Американское обучение. Среднее и высшее образование в сша. Государственные и частные школы в США

Среднее и высшее образование в США

В США отсутствует единая национальная система образования, каждый штат определяет ее структуру самостоятельно. Образование по большей части государственное, оно контролируется и финансируется на федеральном уровне, на уровне штата и местном уровне. Наиболее распространена система государственных школ, одна кроме них система образования включает в себя цеpковные и частные учебные заведения (тpи тысячи пpивилегиpованных частных школ) в котоpых обучается около 14% всех учашихся. Высшие учебные заведения Америки главным образом частные.

Школьниками дети в Америке становятся в возрасте от 5 до 8 лет и заканчивают школу в возрасте от 14 до 18 лет.

В систему образования США входят:

  • дошкольные образования, где обучаются дети 3-5 лет
  • начальная школа (1-8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6-13 лет
  • средняя школа (9-12 классы) в которой обучаются ученики в возрасте 14-17 лет
  • учебные заведения последнего уровня обучения, относящиеся к системе высшего образования

Начальное образование

В 5 лет дети идут в начальную школу (Elementary school, Grade school или Grammar school), в нулевой класс (Kindergarten). Хоть он и не обязателен в некоторых школах, почти все дети проходят эту стадию обучения, называемую также «пред-школой» (Preschool) . В зависимости от школьного округа, в пятом или шестом классе начальное образование американского школьника заканчивается.

Среднее образование

Сpедняя школа в США (Middle school, Junior high school или Intermediate school) делится на две стадии — младшую и стаpшую, каждая по тpи года. Младшая средняя школа заканчивается восьмым классом, старшая средняя школа — это классы от девятого до двенадцатого. В большинстве старших средних школ ученики изучают математику (2 года), английский язык (4 года), естественные (2 года) и социальные науки (3 года). Обычно американские дети заканчивают среднюю школу около 18 лет. Для получения диплома об окончании средней школы выпускникам достаточно получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения.

Колледжи: местные, технические, городские и начального образования.

Четырехгодичные колледжи и университеты Те, кто получил среднее образование, могут поступать:

  • в общественные колледжи (Community College)
  • в технические колледжи (Technical College)
  • в городские колледжи (City College)
  • в начальные колледжи (Junior College)

После двух лет учебы все они которые выдают степень (Associate’s Degree) сравнимую с средним специальным образованием. Существует иной путь продолжения обучения — поступить в колледжи или университеты, где четырехгодичных курс образования завершается степенью бакалавра. Для ее получения студенты должны набрать определенное число зачетных единиц и сдать требуемые экзамены. Получившие степень бакалавра могут, опять же, продолжить обучение, чтобы получить степень магистра (2—3 года) или доктора философии (3 года и более).

Высшее образование

Американское высшее образование считается одним из лучших в мире, и его обычно получают в течение 4 лет обучения в колледже или университете. В США принято называть все вузы колледжами (College), даже если речь идет об университетах.

Все американские вузы можно разделить на три типа. В зависимости от наличия научно- исследовательских программ или программ аспирантуры высшие учебные заведения делятся на колледжи и университеты.

Большинство четырёхлетних колледжей — маленькие (менее 2 000 студентов и большинство из них религиозные) и частные. Университеты в свою очередь делятся на два типа: частные университеты и университеты штатов. Последние, как правило, довольно крупные и во многом уступают частным. К числу частных университетов принадлежат самые известные американские вузы, такие как Стенфорд, Гарвард , Принстон, Йель и другие. Ряд университетов и колледжей осуществляют прием студентов только по результатам конкурса документов об окончании средней школы, однако престижные вузы обычно устраивают конкурсный отбор, тат как количество поступающих значительно превышает возможности приема в учебные заведения.

Американская система образования предлагает широкий выбор вариантов получения диплома для международных студентов. Колледжей, программ и локаций так много, что даже американцы не всегда в них могут разобраться. Прежде чем подыскивать себе университет в США, стоит познакомиться с американской системой образования – это поможет вам сузить круг поиска и разработать эффективный образовательный план.

Структура образовательной системы: начальные и средние школы

Прежде чем поступать в колледжи, американские ученики ходят в начальную и среднюю школы на протяжении 12 лет. Эти годы называются классами – с первого по двенадцатый.

Примерно в шесть лет американские дети начинают посещать начальную школу – в США она называется elementary school. Учеба длится примерно 5-6 лет, после чего они переходят в среднюю школу.

Средняя школа состоит из двух программ: собственно «средняя» школа (middle school или junior high school) и «высшая школа», то есть старшие классы средней школы (high school). После окончания среднего образования школьник получает диплом или сертификат. После 12 класса американцы могут поступать в колледжи и университеты. Обучение в них называется «высшим образованием».

