Стихи, пословицы и поговорки про землю. Стихи про планеты

Над этим вопросом ломало голову столько гениев, что нам остаётся только опираться на их опыт и доверять собственному чутью.

Как только не определяли любовь учёные на протяжении всей истории человечества: химическая реакция, неизлечимая болезнь, душевный недуг, психическое расстройство, «проклятье богов».

По статистике далеко не каждому человеку дано узнать, что такое любовь и пережить это волшебное чувство. Однако, если вам повезло полюбить, то навряд ли вы спутаете это состояние с чем-то другим.

Мудро и очень точно о том, что такое любовь, говорит Библия:

«любовь…

- не ищет своего,

- не ревнует

- не раздражается

- не превозносится

- не мыслит зла

- не гордится

- долготерпит

- всему верит

-никогда не перестаёт»

Это, пожалуй, самая точная характеристика всех времён и народов. Любовь…что такое сокрыто в этом слове? Уникальное явление, чудо, дар…даже в нашем сумасшедшем мире.

Люди, встретившие любовь, совершают множество странных поступков, начинают писать стихи, ищут другую сторону жизни, которую раньше не замечали, учатся жить в иной реальности. Карьера, деньги, престиж, спокойное сытое существование – всё это может стать второстепенным, неважным, далёким и ненужным, по сравнению с желанием быть рядом с любимым человеком.

Любовь или влюблённость?

В юности многие путают любовь с влюблённостью. Второе – лёгкий вариант симпатии, страсть, придумывание образа, который далёк от реальности. Влюблённость улетучивается так же резко, как и начинается. А любовь – это более глубокое чувство. Она настолько меняет внутренний мир человека, что он начинает совершать поступки, совершенно не свойственные ему. Она облагораживает, меняет картину мира, разрушает то, что раньше казалось единственно правильным и непоколебимым. Если вам хочется разобраться в своих эмоциях, понять, что это: любовь или влюблённость, обратите внимание на характер этого чувства.

Самым важным признаком любви является её созидательный характер: тот, кто любит, всегда дающая сторона. Чувства, забота, эмоциональный комфорт, всевозможные блага – всё это направлено на любимого человека. Любовь – это желание пожертвовать последним ради благополучия того, кем душит сердце. Если вам хочется «брать» от отношений, вы требуете отдачи, то никакой любви здесь нет. Проверьте себя, это хороший тест, чтобы разобраться в своих чувствах. Есть мудрая китайская пословица о том, что влюблённость – это когда срываешь цветок и уносишь с собой, чтобы любоваться, а любовь – это когда ты поливаешь этот цветок. Очень наглядный пример.

Именно поэтому ситуация «если ты меня любишь – докажи…» как раз тот случай, когда любовью и не пахнет.

Для влюблённых характерно не замечать недостатки любимого человека, идеализировать его, даже будучи хорошо знакомым с ним. Именно это самое опасное в плане создания новой семьи, одурманенные романтическим «ядом» влюблённые, поспешно создают семьи, заводят детей. Проходит немного времени и оба человека понимают, что они абсолютно чужие, у них разные взгляды на жизнь, разные цели, несовместимые характеры. Это классическая ситуация, однако большинство людей попадают в такую ловушку, ломаются судьбы, страдают дети.

Любовь не бесконечна, страсть и романтика проходят, наступает следующая фаза, где появляется уважение, взросление отношений. Любовь – это не только радость и удовольствие, это работа над отношениями, переосмысление своих жизненных принципов, ответственность и здоровое самопожертвование.

Безответная любовь – тоже любовь!

Далеко не всегда любовь объединяет двух людей в одно целое. Безответное чувство, на первый взгляд, источник страданий и мучений. Кто-то получил отказ, кто-то предпочитает жить в неведении, понимая, что ответ на его чувства не порадует, кто-то научился радоваться даже такому однобокому чувству.

Необязательно углубляться в историю, чтобы получить доказательство того, что безответная любовь – источник вдохновения, генератор творчества, стимул к изменениям, преображениям, трансформации всего окружающего. Примеров миллионы: самые лучшие произведения написаны теми, кто был отвергнут, самые величественные скульптуры посвящены тем, кого любили творцы. А что такое любовь, как не генератор самого лучшего и гениального на земле.

Если жизнь распорядилась так, что вы находитесь далеко от любимого человека, ваши чувства остались безответными, или у вас никогда не хватит смелости признаться второй половинке в любви, то стоит занять созидающую позицию. Это убережёт от мучительных дней, месяцев или даже лет. Живите, дышите, читайте стихи, рисуйте, творите – Бог дал вам счастье испытать это святое чувство, значит вы – избранный. Возможно чувство, которому не суждено быть разделённым станет для вас отправной точкой к новой жизни, даст понимание, что важно, а что второстепенно. Развивайтесь, покоряйте новые вершины, дарите людям добро и радость. Необязательно ждать любви, нужно дарить её, стать её источником: начните эту волшебную эстафету и жизнь одарит вас сюрпризами и неожиданными чудесными переменами.

Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же - самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба.
Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь - там счастье и блаженство, а где самолюбие - там зло и страдания.

