"Викторина: занимательная фразеология". Список использованной литературы. Введение в тему


Интеллигентские- относящийся к интеллигенту, к интеллигенции, принадлежащий им, свойственный им (чаще о свойствах старой, буржуазной интеллигенции).Интеллигентская слабость.

Интеллигентные - Образованный, культурный; свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции.Интеллигентная внешность.

Туристический - связано по смыслу с существительным туризм и значит "относящийся к туризму". Туристическое бюро.

Туристский- относящийся к туристу (туристам). Туристская палатка.

Болотистый- изобилующий болотами, заболоченный; топкий, как болото. Болотистая внешность.

Болотный- относящийся к болоту, свойственный ему; предназначенный для работ на болоте, передвижения по болоту. Болотная вода

Экономный - бережливо расходующий что-либо, соблюдающий экономию.Экономная хозяйка.

Экономический- относящийся к экономике, хозяйственный. Экономическая деятельность

Человечный -достойный звания человека, отзывчивый, гуманный. Человечный подход

Человечий- относящийся к человеку, принадлежащий, свойственный ему. Человечий род

Обличие - лицо, наружность. Странное обличие.

Обличение - порицание, разоблачение. яростное обличение порока

Существо- предмет индивидуализированный и обладающий душою. Живое существо.

Сущность - философское постоянное основное свойство вещи, без которого она немыслима; атрибут субстанции. Сущность индивида.

Проблемный-заключающий в себе проблему, посвященный исследованию, разрешению какой-нибудь проблемы. Проблемная статья.

Проблематичный -предположительный, тольковероятный, неокончательный, остающийся еще проблемой. Проблематичное объяснение.

Удачный–успешный. Удачный день.

Удачливый- счастливый; тот, кому везет. Удачливый делец;

Задание 5. Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение

Как говорят:

1) о том, кто часто меняет свои решения –у него семь пятниц на неделе;

2) о том, кто часто бездельничает – он бьет баклуши/ плюет в потолок;

3) о человеке, который пришел не вовремя, некстати – явился, как черт из табакерки/нелегкая принесла;

4) о кротком, безобидном человеке – он и мухи не обидит/тише воды, ниже травы;

5) о человеке высокого роста – как верста коломенская/как каланча пожарная;

6) о болтливом человеке – у него язык без костей/раскудахтался, как курица;

7) о бесследном исчезновении кого-либо - канул в лету/как под землю провалился;

8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон – попасть между молотом и наковальней/из огня да в полымя;

9) о чувстве большой неловкости, стыда – готов сквозь землю провалиться;

10) об очень дальних родственниках – седьмая вода на киселе;

11) о бесшабашном человеке –без царя в голове;

12) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо – как в авгиевых конюшнях/вавилонское столпотворение;

13) о том, кто не знает чего-либо, всем известного –дубина стоеросовая\ни аза в глаза не знать;


Грамматика

Задание 1. Определите род существительного

1. Женский род:

Иваси, колибри, авеню, салями, цеце, плащ-палатка, «Юманите»,

2. Мужской род:

Кофе, тюль, атташе, ВУЗ, кенгуру, колибри, толь, рефери, МИД, шампунь, сулугуни, шимпанзе, пемоксоль, Хоккайдо.

3. Средний род:

Повидло, ООН, коммюнике, меню, купе, пенни, реле, сабо, танго, эскимо.

4. Множественное число

Задание 2. Запишите имена существительные в форме множественного числа

1. Заводские (корпус) –корпуса;

2. Опытные (штурман) –штурманы;

3. Морские (порт) –порты;

4. Молодые (инженер) –инженеры;

5. Опытные (бухгалтер) –бухгалтеры;

6. Дорожные (инспектор) –инспекторы;


Задание 3. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Запишите полученный вариант. Нет (петля) –нет петли

1. Пачка (макароны) –нет пачки макарон;

2. Группа (грузины) –нет группы грузин;

3. Пять (кочерга) –нет пяти кочерег;

4. Килограмм (мандарины) –нет килограммов мандаринов;

5. Порция (оладья) –нет порций оладий;

Тема урока: «Занимательная фразеология»

Цель: систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке

Задачи:

    расширение и углубление знаний учащихся по фразеологии;

    обогащение активного словарного запаса обучающихся и формирование лингвистической компетенции;

    создание ситуации успеха у учеников при изучении русского языка;

    развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, самостоятельности в принятии решений;

Аудитория: 9 класс

Время проведения: 1 20 (академический час)

Тип урока: урок закрепления полученных знаний, накопления фактического материала, его осмысления

Форма проведения: урок-викторина

Методы и приёмы: проблемно-поисковый и эвристический; устного и письменного контроля

Формы работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная, групповая

Технологии: технология развивающего обучения, компьютерная технология (информационная): демонстрация мультимедийной презентации созданной в программе Microsoft Power Point; использование видеофрагментов

Организационная модель использования ИКТ в ходе урока: один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение занятия: мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме, раздаточный материал, оценочные листы

Методические рекомендации: на данном уроке целесообразно использовать все возможные виды работы над фразеологизмами: подбор синонимической и антонимической пары, пояснение значения, выделение из контекста или потока речи, употребление в собственной речи, работа над структурой и прочие. Обязательным является использование презентации по теме, так как это позволяет не только сделать урок ярким и запоминающимся, но и развивает зрительную память, фантазию, воображение, устную речь. Урок должен быть обеспечен и дидактическим, наглядным, демонстративным материалом, что позволит сменять род деятельности в течение урока. Оправдана сама форма урока-викторины, потому что при состязании у учеников формируются умения работать в команде, проявляются лидерские качества.

