Житейское и научное психологическое знание. Житейская и научная психология: примеры, сходства и различия, взаимосвязь

Житейская – это гиганты, на которых стоим мы, пигмеи. Это афоризмы, пословицы, изречения, обычаи и обряды. Кроме того, житейской психологией владеет каждый из нас интуитивно. Выводы мы делаем интуитивно, согласно наблюдениям, размышлениям и собственному опыту, это и есть пример житейской психологии.

Житейская психология всегда практична и определяется событиями и условиями, в которых выработалась та или иная «премудрость». Вы наверняка замечали, что пословицы и народные предсказания часто противоречат друг другу, однако житейскую психологию это не смущает, в ней, честно говоря, очень мало логики. Практическая и житейская психология тесно связаны, если житейская психология всегда относится к практической, то последняя отнюдь не на 100% состоит из житейской.

Научная психология

Научная психология существует исходя из цели все обобщить и вывести применимое ко всем правило. Она базируется на логике и строится на экспериментах. В отличие от житейской, в научной психологии не играет роли окружающие событие детали: здесь все правила существуют вне зависимости от обстоятельств.

В научной психологии все закономерно и состоит из аксиом.
Знания, добытые экспериментальными методами, накапливаются, а новые познания вытекают и расширяют своих предшественников.

Здесь каждый психолог

Учитывая то, что главный метод житейской психологии – это передача собственного опыта, основным признаком этого направления будет изобилие специалистов, всегда готовых придти на помощь. У каждого свое прошлое и свои познания жизни, и каждый из нас является экспертом собственной жизни. В результате, в житейской психологии все профи, однако «советы на все 100» не всегда оказываются эффективны в наших руках. Причина проста – житейская психология ситуативна.

Не будем давать оценки этим двум методам познания и передачи знаний. Все они по-своему хороши и полезны, а в сложную минуту, как обычно, нет рядом ни «житейского», ни «научного» психолога.

Житейская психология

Психологические знания и их типы

В первой главе характеризуется сфера психологических знаний в целом, показывается их специфика в житейской, научной, практической психологии, а также особенности психологических знаний, содержащихся в произведениях искусства и в различных видах иррациональной психологии.

Мир психологических знаний

Психология - это знания о психике как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих их поведение. Под психическими явлениями понимают факты внутреннего субъективного опыта. К числу этих фактов относят разнообразные проявления душевной (психической) жизни человека:

  • познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение);
  • эмоциональные явления (гнев, презрение, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, тревожность, стресс, симпатия, антипатия, любовь, дружба, ненависть);
  • Различные стороны регуляции деятельности (потребности и мотивация, внимание);
  • психические состояния (вдохновение, стресс, усталость, адаптация);
  • психические свойства человека (темперамент, характер, способности, самосознание, представления человека о самом себе, его самооценка и самоуважение, уровень притязаний, целый ряд других личностных особенностей);
  • психические явления, характеризующие межличностные отношения человека (межличностное восприятие, симпатия, антипатия, совместимость, конфликты, дружба, любовь, внушаемость, лидерство, психологический климат).

Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Пять базовых типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

  1. житейская психология,
  2. научная психология,
  3. практическая психология,
  4. искусство,
  5. иррациональная психология.

Житейская психология

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повсœедневной жизни, называются ʼʼжитейской психологиейʼʼ. Οʜᴎ обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста͵ записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии - их правдоподобность и очевидная полезность в повсœедневных жизненных ситуациях.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер.

Οʜᴎ характеризуются доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Житейская психология - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Житейская психология" 2017, 2018.

Ни для кого не секрет, что психология получила статус науки еще в далеком 1879 году, и с того момента она крепла и развивалась как научная дисциплина. Но при этом совсем рядом с научным направлением живет и житейское понимание психологии.

В этой статье мы выделим основные различия между житейской и научной психологией, а также рассмотрим, какие плюсы и какие минусы несет каждое из этих направлений. Ведь многие люди даже не понимают, чем отличаются эти принципиально разные подходы к пониманию человека и его психики.