Любовь с христианской точки зрения

Господь наш Иисус Христос оставил нам две основные заповеди, на которых основан весь Закон Божий, а именно – заповеди о любви:

  1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим.
  2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22,37 и 39).

Что же есть любовь? Святые Отцы дают такое определение: Бог есть Любовь. Значит, вся любовь всего мира есть Бог.

Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь. Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств.

Любовь: этимология термина

В словаре древнегреческого языка для определения в слове понятия любви служат четыре глагола - ἐρᾶν, φιλεῖν, στέργεῖν, ἀγαπᾶν, а также соответствующие им имена. Два из них - φιλεῖν и ἀγαπᾶν встречаются в греческом тексте Нового Завета. Однако чтобы понять специфику словоупотребления и семантики этих глаголов в языке Св. Писания, нам необходимо будет предварительно обратиться к их функционированию в языке классическом или, как это вернее было бы сказать применительно к нашей теме, к греческому языку доновозаветного периода.

Ἐρᾶν

Ἐρᾶν, или, в поэтическом языке - ἐρᾶσθαι означает: направлять на объект всецелостное чувство, ради него чувствовать и воспринимать. Это значение постоянно для всех лексико-семантических вариантов. Если объектом являются личности, то ἐρᾶν может означать:

1) Чувственную любовь, которая бывает недостойной, когда речь, например, идет о супружеской измене или когда все содержание чувства сводится к физическому сожительству.

2) Высокую степень чувства, страстную любовь в более широком смысле.

Когда речь идет о неживых предметах, ἐρᾶυ понятийно близко подходит к ἐπιθυμεῖν, так что с инфинитивом соответствует русск. желать .

Φιλεῖν

Φιλεῖν - глагол отыменный. Φίλος же происходит от местоименного корня. Убедительная и совершенно безупречная этимология отсутствует, зато очевидно происхождение от корня, связанного со значением “свой”, “собственный”.

О значении φιλεῖν прежде всего следует сказать, что оно более всего соответствует русск. любить и имеет антонимами μισεῖν и ἐχθαίρεν. Φιλεῖν означает в сущности внутреннюю склонность к лицу, а в некоторых случаях, где изложение не допускает никакой непристойности, также и чувственную любовь.

Но главный оттенок значения этого глагола - склонность к лицу, проистекающая из внутренней общности, из личного общения. У Гомера мы найдем значение “по-дружески поддерживать”, “дружески общаться с кем-либо”, “относится по-дружески”. Часто в этом смысле употребляется применительно к отношению богов, когда они поддерживают людей в их делах. О людях: любезно принимать других у себя.

Уже после Гомера развилось значение “целовать” (с прибавлением τῷ στόματι и без него), так как это по сути означает внешнее выражение задушевной общности или близости любящих или друзей.

С добавлением αυτόν φιλεῖν приобретает значение себялюбия.

Как чувство естественно развивающееся, φιλεῖν не имеет морального или моралистического оттенка. Этой любовью дурной человек может любить дурного, а хороший - хорошего. Здесь же - склонность или приверженность к какой-либо группе, партии, к государству, к народу в тех случаях, когда она не особенно глубока и искренна (в последнем случае грек употребил бы στέργεῖν).

Применительно к неодушевленным объектам φιλεῖν означает приязнь к предметам, явлениям, которые нам милы или дороги, обладание которыми или контакт с которыми нам приятны. При этом сохраняется отсутствие моралистического оттенка, и сюда включаются скверные и достойные презрения склонности. С инфинитивом получается значение весьма близкое к лат. solere - “делать охотно, иметь обыкновение”. Φίλος - друг, человек, с которым мы связаны узами взаимной любви. Наиболее характерен для этого слова как раз оттенок личной симпатии, внутренней склонности. Также и φιλία - дружественное отношение, нежное выражение внутреннего расположения любящих.

Στέργεῖν

Στέργεῖν этимологически сближается с кельтскими названиями любви: древнеирл . serc; галльск. serch; бретонск . serc’h (наложница). Принимается во внимание еще праслав. *stergti, *strego “стеречь”; и.-е. *sterg/sterk с чередованием k/g.

Στέργεῖν означает не страстную любовь или склонность, не порыв к объекту, который овладел нашим сердцем и является целью наших устремлений, а напротив, спокойное, постоянное, непрерывное чувство любящего, в силу которого он осознает объект любви как близко ему принадлежащий, тесно с ним связанный, и в этом признании обретает душевный мир. Такова любовь к родителям, жене или мужу, к детям, к ближайшим родственникам вообще, а затем к вождю, царю, отечеству.

В στέργεῖν проявляется душевная склонность, которая присуща человеку от природы; это слово относится к органической, родовой связи, не расторгаемой в силу этой прирожденности даже злом, а не к склонности, проистекающей из общения с лицом, вещью (φιλεῖν) и не к вырывающейся наружу и ищущей удовлетворения страсти (ἐρᾶν). В силу этого при соединении с именами вещей или абстрактных понятий στοργεῖυ сохраняет нравственную окраску. По этой же линии нерасторжимости, прирожденной эмоциональной связи возникает значение “довольствоваться, быть довольным, удовлетворяться”. Как указывает Шмидт, στέργεῖν может означать “спокойно и с терпеливо выжидающим чувством смиряться с неизбежным” (часто по отношению к окружающим нас обстоятельствам и вещам).