Аннотация

При изучении словарного состава русского языка (активного и пассивного запаса), причин его постоянного изменения осуществляется переход к изучению фразеологизмов.

Урок построен с учетом психологических особенностей учеников: применение слайдового оформления учебного материала усиливает и эмоционально окрашивает восприятие. Этот методический прием важен и с другой стороны: учит обобщать услышанное, прочитанное, выделяя главное.

В ходе урока формируются умения отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, представление о многозначности, омонимии, синонимии и антонимии в кругу фразеологических оборотов, освоение правил их уместного использования в собственной речи, формирование умений заметить и оценить фразеологизмы в чужой речи, в частности  в художественной литературе; развивается память, внимание, воображение, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать, обобщать.

План урока

    Организационный момент:

1. Актуализация знаний;

2. Целеполагание;

3. Введение в тему;

4. Слово учителя

    Викторина:

    1. Презентация команд;

      Объясните значение фразеологизма;

      Составьте предложение;

      Блиц-опрос;

      Домашнее задание;

      Выберите нужное слово;

      Подберите синонимы;

      Найдите антонимы;

      Внесите исправления;

      Подберите фразеологизм;

Дополнительные задания

      Экспресс-опрос «Какое животное спряталось?»;

      Ну-ка сосчитай!;

      Подберите определения;

      Подскажите цифру;

      Разделите на группы;

      Найдите фразеологизмы

    Подведение итогов:

1. Результаты викторины;

2. Слово жюри;

3. Заключительное слово учителя

    Задание на дом

    Выставление и комментирование оценок

Ход урока

I . Организационный момент

1. Актуализация знаний:

Здравствуйте. Сегодня мы проведём не обычный урок, а урок-викторину, где вам придётся работать в командах и показать свои знания в предложенной для урока теме. Тема наша звучит так «Занимательная фразеология» (слайд 1) .

2. Целеполагание:

Цель нашего урока – систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке. Чтобы её достичь, необходимо решить ряд важнейших задач (слайд 2):

    расширение и углубление знаний по фразеологии;

    обогащение активного словарного запаса и формирование лингвистической компетенции;

    развитие познавательного интереса к изучению фразеологии;

    создание ситуации успеха при изучении русского языка;

    развитие и совершенствование психологических качеств личности;

    развитие основных мыслительных процессов обучающихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, воображение);

    воспитание коммуникативной культуры потребности изучать русский язык

3. Введение в тему:

В нашем с вами современном мире сложно встретить человека, который бы ни разу в жизни не сталкивался с понятием «фразеология». Сначала родители или бабушка уговаривают нас хорошо кушать и обязательно с хлебушком, потому что «хлеб всему голова». Старшее поколение тем временем поучает нас: «Жизнь прожить не поле перейти». Готовя сделку, мы повторяем вслед за Остапом Бендером: «Утром деньги вечером стулья, вечером деньги утром стулья». И конечно, всем известно, что, например, выражение «держать рот на замке» не имеет ничего общего с амбарным замком.

На экране вы видите слова Н.М. Шанского, которые послужат эпиграфом к нашему уроку: «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа фразеология одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка» (слайд 3).

4. Слово учителя:

Итак, мы с вами помним, что фразеология – это раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания, т. е. фразеологизмы или фразеологические обороты. Такое определение фразеологии дал Шарль Балли – известный швейцарский языковед

Последователем этой теории стал русский лингвист Виктор Владимирович Виноградов, который создал классификацию фразеологических единиц (слайд 4) .

II . Викторина

А теперь приступим к нашей викторине (слайд 5) . Вы заранее разделились на 3 команды, выбрали себе капитанов, названия и приготовили эмблему. Но для начала разрешите представить вам членов жюри (слайд 6) , которым предстоит сегодня нелёгкая работа: оценивать ваши ответы и выставлять количество баллов в оценочные листы (Приложение 1)

1. Конкурс «Презентация команды» (слайд 7) :

Капитан объявляет название своей команды, поясняет её название, знакомит с эмблемой.

2. Конкурс «Объясните значение фразеологизма» (слайд 8) :

Вы прекрасно справились с первым конкурсом, и мы переходим к следующему заданию. У вас на столах лежат конверты, в которых находятся фразеологические обороты. По моей команде вы открываете конверт и в течение минуты, совещаясь, готовите объяснение предложенных вам фразеологических оборотов(Приложение 2):

1 команда: без царя в голове, готов сквозь землю провалиться, за словом в карман не лезет, прийти к шапочному разбору, наводить тень на плетень.