Система оценок

Как и американцам, при вступлении в университет или колледж иностранным абитуриентам нужно подавать табель успеваемости. Табель – это официальная копия выписки из вашей учебной ведомости. В США сюда входят оценки и средний балл (Grade Point Average, GPA), которые определяют успешность ученика. Обычно предметы оцениваются в процентном отношении, которое впоследствии переводится в буквенную оценку.

Система оценок и средний балл GPA могут быть сложными для понимания иностранными студентами. Толкование оценок может иметь много вариантов. К примеру, два ученика из разных школ подают свои табели в один университет. У обоих средний балл составляет 3,5, но один ученик ходил в обычную среднюю школу, а второй – в престижную, где учеба сложнее. Университет может по-разному оценить их средние баллы, поскольку в тех школах, где они учились, абсолютно разные стандарты.

Вот несколько важных моментов:

  • Вам нужно найти американский эквивалент того уровня образования, которое вы получили в своей стране.
  • Обратите внимание на требования к абитуриентам каждого университета, колледжа, а также отдельных образовательных программ, поскольку они могут отличаться от общеуниверситетских.
  • Регулярно встречайтесь со своим университетским консультантом, чтобы следить за своей успеваемостью.

Ваш консультант поможет разобраться с тем, нужно ли вам провести дополнительный год или два в Америке для подготовки к вступлению в вуз. Если иностранный студент поступает в американский колледж до того, как ему можно стать абитуриентом в своей стране, может случиться, что собственная страна потом не признает американский диплом такого студента.

Академический год

Учебный год, как правило, начинается в августе или сентябре и длится до мая или июня. Начало академического года обычно оживленное – в этот период зарождаются дружественные отношения, поскольку молодые люди все вместе адаптируются к новой жизни. Многие курсы начинаются осенью и потом продолжаются на протяжении учебного года.

В большинстве университетов академический год состоит из двух семестров (в некоторых – из трех триместров). Есть такие, что делят год на четыре периода, включая необязательный летний триместр. Если вы выберете не учиться летом, то ваш год будет состоять либо из двух семестров, либо трех триместров.

Уровни обучения: уровень первый – базовое высшее образование

Студент колледжа или университета, еще не получивший степень бакалавра, находится на уровне базового высшего образования (undergraduate student/undergrad). Для получения степени бакалавра, как правило, требуется 4 года. Это можно сделать либо в муниципальном колледже (community college), либо в университетском 4-летнем колледже.

Первые два года вам придется изучать общие предметы, их еще называют базовыми: литературу, естественные науки, социальные науки, искусство, историю и так далее. Это – для получения общих знаний, фундамента, прежде чем сосредоточиться на узкой специализации.

Многие студенты начинают обучение в муниципальном колледже, чтобы прослушать первые два года базовых курсов. Они получают степень младшего специалиста (Associate of Arts, AA) и потом переводятся в 4-летний университет или колледж.

Основная специальность, которой вы обучаетесь, называется «мейджор» (major). Например, студент с «мейджором» в журналистике получит диплом бакалавра журналистики. Для того чтобы получить диплом по конкретной специальности, нужно прослушать определенное количество курсов по данному «мейджору». Основную специальность выбирают в начале третьего года обучения в университете.

Особенностью американской системы высшего образования является возможность студента изменить свой «мейджор» несколько раз на протяжении обучения. Американцы часто пользуются этой возможностью. Бывает, что в процессе получения высшего образования студенту начинает нравиться другая специальность, и в этом плане американские вузы очень гибки. Но учтите – изменение специальности означает больше прослушанных курсов – а это время и деньги.

Уровень второй – магистратура

Поступать на магистратуру можно только с дипломом бакалавра. Это обязательно, если вы хотите работать на высоких должностях в библиотечной науке, инженерии, здравоохранении, образовании и других областях.

Некоторые страны разрешают своим гражданам учиться за рубежом только в магистратуре. Прежде чем подавать документы в США, узнайте требования относительно образования в своей стране.

Магистерские программы обычно работают как подразделения университетов или колледжей. Чтобы поступить, вам нужно будет сдавать тест GRE (graduate record examination). Некоторые магистерские программы требуют более узкоспециализированные тесты – например, LSAT в юридическую школу, GRE или GMAT в бизнес-школу, и MCAT в медицинскую школу.

Обучение в магистратуре обычно занимает год или два. Например, МВА – популярная программа бизнес-администрирования – требует два года обучения. На других — таких, как журналистика — достаточно отучиться год.

Большая часть обучения в магистериуме – это аудиторные занятия. Студент также должен написать дипломную работу или магистерский проект.

