Рабочая тетрадь для лабораторных
Пособие является частью учебно-методического комплекта для 8 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 13 лабораторным опытам и 9 практическим работам, предусмотренным программой.
Примеры заданий:
В чем сущность проведенной реакции?.
Как называют взаимодействие щелочи с кислотой?
5. Получите нерастворимое основание - гидроксид железа (III): налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите гидроксид железа (III), образовавшийся в результате реакции.
6. Добавьте в пробирку с гидроксидом железа (III) 1-2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?.
7. Поместите 1-2 капли полученного раствора на стеклянную или фарфоровую пластину и выпарьте его. Рассмотрите образовавшиеся кристаллы. Отметьте их цвет.
8. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции.
Предисловие.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Лабораторный опыт № 1
Знакомство с образцами неорганических веществ различных классов.
Лабораторный опыт № 2
Разделение смесей.
Лабораторный опыт № 3
Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
Лабораторный опыт № 4
Прокаливание меди в пламени спиртовки.
Лабораторный опыт № 5
Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.
Лабораторный опыт № 6
Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
Лабораторный опыт № 7
Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
Лабораторный опыт № 8
Реакции, характерные для растворов кислот (на примере соляной или серной кислоты).
Лабораторный опыт № 9
Реакции, характерные для растворов щелочей (на примере гидроксида натрия или калия).
Лабораторный опыт № 10
Получение и свойства нерастворимого основания гидроксида меди (II).
Лабораторный опыт№ 11
Химические свойства солей.
Лабораторный опыт N° 12
Реакции, характерные для основных оксидов.
Лабораторный опыт № 13
Реакции, характерные для кислотных оксидов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
Приемы обращения с лабораторным
оборудованием и нагревательными приборами.
Практическая работа № 2
Наблюдение за горящей свечой.
Практическая работа № 3
Анализ почвы и воды.
Практическая работа N? 4
Признаки химических реакций.
Практическая работа № 5
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Практическая работа № б
Ионные реакции.
Практическая работа N° 7
Условия протекания до конца химических реакций между растворами электролитов.
Практическая работа № 8
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
Практическая работа № 9
Решение экспериментальных задач.
Приложения.
1. Определение твердости веществ по шкале Мооса.
2. Плотность, температуры плавления и кипения некоторых веществ и минералов.
3. Определение ионов.
4. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия, 8 класс, тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику Габриеляна О.С., «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Химия в тестах, задачах, упражнениях, 8 класс, Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А., 2014
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2015
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. базовый уровень, 10 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
Следующие учебники и книги.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноярский государственный технический университет
ХИМИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ
РАБОТ ПО ХИМИИ
Красноярск 2004
УДК 546/(076.1)
Химия: Рабочая тетрадь по лабораторным работам для студентов всех специальностей / Сост. Н. Я. Гладкова, Е. В. Грачева, Л. В. Фоменко. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002 49 с.
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета университета
© КГТУ, 2002
Лабораторная работа № 1
РАСТВОРЫ, СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИХ КОНЦЕНТРАЦИИ
ОПЫТ 1. Приготовление серной кислоты заданной концентрации.
Расчет количества серной кислоты, необходимой для приготовления 100 мл 0,1н. раствора H 2 SO 4 из 9% раствора H 2 SO 4 с плотностью =1,059 г/см 3 .
В 1л. однонормального (1н.) раствора содержится один эквивалент вещества.
m э (H 2 SO 4) = = –––––––– = г/моль.
Для приготовления 100 мл раствора потребуется соответственно 0,01 эквивалент H 2 SO 4 , что составит _________г.
Расчет массы 9%-ного раствора H 2 SO 4 , содержащейся в _______г. безводной H 2 SO 4 .
В 100 г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится _________ г H 2 SO 4 ,
в Х г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится ___________ г H 2 SO 4 .
Х = –––––––––––––– = г. H 2 SO 4 . (Масса 9%-ной серной кислоты).
Расчет объема H 2 SO 4 ,который необходимо отмерить пипеткой для проведения опыта:
V = = ––––––– = мл.
ОПЫТ 2. Проверка концентрации приготовленной кислоты.
Проверку соответствия концентрации приготовленного раствора значе–нию 0,1н проводят методом титрованя, в основе которого лежит закон экви–валентов:
––––––– = ––––––– = –––––––––––– .
Концентрация приготовленной кислоты определяется по реакции нейтрализации.
H 2 SO 4 + 2NaOH = 2H 2 O + Na 2 SO 4 .
Точку эквивалентности устанавливают с помощью индикатора метило–вого-оранжевого. В кислой среде он имеет ____________________окраши–вание, а в щелочной _______________________.
