Стереотипы поведения. Воздействие стереотипов на поведение людей. В частности, может проявляться в таких интеллектуальных особенностях

Последние два года я работаю на двух работах: одна - официальная, вторая - подработка. На работах мне постоянно приходится работать с людьми. На первой официальной работе я работаю оператором АЗС. А вот подработка за эти два года у меня была разная: работала я в женском тренажерном зале, фитнесс-инструктором; на данный момент подрабатываю в баре при автомойке, барменом. Работа моя заключается в том, что на АЗС я произвожу расчет клиентов, отпуск и прием бензовозов; а в баре расчет клиентов, приготовление напитков и обеденных перекусов. Соответственно, опят общения с людьми у меня большой. Люди попадаются абсолютно разные. Я очень часто наблюдаю за поведением клиентов, и могу сказать, что в их поведении присутствуют различные социальные стереотипы поведения.

Социальный стереотип - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения отношение к окружающему. К ним относятся такие частные случаи как этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов.

Для правильного понимания и адекватного рассмотрения проблемы стереотипности поведения необходимо, прежде всего, определить сущность и содержание понятия "стереотип".

Стереотип - эмоционально-оценочное образование. Природа его складывается из двух компонентов - знания и отношения (установки), причем знание это - стандартное, упрощенное, а отношение - эмоциональное. Стереотипные образования, суждения, оценки, образы концентрируются в готовых формулах: в пропагандистских штампах, конкретизирующихся в средствах массовой информации с помощью языковых средств и визуальных изображений. В большинстве случаев стереотипы проявляют себя в языках, ложных сообщениях, которые очень активно используются пропагандой для вызова соответствующей эмоциональной реакции.

Стереотипы, аккумулирующий некий стандартизированный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение.

Стереотипы могут создаваться на разных уровнях сознания: на теоретическом (например, в доктринах) и в практике пропаганды психологической войны (средствами массовой информации). Внедрение их в сознание человека в обществе идет с детства. В этом участвуют: школа, семья, религия, но наиболее интенсивно такое воздействие осуществляется печатью, радио, телевидением.

Впервые термин "социальный стереотип" был введен У. Липпманом в 1922 году, и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представления. Стереотипы, возникающие в общении, в частности, при познании людьми друг друга, и имеют специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии. Здесь проявляется тенденция "извлекать смысл" из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит "сдвига" в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Следуя, изученной теории, можно выявить, что мы все живем в мире стереотипов. Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы тоже очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему. Благодаря этим стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том или ином случае; знаем, что плохо и что хорошо; знаем, кто прав, а кто не прав. Есть основания предполагать, что стереотипы играют определяющую роль в принятии решений.

Стереотипы социального поведения бывают разные. На основе наблюдений за своими клиентами, я определила, что у них различные стереотипы: в основном сталкивалась с массовыми (этническими) стереотипами; динамическими; социальными. Массовые стереотипы проявляются у большинства моих клиентов, как на одной работе, так и на второй. Массовые стереотипы проявляются как и по отношению посещения (либо автомойки, либо заправки, либо тренажерного зала), так и в конфликтах. То есть, как все считают, так "считает" и другой человек. На индивидуальном уровне каждый человек в первую очередь оценивает информацию для своего "Я".

Социальные стереотипы начинают формироваться у человека с того человека, как он начинает идентифицировать себя с конкретным обществом, культурой, определенной социальной группой.

Стереотипы динамического отношения или поведения сопровождаются отрицательными эмоциями.

На силе стереотипов основана коммерческая реклама и торговые марки; т. е. чем чаще говорится о том, или ином объекте, тем больше укореняется в подсознании человека, и он уже не так критически воспринимает ту или иную информацию. Таким образом, стереотипы имеют достаточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить.

Социальные стереотипы поведения своих клиентов я определяла в процессе общения, потому как если просто посмотреть на человека, то довольно трудно понять какой у него стереотип. Вообще, поведение людей регулируется с помощью разных факторов: от уголовного кодекса до норм социального поведения, отсюда и берутся стереотипы.

Если общее число стереотипов принять за 100%, то количественное соотношение стереотипов поведения моих клиентов можно определить так: массовые (этнические стереотипы) - 60%; социальные - 30%; динамические - 10%.

