Пророк анализ по плану. А. С. Пушкин "Пророк": анализ стихотворения. Манифест настоящего поэта

«Пророк» - стихотворение о поэте и поэзии, о назначении поэзии. Все слова стихотворения в «Пророке» имеют существенный момент: это библейская символика и славянизмы.Почему? Да потому, что слишком высоко было представление А. С. Пушкина о творческом даре и миссии поэта. И эта высота требовала сравнений с образами самыми возвышенными:Бог, пророк, серафим.Эти слова торжественны и величавы. Прочитывая их, человек настраивается на определенный лад, на определенную атмосферу. И атмосфера эта «самого высокого напряжения».Нужно упомянуть, что стихотворение было написано в 1826 году, когда уже свершилась казнь над друзьями поэта - декабристами и когда передовые люди России оказались в пустыне отчаяния, на перепутье веры в возможность демократических перемен. Тяжелую безысходность положения ощущает лирический герой стихотворения.С появлением шестикрылого серафима начинается духовное перерождение человека Люди отвергают сверхзоркость и суперслух. Им открывается весь мир во всем его многообразии форм и звуков. Человек получает качества древнего и величественного мира природы:...Зоркость орлицы и мудрость змеи.Более того, серафим избавляет заблудившегося в пустыне неверия человека от его греховной сути:...И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый...
Очень важно, что очищение, освобождение от греха сопряжено с адскими муками, со страданиями. Ибо только страдание может привести человека к духовному воскрешению
Как труп в пустыне я лежал...
Чтобы стать пророком, чтобы познать истину, нужно отрешиться, отстраниться от мук сердечного трепета, от страха, от всего того, что так присуще слабому духом человеку.Наконец, лирический герой получает все необходимые качества пророка, но остается в бездействии, «как труп». В чем же причина? Разгадка проста. Ему не хватает главного - цели, которую знает только Всевышний.Тема стихотворения - поэт и поэзия - подразумевает проблему: в чем заключается предназначение поэта и поэзии? Расшифровав поэтическую аллегорию, можно прийти к выводу, что истинный поэт - это человек, наделенный возможностью проникать в загадочные глубины окружающего мира. Глазам его открыта тайна бытия, слух его необычайно чуток, язык его лишен лжи, а цель его определена самим Богом:...Глаголом жги сердца людей.Поэт призван своим вещим, пророческим словом будить сердца людей к добру и благородным порывам. Таково высокое гуманистическое призвание поэта и такова главная идея стихотворения «Пророк». А. С. Пушкин мастерски воплощает свою идею в лаконичных и выразительных строках. Стихотворение написано ямбом, что придает ему чеканное и мужественное звучание.Большую роль здесь играет употребление старославянизмов (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли). Архаичная лексика придает стихотворению особую торжественность и силу.Не случайны и частые повторы (половина строк стихотворения начинается с союза «и»). Повторение нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка.И наконец, особую яркость происходящему придают неповторимые эпитеты: (перстами) легкими, вещие (зеницы), (язык) празднословный и лукавый, (жало) мудрыя, (уста) замерзшие, (сердце) трепетное. Каждый из этих эпитетов несет определенную эмоциональную нагрузку: легкими - легкое прикосновение, мягкое, осторожное; вещий - предвидящий будущее, пророческий; празднословный и лукавый - коварный, хитрый; мудрыя (мудрый) - обладающий большим умом, основанный на знании, опыте; трепетное - взволнованное.Единство своеобразной идеи с оригинальным языковым средством, выражающим эту идею, и создает то потрясающее впечатление, которое производит на читателя стихотворение «Пророк». «Глаголом жги сердца людей» - это как завет, исполненный поэтом. Наверное, поэтому поэзия А. С. Пушкина точно озарена светом вечности и мотивом жертвенности. Но принесенная жертва не напрасна. Энергия находит выход в повелительном «жги» последней строки. И пушкинские стихи жгут. Поэт выделяется из общей массы. Он выше ее. Поэт - избранник, но это избранничество покупается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк», посвященном теме поэта и поэзии. Особенно сильно звучит мотив избранничества.В стихотворении говорится о свойствах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнить свою миссию.В этом стихотворении Пушкин обращается к библейской мифологии: вместо поэта - пророк, вместо Аполлона - еврейский бог, вместо Музы - серафим. Будущий поэт томится «духовной жаждою» «в пустыне мрачной» - в косном, бездуховном человеческом обществе.

