Психология манипуляции: как распознать манипулятора? Как распознать манипуляцию и защититься от нее

Сложной методикой, которая используется многими мошенниками для получения выгоды, является манипуляция людьми. Психология человека такова, что им можно управлять. Даже во время деловых переговоров стороны пытаются друг на друга давить, продвигая свою точку зрения. И для защиты от влияния со стороны надо ознакомиться с разными методами манипуляции.

Она чаще всего скрытая. В открытую подавлять волю сложнее. Для этого необходим человек, который легко подвергается воздействию. А таких очень мало. В связи с этим и используется скрытая манипуляция людьми.

Многогранное искусство управления

Психология - многогранная наука. И искусство манипуляции - этому прямое доказательство. Существует огромное количество методов, с помощью которых можно научиться управлять человеком. Но нет такого манипулятора, который бы пользовался всеми способами. Обычно они выбирают несколько наиболее подходящих методов. Почему так популярна манипуляция людьми? Психология у человека такая. И с помощью искусства управления можно не только сможет повлиять на действия собеседника, но и добиться при этом свей цели.

Надо чувствовать настроение людей

Не следует думать, что управлению подвержены все. На самом деле существуют люди, которых сложно загипнотизировать. Соответственно, манипуляции они тоже не поддаются. Таких людей злоумышленники стараются обойти стороной. Откуда же им известно, кого следует сторониться, а кем можно управлять? Манипуляция людьми, психология - чтобы быть профессионалом в этих сферах, надо хорошо чувствовать настроение собеседника. В противном случае все умения и навыки будут сведены к нулю.

Обычно манипуляторы находят слабую точку. Это может быть интерес, убеждение, привычка, способ мышления, эмоциональное состояние и т. п. Главное - найти куда давить, и знать, как это делать. С помощью какого способа может происходить манипуляция людьми? Психология, книги - все это поможет нам разобраться в популярных методах управления.

Выигрыш приза

Выигрыш-плата. Этот вид управления можно считать наиболее любимым в среде мошенников, которые пытаются втереться в доверие людей. Они говорят своему собеседнику о том, что он выиграл приз либо вознаграждение. Естественно, если вы прикладывали усилия, то это может быть правдой. Но если вклада с вашей стороны не было, но награду вы как-то выиграли, то стоит задуматься о правдивости ситуации.

Заострение внимания на мелочах. Манипуляция, описанная в книге

Смещение внимания. Этот способ был описан в книгах психолога Он известен как создатель эриксоновского гипноза. Какие можно выделить черты, характерные для данной техники манипуляции людьми? Психология человека такова, что его внимание может переключаться на самые разные мелочи. И именно на таком переключении строится управление. Надо просто отвлечь собеседника от важного момента. Например, манипулятор может предложить сделать выбор в пользу одного из трех вариантов. Но вне зависимости от вашего выбора он всегда останется в выигрыше, а не вы. Суть не в том, что все зависит от решения. Главная идея заключается в необходимости втереться в доверие и в отвлечении внимания.

Когда информация не соответствует действительности

Несоответствие информации. Для распознавания несоответствующих данных, передаваемых по разнообразных каналам, надо ознакомиться с основами невербального общения. Только так можно увидеть, что речь манипулятора расходится с остальной информацией, передаваемой его жестами.

Отсутствие лишнего времени

В чем заключается подобная психология манипуляций? Давление на человека и противодействие с его стороны предполагает использование определенных временных рамок. Например, вы можете начать обсуждение с собеседником важной темы. Однако он, говоря по другие планы, начинает собираться, чтобы уйти. И одновременно с этим может потребовать незамедлительного принятия решения с вашей стороны по тому вопросу, который обговаривался. С помощью такого метода вас пытаются загнать в угол.

Три психологические хитрости вам в этом помогут. Они будут описаны дальше.

Возникновение чувства долга

Забота и любовь. Практически все методики в своей основе содержат правила взаимного обмена. Достаточно распространенное понятие в психологии. Суть его заключается в необходимости вызвать у собеседника чувства долга. И происходит это на бессознательном уровне. Например, муж перемыл всю посуду, убрался в комнатах, самостоятельно вытер пыль. Жену свою он отправил отдыхать. И после того как все работы были выполнены, он невзначай сказал, что завтра с друзьями собрался посидеть выпить. Ну и как в такой ситуации можно отказать ему? Данный случай является простым и реальным - муж сформировал чувство долга у жены. Соответственно, вероятность услышать положительный ответ с ее стороны заметно увеличилась.

Как справиться с манипулированием? Отзывы людей

Если вы хотите знать, (тонкости психологии в том числе), то надо понимать, как противостоять манипулированию. В данной ситуации помните, что заботу без причины никто проявлять не будет. Избежать воздействия поможет внимательность. Кроме того, не надо копить чувство долга. Умейте говорить «нет». Вышеописанный способ манипулирования достаточно эффективен. И встречается он на каждом шагу.

Зомбирование

Повторение - мать учения. Это основа зомбирования. Например, каждый день по телевизору вам показывают рекламу вкусных приправ. Блуждая по магазину, вы сами не заметите, как приобретете их. Почему? Это связано с тем, что уже несколько тысяч раз вами была просмотрена реклама. Она прочно закрепилась в подсознании. Такой прием достаточно часто используется для манипулирования людьми. Недаром есть пословица, которая утверждает, что человек начнет хрюкать, если его сто раз назвать свиньей. Такая методика управления распространена в отношениях между начальством и подчиненными с заниженной самооценкой.

Как противостоять данному способу управления? Будьте бдительны. Повторение можно связать с заботой, и тогда будет получено мощное оружие управления. Вы автоматически превратитесь в доброго инвестора для плохого человека. Только внимательность спасет вас от такой участи.

Соблазнение собеседника - прекрасная техника манипулирования

Запретный плод сладок. Не следует поддаваться искушениям и желаниям, хоть это и сложно. Надо обладать силой волей, Хотите научиться манипулировать? Воспользуйтесь этим способом. Проанализируйте свою жизнь. Как часто вами была сказано фраза «Не соблазняй…», «Слабо…?», «Не мужик что ли?». А может, это говорили вам?