Заканчивая разбор словоупотребления στέργεῖν, уместно будет привести замечание Шантрена о том, что “семантическое поле στέργεῖν явно отлично от φιλεῖν и частично совпадает с ἀγαπᾶν”.

Ἀγαπᾶν

Ἀγαπᾶν или, у Гомера, ἀγαπάζευν прежде всего означает любовь, проистекающую из рассудочной оценки, поэтому не страстную, как ἐρᾶν, и не нежную любовь детей и родителей, как στέργεῖν. В общегреческом словоупотреблении глаголов любви ἀγαπᾶν выражает слабейшую эмоцию, которая больше соответствует русск. ценить , чем любить . Да это и понятно: чем более рассудок отдает себе отчет в симпатии или чувстве, тем менее такая любовь является непосредственной и внутренней.

Ἀγαπᾶν может значить даже “правильно оценивать”, “не переоценивать”. А так как оценка основывается на сравнении, сравнение же подразумевает выбор, то ἀγαπᾶν включает в себя понятие свободно избирающего объект направления воли. С другой стороны, ἀγαπᾶν может быть сказано и о тех людях, которые оценивают что-либо (вещи, обстоятельства) как удовлетворяющие их и не стремятся к иному.

Остановимся на соотношении ἀγαπᾶν и φιλεῖν. Первый глагол, как более рассудочно-моральный, не включает в себя понятие непосредственно из сердца исходящего действия, которое выявляет внутреннюю склонность, и, естественно, лишен значений “делать что-либо охотно”, “иметь обыкновение что-либо делать”, а также “целовать”. К тому же ἀγαπᾶν не является (как φιλεῖν) склонностью, соединенной с самим лицом, но скорее с его признаками и свойствами. Аристотель объясняет это следующим образом (Rhet. 1, 11): “быть любимым значит быть ценимым ради самого себя”, то есть не по каким-то внешним причинам, а именно из-за самой личности любимого. Таким образом ἀγαπῶν описывает качества личности, а φιλῶν - саму личность. Первый означает, что человек отдает себе отчет в своей склонности, у второго в значении заложено, что она проистекает непосредственно из общения. Поэтому в первом случае чувство окрашивается морально, а во втором подобной характеристики не имеет.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что основным значением для φιλεῖν, при всей широте семантического поля этого слова, являлась любовь естественной склонности, чувство, не определяемое ни рассудком, ни направле-нием воли - лат. amare, в то время как характерной чертой ἀγαπᾶν было обозначение любви как направления воли, как склонности, определяемой рассудком и нравственным чувством: лат. diligere. Практически все исследователи указывают на сходство соотношения между diligere и amare с тем соотношением, которое имеется между ἀγαπᾶν и φιλεῖν.

Таким образом, наиболее характерные черты четырех глаголов любви суть следующие:

Ἐρᾶν относится к любви страстной, выражает преимущественно аффективную и чувственную ее сторону; страсть к вещам; с инфинитивом - “желать, жаждать”. Эмоция, безусловно носящая ярко выраженный личный характер.

Στέργεῖν - непрерывное, внутреннее, нерасторжимое даже через зло чувство к лицам или сообществам, с которыми у субъекта существуют надличные, родовые, а из родовых - и общественные связи.

Ἀγαπᾶν - “ценить”; чувство происходящее более из соответствующей оценки рассудка, оно не сильно и не нежно, а скорее суховато. В кругу значений ценить сравнивать выбирать подразумевает любовь как направление воли, определяемой рассудком. Тo же и об обстоятельствах: удовлетворяться ими в результате умения оценить через сравнение.

Φιλεῖν - здесь мы приведем характеристику о. П. Флоренского: “1. Непосредственность происхождения, основанная на личном соприкосновении, но не обусловленная одними лишь органическими связями - естественность; 2. Направленность в самого человека, а не только оценка его качеств; 3. Тихий, задушевный, нерассудочный характер чувства, но в то же время и не страстный, не импульсивный, не безудержный, не слепой и не бурный. 4. Близость и притом личная, нутряная”.

Абстрактные существительные, по выражению Шмидта, показывают “крайности значений” . В самом общем виде можно предложить следующие соответствия: ἔρως - страсть, στοργή - привязанность, φιλία - приязнь. О ἀγάπη речь пойдет ниже.

Любовь в Священном писании

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди - о любви к Богу (Втор 6:5) и о любви к ближнему (Лев 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф 22:40)? И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: «любите врагов ваших». Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не иное что, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем ее нашим лукавым, человеческим истолкованием ее - мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть еще любовь.

Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь есть Сам Бог, Его Божественная природа. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать - Сам Бог Любовь явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства и Телу и Крови Его, мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5), и Христом заповедано нам пребывать в Нем и в Его любви: «пребудьте во Мне, и Я в вас <…> ибо без Меня не можете делать ничего <…> пребудьте в любви Моей» (Ин 15:4-5,9).

