Восстание ихэтуаней в китае 1898 1901 кратко. «Боксерское Восстание» или Абсолютная жестокость в фотографиях. Нюансы и фотоснимки

Это уже задним числом, когда восстание было подавлено, китайские чиновники установили, что общество ихэтуаней зародилось ещё в начале XIX века. Оно отпочковалось от тайного общества «Байляй цзяо» (общество «Белого Лотоса»), чьей целью было свержение иноземной маньчжурской династии Цин, пришедшей к власти в Китае в 1644 году. Но к концу XIX века идеология общества трансформировалась, на первое место вышла задача охранять традиционные конфуцианские этические нормы, карая чиновников-взяточников и тех, кто оказывал недостаточное внимание к старшим и духам предков.

Крестьяне и сами так думали, но у них не было ни смелости, ни средств пойти против граждан великих держав. Ихэтуани дали им и то, и другое. Дело в том, что они отлично владели ушу. Занимаясь ушу, они не только овладевали приемами рукопашного боя, не только учились концентрировать волю и верить в свои силы, но ещё и осваивали медитативные практики. Чтобы входить в транс они часто пользовались специальными веществами, которые помещались в курильницы в помещениях для занятий. Кстати, или из-за занятий ушу или благодаря эмблеме в виде "красного кулака" европейцы называли ихэтуаней «боксерами» (в западных энциклопедиях восстание ихэтуаней так и значится как «восстание боксеров»). При помощи кулачной борьбы, вдохновляемые магическими силами, они якобы становились неуязвимыми для злых духов и должны были использовать свои способности в борьбе против иностранцев, пишет специалист-китаист Сабина Дабрингхаус. Ихэтуани были уверены, что, войдя в транс, они становятся неуязвимыми для пуль и снарядов. От желающих получить волшебные способности не было отбоя.

Для представителей западной цивилизации медитативная практика ихэтуаней представлялись нагромождением нелепых движений. Например, профессор-синолог Дмитрий Позднеев (1865-1942) так описывал их занятия ушу: «В сарае собралось 10 боксеров, на стенах сарая были развешены надписи, видимо, имен божеств или духов, к которым боксеры обращались … На столе перед надписями лежал длинный нож и сосуды с благоуханиями и курениями, как у буддистов … Сначала все ихэтуаньцы простерлись на юго-восток, где обитает их дух, потом вскочили, и главный из них начал странную жестикуляцию и прыжки. Другие подражали ему. Затем первый схватил нож и начал быстро вертеть им в воздухе; у других ножей ни у кого не было, и они остались свидетелями его движений, только строя страшные рожи, наводящие ужас на зрителей… После получасовых упражнений, старший боксер остановился в оцепенении, показывая тем, как было потом объяснено зрителям, что он достиг степени неуязвимости от оружия».На самом деле, ихэтуани были даосами (точнее — радикальными даосами, для которых практика была важнее созерцания). Классический даосизм отличается от классического буддизма довольно сильно. Для буддиста главное — как можно быстрее освободиться от всех привязанностей в этом мире, подавить в себе все желания и достигнуть нирваны — состояния бессознательной умиротворенности. Даосы, напротив, очень ценили жизнь и всегда занимались поисками эликсира бессмертия. Жизнь на небе от жизни на земле для них отличалась только тем, что боги и духи обладают большими способностями по сравнению с людьми. Даосы чтили не Будду, а Юй-ди — Яшмового государя всех 36 Небес, повелителя трех миров, «заведующего» министерствами (так это и называлось) грома, дождя и моровых поветрий. За ним шел бог войны Гуань-ди. Он беспощадно карал всех, кто нарушал законы Поднебесной. Из-за того, что он постоянно пребывал в гневе на многочисленных преступников, лицо у него было ярко красным. Скорее всего именно поэтому ихэтуани носили красные повязки. За Гуань-ди шел бесчисленный список святых и духов, с которыми даосы всегда могли найти общий язык при помощи заклинаний.

(Вопрос: Гуань-Ди и первоимператор Китая Цинь-Ши Х(г)уан-Ди -ь это разное или один образ!?)

Восставшие, выступив на востоке Китая против немцев, двинулись на Пекин, заняли его, а оттуда пошли на Харбин против русских. Под девизом "Поддержи Цин, прогони чужих дьяволов" группы "боксёров" к 1899 году распространились на огромной части северного Китая. 1899 год стал переломным. Наконец пошли дожди, и в глазах народа ихэтуани сразу превратились в могучее войско, посланное Небом.

Голод в результате неурожая и засухи, наводнения и перенаселение, ярость, направленная против иностранных миссионеров и собственное бессилие, содействовали превращению "боксёрского движения" в массовое. Всё новое и чужое, например железнодорожные пути, телеграфные столбы, рудники, всё уничтожалось и священники и купцы подвергались массовым убийствам. Делалось это при попустительстве двора Цин и вдовствующей императрицы Цы Си (Вдовствующая императрица неоднозначно относилась к событиям восстания. Ихэтуани восставали против разрушения старого китайского патриархального быта и имели чёткую антизападную направленность; тем не менее, они также выступали против манчжурской династии, завоевавшей Китай. В начале восстания, 28 мая 1900 г. Цы Си выпустила указ о поддержке восстания.

Движение было своеобразным джихадом - после смерти каждому боксеру обещалось воскрешение. Впереди войска ехали на осликах девочки в красном с красными фонарями и пели песню: «женщины - не причесывайте волосы, отрубим головы чужеземцам, тогда расчешемся. Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы, убитые дьяволы уйдут в землю, убитые дьяволы отправятся на тот свет.». Повстанцы метили дома иностранцев кровью - это значило, что дом обречен на сожжение, а его хозяин - на смерть. Вступив в Пекин, боксеры на центральной площади деревянной пилой напополам распилили председателя правления КВЖД; у японского секретаря посольства отрезали нос, уши, губы, пальцы, вырвали сердце, а из кожи на спине вырезали пояса. С 23 на 24 июня 1900 они устроили настоящую Варфоломеевскую ночь, истребив всех христиан Пекина. Очевидцы свидетельствовали: «страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах». Всего в ходе восстания в городе погибло 30 000 христиан.