2 команда: писать, будто курица лапой, держать нос по ветру, задним умом крепок, коту под хвост, идти ва-банк.

3 команда: водить за нос, дрожать как осиновый лист, знать почём фунт лиха, жить на птичьих правах, жить как у Христа за пазухой.

3. Конкурс «Составьте предложения» (слайд 9) :

На карточках вам предложены по два словосочетания. Ваша задача составить с каждым из них по два предложения, чтобы в одном словосочетание использовалось в качестве свободного, а в другом – в качестве фразеологизма.Например: В деревне, где я родился, моя хата с краю. – Я не стал участвовать в споре, да и зачем, моя хата с краю (Приложение 3) .

1 команда: гладить по головке, намылить шею.

2 команда: кормить завтраками, отбросить коньки.

3 команда: ходить на цыпочках, выйти из строя.

4. Конкурс «Блиц-опрос» (слайд 10):

Теперь мы приступаем к блиц-опросу. Я зачитываю вам вопросы, а вы должны на них ответить, но ответ ваш должен быть ни чем иным, как фразеологическим оборотом.Например: Как говорят о человеке низкого роста? Метр с кепкой. Право отвечать предоставляется той команде, которая первой поднимет руку (Приложение 4):

    Как говорят о человеке, который пришёл не вовремя, некстати?

    Как говорят о том, кто обманывает?

    Как говорят о людях, которые похожи? (Как две капли воды)

    Как говорят об очень дальних родственниках? (Седьмая вода на киселе)

    Как говорят о наличии большого количества денег? (Куры не клюют)

    Как говорят о человеке, который неаккуратно пишет? (Как курица лапой)

    Как говорят о том, кто часто меняет свои решения? (Семь пятниц на неделе)

    Как говорят о безденежье?

    Как говорят о тех, кто постоянно болтает? (Лясы точит)

    Как говорят о бесследно исчезнувшем человеке?

    Как говорят о людях, которые постоянно ссорятся между собой? (Как кошка с собакой)

    Как говорят о тех, кто усердно трудится?

    Как говорят об опытном человеке?

    Характеризуя худого человека, мы говорим…

    Уязвимое место у человека зовётся… (ахиллесовой пятой)

    Нахождение кого-то или чего-то на дальнем расстоянии выражается словами…

5. Конкурс «Домашнее задание» (слайд 11):

Каждая команда получила домашнее задание: написать рассказ (связный текст) и использовать в нём как можно больше фразеологических оборотов. Пока одна из команд читает свой рассказ, задача других подсчитать количество фразеологизмов, использованных в тексте

6. Конкурс «Выберите нужное слово» (слайд 12):

Каждой команде я раздаю листы, на который написаны фразеологические обороты, но вот беда: мой компьютер дал сбой, и слова все перепутались. Помогите мне собрать фразеологизмы! (Приложение 5)

1 команда:

    (медвежья, собачья, волчья) услуга,

    как мёртвому

    знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела,

    как (с курицы, с утки, с гуся) вода,

    как (снег, дождь, град) на голову,

    намылить (руки, шею, голову) ,

    убить (трех, четырех, двух) зайцев

2 команда:

    проще пареной (репы, свёклы, картошки),

    как (бельмо, ячмень, рана) на глазу,

    ждать у (дома, моря, подъезда) погоды,

    хоть (шаром, мячом, глобусом) покати,

    как (овца, собака, корова) на сене,

    сказка про (белого, черного, рыжего) бычка,

    дрожит как лист

3 команда:

    вертеться как (заяц, кошка, белка) в колесе,

    знать, где (рыбы, раки, медведи) зимуют,

    пуд (соли, масла, хлеба) съесть,

    толочь (капусту, воду, ягоды) в ступе,

    съесть (пуд, фунт, килограмм) соли,

    выеденного (огурца, яйца, яблока) не стоит,

    как за (деревянной, глиняной, каменной) стеной

7. Конкурс «Подберите синонимы» (слайд 13):

Прежде чем мы приступим к седьмому конкурсу, напомните мне, что такое синонимы?(Синонимы – это слова различные по звучанию, имеющие общее значение, но отличающиеся оттенками).

Оказывается, фразеологизмы тоже могут иметь синонимы. Например: кот наплакал – с гулькин нос.

Я уверена: вы догадались, что сейчас вам предстоит подобрать синонимы к фразеологическим оборотам (Приложение 6):

1 команда: во все лопатки (во всю прыть), бояться как чёрт ладана (дрожать как осиновый лист), за тридевять земель (у чёрта на куличках);

2 команда: ни рыба, ни мясо (ни то ни сё), моя хата с краю (своя рубашка ближе к телу), сесть в лужу (попасть впросак);

3 команда: водой не разольёшь (душа в душу), когда рак на горе свистнет (после дождичка в четверг), водить за нос (вешать лапшу на уши)

8. Конкурс «Найдите антоним» (слайд 14):

Теперь подскажите мне определение антонимов.(Антонимы – это слова с противоположным значением)

Многие фразеологические обороты имеют антонимическую пару.Например: кот наплакал – куры не клюют.