Например, акции и скидки. Особенно часто их можно встретить в Интернете, когда они сопровождаются таймерами с обратным отсчетом. Это чистое искушение, управление. Пройти мимо подобных площадок не позволит Воспользуйтесь этим способом в свою пользу.

Можно избежать подобного воздействия. Просто поймите его природу, осознайте, как оно действует. Также помочь может твердый характер и непоколебимые принципы. Только в такой ситуации вас никто не сможет соблазнить.

Методов управления может быть много

Существует очень много самых разных способов манипулирования. Надо уметь защищаться от этого. В первую очередь важно прислушиваться к себе. Ведь манипулирование предполагает влияние, управление чужой волей. Если вы стали ощущать дискомфорт или же склоны принять решение именно сейчас, то надо уходить от беседы. Скажите «нет» и стойте на своих принципах. Не надо поддаваться на провокации. Ведь вами просто манипулируют.

Начните самостоятельно принимать решения

В данном обзоре было описано, как манипулировать людьми (тонкости психологии). Как не попасться на такие уловки? Внимательно отнеситесь к этому, ведь управление вами может осуществляться постоянно во всех сферах жизнедеятельности. Начните принимать свои собственные решения, а не те, которые были вам навязаны. Таковы психология манипуляций и давление на человека, противодействие которым мы рассмотрели выше.

Занятие для старшеклассников.


Целью предлагаемого занятия является знакомство участников с приемами психологического манипулирования, способами его распознавания, а также защиты от манипуляций.

Предлагаем «модернизированную» версию занятия для старшеклассников, посвященного распознаванию попыток манипулирования и способам противостояния им. Для повышения эффективности занятия, его наглядности активно используются различные видеофрагменты. Однако вместо них можно показывать фотографии, зачитывать фрагменты из литературных произведений, при этом выбор эпизодов зависит от желания и возможностей ведущего.

Оборудование: аппаратура для просмотра видео-фрагментов, фрагменты из кинофильмов «12 стульев», «Собачье сердце», «Берегись автомобиля», «Правдивая ложь» и мультфильмов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Карлсон вернулся».

  • Скачать материалы к занятию «Как распознать манипуляцию и защититься от нее».

Продолжительность занятия «Как распознать манипуляцию и защититься от нее «: 2 академических часа.

Вводная часть.

После приветствия ведущий предлагает посмотреть эпизод из фильма «12 стульев», в котором Остап Бендер выдает себя за инспектора пожарной охраны. Напомним соответствующую цитату из романа:

— Скажите, где здесь можно видеть товарища завхоза? – вымолвил Остап, прорвавшись в первую же паузу (в пении).
— А в чем дело, товарищ?
Остап подал дирижеру руку и дружелюбно спросил:
— Песни народностей? Очень интересно. Я инспектор пожарной охраны» .

Ведущий спрашивает: почему Остапу удалось обмануть завхоза? Анализируя ответы, ведущий подводит участников к выводу: завхоза испугал присвоенный Бендером статус инспектора, то есть начальника — человека, от которого можно ждать неприятностей. При этом лже-инспектор получил то, что ему было надо: в поисках стула осмотрел весь дом и даже пообедал. Имеющийся у человека статус нередко способствует формированию у окружающих определенного мнения о нем, даже если человек совершенно им не знаком. Так, определенное доверие вызывает человек в белом халате (врач) или в военной форме.

Примером может быть известный эксперимент, когда студентам в разных аудиториях был представлен один и тот же человек. В одной — как студент, в другой — как лаборант, в третей — как лектор, в четвертой — как профессор. Испытуемых просили оценить его рост. Оказалось, что чем выше был его статус, тем выше он казался.

Итак, то, что сделал Остап, называется манипуляцией. А что такое манипуляция? Ведущий демонстрирует слайд (плакат, надпись на доске) с определением понятия «манипуляция» и зачитывает его: «Манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение человека к принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей манипулятора» .

По мнению бессмертного героя «12 стульев» и «Золотого теленка», существует четыреста способов сравнительно честного отъема денег. Однако если их классифицировать, то можно получить несколько основных видов манипуляций (по Р.Чалдини) .

Рассказывая о них, ведущий демонстрирует слайды с названиями (записывает на доске). Возвращаясь к эпизоду из «12 стульев», ведущий говорит, что вид манипуляции, примененный Остапом, называется «Авторитет». «Авторитет» связан со склонностью большинства людей автоматически повиноваться авторитетам. Это удобно, так как истинные авторитеты, как правило, имеют больше знаний, силы, и в ситуации непростого выбора облегчают наши «терзания», взяв ответственность за выбор на себя. Опасность заключается в автоматическом реагировании не на сам авторитет, а на его символы. Такими символами могут быть титулы, внешний вид и личные вещи (например, генеральские погоны, дорогой автомобиль и т.д.). Николай Васильевич Гоголь с иронией писал, что уряднику было достаточно отправить в возмущенную чем-либо деревню свою фуражку, и волнения стихали.

Другой вид, «Взаимный обмен», предполагает, что человек, как правило, стремится отплатить за предоставленную ему услугу. Например, в эксперименте испытуемые, разбитые на пары, должны были оценивать картины. Один из них был «подсадным», то есть помощником психолога. Во время перерыва он уходил из лаборатории, а затем возвращался с двумя бутылками «Кока-колы» и предлагал одну из них своему партнеру. В контрольной группе он возвращался без «колы». После того как оценивание картин оканчивалось, он просил настоящего испытуемого оказать ему услугу — купить у него один или несколько лотерейных билетов. Испытуемые, которым до этого был предложен напиток, приобретали в среднем в два раза больше билетов, несмотря на то, что один билет стоил дороже бутылки с «колой».

Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», в котором Колыван, заманивая людей на партию в лото, сначала угощал их пряниками.

Правило «взаимного обмена» дает возможность повлиять на наше решение, предварительно что-то для нас сделав. Оно действует даже тогда, когда нам оказывают услугу, о которой мы не просили и тогда когда услуга, которую должны оказать мы, значительно серьезнее.

