Журнал военные знания о смерче 1984 года. Любовь и секс. Число рождения для женщины

Вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Самбо (от «самооборона без оружия») подразделяется на два вида: самбо спортивное и боевое. Спортивное самбо - вид борьбы с большим арсеналом болевых и удушающих приемов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере. Боевое самбо (принятое в спецподразделениях МВД и Министерства обороны) помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.

Зародившись в СССР, спортивное самбо со временем получило широкое распространение за пределами страны. Официальной датой рождения самбо считается 1938 год, когда вышел приказ на государственном уровне о развитии "борьбы вольного стиля" (старое название самбо). Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы среди мужчин и женщин.
С 1972 г. проводятся международные соревнования по борьбе самбо. Самбо культивируется в более чем в 70 странах мира.
В 1981 году МОК признал борьбу самбо олимпийским видом спорта, но в программу Олимпиад этот вид борьбы до сих пор ни разу не был включён. Согласно данным Международной любительской федерации борьбы (англ. International federation of associated wrestling styles (FILA), самбо является одним из четырёх основных международных видов соревновательной борьбы среди взрослых, практикуемых на сегодня (остальные три - это Вольная борьба, Греко-римская борьба и Дзюдо).

Фундамент борьбы самбо был заложен еще до революции. В 1914 году три десятка околоточных надзирателей и городовых прошли курс подготовки полицейских, разработанный знаменитым русским борцом Иваном Лебедевым. В 1915 году Лебедев опубликовал книгу "Самозащита и арест". Продолжил дело Лебедева офицер царской армии Спиридонов В.А., позже работавший в органах НКВД. Спиридонов был хорошим знатоком джиу-джитсу, был также знаком с французским боксом (сават) и английским боксом. Вместе с энтузиастами общества "Динамо", объединявшего спортсменов-чекистов, он разработал систему самозащиты, имевшую в своем арсенале приемы из многих видов единоборств. В конце 30-х годов вышли 3 книги Спиридонова с грифом "для служебного пользования", описывающие эту систему.

Параллельно Спиридонову систему самообороны разрабатывал Ощепков В. С.. Ощепков учился в Японии в школе Кодокан и имел 2 дан по дзюдо, полученный им лично от Дзигоро Кано - основателя этого вида единоборств. С 1918 по 1926 год Ощепков был резидентом разведки в Японии и Китае. Там он познакомился с другими видами единоборств, в частности с ушу. Вернувшись в Россию, он задался целью сформировать эффективную систему самозащиты, доступную всем. Он начал, вместе со своими учениками, изучать другие виды борьбы, особенно национальной борьбы различных народов, проживающих на территории СССР. Приемы тщательно отбирались и шлифовались. В результате, в СССР работали два направления развития новой борьбы, по сути дополняя друг друга. После трагического 1937 года, когда ушел из жизни Ощепков, его дело продолжили его ученики (Харлампиев А.А., Галковский Н., Васильев И. и др.).

После Великой Отечественной войны в СССР стал распространяться обычная вольная борьба, и "вольная борьба свободного стиля" стала называться "самбо". Самбо так и развивалось по двум направлениям: спортивное - общедоступное и боевое - закрытое для широких слоев населения.

Исходя из истории развития, самбо является одновременно и спортивной борьбой, и комплексной системой самообороны. Делится на два вида - спортивное и боевое. Спортивное самбо - вид борьбы с большим арсеналом приемов. Боевое самбо включает в себя и ударную технику, технику работы с оружием, различные спец.техники (связывание, конвоирование и т.д.). Схватки проводятся на ковре как в стойке, так и партере. Более подробно на сайтах Всероссийская федерация самбо и Федерация боевого самбо России. Еще следует сказать, что боевое самбо рассекретили только в 1991 году. Но некоторые приемы и направления боевого самбо до сих пор изучают только в спец.подразделениях.

Правила самбо

В соревнованиях по самбо предусмотрено семь возрастных групп:

В самбо предусмотрено деление по весовым категориям в зависимости от возраста и пола.

Современные правила предусматривают следующий костюм участника: специальные куртки красного или синего цветов, пояс и короткие шорты, а также кроссовки для самбо - борцовки (или самбовки). Кроме того, для участников предусмотрен защитный бандаж для защиты паха (плавки или неметаллическая раковина), а для участниц - бюстгальтер и закрытый купальник. Куртки и пояса для самбо изготавливают из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки длиной до кисти, и шириной, оставляющей просвет до руки не менее 10 см. Полы куртки - не длинные, 15 см ниже пояса. Борцовки представляют из себя изготовленные из мягкой кожи ботинки с мягкой подошвой, без выступающих твёрдых частей (для чего все швы должны быть заделаны внутрь). Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищены покрытыми кожей войлочными прокладками. Шорты изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа, должны быть одноцветными и прикрывать верхнюю треть ноги.

Схватку борцов судит бригада в составе: руководитель ковра, арбитр, боковой судья, судья-секундометрист, технический секретарь и судья-информатор. Действия борцов оценивает нейтральная судейская тройка: руководитель ковра, арбитр и боковой судья. Каждый из них принимает соответствующие решения самостоятельно.

Первым на ковер выходит борец в красной куртке и занимает место в соответствующем углу, затем - борец в синей куртке. После представления соперники сходятся в центре ковра и обмениваются рукопожатиями. Делают шаг назад и по свистку арбитра начинают схватку. Сигнал об окончании поединка - удар гонга.

В спортивном самбо разрешены: броски, зацепы, подсечки, захваты, болевые приемы, удержания и др. атакующие и защитные действия. Борьба ведется в стойке и лежа на ковре (в партере). В течение схватки борцы не имеют права уходить за границу ковра без разрешения арбитра. Спортсмен может, с разрешения арбитра, покинуть ковер для приведения в порядок костюма. Медицинская помощь оказывается на ковре или на краю ковра. На ее оказание отводится в общей сложности не более 3 мин в ходе одной схватки.

Для взрослых и старшего возраста - 5 мин (муж) и 4 мин (жен), для среднего и младшего возрастов - 4 мин (муж и жен), для ветеранов - 4 мин (муж) и 3 мин (жен). Учитывается «чистое время». Если соревнования проходят в один день, то число схваток для одного спортсмена не должно превышать 9, если больше одного дня - 5. Для старшего и младшего возраста допустимый предел - 7 схваток в однодневных соревнованиях и 4 - в многодневных. Время отдыха между схватками должно составлять не менее 10 мин для взрослых и юниоров и не менее 15 мин - для юношей и подростков.

Определение победителя схватки. Технические баллы и квалификационные очки.

Результатом схватки может быть победа одного и поражение другого борца или поражение обоих спортсменов. Победа может быть: чистой, с преимуществом, по баллам, технической, по предупреждению, при снятии противника за пассивность.

Чистая победа присуждается за чистый бросок или болевой прием, приведший к отказу противника продолжать схватку, при явном преимуществе одного из борцов (он набирает 12 и более баллов), при снятии противника со схватки. (Чистым считается бросок без падения атакующего, в результате которого атакуемый, находившийся в положении стоя, падает на спину). При чистой победе победитель получает 4 квалификационных очка.

Если к моменту окончания схватки один из борцов набрал 8–11 баллов, ему присуждается победа с преимуществом. Победитель при этом получает 3,5 квалификационных очка. При наличии у проигравшего набранных в ходе схватки баллов он получает 0,5 очка. Если борец набрал от 1 до 7 баллов, ему присуждается победа по баллам. Победитель получает 3 очка, побежденный - 1 (при наличии баллов).