Пребыть во Христе - это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям, и которая поэтому живет любовью Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Она есть, по существу, единственный, - ибо все остальные объемлющий - признак Церкви: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). В любви - святость Церкви, потому что она «излилась в сердца наши Духом Святым». В любви - апостольство Церкви, потому что она всегда и всюду есть все тот же единый апостольский союз - «союзом любви связуемый». И «если я говорю языками человеческими и ангельскими <…> Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:1-3). А потому только любовь всем этим признакам Церкви - святости, единству и апостольству сообщает действительность и значимость.

Но Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь всех друг к другу она являет миру Христа и Его любовь, свидетельствует о Нем, любит мир и спасает его любовью Христовой. Она любит во Христе - это значит, что в Церкви Сам Христос любит мир и в нем «каждого из братьев сих меньших». В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить «любовью Иисуса Христа» (Флп 1:8) и быть носителем этой любви в мире.

Этот дар любви преподается в Литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на Литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол 3:14), чтобы всегда, составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и ее являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем «мы многие - одно тело».

Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в Литургии. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Но только спросим себя: идем ли мы к Литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы так, алчущие и жаждущие не утешения и помощи, а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и нищету и озаряющего нас новой любовью? Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, все наши «принципиальные» осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто мира с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви.

Не забудем, что возглас «возлюбим друг друга» есть начальное действие Литургии верных, евхаристического священнодействия. Ибо Литургия есть таинство Нового Завета, Царства любви и мира. И только получив эту любовь, мы можем творить воспоминание Христа, быть причастниками плоти и крови, чаять Царства Божьего и жизни будущего века.

«Достигайте любви» - говорит Апостол (1 Кор 14:1). И где достичь ее, как не в том таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви.

Любовь к ближнему

Как сочетается идея удаления от людей с заповедью о любви к ближнему? Нет ли в этом бегстве от людей, характерном для таких столпов монашества, как Арсений Великий, бегства от самого Христа, повелевшего «возлюбить ближнего, как самого себя», и не ведет ли такого рода самоизоляция к утрате или отсутствию любви к людям?

Исаак, во всяком случае, убежден, что нет. Напротив, удаление от людей ведет к приобретению любви:

Та заповедь, в которой сказано «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим больше всего мира и материи и всего материального», бывает исполнена, когда ты терпеливо пребываешь в безмолвии своем. И заповедь о любви к ближнему заключена в нем же. Хочешь ли, по евангельской заповеди, приобрести в душе твоей любовь к ближнему? Удались от него, и тогда возгорится в тебе пламя любви к нему, и радоваться будешь при лицезрении его, как при видении светлого ангела. Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрения любящие тебя? Имей свидание с ними только в определенные дни. Опыт - поистине учитель для всех.

Очевидно, что Исаак не дает здесь рекомендаций, относящихся ко всем людям вообще, но говорит о своем собственном опыте - отшельника по призванию - и об опыте отшельников своего времени. Речь идет о специфически монашеском опыте приобретения любви к людям в результате отказа, хотя бы по временам, от общения с ними.

Тем, кто далек от монашеской жизни или кто знает о ней лишь теоретически, по книгам, нелегко бывает воспринять подобного рода опыт. Парадокс этого опыта заключается в том, что, удаляясь от мира, отшельники не отворачиваются от людей и даже тогда, когда они в буквальном смысле слова «бегают людей», они своим бегством служат людям. Занимаясь спасением собственной души вдали от людей, отшельник способствует спасению других. Двенадцать веков спустя после Исаака Сирина другой великий монах выскажет то, что всегда было аксиомой монашеского делания: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Исаак убежден, что главное дело монаха заключается в очищении своего внутреннего человека: это важнее общения с людьми и всякой деятельности, направленной на пользу других. Подобная деятельность особенно опасна, если душа отшельника еще не очищена и страсти еще не умерли в ней. Было много людей, - говорит Исаак, - которые прославились своей активностью во внешнем доброделании, однако из–за постоянного пребывания в гуще мирских дел не успевали заботиться о собственной душе:

Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие знамения; руками их многие были приведены к богопознанию. И после всего этого сами они, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном… потому что они были еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих, но пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще сами немощными, и утратили для душ своих надежду на Бога. Ибо немощь их чувств была не в состоянии встретить и вынети пламя того, что обычно приводит в возбуждение лютость страстей…

Исаак не отрицает добрые дела, но лишь указывает на необходимость стать духовно здоровым прежде, чем выходить в мир для исцеления других. Человек принесет гораздо больше пользы другим, когда сам достигнет духовной зрелости и получит необходимый опыт внутренней жизни. Глубину внутренней жизни нельзя заменить внешней активностью, даже если речь идет об апостольском служении, столь необходимом для других:

Прекрасное дело - учить людей добру и постоянной заботой приводить их от заблуждения к познанию истины. Это путь Христа и апостолов, и он весьма высок. Но если человек при таком образе жизни и частом общении с людьми чувствует, что совесть его слабеет при воззрении на внешнее, безмолвие его нарушается и знание его помрачается… и что, желая врачевать других, губит он свое собственное здоровье и, оставляя собственную свободу воли своей, приходит в смятение ума, то пусть он… возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа сказанного в пословице: Врач, исцели самого себя. Пусть осуждает он себя и следит за своим здоровьем, и вместо чувственных слов его пусть будет поучительной его добродетельная жизнь, и вместо звука из уст его пусть учат дела его. И когда узнает, что душа его здорова, тогда пусть приносит пользу другим и исцеляет их своим здоровьем. Ибо когда будет вдали от людей, тогда может больше сделать им добра ревностью о добрых делах, чем мог бы сделать словами, когда он еще сам немощен и больше, чем они, нуждается в исцелении. Ибо если слепой поведет слепого, оба они упадут в яму.

