Люди без совести несчастны и все время скучают

Если бы вы были полностью свободны от совести – никаких нравственных колебаний и никакого чувства вины, – как вы думаете, что бы вы сделали со своей жизнью?

Когда я задаю людям этот вопрос, как это часто бывает, типичный ответ – это «Ух ты» или «Обалдеть», за которым следует тишина, во время которой аудитория морщит лица в умственном усилии, как будто кто-то задал им вопрос на полузнакомом языке.

После этого большинство людей ухмыляются или смеются, по-видимому, пораженные тем, какой авторитет совесть имеет в их жизни, и отвечают какой-нибудь версией: «Я плохо представляю, что стану делать, но я уверен, что это будет не тем, что я делаю сейчас».

Один особенно творческий человек после «ух ты» и короткой паузы усмехнулся и сказал: «Может быть, я буду диктатором маленькой страны или что-то в этом роде». Он сказал это так, как будто это более разумно и более впечатляюще, чем социально ценная профессиональная карьера, которой он посвятил себя в реальности.

Было бы умнее не иметь совести? Были бы мы счастливее? Мы знаем, что большие группы людей окажутся в беде: целые нации социопатов, всё только для себя одного. Но реалистично, на индивидуальном уровне, станем ли вы или я, как отдельные лица, счастливее и богаче, если мы сможем избавиться от ограничений совести? Конечно, время от времени кажется, что это так. Нечестные люди занимают влиятельные должности, а корпоративные воры приобретают «гольфстримы»* и яхты, в то время как мы добросовестно работаем и вносим «разумные» платежи по автокредиту.

Но в чем же правда? Если взглянуть с психологической точки зрения, действительно ли социопаты живут лучше, чем мы, или обладание совестью – это счастливая участь?

По иронии прагматичной судьбы, мы были с самого начала отобраны природой, чтобы быть социальными существами, склонными делиться тем, что у нас есть.

Даже наш мозг приспособлен для эмоциональной связанности друг с другом и для чувства совести. Вернее, по этому пути пошли, все, кроме немногих из нас.

Получая выгоду от другого, но такого же прагматичного процесса отбора, некоторые эволюционировали как отщепенцы, безразличные к своим родным братьям и сестрам, с эмоционально отключенным мозгом, который вынашивает абсолютно эгоистичные планы. С перспективы XXI века, глядя глазами психолога, какая из этих двух древних общностей, совестливые или социопатические, лучше распорядилась своей человеческой природой?

Проигрыш победы

Было бы трудно опровергнуть наблюдение, что люди, которые совершенно не отягощены совестью, порой беспрепятственно достигают власти и богатства, по крайней мере, на некоторое время. Слишком много глав в книге истории человечества, от ее первых строк до самых современных записей, строятся вокруг потрясающих успехов военных захватчиков, завоевателей, олигархов и строителей империй.

Эти лица либо слишком давно умерли, либо являются слишком привилегированными, чтобы их формально оценивали так, как этого хотелось бы клиническому психологу. Но учитывая их хорошо известное и документально подтвержденное поведение, мы предполагаем, даже не зная оценки по шкале Pd , что заметное число этих лиц вряд ли обладает каким-либо пронизывающим чувством долга, основанного на эмоциональной привязанности к другим. Иными словами, некоторые из них были и есть социопатами.

Хуже того, жестокие завоеватели и строители империй, как правило, держат в страхе своих современников, и в течение своей жизни часто рассматриваются в качестве образцов для подражания для всего человечества.

Несомненно, бесчисленное множество монгольских мальчиков XIII века засыпали под рассказы о неукротимом Чингисхане, и каждый задается вопросом о современных героях, которых мы предлагаем своим детям: не войдут ли они в конечном счете в историю как мотивированные беспощадным личным интересом?

Отсутствие совести также хорошо работает на сексуальное завоевание.

В качестве иллюстрации этого аспекта можно рассмотреть потомство того же знаменитого тирана: старший сын Чингисхана, Туши-хан, как говорят, стал отцом сорока сыновей, в силу своего происхождения пользуясь правом выбирать из числа самых красивых пленниц. Остальную часть побежденных вместе с их сыновьями по обыкновению убивали. Один из многих внуков Чингис-хана, Хубилай-хан, основатель династии Юань, был отцом двадцати двух законных сыновей, и каждый год добавлял тридцать девственниц в свой гарем.

В то время, когда я пишу эти слова, практически идентичные Y-хромосомы объединяют почти восемь процентов мужчин, проживающих на территории бывшей Монгольской империи, то есть шестнадцать миллионов человек. По мнению генетиков, это означает, что около шестнадцати миллионов человек, живущих в двадцать первом столетии, несут печать наследия Чингисхана: XIII века, наполненного геноцидом и изнасилованиями.

Чингисхан является исключением среди социопатических тиранов, потому что он не умер насильственной или позорной смертью. Вместо этого он упал с лошади во время охоты, в 1227 году. Вне всякого сомнения, большинство виновных в геноциде и массовых изнасилованиях заканчивают жизнь самоубийством или бывают убиты, часто руками сытых по горло разгневанных последователей. Калигула был убит одним из своих охранников. Гитлер, как считается, положил пистолет себе в рот, а его тело сожгли, облив дизельным топливом. Муссолини был расстрелян, а его тело за ноги подвесили на городской площади. В Румынии Николае Чаушеску и его жена Елена были убиты расстрельной командой в 1989 году, в день Рождества. Камбоджийский Пол Пот умер в двухкомнатной хижине, где его держали в плену бывшие соратники, его тело сожгли в куче мусора и резиновых покрышек.

