Закономерности воображения. Закономерности развития воображения. Исцеление с помощью воображения

Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии - один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в "спящем" состоянии.

Таких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на "серую массу". С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Основные пути создания образов

Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

  1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
  2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
  3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.

Это основные приёмы воображения в психологии. Их результат - уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение - это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

Примером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.

Особым проявлением активного воображения является мечта - мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное - приложить к этому все свои старания и умения.

Пассивное воображение

Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения - отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время "ночных киносеансов" мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.

Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

  • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
  • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

Воображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.

Идеомоторный акт - тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Развитие воображения

Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

  1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
  2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
  3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
  4. Черчение графиков, схем, диаграмм.

Как видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая - на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.

Как видим, воображение - не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым - это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема "Воображение и его влияние на онкологию" была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры - гармонию, где болезнь - здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

У астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на "серую массу" людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений об объектах или событиях, никогда в целом субъектом не воспринимавшихся в действительности, путем переработки материала предшествующего личного опыта; это отражение реальности в новых, необычных сочетаниях и связях 28 .

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на следующей основе:

вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой – как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человекобык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

конструирование предмета в связи с его назначением, например, копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются). Таким образом, выделим основные приемы создания образов воображения:

Комбинирование (агглютинация) Акцентирование Типизация

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности.

Виды воображения (по уровню психической активности):

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий . Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

– слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);

– эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

– стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Виды воображения (по результату и характеру процесса):

Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался, например, он никогда не видел моря, но, прочтя его описание в книге, он может себе представить море в более или менее ярких образах.

С помощью воображения человек выполняет следующие действия:

1. Предвосхищение результатов труда.

2. Предвидение будущего, планирование деятельности, программирование поведения.

3. Решение проблемных ситуаций, поиск путей выхода из них.

4. Замена деятельности бесплодным фантазированием.

4.6. Воображение

Понятие воображения. Сознание человека не только отражает окружающий мир, но и творит его, а творческая деятельность невозможна без воображения. Для того чтобы изменить существующее или создать что-то новое, отвечающее материальным и духовным потребностям, необходимо сначала идеально представить то, что потом будет воплощено в материальном облике. Идеальное преобразование имеющихся у человека представлений совершается в воображении.

В человеческом сознании имеются разнообразные представления как форма отражения в виде образов предметов и явлений, которые мы в данный момент не воспринимаем непосредственно.

Представления, которые являются воспроизведением прошлого опыта или восприятия, называются представлениями памяти. Представления, возникающие у человека под влиянием чтения книг, рассказов других людей (образы объектов, никогда не воспринимаемых им, представления о том, чего никогда не было в его опыте, либо о том, что будет создано в более или менее отдаленном будущем) называются представлениями воображения (или фантазии).

Представления воображения бывают четырех видов:

1) то, что реально существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (ледокол, Эйфелева башня);

2) представления исторического прошлого (Новгородское Вече, боярин, Петр I, Чапаев);

3) представления того, что будет в будущем (авиамодели, дома, одежда);

4) представления того, чего никогда не было в действительности (сказочные образы, Евгений Онегин).

Подобные образы строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляют в мозг ощущения и восприятия. Из «ничего» воображение творить не может: человек, глухой от рождения, не в состоянии представить себе трели соловья, так же, как слепорожденный никогда не воссоздаст в воображении красную розу.

Но воображение не сводится только к воспроизведению представлений памяти и их механическому соединению. В процессе воображения представления памяти перерабатываются таким образом, что в результате создаются новые представления.

Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, своеобразная форма отражения человеком реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Физиологической основой воображения следует считать оживление в мозгу человека ранее образованных вре?менных нервных связей и их преобразование в новые сочетания, которые могут возникать по разным причинам: иногда бессознательно, как следствие самопроизвольного усиления возбуждения в определенных центрах коры головного мозга под влиянием случайных раздражителей, действующих на эти центры в момент ослабления регулирующего контроля со стороны высших отделов коры (например, сновидения); чаще – в результате сознательных усилий человека, направленных на создание нового образа.

В основе воображения лежит работа не изолированных нервных центров, а всей коры головного мозга. Создание образов воображения – результат совместной деятельности первой и второй сигнальных систем, хотя любой образ, любое представление формально должны быть отнесены к первосигнальному – чувственному отражению действительности. Следовательно, образы воображения представляют собой особую форму отражения действительности, свойственную только человеку.

Воображение выполняет несколько важных функций в психической жизни человека. Прежде всего это познавательная функция. Как познавательный процесс воображение возникает в проблемной ситуации, в которой степень неопределенности, дефицит информации весьма значительны. При этом воображение является основой гипотез, заполняющих белые пятна в научных системах. Воображение ближе к чувственному познанию, чем к мышлению, и отличается от него предположительностью, неточностью, образностью и эмоциональностью.

Поскольку не все свои потребности человек может удовлетворить материально, второй функцией воображения является мотивационная, т. е. человек может удовлетворить свои потребности в идеальном плане – в мечтах, сновидениях, мифах, сказках.