Таким образом, нужно сначала исцелить собственную душу, а потом уже заботиться о душах других.

Любовь в браке

Тема - очень важная для обсуждения: об этом много пишут, издаются книги, и в том числе очень часто звучит мнение, что . Но с этим соглашаться нельзя, потому что деторождение не может быть целью именно христианской семьи. Потому что тогда христианская семья никак не может отличаться от семьи мусульманской, от семьи буддистской, от семьи атеистической, от семьи каких-нибудь диких племен.

Здесь есть какая-то подмена, потому что деторождение - это не цель. Деторождение - это природа брака.

Целью брака, особенно брака христианского, может быть только любовь, приводящая супругов в Царствие небесное, любовь, которая соделывает из двух – единое существо. Да будут два в плоть едину - это говорит не только о том, что два супруга соединяются в интимном соитии, но и в том, что двое становятся единым существом в таинстве брака. Интимные отношения не являются исключительно средством репродукции. Интимные отношения - важная составляющая супружеской жизни, которые делают отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом.

К сожалению, слишком часто приходится слышать, что половое влечение связано с последствиями грехопадения.

Но все, что сегодня связано с человеком, связано с грехопадением, например, голод, холод и т.д. В том числе и половое влечение. Но это не говорит о том, что само по себе половое влечение невозможно было до грехопадения. Если мир сотворен изначально двуполым, то тогда должно быть стремление полов друг к другу. Если еще в раю человеку была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь», то без влечения одного к другому эта заповедь была бы совершенно неосуществима.

Или другая мысль: интимные отношения – это, якобы, некоторая поблажка человеческой природе, которая удерживает ее от блудного греха. В таком случае супружеские отношения сводят к каким-то примитивным связям двух любящих людей, которые ужасно греховные, настолько греховные, что им бы только вот добраться до какого-нибудь безобразия. Чтобы не соблудить – надо иметь супруга, а чтобы не убить, что надо делать? Чтоб не украсть? Чтоб не лгать?

В одном из монастырских подворий Москвы священник - это был, конечно, иеромонах – в воскресной проповеди, причем в присутствии детей воскресной школы, давал советы с дотошностью, присущей маркизу де Саду, в какие дни и часы, вплоть до минут супруги имеют на ЭТО право, а в какое время – никак не имеют, и с какой минуты это становится грехом. Но нужно твердо знать - Церковь не имеет права лезть в постель и давать какие-либо рекомендации! Священник должен отступить в сторону и сказать супругам: «Это ваша жизнь».

Или вот мне попался в руки студенческий альманах православного миссионера «Призвание» номер один, стр. 65, в котором кандидат богословия советует супругам брать пример интимных отношений с животных.

Цитирую: «У высокоразвитых животных родовая жизнь и инстинкт продолжения рода занимает очень важное место, но при этом физиологические отношения носят сезонный характер, они совершенно прекращаются с рождением детенышей, и животные полностью переключаются на заботу о потомстве. Некоторые животные, например, волки и еноты, могут послужить поучительным примером родительской любви и супружеской верности для иных воцерковленных православных. Да, животные тоже испытывают плотскую радость и некоторое воодушевление в период брачных игр, но турниры самцов в период брачных игр никогда не заканчиваются чьей-либо смертью, а от неразделенной любви животные не убегают на край света и не кончают с собой. А у людей?», - вопрошает автор.

Вот вы смеетесь, а это не смешно. Это же дико! Кандидат богословия, человек, облеченный священным саном всю вот эту вот шизофрению двигает в массы. И это на каждом шагу. Именно потому, что об этом Церковь пока молчит. И на эти вопросы ответов не находится, и не ищется. Эти вопросы пока даже не ставятся.

Что главное в браке? Когда люди по любви соединяются, они не потребляют друг друга, а наоборот, друг другу себя отдают, и это, мне кажется, главная функция супружеских отношений. Не потреблять, не пожирать друг друга, не выжимать максимум для себя лично, потому что тогда ни о какой любви речь не идет, потому что тогда человек использует другого.

Вокруг сегодня все друг друга используют, а христиане – не используют, наш принцип – самоотдача. Никто в браке – ни мужчина, ни женщина, - не могут требовать от другого таких вещей, которые могут доставить любимому некую тяжесть. Один другому уступает, только так! Очень мягко, интимно, а не так, что ты мне должен, ты мне должна.

Фильмы о Правмире:

Протоиерей Алексий Уминский. О любви, сексе и религии

Епископ Пантелеимон (Шатов) о любви

Протоиерей Андрей Лоргус. О любви, сексе и религии

Протоиерей Максим Первозванский. Сохранить любовь

О празднике семьи, любви и верности

Стихи

Родной

Земле

Земля – жемчужина Вселенной

Лесов и рек немало, их много на Земле,
Они любовь и счастье подарят друг тебе.
Они очистят воздух и жажду утолят,
И в жаркий летний полдень от зноя защитят.