Социопаты глобального масштаба, как правило, заканчивают плохо, и эта резкая тенденция к падению проявляется и у представителей помельче. В конечном счете социопатия представляется проигрышной игрой, независимо от своего масштаба.

Отец Ханны, например, потерял все, что, возможно, было ему дорого. К пятидесяти годам он потерял работу, положение в обществе, свою прекрасную жену и любящую дочь – и все это ради удовольствия быть мелким игроком в играх с героином, и он, вероятно, умрет от пули в голову, выпущенной каким-нибудь другим мелким преступником.

Люк, никчемный бывший муж моей пациентки Сидни, также потерял все ценное: жену, сына и даже бассейн. Супер-Скип, хотя он беспечно считает себя неуязвимым и слишком умным, чтобы оказаться низвергнутым, не найдя сочувствия Комиссии по ценным бумагам и биржам, вероятно, обнаружит, что он не является ни тем, ни другим, когда комиссия серьезно займется им.

«Доктор» Дорин Литтлфилд, даже обладая достаточно острым умом, чтобы изображать настоящего доктора, вместо этого дрейфует как подделка во все более и более непонятные заведения, играя все в те же утомительные игры с достойными людьми, которым она завидует, пока не переведутся места, где она может укрыться. К пятидесяти годам ее переезды и ее бесконтрольная алчность опустошат ее банковский счет и превратят лицо в морщинистую маску скучающей семидесятилетней старухи.

Перечень подобных печальных концов может продолжаться и продолжаться. Вопреки тому, что представляется довольно популярным убеждением, бессовестные поступки в конечном счете приносят не больше, чем справедливо доставшаяся доля хорошего в жизни. Скорее наоборот. Можно даже сказать, что одним из способов определить, является ли сомнительный человек настоящим социопатом, будет дождаться конца его жизни и посмотреть, погубил ли он себя, частично или полностью. Действительно ли у этого человека есть то, что вы хотели бы иметь в своей жизни, или, наоборот, он изолирован от других, выгорел и страдает от скуки? Возможно, могущество завершилось оглушительным падением?

С тех пор как мы начали вести записи о войнах, оккупации и геноциде, историки часто замечают, что человеческая раса снова и снова рождает определенный тип катастрофически аморальных злодеев. Как только мы избавляемся от одного, в другом месте на планете появляется следующий.

С точки зрения популяционной генетики, в этой легенде, вероятно, есть доля правды. И поскольку мы не понимаем этих людей, так как их психология чужда большинству из нас, мы часто не признаем и не останавливаем их до тех пор, пока они не навредили человечеству непостижимыми способами. Но, как с удивлением и облегчением указал Ганди: «В конце концов, они всегда терпят крах – подумайте об этом: всегда!»

Такое же явление происходит и в более мелких масштабах. Обыкновенные люди без совести сеют боль в своих семьях и обществе, но в итоге они приходят к самоуничтожению. Мелкие социопаты проживут достаточно долго, чтобы доминировать над другими жителями нашего воображаемого острова, возможно, распространят какое-то количество генов, но в конце концов их, вероятно, подвесят за ноги.

Некоторые причины такого провала очевидны, особенно в случаях, когда печально известные деспоты, такие как Муссолини или Пол Пот, бывают убиты и изуродованы озлобленными бывшими последователями. Если вы угнетаете, грабите, убиваете и насилуете достаточно большое количество людей, некоторые из них объединятся против вас и отомстят. Мы можем наблюдать это и в гораздо менее эпической истории Дорин Литтлфилд. Шансы всегда были против нее, и в конце концов она разозлила не того человека.

Но есть и дополнительные, менее очевидные причины провала бессовестной жизни в долгосрочной перспективе, причины, которые скорее относятся к психологии социопатии, нежели к ярости других людей. И первая из них – скука, простая и понятная.

Это все что есть?

Хотя мы все знаем, что такое скука, большинство нормальных взрослых не очень часто испытывают явную скуку. Мы напряжены, спешим и волнуемся, но нам редко бывает скучно – отчасти потому, что мы напряжены, спешим и волнуемся. Время без всего, когда нам не нужно где-то присутствовать, обычно воспринимается как передышка, а не как монотонность.

Чтобы испытать, что такое скука, мы должны обратиться к детству. Детям и подросткам часто бывает скучно, настолько скучно, что они едва выдерживают это. Их совершенно нормальная, связанная с развитием потребность в постоянной стимуляции непрерывного процесса обучения, часто идет вразрез с монотонностью долгих поездок, дождливых дней и учебных залов.

В детстве скука может быть мучительной, как хроническая головная боль или сильная жажда в отсутствие напитков. От нее может стать так больно, что бедному ребенку хочется громко кричать или бросать что-то шумное в стену. Крайняя скука, возможно, является одной из форм боли.

К счастью для нас, взрослым не нужна постоянная стимуляция. Несмотря на наши стрессы, мы, как правило, живем во вполне переносимой фазе возбуждения, не страдая от чрезмерно интенсивной или чрезмерно слабой стимуляции, – за исключением социопатов.