У детей воображение выполняет аффективно-защитную функцию, так как охраняет неустойчивую психику ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и душевных травм. Механизм этой защиты таков: через воображаемые ситуации у ребенка происходят разрядка возникшего напряжения и символическое разрешение конфликта, который бывает трудно снять практическими действиями.

Значение воображения в жизни человека очень велико: оно органически связано с другими психическими явлениями. Емко и образно оценил значение воображения французский философ Д. Дидро: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком... Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей...»

Воображение, как и другие функции сознания, развивалось исторически, и прежде всего в трудовой деятельности человека. Для удовлетворения своих потребностей людям приходилось изменять и преобразовывать окружающий мир, с тем чтобы получить от природы больше того, что она может дать без вмешательства человека. А для того, чтобы преобразовывать и создавать, нужно заранее представлять желаемое, пути и результаты такого преобразования. Обязательным условием при этом является наличие сознательной цели: человек заранее представляет себе результат своего труда, те вещи и изменения в них, которые он хочет получить. В этом – существенное отличие человека от животных. Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен никакой труд, так как нельзя трудиться, не представляя себе конечного результата.

Без воображения был бы невозможен прогресс в науке, технике, искусстве. Изобретатели, создающие новые приборы, механизмы и машины, опираются на материалы наблюдений за живой природой. Так, изучая обитателей Антарктики – пингвинов, конструкторы создали машину, которая может передвигаться по рыхлому снегу. Машину так и назвали – «Пингвин». Наблюдая, как некоторые виды улиток передвигаются по силовым линиям магнитного поля Земли, ученые создали новые, более совершенные навигационные приборы. В клюве альбатроса есть своеобразный опреснитель, превращающий морскую воду в воду, пригодную для питья. Заинтересовавшись этим, ученые начали разработку для опреснения морской воды; наблюдения за стрекозой позволили создать вертолет.

Труд в любой области невозможен без участия воображения. Учителю, психологу, воспитателю развитое воображение крайне необходимо: проектируя личность ученика, следует четко представлять себе, какие качества требуется сформировать или воспитать у ребенка. Одной из общих черт выдающихся педагогов прошлого и настоящего является оптимистическое прогнозирование – способность предвидеть, предвосхищать педагогическую действительность с верой в возможности и способности каждого воспитанника.

Виды воображения. Воображение возникает в ответ на потребности, стимулирующие практическую деятельность человека, т. е. характеризуется действенностью, активностью. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.

Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Это воображение без заранее поставленной цели, без специального намерения, без усилий воли со стороны человека. При этом образы создаются как бы сами собой: глядя на причудливой формы облака, мы «видим» слона, медведя, лицо человека... Непреднамеренное пассивное воображение вызывается прежде всего неудовлетворенными в данный момент потребностями – в безводной пустыне у человека возникают образы водных источников, колодцев, оазисов – миражи (галлюцинации – патологическое расстройство перцептивной деятельности– ничего общего с воображением не имеют).

Одним из видов непреднамеренного пассивного воображения являются сновидения, которые обычно возникают при «быстром» сне, когда в одних участках коры ослабевает торможение и возникает частичное возбуждение. И.П. Павлов рассматривал физиологическую основу сновидений как нервные следы «прежних раздражений», связывающихся самым неожиданным образом, а И.М. Сеченов считал сновидения «небывалой комбинацией уже бывалых впечатлений». Со сновидениями всегда было связано множество предрассудков и суеверий. Это объясняется их характером, представляющим собой странное сочетание небывалых, фантастических картин и событий.

Однако известно, что все в мире детерминировано, все психические явления имеют материальную основу. Ряд опытов показал, что сновидения вызываются потребностями организма, «фабрикуются» на основе внешних раздражителей, которые спящий человек не осознает. Например, если к лицу спящего подносят флакон с духами, ему снится благоухающий сад, оранжерея, клумба, рай; если звонят колокольчиком, то кому-то снится, что он мчится на тройке с бубенцами, а у кого-то разбивается поднос с хрустальной посудой; если ноги спящего раскрываются и начинают мерзнуть, он видит во сне, что идет босиком по снегу или попадает ногой в прорубь. При неудачном положении тела затрудняется дыхание, и человеку снятся кошмары. При болях в сердце человек во сне преодолевает преграды, напряженно переживает что-либо.

Особого внимания заслуживают так называемые «вещие сны». Часто при начинающемся заболевании внутренних органов спящие видят повторяющиеся, назойливые сны, связанные с характером развития болезненных явлений. Пока боль не дала о себе знать, в кору поступают слабые сигналы, которые днем подавляются более сильными сигналами и не замечаются. Ночью же эти сигналы мозг воспринимает с достаточно большой силой, что и вызывает соответствующие сновидения. Грезы – это процессы как непреднамеренного, так и преднамеренного пассивного воображения без определенной направленности, протекающие в виде беспорядочного следования одних образов за другими. Течение таких представлений не регулируется мышлением. В грезах обязательно возникают приятные человеку образы. Возникают они обычно при пассивном, безвольном состоянии человека – как следствие сильного утомления, в моменты перехода от сна к бодрствованию и наоборот, при высокой температуре, при отравлении алкоголем, никотином, при наркотическом опьянении.

Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, заманчивом, приятном, но если в процессах воображения преобладают грезы, то это свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Если человек пассивен, не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь и живет в ней. При этом воображение выступает как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать («маниловщина», бесплодная мечтательность).

Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию (по карте, чертежу, схеме, по уже оформленным кем-то материалам). У каждого человека свой образ Анны Карениной, Пьера Безухова, Воланда...

Репродуктивное воображение имеет огромное значение в психическом развитии человека: давая возможность по чужому рассказу или описанию представить себе то, чего он никогда не видел, оно выводит человека за рамки узкого личного опыта и делает его сознание живым и конкретным. Ярче всего развертывается деятельность воображения при чтении художественной литературы: читая исторические романы, гораздо легче получить яркие образы прошлого, атмосферу Средневековья, чем штудируя научные труды.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой частью любого творчества (научного, технического, художественного): открытия новых закономерностей в науке, конструирования новых машин и механизмов, выведения новых сортов растений, пород животных, создания произведений искусства, литературы.

Творческое воображение сложнее воссоздающего: например, создать образ деда Щукаря сложнее, чем представить его по описанию, а механизм легче представить по чертежу, чем сконструировать его. Но различие между этими видами активного воображения относительно, между ними нет четкой грани. Артист и музыкант создают образ в соответствии с ролью, но делают это творчески, давая чужим произведениям оригинальную трактовку.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, т. е. в мечтании. Мечта хотя и не дает немедленно и непосредственно объективного продукта, но является необходимым условием преобразования действительности, побудительной причиной, мотивом деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным (ковер-самолет).

Ценность мечты определяется тем, какое отношение она имеет к деятельности человека. Действенную, общественно направленную мечту, которая вдохновляет человека на труд, поднимает на борьбу, нельзя смешивать с пустой, бесплодной, необоснованной мечтательностью, уводящей человека от действительности, расслабляющей его. Пустые фантазеры, мечтатели – это чаще всего люди, у которых беден личный опыт, мало знаний, не развито критическое мышление, слабая воля. Их фантазии ничем не сдерживаются и не контролируются сознанием.

Бывают мечты и реального плана, но связанные с незначительной, обыденной целью, когда они ограничиваются желанием иметь какие-то материальные ценности.

Приемы создания образов воображения. Все процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и восприятие, память, мышление.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов. Одним из таких приемов является комбинирование элементов в целостный новый образ. Комбинирование – это не простая сумма уже известных элементов, а творческий синтез, где элементы преобразуются, изменяются, выступают в новых соотношениях. Так, образ Наташи Ростовой был создан Л.Н. Толстым на основе глубокого анализа особенностей характеров двух близких ему людей – жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны. Менее сложным, но тоже весьма продуктивным приемом формирования нового образа является агглютинация (от лат. agglluninary – приклеивать) – соединение несоединимых в реальной жизни свойств, качеств, частей различных предметов (русалка, сфинкс, кентавр, Пегас, избушка на курьих ножках). В технике при помощи этого приема созданы аккордеон, троллейбус, танк-амфибия, гидросамолет и т. п.

Своеобразным способом создания образов воображения является акцентирование – заострение, подчеркивание, утрирование каких-либо признаков предмета. Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах. Одной из форм акцентирования является гиперболизация – прием уменьшения (увеличения) самого предмета (великан, богатыри, Дюймовочка, гномы, эльфы) или изменение количества и качества его частей (дракон о семи головах, Калимата – многорукая индийская богиня).

Распространенным приемом создания творческих образов является типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Например, Печорин – это «...портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Тип – это индивидуальный образ, в котором объединены в одно целое наиболее характерные признаки людей класса, нации или группы.

К приемам создания новых образов относятся также схематизация и конкретизация. Схематизация заключается в сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними. Примером может служить создание орнамента из элементов растительного мира. Конкретизацию

Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь.

Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан возрастом, овладения речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Однако, из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того, чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Теории воображения

Психоаналитический подход к воображению. Невроз как источник фантазии и творчества (3. Фрейд)

Творчество - великолепная возможность избежать нарушения психики (конфликта между Я и Оно). Беря свое начало от Эдипова комплекса, в индивиде формируется своего рода душевная травма. Нереализованное либидо (желание), не находя реального воплощения посредством претворения в действительность, - вытесняется в бессознательное. Вследствие сублимации (сублимация - проекция негатива бессознательного в общественно приемлемое деяние), индивид избегает дальнейшего развития заболевания, превращения симптома болезни - в реальную болезнь.

Искусство выступает в анализах Фрейда как подлежащий расшифровке символ некоего состояния психики, как выражение аффективных переживаний, чаще всего связанных с детской сексуальностью. Художественное произведение для Фрейда - прежде всего проявление бессознательного, которое нужно осознать.