Леса ты береги и не руби так зря.
И знай, что вся Земля – родная мать твоя.
Прекрасней не найти нигде гармонии такой.
Одна лишь во Вселенной – и нет другой такой!

Земля – наша Мать

Природу берегите, она – родная Мать,
Ненужными делами Её не надо засорять.
Не нужно строить здания, на чудища похожие,
В них - нету счастья, радости, а значит нет хорошего.

Любите Землю – Матушку любовью бескорыстною!
Она стерпела ужасы, но больше ей не выдержать.
И в недрах её вечных копаться перестаньте!
Она устала мучиться, вы отдых ей представьте.

Засадим Землю – Матушку цветущими садами,
Чтобы цветы весенние всех счастьем наполняли!
Увидят люди разные плоды своих творений,
И станет наша Матушка планетой вдохновенья!

Земля – весенний Рай








Мы Землю превратим в весенний райский сад.
Мы чудеса начнём творить и счастье так вернём!
Мы мысль свою преобразим, чтоб чудо совершить.
Мы круг судьбы разъединим, чтоб зло предотвратить.
Мы будем смело все шагать с любовью день за днём
И всё вокруг преображать деянием своим.
Изменим облик всей Земли – дороги и асфальт пусть
Превратятся вновь в сады, цветущие в веках!

Земля – в твоих руках

Сейчас от каждого из нас зависит счастье всей планеты.
Когда мы любим, мы спасаем всех и светом озаряем небо.
Нам надо очень всем стараться, плохое мы отбросим прочь.
Пусть доброта, как майский ветер, тебе сопутствует мой друг.

Родными станем друг для друга и больше нет у нас врагов.
Свободным, светлым, добрым духом мы наполняемся с тобой!
Мы братья все и все мы сёстры, уйдут обиды из тебя,
И ссоры сразу позабудешь – впусти скорей любовь в себя!

Любовь к Земле

Семья получит землю и ею насладится,
Она с природой вместе жить будет каждый день.
С любовью день встречая, все люди станут светлыми,
Свободными, весёлыми – как птицы в облаках.

Любовь к Земле есть чудо, она есть праздник жизни,
Она тот компас точный, ведущий нас к себе.
Изменит жизнь навечно, в душе поселит счастье
И будет жизнь, как в сказке, и так построим рай!

Вернись в свой Дом родной

Какой сегодня чудный день, зимой – как в сказке мы.
Блестит рассвет, сверкает снег – ты Солнцу улыбнись!
Не надо денег, жемчугов, у нас в достатке всё!
В природе – на Земле родной гармония с тобой!

Прекрасна красота Отца, творите вместе с Ним,
Он вдохновение познал и всю Любовь отдал!
Так оцени прекрасный Мир, вернись в свой Дом родной!
Природу сделай чистой ты – верни Земле покой!

Вселенная – цветущий сад

Творить Миры совместно силой мысли
И светлые мечты осуществлять.
Рассветы зажигать на небосклоне
И двойники Земли в Вселенной создавать.

Любовь подарим мы другим планетам,
Не жаль друзьям нам ничего.
Они хотят и ждут подарков этих –
Любовь и счастье с радостью принять.

И дали новые Вселенной безграничной
Мы превратим в цветущий сад Земли.
И Рай раскинется бескрайним обозреньем,
Лишь только радость, счастье впереди!

Мир – в твоих руках

Наш мир – в твоих руках, в руках твоих Земля.
От счастья твоего, добра и света,
Зависит всё, что любим и храним,
Что согреваем сердцем своим светлым!

Просторов ширь, лесная благодать,
И рек прохлада, в сердце отражаясь,
Нас сделает добрей, вольны мы будем и смелы,
И настроение хорошее подарит радость!

Прислушайся к дождю, о чём он говорит –
Он говорит о жизни бесконечной,
Что всё вновь оживёт, всё снова зацветёт,
И наша жизнь всегда есть праздник вечный!

Чудеса придут

Чудесен мир - как песня, чудесна вся Земля.
В тебе сокрыто чудо - поверь скорей в себя.
Чудес на свете много, а чудо - есть душа,
Она летит как птица и верит друг в тебя.

Избавь себя от лени, неверья, суеты,
Любовью озарённой ты чудо соверши.
Пусть вся Земля засветится и станет, как и прежде,
Прекрасным Раем солнечным - счастья и надежды

Единство Мира

Всё в Мире связано в едино,
Так Бог-Отец наш помечтал.
Он всю Любовь отдал на Землю –
Великий и бесценный Дар.

Чтоб позабыли мы несчастье,
Гармонию спешили бы узнать –
Она изменит жизнь, наполнив счастьем,
И новый путь укажет в благодать.

С душою новой, чистой,
Мир засияет в вечной красоте,
Он позовёт в прекрасный праздник,
Который будет на Земле!

Весна - как сказка

Весна повсюду, воздух чистый
Нас будоражит, ввысь зовёт.
С природой вместе, с чувством новым,
С манящим ароматом Мы поймём…

Что главное, а что совсем не нужно
Для нашей жизни и любви большой,
Отбросим мусор, очистим душу,
Подумаем о будущем своём.