Тактика следующего вида «Отказ-затем-уступка» заключается в том, что, начав с завышенного требования, требующий переходит к реальному, которое теперь выглядит как уступка и заставляет нас уступить в ответ. Кроме того, здесь задействовано еще и явление контраста: меньшая просьба по сравнению с более существенной может показаться менее трудной для выполнения. Например, если мы попросим взаймы крупную сумму и получим отказ, то, скорее всего, нам не откажут, если в ответ на это мы попросим меньшую сумму. При этом у жертвы манипуляции остается удовлетворенность заключенным соглашением в связи с тем, что решение ссудить нас деньгами было принято ею «самостоятельно», а иногда – чувство вины, что не смогла выполнить нашу первоначальную просьбу.

Иллюстрируя это, можно показать эпизод из мультфильма «Карлсон вернулся», когда Карлсон требует торт со взбитыми сливками, а потом «соглашается» на колбасу», вызывая у Малыша чувство вины.

Следующий вид манипуляции можно условно назвать «Симпатия». Он основан на том, что мы склонны соглашаться с симпатичными нам людьми. Однако и симпатия возникает не просто так. Во-первых, мы больше симпатизируем знакомым нам людям. Не случайно часто, обращаясь к нам с просьбой, люди пытаются представиться знакомыми нашего знакомого. Именно механизм «Симпатия» лежит в основе традиции быть представленным кем-либо при знакомстве.

Для иллюстрации этого ведущий демонстрирует фрагмент из фильма «Берегись автомобиля» (персонаж Г. Волчек представляется продавцу комиссионного магазина: «Я от Олега Николаевича»).

Переходя к следующему виду манипуляций, ведущий демонстрирует слайд (плакат), на котором на трех строках изображены символы:
0, 1, 2, 3;
О, П, Р, С
и геометрические фигуры «овал», «треугольник», «квадрат».

Участникам предлагается назвать, какие символы они здесь видят. Ведущий обращает внимание, что несмотря на то, что первый символ во всех строках одинаковый, его, как правило, сначала называют цифрой, потом – буквой, а затем – геометрической фигурой. Следует обсудить с участниками, почему они сделали такой вывод. В высказываниях подчеркнуть, что к этому их побудил ряд последующих символов: в первом случае – цифр, во втором – букв, в третьем – геометрических фигур. Данный пример иллюстрирует такой вид манипуляции, как «Последовательность».

Применяя этот прием, покупателя легче склонить сделать крупную покупку, после того, как он сделает мелкую (сказавши «А», скажи «Б»), или продолжать пользоваться услугой даже после того, как исчезает причина (например, скидка на нее), по которой покупатель стал ее приобретать. Вот так в торговле эксплуатируется склонность людей делать выводы на основе ложного посыла, подсказанного манипулятором.

Демонстрируется следующий фрагмент из фильма «Берегись автомобиля» (продавец комиссионного магазина повышает цену за свои услуги).

Еще один вид манипуляций – «Дефицит», основан на простой зависимости – то, что менее доступно, более притягательно. Принцип дефицита действует сильнее, если нечто стало дефицитным совсем недавно и при наличии конкуренции. Дефицитом может быть время: вам предлагают принять решение немедленно, иначе «вы опоздаете»! В качестве примера демонстрируется продолжение предыдущего эпизода: продавец комиссионного магазина дает понять, что если покупательница не согласится с его ценой, он продаст магнитофон другим («товар импортный, вмиг уйдет»).


Основная часть.

Для закрепления пройденного материала и получения обратной связи ведущий предлагает посмотреть эпизод из фильма «12 стульев» (Остап встречается с Людоедкой Эллочкой):

— Милая девушка, — неожиданно сказал Остап, — продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, а я вам дам семь рублей.
— Хамите, парниша, — лукаво сказала Эллочка.
— Хо-хо, — втолковывал Остап.
«С ней нужно действовать иначе, — решил он, — предложим обмен».
— Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду – разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно.

Эллочка насторожилась.
— Ко мне как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привез в подарок. Забавная вещь .
Вопрос ведущего: какие виды манипуляции применяет Остап? («Взаимный обмен», «Авторитет»).
Ведущий говорит, что иногда трудно определить: является ли сделанное вам предложение искренним или это – манипуляция. Одним из способов распознавания манипуляции является анализ собственных , которые возникают в процессе общения. Если вы чувствуете «странность» эмоций (возникновение эмоций не соответствующих ситуации) или резкий эмоциональный всплеск, знайте – это может свидетельствовать о том, что вами манипулируют.

Помимо анализа эмоций, необходимо следить за изменением ситуации. Если вы оказываетесь в ситуации, которая вам не выгодна, по крайней мере, на данный момент – это также может быть признаком манипуляции. Рассмотрим пример: вам звонят (на мобильный телефон) и сообщают, что ваш номер выиграл в лотерее, проводимой фирмой мобильной связи. Если вы приедете в течение трех дней в офис (сообщается адрес) вы бесплатно получите новую дорогую модель телефона и возможность бесплатных разговоров в течение месяца.

На этом месте ведущий задает вопрос: теряем ли мы что-либо в этой ситуации? Ответ: нет, по крайней мере, в настоящий момент. А какие эмоции в этот момент мы испытываем? Ответ: всплеск эмоций (радость, удивление, недоверие). Таким образом, мы получаем первый сигнал о возможной манипуляции. Вопрос, который мы может задать себе: не попросят ли нас сейчас о какой-нибудь услуге?

Ведущий продолжает описание ситуации с телефонным звонком: вам предлагают в течение одной минуты перезвонить с вашего номера на указываемый номер, «чтобы вас зафиксировал компьютер». Вопрос к участникам: вам это не выгодно, так как дальнейший разговор будет оплачиваться вами.

Не исключено, что вы все еще продолжаете выполнять получаемые инструкции. Вы должны в течение одного часа купить карточки экспресс-оплаты и по известному уже вам телефону сообщить их номера. После этого можно приезжать за выигрышем. Вопрос: в сложившейся ситуации вы получаете или теряете? (Теряете – вы начинаете платить). Ведущий обращает внимание на выражение «Вы должны». В подобных ситуациях мы иногда замечаем, что что-то должны, не зная, почему – это также один из признаков манипуляции по отношению к нам.

