Влияние технического прогресса на жизнь людей. Проблемы негативного влияния развития науки и научно-технического прогресса на человека и общество. Повторение особенностей, структуры эссе

Сущность и основные направления научно-технического прогресса (НТП)

НТП - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний.

Для него характерны следующие признаки:

  • разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин,
  • работающих в автоматическом режиме;
  • создание и развитие качественно новых технологий производства;
  • открытие и использование новых видов и источников энергии;
  • создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;
  • широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков
  • с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов,
  • гибких производственных систем;
  • внедрение новых форм организации труда и производства.

На современном этапе наблюдаются следующие особенности НТП:

  1. Наблюдается усиление технологической направленности НТП, его технологической составляющей. Прогрессивные технологии сейчас - основное звено НТП и по масштабам внедрения, и по результатам.
  2. Происходит интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП.
  3. На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
  4. Важной закономерностью НТП выступает усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.
  5. Наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется все в большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условие работы, учебы, жизни.
  6. Происходит все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды - экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

Для обеспечения эффективного функционирования экономики необходимо проводить единую государственную научно-техническую политику. Для этого следует выбирать приоритетные направления развития науки и техники на каждом этапе планирования.

Основными направлениями НТП являются электрификация, комплексная механизация, автоматизация производства и химизация производства.

Электрификация - это процесс широкого внедрения электроэнергии в общественное производство и быт. Она является основой для механизации и автоматизации, а также химизации производства.

Комплексная механизация и автоматизация производства - это процесс замены ручного труда системой машин, аппаратов, приборов на всех участках производства. Этот процесс сопровождается переходом от низких к более высоким формам, то есть от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации - автоматизации.

Химизация производства - процесс производства и применения химических материалов, а также внедрение химических методов и процессов в технологию.

Приоритетными направлениями НТП на современном этапе являются: биотехнология, электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, ускоренное развитие атомной энергетики, создание и внедрение новых материалов, освоение принципиально новых технологий.

НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования. В четвертых, прогресс науки и техники обеспечивает решение социально-экономических задач (занятость населения, облегчение труда и т.д.), служит более полному удовлетворению потребностей как общества в целом, так и каждого человека.

Эффективность НТП

Результатом внедрения достижений НТП является повышение эффективности функционирования народного хозяйства.

Под эффективностью НТП понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП.

Эффект может быть:

  • экономический (снижение себестоимости продукции, рост прибыли, рост производительности труда и так далее);
  • политический (обеспечение экономической независимости, укрепление обороноспособности);
  • социальный (улучшение условий труда, повышение материального и культурного уровня граждан и так далее);
  • экологический (уменьшение загрязнения окружающей среды).

При определении экономической эффективности при внедрении достижений НТП различают единовременные и текущие затраты. Единовременные затраты - это капитальные вложения на создание новой техники. Текущие затраты - это издержки, которые осуществляются в течение всего срока эксплуатации новой техники.

Различают абсолютную и сравнительную экономическую эффективность. Абсолютная экономическая эффективность определяется, как отношение экономического эффекта ко всей сумме капитальных вложений, вызвавших этот эффект. По народному хозяйству в целом абсолютная экономическая эффективность (Ээ.эф.н/х) определяется так:

Ээ.эф.н/х = DД/К

где DД - годовой прирост национального дохода, руб.; К - капитальные вложения, вызвавшие этот прирост, руб.

Сравнительная экономическая эффективность

Расчеты сравнительной экономической эффективности используются при выборе вариантов капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий, технологических процессов, конструкции и так далее.

Сравнение различных вариантов решений хозяйственных и технических задач осуществляется с помощью системы основных и дополнительных показателей.

Основные показатели:

  1. Производительность труда.
  2. Капитальные вложения.
  3. Себестоимость продукции.
  4. Условно-годовая экономия.
  5. Прибыль.
  6. Приведенные затраты.
  7. Годовой экономический эффект.
  8. Срок окупаемости капитальных вложений.

Дополнительные показатели: 1.Улучшение условий труда. 2.Уменьшение загрязнения окружающей среды и так далее.

Производительность труда - определятся количеством продукции произведенной работником в единицу времени или количеством рабочего времени, затраченного на изготовление единицы продукции.

Общие капитальные вложения состоят из следующих затрат:

Коб = Кос + Коб.с. + Кп.н. + Кпр

где Коб - общая величина капитальных вложений, руб.Кос - капитальные вложения в основные фонды, руб.;
Коб.с. - капитальные вложения в оборотные средства, руб.;
Кпн - капитальные вложения, связанные с пуском и наладкой оборудования, руб.;
Кпр - капитальные вложения, связанные с проектными и научно-исследовательскими работами, руб.

Определяются также удельные капитальные вложения (Куд) по формуле:

Куд = Коб/N,

где N - программа выпуска продукции в натуральном выражении.

Себестоимость продукции - это затраты на ее производство и реализацию. При этом может использоваться для расчета технологическая, цеховая, производственная или полная себестоимость.

Условно-годовая экономия (Эу.г.э.) определяется так:

Эу.г.э = (С1 - С2) N2

где С1, С2 - себестоимость единицы продукции по базовому и внедряемому вариантам, руб.;
N2 - годовой выпуск продукции внедряемого варианта в натуральном выражении.

Прибыль - это разница между ценой и себестоимостью продукции. Прирост прибыли (D П) при внедрении новой техники определяется по формуле:

DП = (Ц2-С2) N2 - (Ц1 - С1) N1

где Ц1, Ц2 - цена единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.;
С1, С2 - себестоимость единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.;
N1, N2 - программа выпуска до и после внедрения новой техники, в натуральных показателях.

Приведенные затраты (Зпр) определяются так:

Зпр = С + Ен К,

где С - себестоимость годового объема выпуска продукции, руб.; Ен - нормативный коэффициент эффективности; К - капитальные вложения.

