По какой формуле вычисляют площадь поверхности куба. Как найти площадь куба. Как найти площадь куба - пример
Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот приём в комедии «Горе от ума». Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вынесены в название произведения. Именно поэтому следует сделать акцент на смысле названия и образной символике драмы «Гроза».
Для ответа на вопрос что же заключает в себе символика названия пьесы «Гроза» важно знать зачем и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстаёт в нескольких ипостасях. Первая – явление природы. Калинов и его обитатели будто живут в предвкушении грозы и дождя. События, разворачивающиеся в пьесе, занимают примерно 14 дней. Всё это время от прохожих или от главных действующих лиц встречаются фразы и том, что надвигается гроза. Буйство стихии является кульминацией пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене. Более того, раскаты грома сопровождают практически всё четвёртое действие. С каждым ударом звук становится всё громче: Островский будто готовит читателей к наивысшей точке накала конфликта.
Символика грозы включает в себя и другой смысл. «Гроза» понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозу, потому что не видит в неё ничего мистического. Дикой считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога. Катерина видит в грозе символ рока и судьбы – после самого раскатистого удара грома девушка признаётся в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, ведь для неё это равноценно Страшному суду. В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честна перед собой. Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свой смысл. Он говорит об этом в начале повествования: Тихону нужно уехать на некоторое время, а значит, лишиться материнского контроля и приказов. «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…». Тихон сравнивает буйство природы с непрекращающимися истериками и капризами Марфы Игнатьевны.
Одним из главных символов в «Грозе» Островского можно назвать реку Волгу. Она будто разделяет два мира: город Калинов, «тёмное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. Показательны в этом отношении слова Барыни. Дважды женщина говорила, что река – это омут, который затягивает красоту. Из символа предполагаемой свободы река оборачивается символом смерти.
Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» – говорит Катя Варваре. Птицы символизируют свободу и лёгкость, которой лишена девушка.
Символ суда проследить нетрудно: он появляется несколько раз на протяжении произведения. Кулигин в разговорах с Борисом упоминает суд в контексте «жестоких нравов города». Суд представляется бюрократическим аппаратом, который не призван искать правду и наказывать за нарушения. Он способен лишь отнимать время и деньги. Феклуша рассказывает о судействе в других странах. С её точки зрения только христианский суд и суд по законам домостроя могут рассудить праведно, остальные же погрязли в грехе.
Катерина же говорит о всевышнем и о людском суде, когда рассказывает Борису о своих чувствах. Для неё на первое место становится христианские законы, а не общественное мнение: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
На стенах полуразрушенной галереи, мимо которой прогуливаются жители Калинова, изображены сюжеты из Святого Письма. В частности, картины геенны огненной. Катерина сама вспоминает об этом мифическом месте. Ад становится синонимом затхлости и застоя, которых страшится Катя. Она выбирает смерть, зная, что это один из самых страшных христианских грехов. Но при этом через смерть девушка обретает свободу.
Символика драмы «Гроза» детально разработана и включает в себя несколько образов-символов. С помощью этого приёма автор хотел передать остроту и глубину конфликта, который был как в обществе, так и внутри каждого человека. Эта информация пригодится 10 классам при написании сочинения на тему «Смысл названия и символика пьесы «Гроза»».
Тест по произведению
/ / / Символика в пьесе Островского «Гроза»
Тексты, написанные в стиле реализма, всегда содержат в себе какие-то особенные образы. Они нужны для того, чтобы создать определенную атмосферу произведения. А.Н. Островский использует различные символы в природных пейзажах, в природных явлениях, в образах главных и второстепенных героев. Он даже название своей пьесы « » делает символичным. И чтобы понять все то, о чем нам хотел сказать автор, мы должны объединить и совместить все художественные образы.
Важным символом являются образы птиц, которых сравнивает со свободой. Девушка частенько мечтает о том, как бы она могла порхать, с дерева на дерево, с цветка на цветок. Она так хотела улететь из ненавистной усадьбы, в которой жила невыносимая свекровь и нелюбимый муж.
Образ Волги играет особое значение, ведь он условно разделяет окружающее пространство на два мира. Тот мир находился на другом берегу реки, там тихо и спокойно, и этот мир – деспотичный, жестокий и наполненный самодурами. Как часто Катерина вглядывалась вдаль реки! Она вспоминала свои детские годы жизни, которые прошли беззаботно и счастливо. Волга имеет еще один образ. Это образ свободы, который нашла для себя девушка. Она прыгнула с обрыва в глубокие воды и покончила жизнь самоубийством. После этого, бурная река становится еще и символом смерти.
Особенно символичным является образ грозы, которая по-разному трактуется главными героями пьесы. Кулигин считает грозу лишь электричеством, затем называет ее благодатью. Дикой воспринимает непогоду, как Божий гнев, который является предупреждением Всевышнего.
