Может ли односоставное предложение быть неполным. Неполные двусоставные и односоставные предложения

НЕРАЗЛОЖИМЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Неразложимые предложения - это особый структурный тип простого предложения, который характеризуется синтаксической нерозкладністю. Они состоят из одного слова (их еще называют "словами-речениями").

Неразложимыми называются структурно нераскладные предложения, выраженные частицами, модальными словами и междометиями. Специфика этих предложений в том, что они не имеют в своем составе ни главных, ни второстепенных членов предложения. их структурную основу образуют слова, лишенные номинативного значения: частицы, модальные слова и междометия. Слова-предложения выражают утверждение или отрицание фактов, о которых говорит собеседник (Так. Нет. Ладно), побуждения и призывы (Долой! Стоп!), оценку фактов или явлений (Ого!).

По значению слова-предложения делятся на несколько групп:

1. Утвердительные слова-предложения служат для выражения одобрения высказанной мысли:

Черный. Не знаешь, где он, а письма пишешь?

Аленка. Так, (Т. Коломиец).

- вы не из деревни?- Ага... (Остап Вишня).

2. Отрицательные слова-предложения выражают несогласие с высказанным мнением:

-Разве узнали? - Нет! (Г. Старицкий).

3. Побудительные слова-предложения служат для выражения побуждения к выполнению действия или перехода к какому-либо состояния:

Ли такой же он? Бог знает что выдумываешь! Аж стыдно слушать. - Цыц-но! - кто-то перебил (А. Свидницкий). - Прочь! Прочь! Детей моих обобрал! Женщину голодную оставил (В. Самчук).

4. Вопросительные слова-предложения служат для побуждения собеседника к объяснению своей мысли уточнения ее. Они преимущественно выражаются утвердительными или побудительными словами:

- Здоровы были, дед! - Га? - спрашивает дед Тимофей (Остап Вишня).

5. Эмоционально-оценочные слова - предложения служат для выражения эмоций (восхищения, возмущения, страха): - Ох! И красота! - воскликнул охотник (Остап Вишня).

6. Слова-предложения, выражающие приветствие, просьбу, благодарность, извинение: -Добрый вечер, дядя Мартин! А бог на помощь!.. - кричат издали Мартину (В. Самчук).

Неразложимые предложения не имеют в своем составе ни одного члена предложения. Отдельно взятые, они ничего не выражают.

Итак, к неразложимым нельзя относить: а) однословных предложений, имеющих в своем составе любой член, выраженный повнозначною частью речи: - А как там Дмитрий? Плохо (К. Мотрич); б) предложения, в которых после частиц употребляются полнозначные слова, а частицы используются для предоставления висловлюваній мнении соответствующего оттенка: - Что случилось, ты можешь в конце концов сказать? - Ну ничего. Иди спать (Кол. Мотрич).

НЕПОЛНЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ И ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Неполными называются простые предложения, в которых пропущен один или несколько необходимых для грамматической структуры предложения членов, что легко устанавливаются из контекста или ситуации. Напр.: Сабля ранит голову, а слово - душу (Н. тв.). Выделенное предложение неполное, в нем пропущено сказуемое (ранит).

Пропущенными можно считать только те члены, отсутствие которых предопределяет семантическую или структурную неполноту предложения: Одни влюбленные в старые письма. Те - в музыку* А те-в рыжие томища. Такая жизнь... (Б. Олейник). Второе и третье предложения воспринимаются без первого как бессодержательны, в них пропущено сказуемое. Неполными предложениями пользуется как в устной, так и в письменной форме литературного языка для придания высказыванию стилистической стройности, естественного звучания и логической экономности.

За структурными и семантическими признаками среди неполных предложений выделяют такие разновидности: а) предложения структурно и семантически неполные; б) предложения структурно неполные, но семантически полные.

Основную группу неполных конструкций составляют предложения структурно и семантически неполные, их разделяют на контекстуальные и ситуативные.

Контекстуальными называются неполные предложения, опущенный член которых помогает установить смежный текст: Вливается в Днепр Сула, жизнь людей - в историю (А. Ющенко); Стояла лютая зима. Еще такой холодной и снежной не знали люди (Панас Мирный).

Ситуативными называются неполные предложения, отсутствует член которых помогает установить ситуация: Партизанский разведчик встретил фашистов. - В деревню? - спрашивают (Ю. Збанацкий).