А теперь и вы составьте антонимическую пару (Приложение 7) :

1 команда: жить душа в душу (как кошка с собакой), попасть впросак (выйти сухим из воды), что есть мочи (черепашьим шагом);

2 команда: рукой подать (у чёрта на куличках), бить баклуши (работать непокладая рук), положа руку на сердце (вешать лапшу на уши);

3 команда: спустя рукава (засучив рукава), от горшка два вершка (верста коломенская), на седьмом небе от счастья (опустится на землю)

9. Конкурс «Внесите исправления» (слайд 15):

На слайде вы видите предложения, но в них при использовании фразеологических оборотов были допущены ошибки. Исправьте их (слайд 16):

    После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.

    Павел Константинович знал всю его подноготную жизнь.

    Писатель идёт в одну ногу со своим временем.

    Олег радовался тому, что дело было в его шляпе

    Соседка Верочки была злая как злая собака.

    Он смотрел на доску так, как баран смотрит на новые ворота.

    Я понял, что он рассказывает мне сказку про белых бычков.

    Гость этот надоел нам хуже горькой редиски.

10. Конкурс «Подберите фразеологизмы» (слайд 17):

Сейчас на экране появится три слова, по одному для каждой команды.Ваша задача вспомнить как можно больше фразеологизмов, в составе которых будет предложенное вам слово (слайд 18):

1 команда: голова (без царя в голове, светлая голова, как обухом по голове, переваливать с больной головы на здоровую, дурная голова ногам покоя не даёт…)

2 команда: рука (работать непокладая рук, ударить по рукам, развести руками, рука об руку, рука руку моет…)

4 команда: ухо (уши) (медведь на ухо наступил, пропустить мимо ушей, держать уши востро, держать ушки на макушке, уши в трубочку свернулись, вешать лапшу на уши, развесить уши…)

Дополнительные задания

11. Экспресс-опрос «Какое животное спряталось?» (слайд 19):

Каждому из вас доподлинно известно, что в русском языке большое количество фразеологизмов, в которых упоминаются животные. Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете данные фразеологизмы, мы проведём экспресс-опрос «Какое животное спряталось?» Поочерёдно каждой команде я буду называть фразеологизм, а вы животное, которое я опускаю. Если команда не отвечает, ход переходит команде соперника:

    Голоден как…

    Нем как…

    Хитёр как...

    Грязный как...

    Упрям как...

    Здоров как...

    Болтлив как...

    Колючий как...

    Важный как…

    Красный как…

    Плестись как…

    Пишет как … лапой

    Делить шкуру неубитого…

    На сердце … скребут

    …носа не подточит

    Лить … слезы

  • Биться, как … об лед

    Вот где … зарыта

    Денег … не клюют

    Заморить…

    Как … языком слизала

    Как … в воде

    Когда … на горе свистнет

12. Конкурс «Ну-ка сосчитай!» (слайд 20):

Теперь задание на внимательность: я прочту вам стихотворение В. Суслова, в котором, как мне кажется, есть немало фразеологизмов. Вы, слушая меня, должны сосчитать все фразеологические обороты:

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!
И утки и гуси – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идет, –
Под камень лежачий вода не течет.
Лгунишка наврет, не поймешь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»

13. Конкурс «Подберите определение» (слайд 21):

- На слайде вы видите фразеологизмы, но в них потерялось одно слово: прилагательное. Какие прилагательные нужно написать, чтобы получились фразеологизмы? (слайд 22)

    кричать... матом;

  • Воробей;

  • На язык;

  • как... муха;

    Орешек;

    шито... нитками

14. Конкурс «Подскажите цифру» (слайд 23):

Фразеологизмы, в которых упоминаются животные или где встречаются определения, вы знаете хорошо. А как обстоит дело с фразеологическими оборотами, где употребляются числительные?

На слайде фразеологизмы. Подскажите мне, какие цифры здесь потеряны! (слайд 24):

    без... минут

    Пядей во лбу

    гнуть в... дуги

    как свои... пальцев

  • гнать в... шеи

    сгонять... потов

    Пятниц на неделе

    от горшка... вершка

    с... короба

    за... земель

    в... счета

    Верст до небес

    книга за... печатями

    за... верст киселя хлебать

    Потов сошло

15. Конкурс «Разделите на группы» (слайд 25):

На слайде вы видите словосочетания, но одни из них являются свободными, а другие синтаксически связанными, т.е. фразеологизмами. Вам необходимо заполнить таблицы, лежащие у вас на столах, в соответствии с принадлежностью того или иного сочетания к одной из групп (Приложение 8) (слайд 26):

Весенний дождь, хлопать глазами, белая ворона, маменькин сынок, золотые серьги, белая скатерть, повесить картину, повесить голову, белые цветы, грибной дождь, перемывать косточки, злые языки, щелкать зубами, хлопать дверью, в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах, мамин сын, наклонить голову, злые люди, рубить дрова, горные реки, молочные реки, расхлебывать кашу, варить кашу, щелкать пальцами, ломать голову, белые мухи, золотые руки, рубить сплеча

16. Конкурс «Найдите фразеологизмы» (слайд 27):

- Следующий конкурс называется «Найди фразеологизмы».

