Война в Нагорном Карабахе. Что нужно знать об армяно-азербайджанском конфликте. Война в нагорном карабахе может привести к столкновению держав

Александр был задержан по запросу из Азербайджана за якобы "незаконное" (по мнению азербайджанских властей) посещение Нагорного Карабаха. Лично я считаю данное задержание вопиющим нарушением международного права — Азербайджан мог закрыть Александру въезд в страну, но не объявлять его в международный розыск за столь незначительное правонарушение и тем более не возбуждать уголовные статьи за его посты в блоге — это чистой воды политическое преследование.

А в этом посте я расскажу, как развивались события вокруг Нагорного Карабаха в конце восьмидесятых-начале девяностых годов, мы посмотрим на фотографии той войны и подумаем, может ли быть какая-то сторона "правой" в этническом конфликте.

Для начала немного истории. Нагорный Карабах с давних времён был спорной территорией и за свою многовековую историю неоднократно переходил из рук в руки. Азербайджанские и армянские учёные до сих пор спорят (и, видимо, не придут к договоренности никогда) о том, кто же жил в Карабахе изначально — то ли предки современных армян, то ли предки современных азербайджанцев.

К XVIII веку Нагорный Карабах имел преимущественно армянское население, а саму террторию Карабаха считали "своей" как армяне (из-за того, что в этом регионе проживает преимущественно армянское население), так и азербайджанцы (из-за того, что Нагорный Карабах долгое время входил в азербайджанские территориальные образования). Этот территориальный спор и составил основную суть армяно-азербайджанского конфликта.

В начале XX века военные конфликты в Карабахе вспыхивали дважды — в 1905-1907 и в 1918-1920 годах — оба конфликта были кровопролитными и сопровождались уничтожением имущества, а в конце XX века армяно-азербайджанское противостояние вспыхнуло с новой силой. В 1985 году в СССР началась Перестройка, и в стране "расконсервировались" многие проблемы, которые были заморожены (и по сути, никак не решены) с приходом советской власти.

В вопросе Нагорного Карабаха вспомнили о том, что местные власти в 1920-м году признали право Карабаха на самоопределение, а советская власть Азербайджана считала, что Карабах должен отойти к Армении — но вмешалась центральная власть СССР и "отдала" Карабах Азербайджану. В советское время вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении время от времени поднимался армянским руководством, но не получал поддержки в центре. В 1960-е годы социально-экономическая напряжённость в НКАО несколько раз перерастала в массовые беспорядки.

Во второй половине 1980-х годов в Армении всё чаще стали звучать призывы о передаче Карабаха в состоав Армении, а в феврале-марте 1988 года идею о передаче Карабаха Армении поддержала официальная газета «Советский Карабах», имеющая более 90.000 подписчиков. Далее был долгий период позднесоветскго противостояния, в ходе которого депутаты Карабаха объявили НКР частью Армении, а Азербайджан всячески этому противился.

02. Зимой 1988 года произошли армянские погромы в Сумгаите и Кировобаде, центральными властями СССР было принято решение скрыть истинные мотивы конфликта — участников погромов судили за простое "хулиганство", никак не упоминая мотивы национальной вражды. В города были введены войска для предотвращения дальнейших погромов.

03. Советские войска на улицах Баку:

04. Конфликт разрастается в том числе и на бытовом уровне, подогреваемый как армянскими, так и азербайджанскими СМИ. В конце 1980-х появляются первые беженцы — армяне бегут от азербайджанцев, азербайджанцы уезжают из Карабаха, взаимная ненависть только растёт.

05. Примерно в то же время конфликт вокруг Нагорного Карабаха начинает перерастать в полноценное военное столкновение. На первых порах в боевых действяих участвуют небольшие группы солдат как с армянской, так и с азербайджанской стороны — часто у солдат не было единой формы и знаков различия, войска больше напоминали какие-то партизанские отряды.

06. В начале января 1990 года столкновения становятся более масштабными — были отмечены первые взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. 15 января чрезвычайное положение было введено в Карабахе и в приграничных с ним районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР.

Дети у орудия на одной из артиллерийских позиций:

07. Азербайджанские войска, построение для проверки офицерами. Видно, что солдаты обмундированы вразнобой — кто в городской камуфляж, кто в десантную "мабуту" времен Афганской войны, а кто и просто в какие-то рабочие куртки. И с одной, и с другой сторны конфликта воюют почти исключительно добровольцы.

