Волновая теория Эллиота: что это за метод и как его можно реализовать на современном финансовом рынке? Джордж Элиот: легенда английской классической прозы

английская писательница

Краткая биография

(англ. George Eliot; настоящее имя Мэри Энн Эванс , Mary Ann Evans ; 22 ноября 1819, имение Арбери в графстве Уорикшир - 22 декабря 1880, Лондон) - английская писательница.

Мэри Энн Эванс родилась в небогатой, но очень почтенной буржуазной английской семье. Её отец работал управляющим в чужих имениях, а также сам вёл хозяйство на ферме. Мэри Энн получила образование в частном пансионе, где особое внимание уделялось религиозным наставлениям и долгое время была пуританкой, однако со временем отказалась посещать церковь, прочитав множество книг радикально настроенных мыслителей.

В 1841 перебралась с отцом в Фоулсхилл, неподалёку от Ковентри.

В 1846 Мэри Энн анонимно опубликовала перевод «Жизни Иисуса » Д. Ф. Штрауса. После смерти отца (1849) не без колебаний приняла должность помощника редактора в «Вестминстер ривью» и в 1851 переехала в Лондон. В 1854 вышел её перевод «Сущности христианства» Л. Фейербаха . Тогда же начался её гражданский брак с Дж. Г. Льюисом, известным литературным критиком, писавшим также на научные и философские темы, с которым Мэри Энн познакомилась через философа Герберта Спенсера и издателя Чепмена. В первые месяцы их совместной жизни Мэри Энн закончила перевод «Этики» Спинозы и в сентябре 1856 обратилась к художественной прозе.

Хью Томсон. Фронтиспис издания «Сцен из жизни духовенства», «MacMillan», 1906

Первой её работой был цикл из трёх повестей, появившийся в журнале «Блэквудз мэгэзин» в 1857 под общим заголовком «Сцены из жизни духовенства» (англ. «Scenes of Clerical Life») и псевдонимом «». Подобно многим другим писательницам XIX века (Жорж Санд , Марко Вовчок, сёстры Бронте - «Каррер, Эллис и Эктон Белл», Крестовский-Хвощинская) - Мэри Эванс пользовалась мужским псевдонимом, с целью вызвать в публике серьёзное отношение к своим писаниям и заботясь о неприкосновенности своей личной жизни. (В XIX веке на русский язык её сочинения переводились без раскрытия псевдонима, который склонялся, как мужские имя и фамилия: «роман Джорджа Элиота»). Тем не менее Чарльз Диккенс сразу угадал в загадочном «Элиоте» женщину.

Предвосхищая её будущие и лучшие творения, «Сцены» полны задушевных воспоминаний о прежней, ещё не знавшей железных дорог Англии.

Вышедший в 1859 роман «Адам Бид» (англ. Adam Bede), необыкновенно популярный и, возможно, лучший пасторальный роман в английской литературе, вывел Элиот в первый ряд викторианских романистов. В «Адаме Биде» Джордж Элиот писала о временах юности своего отца (Англия конца XVIII века), в «Мельнице на Флоссе» (англ. The Mill on the Floss, 1860) обратилась к собственным ранним впечатлениям. В героине романа, страстной и одухотворённой Мэгги Тьюлливер, много общего с юной Мэри Энн Эванс. Самый предметный из «сельских» романов Элиот - «Сайлес Марнер» (англ. Silas Marner). Герои живут убедительной в глазах читателя жизнью, их окружает конкретный, узнаваемый мир. Это последний «автобиографический» роман Элиот. В «Ромоле» (англ. Romola, 1863) повествуется о Флоренции XV века, и картины Италии эпохи Возрождения так же вычитаны из книг, как питались воспоминаниями «сцены» уходящей Англии. В романе «Феликс Холт, радикал» (англ. Felix Holt the Radical, 1866), вернувшись к английской жизни, Элиот обнаружила темперамент острого социального критика.

