Родительское собрание "формирование жизнестойкости у обучающихся". Можно ли воспитать жизнестойкость

С ноября 2014-2015 учебного года в районе и в нашей школе реализуется программа «Формирование жизнестойкости детей и подростков»

Целью данной программы является предупреждение девиантного, т.е. отклоняющегося поведения на основе формирования жизнестойкости учащихся.

Основной задачей этой программы является - целенаправленное включение учащихся в различные виды деятельности, требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;

Структура жизнестойкости

Вовлеченность (commitment) - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.

Контроль (control) - это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспомощность.

Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы

Интервью, проведенные Мадии и коллегами с испытуемыми показали связь уровня жизнестойкости с условиями раннего детского развития. В частности, было выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений повлияли:

  • стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, разводы родителей, частые переезды, и пр.
  • ощущения предназначения в жизни.
  • воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59»

656010 г. Барнаул, Октябрьский район, ул. Горно - Алтайская 20

Директор: Ясафов Дмитрий Анатольевич

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

8 «А» класс МБОУ «СОШ «59» г. Барнаула.

Выполнила: Булгакова Елена Ивановна

Учитель географии и биологии,

Классный руководитель

Г. Барнаул 2015 г.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Формирование жизнестойкости детей и подростков»

С ноября 2014-2015 учебного года в районе и в нашей школе реализуется программа «Формирование жизнестойкости детей и подростков»

Целью данной программы является предупреждение девиантного, т.е. отклоняющегося поведения на основе формирования жизнестойкости учащихся.

Основной задачей этой программы является - целенаправленное включение учащихся в различные виды деятельности, требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;

Срок реализации –1год.

1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся.

2 этап – формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, развитие волевых качеств, высокий уровень социальной компетентности, развитие коммуникативных способностей и умений.

3 этап – оценка результатов посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса фиксируются в групповых картах – характеристиках, что позволяет проследить динамику жизнестойкости.

Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей?

Можно выделить 5 общих качеств:

1. Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.

2. Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

3. Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).

4 . Стремление к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.

5. Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Откуда в психологии появился термин жизнестойкость?

Начиная с 1975 года Сальваторе Мадии с исследовательской командой начал двенадцатилетнее исследование менеджеров в Иллинойском Телефонной Компании (США). Так сложилось, что в течение этого периода времени компания переводилась с федерального регулирования на конкурентную основу. Это в корне меняло принцип работы компании. Сотрудники не понимали, что происходит, не знали, что нужно делать - в компании царили неопределенность, хаос и сильный стресс.

Исследуя выборку порядка 450 менеджеров компании по различным медицинским и психологическим параметрам, Мадии обнаружил, что две трети испытуемых в ситуации резких перемен подтверждали концепцию стресса Ганза Сельве: их здоровье ухудшалось, показатели успешности работы падали, отношения с близкими расстраивались. Были зафиксиро- ваны случаи повышенного артериального давления, мигреней, рака, депрессий, разводов, прогулов, агрессии, попыток суицида. Но с другой третью выборки все было иначе.

Треть испытуемых под влиянием длительной неопределенной стрессовой ситуации, напротив, преуспевали. Они чувствовали себя здоровее, чем когда либо, укрепляли отношения с близкими, а в работе они выдвигали ценные идеи, работали лучше, эффективнее, а если и уходили из компании, то преуспевали в других местах, а порой открывали собственное дело.

Заинтересовавшись, в чем разница между "пострадавшими" и "преуспевшими", Мадии искал различия между двумя группами. Оказалось, что различия между "преуспевшими", названными жизнестойкими, и "пострадавшими", не жизнестойкими, заключались в наличии или отсутствии трех установок по отношению к стрессовым ситуациям, в особом отношении к окружающим людям.

Структура жизнестойкости

Жизнестойкие установки: вовлеченность

Вовлеченность (commitment) - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.

Жизнестойкие установки: контроль

Контроль (control) - это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспомощность.

Жизнестойкие установки: принятие риска

Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы

Интервью, проведенные Мадии и коллегами с испытуемыми показали связь уровня жизнестойкости с условиями раннего детского развития. В частности, было выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений повлияли:

  • стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, разводы родителей, частые переезды, и пр.
  • ощущения предназначения в жизни.
  • воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов;

Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:

  • недостаток поддержки, подбадривания близкими;
  • отсутствие чувства предназначенности;
  • недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых

Жизнестойкость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой.

Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией.

Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.


Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и учителей определенной системы воспитания:


Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.

Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.

Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.

Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви.

Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.

Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.

Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.

Поощрение активности ребенка.

Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.

Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке

Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.

Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.

Помощь в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости.

Внимание внезапным изменением поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом. И можно сказать, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.

Родителям следует помнить, что большинство самоубийств, связано с конфликтными ситуациями в семье. Около 40 процентов опрошенных учеников начальных классов ответили, что их наказывают за плохие оценки, даже бьют. В ответах старшеклассников (было опрошено 300 человек) физическое насилие почти не упоминается, но только половина опрошенных считают своё положение в семье равноправным. К суициду может привести то, что подростки чувствуют себя в семье одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит. Данные исследования показали, что чем лучше взаимоотношения с родителями, тем меньший процент подростков, задумывающихся о самоубийстве. Те же исследования показали, что у самоубийц и потенциальных самоубийц отношения с родителями или одним из них были плохие или удовлетворительные.

Среди причин были также названы: плохие отношения со сверстниками -11,3 % опрошенных; затяжные депрессии вследствие одиночества и безответной любви -18 %; тяжёлое материальное положение - 5 %; проблемы, связанные с учёбой - 11 %; безвыходная ситуация - 8,7 %.

Отношение детей к смерти и возможному самоубийству формируется и меняется в зависимости от возраста ребёнка. У детей до 5 лет нет ещё устойчивого представления о смерти как о чём-то необратимом, Умереть означает для ребёнка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребёнок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом, протестом и с некоторым любопытством. Внутреннее и внешнее, ещё окончательно не разделены для ребёнка. У детей этого возраста ещё нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда», «конец» или «окончательно» ещё полностью ими не осознаются. Ребёнку кажется, что смерть - это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди ещё каким-то образом живут в гробу. В то же время ребёнок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни. Старший дошкольник имеет достаточно чёткое представление о смерти - часто в образе скелета или привидения с косой. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни. Подростки же полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Они уже способны понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

Психическая организация подростка очень нестабильна, причём на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Страхи нередко бывают беспредметные, возникающие вследствие «метафизической интоксикации». Провести чёткую границу между истинными и демонстративно-шантажными суицидальными попытками можно лишь для взрослых. В подростковом возрасте такой границы нет. Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный дня его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика нашего поведения. Но относиться к каждому такому случаю мы должны с одинаковой долей серьёзности.

Трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и неожиданных для окружающих случаев суицида заключается, в том, что с точки зрения (опыта) взрослых, мотивы детей подталкивающих их таким действиям расцениваются взрослыми как несерьезные, мимолетные, незначительные, в то время как для подростка это значимость очень высока. То, что взрослому кажется ерундой, подростку может показаться концом света. Трагедия состоит в том, что временные проблемы, таким образом, решаются раз и навсегда.

Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причём следующая попытка нередко бывает более тяжёлой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку, используя её для эффективного воздействия на окружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разрешения ситуации, и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными. Аффекты разрушительны для подростка! Суицидальная угроза, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжёлыми.

Если вы заметили склонность своего ребёнка к самоубийству, следующие советы и рекомендации помогут вам изменить ситуацию.

Нужно остановиться, если разгорается скандал. Заставьте себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире - всё станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Обращайте внимание на характерные признаки:

Словесные признаки:

- прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

- косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

- много шутит на тему самоубийства;

- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

Раздаёт другим вещи, имеющие личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;

Демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде - ест слишком мало или слишком много;

во сне - спит слишком мало, или слишком много;

во внешнем виде - становится неряшливым;

в школьных привычках - пропускает занятия; не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;

замыкается от семьи и друзей, бывает чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную - эйфорию, то приступы отчаяния.

Что можно сделать, чтобы помочь?

  1. Установите заботливые взаимоотношения.

Не существует всеохватывающих рецептов решения такой серьёзной проблемы, как самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперёд, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует не только выражать словами, но и внутренне принять; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребёнка

2. Будьте внимательным слушателем.

Обращайте внимания на фразы: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить».

Если ребёнок страдает от депрессии, то в беседе нужно предоставлять ему возможность больше говорить самому.

3. Не спорьте .

Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот человек сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка ещё большую подавленность. Желая помочь, таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Нередко в качестве увещевания делают и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья, и позор ты навлечёшь на свою семью?». Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребёнка.

