Значение шпеер, альберт в энциклопедии третьего рейха. Шпеер Альберт: биография, фото и интересные факты

Генеральный инспектор по строительству и реконструкции столицы рейха 30 января - 20 января январь - 30 января Рождение: 19 марта (1905-03-19 )
Мангейм , Баден ,
Германская империя Смерть: 1 сентября (1981-09-01 ) (76 лет)
Лондон ,
Великобритания Место погребения: Гейдельберг Супруга: Маргарет Вебер Дети: шестеро Партия: НСДАП (1931-1945) Образование: Берлинский технический университет ,
Мюнхенский технический университет ,
Университет Карлсруэ Профессия: архитектор Автограф: Награды:

Биография

Альберт Шпеер происходил из крупнобуржуазной мангеймской семьи. И его отец Альберт Фридрих Шпеер , и дед Альберта были архитекторами. У Альберта был старший брат Герман (род. 1902) и младший брат Эрнст (род 1906, пропал без вести в Сталинграде в 1943 году). Двоюродный брат Альберта Эрнст Шпеер стал психиатром и одним из основоположников психотерапии . Альберт обучался в мангеймской гимназии имени Лессинга, а после переезда семьи в Гейдельберг - в местном высшем реальном училище, современной гимназии имени Гельмгольца в Гейдельберге. По настоянию отца Альберт поступил изучать архитектуру в , а в 1924-1925 годах - в Мюнхенской высшей технической школе . Осенью 1925 года Шпеер перевёлся в Берлинскую высшую техническую школу . Ему не удалось записаться на семинар Ганса Пёльцига , и с 1926 года Шпеер учился у Генриха Тессенова . Получив диплом в 1927 году, Шпеер проработал научным ассистентом у Тессенова до 1932 года.

Между двумя войнами

В 1930 году Шпеер впервые услышал речь Гитлера , которая произвела на него неизгладимое впечатление.

В январе 1931 года он вступил в НСДАП (членский номер 474481), штурмовые отряды и Национал-социалистический механизированный корпус . Стал руководителем НСМК в берлинском районе Ванзее . В Мангейме открыл собственное архитектурное бюро. В 1932 году получил первые партийные заказы на незначительную перестройку некоторых объектов НСДАП.

В марте 1933 года по заданию Геббельса перестроил здание министерства пропаганды . Познакомился с Гитлером , который, обратив внимание на его организационный талант, назначил его техническим ассистентом своего любимого архитектора Пауля Людвига Трооста и поручил перестройку рейхсканцелярии . Шпеер очень быстро вошёл в ближний круг фюрера. В 1933 году участвовал в оформлении первомайской демонстрации НСДАП в Темпельхофе и партийного съезда НСДАП в Нюрнберге , использовав красные полотнища и фигуру орла с размахом крыльев в 30 метров. Грандиозное шествие на открытии съезда запечатлела Лени Рифеншталь в своей документально-постановочной ленте «Победа веры ». В том же году Шпееру была поручена реконструкция штаб-квартиры НСДАП в Мюнхене.

В январе 1934 года после смерти Пауля Людвига Трооста он стал личным архитектором Гитлера, автором проектов новой рейхсканцелярии и территории съездов НСДАП в Нюрнберге .

«Шпеер, пожалуй, был единственным человеком, к которому Гитлер испытывал какие-то чувства, кого слушал и с кем иногда даже беседовал» (Траудль Юнге).

Вторая мировая война

В 1937 году Альберт Шпеер был назначен генеральным инспектором имперской столицы по строительству, в задачу которого входила перестройка Берлина . В 1938-1939 годах он разработал генеральный план реконструкции столицы Германии. По замыслу Гитлера, Берлин должен был стать столицей нового мира в монументальном архитектурном стиле.

В 1938 году Шпеер получил звание прусского государственного советника и был награждён золотым знаком НСДАП . В 1941-1945 годах был депутатом рейхстага от западного избирательного округа Берлина . 8 февраля 1942 года после гибели Фрица Тодта был назначен А. Гитлером рейхсминистром вооружений и боеприпасов , генеральным инспектором дорог, а также генеральным инспектором водных и энергоресурсов . В этом качестве успешно руководил всей военной промышленностью рейха и её переориентацией на тотальную войну. Несмотря на поврежденную немецкую инфраструктуру и перебои в снабжении сырьём, к 1944 году Шпееру удалось добиться значительного роста производства вооружений . Шпееровская организация военной промышленности в первую очередь опиралась на использование подневольных рабочих и заключенных концентрационных лагерей. Для этого он тесно сотрудничал с Генрихом Гиммлером и его организацией СС . 2 сентября 1943 года различные ведомства Шпеера были объединены в Имперском министерстве вооружения и военной промышленности .

В 1944 году Шпеер тяжело заболел и всю весну не мог исполнять свои служебные обязанности. В связи с нехваткой сырья и рабочей силы военная экономика оказалась на грани краха. Несмотря на то что Шпеер выступал за прекращение войны, Гитлеру удалось убедить его остаться на своем посту . После июльской попытки переворота были обнаружены документы участников Сопротивления, в которых они предлагали его в качестве министра нового правительства. Однако Шпеер смог убедительно объяснить, что он об этом ничего не знал и не поддерживал никаких связей с заговорщиками .

