Предмет организации обучения в школе. Формы организации обучения в современной школе. Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результат


В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок или лекция (соответственно, в школе и вузе).

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и моди­фикацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя ра­бота). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экза­мены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседо­вание.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения - семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студен­тов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зару­бежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения использу­ются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

Особенности школьного урока:

- урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образо­вательной, развивающей и воспитывающей);

- дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

- определенное организационное начало и постановка задач урока;

- актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домаш­него задания;

- объяснение нового материала;

- закрепление или повторение изученного на уроке;

- контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

- подведение итогов урока;

- задание на дом;

- содержание урока соответствует образовательному государственному стан­дарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;

- каждый урок является звеном в системе уроков;

- урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применя­ет определенную систему методов и средств обучения для достижения по­ставленных целей урока;

- основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особен­ностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обу­чения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием со­держательно-методической инструментовки и вариативностью способов органи­зации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменныйопрос,диктант,изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практическихработ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

Лекция. Общий структурный каркас любой лекции - это формулировка темы,сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем - строгоеследование плану предложенной работы.

В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:

Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, какправило мировоззренческое значение;

Большой объем четко и плотно систематизированной и методически перера­ботанной современной научной информации;

Доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

Достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, тек­стов и документов;

Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постанов­ка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

Выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

Разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам воз­можности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

Умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование ди­дактических материалов и технических средств;

Применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Виды лекций

1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учеб­ных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена из­вестных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литерату­ры, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень изла­гаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концепту­альная основа всего курса или крупных его разделов.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследователь­ской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современ­ных точек зрения.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекци­онного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лек­ции сводится к развернутому или краткому комментированию просматривае­мых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).

6. Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения.

Резюме

В качестве основных форм организации процесса обучения в школе принят урок в вузе - лекция.

Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в школе и в вузе каждый вид или тип решает определеный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, заинтересованных в результативности своей работы.


Навигация

« »

Не во всех школах ученику могут быть предложены сразу все из них, это зависит от полученных разрешений и наполняемости учебного заведения.

Очная форма обучения

Это привычная форма обучения в школе, рекомендуемая для всех учеников. Ей пользуются большинство детей школьного возраста. Она основана на каждодневном посещении уроков, выполнении домашних заданий, написании проверочных работ, непосредственном контроле учителя за успеваемостью каждого ученика. При таком формате обучения ученик проводит в школе значительное количество времени, а его успехи напрямую зависят не только от него самого, но и от работы педагога.

Вечерняя форма обучения

В этом случае все характерные черты дневного обучения правомерны и для вечернего: оно тоже состоит из непосредственного общения ученика и учителя, только происходит оно в вечернее время. Обычно вечером учатся либо уже взрослые ученики, которым когда-то пришлось бросить школу, но они хотят закончить среднее образование, либо несколько классов переставляют с дневного на , когда в школе слишком много детей, поэтому кабинетов на всех не хватает.

Экстернат

Это довольно необычная форма обучения, она разрешена далеко не во всех школах. Для подобного обучения ученику необязательно приходить каждый день в школу, для него организуются занятия раз в несколько недель или на каждой неделе в определенное время, где учитель проходит с такими учениками новые темы, прорабатывает наиболее сложные вопросы. Обучаться особенно удобно тем ребятам, которые активно заняты в спортивных секциях или хореографических кружках, часто уезжают на соревнования, либо для тех детей, которые хотят максимум времени посвятить определенным предметам, подготовке к экзаменам и не тратить время на каждодневные походы в школу. Они могут учиться по обычной или усиленной программе, заканчивая за один год несколько классов.

Домашнее обучение

Такую форму обучения может назначить врач, если ребенок заболевает серьезной болезнью, или выбрать родитель, если хочет самостоятельно обучать ребенка на дому. Школа не вправе запретить подобную форму обучения или не предоставить место такому ребенку. Тогда ученику не нужно посещать занятия в течение года, он может прийти в школу только в конце учебного полугодия, чтобы сдать необходимые контрольные или экзамены для подтверждения уровня знаний и перевода в следующий . Впрочем, если подобному ребенку требуется консультация или помощь учителей, она должна быть ему предоставлена. Семейное обучение становится все более популярным среди некоторых родителей, которые считают, что школьное обучение убивает креативность в их детях, учит подчиняться системе, ломает психику ребенка. Однако самому обучать своих детей на протяжении 11 лет достаточно проблематично, обычно такие семьи пользуются помощью образовательных сайтов, услугами репетиторов или приглашают на дом школьных учителей.