4.Задавайте вопросы .

Если вы задаёте такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: « Как давно ты считаешь свою ситуацию столь безнадежной? …». Ваше согласие выслушать и обсудить проблемы, будет большим облегчением для отчаявшегося человека.

5. Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы .

Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.

6. Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы.

Он - личность.

7. Пусть ребёнок чувствует поддержку и доброе слово родителя.

Ведь ребёнок - пусть даже не гениальный математик, не талантливый певец - хорош уже тем, что он есть. Вовлекайте детей в работу клубов, объединений, спортивных секций и творческих объединений. Именно там ребенок может проявить все свои таланты, именно там для него будет создана ситуация успеха.

8. Также не следует поучать и указывать на все те причины, по которым подросток обязан жить .

Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.

9. Обратитесь за помощью к специалистам .

Подростки, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто бывает о помощи. Родители, друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают, склонны к излишней эмоциональности. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты смогут понять сокровенные чувства, потребности и ожидания подростка. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свои страдания и тревоги.

Эта «Памятка» – не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха – поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,
Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»

Вековая детская мудрость


Формирование жизнестойкости детей и подростков

Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей?

Можно выделить 5 общих качеств:

1. Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.

2. Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

3. Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).

4. Стремление к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.

5. Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Структура жизнестойкости

Жизнестойкие установки: вовлеченность

Вовлеченность (commitment) - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.

Жизнестойкие установки: контроль

Контроль (control) - это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспомощность.

Жизнестойкие установки: принятие риска

Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы

Положительно на формирование жизнестойких убеждений влияет:

  1. стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, разводы родителей, частые переезды, и пр.
  2. ощущения предназначения в жизни.
  3. воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов;

Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:

  1. недостаток поддержки, подбадривания близкими;
  2. отсутствие чувства предназначенности;
  3. недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых

Жизнестойость ребенка - способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой.

Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией.

Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.

Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и учителей определенной системы воспитания:

  1. Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
  2. Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
  3. Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.
  4. Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви.
  5. Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
  6. Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.
  7. Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
  8. Поощрение активности ребенка.
  9. Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы - это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.
  10. Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке
  11. Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.
  12. Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
  13. Помощь в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости.
  14. Внимание к внезапным изменением поведения и настроения - это может быть тревожным сигналом. И можно сказать, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.

Психическая организация подростка очень нестабильна, причём на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки, и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Страхи нередко бывают беспредметные, возникающие вследствие «метафизической интоксикации

Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный дня его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика нашего поведения. Но относиться к каждому такому случаю мы должны с одинаковой долей серьёзности.

Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причём следующая попытка нередко бывает более тяжёлой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку, используя её для эффективного воздействия на окружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разрешения ситуации, и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными. Аффекты разрушительны для подростка! Суицидальная угроза, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжёлыми.

Если вы заметили склонность своего ребёнка к самоубийству, следующие советы и рекомендации помогут вам изменить ситуацию.

Нужно остановиться, если разгорается скандал. Заставьте себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире - всё станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Обращайте внимание на характерные признаки:

.Словесные признаки:

Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

Косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

Много шутит на тему самоубийства;

Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

.Поведенческие признаки:

Раздаёт другим вещи, имеющие личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;

Демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде - ест слишком мало или слишком много;

во сне - спит слишком мало или слишком много;

во внешнем виде - становится неряшливым;

в школьных привычках - пропускает занятия; не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;

Замыкается от семьи и друзей, бывает чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

Что можно сделать, чтобы помочь?

1. Установите заботливые взаимоотношения.

Не существует всеохватывающих рецептов решения такой серьёзной проблемы, как самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперёд, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует не только выражать словами, но и внутренне принять; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребёнка

2. Будьте внимательным слушателем.

Обращайте внимания на фразы: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить».

Если ребёнок страдает от депрессии, то в беседе нужно предоставлять ему возможность больше говорить самому.

3. Не спорьте.

Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот человек сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка ещё большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Нередко в качестве увещевания делают и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечёшь на свою семью?». Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребёнка.

4. Задавайте вопросы.

Если вы задаёте такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: « Как давно ты считаешь свою ситуацию столь безнадежной? …». Ваше согласие выслушать и обсудить проблемы, будет большим облегчением для отчаявшегося человека.

5. Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.

6. Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он - личность.