В 1945 году в последние месяцы Второй мировой войны Шпеер сопротивлялся «тактике выжженной земли » Гитлера. Он саботировал приказы об уничтожении промышленных предприятий и инфраструктуры рейха и даже якобы, как он сам позднее утверждал, хотел отравить Гитлера .

23 мая 1945 года был арестован союзниками вместе с другими членами Фленсбургского правительства и помещён в военную тюрьму в Нюрнберге . Во время Нюрнбергского процесса против главных военных преступников был одним из немногих обвиняемых, которые признали свою вину . В своем последнем слове Шпеер сказал:

«Диктатура Гитлера была первой диктатурой индустриального государства в век современной технологии, диктатура, которая довела до совершенства технологический инструментарий, чтобы повелевать собственным народом… С помощью таких технических средств, как радио и громкоговорители, у восьмидесяти миллионов людей было отнято самостоятельное мышление».

После войны

Вместе с шестью другими осуждёнными его поместили в бывшую военную тюрьму Шпандау на территории Западного Берлина . Тюрьма в Шпандау находилась под контролем представителей четырёх стран-союзниц. Многочисленные прошения о помиловании со стороны семьи и политиков были отклонены из-за неприемлемости для Советского Союза . 30 сентября 1966 года Шпеер вышел из тюрьмы, отсидев весь срок заключения.

В 1969 году он опубликовал написанные ещё в тюрьме мемуары - «Воспоминания» (нем. Erinnerungen ), которые пользовались большим успехом. В 1975 году вышла его книга «Шпандау: Тайный дневник» (нем. Spandauer Tagebücher ), а в 1981 году - «Государство рабов. Мои дискуссии с СС» (нем. Der Sklavenstaat - Meine Auseinandersetzung mit der SS ). В них он изобразил себя аполитичным технократом и интеллектуалом, который почти ничего не хотел знать о преступлениях режима и только «исполнял свой долг».

Альберт Шпеер скоропостижно скончался 1 сентября 1981 года в возрасте 76 лет в отеле Park Court в Лондоне от кровоизлияния в мозг во время встречи с любовницей .

Основные работы

  • Шпеер А. . - Смоленск : Русич, 1997. - 700 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-88590-587-8 . и её последующие издания:
    • Шпеер А. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. - М .: Центрполиграф, 2005. - 654 с. - ISBN 5-9524-1531-8 .
    • Шпеер А. . - М .: Захаров, 2010. - 688 с. - ISBN 978-5-8159-0974-8 .
  • Шпеер А. . - М .: Захаров, 2010. - 528 с. - ISBN 978-5-8159-1015-7 .
  • Альберт Шпеер «Воспоминания». - Пер. с нем., Смоленск: «Русич», 1997. - 696 с.
  • Albert Speer. Der Sklavenstaat. Meine Auseinandersetzungen mit der SS (Государство рабов. Мои дискуссии с СС), 1981

Память

В искусстве

Шпеер присутствует в большом количестве художественных фильмов о Третьем рейхе. Вот некоторые из них:

  • х/ф «Нюрнберг» (в роли Шпеера - Герберт Кнауп),
  • х/ф «Бункер» (Хайно Ферх),
  • т/сериал «Семнадцать мгновений весны» (Алексей Бояршинов).

В 2013 году российским писателем-фантастом Андреем Мартьяновым был издан роман в жанре альтернативной истории «Der Architekt. Без иллюзий», в котором Шпеер является главным героем. В 2014 году вышло продолжение книги - «Der Architekt. Проект „Германия“».

См. также

Напишите отзыв о статье "Шпеер, Альберт"

Примечания

Литература

  • Залесский К. А. Вожди и военачальники Третьего рейха: Биографический энциклопедический словарь.. - М .: «Вече», 2000. - С. 448–450. - 576 с. - ISBN 5-7838-0550-5 .
  • Залесский К. А. Кто был кто в Третьем рейхе: Биографический энциклопедический словарь.. - М .: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. - С. 750–753. - 942 с. - ISBN 5-17-015753-3 (ООО «Издательство АСТ»); isbn 5-271-05091-2 (ООО «Издательство Астрель»).
  • Залесский К. А. НСДАП. Власть в Третьем рейхе. - М .: Эксмо , 2005. - С. 613–615. - 672 с. - ISBN 5-699-09780-5 .

Ссылки

  • на IMDB
  • (нем.)

