Звуки речи. Акустические свойства звуков. Акустический аспект изучения звуков (акустика речи)

Звуки как явление физическое являются результатом колебательных движений воздушной среды. Звуки речи представляют собой частный случай звуков вообще: это звуки, производимые произносительным аппаратом человека и воспринимаемые его слуховыми органами. Источники звуков речи разделяются на голосовые и шумовые. Голосовой источник возникает при колебании голосовых связок; он порождает гласные и звонкие согласные. Колебания голосовых связок являются периодическими (точнее - приблизительно периодическими ). Шумовые источники представлены двумя типами. Турбулентный источник возникает при сужении в каком-либо месте речевого тракта, когда по нему проходит воздушная струя. Таким способом образуются щелевые согласные. Импульсный источник возникает при резком раскрытии смычки произносительных органов, что порождает короткий, резкий щелчок, характеризующий образование взрывных согласных.

Акустические характеристики звуков речи

При описании звуков речи рассматривают как объективные свойства колебательных движений - их частоту, силу, спектральный состав, так и те звуковые ощущения, которые так или иначе соответствуют этим свойствам, - высоту, громкость, тембр. Таким образом, у звуков речи имеются объективные характеристики, не зависящие от восприятия, и субъективные характеристики, обусловленные тем, что звуки воспринимаются человеком.

Частота и высота звука

Частота звука определяется числом колебаний голосовых связок. Чем чаще происходят колебания, тем больше частота звука. Частота колебаний голосовых связок зависит от их массивности - длины и толщины. Чем длиннее и толще связки, тем меньше колебаний они совершают. У мужчин связки длиннее и толще, поэтому и голоса у них, как правило, ниже, чем у женщин. Единицей измерения частоты колебаний служит герц (Гц). Так, звук частотой 200 Гц образуется при 200 колебаниях в секунду. Ухо человека способно воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. В то же время частотные характеристики звуков человеческой речи располагаются примерно в пределах от 50 до 10 000 Гц.

Среди звуков речи различаются тоны и шумы. Звуки, возбуждаемые периодическими колебаниями, являются тонами; возбуждаемые непериодическими колебаниями - шумами. Гласные звуки - это в основном тоны, согласные - шумы. Периодическими являются колебания, периоды которых равны. Периодом колебания называется отрезок времени, за который совершается одно полное колебание.

Высота звука есть ощущение его частоты. Звуки, характеризующиеся большей частотой, воспринимаются как более высокие. Единицей измерения высоты звука является мел. В целом ощущение высоты звука растет с увеличением его частоты. До частоты 500 Гц высота строго пропорциональна числу колебаний. Так, звук в 200 Гц по сравнению со звуком в 100 Гц воспринимается как более высокий в два раза. После частоты 500 Гц и особенно 1000 Гц ощущение высоты отстает от объективной частоты, т.е. звук частотой, например, 10 000 Гц по сравнению со звуком 1000 Гц оценивается как более высокий, но не в десять раз, а только в три раза.

Сила (интенсивность) и громкость звука

Сила звука определяется амплитудой (размахом) колебательных движений источника звука - голосовых связок. Чем больше амплитуда, т.е. отклонение колеблющегося тела от исходной точки (точки покоя), тем интенсивнее звук. В зависимости от амплитуды изменяется звуковое давление, добавочное к атмосферному, на барабанные перепонки. Оно измеряется силой, действующей на единицу площади. Минимальная сила звука, воспринимаемая слухом при данной частоте, называется порогом слышимости , максимальная сила - порогом болевого ощущения. Этими порогами снизу и сверху ограничена область слухового восприятия человека. Силу звука в акустике принято измерять в условных единицах - децибелах (дБ). Для частоты 1000 Гц уровень силы звука, соответствующего порогу слышимости, равен 0 дБ, а соответствующего порогу болевого ощущения - 130 дБ. Звуковое давление на втором пороге при той же частоте в три миллиона раз превышает давление на первом пороге.