Правительство Китая поддержало восставших; опубликовало указ: «Иностранцы не принадлежат к человеческому люду: они произошли от обезьян и гусей» и объявило награду за каждого убитого иностранца мужчину - 50 лянов серебра, женщину - 40, ребенка - 20…

7 июля 1900 боксеры начали штурм посольских кварталов Пекина продолжавшийся 56 дней. Положение усложнялось, и 8 держав приняли решение ввести в Китай свои войска.

Цы Си внезапно прониклась симпатией к ордам длинноволосых, оборванных крестьян, выступивших с мечами и пиками против армий сильнейших держав мира, как описывает "Боксёров" историк Кай Фогельзанг.

Восстала Чжили, общее число бойцов народной армии достигло 100 тыс. 26 мая 1900 года ихэтуани двинулись походом с юга провинции Чжили на Пекин, круша телеграфные линии, железные дороги, вместе с административными постройками, и без разбора уничтожая христианских миссионеров и китайцев-христиан. Всего погибло около двухсот священников и около тридцати двух тысяч их прихожан.

Надо сказать, что западные державы не смогли вовремя оценить масштаб и угрозу восстания ихэтуаней. Они и думать не могли, что этот забитый народ может решиться на что-то серьезное. Кроме того, они не знали, что императрица Цыси уже обещала восставшим свою поддержку, надеясь с их помощью вернуть Китаю независимость.

10 июня в Пекин из порта Тагу (Таку) был послан лишь двухтысячный отряд морской пехоты под командованием английского адмирала Эдварда Сеймура (Edward Hobart Seymour, 1840-1929) для защиты посольского квартала. 15 июня 1900 они окружили Посольский квартал в Пекине. 19 июня на улице был убит немецкий посланник Клеменс фон Кеттелер. Он находился в пути к Министерству иностранных дел, чтобы выразить протест против ультиматума императорского двора, согласного которому все иностранцы должны были незамедлительно покинуть Пекин. 21 июня Цы Си объявила иностранцам войну. Однако на станциях Лофа и Лянфан они встретили такое яростное сопротивления ихэтуаней, что, понеся большие потери, были вынуждены отступить. Для восставших проход на север был открыт. Часть их войска отправилось дальше на север, в Маньчжурию, остальные 11 июня вошли в Пекин.

Начались погромы магазинов и фирм, имевших дело с иностранцами, и поголовное уничтожение христиан. Сохранился рассказ русского дипломата Бориса Евреинова о погроме католического прихода Нань-Тан у Восточных ворот города: «Целые чаны были полны кровью, — писал он, — повсюду валялись изуродованные трупы стариков, женщин и детей; большинство из них умерло после страшных мучений, судя по застывшим в ужасных судорогах трупам. Были маленькие дети с раскрытыми внутренностями, с выколотыми глазами, с раздробленным черепом и ещё признаками жизни. В одном углу был найден костер с обугленными телами 40 девушек, по-видимому, поскольку трупы были связаны, сожженными живыми». Ихэтуани часто расчленяли трупы тех, кто верил в Иисуса — многие из них были уверенны, что иначе христиане обладали способностью воскресать на третий день.

Июнь 1900 года, когда боксеры заливали христианской кровью захваченный ими Пекин, дал китайской земле первых православных мучеников. "Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову" (Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19, с. 1-3). Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашняго Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия:

Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали голова, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни возстания. По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах.

По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным смоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван (нужно отметить, что как русская, так и английская транскрипция китайских имен далека от единообразия, и имена китайских новомучеников иногда встречаются в совершенно непохожем виде) умер мученически с молитвой на устах. Учительница миссийской школы Ия Вэн была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но через несколько времени боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэн радостно исповедала Христа перед своими мучителями...

Среди пострадавших за Иисуса Христа были албазинцы, потомки тех славных албазинцев, которые понесли свет Христовой Православной веры в 1685 г. в столицу Китая -- Пекин... За преданность св. Православию Господь наградил их потомков славою исповедничества и мученичества. Албазинцы Климент Куй Лин, Матфей Хай Цюань, брат его Витт, Анна Жуй, и многие другие, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), без страха встретили мучения и смерть за Спасителя мира, моля Бога о просвещении гонителей и о прощении им грехов...

Среди мучеников и исповедников Христовых из китайцев особо славен священник Митрофан Цзи-Чун со всею своею семьею. Он родился в 1855 г. и 25 лет от роду принял посвящение в сан от рук Японского Епископа Николая... Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный; когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Он не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: "Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?" Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При арх. Флавиане свящ. Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг (речь идет о переводах богослужебных книг на китайский язык, выполнявшихся членами Русской Духовной Миссии; вместе с церквами боксеры сожгли и типографию, уничтожили шрифты и наборные доски). В продолжении пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих, и от внешних мнго обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежняго жалования. Во всю свою жизнь свящ. Митрофан не был любостяжательным, а многие злоупотребляли этим.

В 1900 г. 1 июня (по китайскому календарю 17-го числа 5-го месяца) вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10-го июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в 1903 г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан, теперь (1920-е г.г.) поставлен крест, и в праздник мучеников туда заходит крестный ход и там совершается поминовение.

В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли, и три сына: старший Исаия, второй Сергей -- теперь он протоиерей, и третий Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, и вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы на месте, где теперь "Треугольник" -- богадельня для нищих. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цэ-мынь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семъе своего жениха... Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: "Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру", и осталась на месте, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним... Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещеные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: "Чем виноват мальчик? вина родителей, что он стал дьявольским последователем". Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание.

(Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19).

