Предпосылки причины и ход петровских реформ кратко. Причины петровских реформ. Экономические предпосылки петровских преобразований

XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.

Предпосылки проведения петровских реформ:

    Активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

    Интенсивное развитие внутренней и внешней торговли , связанное с дальнейшим осуществлением реформы "посадского строения", принятием "Уставной таможенной грамоты" (1653), "Новоторгового устава" (1667);

    Реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем ;

    Переход к мануфактурному производству с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

    Тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова "самодержец";

    Оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута. Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием "новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

    Реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования полков, распределение полков по округам),

    Размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.

Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I.

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715, и с 1715 по 1725 гг.

Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Что же касается темпов преобразований, то они зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений.

    Реформы государственного управления

При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным.

В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат, в состав которого входили девять сановников, ближайших к Петру I. Он являлся законодательным органом, контролировал финансы страны и деятельность администрации. Во главе Сената стоял прокурор.

    Областная реформа

В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. Страна была разделена на 8 губерний. Поскольку губернии были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды. Эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления – непременного атрибута абсолютистского государства. В 1710 году появились новые административные единицы - доли, объединявшие 5536 дворов.

    Реформы армии и флота

В стране с 1705 г. введена рекрутская повинность, устанавливалась норма выставления солдата на пожизненную службу – с 20 крестьянских дворов один рекрут. Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра I явился Табель о рангах (1722 г.), представлявший собой закон о порядке государственной службы.

Так при Петре I было окончательно ликвидированы дворянское ополчение и стрелецкое войско. Русская армия стала постоянной, имела единообразную структуру, вооружение, обмундирование, дисциплину.

Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.

В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

    Церковная реформа

В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод".

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

    Финансовая реформа

Петр I провел реформу монетного дела. Реформа монетного дела, предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. В основу новой денежной системы был положен десятичный принцип: 1 рубль = 10 гривенников = 100 копеек. Были выпущены полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), пятаки (5 копеек). В последующем в обращении появились алтын (3 копейки) и пятиалтынный (15 копеек). Чеканка монеты стала монополией государства, вывозить золото и серебро (драгоценные металлы) за рубеж запрещалось. Петр I был сторонником меркантилизма.









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.
  • Доказать и показать, что России необходимы реформы.
  • Показать, что истоки петровских преобразований находятся в XVII веке.
  • Охарактеризовать деятельность следующих реформаторов:
    • Симеона Полоцкого
    • А.Л. Ордина-Нащокина
    • В.В.Голицына
  • Развивать у учащихся:
  • Воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.

Литература:

1) "Поурочные разработки по истории России" (с к.XVII-XVIII в.) Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. 2003г.

2) "История России в таблицах и схемах" М.И.Ивашко 2006г.

3) Использование источников из Интернета

Наглядность: схема "Основные направления преобразований в России I четверти XVII века"

Оборудование:

  • мультимедийная установка
  • рабочие тетради 7 кл. "История России к.XVII-XVII в." Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • презентация по уроку "Предпосылки петровских преобразований"

Тип урока: урок объяснения нового материала

Предварительная подготовка: сообщения учащихся на темы "Симеон Полоцкий", "В.В.Голицын и его планы"

Основные понятия:

План урока

1. Причины и основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

3. Симеон Полоцкий.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

5. В.В.Голицын и его планы.

I. Организационный момент

II. Новый материал (использование презентации PowerPoint)

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

(прошёл промышленный переворот (вспомнить определение), во многих странах прошли буржуазные революции (вспомнить итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Давайте выделим основные причины реформ:

  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)
  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
  • Отсталая армия и флот
  • Непродуманный государственный аппарат
  • Слаборазвитая экономика
  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

(запись в тетрадь)

Из причин выделяем направления реформ:

Попытайтесь выделить основные направления реформ.

(запись в тетрадь)

2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

В рабочей тетради выполнить задание №2 (стр.36):

Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов

г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

д) стремительное формирование всероссийского рынка

е) снятие Россией таможенных барьеров

ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

(а, б, в, г, д, ж)

3. Симеон Полоцкий.

Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"

В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

Вывод:

Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
  • обучал дьяков (служителей) в приказах.
  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).

Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их в рабочей тетради (задание №3 стр.36).

Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году - крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения им Андрусовского перемирия с Речью Посполитой - боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.

Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.

По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

Вывод:

Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:

а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

в) сокращение дворянского ополчения;

г) увеличение стрелецких полков;

д) переход России к регулярной армии;

е) введение привилегий для иностранных купцов;

ж) создание новых мануфактур;

з) отмена льгот русским купцам;

и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

(а,б,в,г,д.ж,и)

Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.

(запись в тетрадь)

5. В.В.Голицын и его планы.

Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"

Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.

Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.

Слушая сообщение, учащиеся выполняют задание в рабочей тетради №1 стр.35

Вывод:

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

  • открыл Славяно-греко-латинскую академию
  • отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
  • начал вводить европейские формы быта
  • предлагал освободить крестьян от помещиков
  • ввести "поголовную" подать
  • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Словарная работа:

Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

(запись в тетрадь)

III. Закрепление, итоги, дом.задание.

1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?

2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.

Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока, задание №4 в рабочей тетради.

Выставление оценок за работу на уроке.

На рубеже XVII-XVIII вв., обладая огромной территорией (от Восточно-Европейской равнины до просторов Сибири) и имея существенный запас природных богатств, Россия тем не менее серьезно отставала от ведущих европейских держав.

Отставание проявлялось и в неразвитости капиталистических отношений (о чем свидетельствовало незначительное количество мануфактур, где использовался в основном труд крепостных), и в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых (что приводило к необходимости ввоза из-за границы изделий из них), и в слабом развитии торговли с другими странами из-за невозможности выхода к Балтийскому и Черному морям, и в частых военных неудачах во второй половине XVII в. (из-за отсутствия регулярной армии и флота), и в низком уровне науки и просвещения.

Технико-экономическая отсталость России была следствием тяжелых испытаний, выпавших на ее долю. Развитие государства надолго затормозило монголо-татарское иго. Постоянно приходилось "оглядываться" на Восток, поэтому страна на столетия оказалась оторванной от естественного общения с Европой. Усугубляли положение и феодально-крепостнические отношения.

Однако уже во второй половине XVII в. в России появляются предпосылки для преобразований и проведения важнейших реформ (схема 106). В первую очередь к ним относятся объективная потребность в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования, а также стремление не только оградить свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции, но и утвердиться в ранге сильной европейской державы.

Реализация этих идей связана с реформаторской деятельностью царя Петра I (1672-1725).

Схема 106

По мере того как Петр подрастал и уже мог претендовать на реальную власть, отношения между ним и Софьей становились напряженными и даже враждебными. Сторонники Софьи пытались заручиться поддержкой стрельцов, чтобы предотвратить переход власти к Петру. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. Петр получил сообщение о сборе стрельцов в Кремле и якобы об их намерении "извести" его. Перепуганный Петр спешно уезжает из села Преображенское в Троице-Сергиев монастырь в надежде найти там защиту. По его призыву туда прибывает мать – царица Наталья, бояре, "потешные" полки, служилые иноземцы и часть стрельцов. Перевес сил был явно на стороне Петра. Софья, поняв свое бессилие, прекратила борьбу за власть. Она была заточена в Новодевичий монастырь. Власть вновь перешла к сторонникам Нарышкиных, но Петр не сразу стал управлять государством, ибо у него были свои намерения, осуществлением которых он и занялся (кораблестроение, Азовские походы 1695-1696 гг. и заграничное путешествие 1697-1698 гг.).