Таблица результатов титрования
Таблица 1.1
Объем кислоты, | Объем щелочи, мл | Среднее значение объема щелочи, мл |
|
Расчет концентрации приготовленного раствора серной кислоты по формуле:
С к V к = С щ V щ, отсюда С к = ––––––––––––– = ––––––––––––– = н.
Расчет титра приготовленного раствора по формуле:
Т = ––––––––––––––––––– = –––––––––––––––––––– = г/мл.
Расчет относительной ошибки опыта в %:
= –––––––––––––– 100 = %.
Подпись преподавателя _______________________________
Лабораторная работа № 2
ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ И МЕТОДЫ ЕЕ УМЯГЧЕНИЯ
ОПЫТ № 1. Определение временной жесткости воды.
Уравнение для определения жесткости воды титрованием раствором
HСl: ___________________________________________________________ .
Таблица результатов опытов
Таблица 2.1
Номер опыта | Объем воды, | Объем израсхо–дованной кисло–ты, мл | Среднее значение объема кислоты, мл |
Цвет индикатора метилового-оранжевого до титрования ____________________, после титрования __________________.
Расчет величины временной жесткости по формуле:
Ж вр. = ––––––––––––––––––– = ––––––––––––––––– = мэкв/л. (1)
ОПЫТ 2. Определение общей жесткости воды комплексонометрическим методом.
Таблица результатов опытов
Таблица 2.2
Объем кислоты, | Объем трилона Б мл, | Среднее значение объе–ма трилона Б, мл. |
|
Цвет индикатора трилона Б до титрования _________________________,
после титрования ________________________.
Расчет величины общей жесткости воды по формуле:
Ж общ. = –––––––––––––––––––– = ––––––––––––––– = мэкв/л. (2)
ОПЫТ 3. Устранение временной жесткости и определение постоянной.
Реакция устранения временной жесткости воды кипячением:
Расчет величины постоянной жесткости титрованием трилоном Б по формуле I:
Ж пост. = –––––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л (3)
Расчет величины временной жесткости воды по формуле:
Ж вр.. = Ж общ. (2) – Ж пост. (3) = = мэкв/л (4)
Сравнение результаты Ж вр. , рассчитанной по формулам (1) и (4):
ОПЫТ 4. Умягчение воды катионированием.
Реакции протекающие на катионите в ионообменных колонках при пропускании через них воды:
Расчет жесткости воды титрованием трилоном Б после пропускания через колонку с катионитом:
Ж = –––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л.
Вывод: после пропускания воды через колонку с катионитом жесткость воды ____________________________________.
Дата выполнения работы ______________________________
Подпись преподавателя ________________________________
Лабораторная работа № 3
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
ОПЫТ 1. Электропроводность растворов.
Рис. 3.1. Прибор для сравнения электропроводности растворов
К сильным электролитам относятся растворы веществ:
__________________________________________________________________
Уравнения диссоциации сильных электролитов:
К слабым электролитам относятся растворы веществ: _____________
Уравнения их диссоциации и выражения констант диссоциации:
К д (CH 3 COOH) = –––––––––––––––––––––––––– = 1,86 10 –5 ,
К д (H 2 O) = –––––––––––––––––––––––––––––––– = 1,8 10 –16 ,
К д (NH 4 OH) = ––––––––––––––––––––––––––––– = 1,79 10 –5 .
Вывод: чем меньше К д, тем _________________ электролит распадается на ионы.
Гидроксид аммония и уксусная кислота при сливании образуют _________________ электролит.
Уравнение реакции: CH 3 COOH + NH 4 OH
ОПЫТ 2. Влияние разбавления раствора на степень электролитической диссоциации.
Уравнение диссоциации уксусной кислоты:
СН 3 СООН =
Вывод: с разбавлением раствора уксусной кислоты электропроводность _______________________.Равновесие диссоциации смещается ________________________________________________________________ .
ОПЫТ 3. Влияние одноименного иона на степень диссоциации слабого электролита.
I. а) CH 3 COOH + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________ ,
б) CH 3 COOH + CH 3 COONa + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________________________.
II а) NH 4 ОН + фенолфталеин. Цвет _______________________________ ,
б) NH 4 ОН + NH 4 Cl + фенолфталеин. Цвет _______________________.
Вывод: при добавлении одноименных ионов равновесие смещается ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .
ОПЫТ 4. Реакции, идущие с образованием слабого электролита.
Уравнения реакций в молекулярной (1), молекулярно-ионной (2) и сокращенной ионной (3) формах:
1. CH 3 COONa + H 2 SO 4
При нагревании появляется слабый запах _________________________.