Отрывок, характеризующий Шпеер, Альберт

Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке.
– И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке.
Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем.
– Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок!
– Батюшки светы, ножик то…
– Вишь татарка!
– Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе.
Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты.
Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности.
В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха.
Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном – был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков. Дядюшка был тоже весел; он не только не обиделся смеху брата и сестры (ему в голову не могло притти, чтобы могли смеяться над его жизнию), а сам присоединился к их беспричинному смеху.
– Вот так графиня молодая – чистое дело марш – другой такой не видывал! – сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев.
– День отъездила, хоть мужчине в пору и как ни в чем не бывало!
Скоро после дядюшки отворила дверь, по звуку ног очевидно босая девка, и в дверь с большим уставленным подносом в руках вошла толстая, румяная, красивая женщина лет 40, с двойным подбородком, и полными, румяными губами. Она, с гостеприимной представительностью и привлекательностью в глазах и каждом движеньи, оглянула гостей и с ласковой улыбкой почтительно поклонилась им. Несмотря на толщину больше чем обыкновенную, заставлявшую ее выставлять вперед грудь и живот и назад держать голову, женщина эта (экономка дядюшки) ступала чрезвычайно легко. Она подошла к столу, поставила поднос и ловко своими белыми, пухлыми руками сняла и расставила по столу бутылки, закуски и угощенья. Окончив это она отошла и с улыбкой на лице стала у двери. – «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку?» сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей, и счастливой, самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна. На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовой мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.
Всё это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Всё это и пахло и отзывалось и имело вкус Анисьи Федоровны. Всё отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой.
– Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей:
– Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то!
Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду.
– Что же вы не служите, дядюшка?
– Служил, да бросил. Не гожусь, чистое дело марш, я ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит. Вот насчет охоты другое дело, это чистое дело марш! Отворите ка дверь то, – крикнул он. – Что ж затворили! – Дверь в конце коридора (который дядюшка называл колидор) вела в холостую охотническую: так называлась людская для охотников. Босые ноги быстро зашлепали и невидимая рука отворила дверь в охотническую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. – У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
– Как хорошо, право отлично, – сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
– Как отлично? – с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. – Не отлично, а это прелесть, что такое! – Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.
– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.
– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга. Шпеер, Альберт (Speer), (1905-1981), придворный архитектор Гитлера. Родился 15 марта 1905 в Манхейме. Изучал архитектуру, был ассистентом в Берлинском техническом институте. В 1931 вступил в НСДАП, а в 1932 - в СС. Состоял членом нескольких второстепенных архитектурных комиссий по сооружению штаб-квартиры гауляйтера Берлина, затем ему было поручено техническое обеспечение гигантского партийного съезда в Темпельхофе 1 мая 1933. Мастерское использование Шпеером быстро сооружаемых флагштоков и необычных световых эффектов придало нацистским массовым сборищам особый помпезный стиль. В 1934 ему поручили разработать проект обустройства участка для партийных съездов в Нюрнберге
Успехи Шпеера, которому еще не было и тридцати, привлекли внимание Гитлера. Вслед за вниманием посыпались должности и заказы. Фюрер, будучи сам несостоявшимся архитектором, видел в Шпеере воплощение собственных юношеских мечтаний. Он приблизил к себе способного архитектора, назначил его руководителем отдела Германского трудового фронта и ввел в штаб своего заместителя. В 1937 Шпеер стал Главным инспектором рейха по архитектуре, получив задание "вновь сделать Берлин настоящей и истинной столицей Германского рейха". Воплощая грандиозные замыслы Гитлера, Шпеер неутомимо работал: проектировал государственные учреждения, стадионы, дворцы, монументы и целые сверхгорода для будущей Великой Германии. Шпеер открыто выражал восхищение идеями своего патрона, которые другие архитекторы называли "безумной сентиментальностью", годной для прошлого века. Несостоявшийся студент Академии художеств, Гитлер часами стоял прикованный к наброскам и макетам Шпеера. В 1938 он вручил ему Золотой партийный значок.
Шпеер продолжал свою работу и после начала 2-й мировой войны. В 1941 он был избран депутатом рейхстага. В следующем году его назначили на важный пост в министерство вооружения и военной промышленности вместо погибшего в авиационной катастрофе Фрица Тодта. С этого момента Шпеер полностью переключился с архитектуры на военную промышленность. Он также занимал множество других важных постов: член центральной плановой комиссии, Генеральный инспектор водных ресурсов и энергетики, директор организации Тодта, руководитель Национал-социалистического корпуса водителей и начальник главного партийного технологического управления. Некоторое время он считался вторым наиболее важным человеком в Третьем рейхе и безусловным диктатором германской военной промышленности. Он достигал необыкновенных производственных результатов, несмотря на противодействие со стороны других нацистских руководителей и невзирая на тяжелые потери от бомбежек союзников. Шпеер косвенно был осведомлен о готовящемся покушении на Гитлера, но никогда не был тесно связан с Июльским заговором 1944. В последние недели войны он оказал сопротивление приказам Гитлера проводить политику "выжженной земли", сеять хаос и разрушения, лишь только потому, что германский народ оказался недостойным гения своего фюрера.
Представ перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге в 1946, Шпеер оказался единственным из обвиняемых, признавшим свою вину за преступления Третьего рейха. "Этот суд необходим, - заявил он. - В авторитарной системе за такие ужасные преступления все несут общую ответственность". Любопытны его признания: "Мне кажется, что если бы у Гитлера мог когда-либо быть друг, этим другом был бы я". В своих показаниях Шпеер утверждал, что его деятельность была "технологической и экономической", а не политической, что он был лишь архитектором, и все, что ему было известно о происходящем, это то, что он мог прочитать в газетах. Он признавал, что отвергал жестокость не в силу гуманности, а с практической точки зрения, поскольку излишняя жестокость была бы помехой в его усилиях увеличить производство. Трибунал ограничился тем, что признал "соучастие" Шпеера в программе использования подневольного труда: "В качестве смягчающего обстоятельства, следует признать то, что... на заключительных этапах войны он был одним из немногих, кто имел смелость сказать Гитлеру, что война проиграна и нужно сделать шаги по предотвращению бессмысленных разрушений промышленных предприятий". Шпеер был признан виновным по пункту 3 (военные преступления) и пункту 4 (преступления против человечности). 1 октября 1946 он был приговорен к 20 годам заключения в берлинской тюрьме Шпандау. Освободился в 1966.
В 1970 Шпеер опубликовал книгу "Внутри Третьего рейха", которая получила всемирную известность. Первые наброски он сделал еще находясь в Шпандау, тайно вынося по кусочку, и затем собрал материал в книгу. Эту книгу признали самыми выдающимися политическими мемуарами всех времен. Книга демонстрирует, каким образом неограниченная власть Гитлера смогла сочетаться с новым механизмом, обеспеченным современной технологией. Шпеер пишет, что Третий рейх на самом деле был весьма далек от монолитного тоталитарного государства, а был лишь раздробленным феодальным княжеством, контролируемым местными политиками, такими как циничный министр пропаганды д-р Геббельс, бесцветный шеф CC Гиммлер и глава Люфтваффе Геринг. Каждый отстаивал собственные личные интересы и стремился к собственной выгоде, не заботясь о том, какой ценой дается война. Шпеер настаивал на том, что он лично не принимал участия в тех ужасах, которым способствовала его деятельность. Он признавал, что заключил договор с дьяволом и понял слишком поздно смысл своего договора.