Уровень третий – докторантура

Во многих университетах получение диплома магистра является первым шагом к степени доктора наук (PhD). Но в других вузах студенты могут сразу подаваться на докторантуру – без магистериума это займет около 3 лет. Иностранные студенты учатся дольше – от 5 до 6 лет.

Первые два года программы большинство студентов занимаются в аудиториях и на семинарах. Еще год нужно потратить на проведение исследования и написание диссертации. В ней должны быть идеи, разработки, дизайны или исследования, которые раньше не были опубликованы.

Большинство американских вузов требуют, чтобы их соискатели докторской степени знали еще два иностранных языка, провели определенное количество времени «по месту учебы», прошли квалификационный тест для допуска к докторской программе и сдали устный экзамен по той же теме, что и диссертация.

Характеристики учебной среды в США: обстановка в аудитории

Занятия в университетах бывают разные: от больших лекций на несколько сотен студентов до небольших уроков и семинаров (обсуждений) всего для нескольких студентов. Атмосфера в аудиториях американских вузов очень динамична. От вас ожидают, чтобы вы высказывали собственное мнение, защищали свою точку зрения, принимали участие в дискуссиях и готовили презентации. Именно эти аспекты обучения чаще всего удивляют иностранных студентов в США.

Каждую неделю преподаватели задают читать учебники и другие книги. От вас будут ожидать выполнения этих заданий, поскольку иначе вы не сможете участвовать в обсуждениях и понимать лекции. На некоторых программах также обязательно проводить время в лабораториях.

Преподаватели ставят оценки каждому студенту своего курса. Обычно оценка зависит от таких факторов:

  • У каждого преподавателя – свои требования к посещению занятий , но от студентов ожидается, что они будут принимать участие в лекциях и семинарах. Это – важный фактор финальной оценки за курс.
  • Промежуточный экзамен обычно проходит во время занятий.
  • Для оценки также нужно сдать один или больше реферат либо лабораторную работу.
  • Могут проводиться короткие экзамены или тесты. Иногда преподаватели дают неожиданные тесты. Их не особенно учитывают при выставлении оценки, но используют для мотивации студентов к обучению и посещению.
  • Финальный экзамен проводится после последнего занятия курса.

Кредиты

Каждый курс «стоит» определенное количество кредитов или кредитных часов. Оно примерно равно количеству часов занятий данного курса в неделю. Обычно за курс засчитывают от 3 до 5 кредитов.

В большинстве университетов семестровая программа состоит из 12-15 кредитов (3-5 предметов в семестр). Для того чтобы получить диплом об образовании, нужно «заработать» определенное количество кредитов. Международные студенты должны заниматься по полноценной программе в каждом семестре.

Переводы

Если студент переходит в новый университет, прежде чем получить диплом, его заработанные кредиты обычно можно перевести в новый вуз. Это значит, что студенты могут переводиться в другие университеты и заканчивать их почти в изначально запланированные сроки.

Типы высших учебных заведений

  1. Государственный колледж или университет

Государственный вуз работает при поддержке и управлении администрации штата или местной общины. В каждом из 50 штатов Америки есть как минимум один государственный университет и по несколько государственных колледжей. Многие из этих общественных, как их еще называют, университетов носят имя своего штата: например, Вашингтонский университет (Washington State University) или Мичиганский университет (University of Michigan).

  1. Частный колледж или университет

Эти вузы управляются частным образом, и, как правило, обучение в них стоит дороже, чем в государственных. Приватные школы часто меньше по размеру, чем государственные.

Университеты и колледжи при религиозных общинах тоже являются частными учреждениями. Практически во все можно поступать студентам разных вероисповеданий. Лишь немногие ограничиваются приемом только тех абитуриентов, которые разделяют веру общины, при которой был учрежден университет.

  1. Муниципальный колледж

Муниципальные колледжи – это 2-летние учебные заведения, где можно получить степень младшего специалиста и сертификаты. Они делятся по типу диплома – с одним можно идти учиться дальше в другом вузе, с другим – только работать. Учиться можно с дипломом младшего специалиста (associate of arts) и дипломом о неполном высшем образовании (associate of science). Работать идут с дипломом младшего специалиста по прикладной науке (associate of applied science) и свидетельством о прохождении курса обучения (certificate of completion).

Выпускники муниципальных колледжей обычно переводятся в 4-летние колледжи или университеты, чтобы получить полное высшее образование. Благодаря тому, что они могут перевести свои кредиты из колледжа, в университете им достаточно отучиться еще два года, чтобы получить степень бакалавра. Во многих муниципальных колледжах есть курсы английского языка как второго, что позволит иностранным студентам подготовиться к обучению в университете.

  1. Технологический институт

Технологический институт предполагает 4 года обучения техническим и естественным наукам. В некоторых можно получить также диплом магистра, в других – прослушать лишь краткие курсы.