1. NH 4 Cl + NaOH
При нагревании по запаху определяется___________________________.
ОПЫТ 5. Реакции нейтрализации.
1. NaOH + H 2 SO 4
1. NaOH + СH 3 COOH
В I -й пробирке на нейтрализацию раствора NaOH пошло _______
капель H 2 SO 4 , а во II-й _________ капель CH 3 COOH.
Вывод: обесцвечивание раствора щелочи наступило быстрее с H 2 SO 4 , так как ________________________________________________________ .
ОПЫТ 6. Реакции, идущие с образованием газа.
Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:
1. Na 2 CO 3 + H 2 SO 4
В ходе реакции выделяется __________________ газ.
ОПЫТ 7. Реакции, идущие с образованием осадка.
Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и сокращенной ионной формах (3):
1. Pb(NO 3) 2 + KCl
Цвет выпавшего осадка PbCl 2 _________________________ .
ПР (PbCl 2) = 2,4 10 –4 .
1. Pb(NO 3) 2 + KI
Цвет выпавшего осадка PbJ 2 __________________________ .
ПР (PbJ 2) = 8,7 10 –9
Вывод: сравнивая значения ПР для выпавших осадков_________
_______________________________________________________.
ОПЫТ 8. Условия растворения осадков.
Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:
1. FeSO 4 + (NH 4) 2 S
Цвет осадка FeS __________________. ПР (FeS) = 3,7 10 –19 .
CuSO 4 + (NH 4) 2 S
Цвет осадка CuS _________________. ПР(CuS) = 8,5 10 –45 .
Уравнения реакций взаимодействия осадков с соляной кислотой.
Осадок ____________ растворяется. Это можно объяснить ____________
_____________________________________________________________ .
Лабораторная работа № 4
ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ
ОПЫТ 1. Определение реакции среды различных солей с помощью универсального индикатора.
Результаты опытов по определению реакции среды растворов солей.
Таблица 4.1
Испытуемая соль | Реакция среды (написать: кислая, щелочная или нейтральная) | рН раствора (написать рН > 7 или рН < 7) |
|
Уравнения реакций гидролиза солей в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1.а) Na 2 CO 3 + H 2 O =
2.а) Al 2 (SO 4) 3 + H 2 O =
3.а) (NH 4) 2 CO 3 + H 2 O =
4.а) CH 3 COONa + H 2 O =
Вывод: раствор соли KCl гидролизу ____________________________ ,
так как эта соль образована _________________________________________ .
При гидролизе карбоната натрия углекислый газ не выделяется, так как _________________________________________________________________ .
ОПЫТ 2. Влияние температуры на степень гидролиза.
А.а) CH 3 COONa + фенолфталеин. Цвет раствора ___________________ .
б) CH 3 COONa + фенолфталеин + нагрев. Цвет раствора____________ .
Уравнение реакции гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1) CH 3 COONa + H 2 O =
Вывод: при нагревании раствора интенсивность окраски _____________, так как_________________________________________________.
Б. Уравнение реакции в молекулярной форме:
Al 2 (SO 4) 3 + CH 3 COONa =
Уравнения реакции гидролиза образующейся соли в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
Вывод: появление осадка ___________, обусловлено __________ _________________________________________________________________ .
ОПЫТ 3. Влияние разбавление раствора на степень гидролиза.
Уравнения реакций в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1.SnCl 2 + H 2 O =
Выпадает осадок ____________ .
1. SnOHCl + HСl (к) =
При подкислении концентрированной HCl осадок растворяется.
Вывод: согласно принципу Ле Шателье при разбавлении раствора и добавлении концентрированной HСl гидролиз _________________________ .
ОПЫТ 4. Влияние силы кислоты и основания, образующих соль на степень ее гидролиза.
I пробирка: Na 2 SO 3 + фенолфталеин. Цвет _________________________.
II пробирка: Na 2 CO 3 + фенолфталеин. Цвет ________________________ .
К д (H 2 CO 3) по I ступени = 4,5 10 –7
К д (H 2 SO 3) по I cтупени = 1,7 10 –2 .
Вывод: интенсивность окраски в I-й пробирке ________________ ,чем во II-й. Это можно объяснить __________________________________________ .
Уравнения гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1. Na 2 SO 3 + H 2 O =
ОПЫТ 5. Полный (необратимый) гидролиз.
Реакция взаимодействия солей в молекулярной форме:
Al 2 (SO 3) 3 + Na 2 CO 3 =
Уравнения гидролиза соли, которая подвергается полному гидролизу в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
Выделяется ____________________ газ и выпадает осадок ___________.