Знания о жизни

Итак, важно понимать, что житейская психология далека от науки, она является неким синтезом знаний людей о жизни, о себе, квинтэссенцией опыта, наблюдений и переживаний . Конечно, выводы, сделанные на основе субъективного опыта, вряд ли могут быть объективными и приемлемыми для окружающих.

Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

1. Конкретность и приземленность. Житейская психология склонна рассуждать о конкретных людях и ситуациях, в которые они попали, она опирается на субъективные переживания конкретных людей. Обычно вам в пример приводят истории, произошедшие с каким-то человеком, который попал в некую ситуацию и сделал для себя определенные выводы (естественно, этот вывод будет актуален и полезен для него, но не факт, что данное знание может быть широко применимо и использовано другими людьми).

2. Интуитивная природа знания. Особенности житейской психологии в том, что она опирается на интуицию, на субъективные чувствования, и обычно никто не стремится проверить свои ощущения или попытаться обдумать их. В этом чаще всего и есть главное ограничение интуитивного знания – его практически невозможно объяснить другому человеку, «я просто что-то осознал».

3. Недостаточная глубина знаний. Люди делают выводы поверхностно, не исследуя те или иные мотивы, эмоции или поведение других людей. Как правило, вывод делается быстро, без проверки его достоверности (отсюда берутся страхи, поверья, пословицы, суеверия, когда люди стараются следовать определенным правилам только потому, что так кто-то сказал; тут же обитает следование моде или опора на популярные книги или статьи, которые никакого научного знания в себе не несут).

4. Основной метод – наблюдение. Большинство из нас делают выводы о чем-либо, основываясь лишь на периодическом, краткосрочном наблюдении, которое совсем не соответствует его научному аналогу. В итоге это приводит к поверхностному восприятию реальности, так как все проверяется только на личном опыте, и, как известно, такой метод исключительно субъективен и ограничен.

5. Житейская психология не имеет общей терминологии. Жизненный опыт многих людей связан с разными временами, эпохами, состояниями, поэтому каждый склонен описывать то или иное состояние «своими словами», в которые он вкладывает свой, только ему до конца понятный смысл. Нередко это приводит к недопониманию и подмене понятий.

Такие знания могут преподноситься весьма уверенно и открыто, вас могут убеждать, что данный метод или точка зрения верные, потому что так написано в журнале или потому что так делают все. Также вас могут уверять, что данный постулат проверен на собственном опыте. Например, человек встретил новый год в плохом настроении и весь будущий год у него не задался, после чего он несет это знание своим знакомым как догму.

Важно понимать, что внутреннее чутье, прозорливость, способность подмечать детали и генерировать житейские психологические знания имеет не каждый человек. Поэтому всегда стоит помнить, что не все чужие знания могут быть для вас полезными, но иногда можно прислушиваться и общаться с разными людьми, чтобы иметь представление о неком явлении либо узнать про чужой опыт, знание о котором может пригодиться.

Взгляд науки

Для начала важно понять определение психологии как таковой. Итак, психология – это наука сложная, она исследует один из самых загадочных и сложных механизмов в природе – человеческую психику. В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы.

На протяжении всего 20 века данная наука набирала обороты, развивалась, находила всё новые и новые методы исследования человека. Профессиональный взгляд многих теоретиков помог этой науке стать одной из самых влиятельных в наше время. Теоретический аспект в ее рамках крайне важен, ведь теория дает общие представления о мире и человеке, которые существуют практически в каждой науке.

В процессе длительных экспериментов, сбора и анализа теоретических и практических данных была сформирована научная или академическая психология, основные признаки которой таковы:

1. Обобщения. Данный признак говорит о том, что выводы делаются не на основе того, что пережил один конкретный человек, а на основе многих экспериментов и наблюдений. И когда некий факт, некая поведенческая реакция проявляется в схожих обстоятельствах у большего числа выборки, можно делать некий вывод, основанный на детальном анализе и обобщении.

2. Рационализация. Знания научная психология получает путем эксперимента и детального обдумывания его результатов. Данные должны рационально объясняться, должна прослеживаться причинно-следственная связь между явлениями.

