Можно ли не отдавать ребенка в школу. Почему не стоит отдавать в школу «несозревших» детей

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету - свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания - не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету - как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов:) А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей - собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей . Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки - переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом - интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот…

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет - даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует - прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», - это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат - большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс - модель взрослого общества? Это неправда - лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка - это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету - свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания - не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету - как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов:) А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей - собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей . Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки - переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом - интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот…

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет - даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует - прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», - это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат - большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс - модель взрослого общества? Это неправда - лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка - это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Как живут «дети без школы» и их мама:)

Решила собрать в одну заметку мои ответы на многочисленные вопросы, которые мне задают после статей о недостатках школы и альтернативном варианте обучения дома

1. У меня нет ответа на вопрос, подойдёт ли индивидуальное обучение вам и вашим детям. Я НЕ ЗНАЮ. Я не знакома с вами. Ответ можно выяснить на индивидуальной консультации, но не "постановкой диагноза по аватарке".

Хоумскулинг подходит не для всех. Взять на себя ответственность за развитие своих детей способен небольшой процент населения любой страны. Большинству родителей легче отдать ребенка куда-то, чем заниматься самим. В том числе потому, что даже родителю-управленцу или преподавателю намного сложнее мотивировать собственного ребенка, чем подчиненных ему взрослых.

И далеко не у всех родителей хватит ресурсов, чтобы обустроить своим детям хорошую образовательную среду.

2. Опыт стран, где хоумскулинг является нормой, статистически подтверждает преимущества домашнего обучения. По итогу обучавшиеся дома дети американцев поступают в лучшие ВУЗы. И получают в дальнейшем в разы большие зарплаты. Не в последнюю очередь это происходит потому, что родители вкладывают дома в детей намного больше сил. Поэтому выросшие дети строят более успешную карьеру.

3. Легко будет не сразу. Вначале вам придётся пройти через многое:

  • Переступить через свои страхи: «как я буду не как все», «а вдруг я чего-то лишаю своего ребенка», «я не справлюсь», «меня будут осуждать», «это очень дорого и надо много времени» и так далее.
  • «Выдержать бой» с родственниками и школьной администрацией, чтобы оформить ребенка на индивидуальный план.
  • Постоянно выслушивать нравоучения родственников и окружающих вас людей, как неправильно вы живёте. И их мрачные прогнозы относительно ваших детей.
  • Организовать самим образовательный процесс.
  • Оплачивать репетиторов и проводить с ребенком намного больше времени.
4. Рекомендую отбросить идею, что учить ребёнка школьным предметам вы обязаны только сами. Ваша роль скорее «директор школы», который часто overqualified для работы учителем или репетитором.

Мой опыт и опыт моих знакомых (великолепных репетиторов, преподавателей «от бога») показывает, что собственную маму ребёнок не воспринимает и «не слушается». Можно чему угодно научить посторонних людей. Но собственные дети обучаются только в процессе совместной деятельности (игры, разговоры-обсуждения, дела и т.п.). Формат «уроков» с собственными детьми, как правило, не работает. Учить своих детей (не совместной деятельностью, а методом уроков) намного сложнее, чем быть преподавателем у посторонних людей. С мамой ребенок привык к другим отношениям.

Можно, конечно, и самим учить ребенка. Но лично мне дешевле обходится репетитор (зарабатываю больше в это время, чем если бы занималась с детьми сама). И по времени эффективнее – она быстрее объясняет и получает результат, чем могу я. За день моей работы я оплачиваю год работы репетитора с моими детьми. И освобождена от необходимости заниматься неинтересной и ненужной школьной рутиной. Есть миллион более полезных и интересных совместных дел, чем учить с ребенком школьные уроки. Предпочитаю быть для ребенка авторитетом в области своих профессиональных знаний, а не стоять у него над душой с диктантами или требовать рассказать мне правила из учебника. Так что лучше поберечь нервы – зарабатывайте больше в это время. Наймите репетитора – «чужая тётя» научит быстрее школьным предметам.