Стереотип – регулярно повторяющийся поведенческий акт, в основе которого лежит минимизация расхода энергии при достижении определенной потребности. Другими словами, сильная модель, исполнявшаяся больше одного раза. Защиты, игры, манипулятивные модели и сопротивление являются, как правило, непродуктивными стереотипами.

Стереотип и диагностика стереотипов поведения

Стереотипными могут быть как мгновенные, импульсивные реакции (вспылил; согласился, не раздумывая), так и повторяющиеся проявления нерешительности, длительного обдумывания, трудности в принятии решения и др.

Положительное значение вообще стереотипов состоит в том, что, во-первых, явления имеют тенденцию повторяться, и готовая модель может легко сработать в новых условиях; вовторых, достигаемая в стереотипах автоматизация навыков позволяет сосредоточиться на более важных вопросах . Недостатки: из них трудно выйти на полпути <заведется – не остановишь>; их трудно осознать , т. к. они весьма отработаны и свернуты – и задача перед психикой при исполнении стереотипа состоит только в нахождении точки приложения. Точка же приложения или находится не там, или вообще стереотип не нужно никуда прикладывать.

Диагностика осуществляется для определения того, использует ли партнер в данный момент стереотип, готовую форму, т. е., он менее восприимчив, или же рекомбинирует, т. е., более восприимчив, и, соответственно, воздействовать на него скорее психологически, более простыми приемами, или же более тонкими, например, логикой или <якорями>, хотя жесткой зависимости в выборе приемов нет.

Можно учитывать следующие моменты:

– имеет ли поведение и речь прямые признаки защиты, игры или манипулирования, изложенные ранее;

– насколько это характерно для партнера, способствует ли его прогрессу или это <бег по кругу>;

– насколько препятствует или способствует реализации побуждения, стоит ли ломать стереотип или же лучше будет направить побуждение в одном с ним направлении.

Диагностика проводится <исторически> (онтогенетически: за период с рождения до настоящего момента) и ситуативно.

Исторический анализ заключается в выяснении следующих моментов:

– повторяющиеся в течении жизни ситуации, формы поведения, реакции, особенно в различных обстоятельствах. Их часто можно подогнать подогнать под известные партнеру сюжеты, особенно (если наблюдается соответствие фактов) те, которые прослеживаются в его речи;

– значимый другой – любой человек в чем-то копирует важных для него людей – родственников, персонажей культуры, даже однажды промелькнувшего в его жизни человека. Какую-то роль играет совпадение имен партнера и этих людей . Скопировав одни стороны, человек может скопировать и другие; все это с разным уровнем осознания;

– сюжеты житейских историй, рассказов (устных), фильмов, или линии поведения их героев, которые партнер предпочитает – они могут прослеживаться в его поведении если не в прямой, то в превращенной форме;

– любимые фразы, поговорки, а также прозвища, которыми партнера называли окружающие. Например, фраза <А Витек покрутился и утек> может запрограммировать на деятельное, но в чем-то легкомысленное поведение;

– психологические особенности, характеризующие обычные для партнера приемы и способы общения с другими людьми;

Это либо эмоции расчетной абстиненции> по поводу отмены стереотипом других моделей в конкретном случае из прошлого, либо защита, используемая в качестве самооправдания (при низком уровне анализа).

Ситуативный анализ. Косвенными признаками, указывающими на стереотип в конкретной ситуации общения, могут быть следующие:

– наличие у партнера Р и Д-состояний и трудности перехода в В-состо- яние (см. <Трансактный анализ>);

– повышен порог восприятия – чувствительность обратно пропорциональна силе исполняемой модели – партнер меньше реагирует на слабые воздействия (скрип стула, шарканье ног и т. п.);

– проявления эффекта, повышенная эмоциональность;

– неадекватная самооценка: несоответствие способностей и возможностей человека выдвигаемым им целям (деформации уровня притязаний); неадекватное распределение ответственности за результаты деятельности между собой и внешними обстоятельствами (деформации локуса контроля);

Привычность, отработанность, механичность действий , <как с листа читает>, быстро произносит фразы, кажется воодушевленным (обычно при пустых глазах); быстрота, импульсивность реакции (ответа);

– ослабление рефлексии: снижена или повышена критичность к себе, а также игнорирование мнений окружающих;

– сужение сознания.