08. Запись азербайджанских добровольцев в войска:

09. Что самое ужасное — военный конфликт происходит в непосредственной близости от местных городов и сёл, в войну оказываются втянуты практически все слои населения — от малолетних детей до глубоких стариков.

10. Обе стороны конфликта воспринимают войну как "священную" для себя, церемонии прощания с "павшими в ходе конфликта героями" собирают в Баку тысячи человек:

11. В 1991 году боевые действия активизируются — с конца апреля по начало июня 1991 года в Карабахе и прилегающих районах Азербайджана силами подразделений МВД Азербайджанской Республики, внутренних войск МВД СССР и Советской Армии была проведена так называемая операция «Кольцо», в ходе которой произошли очередные армяно-азербайджанские вооруженные столкновения.

12. После распада СССР в 1991 году и у Армении, и у Азербайджана остались части бывшего советского военного имущества. Азербайджану перешли 4-я общевойсковая армия (четыре мотострелковые дивизии), три бригады ПВО, бригада специального назначения, четыре базы ВВС и часть Каспийской морской флотилии, а также множество складов боеприпасов.

Армения оказалась в худшем положении — в 1992 году под контроль Еревана были переведены вооружения и военное имущество двух из трёх дивизий (15-й и 164-й) 7-й общевойсковой армии бывшего СССР. Разумеется, всё это было использованно в полыхавшем Карабахском конфликте.

13. Активные боевые действия велись в 1991, 1992, 1993 и 1994 годах, с "переменным успехом" то армян, то азербайджанцев.

Азербайджанские солдаты в школе, ставшей военной базой в прифронтовой полосе:

14. Казарма в бывшем учебном классе:

15. Армянские войска в одном из сёл:

16. Руины дома в горде Шуша.

17. Мирные жители, погибшие в ходе конфликта...

18. Люди бегут от войны:

19. Жизнь в прифронтовой полосе.

20. Лагерь беженцев в городе Имишли.

Соглашение о прекращении "горячей фазы" войны было достигнуто 12 мая 1994 года, после чег конфликт в Нагорном Карабахе перешел в тлеющую фазу, боевыми действиями небольших групп. Военный конфликт не принес полного успеха ни одной из воюющих сторон — Нагоный Карабах отделился от Азербайджана, но не стал часть. Армении. В ходе войны погибло около 20.000 человек, война уничтожила несколько городов в Нагорном Карабахе и множество памятников армянской архитектуры.

По моему, "правых" в конфликте в Карабахе нет — обе стороны в той или иной степени виноваты. Никакой "кусочек земли" в XXI веке не стоит убитых людей и искалеченных жизней — нужно уметь договариваться и идти на уступки друг другу и открывать границы, а не выстраивать новые барьеры.

А как вы считаете, кто прав в конфликте в Нагорном Карабахе? Или правых там нет, все виноватые?

2 апреля 2016 года пресс-служба Министерства обороны Армении заявила о том, что вооруженные силы Азербайджана перешли в наступление на всем участке соприкосновения с армией обороны Нагорного Карабаха. Азербайджанская сторона сообщила, что боевые действия начались в ответ на обстрелы ее территории.

Пресс-служба Нагорно-Карабахской республики (НКР) заявила, что азербайджанские войска перешли в наступления на многих участках фронта, задействовав артиллерию большого калибра, танки и вертолеты. В течение нескольких дней официальные представители Азербайджана сообщили о занятии нескольких стратегически важных высот и населенных пунктов. На нескольких участках фронта атаки были отбиты вооруженными силами НКР.

Через несколько дней ожесточенных боев по всей линии фронта военные представители обеих сторон встретились для обсуждения условий прекращения огня. Оно было достигнуто 5 апреля, хотя, после этой даты перемирие неоднократно нарушалось и той, и другой стороной. Однако в целом обстановка на фронте начала успокаиваться. Азербайджанские вооруженные силы приступили к укреплению отвоеванных у противника позиций.

Карабахский конфликт – один из старейших на просторах бывшего СССР, Нагорный Карабах стал горячей точкой еще до распада страны и находится в состоянии замороженного уже более двадцати лет. Почему он вспыхнул с новой силой именно сегодня, каковы силы противоборствующих сторон и что следует ожидать в ближайшем будущем? Может ли этот конфликт перерасти в полномасштабную войну?

Чтобы понять, что происходит в этом регионе сегодня, следует сделать небольшой экскурс в историю. Только так можно понять суть этой войны.

