Проект программы по сольфеджио. Методическая работа по сольфеджио на тему: «Инновационные формы на уроках сольфеджио

Предмет сольфеджио в ДМШ является одним из сложных предметов. Многие учащиеся откровенно не любят этот предмет. В докладе представлены интересные методические приемы и находки из личного опыта, позволяющие каждому учащемуся на уроках сольфеджио познать интерес, успех и любовь к сольфеджио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования Управления по социальным вопросам

Администрации муниципального образования

«Городской округ Дзержинский»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Методический доклад по теме: преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе

«Сольфеджио, или любовь с первых нот»

Подготовила

преподаватель теоретических дисциплин

Демчинская Лилия Владимировна

г. Дзержинский 2012

  1. Предмет сольфеджио
  1. Преподаватель в музыкально-воспитательном процессе
  1. Основные требования к уроку сольфеджио
  1. Из личного опыта о некоторых методических находках и приемах
  1. Виды контроля учебной работы
  1. Заключение

1. ПРЕДМЕТ СОЛЬФЕДЖИО

Сольфеджио - обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей.

Музыкальный слух развивается на уроках сольфеджио в ходе учебного процесса путем специальных упражнений. Развитый слух дает возможность воспринимать и осознавать музыку, переживать ее.

Внутренние музыкально-слуховые представления являются важнейшим свойством музыкального слуха. Без них не обходится ни один музыкант. На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков, формируется творческое начало , проявляющееся в изобретательности, находчивости, сообразительности. Творческое мышление необходимо каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем. Привитые желания и умение желать и творить скажутся в любой сфере будущей деятельности детей, когда они станут взрослыми.

Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками сольфеджио становится основой музыкального воспитания, которая способствует выработке качеств настоящего музыканта. Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения.

Сольфеджио является универсальной по своей значимости дисциплиной, велико его значение и для занятий по другим музыкальным дисциплинам. Н.А. Римский-Корсаков считал сольфеджио могущественным средством развития музыкальности. Он называл сольфеджио «гимнастикой слуха». И на самом деле на уроках сольфеджио активность музыкального слуха сильно возрастает.

2. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

В МУЗЫКАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В любой учебно-воспитательной деятельности решающим фактором является личность педагога, его индивидуальность . Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом, справедливым, творческим и в меру требовательным человеком. Он должен знать основы психологии и особенности детской психологии. И конечно любить детей!

Огромную роль в успешной преподавательской работе играет его умение наладить с детьми контакт, найти с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и вызвать у них желание работать. Основано это умение на уважении к личности ребенка. Все дети талантливы по-своему! И важно понимать и учитывать в работе, что у детей бывает разная скорость восприятия информации и готовность к деятельности.

Сложный комплекс знаний и навыков, определенный программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, большой творческой инициативы, любви к своей работе, терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской психологии, умелого использования в процессе обучения технических средств.

Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку, Творчески вдумчивый педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Урок сольфеджио, имея сложную структуру, представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные виды занятий: пение по нотам с соблюдением чистоты интонирования, анализ и запись услышанной музыки, теоретические сведения, слушание музыкальных произведений и распевания учащихся в начале каждого урока. Последние помогают педагогу расширить внутренние музыкально-слуховые представления детей, вокально подготавливая их, настраивая интонационно к предстоящей работе.

В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие между интонированием и музыкальным слухом. Являясь первоосновой певческой интонации, музыкальный слух сам активно совершенствуется под воздействием чистого пения. Поэтому привитие учащимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших задач предмета сольфеджио. Основные причины отставания и затруднений учащихся при интонировании – это слабость их внутренних музыкально-слуховых представлений, неспособность оперировать ими и, наконец, неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание, особенно на начальном этапе обучения, выработке правильных певческих навыков: дыхание, звукоизвлечение, фразировка, посадка при пении, сознательное отношение к нотному тексту.

На уроках сольфеджио очень важно научить детей верно петь с листа, то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно поется в данный момент. Поэтому чтение с листа необходимо проводить регулярно и систематически.

Слуховой анализ, воспроизведение и запись услышанного музыкального материала являются доминирующим разделом работы на уроках сольфеджио. Причем, эти способности развиваются предшествующей тренировкой памяти путем пения вслед за слушанием.

В этой части занятий по сольфеджио запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную форму работы над развитием слуха и памяти. Если при пении по нотам помогает зрительный фактор, то диктант воспринимается только на слух. Этим и объясняется вся сложность записи мелодии. В диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-слуховых представлений, требующей тщательной предварительной подготовки.

Из огромного количества диктантов стараюсь выбирать такие образцы, которые органически соединяют в себе изученные элементы музыкальной речи и, в то же время, пополняют знания детей в области музыкальной литературы.

Уроки сольфеджио должны приносить удовлетворение, как детям, так и педагогу, Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенными музыкой.

Очень важно учитывать в учебном процессе, насколько правильно отобран учебный материал не только с точки зрения дидактики, но и с точки зрения его воздействия на эмоциональную сферу детей. Если учебный материал подается педагогом в интересной форме, если он затрагивает не только ум, но и чувства учащихся, усвоение будет легким, а знания будут более прочными.