7. Пусть ребёнок чувствует поддержку и доброе слово родителя. Ведь ребёнок - пусть даже не гениальный математик, не талантливый певец - хорош уже тем, что он есть. Вовлекайте детей в работу клубов, объединений, спортивных секций и творческих объединений. Именно там ребенок может проявить все свои таланты, именно там для него будет создана ситуация успеха.

8. Также не следует поучать и указывать на все те причины, по которым подросток обязан жить. Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.

9. Обратитесь за помощью к специалистам. Подростки, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто бывает о помощи. Родители, друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты смогут понять сокровенные чувства, потребности и ожидания подростка. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свои страдания и тревоги.

Эта «Памятка» - не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха - поймут всё без труда.

Слова порой запутаны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и умным словесам,

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,

Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»

Свежий номер!

РЕЙТИНГ КРАСНОКАМСКИХ «ДАРТАНЬЯНОВ»
Мусор стал коммунальной услугой

Безопасность при купании в Крещение!

Феномен жизнестойких детей ч.2 («ВК» №13)

Продолжение. Начало в № 12.

Продолжая разговор о жизнестойкости, напомним, что жизнестойкость (жизнеспособность) - это способность нормально функционировать и развиваться, несмотря на явно неблагоприятные условия. Немецкий философ Пауль Тиллих считал это качество стержнем характера человека; тем, что дает ему в трудных условиях «мужество быть».

Наблюдения за детьми из неблагополучных семей, проводимые в российском центре для несовершеннолетних под руководством кандидата психологических наук Т. В. Андреевой показали, что среди факторов, способствовавших жизнестойкости детей, самым главным была поддержка со стороны хотя бы одного человека (учителя, родственника или другого взрослого), который бы любил и поддерживал ребенка. Этот взрослый, называемый социализатором, должен быть человеком позитивным и социально адаптированным. Любящие, но не устроенные в жизни люди, к сожалению, не могут быть успешными социализаторами ребенка: например, заботливая, но пьющая бабушка, или дядя, вышедший из тюрьмы и «не вставший на ноги», или одинокая женщина-опекун, не имеющая ни работы, ни семьи. Кроме того, высокая жизнестойкость бывает у детей, позитивно относящихся к родителям, какими бы они ни были.

Жизнестойкие дети, в сравнении с остальными, обладают тремя важными качествами:

1. Они умеют принимать жизнь такой, какова она есть. Они не делят события и людей на правильные и неправильные, хорошие и плохие. Просто в разных ситуациях и с разными людьми они действуют гибко: так, чтобы было легче пережить неприятности и извлечь хоть какую-то пользу.

2. Они глубоко убеждены, что все в жизни имеет смысл и предназначение. И их собственная жизнь имеет смысл. У них есть идеалы, к которым они стремятся, и идеи, которым они привержены. У них часто формируется собственная система нравственных ценностей, которая не зависит от мнения окружающих.

3. Они отличаются гибким мышлением, незаурядной способностью импровизировать и находить необычные методы решения проблем. Они умеют нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации. Это творческие натуры, даже если творчество касается решения бытовых вопросов.

Жизнестойкость как качество личности, нужна не только детям, но и взрослым. На Руси издавна была поговорка: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». В наше неспокойное время не стоит зарекаться не только от бедности и тюрьмы, но и от террористических актов, техногенных и экологических катастроф, тяжелых болезней, физического и психологического насилия. Мы боимся за себя, за своих детей и близких, за свои дома и свое будущее. Из-за этого наше чувство безопасности и защищенности снижено. А потому осознанная тренировка жизнестойкости является профилактикой психологических травм и душевных расстройств, которые могли бы возникнуть в стрессовых ситуациях.

Любовь к жизни и внутренняя энергия, свойственные жизнестойкому человеку, проявляются не только в экстремальных обстоятельствах, но и в повседневной жизни. Например, они укрепляют здоровье и помогают преодолеть порою даже серьезные недуги, так как там, где пессимист предвидит фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду и силы для борьбы с болезнью. Жизнестойкость - одно из качеств, необходимых представителям профессий, связанных с опасностями и риском для человеческой жизни: спасатели, медработники, представители правоохранительных органов. Это качество нужно всем воинам для успешного прохождения армейской службы. Жизнелюбие часто присуще верующим людям, так как они убеждены в том, что все жизненные проявления имеют высший смысл.