Нагорный Карабах: предыстория конфликта

Карабахский конфликт имеет очень давние исторические и этнокультурные корни, ситуация в этом регионе значительно обострилась в последние годы существования советского режима.

В древности Карабах входил в состав Армянского царства, после его распада эти земли стали частью Персидской империи. В 1813 году Нагорный Карабах был присоединен к России.

Здесь не единожды происходили кровопролитные межэтнические конфликты, наиболее серьезные из которых происходили во время ослабления метрополии: в 1905 и 1917 году. После революции в Закавказье появились три государства: Грузия, Армения и Азербайджан, в состав которого и входил Карабах. Однако данный факт абсолютно не устраивал армян, которые в то время составляли большинство населения: в Карабахе началась первая война. Армяне одержали тактическую победу, но понесли стратегическое поражение: большевики включили Нагорный Карабах в состав Азербайджана.

В советский период в регионе поддерживался мир, вопрос о передаче Карабаха Армении периодически поднимался, но не находил поддержки у руководства страны. Любые проявления недовольства жестко подавлялись. В 1987 году на территории Нагорного Карабаха начинаются первые столкновения между армянами и азербайджанцами, которые приводят к человеческим жертвам. Депутаты Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) обращаются с просьбой присоединить их к Армении.

В 1991 году провозглашается создание Нагорно-Карабахской республики (НКР) и начинается широкомасштабная война с Азербайджаном. Боевые действия проходили до 1994 года, на фронте стороны использовали авиацию, бронетехнику, тяжелую артиллерию. 12 мая 1994 год в силу вступает соглашение о прекращении огня, и карабахский конфликт переходит в стадию замороженного.

Результатом войны стало фактическое получение НКР независимости, а также оккупация нескольких районов Азербайджана, прилегающих к границе с Арменией. По факту, в этой войне Азербайджан потерпел сокрушительное поражение, не добился поставленных целей и потерял часть своих исконных территорий. Подобная ситуация абсолютно не устраивала Баку, который долгие годы строил свою внутреннюю политику на желании реванша и возвращения утраченных земель.

Расстановка сил на настоящий момент

В прошлой войне победила Армения и НКР, Азербайджан потерял территорию и был вынужден признать поражение. Долгие годы карабахский конфликт пребывал в замороженном состоянии, которое сопровождалось периодическими перестрелками на линии фронта.

Однако в этот период сильно изменилось экономическое положение противоборствующих стран, сегодня Азербайджан имеет гораздо более серьезный военный потенциал. За годы высоких цен на нефть Баку сумел модернизировать армию, оснастить ее новейшим вооружением. Основным поставщиком оружия Азербайджану всегда была Россия (это вызывало серьезное раздражение у Еревана), также современное оружие закупалось в Турции, Израиле, Украине и даже ЮАР. Ресурсы Армении не позволяли ей качественно усилить армию новым вооружением. В Армении, да и в России многие думали, что на этот раз конфликт закончится так же, как и в 1994 году — то есть, бегством и разгромом противника.

Если в 2003 году Азербайджан потратил на вооруженные силы 135 млн долларов, то в 2018 году затраты должны превысить 1,7 млрд долларов. Пик военных трат Баку пришелся на 2013 год, когда на военные нужды было направлено 3,7 млрд долларов. Для сравнения: весь государственный бюджет Армении в 2018 году составил 2,6 млрд долларов.

Сегодня общая численность ВС Азербайджана составляет 67 тыс. человек (57 тыс. человек – сухопутные войска), еще 300 тыс. находятся в резерве. Следует отметить, что в последние годы армия Азербайджана реформировалась по западному образцу, переходя на натовские стандарты.

Сухопутные войска Азербайджана собраны в пять корпусов, в состав которых входит 23 бригады. Сегодня азербайджанская армия имеет более 400 танков (Т-55 , Т-72 и Т-90), причем с 2010 по 2014 год Россия поставила 100 новейших Т-90. Количество БТР, БМП и БРМ и бронеавтомобилей – 961 единица. Большинство среди них составляет изделия еще советского ВПК (БМП-1 , БМП-2 , БТР-69, БТР-70 и МТ-ЛБ), но есть и новейшие машины российского и иностранного производства (БМП-3 , БТР-80А , бронеавтомобили производства Турции, Израиля и ЮАР). Часть азербайджанских Т-72 модернизирована израильтянами.