3. Отсутствие ограничений – это означает, что данные, полученные в ходе научных экспериментов, применимы для большого числа людей. Например, данные об утомляемости школьников, о том, как функционирует внимание и какое максимальное количество объектов мы можем удерживать в кратковременной памяти, – все это едино для большей части генеральной совокупности.

4. Опора на различные методы. Как известно, научная психология имеет достаточно большой набор различных методов – от контент-анализа до психологического эксперимента. При использовании различных методов исследования психики и ее механизмов данные проверяются с целью выявления переменных, влияющих на эксперимент, и создания необходимых условий для исследования.

  • Наблюдение – длительное отслеживание проявления определенных признаков у наблюдаемых в естественных, а иногда и специально созданных условиях.
  • Опрос – сбор информации от большого числа людей при помощи вопросов, ответы на которые обрабатываются и группируются.
  • Тесты – метод количественного и качественного оценивания психических процессов человека, его поведенческих и эмоциональных реакций. С помощью тестов можно оценить как умственные и интеллектуальные способности человека, так и уровень его тревожности или творческих способностей.
  • Эксперимент – данный метод направлен на исследование конкретных психических явлений в определенных, специально созданных и контролируемых условиях. Практически любой эксперимент служит для подтверждения или опровержения некой теории или гипотезы.

5. Систематизация знаний – это теоретический подход. Все, что наука получает в ходе исследований и экспериментов, систематизируется, анализируется, на основе чего делаются определенные выводы. И нужно сказать, на то, чтобы систематизировать какое-либо знание или прийти к некоему выводу, необходимо много времени, иногда и несколько лет.

6. Основные особенности научного подхода – это наличие единого глоссария и использование единой терминологии. Психология как наука имеет четкую систему терминов, описывающих те или иные состояния, процессы. А это в свою очередь исключает разночтения, когда одно понятие подменяется другим.

7. Использование методов математической статистики для обработки данных. Они позволяют избежать ненадежности, субъективности и выводов «на глазок».

Соотношение житейской и научной психологии очевидно – одна исследует практику и накапливает опыт, другая проверяет все через эксперимент. Но никогда не стоит забывать, что житейские психологические знания не являются научными, а значит, не всегда могут быть применимы тем или иным человеком и быть эффективными.

Если вспомнить все этапы становления психологии как науки, можно сказать, что данное знание во многом начиналось с использования метода интроспекции, когда ученый наблюдал за собой и своими субъективными переживаниями. На основе этого делались многие выводы и умозаключения.

Практика и не только

В результате исследований житейской и научной психологии появилась потребность в новом направлении, которое именуется как практическая психология. Основная сложность научного знания заключается в том, что оно может быть не востребовано долгое время, ведь теоретики часто изучают то, что может быть неинтересно и неважно в обычной жизни.

Практическая же психология отталкивается от «социального заказа», она опирается на то, что сейчас интересует людей, работников. Вот сфера ее интересов:

  • Она исследует, как группы людей влияют на отдельно взятую личность. И наоборот, как некоторые личности могут повлиять на сложившуюся группу людей.
  • Исследует общение между людьми и группами людей.
  • Она изучает индивидуальные проявления человека, его уникальность и неповторимость. То, чем конкретно этот человек будет отличаться от остальных.
  • Исследование того, как можно помочь конкретным людям с конкретными проблемами, опираясь на исследования научной психологии.
  • Практическая психология дает понимание того, что, несмотря на обобщения, каждый человек уникален, каждый несет в себе что-то неповторимое. Поэтому опыт, применяемый одним практиком, не всегда может «сработать» у другого.
  • В данном направлении важна личность исследователя, психолога, его опыт, методы и формы взаимодействия с клиентами. У каждого практика будет свой подход, взаимоотношение и коммуникация с клиентом.

Практическую психологию можно считать достаточно новым направлением, которое объединяет в себе различные системы знаний. Здесь и конкретная характеристика человека, присущая житейской психологии, и исследование через эксперимент, как в научной психологии, но при этом данное направление создает что-то свое.

Само по себе сравнение житейской и научной психологии – процесс бессмысленный, но важно понимать, что ни один житейский психолог не сможет помочь вам разобраться в вашей проблеме. И практикующий специалист, находящийся в научном русле, также не сможет помочь кому-то, если он будет оторванным от жизни. Важно, чтобы существовала синергия, синтез научных знаний и житейской психологии с ее мудростью.