Занимаясь музыкальным воспитанием и обучением детей, педагог-теоретик должен также помнить и о формировании личности. Весь проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и интересам учащихся, быть доступным их восприятию, иметь широкое воспитательное значение. Быть глубоким по содержанию. А не узко ограниченным только задачами развития отдельных профессиональных навыков. Успех обучения во многом зависит от согласованности требований педагога со способностями детей принять эти требования, от разбуженного в них энтузиазма и верно понятой ими необходимости обучения, чтобы учащиеся учились с воодушевлением и получали радость от самого учебного процесса.

4. ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ НАХОДКАХ И ПРИЕМАХ

Эти методические находки на самом деле очень просты, но именно доступность формулировок теоретических понятий максимально облегчают их восприятие и усвоение.

Лад. Тональность .

В младших классах я определяю понятие лада – это когда звуки ладят между собой, дружат. И обязательно предлагаю детям послушать и определить «дружат звуки или не дружат?» Исполняю До мажор, например, а потом неправильную тональность с включением «чужих» звуков. И далее уже можно рассказывать про настроение мажора, минора. После того, как все определились с мажорным и минорным ладом – говорим о звуках. В чем их отличие? Конечно в высоте! А теперь все очень просто: вся информация о тональности находится на поверхности. И в итоге дети сами ее находят. Что такое До мажор? Это мажорный лад от звука «До». Вот и определение тональности.

Нотный период, ритмический рисунок.

В младших классах я использую на уроках цветные магниты, которые обозначают ноты. Они прекрасно располагаются на нотном стане магнитной доски. Дети младшего возраста с удовольствием выставляют нотки, нарабатывая первые опыты в ритмическом и мелодическом диктанте. Штиль и флажки добавляем мелом. Такой метод вносит разнообразие в ход урока и каждый ребенок стремится к доске показать свои умения и знания. Также можно использовать магниты с изображением смайликов для выставления тонов и полутонов. О теме тонов и полутонов сейчас и пойдет речь.

Тон, полутон. Интервалы. «Линейка полутонов и интервалов»

Тема «тонов» и полутонов» в младших классах очень важна. И здесь важно не столько объяснить эти понятия, как дать их почувствовать. Здесь можно применить сказку про тон и полутон, которую могут, например, сочинить дети, использовать пение попевок в секвенциях на интонациях тона: «я це-лый тон, пой со мной», полутона: «полу-тон грустный он», можно предложить детям сделать рисунки веселого Тона и всегда грустного Полутона (хотя бы в виде хорошо знакомых им смайликов). Далее эта тема активно работает в теме «Интервалы». И если кто-то усвоил неуверенно - начнутся обязательно проблемы. Есть еще вопрос о тонах и полутонах в интервалах. Как детям объяснять качественную величину? Кто-то из преподавателей объясняет исключительно на полутонах. Как правильно сказать: «в чистой кварте два с половиной тона» или «пять полутонов». И так правильно, и так. Это не является ошибкой. В учебных пособиях имеются разные обозначения количества. Но я считаю, что логичнее видеть целое, а потом детали. Поэтому понятие ТОН не игнорирую. Но в практике мы общаемся с разными учениками (переход от одного преподавателя к другому, перевод из другой школы и т.д.), и встречаются ребята, которых изначально приучили думать только полутонами, но и эта система далеко не прочно освоена, а переучиваться на тоны и полутоны им уже сложно (всегда интересуюсь как им будет проще и быстрее выполнить задание, по какой системе?) И вот столкнувшись с проблемой уже в средних и в старших классах по теме тонов, полутонов и интервалов я разработала методическое пособие для учеников - «Линейку полутонов и интервалов». Это пособие предназначено только для тех детей, которые привыкли мыслить полутоновыми категориями.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ч.1 м.2 б.2 м.3 б.3 ч.4 тритоны ч.5 м.6 б.6 м.7 б.7 ч.8

В старших классах выделяя цифру 6 – рассказываю про тритоны и все что с ними связано: с начала XVIII века эти интервалы называли «чёртом в музыке» (лат. diabolus in musica ) или «дьявольским интервалом». В средневековье и до эпохи барокко включительно тритон был запрещён в музыкальных композициях.

Это пособие очень многим ученикам помогает быстро вспомнить качественную величину и построить любой интервал. Начиная с «квинты» и выше, я все же рекомендую использовать тему «обращения интервалов» для быстроты решения азадач по интервалам.

Доминантсептаккорд и его обращения

При объяснении этой темы – некоторые ученики сложно запоминают названия обращений. С одной стороны, казалось бы, что тут сложного? В состав обращений входят интервалы, которые дают название этим аккордам. Но встречаются в практике такие ребята, которым сложно запомнить порядок обращений с их названиями, они их меняют местами. В таких случаях я прибегаю к простому наглядному примеру. При этом я ничего не объясняю, а предлагаю им самостоятельно все УВИДЕТЬ. На доске пишу буквенное обозначение аккорда и три обращения (без цифр).

D D D D

Потом акцентирую внимание «внимательно следите за моей записью» и начинаю выставлять цифры по очереди в каждом аккорде.

