Рабочая тетрадь для лабораторных

Пособие является частью учебно-методического комплекта для 8 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 13 лабораторным опытам и 9 практическим работам, предусмотренным программой.

Примеры заданий:
В чем сущность проведенной реакции?.
Как называют взаимодействие щелочи с кислотой?
5. Получите нерастворимое основание - гидроксид железа (III): налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите гидроксид железа (III), образовавшийся в результате реакции.
6. Добавьте в пробирку с гидроксидом железа (III) 1-2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?.
7. Поместите 1-2 капли полученного раствора на стеклянную или фарфоровую пластину и выпарьте его. Рассмотрите образовавшиеся кристаллы. Отметьте их цвет.
8. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции.

Предисловие.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Лабораторный опыт № 1
Знакомство с образцами неорганических веществ различных классов.
Лабораторный опыт № 2
Разделение смесей.
Лабораторный опыт № 3
Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
Лабораторный опыт № 4
Прокаливание меди в пламени спиртовки.
Лабораторный опыт № 5
Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.
Лабораторный опыт № 6
Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
Лабораторный опыт № 7
Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
Лабораторный опыт № 8
Реакции, характерные для растворов кислот (на примере соляной или серной кислоты).
Лабораторный опыт № 9
Реакции, характерные для растворов щелочей (на примере гидроксида натрия или калия).
Лабораторный опыт № 10
Получение и свойства нерастворимого основания гидроксида меди (II).
Лабораторный опыт№ 11
Химические свойства солей.
Лабораторный опыт N° 12
Реакции, характерные для основных оксидов.
Лабораторный опыт № 13
Реакции, характерные для кислотных оксидов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
Приемы обращения с лабораторным
оборудованием и нагревательными приборами.
Практическая работа № 2
Наблюдение за горящей свечой.
Практическая работа № 3
Анализ почвы и воды.
Практическая работа N? 4
Признаки химических реакций.
Практическая работа № 5
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Практическая работа № б
Ионные реакции.
Практическая работа N° 7
Условия протекания до конца химических реакций между растворами электролитов.
Практическая работа № 8
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
Практическая работа № 9
Решение экспериментальных задач.
Приложения.
1. Определение твердости веществ по шкале Мооса.
2. Плотность, температуры плавления и кипения некоторых веществ и минералов.
3. Определение ионов.
4. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия, 8 класс, тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику Габриеляна О.С., «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Химия в тестах, задачах, упражнениях, 8 класс, Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А., 2014
  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2015
  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. базовый уровень, 10 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014

Следующие учебники и книги.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский государственный технический университет

ХИМИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ
РАБОТ ПО ХИМИИ

Красноярск 2004

УДК 546/(076.1)

Химия: Рабочая тетрадь по лабораторным работам для студентов всех специальностей / Сост. Н. Я. Гладкова, Е. В. Грачева, Л. В. Фоменко. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002 49 с.

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета университета

© КГТУ, 2002

Лабораторная работа № 1

РАСТВОРЫ, СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИХ КОНЦЕНТРАЦИИ

ОПЫТ 1. Приготовление серной кислоты заданной концентрации.

Расчет количества серной кислоты, необходимой для приготовления 100 мл 0,1н. раствора H 2 SO 4 из 9% раствора H 2 SO 4 с плотностью =1,059 г/см 3 .

В 1л. однонормального (1н.) раствора содержится один эквивалент вещества.

m э (H 2 SO 4) = = –––––––– = г/моль.

Для приготовления 100 мл раствора потребуется соответственно 0,01 эквивалент H 2 SO 4 , что составит _________г.

Расчет массы 9%-ного раствора H 2 SO 4 , содержащейся в _______г. безводной H 2 SO 4 .

В 100 г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится _________ г H 2 SO 4 ,

в Х г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится ___________ г H 2 SO 4 .

Х = –––––––––––––– = г. H 2 SO 4 . (Масса 9%-ной серной кислоты).

Расчет объема H 2 SO 4 ,который необходимо отмерить пипеткой для проведения опыта:

V = = ––––––– = мл.

ОПЫТ 2. Проверка концентрации приготовленной кислоты.

Проверку соответствия концентрации приготовленного раствора значе–нию 0,1н проводят методом титрованя, в основе которого лежит закон экви–валентов:

––––––– = ––––––– = –––––––––––– .

Концентрация приготовленной кислоты определяется по реакции нейтрализации.

H 2 SO 4 + 2NaOH = 2H 2 O + Na 2 SO 4 .

Точку эквивалентности устанавливают с помощью индикатора метило–вого-оранжевого. В кислой среде он имеет ____________________окраши–вание, а в щелочной _______________________.