Вместе с тем, распознать манипуляцию недостаточно, необходимо уметь противостоять ей. Ведущий перечисляет возможные варианты действий при обнаружении манипуляции, которые записываются на доске. Среди них могут быть такие действия, как а) прервать ; б) заявить манипулятору о том, что его цели раскрыты; в) сделать вид, что ни о чем не догадываешься, при этом добиваться собственной цели (встречная манипуляция). Однако действовать в соответствии с двумя первыми вариантами не всегда удобно и возможно. Что касается третьего варианта, то опытный манипулятор может вас «переманипулировать».

Встречная манипуляция представлена в «12 стульях», когда на вопрос Остапа «Новая партия старушек?» завхоз отвечает «Это сироты». Ответ на вопрос дан, хотя не тот ответ на и не тот вопрос! Демонстрируется соответствующий эпизод из фильма.

Далее ведущий предлагает посмотреть эпизод из американского фильма «Правдивая ложь», в котором секретный агент в исполнении Арнольда Шварценеггера, разговаривая с продавцом подержанных автомобилей, делает вид, что его заинтересовала спортивная машина. Участники должны назвать виды манипуляций, используемые продавцом: «Симпатия» («мне нравится твой стиль вождения»), «Дефицит» («у меня есть на эту машину заказчики»), а также пример встречной манипуляции со стороны секретного агента («попридержи ее для меня»). В этом случае агент как бы положительно отвечает на предложение, не говоря при этом ни «да», ни «нет».

Ведущий знакомит участников с универсальным способом противостояния манипуляциям, который называется «Заигранная пластинка» (не исключено, что современным подросткам нужно будет объяснить прямое значение этого выражения). Суть этого метода заключается в повторении своих слов, как на заигранной пластинке, однако при этом следует соблюдать определенную последовательность.

Итак, к вам обращаются с просьбой, выполнение которой вам нежелательно: 1) если вы не уверены, что поняли собеседника, расспросите его о деталях. Уточните, правильно ли вы его поняли, повторив за ним его слова. 2) поняв суть просьбы, согласитесь с правом собеседника иметь собственное мнение; 3) сообщите собеседнику, что вы не хотите делать то, о чем вас просят. Если собеседник продолжает настаивать, «включайте пластинку» и, соглашаясь с правом собеседника иметь свое мнение (пункт 2), отказывайтесь выполнять его просьбу (пункт 3).

Например, знакомый просит у вас мобильный телефон, чтобы позвонить своим знакомым за границу, мотивируя свою просьбу тем, что у его телефона «сел» аккумулятор. Оплачивать разговор он не собирается. Уточните, правильно ли вы его поняли. Согласитесь, что он имеет право звонить своим знакомым. Если вы не хотите давать свой телефон в этой ситуации, спокойно откажите. Не стоит при этом давать объяснения своему отказу, например, «у меня тоже сел аккумулятор». Опытный манипулятор достанет из кармана зарядное устройство, которое подходит только к вашему телефону.

Этим приемом, судя по описанию, великолепно владел профессор Преображенский из повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Ведущий демонстрирует фрагмент из фильма или зачитывает цитату:
«- Хочу предложить вам, — тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, — взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

— Нет, не возьму, — кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы…
— Почему же вы отказываетесь?
— Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— Жалеете по полтиннику?
— Нет.
— Так почему же?
— Не хочу…
— Вы не любите пролетариат! – гордо сказал женщина.
— Да. Я не люблю пролетариат, — печально согласился Филипп Филиппович» .

В эпизоде Филипп Филиппович соглашается с мнением женщины (он сочувствует детям Германии, не жалеет полтинника, не любит пролетариат), но, четырежды, как заигранная пластинка, отказывает в неприятной для него просьбе.


Заключительная часть занятия.

Участникам предлагается определить, способны ли они увидеть в действиях окружающих попытки манипулирования. Для этого они должны ответить на вопросы теста «Насколько вы проницательны?» (по Е.Варламовой) . По мере зачитывания вопросов, они появляются на экране:

  1. Вы обычно не помните, во что одеты люди.
  2. После беседы вы можете легко восстановить сюжетную линию разговора.
  3. Вы умеете влиять на содержание происходящего разговора.
  4. Вы больше ориентируетесь не на слова, а на интонацию.
  5. Вы часто применяете силу своей власти над людьми.
  6. Перед ответственными встречами вы продумываете не менее трех вариантов развития беседы.
  7. Вы любите угадывать истинные мотивы и интересы окружающих.
  8. Окружающие считают вас излишне прямолинейным человеком.
  9. Вы не любите психологические книжки.
  10. Вам больше нравится слушать, чем говорить.

Необходимо поставить по одному баллу за согласие с утверждениями 2, 3, 4, 6, 7, 10 и несогласие с утверждениями 1, 5, 8, 9.

Ключ. 8-10 баллов. Вас смело можно посылать в разведку – вы очень наблюдательны. Вы легко распознаете манипуляцию, но иногда вам не хватает решительности, чтобы противостоять ей.

0-3 балла. Вы слишком толстокожий, эгоистичный и самоуверенный человек, хотя думаете, что вы белый и пушистый. Вы всего добиваетесь не мастерством, а силой. И, несмотря на это, а, вероятно, именно поэтому вы легко можете стать жертвой манипуляции.
4-7 баллов. Вы достаточно проницательны, чтобы обращать внимание на мелочи, но вам есть, куда расти. Вы с успехом можете освоить способы контрманипуляции.

Ведущий желает всем удачи и спрашивает: где бывает бесплатный сыр? Получив ответ («в мышеловке»), ведущий прощается с участниками. Занятие окончено.

РОДИОНОВ Вадим Альбертович
профессор кафедры общей и практической
психологии Института психологии,
доктор педагогических наук..

Манипулировать - значит пытаться косвенно влиять на чье-либо поведение или действия. Манипулирование не обязательно должно быть хорошим или плохим: человек может пытаться манипулировать другими как из лучших побуждения, так и для того, чтобы заставить другого человека сделать что-либо противозаконное. Манипулирование всегда скрытно и часто направлено на наши слабые места, поэтому его сложно выявить. Сопровождающая манипулирование хитрость бывает незаметна и ее легко проглядеть, ведь она часто скрыта за чувством долга, любви или привычки. Тем не менее, можно выявить признаки манипулирования и не поддаться ему.