Вывод: при реакции не образуется карбонат алюминия, так как. __________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Дата выполнения работы _________________________________
Подпись преподавателя ___________________________________
Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами объектами для проведения практических занятий по заявленным к лицензированию образовательным программам (4)
ПрограммаУчебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.). Стандарт... измерительные Оборудование для фронтальных лабораторных работ : Тематические наборы Приборы по механике Приборы по молекулярной...
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится лабораторная работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям новою государственного стандарта.
Кроме инструкций к лабораторным работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.
Примеры.
Из набора веществ - железо, кислород, поваренная соль, уксусная кислота, водород, спирт - выберите два и добавьте одно свое со следующими физическими свойствами:
а) газы
б) жидкости
в) твердые вещества
г) имеют запах
д) температуры кипения:
78 °С, 119 °С, 100 °С
Растворимость твердых веществ (например, солей - нитратов) при нагревании увеличивается, правда, растворимость поваренной соли NaCl практически не изменяется с температурой, а вот растворимость газов при нагревании уменьшается. Обозначьте буквой а кривую растворимости нитрата KN03, б - кривую растворимости соли NaCl, в - кривую растворимости сернистого газа S02 (рис. 1).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Лабораторный опыт 1
Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами- 6 Лабораторный опыт 2
Разделение смеси порошков железа и серы 9
Лабораторный опыт 3
Примеры физических явлений 13
Лабораторный опыт 4
Примеры химических явлений 19
Лабораторный опыт 5
Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов 23
Лабораторный опыт 6
Разложение основного карбоната меди(И) 27
Лабораторный опыт 7
Реакция замещения меди в соли меди(И) железом 32
Лабораторный опыт 8
Ознакомление с образцами оксидов 36
Лабораторный опыт 9
Взаимодействие водорода с оксидом меди(И) 39
Лабораторный опыт 10
Действие кислот на индикаторы. Качественные реакции кислот 43
Лабораторный опыт 11
Отношение кислот к металлам 47
Лабораторный опыт 12
Взаимодействие кислот с оксидами металлов 50
Лабораторный опыт 13
Свойства растворимых и нерастворимых оснований 53
Лабораторный опыт 14
Взаимодействие щелочей с кислотами 56
Лабораторный опыт 15
Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами 60
Лабораторный опыт 16
Разложение гидроксида меди(И) при нагревании 63
Лабораторный опыт 17
Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей 66
Лабораторный опыт 18
Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей 69
Лабораторный опыт 19
Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода 73
Лабораторный опыт 20
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений 76.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Тетрадь для лабораторных работ по химии, 8 класс, Микитюк А.Д., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Тетрадь для практических работ по химии, 8 класс, Микитюк А.Д., 2013
- Рабочая тетрадь по химии, 8 класс, к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», ФГОС (к новому учебнику), Микитюк А.Д., 2015
Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е. - Микитюк А.Д.
М.: 201 3. - 6 4 с.
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к практическим работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.
Формат: pdf
Размер: 1 Мб
Смотреть, скачать: yandex.disk
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Практическая работа 1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения
с лабораторным штативом, спиртовкой 5
Практическая работа 2
Изучение строения пламени свечи 12
Практическая работа 3
Очистка поваренной соли 16
Практическая работа 4
Получение и свойства кислорода 22
Практическая работа 5
Получение водорода и изучение его свойств 30
Практическая работа 6
Приготовление раствора с определенной массовой долей вещества 36
Практическая работа 7
Получение раствора медного купороса из оксида меди(II) и серной кислоты 42
Практическая работа 8
Решение экспериментальных задач по теме « Важнейшие классы неорганических
соединений » 48
Практическая работа 9
Получение соляной кислоты и опыты с ней 55
Вы приступаете к изучению нового и увлекательного предмета - химии. При изучении
химии, как и других естественнонаучных дисциплин, вы выполняете практические
работы. Данное пособие содержит 9 практических работ базового курса химии.
Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники
безопасности. Их нужно повторять перед выполнением работы.
Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая
работа. Пошагово прописана инструкция по выполнению работ. Как любая контрольная
работа, практическая работа требует специальной подготовки. Поэтому для домашней
подготовки к практической работе имеется комплект заданий под рубрикой «Вопросы
и задания для подготовки дома». Так как дидактическая цель практических работ -
это изучение нового материала, то после работы предложено достаточно много
разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения. По окончании работы
нужно сделать вывод. Он должен соответствовать цели эксперимента и содержать
наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах.
Используя тетрадь, вы сможете приобрести практические умения и навыки обращения
с лабораторным оборудованием, веществами.
В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии. Важны не
только предметные, но также метапредметные и личностные результаты обучения.
Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль
опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной
жизни.