Загадки про падежи для детей. У лукоморья дуб зелёный. Другие загадки про русский язык

Тема : «Имена существительные, обозначающие живые существа и неживые предметы»

Цель : Развитие познавательных способностей учащихся, их умения наблюдать и мыслить.

Задачи :

Образовательная: Обобщить и систематизировать знания о частях речи; сформировать на уроке новые понятия «Имена существительные, обозначающие живые существа и неживые предметы».

Воспитательная: Воспитание мотивов учения, положительного отношенияк знаниям.

Развивающая: Развитие познавательных умений.

Оборудование :электронная презентация по теме урока, карточки с заданиями,рабочая тетрадь на печатной основе, словари орфографические,толковые.

Ход урока

1 .Организационный момент . Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем наше знакомство с жителями страны Лингвинии. Мы пойдем в гости к Имени существительному. Этот житель всегда встречает первым гостей. Почему? На этот вопрос мы постараемся ответить на нашем уроке. Вперед!

2. Актуализация знаний

Для того, чтобы познакомится с именем существительным, нам нужно выполнить несколько заданий

Отгадай загадки

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное.)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про...

(Глагол.)

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное.)

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное.)

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь.

Как его имя, скорее ответь!

(Наречие.)

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение.)

НА дороге пёс сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ДО дороги добегу,

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги - кот идёт,

У дороги - поворот.

НАД дорогой - облака.

Шёл К дороге пешеход

Полчаса издалека.

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь её не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Очень помогли...

(Предлоги.)

Картинная галерея

Посмотрите на доску. Вы видите репродукции картин известного русского художника. Запишите в тетради фамилию автора и названия картин.

Какие части речи преобладают в названиях? Почему?

Молодцы! Теперь мы можем войти во двор к первому хозяину.

3 .Изучение нового материала.(работа с тетрадью на печатной основе)

Рассмотрите картинку, что вы можете сказать?

Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы

КТО? ЧТО?

Найдите в тексте имена существительные, выпишите их.


У лукоморья дуб зелёный

А.С. Пушкин

Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит

Определите, что обозначают эти имена существительные предмет, явление или состояние (Задание 1).

Составьте с тремя из них предложения.(Задание 2)

Определите и обозначьте одним словом состояние души (ассоциации).

Назовите предметы и существа, которые вы видите на картинке.

7. Определите, на какой вопрос отвечают эти имена существительные. Заполните табличку.

8. « Да- нет»

Для того.чтобы лучше узнать Имя Существительное,ответьте на вопросы

Правда, что Имя существительное отвечает на вопросы что?где?

Указывает на признак предмета?

Обозначает предмет, явление?

Обозначает только живые существа?

Обозначает только неживые предметы?

Обозначает и то, и другое?

Живые существа отвечают на вопрос что?

На вопрос кто?

Неживые предметы называют Одушевленными именами

существительными?

Живые - неодушевленными?

Умнички! Вы замечательно справились. Хорошо поработали. Теперь нужно отдохнуть

9. Физминутка

10. Работа со словарем.

Во время нашей разминки я произнесла слова АБАЖУР и ЦЕЙТНОТ.

На столе у вас есть словарики. Пожалуйста, найдите лексическое значение данных слов и выпишите себе в тетрадочку.

11. Составьте с данными словами предложения.

12. « Снежная лавина»

На доске записаны слова. Вы должны сделать из них снежный ком.

13. «Мим»

А сейчас несколько человек получат карточки с именами существительными. Они должны будут показать эти слова, не произнося звуки, а класс должен отгадать слово.

Будильник, светофор, дерево

14. Составьте с этими словами предложения.

15. Составьте мини-сочинение на тему: «Осень в лесу», употребляя одушевленные и неодушевленные имена существительные.

4 . Подведение итогов урока

Рефлексия

« Цветная феерия»

На столах у вас лежат квадратики трех цветов (зеленый, жолтый и красный), которые означают соответственно: «я все понял», «мне не все понятно», «мне трудно понять».Подумайте, пожалуйста, о своей работе на уроке и дайте мне знать ваш ответ.

По ответам детей смотреть, что нужно повторить.

Незаконченные предложения.

Ребята, вам необходимо закончить предложение.

Я бы хотел узнать…..

Сегодня на уроке я узнал……

Больше всего мне понравилось упражнение…

5. Домашнее задание

Задание №1.

Расставить знаки препинания в упражнении 184

Задание №2.

Составить предложение.

Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в.

Задание №3.