Общепризнанный шедевр Элиот - роман «Миддлмарч» (англ. Middlemarch); публиковался частями в 1871-1872. Элиот показывает, как мощное устремление к добру может погубить скрытая слабость, как сложности характера сводят на нет благороднейшие устремления, как моральное перерождение постигает людей, изначально вовсе не плохих. Последний роман Элиот, «Дэниэль Деронда» (Daniel Deronda), появился в 1876. Через два года умер Льюис, и писательница посвятила себя подготовке его рукописей к публикации. В мае 1880 она вышла замуж за старинного друга семьи Д. У. Кросса, однако 22 декабря 1880 скончалась.

Произведения

Романы

  • «Адам Бид» (англ. Adam Bede, 1859)
  • «Мельница на Флоссе» (англ. The Mill on the Floss, 1860)
  • «Сайлес Марнер» (англ. Silas Marner, 1861)
  • «Ромола» (англ. Romola, 1863)
  • «Феликс Холт, радикал» (англ. Felix Holt, the Radical, 1866)
  • «Миддлмарч» (англ. Middlemarch, 1871 - 1872)
  • «Дэниэль Деронда» (англ. Daniel Deronda, 1876)

Библиография

  • Аникин, Г. В. Джордж Элиот // Аникин, Г. В., Михальская, Н. П. История английской литературы. - М.: Высшая школа, 1975. - 315 с.
  • Проскурин, Б. Джордж Элиот и английская литература XX века //Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: проблема взаимодействия литературных эпох. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 43 с.
Категории:

– графический метод технического анализа, позволяющий оценивать поведение рыночных игроков на основании изучения волн ценового движения. Базовые постулаты системы были сформулированы в середине тридцатых годов прошлого столетия.

Создателем теории является Ральф Эллиотт, однако не меньший вклад в ее развитие и популяризацию внес известный финансист Роберт Пректер.

Описание волновой теории Эллиотта

Основой теории Эллиотта является наблюдение, согласно которому каждый тренд состоит из определенных базовых участков (волн), которые постоянно повторяются.

На рынке выделяют два типа волн – импульсные и коррекционные.

Первые движутся в направлении основного тренда. Вторые, соответственно, являются коррекциями к ним. Основная фигура волнового анализа состоит, фактически, из одной импульсной и одной коррекционной волны (1-2-3-4-5/ABC). Она, в свою очередь, делится на импульсные и коррекционные волны младшего порядка.

Импульсные волны обозначают цифрами от 1 до 5, коррекционные – литерами A,B и C. Согласно теории Эллиотта, каждый тренд представляет собой сочетание таких «пятерок» и «троек».

Любая тенденция длится до тех пор, пока не сформируется пять волн, после чего она либо разворачивается , либо корректируется . В последнем случае далее образуется три коррекционных сегмента. Всего в рамках подобного цикла рост-падение возникает восемь волн. Если же произошел разворот, то мы наблюдаем две импульсные волны, сформированные десятью сегментами.

Давайте разберем структуру на приведенном выше скриншоте. Волны Эллиотта 1,3 и 5 являются импульсными . Они следуют общему тренду. Волны 2 и 4 , соответственно, коррекционные .

В коррекционной структуре ABC , ситуация несколько меняется. Так как эта структура входит в общую нисходящую волну (коррекционную), импульсными здесь считаются волны A и C, а волна B, направленная вверх, будет коррекционной.

Преимущество волн Эллиотта

заключается в том, что такие структуры можно находить как на восходящем, так и на нисходящем рынке. В последнем случае речь идет о зеркальном отражении бычьей структуры. То есть все импульсные волны 1,3 и 5 будут нисходящими, а 2 и 4 – восходящими коррекциями. Соответственно, в коррекционной волне А и С будут восходящими, а В нисходящей.

Важно отметить, что структура тенденции не зависит от временных масштабов.

Видео — Волны Эллиотта

Правила волн Эллиотта

Определить на глаз пять или три участка в каком-либо тренде не так сложно. Грубо говоря, это может сделать каждый, умеющий считать до десяти. Проблема состоит в том, что два трейдера, анализирующих один и тот же график, вполне могут прийти к абсолютно противоположным мнениям относительно его структуры. Чтобы убрать субъективность визуальной оценки, и были разработаны основные правила формирования волн. Часть из них были созданы самим Эллиоттом, некоторые были добавлены впоследствии другими теоретиками.

