Медико гигиенические здоровьесберегающие образовательные технологии направлены. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности. Цели, преследуемые в процессе реализации ЗОТ

Использование в МОУ «СОШ п. Целинный» здоровьесберегающих технологий

Особое внимание в школе уделяется проблеме здоровья учащихся. Здоровье школьников рассматривается педагогическим коллективом как ведущая цель, содержание и результат педагогической деятельности.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе выделяет следующие(классификация по Н.К.Смирнову):

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий насоздание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. В нашей школе это - обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, занятия с классными руководителями, соцпедагогом и медиками.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекаются не только школьников, но и их родители, а также педагоги;
- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

В плане работы школы по здоровьюсбережению отражены следующие направления деятельности коллектива:

  1. Качественное горячее питание;
  2. Медицинское обслуживание;
  3. Спортивные занятия школьников (зарядка на каждом 1-ом уроке в 1-8 классах);
  4. Своевременная диспансеризация учащихся, реализация профилактических программ;
  5. Организация внеурочных спортивных мероприятий;
  6. Обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;
  7. Индивидуальный мониторинг здоровья;
  8. Индивидуальный мониторинг физического развития;
  9. Программы развития школьников:

1)индивидуальное обучение, изучение предметов по выбору;

2) снятие аудиторской нагрузки в форме классных учебных занятий

через использование нетрадиционных форм обучения;

3) отсутствие проблемы перегрузки домашними занятиями.

10. Воспитание потребности желания заботиться о своем здоровье.

11. Применение в УВП новых технологий и здоровьесберегающего обучения

12. Психолого-педагогическая поддержка учащихся и их родителей .

В школе эффективно реализуется:

  1. Комплексная программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся «ЗДОРОВЬЕ» (2008-2013 годы).
  2. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью всей образовательной системы школы. При составлении расписания учебных занятий учитываются гигиенические требования и санитарно-эпидемиологические правила СанПиН ; выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков. Обеспечивается смена характера деятельности учащихся, предусмотрена взаимосвязь между занятиями первой и второй половины дня. Учебное расписание школы отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально допустимой учебной нагрузкой.
  3. В начальной школе ежедневно проводится прогулки на свежем воздухе, динамическая пауза и занятия активно-двигательного характера во второй половине дня.
  4. Проводится профилактика заболеваний опорно-двигательной системы на занятиях физической культуры и спортивные игры на базе школы
  5. В школе действyют совместные планы работы с ФАП п. Целинный , в которых отражены графики профилактических осмотров учащихся, прививок и диспансеризации учащихся.
  1. Вакцинация 2011/2012 учебный год:
  1. Большое внимание в школе уделяется формированию у учащихся понятий о здоровом образе жизни , регулярно проводятся беседы врача, лекции, классные часы по профилактике табакокурения и наркомании, занятия по обучению оказанию первой медицинской помощи.
  2. Контроль за соблюдением норм дозировки домашних заданий.
  3. В школе организованы и функционируют кружки и спортивные секции на развитие мелкой моторики и двигательной активности детей (баскетбол, футбол, теннис, хоккей и др.).
  4. Традиционными (ежемесячными) стали в школе дни здоровья .

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ И

ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ГРУППАМ (чел.)

Группа здоровья

2010-2011

2011-2012

Необходимо заметить, что в школе отсутствуют учащихся с III и IV группами здоровья (с врожденными или приобретенными патологиями и хроническими заболеваниями).

  1. Важным фактором, влияющим на успешность учащихся, является здоровье. Результаты изучения внутришкольной медицинской документации представлены в следующих таблицах:
  2. Индивидуальный мониторинг здоровья.

СТРУКТУРА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ХРОНИЧЕСКИМ ПАТОЛОГЯМ УЧАЩИХСЯ

ЗАБОЛЕВАНИЕ

2010 - 2011

2011 - 2012

Сердечно-сосудистая система

Бронхо-легочные

Нервная патология

Вегето-сосудистая дистания

Сколиоз

Лор-патология

Заболевания желудочно-кишечного тракта

Плоскостопие

Мочевыделительная система

Другие

Анализ данных показывает, что в школе:

Большинство учащихся страдают хроническими заболеваниями; по сравнению с 2010/2011 учебным годом увеличился на 5% показатель бронхолегочной патологии, на 1% сердечно-сосудистой системы; уменьшился на 1 % показатель по нервной патологии, на 2% - заболеваниям мочевыделительной системы, плоскостопие - 2%.

