыканты, поэты, писатели. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей « Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по разным городам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит».

Учитель: Древние греки считали, что любовь к родине – высшая доблесть гражданина. Как вы понимаете это высказывание? Подтвердите его примерами из истории.

Предполагаемый ответ. Настоящий гражданин - это тот кто любит свою родину, кто готов не на словах, а на деле доказать свою любовь.

4. Закрепление материала Учитель: Среди принятых развлечений греков в гимнасиях, была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов на закрепление.

Найдите сходства и различия обучение в афинской школе и в современной?

- Кто, из древнегреческих учёных высказал гениальную мысль, что материя состоит из атомов?

(Демокрит).

Кто, из древнегреческих учёных рассчитал объём конуса и пирамиды? (Демокрит).

Кто, из древнегреческих учёных считал, что Земля – это шар и находится в центре мира?

(Аристотель).

Кто, из древнегреческих учёных был врачом, и определил типы характеров человека?

(Гиппократ).

Кого, древние греки называли «отцом истории»? (Геродота).

Давайте подведем итоги: помните, как в Греции голосовали? И мы сегодня подведем итоги урока с помощью голосования камешеками.

Рефлексия : Перед вами два сосуда. В одном сосуде белые камешки- мне очень понравилось, все понятно; черные- мне не все было понятно, было скучно.

Подведение итогов урока. Вот и всё, больше нет вопросов. Сосчитать архонтов баллы просим.

Кто набрал баллы,

Руки поднимайте.

И хорошие оценки

За урок вы получайте!

Оценка деятельности учащихся. (Учитель выставляет оценки за урок)

Вот и закончился наш урок,

Книг по-больше, ребята читайте,

И Древнюю Грецию вы изучайте.

(Учитель знакомит с книжной выставкой)

На экране мультимедийного проектора домашнее задание.

Ответить на вопросы в конце параграфа.

Выписать в тетрадь термины и выучить их.

Использованная литература:

  1. Древняя Греция. Книга для чтения. Л.1978г с. 254-260
  2. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира М. 1987г с.163-164.
  3. Учебник истории Древнего мира. А.А Вигасин
  4. Ресурсы интернета.

Пусть формат Единого госэкзамена древнегреческим педагогам и ученикам знаком не был, зато современники, в отношении сферы обучения разным наукам, пользуются наименованиями привычными грекам. Это из страны олив в русский, да и другие языки пришли понятия «школа», «гимназия», «лицей», «академия», «университет».

Древняя Греция и, в частности, Афины - это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.

Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.

Греческое образование

Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

Образование греки начинали получать по достижении 7-летнего возраста. До этого времени ребенок находился на попечении мамы, была у него и кормилица. Со школьной скамьи на первый план выходил отец и раб-учитель. Именно рабы были педагогами. Дословно в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий». Раб, приставленный к юному школьнику, не только сопровождал его в школу, но и следил за достойным воспитанием.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.

Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.

Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.

Мальчики пели обрядовые песни. Хором или соло. В репертуаре были и гимны для торжественных случаев. Учителей, которые занимались с детьми разучиванием песен, называли «кифаристами». Они же обучали игре на разнообразных инструментах. Чаще это были кифара и лира.

Интенсивное физическое развитие начиналось с 12 лет. Обязательными были занятия гимнастикой. Учителя физкультуры именовали «педотриб», что в переводе с греческого значит «тренер ребенка».

В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.

Занятия спортом шли в специально предназначенных для этого местах. Помещения, больше похожие на гимнастические залы или манежи, называли «палестры». Уроки сопровождали звуки флейты. В Греции с самых древних времен было принято устраивать музыкальное сопровождение при занятиях любым спортом.

По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.

Обучение представительниц прекрасной половины

Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.

Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.

Спарта

Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.