Приведенные затраты могут определятся и на единицу продукции:

Зпр.ед = Сед + Ен Куд,

где С - себестоимость единицы продукции, руб.;
Куд - удельные капитальные вложения, руб.

Годовой экономический эффект (Эг.э.эф.) показывает общую экономию годовых затрат по сравниваемым вариантам. Он определяется так:

Эг.э.эф. = [(С1 + Ен Куд1) - (С2 + Ен Куд2)] N2,

где С1, С2 - себестоимость единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.; Куд.1, Куд.2 - удельные капитальные вложения до и после внедрения новой техники, руб.; N2 - программа выпуска по внедряемому варианту, в натуральных показателях.

Срок окупаемости капитальных вложений определяется по формуле:

Следует заметить, что очевидность преимуществ того или иного варианта по сравнению с другими не всегда может быть явной, поэтому наиболее экономичный вариант выбирают по приведенным затратам. На показатели экономической эффективности оказывает влияние инфляция, поэтому необходимо ее учитывать при расчете показателей. Точность расчетов экономической эффективности повышается с увеличением количества ресурсов, по которым учитывается темп инфляции цен на них. Прогнозная цена продукции или ресурса определяется по формуле:

Ц (t) = Ц (б) I (t),

где Ц (t) - прогнозная цена продукции или ресурса, руб;
Ц (б) - базовая цена продукции или ресурса, руб;
I (t) - индекс изменения цен продукции или ресурса на t-ом шаге по отношению к начальному моменту расчета.

ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА (НТП) НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Пыркин Иван Валерьевич

студент 4-го курса, кафедра менеджмента БНТУ, г. Минск

Морозов Вячеслав Федорович

научный руководитель, канд. экон. наук, БНТУ, г. Минск

Не возможно не отметить, что по всему миру идет семимильными шагами научно-технический прогресс и его влияние на все происходящее в нашем мире очень велико. Каждый день мы пользуемся благами данного прогресса, и не можем представить себе, как прожить и день, не воспользовавшись ими. Т. е., уже исходя из данного предложения, можно прийти к умозаключению, что использование предметов НТП каждый день оставляет след на личности каждого из нас и влияет на нас в течение всей жизни. Поэтому этот вопрос показался нам очень интересным, да и к тому же данному пока вопросу посвящено не очень много работ. Нет, конечно же, мы не будем в своей работе рассматривать достижения НТП с той точки зрения, добро это или зло. В данном вопросе мы не будем консерваторами и считаем, что любое достижение научно-технического прогресса каждый раз поднимает человека на ступеньку вверх. Но все же следует уделить большое внимание вопросу влияния достижений НТП на развитие личности каждого из нас.

Влияние достижений науки и техники на нас начинается уже в детстве. Ведь после рождения начинается очень активное развитие мозга человека. Данный процесс был и остается почти таким же, каким и был всегда, но на современном этапе, начиная с 3-5 лет, мозг начинает развиваться быстрее, чем раньше. Естественно, одним из главных факторов такого активного и быстрого развития мозга у детей являются достижения технического прогресса. Если раньше от мозга не требовалось каких-то особых усилий, для познания элементарных вещей, окружающих нас, то сейчас большинство детей достигших 3-5 лет уже вовсю пытаются освоить компьютер, познать первоначальные навыки в управлении сотовым телефоном и т. д. Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в более быстрое развитие мозга человека. И, казалось бы, что все это должно приносить только пользу для развития наших детей интеллектуально, но как всегда существует это пресловутое «НО».

Во-первых, компьютеры, планшеты, сотовые телефоны, ноутбуки и т.д. являются не только средствами, которые помогают развиваться человеку интеллектуально, но также являются и средствами формирования представления о мире. Например, просмотр по телевизору какого-нибудь боевика или фильма ужаса может принести только вред, для ещё не окрепшей и формирующейся психики ребенка. Такое же влияние оказывают на детей и подростков современные компьютерные видеоигры. При этом следует учесть мнение учёных о том, что первые шесть лет жизни - это самый важный период в развитии человека, и в это время закладывается основание всей будущей жизни, уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях - то исходя из этого следует сделать непосредственные выводы. А именно: влияние современных достижений НТП на формирование личности человека начинается ещё с раннего детства, и уже в этом возрасте они могут оказывать пагубное влияние психику человека. Но наибольшую опасность для детей и подростков представляет собой игровая зависимость. Ведь в виртуальном мире ребенку не нужно отвечать за свои поступки, там он просто живет по написанным сценариям программистов и дизайнеров. Как следствие, развитие личности ребенка происходит по виртуальному сценарию, абстрагированному от реальности. Поэтому дети в последствие, попадая в мир реальности, становятся очень жестокими, чрезмерно эмоциональными, неконтролируемыми, также у них может появляться ощущение плохого самочувствия. Если вовремя не помочь им в этом состоянии, то в будущем эти дети могут лишиться ряда важных личностных качеств, таких как: целеустремленность, сдержанность, выдержка, ответственность, стрессоустойчивость и т. д. Стоит отметить, что данной теме посвящено очень много различного рода исследований, поэтому в данной работе мы не будем особо концентрировать свое внимание на ней.

Второй, наиболее острой, проблемой влияния НТП на человека стал «культ поклонения ежегодным техническим новинкам». Не сложно заметить, как за последние несколько лет, люди стали в буквальном смысле покланяться некоторым видам современных гаджетов. Разумеется, всё можно списать на потребительский бум, но все же если отвлечься и рассмотреть все с точки зрения теории потребления, то становится ясно, что данный процесс не полностью соответствует данной теории. Согласно теории спрос возрастает только при наличии существенных изменений потребительских свойств товара, что ежегодно, естественно, не происходит. Т. е. на лицо массовая зависимость людей от ежегодных технических новинок. Или как ещё называют её современные ученые - гаджет-зависимость. Ниже для рассмотрения в таблице 1 приведены показатели гаджет-зависимоти по некоторым странам Европы.