Изучение определяющих факторов, влияющих на здоровье школьников, позволяет сделать следующий вывод: наличие учащихся, имеющих различные отклонения в физическом здоровье, связано, прежде всего, с объективными причинами: нездоровая наследственность, воздействие неблагоприятной окружающей среды и социальные факторы.

  1. В школе регулярно проводится мониторинг физического подготовленности обучающихся, который помогает учителю, родителю правильно подобрать программу физического развития . Ежегодно проводится мониторинг по физической культуре в рамках

Общероссийского мониторинга физической подготовленности.

  1. В школе ежедневно во время уроков учителя проводят физкультминутки и зарядку для глаз. Во всех кабинетах школы установлены разноуровневые парты и стулья. Соблюдается режим проветривания.
  2. В каждом учебном кабинете у учителей имеются рекомендации-памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках. В целях сохранения физического и психического здоровья учащихся учителя школы используют на уроках разнообразные, постоянно сменяющиеся друг друга виды деятельности; используют методики, способствующие созданию на уроках проблемных ситуаций и предотвращению психологического, эмоционального и умственного переутомления учащихся.
  3. В целях повышения культуры родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся на родительских собраниях проводятся беседы по гигиене, режиме дня школьников, правильном и здоровом питании, о вреде употребления алкогольных напитков, наркотиков, табакокурения. Проведённые беседы дают положительные результаты.
  4. 100 % учащихся начальной школы, детей из социально незащищенных семей получают горячее питание за счет бюджетных средств.
  5. Реализуются планы по профилактике наркомании, токсикомании и употреблению ПАВ; по профилактике вредных привычек среди детей и подростков (курирует соц.педагог Н.В.Майорова).
  6. В целях повышения культуры учащихся в школе проводится цикл лекций о гигиене и правильном питании, здоровьеформировании, проходят классные часы, ежемесячно проводятся Дни здоровья.
  7. Для защиты обучающихся от перегрузок, сохранения их физического и психического здоровья в течение учебного года проводится психолого-педагогический мониторинг, который рассматривается как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения полученной информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием дальнейшего развития.
  8. Разработаны памятки для учителей и родителей по здоровьесбережению.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЖИМА ДНЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.

(памятка для родителей)

Нормирование нагрузок в течение дня является обязательным условием для формирования полноценной здоровой личности. Кроме того, необходимо учитывать возраст и общее физическое состояние ребенка. В связи с этим предлагаются следующие варианты режима дня:

Таблица 1 – Режим дня школьника.

Основные элементы режима

Классы обучения

Сон (продолжительность в часах)

11-12

9,5-9,0

9,0-8,0

Учебные занятия в школе:

При пятидневной неделе

При шестидневной неделе

Приготовление домашних заданий (продолжительность в час.)

До 1.0

До 1,5

До

До

До

До

До

До 4,0

Прогулка (продолжительность в часах)

3,5-3,0

2,5-2,0

Таблица 2 – Примерный объем двигательной активности обучающихся

Класс

Ежедневный объем времени

Культурно-оздоровительные мероприятия

Уроки физкультуры в неделю

Внеклассные формы занятий в неделю

Общие мероприятия

Самостоятельные занятия физкультурой не менее

10-15

15-20

15-20

15-20

20-25

20-25

20-25

20-25

25-30

25-30

25-30

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

(ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ)

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА – важная составляющая здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Таблица 3 – Критерии рациональной организации урока.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

нерациональный

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

Число видов учебной деятельности

Средняя продолжительность различных видов деятельности

Не более 10 мин.

11-15 мин.

Более 15 мин.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Смена через 15-20 мин.

