Задание 25 егэ по русскому языку. Грамматические средства связи. Способ соединения тезиса с выражением своей позиции

КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Задание 25 ЕГЭ по русскому языку.

Комментарий - слово, заимствованное в конце XV века из латинского языка, где commentarius «объяснение» - суффиксальное производное от commento «объ-ясняю». (Школьный этимологический словарь русского языка.)

Комментарий - объяснение, разъяснение, пояснение, толкование текста.

Создавая комментарий, выпускник должен показать, как автор раскрывает поднимаемую в тексте проблему.

Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу.

комментарий

текстуальный

концептуальный

Текстуальный комментарий - это объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

- какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) приводит автор и как оценивает поступки своих героев?

- на каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему?

- какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, JI. Андреев приводит развёрнутый монолог героя , который убеждает своего брата: безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Автор особо подчёркивает тот факт , что собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека , которой, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

Концепционный комментарий - это интерпретация пишущим проблемы исходного текста: рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу, существующих в обществе.

В отличие от текстуального, концепционный комментарий включает в себя ответы на следующие вопросы:

- насколько актуальна в наши дни эта проблема?

- почему эта проблема относится к разряду вечных?

- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

- традиционна ли эта проблема или нова?

- если проблема традиционна, какие точки зрения существуют по её поводу?

- если проблема нова, что стало причиной её появления?

Приводя нравственные опенки военных действий своими героями, JI. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален как никогда . В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссий уверены в одном : смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

Концепционный комментарий не оценивается.

Необходимо создавать только текстуальный комментарий! То есть комментировать проблему только с опорой на предлагаемый для сочинения текст.

Именно об этом сказано в критериях 2016 года.

Требования, предъявляемые к текстуальному комментарию.

см.распечатку

  • При текстуальном комментарии пишущий акцентирует своё внимание на действиях и эмоциях автора исходного текста, показывая, как автор выстраивает свой текст и какие чувства испытывает, рассказывая читателям о той или иной жизненной истории .
  • Текстуальный комментарий не должен представлять собой простой пересказ исходного текста или его отрывка. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а составляя текстуальный комментарий показываем, что делает автор, привлекая внимание к той или иной проблеме .
  • Недопустима подмена текстуального комментария обширным цитированием исходного текста.
  • Текстуальный комментарий - это не цитирование обширного фрагмента исходного текста, не простой пересказ его содержания, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

4. При написании текстуального комментария выпускнику не следует пускаться в общие рассуждения по поводу всех проблем, затрагиваемых автором исходного текста. Необходимо показать, как автор раскрывает одну из проблем.

5. Чтобы избежать неоправданного лексического повтора, работая над текстуальным комментарием, необходимо варьировать слова, обозначающие автора исходного текста: «автор», «имя, отчество и фамилия», «публицист» и т.д. Для этого можно воспользоваться краткой информационной справкой, помещённой в КИМах после текста и содержащей общие биографические сведения о его авторе. Например: «Сикирич Елена Анатольевна (род. в 1956 г.) - современный публицист, философ, психолог, общественный деятель».

6. При написании комментария следует избегать фамильярности: не следует употреблять имя и отчество автора исходного текста без указания на его фамилию. Например: « Елена Анатольевна раскрывает поднятую проблему, приводя данные научных исследований, проведённых российскими учёными».

Составить развёрнутый текстуальный комментарий и показать, как автор выстраивает свой текст, чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, помогают ответы на следующие вопросы :

- какой случай из собственной жизни вспоминает автор?

- какие факты из биографии известных людей приводит автор?

- к каким историческим событиям обращается автор текста и что с их помощью хочет доказать?

- какими собственными впечатлениями и жизненными наблюдениями делится автор и чем они вызваны?

  • о каких поступках своих героев рассказывает автор и какую оценку им даёт (за что осуждает; чем восхищается)?
  • на каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему?
  • какие мудрые изречения великих людей упоминаются в тексте и какое яв-ление или морально-нравственное понятие с их помощью автор стремится осмыслить?

- какие данные научных исследований приводит автор и какие жизненные наблюдения автора они подтверждают?

- какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы прояснить читателям своё отношение к поставленной проблеме?

Текстуальный комментарий должен содержать пояснительные замечания пишущего о действиях и эмоциях автора исходного текста, вызванных теми или иными жизненными событиями, наблюдениями, воспоминаниями .

Перейти от формулировки проблемы к её комментарию позволяют следующие речевые клише.

Примечание. Подобные клишированные фразы настраивают эксперта, читающего экзаменационную работу, на восприятие следующего за этими речевыми конструкциями микротекста как комментария .

Текстуальный комментарий предполагает, что пишущий акцентирует своё внимание не только на действиях автора исходного текста, но и на его переживаниях, вызванных анализом тех или иных жизненных явлений . Поэтому важно знать речевые конструкции, которые позволяют ввести в комментарий указание на эмоции и чувства автора.

Обозначение проблемы текста М.С. Крюкова и комментарий к ней

В чём заключается значимость человеческой личности? Как каждому из нас найти своё место в жизни? Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте из-вестного писателя М.С. Крюкова. Однако наиболее детально автором рассматри-вается проблема самооценки человеческой личности.

М.С. Крюков приглашает читателей поразмыслить над тем, почему каждому из нас необходимо правильно оценивать себя и к каким последствиям приводит за-вышенное или заниженное представление человека о своих возможностях. С этой целью автор обращает внимание общественности на тот факт, что некоторые люди нередко живут по принципу «я лучше, я умнее всех». Как показывает публи-цист, те, кто избрал эти слова своим жизненным девизом, обладают завышенной самооценкой. М.С. Крюков приводит убедительные примеры того, как завышенное представление о своих возможностях мешает не только самому человеку, но и окружающим его людям, а также общему делу, каким они занимаются. Поэтому писатель осуждает руководителей, завышенная самооценка которых не позволя-ет им поддержать дельное предложение, если оно исходит не от них самих, а от

кого-то из подчинённых.

Стремясь донести до нас свою мысль о том, что «истинная цена человека ра-но или поздно обнаружится», автор упоминает историю открытия имени под-линного создателя Александрийского маяка. Хоть по приказу и было выбито на нём имя фараона, но под этой надписью была со временем обнаружена другая: «Со-стрит, сын Дексифана из Книда - богам-спасителям ради мореходов». Так люди узнали о настоящем архитекторе.

Обозначение проблемы текста JI. Андреева и комментарий к ней

В тексте Л. Андреева рассматривается проблема отношения человека к вой-не. Писатель приводит нравственную оценку военных действий братом героя по-вествования, который не может привыкнуть «к самому факту войны». Считает, что это безумие, потому что невозможно постигнуть смысл необходимости убивать друг друга, когда от этого несчастны обе стороны военного конфликта «и всем одинаково больно».

Рассказчик неохотно участвует в дискуссии, потому что, только что вернув-шись с воины калекой, стремится быстрее окунуться в мирную жизнь, наслаж-даться самыми обыкновенными вещами, оценив их по-новому после суровых во-енных испытаний, мечтает о свободном, созидательном труде, о творчестве и заботе о своих детях.

Избегайте типичных ошибок при написании комментария:

1. Прямой пересказ исходного текста и его обширное цитирование приводят к снижению баллов при оценивании сочинения по критерию К2 («Комментарий проблемы»).

2. Не требуется констатации актуальности проблемы и характеристики её как социальной, нравственной или философской.

Среднее общее образование

Линия УМК И. В. Гусаровой. Русский язык (10-11) (баз., углуб.)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (10-11) (углуб.)

Линия УМК Т. М. Пахновой. Русский язык (10-11)

Русский язык

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задания 15–25

Преподаватель русского языка и литературы Татьяна Захарова продолжает разбирать ЕГЭ-2018. Вашему вниманию: знакомство с новым заданием №20, рекомендации по работе с текстом и полезные советы о том, как избежать ошибок в вопросах на тему синтаксиса.