Таблица результатов титрования

Таблица 1.1

Объем кислоты,

Объем щелочи, мл

Среднее значение объема щелочи, мл

Расчет концентрации приготовленного раствора серной кислоты по формуле:

С к V к = С щ V щ, отсюда С к = ––––––––––––– = ––––––––––––– = н.

Расчет титра приготовленного раствора по формуле:

Т = ––––––––––––––––––– = –––––––––––––––––––– = г/мл.

Расчет относительной ошибки опыта в %:

= –––––––––––––– 100 = %.

Подпись преподавателя _______________________________

Лабораторная работа № 2

ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ И МЕТОДЫ ЕЕ УМЯГЧЕНИЯ

ОПЫТ № 1. Определение временной жесткости воды.

Уравнение для определения жесткости воды титрованием раствором

HСl: ___________________________________________________________ .

Таблица результатов опытов

Таблица 2.1

Номер опыта

Объем воды,

Объем израсхо–дованной кисло–ты, мл

Среднее значение объема кислоты, мл

Цвет индикатора метилового-оранжевого до титрования ____________________, после титрования __________________.

Расчет величины временной жесткости по формуле:

Ж вр. = ––––––––––––––––––– = ––––––––––––––––– = мэкв/л. (1)

ОПЫТ 2. Определение общей жесткости воды комплексонометрическим методом.

Таблица результатов опытов

Таблица 2.2

Объем кислоты,

Объем трилона Б мл,

Среднее значение объе–ма трилона Б, мл.

Цвет индикатора трилона Б до титрования _________________________,

после титрования ________________________.

Расчет величины общей жесткости воды по формуле:

Ж общ. = –––––––––––––––––––– = ––––––––––––––– = мэкв/л. (2)

ОПЫТ 3. Устранение временной жесткости и определение постоянной.

Реакция устранения временной жесткости воды кипячением:

Расчет величины постоянной жесткости титрованием трилоном Б по формуле I:

Ж пост. = –––––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л (3)

Расчет величины временной жесткости воды по формуле:

Ж вр.. = Ж общ. (2) – Ж пост. (3) = = мэкв/л (4)

Сравнение результаты Ж вр. , рассчитанной по формулам (1) и (4):

ОПЫТ 4. Умягчение воды катионированием.

Реакции протекающие на катионите в ионообменных колонках при пропускании через них воды:

Расчет жесткости воды титрованием трилоном Б после пропускания через колонку с катионитом:

Ж = –––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л.

Вывод: после пропускания воды через колонку с катионитом жесткость воды ____________________________________.

Дата выполнения работы ______________________________

Подпись преподавателя ________________________________

Лабораторная работа № 3

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

ОПЫТ 1. Электропроводность растворов.

Рис. 3.1. Прибор для сравнения электропроводности растворов

К сильным электролитам относятся растворы веществ:

__________________________________________________________________

Уравнения диссоциации сильных электролитов:

К слабым электролитам относятся растворы веществ: _____________

Уравнения их диссоциации и выражения констант диссоциации:

К д (CH 3 COOH) = –––––––––––––––––––––––––– = 1,86 10 –5 ,

К д (H 2 O) = –––––––––––––––––––––––––––––––– = 1,8 10 –16 ,

К д (NH 4 OH) = ––––––––––––––––––––––––––––– = 1,79 10 –5 .

Вывод: чем меньше К д, тем _________________ электролит распадается на ионы.

Гидроксид аммония и уксусная кислота при сливании образуют _________________ электролит.

Уравнение реакции: CH 3 COOH + NH 4 OH

ОПЫТ 2. Влияние разбавления раствора на степень электролитической диссоциации.

Уравнение диссоциации уксусной кислоты:

СН 3 СООН =

Вывод: с разбавлением раствора уксусной кислоты электропроводность _______________________.Равновесие диссоциации смещается ________________________________________________________________ .

ОПЫТ 3. Влияние одноименного иона на степень диссоциации слабого электролита.

I. а) CH 3 COOH + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________ ,

б) CH 3 COOH + CH 3 COONa + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________________________.

II а) NH 4 ОН + фенолфталеин. Цвет _______________________________ ,

б) NH 4 ОН + NH 4 Cl + фенолфталеин. Цвет _______________________.

Вывод: при добавлении одноименных ионов равновесие смещается ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .

ОПЫТ 4. Реакции, идущие с образованием слабого электролита.

Уравнения реакций в молекулярной (1), молекулярно-ионной (2) и сокращенной ионной (3) формах:

1. CH 3 COONa + H 2 SO 4

При нагревании появляется слабый запах _________________________.