Таблица 1.

Среднестатистические данные по странам о гаджет-зависимости

Страна

Показатель гаджет-зависимости

Великобритания

1/3 жителей покупают приборы без определенной надобности

19 % поляков сообщили, что чувствуют гнев, если не могут воспользоваться той или иной технической новинкой

В этой стране проживает всего 4 % гаджет-зависимых граждан, которые делают необоснованные покупки сотовых телефонов и прочей техники

Среди наших соотечественников наибольшие потери насчитываются среди молодежи. В прекрасный мир сотовой связи с головой ушли 85 % жителей в возрасте от 18 до 35 лет. Половина из них к тому же психологически зависят от плееров

Казалось бы, как может влиять гаджет-зависимость на развитие личности человека. Но, при данном типе зависимости у человека наблюдается нарушение объективности принятия решения, что в дальнейшем может также сказаться на развитии личностных и профессиональных качеств человека.

Третьим, наиболее опасным, последствием развития НТП для нормального становления личности человека является интернет-зависимость. Интернет-зависимость - это расстройство психического характера, при котором человек очень навязчиво желает войти в глобальную сеть и неспособен выйти из нее вовремя. Данное расстройство первый раз было описано доктором Голдбергом в 1995 году. Хотя Голдберг не собирался включать это расстройство в официально принятые психиатрические стандарты, описание, которое он предложил, основывается на описании расстройств, которые связаны со чрезмерным употреблением психоактивных веществ. Психиатр выделял несколько основных симптомов этой зависимости: пользование интернетом приводит к ущербу психологического, межличностного, социального или физического статуса; вызывает дистресс или стрессовое негативное болезненное состояние. Также к последствиям данного расстройства можно отнести также деградирование личности человека, снижение двигательной активности: вместо того, чтобы встать и выглянуть в окно и узнать идет ли на улице дождь, человек в большинстве случаев предпочтет воспользоваться интернетом для этой цели. На данный момент интернет-зависимость очень широко обсуждается, но еще не признано официальной болезнью.

Также в данной работе нам хотелось бы заострить внимание на очень пугающей тенденции, которая показывает взаимосвязь между развитием НТП и статистикой роста суицида в мире. «Нужда и безработица», «бесплодность и беспросветность борьбы за существование» - эти слова стали штампами и уже давно связываются с причинами примерно 30 процентов самоубийств. В целом экономическая жизнь общества сильно отражается на кривой суицидов: спады в мировой экономике в 1908, 1923, 1929-1933, 1937 годах четко трансформировались в пики на этой кривой, а во времена «великой депрессии» в США уровень самоубийств вырос в 2 раза. Следует привести данные этой печальной статистики и для Росси с Беларусью: если в XIX веке в России уровень самоубийств (на 100 тыс. жителей) составлял в 1803 г. - 1,7; 1829 г. - 2,6; 1838 г. - 2,9 (т. е. в год налагали на себя руки от 582 до 1626 человек), то в настоящее время Россия занимает второе место в мире по количеству самоубийств - 37,4 на каждые 100 тыс. человек; что касается Беларуси, то для нашей небольшой, по сравнению с Россией, страны эта статистика выглядит не менее пугающей 28,3 случая самоубийства на 100 тысяч населения, если учесть, что проживает в нашей стране всего 9 млн. человек. По одной из версий ученых, рост суицидов связан ещё и с тем, что из-за НТП у людей стал все больше развиваться синдром дефицита внимания, т. к. ещё в детстве некоторые родители вместо того, чтобы заниматься с ребенком включали ему телевизор, компьютер или что-нибудь другое и уходили, при этом не подозревая какой опасности они подвергают своего ребенка в будущем. Исходя из выше написанного, хочется отметить ещё раз, что, конечно же, нельзя полностью провести параллели между НТП и ростом психологических отклонений и ростом суицида у людей, но все же стоит отметить, что данная тенденция присутствует.

Разумеется, видеть причину всех выше перечисленных проблем только в НТП нельзя, да и к тому же это будет не правильно, но стоит очень серьезно отнестись к тому, что во многих случаях НТП является катализатором развития этих проблем.

В конце хотелось бы отметить, что все решение данных проблем в основном лежит в самом человеке. Ведь, чтобы решить все данные проблемы человеку даже может и не потребоваться обращаться за профессиональной помощью. Например, чтобы ваши дети выросли абсолютно психически здоровыми и полноценными личностями, то для этого будет достаточно хорошего и грамотного воспитания в современных технических условиях. Если говорить о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние .Что касается гаджет-зависимости у взрослых, то тут просто нужно найти в себе силы и поставить себе ограничения. Например, вместо плеера взять в дорогу книгу. Ну, а если все же с влиянием достижений НТП не удается справиться данными способами, то лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.

А вообще, самым главным советом, который только можно дать, чтобы избавиться от всех современных проблем, связанных с НТП, на самом деле очень прост: почаще общайтесь с живыми людьми в реальном мире!

Список литературы:

  1. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 120 с.
  2. Козлов В.В., Карпов А.А. Психология игровой зависимости. Мн.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 227 с.
  3. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психологический журнал, 1999. Том 20, 1, с 94-102.
  4. Раен А.А. Психология подростка. Полное руководство. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.
  5. Раен А.А., Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 683 с.
  6. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999. Том 20, 1, с 86-94.