При равенстве баллов техническая победа присуждается борцу, набравшему больше оценок за технические действия: например, активность. Ему начисляется 3 квалификационных очка, побежденному - 1 очко (при наличии технических баллов). При равенстве «активностей» победа отдается тому из соперников, кто провел больше приемов на 4 и 2 балла. При наличии только «активности» и отсутствии баллов по окончании схватки победа присуждается тому борцу, у кого этих оценок больше, при одинаковом количестве «активностей» – тому, кто получил активность последним. В этом случае победитель получает 2 очка, побежденный - 0.

Если к моменту окончания схватки у обоих борцов нет технических баллов и оценок «активность» и имеется равное число предупреждений, победа присуждается тому, кто получил последнюю оценку за предупреждение, объявленное противнику. За победу предупреждением борец получает 2, а побежденный - 0 очков.

Решением главного судьи борец может быть дисквалифицирован и снят с соревнований с присуждением его противнику чистой победы. Борец может быть снят: при повторной попытке провести запрещенное действие, если он не укладывается в 3 минутный лимит времени, отведенный на оказание медицинской помощи, после двух предупреждений и при необходимости объявить ему третье за уклонение от борьбы. При дисквалификации и снятии с соревнований борца его противник может получить от 2 до 4 очков, – в зависимости от ситуации и решения судейской бригады.

Борец также может быть снят при получении травмы, за неявку на ковер в течение 1,5 мин после вызова на ковер, за грубое поведение по отношению к противнику, судьям, за отказ подать руку сопернику, за проведение некорректного приема, в результате которого соперник получил травму и – по заключению врача – не может продолжать борьбу, за обман судей. При этом спортсмен, снятый с соревнований, получает 0 очков, его противник – 4.

Атакующие действия борца, не принесшие ему чистой победы, оцениваются баллами. Качество и, соответственно, оценка броска зависят от следующих факторов: в каком положении находились до броска атакующий и атакуемый, без падения или с падением проводился бросок, на какую часть тела упал соперник в результате броска.

4 балла присуждаются: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на спину, за бросок без падения, при котором противник упал на бок, за удержание в течение 20 сек.

2 балла присуждаются: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на бок, за бросок без падения из положения стоя, при котором противник упал на грудь, живот, ягодицы, поясницу или плечо, за бросок без падения, при котором противник, до броска находившийся в положении на коленях, упал на спину, за неоконченное удержание, длившееся более 10 сек, за повторное предупреждение, объявленное сопернику.

1 балл присуждается: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на грудь, живот, ягодицы, поясницу или плечо, за бросок с падением, при котором противник до броска находился на коленях, упал на спину, за бросок без падения, при котором противник, находившийся до броска в положении на коленях, упал на бок, за первое предупреждение, объявленное противнику.

Активность присуждается за: неоконченное удержание, длившееся меньше 10 сек (оценивается один раз в схватку), за бросок без падения из положения стоя, при котором противник упал на колено или колени. Удержания, выполненные борцом в ходе схватки, не могут быть оценены более чем в 4 балла. Поэтому при проведении полного удержания набранные ранее баллы или активность за неоконченные удержания аннулируются.

Запрещенные приемы и действия

В спортивном самбо запрещено: бросать противника на голову с захватом на болевой прием, бросать противника, падая на него всем телом, делать удушающие захваты, а также зажимать сопернику рот и нос, препятствуя дыханию, наносить удары, царапаться, кусаться, проводить болевые приемы на позвоночнике, скручивать шею, руками и ногами сжимать голову противника или придавливать ее к ковру, скрещивать ноги на теле противника, упираться руками, ногами, или головой в лицо противника, давить локтями или коленями на любую часть тела противника, делать захваты за пальцы, делать загиб руки за спину и болевые приемы на кисть, выкручивать пятку и делать узлы на стопу противника, делать рычаг колена, сгибая ногу не в плоскости ее естественного сгиба, проводить болевые приемы при борьбе стоя, а также рывком. К запрещенным действиям относят: захват за трусы или за рукав куртки изнутри, за край ковра. Если судья не замечает запрещенного действия или приема одного из борцов, его соперник может подать судье сигнал голосом или жестом.

Техника самбо

По классификации создателя самбо А.Харлампиева, техника этого вида борьбы делится на: технику борьбы стоя, борьбу лежа и переход от борьбы стоя к борьбе лежа, включающий комбинации из бросков и приемов борьбы лежа.

Техника борьбы стоя. Включает: стойки, захваты (основные, ответные, предварительные и оборонительные), передвижения и обманные движения, броски и комбинации бросков, защиты от бросков и контрброски.
Броски делятся на:
- броски с участием ног – подножки, зацепы, подсечки, подбивы.
- броски с участием корпуса – через тазовый пояс, через спину, через плечевой пояс, через грудь.
- броски с участием рук или выведение из равновесия, захваты ног, броски кувырком, перевороты.

К работе в стойке относится и контроль дистанции. В самбо различают пять дистанций:
- Дистанция вне захвата – самбисты не касаются друг друга и маневрируют, передвигаясь по ковру без захватов.
- Дальняя дистанция – борцы захватывают друг друга за рукава куртки.
- Средняя дистанция – захваты проводятся за куртку и туловище.
- Ближняя дистанция – захваты проводятся за рукав и куртку на спине или за ворот куртки, пояс, ногу противника и т.д.
- Дистанция вплотную – самбисты захватывают друг друга, прижимаясь туловищем.

Техника борьбы лежа (в партере). В нее входят: заваливания (перевод противника из положения стоя на колене или коленях в положение лежа на спине), перевороты, удержания, болевые приемы на суставы рук и ног, защитные и контрприемы (борец отвечает на атаку соперника своим атакующим действием – броском, захватом и пр.).

Разработкой самбо начали заниматься в 30-х годах в СССР. Данная разновидность борьбы включает огромное количество приемов, взятых из национальных единоборств. Самбо можно разделить на спортивное и боевое. Они обладают отличиями. Надо различать между собой данные вариации, прежде чем будет выбрана определенная секция самбо. В данном обзоре речь пойдет об этом единоборстве.

Создание сотрудников НКВД

Разработкой самбо начал заниматься Спиридонов В. А. Именно он стал первым создателем этого боевого искусства. В период с 1922 по 1933 год им была разработана и описана в нескольких книгах техника самообороны. В качестве основы для ее создания были взяты английский и французский бокс, «бытовая драка», а также японское боевое искусство дзю-дзюцу.

Вся техника боя Спиридоновым разделена на несколько разделов. Это дожимы, рычаги, удары, комбинированные приемы, нажатия и сжатия, выводы из равновесия и выкручивания. На базе данной техники им предложены приемы защиты от разнообразных захватов и от нападения со стороны вооруженного противника. Курс самозащиты без оружия (самбо) Спиридонов проводил для сотрудников НКВД. Сначала борьба носила название «сам», потом ее переименовали в «самоз». И только со временем единоборство получило свое конечное название - самбо.

В технический арсенал боевого искусства входили удары руками, ногами, болевые приемы на суставы, а также удушения. Приемы должны были проводиться в стойке. Борьбы в партере тогда еще не существовало. Кимоно для самбо в те времена выглядело в виде куртки с пришитым к ней поясом. Также бойцы надевали В качестве обуви использовались ботинки военного образца.