Шаги

Поведение

    Отметьте, старается ли ваш собеседник, чтобы вы всегда говорили первым. Манипуляторы хотят сначала услышать нас, чтобы определить наши сильные и слабые стороны. Вам зададут наводящие вопросы, при ответе на которые вы выскажете свою точку зрения и чувства. Как правило, эти вопросы начинаются с "что", "почему" и "как". Ответ и реакция собеседника будут зависеть от полученной им информации.

    • Если ваш собеседник хочет услышать вас первым, это не всегда означает, что он пытается манипулировать вами. Следует учитывать также другие факторы.
    • Манипулятор старается как можно меньше рассказывать о себе и больше слушать вас.
    • Если подобное поведение наблюдается в большинстве случаев, это может свидетельствовать о том, что вами пытаются манипулировать.
    • Даже если вам кажется, что человек искренне интересуется вами, помните, что такие расспросы могут иметь скрытую подоплеку. Если собеседник уходит от прямых ответов на ваши вопросы и старается быстро перевести разговор на другую тему, это может свидетельствовать, что он неискренен.
  1. Присмотритесь к тому, не пытается ли собеседник понравиться вам. Некоторые люди обладают природным шармом, и манипуляторы пытаются использовать это в своих целях. Прежде чем попросить о чем-либо, манипулятор может похвалить вас. Он может также сделать небольшой подарок, после чего попросит вас о какой-то услуге.

    • Например, кто-то может угостить вас великолепным ужином и ласково общаться с вами, прежде чем попросить занять денег или помочь с работой.
    • Хотя такое поведение часто не представляет опасности, помните о том, что вы не обязаны делать что-либо лишь потому, что кто-то проявляет к вам доброе отношение.
  2. Обратите внимание на попытки принудить. Манипулятор может пытаться принуждать вас к чему-либо путем запугивания и угроз. В попытках добиться своего он может кричать, критиковать и оскорблять собеседника. Вы можете услышать от него "Если ты не сделаешь этого, то я..." или "Я не сделаю этого до тех пор, пока ты не...". Манипулятор может использовать такую тактику не только для того, чтобы вынудить собеседника к определенным поступкам, но и взамен обещания прекратить делать что-либо.

    Обратите внимание на то, как человек обращается с фактами. Если ваш собеседник слишком свободно обращается с фактами с целью убедить вас в чем-то, возможно, он пытается манипулировать вами. Человек может лгать, недоговаривать, придерживать информацию, притворяться несведущим или преувеличивать. Манипулятор может также притворяться экспертом в каком-либо вопросе и засыпать вас фактами и статистикой. При этом он постарается показаться намного более сведущим, чем вы.

    Обратите внимание, если собеседник постоянно представляет себя мучеником или жертвой. При этом человек может делать то, о чем вы не просили его, а затем ссылаться на это. После "оказания услуги" он ожидает, что вы постараетесь отплатить за нее, а если этого не произойдет, он может начать жаловаться.

    • Манипулятор может также жаловаться и говорить: "Меня никто не любит (я болен, меня унижают и тому подобное)" в попытках вызвать ваше сочувствие, чтобы затем использовать его в своих целях.
  3. Задумайтесь, зависит ли хорошее отношение к вам от чего-то конкретного. Манипулятор может быть добрым и ласковым с вами, если вы делаете то, что ему нужно, но это отношение резко изменится, если вы не оправдаете его надежд. Кажется, что манипулятор данного типа имеет два лица: маску ангела, когда хочет понравиться вам, и пугающее обличье, когда ему требуется, чтобы вы боялись его. Все идет прекрасно лишь до тех пор, пока вы оправдываете ожидания.

    • Иногда кажется, что вы ходите по лезвию бритвы и боитесь рассердить манипулятора.
  4. Понаблюдайте за характерным поведением. Все люди время от времени пытаются манипулировать, однако манипуляторы занимаются этим постоянно. У манипулятора есть скрытая цель, и он намеренно старается использовать другого человека для того, чтобы достичь за его счет власти, контроля или каких-либо других преимуществ. Если такое поведение проявляется регулярно, перед вами может быть манипулятор.

    • Манипулятор редко учитывает ваши права и интересы, они для него неважны.
    • Помните о том, что свою роль могут играть психические заболевания или инвалидность. Например, в состоянии депрессии человек может и не иметь намерений манипулировать вами, а при синдроме дефицита внимания и гиперактивности люди часто забывают проверять свою электронную почту. При этих и ряде других расстройств может казаться, что больной пытается манипулировать вами, хотя это не так.

    Манера общения

    1. Отметьте, если вас упрекают или осуждают. Распространенный метод манипулирования состоит в том, чтобы придраться к человеку и заставить его чувствовать себя виноватым. Неважно, что вы делаете, манипулятор всегда найдет, к чему придраться. Как бы вы ни поступали, что-то окажется не так. Вместо того чтобы посоветовать и высказать конструктивную критику, манипулятор будет указывать вам лишь на ваши недостатки.

      • Такое поведение может выражаться в виде сарказма и шуток. Манипулятор может подшучивать над вашей одеждой и внешним видом, манерой вождения автомобиля, местом работы, семьей или чем-нибудь другим. Хотя такие замечания часто подаются в виде шутки, они могут быть довольно болезненными. При этом вы выступаете объектом насмешек, цель которых состоит в том, чтобы подорвать у вас веру в свои силы.
    2. Обратите внимание на периоды молчания. Чтобы получить над вами контроль, манипулятор может использовать молчание. Он может не брать телефон, не отвечать на ваши текстовые сообщения и электронные письма в течение продолжительного времени. Это делается для того, чтобы заставить вас чувствовать неуверенность или наказать за "неправильное поведение". Такое поведение отличается от простой попытки остыть, прежде чем возобновить общение, и оно используется для того, чтобы заставить вас чувствовать себя беспомощным.

    3. Распознайте ловушку вины. Этот прием заключается в том, чтобы заставить вас чувствовать ответственность за поведение манипулятора. Он ставит вас под контроль эмоций другого человека: его радости, успеха или неудач, гнева и так далее. В результате вы почувствуете себя обязанным делать что-то, чего от вас хотят, даже если это кажется вам неправильным.