Взаимодействие процессов НТП и развитие хозяйственных отношений формируют еще одну из центральных экономических проблем всемирного масштаба. НТП оказывает сложное и противоречивое влияние на глобальные процессы в современных условиях. С одной стороны, НТР и НТП прямо связаны с социально-экономическим прогрессом. Несомненно, что их результатом явились бурный экономический рост на основе повышения общественной производительности труда и экономии природных ресурсов, усиление интернационализации мировой экономики и взаимозависимости стран мира. С другой стороны, нарастают и углубляются противоречия, в том числе экономические. Среди них можно выделить следующие:

    рост неудовлетворенного спроса, так как НТР стимулирует новые быстродействующие потребности;

    негативные последствия, связанные с непредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений в производство (загрязнения, аварии, катастрофы);

    неблагоприятное воздействие интенсификации производства и информации на человеческий организм;

    недооценка значения человеческого фактора;

    рост морально-этических проблем (манипулирование наследственностью, компьютерные преступления, тотальный информационный контроль и т.п.).

Наконец, еще один важный аспект НТП – его циклический, неравномерный характер, усиливающий социально-экономические проблемы. Возникают периоды, когда ухудшение общеэкономических условий воспроизводства (например, удорожание энергоресурсов) замедляет или откладывает получение экономического эффекта научно-технического развития, переключает его на задачи компенсации возникающих структурных ограничений, обостряя тем самым социальные проблемы. Возрастает неравномерность экономического развития. Усиливается международная конкуренция, что приводит к обострению внешнеэкономических противоречий. Его следствиями стали рост протекционизма, торговые и валютные войны в отношениях между развитыми странами.

Образование и занятость

Проблема взаимосвязи мировой экономикой с развитием НТП тесно связано с проблемой образования. В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают: в развитых странах в эту сферу вкладывается от 5 до 8 % ВНП. Однако в странах с наиболее низким ВНП на душу населения неграмотность чрезвычайно высока и составляет до 80-88%. Эта ситуация во многом связана с высоким ростом численности населения. В результате получается, что сфера образования обуславливает неизбежное, притом постоянно возрастающее отставание развивающихся стран от развитых, что принимает глобальный характер. Проблемой для слаборазвитых стран остается «утечка мозгов», когда наиболее квалифицированные кадры стремятся найти работу за рубежом. Причиной является то, что подготовка кадров не всегда соответствует реальным возможностям их использования в конкретных социально-экономических условиях. В наибольшей степени пострадали от этого африканские страны. За период с 1985 по 1990 г. Африка, согласно оценкам, потеряла 60000 менеджеров среднего и высшего звена. В Гане 60 % врачей, подготовленных в начале 80-х годов, покинули страну. Латинская Америка и страны Карибского бассейна также утратили большую долю выпускников своих университетов: в некоторых странах более 20 % от всех выпускников выбрали иммиграцию. Наиболее массовый исход квалифицированных профессионалов, многие из которых являются учеными, наблюдается из Азии в Соединенные Штаты. За период с 1972 по 1985 год четыре основные экспортирующие страны (Индия, Филиппины, Китай и Республика Корея) отправили более 145000 научных работников в США.

Так как образование связано с определенной социально-культурной сферой, то его проблемы вступают в сложнейшее взаимодействие со всеми проблемами человечества: экономическая отсталость, рост населения, безопасность проживания и т.д.

Вступление развитых капиталистических стран в последнее десятилетие XX в., по ряду причин, ознаменовалось завершением длительного периода роста занятости. Замедление темпов экономического развития, падение загрузки производственных мощностей, снижение закупок товаров, повышение цен на нефть из-за событий в районе Персидского залива и ряд других факторов вызвали сокращение потребности в дополнительной рабочей силе и увеличение безработицы, которую называют «черным пятном» в социально- экономической жизни.

В последнее время на Западе господствует такая позиция, что так называемой естественной нормой безработицы является 4 % всего трудоспособного населения страны. Но, начиная с 1990 г. в странах ОЭСР уровень безработицы увеличился с 6,0 до 6,2 %, в том числе в США − с 5,4 до 6 %. И в то же время ухудшение ситуации на рынке рабочей силы не смогло полностью свести на нет позитивные итоги, достигнутые в западноевропейских странах, где норма безработицы сократилась существенно − с 8,6 до 8,0 %.

В США впервые за послекризисный период безработица возросла до уровня более 7 млн. человек, значительную часть которых составляет молодежь от 16 до 20 лет. А во Франции безработица не утратила застойного характера и сокращается крайне медленно. Безработица растет по всем группам трудоспособного населения до 50 лет, прежде всего за счет молодежи до 30 лет.

Последствием экономического кризиса в Англии стали существенные изменения на рынке труда: с 2007 г. усилилась тенденция к росту безработицы; так, по официальным данным, число безработных в настоящее время - 1,9 млн. человек, что составляет 6,5% трудоспособного населения страны.

В то же время наблюдается и сокращение предложения квалифицированной рабочей силы в странах Запада. Причина этого - демографические факторы: последствие низкой рождаемости в 70-е годы и «старение» населения. В западноевропейских странах в 2000 г. приток молодежи составлял всего 0,1 % экономически активного состава рынка труда. Особенно обостряется проблема подбора высококвалифицированных специалистов: по данным бюро трудоустройства США, 1/3 имеющихся вакансий длительное время не заполняется из-за отсутствия таких специалистов. Поэтому правительство развитых капиталистических стран разрабатывает специальные программы подбора, найма, подготовки и переподготовки рабочей силы, использования различных форм временной, гибкой, частичной занятости, стимулирования трудовой деятельности пенсионеров и пересмотра взглядов на проблему иммиграции. Ужесточение иммиграционных правил 80-х годов сменяется более либеральной политикой: так, в 1990 г. в США на 5 лет принят новый закон, увеличивший иммиграционную квоту с 540 до 750 тыс. человек. США определили в 1991 г. уровень иммиграции для бывшего СССР в 1/3 млн. человек. Подобные настроения характерны и для стран ЕС. Особняком стоит Япония: уровень безработицы составляет около 2 % - это самый низкий показатель среди основных стран (кроме Швейцарии). Согласно данным министерства труда, на каждые 5 претендентов сейчас в стране предлагается 4 рабочих места.