Число видов преподавания

Не менее 3

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуются

Наличие эмоциональных разрядок

нет

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

Для предотвращения наступления у школьников утомления рекомендуется планировать урок с учетом того, что

  1. первые 3-5 минут происходит «врабатывание;
  2. оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 – для среднего звена. 25- 30 – для старшеклассников.

Ирина Соловьева
Здоровьесберегающие программы и технологии в практике дошкольного воспитания

Программа – краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению учащимися.

(М. А. Поваляева)

Технология – совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве, заданность и воспроизводимость результата.

(Толковый словарь)

Программы и технологии относятся к здоровье сберегающим, если:

1. Учитывают возраст ребенка, особенности его здоровья

2. Учитывают индивидуально-психо-физиологические особенности ребенка (тип высшей нервной деятельности, особенности работы центральной нервной системы,

3. Учитывают гендерные (половые) особенности,

4. Учитывают особенности личности ребенка (интересы, притязания, способности,

5. Дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, с учетом работоспособности воспитанника,

6. Разработана справедливая система оценок,

7. Занятия составлены с оптимальным соотношением между трудностью занятия, насыщенностью, эмоциональным фоном.

Принципы построения образовательного пространства в ДОУ.

1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания.

2. Реализация в условиях детского сада на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию воспитанников, охране психического здоровья, а так же по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

3. Использование простых и доступных технологий, методик, оборудования.

Условия здоровьесбережения в детском саду

Здоровье сберегающая среда,

Наличие медицинского контроля,

Психогигиена и психопрофилактика,

Обучение ЗОЖ.

Виды образовательных услуг, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников. 1. Медицинские

Профилактическая фитотерапия

Физиотерапевтические процедуры (тубус-кварц, УФО, ингаляторы)

Кислородные коктейли

2. Физкультурные

Спортивные секции

Оздоровительный бег

3. Коррекционно- развивающие

Психологические тренинги

Клубы «Общение»

Игровая терапия

Узелок на память В сохранение здоровья вносят вклад:

12% - наследственность,

15% - экологическая среда,

12-15% - здоровьесохранение,

50% - режим дня, стиль жизни семьи.

Индивидуальный темп развития заложен генетически (особенно у мальчиков).

Неадекватная нагрузка на мозг тормозит развитие ребенка.

Навыки учебной деятельности сформированы:

У 5 летних детей на 20 %,

У 6 летних детей на 30 %,

У 7 летних детей на 50 %.

К здоровьесберегающим программам относятся: Региональная программа физического воспитания детей 3-7 лет «Система» (авт. Л. Пустынникова,

Программа физического воспитания валеологической направленности для детей 2-10 лет «Росточки» (авт. Н. Баландина,

Региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» (авт. Т. Токаева,

Региональная программа развития ребенка раннего возраста как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «Будь здоров, Пермячок»

(авт Т. Токаева,

Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!» (авт. М. Лазарев,

Программа по формированию способностей к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста «Ненасилие» (авт. Г. Маралов,

«Аниматерапия эмоционально-личностных проблем» (авт. Н. Кряжева).

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (авт. Ю. Антонов, Т. Саулина,

Развивающая технология оздоровления (авт. В. Кудрявцев, Б. Егоров,

Гуманно - личностная технология Ш. А. Амоношвили,

Природосообразная технология М. Монтесори,

Игровые технологии,

Технология индивидуального обучения (авт. Шадриков,

Модульное обучение (по принципу познавательных процессов)

Методика раскрепощающего обучения (авт. В. Ф. Базарный).

Условия здоровье сбережения в детском саду 1. Организация оптимального режима жизнедеятельности детей

организация динамических пауз в течение дня,

организация физкультурных минуток, гимнастики во время занятий.

2. Биологическое пространство

учет специфики региона при подборе игр, длительности прогулок,

организация пространства в ДОУ,

спелеокамеры,

наличие физкабинетов.