D 7 D6/5 D4/3 D2

И дети с восторгом отмечают их порядок от 7 до 2. «Это же так легко!» Теперь остается назвать интервалы по цифрам и проблемы больше нет.

Слуховой анализ

Эта форма работы на уроках у многих учеников вызывает чувство неприятия. Почему? Потому что не получается. Не нравится то, что не получается. В работе над слуховым анализом я разработала свою систему, основанную на мотивации успеха. После определения интервалов в письменном виде – я называю правильные ответы, ученики сами отмечают ошибки и ставят себе оценки. На следующем уроке мы сравниваем результат. И когда результат улучшается – у детей появляется уже мотивированный интерес к слуховому анализу, результат заметно улучшается. И они с нетерпением ждут на уроке именно это задание. В итоге эта форма работы становится самой любимой. Активизируется развитие слуховых навыков. Повышается мотивация к слуховой деятельности.

Сольфеджирование и интонационная работа.

Очень важно научить детей осознанно ориентироваться в нотных примерах. В интонационных упражнениях полезно использовать вертикальную линейку ступеней. Обычно я приглашаю «помощника» к инструменту, чтобы ученик играл тонику или необходимую ступень тональности. Ученикам предлагается петь ступени лада которые я показываю на доске. Для этого упражнения я использую изготовленную табличку ступеней.

После такой подготовки можно переходить к чтению с листа, но с обязательным предварительным анализом текста, что обеспечит более высокий результат.
В отношении к детскому голосу соблюдаю щадящий режим – негромко и невысоко, т.е. избегаю высокой тесситуры и широкого диапазона в мелодиях, требующих большой гибкости голоса и настоящих вокальных данных, навыков и умений.

Чтобы аналитическая работа проходила успешнее и эффективнее, требую от учащихся заниматься ею при самоподготовке дома. Плюс к этому – определение отдельных звуков в разных регистрах заданной тональности и интервалов, играя их на инструменте, не глядя на клавиатуру. Также полезно пение интервалов и аккордов вверх и вниз от заданного звука, проверяя их на инструменте и убеждаясь в их правильности.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ НАД УЧЕБНОЙ РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ

Уроки сольфеджио, так же как и любые другие предметы, нуждаются в такой организации, чтобы педагог мог наблюдать за продвижением своих учащихся на каждом этапе работы, т.е. учет знаний, навыков, умений должен включаться во все звенья учебно-воспитательного процесса.

Главное – это систематически выявлять уровень музыкального мышления учащихся и соответствующим образом оценивать его. Учет знаний имеет целью не только установить, что именно освоено недостаточно. Но и найти причину этого. Чтобы в дальнейшей работе устранить недостатки в навыках сольфеджирования, пения по нотам с листа, нотно-музыкальной грамоты и слушания музыки.

Проверять и оценивать знания учащихся на уроках сольфеджио можно в самых различных формах: и в текущей работе, и в подведении итогов в конце четверти, полугодия или года. Проверку и оценку знаний важно проводить так, чтобы и при индивидуальном опросе активно работала вся группа. Систематический опрос побуждает учащихся к регулярной работе.

Крайне важно, чтобы отметка не только показывала уровень подготовленности учащегося, но и способствовала его дальнейшему музыкальному росту. Вопросы по теории стараюсь всегда увязывать с музыкой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу подчеркнуть то, что сольфеджио в музыкальном образовании и воспитании занимает главенствующее положение среди всех прочих дисциплин музыкального цикла. Способности слуха, развитые вследствие сложных многолетних его тренировок, позволяют не только слышать, воспроизводить голосом понравившуюся музыку, но и понимать ее, проникая в заповедные ее тайны. И для того, чтобы каждому ребенку было интересно на уроках сольфеджио – необходимо очень важное условие: независимо от его способностей, верить в его успех и любить свою профессию. Потому что, только успех ребенка мотивирует его деятельность. И важно давать возможность почувствовать успех на каждом уроке. И тогда каждый ребенок с огромным удовольствием и надеждой будет ждать нового урока и новой встречи с любимым преподавателем.

"Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее” (А.С. Белкин).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й. – М., 1999.

2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.

3. Н.Ф.Тихомирова.Основные методы обучения сольфеджио в музыкальных учебных заведениях.

http://www.rusnauka.com

V «Международная научно-практическая интернет-конференция»

«Новейшие научные достижения – 2009»

4. Интернет-ресурсы:

http://skryabincol.ru/index.php?option=com

http:// umoc.3dn.ru/news/opyt_prepodavanija..