Формирование спортивного единоборства

Второй создатель самбо - это С. Им в 1911 году был пройден курс обучения дзюдо, по окончании которого он получил 2-й дан. В период с 1922 по 1925 г. Ощепков сотрудничал с военной разведкой и находился на территории Китая. Там он познакомился со стилями ушу. В период с 1929 по 1939 г. он жил в Москве, часто ездил в Ленинград. Везде он пропагандировал дзюдо. И делал это не только среди командного состава армии, но и среди студентов. По сравнению со Спиридоновым, который не допускал обучения системе людей, не состоявших на службе, Ощепков стремился к противоположным целям. Он хотел, чтобы дзюдо было знакомо всем.

Им проводились семинары по самбо. Это происходило в разных городах. Программа подобных семинаров делилась на несколько разделов. Первый подразумевал демонстрацию бросков, рычагов, удушения и ударов (базовая техника). Второй раздел направлялся на показ приемов защиты от нападения со стороны противника, который был вооружен ножом, палкой или револьвером. На третьем этапе семинара демонстрировались приемы рукопашного боя между двумя безоружными противниками. Ощепков пытался научить стиля. Именно так он называл это единоборство.

Не остались без внимания показательные выступления Ощепкова по самбо. Это всегда производило большой фурор среди людей. В результате борьба была включена в программу обучения студентов физкультурных образовательных учреждений. Отдельные приемы вошли в комплекс ГТО. В 1932 году был выпущен сборник. В нем кратко излагались принципы системы вольной борьбы, в основе которой лежало единоборство дзюдо. Речь в книге шла о подготовительных упражнениях, страховке, правилах соревнований и т. п.

Отличия от дзюдо

Если сравнивать борьбу с классическим дзюдо, то она имела некоторые отличия. Ощепковым было изменено кимоно для самбо. Кроме того, он устранил ритуалы. Жесткое татами им было заменено на толстый мягкий ковер. Ко всему прочему, была дополнена техника некоторыми приемами, характерными для других единоборств. Борьба, которой обучал своих учеников тренер по самбо Ощепков, была более спортивной и доступной для массового распространения по сравнению с боевым искусством, которое разрабатывал Спиридонов.

Соединение двух единоборств в одно

В конце 30-х годов приемы единоборств Спиридонова и Ощепкова были соединены. Это сделал П., который обучался у обоих тренеров. Свою попытку он описал в пособии для школ НКВД. Его работа была продолжена Харлампиевым. Он также издал книгу под названием «Борьба самбо». Это пособие вышло в 1949 году. Однако им были исключены удары, удушения, опасные виды бросков и защитные приемы от вооруженных противников. Тем самым именно он разделил борьбу на спортивную и боевую. Обе разновидности были описаны в книгах.

Спортивная борьба

Итак, самбо - это спортивный вид единоборства. Боевое искусство пользуется большой популярностью во многих странах мира. На современном этапе оно включает в себя несколько тысяч самых разных приемов. И используют их не для нападения. Спортсмены России смогли выиграть много турниров за всю историю существования борьбы. Спортивная разновидность единоборства разделяется на весовые категории. За выполнение приемов разной сложности присуждаются очки. Спортсмен может победить досрочно. Ему для этого потребуется выполнить болевой прием, уложить соперника на спину, при этом оставшись в стойке, или получить на 12 очков больше.

Боевая разновидность искусства

Занятия самбо боевого вида подразумевают обучение нанесению ударов как по рукам, так и по ногам. Также есть возможность выполнять броски, болевые приемы, удержания и т. п. Многими считается, что такое единоборство нарушает философию спортивной борьбы, так как внимание акцентируется в большей степени на атаке. Однако ведущие эксперты не согласны с этим мнением, считая, что борьба используется для самообороны. Боевое самбо России стало развиваться в 30-х годах Спиридоновым. Но об этом уже было более подробно описано выше. Борьба включает в себя огромное множество ударов, приемов. Именно по этой причине она похожа на многие восточные единоборства. Но имеется одно большое отличием. Это наше национальное боевое искусство.

Важные элементы боевого искусства

Есть одно условие, которое учитывается вне зависимости от того, какая была выбрана секция самбо: занятия проводятся на борцовском ковре. Его собирают из плотно сложенных матов. Они могут обладать брезентовым, фланелевым либо другим видом покрытия. Ковер для борьбы включает в себя рабочее пространство, зону безопасности, которая выполнена из обкладных матов. Вся система должна быть прикреплена к полу с помощью реек, заведенных под маты, расположенные по краям.

Если матов нет, то можно воспользоваться стружкой и опилками. Первый слой должен быть не менее 20 см в толщину. Для его создания стоит использовать стружку. Толщина второго слоя не должна быть менее 15 см. Для его создания следует применить опилки. Оба слоя должны быть тщательно утрамбованы и выровнены. Надо подготовить рабочую поверхность. Для этого на полученную конструкцию потребуется натянуть брезент. Зафиксировать его потребуется по всему периметру с помощью реек. Их надо тщательно друг к другу подогнать. Это поможет предотвратить высыпание содержимого после ударов.

Если вы решили заняться борьбой, то следует понимать, что каждая секция самбо подразумевает наличие у спортсмена специальной одежды. Это боевая куртка без ворота, матерчатый пояс, спортивные трусы и специальная обувь - борцовки.

Также в борьбе активно используются спортивные снаряды. Речь идет о гантелях, гирях, штангах и других предметах, за счет которых можно развить силу. В системе подготовки используются как вес спортсмена, так и вес его противника.

Философия боевого искусства

Самбо России является не только разновидностью спортивного единоборства. Борьба подразумевает целую систему, с помощью которой можно воспитывать и развивать морально-волевые качества, патриотизм и гражданственность. Самбо является наукой обороны, но никак не нападения. Единоборство не только научит самозащите. Оно также предоставит богатый жизненный опыт, поспособствует формированию твердого характера, стойкости и выносливости. Именно эти качества потребуются не только в работе, но и в общественной деятельности.

Самбо для взрослых и детей является занятием, которое помогает вырабатывать самодисциплину. С помощью единоборства формируется внутренняя нравственная опора, сильная личная позиция, которая сказывается в достижении поставленных перед собой целей. С помощью борьбы будет сформирована социальная опора общества: люди, которые смогут постоять как за себя, так и за свою семью.

Традиции единоборства

Традиции берут свое начало из культуры народностей России, из В эту боевую систему входят лучшие приемы из национальных единоборств. В момент ее формирования в качестве основы были взяты кулачные бои, борьба (русская, грузинская, татарская, армянская, казахская, узбекская). Также учитывались приемы, характерные для бокса (французского и английского). Не осталась без внимания вольно-американская, английская борьба, дзюдо, сумо и другие виды единоборств.

Соревнования по самбо основываются на поиске всего передового и целесообразного, на постоянном совершенствовании, обновлении. Боевая система открыта всему самому лучшему. Совместно с многочисленными приемами борьбы национальное единоборство впитало нравственные принципы, характерные для разных народов. В самбо воплотилась часть культур, присущих разным странам. И на современном этапе люди, которые занимаются самбо, не только обучаются приемам самозащиты. Они получают огромный опыт, помогающий им сформировать достойное поведение, основанное на ценностях патриотизма и гражданственности.

Чего нельзя делать

История самбо связана с историей России, с победами. Борьба является живым символом преемственности разных поколений.