Люди, которые являются социопатами, утверждают, что они почти постоянно нуждаются в дополнительной стимуляции. Некоторые используют слово «зависимость», имея в виду зависимость от острых ощущений, зависимость от риска. Такие зависимости возникают потому, что самое (возможно, единственное) надежное средство от недостаточной стимуляции – это наша эмоциональная жизнь, настолько, что во многих текстах по психологии, термины «возбуждение» и «эмоциональный отклик» используются почти взаимозаменяемо.

Нас стимулируют наши значимые связи, переговоры с другими, счастливые и горестные моменты, прожитые вместе с другими людьми, – а социопаты не имеют эмоциональной жизни, чтобы жить ею.

Oни никогда не испытывают иногда терзающего, иногда волнующего постоянного подъема, который неизбежно присутствует в подлинной привязанности к людям.

Лабораторные эксперименты с использованием электрошока и громких звуков показали, что у социопатов гораздо менее выражены даже физиологические реакции (потение, сердцебиение и т. д.), которые обычно связывают с тревогой ожидания и страхом. Чтобы получить адекватную стимуляцию, социопаты располагают только своими играми в господство, а эти игры очень быстро лишаются свежести и устаревают.

Подобно наркотикам, игры нужно устраивать снова и снова, все больше и лучше, и, в зависимости от ресурсов и талантов конкретного социопата, бывает, что это оказывается невозможным. И поэтому при социопатии боль от скуки может быть почти постоянной.

Склонность к временному устранению скуки химическим путем является одной из причин, по которым социопаты иногда становятся алкоголиками и наркоманами. А масштабное исследование коморбидности, опубликованное в 1990 году в Журнале Американской медицинской ассоциации оценивает, что 75 процентов социопатов страдают алкогольной зависимостью, а 50 процентов злоупотребляют другими наркотиками. Таким образом, социопаты часто являются наркоманами в обычном смысле, помимо буквальной зависимости от риска. Культура наркотиков с ее пиковыми переживаниями и опасностями притягивает бессовестных по многим причинам, и в этой культуре социопаты чувствуют себя как дома.

Другое исследование, опубликованное в 1993 году в Американском психиатрическом журнале, показало, что среди лиц, принимающих наркотики внутривенно и страдающих диссоциальным расстройством личности, ВИЧ-инфицированные составляют 18 процентов, тогда как среди лиц, злоупотребляющих внутривенным вводом наркотиков и не страдающих диссоциальным расстройством личности, эта цифра составляет только восемь процентов. Более высокая вероятность заражения ВИЧ-инфекцией среди социопатов, по-видимому, обусловлена ​​их склонностью к рискованному поведению.

Эти статистические данные возвращают нас к вопросу, который я поставила в первой главе: является ли отсутствие совести адаптивным поведением – или это психическое расстройство? Одним из рабочих определений психического расстройства является любое психологическое состояние, которое приводит к существенному «нарушению жизни»: то есть серьезные и необычные ограничения в способности человека функционировать так, как этого можно было бы ожидать, учитывая его здоровье и уровень интеллекта.

Здравый смысл подсказывает нам, что присутствие любого из признанных психических расстройств – глубокой депрессии, хронической тревожности, паранойи и тому подобного, вероятно, приводят к прискорбному «нарушению жизни». Но как быть с отсутствием чего-то, что мы обычно рассматриваем как исключительно нравственную черту? Как обстоят дела с отсутствием совести?

Мы знаем, что социопаты почти никогда не обращаются за лечением, но страдают ли они от «нарушения жизни»?

К этой проблеме можно подойти через рассмотрение того, что имеет смысл в жизни социопата: победа и господство, а затем задуматься над следующим странным вопросом: почему все социопаты не добиваются высоких должностей? Учитывая их сконцентрированную мотивацию и свободу действий, которая проистекает из отсутствия совести, все они должны быть грозными национальными лидерами, или руководителями международного уровня, или, по крайней мере, высокопоставленными специалистами, или диктаторами малых стран. Почему они не всегда выигрывают?

Вместо этого большинство из них – безвестные люди, которые ограничиваются доминированием над своими маленькими детьми, или над супругом, или, возможно, над несколькими коллегами или подчиненными. Довольно значительное число социопатов находятся в тюрьме, как отец Ханны, или подвергаются опасности из-за своей карьеры или жизни. Очень немногие сказочно богаты, как Скип. Еще меньше они прославились. Никогда не оставляя заметного следа в мире, большинство из них движутся по нисходящему жизненному пути, а в конце среднего возраста полностью выгорают. Они могут грабить и мучить нас в течение какого-то периода времени, но, по сути своей, их жизни терпят неудачу.

С точки зрения психолога, даже те из них, которые занимают престижные позиции, и те, имена которых прославились, – это неудавшиеся жизни. Для большинства из нас счастье приходит через способность любить, через ведение своей жизни в соответствии со своими высшими ценностями (большую часть времени), через чувство достаточного удовлетворения самим собой.

Социопаты не могут любить, высоких ценностей у них нет по определению, и они почти никогда не чувствуют себя комфортно сами по себе. Они не испытывают любви, они аморальны и подвержены хронической скуке, даже те немногие, которые стали богатыми и могущественными.