Северная война и военные реформы

Существенным катализатором назревших преобразований стала Северная война 1700-1721 гг. России для развития внешней торгов ли был крайне необходим выход в Балтийское море. Петр решился на войну против Швеции, заключив так называемый Северный союз с Данией, Польшей и Саксонией. Первое серьезное военное столкновение русских и шведских войск произошло в ноябре 1700 г. под Нарвой. Русская армия потерпела жестокое поражение. Шведский король Карл XII, молодой и энергичный полководец, после нарвской победы оказался перед выбором: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую армию, гораздо более боеспособную, чем русская, либо выступить против Августа II, который был одновременно и саксонским курфюстом, и польским королем. Он выбрал второй путь и "увяз" довольно надолго в Польше. Только в 1706 г. Карл XII смог принудить Августа II к миру и выходу из союза с Россией (табл. 11).

Тем временем Петр очень удачно использовал эту передышку для реформирования армии и продолжения преобразований.

Поместная система как основной вид обеспечения воинского труда к тому времени утратила свое значение. Поэтому Петр начал принимать меры для формирования регулярной армии. Поводом для этого послужил роспуск стрелецких полков в 1699 г. после подавления бунта.

Первоначально для создания регулярных полков использовались два способа: прием всех желающих ("волонтеров") в "вольницу", кроме крестьян, плативших государственные налоги; набор "даточных", т.е. крестьян, которых был обязан поставить помещик в соответствии с установленными пропорциями.

В 1705 г. правительство Петра предприняло следующий шаг: был прекращен прием в "вольницу" и объявлен набор в так называемые "рекруты" непосредственно из крестьянского населения. Так создавалась устойчивая система, обеспечивающая вооруженные силы людьми, которая просуществовала до 1874 г.

Причина устойчивости рекрутской системы заключалась в том, что она полностью соответствовала особенностям социальной и экономической структуры страны. Рекрутская повинность и крепостнические отношения – это две стороны одной медали. Всего с 1699 по 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора. Они дали более 284 тыс. человек в армию и флот (схема 107).

Появились также новые воинские уставы. На смену "Учению и хитрости ратного строя", действовавшему при царе Алексее Михайловиче, пришли петровские "Устав воинский", "Строевое положение", "Учреждение к бою". Вводились новая единообразная армейская форма, ордена и медали, повышения в чине. Организовывались первые офицерские училища для подготовки командных кадров.

Таблица 11

Северная война (1700-1721)

Причины войны:

ü имперская политика Швеции и стремление к господству на Балтике;

ü необходимость для России получения выхода в Европу через Балтийское море и прибалтийских территорий;

ü геополитические противоречия Швеции с другими европейскими державами

Основные

Ход военных действий

Нападение Швеции на Данию и вывод ее из войны и Северного союза.

Поражение русской армии под Нарвой (1700)

Польский (1701-1706)

Военные действия Швеции в Европе на территории Саксонии и Польши.

Поражение саксонского курфюста Августа II, отказ от польской короны и выход из Северного союза

Развертывание боевых действий в России после возврата шведской армии из Восточной Европы. Победы русской армии:

  • – у дер. Лесной (сентябрь 1708 г.);
  • – под Полтавой (27 июня 1709 г.).

Отступление остатков шведской армии во главе с королем Карлом XII в турецкие владения

Турецкий

Турецкий поход русской армии во главе с Петром I (1710-1711). Поражение России.

Возобновление военных действий в Прибалтике. Захват русскими войсками Риги, Выборга и Ревеля (1710).

Перенос военных действий на территорию Скандинавии и акваторию Балтийского моря

Норвежско-шведский

Победы русского флота у м. Гангут (1714) и о. Гренгам (1720).

Основные условия мирного договора:

ü Россия получила территории Прибалтики (Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию), часть Карелии и выход в Балтийское море;

ü Россия обязывалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию


Схема 107

Особое внимание Петр уделял созданию флота. Он продолжил дело отца – царя Алексея Михайловича, при котором в Демидове на Оке был спущен первый русский корабль "Орел". Строительство петровского флота началось в Воронеже в 1695–1696 гг. Здесь после неудачи первого Азовского похода были собраны корабельные мастера из Голландии, Англии и Венеции, русские плотники и рабочие, которые смогли в сжатые сроки построить большое количество судов.

Днем рождения российского флота историки считают 3 мая 1696 г., когда Петр I на галере "Принципиум" отчалил от Воронежа во главе отряда из восьми галер. Всего на воронежских верфях до 1702 г. было построено 28 кораблей, 23 галеры и много мелких судов.