Начнем с перечисления базовых правил:

  • Вторая волна импульса не должна опускаться до уровня начальной точки первой волны. Если это произошло, значит, стоит подвергнуть сомнению сам факт развития тренда.
  • Третья волна импульса должна превышать экстремум первой. Кроме того, она не может быть самой короткой из трех импульсных в случае, если речь идет о масштабных временных отрезках.
  • Четвертая волна импульса не может опускаться ниже экстремума первой. Этим правилом в реальной рыночной торговле иногда пренебрегают, однако в таких случаях необходимо выполнение следующего условия.
  • Пятая волна импульса должна находиться выше экстремума третьей.

Дополнительные

  • Коррекции внутри импульса должны отличаться по сложности, номинальному размеру или времени формирования. Если различий хотя бы по одному из этих параметров нет, развитие тренда стоит поставить под сомнение. Существует вероятность, что в данный момент формируется какая-то сложная коррекционная модель.
  • В соответствующей всем требованиям импульсной структуре одна из движущих волн должна быть растянутой, то есть, превосходить по номинальному размеру две остальные.
  • Три рядом стоящие волны, входящие в состав импульса, должны быть сформированы в разные по продолжительности сроки.

Исходя из вышеперечисленных правил, трейдер может отличить импульсную и коррекционную структуры. Если волна соответствует всем требованиям, значит, она относится к первому типу. Если условия выполнены не в полной мере, это либо коррекционная структура, либо еще не сформировавшийся импульс.

  • Если третья волна больше пятой и первой, то последние будут примерно равны по длине. Эта рекомендация может быть полезной при анализе окончания пятой волны. Даже если пятая волна будет длиннее третьей, а третья длиннее первой, мы все равно сможем рассчитать окончание пятой волны. Для этого нам понадобится вершина четвертой волны.
  • В процессе наблюдения за волновыми структурами была выявлена и еще одна интересная закономерность – размеры коррекционных волн 2 и 4 могут быть разными, и они чередуются время от времени. К примеру, если коррекция в волне 2 была достаточно сильной, значит в волне 4 она будет незначительной и наоборот. Используя эту рекомендацию, вы сможете приблизительно рассчитать время коррекции в четвертой волне. Если, к примеру, во второй волне была существенная и стремительная коррекция, то в четвертой она будет более спокойной.
  • Еще один интересный факт. Завершение коррекционной волны ABC должно проходить на уровне волны 4 (минимального значения).

Теория волн Эллиотта на практике начинается с построения графика. Для решения этой задачи лучше использовать индикаторы, о некоторых мы поговорим не много ниже. Специалисты рекомендуют применять для анализа стандартный свечной график, как наиболее информативный и объективный. Волны Эллиотта на графике:

  • Первым шагом станет определение значимой точки разворота. Для этого можно применять такой инструмент, как сигнальная линия. С момента ее пересечения начинается период, который мы будем рассматривать.
  • После того как точка разворота определена, следует присвоить наименования всем интересующим нас волнам. Это достаточно сложный процесс, от правильного выполнения которого напрямую зависит качество последующего анализа. Важно помнить, что присвоенное структурное обозначение не может впоследствии пересматриваться, если для этого не будет весомых причин. Выбор временного масштаба остается за трейдером, но рекомендуется использовать отрезки не длиннее тридцати моноволн. Далее, расставляются метки движения.
  • На заключительной стадии происходит уплотнение волны, то есть, ей присваивается соответствующее структурное обозначение в аналогичной системе большего масштаба. Таким образом, постепенно весь график будет собран в одну из базовых моделей Эллиотта.

Теперь трейдер видит построение рынка и может предполагать, как он будет развиваться дальше.

Волны Эллиотта на практике

Наиболее распространенным поводом для торговли по системе Эллиотта является наличие импульсной волны от точки разворота тренда. Позиции нужно открывать в одной из трех движущих подволн, однако следует быть внимательным, так всегда существует вероятность того, что выбранная структура окажется составляющей большей коррекционной модели. После образования импульсной волны необходимо дождаться первой коррекции. Ее завершение является сигналом к входу на рынок.