Использован материал Энциклопедии Третьего рейха -

ШПЕЕР (Sрееr) Альберт (19.03. 1905, Мангейм - 01.09. 1981, Лондон) Государственный деятель, архитектор. Сын известного архитектора. В 1923 поступил в Высшее техническое училище в Карлсруэ, весной 1924 перевелся в Мюнхен, а осенью 1925 в высшее техническое училище в Берлине-Шарлоттенбурге. Летом 1927 получил диплом архитектора, оставшись в училище ассистентом у профессора Тессенова. В январе 1931 вступил в НСДАП (партбилет № 474481). 01.03. 1931 вступил в СА и Национал-социалистический автомобильный корпус (НСКК). В 1931 был привлечен К. Ханке к оформлению здания местного комитета НСДАП. В 1932 руководил перестройкой здания Берлинской окружной партийной организации. После прихода нацистов к власти в 1933 Шпееру была поручена Ханке и Й. Геббельсом перестройка здания Имперского министерства народного просвещения и пропаганды, одновременно составил план декораций для грандиозной манифестации 01.05. 1933. Взлет Шпеера начался, когда А. Гитлер одобрил его проект оформления партийного съезда в Нюрнберге в 1933. После этого Гитлер поручил Шпееру перестройку своей берлинской резиденции. Это ввело Шпеера в ближайшее окружение Гитлера. С этого момента Шпеер стал считаться "личным архитектором фюрера", и ему стали поступать престижные заказы: перестройка резиденции Г. Геринга, разработка различных проектов. После смерти 21.01. 1934 наиболее любимого архитектора Гитлера П. Троocта Шпеер занял совершенно исключительное положение при фюрере. В начале 1934 Шпееру было поручено создание в Нюрнберге грандиозной трибуны для партийных митингов (390 метров длиной и 24 высотой). Одновременно Шпеер за организацию массовых манифестаций был назначен начальником отдела в штабе заместителя фюрера. С 30.01. 1934 начальник отдела "Эстетика труда" в организации "Сила через радость". Автор проектов новых заводских зданий, мебели, интерьера. Выступил инициатором проведения ночных торжественных шествий. В 1934 разработал проект грандиозного "Партийного форума" в Нюрнберге ("Гран-при" Всемирной выставки в Париже, 1937). Летом 1936 Шпееру лично Гитлером была поручена разработка планов перестройки Берлина в нацистском духе, и в 1937 он был назначен на специально для него введенную должность генерального уполномоченного по строительству новой столицы рейха. Став одним из самых близких к Гитлеру человеком, постоянно сопровождал его в поездках. Фактически с 1934 Шпеер был автором и руководителем практически всех важнейших перестороек германской столицы, кроме того. Шпеер прославился среди нацистского руководства тем, что умел так поставить дело, что завершал строительство в рекордно короткие и практически невозможные сроки. С августа 1941 депутат Рейхстага от Западного Берлина. После начала войны Шпееру было поручено руководство строительством для военных нужд, возглавив штаб строительных работ "Шпеер". 09.02. 1942 после гибели Ф. Тодта Шпеер был назначен имперским министром вооружений и боеприпасов. За короткое время Шпееру удалось резко увеличить производительность германкой промышленности, мобилизовав ее на производство вооружений. Пользуясь неизменной поддержкой Гитлера, Шпеер сконцентрировал в своих руках руководство практически всей промышленностью Германии. 02.03. 1943 министерство было переименовано к Имперское министерство военной промышленности с одновременным значительным расширением его компетениии. Фактически Шпеер стал диктатором военной экономики, сведя на нет влияние Имперского министерства экономики, Управления по 4-летнему плану и др. Предпринимал попытки усиления роли имперского кабинета за счет партии, но это встретило как возражение Гитлера, так и крупные разногласия Шпеера с высшим руководством НСДАП и гаулейтерами. Тем не менее, Шпеер добился запрещения М. Борману вмешиваться в кадровую политику министерства. В июле 1943 получил полный контроль над новой программой кораблестроения. После событий 20.07. 1944 вмешательство партийных органов и СС в действия Шпеера вновь усилилось, кроме того, отношения между Шпеером и Гитлером стали более прохладными. В 1945 авторитет Шпеера у Гитлера окончательно пошатнулся, и стало ясно, что вскоре Шпеер будет заменен новым фаворитом Гитлера О. Зауром. Кроме того, ситуация осложнилась тем, что Шпеер распорядился не уничтожать при отступлении заводы, на чем настаивал Гитлер. После смерти Гитлера сохранил свой пост в правительстве К. Деница, кроме того, ему было подчинено и Министерство экономики. 23 мая вместе с другими министрами нового правительства арестован американскими войсками. В качестве главного военного преступника привлечен к суду Международного военного трибунала е Нюрнберге. Приговорен к 20 годам тюремного заключения. Содержался в тюрьме Шпандау. 01.10. 1966 по окончании срока заключения освобожден, Автор мемуаров.