2. Структурно неполными, но семантически полными называют эллиптические предложения. В этих предложениях пропущенный сказуемое, который не устанавливается из контекста или ситуации. Представление об этом сказуемое получаем из собственного содержания и строения этих предложений, а точнее, с семантики. Формы зависимых обязательных второстепенных членов приложения или обстоятельства: А сам - рюкзак на плечи, палку в руки тот - от села до села (А. Головко).

Итак, эллиптические предложения структурно неполные. Семантически же они полные, потому что при отсутствии лексически выраженного сказуемого семантическое нагрузка приходится на семантически и структурно обязательны, второстепенные члены предложения - обстоятельства и дополнения, которые зависят от "нулевого сказуемого" 19 .

Эллиптические предложения используют с целью придания речи экспрессивности, эмоциональности, выразительности как в устной, так и в письменной формах литературного языка. Они употребляются как призывы, лозунги: Все-на выборы!

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Поэтому не следует смешивать односоставные полные предложения, в которых никогда не бывает подлежащего (безличные, обобщенно-личные, неозначено-личные, обозначена-личные, инфинитивные), с неполными двоскладними предложениями, в которых подлежащее пропущен; односоставные полные предложения, в которых никогда не бывает сказуемого (номінативні), с двоскладними предложениями, в которых сказуемое пропущен.

Пропущенный подлежащее или сказуемое в двусоставных предложениях устанавливается из контекста, ситуации или имеющихся второстепенных членов, а в односоставных наличие одного главного члена предложения является их существенным структурным признаком.

Цели:

    повторение и систематизация знаний об односоставных и неполных предложениях;

    наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;

    закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности речи,

    совершенствование навыков анализа текста.

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер для каждого ученика; презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.

(Примечание: презентация готовится в Power Point, а затем импортируется в память интерактивной доски; тексты, с которыми нужно будет проводить манипуляции на уроке, вводятся непосредственно в память доски).

Ход урока

1. Сообщение темы и задач урока.

Слайды № 1 и № 2. Тема и задачи урока.

Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.

(Запись темы урока в тетрадях).

2. Теоретическая разминка.

Слайд № 3. Терминологический кроссворд.

Повторим материал предыдущего урока. Теоретическая разминка путём разгадывания кроссворда, в центре которого ключевое слово темы урока.

1. Единая концовка строк, строф . 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи. 13. Намеренно избыточный повтор союзов.

( Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Фигуры. 13. Многосоюзие.)

3. Сообщение сведений из истории вопроса об односоставных предложениях.

(Индивидуальное сообщение подготовленного ученика. Речь сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах).

Слайд № 4 - портреты Буслаева и Востокова.

Слайд № 5 - портреты А. А. Потебни и А. А. Шахматова.

"В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.

Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.

Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным.

Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка".

А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах".

4. Повторение видов односоставных предложений.

Мы изучаем ту классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе. Какие предложения называются односоставными?

На какие группы они делятся?

Слайд № 6. Схема деления на группы односоставных предложений.

Рассказать по таблице на слайде о каждом из видов односоставных предложений, используя теоретические сведения из учебника О. В. Загоровской, по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.

Слайды № 7 - 8.

В чём особенность обобщённо-личных предложений?

Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

5. Работа на интерактивной доске. Упражнение в определении видов односоставных предложений.

Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид

односоставных предложений?

(Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)

Слайд № 9

В данных предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.

    Здесь рыбу не ловят.______________________

    Спешу к вам на помощь.___________________

    Подмораживает.__________________________

    На этой реке нет мостов.___________________

    Пора спать._______________________________

    На улице ветрено и сыро.__________________

    Составьте график дежурства.______________

Слайд № 10

(Каждое предложение на слайде между первым и вторым заданием вносится непосредственно в память интерактивной доски как отдельный текст):

    На улице было холодно.

    Ломаные линии, острые углы.

    Много песен сложено о любви.

    Про него давно говорят много хорошего.

    Скоро увидимся.

    В воздухе пахнет грозой.

    Не бывать этому!

    Кругом всё было тихо и спокойно.

    За опоздание будете наказаны.

    Друг далёкий, вспомни обо мне.

    Что посеешь, то и пожнёшь.

    У многих ещё нет компьютеров.

1-е задание:

Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений за пределы доски (путём перетаскивания).