И вовлекайте ребёнка в ваши взрослые дела. Дайте ему посильную работу в рамках вашей профессии, например. Отправьте на разные кружки. Скачайте обучающие игры.

К моим дочкам раз в неделю на 1,5 часа приходит репетитор – этого достаточно. Дети много читают сами, учиться им легко.

5. Способность к саморазвитию убивается именно в школе. В детском саду дети бесконечно интересуются всем подряд и развиваются очень быстро. Оставив ребёнка обучаться дома, вы сохраняете его познавательную активность.

6. Ещё ребёнка очень удобно мотивировать к выполнению самостоятельных заданий «самой страшной угрозой»: «Не сделаешь контрольную вовремя – снимут с индивидуального плана. И ты будешь обязана каждый день ходить в школу». Очень хорошо действует… Особенно если остальной мотивацией «заведует» репетитор. Например, мои дочки очень не хотят её огорчать, поэтому быстро делают все задания до её прихода.

7. На индивидуальном плане (в Беларуси) в начальной школе дети обязаны сдать контрольные или зачеты по основным предметам: русский и белорусский (язык и литература), математика, окружающий мир, английский. Потом добавятся другие предметы. Можно это делать хоть раз в четверть. Мне удобнее и детям проще это делать раз в неделю по мере прохождения классом программы – учительница дает задания домой, проверяет готовые, вызывает к доске на тех уроках, что мои дети согласились посетить (и уговаривает их ходить почаще – не хотят вообще, несмотря на сплошные похвалы и 10-ки). Что-то из контрольных они пишут в классе, чтобы учительница убедилась, что сами знают, а не кто-то дома им решил. В основном делают за 1,5 часа с репетитором программу недели. Меня это в любом случае не касается, моя любимая фраза: "4 (из 10) – прекрасная оценка, чтобы не сняли с индивидуального плана. Достаточно!!!"

Для оформления на индивидуальный план из документов нужно только заявление. Но чтобы директор школы и педсовет разрешил (нынче в Беларуси это на их усмотрение), надо с ними нормально пообщаться, рассказать, почему ваш ребёнок никак не может посещать каждый день школу. Проще всего оформляться в ту школу, где уже учатся дети на индивидуальном плане (позвоните и узнайте в вашем РОНО). Им нужны понятные аргументы: про занятия ребёнка профессионально спортом во время уроков, про бесконечные командировки родителей или вообще проживание вне страны часть времени... Какое-то простое объяснение, что не школа плоха, а просто нет возможности каждый день ходить (но мы будем стараться ходить по максимуму) ;)

Учителям удобно с такими детьми – в классе числится, а учить его не надо:) легче вести уроки, когда детей меньше:)

Для совсем хороших отношений можно пригласить свою же учительницу раз в неделю побыть платно репетитором:) (наша отказалась, сказала, что не может брать деньги и заниматься, когда ребенок и так не отстает:))

8. При нынешней ориентации на отстающих и середнячков даже самая распрекрасная учительница не имеет возможности нормально работать с "сильными" детьми. Моим дочкам на уроках очень-очень скучно: решила себе и всем соседкам и заняться нечем. А полкласса не справляются. Я вообще не понимаю, чем в начальной школе дети заняты, если вместо 25 часов мои занимаются 1,5 часа в неделю с репетитором – и у них 9 и 10.

Дочки числятся в классе. Каждое утро имеют выбор посетить все уроки. Не хотят. Вообще. Предпочитают заехать ненадолго сдать контрольные и взять новые.

9. Для меня оценки вообще не важны. Никак. И больше всего я хочу оградить детей от этого школьного оценивания – как я писала Ссылка, оно вредит реальным достижениям во взрослой жизни.

Как отличникам, так и двоечникам вредит. Не те критерии ни от тех результатов и не теми людьми...

Когда ребенок выигрывает (или проигрывает) в спорте - это правильная оценка - по результату. Но не школьная оценка.

В школьном обучении никак нельзя сделать реальную оценку. Оно все не имеет практического применения и измеримых результатов.