Современник Пушкина С. Булгаков считает, что для «нет прямого оригинала в Библии». Однако если прочитать 6-ю главу Пророка Исайи, то аналогии заявят о себе сами. Это и шестикрылые Серафимы, и уголь, которым Серафим коснулся уст Исайи, и глас Божий, вопрошавший: кого мне послать? Но если в Библии Бог спрашивает, то в стихотворении Пушкина Он утверждает: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли».

Хотя по признанию самого поэта в «Пророке» он перефразировал главу из Иезекииля.

В какой-то момент Пушкин ощутил свое предназначение, почувствовал, что его талант должен служить не только ради написания эпиграмм или романтических поэм. На него возлагается миссия «глаголом жечь сердца людей». Это ощущение и он передал в данном произведении. Случайна ли связь стиха с библейским сюжетом? На этот вопрос попробуем ответить проведенным анализом стихотворения Пушкина «Пророк».

Произведение было написано в 1826 году. Нельзя исключать тот факт, что на создание этого стихотворения поэта вдохновило восстание декабристов и последовавшая за этим событием казнь. Среди людей, сосланных в Сибирь и на Кавказ, было немало друзей и единомышленников Пушкина. Ставя перед собой задачу глаголом жечь сердца людей, поэт понимал, что он должен показывать в своих произведениях правду о самодержавии, о жизни крепостных крестьян, и призывать людей к Свободе.

Одни литературоведы причисляют его к жанру духовной оды, другие признают стихотворение философской притчей. В нем присутствуют элементы обоих жанров. По композиции его можно разделить на 3 части.

Первая часть — состояние поэта до его встречи с Серафимом. Она короткая, состоит из двух строк. Но в эти строки вместилась едва ли не вся прошлая жизнь поэта.

Вторая часть составляет основную мысль стихотворения. Это ─ духовное перерождение, перестройка сознания автора. Оно происходит постепенно. Сначала открылись глаза, и поэт стал замечать все то, на что другие люди в спешке и суете не обращают внимание. Затем ангел коснулся ушей, и поэт стал слышать небо, полет ангелов, и воспринимать, что происходит в морях. Затем ангел вырвал язык поэта и вложил «жало мудрыя змеи». Вместо сердца Серафим вложил горящий уголь.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение написано четырех — и пятистопным стопным ямбом, который своим неспешным ритмом с максимальной полнотой передает страдания, испытываемые поэтом в процессе духовного перерождения,

В этом стихотворении Пушкин активно использует художественные приемы. Это –

  • сравнения (легкие, как сон, персты, лежал как труп, зеницы, как у испуганной орлицы);
  • метафоры (духовная жажда, горний полет, легкие персты, вещие зеницы);
  • эпитеты (пустыня мрачная, язык празднословный и лукавый, уста замершие);
  • славянизмы (зеницы, уста, десница, виждь и внемли).

Использование славянизмов Пушкиным преследовало двоякую цель. Первое ─ славянизмы подчеркивали жанр оды, и второе, они сближали стих со Священным Писанием, поскольку Ветхий завет и Евангелие, переведенные однажды с греческого на старославянский, на протяжении веков не изменялись, и до ХХ века не переводились на современный язык.

По воспоминаниям современников, у Пушкина было 4 стихотворения о Пророке. Видимо, эта тема очень волновала поэта. Но три стихотворения были уничтожены по причинам, о которых мы можем догадываться, зная политическую ситуацию в России и стремление самодержавия удержать власть в своих руках. Но сохранившийся «Пророк» представляет собой творческую программу поэта. Александр Сергеевич взял библейского Пророка для аналогии, поскольку этот образ оказался ближе всего к его мировоззрению и мироощущению, и с наибольшей полнотой передает главную идею стихотворения.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина

Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.

«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества. «Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.

Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.

Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.

Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.

Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в .

В творчестве Пушкина принято традиционно выделять тему «поэта и поэзии». К этой группе лирических произведений относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию. Одним из таких произведений является стихотворение «Пророк».