Для повышения собственной жизнестойкости сначала надо понаблюдать за собой, чтобы определить свою реакцию на проблемные ситуации. Это может быть один из двух вариантов: либо активное стремление справиться с обстоятельствами и изменить то, что возможно (совладание с проблемой), либо пассивное принятие ситуации (апатия, стремление плыть по течению). Очевидно, что высокая жизнестойкость несовместима со вторым вариантом. Жизнестойкость - это сочетание жизнелюбия и энергичности; она предполагает активность человека, проявление его воли, силы духа, характера.

Чтобы тренировать жизнеспособность у себя и у детей, необходимо развивать три основных ее компонента: вовлеченность, контроль и умение рисковать.

Вовлеченность - это умение максимально включиться в происходящие события, погрузиться в работу или в общение так, чтобы найти для себя что-то стоящее и интересное. При слабой вовлеченности человек ощущает себя отвергнутым, «выпавшим» из жизни. А сильная вовлеченность проявляется в том, что человек получает удовольствие от своей жизни, от работы и общения. Для развития этого качества необходимо и у детей, и у взрослых поощрять заинтересованную деятельность, одобрять устремления и сосредоточенность, находить в работе удовольствие.

Свое поведение и работу необходимо контролировать. Контроль - это убежденность в том, что человек может влиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не полное, и не всегда гарантирован успех. При сильном контроле человек ощущает, что сам выбирает свой жизненный путь, свою работу, сам строит отношения с другими людьми. Слабый контроль приводит к беспомощности и жертвенности. Для развития этого компонента нужно поддерживать в ребенке инициативу и его желание выполнять все более сложные задачи. Взрослым людям очень важно научиться самоодобрению и самоподдержке; это помогает не «раскисать», не опускать руки и не отступать, если какое-то дело «забуксовало».

И, наконец, умение рисковать - показатель смелости. Оно основано на уверенности человека в том, что все, что с ним происходит, способствует его развитию, так как из любого опыта он получает новые знания и впечатления. Конечно, опыт и знания могут быть как позитивными, так и негативными. И все же, смелый человек, будет действовать в сложной ситуации на свой страх и риск, даже если успех не гарантирован, так как пассивное и комфортное существование ему быстро становится скучным. Если же человек боится рисковать и нарушать привычное течение жизни, то у него, скорее всего, заниженная самооценка, подавленная воля, и он подвержен страхам и тревогам. Для развития этого компонента большое значение имеет окружающая человека среда, которая должна быть разнообразной, полной новых ярких впечатлений. С детства в ребенке нужно поощрять активность, поддерживать его инициативы. Важно учить его извлекать положительный опыт из любых жизненных коллизий, одобрять стремление выходить из них победителем.

Какие еще качества помогают развить в детях (и в себе) жизнестойкость?

1. Детей надо приучать принимать решения самостоятельно. Нередко это бывает сложно не ребенку, а его родителям (воспитателям), особенно, если мнение ребенка и их собственные не совпадают.

2. Не нужно бояться делать ошибки. Важно научиться находить способы их исправления или максимально быстрого заглаживания вреда. Значительно хуже бездействие и жертвенность.

3. Формировать оптимистичный взгляд на жизнь. Позитивно взаимодействовать с миром и окружающими людьми. Стараться в любой ситуации находить плюсы, не впадая в уныние и отчаяние.

4. Заниматься благотворительностью и воспитывать в детях добросердечность, так как, помогая людям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства, человек начинает лучше осознавать собственные возможности и силы, а значит, становится более жизнестойким.

5. Преодолевать пассивность, равнодушие, лень, безволие, так как они снижают жизнестойкость. Избавляться от слабости, ипохондрии, ворчливости.

6. Стремиться к развитию и улучшению себя.

7. Жизнестойкость предполагает осознание закономерности жизненных процессов. Поэтому необходимо искать знания: читать литературу, повышающую общую осведомленность, культурный и духовный уровень.

Жизнестойкость помогает человеку выжить в неблагоприятных условиях. Но и во вполне благополучной жизни она дает своему обладателю несомненные преимущества по сравнению с другими людьми. Так, она придает силы для преодоления препятствий, развивает способности, помогает человеку проявить лучшие свои качества, избавляет от неуверенности и пессимизма, дает удовлетворение от понимания жизненных процессов, пробуждает уважение к себе, к людям и к жизни. И это достаточно весомые аргументы в пользу еще одного синонима слова «жизнестойкость» - жизнетворчество.


Притча о жизни -ценности жизни

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краёв большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили факт-полон.