Консервативный метод

После того как движение в сторону первоначального импульса возобновилось, через точку разворота и точку предполагаемого завершения коррекции проводится сигнальная линия. Позиция на покупку открывается на уровне максимума первой движущей волны. Если ценовое движение не дошло до ордера и разворачивается, пробивая сигнальную прямую (такое случается в случае сложной коррекции), нужно следить за тем, чтобы оно не упало ниже точки разворота. Когда рост возобновится, линию корректируют по новому минимуму.

Если позиция была открыта сразу, нужно продолжать следить за сигнальной линией. Как только цена опустится и прикоснется к ней, сделку закрывают и ставят новую заявку на уровне крайнего максимума. Не следует расстраиваться, если после касания «сигнала» ценовая кривая сразу снова пойдет в направлении тренда. Это рабочий момент, к которому следует отнестись философски, к тому же, полученный убыток еще может компенсироваться новым контрактом.

Умеренный и агрессивный методы

Начальные условия для открытия позиции при умеренной стратегии аналогичны консервативной торговле. Разница состоит в том, что заявка размещается в конечной точке коррекционной волны B. Нужно всегда помнить о том, что предполагаемая коррекция может затянуться. Корректировка сигнальной линии и выход из позиции проводится по тому же принципу, что и в предыдущем методе. Этот вариант рекомендуется начинающим трейдерам.

При агрессивной стратегии заявка ставится только после пробоя сигнальной линии. Считается, что сам факт такого пересечения свидетельствует о завершенности структуры и начале формирования новой модели.

Индикаторы для Волн Эллиота

Идеального индикатора для построения волн Эллиотта не существует, однако разнообразие модификаций позволяет каждому трейдеру найти наиболее подходящий его манере вариант. Рассмотрим несколько популярных инструментов.

Elliott Wave Oscillator

Это индикатор, на графике которого отображается гистограмма (по аналогии с ). Самые высокие вершины соответствуют третьей движущей волне импульса. Может применяться практически на любых таймфреймах, однако, слишком короткие интервалы не рекомендуются.

Когда гистограмма пресекает нулевую отметку снизу/сверху, образуется дивергенция, сообщающая о завершении очередного волнового цикла. Если в момент первого коррекционного движения осциллятор пробивает ноль в обратном направлении, формирование волны 3 должно быть подкреплено еще одной дивергенцией. В случае ее отсутствия можно считать, что начальная точка модели определена неверно.

Падение гистограммы на 30-50% относительно локального экстремума говорит об окончании третьей волны и начале образования второго коррекционного отрезка. О завершении процесса формирования пятой волны тоже говорит дивергенция – рост/падение ценового графика сопровождается снижением/повышением столбиков.

Согласно первому правилу торговли, для начала нужно дождаться подтверждения окончательного пересечения нулевого уровня. Если тенденция восходящая — гистограмма индикатора отображается выше уровня середины, если нисходящая – ниже уровня середины. Вход в позицию осуществляется после первой дивергенции. Растущая цена и падающий осциллятор сообщают о продаже, обратное расхождение – о покупке. Входить можно уже после того, как коррекционное движение опустится/поднимется примерно на треть относительно первой импульсной волны. Стоп лосс обычно ставится на уровне экстремума и закрывают сделку сразу после формирования новой дивергенции.

Elliott Wave Prophet и Watl

Индикатор Wave Prophet является достаточно популярным среди трейдеров, использующих волны Эллиотта. С его помощью можно не только видеть завершившиеся движения, а и предугадывать дальнейшее направление цены. Волновая модель на графике выстраивается автоматически. Если трейдер считает, что начальные условия определены системой ошибочно, он всегда может задать их самостоятельно.

Watl – удобный индикатор, который не только наглядно отображает волновые модели, а и рисует трендовые линии. Пользователь может видеть тенденции разных таймфреймов и прогноз будущего тренда. Как уже было сказано раньше, оптимального индикатора для реализации теории Эллиотта пока не придумали. Перечисленные инструменты можно считать наиболее эффективными на данный момент, но и они пока далеки от совершенства. Впрочем, это никоим образом не умаляет их достоинств и пользы для трейдеров.