Важно понимать, что каждое из этих направлений имеет свое отличие и каждое из них несет в мир что-то свое, специфичное и важное. Главное, не концентрироваться только на одном знании, а давать себе возможность исследовать разные направления, тогда картина мира будет наиболее полной. Житейская и научная психология, а также практическая психология – это база, на которой во многом строится сегодняшнее понимание психологии. Автор: Дария Потыкан

В обыденной жизни мы нередко используем слова "психология", "психолог", "психологический", не всегда задумываясь над их значением. "Этот человек - хороший психолог", - говорим мы о ком-то, кто умеет налаживать и поддерживать контакты с людьми. "Такая уж у него психология", - объясняем мы интересы, склонности и поступки человека или характеризуем особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа "Ну, он псих!", означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются житейской психологией . Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте. Человек применяет эти знания во взаимодействии с другими людьми. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только слова, но и контекст высказывания, "прочитывать" в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни.

Человек пытается объяснить тот или иной поступок другого особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные поступки другого человека и делаются выводы о типичных свойствах его души. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки друг с другом и приходить к общим выводам. В сущности, житейская психология - это обобщение повседневных психологических знаний.

Конечно, люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны но выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния иного человека. Причем жизненный опыт оказывается здесь далеко не столь важным фактором. Замечено, что нет сильной зависимости между психологической прозорливостью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в психологических качествах других людей, и есть взрослые, плохо понимающие внутренние состояния людей .

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, пословицах и поговорках, афоризмах народной мудрости, сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражают многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: "В тихом омуте черти водятся", "Мягко стелет, да жестко спать", "Пуганая ворона и куста боится", "Хвалу, честь и славу и дурак любит", "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Повторение - мать учения".

Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, Баба-Яга, Кащей Бессмертный - в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц - в сказках о животных. Сказочные персонажи часто характеризуют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.

Исторический экскурс

Мишель де Монтень (1533-1592) - французский писатель, политический деятель, философ. Среди наиболее известных произведений - книга эссе "Опыты" (1580-1588). Он жил в трудные времена - Варфоломеевская ночь, эпидемия чумы, религиозные войны. Однако его философия - живая, реальная, ясная и жизнеутверждающая.

Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) - французский писатель-моралист. В афористической форме изложил философские наблюдения над природой человеческого характера. Ларошфуко хотел помочь человеку "познать самого себя" и считал величайшим подвигом дружбы открыть другу глаза на его собственные недостатки.

Жан де Лабрюйер (1645- 1696) французский писатель-моралист. В 1688 г. вышло первое издание книги "Характеры, или Нравы нынешнего века". При жизни автора официально она переиздавалась девять раз (1889 г. - первый русский перевод).

Задание для размышления

Объясните своими словами, какую психологическую мудрость выражают следующие афоризмы Монтеня, Ларошфуко, Лабрюйeра. Приведите примеры житейских наблюдений или ситуаций, в которых эти афоризмы подтверждаются.

  • См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии // Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб, пособие для вузов. М. : ПІ кола-Пресс, 1995. С. 39.

Психология и эзотерика

Житейские знания конкретны связаны с конкретными жизненными ситуациями а научная психология стремится к обобщенному знанию основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей. Житейские знания больше носят интуитивный характер а в психологической науке стремятся к рациональному объяснению психических явлений то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию. Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах из уст в уста через письма и т. а научные знания передаются через специальную систему фиксации...

№ 3 Отличие житейской психологии от научной

Научная и житейская психология отнесены к типам психологических знаний.

Как известно, многие люди считают себя «неплохими психологами»: они ведь общаются, решают какие–то вопросы, «понимают» друг друга и т. п. «Житейская психология» имеет полное право на существование и даже настоящие психологи (психологи–профессионалы) в немалой степени опираются на опыт житейской психологии, включая и свой собственный житейский опыт. Но специалисты все–таки различают психологию научную и психологию житейскую. выделяет следующие такие различия:

1. Житейские знания конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями, а научная психология стремится к обобщенному знанию, основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей.