Специфическая ситуация сложилась и в Германии: на фоне общего подъема в ФРГ экономическая обстановка в Восточной Германии катастрофически обострилась, поэтому здесь для смягчения последствий безработицы осуществляется разработка обширных социальных программ.

В странах с переходной экономикой принимаются меры по созданию государственной службы занятости, выплате пособий, профессиональной подготовке и переподготовке безработных. К сожалению, многие усилия направлены лишь на решение проблемы трудоустройства, устранение излишка рабочей силы. Необходимы активные программы, нацеленные на повышение уровня занятости, способствующие увеличению производительности труда, формированию динамичной структуры совокупной рабочей силы.

Активная демографическая политика должна выходить за рамки социальной защиты, создавать все условия для производительного труда, получения достаточного заработка, развития способностей и удовлетворения потребностей.

При переходе к рынку решение острых социальных проблем не может быть монополией государства. Лишь создание действенной системы согласования интересов различных социальных групп, механизмов разрешения социальных конфликтов, вовлечение в нее профсоюзов, предпринимателей, благотворительных организаций позволит эффективно решать проблемы занятости и социальной защищенности населения.

В наше время производительные силы достигли планетарного уровня. Земля как бы сжалась в размерах. Новые системы транспорта, связи, космическая техника, Интернет вошли в повседневную жизнь. По телевидению мы видим то, что происходит на другом конце планеты. Другими стали материальные условия жизни общества. Одновременно в обществе возникает целый ряд побочных явлений, носящих негативный характер. Также радикально изменились образ жизни, внутреннее состояние социума, да и сам человек. Эти изменения носят всеобщий и объективный характер. Наряду с глобальным экологическим кризисом можно говорить о глобальном социальном кризисе. Но в отличие от внешней среды обитания, внутреннему состоянию социума уделялось сравнительно мало внимания, хотя потенциальная опасность не менее значительна. Не был сформулирован даже общий подход, не описаны процессы внутренней деградации общества. Но, как и в окружающей, в социальной среде (социуме) возникает целая совокупность побочных негативных явлений.

Развитие цивилизации, радикальные изменения в окружающем мире привели к внутреннему кризису самого человека, его разладу с реально существующим миром. Произошел отрыв сформировавшегося за время длительной эволюции сознания людей и их биологической основы от современного темпа жизни и уровня техники. Все большая часть людей уже не справляется с нагрузками, диктуемыми жизнью, не может приспособиться к окружающему миру. Возникает устойчивое утомление из-за нагрузок на человеческий организм. Растет количество преступлений, психических заболеваний, число маргиналов, преступников, алкоголиков, наркоманов. И этот процесс непрерывно ускоряется. Проблема состоит в том, что возможности адаптации человека к изменившимся условиям не безграничны. Как и в экологии, где определены предельно допустимые концентрации различных веществ и их летальные (смертельные) дозы, здесь также существуют свои критические параметры.

Истинная причина, по которой переживаемые человечеством затруднения приобрели сейчас такие огромные, поистине устрашающие масштабы, как раз в том и заключается, что никто из нас еще до конца не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и новому положению в нем человека. И это, в сущности, даже в большей степени относится к представителям интеллигенции, ученым, политикам и вообще всякого рода лидерам - промышленным, профсоюзным, религиозным, - чем к рядовым представителям всех слоев общества как развитых, так и и развивающихся стран. Суть проблемы как раз и заключается в несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее воспринимает и как учитывает в своем поведении. Безудержно меняющаяся на наших глазах действительность, за которой мы не успеваем уследить, мучает и пугает нас. Ведь все наше мироощущение, все стимулы нашего поведения, все ценности, вся система учреждений и институтов и весь наш образ жизни, в сущности, остались нам в наследство от предшествующих веков. И, чувствуя себя явно не в своей тарелке, мы робко и безуспешно пытаемся приспособиться к новым условиям, уже неспособные более жить в прежнем, естественном мире, но и не готовые еще к тому, чтобы полностью акклиматизироваться в новой, в высшей степени ненатуральной среде, которую мы сами и создали. От всего этого глубоко страдает наша психика и здоровье, ослабевает способность к здравым оценкам и суждениям, и, подавленные, сбитые с толку всей этой лавиной изменений, мы никак не можем выработать правильную и последовательную линию поведения. Эксплуатация многих сложных систем находится на пределе возможностей человека. В результате возникают аварии и катастрофы, которые являются неизбежными спутниками научно-технического прогресса.

Современные проблемы связаны прежде всего с тем, что мы живем во время смены коммуникативных технологий. Время неподвижных букв сменилось временем подвижных картинок. Книга поменялась на телевизор и компьютер. Это привело к колоссальным последствиям, влияние которых на нас мы не может всесторонне понять, потому что находимся «внутри» процесса. Действительно, ко многим проявлениям кризиса современной цивилизации ведет именно деятельность практического разума, важнейшим компонентом которого является технологическое применение науки. Технику в широком смысле слово можно понимать как объективный мир, подвергнутый рационализации. Вместе с техникой в мир привносится та форма рациональности, которая прежде существовала в научном разуме. Сегодня осмысление техники, ее связей с наукой и культурой, взаимоотношений с человеком составляют основной узел современной философской проблематики.

Человечество было и продолжает быть охваченным процессом возникновения массового общества, процессом, который был бы невозможен без развития техники: это и тесно связанная с техническим прогрессом массовая безработица, сопровождаемая разрушением ремесел и распадением традиционных общественных связей, это и массовая культура, распространяемая средствами массовой информации, как печатными, так и электронными. В последнем случае происходит утрата человеком своей индивидуальности.