Критика волнового анализа Эллиотта

Волны Эллиотта часто подвергаются критике. Многие противники этого метода полагают, что практической пользы от него мало, так как он достаточно субъективен. Более того, есть мнения реально практикующих трейдеров, что этот вид прогнозирования рынков скорее способствует появлению убытков, чем прибыли.

На что именно обращают внимание критики волнового анализа?

В первую очередь, они отмечают, что ценовые движения нельзя прогнозировать с помощью подобных рамок. Цена может существенно отклоняться от рисуемых волн. К тому же, здесь присутствует субъективный фактор. Ведь волны, как и другие виды графических моделей можно увидеть буквально в любой формации, при желании.

Часть критиков отмечает, что волновой анализ – это метод с массой нюансов, которые не ясны большинству трейдеров. К примеру, не всегда можно определить в процессе торговли где волны начинаются, а где завершаются.

Критики также отмечают, что лучшие волны Эллиотта можно определить только на исторических графиках. Что же касается работы с этой теорией на практике, она практически невозможна ввиду большого количества факторов.

Видео о движущих и корректирующих волнах Эллиота

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Томас Стернз Элиот (Thomas Stearns Eliot), более известный под сокращённым именем Т. С. Элиот (T. S. Eliot). Родился 26 сентября 1888 года в Сент-Луисе, Миссури, США - умер 4 января 1965 года в Лондоне. Американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии.

Родился в богатой семье. Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью. С ранних лет проявлял незаурядные способности, в 14 лет под влиянием поэзии начал писать стихи.

В 1906 году после окончания частной школы поступил в Гарвардский университет, который окончил за три года вместо четырёх. Ещё год работал ассистентом в университете. Печатать свои стихи начал в журнале «Харвард адвокат», в котором стал работать редактором.

В 1910-1911 жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам. В частности, слушал лекции Анри Бергсона и Ален-Фурнье.

В 1911 вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит. Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом. В их взглядах было много общего, и Элиот охотно печатал стихи в антологиях имажизма.

В 1914 году он переселился в Европу, сначала в германский Марбург, с началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы. Сначала Элиот поселился в Лондоне, затем переехал в Оксфорд.

Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему богом духовных ценностей и самоопустошении как следствии борьбы за выживание и погони за материальными ценностями.

В 1915 женился на балерине Вивьен Хейвуд, но вскоре выяснилось, что она страдает психическим расстройством. Элиот издавался с 1916 года в литературном американском журнале «Литтл ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма.

В 1919 вышел его сборник «Стихи».

Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес». Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера.

Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую.

С 1925 г. и до своей кончины в 1965 г. работал в известном издательстве «Faber and Faber» (первоначально «Faber and Gwyer») и стал его директором.

В 1927 году Элиот обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. Его раздумья о религии нашли отражение в поэме «Пепельная среда» (1930), выдержанной в более традиционном стиле, чем его ранние работы.

Элиот также занимался переводами, перевёл в 1930 на английский поэму французского поэта Сен-Жон Перса «Анабасис».

В 1932 после двадцатилетнего перерыва он посетил Америку. В 1934 развелся с супругой.

После смерти Йейтса и публикации поэмы «Четыре квартета» (1943) за Элиотом прочно закрепилась репутация крупнейшего живущего англоязычного поэта.

Элиота, как и его друга и литературного наставника Эзру Паунда, обвиняли в антисемитизме, однако он, в отличие от Паунда, всегда это опровергал. Письма Элиота, обнародованные в 2003 году, обнаружили, что Элиот на самом деле активно помогал еврейским беженцам из Австрии и Германии обустроиться в Англии и в США.

Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем, присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал.

В 1948 году Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». В 1948 году награждён британским Орденом заслуг, в 1954 - французским орденом Почётного легиона и немецкой премией Гёте Ганзейского союза.

C 1952 года до своей кончины был президентом Лондонской библиотеки.