Посмотрим заново, ведь это очень просто,
Ты только не вини других,
Признай ошибки, признай просчёты,
И больше их не повтори.

Полюбим Землю, полюбим Небо
И листья первые берёз.
Весна поможет – она, как сказка,
Ты только окунись в неё.

И будешь молод, красив и весел,
И страх не ведом твоей душе.
Она прозреет, свободной станет,
Ты всё исправишь в своей судьбе.

Наша Солнечная система.
В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там девять различных планет.
А Солнце - звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.

Солнце-светило клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,
Протуберанцы взлетают фонтаном,
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,
Помчимся от Солнца во тьме голубой!

Может, Меркурий порадует нас?
И приведет нам друзей целый класс!
Парамонова Ж.

Планета Венера.
Венера прекрасна! За тонкой вуалью
Богиню любви различите едва ли!
Закрыта она пеленой облаков.
А что же под ними? Климат каков?
Климат имеет огромный дефект.
Причиной тому парниковый эффект.
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна! Но, может, пока?
Мерцает по курсу ракеты Земля!
На ней мы живем. И, как видно, не зря!
Парамонова Ж.

Венера .
Воздух тяжкий на Венере,
Суп густой там в атмосфере,
Что-то вроде киселя,
Непригоден для житья.
Жарко очень, словно в печке,
Неуютное местечко.
Хоть Венера к Солнцу ближе,
Солнышко тут не увидишь,
Тучи сплошь над всей планетой
Канареечного цвета,
Ветер дует, и немалый,
Что уносит даже скалы.
А из космоса Венера -
В жемчугах, как королева,
Только лучше издали
Любоваться ей с Земли.
Парамонова Ж.

К Венере.
Сокрыв свой лик за белоснежной паранджой,
За солнцем следуя Прекрасной Дамой в свите,
Ты вновь и вновь свершаешь путь по круговой,
Всевышним заданной космической орбите...

Ты с давних пор притягиваешь взоры,
Являясь эталоном Красоты!
И меркнут звёзд брильянтовых узоры,
Когда сверкнёшь с небесной высоты.
В. Астеров

Планета Марс.
Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
Фобос и Деймос (как ужас и страх).
Эти названья у всех на устах.
Спутники это родные его -
Камни большие и только всего!

В здешних «морях» нет ни капли воды.
Может, помогут полярные льды?
Шапки полярные есть изо льда,
Только из них не струится вода.
Лед это, видно, совсем не простой.
Нет в нем воды, говорят, лед сухой.

«Каналы» на Марсе - пропасти, рвы.
Если упасть, не сносить головы!
Может, то русло высохших рек?
Вряд ли их создал простой человек!

Климат на Марсе засушлив, суров.
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нем не нашли мы пока.

За Марсом находится пояс камней,
Но вряд ли найдется на них мир людей.
Парамонова Ж.

Марс.
Полон был загадок Марс
И обманывал не раз
Нас в мечтах о марсианах,
Ровной линии каналов,
Шири голубой травы,
Этого там нет, увы.
Оказалось, Марс - тоска,
Куча красного песка.
Выпадает снег сухой
Белой углекислотой
И ветром углекислый газ
Холодный обдувает Марс.

Сатурн.
У Сатурна, вместе с тем,
Спутников своя система.
Сам он выглядит неброско -
Желтый, в бурую полоску
Толстый газовый пузырь,
Крутится, раздувшись вширь.
Но зато есть у Сатурна,
То, что смотрится так чудно -
Ледяной широкий круг
Обогнул его вокруг.
Хоть и на других планетах
Кольца кое-где надеты,
Только - тонкие, как шнур,
Ленту получил Сатурн.

Планета Сатурн.
Там в ожерелье жемчужных колец
Тускло мерцает Сатурн молодец.
Назван он так в честь бога судьбы,
Только не слышит людской он мольбы.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!

Колечко Сатурна - загадка природы -
Серебряный свет восхищает народы.
А это кусочки, покрытые льдом,
И всевозможных размеров при том.
А ширина у кольца - боже мой!
Может катиться наш шарик Земной!

Опять неудача, и снова в полет!
К холодным мирам наш летит звездолет.
Парамонова Ж.

Фаэтон.
Фантасты верят, что был он -
Неведомый нам Фаэтон,
Такая ж, как Земля, планета,
Где проживал народ фаэты,
Но в сотрясении жестоком
Погиб их мир по воле рока!
Рассыпалась планета в стороны,
В обломки, скалы, астероиды,
Которые с поры той кружатся
Свидетелями прошлых ужасов.
И душу нам волнует он,
Давно погибший Фаэтон.

Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.

Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.
Она не разделит: кто мал, кто велик,
Ведь каждый к родимой сторонке привык.

Бескрайняя ты, сложно всю обойти,
Но как хорошо - есть дороги, пути.
Для русского пахаря – в сердце одна.
А всем ты на добрую участь дана.