Для самбо, как и для других видов состязаний, характерно наличие запрещенных действий. За них судьи карают достаточно строго. Запрещено:

  1. Бросать визави на голову или с захватом на болевой прием. Запрещено падать на противника всем телом во время броска.
  2. Выполнять удушения, зажимать рот или нос.
  3. Выполнять удары, кусаться либо царапаться.
  4. Делать болевые приемы на позвоночник, выполнять скручивание шеи, сжимание головы руками и ногами.
  5. Придавливать голову к ковру и скрещивать ноги на теле визави.
  6. Упираться с помощью рук, ног и головы в лицо.
  7. Давить локтями или коленями сверху.
  8. Захватывать пальцы рук или ног.
  9. Загибать руки за спину, выполнять болевые приемы на кисти.
  10. Выкручивать ноги за пятку, выполнять «узлы» на стопы.
  11. Выполнять болевые приемы рывком или при борьбе стоя

Это основные запреты, которые прививают тренеры, проводя занятия самбо.

Заключение

В данном обзоре было рассмотрено такое боевое искусство, как самбо. Оно возникло сравнительно недавно. Но за все время своего существования сумело привлечь к себе внимание со стороны многих стран мира. И возможно, в скором времени борьба будет включена в программу Олимпиады. Чего мы искренне и пожелаем этому национальному боевому искусству России!

80 лет назад 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал приказ №633 «О развитии борьбы вольного стиля». В нем, в частности, говорилось о необходимости «организовать секции борьбы вольного стиля при всех республиканских, краевых, областных и городских комитетах по делам физкультуры и спорта. В республиках, краях и областях, в которых национальные виды борьбы пользуются популярностью среди местного населения, организовать и укрепить спортивную работу по данным видам борьбы». Для этого «отделу физкультуры и спорта ВЦСПС и всем ЦС добровольных спортивных обществ дать указания на места о развертывании работы по борьбе вольного стиля, обязав выделить на это дело необходимые средства». Хотя в документе говорится о «борьбе вольного стиля», на самом деле речь идет о самбо. Точнее, о том виде единоборства, которое мы сегодня знаем под этим названием.

Уроки русских пластунов

Раз в постановлении шла речь о создании секций, значит, к этому времени уже было что и кому преподавать. Действительно, сама «борьба вольного стиля» возникла раньше, а в 1938 году лишь была «узаконена», правда, термин «самбо», то есть самозащита без оружия, тогда еще не употреблялся, он официально появится только в 1947 году. Хотя еще в 1920-е годы возникло сокращение «самоз» - так называлась система приемов, разработанная Виктором Спиридоновым. Это был один из выдающихся русских «рукопашников», создателей нескольких систем самообороны, которые легли в основу того боевого искусства, которое впоследствии станет именоваться самбо. С него и начнем.

О юности Виктора Афанасьевича известно немного. Начинал службу в императорской армии вольноопределяющимся в 17 лет, окончил Казанское военное училище, уже офицером сражался в японскую, имел несколько боевых орденов. Видимо, тогда понял прикладное значение боевых искусств, всерьез увлекся джиу-джитсу и боксом. В мировую войну был на фронте, демобилизован после тяжелой контузии. После революции Спиридонов стал начальником школы джиу-джитсу по подготовке инструкторов при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции и одним из основателей общества «Динамо», возглавив созданную по его инициативе секцию нападения и защиты без оружия. Проводил семинары, читал лекции, устраивал показательные выступления в цирке. По слухам, трибуны всегда были переполнены, а успех - огромен. Написал несколько методических пособий по рукопашному бою под грифом «секретно», самое полное из них, вышедшее в 1933 году, называлось «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения».

В конце 1930-х его вынудили уйти из «Динамо», но, к счастью, у него уже было достаточно много учеников, которые могли продолжить дело. В начале Великой Отечественной войны уже почти шестидесятилетний Виктор Афанасьевич вернулся к активной деятельности и обучал эффективному рукопашному бою бойцов формировавшейся из спортсменов-динамовцев Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. В 1943 году он скончался в столице после тяжелой болезни.

Спиридонов - совершенно отдельная веха в развитии самбо. Он шел своей дорогой, опираясь на опыт русских бойцов-пластунов, японские боевые искусства, бокс, сават, классическую или французскую борьбу. Его система была исключительно прикладной, в ней в основном были представлены приемы, направленные на моментальное выведение противника из строя, нанесение максимальных повреждений, даже увечий. Подразумевалось использование оружия, ремня, тяжелого сапога, ножа. Это далеко от спорта, но и в современном самбо есть боевой раздел. И при его создании опыт Спиридонова оказался весьма востребован.

Ветер с востока

Второй Атлант, на плечах которого было построено современное самбо, - это Василий Ощепков, родившийся в 1892 году на Сахалине. Родители его были каторжанами, позже мать перевели на положение ссыльной. Мальчик рано остался сиротой. В 1905 году остров отошел Японии, и Василий оказался в Стране восходящего солнца в духовной семинарии при Русской православной миссии в Токио. Там начал заниматься дзюдо, которое входило в обязательную школьную программу. Успехи юноши были столь очевидны, что его решили показать в институте дзюдо Кодокан, - Василий выдержал вступительные испытания и был принят в школу, которую называют храмом дзюдо. Дословно Кодокан переводится как «Дом изучения пути». Он был основан Дзигоро Кано - человеком, создавшим современное дзюдо, заложившим основы техники и философии. У него и учился Ощепков.

В 1913 году Василий получил черный пояс первого дана, став третьим европейцем и первым русским мастером в истории. Через несколько лет он сдал экзамен на второй дан. После революции Ощепков вернулся в Россию, видимо, из-за прекращения финансирования. Дальний Восток был занят Колчаком, Ощепкову волей-неволей пришлось контактировать с новым правительством; но в Гражданской войне он не участвовал. Василий свободно владел японским, поэтому зарабатывал переводами и уроками. Почти сразу открыл школу дзюдо во Владивостоке. В 1923 году Ощепков снова объявился в Японии уже как бизнесмен-кинопрокатчик, не нашедший общего языка с советской властью. На самом деле он уже работал в отделе агентурной разведки Пятой армии.

Третий, заключительный бой в противостоянии Мохаммеда Али и Джо Фрейзера состоялся в 1975 году в Маниле, Филиппины, и завершился победой Али. В историю бокса поединок вошел как один из самых жестоких в истории супертяжелого веса

Фото: Getty Images/ Bettmann/Contributor


Бой Майка Тайсона против Леннокса Льюиса в 2002 году завершился победой Льюиса нокаутом в 8-м раунде в 12-раундовом бою. Этот бой был признан одним из самых дорогих и в тоже время скучных боев в истории бокса


Первый в истории бой между бойцом смешанных единоборств Конором Макгрегором и профессиональным боксером Флойдом Мейвезером, 2017 год. Поединок проходил по правилам бокса, где Макгрегору пришлось сменить привычные шингарты на классические перчатки боксера

Фото: Global Look Press/Marcel Thomas

Через несколько лет Ощепкова обвинили в растрате казенных денег - не все потраченные им на агентов средства оказались подтверждены расписками. Наверное, свою роль сыграло и недоверие ОГПУ к бывшему «колчаковскому переводчику», да еще женившемуся в Японии на белоэмигрантке. Ощепкову пришлось вернуться в СССР. Дело против него быстро закрыли, однако путь в Токио теперь был отрезан. Зато боевое искусство становится главной сферой его жизни.

Сначала Ощепков преподавал искусство самообороны в Новосибирске, но уже в 1929 году его пригласили в Москву. Он вел занятия в ЦДКА (Центральный дом Советской Армии - предтеча ЦСКА) занятия по рукопашному бою, которые имели всё больше поклонников. Была даже создана специальная группа для высшего комсостава РККА. С 1930 года Василий Сергеевич преподает дзюдо в качестве одной из учебных дисциплин в Московском институте физкультуры и ведет там несколько групп.