Задание 15

Пунктуация в простых и сложноподчиненных предложениях

Вспоминаем, что такое предложение с однородными членами. Ученикам можно подсказать: однородность связана с одинаковостью, поэтому однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. В этом задании дети часто делают ошибки в предложениях с союзами «как» и «что». Например: «Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю и слушателю». Выпускники здесь не могут определить однородные члены предложения и ставят две или одну запятую, хотя очевидно, что запятых здесь быть не должно.

Задание 16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Если речь идет о причастиях, применяем прием «помеха справа». Как и по правилам дорожного движения, ученик должен бездействовать (то есть не ставить запятую), если помеха (определяющее слово) видна справа. Многие старшеклассники учатся вождению, и легко запоминают эту ассоциацию. Для работы с деепричастиями нужно, опять-таки, разбираться в однородных членах предложения.

Задание 17

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Вводные слова выделяются запятой. По смыслу делим их на 4 группы:

  • Степень уверенности говорящего.
  • Чувства и эмоции говорящего.
  • Источник сообщения.
  • Оформление рассуждения говорящего.

Если слово нельзя отнести ни к одной из этих групп - значит, оно не вводное. Учитываем, что есть также ложные вводные слова: «как будто», «между тем», «именно» и другие. Их нужно просто выучить к ЕГЭ, полный список можно найти в любом орфографическом справочнике.

Определите, являются ли разбираемые слова членами предложения. Часто говорят, что вводные слова можно исключить из предложения, однако детям это не всегда понятно, так как убрать в принципе можно любое слово. Чтобы точно определить вводное слово, надо попробовать задать к нему вопрос от другого члена предложения. Если такой вопрос задать можно, значит, слово не является вводным и его не надо выделять запятыми.

Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха", предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.

Задание 18

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Задание на определение границ сложного предложения также вызывает затруднения. Чтобы правильно определить границы сложного предложения, достаточно прочитать его с правильной интонацией. Цифры в задании часто путают учеников. Нужно абстрагироваться, записав предложение на черновик и расставив знаки препинания в обычном режиме.

Задание 19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Здесь поможет специальный прием. Определяем границы части, присоединяемой вторым, подчинительным, союзом и убираем её из предложения. Если структура предложения сохраняется, то ставим запятую между союзами. Если структура «ломается» - не ставим. Бывает, что к части, которую нужно изъять, присоединяется еще одна и несколько придаточных. Тогда при проверке исключаем все придаточные по принципу «друзья друзей».

Задание 20

Лексические нормы

Это новое задание в ЕГЭ 2018 года. В этом задании необходимо исправить речевую ошибку в предложении, исключив лишнее слово. Ошибка связана с тавтологией, например: «К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей». Очевидно, что лишнее слово здесь - «яблочную», так как шарлотка - это и есть пирог с яблоками. Довольно легкое, но его нужно часто тренировать. Дети иногда не видят лишнее слово, не понимают, почему нельзя сказать «самый первый» или «холодный снег».

Рабочая тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником И.В. Гусаровой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни». Позволяет качественно подготовиться к ЕГЭ, в том числе при работе с другими учебниками.Нумерация, формулировка и содержание заданий полностью соответствуют проверяемым элементам содержания курса русского языка и контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.

Задание 21

Смысл текста

Задание рассчитано на проверку внимательности и понимание смысла прочитанного. Многие ученики ко времени выполнения 21 задания уже утомлены, боятся не успеть, и потому в первый раз читают текст невнимательно, тем самым теряя время. Нужно дать установку, чтобы школьник сразу читал вдумчиво и выписывал микротемы, что станет основой составления комментария в сочинении-рассуждении. Потом будет достаточно добавить в пересказ еще одного героя - автора - с помощью слов «автор обращает наше внимание», «автор рассказывает», «автор высказывает предположение» и т. п.

Читайте также:

Задание 24

Средства связи предложений в тексте

Ошибки при выполнении этого задания часто случаются, если надо найти предложение, связанное с предыдущим с помощью местоимений. Учащиеся обычно легче выполняют задания с личными местоимениями, однако и тут бывают проблемы. Сам факт наличия в предложении личного местоимения еще не говорит о том, что оно является средством связи. К тому же в ответе никогда не будет первого предложения, указанного в диапазоне, предназначенного для поиска, например, 18-23. Предложение 18 связано с 17, а номер 17 в указанный интервал не входит.