    Звери задрожали,
    В обморок упали.
    Волки от испуга
    Скушали друг друга.
    Бедный крокодил
    Жабу проглотил. (К. Чуковский )

    Но, увидев усача (Ай-ай-ай!),
    Звери дали стрекача (Ай-ай-ай!),
    По лесам, по полям разбежалися,
    Тараканьих усов испугалися. (К. Чуковский )

    Он кланялся соседям –
    Лисицам и медведям.
    Знакомым место уступая,
    Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу,
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес. (С. Маршак )

    Говорят, у мамы
    Руки не простые.
    Говорят, у мамы
    Руки золотые.

Погляжу внимательно
Погляжу поближе.
Маме руки глажу –
Золота не вижу. (М. Родина )

    Долго ждали еж с ежихой,
    А мышонок меж кустов
    Прошмыгнул – и был таков!
    Поглядел мышонок: мчится
    То ли кошка, то ли птица:
    Вся рябая, клюв крючком,
    Перья пестрые торчком,
    А глаза горят, как плошки, –
    Вдвое больше, чем у кошки.
    У мышонка замер дух,
    Он забился под лопух. (С. Маршак )

    Летят опилки белые,
    Летят из-под пилы:
    Это плотник делает
    Рамы и полы.

Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (С. Баруздин )

    Что стряслось у тети Вали?
    У нее очки пропали!
    Ищет бедная старушка
    За подушкой, под подушкой,
    С головою залезала
    Под матрац, под одеяло,
    Заглянула в ведра, крынки,
    В боты, валенки, ботинки.
    Все вверх дном перевернула,
    Посидела, отдохнула,
    Повздыхала, поворчала
    И пошла искать сначала. (Ю. Тувим )

    А над этой белизной,
    Зимней, сказочной, лесной,
    Как в избе оконце,
    В небе тлеет солнце.
    И так близко-близко,
    И так низко-низко
    Над ветвями и землей,
    Что легко в него рукой,
    Если постараться,
    Можно постучаться –
    Попроситься на часок
    Заглянуть на огонек!.. (И. Мазин )

III . Подведение итогов

    Результаты викторины (слайд 29):

На этом наши конкурсы закончены. Вы очень старались, были активны, показали свои знания и слаженность в работе. Теперь члены жюри посовещаются, и мы определим команду победителя.

2. Слово жюри (слайд 30):

Победила команда _______________________, набравшая _____ баллов. Поздравляем! Все участники данной команды получают оценку «пять».

3. Заключительное слово учителя (слайд 31):

Мы повторили и закрепили на этом уроке всё, что касается фразеологии русского языка: определение фразеологии, значения основных фразеологиче5ских оборотов, синонимию и антонимию во фразеологии, стилистические особенности в употреблении фразеологических оборотов, и, конечно же, обогатили свой словарный запас.

IV . Задание на дом

Дома вам предстоит подготовиться к тестированию (Приложение 9) и поработать с фразеологическим словарём. Выпишите оттуда фразеологизмы, имеющие отношение (слайд 32):

а) к труду,

б) к безделью,

в) к обману

V . Выставление и комментирование оценок

(слайд 33)

Список использованной литературы

    Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 349 с.

    Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 382 с.

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.

    Голованова Д.А. Краткий курс по русскому языку и культуре речи. – М.: Окей-книга, 2009. – 114 с.

    Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрисс-пресс, 2002. – 240 с.

    Львова С.И. Русский язык: Лингвистические игры. – М.: Эксмо, 2008. – 304 с.

    Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум. – М.: Флинта, 1997. – 128 с.

    Суздальцева В.Н. Практикум по современному русскому языку: Лексика. Фразеология. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 128 с.

Приложение 1

Оценочный лист

п/п

Название конкурса

Количество набранных баллов

Примечания

1 команда

2 команда

3 команда

Презентация команд

Объясните значение фразеологизма

Составьте предложение

Блиц-опрос

Домашнее задание

Выберите нужное

Подберите синонимы

Найдите антонимы

Внесите исправления

Подберите фразеологизм

Дополнительные задания

Экспресс-опрос «Какое животное спряталось?»

Ну-ка сосчитай!

