Материал по истории (5 класс) на тему: Основные термины и даты по курсу История Древнего мира

Методические пособия

Основное общее образование

Линия УМК В. С. Мясникова. Всеобщая история (5-9)

Методическое пособие предназначено для организации преподавания курса истории по учебнику (авт. Т. П. Андреевсаяй, М. В. Белкина, Э. В. Ванина). Пособие состоит из двух частей. В первой части раскрываются требования ФГОС применительно к курсу истории Древнего мира и особенности методики его изучения. Значительное внимание уделено использованию различных средств обучения, в том числе электронных. Во второй части содержатся методические разработки уроков и дополнительные материалы к ним.

Структура и содержание пособия соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  1. Часть I. Что важно знать учителю о преподавании курса истории Древнего мира
  • Познавательный потенциал учащихся 5 класса и проблемы его использования при обучении истории
  • Особенности изучения курса истории Древнего мира
  • – Особенности учебно-методического комплекта по истории для 5 класса
  • – Особенности отбора материала для курса истории Древнего мира
  • – Особенности методики изучения истории Древнего мира
  • Часть II. Методические рекомендации к урокам по истории Древнего мира
    • – Урок 1. Введение в историю Древнего мира
    • Раздел I. Первобытный мир
    • – Урок 2. Возникновение человека
    • – Урок 3. Появление современного человека
    • – Урок 4. Зарождение искусства и религиозных верований
    • – Урок 5. Человечество на пути к новому обществу
    • Раздел II. Древний Восток
    • – Урок 6. Образование государства в долине Нила
    • – Урок 7. Религиозные верования в Древнем Египте
    • – Урок 8. Правитель Древнего Египта
    • – Урок 9. Подданные фараона. Повседневная жизнь древних египтян
    • – Урок 10. Культура Древнего Египта
    • – Урок 11. Шумер и Аккад
    • – Урок 12. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи
    • – Урок 13. Ассирийская держава
    • – Урок 14. Древняя Финикия
    • – Урок 15. Древняя Палестина
    • – Урок 16. Древняя Персия
    • – Урок 17. Древняя Индия
    • – Урок 18. Древний Китай
    • – Урок 19. Обобщающий урок по разделу «Древний Восток»
    • Раздел III. Древняя Греция
    • – Урок 20. Природа Греции и занятия древних греков
    • – Урок 21. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены
    • – Урок 22. Верования древних греков
    • – Урок 23. «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел
    • – Урок 24. Греческий полис – город-государство. Великая греческая колонизация
    • – Урок 25. Установление демократического строя в Афинах
    • – Урок 26. Спарта
    • – Уроки 27–28. Борьба греков за свою свободу
    • – Урок 29. Греческий полис и его жители
    • – Урок 30. Развитие демократии при Перикле
    • – Урок 31. Олимпийские игры в Древней Греции
    • – Урок 32. Повседневная жизнь греков
    • – Урок 33. Греческая наука
    • – Урок 34. Архитектура и скульптура Греции
    • – Урок 35. Рождение театра. Театральные представления
    • – Урок 36. Греция и Македония в IV в. до н. э.
    • – Урок 37. Он хотел завоевать весь мир…
    • – Урок 38. Александрия Египетская
    • – Урок 39. Обобщающий урок по разделу «Древняя Греция»
    • Раздел IV. Древний Рим
    • – Урок 40. Древняя Италия и начало города Рима
    • – Урок 41. Рим в эпоху царей
    • – Урок 42. Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев
    • – Урок 43. Завоевание Римом Италии
    • – Урок 44. Армия Древнего Рима (дополнительный)
    • – Урок 45. Рим и Карфаген
    • – Урок 46. Завоевания Рима на Востоке
    • – Урок 47. Государственное устройство Римской республики
    • – Урок 48. Римское общество: его нравы и обычаи
    • – Урок 49. Повседневная жизнь римского общества
    • – Урок 50. Рабство в Древнем Риме
    • – Урок 51. Начало гражданских войн в Риме
    • – Урок 52. Гай Юлий Цезарь
    • – Урок 53. Октавиан Август и рождение Римской империи
    • – Урок 54. Императоры Рима I–II вв. (дополнительный)
    • – Урок 55. Вечный город (дополнительный)
    • – Урок 56. Культура Рима
    • – Урок 57. Возникновение христианства
    • – Урок 58. Римская империя в III–V вв.
    • – Урок 59. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»
    • – Урок 60. Повторительно-обобщающий урок по курсу истории Древнего мира «Вклад народов Древнего мира в развитие цивилизации»

    Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

    7 -е изд. - М.: 2017 - 303с. 17-е изд. - М.: 2010 - 287с.