Если моя дочь успевает прочитать полкниги, пока соседка по парте читает одну страницу, то это не повод ставить ей 10 – в этом нет для нее результата. Это показатель того, что читает она уже 6 лет, прошла курсы скорочтения и прочитала несколько сотен книг. А соседка и десяти книг не прочитала, научилась читать в школе, читает два года по плохой методике.

Поэтому оценивание в такой ситуации вредит обеим девочкам (особенно самооценке) – это не их результаты (а результаты разного подхода к обучению их мам).

Моя оценка - ребенок с интересом и увлечением чем-то занят – 10. ;)

А все попытки оценивания – фтопку! ;)

Для примера кружок бисероплетения – каждая девочка делает свои изделия (сама выбирает из образцов, что хочет) – результат нагляден, процесс в удовольствие. И не нужны никакие оценки... вот такое занятие для детей мне нравится – каждая в своем темпе, кто-то сделает одно изделие, кто-то 10, кто-то простое, кто-то сверхсложное... И зачем ещё оценки?

Или кружок мультипликации (за компьютером).

Это все бесплатно у нас – и намного полезней и в удовольствие, чем школьные уроки...

10. Школьные предметы меня вообще никак не волнуют – я искренне не понимаю, почему надо обучать именно такому объему именно таких дисциплин (я бы формировала программу совсем по-другому, нынче у нас не аграрный и не промышленный, а очень даже информационный век).

Репетиторов родители все равно нанимают перед поступлением в ВУЗ – я предпочитаю сделать это сразу (6-7 класс или когда там), не мучая детей предварительно тысячей часов неправильного изучения предмета. За каких-то 100-200 часов интересных индивидуальных занятий ребенок будет знать предмет лучше школьной учительницы;) сэкономив 1000 часов на более увлекательные занятия, чем отсиживание на уроках;)

Учебу у репетиторов можно заменить бесплатными кружками соответствующего направления. Или подготовительными курсами при БГУ – это недорого.

На почти все кружки мои и моих подруг дети ходят либо БЕСПЛАТНО, либо за символическую оплату.

11. С математикой благодаря шахматам, обращению с белорусскими деньгами и игре Ссылка никаких проблем у моих детей и быть не может.

С гуманитарными предметами после курсов скорочтения (попозже пройдем продвинутые ступени) вопрос закрыт по институт включительно:)

Читают мои дети много – поэтому пишут грамотно – прямая взаимосвязь.

То есть в школе дочкам делать просто нечего – внешкольные методики обучения в несколько десятков (или сотен) раз быстрее позволяют усвоить больший объем информации.

Школа – не более, чем камера хранения для детей. Мои дети и дома неплохо могут побыть:)

12. Умение ребенка быть в социуме лучше всего нарабатывается в "дворовых компаниях". Когда происходит взаимодействие без рамок и без контроля взрослых. Это может быть компания детей у бабушки в деревне или на даче, в санатории или пионерлагере, после кружка или школы, на соревнованиях и так далее. Смысл в том, что за 10 минут перемены под надзором педагогов умение ребенка взаимодействовать с другими людьми развивается не так хорошо, как в более свободной среде. А убито на это от 5 часов ежедневно... Чего ради?! Альтернатива всегда найдется: я в детстве больше дружила в компании с шахмат и во дворе. К тому же в спортивных секциях почти отсутствует риск оказаться в ситуации «травли», как часто бывает в школе.

13. По поводу учителей.

Я так и не увидела ни одного аргумента, доказывающего, что в современной белорусской школе работают высокооплачиваемые успешные люди. То, что 30-40 лет назад у кого-то из вас был «звёздный» состав педагогов в отдельных школах – не имеет отношения к современной ситуации. Мы выросли в другое время, когда зарплаты у всех были примерно равными. С другими учителями – уважаемыми в обществе людьми. Сейчас всё по-другому.

С современными учителями происходит так называемый "двойной отрицательный отбор": сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Для меня единичные примеры прекрасных людей среди педагогов прошлых веков ни разу не являются аргументом для того, чтобы я отдала своих детей на "слом" в современную систему белорусского школьного образования. Совершенно не вижу взаимосвязи между Янушем Корчаком и студентами педвуза, которые не набрали проходной балл в более престижный институт... А потом по распределению учат бедных детей тому, что сами толком не знают... Стелятся перед администрацией, наступают ежедневно на собственные убеждения, руководствуются своими страхами, жалуются в кулуарах и все равно послушно исполняют все, что с них требуют вне рамок контракта...