1. NH 4 Cl + NaOH

При нагревании по запаху определяется___________________________.

ОПЫТ 5. Реакции нейтрализации.

1. NaOH + H 2 SO 4

1. NaOH + СH 3 COOH

В I -й пробирке на нейтрализацию раствора NaOH пошло _______

капель H 2 SO 4 , а во II-й _________ капель CH 3 COOH.

Вывод: обесцвечивание раствора щелочи наступило быстрее с H 2 SO 4 , так как ________________________________________________________ .

ОПЫТ 6. Реакции, идущие с образованием газа.

Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:

1. Na 2 CO 3 + H 2 SO 4

В ходе реакции выделяется __________________ газ.

ОПЫТ 7. Реакции, идущие с образованием осадка.

Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и сокращенной ионной формах (3):

1. Pb(NO 3) 2 + KCl

Цвет выпавшего осадка PbCl 2 _________________________ .

ПР (PbCl 2) = 2,4 10 –4 .

1. Pb(NO 3) 2 + KI

Цвет выпавшего осадка PbJ 2 __________________________ .

ПР (PbJ 2) = 8,7 10 –9

Вывод: сравнивая значения ПР для выпавших осадков_________

_______________________________________________________.

ОПЫТ 8. Условия растворения осадков.

Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:

1. FeSO 4 + (NH 4) 2 S

Цвет осадка FeS __________________. ПР (FeS) = 3,7 10 –19 .

    CuSO 4 + (NH 4) 2 S

Цвет осадка CuS _________________. ПР(CuS) = 8,5 10 –45 .

Уравнения реакций взаимодействия осадков с соляной кислотой.

Осадок ____________ растворяется. Это можно объяснить ____________

_____________________________________________________________ .

Лабораторная работа № 4

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

ОПЫТ 1. Определение реакции среды различных солей с помощью универсального индикатора.

Результаты опытов по определению реакции среды растворов солей.

Таблица 4.1

Испытуемая соль

Реакция среды (написать: кислая, щелочная или нейтральная)

рН раствора (написать рН > 7 или рН < 7)

Уравнения реакций гидролиза солей в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1.а) Na 2 CO 3 + H 2 O =

2.а) Al 2 (SO 4) 3 + H 2 O =

3.а) (NH 4) 2 CO 3 + H 2 O =

4.а) CH 3 COONa + H 2 O =

Вывод: раствор соли KCl гидролизу ____________________________ ,

так как эта соль образована _________________________________________ .

При гидролизе карбоната натрия углекислый газ не выделяется, так как _________________________________________________________________ .

ОПЫТ 2. Влияние температуры на степень гидролиза.

А.а) CH 3 COONa + фенолфталеин. Цвет раствора ___________________ .

б) CH 3 COONa + фенолфталеин + нагрев. Цвет раствора____________ .

Уравнение реакции гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1) CH 3 COONa + H 2 O =

Вывод: при нагревании раствора интенсивность окраски _____________, так как_________________________________________________.

Б. Уравнение реакции в молекулярной форме:

Al 2 (SO 4) 3 + CH 3 COONa =

Уравнения реакции гидролиза образующейся соли в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

Вывод: появление осадка ___________, обусловлено __________ _________________________________________________________________ .

ОПЫТ 3. Влияние разбавление раствора на степень гидролиза.

Уравнения реакций в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1.SnCl 2 + H 2 O =

Выпадает осадок ____________ .

1. SnOHCl + HСl (к) =

При подкислении концентрированной HCl осадок растворяется.

Вывод: согласно принципу Ле Шателье при разбавлении раствора и добавлении концентрированной HСl гидролиз _________________________ .

ОПЫТ 4. Влияние силы кислоты и основания, образующих соль на степень ее гидролиза.

I пробирка: Na 2 SO 3 + фенолфталеин. Цвет _________________________.

II пробирка: Na 2 CO 3 + фенолфталеин. Цвет ________________________ .

К д (H 2 CO 3) по I ступени = 4,5 10 –7

К д (H 2 SO 3) по I cтупени = 1,7 10 –2 .

Вывод: интенсивность окраски в I-й пробирке ________________ ,чем во II-й. Это можно объяснить __________________________________________ .

Уравнения гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1. Na 2 SO 3 + H 2 O =

ОПЫТ 5. Полный (необратимый) гидролиз.

Реакция взаимодействия солей в молекулярной форме:

Al 2 (SO 3) 3 + Na 2 CO 3 =

Уравнения гидролиза соли, которая подвергается полному гидролизу в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

Выделяется ____________________ газ и выпадает осадок ___________.