Подберите определения

Подскажите цифру

Разделите на группы

Найдите фразеологизмы

Общее количество баллов

Приложение 2

Конкурс «Объясните значение фразеологизма»

1 команда

    без царя в голове,

    готов сквозь землю провалиться,

    за словом в карман не лезет,

    прийти к шапочному разбору,

    наводить тень на плетень

2 команда

    писать, будто курица лапой,

    держать нос по ветру,

    задним умом крепок,

    коту под хвост,

    идти ва-банк

3 команда

    водить за нос,

    дрожать как осиновый лист,

    знать почём фунт лиха,

    жить на птичьих правах

    жить как у Христа за пазухой

Приложение 3

Конкурс «Составьте предложения»

1 команда

гладить по головке,

намылить шею

2 команда

кормить завтраками,

отбросить коньки

3 команда

ходить на цыпочках,

выйти из строя

Приложение 4

Вопросы для блиц-опроса

    Как говорят о человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Как снег на голову, как с луны свалился)

    Как говорят о том, кто обманывает? (Вешает лапшу на уши, водит за нос, пускает пыль в глаза)

    Как говорят о людях, которые похожи? (Как две капли воды)

    Как говорят об очень дальних родственниках? (Седьмая вода на киселе)

    Как говорят о наличии большого количества денег? (Куры не клюют)

    Как говорят о человеке, который неаккуратно пишет? (Как курица лапой)

    Как говорят о том, кто часто меняет свои решения? (Семь пятниц на неделе)

    Как говорят о безденежье? (Кот наплакал, с гулькин нос)

    Как говорят о тех, кто постоянно болтает? (Лясы точит)

    Как говорят о бесследно исчезнувшем человеке? (Как в воду канул, как сквозь землю провалился?)

    Как говорят о людях, которые постоянно ссорятся между собой? (Как кошка с собакой)

    Как говорят о тех, кто усердно трудится? (Непокладая рук, в поте лица)

    Как говорят об опытном человеке? (Мастер своего дела, собаку съел)

    Характеризуя худого человека, мы говорим… (кожа да кости, не в коня корм)

    Уязвимое место у человека зовётся… (ахиллесовой пятой)

    Нахождение кого-то или чего-то на дальнем расстоянии выражается словами… (у чёрта на куличка, за тридевять земель)

Приложение 5

Конкурс «Выберите нужное слово»

1 команда

    (медвежья, собачья, волчья) услуга,

    как мёртвому (банки, припарки, горчичники),

    знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела,

    как (с курицы, с утки, с гуся) вода,

    как (снег, дождь, град) на голову,

    намылить (руки, шею, голову) ,

    убить (трех, четырех, двух) зайцев

2 команда

    проще пареной (репы, свёклы, картошки),

    как (бельмо, ячмень, рана) на глазу,

    ждать у (дома, моря, подъезда) погоды,

    хоть (шаром, мячом, глобусом) покати,

    как (овца, собака, корова) на сене,

    сказка про (белого, черного, рыжего) бычка,

    дрожит как (березовый, кленовый, осиновый) лист

3 команда

    вертеться как (заяц, кошка, белка) в колесе,

    знать, где (рыбы, раки, медведи) зимуют,

    пуд (соли, масла, хлеба) съесть,

    толочь (капусту, воду, ягоды) в ступе,

    съесть (пуд, фунт, килограмм) соли,

    выеденного (огурца, яйца, яблока) не стоит,

    как за (деревянной, глиняной, каменной) стеной

Приложение 6

Конкурс «Подберите синонимы»

1 команда

во все лопатки –

бояться как чёрт ладана –

за тридевять земель –

2 команда

ни рыба, ни мясо –

моя хата с краю –

сесть в лужу –

3 команда

водой не разольёшь –

когда рак на горе свистнет –

водить за нос –

Приложение 7

Конкурс «Найдите антонимы»

1 команда

жить душа в душу –

попасть впросак –

что есть мочи –

2 команда

рукой подать –

бить баклуши –

положа руку на сердце –

3 команда

спустя рукава –

от горшка два вершка –

на седьмом небе от счастья –

Приложение 8

Конкурс «Разделите на группы»

Свободные

словосочетания

Несвободные словосочетания

(фразеологизмы)

Приложение 9

Тестовые задания по фразеологии

Вариант I

а) фразеологизмы  свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и посло­вицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

а) Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика.

б) Я перемахнул через забор в какой-то сад.

в) Игрушкой золотой он блещет на стене.

г) Она знала, что старуху ждут со дня на день.

д) Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа.

е) Хан, строивший крепость, думал только о собствен­ном благе.

3. Укажите фразеологизмы-синонимы к словосочетанию очень любить :

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

Вариант II

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы придают речи живость и образность;

б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;

в) существуют фразеологизмы-антонимы;

г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:

а) Чуть стелется туман над золотистой нивой.

б) И веют древними поверьями ее упругие шелка.

в) С часу на час Сергей ожидал телеграммы.

г) Он всю литературу как свои пять пальцев знает.

д) Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу.

е) Но и такая цена была мне не по карману.

3. Укажите фразеологизмы-синонимы к словосочетанию очень быстро:

а) как с гуся вода;

б) хоть пруд пруди;

в) пуд соли съесть;

г) сломя голову;

д) вытягиваться в струнку;

е) во весь дух

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) волосы дыбом;

б) два сапога пара;

в) ум за разум заходит;

г) испустить дух;

д) протянуть ноги;

е) кровь стынет в жилах;

ж) голова идет кругом;

з) одним миром мазаны

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) семи пядей во лбу;

б) дойная корова;

в) китайская грамота;

г) заячья душа;

д) проще пареной репы;

е) не робкого десятка;

ж) олух царя небесного;

з) черная дыра.