Я не могу перестать видеть, что большинство из учителей перестали расти профессионально. У многих этих женщин не лучшим образом сложилась личная жизнь – и это транслируется детям... И остаются учителя в школах на своих рабочих местах не потому, что это их призвание и каждый час работы им в радость, а скорее от безысходности: все эти "доработаю до пенсии" или "а что я еще могу"...

Я могу уважать людей за их действия и поступки. За силу характера, за волю. Не вижу смысла относиться иначе, чем с равнодушием, к ничего не делающим для улучшения своей жизни нытикам, которые пафосно разглагольствуют, обвиняя более успешных людей, но даже их зависть не помогает им начать что-то делать с собой и своей жизнью.

И я не хочу, чтобы детство моих детей прошло в прослушивании идеологии и прочих прелестных занятиях...

14. Безусловно, бывают исключения. Единичные случаи. Но из десятков педагогов сколько «исключений» будут учить именно вашего ребенка, особенно в 5-11 классах? И что делать ученикам остальных учителей? И что отвечать родителям на вопрос ребенка: "Мама, а почему учительница все время на нас кричит?" Есть у вас какой-то другой вариант ответа, кроме: "Потому что профнепригодна!"???

15. Я исхожу из концепции о том, что общество оплачивает труд каждого человека в соответствии с принесенной человеком ПОЛЬЗОЙ: если от причиненного насильно школьникам «добра» отнять тот вред, который учителя наносят насаживанием дисциплины, идеологией, уравниловкой и прочими прелестями школы, то труд большинства учителей оценивается вполне адекватно. А то и отрицательная величина может получиться у половины учителей, то есть им переплачивают...

16. Каждый человек выбирает сам: где и кем он работает, сколько и как зарабатывает, чем заполнена его жизнь. Учителя сами ВЫБРАЛИ впихивать невостребованные ненужные знания немотивированным людям за стыдную зарплату. Это же касается продавщиц и работниц конвейера: эти люди ВЫБИРАЮТ не учиться и не расти.

Я и мои знакомые зарабатываем достойные деньги: но мы все постоянно учимся, в любом возрасте.

Я трачу на свое обучение ежегодно больше, чем средняя годовая зарплата в стране. И свое время. Несмотря на троих детей и работу. Я читаю ежегодно сотни профессиональных книг, слушаю аудиокурсы за рулем и смотрю сотни часов видеокурсов - это все есть в интернете бесплатно. Они предпочитают смотреть телевизор. Поэтому я не должна сочувствовать их маленькой зарплате и низкому статусу!!! Что они САМИ сделали, чтобы улучшить свою жизнь???

Мы с учителями коллеги: ПРЕПОДАВАТЕЛИ. Но мне не надо нести все их тяготы и быть не "уважаемым в обществе человеком". Потому что я не держусь за "ставку", а оформилась Индивидуальным предпринимателем и сама несу ответственность за уровень своих доходов.

У меня нет такой гордыни, чтобы пытаться стать УЧИТЕЛЕМ для детей, которых насильно заставляют находиться в одном помещении со мной. Я предпочитаю обучать людей, которым важно и нужно то, что я показываю. Которым полученное от меня УЛУЧШИТ жизнь. Будет полезным и будет использоваться.

Я уважаю репетиторов: эти люди не сидят и не ноют, как им мало платят и плохо к ним относятся... Они ЗАРАБАТЫВАЮТ!!!

17. Меня учили и учат сейчас люди, которые в день получают больше, чем годовая зарплата школьных учителей. Все, что я умею и знаю (чем пользуюсь в жизни), я получила вне школьных стен. Я не могу вспомнить НИ ОДНОГО учителя из всех моих школ, от которого я получила бы хоть что-нибудь, чем пользуюсь в жизни сейчас.