Сочинение.

Зимнее утро.

1 предложение - морозы (И.п.)

2 предложение - берёза (П.п.)

3 предложение - грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.)

4 предложение - прилёт (Д.п.)

«Основные предметы» - Русский язык. История Мира История России История Европы. Английский язык. Алгебра Геометрия Физика Химия Экономика. Литература народов Западная Литература Зарубежная Литература. Физика. Практический Английский язык Орфография Грамматика. Экономика. Геометрия. География. Экономика мира Экономика России Экономика Европы Экономика Азии.

«Интеграция предметов» - Проект математики и технологии. Интеграция литературы и информатики. Практические работы: построение графиков в режиме EXCEL. Использование Интернета. Всероссийская дистанционная олимпиада "Кенгуру". Интеграция математики и информатики Проектные работы учащихся. Результаты моей педагогической деятельности.

«Предметы в 1 классе» - Опиши предмет. Насекомые. Овощи. Фрукты. Определи к какой группе относится. Учимся объединять предметы. Угадай предмет по описанию. Большой,вкусный,сладкий,праздничный,покрытый сливками. Зелёная,колючая, лесная,высокая. Красный, круглый, гладкий, сочный.

«Описание предмета» - Лыжники. Тренировка лыжников. В описании выделяют 3 части: Тема урока: Лыжные соревнования. Типы речи. План. Словарик. Описание. Цели: «Подготовка к сочинению «Описание предмета». Написать сочинение – описание «Мой любимый предмет». Вопросы: Стили речи.

«Волшебные предметы из сказок» - « Каша из топора». Вопрос В какой сказке непослушный мальчик превратился в животное? Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Раздел «Волшебные вещи». Вопрос Из какой сказки серебряное блюдечко и наливное яблочко? Ещё дома ли Лисафья –кума, Во своём ли тёплом гнёздышке?». «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

«Предмет физики» - Знания. Физика тесно связана с естественными науками. Модель: Эксперимент Галилея с шарами, катящимися по наклонной доске. 1.3 Пространственно-временные отношения. Модель: Опыты Галилея с падающими телами. Коммуникативность. В результате образовался ряд новых смежных дисциплин, таких, как астрофизика, биофизика и др.

рассказ на тему Что я знаю о глаголе 4 класс

  1. 🙂 мило зезезеззеезезеззе азазазазазааз
  2. Полезно:3
  3. пригодилось
  4. Он предметы оживляет,
    Всех их в дело вовлекает,
    Что им делать, говорит,
    Строго сам за тем следит.
    Он три времени имеет.
    И спрягаться он умеет.
    Детям строят много школ,
    Чтоб все знали про глагол.


    1) Светит месяц в окно.. .Петухи пропели. Погасил свечку и лежу в постели (Никитин) глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил в форме прошедшего времени;

    Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределнной формой глагола (или инфинитивом) : ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.!
  5. Глагол-отвечает на вопросы что делать? что сделать? и это самостоятельная часть речи и он обозначает действие предмета
  6. А можно по короче?
  7. много
  8. Спс. Пригод если что
  9. ффффффффффффффффффууууууууууууууууууууууу
  10. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Он обозначает действие предмета.
  11. Он предметы оживляет,
    Всех их в дело вовлекает,
    Что им делать, говорит,
    Строго сам за тем следит.
    Он три времени имеет.
    И спрягаться он умеет.
    Детям строят много школ,
    Чтоб все знали про глагол.
    Глагол часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать написать, работать поработать, экономить сэкономить, нести, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться) .
    Глаголы бывают несовершенного (строить, делать, объединять, опираться, достигать, исчезать) и совершенного вида (построить, сделать, опереться, достигнуть, исчезнуть) .
    Глаголы делятся на переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма) и непереходные (ходить, расти, обедать, радоваться) .
    Глаголы изменяются по наклонениям: 1) Мы смотрим кинофильм. Пароход прибыл вчера. Туристы приедут на следующий день. Мы будем писать сочинение глаголы смотрим, прибыл, приедут, будем писать в изъявительном наклонении; 2) Я пошл бы в бассейн, если бы мне предложили глаголы пошл бы, предложили бы в условном наклонении; 3) Читай громко. Читайте выразительно; Век живи, век учись (пословица) ; Семь раз отмерь, а один отрежь (пословица) глаголы читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись в повелительном наклонении.
    Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:
    1) Светит месяц в окно.. . Петухи пропели. Погасил свечку и лежу в постели (Никитин) глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил в форме прошедшего времени;
    2) Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в моря поведм корабли (В. Гусев) ; В деревне мы будем помогать колхозникам в летних полевых работах глаголы
    узнаем, изучим, вырастем, поведм, будем помогать употреблены в форме будущего времени.
    В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я напишу, буду писать, ты напишешь, будешь писать, он напишет, будет писать, мы напишем, будем писать, вы напишете, будете писать, они напишут, будут писать) , а в прошедшем времени по числам и родам (в единственном числе) : я, ты, он писал; они писали; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.
    Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределнной формой глагола (или инфинитивом) : ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
  12. глагол самостоятельная часть речи
  13. Спасибо