3. Психолого-социальное пространство

создание комфортных условий жизни и общения в ДОУ,

введение в штатное расписание педагога-психолога,

Повышение квалификации педагогов, через:

Участие в работе педагогических мастерских (например, «Валеология в детском саду»,

Участие в городских, областных и республиканских конкурсах «Методических, учебных и дидактических средствах обучения» (или аналогичных,

Участие в конкурсах проектов (например, «Здоровьесберегающие технологии в практике ДОУ», «Разговор о здоровом питании»)

Средства здоровье сбережения используемые в практике ДОУ:

Физическое развитие детей дошкольного возраста

корригирующая гимнастика,

кружки по физическому развитию, ритмике,

проведение дыхательной гимнастики по Стрельниковой, Бутейко,

проведение утренней гимнастики на улице во все сезоны.

Повышение иммунитета дошкольников , через организацию оздоровительных мероприятий

фитотерапия,

ароматерапия,

витаминизация блюд,

креотерапия,

гигиена полости рта.

Проведение лечебно-профилактических мероприятий

закаливание:

Обливание,

Топтание в холодной воде,

Топтание в снегу,

Полоскание горла,

Обливание кистей рук,

Контрастное закаливание,

Воздушное закаливание,

Обливание водой на улице.

проведение психолого-экологических тренингов,

Точечный,

гигиена полости рта,

занятия в тренажерном зале,

проведение кружков по ЗОЖ.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

К первой группе относятся:

· технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

Ко второй группе относятся:

· технологии оптимальной организации образовательного процесса и физической активности воспитанников;

К третьей группе относятся:

· разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть частными (узкоспециализированными), и комплексными (интегрированными).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

· медицинские (технологии профилактики заболеваний);

· коррекции и реабилитации соматического здоровья ; санитарно-гигиенической деятельности);

· образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

· социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);

· психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

· технологии комплексной профилактики заболеваний;

· технологии коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

· педагогические технологии, содействующие здоровью;

· технологии, формирующие основы здорового образа жизни (ОЗОЖ).

Воспитателю, вожатому, педагогу-организатору, учителю в организации и проведении здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:

1) обстановку и гигиенические условия: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) смену видов деятельности: норма – 4-7 видов;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

5) наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих детей. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар,); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);


6) место и длительность применения ТСО и ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

7) позы воспитанников (учащихся), чередование поз;

8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

9) наличие в содержательной части вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

10) психологический климат;

11) наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п..

Как уже отмечалось, существуют различные подходы к классификации здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим более подробно группы здоровьесберегающих технологий, используемых в условиях ДОУ.

Введение …...........................................................................................................2 - 3

1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий. …………………………………………………..4 - 8

2. Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные

технологии». …………………………………………………………………....9 - 12

3. Классификация здоровьесберегающих технологий. ……………………..13 - 14

4. Особенности применения здоровосберегающих технологий на уроках окружющего мира. ……………………………………………………………15 - 20

5. Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. ……………………...21 - 24

Заключение ……………………………………………………………………25 - 28

Список литературы …………………………………………………………...29 - 30

Приложение …………………………………………………………………...31 - 33

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж имени Ф. И. Панферова»

Кривущенко И.А.

Здоровьесберегающие технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.

Вольск 2013 -14

Аннотация

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено приоритетным направлениям государственной политики в области образования, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Несмотря на значимость рассматриваемой проблемы, наблюдается противоречие между объективной необходимостью в воспитании культуры здорового образа жизни младших школьников и условиями организации воспитательной работы в этом направлении и обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы дети младшего школьного возраста проводят в стенах образовательных учреждений, поэтому вполне очевидно, что ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога, организующий процесс обучения.

В работе определяется, какие педагогические условия будут способствовать реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Раскрывается понятие здоровье, как основополагающее в характеристике здоровьесбережения; подробно рассматривается понятие здоровьесберегающая технология; также показаны классификации здоровьесберегающих технологий.

В работе определены особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках окружающего мира в начальной школе.

Введение …...........................................................................................................2 - 3

1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий. …………………………………………………..4 - 8

2. Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные

технологии». …………………………………………………………………....9 - 12

3. Классификация здоровьесберегающих технологий. ……………………..13 - 14

4. Особенности применения здоровосберегающих технологий на уроках окружющего мира. ……………………………………………………………15 - 20

5. Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. ……………………...21 - 24

Заключение ……………………………………………………………………25 - 28

Список литературы …………………………………………………………...29 - 30

Приложение …………………………………………………………………...31 - 33

1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий

Мы под здоровьем понимаем состояние человека, соответствующее простым социокультурным нормам в отношении психофизиологической и личностной подсистем его жизнедеятельности.