18. В обучении своих детей я предпочитаю использовать находки и методические материалы бизнес-тренеров и консультантов по управлению – мне это ближе профессионально, чем методические разработки белорусских педагогов... ;)

19. Лично я не имею никакого отношения к системе школьного образования. Всего лишь мама, которая выбрала обучать детей дома. До государственной политики мне дела нет. За «мир во всем мире» я не борюсь. Меня всё устраивает. Лишь бы не мешали. Я уверена, что если каждый человек с максимальной самоотдачей будет заниматься своей семьёй и своим бизнесом/работой, то жизнь всего общества будет намного лучше, чем от бесконечной «говорильни» и демагогии. У меня нет ни времени, ни желания участвовать в политических дискуссиях.

20. Я не считаю себя примером для подражания, боже упаси – вот в этот нарциссизм меня совсем не тянет;) У меня нет и не будет цели ВСЕМ нравиться. Живу своей жизнью, воспитываю своих детей. Чего и всем желаю. Я пишу свои рассуждения и свой опыт с моими детьми. У других родителей опыт будет другим.

21. Я охотно отвечаю на вопросы типа "как это сделать?" или "как ты делаешь?". Но я не толерантна к оценивающим высказываниям на тему моего несоответствия чужим идеалам. Как правило, агрессивные оценивающие суждения в мой адрес я удаляю. И сразу нажимаю «заблокировать» тех неадекватных людей, которые позволяют себе столь нелепое поведение.

Продолжаю тему школы и обучения детей.

Как обычно, начну с того, что скажу, что всё это моё скромное мнение (IMHO), основанное на небольшом опыте преподавания, размышлениях о результатах этого опыта и поиска лушчей доли. "Всё в этой книге может оказаться ошибкой" (Р. Бах). Моему ребенку еще 5 лет нет. В школу не отдам.

Школа не может учитывать интерес ребенка, его физическое состояние. Школа - это огомное, неповоротливое чудовище, которое не может разглядеть маленьких букашек (учеников). Это - неизбежное зло, обусловленное массовостью школы. Это можно простить (хотя, можно и не прощать). Но есть и другое зло, намного более страшное: наша система образования обращает огромное внимание на знания, но очень и очень мало - на умения. В планах-конспектах занятий каждый учитель обязательно напишет и умения и навыки. При защите себя или работы обязательно упомянет ЗУН (знания, умения, навыки). Но это лишь слова. Умениям и навыкам отводиться очень мало внимания. Пример простой: чтобы сдать экзамен по физкультуре надо не показать не физическую силу, а знания. Т.е. теоретический экзамен по физкультуре важнее практического.

Если вы не отдаете ребенка в школу, собираетесь учить его дома, то стоит ли перенимать школьный подход? Поскольку жить ребенку в этом обществе, и в ВУЗе учиться (спорное утверждение, кстати), то лучше далеко от школы не отходить, т.е. ориентироваться на школьную программу. Я бы мог предложить "пойти другим путём", или разрушить существующий мир до основания, а затем... Не стоит. Моя цель в другом: здоровье, удовольствие от учебы, полезные навыки, крепкие знания. Достигаем цели так: ребенка оформляем в школу, но на семейное обучение. Каждые два месяца (или как договоритесь) приходите сдавать контрольные. Но изучаете не все предметы, а только основные (федеральные), т.е. около 60% предметов. Семейное образование (пока еще разрешено законом) - по 9 класс. Затем - экстернат.

Таким образом, мы придерживаемся учебной программы, но делаем это хитро: предметы, которые интересны учим так, как позволяет понимание, время и силы (а уж сил и времени будет намного больше), а те, которые интереса особого не вызвают - просто учим, чтобы сдать (4-5 без проблем). Это не будет вызывать такого отвращения, как в школе. Что мы выигрываем уже на этом этапе: здоровье, время, силы. Здоровье, потому не нужно сидеть на не очень удобных стульях, не придется есть в школьной столовой, не придется дышать воздухом с повышенным содержанием вирусов. А также - нормальная температура воздуха, нормальная освещенность, удобная одежда. Возможность выспаться (это очень и очень важно!), возможность использовать погоду: в дождливое время учиться, в солнечные дни - гулять (это тоже очень важно). Я считаю преступлением против человечества учиться в мае. Хоть режьте меня - никто в это время не учиться. Не учиться летом - тоже преступление. Кроме того, здоровье будет сохранее, благодаря меньшему времени на учебу. В это может быть сложно поверить, но эффективность обучения в школе чудовищно низка. Самостоятельно изучить все предметы можно в два-три-четыре раза быстрее. Не менее важно психологическое здоровье: никто не будет называть вашего ребенка дураком (дурак - это ласка, по сравнению с тем, что можно услышать от учителей. Дело не в словах, а в том, какое мнение о себе формируется у ребенка). Заметьте, я ни слова не говорю о классе, как детском коллективе, я не говорю о том, с чем сталкивается ребенок в школе. Статья об учебе, вот и буду только об этом. Промежуточный итог: учимся дома, программа - школьная, раз в два месяца - контрольные. Выигрыш - время, силы, здоровье.