Сила звука (объективная характеристика) оценивается слухом как его громкость (субъективная характеристика). Увеличение звукового давления (силы) приводит к увеличению громкости, уменьшение силы - к уменьшению громкости. Между силой звука и громкостью существует довольно сложная зависимость, определяемая частотой. Звуки, одинаковые или близкие по силе, но различные по частоте, могут восприниматься как звуки различной громкости. Так, звуки с частотой от 1000 до 3000 Гц воспринимаются как более громкие, чем звуки с частотой 100-200 Гц. Наоборот, как равногромкие воспринимаются, например, звуки силой 40 и 80 дБ при частоте соответственно 1000 и 2000 Гц. В пределах частотного диапазона (от 100 до 8000 Гц), в котором располагаются звуки человеческой речи, уровни громкости и силы различаются незначительно. Поэтому громкость часто характеризуют лишь через уровень силы. Вот примерные характеристики некоторых звучаний: порог слышимости - 0 дБ, тиканье ручных часов - 20 дБ, шепот - 40 дБ, речь вполголоса - 60 дБ, громкая речь - 80 дБ, симфонический оркестр - 100-110 дБ, порог болевого ощущения -130 дБ.

Спектр и тембр звука

Объективной характеристикой звука является спектр. Но мы подойдем к этому понятию, идя от более традиционного и более ясного понятия "тембр". Оно основывается на понятиях сложного звука и резонанса.

Голосовые связки человека можно сравнить со струнами. При колебании струны как единого целого возникает тон, называемый основным тоном. Он характеризуется наибольшей силой и самой низкой частотой, которую может издавать струна. Но одновременно с колебанием целой струны колеблются и ее части: половина, треть, четверть и т.д. При этом возникают тоны, которые в два, три, четыре и т.д. раза выше основного тона; они называются обертонами. У звука с частотой основного тона 100 Гц обертоны будут в 200, 300, 400 Гц и т.д. Из сочетания основного тона и обертонов создаются сложные звуки. Именно сложные звуки порождаются голосовыми связками.

Другая причина возникновения сложных звуков заключается в явлении резонанса , т.е. в способности полых (пустых внутри) тел, называемых резонаторами , в силу того, что они имеют собственную частоту колебаний, реагировать на частоты, порождаемые источником звука - голосовыми связками. Резонаторы в основном усиливают обертоны, составляющие сложный звук, но могут и избирательно ослаблять их. Таким образом, у звука с частотой основного тона в 100 Гц могут оказаться усиленными и одновременно ослабленными разные обертоны. В итоге возникают такие сложные звуки, которые характеризуются различным тембром. Соотношение относительной силы основного тона и накладывающихся на него обертонов создает гармоническую структуру звука, которая определяет его тембр. Тембр звука надо отличать от тембра голоса, который индивидуален для каждого человека.

Сложный звук, возникший в гортани в процессе артикулирования вследствие постоянного изменения конфигурации надгортанных резонаторных полостей (глотки и рта) определенным образом видоизменяется: одни его составляющие усиливаются, другие ослабляются. Полость носа также является резонатором, но она свою конфигурацию не меняет. В силу особенностей устройства речевых резонаторов они реагируют не на конкретные частоты, а на области, полосы частот, например полосы от 1000 до 2000 Гц. Области усиления частот, или иначе - области концентрации звуковой энергии, называются формантами. Формантная структура звука определяет его спектр. Ею характеризуются главным образом гласные, причем наиболее непосредственно их лингвистические характеристики связаны с частотным положением нижних формант - 1-й и 2-й. Спектр звука в определенной степени влияет на субъективное восприятие тембра. Понятие спектра было введено в акустику по аналогии со спектром света в оптике. Разработка спектрального анализа звуков началась в 1920-1930-х гг. в связи с развитием электроакустической, а позднее электронной и компьютерной техники.

Акустические свойства звуков речи

Глава I. Фонетика и фонология

Определение фонетики как науки. Разделы фонетики

Фонетика (от греч. phone - звук) - это наука о звуковом строе языка. Термином фонетика называется и сам звуковой строй языка.

Разделы фонетики:

1) описательная фонетика - изучает звуковой строй языка на одном из этапов его развития;

2) историческая фонетика - изучает историю звукового строя;

3) экспериментальная фонетика - изучает звуки речи при помощи специальных технических средств, позволяющих более точно описать звуковые единицы речи.

Фонология - учение о фонеме как единице языка, т. к. звук - единица речи. Фонема – это абстрактная единица.

Общая характеристика звука

Звук - это явление материального характера. Он воспроизводится органами речи и воспринимается органами слуха. Звук определяется как минимальная, далее не делимая звуковая единица, произносимая за одну артикуляцию.