В 1957 в возрасте 68 лет женился на своей бывшей секретарше Валери Флетчер.

Умер в Лондоне в возрасте 76 лет и похоронен в Вестминстерском аббатстве.

] Авторы: Л. Эллиот и У. Уилкокс. Перевод с английского под редакцией А.И. Китайгородского. Издание третье, исправленное.
(Москва: Издательство «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1975)
Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: mor, 2013

  • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
    От редактора перевода (8).
    Предисловие авторов (9).
    Раздел 1. НАЧАЛО ФИЗИКИ (11).
    Глава 1. Падающие тела (12).
    Глава 2. Метод науки (17).
    Глава 3. Роль измерения в науке (25).
    Глава 4. Роль математики в науке (34).
    Глава 5. Сила, тяготение, вес, масса, плотность и трение (42).
    Раздел 2. ДАВЛЕНИЕ ВОДЫ И ДРУГИХ ЖИДКОСТЕЙ (57).
    Глава 6. Жидкости в открытых сосудах (58).
    Глава 7. Закон Архимеда и его применения (70).
    Глава 8. Машины, передающие силы в жидкостях; гидравлические машины (80).
    Раздел 3. ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА И ДРУГИХ ГАЗОВ (91).
    Глава 9. Давление атмосферы Земли (92).
    Глава 10. Сжатие и расширение газов (104).
    Глава 11. Давление в быстрых потоках жидкостей и газов (115).
    Раздел 4. СИЛЫ И РАВНОВЕСИЕ ТЕЛ (123).
    Глава 12. Как складываются и измеряются силы (124).
    Глава 13. Рычаги, момент силы, центр тяжести и устойчивость тела (135).
    Раздел 5. ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ (149).
    Глава 14. Путь, скорость, время и ускорение (150).
    Глава 15. Дальнейшее изучение падения тел (162).
    Глава 16. Законы движения Ньютона (174).
    Глава 17. Вращательное движение (192).
    Глава 18. Движения брошенных тел (203).
    Раздел 6. РАБОТА И МАШИНА (216).
    Глава 19. Работа, мощность и энергия (217).
    Глава 20. Простые механизмы (230).
    Раздел 7. О ПРИРОДЕ ВЕЩЕСТВА (245).
    Глава 21. Молекулярная физика (245).
    Раздел 8. МИР ТЕПЛОТЫ (258).
    Глава 22. Что такое теплота и температура? (259).
    Глава 23. Расширение тел (268).
    Глава 24. Измерение количества теплоты (281).
    Глава 25. Передача теплоты (295).
    Глава 26. Работа и теплота (307).
    Раздел 9. ПОГОДА И КЛИМАТ (323).
    Глава 27. Влажность и погода (324).
    Раздел 10. ЗВУК (346).
    Глава 28. Природа звука (347).
    Глава 29. Музыкальные звуки (363).
    Раздел 11. СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО (382).
    Глава 30. Что такое электричество? (383).
    Глава 31. От электронной теории к атомной теории материи (395).
    Глава 32. Как электронная теория объясняет действие лейденских банок, конденсаторов и происхождение молнии (408).
    Раздел 12. МАГНЕТИЗМ (421).
    Глава 33. Что такое магнетизм? (421).
    Глава 34. Связь между магнетизмом и электричеством (433).
    Раздел 13. ПОЛУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ (447).
    Глава 35. Получение электрического тока химическим путем (448).
    Глава 36. Как явление Эрстеда открыло дорогу электрическим измерениям (465).
    Раздел 14. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (481).
    Глава 37. Законы электрического тока (481).
    Раздел 15. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ (497).
    Глава 38. Как с помощью механических средств получается электродвижущая сила (498).
    Глава 39. Индукционные катушки и трансформаторы (516).
    Раздел 16. ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК (529).
    Глава 40. Переменный ток (530).
    Раздел 17. ЗАГАДКА СВЕТА (546).
    Глава 41. Что такое свет? (547).
    Глава 42. Интерференция, поляризация и скорость света (562).
    Глава 43. Зеркала и изображения (575).
    Глава 44. Линзы и изображения (590).
    Глава 45. Оптические приборы (605).
    Глава 46. Глаз (615).
    Глава 47. Освещение и улучшение видения (629).
    Глава 48. Загадка цвета (638).
    Глава 49. Спектры, испускание и поглощение света (651).
    Раздел 18. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И СВЯЗЬ (667).
    Глава 50. Радиосвязь (668).
    Глава 51. Звуковое кино, телевидение и радиолокация (684).
    Раздел 19. ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА (АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ) (698).
    Глава 52. Покорение атомной энергии (699).
    Глава 53. Атом покорен, но цивилизация под угрозой (716).
    Дополнение (728).
    Рекомендательная литература (735).