Вывод: при реакции не образуется карбонат алюминия, так как. __________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Дата выполнения работы _________________________________

Подпись преподавателя ___________________________________

  • Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами объектами для проведения практических занятий по заявленным к лицензированию образовательным программам (4)

    Программа

    Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.). Стандарт... измерительные Оборудование для фронтальных лабораторных работ : Тематические наборы Приборы по механике Приборы по молекулярной...

  • Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
    Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится лабораторная работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям новою государственного стандарта.
    Кроме инструкций к лабораторным работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

    Примеры.
    Из набора веществ - железо, кислород, поваренная соль, уксусная кислота, водород, спирт - выберите два и добавьте одно свое со следующими физическими свойствами:
    а) газы
    б) жидкости
    в) твердые вещества
    г) имеют запах
    д) температуры кипения:
    78 °С, 119 °С, 100 °С

    Растворимость твердых веществ (например, солей - нитратов) при нагревании увеличивается, правда, растворимость поваренной соли NaCl практически не изменяется с температурой, а вот растворимость газов при нагревании уменьшается. Обозначьте буквой а кривую растворимости нитрата KN03, б - кривую растворимости соли NaCl, в - кривую растворимости сернистого газа S02 (рис. 1).

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 5
    Лабораторный опыт 1
    Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами- 6 Лабораторный опыт 2
    Разделение смеси порошков железа и серы 9
    Лабораторный опыт 3
    Примеры физических явлений 13
    Лабораторный опыт 4
    Примеры химических явлений 19
    Лабораторный опыт 5
    Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов 23
    Лабораторный опыт 6
    Разложение основного карбоната меди(И) 27
    Лабораторный опыт 7
    Реакция замещения меди в соли меди(И) железом 32
    Лабораторный опыт 8
    Ознакомление с образцами оксидов 36
    Лабораторный опыт 9
    Взаимодействие водорода с оксидом меди(И) 39
    Лабораторный опыт 10
    Действие кислот на индикаторы. Качественные реакции кислот 43
    Лабораторный опыт 11
    Отношение кислот к металлам 47
    Лабораторный опыт 12
    Взаимодействие кислот с оксидами металлов 50
    Лабораторный опыт 13
    Свойства растворимых и нерастворимых оснований 53
    Лабораторный опыт 14
    Взаимодействие щелочей с кислотами 56
    Лабораторный опыт 15
    Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами 60
    Лабораторный опыт 16
    Разложение гидроксида меди(И) при нагревании 63
    Лабораторный опыт 17
    Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей 66
    Лабораторный опыт 18
    Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей 69
    Лабораторный опыт 19
    Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода 73
    Лабораторный опыт 20
    Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений 76.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Тетрадь для лабораторных работ по химии, 8 класс, Микитюк А.Д., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Тетрадь для практических работ по химии, 8 класс, Микитюк А.Д., 2013
    • Рабочая тетрадь по химии, 8 класс, к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», ФГОС (к новому учебнику), Микитюк А.Д., 2015

    Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е. - Микитюк А.Д.

    М.: 201 3. - 6 4 с.

    Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к практическим работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

    Формат: pdf

    Размер: 1 Мб

    Смотреть, скачать: yandex.disk

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 4
    Практическая работа 1
    Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным штативом, спиртовкой 5
    Практическая работа 2
    Изучение строения пламени свечи 12
    Практическая работа 3
    Очистка поваренной соли 16
    Практическая работа 4
    Получение и свойства кислорода 22
    Практическая работа 5
    Получение водорода и изучение его свойств 30
    Практическая работа 6
    Приготовление раствора с определенной массовой долей вещества 36
    Практическая работа 7
    Получение раствора медного купороса из оксида меди(II) и серной кислоты 42
    Практическая работа 8
    Решение экспериментальных задач по теме « Важнейшие классы неорганических соединений » 48
    Практическая работа 9
    Получение соляной кислоты и опыты с ней 55

    Вы приступаете к изучению нового и увлекательного предмета - химии. При изучении химии, как и других естественнонаучных дисциплин, вы выполняете практические работы. Данное пособие содержит 9 практических работ базового курса химии.
    Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности. Их нужно повторять перед выполнением работы.
    Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. Пошагово прописана инструкция по выполнению работ. Как любая контрольная работа, практическая работа требует специальной подготовки. Поэтому для домашней подготовки к практической работе имеется комплект заданий под рубрикой «Вопросы и задания для подготовки дома». Так как дидактическая цель практических работ - это изучение нового материала, то после работы предложено достаточно много разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения. По окончании работы нужно сделать вывод. Он должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах.
    Используя тетрадь, вы сможете приобрести практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, веществами.
    В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии. Важны не только предметные, но также метапредметные и личностные результаты обучения. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной жизни.