Черной несправедливостью было бы, особенно в связи со сказанным выше о западных миссионерах, обойти молчанием инославных христиан -- и китайцев, и европейцев, -- принявших мученичество в те же дни. Погибло до 30 тыс. католиков и 2 тыс. протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, т.е. около 5 процентов (Nat Brandt. Massacre in Shansi. Syracuse Univ. Press, 1994, p. 270). Как дань их памяти, приведем разсказ очевидца событий 9 июля 1900 г. у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа:

Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним, но он но он мягко отстранил ее и, сопровождаемый солдатами, пошел вперед и опустился на колени, не произнося ни слова. Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали мистер Ходдл, мистер Бэйнон, доктор Ловитт и доктор Уилсон; каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Следующими были мистер Стоукс, мистер Симпсон, и мистер Уайтхауз.

Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт была в очках; она держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: "Мы все прииехали в Китай чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?" Солдат забрал у нее очки и убил ее.

Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство. Ответил ли ему губернатор, я не слыхал, но видел, как он вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову.

Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь. Потом привели мистера Пигготта и его спутников из близлежащей окружной тюрьмы. Он все еще был в наручниках, как и мистер Робинсон. Он говорил, обращаясь к окружающим, вплоть до последней секунды, когда его обезглавили с одного удара. Мистер Робинсон принял смерть совершенно спокойно. Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек.

Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков. Изрядное число христиан-китайцев тут же разделили их участь. Успело стемнеть, пока дело было сделано, и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, снняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез.

(O"Connor).

20 июня посольский квартал был взят в осаду, длившуюся 56 дней — до 14 августа 1900 года. Там около девятисот европейцев и несколько сотен китайцев-христиан находились под защитой всего 525 солдат, тогда как силы китайцев превышали 20 тысяч человек (это были и ихэтуани, и правительственные войска). Здания миссий были сильно разбросаны, поэтому осажденные решили оборону разделить на два укрепрайона: в первый объединили посольства Англии, России и США, а во второй — Франции, Германии, Японии и Испании. Силы были поделены примерно поровну. Женщин (147 человек) и детей (76 человек) разместили в английском посольстве, как наиболее защищенном от обстрелов. Ели конину, курили листья, боезапас пополняли, отливая пули.

В конце 19-го века в Китае возникло массовое движение против иностранцев (европейцев, американцев, а также японцев). Оно было инспирировано тайными обществами, называвшимися И-хэ-цюань («Кулак справедливости и гармонии»), Да-дао-хуй («Общество большого ножа») и Да-цюань-хуй («Общество большого кулака»).

Из-за слова «кулак» англичане стали называть этих деятелей «боксерами» и это именование распространилось в Западном мире. Реально идеология этих «боксеров» имела мистически-религиозный характер. Приверженцы сект «кулака» и «ножа» верили, что в результате магических заклинаний они обретали сверхъестественные способности, в том числе неуязвимость от холодного и огнестрельного оружия.

Причины возникновения массовой ненависти китайцев в отношении иностранцев были в основном экономическими. Дело в том, что в последние годы 19-го века иностранные компании занялись постройкой в Китае железных дорог, проведением телеграфных линий, разработкой месторождений полезных ископаемых. Наиболее активно этим занимались граждане России, Британии, Франции – соответственно в северной, средней, южной частях Китая. В этом также участвовали американцы, немцы, японцы, австро-венгры , итальянцы и граждане некоторых других стран Европы (Бельгии, Нидерландов и др.).

Эта деятельность иностранцев в Китае сильно отразилась на экономической ситуации в стране. Из-за постройки железных дорог лишались доходов китайские лодочники и пешие носильщики, занимавшиеся доставкой грузов на большие расстояния. Телеграфные линии лишали заработка многочисленных гонцов-бегунов. Создание иностранцами промышленных рудников оставляло не у дел кустарное горнячество китайцев.

Кроме того, ненависть многих китайцев к иностранцам проистекала из-за миссионерской деятельности проповедников христианства, которую эти китайцы считали оскорбительной (хотя некоторые китайцы переходили в христианство).

Первые акции «боксеров» были произведены в 1898 году, при строительстве российской Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). «Боксеры» нападали на русских инженеров и рабочих. В это же время начались нападения на христианских миссионеров.

Деятельность сект «кулака» и «ножа» резко активизировалась с декабря 1899 года. В январе 1900 начались массовые убийства европейцев, американцев, японцев, а также китайцев-христиан. «Боксеры» уничтожали железнодорожные станции, мастерские и мосты, учреждения и жилища иностранцев.

В это время китайское правительство вдовствующей императрицы Цзы Си придерживалось дружественного нейтралитета по отношению к «боксерам». С июня 1900 года императрица открыто выразила поддержку приверженцам сект «кулака» и «ножа» – 9 июня председателем кабинета министров был назначен ярый сторонник «боксеров» принц Дуань-ван .

11 июня 1900 года «боксеры» начали активно действовать в столице Китая Пекине – убили японского дипломата, затем сожгли несколько зданий иностранных миссий и церквей, убили несколько десятков иностранцев.

17 июня в порту Дагу (150 км от Пекина) высадились русские и американские войска. Китайские войска оказали сопротивление, применив артиллерию, но были разбиты.

19 июня большой совет императорского двора Китая утвердил курс на прямую поддержку «боксеров» и решил объявить войну иностранцам.

20 июня «боксеры» начали осаду посольского квартала в Пекине. В этот же день был издан правительственный декрет об оплате и снабжении пищевым довольствием «боксеров», как «лояльно выполняющих патриотический долг» . В этот же день был убит посол Германии фон Кеттелер .

«Боксерам», поддержанным правительственными китайскими войсками (включая артиллерию), не удалось захватить посольский квартал в Пекине – его обороняли 400 солдат и морских пехотинцев (из 8 стран). Осада длилась до 14 августа.

В июле «боксеры» разрушали КВЖД, убивая российских инженеров и рабочих. С 15 июля российские войска (несколько тысяч солдат и казаков) переправились через реку Амур и начали бои с «боксерами» и китайскими войсками в Маньчжурии.