Название:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Система упражнений по развитию внутреннего музыкального слуха на занятиях сольфеджио

(cкачиваний: 267)

Название:

Методическая разработка

«Подготовка учащихся с проблемами в обучении к выпускным экзаменам по сольфеджио в 5 классе (5-летнее обучение) ДШИ»

(cкачиваний: 152)

Название:

Методическая разработка

«Дидактические материалы к выпускным экзаменам по сольфеджио в ДШИ»

(cкачиваний: 140)

Название:

Методический доклад:

«Интонационный слух, основы звуковысотного интонирования и приемы устранения фальши у неинтонирующих учащихся»

(cкачиваний: 257)

Название:

Методический доклад:

"Клавирно - фортепианные школы в истории музыкальной педагогики"

(cкачиваний: 335)

Название:

Методический доклад на тему: "Основные исполнительские и педагогические проблемыв работе над пьесами П. И. Чайковского

из =Детского альбома="

(cкачиваний: 386)

Название:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Формирование навыков эмоционально-волевой регуляции
у учащихся детских школ искусств
Гераськина А.А.
Аннотация
В основе представленного педагогического проекта заложена идея формирования и развития навыков эмоционально-волевой регуляции у учащихся инструментальных классов детских школ искусств, которые яв-ляются необходимым условием успешности публичного выступления и творческой самореализации каждого ребенка.
Практическая значимость проекта отвечает целям современного образования - воспитания гармоничной личности, повышения качества обучения, реализации творческого потенциала ребенка. Также проект нацелен на решение задач, стоящих перед учреждениями дополнительного образования: выявление одаренных детей, создание творческой образователь-ной среды, приносящей эстетическое удовольствие и радость, формирование общей культуры личности, успешная адаптация в обществе.
(cкачиваний: 308)

Название:
«Особенности эстетического воспитания учащихся»
Кузьменко Ю.Н.
Содержание:
1. Особенности эстетического воспитания младших школьников
2. Развитие интереса к музыке у детей в семье
2.1. Музыкальное воспитание детей в семье
2.2. Взаимодействие педагога - музыканта и семьи
2.3. Методы работы педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию младших школьников
4. Список литературы
(cкачиваний: 461)

Название:
Работа над многоголосием в курсе сольфеджио в ДШИ
Н. П. Белянкина
Содержание:
1. Проблемы развития навыка многоголосного пения в отечественной музыкальной педагогике………….4
2. Особенности развития навыка многоголосного пения………………....................................................................9
3. Практические приемы работы над многоголосным пением на уроках сольфеджио…………………..……..15
4. Многоголосные упражнения………………………………………..........................................................................…..20
5. Список литературы…………………………………………………............................................................................…..20
(cкачиваний: 234)

Название:
Развитие творческих способностей ребенка с помощью психофизических упражнений
Глухих Любовь Анатольевна
Содержание:
I. Введение.
II. Развитие творческой свободы детей.
1. Механизмы возникновения страха публичного выступления.
2.Система творческих заданий.
Упражнения на релаксацию и доверие.
Психофизический тренинг на снятие эмоциональной закрепощенности.
III. Заключение.
VI. Библиографический список.
(cкачиваний: 533)

Название:
проект «Поем тебе, Отечество»
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования муниципального образования город Нягань «Детская школа искусств»
Адрес: 628181 ХМАО-Югра, г. Нягань, 1 мкр, д.12
Просвирнина Марина Владимировна преподаватель теоретических дисциплин
Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий
Участники проекта: учащиеся ДШИ, родители, преподаватели
Цель: продолжать формирование гражданско-патриотических чувств у детей, воспитание любви к Родине, интереса к ее героическому прошлому, развивать чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне в большом историческом отрезке времени, уважения к ветеранам, расширять представления детей о чувствах человека и их выражении в музыке, живописи, литературе.
(cкачиваний: 97)

Название
«Цикл лекций Многоликая гитара»

Пояснительная записка
В современном мире гитара является одним из самых популярных инструментов. Она звучит как во дворах, у туристических костров, так и в именитых концертных залах. Этот прекрасный инструмент имеет богатую, простирающуюся вглубь веков историю, обладает обширным и разнообразным репертуаром, имеет своих ярких композиторов, достойных исполнителей и преданных слушателей.
Прошедший 20 век стал свидетелем возрождения и подлинного расцвета искусства игры на классической гитаре. Для нее открылись двери престижных концертных залов, она нашла свое место в камерных и симфонических произведениях крупнейших композиторов мира, во многих странах появились выдающиеся исполнители - гитаристы и высокопрофессиональные исполнительские школы. В самых разных уголках планеты образовались целые сообщества гитаристов, любителей и слушателей - поклонников этого инструмента.
Отрадно, что и в нашем городе гитара завоевывает все больше образовательного пространства. Ежегодно, самый большой поток детей, поступающих в музыкальную школу, выбирают именно гитару. Расширился и преподавательский состав гитаристов.
В связи с этим, чтобы поддержать популярность гитары, качественно повысить исполнительский уровень учащихся, обогатить их музыкальный кругозор, в преподавательской деятельности приходиться использовать много новых и необходимых форм и методов обучения, внедрения новых исполнительских приемов, расширения репертуарной базы, как классической, так и современной. Музыкант - педагог должен понимать, в какой огромной зависимости находятся результаты его труда относительно глубины овладения им знаниями методики, теории и истории исполнительства.
(cкачиваний: 161)