1) тришкин кафтан; а) А. Пушкин;

2) подковать блоху; б) И. Крылов;

3) вертеться как белка в колесе; в) Н. Гоголь;

4) есть еще порох в пороховницах, г) Н. Лесков.

Вариант III

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы;

б) существуют многозначные фразеологизмы;

в) существуют синонимические и антонимические фразеологизмы;

г) к фразеологизмам нельзя отнести афоризмы.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:

а) Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел.

б) Вся цепь гор Таунуса видна как на ладони.

в) Хотел о чем-то спросить, а ее нет как нет.

г) И пострадали-то они когда-то за одно и то же.

д) Та же профессия, тот же круг знакомых, та же семейная ситуация.

е) Не вдруг раскрыл он мне свою душу.

3. Укажите фразеологизмы-синонимы к словам угождать, льстить:

а) бередить душу;

б) невзирая на лица;

в) играть в кошки-мышки;

г) рассыпаться мелким бесом;

д) переворачивать вверх тормашками;

е) извиваться ужом

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) закинуть удочку;

б) показать где раки зимуют;

в) висеть на плечах;

г) шито-крыто;

д) наступать на пятки;

е) бросить пробный шар;

ж) концы в воду;

з) прописать ижицу

5. Укажите соответствие антонимических фразеологизмов лево­го и правого столбиков:

а) задать перцу;

б) курить фимиам;

в) идти ва-банк;

г) кошки скребут на душе;

д) лучше синица в руках...;

е) отлегло от сердца;

ж) гладить по шерсти;

з) обливать грязью

1) двадцать два несчастья; а) А. Пушкин;

2) с корабля на бал; б) А. Грибоедов;

3) герой не моего романа; в) И. Крылов;

4) не мудрствуя лукаво г) А. Чехов

Амбивалентность, фрустрация, ригидность — если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.

1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

— Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

— Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

— А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция

Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм

Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты — короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. В студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность

С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт

В переводе с английского «insight» — это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность

В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников. Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм

«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм — ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге до потери близкого человека. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия

Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

Цель урока: дать понятие о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. Научить умению употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут- поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву Ф ):

ВОДА НЕ РАЗЛИТЬ = ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЁШЬ

Например, существуют слова:

вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь;

как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться.

Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота.
Висеть на волоске - никто не висит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями («много снега – много хлеба»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пусто, словно Мамай прошёл»); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («страшнее кошки зверя нет»).
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

ИЗ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ И БИБЛЕЙСКИХ ПРЕДАНИЙ

В а в и л о н с к о е с т о л п о т в о р е н и е

По библейскому преданию, жители Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Разгневанный бог смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос.
Употребляется выражение в значении: суматоха, бестолковщина, беспорядок, неорганизованность.

Г о м е р и ч е с к и й х о х о т

Гомер – легендарный древнегреческий поэт. Его считают автором поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои его поэм – боги – наделены необычайными качествами. Они сильны, мужественны, находчивы, обладают мощными голосами. Смех их подобен раскатам грома.
Выражение «ГОМЕРИЧЕСКИЙ ХОХОТ» употребляется в значении: неудержимый, громкий смех; эпитет «гомерический» ещё и в значении: обильный, огромный.

Л а в р о в ы й в е н о к. Л а в р ы п о ж и н а т ь. Л а у р е а т

Вот сколько различных выражений обязано своим существованием скромному деревцу, листья которого хозяйки преспокойно кладут в кастрюльку «для вкуса».

У греков был миф: не желая стать женой бога Аполлона, нимфа Дафна, убегая от него, превратилась в лавровое дерево. С тех пор вечнозелёное растение стало деревом Аполлона, покровителя поэзии и искусств. Ветвями лавра и лавровыми венками стали увенчивать победителей сначала на поэтических, музыкальных, а потом и спортивных состязаниях. Затем те же почести стали воздавать и за военные подвиги.
«Пожинать лавры» стало значить: пользоваться плодами завоёванного успеха.

(АВГИЕВЫ КОНЮШНИ, АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП, ГАННИБАЛОВА КЛЯТВА, ГЕРКУЛЕСОВ ТРУД, ДАМОКЛОВ МЕЧ, ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ, КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ, ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ, ЯБЛОКО РАЗДОРА, ЭЗОПОВ ЯЗЫК И ДР. см. в книге «Русский язык. Учимся играя» В.Волина, Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.)

II. Лексические задания.

1.Фразеологический зверинец.

а) вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как … Надут как …
Хитёр как … Нем как …
Труслив как … Грязный как …
Здоров как … Упрям как …
Изворотлив как … Болтлив как …
Колючий как …

(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, ёж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока.);

б) назовите фразеологизмы, связанные с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусём, свиньёй, курицей.

(Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; свинья всегда грязь найдёт; денег куры не клюют).