В это время Ощепков стал замечать, что некоторые чисто японские традиции непонятны нашим людям, и стал реформировать свой стиль. Отказался от непривычного татами и классического кимоно, оставив только куртку с поясом, без которых невозможно было проводить захваты. Отменил церемониальные поклоны, заменив их рукопожатием, и изменил систему оценки приемов. Заменил непривычные японские названия приемов на русские: «отхват изнутри с захватом ноги», «зацеп», «боковая подсечка», «бросок через голову», «бросок через бедро», «удержание» и т.д. Кроме того, Ощепков обогатил технику борьбы новыми приемами, которые подметил в процессе работы. На организуемые им соревнования приезжали борцы со всей страны, которые не знали, что такое дзюдо, зато владели национальными видами единоборств - армянской борьбой кох, азербайджанской гюлеш, казахской, узбекской и татаркой куреш, грузинской чидаоба, тувинской хапсагай, бурятской бухэ барилдаан, молдавской трынта и т.д.

Собственно, термин «вольный стиль» и появился сначала как возможность показать себя борцам разных национальных школ. А потом Ощепков пошел дальше и включил ряд неожиданных приемов из этих самобытных стилей в свою систему борьбы.

С самого начала Ощепков разделял спортивное и прикладное направление своего стиля борьбы. Первое нужно было для тренировок, самосовершенствования и соревнований, второе - для применения в бою. И здесь ограничений не было, а борцовские приемы были дополнены ударными техниками японского карате, окинавского джиу-джицу, французского савата и классического бокса. Но всё же, основой системы Ощепкова было дзюдо, чего он никогда не скрывал. В традиции восточных единоборств, где каждый мастер мог создавать свою школу, творчески развивая опыт его учителей, можно было бы говорить о «школе дзюдо Ощепкова», но советские реалии вынуждали его расширять спектр возможностей своего стиля.

К середине 1930-х Ощепков преподавал рукопашный бой на военном факультете Институте физкультуры, школе профсоюзов имени Шверника, вел секцию во Дворце спорта Осоавиахима. Летом 1937 года Василию Сергеевичу удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при инфизкульте Высшей школе тренеров. И вдруг в начале октября арест и обвинение по традиционной 57-й статье - враг народа и японский шпион. Всего через неделю великий тренер скончался - то ли не выдержало больное сердце, то ли «перестарались» на Лубянке.

Летом 1937-го Красная армия вошла на территорию Монголии, после чего отношения с Японией обострились до предела. В прессе началась антияпонская истерия, под которую попало и дзюдо. Вот типичная газетная цитата тех времен: «Родина воинствующего фашизма, страна реакции, террора и интервенции Япония имеет систему физического воспитания, предназначенную исполнять классовые заказы японских империалистов. Эта система носит название дзюу-до» (цитата по книге: Лукашев М. Н. «Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской»).

Ощепков с его японским воспитанием, языком и дзюдо сразу же попал под подозрение. Но арест его был вызван не реальной деятельностью тренера, а начавшимся маниакальным поиском шпионов. Поскольку «фигурант» скончался в тюрьме, дело закрыли, и подробности его канули в Лету. Через несколько дней после ареста Василия Сергеевича, когда он был еще жив, в инфизкульте вышел приказ о закрытии отделения дзюдо.

Рождение самбо

Тем не менее школа выжила. Ученики Ощепкова - В.В. Сидоров. Н.М. Галковский, Р.А. Школьников, Б.А. Сагателян, А.А. Будзинский, A.M. Ларионов, В.П. Волков и другие продолжили дело. К этому времени почти все они стали самостоятельными мастерами, вели секции, издавали пособия для разных силовых ведомств. И всё же особняком стоит фигура еще одного ученика Ощепкова - Анатолия Харлампиева.

Выходец из цирковой семьи, он уже в детстве стал выходить на манеж в качестве акробата. Его дед был знаменитым борцом и цирковым атлетом, а отец изучал бокс во Франции, стал чемпионом Европы и одним из основоположников этого спорта в СССР. Но Анатолий увлекся борьбой и поступил в институт физкультуры к Ощепкову на отделение дзюдо. Окончил в 1936-м, после чего Василий Сергеевич передал ему свою секцию во Дворце спорта Осавиахима - Ощепков физически не успевал сам вести занятия во всех основанных им кружках и «подтягивал» лучших учеников.

Когда Ощепкова арестовали, Анатолий по просьбе супруги тренера забрал все его архивные материалы - книги, конспекты, рукописи и т.д. Это был по тем временам весьма смелый и рискованный шаг, тем более что родной брат Харлампиева тоже числился «врагом народа». Так Харлампиев, по сути, стал наследником мастера, хотя он не был самым сильным или самым способным из его последователей и представлял уже «вторую генерацию» - учеников его первых учеников. С другой стороны, их связывали и неформальные отношения, поскольку Василий Сергеевич дружил с отцом Анатолия, между прочим, основателем Высшей школы тренеров по боксу при Институте физической культуры.

Харлампиев отлично понимал «суть времени». Он сразу отказался от названия дзюдо (или сознательно им пожертвовал), чтобы сохранить содержание и организационную структуру созданной Ощепковым школы. Не меняя ничего в технике и философии его стиля борьбы, он окружил ее идеологическим пузырем, который идеально вписался в пропагандистскую систему тех лет. При каждом удобном случае нужно было говорить о «народном» и «национальном» происхождении «борьбы вольного стиля», его объединяющем «пролетарском» смысле и, конечно, важнейшей роли партии в оттачивании техники бросков и удушающих приемов.

Летом 1938 года в Москве состоялся первый всесоюзный тренерский сбор «борьбы вольного стиля», в рамках которого состоялась и научно-практическая конференция. На ней Харлампиев выступил с докладом с характерным названием «О систематике советской борьбы вольного стиля»: «Только в нашей Советской стране, руководимой коммунистической партией, которая идет под знаменем Ленина-Сталина, только в Сталинскую эпоху, согретые Сталинской заботой о человеке, народы необъятного Советского Союза Республик сумели создать этот прекрасный вид спорта - «Советскую борьбу вольного стиля»!» (цитата по стенограмме конференции).

В итоге Харлампиев был назначен старшим тренером по борьбе, которая через несколько месяцев - 16 ноября - обрела официальный статус. Была создана Всесоюзная секция борьбы вольного стиля, ответственным секретарем которой тоже стал Анатолий Харлампиев. В следующем году в Ленинграде прошел первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля», были выработаны правила проведения соревнований. Точнее сказать - утверждены, ведь они мало отличались от тех, которые ранее создал Ощепков. Еще до войны вышла работа по «борьбе вольного стиля» Николая Галковского и Романа Школьникова, было издано учебное пособие для школ НКВД Виктора Волкова - ученика и Ощепкова, и Спиридонова. Кстати, тогда возник конфликт между Волковым и Спиридоновым, который обвинил своего воспитанника в плагиате. Пришлось даже создавать комиссию для разрешения этого спора.

Война стала важнейшим рубежом в становлении нового вида борьбы, поскольку ее прикладная ценность была доказана практикой. Аргументировать необходимость и целесообразность развития ее больше не было необходимости. Многие мастера из школ Ощепкова и Спиридонова тренировали различные армейские спецподразделения, многие сами применяли навыки в боях. В 1946 году у отточенной практикой системы появилось новое название - «самбо». Оно мгновенно вошло в обиход, заменив не ставший популярным термин «самоз» и аморфное понятие «борьба вольного стиля». В эти же годы произошло четкое разделение на чисто прикладное «боевое самбо» и спортивную борьбу с тем же названием.