Азербайджан обладает почти 700 единицами артиллерийских орудий, среди которых есть как буксируемая, так и самоходная артиллерия, в это число входит и реактивная артиллерия. Большинство из них получены еще при разделе советского военного имущества, но есть и более новые образцы: 18 САУ «Мста-С» , 18 САУ 2С31 «Вена», 18 РСЗО «Смерч» и 18 ТОС-1А «Солнцепек» . Отдельно следует отметить израильские РСЗО Lynx (калибра 300, 166 и 122 мм), которые по своим характеристикам превосходят (прежде всего по точности) российские аналоги. Кроме того, Израиль поставил ВС Азербайджана 155-мм САУ SOLTAM Atmos. Большая часть буксируемой артиллерии представлено советскими гаубицами Д-30 .

Противотанковая артиллерия в основном представлена советским ПТО МТ-12 «Рапира», также на вооружении стоят ПТРК советского производства («Малютка », «Конкурс », «Фагот », «Метис») и иностранного производства (Израиль – Spike, Украина – «Скиф»). В 2014 году Россия поставила несколько самоходных ПТРК «Хризантема».

Россия поставила Азербайджану серьезное саперное оборудование, которое можно использовать для преодоления укрепленных полос противника.

Также из России были получены системы ПВО: С-300ПМУ-2 «Фаворит» (два дивизиона) и несколько батарей «Тор-М2Э ». Имеются старые «Шилки» и около 150 советских комплексов «Круг», «Оса» и «Стрела-10». Также есть дивизион ЗРК «Бук-МБ» и «Бук-М1-2», переданные Россией и дивизион ЗРК Barak 8 израильского производства.

Есть оперативно-тактические комплексы «Точка-У», которые были закуплены у Украины.

Армения имеет гораздо меньший военный потенциал, что обусловлено ее более скромной долей в советском «наследстве». Да и с финансами у Еревана гораздо хуже — нефтяных месторождений на ее территории нет.

После прекращения войны в 1994 году большие средства выделялись из армянского госбюджета на создание фортификационных сооружений по всей линии фронта. Общая численность сухопутных сил Армении сегодня составляет 48 тыс. человек, еще 210 тыс. находятся в резерве. Вместе с НКР страна может выставить около 70 тыс. бойцов, что сопоставимо с армией Азербайджана, но техническое оснащение армянских ВС явно уступает противнику.

Общее число армянских танков составляет чуть более ста единиц (Т-54, Т-55 и Т-72), бронемашин – 345, большая часть из них была сделана на заводах СССР. У Армении практически нет денег на модернизацию армии. Россия передает ей свое старое вооружение и дает кредиты на покупку оружия (конечно, российского).

ПВО Армении имеет на вооружении пять дивизионов С-300ПС, есть информация, что армяне поддерживают технику в хорошем состоянии. Есть и более старые образцы советской техники: С-200, С-125 и С-75, а также «Шилки». Точное их количество неизвестно.

ВВС Армении состоит из 15 штурмовиков Су-25, вертолетов Ми-24 (11 штук) и Ми-8, а также многоцелевых Ми-2 .

Следует добавить, что в Армении (г. Гюмри) находится российская военная база, на которой дислоцированы МиГ-29 и дивизион ЗРК С-300В. В случае нападения на Армению, согласно договору ОДКБ Россия должна помочь союзнику.

Кавказский узел

Сегодня положение Азербайджана выглядит куда более предпочтительным. Страна сумела создать современные и весьма сильные вооруженные силы , что было доказано в апреле 2018 года. Не совсем понятно, что будет дальше: Армении выгодно сохранение нынешнего положения, по сути, она контролирует около 20% территории Азербайджана. Однако это не слишком выгодно Баку.

Следует обратить внимание и на внутриполитические аспекты апрельских событий. После падения цен на нефть Азербайджан переживает экономический кризис, а самый лучший способ усмирить недовольных в такое время — развязать «маленькую победоносную войну». В Армении дела в экономике традиционно плохи. Так что для армянского руководства война – это также весьма подходящий способ перефокусировать внимание народа.

По количеству вооруженные силы обеих сторон примерно сопоставимы, но по своей организации армия Армении и НКР отстали от современных вооруженных сил на десятилетия. События на фронте четко показали это. Мнение о том, что высокий армянский боевой дух и сложности ведения войны в гористой местности все уравняет, оказалось ошибочным.

Израильские РСЗО Lynx (калибр 300 мм и дальность 150 км) превосходят по своей точности и дальности все, что было сделано в СССР и производится ныне в России. В комплексе с израильскими беспилотниками армия Азербайджана получила возможность наносить мощные и глубокие удары по объектам противника.