Здесь Пушкин обращается к образам библейской мифологии. В начале стихотворения отражается душевная опустошенность, которая мучила поэта в годы «кризиса», и чудесное преображение чувств и способностей, осознание своей миссии пророка. Чувства поэта предельно обостряются: открывается «мудрое зрение», а также расширяется восприятие внешнего мира. Поэт задается вопросом: возможно ли столь изощренно тонкое восприятие и мудрое наблюдение передать обыкновенным человеческим словом («И он к устам моим приник/ И вырвал грешный мой язык,/ И празднословный, и лукавый, / И жало мудрыя змеи/ В уста замершие мои/ Вложил десницею кровавой».) Поэту необходим «жар сердца»: только очень высокий накал чувств может переплавить обыденную прозаическую жизнь в чистое поэтическое золото («И он мне грудь рассек мечом, / И сердце трепетное вынул,/ И угль, пылающий огнем, / Во грудь отверстую водвинул».) Одной острой наблюдательности и умения поэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего искусства – это мертвое фотографирование, натурализм. Необходимо активное отношение к наблюдаемому, умение критически, точно, правдиво оценивать его, нужна глубокая и верная идея, наполняющая душу поэта. Так завершается преображение пророка: поэт приходит к мысли, что он должен не просто утешать, радовать людей или доставлять им наслаждение своим творчеством, а учить читателя, вести его за собой.

Это стихотворение состоит из трех частей. В первой части раскрывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», в «пустыне мрачной влачился». Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который производит с ним определенные действия – вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи».

Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно: «моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон». Восприятие мира лирического героя меняется; он становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только человек с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорит людям слово истины.

В третьей части поэт слышит «Бога глас», который «взывает» к нему, побуждая «видеть» и «внимать» и, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Здесь облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он «исполняется волей» Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.

Взгляды Пушкина на предназначение поэта и поэзии коренным образом отличаются от взглядов романтиков. Основное отличие состоит в том, что Пушкин не рассматривает поэтический талант как заслугу личности, проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд пушкинской философии. Талант для него – это не печать «богоизбранности». Божественный дар, способность более тонко слышать и более сильно чувствовать мир. Поэт – просто человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные. Но самое главное качество, которым должен обладать поэт, - это горячее сердце, согретое нравственным законом, гуманным отношением к миру. Без этого «угля» человек мертв. Нравственный закон – тот «глас Божий», который к поэту «воззвал». И его свобода состоит в том, чтобы осознанно следовать этому гласу, напоминая людям о заключенной в них Божественной душе, о красоте мира и добре, которое они призваны творить.

Для придания большей выразительности языку Пушкин в стихотворении «Пророк» использует метафоры (духовная жажда, пустыня мрачная); сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы); эпитеты (сердце трепетное, горний ангелов полет, дольней лозы прозябанье, грешный язык). Архаическая церковная лексика придает языку торжественность, подчеркивается непреходящий, вечный характер изложенного.

Итак, в стихотворении «Пророк» отразилась одна из центральных идей творчества Пушкина, его представление об истинном предназначении поэта и поэзии, о Божественной «природе» его дара и обязанности истинного поэта следовать своему великому призванию, неся тем самым свет Красоты и Мудрости остальным людям. Стихотворение «Пророк» - это своего рода поэтическая программа Пушкина, его взгляд на мир сквозь призму поэтического дара.

Момент написания данного стихотворения относится к 1826 году, когда А.С.Пушкину было 27 лет. Ключевой темой стихотворения является проблема духовной реализации поэта как пророка и проблема сущности поэзии. Оно принадлежит к зрелому периоду поэтического творчества А. С. Пушкина, который многие пушкиноведы отсчитывают с 1826 и завершают 1836 годом. «Пророк» может считаться наиболее значимым, исходя из масштабности раскрытой темы.