Техника является, в некоторой степени, толчком многих социальных явлений. Рассмотрим, например, массовую культуру. На первый взгляд, заметно ее проникновение в обыденное сознание повсюду, от деревень до столиц. Демократичность и доступность школьного обучения, всеобщая грамотность, колоссальные тиражи газет и журналов, потоком сходящих со скоростных печатных машин, дешевые и неплохо выполненные цветные репродукции произведений живописи и высококачественные записи музыкальных произведений - все это, несомненно, можно считать положительным результатом достижений информационно-технического мира. Но при более близком рассмотрении мы обращаем внимание на обратную сторону, на негативные последствия внедрения в эту сферу новой информационной техники, такой, например, как телевидение и интернет, способной настолько глубоко изменять массовое сознание, что можно говорить о переходе всеобщей грамотности в свою противоположность и личностную невосприимчивость к написанному слову - это также результат существования человека в современном информационно-техническом мире.

Средства массовой информации уже давно перешагнули рамки возможностей обычной журналистики, радио и кино. Сейчас на первый план выходит современное телевидение и Интернет, которое благодаря спутникам связи приобрели всепланетную аудиторию как объект навязчивого манипулирования. В этом случае информационно-технические достижения используются для передачи всевозможных пустяков, сплетен, интимных подробностей частной жизни и конфликтных ситуаций, превращая мир в «глобальную деревню». общество образованность духовный знание

В наше время уже никто не сомневается в преимуществах, которые дает интеллектуальное развитие. В отличие от специализированного разделения труда в промышленном производстве современная научная специализация направлена не на замену квалифицированного неквалифицированным трудом; скорее, напротив, более специализированный и квалифицированный научный труд вытесняет менее специализированный и менее квалифицированный. У технических специалистов исчезает внутренняя потребность в целостном взгляде на технические и социальные проблемы, в гуманистическом и разностороннем образовании. Отсюда вытекают опасности для традиционных культурных институтов, для политической и общественной демократии. Эти опасности становятся тем более зловещими, чем в большей степени становится возможным узкотехническое овладение всеми планетными ресурсами.

Таким образом, научные и информационно-технические нововведения, успешные или неудачные, реально достижимые или только воображаемые, выступают как фактор, подрывающий устоявшийся уровень культурной жизни и общественного сознания.

Это происходит по следующим причинам:

  • 1. научно-технический прогресс бросает вызов власти, силе, значимости и даже самому существованию традиционных религиозных и эстетических переживаний во всех их формах;
  • 2. он укрепляет в сознании людей символический фетиш науки и техники, или, иначе говоря, превращает науку в антинауку, рациональное в иррациональное;
  • 3. он преобразует житейские отношения между людьми, изменяя социальные отношения производства, потребления и коммуникации;
  • 4. он преображает социальные представления о том, что является удовольствием в исполнении желаний, ослабляя при этом действие культурных традиций, лишая индивида опоры на них, отдавая его во власть иррациональных и бесцеремонных, цепких манипуляций;
  • 5. техника элитарного социального планирования отчуждается от человека, воспринимается им как разрозненный хаос сиюминутных, односторонних решений, не имеющих связи с реальными жизненными устремлениями людей, превращающих их в безликую массу;
  • 6. всеобщим характер глобальных проблем в сочетании с безудержным техническим оптимизмом вступает в конфликт с жизненным опытом конкретного человека.

Итак, что несет развитие науки людям добро или зло? Продукт интеллектуального труда принадлежит всем и поэтому нелегко проконтролировать, в каких целях его станут использовать. Понятно, что хирургическим скальпелем можно спасти человеку жизнь, а можно и убить его. Эффективное лекарственное средство, взятое в большой дозе, превращается в страшный яд. В результате развития химии газов возникло химическое оружие, изучение свойств электричества позволило сконструировать электрический стул. Динамит и тротил, появившиеся в лаборатории, используют строители, прокладывающие трассы в горах, и революционеры, стремящиеся «подстегнуть историю».

1.Влияние научно-технического прогресса на людей

Человек 21 века... Что с ним стало? Как повлиял научно-технический прогресс на людей? И стали ли они чувствовать себя безопаснее, чем те, кто жили век назад? Именно эти вопросы поднимает в своей статье В. Солоухин.

По мнению автора, "техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом", но стал ли один человек от этого сильнее? Солоухин заставляет порассуждать нас над тем, что в мире происходит много изменений, которые могут помочь людям почувствовать больше безопасности и комфорта. А если посмотреть с другой стороны, что может один человек? Он остался тем же, что был без самолетов и сотовых телефонов, ведь если ему некуда звонить и лететь, то зачем нужны эти телефоны и самолеты? Кроме того, мы, люди 21 века, начали забывать нажитое ранее, например, что значит писать письма, ходить пешком на дальние расстояния.

Я согласна с мнением автора. Технический прогресс не сделал одного человека сильнее, чем он был раньше. Вспоминается произведение "Мцыри", где главный герой, будучи один в лесу, встречает дикого зверя - барса. Мцыри начинает схватку со зверем и, благодаря ножу, убивает его. А ведь современный человек, встретив в лесу животное, тоже не смог бы использовать иного приспособления для убийства зверя, даже не смотря на то, что в 21 веке техника стала во много раз более развита, чем во времена.

Что же мы значим теперь в этом мире? Могут ли люди жить теперь без мобильного телефона или компьютера? А сумеем ли мы, как наши бабушки и дедушки, ходить каждый день в школу пешком по 10 км? Думаю, стоит задуматься над этим. Ведь создается такое впечатление, что чем сильнее становится техника, тем все менее сильным и приспособленным к жизни становится человек…Уже давно промчался ураганом по земле научно-технический прогресс, и с каждым днем в мире появляются все новые и новые изобретения, способные облегчить жизнь человечеству. Но так ли это хорошо? Попробуем посмотреть на это с нескольких сторон…

2.Человек и наука. Научно-технический прогресс.