Использованы материалы кн.: Залесский К.А. Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003

Особа, приближённая к фюреру, Шпеер Альберт, был архитектором, самым влиятельным в гитлеровской Германии. Кроме этого, он был рейхсминистром вооружений и оборонной промышленности, а значит, одним из самых важных лиц в государстве.

Семья

Шпеер Альберт пошёл по стопам отца, весьма известного в стране архитектора, и сын его, тоже Альберт, продолжил семейную традицию, став, может быть, не столь именитым зодчим, но все же достаточно востребованным. В 1964 году он основал собственную архитектурную фирму во Франкфурте-на-Майне. Шпеер Альберт-сын родился уже в Третьем рейхе, в 1934 году, когда его отец в свои двадцать девять уже устоялся в профессии и в то же время ещё не потерял пассионарности. Родился сподвижник Гитлера в Манхейме, изучал архитектуру в Берлине, после чего был оставлен в родном техническом университете ассистентом.

В партию нацистов Шпеер Альберт вступил практически сразу - уже в 1931 году, стал членом нескольких комиссий, занимавшихся берлинской архитектурой, то есть сооружением штаб-квартиры для гауляйтера, а потом готовил майский съезд NSDAP 1933 года в Темпельхофе. Своей помпезной стилистикой нацисты обзавелись только благодаря Шпееру - он продуманно использовал весь свой профессиональный арсенал вплоть до световых шоу и эффектов с флагштоками. Проект обустройства участка для съезда 1934 года в Нюрнберге готовил тоже, естественно, Альберт Шпеер.

Знаменитость

Молодой человек, трудившийся с таким триумфальным успехом, привлёк внимание Гитлера почти сразу. А когда это внимание было замечено окружающими, архитектор немедленно стал знаменит. От заказов не было отбоя, должности быстро накапливались, не успевая сменять друг друга. Гитлер, видимо, сам хотел быть архитектором, но не вышло, потому и получилось, что профессия художника - его несбывшаяся мечта, а Альберт Шпеер - воспоминания о ней.

Очень быстро архитектор вошёл в ближайшее окружение фюрера. В 1937 году он уже инспектировал весь Третий рейх в своей профессиональной области. Именно его усилиями Берлин стал "столицей мира", у Гитлера на этот счёт были планы просто грандиозные. Всё это очень подробно описывается в книге, которая родилась непосредственно после Нюрнбергского процесса, в тюрьме, где провёл двадцать лет Альберт Шпеер, "Третий Рейх изнутри". Это были исключительно интересные политические воспоминания.

До войны

Однако до того времени, когда вышла книга Альберта Шпеера, было ещё очень далеко. Архитектор вдохновенно проектировал стадионы, госучреждения, дворцы, мосты, монументы и целые города Германии. А Гитлер подавал ему идеи для воплощения, которые сам Шпеер очень хвалил (надо сказать, не все с ним соглашались в оценках, но Шпеер не мстил - ни тогда, ни впоследствии). Это был (да и есть) самый известный архитектор века. Правда, после него не осталось ни одного здания - только несколько фонарей и лес на окраине столицы.

Другие архитекторы считали этот стиль позавчерашним веком смешной и нелепой сентиментальности. Однако жарких споров не наблюдалось. Дело в том, что у Гитлера авторитет был непререкаемый, хотя и не получилось у него окончить Академию художеств. А Шпеер получил целых три высших профессиональных образования. Как с ними спорить? Все видели, что диктатор долгими часами мог смотреть, как работает его протеже, изучать макеты, рабочие наброски и всё остальное, чего касались руки мастера. А в 1938 году Гитлер вручил Шпееру партийный значок - золотой.

Война

Вторая мировая война принесла архитектору несколько десятков всевозможных должностей. В 1941-м стал депутатствовать в Рейхстаге, а в 1942-м поднялся на серьёзнейшую правительственную должность министра военной оборонной промышленности. Кроме того, он - член ЦК по планированию военных поставок, главный инспектор по энергетике и водным ресурсам, технолог партии нацистов и руководитель организации Тодта.