Мифы и реальность

В 1947 году в журнале «Огонек» появился очерк писателя Исая Рахтанова «История самбо», в котором основателем этого вида единоборства был объявлен Анатолий Харлампиев. С этого началась легенда, в которой не нашлось места Ощепкову, Спиридонову или Нилу Ознобишину, а все лавры достались исключительно Харлампиеву. Это, мягко говоря, не совсем справедливо, хотя и его роль как функционера, популяризатора и автора первых книг по самбо принижать тоже не стоит. К тому же до реабилитации в 1957 году имя «врага народа» Ощепкова опасно было даже упоминать. А когда это стало возможно, были уже написаны десятки статей и книг о «создателе самбо» Харлампиеве, и разрушить легенду оказалось практически нереально. Правда, Анатолий Аркадьевич и не пытался.

Завершил сотворение мифа снятый в 1983 году фильм «Непобедимый», в котором главный герой Андрей Хромов (его сыграл Андрей Ростоцкий), в котором даже по инициалам легко узнается Анатолий Харлампиев, ездит по только что освобожденным от басмачей районам Средней Азии и собирает приемы народной борьбы. К реальности, даже к настоящим фактам из биографии Харлампиева сценарий Павла Лунгина никакого отношения не имел, зато тысячи мальчишек после просмотра фильма записались в секции самбо. Так даже после своей смерти (Харлампиев скончался в 1979 году) он продолжал популяризировать вид спорта, которому отдал всю жизнь. И, наверное, это важнее, чем споры о том, кто же был создателем борьбы самбо.

На международной арене самбо заявило о себе в 1964 году. XVIII Олимпийские игры проводились в Токио, и в них впервые были включены соревнования по дзюдо. В СССР дзюдо не практиковали со времен ареста Ощепкова, но специально к Играм при федерации самбо создали секцию дзюдо. Естественно, на Игры отправились облаченные в кимоно самбисты. Итог - четыре бронзовые медали, а ведь соревнования проводились только среди мужчин и всего по четырем категориям. Лишнее подтверждение того, где стоит искать истоки самбо. Собственно, сейчас это уже никто не опровергает, а большинство борцов участвуют в соревнованиях как по дзюдо, так и по самбо.

Борьба самбо появилась, когда первый русский, получивший черный пояс по дзюдо, начал отрабатывать свои навыки на чистопрудненских хулиганах. Поразительная, странная и местами дикая история советского боевого стиля продолжается до сих пор.

Ощепков, Спиридонов и Харлампиев - отцы-основатели

Самбо любопытно и замечательно хотя бы по той причине, что это - советское боевое искусство. Оно расшифровывается как «самооборона без оружия», а его появление относится к началу XX века, когда жили три отца-основателя этого стиля.

Первый из них - Виктор Афанасиевич Спиридонов , создатель системы «самоз» , прикладной борьбы и рукопашного боя, применявшегося советской милицией и войсками НКВД. Самоз изначально задумывался как закрытый, ведомственный стиль и был создан на основе модного в те времена в Европе японского джиу-джитсу, а также вольной борьбы, классической борьбы, бокса и савата.

Виктор Спиридонов

Основной целью самоза была подготовка милиционеров, диверсантов и контрразведчиков. Подготовка включала в себя изучение приемов, направленных на быстрое обезоруживание и обездвиживание противника. Много внимания уделялось болевым и удушающим приемам в стойке, а также работе против вооруженного противника. Все это понятно: милиционер, вяжущий преступника, или разведчик, берущий «языка», борется не за очки.

Самоз преподавался внутри закрытых школ и не был рассчитан на широкие слои населения, так как в его арсенал входили травмирующие и калечащие техники, которые до автоматизма нарабатывались уже непосредственно при задержаниях и боестолкновениях. Распространение этой системы среди обычных граждан посчитали слишком опасным.

Именно эта закрытость сейчас сыграла злую шутку, ведь многие представители современного российского старательно пытаются подмазаться к секретному ведомственному самозу.

Ощепков и дзюдо

Василий Ощепков

Второй отец-основатель самбо, Василий Сергеевич Ощепков , родился на каторге от осужденной вдовы еще до революции. Однако через некоторое время судьба улыбнулась будущему титану борьбы, и в 1907 году его отправили в русскую семинарию в Японии. Туда набирали мальчиков-сирот, чтобы сделать из них знатоков японской истории и культуры, а заодно и разведчиков. Незадолго до этого закончилась русско-японская война, и сведения об этом опасном соседе были крайне важны.

Кроме целого комплекса дисциплин в семинарии преподавались и основы дзюдо, переживавшего свой расцвет в Японии. Ощепков с удовольствием тренировался и, став лучшим учеником, получил шанс оказаться приглашенным на занятия в знаменитую школу дзюдо «Кодокан» к самому Дзигоро Кано , основателю этой борьбы.

К чести японского учителя, он оценил стойкость и дисциплинированность Ощепкова и не стал обращать внимание на национальные различия. Именно он рассказал ему о секрете, зная который можно было попасть в Кодокан . Дело в том, что перед претендентами на зачисление выступал сам Дзигоро Кано, который разводил многочасовые речи о морали, вежливости, правилах приличия и прочих, совершенно неинтересных для молодых парней вещах.

Дзигоро Кано

Естественно, большинство претендентов уже через несколько минут теряли интерес к словам Кано и начинали отвлекаться, зевать или потягиваться. Именно за этим строго следили стоящие за их спиной тренера Кодокан. И лишь внимательного и почтительного юношу, который все время, не шелохнувшись, с уважением слушал пожилого сенсея, принимали в школу. Так туда попал и Ощепков.

Надо сказать, что тренировки тогда были намного суровей нынешних, и из всех, кто попал в школу вместе с Василием Сергеевичем, остался только один он. Да и японцы, после войны с враждебностью относившиеся к русскому, часто превращали обычные спарринги в настоящие бои, и Ощепкову пришлось очень непросто. Но, тем не менее, он первым из русских получил черный пояс по дзюдо, и третьим из европейцев второй дан.

После революции и гражданской войны Ощепков работал сначала во Владивостоке, устраивая показательные выступления и соревнования по дзюдо. После своего переезда в Москву он сумел заинтересовать высшее руководство страны борьбой, а в 1929 году начал преподавать ее в Государственном центральном институте физической культуры.

Сохранилась забавная история о том, как он привлек внимание первых людей страны. Ученик Ощепкова, Н.М. Галковский, рассказывает, что однажды секретарь командарма Тухачевского зашел в его кабинет и увидел, что командарм направил револьвер на крепкого, лысого гражданина, однако тот ловким приемом обезоружив шефа, бросил того на пол. Секретарь уже думал броситься на помощь начальнику, и только окрик Тухачевского остановил его. Оказывается, это сам военачальник, неплохо владевший навыками борьбы, попросил Ощепкова продемонстрировать на нем приемы дзюдо.

Именно с работой Ощепкова в Инфизкульте связана еще одна веха в появлении самбо. Дело в том, что учиться туда приезжали крепкие ребята со всех концов многонациональной советской страны, многие из которых неплохо владели своими, национальными видами борьбы.

Ощепков любил познавать новое и часто боролся с учениками, расспрашивая их о потенциально полезных приемах. Их он впоследствии добавлял в свою систему. Так, в будущем самбо появились элементы грузинской чидаобы , татарского и башкирского куреш , молдавской трынты, армянского коха , а также еще нескольких систем борьбы народов Советского Союза. Позже его ученики уже специально ездили по СССР, привозя мастеру фотографии приемов национальных видов борьбы. Конечно, Ощепков дополнял свою систему не только приемами борцов национальных республик. Также он активно впитывал умения классической и вольной борьбы.