В частности, может проявляться в таких интеллектуальных особенностях:

– выделение малого количества различий в воспринимаемой информации,

– низкий уровень обобщения,

– замедленность и поверхностность мышления,

– трудности в понимании относительно простых ситуаций, несоответствие запаса знаний возрасту и полученному образованию; – партнер следит именно за вашей реакцией, явно выражено ожидание (например, быстро поглядывает), а суть мнения его интересует меньше – чаще при играх, если другой не <ведется>;

– наличие закрытых, защитных жестов или подчеркнутых других выразительных движений, некоторой напряженности;

– речь: наличие повторяющихся слов или фраз (команд); категоричность выражений; алогичность речи; бедность и однообразие ассоциаций; <заучен- ность> текста; тусклость речи, <мертвый> голос; ругательства, оскорбления, преувеличения и т. п. Можно также учитывать: воплотимы ли слова в реальность (<Я никогда так не сделаю> – обычно это защита); совпадение реальной значимости предмета для партнера и того, что он об этом говорит;

– чувство юмора – над чем и как смеется, тонкость улавливаемых нюансов, способность к подшучиванию над собой – чем грубее и меньше, тем,

обычно, ближе к коммутатору;

– различные несоответствия: изменения в поведении не адекватны изменениям в ситуации; несоответствие слов и жестов, слов и его (партнера) прошлого, слов и реальности, противоречия в тексте, отступления от темы ит. п,

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать, на что - либо должным образом - иными словами, к созданию установок, штампов поведения полезных для человека и общества. Уже в раннем возрасте родители сознательно и бессознательно влияют на образцы поведения: "Не плачь - ты же мужчина", "Не пачкайся - ведь ты девочка". Ребёнок получает эталоны доброго / злого, красивого / безобразного, хорошего / плохого. И к тому возрасту, когда начинается самоосознание, в нашей психике уже существует много закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Будучи подчас неосознаваемыми, они действуют с огромной силой на человека, заставляя воспринимать мир и реагировать на него в духе "установленных штампов", усвоенных с детства. (Л.Д.Столяренко)

По данным исследования московских ученых образ-стереотип русского человека у других национальностей примерно такой: русский -- простоватый, неискушенный, не очень образованный, при этом совсем не хитрый, лишен какой бы то ни было лживости в поступках. Свойственны и христианские основы духовности: соборность и любовь как сострадание, милосердие, жалость, жертвенность, при которой другой наделяется безусловной ценностью как творение Бога (А.Н.Лебедев-Любимов).

Драматичной очевидностью Америки 30-х годов было наличие у граждан сильных стереотипов по отношению к азиатам. Исследуя эту проблему, Ричард Ла Пьер в 1934 году разослал в 251 ресторан и отель письма, в которых содержался вопрос, примут ли владельцы в качестве гостя китайца. Среди 128 ответов было 92 процента отказов, и только один владелец согласился. Однако за полгода перед этим, Ла Пьер уже посещал эти заведения с супружеской парой китайцев, причем они были приняты везде, кроме одного места.

Поскольку люди не делают то, о чем говорят, не удивительно, что попытки изменить поведение путем изменения стереотипов часто оканчиваются ничем. Предупреждение об опасности курения слабо влияет на тех, кто курит. Многие люди желают, чтобы насилие, демонстрация которого приводит к обесчувствованию зрителей, было убрано с экранов телевизоров, при этом они смотрят подобные передачи столь же часто, как и раньше. Апелляции к привычке "здорового вождения" предупреждают превышение скорости в меньшей степени, чем лимиты на нее и введение скоростных дорог .

Результат, заключающийся в том, что люди говорят не всегда то, что делают, подтолкнул психологов на поиск ответа, почему это происходит? Другая ситуация: если спросить у человека верующего пойдет ли он в церковь в следующее воскресенье. Погода, тема проповеди и самочувствие верующего будут влиять на его решение. Но религиозные стереотипы позволяют довольно точно предсказать общее направление поведения человека.

Результат: влияние стереотипов на поведение становится более явным, когда мы рассматриваем продолжающее или усредненное поведение, чем при рассмотрении отдельных поступков.

Наши стереотипы часто спят в то время, пока мы действуем автоматически, не рассматривая их. Например, знакомые скрипты активизируются людьми без анализа того, что они делают. Люди автоматически говорят: "Привет" тем, кого встречают. На вопрос: "Как твои дела?", они отвечают "Нормально!" или "Ничего" даже если не всё так хорошо. Подобные действия имеют адаптивное значение. Это освобождает ресурсы для решения более важных вопросов. В необычных ситуациях поведение людей менее автоматично. При отсутствии скриптов человек думает перед тем, как сделать.