Звук речи изучается в 3 аспектах:

1) биологическом (физиологическом) - связан с изучением артикуляции звуков речи органами речевого аппарата;

2) физическом - связан с изучением звуков речи с акустической точки зрения, т. к. звук речи - это результат колебательного движения голосовых связок;

3) социальном (функциональном) - связан с изучением звуков речи с точки зрения их функции в языке.

Акустические свойства звуков речи

С акустической точки зрения звук характеризуется 3 основными признаками:

1) высота - зависит от частоты колебаний: чем меньше частота колебаний, тем ниже звук; единица частоты - герц; человеческое ухо способно воспринимать от 16 до 20 тыс. герц; ниже этого предела возникает инфразвук, выше этого предела возникает ультразвук; высота звука речи зависит от длины голосовых связок: чем длиннее голосовые связки, тем ниже звук;

2) сила звука определяется амплитудой колебания, а также высотой звука: более низкие звуки сильнее, чем более высокие;

3) длительность звука зависит от продолжительности колебаний во времени.

Колебания могут совершаться ритмично, т. е. число колебаний в единицу времени не меняется; в результате ритмичных колебаний возникает тон звука; тон образуется при произнесении гласных звуков; если колебания совершаются неритмично , т. е. число колебаний меняется в единицу времени, то возникает шум ; шум образуется при произнесении согласных звуков.

При произнесении звуков на основные колебания накладываются дополнительные колебания - обертоны . От количества обертонов, их различий по высоте и силе зависит тембр звука. Тембр - это окраска звуков. Различный тембр звуков создается благодаря различной форме и величине резонаторов. Резонаторами в речевом аппарате являются полости глотки, рта и носа.

Полость рта - изменяемый резонатор. Он изменяет форму благодаря губам и языку.

Полости глотки и носа - неизменяемые резонаторы.

Лекции:

Деятельность говорящего завершается созданием звуковых колебаний в виде звуковой волны – речевой сигнал в фонетике. Он относится к последней фазе речепроизводства. Физические свойства этого сигнала изучает акустическая фонетика , основной частью акустической фонетики является акустическая теория . Речевой сигнал представляет собой незначительные колебания воздуха, «путешествуя» по воздуху он достигает барабанных перепонок, заставляет их колебаться и отсюда берет начало сложных процесс слухового анализа.Задача: выявить и описать аэродинамические и акустические процессы, которые происходят в речевом тракте при произнесении звуков. Понимание этих процессов важно, т.к. данные акустики могут объяснить многие особенности акустики.

Основы акустической теории были заложены в ХХ веке. Гельмгольц, Фант: акустическая теория речеобразования, 1964, Фланган.

Положения теории.

1.Сами по себе движения речевых органов звуки не рождают.

2.Роль органов речи состоит в том, чтобы создать в речевом тракте аэродинамические условия для речевых или звуковых колебаний. Здесь речевой тракт как акустическая труба.

Чтобы она издавала звуки необходимы 2 условия:

Создать в ней необходимый поток воздуха и превратить его в колеблющуюся воздушную струю. Поток воздуха создается дыхательной системой.

Осуществление второго условия благодаря голосовым связкам и преградам в надгортанной части речевого тракта.

3 типа источника звуков:

2.Турбулентный – образуются вихревые потоки, вызывают специфический шум, из-за преграду в виде сужения (шипящие, свистящие, фрикативные).

3.Импульсный – преграда в виде смычки.

Учебник Реформатского:

Общей теорией звука занимается раздел физики - акустика . С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

Акустика различает в звуке следующие признаки:

1. Высоту , что зависит от частоты колебаний: чем выше частота (кол-во колеб. на ед-цу t) колебаний, тем выше звук; чем ниже частота колебаний, тем ниже звук. 1Герц=1колебание/сек).

2. Силу , что зависит от амплитуды (размаха) колебаний (расстояние высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны); чем больше амплитуда колебания (т. е. чем силь­нее размах), тем сильнее звук.

3. Длительность или долготу ; для языка важна г.о. соотносительная длительность звуков. Так, в русском языке ударные гласные длительнее безударных, но во многих языках под ударением бывают и долгие, и краткие гласные (в немецком, английском, французском, киргизском, туркменском и др.).


4 . Тембр (тембр - от французского timbre - “колокольчик”) звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков.