Внутреннее неудобство они испытывают по многим причинам, не только из-за скуки. Абсолютная самопоглощенность социопатии создает индивидуальное сознание, которое осознает каждую малейшую боль и судорогу в теле, каждое преходящее ощущение в голове и в груди, уши которого от острой озабоченности собой направляются на каждую радио или телепередачу, сообщающую о чем угодно, от клопов до рицина. Потому как его заботы и внимание направлены исключительно на самого себя, человек без совести иногда живет в муках ипохондрических реакций, по сравнению с которыми которые даже самые капризные тревожные невротики кажутся рациональными . Порезаться о край бумаги оказывается значительным событием, а герпес на губе – началом конца.

Возможно, самый известный исторический пример социопата, одержимого своим телом, – Адольф Гитлер, который всю жизнь был ипохондриком с непреодолимым страхом развития рака. В попытке уберечься от рака и избавиться от длинного списка других мнимых проблем со здоровьем он поглощал «лекарственные средства», специально составленные его любимым врачом, доктором Теодором Морелом. Многие из этих пилюль содержали галлюциногенные токсины. Таким образом, Гитлер постепенно травил себя по-настоящему. Скорее всего, именно из-за этого дрожание (реальное) в его левой руке стало заметным, и к середине 1944 года он отказался фотографироваться.

Социопаты иногда используют свою ипохондрию в качестве стратегии для ухода от работы. Какое-то время они прекрасно себя чувствуют, но потом настает время оплачивать счета, или искать работу, или надо помочь другу переехать в новую квартиру, и внезапно у них возникают боли в груди или хромота. Воображаемые медицинские проблемы и недуги часто обеспечивают особое обращение – например, последний стул в переполненном помещении.

В целом, у них существует отвращение к постоянным усилиям и организованным проектам работы, и конечно же это стремление к легкой жизни ограничивает успех в реальном мире. Вставать каждое утро и работать в течение длительного времени почти никогда не рассматривается в качестве альтернативы.

Социопаты считают, что простая схема, разовая сделка или умная провокация намного предпочтительнее, чем ежедневная приверженность работе, долгосрочная цель или план. Даже когда социопаты находятся на высокопоставленных должностях, это такие позиции, на которых количество фактической тяжелой работы (или ее отсутствие) может быть легко скрыто, или где можно манипулировать другими, чтобы работу выполняли они. В таких условиях умный социопат может иногда поддерживать дело на плаву с помощью показных всплесков производительности или путем сплетен, очаровывая или запугивая.

Социопаты прикидываются отстраненными наблюдателями, или людьми, делающими погоду, или бесценными чувствительными гениями. Они требуют частых выходных или творческих отпусков, в которых их деятельность несколько загадочна. Постоянная работа, истинный ключ к длительному успеху: не покладая рук, перенося скуку, вникая в детали, – слишком близка к ответственности.

К сожалению, этот же самоограничивающий фактор применим даже к социопатам, рожденным с особыми дарами и талантами. Сильная приверженность делу и ежедневная работа, необходимые для создания и продвижения своего искусства, музыки или любого другого творческого проекта, как правило, для социопата невозможны. Если успеха можно достичь случайно, только эпизодическим усилием, тогда – может быть. Но если искусство требует длительных личных инвестиций, дело безнадежно.

Человек без совести так же относится к своим талантам, как к другим людям. Он не заботится о них.

Социопатия – это почти всегда работа в одиночку; другая стратегия выбирается лишь на время, но на долгосрочную перспективу почти никогда. По очевидной причине неослабной личной заинтересованности люди без совести плохо играют в команде. Социопат действует только в своих интересах. Когда он взаимодействует с другим человеком или группой людей, он пытается сделать это путем лжи, лести и нагнетания страха.

Эти пути к успеху намного слабее и менее долговечны, чем установление подлинных отношений, лидерство и личное участие, а цели, которые могли быть достигнуты в партнерстве или постоянным групповым усилием, как правило, губятся исключительной заботой социопата о себе. Этот путь к окончательному провалу обычно избирают печально известные тираны, а также бесчисленные менее известные социопатические работодатели, коллеги и супруги.

Когда социопата захватывает манипуляция другими людьми, все другие цели затмеваются, и в результате «нарушение жизни», хотя и другого рода, может быть столь же серьезным, как ограничения, налагаемые сильной депрессией, хронической тревожностью, паранойей и другими психическими заболевания. Эмоциональное банкротство социопатии означает, что социопат навсегда лишен подлинного эмоционального интеллекта, способности понимать мотивы людей и того, что является для них незаменимым проводником в жизни.

Как Дорин, которая на самом деле верит, что можно увеличить свое влияние, унижая других, как Скип, который воображает, что обладает иммунитетом к обществу и его правилам, как побежденный диктатор, недоумевающий, почему горящая ненавистью толпа, состоящая из «его народа», не идет с ним на переговоры, человек без совести, даже умный, как правило, близорук и удивительно наивен, и он просто обречен погибнуть от скуки, финансового краха или пули.

В быту мы часто говорим фразы: "Человек без совести", "бессовестный", "ни стыда, ни совести", "совсем совесть потерял", "жить по совести".

Да, не у каждого человека есть совесть. У одних она есть, у других - дремлет, до поры до времени, у третьих - отсутствует вообще или утрачена ввиду зомбирования или деградации души.

Те люди, у кого совесть есть, и поступают по совести, по принципу: "Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой".