      • Ловушку вины часто предваряют такими утверждениями, как "Если бы ты лучше понимал меня, то...", "Если ты действительно любишь меня..." или "Я сделал это для тебя, почему же ты не хочешь сделать это для меня?" (причем это говорится по поводу того, о чем вы не просили).
      • Если вы согласитесь сделать что-то, чего вы в обычных условиях не сделали бы (или что не нравится вам), возможно, вы стали жертвой манипуляции.
    4. Заметьте, не приходится ли вам постоянно извиняться. Манипулятор может сделать так, чтобы вам казалось, что вы в чем-то виноваты. Он может обвинить вас в чем-то, чего вы не делали, или взвалить на вас ответственность за какую-либо ситуацию. Например, вы договорились о встрече в 13:00, но человек опоздал на два часа. В ответ на ваши упреки он говорит: "Да, ты прав. Я все делаю неправильно. Даже не знаю, почему ты продолжаешь общаться со мной, я не заслуживаю этого". В результате вы смягчаетесь и меняете тему разговора.

      • Помимо этого манипулятор переиначивает ваши слова наихудшим образом, из-за чего вам приходится извиняться за них.
    5. Обратите внимание на то, что вас постоянно сравнивают с другими людьми. При попытках заставить вас сделать что-либо манипулятор может заявить, что вы хуже кого-то другого. Он может назвать вас глупым человеком, если вы откажетесь делать то, что он хочет. Это рассчитано на то, чтобы вызвать у вас чувство вины и все-таки вынудить вас сделать то, о чем вас просят.

      • При сравнении с другими могут прозвучать следующие фразы: "Любой другой на твоем месте сделал бы это", "Если бы я попросил Марию, она бы сделала это" или "Кроме тебя, все остальные считают это нормальным".

    Общение с манипулятором

    1. Умейте в нужный момент сказать "нет". Человек продолжит манипулировать вами до тех пор, пока вы будете позволять ему делать это. Чтобы защититься от манипуляций, следует вовремя говорить "нет". Встаньте перед зеркалом и потренируйтесь говорить "Нет, я не могу сделать этого" или "Нет, это не для меня". Вы должны уметь защитить себя, чтобы к вам относились с должным уважением.

      • Не следует испытывать чувство вины, когда вы говорите "нет". У вас есть полное право делать это.
      • Можно отказать достаточно вежливо. Если манипулятор просит вас о чем-то, попробуйте ответить: "Я бы сделал это, но в ближайшие месяцы я очень занят" или "Спасибо за предложение, но нет".
    2. Установите соответствующие границы. Если манипулятор обнаружит, что вы поддаетесь на его уговоры и хитрости, он постарается завоевать ваше расположение, чтобы использовать вас в дальнейшем. В этом случае он будет упирать на свою "беспомощность" и попытается получить от вас финансовую, эмоциональную или какую-либо другую помощь. Обратите внимание на такие фразы, как "Ты единственный, кто у меня есть", "Мне не с кем больше поговорить" и так далее. У вас своя жизнь, и вы не обязаны все время помогать этому человеку.

      • Если вы слышите от человека фразу: "Мне не с кем больше поговорить", попробуйте противопоставить ей конкретные примеры:
        • "Помнишь, Анна долго разговаривала с тобой вчера после обеда? А Мария сказала, что она всегда рада поговорить с тобой по телефону. Я рад побеседовать с тобой в течение 5 минут, но затем у меня важная встреча, которую я не могу пропустить".
    3. Не вините себя. Манипулятор постарается выставить вас виноватым. Помните о том, что вами пытаются манипулировать, чтобы вы почувствовали вину, и что проблема не в вас. Если вы почувствуете себя неправым, внимательнее присмотритесь к происходящему и еще раз проверьте свои эмоции.

      • Спросите себя: "Проявляет ли этот человек уважение ко мне?", "Предъявляет ли он разумные требования и ожидания?", "Не является ли это односторонними отношениями?", "Нравятся ли мне такие отношения?".
      • Если ответ на эти вопросы отрицателен, то проблемы в ваших отношениях, скорее всего, связаны с манипулятором, а не с вами.
    4. Проявляйте настойчивость. Манипуляторы часто перекручивают и искажают факты, чтобы представить себя в более выгодном свете. Отвечайте на это настойчивостью и стремитесь прояснить факты. Объясните, что вы запомнили факты по-другому, и вам хотелось бы лучше понять, что именно произошло. Задавайте собеседнику простые вопросы и старайтесь выявить точки соприкосновения. Когда вы выясните то, в чем согласны, примите это в качестве отправной точки для дальнейших рассуждений. Например:

      • Ваш собеседник говорит: "Больше ты меня не заманишь на эти встречи. Ты используешь их лишь для своей выгоды, а меня всегда оставляешь на съедение акулам".
      • Ответьте следующим образом: "Это неправда. Мне казалось, ты был готов рассказать инвесторам о своих идеях. Если бы я услышал, что ты допустил ошибку, то я тут же вмешался бы, но мне показалось, что ты превосходно справился со своей задачей".

Манипуляция - это психологический прием, скрытое управление собеседником против его воли. Манипулируя, человека вынуждают к каким-то действиям, и он совершает их вопреки собственным интересам. Как отличить искренность в общении от манипуляции?

Основная характеристика манипуляции в общении - ее скрытность. Ведь как только мы понимаем, что собеседник манипулирует нами, у него не остается шансов добиться своего таким путем.

Анализируя общение с тем или иным человеком, обратите внимание на ряд характерных признаков манипулятивного поведения.

1. Запугивание и провоцирование чувства вины

Манипулятор всегда действует так, чтобы задеть эмоциональные струны у собеседника, обращается к самым важным его потребностям.

Коллега говорит: «Если ты не поучаствуешь в этом мероприятии, тебя могут уволить!», прекрасно зная, что этого не произойдет, а лишь достигая своей цели - собрать больше участников.

Приятель говорит: «Если ты не приедешь и не поможешь мне, я попаду в больницу из-за тебя».

2. Игра на чувстве собственного достоинства

Помните, как подростки подталкивают друг друга на рискованные действия: «Что, испугался? Да ты просто трус». И подросток идет, например, на кражу, выгодную вовсе не ему, а его компании.