в) прочитайте рассказ про мальчика Бобу. Запомните и запишите в тетради фразеологические обороты. (см. книгу «Русский язык Учимся играя» В.Волина стр.471). (Приложение № 1 .)

2. Соревнование «Кто больше?»

(Класс разбивается на 3 группы, каждая группа на листке бумаги должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.)

Ответ:

Язык (язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, язык до Киева доведёт, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами, не сходить с языка.)

Глаз (мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, как бельмо в глазу, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, открыть глаза, смотреть чужими глазами.)

Нос (задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, не видеть дальше собственного носа, вешать нос, зарубить на носу, держать нос по ветру, встретиться нос к носу.)

3. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.

Валится из рук (не клеится, не работается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо); лёгкая рука; умывать руки; взять себя в руки; дать руку на отсечение; как без рук; мастер на все руки; прибрать к рукам; сидеть сложа руки.

4. Загадки – шутки.

а) Есть ли ноги у газеты, книги?
б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?
в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?

(Ответы: а) наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) вверх ногами; б) ясно как дважды два четыре; в) их можно… согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

5. Что это?

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.
в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

(Ответы: Нос. Уши. Ветер.)

6. Как об этом говорят?

Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему – либо, убедить в чём- нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

(Ответы: У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)

7. В три колонки.

Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро». Выпишите их в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

8. Вместо фразеологизмов – синонимы.

Замените фразеологические обороты словами – синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчёлся; куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно; близко; грустить; мало; много; худой.)

9. « Ни – ни!»

Подберите 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами «ни…ни».

(Ответ: ни два ни полтора; ни кола ни двора; ни свет ни заря; ни много ни мало; ни дать ни взять.)

10. Рисунки – подсказки. (Стр.475, книга «Русский язык Учимся играя», В.Волина, г.Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.) (За приложением № 2 обратитесь к автору).

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Подобрать 3–4 статьи из фразеологического словаря и из словаря «Крылатые слова», объясняющие значения выбранных фразеологизмов или крылатых слов (выражений);
  2. Сделать свои рисунки к фразеологизмам, которые выбрали из словаря.

"В свое время кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева". Фото с сайта liveinternet.ru Почему мы так говорим? Фразеологизмы

Бить баклуши

Значение: Бездельничать, заниматься пустым делом.

Происхождение: В свое время кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу . Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить ».

Семь пятниц на неделе

Значение: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. д.

Происхождение: Пятница некогда была свободным от работы, а потому базарным днём. Долгое время она была и днём исполнения различных торговых обязательств. В пятницу получали деньги и давали обещание привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу получали товар и обещали в следующую пятницу отдать за него деньги. О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц но неделе. Позже этот фразеологизм стали применять к людям, часто меняющим свои решения.

Без сучка, без задоринки

Значение: Хорошо, безукоризненно, без затруднений, без помех.

Происхождение: Из речи столяров и плотников. Первоначально о древесине, досках высокого качества и о тщательной обработке древесины. Задоринка - шероховатость, зацепина на поверхности гладко выструганной доски. Буквально - без каких-либо изъянов.

Лодыря гонять

Значение: Бездельничать, ничего не делать.

Происхождение: Оборот возник в первой четверти XIX века и восходит к имени врача - немца Лодера, жившего в Москве и, в частности, рекомендовавшего своим больным быструю ходьбу. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением.

Играть в бирюльки

Значение: Заниматься пустяками, ерундой.

Происхождение: Была такая игра – Бирюльки. Перед вами лежит кучка крошечных вещичек: рюмочек, молоточков, сердечек - бирюлек , - нагроможденных в беспорядке. Требуется маленьким крючком вытаскивать из груды одну бирюльку

за другой так» чтобы остальные не потревожить.

Разводить антимонии

Значение: Болтать, вести пустые разговоры

Происхождение: От латинского названия сурьмы – antimonium , которую использовали в качестве лекарственного и косметического средства, предварительно ее растерев, а затем растворив. Сурьма плохо растворяется, поэтому процесс был очень долгим и трудоемким. И, пока она растворялась, фармацевты вели бесконечные разговоры.

Тертый калач

Значение: Так называют опытного человека, которого трудно провести

Происхождение: был раньше сорт хлеба – «тертый калач ». Тесто для него очень долго мяли, месили, терли, отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица: «Не терт, не мят, не будет калач». То есть, испытания и беды учат человека. Фразеологизм и пошел от пословицы, а не от названия хлеба.

Тянуть канитель

Значение: Медлить, затягивать какое-либо дело, говорить однообразно и нудно.

Происхождение: Канитель – тончайшая золотая, серебряная или медная нить, которой вышивали галуны, аксельбанты и прочие украшения офицерских мундиров, а также ризы священников и просто богатые костюмы. Ее изготавливали кустарным способом, раскаляя металл и осторожно вытягивая клещами тонкую проволоку. Процесс этот был чрезвычайно длительным, медленным и кропотливым, так что, со временем, выражение «тянуть канитель» стало относиться ко всякому затяжному и однообразному делу или разговору.