Название
Доклад «Совершенствование гаммообразной и пассажной техники гитариста»
Якимова Людмила Александровна
Гаммы во все времена были одним из важнейших инструментов технического развития музыканта-исполнителя любой специальности. Техника игры гитариста не является исключением.
Для чего их играют? Чаще всего ответ звучит так: для развития беглости и техники игры гаммообразных пассажей. Если говорить о первом, то уже не для кого не секрет, что беглость - природный дар, который можно развивать при его помощи, и вряд ли удастся существенно увеличить скорость движения пальцев, если от природы этого не дано....
(cкачиваний: 233)

Название
Методический доклад на тему: «Развитие и совершенствование музыкальной памяти и внутреннего слуха на уроке сольфеджио»
Никитина Л. Б.
Содержание:
1. СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА…………………………….. 1
1.1 Музыкальный слух и внутренний слух…………………..……………2
1.2 Индивидуальные особенности музыкального слуха…………………3
1.3 Содержание и формы внутреннего слуха………………………. ……4
1.4 Внутренний слух и музыкальная память………………………...........5
2. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ.
2.1 Совершенствование процесса запоминания слышимой музыки……..8
2.2 Совершенствование длительности сохранения слышимой музыки……………………………………………………………………………10
2.3 Совершенствование развития объёма музыкальной памяти…………..11
3. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА……………………………………………………..
3.1 Развитие способности мысленного интонирования ……………...12
3.2 Развитие внутреннего слуха…… ………………………………….14
3.3 Развитие «предслышания»………………………………………….16
3.4 Развитие элементарных творческих навыков……………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………23
(cкачиваний: 352)

Название
ДОКЛАД на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»
Никитина Л. Б.
(cкачиваний: 292)

Название
Методический доклад на тему: «Креативное сольфеджио»
Никитина Л. Б.
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Весёлая ритмика…………………………………………………………….4
3. Ролевые игры и смысловые партитуры на материале стихотворений…6
4.Фортепиано на уроке сольфеджио…………………………………………9
5. Музыкальная риторика на уроке сольфеджио………………………….10
6. Список литературы………………………………………………………..13
(cкачиваний: 394)

Название
Методический доклад на тему: «Использование видеосредств на уроке музыкальной литературы».
Никитина Л. Б.
(cкачиваний: 294)

Название
Методический доклад на тему: «Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания учащихся».
Никитина Л. Б.
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Теоретические аспекты патриотического воспитания учащихся средствами музыкального искусства………………………………….3
3. Методы патриотического воспитания учащихся средствами музыкального искусства………………………………………………….8
4. Заключение ………………………………………………………………11
5. Список литературы………………………………………………………12
(cкачиваний: 187) Скачать (cкачиваний: 409)

Название
ВЛИЯНИЕ МЕДИАТОРА НА КАЧЕСТВО ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ.
Хабутдинова И.В.
(cкачиваний: 120)

Название
Методический доклад на тему: «Особенности эстетического воспитания учащихся»
Коновалова Ю.Н.
(cкачиваний: 418)


Страница 6 из 15

Методическая работа по сольфеджио на тему: «Инновационные формы на уроках сольфеджио

в младших классах» (преп. Питанова И.А.)

Инновации в музыкальном образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями обучающихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. Способствуя, с одной стороны сохранению существенных ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения, что является методологической основой качественной подготовки учащихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. В связи с разработкой ФГТ возникла необходимость в создании и реализации оригинальных учебных планов, разновидностей уроков, в том числе контрольных и зачетов, которые будут предполагаться по новой программе предпрофессионального образования.

Движение в сторону усовершенствования традиционной методологии стимулирует творческую инициативу преподавателя, способствует созданию новых алгоритмов преподавания знаний. Сегодня эффективно действующим оказывается преподаватель: мобильный, способный к творческому росту и профессиональному совершенствованию, к восприятию и созданию инноваций, и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики.

Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации учащихся и его творческой инициативы. Поиск новых приемов и методов преподавания способствует решению этой задачи. В итоге педагог-новатор должен стремиться раскрыть творческий потенциал учащихся, для которых музыкальная дисциплина «сольфеджио» станет «территорией развития» дарований и творческих способностей. Содержание уроков сольфеджио предполагает опору на применение традиционных форм работы с использованием занимательных, игровых заданий.

Мною разработаны разновидности уроков по сольфеджио для учащихся 1, 2, 3 классов. Реализация таких занятий повысит интерес к предмету «сольфеджио», активирует деятельность учащихся на уроках, предоставит возможность обобщить пройденный материал, закрепить приобретенные навыки.

Разновидности уроков:

1.урок – соревнование,

2.урок – викторина,

3.урок – игра «Умники и умницы».

Урок – соревнование.

Это обычный урок, но все формы работы на уроке выполняются двумя командами. Каждая команда выбирает командира, который назначает или предлагает участника предложенных заданий.

Задания соревнования – теоретические, практические, интонационные, слуховые, в том числе музыкальный диктант, сольфеджирование по нотам и наизусть.

На таком уроке учащиеся очень активны, эмоциональны, стараются показать больше положительных ответов, заработать высокие баллы. Каждая форма работы – как новая эстафета, оценивается в 5 баллов и вместо цифр на доске вешаются разноцветные магниты:

Красный – 5 баллов,

Синий – 4 балла,

Зеленый – 3 балла.

Такие уроки желательно проводить 1-2 раза в четверти. Выбираются 1-2 главные темы четверти и отрабатываются в таком соревновании.