2-е задание:

Оставшиеся односоставные перенесите в таблицу в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.

Какое предложение осталось вне таблицы? Почему? (Назывное - главный член - подлежащее).

6. Работа с упр. 22 в учебнике О. В. Загоровской (Ч. 2) - стр. 43.

Чтение предложений и определение их видов.

7. Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?

(В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

- Материал следующих слайдов перенесёт нас к теме, которая изучается на уроках литературы - поэзия Серебряного века.

(Тексты на слайдах № 11 и 12 также вносятся в память доски, каждое предложение отдельно)

Слайды № 11 и 12. Портреты поэтов и стихотворные тексты.

Найдите односоставные предложения, выделите их другим цветом, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
К. Бальмонт.

(Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
А. Блок.

(Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С. Есенин.

(Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).

За что-то меня упрекают
И в чём-то согласны со мной:
Так исповедь льётся немая
Беседы блаженнейшей той.
А. Ахматова.

(Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).

8. Игра "Аукцион поэтических строк".

Какие вы можете вспомнить поэтические строки, в которых есть односоставные предложения? (Побеждает тот, кто назовёт последний).

9. Повторение о неполных предложениях.

Слайд № 13.

Какие предложения называются неполными?

В каких случаях они употребляются?

а) в диалогах,

б) во второй части сложного предложения ).

Что нового о неполных предложениях даёт учебник Загоровской?

( Понятие об эллиптических предложениях ).

10. Упражнение в распознавании неполных предложений.

Слайд № 14.

Могут ли односоставные предложения быть неполными? (Да ).

Являются ли неполными следующие предложения?

1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

Определите, какие это предложения:

- Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

- Сообщили. (Неполн., односост.)

- Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

- Скоро. (Неплн., односост.)

11. Работа с упр. 23 (Ч. 2) - стр. 45

(Записываются на подготовленных карточках только номера предложений в соответствии с заданием в учебнике.) Приложение 2

Ответы:

Полные двусоставные: 1; 2; 5(1-я ч.); 7(1-я ч.).

Полные односоставные: 3(1-я ч.);4; 6.

Неполные, понятные лишь в контексте: 3(2-я ч.); 5 (2-я ч); 7(2-я ч.).

Эллиптические: 8.)

12. Работа с текстом.

Слайд № 15.

Прочитайте текст:

1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11. Следующие два часа посвящались отдыху.

И. Бунин.

Из какого произведения отрывок? ("Господин из Сан-Франциско").

Конечно, все узнали, так как совсем недавно изучали на уроке литературы. Назовите односоставные предложения, их вид. (Подчёркивают разным цветом каждый вид).

Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

( Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные "сливки" общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)

Какую роль данный эпизод играет в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?

(Помогает раскрыть идею произведения, авторскую позицию)

- Какова же идея данного эпизода?

(Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).

Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

Метафоры и эпитеты : буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.

Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с "Титаником".

Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.

Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.

Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".

Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.

Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.

Каков стиль речи? Докажите.

14. Вывод.

Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи?

(Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции). приложение 3 .

1. Все обыкновенные предложения по наличию членов предложения делятся на два класса: полные и неполные.

  • Предложения, в каких никакие члены не пропущены, - полные : Солнце клонилось к западу .
  • Неполные предложения - это предложения, в каких пропущен нужный член предложения - главный либо второстепенный: Есть будешь? - Буду! (смысл второго предложения в отсутствие предшествующей фразы не ясен).
  • Признаки неполного предложения:

  • пропущенный член предложения просто восстанавливается, благодаря предшествующим предложениям (по контексту) либо общей ситуации речи;
  • неполное предложение - это всегда вариант полного предложения;
  • пропуск члена предложения непременно подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов, также контекстом либо ситуацией речи.
  • 2. Полные и неполные предложения нередко путают с двусоставными и односоставными предложениями .

    Однако последние относятся к иной систематизации обычных предложений - по нраву грамматической базы.

  • Двусоставные предложения - это предложения, в каких есть и подлежащее и сказуемое: Отговорила роща золотая березовым радостным языком.
  • Односоставные предложения - это предложения, в которых есть только один главный член (либо подлежащее либо сказуемое), при этом 2-ой не нужен для осознания смысла предложения: Поздняя осень . Во дворах жгут сухие листья.
  • 3. Как отличать полные и неполные предложения от двусоставных и односоставных?