Типы звуковых колебаний:

1)периодические (равномерные) , кол-во колебаний на единицу времени не изменяется.

2)непериодические (неравномерные) , количество колебаний на единицу времени меняется.

В рез-тате периодических колебаний возникают тоны (колебания голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа); в рез-те непериодических колебаний возникают шумы (колебания губ, языка, маленького язычка, звуки трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи). Тоны имеют абсолютную высоту , шумы обладают лишь относительной высотой , поэтому можно говорить о более высоких и низких шумах, но определить абсолютную высоту шума нельзя.

Резонанс возникает в замкнутой воздушной среде. Благодаря наличию резонатора тон усиливается и обогащается наслаивающимися на него гармоническими обертонами (обертон - от немецкого Oberton - “верхний тон”), более высокими тонами.

Тембр звука - явление, содержащее в себе основной тон и шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны.

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные . Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р - разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Крайние точки по сонорности - гласная [а] и шумная согласная [п]. Характерное для [а] звучание состоит из чисто тонального эффекта, т. е. определяется только данным резонаторным тоном, шумов в [а] нет, для звука [п] тональные эффекты сведены к нулю; то же, что характеризует тембр [п], состоит именно в характерном шуме взрыва сомкнутых губ, а голос в образовании звука [п] не участвует.

Между этими двумя полюсами - чисто тональных звуков типа гласного [а] и далее в убывающем по сонорности порядке (благодаря уменьшающемуся раствору рта) [э], [о], [и], [у] и чисто шумовых , типа глухого, мгновенного шумного [п] - находятся звуки, переходные от сонорных к шумным: в пределах сонорных - сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [и], [w], а в пределах шумных - звонкие шумные длительные, как [в], [з], [ж], и мгновенные, как [б], [д], [г], глух и е шумные длительные, как [ф], [с], [ш], [х], и мгновенные, как [п], [т], [к]. Таким образом, акустически гласные выделяются как чисто тональные звуки.

1 0 11 12 ..

ЗВУКИ РЕЧИ. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ

Из всех звуков окружающего мира наибольшее значение для человека имеют звуки речи. С акустической точки зрения речь представляет собой поток различных звуков, прерывающийся паузами разной длительности. Особенности звуков речи определяются различием их акустических свойств: высоты, силы, тембра и длительности. Разнообразное сочетание этих свойств звуков речи является той материальной основой, которая служит для выражения мысли.

Звуки речи делятся на две основные группы - гласные и согласные. Гласные являются тоновыми звуками, согласные - преимущественно шумовыми.

Гласные звуки. Различие между отдельными гласными определяется характерными для каждого гласного формантами. Форманты представляют собой отдельные усиленные области частот, составляющих сложный спектр звуков речи. Так, например, гласный звук а независимо от своего основного тона, т. е. независимо от того, на какой высоте голоса он произнесен, имеет характерную для этого звука форманту, охватывающую область от 1000 до 1400 Гц.

Таблица 2.форматный состав гласных звуков

Из приведенной таблицы 2 видно, что гласные у, ы, о характеризуются низкими формантами (от 200 до 800), а гласные э, и - высокими (от 1500 до 4200), для гласного же а характерны форманты средней частоты (от 1000 до 1400), так что звуки у, ы, о можно условно считать «низкими», в то время как и, э являются «высокими» звуками.

Из этой же таблицы видно, что гласные ы, э имеют, кроме основных формант, добавочные формантные области, отличающиеся от основных меньшей интенсивностью.

Согласные звуки также обладают определенными акустическими характеристиками, но значительно более сложными. Звуковой анализ звонких согласных, например б, в, з, ж и др., показывает наряду с периодическими колебаниями, соответствующими тону голосовых связок, наличие в составе этих звуков непериодических колебаний высокой частоты, не гармоничных по отношению к основному тону. Что касается глухих согласных, например п, ш, ц и др., то в их состав входят только непериодические колебания разной частоты. Согласные л, м, н обладают почти правильной периодичностью. Для р характерны биения звука с частотой около 20 колебаний в секунду (соответственно частоте вибраций языка) и форманта в области от 200 то 1500 Гц. Согласный ш имеет высокую форманту в области от 1200 до 6300 Гц, а согласный с - еще более высокую характеристическую область - от 4200 до 8600 Гц. Нужно отметить, что звуковой спектр согласных настолько сложен, что вопрос о физической природе этих звуков не может считаться окончательно разрешенным.