Многие исследователи стереотипов полагают, что их можно легко навязывать с помощью средств массовой информации. При этом формирование стереотипа проходит несколько этапов. В этом случае в результате особых психологических манипуляций сложное явление сводится к некоторой упрощенной и понятной схеме.

Некоторые американские психологи называют три этапа формирования стереотипов: "выравнивание", "усиление", и "ассимиляция". Сначала сложное явление или объект сводится к нескольким хорошо известным признакам, а затем этим признакам придается особая значимость по сравнению с теми, которые они имели в составе целого. После этого выбираются "выравнивание" и "усиление", черты объекта или явления и строится образ, имеющий особое психологическое значение для индивида.

Стереотипы и предубеждения могут принадлежать к предпосылкам интолерантности, враждебности и дискриминации и усиливать влияние этих процессов в обществе. Но было бы наивно думать, что стереотипы и предубеждения можно удалить с помощью психологической операции. Предубеждения - не болезнь. Они нужны для ориентации, опосредования мировых перспектив и места в обществе; они являются предпосылками коммуникации и барьеров понимания.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Во-первых: действительно сам по себе вопрос о том, почему человек приобретает товар: в силу изначальной, потребности или под воздействием стереотипа, навязанного нам, к примеру, рекламой, довольно сложен.

Стремления подражать кумирам, быть "не хуже других людей", быть оригинальным, выделиться из толпы и т. д. это одна из главных "направляющих" поведения современного потребителя. Таким потребителям нужны не рекламируемые товары, а их имиджи и брэнды. И это закономерное проявление сущности психологии современного потребителя, отражающее определенным образом также и сущность психологии личности вообще. Наши потребности не существуют сами по себе они неразрывно связаны с предметом, способным их удовлетворить. Более того, потребность нередко осознается только тогда, когда появляется предмет ее удовлетворения.

Во-вторых: потребительские мотивы, как и сами потребности человека, сложны и многообразны. Они могут быть сильными и слабыми, постоянными и временными, позитивными и негативными. Нетрудно увидеть, что мотивы уподобления и моды, с одной стороны, и мотивы самоутверждения, с другой -- представляют собой единство противоположностей.

В-третьих: особенности поведения отечественного потребителя, в настоящее время принципиально разделены на потребителей с "постсоветской" и новой, "рыночной", психологией. Можно сказать, что во многом особенности отечественного потребителя связаны с остатками в массовом сознании культурных, поведенческих, экономических стереотипов прежней социальной системы.

В-четвертых: мы определили понятие социальный стереотип и что их разделяют значительное число людей, что в целом способствует их укоренению. Стереотипы могут меняться со временем, но их носителям часто бывает трудно избавиться от усвоенных представлений. И чтобы понять феномен стереотипа и посвященные ему научное исследование, необходимо, прежде всего, иметь в виду, что существуют две точки зрения на их природу: 1) стереотипы - есть продукт общественных связей и отношений 2)стереотипы - это также индивидуальные, когнитивные образования.

В-пятых: Без всякого сомнения, роль стереотипов в рекламе велика. Но для психологии рекламы как отросли научного знания не менее важно определить значение стереотипа в системе психологических понятий, описывающих мышление и поведение человека, определить, как оно соотносится с потребностями и мотивами. В ином случае может возникнуть представление о том, что управляя стереотипами и воздействуя с их помощью на потребителя, рекламист может продать все что угодно, независимо от качества товара и объективной потребности в нем.

На реплику преподавателя, «у Вас девичья память» , иностранный студент вдруг реагирует очень неадекватно: закатывает истерику, взвывая на весь коридор — «Я НЕ ДЕВОЧКА!»

В его регионе, в той стране, где он вырос и воспитан, женщины — люди второго сорта и имеют более низкий статус, чем мужчины. И ставить его наравне с женщиной — нестерпимо и унизительно для его сознания — это понижает его ранг.

Стереотипы поведения Примеры

Призывник мусульманин, новобранец, который отказывается от мытья полов, так как ЭТО УНИЖАЕТ его ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО. Строгая градация принципов разделения между мужской и женской работой как догма той культуры, которую он впитал, не ему вариативности выполнять «женские» виды работ.

Муж наотрез отказывается идти в магазин за продуктами, потому что ОН НЕ БАБА, чтобы ходить с сумками. С такими ситуациями сталкиваются практически все европейские женщины, у которых «восточные» мужья. Его ментальность позволяет лишь сопровождать жену в магазин.