Символ лицемерия и скрытности мы открывает в монологах главных героев. говорит о том, что в домашней обстановке, не на глазах у публики, богатые люди тираничны и деспотичны. Они угнетают свою семью и всех прислуживающих особ.
Вчитываясь в строки пьесы, мы понимаем и различаем образ несправедливости, который проявляется в судебных учреждениях. Дела затягиваются и решаются в пользу богатых и денежных людей.
Особенное впечатление на меня произвели последние слова , который подмечает, что Катерина смогла найти в себе силы и освободиться от такой мучительной жизни! Ему самому не хватило смелости, что покончить жизнь, как его возлюбленная.
Вот какое количество символов и образов использовал А.Н. Островский в своей пьесе. Именно символика помогла ему создать такую волнующую, душевную драму, которая произвела на меня огромное впечатление.
1. Образ грозы. Время в пьесе.
2. Сны Катерины и символические образы конца света.
3. Герои-символы: Дикой и Кабаниха.
Уже само название пьесы А. Н. Островского «Гроза» символично. Гроза — это не только атмосферное явление, это иносказательное обозначение взаимоотношений между старшими и младшими, имеющими власть и зависимыми. «...Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет...» — Тихон Кабанов рад хоть ненадолго вырваться из дома, где мать «надает приказов, один другого грозней».
Образ грозы—угрозы — тесно связан с чувством страха. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всем гроза!» — стыдит Кулигин сограждан, трепещущих при звуках грома. Действительно, гроза как явление природы так же необходима, как и солнечная погода. Дождь смывает грязь, очищает землю, способствует лучшему росту растений. Человек, который видит в грозе явление, естественное в круговороте жизни, а не знак божественного гнева, не испытывает страха. Отношение к грозе определенным образом характеризует героев пьесы. Фаталистическое суеверие, связанное с грозой и распространенное в народе, озвучивают самодур Дикой и женщина, спрятавшаяся от грозы: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...»; «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь». Но в восприятии Дикого, Кабанихи и многих других страх перед грозой является чем-то привычным и не слишком ярким переживанием. «То-то вот, жить-то надо так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было», — хладнокровно замечает Кабаниха. Она не сомневается в том, что гроза — знак божьего гнева. Но героиня настолько убеждена в том, что ведет правильный образ жизни, что не испытывает никакой тревоги.
Живейший трепет перед грозой в пьесе испытывает только Катерина. Можно сказать, что этот страх наглядно демонстрирует ее душевный разлад. С одной стороны, Катерина жаждет бросить вызов постылому существованию, пойти навстречу своей любви. С другой же стороны, она не способна отрешиться от представлений, внушенных той средой, в которой она выросла и продолжает жить. Страх, по мнению Катерины, является неотъемлемым элементом жизни, причем это не столько страх перед смертью как таковой, сколько страх перед грядущим наказанием, перед своей духовной несостоятельностью: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».
В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.
Образ времени то и дело проскальзывает в пьесе. Время не движется равномерно: оно то сжимается до нескольких мгновений, то тянется неимоверно долго. Эти превращения символизируют различные ощущения и изменения, в зависимости от контекста. «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было» — так Катерина характеризует особое состояние духовного полета, которое она переживала в детстве, посещая церковь.
«Последние времена... по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда». Ускорение темпа жизни странница Феклуша трактует как приближение к концу света. Интересно, что субъективное ощущение сжатия времени по-разному переживается Катериной и Феклушей. Если для Катерины быстро пролетевшее время церковной службы связано с ощущением непередаваемого счастья, то для Феклуши «умаление» времени является апокалиптическим символом: «...Время-то короче становится. Бывало, лето или зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся, а ныне и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается».
Не менее символичны образы из детских снов Катерины и фантастические образы в рассказе странницы. Нездешние сады и дворцы, пение ангельских голосов, полет во сне — все это символы чистой души, еще не знающей противоречий и сомнений. Но безудержное движение времени находит выражение и в снах Катерины: «Уж не снятся -мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...». Так переживания Катерины находят отражение в снах. То, что она старается подавить в себе, поднимается из глубин бессознательного.
Мотивы «суеты», «огненного змия», которые возникают в рассказе Феклуши — это не просто результат фантастического восприятия действительности простым человеком, невежественным и суеверным. Темы, звучащие в рассказе странницы, тесно связаны и с фольклором, и с библейскими мотивами. Если огненный змий — это всего-навсего поезд, то суета в представлении Феклуши — емкий и многозначный образ. Как часто люди торопятся что-то успеть, не всегда правильно оценивая реальное значение своих дел и стремлений: «Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна».
Но в пьесе «Гроза» символичны не только явления и понятия. Символичны и фигуры персонажей пьесы. В особенности это относится к купцу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой, прозванной в городе Кабанихой. Символичное прозвище, да и фамилию почтенного Савела Прокофьича с полным правом можно назвать говорящей. Это не случайно, ведь именно в образах этих людей и воплотилась гроза, не мистический небесный гнев, а вполне реальная тираническая власть, твердо укрепившаяся на грешной земле.