И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же,заполнил последние промежутки в сосуде.

Теперь,- обратился мудрец к ученикам,-я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь!

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети -те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи,такие как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней.

Также и в жизни — если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи- находите время для ваших детей и л юбимых, следите за своим здоровье. У вас останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями-только они имеют цену, все остальное — лишь песок.

В каждом возрастном периоде человека существуют некоторые внутренние ресурсы, которые позволяют оптимально справляться с жизнеными трудностями, однако эти ресурсы могут остаться невостребованными, если своевременно не сфокусировать внимание на их выявлении и развитии. Понятие «жизнестойкость» отражает, с точки зрения С.Мадди (1996) психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психологического здоровья человека.

Жизнестойкость - черта, характеризующаяся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а в конечном счете, мерой преодоления личностью самой себя (Д.А. Леонтьев, 2002);

Жизнестойкость -интегральная способность, лежащая в основе адаптации личности (Л.А. Александрова, 2003);

Жизнестойкость - ресурс, направленный в большей мере на поддержание витальности и деятельности, в меньшей- на поддержание активности сознания(Е.И.Рассказова, 2005).

Возрастные изменения в проявлениях жизнестойкости связаны, в первую очередь, с социальными факторами: семейное воспитание, влияние положительных примеров жизнестойкости взрослых, научение владением своим темпераментом и воспитанием своего характера.

Подрастающему человеку важно показать его возможности , помочь их осмыслить , выбрать именно для себя должное, сформулировать цель , а уже затем это приводит к действию в выбранном направлении.

Общие качества жизнестойких детей:

1.Высокая адаптивность .Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринуждённо, как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.

2. Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

3. Независимость . Такие дети живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние.

4. Стремление к достижениям . Ребята стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.

5. Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.

Рассматривая развитие жизнестойкости у ребенка детского возраста, важно отметить роль значимого взрослого. Взрослый создаёт развивающую среду, способствующую активизации психологических ресурсов ребёнка. Взрослый выступает посредником между ребенком и совокупностью социальных ценностей, установок, норм, форм отношений и деятельностей.

Развитие всех психологических функций ребенка помогает сформировать адекватную самооценку, что позволит освоить ему стратегии совладания с трудностями, тактики саморегуляции собственного эмоционального состояния, а через навыки взаимодействия с окружающими, развить коммуникативную компетентность.

Исследования показали устойчивую связь уровня жизнестойкости и условий раннего детского развития. Выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений могут повлиять: стрессы в раннем детстве (материальные трудности, разводы родителей,частые переезды); ощущения предназначения в жизни; воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов. Негативно на развитие жизнестойкости в детстве повлияло: недостаток поддержки, подбадривания близкими; отсутствие чувства предназначенности; недостаток вовлечённости в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых.

В детском возрасте необходимо развитие:

- навыков интеллектуальной дятельности: позитивный анализ трудных ситуаций жизни; ролевые игры - «проигрывание» ситуаций стресса; расширение кругозора, внутренней культуры.

коммуникативных навыков: социальная поддержка; просьбы; умение сказать «нет»; адекватное реагирование на справедливую и несправедливую критику.

- навыков совладающего поведения : самопринятие и самоуважение; уверенность в себе; волевые усилия.

Процесс становления жизнестойкости личности в подростковом возрасте и юношеском возрасте отража е т самосознание и ценностные ориентации. Самосознание в подростковом возрасте педполагает:

- самоанализ, конструктивность которого помогает человеку в проявлении его потенциальных возможностей;

- рефлексия собственных чувств, которая дает возможность подростку более осознанно принимать жизненные ситуации, осознавать свою позицию, целенаправленно развивать дейтвия по до стижению цели.

- желание совершенствоваться, которое имеет определенные образы-стимулы (идеальные образы героев кинофильмов и книг; общение с конкретными людьми; ж ё сткие социальные требования взрослых-выговоры, наказания; внутреннее состояние- «резервы души», «чувство уверенности»).

В подростковом и юношеском возраст е , когда возникают критические жизненные ситуации, связанные с межличностными отношениями (любовь, непонимание близких, предательство друзей, одиночество) еще недостаточно развита смысловая саморегуляция , поэтому подросткам сложно переосознать, переоценить сложную, конфликтную сиуацию, чтобы найти новый смысл во всем происходящем.