18 июля экспедиционный корпус, составленный из российских, британских, американских, японских, французских, германских войск (общей численностью до 20 тысяч) двинулся из Дагу (через Тяньцзинь) на Пекин для выручки посольств.

14 августа экспедиционный корпус, разбив китайские войска и «боксеров», вошёл в Пекин и снял осаду с посольств (за время 55-дневной осады погибло 68 иностранцев – 55 солдат и офицеров, 13 гражданских). 15 августа китайский императорский двор бежал из Пекина.

В сентябре в Китае высадились новые силы иностранных держав, в том числе до 20 тысяч немецких солдат и офицеров (под командованием фельдмаршала фон Вальдерзее ).

Активные действия «боксеров» (убийства иностранцев, разрушение железных дорог и других сооружений) продолжалось до октября 1900 года (остатки банд «боксеров» уничтожались вплоть до весны 1901).

22 декабря 1900 года иностранные державы (Россия, Германия, Япония, США, Британия, Франция, Австро-Венгрия , Италия) передали коллективную ноту правительству Китая. В ней были указаны условия, на которых иностранцы соглашались начать эвакуацию своих экспедиционных войск:

1. Отправка в Берлин чрезвычайной миссии во главе с принцем императорского дома, для выражения сожаления по поводу убийства фон Кеттелера ;

2. Сооружение на месте убийства памятника фон Кеттелеру ;

3. Суровое наказание лиц, указанных представителями держав;

4. Удовлетворение правительства Японии за убийство японского дипломата;

5. Сооружение памятников убитым иностранцам;

6. Прекращение импорта оружия;

7. Возмещение убытков пострадавшим;

25 августа 1901 года Китаем и иностранными державами был подписан заключительный протокол, по которому Китай должен был уплатить контрибуцию (в течение 39 лет) – 450 млн лян серебра (лян – около 40 граммов ).

Китаю не пришлось выплатить всю сумму контрибуций. Уже в конце 1908 года США передали свою долю (7,3 %) на образовательные программы Китая. В 1917 году Китай объявил войну Германии и Австро-Венгрии (в рамках Первой Мировой войны) и прекратил выплату их долей контрибуции (20 % и 0,9 %). Большевистское правительство России в декабре 1918 года отказалось от доли контрибуций (29 %). В 1925 году от своей доли (11,25 %) отказалась Британия, а в 1926 – Япония (7,7 %). Не отказались от своих долей только Франция и Италия.

Полуколониальное положение Китая, разграбление его иностранцами, голод и эпидемии привели к концу XIX века к кровавому восстанию, которое было направлено против засилья европейских держав.

В течение XIX века Цинская империя попала под полный контроль европейцев. Сильно отставая в технологическом развитии. Китай не мог противостоять европейской экспансии и прямому военному вторжению. В результате, проиграв несколько войн, к концу столетия Цинская империя была поделена на сферы влияния между Великобританией (провинции вдоль реки Янцзы, Бирма и Гонконг), Францией (южные провинции и о. Хайнань), Германией (рудники провинции Шандунь) и Россией (вся Маньчжурия). К европейцам присоединилась Япония, контролировавшая провинцию Фуцзянь.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОССТАНИЯ

Экономическое положение Цинской империи было ужасным. Китай был повязан множеством неравных договоров, не позволявших использовать собственные порты, вести самостоятельную внешнюю политику и торговлю. Опиум и многочисленные миссионеры ослабляли национальный дух и способствовали дальнейшему порабощению китайцев.

Дешевые иностранные товары приводили к массовому разорению кустарного производства, в результате чего миллионы ремесленников оказывались без средств к существованию.

Строительство железных дорог, организация почтово телеграфной связи приводили к тому, что без средств остались представители традиционных видов транспорта и связи: лодочники, возчики, носильщики, погонщики, охранники и смотрители посыльных служб. При строительстве дорог уничтожались поля, разрушались дома, сносились кладбища. Положение простых китайцев с каждым днем становилось все хуже. А вместе с этим росла их ненависть к иностранцам.

Все это усугублялось засухой и эпидемией холеры, которая случилась в северных провинциях Китая.

«СВЯЩЕННЫЕ ОТРЯДЫ»

К концу 1890-х годов в северных провинциях стали стихийно возникать и активно действовать боевые отряды. Именовали они себя: «Ихэцюань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), «Ихзтуань» («Отряды справедливости и мира»), «Иминьхуэй» («Союз справедливых»), «Дадаохуэй» («Союз больших мечей») и т. д. Когда сопротивление перекинулось на северо-восточные провинции, самыми распространенными названиями отрядов стали «Ихэцюань» и «Ихэтуань». Ихзтуани называли себя «священными отрядами».

Всех их объединяла ненависть к иностранцам, главным образом к миссионерам, а также к китайцам-христианам. Члены отрядов соблюдали традиционные религиозно-мистические ритуалы, регулярно занимались боевыми искусствами (цюань), напоминавшими европейцам кулачный бой, за что впоследствии и были прозваны англичанами «боксерами».

Отряды пополнялись обедневшими крестьянами, разорившимися ремесленниками, транспортными рабочими и демобилизованными солдатами. Не оставались в стороне женщины и подростки.

Тем не менее группы ихэтуаней не имели общего руководства и были плохо организованы. Имели место случаи грабежей местного населения и мародерство.

Первые столкновения с китайскими и иностранными войсками начались в ноябре 1897 года. К лету 1898-го появились первые жертвы среди мирного населения и к концу года ситуация полностью вышла из-под контроля местных властей.

К концу 1898 года в волнениях принимало участие более 25 тыс. человек. Восстание начало перекидываться на соседние провинции.

2 ноября 1899 года лидер движения ихэтуаней Чжан Саньдуо «принес жертву знамени» и официально объявил о начале восстания против династии Цин и иностранцев, хотя де-факто оно началось еще в 1898 году.