Как учить ребенка, если вы не учитель? Если вы не помните, не знаете, не умеете?

А вы сможете научить своего ребенка готовить? При условии, что вы не повар и не преподаватель кулинарного дела?

Главное, что должен сделать родитель - это организовать учебный процесс. Первые несколько лет придется много заниматься с ребенком, поначалу сидеть рядом с ним, со временем все больше оставляя его. К 4-5 классу он должен уметь сам находить задания, делать, проверять и подходить к только с конкретной проблемой, с которой он не смог справиться и (важно!) показывтаь, как он пробовал эту проблему решить, что читал. Для начальной школы есть много хороших пособий. От родителя не потребуется особых знаний.

Будет проблема с выбором пособия. Можно найти хорошего учителя начальных классов и консультироваться с ним.

5-8 класс - активная самостоятельная работа с небольшой помощью родителя. Помощь больше направлена на формирование умений перерабатывать информацию, выступать (рассказывать), искать ответы на сложные вопросы. В учебниках всегда дается теоретический материал, упражнения и вопросы. Если внимательно читать и выполнять задания, то можно спокойно сдать любые контрольные. Дополнительная познавательная литература в этот период обязательна. "За страницами учебника..." или "Занимательная..." и много другого. Нужен консультант для помощи в выборе или форум "мамочек" (и "папочек"). В данный период нужно много разного пробовать, пусть понемного и неглубоко - время выбора специализации.

Начиная с 9-го класса - самостоятельная работа учащегося. Родитель в учебной программе мало чем поможет. Неплохо найти консультанта. Если до 8-го класса с консультантом общался родитель, то после 8-го, за помощью будет обращаться уже сам ребенок. Родитель продолжает общение с ребенком, но в учебных делах участия практически не принимает (интерес можно проявить. А можно и не проявлять). Это время, когда родитель может передать ребенку много сложных социальных навыков, таких, как умение разговаривать по телефону, умение вести себя в конфликтных ситауциях, умение требовать своё, защищать свои права, давать взятки, платить за квартиру, в конце-концов. В это же время родитель может помочь ребенку и организовать как можно больше встреч со своими знакомыми и незнакомыми - чтобы из первых уст получить информацию о профессия, побывать на производстве, в офисах, посмотреть на работу.

Вернемся теперь к обучению. Есть предметы, которые любой сможет изучить самостоятельно, имея учебную программу, учебник, рекомендованную литературу, интернет. К таким предметам я отнесу: математику, физику, химию, биологию, географию, историю, информатику, литературу, частично - русский язык.

Есть дисциплины, в которых обязательно потребуется помощник: иностранный язык, физкультура, ИЗО, музыка, т.е. те предметы, в которых важную роль занимает навык. Навык формировать лушче под присмотром опытного специалиста. Только делать это можно не том режиме, который предлагает школа (раз в неделю), а мастер-классами: неделя в полгода, например. Тогда можно будет или самим поездить в город или мастера к себе пригласить. В некоторых случая дистанционное обучение, в других - совмещение. В третьих - только очное. Например, не могу себе представить, как изучать айкидо через интернет.

Еще один промежуточный вывод: родитель помогает ребенку учиться самому. В сложных случаях обращаясь к специалистам. Некоторые предметы требуют очного обучения у специалиста. На всякий случай скажу, что для "школьного" уровня никаких специалистов не потребуется. Мои ученики 11 класса не могли перевести несколько простых слов, которые видели на экране.