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и т. д.

Общие формы организации обучения. В современной дидактике организационные формы обучения подразделяются на общие и конкретные. Общих форм организации обучения три: фронтальная, групповая и индивидуальная. К конкретным (частным) формам организации обучения относятся: урок, учебная экскурсия, домашняя работа учащихся, факультативные занятия, занятия в учебно-производственных мастерских и некоторые другие.

Рассмотрим общие формы организации обучения. При фронтальной (общеклассной) форме работы учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не учитывает индивидуальные различия учащихся. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - опережают и вынужденно бездействуют.

При групповой форме организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса (их называют также малыми группами).

Индивидуальная форма организации обучения не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По сути это самостоятельное учащимися заданий, которые могут быть различными (индивидуально подобранными для каждого ученика), так и одинаковыми для всего класса. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки.

В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.

Рассмотренные общие организационные формы обучения применяются, как правило, в комплексе, чередуясь на одном уроке.

Иногда говорят о коллективной форме организации обучения. Но ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми. Так, при фронтальной работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Но и не всякая групповая работа является коллективной. По утверждению X.Й. Лийметса, коллективная работа, возникает только на основе дифференцированной групповой работы и имеет следующие признаки:

  • 1) класс (группа) осознает коллективную ответственность за выданное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
  • 2) организация выполнения задания осуществляется самим классом (группой) под руководством учителя;
  • 3) действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика в и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
  • 4) есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

По мнению В.К. Дьяченко, коллективное обучение - это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Основные формы организации обучения

Урок остается основной формой организации обучения в современной школе. Причина «живучести» урока заключается в том, что эта форма организации обучения весьма выгодна экономически, так как при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения.

Учебная экскурсия (см. дальше) - форма организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают, исследуют окружающую действительность или её искусственное воссоздание (музей, оранжерея) в тесной связи с изучаемым программным материалом.

Самоподготовка - организованное выполнение домашних заданий в школах-интернатах и группах продлённого под руководством учителя или воспитателя.

Преимущества самоподготовки:

  • а) она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха или прогулки);
  • б) учащиеся могут обратиться за помощью к педагогу;
  • в) можно организовать взаимоконтроль, взаимопомощь.

Однако самоподготовка не лишена недостатков:

  • а) возможно списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся;
  • б) выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость);
  • в) усложняется процесс подготовки устных заданий.

Вспомогательные формы организации обучения

Факультативные занятия - форма организации обучения во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний, навыков и умений учащихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, склонностями и способностями, удовлетворение повышенного интереса к предмету.

Факультативные занятия являются одной из основных форм дифференциации обучения в современной школе. В этом плане их значение возросло после Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», которым было отменено профильное обучение.

Группы для проведения факультативных занятий комплектуются из учащихся одного класса или параллельных классов в количестве не менее 5 учащихся в городских населённых пунктах и не менее 3 в сельских населённых пунктах. Учащиеся посещают факультативные занятия добровольно, на основании заявлений их законных представителей, но состав факультативных групп остаётся стабильным в течение года.

Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологичской, военно-патриотической, музыкальной, хореографичекской, художественной, театральной или иной направленности. Они проводятся по учебным программам, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь (см.: www.adu.by), которые не дублируют программы по учебным предметам. Перечень программ факультативных занятий ежегодно пополняется. Издаются УМК для проведения факультативных занятий.

На факультативных занятиях широко используются различные виды самостоятельной работы учащихся (выполнение индивидуальных творческих заданий, обсуждение сообщений и докладов учащихся, подготовка и защита рефератов, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок и др.). При этом отметки не выставляются, учебные достижения учащихся оцениваются словесно на содержательно-оценочной основе.

Стимулирующие занятия - проводятся во внеурочное время с наиболее способными, хорошо успевающими учениками.

На стимулирующих занятиях решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, выходящие за рамки обязательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих вопросов, осуществляется подготовка школьников к участию в олимпиадах и конференциях.