Совестливый человек взвешивает свои поступки, исправляет ошибки, сдерживает раздражение и отрицательные эмоции. Даже, когда очень хочется ответить обидчику грубостью на грубость, он находит слова и выражения, чтобы прекратить неприятный разговор, сцену.

Такой человек может потерять близких людей, друзей, но он никогда не потеряет себя, ибо у него есть совесть - добрый советчик по жизни. Чувство совести необыкновенным образом защищает своего хозяина от потери самого главного - честности и порядочности. Те же, у кого совесть дремлет до поры до времени, однажды понимают, что прожили жизнь неправильно, нарушая природные законы.

Совесть у таких людей просыпается, а с ней приходят проблемы, связанные с отработкой всего того, что в жизни сделано не по совести, а так, как хочется. Приходит раскаяние: "Почему я тогда так поступил (-ла)?" Порой это "почему" зависает в воздухе, потому что нельзя исправить ситуацию, проблему - просто ушло время, а с ним и люди, которые участвовали в этой ситуации.

Поговорим о тех - у кого совесть отсутствует вообще. Думается, что им не повезло в жизни больше всего. Человек без совести - это агрессор, безжалостная личность. Ему кажется, что он сильный, хитрый, ловкий. Ему везет, и все получается до поры, до времени, ибо его душа потихоньку тлеет. Сегодня обманул, завтра переступил через любовь, дружбу, родственные отношения, кого-то предал или продал за деньги.

Рано или поздно такой человек становится одиноким, ненужным никому.И даже те, ради кого он особенно старался, покидают его. Нет ничего страшнее забвения и одиночества.

Совесть четко регламентирует все ценности от духовных - до материальных. Поэтому, человек без совести цепляется за материальные ценности, теряя самые главные - духовные. И тогда про него говорят: "Он не имеет ни стыда, ни совести".

А раз совести у него нет, он не способен любить, жалеть, быть милосердным.

Не стучите в закрытые души, просто отдайте все проблемы, связанные с этим человеком на волю Высших Сил и времени - так вы сохраните свою светлую душу от разрушения.

Совесть мучает не тех, кого она должна мучить, а тех, у кого она есть. Совесть очень похожа на маленького червячка, который точит яблоко. Только, в отличие от яблока, человеческая совесть точит душу. И тогда человек понимает, что это проснулась его совесть, которая не дает ему покоя ни днем, ни ночью.

Живите в ладу со своей совестью, и главное - чтобы вы сами верили в то, что поступаете справедливо, т.е., по совести.

В разделе на вопрос Если у человека нет совести, можно ли его считать человеком? заданный автором Александер лучший ответ это Можно. Бессовестным

Ответ от Антон Ключников [гуру]
Если у индивида нету совести, то это Человек с большой буквы!


Ответ от Искандер Искандеров [мастер]
Совесть _ это богатство души... А мы люди бедные.


Ответ от Виталий [гуру]
да не считай.... им по барабану... .
что много совестливых встречал в последее время?
Я - нет


Ответ от ГРОМ [гуру]
Так уж и главным отличительным признаком? Вы в этом уверены? Младенец не знает, что такое совесть, вычеркнем его из списка людей? Человек без совести - тоже человек, только бессовестный. А вот человек, с главным отличительным признаком - это уже Человек с большой буквы!


Ответ от КСЕНИЯ ЛЕОН [гуру]
он человеком останется в физиологии своей... потому Николай причислен к лику святых в России а революция к бунту "одной ночи"....в которой учавствовала группа... небольшая группа людей.... и можно ли считать эту болезнь "отсуствие совести"...."отсуствие стыда и чести"? и тем не менее это стало достоянием нашей страны на многие годы.... так нам преподносили... искаженную действительность... совесть... искажена... но она есть.... и потому мы видим то что видим.... и выбираем каждый для себя свою правду


Ответ от Ирина Финаревская [гуру]
Совесть это состояние души и оно у всех разное один руку протянет а другой ногой пнет. делай выводю


Ответ от {М.С}Полуденный Всадник [гуру]
Согласен, есть такая теория - согласно которой наличие Разума - еще не есть признак Человека.
Это просто признак разумного животного. И лишь развитие Третьей Сигнальной системы - то есть Совести - позволяет говорить о развитии Человека!

Недавно я смотрела серию программ о расследовании преступлений. Почему-то особенно запомнились два. Молодой и крепкий полицейский вдруг внезапно сваливается больным и через несколько дней после мучительных болей умирает. Диагноз - естественная смерть, инфаркт. Примерно через 6 лет такой же молодой и крепкий пожарник вдруг умирает так же внезапно с такими же симптомами и заключением паталогоанатомов. Что ж бывает, конечно: все мы под Богом ходим. Однако странным было то, что оба были мужьями одной и той же женщины, хотя родственники обоих умерших даже не догадывались об этом. Благодаря стараниям криминального журналиста, которая из разговоров со специалистом по ядам узнала, что подобные смерти могли быть вызваны отравлением антифризом, трупы были исследованы заново, и следы антифриза были найдены в тканях жертв. Так, включая и другие дополнительные доказательства, было доказано, что обоих убила одна и та же женщина.