Очень важный человек в рейхе. И успешный. Всегда и во всём добивался самых высоких результатов. Может быть, именно поэтому его имя нашли в списках, составленных неудачливыми заговорщиками, планировавшими покушение на Гитлера. Они зарезервировали для Шпеера место рейхсканцлера в новом правительстве. Правда, Шпеер отрицал всяческие связи с этими людьми, и, что удивительно, ему поверили. Он вообще всегда позволял себе много, даже прямое неподчинение фюреру. В конце войны тактика "выжженной земли" не была приведена в действие из-за того, что Шпеер саботировал этот приказ, и вся немецкая инфраструктура, которая уцелела после советских и английских бомб, была сохранена.

Выводы

А вот выводы этот талантливый, смелый и умный человек сделал неправильные. Причём настолько неправильные, что впору засомневаться в его уме и таланте. Смелости, правда, не отнять. После поражения в войне Германии пришел конец, решил Альберт Шпеер. И его битва закончилась, потому что фюрер был гениален, а германский народ оказался недостоин такого предводителя.

В 1946 году Альберта, как и других оставшихся и сложивших оружие, судил Нюрнбергский трибунал. Свою вину он признал, чего не сделал почти никто из сидящих на той скамье. Более того, он сказал, что этот суд необходим, поскольку авторитарная система всех наделяет ответственностью.

Ложь

Вместе с тем он полностью отрицал собственное участие в политике и уверял собравшуюся публику в том, что занимался только экономической и технической деятельностью, а также архитектурой. Во всём обвинил газеты, Геббельса и его информационную войну. Однако с Гиммлером был близок по службе, причём очень близок. Занимаясь обороной и день ото дня повышая производительность труда, он хорошо знал, за чей счёт она поднимается.

На предприятиях трудились рабы из концлагерей, бывшие люди, за жизнь которых никто не давал и медного гроша. Однако в жестокости обращения с ними он тоже не сознался. Хитрил Альберт Шпеер, и его "битва с правдой", как назвала психобиографию о нём Гитта Серени, именно поэтому потерпела поражение. В преступлениях против человечества его всё-таки обвинили. Освобождён он был только в 1964 году. А в 1970-м уже начали переводить на другие языки его книги. Альберт Шпеер ещё раз сумел вкусить мировую славу. Умер он в 1981-м, в Лондоне, по одним сведениям - в госпитале, по другим - находясь в отеле с любовницей.

Личность

Историки по сей день спорят о вине или невиновности Альберта Шпеера. Документы, поднятые из архивов, утверждают, что не знать о преступлениях в тех же концлагерях он просто не мог. Однако биографы упорствуют в мнении, что позиция их героя не была однозначной, поскольку загруженность работой была абсолютной, а преданность Гитлеру - просто слепой.

Осведомлённость Шпеера доказал ещё Нюрнберг, а вот о степени причастности можно только гадать. Мнения явно контрастны, потому большинство людей просто читают книгу Шпеера, местами с ним соглашаясь, местами - нет. Министр вооружений был бы доволен, потому что равнодушен не оставался никто. Впрочем, он даже на том суде не просил для себя милости.

По страницам

Если читать книгу Шпеера внимательно, непременно станет ясна и степень его знания о преступлениях нацизма, и степень его участия. Начать нужно даже не с переезда под одну крышу с фюрером, а с более поздних событий, с ноября 1938-го, когда описывается скорбный день девятого числа, сменивший "Хрустальную ночь". Шпеер ехал на работу, смотрел на расколоченные витрины еврейских магазинчиков и политые кровью улицы, но особого значения увиденному не придал. Потом было много подробно описанной работы (книга написана на основании дневниковых записей), а потом Гитлер эдак махнул рукой: ох уж этот Геббельс, снова, дескать, перегнул палку.

Кстати, постоянная и жгучая гитлеровская ненависть к евреям не казалась Шпееру недопустимой, он, как оказалось, просто не принимал её всерьёз. Холокост был неочевиден. Нацисты, к слову, ни одного документа с прямым текстом о геноциде нам не оставили. Его назвали замечательно и практически безобидно: "окончательное решение еврейского вопроса". Любимчик Гитлера, встречавшийся с ним каждый день, обсуждавший с ним свои проекты и бывший постоянно в курсе всех его планов, мог ли не знать и не понимать, что всё это значило? Не мог не знать. А вот дистанцироваться от знания - сумел.

Созидание или разрушение?

В ещё мирное время создавался проект новой столицы мира - Берлина. Воплощение задуманного должно было состояться в 1950 году. Это очень короткий срок для столь масштабного строительства. Но и Гитлер, и Шпеер претворяли в жизнь эти планы буквально с одержимостью, хотя сам Шпеер с началом войны и предложил заморозить стройку. Но фюрер не согласился. Здесь всё было всерьёз, всё самое лучшее, самое высокое, самое громадное. Размах зашкаливал. Однако где было брать рабочую силу для этого проекта вселенского масштаба? Концлагеря появились уже в 1933-м. Выход был найден. После 1943 года Шпеер вооружениями уже почти не занимался - ему удалось так хорошо наладить производство, что процесс шёл сам.