Поддерживающие занятия - проводятся во внеурочное время с целью восполнения у учащихся пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Стимулирующие и поддерживающие занятия проводятся по мере необходимости при наполняемости групп не менее 3 учащихся.

Консультации - особый вид вспомогательных учебных занятий, строящийся на основе индивидуального подхода к учащимся и имеющий целью помочь отдельным учащимся лучше понять и усвоить то из ранее пройденного материала, что почему-то ими не было в достаточной степени понято и усвоено в своё время.

Консультации проводятся эпизодически, по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации (последние организуются, например, при подготовке к экзаменам). Консультации в школе обычно групповые, но не исключаются и индивидуальные консультации. Иногда в школах практикуется выделение специального дня консультаций.

Олимпиада - это товарищеское соревнование учащихся в выполнении учебных заданий творческого характера (повышенной сложности, занимательных) по тому или иному учебному предмету.

Олимпиада способствует проверке качества теоретической и практической подготовки учащихся, стимулирует их к более активной работе по усвоению знаний и умений, содействует выявлению одарённых учащихся.

Конференция учащихся - это комплексная форма обобщения результатов, подведения итогов самостоятельной (под руководством учителя) исследовательской деятельности учащихся. Характерная черта конференции - подготовка и чтение учащимися докладов, сообщений. Ученические конференции могут проводиться по различным учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ.

Конференция имеет, как правило, тематический характер. Ее задача - привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема конференции должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся. В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных классов, так и разных параллелей. К работе конференции могут привлекаться учителя, представители науки, искусства и производства.

Учебная экскурсия и домашняя учебная работа

Учебная экскурсия - форма организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают, исследуют окружающую действительность или её искусственное воссоздание (музей, оранжерея) в тесной связи с изучаемым программным материалом.

Для этой формы организации обучения характерны высокая степень самостоятельности учащихся, наглядность и предметность в обучении, связь обучения с жизнью. На экскурсиях школьники учатся целенаправленно наблюдать и анализировать под руководством учителя или специалиста факты, явления в их взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их, обобщать, делать выводы. Экскурсии во многом способствуют задачам развития у учащихся познавательного интереса, эстетических качеств.

По месту проведения выделяют экскурсии:

  • Ш в природу;
  • Ш музейные (в музеи, на выставки, в галереи);
  • Ш по историческим местам;
  • Ш литрературно-эстетические (даннный вид экскурсий предложил Якуб Колас в своем учебном пособии «Методыка роднай мовы»);
  • Ш производственные (на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в узлы транспорта и связи);
  • Ш комплексные (например, краеведческие).

Экскурсия должна быть хорошо подготовлена: учитель выбирает объект, тщательно изучает относящиеся к теме экскурсии материалы, намечает цели, составляет подробный план, разрабатывает маршрут, уточняет подлежащие выяснению в ходе экскурсии вопросы, заранее разрабатывает и распределяет между учащимися задания, определяет порядок подведения итогов экскурсии.

Руководитель экскурсии обязан также подготовить к ней учащихся. Характер подготовки может быть различен. Это предварительный рассказ или объяснение, указание объектов для наблюдений, зарисовок, составления схем, инструктаж о порядке следования и правилах поведения детей в период осмотра объекта и т. п.

Домашняя учебная работа выполняется учащимся самостоятельно; она органически связана с классным занятием и его содержанием.

Виды домашней работы разнообразны, из них основными являются: заучивание объясняемого на уроках материала по учебным и другим вспомогательным литературным источникам; выполнение письменных и устных упражнений; решение задач; проведение опытов; написание сочинений; изготовление моделей и чертежей; составление различных схем и диаграмм; собирание экспонатов (коллекций, гербариев) и др.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно.

В I классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении. Во II-IV классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.

Основная причина перегрузки - объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам. Объем домашней работы не должен превышать 30% объема работы, выполненной в классе.

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным. Это значит, что, сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично дифференцировать или индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

Непременным условием успешного выполнения учащимися домашней учебной работы является подготовка школьников к ее выполнению под руководством учителя.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым инструктажем.

В помощь учащимся учитель разрабатывает и предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу, как учить наизусть стихотворение, как подготовить план пересказа, как выполнять работу над ошибками и др.).