Если в силу каких-либо причин устраняются или ослабляются форманты, характеризующие речевые звуки, то речь становится неразборчивой, даже если она обладает достаточной громкостью. Такое устранение и ослабление формант служит причиной неразборчивости речи при несовершенной радиопередаче и при пользовании низкокачественной звукоусиливающей аппаратурой.

Снижение разборчивости речи за счет устранения высоких формант отмечается также при некоторых формах тугоухости, когда нарушается восприятие высоких тонов.

Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. Струя воздуха, нагнетаемая из легких, приводит в колебательное движениеголосовые связки, они передают движение частицам окружающей воздушной среды. Каждая из частиц делает сначала движение вперед от колеблющегося тела, затем возвращается назад. В результате получается периодическое изменение воздушного давления, то есть последовательные сгущения воздуха (при движении вперед) и разряжения (при движении назад). Это создает звуковую волну (акусму).

Можно говорить о следующих акустических составляющих звука речи:

Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду (Герц – нем. физик). Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук (лат. amplitudo пространность, обширность). В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость. Ученые выделяют два порога: порог слышимости (когда звук слабо различим) и порог болевого ощущения.

Длительность, или долгота звука, связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон ; это наблюдается при произношении гласных звуков, когда воздух из легких, проходя через голосовые связки, нигде больше не встречает преград. Если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум . Шумными являются согласные звуки: воздух, проходя через речевой аппарат, встречает на пути преграды (с участием неба, языка, зубов и губ).

Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

Фонема и система фонем

Звуки языка можно охарактеризовать с трех сторон: биологической, физической и собственно лингвистической (или, как говорят иначе, – социальной, функциональной).

Биологическизвуки языка характеризуются в связи с тем, что они создаются органами речи человека и имеют, следовательно, физиологическую обусловленность. Биологическую единицу звука русский ученый И.А. Бодуэн де Куртенэ назвал кинемой (гр. kinema «движение»).

О физической стороне звуков речи можно говорить, имея в виду то, что звуки речи, как и любые другие звуки в природе, можно рассмотреть с точки зрения акустической (гр. akustikos «слуховой»; акустика – в физике – учение о звуках). Акустическую единицу Бодуэн де Куртенэ назвал акусмой (гр. akustikos «слуховой»).Биологическую и акустическую стороны звуков изучает фонетика.

Но не эти качества языковых звуков являются главными для людей, люди даже не думают о них.

Главной стороной звуков речи является их роль в создании и различении морфем и слов, т.е. смысловыразительных единиц языка. Звуки сами по себе не выражают значений, но они, как говорят, направлены на значение, т.е. помогают опознать слова и различить их смысл. Эта сторона звуков речи делает их из единиц биологических и акустических единицами собственно лингвистическими. Звуки-смыслоразличители называют фонемами. Такое понимание пришло от теории фонем, или фонологии (греч. phone «звук», «голос» и logos «учение»). Фонему открыл русский ученый Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Сначала его идею о фонеме разрабатывали его ученики: в Казани – Николай Вячеславович Крушевский, в Петербурге – Лев Владимирович Щерба; затем – члены Пражского лингвистического кружка, особенно – Николай Сергеевич Трубецкой и Роман Осипович Якобсон, тоже ученики Бодуэна по Петербургу. Вопрос о фонеме разрабатывался и швейцарским ученым Ф. Де Соссюром.

Фонема – это минимальная единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для отождествления и различения слов и морфем.

И фонетика, и фонология неразрывно связаны друг с другом общим объектом – звуком – и взаимно обогащаются своими достижениями в изучении его. В фонеме принято говорить о разных признаках: дифференциальных и интегральных. Дифференциальные признаки – это смыслоразличительные признаки фонем. Интегральные признаки (лат. integral «целый») – это неразличительные признаки фонем (кинемы, акусмы), они только наполняют фонему.

Разные языки имеют разное количество фонем: в русск. – 39 (или 41), в анл. – 40, франц. – 35, финск. – 30, корейск. – 39, абхазск. – 71. Бывает, естественно, и разное количество гласных и согласных фонем: в русск., например, 6 гласных, а в немецк. – 13.