Желание признания и уважения - сильный мотиватор. Начальники часто используют другой вариант этого приема, говоря: «Никто лучше тебя не справится, сделай этот отчет». И сотрудник, движимый таким признанием, остается до ночи делать отчет, даже забыв, что имеет право на оплату сверхурочной работы.

3. Безличные формулировки

Манипулятор часто избегает прямых просьб и снимает с себя ответственность. Он скорее скажет не «Я прошу тебя об услуге», а «Ты же знаешь, что это надо сделать, потому что…». Он скорее скажет подчиненному, что вышестоящий руководитель якобы недоволен его показателями, чем прямо заявит, что недоволен он сам. Муж скажет жене: «Говорят, такие платья старомодны», если ему самому не нравится ее платье.

4. Демонстрация собственной беспомощности

«Ты же знаешь, без тебя я не справлюсь, я ничего в этом не понимаю», — говорит манипулятор. Показывая себя слабым, а собеседника сильным, он добивается своего. Обычно люди с трудом признают свои слабости, манипулятор же не боится назвать себя непроходимым тупицей, лишь бы вы пришли и починили ему компьютер или составили вместо него деловое письмо. Все те вещи, которые он либо мог сделать сам, приложив чуть больше усилий, или просто-напросто заказать соответствующую услугу за деньги.

5. Противоречивые и неадекватные эмоции

Хороший индикатор - собственные эмоции. Как уже говорилось, манипуляция всегда основана на вовлечении эмоций собеседника. Если, к примеру, идет рядовой разговор про предстоящую поездку на корпоратив, а вы ощущаете одновременно целый букет эмоций - и гордость, и вину, и страх, и воодушевление - стоит насторожиться.

Манипулятор так строит разговор, что возникают сразу несколько противоречивых эмоций. Он даже хвалит так, что почему-то кроме гордости испытываешь стыд.

Собственные эмоции - лучший индикатор. Если внешне разговор самый обычный, но вы начинаете злиться на собеседника или раздражаться, остановитесь, задумайтесь, насколько собеседник искренен с вами.

Существует множество приемов борьбы с манипуляциями. Но самый лучший способ - показать собеседнику, что вам понятен его тайный мотив, сделать этот мотив явным. Обозначьте его прямым текстом «Ты хочешь, чтобы я…». Дальше либо взаимодействие просто прекратится, либо собеседник будет вынужден перейти к прямому и честному обсуждению вопроса.


Встречается сплошь и рядом в нашей повседневной жизни. Мы или нами манипулируют на работе, дома, в магазине, в общем, практически в каждой области нашей жизни. Такие психологические маневры, очень вредны на самом деле, но одновременно и выгодны, естественно для тех, кто их совершает.

Разделяется на две группы - директивная и скрытая.
Директивная группа манипуляции - осуществляется людьми, которые жаждут власти, и одновременно основаны на опасениях. Скрытая манипуляция - применяется в форме воздействия на подсознание. Обе техники манипуляции очень схожи, но одновременно - кардинально разные.

Интересно: Психология скрытого управления

Вот некоторые примеры, самые распространенные:

Очевидное предложение

Фраза: «На следующей паре, когда вы придете — мы решим, кому ставить оценку автоматом».
Собеседник акцентирует свое внимание на второй части предложения, а то, что он таки придет на пару - это факт, поскольку это в его интересах. Вот это и есть манипуляция.

Связующие слова

Диалог:
- Этот крем слишком жирный.
- Да, но при этом он отлично увлажняет и питает вашу кожу. Это позволит вам избежать недостатка влаги.
Такие связующие слова, как — следовательно, отсюда следует, да, потому что, и при этом, именно поэтому и так далее, очень часто используются не в нашу пользу.

Сила тройного согласия

Фраза: «Мы собрались в этом зале заседаний (да, собрались), для того, чтобы обсудить проблемные вопросы профсоюза (да, обсудим), а так же спланировать дальнейшую работу (да, спланируем), поэтому давайте назначим ответственного руководителя профсоюза».

В самом начале, оглашаются неоспоримые факты, констатирующие происходящее, а затем, говорится конкретное требование, с которым в основном, соглашаются по инерции.

Предоставление выбора, без возможности выбора

Такая манипуляция людьми, производится таким образом - перед человеком ставят два варианта решения проблемы, первый - цель самой манипуляции, а второй вариант обычно неосуществимый, или довольно таки не приятный. Соответственно, человек склоняется к выбору первого варианта.

Интересно: Методы манипуляции сознанием 7 простых и 7 сложных приемов

Обоснование

Если звучит просьба или обращение к человеку, то намного эффективнее будет обосновать ее. Фраза «Будьте добры, помогите мне разобраться с этими документами, а то за целый день у компьютера, уже глаза совсем ничего не видят», будет звучать намного эффективнее, нежели - «Помогите мне пожалуйста разобраться с этими документами». Данным обоснованием, вы придаете некую значимость своей просьбе, а человеку будет намного приятнее вам помочь.

Это самые простые примеры манипулирования, которые применяются людьми даже на подсознательном уровне. Но так же, манипуляция людьми применяется в самых корыстных целях самих манипуляторов, поэтому, будьте внимательны и осторожны!

Для защиты от манипуляторов очень эффективно работают ряд правил поведения с ним. Самое главное признаться себе, что возможно вами манипулируют, когда чувство дискомфорта от общения с определенным человеком, увеличивается до срыва, появляется страх, подавленность и чувство долга, обязанности просто давит.

Защита предусматривает вывести манипулятора из равновесия любыми способами или избавиться от его присутствия, уйти. А если такие действия постоянны, нужно провести встречный удар, неожиданный вопрос, смех или изучить методы воздействия и ответить тем же.

Лучшие варианты защиты - это не рассказывать о себе лишнего, не показывать слабостей, не приглашать к себе в дом, уметь твердо говорить нет, быть непредсказуемым и знать слова — ловушки, которые побуждают к действию, независимо от желания.

______________________

Профессор МГИМО, специалист по медиа-манипулированию Валерий Дмитриевич Соловей рассказывает о методах и принципах ведения информационной войны.