При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования. Для учащихся II классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5-10 минут. Во время перерыва полезно сделать несколько физических упражнений, гимнастику для глаз. В III классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30-35 минут, а в IV - до 40-45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2-3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся III-IV классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которые отводятся на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся помощь в выполнении домашних заданий.

Домашнее задание, какого бы вида оно ни было, должно быть осознано каждым учащимся, как с точки зрения его содержания, так и с точки зрения путей и способов его выполнения. Поэтому учитель должен основательно инструктировать класс о путях его рационального выполнения. В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на 2-3 примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

Домашнее задание бывает общеклассное (фронтальное, обязательное для всех учащихся) и индивидуальное.

Для того, чтобы домашние задания стали действенными, эффективными, учитель должен строго руководствоваться следующими основными дидактическими требованиями:

  • 1) домашнее задание должно вытекать из материала, объясненного на уроке в соответствии с программой;
  • 2) учитель должен задавать домашнее задание в конце урока, после того, как материал был основательно объяснен и учащимися осмыслен;
  • 3) объем домашнего задания должен быть строго дозирован и соответствовать установленному режиму дня, допустимой нагрузке учащихся данного возраста, гигиеническим нормам;
  • 4) домашние задания должны равномерно распределяться на дни недели;
  • 5) в начале следующего урока учитель обязан проверить выполнение классом домашнего задания и учесть качество его выполнения при оценке каждого учащегося.

Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

Основной организационной формой обучения в современной школе является урок

Урок - форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием

Урок имеет следующие особенности:

Является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

Каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

В отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

Посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

Является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

Совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;

Способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся

В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков зависимости от взятых за основу признаков. По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы. УЧН нов и др.. По этапами учебной деятельности - вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, выведение законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные урокки.

удачной в современной теории и практике обучения является классификация, в основу которой положен дидактическую цель и место урока в общей системе уроков (Б. Есипов,. М. Махмутов,. В. Онищук). Находясь на один акових позициях, эти авторы предлагают разное количество типов уроков. По классификации. В. Онищука, различают следующие типы типи:

Урок формирования умений и навыков;

Урок применения знаний, умений и навыков;

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;

Комбинированный урок

Каждый тип урока имеет свою структуру (элементы, этапы), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они связаны между собой)

В. Онищук ввел понятие"микро-и макроструктуры урока"Макроэлементы определяются задачами урока типа. Такими, по его мнению, есть этапы усвоения знаний: восприятие, осмысление, обобщение ния, систематизация. Поскольку логика усвоения знаний и сама, то макроструктура уроков этого типа одинакова. К микроэлементам структуры урока относятся средства и способы решения дидактических задач на каждом его этапеному його етапі.

Время и место, отведенные на каждый структурный элемент урока, определяются построением урока. Структура урока должна обеспечивать успешное решение его учебно-воспитательных задач, активизации познавательных ьнои деятельности учащихся, соответствовать характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует учитель. Следовательно, определяя структуру урока, учитель должен учитывать тему и зм исторических, целесообразные методические средства и приемы, конкретные условия, в которых будет проходить урок, уровень подготовленности учащихся тощщо.

Почти во всех типах уроков имеются такие структурные элементы: вводная часть, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, сообщение домашнего задания, за акинчення урок.

1. Вступительная часть. Этот элемент урока должен обеспечить благоприятную внешнюю обстановку, психологический настрой учащихся для нормальной работы. Предыдущая организация класса предусматривает взаимное приветствие учителя я и учащихся, проверку посещения, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация вниманияаги.

2. Проверка домашнего задания. Эта часть урока состоит из проверки письменного задания, которую осуществляют различными методами в зависимости от поставленной цели, и устной проверки знаний, которую проводят с к опомогою рассмотренных ранее методеів.

3. Изучение нового материала. Здесь предполагается или сообщения учителя с помощью словесных методов обучения, или самостоятельная работа учащихся с учебниками, учебными пособиями и др.. При поясн ние нового материала учитель должен позаботиться, чтобы все ученики видели и слышали (можно сидеть, если устал), он не должен ходить по классу, говорить следует громко, четко, размеренно. Речь его должна бытьжна быть понятной для соответствующего возраста. Объяснение должно опираться на предыдущий опыт учащихся, выделение существенного в материале, без восторга второстепенным время следует следить за последовательностью изложения, просмотр ористовуваты иллюстративный матетеріал.