Существует множество разнородных определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде;

Психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности;

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика. Ю.В.Науменко рассматривает здоровье в качестве социокультурного феномена. По его мнению, термин «здоровье» как целостная характеристика состояние человека должен и не только включать в себе совокупность характеристик и признаков индивидуального психологического здоровья индивида, но и интегрировать социально культурные характеристики, делающие его жизненно необходимой частью приспособления организма, каким является общество. По мнению Т.В. Карасевой, здоровье - это комплексное и, при этом, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции. Большинство авторов, изучающих феномен здоровья, соглашаются с тем, что это сложное, многокомпонентное явление и выделяют соматический, психический и социальный его уровень. О.Л. Трещева не соглашаясь с этим, утверждает: «характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящее ему вред. Поэтому здоровье человека должно определяться и личным уровнем его проявления»

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья по..

  • Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов.
  • Показатели роста и развития
  • Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
  • Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
  • Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:по

благоприятное социальное окружение;

духовно-нравственное благополучие;

оптимальный двигательный режим (культура движений);

закаливание организма;

рациональное питание;

личная гигиена;

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура

2. Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».

Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Е.П. Ильин считает, что - здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что здоровье сберегающие образовательные технологии - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по «технологии здоровье сбережения».

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере ― это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Н.К. Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов».

По определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Н.Т. Рылова определяет здоровьесберегающую среду образовательных учреждений как совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных мероприятий по созданию социально-адаптированной образовательной среды.

Здоровьесберегающая технология (по В.Д. Сонькину) - это:

Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);

Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;

Необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д учащихся младшего школьного возраста.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся , направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

3. Классификация здоровьесберегающих технологий.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные) так и комплексные (интегрированные).

Типы технологий

Здоровьесберегающие

Оздоровительные

Технологии обучения здоровью

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности школьников, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) (Приложение 1)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесc:

Внесубъектные: технологии рациональной организации
образовательного процесса, технологии формирования
здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
питания (включая диетическое) и т.п.

Предполагающи пассивную позицию учащегося фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие активную субъектную позицию учащегося
различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья .

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья;санитаоно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

4.Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках окружающего мира.

Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. В системе современного образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя: основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомления. Он провёл обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела (расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты (работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников.

В методике В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, особое внимание обращено на формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол. Изучив методику В.ФБазарного можно сделать вывод о том, что дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов.

Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить ученикам школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы (лат. princium - начало, основа, основное требование деятельности и поведению)

Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, были определены критерии отбора: принципы должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе; развитию познавательной деятельности младших школьников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

По мнению Н.К. Смирнова - общедидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

В процессе анализа педагогического опыта учителей, наблюдений показательных уроков, в ходе проведения пробных уроков мною были выявлены следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:

1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)

2. Активизации познавательной деятельности учащихся.

3. Рациональная организация труда учеников и учителя.

4. Создание комфортного психологического климата.

5. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.

6. Чередование различных видов деятельности на уроке.

7. Использование аудиовизуальных средств обучения.

Таким образом, в сфере дятельности находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому нужно обратить внимание на составление расписание уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока . От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока .

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

Проводя физкультминутки нужно учитывать специфику предмета, можно проводить с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток входят такие как:

· упражнения для формирования правильной осанки;

· упражнения для укрепления зрения;

· упражнения для укрепления мышц кистей рук;

· упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

· упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Особое внимание уделяется профилактике зрительных функций у младших школьников. Здесь передо мной становится следующая задача: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Для расширения зрительно-двигательной активности проводится физкультминутка для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнатой ориентиров и траекторий по которой дети «бегают» глазами.

В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является работа по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.

Огромную роль для здоровьясбережения играют и положительные эмоции, которые получают дети на уроке.

Большое внимание уделяется организации учебно-воспитательной процессе в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье.