Нужно сказать, что в те времена на улицах расплодилось множество хулиганов, и Ощепкову не раз приходилось успокаивать распоясавшихся люмпенов. Его жена в своих воспоминаниях рассказывала о том, как Василий Сергеевич однажды вырубил негодяя, который шел по улице и всем, попадавшим ему на встречу, бил в лицо.

Позже Ощепков с учениками организовал «чистопрудную практику». Дело в том, что в те времена на Чистопрудном бульваре в Москве вечером постоянно терлись хулиганы, пристававшие к прохожим и избивавшие тех, кто пытался их урезонить. Именно туда чуть ли не каждый вечер отправлялся Ощепков с учениками, чтобы устроить местным бузотерам показательную порку, избивая и разгоняя злостных нарушителей спокойствия. Будущим самбистам приходилось драться против преступников, вооруженных ножами, кастетами и палками, набирая, таким образом, бесценный опыт.

Анатолий Харлампиев

После трагической гибели В.С. Ощепкова в тюрьме в 1937 году, инициативу подхватил его ученик Анатолий Аркадьевич Харлампиев , превратив борьбу вольного стиля дзюу-до (это не ошибка, именно так тогда это и произносилось) Ощепкова в то самбо, которое мы теперь знаем. Хотя официально советская борьба вольного стиля стала называться так только в 1947.

Современное самбо

Сейчас самбо - динамично развивающаяся система «борьбы в куртках», где разрешены броски в стойке, а также болевые на ноги и на руки в партере. Удушающие здесь, к слову, запрещены. Это было сделано еще на заре возникновения и популяризации самбо, так как в массы решили нести более мягкую и менее травматичную версию борьбы.

Однако для любителей пожестче в конце 90-х появилось боевое самбо - смесь ударных техник и борьбы, где разрешены добивания, удары руками и ногами, удары головой, удушения и прочие прелести нынешнего MMA. Практически, это и есть MMA, поэтому соревнования по боевому самбо выглядят так брутально.

Самбисты в MMA

Федор Емельяненко

Утверждение о том, что боевое самбо - это MMA «в куртке», полностью подтверждается нашими борцами, отлично проявляющими себя в смешанных единоборствах.

Самый очевидный пример - Федор Емельяненко, знаменитый «Последний Император», крушивший всех во времена японского «Прайда», и ставший символом ММА в России, сделав этот спорт столь популярным у нас. Кстати, 13 октября этого года он будет биться в Беллатор с любителем «трэштока» Чейлом Сонненом.

Также можно вспомнить Виталия Минакова, бывшего чемпиона в тяжелом весе все того же Беллатора. Ждем, когда он вернется в промоушен и получит обратно свой пояс.

Олег Тактаров

Нельзя забывать и о первопроходце ММА из России, Олеге Тактарове, который бился в UFC, когда оно еще не было мейнстримом. В свое время он даже завоевывал пояс чемпиона.

Ну, и естественно, говоря о бойцах самбо в ММА, невозможно не упомянуть нынешнего чемпиона UFC в легком весе Хабиба «Орла» Нурмагомедова. Американской публике он, прежде всего, запомнился своей белой папахой и надписью на футболке «если бы самбо было легким, оно называлось бы джиу-джицу».

Недавно UFC анонсировало супербой между Хабибом и Конором Макгрегором за пояс в легкой весовой категории. Если никто опять не слетит с боя, что раньше бывало не раз, 6 октября этого года мы увидим противостояние настоящих титанов.

Самбо в уличной драке

Насколько самбо применимо в уличной драке? Главное преимущество этой борьбы заключается в том, что в ней есть множество приемов, как в стойке, так и в партере. Воткнуть противника головой в асфальт для профессионального самбиста - раз плюнуть, ведь он прошел все круги спаррингов и соревнований. А умение бороться в куртке для нашей климатической зоны трудно переоценить.

Возникновение и развитие борьбы самбо

С незапамятных времен народы, населяющие нашу Родину, культивировали национальные виды спортивной борьбы и приемы самообороны.
Спортивная борьба с древнейших времен служила одним из средств воспитания молодежи. Об этом хорошо сказал известный таджикский поэт XIII века Саади:
Неопытный львенок боится лисы.
Воспитанный в холе, стараньями жен,
От первой же схватки сбежит, устрашен.
Охотой, борьбою, метанием стрел
Занявшись, подросток становится смел.

Каждый народ имел свою, национальную борьбу, свой опыт, который со временем рос и преумножался. Некоторые виды борьбы у разных народов были схожи друг с другом, некоторые принципиально отличались. На основе положительного опыта всех национальных видов борьбы и была создана интернациональная спортивная борьба самбо.
Созданная система борьбы и самозащиты с первых же дней ее рождения стала бурно развиваться. На основе обмена опытом между различными национальными видами борьбы шло совершенствование приемов самбо. Накопление огромного практического материала привело к необходимости провести классификацию и систематизацию приемов борьбы самбо, выделить и отдельно изучить употреблявшиеся в разных приемах захваты, подготовки и некоторые другие элементы. Стало ясно, что многие элементы, присущие одним приемам, можно с успехом перенести на другие, сходные с ними. Это сделало борьбу самбо по количеству приемов самой богатой борьбой в мире. Каждый занимавшийся борьбой самбо стремился внести и вносил какой-то свой вклад в ее развитие и распространение. Так, для боевой части борьбы самбо динамовцы еще в 1923 году нашли хорошее название «САМозащита Без Оружия». Сначала сокращенно они называли ее «САМ», затем – «САМОЗ» и, наконец, - «САМБО».
16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР издал приказ (Приказ № 633), в котором говорилось: «Борьба самбо в СССР, сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза… представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и оборонному значению вид спорта…». Дата 16 ноября 1938 года и стала днем официального признания борьбы самбо.
По окончанию войны борьба самбо стала развиваться еще быстрее. Начала издаваться литература по борьбе самбо, а затем, несколько позднее, ее стали переводить и на иностранные языки. С этой поры борьба самбо перешагнула границы СССР и получила широкое распространение, и прежде всего в странах народной демократии. Немало этому способствовали успешные выступления самбистов на соревнованиях по дзюдо. Так, в 1963 году самбисты, выступив на первенстве Европы по дзюдо и борясь по непривычным для них правилам, все же завоевали первое место.