    Эталон рассуждения (на примере предложения, выделенного жирным шрифтом):

    - Чувствуете вы сейчас боль?

    - Сейчас очень маленькую ...

    1. Выясним: предложение «Сейчас очень маленькую ... » - полное либо неполное?

    Читатель осознает по контексту, что в предложении «Теперь очень маленькую ...»

  • пропущены слова чувствую и боль ;
  • не считая того, есть слово маленькую , которое может относиться только к слову боль ;
  • по этим пропущенным словам есть возможность вернуть полный вариант предложения: Сейчас чувствую очень маленькую боль... ;
  • в конце концов, не напрасно дано предыдущее предложение «Чувствуете вы сейчас боль?» , из него берём информацию для восстановления пропущенных членов предложения.
  • Следовательно, предложение «Сейчас очень маленькую ... », вправду, неполное, т.к. это предложение, в каком пропущены нужные члены предложения, которые просто восстанавливаются, благодаря предыдущему предложению («Чувствуете вы сейчас боль?» ).

    2. Выясним: данное предложение «Сейчас очень маленькую ...» - двусоставное либо односоставное?

    Нужно отыскать грамматическую базу (в том случае есть и подлежащее и сказуемое, означает, предложение двусоставное; в том случае есть или только подлежащее, или только сказуемое, означает, предложение односоставное).

  • Следует держать в голове, что при разборе по членам предложения учитываются не только лишь те слова, которые есть в наличии, да и те, которые предполагаются и нужны для осознания смысла предложения.
  • Так, мы имеем предложение «Сейчас очень маленькую ...», однако подвергать рассмотрению должны его полный вариант «Теперь чувствую очень маленькую боль...» .

  • В нём есть сказуемое чувствую (глагол 1-ого лица изъявительного наклонения);
  • подлежащее отсутствует, оно восстанавливается только по смыслу - путём подбора подходящего местоимения к данному глаголу-сказуемому: Я чувствую (местоимение 1-го лица). Тут нет признаков неполноты предложения (см. выше абзац «Признаки неполного предложения»).
  • Делаем вывод, что предложение «Сейчас очень маленькую ...» односоставное, т.к. в нём есть только сказуемое.

    3. Общий вывод: предложение «Сейчас очень маленькую ...» неполное, односоставное.

    Дополнительно на сайт:

  • Чем выражается обычное глагольное сказуемое?
  • Где отыскать примеры осложнённого обычного глагольного сказуемого?
  • Какие есть типы сказуемых?
  • Какие есть стилистико-синтаксические ошибки?
  • Где отыскать примеры стилистико-синтаксических ошибок?
  • С точки зрения синтаксиса, предложение - это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.

    Понятие односоставных предложений

    Виды односоставных предложений с примерами служат визуальной иллюстрацией теоретического материала в разделе «Синтаксис» русского языка.

    Синтаксические конструкции с основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Например: Я не люблю фатального исхода (В.С.Высоцкий).

    Предложения, в основе которых содержится лишь один из главных членов, называются односоставными. Такие фразы имеют завершенный смысл и не нуждаются во втором главном члене. Бывает так, что его наличие попросту невозможно (в безличных предложениях). В художественных произведениях очень часто употребляются односоставные предложения, примеры из литературы: Плавлю лбом стекло оконное (В.В.Маяковский). Здесь нет подлежащего, но его легко восстановить: «я». Малость стемнело (К.К.Случевский). В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

    В разговорной речи достаточно распространены простые односоставные предложения. Примеры их использования доказывают это: − Куда пойдем? - В кино.

    Односоставные предложения подразделяются на типы:

    1. Назывные (с основой из подлежащего).

    2. Со сказуемым в основе:

    • личные;
    • безличные.
    • Но назвали всех троих дочек ведьмами (В.С.Высоцкий) (сказуемое - глагол прош.вр., мн.числа, изъявит. накл.).
    • И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря (В.С.Высоцкий) (в роли сказуемого − глагол в настоящем времени, в 3-м л. и мн.ч.).
    • Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) (глагол-сказуемое в форме сослагательного наклонения множественного числа).