Урок – викторина.

Урок – викторина проводится в конце четверти как способ проверки теоретических знаний и слуховых навыков.

В 1 классе – во 2, 3 четвертях, во 2, 3 классах – в 1 и 3 четвертях.

Варианты кроссвордов:

1.Организация звуков вокруг тоники.

2.Сочетание 3-х звуков.

3.Звукоряд от тоники до ее повторения.

4.Высота лада.

5.Расстояние через клавишу.

6.Сочетание 2-х звуков.

7.Веселый лад.

8.Знак повышения звука.

9.Чередование сильных и слабых долей.

10.Остановка в музыке.

Для 1 класса (II четверть)

1.Нота на второй линейке.

2.Остановка в музыке.

3.Название ступеней.

4.Знак отмены диеза и бемоля.

5.Самое близкое расстояние между клавишами.

6.Звукоряд от тоники до ее повторения.

7.Грустный лад.

8.Счет долей такта.

9.Доля с акцентом.

10.Ключ фа.

Для 2 класса (III четверть)

1.Сочетание 3, 4, 5 звуков.

2.Грустный лад.

3.Тональности с одинаковыми знаками.

4.Счет долей такта.

5.Доля без акцента.

6.Неполный такт.

7.Интервал с расстоянием 2-х ступеней.

8.Знак понижения звука.

9.Организация звуков вокруг тоники.

10.Тональности с одинаковой тоникой.

Для 3 класса (I четверть)

1.Ступени I, IV, V.

2.Тональности с одинаковыми знаками.

3.Интервал, звучащий более мягко.

4.Знак повышения звука.

5.Остановка в музыке.

6.Интервал с расстоянием 5-и ступеней.

7.Трезвучие 5-й ступени.

8.Высота лада.

9.Расстояние между клавишами через одну.

10.Вид минора с повышением 2-х ступеней.

Слуховая викторина

Из предложенного списка определяются на слух 8 номеров с выписыванием услышанных элементов музыкального языка.

Варианты для 3 класса:

Мажорная гамма,

Минорная гамма гармонический вид,

б2, Б53, ч4, м3, ч8, М53,

I, III, V ступени.

Урок – игра «Умники и умницы».

Игра должна проводиться в конце учебного года на итоговом уроке.

Для учащихся 1, 2 классов игра проводится в упрощенной форме с предварительной жеребьевкой. Каждый ученик вытягивает карточку с номером своего выступления, а затем определяются команды по 3 человека, учащиеся сами выбирают свои дорожки, в количестве шагов – они одинаковые – 3 шага.

В 1-ом классе учащиеся закрепляют теоретические знания и слуховые навыки по сольфеджио и слушанию музыки. После участия всех игроков выбираются из каждой команды выигравшие, победители соревнуются в финале, затем главный финалист играет в блиц-игре.

Определения терминов.

Финал

Блиц-игра

В конце игры называются победители блиц-игры и победители финала и выдаются ордена «Умники и умницы».

Во 2-ом классе закрепляются не только теоретические знания и слуховые навыки, но и практические навыки по основной теме года – «интервалы».

Финал (победитель, победители играют дальше)

Блиц-игра (игра победителей-финалистов)

В конце игры называются победители блиц-игры и победители финала, и награждаются орденами «Умники и умницы».

В 3-ем классе проведение игры «Умники и умницы» способствует закреплению полученных теоретических знаний, практических и слуховых навыков за 3 года обучения по программным требованиям.

I. Игра начинается представлением жюри и ведущего конкурса.

II. Вступительное слово ведущего о правилах игры. В начале игры проводится отборочный тур игроков и болельщиков. Дается 2 письменных задания:

1. определение на слух интервалов – 4 шт. (проигрывание 2-3 раза) – оценивается в 4 балла;

2. исправление 4 ошибок в мелодическом диктанте (8 тактов) – оценивается – в 4 балла.

3. Общая сумма баллов - 8.

Для участия в игре учащиеся должны набрать от 4-8 баллов. Остальные учащиеся становятся болельщиками. Болельщики могут принять участие в том случае, если игрок не знает ответ на вопрос; за правильный ответ получает орден. Кто из болельщиков набирает 3 ордена в течение игры, тот может участвовать в финале.

После игры на оставшиеся вопросы тоже отвечают болельщики, отмечаются победители. По наибольшему количеству баллов игроки делятся по 3 человека на команды и занимают свою дорожку:

«красная» - 2 шага – самая быстрая, без права на ошибку;

«желтая» - 3 шага, с одной ошибкой;

«зеленая» - 4 шага – самая длинная, допускается 2 неверных ответа.

Тот, кто первым пройдет дорожку, становится победителем, и проходит в финал; победитель финала участвует в блиц-игре.

III. По наибольшему количеству баллов игрок первым начинает игру. Каждый учащийся игры занимает свою дорожку, выбирает на плакате одну из позиций:

Лад. Тональность.

Интервалы.

Аккорды.

Метроритм.