5.Методическое сопровождение педагога по реализации здоровьесберегающих технологий

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Н.К. Смирнов выделяет средства и методы здоровьесберегающих технологий.

Средства двигательной направленности;

Оздоровительные силы природы;

Гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой), своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.

Использую оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно - гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах,; организация порядка проведения прививок учащимся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

Быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

Задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Используя здоровьесберегающие технологии, можно утверждать что здоровьесберегающее обучение

· направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;

· опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);

· приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;

· достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

Для успешного осуществления данных целей педагоги и родители должны сопровождать развитие ребёнка в сфере оздоровления, т.е. предоставлять помощь, направленную на формирование культуры здоровья и образования учащегося, на преодоление трудностей учебно-воспитательного процесса через раскрытие внутреннего потенциала личности ребёнка и активизацию его собственных ресурсов. К выводу, что процесс обучения оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги-практики. В результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди школьников по сравнению с не учащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего их и стали называть «школьными болезнями».

Объём учебных программ их информационно насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями обучающихся.

Один из самых неблагоприятных факторов для здоровья детей – общая стрессогенная система организации учебного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% обучающихся постоянно или часто испытывают «учебный стресс», в результате чего стремительно ухудшаются показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Неэффективно построенная система физического воспитания приводит к снижению двигательной активности школьников, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний. Усугубляет положение и то, что возрастает рост числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики и иные психотропные препараты подростков, снижается возрастной порог приобщения к этим пагубным привычкам.

Стремление как можно быстрее приспособить ребёнка к достижениям человеческого разума, когда обучение строится по принципу «читать раньше, чем ходить», превращает школу в фактор риска для формирующегося организма. Современная образовательная система школьника преимущественно на предельном стрессовом уровне нервно-психического напряжения при крайне малом компоненте двигательной активности и сенсорно-моторного синтеза.

Традиционно, на академическом уровне, который является доминирующей формой обучения в школе, деятельность ученика протекает в чуждом его природе малоподвижном режиме ближнего зрения по принципу «сиди – слушай – смотри».

В педагогическом отношении важным результатом расширения двигательной активности в процессе обучения является повышение сосредоточенности школьников, возрастание их внимания к учебному процессу, что находит своё выражение в значительном уменьшении количества общей деятельности, немотивированных «отключений» от занятий. В этой связи ярче акцентируются противоречия, сложившиеся в традиционном образовании между:

Необходимостью расширения двигательной активности и необходимостью сохранения и поддержания дисциплины на уроке;

Необходимостью расширения двигательной активности ребёнка и отсутствием «установки» на здоровый образ жизни у населения, включая работников образования и родителей;

Потребностью в динамической комплексной оценке физического развития детей и отсутствием адекватных методик для такой оценки;

Необходимостью активизации двигательной активности, её нормированием и формированием ценностной установки на обучение, развитие высокой устойчивости его организма к средовым факторам.

Сегодня школьное здравоохранение в качестве основы рассматривает разработку учебно-воспитательных методов культивирования гармоничного развития, позволяющих обоснованно и целенаправленно оптимизировать деятельность организма в целом.

Продолжительность рабочего дня современных младших школьников сучётом выполнения домашних заданий, посещения секций, кружков, дополнительных заданий и т.п.) приближается к 12 часам, а у старшеклассников – к 14-16 часам. Несомненно, что это тоже отрицательно сказывается на здоровье. Возможные пути решения этой проблемы:

Пересмотреть и изменить содержание уроков физической культуры (в оптимальном варианте – с учётом уже имеющихся у детей диагнозов);

Использовать на уроках и переменах малые формы физической активности (физкультминутки, физкультпаузы, спортивные или игровые переменки и т.п.);

Проводить специальные физкультурные занятия для детей с ограничениями по здоровью;

Откорректировать педагогические технологии учителей-предметников так, чтобы они могли способствовать формированию у обучающихся здорового образа жизни;

Предоставлять обучающимся возможность посещения спортивного зала во внеурочное время.