Численность восставших быстро росла: в 1899 году их количество оценивалось в 40 тыс. человек, а к июню 1900 года уже в 150 тыс. Ихэтуани с неоправданной жестокостью вырезали христианских проповедников, европейцев, китайцев, принявших христианство. Отряд уничтожали железнодорожные станции, телеграфные линии, мосты, учреждения и жилища иностранцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ИМПЕРАТРИЦЫ

Несмотря на неспособность китайского правительства противостоять засилью иностранных держав, оно справедливо опасалось реакции на начавшееся истребление иностранцев и уничтожение их собственности. Были предприняты попытки подавить восстание силой. Между повстанцами и китайской армией постоянно возникали столкновения. Однако, после того как принц Дуань-ван — главный советник китайской императрицы Цы Си — обратил ее внимание на хорошую бойцовскую подготовку отрядов повстанцев, на которую династия могла опереться в борьбе с европейцами, отношение к ихэтуаням со стороны властей изменилось. 28 мая 1900 года Цы Си выпустила указ о поддержке восстания. За убитых иностранцев были назначены награды. 9 июня председателем кабинета министров был назначен ярый сторонник ихэтуаней принц Дуань-ван. Императрице Цы Си поднесли сфальсифицированный доклад о том, что иностранные державы собираются ее низложить и вернуть власть императору Гуансюю, которого она отстранила от дел. В результате 21 июня 1900 года императрица Цы Си объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России.

После объявления Цинской Империей войны мировым державам ихэтуани официально были объявлены «йиминами» (чистосердечными людьми) и зачислены в милицию под общим командованием принца Гуна.

К июню разрозненные отряды стали стягиваться к Пекину и Тяньцзиню. 11 июля 1900 года основные группы ихэтуаней вошли в священную столицу Цинской империи. Началось объединение повстанцев с армией Дун Фусяна. Было принято решение вооружить и обучить ихэтуаней для отпора иностранцам.

Императрица Цы Си была довольна успехами отрядов — многие чужеземцы бежали. Казалось, еще немного, и ихэтуани совместно с армией изгонят из страны всех иностранцев.

ПЕКИН В ОГНЕ

Между тем в Пекине начались грабежи и погромы. Опьяненные безнаказанностью ихэтуани убивали не только иностранцев и китайских христиан, но даже китайцев, у которых обнаруживали европейские вещи: часы, спички, электрические лампы. Убивали и грабили и просто зажиточных пекинцев. Были перерезаны все телеграфные и электрические линии в столице и окрестностях. Железнодорожные пути разворочены, а станция сожжена. На пекинских улицах были убиты германский посланник Кеттелер и японский советник Сугияма.

900 иностранцев и около 2800 китайцев-христиан укрылись в укрепленном Посольском квартале, осада которого продолжалась с 20 июня по 14 августа, когда уланы Бенгальского полка совместно с осажденными сняли блокаду. За 55 дней осады погибло 68 иностранцев — 55 солдат и офицеров, 13 гражданских.

Не лучше обстояли дела в провинциях. Сотни иностранцев, в том числе русских, оказались в осадном положении. Так бои в Тяньцзине шли круглосуточно. Потери русского отряда составили более 200 человек убитыми и ранеными. В Дундинане ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии. В Мукдене — уничтожили здания больницы и школы. Бунтовщики разрушали полотно КВЖД, убивали железнодорожных рабочих и инженеров. Китайская артиллерия обстреливала Благовещенск. Был блокирован Харбин.

Отряды ихэтуаней формально подчинялись нескольким принцам, а общее командование осуществлял принц Гун. Но реально повстанцы подчиняться им не хотели, т. к. те не были «посвященными», да и не могли, по причине слабой организации. Увязнув в убийствах и грабежах ихэтуани и китайская армия упустили время для решительных действий.

ИНТЕРВЕНЦИЯ

Еще в мае 1900-го для защиты своих подданных на рейд порта Дагу собирается международная эскадра европейских стран. 10 июня русские войска под командованием вице-адмирала Е. Алексеева были направлены в провинцию Чжили для подавления восстания. Сводный англо-американский отряд адмирала Е. Сеймура (2 тыс. моряков и морских пехотинцев) двинулся на Пекин для обеспечения безопасности европейцев, но не дошел до столицы, остановленный восставшими. Взятие Пекина ихэтуанями заставило мировые державы действовать быстро и согласовано. Формируется альянс восьми стран: Англии, Франции, США, Японии, России, Италии, Германии и Австро-Венгрии. 4 августа экспедиционный корпус численностью до 20 тыс. человек под командованием русского генерала Николая Линевича, составленный из российских, британских, американских, японских, французских войск, двинулся на Пекин, 14 августа, взорвав ворота Тянанмынь, русские и американские войска ворвались в китайскую столицу. Уличные бои шли двое суток. В захваченном Пекине союзники устроили массовый грабеж.

Императрица Цы Си бежала на запад, в Сиань. 9 сентября она издает указ о беспощадной расправе с «ихэтуанями», доведшими страну до кровопролития и иностранной интервенции.

Несмотря на поражение в Пекине, ихэтуани продолжают активно сопротивляться. Только в октябре 1900-го русским войскам удается полностью очистить от них все крупные города Маньчжурии.

В начале 1901 года уцелевшие ихэтуани объединились в «Армию честности и справедливости». После многочисленных боев в провинциях Ляонин и Хэйлунцзян армия была разгромлена в декабре 1901 то русскими войсками. Это ознаменовало окончание «Боксерского восстания» — восстания ихэтуаней. Последние ихэтуани были ликвидированы к концу 1902 года.

Результатом восстания стало ухудшение положения Китая. В сентябре 1901 года китайское правительство подписало очередной неравный договоре 11 державами, названный «Боксерским протоколом». Договор,
в частности, обязывал казнить всех лидеров повстанцев, запрещал все организации религиозного толка и направленные против иностранцев, китайским властям запрещался самостоятельный сбор налогов. Кроме того, запрещалось в течение двух лет ввозить в страну оружие и боеприпасы.