А.П. Григорьев писал о " Грозе" А.Н. Островского: Это ведь сделано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут, что нетрудно увидеть и почувствовать самим, лишь прочтя эту удивительно правдоподобную драму о самом главном. Он неспроста назвал А.Н. Островского художником: герои произведения, словно живые, пленяют многогранностью своих характеров, заставляя читателя плакать и радоваться, возмущаться, сочувствовать не книжным персонажам, а ярким личностям.
Гармонично вписываясь в канву произведения, она дополняет её причудливым узором почти невесомых кружев. И все они служат созданию цельной картины, имена ли это героев, место ли действия, его время или даже название драмы.
Впрочем, последнее, как мне кажется, имеет несколько значений. Для кого-то гроза - это небесная кара, посланная нам свыше, и, как видно по тексту, она настигает тех, кто оступился на своем пути. С другой стороны она очищает землю, ведь недаром после грозы в воздухе так сладко пахнет свежестью. Гроза также олицетворяет душевные метания, ту бурю чувств, что порой овладевает каждым из нас. Но лично для меня это могущественная и непредсказуемая, однако от этого не менее прекрасная, стихия, неподвластная никому, кроме Создателя, но перед которой замирают в страхе и восхищении все.
В сюжете о грозе на протяжении всего (сюжета) повествования напоминают слышимые персонажами раскаты грома и предложенная Кулигиным идея о громоотводах.
Эти громоотводы также являются символом, шансом избежать многих бед, от которого, к огромному сожалению, отказались, сославшись на принцип " чему быть, того не миновать ".
Еще один символ в этом переплетении судеб и характеров, как ни странно, - Волга. Равнинная река, она спокойно несет свои воды к морю, без изменений многие годы, ровно, как и жизнь в Калинове. Так в семье Кабановых на протяжении долгих лет действуют одни и те же порядки и обычаи, в рамках которых и живут люди без права на перемены, на свободу.
Последнее действие " Грозы " погружено в вечерние сумерки, когда смазываются очертания предметов и теряет смысл разделение на тьму и свет. Разве можно назвать это время днём или ночью? А поступок Катерины - хороший или плохой? В последнем действии автор не делит поступки на правильные и нет, это делает каждый для себя. Но, вынося приговор, нужно помнить: в сумерках меняются даже знакомые вещи, и с невообразимой легкостью очертание одного предмета можно принять за другое.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2018-02-21
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”
Цель урока :
Проследить реализацию метафоры грозы через её образ (грозовое состояние общества,
гроза в душах людей);
Помочь учащимся подготовиться к сочинению-миниатюре “Смысл названия…”;
Воспитывать интерес к произведению Н.Островского
ХОД УРОКА
А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо.
Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?
(А.Н.Островский)
I. Оргмомент. Сообщение темы.
– Перечитайте тему урока. О чем будем говорить?
II. Работа с эпиграфами.
Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорить о грозе как действующем лице пьесы. Этого мало. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).
III. Целеполагание.
Итак, необходимо выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст; подготовиться к сочинению “Смысл названия пьесы А.Островского “Гроза”.
– С чего начнем разговор? (С определения значения слова “гроза”.)
IY. « Поговорим о смысле»
1. Индивидуальное сообщение
– Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)
2 . «Делаем выводы». Работа в группах.
1 группа
– С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)
Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.
2 группа
– Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)
Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.
3 группа
– Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог
Кулигина в 1-м действии.)
Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).
4 группа
– Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)
– Рассмотрите значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)
Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.
Группа 5
– Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)
Таким образом, в завязке действия участвует гроза.
Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.
3. «Заморочки, но не из бочки».
1блок вопросов.
– Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в
Москву? (Потрясена унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “ Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение
обыгрывается в данной сцене?
– “ Тиша, не уезжай…” - “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми
клятву…” (Д. 2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина?
(Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
2 блок вопросов.
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания?
(“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы
взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)
Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.
– Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о
громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)
Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.
3 блок вопросов.
– Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту
сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза
даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”).
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, гиена огненная.)
И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (М. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.
4 блок вопросов.
– В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)
Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.
- Зачем мы искали смысл названия пьесы Островского «Гроза?».
Y. Составление плана.
Совместное формулирование вступления, тезиса, заключения, а над основной частью дети работают дома.
Примерный план.
I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.
II. Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.
1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев, пример самодурства.
2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.
3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.
4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.
5. На фоне грозы Катерина признается в измене.
6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.
III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.
VI. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок по выбору (Кулигин «Жестокие нравы у нас сударь….» 1 действ., явл. 3,
Катерина «Я говорю: отчего люди не летают…» 1 действ., явл. 7).