В последнее время Президент и Правительство России уделяют огромное внимание развитию спорта и физического воспитания молодежи нашей страны. Можно сказать, что это стало одним из основных направлений в политике государства.
Борьба самбо в России является Национальным видом спорта. Пермский край один из ведущих центров России по подготовке высококвалифицированных спортсменов-самбистов, успешно защищающих честь нашего города, области и Родины на различных спортивных аренах.
Ряд спортсменов Прикамья неоднократно становились чемпионами и призерами чемпионатов Мира, Европы, СССР и России. В настоящее время наша область насчитывает более 25 мастеров спорта международного класса и заслуженных мастеров спорта, 10 заслуженных тренеров России и СССР. На чемпионатах России 2002 , 2003 и 2004 гг. сборная команда Пермской области заняла общекомандные I-е места. В настоящее время в России наша сборная находится в списке лидеров.
Основоположником борьбы самбо в Прикамье является Александр Широков, создавший в 1955 году секцию самбо в Горном институте (ныне Пермский Государственный Технический Университет). В дальнейшем он начал развивать борьбу самбо в г. Краснокамске, куда переехал жить. Продолжил развитие самбо в Перми Леонид Дмитриевич Голев, Герой Советского Союза, приехавший из Ленинграда (сам он родом из Кудымкара). Начал он работать в С.О. "Динамо", затем перешел в Политехнический институт, куда поступило учиться большинство его воспитанников. А с 1961 года борьба самбо начинает развиваться и в различных коллективах г. Перми и Пермской области. В 1965 году в Перми во дворце культуры им. Свердлова проходил чемпионат СССР.
В последнее время в России и во всем мире стремительно развивается и прогрессирует боевой раздел самбо, который так и называется – боевое самбо. За границей этот вид приобрел бешеную популярность и называется «COMBAT SAMBO». Популярности боевого самбо способствует его зрелищность, приближенность к реальным условиям, огромное прикладное значение и, по мнению специалистов самые справедливые в единоборствах правила. Выходцами из боевого самбо являются такие известные спортсмены, выступающие в боях без правил как Федор Емельяненко, Олег Тактаров, Сергей Харитонов.

Спортивный лагерь федерации
Лагерь федерации самбо расположен в живописном месте. Вокруг стеной стоит хвойный лес, но территория лагеря – довольно обширная поляна, свободна от деревьев и всегда залитая солнцем. Прямо по территории лагеря петляет река Ашапка, неподалеку находится место ее впадения в реку Ирень.
На территории лагеря, а раньше он был пионерским, есть практически все удобства: вода, домики и корпуса для проживания, спортивный зал, эстрада, полоса препятствий, в последней стадии строительства находится теплая столовая. Территория лагеря всегда находится в чистоте и порядке, постоянно идут работы по благоустройству различных объектов. Огромная заслуга в этом директора лагеря Сергея Александровича Новикова,
О популярности лагеря говорит факт его известности в различных кругах: администрация Ординского района, которая активно помогает развитию лагеря, ежегодно проводит там сборы с допризывной молодежью, и другие мероприятия районного масштаба, администрация п. Ашап и руководство колхоза «Урал» также оказывает всестороннюю помощь и поддержку, что помогает поддерживать лагерь в рабочем состоянии. На территории лагеря неоднократно проводились чемпионаты России по подводной охоте и Всероссийский фестиваль «Рыбак рыбака», планируются подобные мероприятия и этим летом.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОРЬБЫ САМБО

Официальным днём рождения самбо, родина которого - Советский Союз, считается 16 ноября 1938 года. Тогда вышел приказ Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта, в котором самбо признавалось "чрезвычайно ценным по своему многообразию техники и оборонному значению" видом спорта. Название "самбо" произошло в результате соединения первых трех букв слова "сам(озащита)" с начальными буквами слов "б(ез) о(ружия)".

Знатоки спорта считают борьбу самбо синтезом многих национальных видов единоборств, распространенных на территории бывшего Советского Союза. Насчитывается более двадцати народных видов борьбы, корни которых уходят в далекое прошлое. Естественно, что самбо, созданное на основе многих национальных видов борьбы в одежде, располагает огромным арсеналом приемов. В нем сейчас насчитывается тысячи приемов защиты и нападения, успешно применяемых азербайджанским "гюлеше", армянским "кохе", казахским "ку-ресе", молдавской "трынте", таджикской "гуштингири", туркменским "гореше", грузинской "чидаоба", узбекским "куреше" и многими другими. И хотя все они различаются своими особыми правилами, их объединяет то, что все они проводятся в одежде, имеющей пояс.

Исторические предпосылки возникновения самбо сложились к тридцатым годам нынешнего столетия. Изучив многие национальные виды борьбы, взяв у них все лучшее, специалисты задумали создать новый вид единоборства в одежде. Родоначальником борьбы самбо по праву следует считать Василия Сергеевича Ощепкова, одного из немногих европейцев, обучавшихся в знаменитом японском центре дзюдо г. Токио - Кодокане. В середине двадцатых годов В. Ощепков организовал сначала на Дальнем Востоке, затем в г. Новосибирске секцию по изучению приемов самозащиты. Он первый разработал пособие по рукопашному бою, проводил курсы по подготовке инструкторов обучения приемам самозащиты. В дальнейшем, работая в качестве преподавателя в Московском институте физической культуры, В. Ощепков воспитал целую плеяду продолжателей своего дела: это И.В. Васильев, Н.М. Галковский, Р.А. Школьников, А.А. Харлампиев, Б.А. Сагателян и многие другие.

Настойчивым пропагандистом самбо следует считать также В.А. Спиридонова, работавшего в спортивном обществе "Динамо". Именно В.А. Спиридонов впервые в 1928 году выпустил книгу под названием "Самозащита без оружия".

Одним из основоположников самбо справедливо считают А. Харлампиева. Он много ездил по стране, изучая приемы национальных видов борьбы, а затем систематизировал их и написал учебные пособия, пользующиеся большим спросом у специалистов и любителей. Его книга "Борьба самбо11 неоднократно переиздавалась в нашей стране и переведена на многие иностранные языки. Он участвовал в подготовке выдающихся отечественных спортсменов. В знак признания его заслуг с 1982 года в Москве проводится Мемориал А. Харлампиева, в котором участвуют и зарубежные самбисты.

С 1966 года самбо получило международное признание - было включено в Международную любительскую федерацию (ФИЛА).

В 1972 году был проведен I открытый чемпионат Европы. В восьми весовых категориях первые места заняли советские спортсмены и в двух - японские. Первыми чемпионами Европы стали: В. Кюлленен, А Хош, К. Герасимов, В. Невзоров, А. Федоров, Ч. Езерскас, Н. Нисинаки, Н. Сато, С. Новиков, В. Кузнецов.

Соревнованиям предшествовал международный семинар судей и тренеров, на котором советские самбисты познакомили иностранцев с порядком проведения соревнований, правилами судейства, техникой, тактикой, методикой обучения и тренировки, с историей борьбы самбо.

В 1973 году прошел I чемпионат мира. Он был проведен в г. Тегеране (Иран). Сборная СССР завоевала 9 золотых и 1 серебряную медали. Чемпионами стали Г. Георгадзе, А. Шор, М. Юнак, Ш. Чанрав (Монголия), Д. Рудман, А. Федоров, Ч. Езерскас, Л. Тедиашвили, Н. Данилов, В. Кливоденко.

В 1985 году на Конгрессе в г. Бильбао (Испания) было объявлено о рождении Международной любительской федерации самбо (ФИАС). В настоящее время под эгидой ФИАС самбо культивируется более чем в 40 странах мира. Созданы Американская, Европейская и Азиатская федерации. Ежегодно проводятся чемпионаты и первенства мира по всем возрастным категориям среди мужчин и женщин, личный и командный Кубок мира, чемпионаты и первенства Европы и Азии, панамериканские чемпионаты, чемпионаты мира среди студентов, чемпионат мира среди полиции и милиции, чемпионат мира среди пограничников.

Учитывая огромную популярность самбо в мире, оргкомитет I Всемирных юношеских Игр включил самбо в свою демонстрационную программу. Более 35 стран со всех континентов заявили о желании принять участие в этих соревнованиях, которые прошли летом 1999 года в Москве. 2-е место на этом представительном форуме занял пермяк Юрий Аликин, выступавший в весовой категории до 90 кг.

В настоящее время Международный олимпийский комитет рассматривает вопрос о включении борьбы самбо в программу Олимпийских игр.