Решение данных проблем можно смело рассматривать как здоровьесберегающие технологии, дополняющие образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья школьников. Администрации и каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не обладает абсолютным здоровьем. Игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из обучающихся не имел проблем со здоровьем, - неправильная и непрофессиональная позиция педагога.

Список литературы

  1. .Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
  2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
  3. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.
  4. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
  5. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.
  6. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
  7. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
  8. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.
  9. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.
  10. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта
  11. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
  12. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.
  13. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
  14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
  15. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.
  16. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.
  17. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.
  18. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.

Приложение 1

Типы технологий

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности школьников, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Приложение 2

Физминутки

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Мы хлопаем в ладоши

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь

Оздоровительно- гигиеническая.

Её можно выполнять как стоя, так и сидя. Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ножками. На уроках необходимо проводить и зарядку для глаз. Нужно откинуться на спинку стула

  • 1. 2-3 с., 3-4 с. вниз, делать 30 сек.
  • 2. Повторить 3-4 раза (длительность 8 с.)
  • 3. 3-4 раза (длительность 15 с)
  • 4. Зажмурить глаза на 3-5 с., открыть на 3-5 с. (длительность 30-50 с.)
  • Дети могут также следить глазами за движениями руки учителя, смотреть в окно.

Приложение 3

Тема : Правильное питание – залог здоровья.

Цель урока: систематизировать знания детей о здоровой пище и значении питания в жизни человека;

Формировать гигиенические навыки и культуру поведения во время приёма пищи; воспитывать чувства любви и заботы к окружающему миру;

Способствовать реализации здорового образа жизни.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Что за сказочный герой,
Он не ест, не пьёт порой.
На него как взглянешь ты,
Только кости и видны.
(Кощей)

Почему его прозвали Кощеем?

Что вы можете сказать о его внешнем виде?

– Для чего человек ест?

3.Определение темы урока

4.Работа над темой урока.

А) Постановка проблемы.

Почему одни продукты подходят вам больше, другие – нет? (в одних - больше питательных веществ, витаминов, в других их мало)

Для чего нужны организму питательные вещества?

В каких продуктах много питательных веществ и витаминов? (в овощах и фруктах)

Учитель говорит о белках, углеводах и жирах – питательных веществах, которые дают нашему организму энергию и строительный материал для клеток (прикрепляет картинки)

В) Физкультминутка

2 задание

Дифференцированная работа

Вывод: питаться умеренно и разнообразно и соблюдать режим питания.

Г) Логическая задача. «Исправь ошибки».

К нам в класс пришла SMS от мальчика Пети – сладкоежки. Послушаем его и сравним с тем, что мы сегодня узнали на уроке:

Дорогой друг, если хочешь быть здоров, то питайся однообразной пищей. Больше ешь булочек, сладостей, особенно если ты склонен к полноте. Мучная и сладкая пища приводит к накоплению избытка жира под кожей, и ты быстро наберёшь вес. Очень вредно есть овощи и фрукты. Старайся есть больше на ночь, утром можно и не завтракать. Представь, как хорошо съесть за ужином большой кусок мяса, колбасы, сыра, попить сладкого чая с конфетами, пирожным. (Ответы детей).

Вывод: Питаться нужно правильной пищей.

Правильное питание – залог здоровья!

5.Итог урока. Рефлексия.

6.Домашнее задание. Используя полученные знания, составьте меню на свой обед


Виды здоровьесберегающих технологий

(классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей

и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесберегающей деятельности)

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии.

Составляющие элементы медико-профилактических технологий:

· организация мониторинга здоровья дошкольников;

· организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

· контроль за физическим развитием дошкольников;

· закаливание;

· организация профилактических мероприятий в детском саду;

· эмоционально благоприятная обстановка в группе.

Основная цель - обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

· к данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий , составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей.

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Инструктор физического воспитания

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель.

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, инструктор физического воспитания.

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Гимнастика для глаз

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Воспитатели, инструктор физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст - 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, инструктор физического воспитания

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели

Коммуникатив-ные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели, инстуктор физического воспитания

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, ст. медсестра, инструктор физического воспитания

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Воспитатели

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Воспитатели, инструктор физического воспитания, логопед