К выплате была назначена огромная контрибуция — 450 млн лян серебра (из расчета 1 лян — на каждого жителя Китая). 1 лян — 37,3 г — по обменному курсу 1902 года около двух рублей серебром.

Россия получала 29 % репараций, Германия — 20 %, Франция — 15,75 %, Британия — 11,25 %, Япония — 7,7 %, США — 7,3 %, оставшаяся сумма была разделена между остальными государствами-членами коалиции.

2902

До XIX века Китай оставался закрытой страной. Сюда невозможно было попасть не только азиатам, но и европейцам. Однако уже в начале века в Поднебесную стали вторгаться представители иностранных государств. В этой части света они выступали за активную колониальную политику. В результате этого подконтрольными стали внутренние рынки страны, подпавшие под влияние британского правительства. Как раз в то время в Китае правила старинная династия Цинн, которая, в свою очередь, ничего не смогла предпринять против техники и вооружений Британии. На полях сражений все битвы были проиграны. Положение в стране сложилось опасное, постоянно активизировалась борьба, направленная против захватчиков. Таким образом, общественно-политические движения охватили весь Китай, их главной целью было устранить с территории иностранцев – американцев, японцев, британцев.

Против колонизаторов выступали следующие общества:

  • иминьхуэй;
  • дадаохуэй;
  • ихэцюань;
  • ихэтуань

Все эти группы являлись тайными, боролись за справедливость. В более общем смысле этого слова – за освобождение государства. Многие их участников обществ активно занимались спортом. И он по своим правилам очень напоминал современный бокс. По этой причине иностранцы называли китайцев цюань или боксерами, то есть выполняющими физические упражнения.

«Боксеры» или восставшие верили в магию и заклинания, поэтому идеологическая составляющая их борьбы основывалась на религии, таинствах и мистике. Произнося заклинания, они верили, что тем самым обретают божественные способности. К примеру, они полагали, что их вера защищает от ранений, огнестрельного оружия. Участники обозначенных сообществ в Китае славились репутацией непобедимых и неуязвимых.

Причины боксерского восстания

До прихода европейцев Китай считался довольно самобытной страной. Это наблюдалось во многих сферах традиционной китайской культуры. Однако со временем здесь стали происходить разительные перемены. В первую очередь, они были связаны с преобразованием жизни страны. Итак, предпосылкой к началу Боксерского восстания послужил экономический фактор. Начали происходить существенные перемены в жизни населения страны. Вначале была возведена сеть железных дорог, проложены телеграфные линии. После этого стали разрабатываться месторождения полезных ископаемых.

Результатами деятельности различных иностранных компаний явились следующие радикальные изменения в экономике:

  • традиционные промыслы перестали быть актуальными, огромное количество людей осталось без работы;
  • носильщики и лодочники, отвечавшие за транспортировку грузов, оказались никому не нужны;
  • без средств к существованию остались гонцы-бегуны, доставлявшие товары в различные уголки огромной Империи;
  • в упадке оказалось кустарное горное дело, так как началось создание промышленных бассейнов

Усугубились перечисленные факторы и из-за прочих обстоятельств:

  • Значительный голод в Китае, который обострился в конце XIX века;
  • Неурожаи;
  • Перенаселение;
  • Наводнения и засухи;
  • Стычки с армиями прочих государств;
  • Забастовки против деятельности миссионеров;

Произвол со стороны немецких военнослужащих, которые занимались массовым разрушением порядков в стране;
Равнодушие со стороны чиновников, наживавшихся на рабочих и крестьянах

Все это стало причиной массовости народных недовольств. Огромное количество людей убивало купцов, священников, устраивало взрывы в шахтах. Толчком к восстанию явились реформы, принятые императором Гуансюя в 1898 году. Его инициативы вызвали споры в правительстве, после чего он мгновенно был отстранен от власти. Позднее его место заняла жена – императрица Цы Си. Что касается ее, то она полностью поддерживала радикальные методы борьбы в своей стране. Со временем Китай начали заполонять войска, армии проводили всевозможные опасные маневры. В ответ «боксеры» организовали агитационную кампанию, готовясь захватить стратегически важные объекты, в том числе Пекин.

Каковы были цели Боксерского восстания?

  1. Оно выступало против разрушения сложившегося патриархального общества;
  2. Сетовало за возвращение и сохранение национального китайского быта;
  3. Агитировало против правления знаменитой Маньчжурской династии, завоевавшей Китай

Представленные цели преследовала императрица Цы Си, издавшая для этого особый указ, где назначались награды за убийство иностранцев.

Участники восстания

Социальная база Ихэтуанского восстания по сути своей неоднородна. Заметим, что против иностранных колонизаторов выступали бедные крестьяне, солдаты, вернувшиеся с фронта, и многие другие неблагополучные группы. Восставшие нападали на деревни, грабили, убивали местных.

Это было обусловлено тем, что ихэтуани свято верили в свою неуязвимость, что они неподдейственны для пуль и снарядов. Говорилось об этом даже в специальном уставе организации. Там же имелся кодекс из 10 правил, которым беспрекословно должны были следовать участники восстания.

Составлялся устав при участии правительства, которое настаивало на содержании в документе следующих пунктов:

  • Подчиняться командованию;
  • Не нападать на остальных восставших;
  • Убивать людей христианской религии;
  • Отдавать имущество местным властям;
  • Принимать участие в боях;
  • Соблюдать принципы буддизма;
  • Помогать другим участникам восстания

За соблюдением обозначенных правил следила группа людей, подчинявшихся командованию. За неповиновение назначался арест, особо тяжкое наказание либо смерть.

Начало Боксерского восстания

Начало Боксерскому восстанию было положено в 1898 году. Именно в это время бунтари напали на инженеров, а также работников, занимавшихся строительством Китайско-Восточной железной дороги. Вместе с этим «боксеры» преследовали иностранцев-христиан. Данные программы были распространены по всей стране – в мастерских, государственных учреждениях и других местах.