Армяне, начав свое контрнаступление, так и не смогли выбить противника со всех занимаемых позиций.

С большой долей вероятности можно сказать, что война не закончится. Азербайджан требует освободить районы окружающие Карабах, но руководство Армении не может пойти на это. Для него это станет политическим самоубийством. Азербайджан чувствует себя победителем и хочет продолжать боевые действия. Баку показал, что имеет грозную и боеспособную армию, которая умеет побеждать.

Армяне злы и растеряны, они требуют отбить у врага потерянные территории любой ценой. Кроме мифа о превосходстве собственной армии, разбился еще один миф: о России как о надежном союзнике. Азербайджан все прошедшие годы получал новейшее российское оружие, а в Армению поставлялось только старое советское. Кроме того, оказалось, что Россия не горит желанием выполнять свои обязательства по ОДКБ.

Для Москвы состояние замороженного конфликта в НКР являлось идеальной ситуацией, позволявшей оказывать свое влияние на обе стороны конфликта. Конечно, Ереван был в большей зависимости от Москвы. Армения практически оказалась зажатой в окружении недружественных стран, а если в нынешнем году к власти в Грузии придут сторонники оппозиции, то она может оказаться в полной изоляции.

Есть еще один фактор – Иран. В прошлую войну он встал на сторону армян. Но этот раз ситуация может и измениться. В Иране проживает большая азербайджанская диаспора, игнорировать мнение которой руководство страны не может.

Недавно в Вене прошли переговоры между президентами стран при посредничестве США. Идеальным решением для Москвы было бы введение в зону конфликта собственных миротворцев, это еще более усилило российское влияние в регионе. Ереван согласится на это, но что нужно предложить Баку для поддержки такого шага?

Худшим развитием событий для Кремля станет начало полномасштабной войны в регионе. Имея в пассиве Донбасс и Сирию, Россия может просто не потянуть еще один вооруженный конфликт на своей периферии.

Видео о Карабахском конфликте

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Эта публикация как и многие основана на конкретных фактах, на анализе по фактам и на мнении профессионала. В принципе таких анализов много. Но ради последнего абзаца, стоит прочесть публикацию целиком, хотя с мнением автора можно и поспорить, например в том плане, что министр Обороны Армении не раз говорил, что вмешательство третьей стороны не потребуется.

Во первых, армия обороны Армении сама в состоянии решить как вопрос обороны, так и вопрос продуктивного контрнаступления, о чем ярко свидетельствуют события прошедшего дня. Во вторых армяне мудры и прекрасно знают, что у третьей стороны свои интересы, а это накладно по той простой причине, что на небольшой территории страны мало места для нескольких интересов.

Перейдем к итогам политолога и постараемся дочитать до кульминационного конца публикации.

Предварительные итоги

К концу 2 апреля 2016 года - дня, который стал на данный момент самым кровавым для Азербайджано-Карабахского конфликта с 1994 года (12 мая 1994 года официально вступило в силу бессрочное соглашение о прекращении огня, подписанное представителями Армении, Карабаха и Азербайджана), можно попробовать подвести некоторые итоги произошедшего.

Первые сообщения о масштабном наступлении азербайджанский войск почти по всей протяженности линии соприкосновения Армии обороны Нагорного Карабаха (АО НКР) и Азербайджана появились примерно в 8 утра, и были распространены пресс-службой министерства обороны Армении.

Азербайджанское военное ведомство впервые заявило о происходящем более чем через 3 часа, при этом традиционно переложив всю ответственность на армян, которые, якобы, первыми начали обстрелы азербайджанских населённых пунктов.

Заметно обесценили все азербайджанские заявления история со сбитым вертолётом и беспилотником - сначала Баку как мог открещивался от этих потерь, но позже, видимо осознав, что скоро будут распространены фотографии уничтоженного Ми-24 (а он упал на территории Нагорного Карабаха), признал потерю винтокрылой машины, одного танка и 12 военных.

Потеря беспилотника так и не была признана, хотя министерство обороны Армении почти сразу же выставило несколько фотографий вражеского «шпиона» - БПЛА оказался израильского производства (что подтверждает, что он был из состава ВС Азербайджана - армянские и карабахские силы применяют беспилотники собственного производства) модели ThunderB, с некоторыми модификациями.

Что касается достоверности приведённого числа погибших - оно, судя по всему, не отражает действительности: имеются фото с БПЛА, где видно минимум 10 убитых азербайджанских военных лежат на нейтральной полосе, ещё три тела были запечатлены на одной из видеозаписей о происходящем, кроме того, трое погибло в сбитом вертолёте. В сумме это уже 16 человек.