Подвезти супругу на машине также не противоречит его взглядам, так как быть за рулем — вполне «мужское», видимо, занятие. Работник, который нанимаясь, ставит непременным условием, чтобы его направили туда, где начальник — не женщина. Это потому, что его этнические стереотипы не признают главенства женщины. В его понимании, женщина должна подчиняться.

Такое столкновение традиций неизбежно в современном мире. Что допустимо в одной культуре, не допустимо в другой, где гендерные роли различны. Для фундаментализма свойственна психологическая зависимость через призму усвоения своих ролей.

Невозможно сделать человека свободным от его догм против его воли. Закостенеть в этнических стереотипах и не отступать от них возможно только, если это выгодно и удобно для носителя догм. Но общество, в котором действуют иные этнические нормы поведения, не сделает проживание в своей среде комфортным для человека иной этнической культуры. И здесь всегда происходит затяжной процесс конфликтов и разрушения стереотипов.

Поведение фундаменталистов крайне уязвимо: любые бытовые мелочи превращаются у них в выяснение отношений, а всякие более-менее значимые поступки — в показуху. В обществе, где социальные роли мужчин и женщин примерно равны, такие казусы выглядят как дикость.

И там, где государство ставит жесткий контроль на межнациональные проблемы — предпосылок к хаосу не будет. Толерантность и общее равноправие ставится во главу угла демократии. Равноправие требует спрятать подальше дикую территориальную и национальную агрессию.

Разница менталитета не взорвет и не уничтожит Европу. Европа уже приобрела опыт сожительства различных субкультур и не позволит проявлять самоидентификацию за счет дискриминации другого субъекта.

Именно наши внутренние стереотипы главную роль в оценке тех или иных явлений действительности. Но что если наши внутренние идеалы изначально неверны? Например, для ярого расиста его взгляд на жизнь, его отношение к иным расам кажется правильным и единственно верным.

В разных областях науки понятие «стереотип» может иметь различные значения. Например, в полиграфии стереотип представляет собой некую печатную форму, которая используется для тиражирования печатных изданий. Позднее из этого определения по принципу аналогии вытекла психологическая трактовка этого понятия, которая теперь уже стала более или менее обывательской.

Итак, в общем, смысле стереотип - это устоявшееся со временем отношение к событиям и явлениям внешнего мира, которое вырабатывается в результате их сравнения с внутренними идеалами и позицией конкретного человека.

Стереотипы человеческого поведения

Мы разобрались с понятием стереотипа. Теперь попробуем оценить его. Мы являемся ярыми противниками всевозможных стереотипов. «Как же так?» - воскликнут, возможно, более консервативные люди. «Ведь именно благодаря стереотипам, мы определяем для себя что есть хорошо, а что есть плохо!» И будут совершенно правы.

Именно наши внутренние стереотипы играют главную роль в оценке тех или иных явлений действительности. Но что если наши внутренние идеалы изначально неверны? Например, для ярого расиста его взгляд на жизнь, его отношение к иным расам кажется правильным и единственно верным.

Мы не говорим о том, что все наши внутренние идеалы неверны и не просим перевернуть абсолютно все верх тормашками. Очевидно, есть незыблемые идеалы, так называемые «вечные» темы - любовь, уважение к окружающим и т. д. Более того, по нашему мнению, такие понятие должны составлять стереотипы, поскольку это убережет человека от совершения необдуманных и глупых поступков.

Устойчивые стереотипы поведения

Однако, к сожалению, зачастую стереотипы мешают нам воспринимать реальность объективно. Лично у нас в голове сразу возникает такой пример: лошадь в шорах, бегущая по ипподрому. Знаете ли вы, что такое шоры? Это специальные приспособления для того, чтобы во время забега лошадь не смотрела по сторонам, а бежала лишь прямо, прямо и прямо.

Не уподобляемся ли мы порой такой лошади, которая бегает по кругу и видит только, что ей позволяют видеть? Не становимся ли мы похожими на печатную форму, которая всегда производит на бумагу один и тот же эффект?

Хочется надеяться, что нет, поскольку видение альтернативных вариантов, иных путей решения проблемы, отличных от тех, которые сложились в традицию, поможет каждому человеку в любой сфере жизни, будь то карьера, поиск второй половины, воспитание детей или даже приготовление семейного обеда.