Земля - крестьянская лошадка.
По кругу времени бежит.
Порой и валко ей и шатко
И холка белая дрожит.
Ей солнце врежет луч горячий,
И вьюга ледяным кнутом,

Шарахнет. Рана под хребтом...
Порою вздрогнет.
Город, где он?
Порою пламя из ноздрей,
Но бесконечный путь проделан,
И что ни век она - добрей.
И как дорожка ни крута
Под дождичком метеоритным,
Покорная сезонным ритмам,
Она бежит и без кнута.

Всё человечество на ней,
А ей почище бы водицы
И травки бы позеленей.
Всех кормит, поит, одевает,
И злата всем и серебра,
Да вот хозяин зол бывает -
В ракетах мчится со двора,
Чадит, шумит и воду мутит,
Не хочет быть добрей, умней,

Как будто впрямь хозяин ей.








А на третьей орбите – кто это
Адрес солнечный взял для себя?
Это наша родная планета!
Это наша родная Земля!

Мы рассмотрим теперь геосферы.
Что ж, Земля состоит из ядра,
Сверху – мантия и литосфера,
В литосферу же входит кора.

Покрывает кору гидросфера –
Оболочка то есть из воды.
Завершает дизайн атмосфера –
Оболочка воздушной среды.

Удивительнейшей геосферой,
Той средой, где способна быть жизнь,
Называется здесь биосфера.
Ты что знаешь – теперь расскажи!

Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!

Уютная наша планета - Земля.
Здесь все-для комфорта, здесь все-для жилья.
Планету украсили люди труда,
Построив дороги, сады, города.

О, как беззащитна планета Земля,
Пред теми, кто власть в мире нашем деля,
Взорвать и разрушить планету готов -
Наш общий, любимый, единственный кров.

Из Космоса может свалиться беда
И жизнь на планете прервется тогда.
Как шарик хрустальный, планета хрупка.
Храни ее, доброго Бога рука!

Земля - наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живем.
Давайте Добро созидать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!

На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.

Земля огромна наша – морей и рек не счесть,
Озёрная прохлада и степь с пустыней есть,
А горы с облаками играют в хоровод,
Вершины их под снегом – зимой и круглый год.

Растёт здесь много разных деревьев и цветов,
Есть множество животных и птичий перезвон.
Всего у нас в достатке – куда ни посмотри,
И океан простёрся с зари и до зари.

Восходит солнце с Тихого и самого большого,
Заходит оно вечером за водами другого.
Прекрасна вся Планета, родной любимый Дом,
Заботиться мы будем о Доме день за днём.

Мы будем украшать его прекрасными садами,
Зелёными лужайками и травными лугами,
Не будем засорять его и портить колорит,
Вернём родному Дому мы первозданный вид!

Сейчас от каждого из нас зависит счастье всей планеты.
Когда мы любим, мы спасаем всех и светом озаряем небо.
Нам надо очень всем стараться, плохое мы отбросим прочь.
Пусть доброта, как майский ветер, тебе сопутствует мой друг.

Родными станем друг для друга и больше нет у нас врагов.
Свободным, светлым, добрым духом мы наполняемся с тобой!
Мы братья все и все мы сёстры, уйдут обиды из тебя,
И ссоры сразу позабудешь – впусти скорей любовь в себя!

Планета Земля - родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем.
Но форму Земли до конца мы не знаем.
А форма Земли без рек и морей
Зовется геоид! Учи и умней!
А что там внутри? Принимаем на веру.
Не видно ядро. Летим в атмосферу!
Мы ей благодарны, что можем дышать
И много проблем с нею можем решать.
Прекрасно, что мы атмосферой закрыты
От злых и коварных метеоритов.
От трения в воздухе камни сгорают
И звездным, красивым дождем выпадают.
Озоновый слой, без всяких сомнений,
Нас защищает от плохих излучений.
Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверье и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!

Планета, планета, планета Земля
Я с детства люблю, все твои облака
Люблю я те звёзды и космос ночной
Что кружит над нашей, Землёю большой.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

Земля - крестьянская лошадка.
По кругу времени бежит.
Порой и валко ей и шатко
И холка белая дрожит.
Ей солнце врежет луч горячий,
И вьюга ледяным кнутом,
Метеорит - шальной, незрячий -
Шарахнет. Рана под хребтом...
Порою вздрогнет.
Город, где он?
Порою пламя из ноздрей,
Но бесконечный путь проделан,
И что ни век она - добрей.
И как дорожка ни крута
Под дождичком метеоритным,
Покорная сезонным ритмам,
Она бежит и без кнута.
Ей недосуг браниться, злиться,
Всё человечество на ней,
А ей почище бы водицы
И травки бы позеленей.
Всех кормит, поит, одевает,
И злата всем и серебра,
Да вот хозяин зол бывает -
В ракетах мчится со двора,
Чадит, шумит и воду мутит,
Не хочет быть добрей, умней,
Как будто впрямь лошадку крутит,
Как будто впрямь хозяин ей.

Лесов и рек немало, их много на Земле,
Они любовь и счастье подарят друг тебе.
Они очистят воздух и жажду утолят,
И в жаркий летний полдень от зноя защитят.
Леса ты береги и не руби так зря.
И знай, что вся Земля – родная мать твоя.
Прекрасней не найти нигде гармонии такой.
Одна лишь во Вселенной – и нет другой такой!