Способ самопроверки: найти в предыдущем предложении слово, которое заменило местоимение. Если такого слова нет, то предложение не подходит для ответа. В ответе никогда не будет фигурировать местоимение «я», так как местоимение должно заменять какое-то существительное, названное в предыдущем положении, а «я» ничего заменить не может.

При выполнении задания важно различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. формы отличаются только окончаниями, однокоренные слова - словообразовательными морфемами: суффиксами и приставками.

Задание 25

Языковые средства выразительности

В задании дается рецензия на текст с пропусками выразительных средств и перечень из девяти этих средств, из которых надо выбрать четыре. Начинать выполнение надо с анализа средств выразительности, которые даны в вариантах ответа. Для начала определим, к чему относятся представленные выразительные средства: к лексике, синтаксису или звукописи. Начальными буками «Л», «С», «З» можно непосредственно в КИМах отметить найденные средства.

Далее ищем подсказку в тексте рецензии, например: «...с помощью такого синтаксического средства выразительности». Если в качестве варианта ответа выбирается троп, необходимо помнить, что в основе его должно лежать переносное значение: метафора реализуется чаще всего в словосочетании, эпитет - это прилагательное, олицетворение - глагол. Хотя и эпитет, и олицетворение являются видами метафоры, в ЕГЭ эти термины разведены. Существует также такое понятие как «развернутая метафора», когда значение иносказания объясняется в пределах целого предложения.

Если поиски средства выразительности зашли в тупик, то, возможно, мы имеем дело с инверсией (необычным порядком слов) или парцелляцией (мыслью, разрубленной на несколько предложений). Приведем показательный пример инверсии: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом». Если мы поменяем порядок слов на прямой, получится банальное «В голубом тумане моря белеет одинокий парус», вся поэтичность пропала.

Парцилляция тоже выделяет определенные затруднения, ученики с трудом запоминают этот термин. Обратите их внимание на сходство этого понятия со словом «порция». Прием заключается в том, что мысль, которую можно вместить в одно предложение, автор делит на несколько фрагментов, границы при этом намеренно нарушаются. Например: «У него был необычный нос. Большой. С горбинкой».

Задания 15–25 требуют базовых умений. Их поможет развить, например, УМК автора Ирины Гусаровой, в котором предусмотрен даже список ложных вводных слов. Хорошая подготовка включает диагностику знаний учеников. Как ни странно, для начала нужно определить, понимают ли одиннадцатиклассники, о чем идет речь в заданиях.


Пособие предназначается для выпускников образовательных организаций и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 40 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 1000 заданий всех типов и уровней сложности снабжены ответами для самопроверки. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.

Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте

Лексические средства связи

  1. Лексический повтор. Например: Гроздья рябины наклонились к земле. Земля как будто тоже тянулась к дереву.
  2. Однокоренные слова. Например: Благодарность - это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить - быть человеком умным и понимающим.
  3. Синонимы.Например: Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками. Цветыразрослись до самого горизонта.
  4. Антонимы. Например: Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь.
  5. Описательные обороты. Например: Лев не любит, когда ему мешают. Грозный царь зверей не привык к суете.

Грамматические средства связи

  1. Личные местоимения. Например: Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот). Например: Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.). Например: Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.
  4. Союзы (преимущественно сочинительные). Например: Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась.
  5. Частицы. Например: Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?
  6. Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.). Например: Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему.
  7. Единство видовременных форм глаголов. Например: Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.
  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста. Например: На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра - посещение десткой выставки.
  9. Синтаксический параллелизм. Например: Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду.

Советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения, классификацию местоимений по разрядам.

Разряды местоимений по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
  2. Возвратное: себя.
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.
  4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.
  6. Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Задание 25 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительности.

Для успешного выполнения задания 25 ЕГЭ по русскому языку рекомендуем:

1. Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2. Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства - это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства - это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы - это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3. Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены — через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4. Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Список терминов:

Анафора (=единоначатие) — повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

Август — астры,
Август — звёзды,
Август — грозди
Винограда и рябины…
(М. Цветаева)

Антитеза - сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
(М. Цветаева)

Вопросно-ответная форма изложения - изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
— Откуда?
- От верблюда.
(К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение - предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!