Цели мероприятия:

    проверка знаний учащихся в игровой форме; формирование языковой компетенции учащихся развитие логического мышления и интеллектуального уровня;

воспитание любви к родному языку.

Оборудование:

    материалы, необходимые для выполнения заданий. Ножницы, бумага, скрепки, стиплер, булавки.

Предварительная подготовка:

    формирование состава команд; подбор занимательного материала для КВНа.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка, который проходит в рамках школьной недели русского языка и литературы.

2. Представление жюри

3) КВН.

Мы начинаем КВН!

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!

1) Представление команд

1. Мы команда «Знатоки»,

Быть в хвосте нам не с руки.

Мы должны дружнее быть,

Чтоб в КВНе победить!

2. У «Лингвистов» нет проблем,

Пусть начнётся КВН,

И мы сможем доказать,

Что нас трудно обыграть!

3. Мы – «Академики»,

А значит – умны.

Не верите? Проверьте!

Первыми будем мы!

2) Фонетическая разминка

Команды готовы,

Жюри в ожидании,

Призы заготовлены-

Начинаем состязание!

Первым пунктом –

« Фонетическая разминка».

Думайте правильно

И отвечайте без запинки

(Причастие.)

6. Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это ,
И количество предметов
Заменяет часто это .
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него , как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)

4) «Лексический бой»

Задание: по лексическому значению определить слово.

1. Яркое освещение зданий и улиц по случаю праздника. (иллюминация)

2. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (майонез)

3. Лестное замечание в адрес кого-либо, позвала. (комплимент)

4. Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках (фейерверк)

5. Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо, о чём-либо (сувенир)

6. Полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек (сервиз)

7. Короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо (тост)

8. Годовщина деятельности лица или учреждения; празднование по этому случаю (юбилей)

9. Неожиданный подарок (сюрприз)

5) Конкурс актёрского мастерства

Каждая команда получает сказку, выбирают из неё отрывок и ставят по нему пантомиму) («Телефон», «Чудо-дерево», «Муха-Цокатуха»)

6) Шуточный вопрос

Трудно ребус разгадать,

Надо ум свой напрягать.

От неудач не вешайте нос,

Вот вам конкурс «Шуточный вопрос».

1) Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

2) Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами)

3) В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (Друг друга они ненавидели)

7) «Найди начало»

Продолжается схватка между вами.

Вам предстоит разобраться с котами.

Задание: подобрать слова, заканчивающиеся на –кот.

6. Человек одинакового возраста с кем-нибудь (ровесник).

7. Летнее открытое помещение в жилом доме в виде постройки с крышей на стол­бах (терраса).

8. Старый заслуженный работник (ветеран).

9. Преобразование, изменение, переустройство чего-либо (реформа).

10. Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей (караван).

11. Синоним к слову «багровый» (кровавый).

12. Темно-красный (бордовый).

13. Заявить о своем несогласии (возражать).

14. Газообразная оболочка, окружающая Землю и некоторые другие планеты (атмосфера).

15. Воспроизводить, оттискивая с типографского набора, размножать с помощью специальных аппаратов (печатать).

Ограда по краю лестницы (перила).