Армянская же сторона официально потеряла 18 человек, 35 было ранено. В азербайджанских источниках и группах в социальных сетях появилась фотография лишь с одним погибшим, точнее с его головой.

На данный момент, уровень интенсивности боевых действий, судя по всему падает - об этом заявили в министерстве обороны Азербайджана. Однако незадолго до этого появилась информация из АО НКР о том, что азербайджанское подразделение с 5 танками попало в окружение и ведутся мероприятия по захвату или уничтожению машин. Достоверность этих слухов мы узнаем в ближайшее время.

Одно можно сказать уже точно - авантюрная попытка Баку воспользоваться фактором неожиданности и захватить сколь-нибудь значимые территории провалилась.

О том, что наступали именно азербайджанцы свидетельствует несколько фактов - замалчивание происходящего в течение 3 часов, наличие большого количества убитых азербайджанских военнослужащих на территории Карабаха и упавший на территории НКР вертолёт. Кстати, судя по фото и видеозаписям обломков вертолёта, он очень напоминает модификацию Ми-24G, которую совместно проводят ЮАР и Украина (она поставлялась ранее Баку).

Причины могли быть самыми разными (а точнее, все они работают одновременно) - от желания повысить рейтинг властей при падении благосостояния (в связи с падением цен на нефть и девальвацией маната), до турецкого влияния (Анкара была бы очень не прочь отвлечь РФ от Сирии, чтобы реализовать свои пошатнувшиеся амбиции).

Что касается перспектив - они две. Первый, и более вероятный вариант - произошедшее станет самой крупной военной провокацией с 1994 года. Однако такие провокации не могут продолжаться бесконечно - за последние два года был уже не один и не два реальных повода для начала полномасштабной войны. Второй - переход в полномасштабную войну.

Этот вариант был бы вероятнее, если бы сегодня Азербайджан добился бы военных успехов. Такой сценарий уничтожит экономику обеих стран, отнимет жизни десятков тысяч и может даже не привести к победе сторон. Этот вариант развития событий станет вызовом и для РФ, которая имеет как двухсторонние договоры с Арменией о взаимопомощи, так и обязанности по блоку ОДКБ.

Ограничить полномасштабную войну одним лишь Карабахом практически невозможно - это даст армянским войскам слишком большое преимущество и оперативный простор, поэтому «отмахнуться» и не вмешаться никак Москве будет сложно.

И тут самое интересное - воевать придётся со своей же техникой, которую РФ недальновидно поставила Баку на сумму более $3 млрд.

В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года - с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах.


В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась . "Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался", - объяснил происходящее президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о "наступательных действиях с азербайджанской стороны".

Обе стороны заявили о значительных потерях в живой силе и бронетехнике у противника и минимальных - со своей стороны.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Однако Армения и Азербайджан неоднократно обвиняли друг друга в нарушении перемирия .

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля - начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.

Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.

Обострение конфликта

В ноябре 2014 годаотношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровергались противоположной стороной. По независимым оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в зоне конфликта погибли 33 человека, более 200 пострадали.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Азербайджан объявил об остановке боевых действий. Армения анонсировала подготовку двустороннего документа о перемирии.

Как Россия вооружала Армению и Азербайджан

По данным Регистра обычных вооружений ООН, в 2013 году Россия впервые поставила в Армению тяжелое вооружение: 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В 2014 году поставок не было.

В сентябре 2015 года Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015–2017 годах. На эту сумму должны быть поставлены пусковые установки реактивной системы залпового огня «Смерч», зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также танковые прицелы, предназначенные для модернизации танков Т-72 и БМП ВС Армении.

В период 2010–2014 годов Азербайджан заключил с Москвой контракты на закупку 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около 100 боевых и транспортных вертолетов.

Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, реактивных систем залпового огня «Смерч».

Общая стоимость пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд. Большая часть контрактов уже выполнена. Например, в 2015 году азербайджанские военные получили последние 6 из 40 вертолетов Ми-17В1 и последние 25 из 100 танков Т-90С (по контрактам 2010 года), а также 6 из 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А (по соглашению 2011 года). В 2016 году РФ продолжит поставку бронетранспортеров БТР-82А и бронемашин пехоты БМП-3 (их в 2015 году Азербайджан получил не менее 30 единиц).