Гипербола — преувеличение, например: Сто лет не виделись!

Градация - расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

Диалектизм - диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка), бурак (свёкла), закут (хлев), кочет (петух), коты (лапти), новина (суровый холст).

Инверсия - изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

На, кажется, надрезанном канате
Я маленький плясун.
(М. Цветаева)

И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность ».

Ирония — использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак ).

Контекстные антонимы, контекстные синонимы - слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной - выстуженной - не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Лексический повтор - повтор слова:

Ветер, ветер —
На всём божьем свете!
(А. Блок)

Литота - преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.

Метафора — перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.

август — грозди
винограда и рябины
ржавой — август!
(М. Цветаева)

Метонимия — перенос по смежности:выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.

Назывные предложения — предложения с одним главным членом - подлежащим: Полдень. Жарища страшная.

Неполные предложения — частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера (1) . Пришла и говорит… (2) .

Во втором предложении опущено подлежащее она , чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) — сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит,
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
(Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)

Парцелляция — деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза - замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Пословица — образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.

Просторечие — слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего,не влазиет.

Противопоставление — сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы . Пример (из банка заданий ФИПИ):

Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг.

Разговорные слова — стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос — высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?

Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..
(А. Ахматова)

Сравнение - сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

Сравнительный оборот - развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота…
(М. Цветаева)

Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
(М. Цветаева)

Термин — слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.

Цитирование — использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод ». Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие ».

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё, вражина.

Эпитет - определение:

А он, мятежный , ищет бури,

Как будто в буре есть покой.
(М.Ю. Лермонтов)

Эпифора - (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успешной сдачи экзамена!

Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (10-11 КЛАСС)

« Тексты с заданиями (задания 20-25 ЕГЭ 2015)»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна

г. Москва

2014

Цели и задачи:

1.формировать умение работать с предлагаемым текстом;

2.формировать умение находить верные ответы на вопросы ЕГЭ 2015, связанные с работой над предложенным текстом:

Задание 20 – «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность текста»;

Задание 21 – «Функционально-смысловые типы речи»;

Задание 22 – «Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению»;

Задание 23 – «Средства связи предложений в тексте»;

Задание 24 – «Речь. Языковые средства выразительности»;

Задание 25 – «Сочинение. Информационная обработка текста»;

3.учить находить в тексте проблемы и формулировать авторскую позицию;

4.знакомить с фрагментами текстов современных русских писателей (с установкой на их прочтение в дальнейшем заинтересовавшимися учениками)

ТЕКСТ 1

(1)Но вскоре со мной произошла история, которая завершила переворот в моем сознании. (2)Я уже вышла замуж, у меня был маленький сын, было лето, он жил вместе с моей свекровью возле Дома творчества в Болшеве, иногда я приезжала, чтобы отпустить ее по делам. (3)Вечером с верхнего этажа зашла очень красивая пожилая дама, которая приходила к свекрови пить чай и беседовать о внуках. (4)Кажется, звали ее Лидия Алексеевна. (5)У нее был шёлковый голубой халат. (6)Очень стройная и красивая. (7)Как потом выяснилось, в юности она была балериной. (8)Мы мирно пили чай, дети были уложены, шел июнь, и закат был поздним, а светлый вечер навевал мирное состояние духа. (9)Моя соседка говорила о довоенном Ленинграде, о театрах, о знаменитостях. (10)Я, честно говоря, ее слушала невнимательно. (11)Но упоминание Лениниграда всегда выносило меня мыслями на войну и блокаду. (12)Я не замедлила спросить ее:

-(13)А во время войны вы тоже были в Ленинграде?

-(14)В блокаду я не была в Ленинграде, - почти по слогам произнесла она и замолчала. (15)Молчание было столь продолжительным, что я заерзала на стуле, не зная, как выбраться из столь неловкой ситуации. (16)Я видела, что моя собеседница так далеко от меня, что неизвестно, вернется она на эту кухню или нет.