Во многих проблемах поставленных автором статьи я с ним согласна. Но, как мне кажется, научный прогресс не всегда благо. Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом.… Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся?

Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, осознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

Примером этому может служить произведение М. Булгакова «Собачье сердце». Ученым движет жажда познания, стремления изменить природу. Но прогресс оборачивается страшными последствиями. Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей.

Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки , шляпа, которая сползает на глаза.…Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на земле. Примеры этому можно отыскать даже в древней мифологии. Есть легенда о ящике Пандоры. В нем говорится о том, как одно необдуманное действие, человеческое любопытство может привести к гибельному финалу.

3.Быть или не быть?

Стоит ли жизнь тех унижений, несчастий, которые испытывает человек на своем пути? Не проще ли одним движением прекратить душевные метания, чем целый век бороться за правду и счастье?

В отрывке из "Гамлета" У. Шекспира говорится о смысле жизни. От лица Гамлета автор размышляет: "...Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?", тем самым поднимая один из вечных вопросов: "Ради чего живет человек?" Уильям Шекспир говорит: "Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят? Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет несчастьям нашим жизнь на столько лет.", подразумевая, что смысл жизни - в возможности чувствовать: радоваться и любить, грустить и ненавидеть... Таким образом, автор поднимает очень важную, на мой взгляд, проблему поиска смысла жизни.

Я полностью согласна с автором: нет ничего прекраснее в мире, чем чувства человека, такие разнообразные и яркие в своих проявлениях. Человек, понимающий, в чем суть жизни, никогда не скажет: "Я хочу умереть". Напротив, он будет держаться за жизнь до последнего, превозмогая боль.

Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. в романе "Война и мир" полностью раскрывает тему поиска смысла жизни. Главные герои, Андрей Болконский и Пьер Безухов, ищут душевного пристанища. Путем ошибок и страданий герои приобретают спокойствие и уверенность.


Жизнь не всегда благосклонна к человеку, чаще всего она не щадит никого. Вспоминается произведение Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Главный герой, Алексей Мересьев, лишенный обеих ног во время воздушного сражения, не потерял желания жить. Его существование не только не потеряло смысла, напротив, герой острее ощутил потребность в счастье, любви, понимании.

Закончить сочинение хотелось бы фразой из фильма "Форрест Гамп": "Жизнь - как коробка конфет. Никогда не знаешь, с какой начинкой попадется". Действительно, иногда за невзрачной оберткой прячется самая вкусная конфета.

4.Благородство (по Ю. Цетлину)

Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо. Но есть такие явления, которые имели одинаковое значение для человечества во все времена. Одно из подобных явлений – благородство. Но благородство настоящее, основными проявлениями которого являются честность и сила духа, благородство, не выставляемое напоказ, как раз такое, о каком пишет автор данного текста.

Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства, он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей.

Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие.

Я полностью согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.

Подтверждение моей точки зрения я нахожу в романе «Евгений Онегин». Главная героиня этого произведения, Татьяна Ларина, была по-настоящему благородным человеком. Героине романа пришлось выйти замуж не по любви, но даже когда ее возлюбленный, Евгений Онегин, рассказал ей о внезапно вспыхнувшем к ней чувстве, Татьяна Ларина не изменила своим принципам и холодно ответила ему фразой, уже ставшей афоризмом : «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Другой идеал благородного человека был великолепно описан в романе-эпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое последний открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть.

Несмотря на то, что благородных людей становится все меньше и меньше, я думаю, что благородство всегда будет цениться людьми, потому что именно взаимопомощь , взаимовыручка и взаимоуважение соединяют общество в одно нерушимое целое.

5. Польза образования (по)

Мы часто задумываемся о том, какую пользу нам приносят те или иные наши действия. В зависимости от личных потребностей, особенностей характера, жизненных принципов мы отдаем приоритет либо духовному удовлетворению, либо материальной выгоде. Но есть виды деятельности , которые приносят нам пользу как в моральном плане, так и в материальном.

В статье, обсуждается как раз такой вид деятельности. Автор превозносит науку и просвещение, рассуждает о том, какие преимущества образование дает человеку. В современном обществе очень важно быть образованным. Без образования трудной задачей становится не только поиск работы, но и анализ событий, происходящих вокруг человека, касающихся его самого.

В данном тексте акцентирует внимание читателя не на необходимости образования, а именно на духовном аспекте той выгоды, которую мы получаем от обучения. По его мнению, образование, как мотивированное стремлением к воспитанию в себе личности, так и обусловленное материальными потребностями, в любом случае приносит человеку «сладкие плоды» – моральное удовлетворение.

Я полностью разделяю мнение автора текста о том, что образованный человек чувствует себя нужным, приносящим пользу обществу. А это не может не стать причиной его духовного развития. Моя точка зрения находит подтверждение в рассказе «Попрыгунья». Один из главных героев этого произведения, Дымов, врач по призванию, был по-настоящему предан своей профессии. Он спасал людей, рискуя своей жизнью, и принес себя в жертву ради общества. И на протяжении всего периода своей научной деятельности Дымов формировал свою личность, развивался духовно.

Еще одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» другого русского классика – . Жизненные принципы Базарова складывались в результате его увлечения науками. Он становился личностью, занимаясь медициной, проводя различные опыты.

Образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Оно приносит нам «сладкие плоды» духовного удовлетворения и материальную выгоду. Но самое главное преимущество, которое дает человеку образование, – это, безусловно, фундамент для формирования личности, становления жизненных целей.