С семи до 20 лет мальчиков воспитывали в лагерях. Были эти заведения государственными. Молодые люди постоянно тренировали свою выносливость, наращивали силу. Без физической подготовки не проходило ни дня. Условия в таких заведениях были что называется «спартанскими». Это значит - довольно жесткими. Спали мальчишки чуть ли не на голых досках. Самым сообразительным доводилось собирать солому на подстилку. Одежды, кроме набедренных повязок, у воспитанников лагерей не было. Ею доводилось обзаводиться в возрасте примерно 12 лет. Считалось, если ребенок дожил до таких лет, он будет воином, достойным жителем и защитником Греции.

Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.

Кстати, главными методами воспитания в Спарте были жестокость и суровость, практиковались разнообразные наказания. Во всем учителя Спарты проявляли твердость характера, выдержку. При этом имело место чрезмерное увлечение военным делом, что считалось нормой для Спарты, но не для остальной Греции. Конечно, невосполним был урон, который наносился умственному и творческому развитию детей-спартанцев. За это современники спартанцев афиняне и жители других полисов критиковали их воспитание, поскольку во всей остальной Греции больше почиталась так называемая «калокагатия» - идеалы красоты, добра, мудрости, креативности, если говорить современным языком.

Афины

В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.

Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.

Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные - учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше - высшая школа.

Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.

Те, кто мог заплатить за обучение, после школы отдавал своих отпрысков в гимназии («гимнасий».) Отроков готовили и к воинской службе. В Афинах действовала учебное заведение, по современным меркам напоминающее военное училище. Мальчики шли в него с 18 лет. В последующем их ждала служба в армии.

Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства

УРОК № 43/2

Тема урока

В афинских школах и гимнасиях

Дата урока

Класс

5 класс

Тип урока

Практикум

Цель урока

Закрепить знания учащихся о системе образования в Афинском полисе, способствовать пониманию важности образования в жизни человека, содействовать формированию взглядов на гармонично развитую личность на примере афинских школ и гимнасиев.

Образовательные ресурсы

    Презентация

    Рабочая тетрадь

План урока

    Урок в начальной школе

    Урок в палестре

    Гимнасия

Методы и формы обучения

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы : коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Основные понятия

Педагог, школа, стиль, палестра, гимнасий, красноречие.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания в современном обществе.

Познавательные : выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых поло жений.

Регулятивные : самостоятельно формулируют задание, определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.

Коммуникативные : участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки .

Понимают важность учёбы и познания нового, принимают ценности других народов .

Организационная структура урока:

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое сопровождение

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место

II. П роверка знаний

Проводится в ходе практической работы на уроке.

III . Постановка проблемы

Представьте, что мы находимся в обычной греческой школе. Вы – греческие ученики, а я ваш учитель.

- Греческие ученики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Правильно - «учиться» в греческой школе.

Выполняют приветствие

Версии учащихся.

Слайд № 1

IV . Планирование деятельности

- Подумайте, как мы будем работать на уроке?

Учащиеся предлагают план работы

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!

Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и ваши старшие братья вернулись с каникул, я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих педагогов, сядьте прямо и начнем урок.

Почему учитель говорит только о мальчиках?

Кто такие педагоги?

В какой из видов школ вы пришли?

Чему вас должны научить в начальной школе?

На чем вы будете писать?

1. Урок чтения и письма.

Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом

Как называется наш предмет?

Давайте запишем это слово (записывает слово по- гречески на доске, а дети – в тетрадях)

Теперь научимся писать тех родных и близких, кого мы каждый день видим в своем доме. “Мама” – по – гречески (матер).

- А как будет по-гречески “папа” ? (патер) Запишите это слово самостоятельно. Кто справится быстрее всех, поднимите руку.

2. Урок математики.

Ребята, обратите внимание, исчезли заглавные буквы, остались только прописные. Над ними поставлен специальный значок. Арифметические знаки у греков были такие же как у нас.

Сейчас мы с вами решим задачу и запишем ее:

« Деметриос шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?»

«В расписании 6 уроков. Три урока прошло. Сколько уроков осталось?»

- Путешествие в начальную школу закончилось, наш путь лежит в палестру. Чем занимались в палестре? Давайте, выполним несколько не сложных упражнений.

Физминутка:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!

1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе.

2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз.

3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая.