Евгений Козичев, Елена Федотова, Дмитрий Шелковников

На фоне продолжающихся внутриполитических брожений и обсуждений вокруг ожидающихся избирательных процессов в Армении, Азербайджане и России, на информационном поле вновь активизировались недавние разговоры о возобновлении армяно-азербайджанского вооруженного конфликта. Этому особенно способствовало заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева 8 февраля о «возвращении Еревана». Потом был опубликован доклад 2018 года директора национальной разведки США Даниэля Коутса «Глобальная оценка угрозы», в котором говорится, что Нагорно-Карабахский конфликт может превратиться в крупномасштабную войну в 2018 году. В свою очередь министр обороны Азербайджана Закир Гасанов сказал, что «когда две вооруженные армии стоят лицом к лицу на линии фронта, война может возобновиться в любой момент».

В чем причина активизации обсуждений по этому вопросу в преддверии ожидающихся внутриполитических событий в двух конфликтующих странах? Действительно ли существует угроза возобновления войны на карабахском фронте или в других направлениях, или власти Армении и особенно Азербайджана пытаются манипулировать карабахским конфликтом, темой войны в контексте внутриполитических дискуссий с целью повышать страхи у народа и тем самым объединить общество вокруг руководства страны?

Существует опасность возобновления войны

По словам эксперта по вопросам внешней политики, обороны и безопасности Григория Трофимчука, если говорить коротко и конкретно, действительно, существует опасность возобновления войны.

«Никто не преувеличивает эту тему в сфере пропаганды. Это действительно так, потому что история предоставила последнюю привилегированную возможность участникам этого конфликта найти решение ухудшающейся в течение последних двух лет после войны в апреле геополитической ситуации. Однако сторонам пока не удалось найти стратегические решения. Некоторые тактические предложения были сделаны, но стратегических решений нет», – сказал Трофимчук в беседе с Первым Информационным добавив, что он не хотел бы связывать обостряющуюся вокруг Карабаха ситуацию и опасность войны с выборами в Армении президента и премьер-министра, с предстоящими в России и Азербайджане с президентскими выборами.

«Если некоторые наблюдатели или участники конфликта действительно пытались усугубить ситуацию накануне президентских выборов, то мы должны были надеяться, что после выборов ситуация наладится. Но это очень наивная точка зрения. Ситуация не уляжется. После всех выборов в Армении и Азербайджане ситуация в любом случае ухудшится, независимо от их результатов».

В Азербайджане решающий, в Армении – важный

Российский эксперт согласен с тем, что Карабах является серьезной проблемой во внутренней политике Азербайджана, что является основным фактором, предопределяющим поведение Азербайджана. Карабахский вопрос также очень важен для Армении, но он не на первом месте.

«Если мы не будем принимать во внимание некоторые из тревожных обстоятельств, а именно, жертвы на границе и часть территории, перешедшей азербайджанской стороне после Апрельской войны, то в целом нынешнее положение дел выгодно Армении, потому что Азербайджан не смог занять какой-либо район во время войны в апреле и не смог захватить Карабах. И поскольку существует такое различие между отношением Армении и Азербайджана к карабахскому вопросу, этот дисбаланс сам по себе взорвет ситуацию».

Армения восстановит равновесие в войне через Нахичеван

Комментируя вышеупомянутое заявление Алиева, ветеран освободительной войны в Арцахе, разведчик Вова Варданов сказал, что необходимо понимать тактику президента Азербайджана, а не характеризовать его заявления как демагогию или заблуждения. Военный предположил, что если речь идет об амбициях в отношении армянских территорий, Азербайджан может атаковать по двум направлениям – Гегаркуник и Нахичеван.

Но есть ли какие-то реальные основания предсказать, что азербайджанская сторона может предпринять такое нападение? Григорий Трофимчук считает, что это очень важный вопрос, и он имеет более серьезные основания, чем просто прогнозы о возможных действиях Азербайджана. Вопрос в том, как это государство обычно действует – хитро, умно, нестандартно или «топорно», делая то, о чем заявляет?

В этой ситуации официальный Ереван должен попытаться оценить нынешнее правительство Азербайджана и понять его возможные шаги. Если Азербайджан оценивается как средневековый султанат, то не стоит ждать хитрых шагов. А если армянская сторона думает, что правительство Азербайджана гораздо умнее, чем кажется, то нужно ждать хитроумных шагов.