6. Воспитание личности в процессе учёбы (по И. Ботову)

Зачастую под словом «образование» мы понимаем знания, которые помогут нам получить высокооплачиваемую и престижную профессию. Всё реже задумываемся над тем, что же ещё предоставляет оно помимо материальной выгоды…

Именно поэтому Игорь Павлович Ботов в своей статье затрагивает проблему необходимости образования нравственного, подчеркивая именно важность правильного воспитания личности в процессе учёбы.

Автор обращает наше внимание на то, что образованный, но безнравственный человек будет разлагающе действовать на общество. Ребенок, не усвоивший в школьные годы азы нравственности, вырастет духовно скупым. Именно поэтому так важно учителю вложить в душу ученика всё самое лучшее, и тогда в будущем мы будем меньше сталкиваться с бездушными чиновниками, нечистоплотными политиками и преступниками. Игорь Ботов неравнодушен к поставленной им проблеме, он считает, что термин «образование» и вовсе следует заменить на иной – «воспитание».

Я полностью согласна с автором, ведь методы современного образования, по моему мнению, ставят во главу угла, прежде всего, материальную выгоду, отодвигая духовность на задний план. Жизненные примеры, подтверждающие мою позицию, я вижу ежедневно в школе: растущее из года в год безразличие к нравственным ценностям у моих сверстников, их бездуховность действительно вызывают тревогу. Всё реже встретишь учителя неравнодушного, заходящего в класс с желанием научить чему-то детей, а не просто провести очередной урок и скорее идти домой. Подобное положение дел вызывает грусть, ведь именно педагог может заложить в ребенка первые азы «человечности».

К примеру, стоит вспомнить произведение Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, не желающему брать у неё деньги и продукты, стала играть с ним в пристенок на деньги. Когда об этом стало известно директору, она потеряла работу, но поступок учительницы стал для мальчика уроком доброты и понимания на всю его жизнь.

Когда-то давно Аристотель сказал: «Кто двигается в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперед». Слова философа как нельзя лучше отражают положение нынешнего образования, так нуждающегося в нравственности.

7.Проблема воспитания истинных мастеров искусства (по)

Почему необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Возможно, именно поэтому Мозговой обращается к проблеме воспитания истинных мастеров искусства.

Эта проблема очень остро поставлена в современном обществе. Ведь искусство всегда играло одну из самых главных ролей в нашем мире. Многие люди, окончив школу, стремятся посвятить свою жизнь искусству. Все больше и больше учебных заведений, готовящих актеров, музыкантов, певцов, художников, появляется с каждым годом. Однако некоторые считают, что полгода достаточно, чтобы стать лучшим в профессии, связанной с исполнительным искусством. Другие же уверены, что истинный талант приходит спустя время и чтобы появился талантливый певец, музыкант или актер, необходимо затратить немало усилий. Именно к ним относится автор текста.

Леонид Павлович Мозговой, рассматривая проблему воспитания истинных мастеров исполнительского искусства, приходит к выводу, что только по-настоящему талантливые актеры, певцы и музыканты, достигающие высот исполнительного искусства ценой неимоверного труда и терпения, годами шлифующие своё мастерство, способны донести до разума и сердца зрителя драгоценные слова и музыку великих мастеров.

Я точку зрения автора полностью разделяю. Действительно, как можно научиться быть лучшим в своем деле всего за полгода? Особенно, если это касается деятелей искусства. Ведь это тяжелый труд, который достигается большими усилиями. И за полгода научиться петь, играть на музыкальном инструменте или сочинять музыку невозможно. Ведь основное назначение искусства - это сеять «доброе, разумное и вечное». А научиться этому за короткий промежуток времени нельзя. А тот, кто пытается уверить в обратном, просто недостоин называться истинным мастером исполнительского искусства.

К проблеме важности серьезного воспитания деятелей искусства обращались многие русские и зарубежные писатели. Мне вспоминается Гоголь и его «Портрет». Один из главных героев так стремился познать суть искусства, что посвятил этому почти всю жизнь. В конце своей жизни он написал подлинный шедевр, хотя его путь и не отличался подлинной славой. А известный художник Рафаэль, учился искусству всю жизнь, даже когда стал уже знаменитым. И сейчас мы не перестаем восхищаться его работами!

Таким образом, необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства. Необходимо прикладывать много усилий, чтобы стать истинным служителем искусству и восхищать окружающих своими шедеврами. Иначе, ничего хорошего просто не получится.

8.Моральные ценности (по Крюкову)

Верно ли человек оценивает свои способности? К чему может привести ложно понятое, раздутое чувство собственного достоинства? Какова истинная цена человека?

По мнению автора, каждый человек должен занимать соответствующее своим возможностям место, иначе его деятельность будет приносить только вред. Крюков считает что надо так уметь утверждать своё «я», чтобы не вызывать осуждения окружающих. На примере самолюбивого фараона автор акцентирует наше внимание на том, что всё тайное всегда становится явным – истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается.

Каждый человек ищет своё место в жизни. То, как делает это Николка из романа Булгакова «Белая гвардия» - его поступки, моральные ценности, которых он придерживается – всё это пример пути к намеченной цели благородного человека. «Честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете», - полагал Николка. Не важно то, чего именно добился в жизни этот человек, главное то, что он шел вперед, оставаясь человеком чести.

Но, к сожалению, не все люди идут к намеченной цели путем праведным. Примером жизненного пути, строившемся исключительно на лжи, жестокости и злодеяниях является путь к власти Лаврентия Берия. Всех людей этот человек считал ниже себя, пытался принизить их в любом удобном случае. Для Берия в жизни важно было выиграть во что бы то ни стало, любыми способами, любой ценой, даже нечестно.

Если мы хотим чего-то добиться в жизни и при этом не потерять уважение окружающих нас людей, мы должны верно оценивать свои способности, быть честными и совестливыми…