Внутренний ресурс детей и подростков, помогающий успешно справляться с жизненными трудостями, связан с гибкостью мышления, особенностями эмоционального реагирования. Это проявляется в быстром освоении новых стандартов, овладении навыками, переключением внимания с одной ситуации на другую, защитной работе воображения. Однако нельзя переоценивать значение внутренних ресурсов ребека. Значение внешних факторов совладания с трудными жизненными ситуациями для детей гораздо больше, чем внутренних. Именно социальная и эмоциональная поддержка значимых людей является важным фактором в детском и подростковом возрасте для преодоления трудных жизненных ситуаций.

О предстоящем самоубийстве нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

1. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут: прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой...»; «Я не могу так дальше жить...»

2. Косвенно намекать о совем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой....»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться...».

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде — есть слишком много или слишком мало; во сне- спать много или мало; во внешнем виде - стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность; угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или наоборот, безразличным к окружающему миру; попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

Ситуационные признаки:

Несовершеннолетний может решаться на самоубийство если:

Социально изолирован (не имеет друзей), чувствует себя отверженным;

Живет в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом);

Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального, эмоционального;

Предпринимал раньше попытки суицида;

Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

Перенес тяжёлую потерю (смерть кого-то близких, развод родителей);

Слишком критически настроен по отношению к себе.

Внешние и внутренние условия облегчают возникновение суицидального поведения, но не предопределяют его. Действительными причинами, «запускающими» суицид являются внутренние мотивы.

В различных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения: протест; месть; призыв (внимания, помощи); избежание (наказания, страдания); самонаказание; отказ (от существования).

Основными «инструментами» педагогов-психологов для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от сверстников (друзей, родственников, учителей-предметников), данные медицинской документации.

Родителей должно насторожить : в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т. п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьёзные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.).

Педагогам следует обратить внимание на : измеение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что ранее было другое), частые прогулы (отсутствие на определённых уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утрат смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла.

ФОТО Getty Images

Понятие жизнестойкости становится одним из ключевых для современной психологии. И если многие слова в научном обиходе означают не совсем то (а иногда и совсем не то), что в обычной жизни, то с жизнестойкостью этого не происходит. Психологи видят ее ровно так же, как и все мы - способностью противостоять трудностям, верить в себя и достигать поставленных целей.

Однако популярность этого понятия породила множество учебников и тренингов, ставящих целью воспитание жизнестойкости. При этом их авторы нередко исходят из предпосылки, что воспитать это качество можно решительно у всех и примерно одинаковыми методами. Психотерапевт Максин Харли (Maxine Harley) в своем блоге на ресурсе Life Labs 1 ставит под сомнение это точку зрения и делится своими взглядами на само понятие жизнестойкости и пути ее достижения.

Стена из губок

Максин Харли подчеркивает, что далеко не все мы в равной степени способны проявить жизнестойкость и развить ее в себе. Если рассматривать это качество как набор необходимых психологических инструментов, то учебники и тренинги, безусловно, полезны тем, в чьем арсенале часть этих инструментов уже есть. Такие люди способны достаточно быстро освоить недостающий «инструментарий» и эффективно пользоваться им в дальнейшем.

Но как быть тем, кто этот самый «ящик с инструментами» даже и в глаза никогда не видел? Тем, у кого отсутствуют необходимые личностные черты и психологические навыки. Попытки обучить их жизнестойкости по общим лекалам могут не только не принести пользы, но даже и причинить серьезный вред. Позитивный результат не будет достигнут, и это лишь подорвет и без того невысокую самооценку.

Если уподобить воспитание жизнестойкости строительству стены, защищающей нас от натиска жизненных трудностей, то у одних эта стена возводится их настоящих кирпичей, а у других - из банных губок. Которые укладываются ровно и аккуратно, по всем правилам логики: «я должен верить в себя», «я должен противостоять трудностям». Но без глубокой эмоциональной уверенности эти доводы немногого стоят. И стена, которая выглядит издали очень прочной и совсем настоящей, разбухает и разваливается, стоит губкам-кирпичикам пропитаться страхом и эмоциональной неуверенностью. Никакие доводы логики, никакие «я должен», уже не работают, в нас включается древнейшая, рептильная часть мозга с ее неумолимым посылом - «не можешь сражаться, беги или падай и притворяйся мертвым».