Для выполнения этой роли – складывания и различения значимых единиц языка – фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Отсюда рождается термин оппозиция – противопоставления фонем (от лат. oppositio «противоположение»). Фонемные противопоставления в разных языках носят специфический характер. Например, в русском долгота и краткость не являются дифференциальными признаками, а в немецком языке они различают слова и смыслы: bieten – предлагать, bitten – просить; Staat – государство, Stadt – город.

Понятие «фонема » и «звук речи » не совпадают , так как:

1. Фонема может состоять из двух звуков (английские дифтонги , fly «летать», boy «мальчик»).

2. Две фонемы могут быть представлены одним звуком, например, слово сшить [шыть], где звук [ш] объединяет фонему префикса [с] и начальную фонему корня [ш]; мыться [мыцъ], где звук [ц] объединяет конечную фонему корня [т] и начальную фонему постфикса [с].

3. Фонема может быть равной нулю звука, например, фонема [т] в слове честный [чэсныи].

Фонема как сложное явление состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в ее единстве. Так, в фонеме [д] в русском языке мы можем выделить следующие признаки:

звонкости (ср. [т] дом – том );

твердости (ср. [д] дома – Дёма );

взрывности (ср. фрикативное [з] дал – зал );

отсутствие назальности (ср. [н] дам – нам );

наличие переднеязычности (ср. заднеязычный [г] дам – гам );

отсутствие лабиальности (ср. [б] док – бок ).

Аллофоны , или варианты фонемы, – ее фонетически сходные разновидности, отличающиеся друг от друга частичным изменением отдельных различительных признаков и находящиеся в отношении дополнительной дистрибуции (окружении).

Гиперфонема – функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции.

Нейтрализация – неразличение нескольких фонем в определенной (слабой) позиции.

Литература

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2000. С. 161-227.

Головин Б.Н . Введение в языкознание. - М., 1977. - С. 31-69.

Введение в языкознание. Хрестоматия / Под ред. А.Е. Супруна. - М., 1977 (И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Реформатский).

СЛОВО КАК ПРЕДМЕТ ЛЕКСИКОЛОГИИ

Признаки слова

Знакомые нам языковые единицы – фонемы и морфемы – употребляются не отдельно, не изолированно, а только во взаимном сочетании друг с другом. Сочетание фонем обусловливает материальную сторону морфем. Сочетание морфем производится во имя образования структуры более крупной и сложной языковой единицы – слова.

Слово является стержневой единицей языка, в связи с этим назовем несколько важных моментов :

· человек в речевом общении различает только слово и реагирует только на его смысл;

· в слове совершаются все фонемные и морфемные процессы;

· слово является самостоятельной языковой единицей – лексемой;

· слово составляет основу и более крупных языковых единиц – словосочетания и предложения;

· слово является частью речи и членом предложения.

Вот поэтому закономерно говорить о фонемном слове, о морфемном слове, о лексическом слове, о слове – части речи, о слове – компоненте словосочетания, о слове – члене предложения и даже о слове – предложении.

В слове концентрируются особенности языковых единиц низших и высших уровней, и поэтому их удобно рассмотреть вокруг слова.

В науке было много попыток дать определение слову, но ввиду его многомерности ни одно из определений не получило признания. Лучшим способом определения является последовательное и всестороннее описание свойств объекта. Мы так и сделаем, но для начала все-таки условимся считать словом текст от пробела до пробела в письменной форме языка. Применительно к буквенному типу письма, например, индоевропейских языков этот способ определения слова является самым удобным.

Для начала заметим, что среди слов принято выделять слова знаменательные и служебные.

Знаменательные слова – те, которым в объективном мире соответствуют предметы, явления и их признаки. Знаменательным словам есть что сообщить, в них как раз и закрепляются все знания, добытые людьми в процессе их общественной практики. Знаменательные слова – лексемы соотносятся с предметами, явлениями и их свойствами как названия. В этом их отличие от морфем: морфемы выражают значения, не называя, лексемы выражают значение, называя. Эту способность лексем называют их номинативной функцией (лат. nomina – названия, имена).