Восставшие получили мощную поддержку от правительства в виде еды, вооружения, разрешения на полную свободу действий. В особом декрете говорилось, что «боксеры» исполняют свой патриотический долг. 20 июня 1900 года ознаменовалось тем, что произошла осада Посольского квартала в Пекине, где мятежники убили германского посла.

Ихэтуаньцы заручились военной поддержкой от войск правительства. Таким образом, осадку квартала удерживали до середины августа 1900 года. В общей сложности это длилось 56 дней. Поскольку здания посольства были расположены в нескольких местах квартала, осажденные организовали два укрепленных места:

  • к первому относились посольства США, Великобритании, Российской империи;
  • ко второму – Япония, Испания, Франция, Германия

Детей и женщин отправили в английское посольство, до куда не доходили обстрелы.

Наступление войск на международном уровне против восставших китайцев началось 15 июля. Тогда русские солдаты перешли Амур и вторглись в Маньчжурию. Здесь и начались бои с боксерами.

В августе международные войска стали прорываться к столице Китая. И взорвав ворота, вошли в Пекин. Бои длились в течение нескольких часов, которые, в конце концов, завершились полным поражением восставших.

Вся эта непростая история закончилась тем, что императрица скрылась из главного дворца, а союзные войска стали наживаться на массовых бесчинствах. Союзники устанавливали свои порядки. У них получилось очистить от «боксеров» территорию Пекина. Позднее участники восстания открыли наступление в Маньчжурии и даже дошли до Благовещенска. В этой части страны вспыхнули бои между российскими войсками и ихэтуанями.

Бои в Приамурье

Ихэтуаньцы проводили обстрелы пароходов, ходивших по реке Амур. Обостряли ситуацию различные прокламации «боксеров». Агенты восставших говорили, что планируется массовый захват города. Местные жители организовывались в отряды, чтобы участвовать в активных боях.

Освободив Пекин, российские войска перешли в наступление на Амур. Они оккупировали Маньчжурию. Удар по восставшим нанесла императрица, заметившая, что «боксеры» начали проигрывать. Затем она перешла на сторону иностранцев. Более того – издала закон о необходимости бороться с восставшими.

Официальной датой окончания восстания признан декабрь 1901 года. Сопротивление длилось еще на протяжение года.

Результаты и значение Боксерского восстания

Заключительный протокол, называемый в историографии «Боксерским», был подписан императрицей Цы Си. Документ был поддержан Японией, Российской и Германской империей, Великобританией, Францией и прочими странами. Таким образом, после всего произошедшего Китай оказался в положении ещё худшем, чем в XIX веке.

Пекин в те дни вызывал не случайные ассоциации с Варфоломеевской ночью, когда откуда ни глянь доносились стоны истязаемых, проливались кровавые реки, и улицы были заполнены

В 1902 году Россия и Китай подписали акт, согласно которому наши войска должны были покинуть Маньчжурию. В соответствие с русско-китайской конвенцией от 1898 года Россия взяла Порт-Артур с прилегающими к нему Ляодунским полуостровом.

Восстание было бессмысленно для рядовых китайцев. Зато правительство взялось за реформы, связанные с военной, управленческой и образовательной областями. Потребовалось на них около 7-ми лет.

Восстание «Боксеров» ускорило республиканскую революцию 1911 года, благодаря чему Китай впоследствии получил статус республики.

Взрыв ненависти по отношению к иностранцам подспудно вызревал уже давйо. Недовольство «заморскими дьяволами», «иностранными варварами» становилось весьма широким, причем проявлялось оно прежде всего на местном уровне, главным образом в антимиссионерских выступлениях. Миссионеры активно действовали в Китае; именно они прежде всего контактировали с китайским крестьянством. Естественно, что они первыми испытали на себе мощь традиционной структуры и силу сопротивления Китая всему чуждому, что как раз и олицетворяли в конце XIX в. миссионеры. С лета 1898 г. и особенно после провала реформ антимиссионерское движение все нарастало и в ряде мест начинало принимать организованные формы. Под лозунгом «Поддержим Цин, уничтожим иностранцев!» повстанцы в различных провинциях страны разрушали христианские церкви и дома миссионеров, преследовали принявших христианство китайцев (их было весьма немного), а заодно громили лавки иностранных торговцев, помещения иностранных консульств в торговых центрах. Открытая поддержка державами курса на реформы расставила все на свои места. Страна после ста дней реформ оказалась накануне мощного народного взрыва, взрыва ярости, направленного против хозяйничавших в стране иностранцев, против вторгшегося в Китай колониального капитала, против всех тех новых порядков, которые противостояли старому, привычному, нормативному, опиравшемуся на мощные пласты тысячелетий, на окрашенный в конфуцианские и даосскр‑буддийские тона цивилизационный фундамент.

Ощущая поддержку населения, правительство Китая в конце 1898 г. встало на более жесткие позиции по отношению к иностранцам, отказывая им в просьбах о концессиях либо аренде территорий. Обстановка в Пекине становилась все более накаленной. Иностранные миссии ввели в город вооруженные отряды для своей охраны. В Пекине и по всей стране распространились слухи о предстоящей расправе с иностранцами, а также листовки, в которых высмеивались европейцы, особенно миссионеры. Возглавило антииностранное движение общество «Ихэтуань» («Отряды справедливости и мира»), доктринальная основа которого восходила к даосско‑буддийским верованиям, суевериям, традиционным приемам китайской гимнастики и кулачного боя (за что восставшие позже получили в европейской прессе наименование «боксеров»), не говоря уже о ритуалах, амулетах, заклинаниях и т. п.