Затем отвечает на вопрос по позиции, ответив правильно делает 1 шаг. Для участника «красной дорожки» сделавшего ошибку предлагается сыграть в ва-банк (т.е. забываем неправильный ответ и ждем правильный – подумать в стороне 2 минуты). Ответив правильно на заданный вопрос, игрок «красной дорожки» переходит на 1 шаг вперед.

Вопросы каждой позиции следуют от простого к сложному, включая не только теоретический материал, но и практические и слуховые задания.

Вопросы по I позиции – Лад. Тональность.

1. Что называется ладом.

2. Разновидность лада.

3. Определение гаммы.

4. Строение мажорной гаммы.

5. Спеть гамму ре мажор.

6. Сравнительный анализ – минорная гамма, мелодический вид.

7. Определение тоники, в музыкальном номере, назвать знаки и тонику.

8. Сравнительный анализ – минорная гамма, натуральный вид.

9. Спеть гамму соль минор, натуральный вид.

10. Строение минорной гаммы.

Финал

1. Одноименные тональности.

2. В музыкальном номере определить тональность, назвать параллельную.

3. Переменный лад.

4. Спеть гамму до минор, гармонический вид.

Блиц-игра

1. Параллельные тональности.

2. Назвать к тональности фа # минор параллельную и одноименную.

3. Транспозиция.

Вопросы к болельщикам по I позиции:

Тон, полутон, #, устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, главные ступени, виды минора, параллельные диезные тональности и бемольные, одноименные тональности к до, ре, фа, соль мажору.

Вопросы II позиции – Интервалы.

1. Определение интервала.

2. Перечислить интервалы.

3. Определить на слух – ч4-б3.

4. Интервал «квинта».

5. Определить на слух – м2-ч1.

6. Построить от звука «ре» - м3.

7. Интервал «октава».

8. В мелодии найти скачки и назвать интервалы.

9. Определить на слух – б6-ч5.

10. Построить от звука «соль» - ч4.

Финал

1. Интервал «септима».

2. Обращение интервала.

3. Интервал «секста».

4. Построить от звука «ми» - б2 и ее обращение.

Блиц-игра

1. Определение диссонанса, примеры.

2. В интервальной цепочке найти консонансы, объяснить их значение.

3. Выполнить обращение предложенных интервалов, подписать их.

Вопросы к болельщикам по II позиции:

Чистые интервалы, их обращения; большие интервалы, их обращения; малые интервалы, их обращения. Расшифровать интервалы: б2, м3, ч5, м7, ч8, ч4, м6.

Вопросы для игроков III позиции – Аккорды .

1. Аккорд (определение).

2. Трезвучие (строение).

3. Тоническое трезвучие в ладах.

4. Построить Т53 в до, ре мажоре.

5. В мелодии найти движение по трезучию.

6. М53 от звука.

7. Определить на слух – Б53, назвать строение.

8. Построить t 53 в ми и си миноре.

9. Определить на слух – ув53, назвать строение.

10. Построить Б53 от звука «ля».

Финал

1. Главные трезвучия лада.

2. ум53 от звука – строение.

3. Обращения Т53 (t53).

4. Построить обращения Т53 в Ми мажоре.

Блиц-игра

1. Определить на слух главные трезвучия лада, построить их в До мажоре.

2. Построить 4 трезвучия от звука – Б53, М53, ув 53, ум53.

3. Построить главные трезвучия лада в a moll.

Вопросы к болельщикам по III позиции:

Трезвучие, расшифровать Т53, S53, Д53, Т64, t6; ув 53, ум 53, построение Д53 в гармоническом миноре (памятка).

Вопросы к игрокам IV позиции – Метроритм .

1. Определение метра.

2. Определить в мелодии метр.

3. Определение размера.

4. Схемы дирижирования простых размеров.

5. Определить вид группировки.

6. В мелодии назвать паузы.

7. Схема дирижирования сложного размера.

8. Назвать длительности в мелодии.

9. Спеть гамму Ля мажор в ритме

10. Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – ¾).

2. Спеть гамму фа # минор в ритме:

3. Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – 4/4).

Блиц-игра

1. Выполните группировку в размере 4/4 (4 такта).

3. Исправить ритмические ошибки в 4/4.

Вопросы для болельщиков IV позиции:

Пауза, длительности нот, штиль, правописание штилей – исправить ошибки, затакт, сильная доля, такт, темп, метр.

В конце игры «Умники и умницы» называют победителей, награждают призами, среди болельщиков отмечаются лучшие – по количеству полученных орденов.

Использованная литература:

1. Методическая статья преподавателя ОГОУСПО Тамбовского колледжа искусств О.С.Шлыковой «Инновационные формы работы как средство оптимизации и интенсификации учебного процесса в рамках дисциплины «Сольфеджио» (Интернет),

2. Способин. Элементарная теория музыки.

3. Ю.Вяземский. Передача «Умники и умницы». (Интернет).

«Инновационный проект программы по сольфеджио с детьми дошкольного возраста, основанный на объединении логопедии и музыки».

преподаватель МБОУДОД ДМШ№1 г. Вилючинска Сартакова Е. В.

Наиболее значимая проблема современных школ – это контингент детей, которые приходя учиться к нам в школу. Это очевидно, знакомо для всех нас. Одними из самых острых, в настоящее время, и явно выраженных проблем являются проблемы, связанные с нарушением речи.