    Особенности обобщенно-личных предложений

    Эту группу односоставных предложений некоторые лингвисты (В.В. Бабайцева, А.А. Шахматов и др.) не выделяют в отдельный вид, т.к. формы выражения сказуемых в них идентичны определенно- и неопределенно-личным и различаются только смысловой нагрузкой. В них сказуемое имеет обобщенное значение. Такие конструкции чаще всего употребляются в пословицах и поговорках: Любишь вершки - люби корешки. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один раз солгал - навек лгуном стал.

    При изучении темы «Односоставное личное предложение» примеры имеют огромное значение, т.к. они наглядно помогают определить тип синтаксической конструкции с одним из главных членов и различать их.

    Безличные предложение

    Односоставное безличное предложение (пример: Темнеет рано. В голове шумит. ) отличается от личного тем, что в нем нет и не может быть подлежащего.

    Сказуемое может выражаться разными способами:

    • Безличным глаголом: Смеркалось. Меня тошнит.
    • Личным глаголом, перешедшим в безличную форму: В боку у меня колет. Вдали загрохотало. Вам везет! Мне не спится.
    • Предикативным наречием (категорией состояния или безлично-предикативные слова): Было очень тихо (И.А.Бунин). Душно. Тоскливо.
    • Инфинитивом: Не стоит прогибаться под изменчивый мир (А.В.Макаревич).
    • Словом-отрицанием «нет» и отрицательной частицей «ни»: На небе ни облачка. Совести у тебя нет!

    Виды сказуемого

    В односоставных предложениях

    В русской лингвистике сказуемое представлено тремя видами:

    1. Простое глагольное. Выражено одним глаголом в любой форме.
    2. Составное глагольное. Состоит из глагола-связки и инфинитива.
    3. Составное именное. Имеет в составе глагол-связку и именную часть, которая может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием или наречием.

    В односоставных предложениях встречаются все указанные

    Прохладно (односоставное безличное предложение). Пример сказуемого с опущенной глагольной связкой в настоящем времени, но которая проявляется в прошедшем времени: Было прохладно. Именная часть выражена

    В определенно-личном предложении: Возьмемся за руки, друзья (Б.Ш.Окуджава) -сказуемое простое глагольное.

    В неопределенно-личном предложении: Никого не хочу из вас слушать (О.Ермаченкова) - сказуемое - личный глагол + инфинитив.

    Назывные односоставные предложения - примеры составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой в настоящем времени. Часто при номинативе ставятся рядом указательные частицы: Вот твой билет, вот твой вагон (В.С.Высоцкий). Если номинативные предложения представить в прошедшем времени, то они преобразовываются в двусоставные предложения. Сравните: Был твой билет, был твой вагон.

    Односоставные и неполные предложения

    Следует отличать неполные двусоставные предложения от односоставных. В односоставных при отсутствии одного из главных членов смысл предложения не изменяется. В неполных может быть пропущен любой член предложения, и смысл может быть не понятен вне контекста: Напротив - стол. Или: Сегодня.

    В некоторых случаях сложно разграничить определенно-личные предложения и двусоставные неполные. В первую очередь это относится к сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени. Например: Подумала - и стала кушать (А.С.Пушкин). Без основного контекста невозможно определить, в 1 или 3 лице употреблен глагол. Для того чтобы не ошибиться, важно понимать: в форме прошедшего времени лицо глагола не определяется, а значит это двусоставное неполное предложение.

    Особую трудность вызывают различия между неполным двусоставным предложением и назывным, например: Ночь. Морозная ночь. и Ночь в деревне. Чтобы не возникало трудностей, важно понимать: обстоятельство - это второстепенный член, относящийся к сказуемому. Следовательно, предложение "Ночь в деревне" - двусоставное неполное с составным именным сказуемым, при котором глагольная часть опущена. Сравните: Ночь наступила в деревне. Морозная ночь. Это номинативное предложение, т.к. определение согласуется с подлежащим, следовательно, прилагательное "морозная" характеризует главный член "ночь".

    При изучении синтаксиса важно выполнять тренировочные упражнения в, а для этого необходимо анализировать типы односоставных предложений с примерами.

    Роль односоставных предложений в языке

    В письменной и устной речи односоставные предложения играют существенную роль. Подобные синтаксические конструкции в лаконичной и емкой форме позволяют сформулировать мысль ярко и красочно, помогают представить образы или предметы. Они придают высказываниям динамичность и эмоциональность, позволяют акцентировать внимание на нужных объектах или субъектах. С помощью односоставных предложений можно избежать неоправданных местоимений.