Другое преступление. В госпиталь поступила женшина и её два несовершеннолетних сына. Женщина умирала. За несколько дней все волосы у неё выпали, она похудела до 45 кг. Мальчики были немного в лучшей форме. Когда кровь женщины была исследована, оказалось, что она была отравлена таллием. Таллий был найден и в крови мальчиков и её мужа. Таллий - тяжёлый металл, крайне ядовитый и имеющий очень редкое применение. Люди были обеспокоены: что это? Может вода, поступающая в их район - отравлена? Может какой-то другой продукт в их районе? Группа экспертов поспешила в дом заболевших. На таллий были проверены вода, тарелки, мусор - вообще всё. И источник был найден. Таллий оказался на дне пустых бытолок из-под Кока-Колы. Распечатав неоткрытые ещё бутылки, они обнаружили таллий и там. Специалист был послан на фабрику Кока-Колы. Оказалось, что отравить один ящик продукта там просто не возможно. Если бы отравление напитка произошло на фабрике, тогда бы была заражена целая партия, и пострадало бы очень много людей. Ещё спецалисту удалось выяснить, что единственным химикатом, который не изменял вкус, цвет, не производил больше газа и пр. мог быть только таллий. Значит тот, кто отравил напиток, обладал очень хорошим знанием химии. ....Останавливаться на деталях исследования я сейчас не буду, хотя они очень интересны.

Оказалось, что отравил всю семью их сосед, которому мальчишки иногда досаждали громкой музыкой. Очень тонким инструментом он открыл крышки, всыпал яд, а потом очень осторожно запечатал их вновь и оставил ящик Кока-Колы на соседском пороге. Не знаю, почему они посчитали его своим. Может они сами оставили ящик на пороге, а сосед, сделав своё чёрное дело, вернул его на место. Их дома были довольно далеко от других домов. Да и соседский дом не был совсем уж рядом. Так или иначе, но женщина умерла, а мальчикам и мужу удалось спастись. Сосед после очень долгого расследования был посажен.

Так вот эти два преступника никогда не пожалели о том, что отняли жизни у других людей. Ни малейшего знака раскаяния. Они были названы социопатами. Вот тогда я заинтересовалась этим термином. И вот, что я выяснила.

Согласно книге The Sociopath Next Door 1 из 25 людей является социопатом. И здесь говорится только об одном их типе из двух. Этот тип — активный социопат . Он может только на некоторое время усмирить себя и надеть маску добропорядочности. В остальное время он не сдерживает себя.

Второй тип - пассивный социопат , большую часть времени ведет себя вполне прилично, принимая руководство какого-нибудь внешнего авторитета, например религии или закона, или привязываясь временами к какой-нибудь более сильной личности. Эти люди руководствуются не обычными соображениями человечности, а всего лишь повинуются принятому ими истолкованию того, что написано в «книге».

Далее материал взят из Википедии и отсюда - http://www.naturalnews.com/036112_sociopaths_cults_influence.html#ixzz1xGpbp5kp .

Признаки социопатов (здесь -не все; остальные - далее в тексте):
1. бессердечное равнодушие к чувствам других;
2. пренебрежение социальными правилами и обязанностями; они вполне «понимают» социальные нормы, но игнорируют их;
3. неспособность испытывать чувство вины, раскаяния, позора и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;
4. выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению;
5. часто лгут, используют псевдонимы, обманывают окружающих с целью извлечения выгоды;
6. нетерпеливы и раздражительны, часто агрессивны и легко вступают в драку;
7. идут на риск, не заботясь как о своей безопасности, так и о безопасности других;
8. неспособны планировать наперёд; безответственны, не склонны к систематическому труду.

Черты личности социопатов часто приводят их к совершению преступлений, и, как следствие, к пребыванию в тюрьме, однако они никогда не сожалеют о совершении преступления , а только о том, что попались на этом. Они могут самореализовываться в качестве лидеров сект, преступных и мошеннических групп. Нередко становятся наркоманами или злоупотребляют алкоголем, но не столько потому, что избегают реальности, сколько потому, что потворствуют своим желаниям .

Мак-Вильямс описывает данное «расстройство личности » как основанное на глубинной неспособности формировать привязанности к другим людям , начиная с собственных родителей и заканчивая собственными детьми. С её точки зрения социопат не видит привязанностей и между другими людьми, и интерпретирует их взаимоотношения исключительно как взаимную манипуляцию. В соответствии со своим восприятием общества, социопат строит и свои отношения с окружающими людьми: на манипуляциях, ради удовлетворения собственных желаний. Так как привязанностей у социопата нет, чужие потребности и желания для него не имеют никакой ценности, и он действует, ориентируясь только на свои собственные.

Социопаты не могут любить . Они могут играть в любовь и сострадание для того, чтобы добиться, чего они хотят. Однако само чувство любви им не известно.

Могут некоторое время производить крайне положительное впечатление , чтобы, впоследствии, использовать его для своей выгоды. Многие обладают очарованием и сексапильностью. Любят быть в центре внимания .

Не испытывают угрызений совести, а точнее не обладают совестью или обладают ей в крайне недоразвитой форме .