С первых строк поэт дает нам понять, что он описывает свою жизнь, свой творческий путь, так как присутствуют местоимения «…я влачился…», «..мне явился…», «…моих зениц…», «…моих ушей…» и на протяжении всего стихотворения идет повествование от первого лица. Стихотворение написано очень мудро и в нем много подсказок о том, как происходит процесс обретения пророком своей миссии, но не стоит воспринимать каждое слово как описание действий, происходящих в физическом мире. Данные аллегории можно отнести к более тонкому, духовному плану бытия.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -

В самых первых строках поэт описывает свое существование до момента озарения или как еще называют этот процесс на Востоке – просветления, и сравнивает жизнь того времени с пустыней мрачной. Показывая тем самым, что всегда искал духовное начало во всем и позиционирует себя как высокодуховного человека.

И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

С появлением шестикрылого серафима начинается духовное перерождение поэта, ему открываются доселе неизвестные вещи и миры. Серафим в христианской традиции это высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу и появляются они перед людьми, у которых есть на Земле определенная великая миссия, как вестники этого предназначения. Однако они могут появиться только перед человеком, подготовленным ко встрече морально и физически. Встреча с серафимом подобна огненному крещению человека, его посвящению.

Единственная библейская ссылка на серафимов содержится в «Книге пророка Исаии». Исаия видел Господа, сидящего на престоле, а "...вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!". Один из серафимов коснулся горящим углем с жертвенника уст Исаии и сказал: «…Беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». Это посвящение подготовило Исаию к исполнению его миссии.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.

Далее идет описание преобразования А.С.Пушкина на тонком плане бытия. Также подчеркивается тот факт, что любое преобразование человека и его изменение возможно лишь при непосредственном контакте, то есть при помощи касания, как и при посвящении пророка Исаии.

Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

При прикосновении серафима к очам, у поэта открываются способности к ясновидению, обретение духовного зрения, что поначалу испугало его.

Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:

При прикосновении к ушам, поэт описывает обретение дара яснослышания. Так как серафимы являются наиболее приближенными к Богу, то при их прикосновении происходит процесс вливания Божественного огня в физическую и духовную составляющие человеческой сущности. В этих строках была описана работа серафима над поэтом и её последствия:

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,

После обретения дара ясновидения и яснослышания, поэт коротко, в четырех строках, описывает то, что ему удалось увидеть и услышать на тот момент:

И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

После посвящения, которое прошел А.С.Пушкин, перед ним появляется возможность узреть все происходящее, в независимости от времени и пространства, и то, что ранее было сокрыто от глаз и ушей, становится явным и очевидным. Таким образом, при обретении вышеуказанных способностей появилась возможность наблюдать за вещами и процессами на расстоянии и просматривать духовным зрением то, что необходимо.

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,

В этих строках в очередной раз акцентируется внимание на необходимости физического воздействия с помощью касания и, конечно же, поэт сам признает, что язык его был до этого момента - грешный, празднословный и лукавый.

И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Наступил черед преобразований связанных с устами, что очень важно для дальнейшей деятельности А.С.Пушкина как поэта. Необходимо отметить, что серафим может осуществлять действия над человеком, как при помощи Божественного огня, так и при помощи заморозки, своего рода анестезии при операции, что бы хоть как-то уменьшить болевые ощущения.

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Самым последним действием серафима над поэтом является, конечно же, работа с сердцем. Наделение его божественным огнем дало Пушкину возможность принять и понять свою миссию, как пророка.

Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:

В окончании стихотворения описываются реальные ощущения поэта, последствия работы серафима. Встреча с ним не прошла бесследно. Этот процесс принес много физических страданий А.С.Пушкину «…как труп в пустыне я лежал…». Далее следует главная идея стихотворения, становится понятна цель произведённой трансформации: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".

И в нем читается основная миссия поэта как пророка – с помощью слов и божественного огня в сердце донести до народа Божественные истины или сокровенные знания. Что сделано А.С.Пушкиным более чем гениально, все, что им сотворено впоследствии, зашифровано в виде сказок и стихотворений для того, чтобы следующее поколение не исказило скрытую в них истину, не внесло в нее изменения. Подтверждением данного факта является то, что поэма «Руслан и Людмила» была опубликована летом 1820г. без стихотворного предисловия «У лукоморья дуб зеленый», которое А.С.Пушкин написал в 1836г. спустя 16 лет. Значит ли это, что и в данном предисловии скрыты определенные Истины?

Пророк. Обсуждения

Понравилась статья? Есть вопросы? Хочется высказать своё мнение? Всё это возможно сделать на