Изучение нового материала позволяет учащимся приобретать разнообразных умений и навыков. Структура их формирования имеет свои особенности. Главными ее компонентами является разбор и усвоение правила, положенного в осно ную действия навыки, преодоления трудностей в ее применении, усовершенствования действия навыки, закрепление достигнутого уровня воздействия навыки и использования ее на практике, достижения мастерства в ее использованиині.

Важнейшим средством формирования умений и навыков являются упражнения. Они должны быть целенаправленными, систематическими, длительными, разнообразными и постоянными

4. Закрепление нового материала. Этот элемент имеет целью установление прочной связи между только приобретенными знаниями и усвоенными ранее, проверку правильности образования научных понятий, выработка умения я применять знания на практике. Достигается это благодаря разнообразным упражнениям и самостоятельной практической работе учащиесянів.

5. Сообщение домашнего задания. Учитель должен продумывать его содержание, чтобы оно было конкретным, посильным для учащихся. Домашнее задание нельзя давать наспех, когда раздался звонок с урока. На сообщений щения и объяснения домашних заданий отводят специальный ча час.

6. Окончание урока. Этот структурный элемент объявляется и происходит по указанию учителя

К основным компонентам каждого типа урока относятся:

а) урок усвоения новых знаний: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение учащимся темы, цели и задач урока; мотивация обучения школьников; восприятия и осознание ния учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого; обобщение и систематизация знаний; итоги урока, оповещение домашнего задания

б) урок формирования умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение учащимся темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников;, изучение нового материала (вступительные, мотивационные и познавательные упражнения) первоначальное применение новых знаний (пробные упражнения); самостоятельное применение учащимися знаний в стандартных ситуациях (тренировочные в прави по образцу, инструкции заданию); творческое перенос знаний и навыков в новые ситуации (творческие упражнения); итоги урока и сообщения домашнего задания

в) урок применения знаний, умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьник ров; осмысление содержания последовательности применения способов выполнения действий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя; отчет учащихся о работе и теоретическое обоснование полу маних результатов; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок обобщения и систематизации знаний: сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; воспроизведения и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний; вообще леннон и систематизация основных теоретических положений и соответствующих идей науки; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков: сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация обучения школьников; проверка знания учащимися фактического материала и основных понятий, проверка гл. Либин осмысление учащимися знаний и степени их обобщения, применение учащимися знаний в стандартных и измененных условиях; сбор выполненных работ, их проверка, анализ и оценка; итоги урока и сообщение ения домашнего задания

д) комбинированный урок: проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера, проверка ранее усвоенных знаний; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; сп приема и осознание учащимися нового материала осмысления, обобщение и систематизация знаний; итоги урока и сообщения домашнего задания.

Структура каждого урока является вариативной, предусматривающей использование его компонентов в зависимости от возраста учащихся, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения уроков т.д.. Ц. Это означает, что учитель должен творчески планировать каждый урок.

Во время любого типа урока он использует разные виды учебной работы: фронтальную, групповую, парную и индивидуальную. Каждая форма этой работы имеет свою методику ее организации

Кроме самого урока, в процесс обучения могут включаться другие формы организации познавательного процесса. Они призваны дополнять и расширять основную форму учебной работы. К таким формам обучения относятся экскурсии, лаборатории, предметные кружки, исследовательские группы, экспедиции, олимпиады, выставки, кружки, факультативы, домашние занятия и др. Эти формы обучения иногда называют внеклассными, или внеурочными. В основном они применяются в средних и старших классах, но и в начальной школе они имеют место быть. Они дополняют и расширяют возможности процесса обучения, позволяют удовлетворить различные запросы учащихся.

Экскурсии существуют для объединения учебного процесса в школе с реальной жизнью и позволяют учащимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их натуральном виде и в естественном для них окружении.