2. Житейские знания больше носят интуитивный характер, а в психологической науке стремятся к рациональному объяснению психических явлений, то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию.

3. Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах (из уст в уста, через письма и т. п.), а научные знания передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта (через книги, лекции, аккумулируются в научных школах и т. п.).

4. В житейской психологии получение знаний осуществляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий. В научной психологии новые знания получаются также в специальных исследованиях и экспериментах, а также в особых формах научного мышления и воображения (то, что называют «воображаемым экспериментом»).

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступном ни одному носителю житейской психологии. Особая характеристика научного знания — его системность и упорядоченность, что позволяет каждому психологу–профессионалу ориентироваться во всем многообразии этого знания.

Но при этом, как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер, нельзя говорить, что научная психология непременно «лучше» житейской, так как на самом деле они взаимодополняют друг друга.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52527. Подорож країною динозаврів. Трикутники 323.5 KB
Дидактична мета: В ході уроку забезпечити засвоєння учнями основних понять трикутника та його елементів вчити застосовувати їх при розвязуванні задач. Питання можуть бути такими: Що називається трикутником Назвати елементи трикутника; Означити види трикутника за сторонами; і т. Учні дають усні відповіді на питання: Що називається висотою трикутника Де знаходиться точка перетину висот у трикутнику Скільки висот у трикутнику Особливості висот трикутника. Що є точкою перетину медіан трикутника Скільки медіа у...
52528. Discover Britain 6.3 MB
I want to draw your attention to the blackboard where the quotation from John Clarke is written: “He that travels far knows much”. I think these words can be the motor of our lesson. Let’s try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What is your opinion?
52529. Дисидентський рух на Україні в період загострення кризи радянської системи (ІІ половина 60-х – початок 80-х років) 152 KB
Стус Мета: освітня познайомити учнів із методами боротьби дисидентів проти тоталітарного режиму на Україні із формами переслідувань радянською владою інакодумців людей що викривали злочини СРСР і критикували політичний курс тоталітарного суспільства; розвиваюча зясувати які проблеми піднімали українські дисиденти у своїй діяльності яким чином поширювали інформацію про тоталітарну систему в СРСР простежити розвиток дисидентства на Україні від часу виникнення до його апогею...
52530. Дисидентський рух 60-х – 80-х рр. ХХ ст. в Україні 1.09 MB
Мета: розкрити процес зародження дисидентського руху; зясувати мету та основні цілі дисидентів; ознайомити школярів із провідними учасниками дисидентського руху; розглянути причини придушення дисидентства; розвивати вміння синтезувати матеріал; критично оцінювати історичні події; виховувати в учнів почуття патріотизму інтерес та повагу до історичного минулого своєї країни до борців за незалежність України. Оголошення теми та завдань уроку План до уроку Зародження дисидентського руху Мета та основні цілі дисидентів Діяльність...
52532. Meet Disney Heroes 92.47 KB
T: (divides pupils into two teams. Teams choose the names for them). Now I’m going to tell you the names of some colour and you will pick up the flag with this colour.) Each pupil can get one point for his team.
52533. THE MAGIC WALT DISNEY WORLD 2.04 MB
It’s the Main Street. But we can’t go. We don’t know the names of cartoons in English. You can get 1 ball. Let’s underline the letter combinations and read them correctly. (дети подчеркивают и читают хором за учителем)
52534. W.Disney and His Amusement Park - Disneyland 61 KB
The topic of our today’s lesson is “Walt Disney and His Amusement Park – Disneyland” and “The Past Indefinite Tense”. By the end of the lesson you should be able: 1. To talk about Walt Disney and his amusement park Disneyland, using active vocabulary.
52535. Складання розповіді за художньою картиною В. Хабарова „Портрет дівчинки” 529 KB
Діти пропоную вам розглянути ось цу картину. Діти ви розглянули картину російського художника В. Де розмістив художник героїню Якою вона зображена Діти пригадайте свої відчуття коли ви захоплено читаєте або щось майструєте або малюєте. Діти у парах відновлюють розповідь за картиною.