Социопаты - мастера преувеличивать, иногда до абсурда . Например, обычный человек скажет: «Меня вчера вырвало». Социопат скажет: «Меня вчера вырвало 9-метровым ленточным червём!». Самый настоящий социопат даже добавит: «...потом червь забрался на стену и прыгнул на меня. Он пытался задушить меня!». Над таким объяснением вы можете посмеяться. Но есть много таких, которым их последователи верят. Поскольку никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть такие истории, потому что никто не был при описываемом событии, социопат может добавить какие ему угодно детали. Он может сказать: «После того, как я это съел, у меня была 3-часовая эрекция», или « Далай Лама хотел помазать меня как духовного лидера, но я отказался, сказав ему, что мне нужна только вера, а не официальное признание».

Когда же социопату представляют доказательства, что он говорил неправду, его реакция всегда будет агрессивной по отношению к тому, кто предлагает эти факты . Он никогда не отвечает на представленные обвинения, но атакует вестника. Может назвать его секретным агентом правительства, шпионом, или даже инопланетянином с планеты Зонг, который замышляет что-то опасное против него.
Если кто-то из группы его следователей начинает сомневаться в его избранности, тогда этого члена исключают из группы и остальные члены группы работают, чтобы подорвать его репутацию.

Если социопат будет схвачен с чемоданом, полным денег, только что выкраденных из банка, он тут же заявит, что он СПАС эти деньги, которые были украдены кем-то ещё, и хочет отдать деньги настоящему хозяину. Т.е. обязательно выставит себя героем . Если его начнут спрашивать о деталях, как деньги оказались у него, он тут же начнёт атаковать за сомнение в его честности.

Они мастера представлять себя героями с высокой моралью или даже святыми , однако на самом деле они имеют сознание преступников, которые крадут, унижают, обманывают и часто настраивают одну группу людей против другой, что приводит к ненависти и даже к кровавым разборкам. При этом они мыслят себя настоящими спасителеми , и просто не могут понять, что на самом деле они сами являются организаторами этой ненависти.

Переспорить (даже со всеми документами и уликами) социопатов невозможно .

Социопаты никогда не извиняются , потому что они считают себя всегда правыми.

Многие социопаты считают себе духовно более развитыми и обладают очень высоким интеллектом , но используют его не на благо других людей, а для того, чтобы обмануть других. Многие хорошо известные серийные убийцы были социопатами.

Социопаты умеют говорить . Они - мастера монологов, которые часто интригующи и гипнотичны.(например, социопат-убийца Чарльз Мансон http://www.youtube.com/watch?v=aIfGj_55FHI).

Часто они убеждены, что то, что они говорят, становится правдой . Например, Мансон, убийца многих людей, в видео выше (3:05 м.) говорит: «Я никогда не убивал никого! Мне не нужно убивать! Я думаю это! Я имею это здесь (показывает на свой лоб)! Я не живу в этом физическом мире».

Их речи захватывают воображение и звучат логично, правдиво и авторитетно. Они могут быть очень гипнотичны. Но если прослушать их речи позже в записи, вне досягаемости их шарма, то люди замечают, что то, что они говорят, абсурдно и даже опасно. Однако люди, находящиеся под влиянием активных социопатов-гуру, верят им до такой степени, что сами создают для себя ложную память, выдавая фантазии за действительность. Обманутые ими могут убить себя только для того, чтобы не обмануть ожидания группы.

Члены группы Джонсона (речь идёт о тех, кто выжил) до тех пор верили, что их органиция была основана на любви, жизни и свете, пока они не были освобождены от гипноза своего социопатического лидера.

Окончательная цель социопата - уничтожить себя и забрать с собой столько желающих жертв, сколько возможно. Печальный факт состоит в том, что, когда социопат убивает себя (и с ним погибают несколько его почитателей), его место всегда занимает другой социопат, ищущий власти, влияния и иногда славы. Они всегда хотят быть в центре внимания, поэтому желают любым путём попасть на ТВ, чтобы обеспечить себе больше поклонников.

Ещё один признак социопата - это его увлечение чем-то мёртвым (трупы и всё, что связано со смертью), гнилым (поедание каких-то гнилых продуктов), опасным (змеи, скорпионы, яды, наркотики и пр.), что у обычного человека вызывает отвращение. Джим Джонс, например, был увлечён смертью, и убивал мерких животных, чтобы потом совершать их похороны.

Многие социопаты часто заставляют своих последователей пить или есть что-то очень странно е, что обычно нормальный человек не потребляет. Они часто используют какие-то яды. Например, социопат Джим Джонс, который убил более 900 людей, убедив их выпить яд ( http://www.youtube.com/watch?v=D7IxGGfpSWk). Или другой социопат Маршалл Апплвайт, который заставил отравиться 39 человек (см.здесь - http://www.youtube.com/watch?v=AqSZhwu1Rwo). Посмотрите на их лица. Люди их любили и им верили, даже до смерти.

Самым ярким примером активного социопата является Гитлер. В нём хорошо были выражены все отличительные признаки социопата: блестящий оратор, прирождённый лгун, полное отсутствие сострадания к другим, доминирование, агрессивность, и прибегание к духовности для оправдания своих действий.
Сегодня социопаты - во всех сферах жизни, но в основном там, где можно обойтись без специального профессиональнго знания: в обществах Нью Эйдж и других духовных организациях.