Единственное место, которому он уделял постоянное внимание, находилось под землёй. Ракеты. Чуть ли не космос. Там он бывал почти каждый день. Что представляли собой эти производства - мы знаем, документальное кино смотрели. Восемнадцатичасовой рабочий день, минимум еды, человек работоспособен пару недель, потом умирает. Что видел во время этих посещений Шпеер? Трупы штабелями - наверняка, ведь их вывозили не чаще чем раз в сутки. А ещё на суде Кальтенбруннер подтвердил высказывание Шпеера о том, что технический прогресс - это совершенствование орудий производства плюс совершенствование человеческой породы. Теперь пазл сложился.

"Если бы у Гитлера могли быть друзья,

я стал бы его другом. Я обязан ему восторгами и славой

моей юности, равно как ужасом и виной позднейших лет".

Альберт Шпеер, Нюрнберг

Альберт Шпеер, 19 марта 1905, Мангейм - 1 сентября 1981, Лондон

Личному архитектору Гитлера, ему - одному из немногих в мире, - выпала возможность реализовать свои идеи на десятки лет вперед. В фюрере Шпеер, по его собственным словам, встретил своего Мефистофеля, покоряющего не менее, чем гетевский.

Ему было всего двадцать восемь, когда фюрер издал указ, согласно которому Шпееру предоставлялись неограниченные полномочия. В его распоряжении - любые денежные средства, он не подчиняется никакому ведомству; здание академии искусств на Паризерплац освобождено под его нужды.

Возможность создавать проекты и воплощать их в жизнь потрясала.

Когда при проекте стадиона на 400 тыс. человек Шпеер обратил внимание Гитлера на то, что гигантская арена не соответствует предписанным олимпийскими требованиями размерам, фюрер, не меняя интонации, словно речь шла о чем-то вполне естественном и не заслуживающим обсуждения, сказал: "Не играет роли. Следующие Олимпийские игры пройдут в Токио. Но уж после этого они во все времена будут проходить только в Германии, на этом стадионе. И тогда мы будем решать, каких размеров должна быть спортивная арена".

Для нацистских собраний Шпеер создавал своего рода монументальные декорации с обилием флагштоков и особыми световым
и эффектами. Один из проектов был, возможно, первым произведением световой архитектуры. 130 зенитных прожекторов создавали колон ны света, на высоте шести-восьми километров сливающиеся в сияющий небосвод. Английский посол заметил, что "одновременно и торжественно, и красиво, словно находишься внутри ледяного собора".

Шпеер был настоящий трудоголик: проектировал государственные учреждения, стадионы, дворцы, монументы, занимался реконструкцией Берлина.

При некоторой плакатности, все проекты - общей, ясно сформулированной стилистики. Усиленный классицизм со сверхразмерами и сверхмасштабностью.

Один колосс против другого - такое впечатление создавалось на Всемирной парижской выставке1937 года, где коварство французской администрации проявилось в умышленном размещении площадок немецкого и русского павильонов точно друг против друга. "По чистому случаю, заблудившись, я попал в помещение, где увидел сохраняющийся в тайне проект советского павильона , - пишет Шпеер. - С высокого цоколя прямо на немецкий павильон триумфально надвигалась десятиметровая скульптурная группа. Я бы стро сделал новый набросок нашего павильона в виде массивнейшего куба, расчлененного на тяжелые прямоугольные колонны, о которые, казалось, должен был разбиться вражеский порыв. За это сооружение я получил золотую медаль, но мой советский коллега - тоже ".

Когда Шпеер согласился построить новую рейхканцелярию за год, он знал, что пускается в авантюру. Чтоб уложиться в срок, о н руководил этой постройкой поистине имперского размаха в несколько рабочих смен, местами выполняя строительство по черновым наброскам. Через девять месяцев Гитлер приехал из Мюнхена за несколько дней до назначенной даты, ожидая застать обычную суету - поспешну ю уборку, мытье стекол, вывоз мусора. Вместо этого он смог пройти по убранным коврами помещениям и сразу же сесть за стол в своем 4 0 0-метровом кабинете.

Чтоб попасть в зал приемов, делегаты должны были проделать более чем двухсотметровый путь по парадной анфиладе с мраморным полом. "Это как раз то, что нужно" - сказал Гитлер. - "Эти уже от пути от входа кое-что почувствуют от силы и величия Германского Рейха! Пусть они, как и подобает дипломатам, движутся по скользкому полу".

Талант организатора, серьезное отношение к работе и нешаблонные решения Шпеера видимо запомнились Гитлеру, поск ольку четырьмя годами позднее архитектор неожиданно для себя был назначен министром вооружения. Не подлежит сомнению проницательность Гитлера. Потому что этот, казалось бы, непрофессионал, случайный человек своими импровизационными методами, организацией серийного производства, сокращением бюрократии произвел значительный рывок военной промышленности.

Он не был политиком и военным, и рассматривал свой новый пост как вынужденную меру, своего рода воинскую повинность. Но, по мнению специалистов, Шпеер как исключительный организатор поддерживал высокий уровень военного производства даже в тяжелых экономических условиях, позволив Германии продержаться дольше как минимум на год. Некоторое время он считался вторым наиболее значимым человеком в Третьем Рейхе.

Общепризнано, что он был наиболее способным и порядочным человеком из окружения фюрера. В конце войны он открыто саботировал нероновские приказы Гитлера об уничтожении городов и инфраструктуры и был осведомлен о заговоре против фюрера.