Служебные слова – те, которые не имеют предметных соответствий в неязыковом мире, а употребляются только со словами знаменательными, внося в них дополнительные оттенки смысла. Служебные слова названиями не являются, они выражают значения наподобие морфем, поэтому и имеют, как мы видели, тенденцию превращения в служебные аффиксы. Но совсем лишать служебные слова соотнесенности с объективной действительностью нельзя: через них человек выражает свое понимание отношений между предметами и их признаками. Но, тем не менее, будем считать единственное значение служебных слов чисто грамматическим. В связи с эти надо заметить, что в науке о лексеме – лексикологии – подразумеваются всегда слова знаменательные, слова – названия. Служебные слова уместны тогда, когда идет речь о слове – части речи.

Теперь перечислим предельный минимум признаков , которые характерны для слова :

Фонети ческая офо рмленность. От фонем слово отличается двухмерностью, поскольку в своей исходной форме оно всегда выступает как органическое единство звучания и значения.Слово всегда характеризуется как определенное фонетическое целое – комплекс фонем.

Семанти ческая вале нтность – всякое слово имеет то или иное значение.

Недвууда рность. От словосочетаний слово обязательно дифференцируется акцентологически, оно или безударно, или имеет одно основное ударение.

Ле ксико-граммати ческая отнесённость . От морфем слова отграничиваются прежде всего возможностью отнесения их к определенному грамматическому классу (существительное, глагол и т.п.).

Непроница емость . От предложно-падежных сочетаний слова в первую очередь отличаются своей непроницаемостью, т.е. в слово как комплекс фонем невозможно вставить тот или иной звуковой элемент.

Итак, слово – это лингвистическая единица, имеющая в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью (Н.М. Шанский. Лексикология русского языка. – М., 1972. С. 32).

Слово на языковом уровне представляет собой очень сложный агрегат значений, форм и функций. Слово, например, является морфемным объединением, а это значит, что оно выражает все значения составляющих его морфем: вещественные (лексические), деривационные (экспрессивно-эмоциональные) и реляционные (грамматические). Например, в слове под-снеж-нич-к-и префикс под – выражает лексическое значение размещения одного ниже другого; корень -снеж - выражает идею атмосферных осадков в виде белых звездообразных кристалликов; суффикс -нич - с чередующимися к//ч выражает грамматическое значение предмета муж. р. (сравн. -ниц -) ; суффикс -к - является выразителем деривационного значения ласкательности; флексия -и выражает лексическое значение множественности.

Морфемные значения создают мотивировку значения слова-лексемы и составляют, как говорят, внутреннюю форму слова.

Внутренняя форма слова

Это такой морфонологический состав основы, который указывает на мотивированную связь ее звучания с данным значением. Корневые слова, как правило, скрывают мотивировку значения: снег , луна , поле . Их внутренняя форма совпадает с лексическим значением.

Слово как отдельная языковая единица – лексема имеет еще и свое собственное значение, синтезирующее значение морфем лишь в какой-то степени. Слово «подснежник» имеет, к примеру, значение: «луковичное растение из семейства амариллисовых с белыми цветками, распускающимися сразу после таяния снега». Это значение является лексическим.

Кроме этого, слово, являясь частью речи, выражает общее значение целого класса слов: слово «подснежник» как существительное выражает, например, значение предметности: слово «белый» как прилагательное выражает значение пассивного признака и т.д. Это значение общеграмматическое, его можно было бы назвать семантическим (греч. semantikos – обозначающий). Семантика слова показывала бы, что означает слово: предмет, пассивный признак, действие и т.д.

И, наконец, когда слово станет членом предложения, к его смысловому объему прибавляется синтаксическое значение субъекта – подлежащего, сказуемого, определения и т.д. Синтаксическое значение можно назвать значением коммуникативным (лат. communicatio - сообщение, связь).

Как видно, в слове много типов значений: лексическое, семантическое, грамматическое, экспрессивно-эмоциональное и коммуникативное. Слово уже по многообразию типов значений является многозначным, полисемичным (греч. poly – много, sema - знак). Но когда говорят о многозначности, то обычно имеют в виду множество его лексических значений, хотя это однобоко и узко. Слово многозначно и грамматическими значениями: в глаголе «иду » 7 грамматических значений: выражается действие, оно не переходит на объект, производит действие 1-е лицо в единственном числе настоящего времени, действие еще не достигло предела, о нем сообщается изъявительно и т.д. Таким образом, когда речь идет о многозначности слова, надо всегда конкретизировать, какой тип значений имеется в виду.