Являются ли социопаты феноменом нашего времени? Конечно, нет. Они живут среди нас с самого создания мира как плевелы, оставленные Богом до Дня Суда (Мат.13:24-30). Это - нефилимы, дети падших ангелов, ангело-человеческие гибриды. Это не люди без совести и сострадания, а НЕЛЮДИ. Социопатию нельзя излечить, как нельзя с помощью таблеток сделать человека кошкой или крокодилом. Они - совершенного другой вид существ, не созданных Богом.
Они были теми древними героями и богами, о которых вещают легенды. Герои??? Боги??? Только в их воображении, как у всех социопатов.

Очень малый процент социопатов сознают, что они лишены чего-то (души) и обращаются к психотерапевтам. Это те, которые имеют больше от человека генов (или ещё чего-то, о чём мы ещё не знаем). У них ещё есть надежда на спасение через веру. У тех серийных убийц с мёртвыми глазами, кого после долгих разговоров удалось таки склонить к формальному покаянию и нацепить на них крестик, такой надежды нет. На новой земле им нет места.
Будьте бдительны: социопатом может быть ваш сосед по лестничной площадке. Всё, что вы можете делать - это стоять от него подальше.

«Есть у тебя совесть или нет?» - кричат рассерженные мамы детям. Оказывается, наука давно нашла ответ на этот вопрос. Психологи не только выяснили, в каком возрасте в человеке зарождается это качество, но и определили, когда начинает формироваться личность

В жанре детской фотографии нет актерской игры, только искренние эмоции. Результат определяет не профессионализм модели, а завоеванное фотографом доверие. Портрет девочки сделан Анной Азбель

Когда в человеке появляется то, что отличает его от животных и от других людей? Выяснить это удалось в 1970-е годы в СССР в ходе очень простых опытов. Комната, посреди комнаты стул, на нем, болтая ногами, сидит малыш лет трех и внимательно смотрит на конфету, которая лежит на приличном расстоянии от него. Высокий худощавый брюнет объясняет малышу, что его задача - достать конфету, не вставая со стула. Ребенок кивает головой, начинает ерзать и вытягивать руки, пытаясь схватить «добычу», но стул, очевидно, слишком далеко. Мужчина некоторое время следит за потугами малыша, а потом выходит из комнаты, якобы по делам. Оставшись один, мальчик тут же спрыгивает со стула и берет конфету. Вернувшийся экспериментатор - а мы наблюдаем за одним из классических психологических опытов - хвалит ребенка и дает ему вторую конфету, которая немедленно отправляется в рот, и довольный малыш уходит домой.


Следующим на стул садится мальчик пяти лет. Ученый дает ему то же задание и выходит в коридор. Как и трехлетка, более старший подопытный вскакивает со стула и берет конфету. Но дальше происходит нечто странное. Когда экспериментатор хвалит его, мальчик отводит глаза, а от предложенной в награду за выполненный тест второй конфеты и вовсе отказывается. Мужчина настаивает, и в конце концов ребенок начинает рыдать, как будто сладкая конфета вдруг стала горькой.


Высокий мужчина, подвергавший детей непреодолимым искушениям, - выдающийся советский психолог Алексей Леонтьев. А его опыты с конфетами - наглядная демонстрация рождения совести и личности в целом. Трехлетний малыш подчиняется лишь биологическим мотивам: он видит вкусную конфету, хочет съесть ее и делает для этого все возможное. Пятилетний тоже хочет съесть конфету и, следуя биологическому зову, нарушает правила, то есть социальный мотив слушаться взрослого. Именно подчинение биологических мотивов социальным и вызванный этим конфликт, по Леонтьеву, и есть главный признак формирования личности. Чем старше ребенок, тем прочнее «вертикаль власти» социальных мотивов над биологическими. Например, уже семилетние дети чаще всего не нарушают инструкцию и терпеливо сидят на стуле до возвращения экспериментатора.

ПАРАДОКС

Совесть в обмен на свободу

Во множестве ситуаций предать выгоднее, чем поступить честно. Например, в любимой исследователями дилемме заключенного. Суть ее такова: вы с подельником решили ограбить банк и попались. Полиция рассадила вас по разным камерам и предлагает сделку: если ваш сообщник молчит, а вы дадите показания против него, то выйдете на свободу, а он получит 10 лет тюрьмы. Если подельник тоже даст показания против вас, вы оба сядете на два года. Если же вы с сообщником откажетесь свидетельствовать друг против друга, полиция отпустит обоих через 6 месяцев. Большинство рационально выбирают вариант «предать» - и в итоге оказываются в худшем положении, чем если бы поступили по совести. Дилемма заключенного реализуется и в реальном мире: именно на ней основана гонка вооружений или нежелание стран сокращать выбросы CO 2 , хотя все они согласны, что рост его концентрации в атмосфере грозит катастрофическими последствиями для планеты.

То есть совесть - это тревожная сигнализация, которая включается, когда биологические мотивы берут верх. Казалось бы, небольшие поблажки не принесут вреда, но на деле они чреваты революцией в иерархии мотивов, которая в конце концов разрушит личность. Заставляя нас испытывать физические страдания, совесть спасает личность от коллапса.

Но одной совести и умения подчинять биологические мотивы социальным недостаточно, для того чтобы личность считалась полноценной. Леонтьев полагал, что окончательно она формируется в подростковом возрасте, когда человек не только подчиняется социальным и нравственным мотивам, но также осознает мотивы собственные и самостоятельно выстраивает их иерархию.

Фото: Анна Азбель
Иллюстрации: Владимир Капустин