После войны Шпеер был обвинен в использовании рабского труда и арестован в числе других сотоварищей по партии. Шпеер утверждал, что ничего не знал о геноциде евреев до самого конца войны. Неизвестно, в какой мере он был искренен.

В одном из 100 неизданных писем Шпеера, выставленных на продажу в Лондоне аукционным домом Bonham"s, есть такие строчки: "Не может быть никаких сомнений. Я был против, когда 6 октября 1943 года Гиммлер объявил о том, что будут убиты все евреи". Чтоб быть против плана, прежде всего, нужно о нем знать.

Но его поведение во время Нюрнбергского процесса внушает уважение. Он не старался уйти от ответов или как-то оправдать себя. Без громких фраз был единственным, кто признал свои ошибки, сказав, что нижестоящие инстанции обязаны исполнять поступающие сверху приказы; но даже в этом случае это не избавляет их от ответственности.

Следующие 20 лет он провел в тюрьме Шпандау. Он не стал обращаться к странам-победительницам с просьбой о пересмотре приговора. "Любое наказание все равно казалось мне ничтожно малым по сравнению с теми бедами и горестями, которым мы были причиной" - написал он в своих мемуарах.

Альберт Шпеер (Albert Speer) родился в 1905 году в Маннгейме в зажиточной семье потомственных архитекторов. По окончании гимназии он учился в Карлсруэ, Мюнхене и Берлине, где он изучал архитектуру.

В 1930 году в Берлине Шпеер побывал на политическом митинге национал-социалистов. Речь Гитлера (Adolf Hitler) настолько впечатлила его, что уже в 1931 году он стал членом НСДАП. И тут же Шпеер как архитектор стал получать заказы от нацистов. В 1933 году ему было поручено декоративное оформление массовой демонстрации НСДАП. Немного позже Шпеер спроектировал интерьер служебной квартиры Геббельса (Joseph Goebbels).

Стремительная карьера: от архитектора до министра

Макет "Народной палаты", которую Шпеер собирался построить в Берлине.

В 1937 году Гитлер назначает Шпеера генеральным инспектором имперской столицы в сфере строительства. На этом посту Шпеер должен был осуществить кардинальную реконструкцию Берлина. По мнению Гитлера, Берлин на тот момент, в отличие от Парижа или Вены, был просто беспорядочным нагромождением построек.

Для осуществления своих грандиозных замыслов по перестройке Берлина Шпееру нужны были строительные объекты. С целью заполучить в свои руки роскошные квартиры в городе, возглавляемая Шпеером Генеральная строительная инспекция не гнушалась составлять списки берлинских евреев, подлежавших выселению, и активно контролировала осуществление мер по выселению. Причем Шпеер страшно возмущался, когда в 1941 году Борманн (Martin Bormann) предложил предоставить отобранные у евреев квартиры немцам, лишившимся жилья в результате бомбардировок.

Впрочем, контора Шпеера занималась не только планированием и выдачей строительных лицензий, но и строительством концлагерей.

В 1942 году Гитлер назначил Шпеера на должность рейхсминистра вооружений и боеприпасов, отдав ему в придачу еще несколько постов. Тем самым Шпеер становится одним из самых влиятельных нацистских политиков. С 1943 года должность Шпеера называется "рейхсминистр вооружения и военной промышленности". Шпеер значительно повысил производительность предприятий военной промышленности за счет принудительного труда миллионов людей.

В 1945 году, когда поражение Германии было уже очевидным, Шпеер, по его собственным утверждениям, воспрепятствовал выполнению так называемого "приказа Нерона", то есть распоряжения Гитлера об уничтожении всех значительных промышленных предприятий, чтобы они не достались врагу.

Это обстоятельство и тот факт, что Шпеер оказался на Нюрнбергском процессе одним из немногих, кто признал свою вину, побудили представителей Франции и Великобритании сформулировать более мягкий приговор.

20 лет тюрьмы "заблудшему идеалисту"

Первоначально представители СССР и США высказались за смертный приговор Шпееру. Позже в ходе повторного голосования американцы поддержали инициативу французов и британцев. Шпеер был приговорен к 20 годам тюремного заключения, которые он провел в берлинской тюрьме "Шпандау". Свой срок Шпеер отсидел от звонка до звонка, поскольку советская сторона отклоняла его апелляции о помиловании.

В тюрьме Шпеер, несмотря на запреты, регулярно делал записи, которые позже легли в основу двух книг его воспоминаний. В этих работах он старается представить себя "заблудшим идеалистом" и этаким технократом, совершенно не интересовавшимся политикой и всего лишь выполнявшим свой долг.

Шпеер пережил своего кумира Гитлера на добрые 36 лет. Он умер в 1981 году во время своей поездки в Лондон. О характере Шпеера хорошо свидетельствует то холодное высокомерие, с которым он ответил на вопрос, что он выбрал бы, если бы у него была возможность начать жизнь сначала: карьеру обыкновенного городского архитектора в каком-нибудь Гейдельберге или же свою прежнюю жизнь? Шпеер ответил: "Я бы хотел все пережить еще раз: блеск, позор, преступления и место в истории"...