«Я давно говорил, что мы должны обратить внимание не только на Карабах, но и на другие направления. Я говорил много лет назад, что другим направлением может быть Нахичеван, что может стать средством восстановления баланса на войне. То есть, если, например, Азербайджан начинает военные операции в Карабахе, Армения может сбалансировать ситуацию, создавая напряженность вокруг Нахичевана. И наоборот, если Азербайджан попытается нанести удар по другой точке, не по Карабаху, то это, вероятно, будет неожиданным для Армении, но граница Армении не такая уж и длинная, поэтому вооруженные силы Армении могут защитить границы страны. Азербайджан не может напасть с территории другого государства, поэтому все территории, откуда теоретически может нанести удар Азербайджан, контролируются армянской армией», – отметил Григорий Трофимчук.

Будет иметь серьезные проблемы, если нападет на Армению

Заместитель директора Института политического и военного анализа Москвы Александр Храмчихин считает, что военное нападение может произойти в любом направлении.

«Да, у Азербайджана есть возможность напасть с нескольких сторон, но если он нападет на территорию Республики Армения, то этим создаст для себя серьезные политические проблемы. Если он нападает только на Карабах, то он восстанавливает, так сказать, свою территориальную целостность, а если Азербайджан нападет на территорию Армении, то это агрессия, и это принципиально разные вещи», – в беседе с Первым Информационным сказал Храмчихин.

Русские вмешаются?

Одним из основных вопросов в этом контексте является то, как в случае военной агрессии со стороны Азербайджана проявит себя Россия, которая имеет военную базу в Армении и чьи вооруженные силы несут пограничную службу на значительной части границы РА? Российские войска вмешаются в конфликт?

По мнению Григория Трофимчука, Россия проявит себя так же, как и в апреле 2016 года, то есть займет нейтральную позицию, призывая стороны прекратить военные действия и начать политико-дипломатический диалог.

«Россия не будет вмешиваться в конфликт ни с одной из сторон, и в частности со стороны Армении, даже учитывая тот факт, что Россия и Армения являются стратегическими союзниками в рамках ОДКБ. Тем не менее, Россия не может вмешиваться, потому что если Россия вмешивается со стороны Армении, тогда со стороны Азербайджана будут вмешиваться очень серьезные центры власти, в первую очередь Турция, США и т. д.», – считает эксперт Трофимчук.

В случае нападения на Армению, у Азербайджана будут проблемы с Россией или международным сообществом в целом? Отвечая на вопрос, военный эксперт Александр Храмчихин ответил так: «Я не знаю, что такое «международное сообщество». Это просто фраза, не более того. Но если отвечать на вопрос, то у него будут проблемы с Россией и определенной группой «заинтересованных сторон».

Есть нет мирного разрешения, есть военный путь

Прогнозы Храмчихина о предстоящих событиях не столь оптимистичны. По словам эксперта, у Азербайджана нет иного выбора, кроме как начать военные действия и восстановить свою «территориальную целостность», так как очевидно проблема не может быть решена мирным путем.

«В каком-то смысле у Азербайджана нет другого выбора. Он должен хотя бы восстановить свою территориальную целостность. Для него это, так сказать, национальная идеология. Кроме того, глава национальной разведки США также заявил, что конфликт может возобновиться в этом году. И не исключено, что американцы не предсказывают, а хотят войны, потому что это было бы выгодно для них, поскольку это будет ударом по России. Армения и Азербайджан не интересны Соединенным Штатам, но это был бы удар по России, поэтому они могут спровоцировать войну с удовольствием, а провоцировать можно только через нападение Азербайджана. Иначе невозможно», – выразил мнение Храмчихин.

Но ведь не только все международные структуры и наблюдатели, но и в первую очередь имеющий большое влияние в процессе урегулирования конфликта в регионе министр иностранных дел России Лавров в свое время заявил, что да, существует проблема «азербайджанских территорий», но она должна решаться исключительно мирным путем и в условиях окончательного определения статуса Нагорного Карабаха.

Отвечая на этот вопрос, Храмчихин сказал: «Они всегда так говорят, но на самом деле ничто не разрешается мирным путем. Все вопросы решаются именно военными средствами. В случае с Карабахом я просто не понимаю, как можно урегулировать проблему мирным путем, если позиции сторон абсолютно взаимоисключают друг друга. Если нет мирного решения, есть военное решение. Я не вижу возможности мирного урегулирования конфликта, если стороны не могут договориться по какому-либо вопросу, следовательно, остается военный путь. Так построены практически все конфликты. Например, о проблеме Чечни тоже говорили, что у нее нет военного решения, но она была решена военными средствами.

Арам Саргсян, http://ru.1in.am/