Проводимые военные реформы очень быстро дали положительные результаты: с конца 1701 г. русская армия стала одерживать победы в сражениях со шведами. В 1702 г. Петр штурмом овладел крепостью Орешек, переименовав ее в г. Шлиссельбург.

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, а в следующем году русские овладели Нарвой и Дерптом (Юрьев).

Тем временем армия Карла XII вернулась в Россию. Боевые действия продолжились на Украине, но уже неудачно для шведов. 28 сентября 1708 г. отряд под командованием Петра I в районе дер. Лесной атаковал и разбил 16-тысячный корпус шведского генерала А. Левенгаупта, который шел из Лифляндии на соединение с Карлом XII. Шведы потеряли всю артиллерию и обоз. Петр I назвал эту победу "матерью Полтавской баталии".

В октябре 1708 г. на сторону шведов перешел гетман Украины И.С. Мазепа. Петр I расценил это как предательство российскому престолу. Украина и ее гетман оказались заложниками геополитического противоборства Швеции и России. Русскими войсками было сожжено "гнездо измены" – г. Батурин, а сам Мазепа заочно отрешен от гетманства и отлучен от церкви. Позже, после разгрома Карла XII под Полтавой, он бежал с ним в турецкие владения, где и умер в 1709 г. в г. Бендеры.

Весной 1709 г. шведская армия подошла к Полтаве. В распоряжении Карла XII находилось 30-тысячное войско, оно было ослаблено, но его боеспособность еще сохранялась. Полтавский гарнизон героически выдержал более чем двухмесячную осаду, что дало возможность подойти главным силам русской армии во главе с Петром I. Генеральное сражение было решено дать 27 июня 1709 г. План шведского короля состоял в том, чтобы пехота овладела русскими редутами, а завершила дело конница. Ей надлежало, двигаясь между редутами, разгромить русскую кавалерию и захватить пушки. Но замыслы Карла XII так и не осуществились. Начав наступление, шведы овладели частью русских укреплений, но продвигаться дальше они не могли, так как их встретила огнем наша артиллерия. Отступив в лес и перегруппировав силы, противник вновь на короткое время перешел в наступление. Войска сошлись в жестокой схватке. Через два с половиной часа яростного боя шведская армия, потеряв более 9 тыс. человек, была разгромлена, а шведский король с остатками своих сил был вынужден скрываться в турецких владениях. В Северной войне наступает перелом в сторону России.

В 1710 г. русские войска заняли города Выборг, Ригу и Ревель, что означало присоединение Эстляндии и Лифляндии к России.

Турецкое правительство, опасавшееся дальнейшего усиления России, осенью 1710 г. объявило ей войну. Русская армия вступила на территорию угнетенных Турцией княжеств Молдавии и Валахии, но общего восстания христиан, как рассчитывал Петр, не произошло, и русское войско вскоре оказалось в затруднительном положении. На р. Прут летом 1711 г. русские вступили в переговоры, был заключен мир, согласно которому Россия обязывалась возвратить туркам Приазовье.

Потерпев тяжелое поражение на юге, Петр с удвоенной энергией продолжил войну со Швецией. В 1712-1714 гг. русские войска воевали в Финляндии и Северной Германии. Активно действовал и построенный Петром флот (27 июня 1714 г. русские захватили 10 шведских кораблей у мыса Гангут). В 1718-1719 гг. на Аландских островах в Балтийском море происходили мирные переговоры между Россией и Швецией. В декабре 1718 г. был убит в Норвегии Карл XII, и переговоры прекратились. Но наступательные боевые действия русской армии на море и на суше вынудили Швецию возобновить переговоры о мире. В итоге 30 августа 1721 г. в финском г. Ништадте был подписан мирный договор, согласно которому к России отошли Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, часть Карелии, а также ряд островов на Балтийском море. Все это не только создало необходимые условия для ускоренного развития страны, но и способствовало укреплению ее позиций на международной арене (см. табл. 11).