- (17)В блокаду, да и раньше, с 1939 года, я была в лагере жен врагов народа – а «Алжире», так его тогда называли, - сказала она, будто бы внутренне прислушивалась к себе.

- (18)А сколько лет вы там были?

- (19)Восемь лет.

- (20)Почему?

- (21)Я пришла в Большой дом узнать о судьбе моего арестованного мужа, он был физик. (22)Меня тут же взяли.

(23)С этого момента время перестало течь, оно встало. (24)Когда я очнулась, было светло, как оказалось, занимался рассвет.

(25)Это было среди казахских нераспаханных земель, где теперь стоит город Целиноград. (26)Жены дипломатов и писателей, маршалов и командиров, пианистки и певицы, актрисы и балерины, домашние хозяйки были брошены на распахивание твердых степных земель. (27)Красивые, умные, образованные. (28)Мирра Фройд (племянница Фрейда), Кира Пильняк (жена писателя), первая жена Гайдара, сестра Тухачевского. (29)Вечером, после двадцати часов работы, после раскалывания льда, чтобы напиться, счищая изморозь со своих подруг, измученных тяжкой работой, они всё-таки садились кругом и устраивали литературно-музыкальные вечера. (30)На губах или расчёсках исполнялись все известные симфонии, оперы. (31)Шопен, Вивальди, Бетховен в исполнении лучшей пианистки страны! (32)Наизусть читали главы из книг, пересказывали романы, кто-то знал даже «Анну Каренину», и из вечера в вечер они слушали страницу за страницей. (33)Сама Лидия Алексеевна читала наизусть «Алые паруса» Грина.

-(34)Этот страшный лагерь был моим университетом, там я обрела друзей, с которыми не расставалась всю жизнь. (35)Там было множество горя. (36)Что говорить про отобранных детей, расстрелянных мужей, исчезнувших родственников! (37)Но мы старались оставаться людьми.

(Н.Громова «Ключ.Последняя Москва»)

Наталья Громова – писатель, драматург, автор книг о литературном быте 20-30-х, военных и послевоенных лет. Все ее книги основаны на обширных архивных материалах и рассказах реальных людей – свидетелей времени.

1.Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Главная героиня встретила Лидию Алексеевну в квартире свекрови.

2)Лидия Алексеевна была в блокадном Ленинграде.

3)Лидия Алексеевна попала в лагерь жен врагов народа и провела там семь лет.

4)Искусство спасало лагерниц от горьких раздумий.

5)Лагерь для жен врагов народа называли «Целиноград».

1)Предложения 4-7 содержат описательный фрагмент.

2)В предложениях 8-9 представлено рассуждение.

3)Предложения 10-12 содержат повествование.

4)Предложения 30-32 содержат рассуждение.

5)В предложениях 15-16 содержится рассуждение.

3.Из предложений 14-16 выпишите антонимы.

4.Среди предложений 3-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и противительного союза.

5. «Особую эмоциональность отрывку придают такие синтаксические средства, как ___ в предложениях 18-22, а также ____ в предложениях 26, 27. Автор также прибегает к такому художественному средству, как ____ (предложения 26-27) для передачи особой напряженности повествования. Такие тропы, как ____ («время перестало течь, оно встало» в предложении 23) передают особое отношение героини к происходящему».

Список терминов

2)эпитеты

3)метафоры

4)гипербола

5)фразеологизм

6)парцелляция

8)синтаксический параллелизм

Ответы:

Проблема:

ТЕКСТ 2

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.

(1)Плакат, конечно; он и не забывал его никогда. (2)Среди всей антисемитской бумажной дряни, появляющейся, как яркий лишай, на стенах домов, на столбах, этот плакат бросался в глаза и красками, и текстом. (3)Простая местная семья: женщина в косынке держит руки на плечах сынишки с такими же остзейскими чертами лица, а мужчина в кепке обнимает жену, защищая от источника зла за их спинами: хитрого, циничного еврея. (4)Вот он, наложивший печать скорби и безысходности на честные трудовые лица! (5)Текст был прост, как ломоть хлеба: «ЖИД ВАМ ЧУЖОЙ. ГОНИТЕ ЕГО ПРОЧЬ!». (6)Такое могло вдохновить, и плакатов было назойливо много, но ведь не плакат же выпустил на волю бред и придал ему дьявольскую силу, и не от плаката загорелась синагога в пятницу вечером?