Итак, в школу можно не ходить, учиться самостоятельно, опираясь на помощь специалиста в выборе учебников, литературы, в составлении индивидуальной учебной программы. Делать упор не на знаниях, а на умениях получить эти знания.

Что же до моей частной школы, то я могу взять на себя то, что не хотят брать многие родители - сидеть с ребенком поначалу, помогать ему выйти на самостоятельное обучение. Ценность моя только в одном - мне нравится общатья с детьми, нравится искать, что им "подбросить интересного" и этого интересного в моей голове очень много, как по учебе, так и по развлечениям. Я могу объяснить сложную тему, предварительно сам в ней разобравшись. Я в состоянии оценить качество учебника. Честно говоря, мои возможности отнюдь не уникальны. Возможно, что ключевой момент только один - мне это нравится и я хочу этим заниматься и дальше.

Продолжение следует. В следующей серии я расскажу о том, что такое частная школа. Оставайтесь с нами.

Не путайте обучение по индивидуальному плану и домашнее обучение. Второе - по медицинским показаниям: ребенок сидит дома, а учителя приходят к нему. Первое - по желанию: пишете заявление, договариваетесь с директором и можете учить ребенка сами, нанимать репетитора или даже приводить чадо в школу на любимые уроки, а раз в четверть сдавать экзамены.

Ольга и ее дочь Даша, ученица 5-го класса

Даша отучилась четыре года в гимназии, а на индивидуальный план перешла в пятом классе, то есть в сентябре этого года. Сейчас мы закончили первую четверть, Даша отлично сдала экзамены, перешла во вторую четверть. Она учится в музыкальной школе, занимается рисованием, поэтому у нее получалось очень много переездов по городу на занятия плюс много поездок на конкурсы, выставки, выступления. И в какой-то момент мы поняли, что закружились во всех этих переездах, а ребенок нерационально использует свое время. И мы решили это изменить. Пошли в обычную школу по месту жительства, к директору, поговорили, убедили, принесли заявление, произвели впечатление нормальных родителей, которым не все равно. Конечно, мы предварительно пообщались с другими родителями, которые уже перешли на индивидуальный план, и все вопросы, которые могли бы быть, мы проработали, обсудили. У нас было краткое заявление и длинное заявление, где мы подробней рассказали, почему хотим перевести Дашу на индивидуальный план.

Мы дружим со многими семьями, и в нашей компании появилась инициатива организовать детям учебу своими силами. Родители объединились, и каждый ведет какие-то занятия с группой детей: у меня, например, техническое образование, я могу вести математику, химию, физику.


Здесь немаловажно то, что я знаю, с какими детьми и людьми общается Даша, знаю их ценности и цели, знаю, чему они могут ее научить. И они знают и любят моего ребенка. У нас разновозрастная группа детей, поэтому Даше больше хочется учиться: она может реализовывать то, чему научилась, - может быть учителем для младших детей. Одно дело просто выучить урок и ответить, а другое - разбирать тему, которую потом нужно объяснить младшим. И еще лучше то, что мы погружаемся в предмет: неделя математики, неделя русского. Мне кажется, это намного эффективнее, по крайней мере для нас это работает. И мы можем лучше планировать свою жизнь, свой день, учиться и в поездках тоже, не тратить времени зря. Бабушки и дедушки уже привыкли, что мы не самые типичные родители. Даша в детстве много болела, но мы начали закаляться, поменяли образ жизни. Конечно, бабушки-дедушки волновались, когда мы и водой обливались, и в проруби купались. Но когда все увидели, что проходит год, другой, а ребенок не болеет - то охотно смирились. Так и с обучением: они уже знают, что мы не предложим ребенку плохого, видят, что она хорошо сдала экзамены (причем спрашивали ее серьезно, прямо как студента в конце семестра), поэтому вопросов не возникает. В обучении по индивидуальному плану большую роль играют люди, с которыми вы общаетесь, ваши друзья, сверстники ребенка. Одним родителям, мне кажется, очень сложно будет организовать ребенку нормальный учебный процесс.