10) «10 фразеологизмов»

На ответ даётся 1 минута

1) яблоку негде упасть – очень тесно

2) вывести на чистую воду – разоблачить

3) делать из мухи слона – сильно преувеличивать

4) за тридевять земель – очень далеко

5) зарубить на носу – запомнить надолго, крепко

6) засучив рукава – старательно, усердно

7) иметь голову на плечах – здраво мыслить

8) в двух словах - коротко сказать

9) в двух шагах - очень близко

10) одного поля ягода - одинаковые

1) водить за нос - обманывать

2) бить баклуши - бездельничать

3) сломя голову – очень быстро

4) себе на уме – хитрый, скрытный

5) клевать носом – засыпать на ходу

6) как рыба в воде – хорошо

7) семь пятниц на неделе - часто менять планы

8) оказаться между двух огней – опасность с обеих сторон

9) в три ручья - обильно

10) стричь всех под одну гребенку - одинаково

1) убить двух зайцев - одновременно решить две проблемы

2) на всех парусах - очень быстро

3) садиться не в свои сани – браться не за своё дело

4) взять голыми руками - без оружия, без инструментов, без необходимых средств

5) раз, два и обчелся - очень быстр, без задержек

6) со всех ног - очень быстро

7) без году неделя - недавно

8) как свои пять пальцев - очень хорошо

9) скрепя сердце - очень тяжело, болезненно

10) ни свет ни заря - рано

Закончен КВН…

Пришла пора итоги подвести:

И лидеров назвать.

4. Подведение итогов и награждение команд

5. Заключительное слово учителя

Подведены итоги,

Награды вручены.

Наш КВН закончен,

Активны были вы.

От игр забавных к знаниям

Команды дружно шли,

Но главные победы,

Конечно, впереди!

Желаю вам, ребята,

Счастливого пути!

Игра со зрителями.

Дать значение фразеологизма

1) быть на седьмом небе – безгранично счастливый

2) ломать голову - задумываться

3) как снег на голову - неожиданно

4) как в воду канул – бесследно исчез

5) болеть душой - переживать

6) в два счета - очень быстро

7) задирать нос - зазнаваться

8) вставлять палки в колеса - мешать

9) два сапога - пара - одинаковые

10) сидеть сложа руки - бездействовать, бездельничать

11) повесить нос – опечалиться, загрустить

12) кривить душой – говорить неправду

13) спустя рукава - плохо

14) от корки до корки - от начала до конца

15) вызывать огонь на себя - принять удар

16) заблудиться в трех соснах - не разобраться в простых вещах

17) на все четыре стороны - куда угодно

18) гнаться за двумя зайцами – браться сразу за несколько дел

19) кусать себе локти – сожалеть об упущенном

20) брать себя в руки – контролировать себя

21) с три короба – очень много

22) не покладая рук - старательно, долго

23) рукой подать - близко

24) в час по чайной ложке - медленно

25) стреляный воробей - опытный

26) душа в душу – дружно

27) не давать спуску – быть требовательным

28) как на ладони - ясно, отчётливо видно

Загадки

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

На снежном склоне
Чёрные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы.)

ПРИставляемся всегда мы к началу слова

И меняем без труда

Смысл его на новый.

В речи очень много нас!

ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!

И другие тоже есть,

Всех нас трудно перечесть!

Твёрдо помните, друзья, -

В языке без нас нельзя!

(Приставки.)

Загадки про части речи

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает ,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про...
(Глагол.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ.

Мел КАКОВ? Он ХРУПОК, мел.

Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ.

И КРАСИВ кленовый лист.

КАКОВО моё оконце?

ШИРОКО, в нём видно солнце!

Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ,

Ночью мышкам не ВИДНЫ.

Все подобные слова -

Форма прилагательных.

Нам КАКОВ и КАКОВА -

Скажут обязательно!

(Краткие прилагательные.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)

НА дороге пёс сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ДО дороги добегу,

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги - кот идёт,

У дороги - поворот.

НАД дорогой - облака.

Шёл К дороге пешеход

Полчаса издалека.

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь её не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Очень помогли...

(Предлоги.)

Загадки про падежи

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">
КОГО же нет?
Я очень беспокоюсь.
ЧЕГО же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
Какой падеж, скорее подскажите!
(Родительный падеж)
КОМУ всё дать? К ЧЕМУ призвать? -
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
С предлогом «по» гулять хожу.
Запомни обязательно,
Дружок, падеж ты...
(Дательный.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">
Творите - КЕМ? Творите - ЧЕМ?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.
Коль ты сообразительный,
Узнай падеж...
(Творительный.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи.
(Доктор, лекарь, эскулап.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

Он – ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишнёвый,
И даже детским он бывает,
Кто это слово отгадает?
(Сад.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

Всезнайкой если хочешь стать,
Учись предметы обобщать.
Байдарка, баржа, ледокол .
Ты слово общее нашёл?
(Судно.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

Вот малина, голубика,
Земляника, ежевика.

Как назвать нам дар тот леса?
Это очень интересно!
(Ягода.)

Быки, бараны и коровы
Назвать их сможешь общим словом?
(Скот.)