Они умеют точно вычислить наши слабые места и используют эти слабости против нас. С помощью хитрых уловок заставляют нас служить своим целям в ущерб нашим собственным интересам. Единожды преуспев, не оставляют нас в покое до тех пор, пока мы не решимся дать отпор. Оказаться жертвой манипуляций крайне неприятно. Чтобы защититься от них, следует соблюдать правила безопасности.

1. Помните о своих правах

Пожалуй, это главное правило. Необходимо осознать свои фундаментальные права, уметь отслеживать, когда они нарушаются, и защищать их. Каждый из нас имеет право:

  • на уважение со стороны других людей,
  • выражать чувства, мнения и желания,
  • устанавливать приоритеты,
  • говорить «нет», не чувствуя себя виноватым,
  • получить то, за что заплатили,
  • выражать взгляды, отличающиеся от взглядов других людей,
  • защищать себя от физических, моральных и эмоциональных угроз,
  • строить свою жизнь в соответствии со своим пониманием счастья.

Эти фундаментальные права обозначают границы вашего личного пространства.

2. Держите дистанцию

В общении манипулятор постоянно меняет маски: с одним человеком он подчеркнуто вежлив, с другим - вызывающе груб, в одной ситуации абсолютно беспомощен, в другой крайне агрессивен. Заметив, что кому-то свойственны подобные крайности, держитесь от этого человека на безопасном расстоянии и старайтесь не вступать с ним в контакты без необходимости. Причины манипулятивного поведения сложны и коренятся в детском опыте. Исправлять, перевоспитывать или спасать манипулятора - не ваша задача.

3. Не принимайте его слова на свой счет

Задача манипулятора - играть на ваших слабостях. Неудивительно, если рядом с ним вы начинаете ощущать свою неполноценность и даже обвинять себя в том, что не соответствуете его требованиям. Отследите эти чувства и вспомните, что проблема не в вас. Вами манипулируют, чтобы заставить чувствовать себя недостаточно хорошим, а значит, готовым подчиниться чужой воле и отказаться от своих прав. Обдумайте ваши отношения с манипулятором, ответив на вопросы:

  • Проявляет ли он ко мне искреннее уважение?
  • Насколько обоснованы его ожидания и требования?
  • Насколько сбалансированы наши отношения? Может, только один из нас вкладывается в них, а второй получает выгоду?
  • Не мешают ли мне эти отношения хорошо относиться к себе?

Ответы на эти вопросы помогут понять, в ком проблема - в вас самих или в другом.

4. Задайте ему проверочные вопросы

Манипуляторы одолевают нас просьбами или требованиями, заставляя забыть о себе и переключиться на их нужды. Услышав очередной необоснованный призыв, переместите фокус внимания на манипулятора.

Задайте ему несколько проверочных вопросов. Так вы поймете, обладает ли он хоть какой-то самокритичностью, чтобы осознать несправедливость своих притязаний.

  • «Ты считаешь, что это разумная просьба (требование)?»
  • «По-твоему, это честно по отношению ко мне?»
  • «У меня может быть свое мнение по этому поводу?»
  • «Ты меня спрашиваешь или утверждаешь?»
  • «А что я получу в итоге?»
  • «Ты действительно рассчитываешь, что я… (переформулируйте его просьбу/требование)?»

Задавая эти вопросы, вы как бы ставите перед ним зеркало, и манипулятор может разглядеть в «отражении» истинный смысл своего запроса. Если он обладает хоть малой долей самокритичности, то скорее всего отступит. Хотя, конечно, встречаются и совершенно безнадежные персонажи, которые не станут слушать вас и продолжат настаивать на своем. В таком случае воспользуйтесь следующими советами.

5. Не спешите!

Еще один излюбленный прием манипуляторов - добиваться от вас немедленного ответа или действия.

В ситуации нехватки времени им легче управлять вами и достигать своих целей. (В терминологии специалистов по продажам это называется «Закрыть сделку».) Если вы чувствуете, что на вас оказывают давление, - не торопитесь принимать решение. Используйте временной фактор в своих интересах, дистанцируйтесь от попыток давить на вас.

Вы сохраните контроль над ситуацией, всего лишь сказав: «Я подумаю над этим». Это очень действенные слова! Возьмите паузу, чтобы оценить все за и против, и взвесьте, хотите ли вы продолжать обсуждение и достичь более справедливой договоренности, или же лучше вообще сказать «нет».

6. Учитесь говорить «нет» - дипломатично, но жестко

Умение говорить «нет» - важнейшая часть искусства коммуникации. Внятно сформулированный отказ позволяет вам твердо стоять на своем, сохраняя при этом нормальные отношения с визави. Вы имеете право устанавливать приоритеты, не испытывая при этом чувства вины.

7. Дайте отпор обидчику

Порой манипуляторы доходят до прямых издевательств, пытаясь запугать жертву или причинить ей вред. Главное, что надо помнить: подобные люди цепляются к тем, кого считают слабаками, пассивными и уступчивыми.

При этом многие обидчики трусливы, и как только намеченная жертва начинает проявлять твердость и отстаивать свои права, манипулятор чаще всего отступает. Это правило работает в любом сообществе - в школе, в семье, на работе.

Привлеките других людей как свидетелей или для поддержки. Противостоять обидчику нужно сообща

Как показывают исследования, многие обидчики сами когда-то были жертвами насилия. Это обстоятельство, конечно, их не оправдывает, но о нем важно помнить, чтобы хладнокровнее относиться к их нападкам.

Решив дать отпор обидчику, сохраняйте чувство собственного достоинства, привлеките других людей как свидетелей или для поддержки, позаботьтесь о письменных доказательствах недопустимого поведения обидчика. Столкнувшись с психологическим или физическим насилием, проконсультируйтесь с юристами. Противостоять обидчику нужно сообща.

8. Расскажите ему о последствиях

В ответ на грубое вторжение в ваше личное пространство и нежелание слышать ваше «нет» расскажите манипулятору о последствиях его действий. Умение прогнозировать и убедительно сформулировать возможные последствия - одно из самых сильных средств, позволяющих вывести манипулятора из игры. Это ставит его в тупик и заставляет переменить отношение к вам на уважительное.

Об авторе

Престон Ни (Preston Ni) - эксперт по коммуникативным стратегиям, коуч.