Елена и ее дочь Маша, ученица 3-го класса


Я своих детей не отдавала в детский сад, чтобы оградить их от некоторого людского негатива. А когда Маша пошла в школу, я поняла, что всё, от чего я ее ограждала, наступает с новой силой. Я давно хотела перевести ее на индивидуальный план (тем более что видела пример, когда ребенок не ходит в школу и при этом буквально… гениальный), но долго не решалась, мне не хватало мужества взять на себя ответственность за судьбу моих детей. Но буквально за месяц до третьего класса все-таки решилась. В моей школе мне отказали, потому что Маша была в пятерке худших детей (такие результаты у нее были потому, что она совершенно не хотела учиться). Потом мне отказали в двух соседних школах. А потом я целенаправленно начала искать школу, где уже есть дети, которые учатся по индивидуальному плану; нашла, приехала, поговорила с директором - и та согласилась. Тем, кто хочет перейти на индивидуальный план, могу посоветовать записать ребенка в какой-то кружок, который имеет дипломы и чьи воспитанники где-то выступают. И справку из кружка принести в школу, потому что, по идее, только одаренные дети могут учиться по индивидуальному плану, и такое подтверждение одаренности может потребоваться.

Поначалу было страшно самой учить ребенка, но я выбрала методику полного погружения: вообще-то, там нужно две недели изучать один предмет, но мы всю программу четверти по русской литературе прошли за 5 дней, по русскому языку - за полторы недели. Результат просто феноменальный: у нас в этой четверти две десятки и девятки по остальным предметам. Сложно, конечно, потому что нужно каждый день с дочкой делать уроки. У меня еще двое детей, а на занятия уходило иногда по три часа, и сейчас порой тоже. С другой стороны, я все равно дома и все равно это время провожу с детьми. А по поводу социализации… Сомнения возникают только у тех, кто вообще никакого понятия не имеет об обучении дома. Есть дети, которые ходят и в школу, и в сад, при этом они дикие, невоспитанные, не умеют себя вести, не умеют общаться. Ведь ребенок на индивидуальном плане не сидит постоянно дома: он ходит на детскую площадку, в какие-то кружки, общается со сверстниками, с их родителями. У меня сейчас вопрос в том, переводить ли вторую дочь сразу на индивидуальный план или отдать сначала в школу, чтобы она посмотрела, что это такое, и смогла прочувствовать разницу.

Елена и ее сын Коля, дошкольник


Несколько месяцев мы ходили в детский сад, но Николай оказался мальчиком с характером. Он стал ставить перед нами вопросы, которые не возникали со старшими детьми: сколько свободы можно позволить ребенку, насколько он может добиваться своего? Например, мы ходили в подготовительную группу детского сада. Вот все детки сели, воспитатель им сказку рассказывает, а Коля прибежал, минутку-две посмотрел, все потрогал, все понял - ему это не очень интересно. И он пошел в спортзал - бегать и лазать по стенкам.


Устроил революцию в использовании игрушек: в саду, как всегда, есть игрушки, которые аккуратно сложены и используются только для каких-то занятий, играть с ними просто так нельзя. Коля не понимает - если игрушки есть, почему нельзя с ними играть? И он начал их брать, а другие дети стали следовать его примеру. В общем, мы решили, что для системы Коля не подходит, и забрали его из сада. Но и сейчас мы дома не сидим: ходим в парки, театры, в развивающие центры. Конечно, на это нужны и средства, и время. Мы не считали расходы, но если все развлечения переложить на плечи детского сада, то воспитывать ребенка дома получается дороже. А если помимо сада заниматься дополнительно - то выходит то же самое. Мне интересно общаться с родителями, которые задумываются о том, как растут их дети, в каких условиях, что им требуется. Мы, например, ходим на занятия в семейный центр «Папа может» , преподавание здесь ведется по методике Монтессори , поэтому дети сами хотят заниматься. К домашнему обучению мы, наверное, пока не готовы, но интересуемся им. Потому что наш опыт показывает, что успешно воспитать ребенка силами родителей вполне возможно.

Фото: сайт .