Инструменты и причины их отсутствия

Что составляет «инструментарий» жизнестойкости? Прежде всего - внутренняя уверенность в том, что мы способны справиться с любой трудностью и в самой сложной ситуации непременно приложим все силы для победы. Далее идет способность и готовность полагаться на свои силы. Речь не о гипертрофированной независимости и стремлении отделить себя от всех остальных. Речь лишь об осознании того, что если в трудный момент нам не на кого будет опереться, мы и в самих себе найдем достаточно сил, чтобы не спасовать. К важным чертам относится также способность не поддаваться сомнениям и страху неудач, а, напротив, умение воспринимать неизбежные в жизни трудности как вызовы, мобилизующие наши ресурсы. И, наконец, это здоровая оценка происходящего. Умение наполнить события позитивным смыслом, чтобы воспринимать жизнь не как череду передряг, а как череду уроков, каждый из которых обогащает нас и делает еще сильнее.

Максин Харли полагает, что труднее всего обрести эти способности людям, пережившим в детстве серьезный травматический опыт. А также перечисляет наиболее негативные детские влияния.

1. Ребенку в детстве не позволяли быть собой и развивать собственную идентичность, а с ней и храбрость и уверенность в себе.

2. Ребенок воспринимался взрослыми как объект их собственных чувств (неважно, позитивных или негативных), а не как автономная личность.

3. Ребенок в течение долгого времени вынужден был притворяться, «носить маску», чтобы соответствовать ожиданиям семьи.

4. Ребенок воспринимался нарциссическими родителями как продолжение их самих либо вынужден был в силу обстоятельств сам слишком рано проявлять себя в родительской роли по отношению к другим членам семьи. В обоих случаях можно вновь говорить о недостаточно развитой собственной идентичности.

5. Ребенок был отвергаем либо стал жертвой насилия (эмоционального или физического).

6. Ребенок был чрезмерно опекаем и не имел достаточно возможностей соприкоснуться с реальной жизнью и сформировать стратегии противостояния ее трудностям.

7. Ребенок не видел примеров и ролевых моделей проявления жизнестойкости в своей семье.

Шесть правил

Значит ли это, что те, кому не повезло в детстве, не в состоянии сформировать жизнестойкость? Разумеется, нет. Это значит лишь то, что сформировать ее им намного сложнее. И рассчитанные на «усредненного человека» учебники и тренинги совсем не обязательно приведут к успеху. Тем не менее общие правила развития жизнестойкости и у детей, и у взрослых все же есть, считает Максин Харли. Вот они.

1. Познакомьтесь с инструментами жизнестойкости, ощутите их в себе. Не избегайте ситуаций, в которых требуются храбрость, твердость, настойчивость и вера в свои силы. Напротив, снова и снова погружайте себя в подобные ситуации, учитесь ощущать в себе эти качества и управлять ими для достижения наилучшего результата.

2. Учитесь рационально воспринимать негативный опыт. Эмоции очень важны, но слишком часто заводят нас не туда - особенно при оценке неприятных событий. Старайтесь осмыслять и трудности, и их последствия - в какой-то момент это поможет взять эмоции под контроль и в критической ситуации повести себя не так, как велят страх или растерянность, а так, как советует разум.

3. Переосмыслите отношение к собственным слабостям и вызванным ими неудачам. Как ни банально это звучит, в них действительно содержатся важнейшие уроки. Выучив которые, вы не только легче одолеете будущие проблемы, но и не передадите нехватку жизнестойкости по наследству своим детям.

4. Всячески поощряйте в ребенке упорство и веру в свои силы. Не только не прячьте его от вызовов, но наоборот, создавайте эти вызовы для него - естественно, в соответствии с его силами и возрастом - и не скупитесь на похвалу за преодоление трудностей.

5. Всегда отделяйте плохие поступки ребенка от его личности. Плохое поведение требует оценки, но ребенок должен понимать, что вы оцениваете именно поступок, а не переносите негативное отношение на него самого. Да, он может получить двойку или разбить вазу, но он категорически не должен чувствовать себя из-за этого неуклюжим или глупым и стыдиться собственной личности.

6. Научите ребенка верить в отложенные удовольствия и вознаграждения и их ценность. Понимать, что награда не всегда приходит сразу и что нужно продолжать ее добиваться, даже если в данный конкретный момент это нелегко.

7. И, наконец, станьте ролевой моделью веры в себя и жизнестойкости. Каждый день видеть рядом человека, способного преодолевать трудности и добиваться цели, намного ценнее всех поучений о том, как важно это делать.