    Данный учебник открывает единую линию учебников по всеобщей истории для основной школы. Учебник создан с учётом достижений современной исторической науки. Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения курса является формирование целостного представления об изучаемой эпохе. Методический аппарат, включающий вопросы и задания двух уровней сложности, а также творческие проекты, предполагает активные формы освоения учебной информации.

    Формат: djvu ( 2017 , 303с.)

    Размер: 16 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Формат: pdf ( 2015 , 303с.)

    Размер: 27,6Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Формат: pdf ( 2014 , 303с.)

    Размер: 47,4Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Формат: pdf (2010 , 287с.)

    Размер: 10,6 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Как работать с учебником 6
    Откуда мы знаем, как жили наши предки 8
    Жизнь первобытных людей 9
    Глава 1. Первобытные собиратели и охотники 10
    §1. Древнейшие люди -
    §2. Родовые общины охотников и собирателей 13
    §3. Возникновение искусства и религиозных верований 17
    Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 21
    §4. Возникновение земледелия и скотоводства
    §5. Появление неравенства и знати 25
    Глава 3. Счёт лет в истории 29
    Древний Восток 33
    От первобытности к цивилизации 34
    Глава 4. Древний Египет 34
    §6. Государство на берегах Нила
    §7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 37
    §8. Жизнь египетского вельможи 42
    §9. Военные походы фараонов 46
    §10. Религия древних египтян 51
    §11. Искусство Древнего Египта 56
    §12. Письменность и знания древних египтян 61
    Глава 5. Западная Азия в древности 65
    §13. Древнее Двуречье
    §14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 69
    §15. Финикийские мореплаватели 73
    §16. Библейские сказания 77
    §17. Древнееврейское царство 81
    §18. Ассирийская держава 85
    §19. Персидская держава «царя царей» 90
    Глава 6. Индия и Китай в древности 95
    §20. Природа и люди Древней Индии
    §21. Индийские касты 100
    §22. Чему учил китайский мудрец Конфуций 105
    §23. Первый властелин единого Китая дод
    Древняя Греция 115
    Глава 7. Древнейшая Греция 116
    §24. Греки и критяне -
    §25. Микены и Троя 121
    §26. Поэма Гомера «Илиада» 125
    §27. Поэма Гомера «Одиссея» 129
    §28. Религия древних греков 134
    Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 139
    §29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 140
    §30. Зарождение демократии в Афинах 143
    §31. Древняя Спарта 147
    §32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 150
    §33. Олимпийские игры в древности 155
    §34. Победа греков над персами в Марафонской битве 161
    §35. Нашествие персидских войск 165
    Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии 171
    §36. В гаванях афинского порта Пи рей
    §37. В городе богини Афины 175
    §38. В афинских школах и гимнасиях181
    §39. В афинском театре 185
    §40. Афинская демократия при Перикле 190
    Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э 196
    §41. Города Эллады подчиняются Македонии
    §42. Поход Александра Македонского на Восток 200
    §43. В Александрии Египетской 208
    Древний Рим 213
    Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 214
    §44. Древнейший Рим
    §45. Завоевание Римом Италии 219
    §46. Устройство Римской республики 222
    Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья 227
    §47. Вторая война Рима с Карфагеном 228
    §48. Установление господства Рима во всём Средиземноморье 232
    §49. Рабство в Древнем Риме 238
    Глава 13. Гражданские войны в Риме 242
    §50. Земельный закон братьев Гракхов
    §51. Восстание Спартака 246
    §52. Единовластие Цезаря 251
    §53. Установление империи 256
    Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры 260
    §54. Соседи Римской империи 261
    §55. В Риме при императоре Нероне 265
    §56. Первые христиане и их учение 269
    §57. Расцвет империи во II (2-м) веке н. э 275
    §58. Вечный город и его жители 279
    Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 285
    §59. Римская империя при Константине
    §60. Взятие Рима варварами 289
    Семь чудес света 294
    Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру 296
    Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира 298
    Информационно-творческие проекты 300
    Запомните эти слова 301
    Советуем прочитать эти книги 302
    Интернет-ресурсы 303