- (7)Так мало ли что – пожар. (8)Свечу, може, уронил кто, а оно и занялось, - ошеломленно бормотал Максимыч, - кто знает.

- (9)Свечу!.. (10)Они стенки керосином облили, обложили паклей и подожгли, а когда люди начали детей из окон выбрасывать, так в них гранатами швыряли!

- (11)Немцы?

- (12)Нет, свои. (13)С плакатов, - непонятно добавил зять, - немцам и трудиться не пришлось…

(14)Появился мерзкий плакат в клинике, где Федор Федорович работал. (15)Чья-то заботливая рука не только налепила его на входную дверь, но и не обошла прохладный темноватый вестибюль, а через старинные витражи лилось июльское солнце: гоните его, доколе?! (16)Одни старались пройти как можно скорее: работа, мол, ждет, другие непринужденно задерживались группками и заводили близкий к теме разговор – немного громче, пожалуй, чем следовало, но, возможно, были виноваты старинные своды, сообщавшие ненужный резонанс. (17)Третьи прошмыгивали мимо, но с доброжелательным интересом на лицах: как, пожалуйста? (19)Гнать прочь? (19)И на лицах появлялось сочувствие, которое могло читаться по-разному….

(20)Интересно, а не будь эта яркая гадина расклеена по всему городу, мог бы этот бред осуществиться, думал он, сидя на берегу реки рядом с примолкшим тестем. (21)И ведь никто не сорвал, ничья рука не поднялась, но это уже была совсем инертная мысль, без возмущения: и ты ведь не сорвал. (22)Он внимательно, но без обычного интереса смотрел на неподвижный поплавок. (23)Хорошо ловится, хотя почти октябрь.

(Е.Катишонок «Жили-были старик со старухой»)

Елена Катишонок – русский писатель, поэт, автор четырёх романов («Жили-были старик со старухой», «Против часовой стрелки», «Когда уходит человек», «Свет в окне») и трех сборников стихов, финалист литературной премии «Русский букер», лауреат премии «Ясная Поляна»

. 1.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)В субботу вечером загорелась синагога.

2)Пожар произошел от того, что кто-то уронил свечку.

3)Плакаты спровоцировали гибель людей.

4)Федор Федорович не разделял мнение, отображенное на плакате, но не смог сорвать его.

5)В гибели людей в синагоге виноваты фашисты.

2.Какие из перечисленных утверждений верны? Укажите номера ответов.

1)В предложениях 2-3 содержится описательный фрагмент.

2)В предложении 6 представлено рассуждение.

3)Предложение 10 содержит описание.

4)Предложения 14-15 содержат рассуждение.

5)В предложениях 22-23 содержится повествовательный фрагмент.

3.Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.

4.Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения.

5. «Особую эмоциональность отрывку придают такие синтаксические средства, как ___ в предложениях 7-12, а также ____ в предложениях 6, 19. Автор использует такие художественные средства, как ____ (предложения 2, 5) и ___ («источник зла» в предложении 3, «выпустил на волю бред» в предложении 6)».

Список терминов

1)вопросно-ответная форма изложения

2)эпитеты

3)метафоры

4)сравнения

5)фразеологизм

6)парцелляция

7)ряд однородных членов предложения

8)риторический вопрос

6.Какие проблемы затрагивает автор в данном отрывке?

Напишите сочинение по прочитанному тексту, формулируя и комментируя одну из проблем, поставленных автором текста.

Ответы:

Проблема:

Список использованной литературы:

1.Демонстрациооный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по русскому языку // fipi .ru

2.Громова Н.А. «Ключ. Последняя Москва». – М.: «АСТ», 2013. – С. 134-136.

3.Катишонок Е.А. «Жили-были старик со старухой». – М.: «Время», 2012. – С. 140-141.