Наличие двух образований (преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и учитель-логопед) навели на мысль совместить логопедию и музыку в один предмет.

Сама идея не нова. Существует предмет логоритмика, основанный на объединении слова, движения и музыки, а также большое количество учебно-методических пособий (авторов: Волковой Г.А., Кузнецовой Л.С., Анищенковой, Картушиной Е и др.).

Был создан проект программы, направленный на коррекцию нарушений реи у детей дошкольного возраста с помощью логопедической работы и музыкального вида деятельности.

Проект предполагает двухгодичное обучение детей в возрасте 5-6 лет и 6-7 лет с комплектацией группы в 10 человек и продолжительностью занятий в 30 минут. Из-за своей необычности, занятие может продолжаться до 40 минут.

Проблемы речевых нарушений выявляются в начале учебного года с помощью диагностирования детей, которое проводится 3 раза в год: вступительное, промежуточное и заключительное. На ребенка заводится индивидуальная речевая карта, которая позволяет выявить речевые нарушения и психические особенности детей. Исходя из тестов, выявляются общие проблемы группы. Далее, проводится планирование и распределение задач на год, а также, поэтапное решение этих задач, которые ставятся перед группой.

В условиях группы индивидуальная коррекция речи происходит значительно быстрее, поскольку дети находятся в естественной атмосфере общения друг с другом. Учатся не только у преподавателя, но и у самих себя. Важно, что общение происходит не только через речь, но и через музыку.

Каждое занятие подкреплено определенной тематикой, которая связана с временами года. Например, тема «Зима». В работе над дыханием вата – это снежинка, дуем на «снежинку», упражнение «Греем ручки» (горячая воздушная струя), упражнение на психогимнастику «Холодно», «Снеговик тает», работа над пением – песенка про зиму и т.д.).

Основной принцип таких занятий – это соединение логопедии и музыки, что позволяет решить две задачи. С одной стороны, коррекция речи происходит в естественных для ребенка условиях. Музыка позволяет ребенку раскрыться и почувствовать свободу. Когда занимаешься с ним индивидуально, то логопедические упражнения могут быть не понятны, не интересны, трудны и не наполнены содержанием, не окрашены эмоционально. Таким образом, музыка помогает ребенку делать огромную, трудоемкую работу, не замечая сложностей.

С другой стороны, занимаясь коррекцией речи, решаются музыкальные задачи, направленные на:

1) воспитание и развитие музыкального слуха, музыкальной памяти (слуховой, эмоциональной, логической, двигательной, произвольной и др.);

2) развитие и воспитание чувства ритма;

3) воспитание эмоциональной сферы; накопление музыкальных представлений и музыкального багажа.

Эти две задачи (логопедическая и музыкальная) невозможно решить, если к ребенку не относиться как к личности, учитывая его интересы, характер и индивидуальность.

Параллельно с этими задачами решаются и воспитательные, направленные на формирование и гармоничное развитие личностных качеств, чувств коллективизма.

Для решения этих задач применяются следующие виды работы:

    работа над дыханием (использование специальных упражнений, пение попевок, песенок с элементами дыхательной гимнастики с музыкальным сопровождением синтезатора);

    работа над артикуляцией (использование музыкальных игр, специальных упражнений, песенок);

    работа над мимикой и эмоциональной сферой детей (использование мимической гимнастики, чтение стихотворных строчек с различными эмоциями, что способствует развитию навыка распознавания эмоций другого человека и умению выражать свои;

    работа над общей и мелкой моторикой (подвижные игры, развивающие упражнения, комплекс ритмических упражнений, двигательные импровизации, пальчиковые игры и песенки, игра на фортепиано под фонограмму и без аранжировки синтезатора, графическая запись ключа и нот и т.д.);

    комплекс оздоровительных упражнений, здоровьесберегающих, рекомендованных для детей дошкольного возраста в детских садах (регулирующие мышечный тонус) с применением индивидуального и парного массажа;

    отработка проблемных звуков через специальные распевки, песенки, сопровождаемые движением, с использованием элементов инсценировки;

    часть занятий посвященных развитию коммуникативной функции (музыкальные игры, валеологические песенки, танцы, хороводы, игра в шумовом оркестре) – направленные на общение.

Все задачи решаются с помощью игры.

Данный проект можно назвать инновационным, так как впервые, такие занятия проводятся в стенах музыкальной школы. Конкретного названия проект не имеет поскольку эту работу мы начали в этом году. Была версия назвать этот предмет «Коррекционное сольфеджио», но название должно исходить из результатов работы. Проведение контрольных тестов, диагностирование детей позволят проследить динамику развития детей и сделать вывод об эффективности занятий.

Основная задача в работе – это довести группу до конца, определить результат работы, а из опыта работа этого учебного года написать программу, адаптировав ее в музыкальном учебном заведении.

Список литературы:

    Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. – М., 1973

    Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 195

    Введение в психодиагностику/ под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 2000

    Система детского музыкального воспитания К. Орфа/Под ред. Л.А. Баренбойма. Л., 1970