    Дорогие пятиклассники! Из учебника «Всеобщая история. История Древнего мира» вы узнаете о ранних этапах развития человечества.
    Учебник состоит из 4 разделов и 15 глав, разделённых на параграфы. Основные учебные сведения содержатся в тексте параграфов. Важная историческая информация выделяется жирным шрифтом, а новые слова - курсивом. На синем фоне помещены вспомогательные тексты. Они включают дополнительные сведения о жизни древних людей, о находках учёных. Также в учебнике представлены отрывки из письменных документов.
    Красочные рисунки показывают ЖИЗНЬ людей того далёкого времени. Современные художники па основе документальных свидетельств изобразили, как выглядели древние города, поселения, жилища, домашняя утварь, одежда, книги и многое другое.
    На исторических картах обозначены территории расселения первобытных людей, древние государства, города, места событий и многое другое.

    Аннотация

    Учебник предназначен для 5-го класса основной школы, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников Образовательной системы “Школа 2100”. В соответствии с ее концепцией текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на личностно ориентированное развивающее проблемное обучение.

    Для теоретического осмысления истории использованы понятия цивилизационного подхода. Учебник повествует о первых людях на земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Передней Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний древних цивилизаций. Учебник создан в едином методическом и психологическом ключе с другими учебниками развивающей Образовательной системы “Школа 2100”.

    Пример из учебника

    Здравствуй, друг! Открывая эту книгу, ты начинаешь путешествие в новую страну знаний – Историю. Поможет тебе в этом странствии твой сверстник – пятиклассник Антошка. В дни летних каникул он с родителями побывал в одном из причерноморских городов России, где велись археологические раскопки. Вечером первого дня, накупавшись в море, Антошка пришёл к костру археологов.

    Как работать с учебником 4
    Введение 1 7
    Введение 2 9
    Глава 1. Первобытный мир
    § 1. Первые люди 18
    § 2. Первые шаги разума 23
    § 3. Первые художники и «волшебники» 28
    § 4. Первые пастухи и хлеборобы 33
    § 5. Первые мастера и воины 38
    § 6. Первые цари и грамотеи 43
    Общий взгляд на первобытную историю 48
    Глава 2. Цивилизация Древнего Египта
    § 7. Царство Древнего Египта 52
    § 8. Боги Древнего Египта 58
    § 9. Искусство строителей пирамид 64
    § 10. Ступени «общественной пирамиды» 69
    § 11. Расцвет египетского царства 74
    Глава 3. Древние цивилизации Азии
    § 12. Цивилизация в Междуречье 80
    § 13. Законы Вавилонского царства 85
    § 14. «Железное» царство Ассирии 90
    § 15. Библия древних евреев 95
    § 16. Мировая держава персов 101
    § 17. «Просветление» Древней Индии 107
    § 18. Мудрость Древнего Китая 114
    Общий взгляд на Древний Восток 120
    Глава 4. Зарождение цивилизации Древней Греции
    § 19. Истоки греческой культуры 124
    § 20. Поэмы о людях и богах 129
    § 21. Новые города Эллады 134
    § 22. Космос олимпийских богов 140
    § 23. Порядки Афин и Спарты 146
    § 24. Воспитание граждан Эллады 151
    § 25. Великая колонизация 156
    Глава 5. Расцвет древнегреческой цивилизации
    § 26. Эллины против «царя царей» 162
    § 27. Свобода рабовладельцев 167
    § 28. Столица искусств Эллады 172
    § 29. Мудрецы Древней Греции 177
    Общий взгляд на Древнюю Грецию 182
    Глава 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока
    § 30. Покорители свободных греков 186
    § 31. Завоевания Александра Македонского 190
    § 32. Эллинистическая цивилизация 196
    Глава 7. Цивилизация Древнего Рима
    § 33. От царей к республике 204
    § 34. Объединитель Италии 210
    § 35. Победитель Карфагена 216
    § 36. Властелин Средиземноморья 221
    § 37. Перемена «римских нравов» 225
    § 38. Войны граждан и рабов 231
    § 39. От республики к «цезарям» 237
    Глава 8. Античная греко-римская цивилизация
    § 40. Первые римские императоры 244
    § 41. Расцвет античной культуры 249
    § 42. «Золотой век» Римской империи 254
    § 43. «Добрая весть» христианства 260
    § 44. Заря христианского мира 266
    § 45. Закат античного мира 273
    Общий взгляд на первобытность и древность 282
    Словарь основных понятий 283

    Вместе с этим также читают:

    Данный учебник открывает единую линию учебников по всеобщей истории для основной школы.
    Учебник создан с учётом достижений современной исторической науки. Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения курса является формирование целостного представления об изучаемой эпохе.
    Методический аппарат, включающий вопросы и задания двух уровней сложности, а также творческие проекты, предполагает активные формы освоения учебной информации.