Выступления ихэтуаней начались в провинции Шаньдун еще в 1898 г. и были направлены против немецких миссионеров, солдат и специалистов, намечавших трассу железной дороги. Местные власти пытались навести порядок, но движение, несмотря на это, все ширилось. В 1899–1900 гг. оно переместилось в столичную провинцию Чжили. Многочисленные отряды расположились близ Пекина и Тяньцзиня. Обеспокоенные иностранные дипломаты настаивали на принятии решительных мер против повстанцев, но цинское правительство не спешило с этим. Обстановка тем временем становилась все более угрожающей. В конце мая 1900 г. на совещании посланников держав было принято решение направить в Пекин дополнительный контингент войск для охраны миссий. Кроме того, в адрес цинского правительства были направлены заявления угрожающего характера, которые 17 июня были подкреплены захватом крепости Дагу близ Тяньцзиня сводным отрядом иностранных войск, что фактически означало объявление войны.

Цыси колебалась, не зная, что предпринять. Большинство ее советников склонялось к поддержке ихэтуаней и использованию подходящего момента для того, чтобы дать отпор державам. Именно эта точка зрения и возобладала. Императрица открыла ворота Пекина перед ихэтуанями, а также ввела в город регулярную армию, солдаты которой тоже были резко настроены против иностранцев. 11 июня в Пекине солдаты убили на улице советника японского посольства Сугияму, 20 июня – немецкого посланника Кеттелера. Это означало объявление войны, что и было официально подтверждено императорским указом от 21 июня (в ответ на ультиматум держав от 19 июня). Указ официально санкционировал восстание ихэтуаней, хотя и стремился поставить их действия под контроль властей.

Следует заметить, что и после официального объявления военных действий цинское правительство продолжало колебаться и стремилось сохранить за собой пути к отступлению. В принципе это можно понять: несмотря на официальную защиту ихэтуаней, власти отчетливо сознавали, что они имеют дело с неуправляемой стихией, которой следовало опасаться. И хотя стихия пока что шла в русле лозунга «Защитим Цин, уничтожим иностранцев», ручаться за будущее не представлялось возможным. Державы же реагировали на ситуацию бурно и действовали весьма активно. В короткий срок была создана 20‑тысячная союзная армия восьми держав, 3 августа она выступила на Пекин. Хорошо вооруженные дисциплинированные войска интервентов легко одолели сопротивление повстанцев и 14 августа заняли столицу. Бежавшая в Сиань Цыси, быстро оценив обстановку, взвалила всю вину за поражение на ихэтуаней. Указ от 7 сентября обвинил именно их в создавшемся положении, после чего цинскме войска выступили против ихэтуаней. Восстание было подавлено, потоплено в крови, а год спустя, 7 сентября 1901 г. Ли Хун‑чжан от имени цинского правительства подписал с державами так называемый Заключительный протокол, по условиям которого Китай извинялся за причиненный державам ущерб, обеспечивал им ряд новых льгот и привилегий и к тому же обязывался выплатить в качестве контрибуции 450 млн. лянов серебра.

Восстание ихэтуаней было, по сути, последней вспышкой агонии старого Китая. Оно не было обычным крестьянским движением, ибо острие его не было направлено – как то было во времена тайпинов – на защиту социальной справедливости, против произвола властей, за восстановление желанной нормы. Это было отчаянное выступление рушащейся старой традиционной структуры в свою защиту, за сохранение привычкой нормы, против вмешательства чужаков, против колониализма. Именно поэтому и стал возможным пусть временный, но все же союз восставших с властями – тех и других объединяли общие интересы. Почему же их союз не привел к победе?

Традиционный Китай оказался слаб не потому, что восставшие были плохо вооружены, хотя это сыграло свою роль. Слабость его определялась совокупностью многих причин и не в последнюю очередь тем, что империя находилась на нисходящем витке своего цикла, что внутренняя коррупция и произвол в стране достигли предела, что уже не было единого стержня, единой политики, вокруг которой могли бы сплотиться все. Страну раздирали противоречия, верхи боялись низов и не доверяли им, а низы, в свою очередь, презирали верхи за разложение и приспособленчество, за их готовность сотрудничать с колонизаторами. Конечно, подобные ситуации не раз бывали в истории Китая на аналогичном витке циклического династийного развития империи. И они, как о том говорилось, – решались за счет мощных народных движений либо внешних вторжений, игравших очистительную роль, восстанавливавших порушенную злоупотреблениями норму. Собственно, тайпинское восстание и было такого рода движением, но оно не преуспело, причем в значительной мере из‑за вмешательства тех же держав. Восстание ихэтуаней было иным по духу, по направленности, что и естественно: в этот момент главным, что угрожало привычной норме, было вмешательство чуждых привычной норме сил – не просто иностранцев, которые со временем могли бы китаизироваться, как то случилось с теми же маньчжурами, но структурно иных сил, грозивших всей системе как таковой. Как знать, при ином стечении обстоятельств события, быть может, могли бы повернуться иначе. Но в самом начале XX в. Китай был еще не готов к организованному сопротивлению. Оно началось стихийно, запуталось в противоречиях и не имело времени для стабилизации. Все это и предопределило сравнительно легкую победу небольшого войска держав над беспомощным одряхлевшим гигантом. И победу эту не следует считать неожиданной: она была логичной в ряду других поражений Китая, например в войнах с Францией и Японией.

Вслед за победой держав Цыси предприняла, теперь уже от своего имени, вторую попытку реформ. Целью ее «новой политики» было стремление как‑то приспособиться к изменившимся обстоятельствам, модернизировать экономику страны, аппарат административного управления. Были проведены реформы армии, судопроизводства, создано министерство по делам торговли. В 1905 г. была отменена система государственных экзаменов, альтернативой которой стала сеть начальных, средних и высших учебных заведений. В Китай вернулись бежавшие из него несколько лет назад реформаторы; причем основное знамя преобразований поднял теперь Лян Ци‑чао, призвавший страну к осознанию чувства национальной общности, к пробуждению в народе гражданских чувств. И эти призывы находили свой отклик. Китай стремительно радикализировался. Образованная молодежь, немалая часть которой получала образование за границей, прежде всего в быстро развивавшейся Японии, была настроена весьма патриотично, ее буквально переполняли гражданские чувства, звавшие на борьбу за возрождение родины, за ее будущее. Страна была. накануне новых важных событий.