Экскурсии делятся на краеведческие, исторические, литературные, текущие, итоговые, вводные, произвольные и др. Если экскурсия сочетает в себе несколько учебных предметов, то ее называют комплексной. Экскурсии выполняют ряд следующих функций: - обеспечивают принцип наглядности в процессе обучения;

Укрепляют связь обучения с практикой и жизнью;

Позволяют расширить кругозор учащихся, поскольку во время экскурсий они могут непосредственно наблюдать за предметами или технологическими этапами их изготовления;

Могут профориентировать ученика в выборе будущей профессии.

Чаще всего экскурсии связываются с изучением программного учебного материала, поэтому они планируются на весь год и проводятся в специальные дни, которые отводятся для экскурсий, т.е. свободные от остальных занятий. Некоторые экскурсии предназначены для изучения нового материала, а другие направлены на повторение уже изученного. Для упорядочения экскурсий в школе составляют специальный план. Он включает в себя как учебные экскурсии, проводимые по обязательной программе, так и внеучебные, которые устраивает классный руководитель.

Если экскурсии отвечают всем необходимым педагогическим требованиям, то они помогают накопить знания и жизненные факты, способствуют развитию внимательности, нравственно-эстетического отношения к действительности, любознательности, возрастной культуры.

В методике экскурсий выделяют три основных момента. Это подготовка экскурсии; выезд учащихся к выбранному объекту и усвоение ими материала по предложенной теме; систематизация материала и подведение итогов. От тщательности подготовки учителем экскурсии зависит ее положительный результат и успех. Перед экскурсией учитель должен как следует изучить ее объект и место ее проведения. Он должен для себя наметить цели, задачи и содержание экскурсии, продумать методику, способы вовлечения учащихся в активное восприятие показываемого объекта. Неплохо было бы привлечь к рассказу специалиста, которого надо заранее проинструктировать о целях экскурсии.

Надо к тому же уделить внимание подготовке к экскурсии самих учащихся. Необходимо четко поставить перед ними цели, которые должны быть достигнуты в ходе экскурсии. Предварительно учитель может дать всем ученикам общее задание или каждому - индивидуальное, чтобы они были не просто пассивными зрителями, а принимали активное участие в экскурсии, задавали вопросы, делали записи, зарисовки, фотографии. Поэтому заранее нужно снабдить учащихся всем необходимым: блокнотами, ручками, карандашами, измерительными приборами, фотокамерами.

Обычно на экскурсию отводится от 45 мин до 2-3 ч. Это зависит в первую очередь от возраста учащихся, характера объекта экскурсии, ее целей и содержания. Но время не имеет особого значения. Даже длинная экскурсия может стать интересной, если учитель или экскурсовод заинтересуют учащихся, возбудят в них активность, поставят перед ними проблемные задачи, которые придется решить в ходе экскурсии.

В завершение учитель проводит итоговую беседу, в которой вместе с учащимися обобщает и систематизирует увиденное и услышанное. Для оценки полученных учащимися знаний и проверки результатов их работы учитель предлагает им прочитать доклады, написать сочинения, сделать газету, составить коллекции и гербарии, организовать выставку или написать отчет по пройденной экскурсии.

Предметные кружки представляют собой внеклассные или внеурочные формы работы. Такие кружки обычно создаются для учащихся средних и старших классов, но их состав по возрасту и классу неоднороден. Работа в предметных кружках ведется на добровольных началах, и преподаватель не должен заставлять детей насильно посещать их.

В некоторых школах даже создаются научные общества, в которых учащиеся не только занимаются научной деятельностью, но также встречаются с представителями творческой интеллигенции, учеными, писателями.

Предметные кружки помогают учащимся удовлетворить все их познавательные запросы, раскрыть их творческий потенциал, организовать выставки, конференции, участвовать в олимпиадах, а также помочь учащимся в выборе их будущих профессий.

Факультативы имеют своей основной целью расширение круга знаний и интересов учащихся, развитие их познавательной деятельности. Но они осуществляются все в той же урочной форме, поэтому неправильно их выделять как сопутствующие уроку формы организации обучения. Организация факультативов и предметов по выбору должна быть согласована с родителями учеников и учитывать их пожелания.

Для факультативов готовятся специальные программы, согласованные с программами обязательных предметов. Консультации и дополнительные занятия проводятся с учениками во внеурочное время. В одном случае они могут служить для углубленного изучения предмета или отдельных вопросов по нему, а в других - устраняют пробелы в изучаемых предметах.


Похожая информация.