    Древнейшие люди.
    Наши далёкие предки. Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. В Восточной Африке археологи находят при раскопках кости людей, живших более двух миллионов лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших самых далёких предков.

    Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди ещё не умели разговаривать. Подобно животным, криками устрашали они хищников, звали на помощь, предупреждали об опасности. Жили люди не в одиночку, а группами.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Как работать с учебником 6
    Откуда мы знаем, как жили наши предки 8
    Жизнь первобытных людей 9
    Глава 1. Первобытные собиратели и охотники 10
    §1. Древнейшие люди -
    §2. Родовые общины охотников и собирателей 13
    §3. Возникновение искусства и религиозных верований 17
    Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 21
    §4. Возникновение земледелия и скотоводства
    §5. Появление неравенства и знати 25
    Глава 3. Счёт лет в истории 29
    Древний Восток 33
    От первобытности к цивилизации 34
    Глава 4. Древний Египет 34
    §6. Государство на берегах Нила
    §7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 37
    §8. Жизнь египетского вельможи 42
    §9. Военные походы фараонов 46
    §10. Религия древних египтян 51
    §11. Искусство Древнего Египта 56
    §12. Письменность и знания древних египтян 61
    Глава 5. Западная Азия в древности 65
    §13. Древнее Двуречье
    §14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 69
    §15. Финикийские мореплаватели 73
    §16. Библейские сказания 77
    §17. Древнееврейское царство 81
    §18. Ассирийская держава 85
    §19. Персидская держава «царя царей» 90
    Глава 6. Индия и Китай в древности 95
    §20. Природа и люди Древней Индии
    §21. Индийские касты 100
    §22. Чему учил китайский мудрец Конфуций 105
    §23. Первый властелин единого Китая дод
    Древняя Греция 115
    Глава 7. Древнейшая Греция 116
    §24. Греки и критяне -
    §25. Микены и Троя 121
    §26. Поэма Гомера «Илиада» 125
    §27. Поэма Гомера «Одиссея» 129
    §28. Религия древних греков 134
    Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 139
    §29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 140
    §30. Зарождение демократии в Афинах 143
    §31. Древняя Спарта 147
    §32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 150
    §33. Олимпийские игры в древности 155
    §34. Победа греков над персами в Марафонской битве 161
    §35. Нашествие персидских войск 165
    Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии 171
    §36. В гаванях афинского порта Пи рей
    §37. В городе богини Афины 175
    §38. В афинских школах и гимнасиях181
    §39. В афинском театре 185
    §40. Афинская демократия при Перикле 190
    Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э 196
    §41. Города Эллады подчиняются Македонии
    §42. Поход Александра Македонского на Восток 200
    §43. В Александрии Египетской 208
    Древний Рим 213
    Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 214
    §44. Древнейший Рим
    §45. Завоевание Римом Италии 219
    §46. Устройство Римской республики 222
    Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья 227
    §47. Вторая война Рима с Карфагеном 228
    §48. Установление господства Рима во всём Средиземноморье 232
    §49. Рабство в Древнем Риме 238
    Глава 13. Гражданские войны в Риме 242
    §50. Земельный закон братьев Гракхов
    §51. Восстание Спартака 246
    §52. Единовластие Цезаря 251
    §53. Установление империи 256
    Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры 260
    §54. Соседи Римской империи 261
    §55. В Риме при императоре Нероне 265
    §56. Первые христиане и их учение 269
    §57. Расцвет империи во II (2-м) веке н. э 275
    §58. Вечный город и его жители 279
    Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 285
    §59. Римская империя при Константине
    §60. Взятие Рима варварами 289
    Семь чудес света 294
    Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру 296
    Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира 298
    Информационно-творческие проекты 300
    Запомните эти слова 301
    Советуем прочитать эти книги 302
    Интернет-ресурсы 303.