Из предисловия авторов: Эта книга должна послужить для вас введением в изучение физики, предмета очень широкого содержания. Мы рассмотрим многие практические вопросы, которые вас, несомненно, интересуют: что поднимает в воздух самолет, каким образом парусная лодка может плыть против ветра, почему спортсмен закручивает диск перед тем, как сделать бросок, в чем причина полярных сияний и радуги и многое другое. Кроме того, вы узнаете о новейших достижениях, таких, как запуск ракет и цветное телевидение, узнаете о транзисторах и счетчиках Гейгера. Но есть нечто более важное, чем практические вопросы или различные технические достижения: эта книга раскроет вам содержание основных законов физики и вы сами сможете разрешать различные проблемы, касающиеся физики, быть в курсе ее новейших открытий...

Произведениям, подписанным мужским именем "Джордж Элиот" (George Eliot), уже полтора века. Давно отошли в историю быт, уклад и традиции, на фоне которых разворачивается действие таких романов, как "Миддлмарч", "Сайлес Манер", "Мельница на Флоссе", однако конкретность и узнаваемость деталей, психологическая точность характеров и отношений героев, а также мастерски выписанные картинки старой Англии привлекают к ним новые и новые поколения читателей. Мэри Эванс, в замужестве Кросс, была не единственной писательницей, предпочитавшей публиковать свои труды под мужским именем – достаточно вспомнить такое известное в литературе XXI века имя, как Жорж Занд. Однако такой тонкий знаток человеческих душ, как Чарльз Диккенс, не будучи знакомым с писательницей, сразу же догадался, что Джорджем Эллиотом себя называет женщина.

Мэри Энн (или Мэриэн) Эванс (Mary Ann Evans) родилась 22 ноября 1819 года в доме, расположенном в сельской местности Дербишира. Ее отец, Роберт Эванс, уроженец Уэльса, был управляющим Арбэри Холл, родовым поместьем баронов Ньюдигейт, а мать, Кристина Пирсон – дочерью фермера. В семье уже подрастало двое детей Роберта от предыдущего брака, а также старшая дочь Крисси и сын Айзек. Мэри считали некрасивой девочкой, зато она была смышленой и любила читать. Роберт Эванс понимал, что ни внешние данные, ни приданое не смогут обеспечить его дочери выгодное замужество и достойное место в обществе, поэтому решил дать ей хорошее образование. С пяти до шестнадцати лет девочка обучалась в закрытых школах.

В 1836 году Кристина Эванс скончалась. Мэри взяла в свои руки все домашнее хозяйство, она не расставалась с отцом до самой его смерти в 1849 году. Девушке разрешали пользоваться великолепной библиотекой Арчери Холла, и она в совершенстве изучила книги классиков, в том числе на латинских и греческих языках. В 1840 году, после женитьбы брата, Мэри Эванс с отцом переехали в городок Фоулсхилл, в окрестностях Ковентри. Там произошло ее знакомство с фабрикантом-филантропом Чарльзом Брейем, который поддерживал широкое общение с философами, писателями, либеральными религиозными деятелями, в частности, с Робертом Оуэном, Давидом Штраусом, Людвигом Фейербахом.