Что такое гимнасий?

Кто мог их посещать?

Чему учились в гимнасиях?

Вызываются два ученика к доске .

Задание : Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.

Отвечают на вопросы с опорой на текст:

В школе учились только мальчики

Раб, сопровождающий ребенка в школу

Начальная школа

На дощечках, покрытых воском.

У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. Затем алфавит читается хором.

История

Выполняют задания

Учащиеся решают задачу и записывают ее с помощью греческих букв – цифр. Учитель тоже записывает решение на доске. Учащиеся сравнивают решение задачи, изображенное на экране со своими записями

Решают самостоятельно; взаимопроверка.

Спортом

Выполняют упражнения.

Дым

Зеркало

Стиль (о)

Школа для взрослых

Взрослые, желающие учиться дальше

Риторике

Соревнование в красноречии

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 4

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 6

Слайд № 6

Слайд № 7

V I . Закрепление изученного на уроке.

Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Несмотря на различные способы обучения, цель была одна - стремление к совершенствованию, к новым знаниям

VII . Итог урока.

Анализирует деятельность учащихся на уроке

Рефлексия

Слайд № 8

1. Рабы-педагоги. До семи лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его переда­вали педагогу (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребён­ка»). Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежно­сти и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам - ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, а при малейшем непо­слушании своего воспитанника - брался за розгу.

Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для ка­кой другой работы. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески.

2. Занятия в школе. В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.

Учитель с плёткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда - самое дикое из существ на земле». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натёртых вос­ком. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допу­щена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.

В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили в школе наизусть «Или­аду» и «Одиссею». Дети овладевали игрой на флейте и других инструментах, искус­ством хорового пения. Афиняне утвержда­ли, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.

Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщи­ны побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвящённых греческим богам. Плата за обучение была невелика.

Для девочек школ не было. Мать пере­давала дочерям те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, тан­цам, а главное - домоводству.

3. Посещение палестры. С двенадца­ти лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнасти­кой - борьбой, бегом, прыжками, мета­нием копья и диска. Такая школа называ­лась палестра (от слова «пале» - борьба). В хорошую погоду тренировались под от- Дискоббл - ме- крытым небом в обширном дворе, а в не-

статуя работы настье - под крышей портиков, окружав- Мирона. ших этот двор.

В палестре. Рисунок нашего времени.

Представим себе урок гимнастики в палестре.

Мальчи­ки тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебро­сил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара бор­цов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска расти­рают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После уро­ка весёлой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.

В палестрах стояли статуи атлетов работы великих гре­ческих мастеров. Всемирно известна статуя метателя дис-

Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына


Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро суме­ет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хоро­шее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!

ка. Мирон, её создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажет­ся, через мгновение атлет распрямится и диск, брошенный с огромной силой, по­летит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлёта. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего по­лиса.

4. В афинских гимнасиях. Взрослые афи­няне, желавшие продолжить занятия гим­настикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев.

Гимнасии располагались за городом сре­ди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бас­сейны, помещения для отдыха и бесед.

В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учё­ные. Они излагали свои взгляды на стро­ение Вселенной, предлагали планы созда­ния образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди.

В гимнасиях обучали красноречию - умению отстаи­вать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

Разные взгляды греческих учёных на природу человека

Аристбтель писал:

«Одни орудия являются одушевлёнными, другие - неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий.

Одни люди созданы природой быть свободными, другие - рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справед­ливо».

Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт: «По при­роде все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Объясните значение слов: стиль, палестра, гимнасий. Проверьте себя. 1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности? 2. Чем и на чём писали школьники? 3. Чему учили в афинских школах? 4. Где мальчиков обучали гимнастике? 5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнасти­кой? 6. Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки?

Опишите урок гимнастики по рисунку «В палестре» (см. с. 183). Подумайте. 1. Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, уз­нав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»»? 2. В чём различались взгляды на природу человека разных греческих учёных (см. 184)? Чьи мысли кажутся вам более правильными? Какие орудия труда Аристотель называл одушевлён­ными, а какие - неодушевлёнными?