В 1846 году Мэри Эванс анонимно опубликовала свою первую книгу – перевод "Жизни Христа" Штрауса. После смерти отца она некоторое время путешествовала по Европе, затем приехала в Лондон, где поселилась в доме своего старого знакомого по Ковентри, издателя Джона Чэпмена. Он издавал литературно-философский журнал "Вестминстер Ревю", и после длительных колебаний и уговоров Чэпмена Мэри, которая стала называть себя Мэриэн, заняла в журнале должность помощника редактора без оплаты. Одновременно с огромной работой, которую приходилось выполнять в журнале, Мэриэн занималась переводом книги Фейербаха "Сущность христианства". Этот перевод был опубликован в 1854 году и стал единственным произведением, которое Мэриэн Эванс издала под своим настоящим именем. В этом же году произошло ее знакомство с философом и критиком Джорджем Генри Льюисом. Несмотря на то, что Льюис состоял в браке с Агнес Джервис и имел троих детей, он заключил с женой соглашение о взаимной свободе; четверо детей Агнес, отцом которых был редактор "Дэйли Телеграф" Торнтон Харт, формально считались детьми Льюиса, и расторжение брака по законам того времени было практически невозможным. Хотя внебрачные отношения не были редкостью в викторианской Англии, а в среде писателей и журналистов они были весьма распространены, открытая связь считалась вызовом обществу. Роман Мэриэн Эванс и Джорджа Льиса начался в 1854 году и знаменовал собой новый этап ее литературного творчества. В первые месяцы их совместного путешествия в Веймар Мэриэн завершила перевод "Этики" Баруха Спинозы и начала писать художественную прозу.

В 1857 году в журнале "Блеквуд мэгэзин" начал публиковаться цикл повестей, озаглавленный "Сцены из жизни духовенства", автором которого значился Джордж Эллиот. Выбор мужского псевдонима был не случаен – в то время, как и по сей день, "дамская" проза априори рассматривается как несерьезное развлекательное чтение; кроме того, Мэриэн не хотела привлекать внимание читателей к своей персоне и особенностям личной жизни. В 1859 году Мэриэн написала свой первый большой роман под названием "Адам Бид". Фоном для этой книги стало время, знакомое ей по рассказам отца – конец XVIII века. Роман пользовался необыкновенной популярностью, и до сегодняшнего дня считается лучшим английским романом в "сельском" стиле. Этой книгой восхищалась королева Виктория, которая заказала художнику Эдварду Корбулду серию картин по мотивам "Адама Бида".

Следующий роман, "Мельница на Флоссе" (1860), описывал события, происходившие во время юности самой писательницы, а героиня этого произведения, Мэгги Тьюлливер, во многом напоминала молодую Мэри Эванс. На титульном листе "Мельницы на Флоссе" красовалось посвящение: "Моему любимому мужу, Джорджу Генри Льюису, я посвящаю свою третью книгу, написанную в в шестой год нашей совместной жизни". В следующем году писательница издала свое последнее "автобиографическое" произведение"Сайлас Марнер". В 1863 году Мэриэн Эванс написала исторический роман "Ромола", действие которого происходит во Флоренции эпохи Возрождения, а в 1866 году – острое социально-критическое повествование "Феликс Холт, радикал". После этого последовала поэма "Испанская цыганка", написанная белыми стихами, однако она, как и поэтические опыты молодой Мэри Эванс, успеха не имела. Зато роман "Миддлмарч" (1870), показывающий историю морального перерождения героев, стал ее лучшей книгой и составил славу английской литературы. Последним произведением писательницы стал "Дэниель Деронда", написанный в 1876 году.

Успех романов Джордж Эллиот смягчил реакцию общества на союз Льюиса и Эванс, тем более что их отношения выдержали испытания временем; в 1877 году писательница даже была представлена дочери королевы Виктории, принцессе Луизе. В 1877 году Льюис скончался. Два года Мэриэн готовила к изданию его последний труд "Жизнь и разум", а в мае1880 году еще раз бросила вызов обществу: вышла замуж за старинного друга семьи Джона Кросса, который был на пятнадцать лет ее моложе и находился в депрессии после смерти матери. Однако брак оказался коротким: в декабре 1880 года писательница скончалась. Ее прах захоронен на Хайгетском кладбище, рядом с могилой Генри Льюиса.