Система среднего образования в США значительно отличается от привычного нам уклада. Так в стране нет единого государственного стандарта образования, как нет и единой учебной программы. Всё это устанавливается на уровне отдельного штата. Говоря о том, сколько классов в Америке, зачастую дети учатся 12 лет. При чём, обучение начинается не с первого класса, а с нулевого. Стоит отметить, что учёба в таких школах доступна не только гражданам Америки. На сегодняшний день действуют специальные программы обмена, позволяющие русским детям учиться как в государственных, так и частных американских школах.

Система школьного образования в Штатах

В США функционирует общенациональная система образования. Большая часть школ в стране государственные, хотя имеются и частные заведения. Все государственные школы бесплатные они финансируются и контролируются сразу на трёх уровнях: федеральных властей, властей штатов и местных властей. 90% школьников обучаются в государственных учебных заведениях. Частные школы в США, в большинстве своём обеспечивают достаточно высокий уровень образования, однако обучение там стоит довольно дорого.

К тому же, некоторые родители предпочитают обучать детей на дому. Отказ от обучения зачастую бывает по религиозным причинам, когда родители не хотят, чтобы их ребёнка учили теориям, с которыми лично они не согласны (касается это в основном теории эволюции) или желают оградить детей от возможного насилия.

По историческим причинам образовательные нормы не закреплены в американской Конституции. Предполагается, что этот вопрос обязан регулироваться на уровне отдельных штатов. Также в США не предусмотрено строгих государственных стандартов образования и учебных программ. Все они также устанавливаются на местном уровне.

Школьное образование в США делится на 3 ступени: начальную, среднюю и старшую школы. При чём, школа каждого уровня это полностью самостоятельное учреждение. Зачастую они размещаются в отдельных зданиях и имеют собственные учительские коллективы

Длительность и возраст начала обучения могут отличаться в разных штатах. Обычно дети начинают учиться в возрасте 5-8 лет и заканчивают соответственно в 18-19 лет. При чём, сначала они ходят не в первый класс, а в нулевой (kindergarten), хоть в некоторых штатах он и не является обязательным. В США подготовка к школе походит именно в этом классе. Детей приучают к жизни в новом коллективе, методам и способам проведения занятий на протяжении последующих лет обучения. Зачастую обучение детей в США проходит в форме открытого диалога или своеобразного подобия игры. Хоть нулевой класс и считается подготовительным, детям устанавливают жёсткое расписание. Правда, домашних заданий ещё не задают.

Начальная школа

Начальная школа в США длится с первого по пятый класс. В этот период большинство школьных предметов, за исключением изобразительного искусства, физкультуры и музыки, ведутся одним учителем. На этой ступени дети изучают письмо, чтение, арифметику, естественные и общественные науки.

Важно: Уже на этом этапе всех детей разделяют по способностям. Это одна из характерных черт американских школ. Перед началом учёбы дети сдают IQ тест. На его основании детей делят на группы. Начиная с третьего класса, всех учеников тестируют ежегодно. Вообще, все результаты обучения в штатах традиционно проверяются именно в форме тестирования.

В зависимости от успеваемости школьника могут перевести в класс для одарённых, где предметы изучаются более широко и задают больше домашних заданий, или же наоборот, класс для отстающих, где заданий меньше, да и курс полегче.

Средняя школа

Средние школы США занимаются обучением детей с 6 по 8 классы. На этой ступени каждый предмет ведут разные учителя. При этом есть обязательные предметы и классы по выбору. К обязательным относятся английский язык, математика, естественные, социальные науки и физкультура. Говоря о предметах по выбору, в действительно хороших школах есть масса всевозможных специализированных курсов. При чём, многие из них преподаются практически на университетском уровне. Выбор иностранных языков может разниться, но зачастую там имеются: французский, испанский, латынь, немецкий, итальянский и китайский.

Важно: В американской школе все ученики каждый год распределяются по новым классам. Так дети каждый последующий год обучаются в новом коллективе.

Старшая школа

Последним этапом среднего образования в США является старшая школа. Длится он с 9-го по 12-й классы.

Важно: На этом этапе привычные нам классы отсутствуют вовсе. Здесь каждый ученик уже занимается по подобранной им же индивидуальной программе. Каждое утро проверяется общая посещаемость, после чего дети расходятся по нужным им классам.

В старшей школе в США учащиеся получают куда большую свободу в выборе классов к изучению. Так есть определённый перечень предметов, которые дети обязаны выучить, чтобы получить аттестат. Все остальные занятия они могут выбрать самостоятельно.

Важно: В случае успешной сдачи дополнительных предметов в школе, ученику не придётся изучать их же в колледже, где ему придётся платить за каждый прослушанный курс.

Говоря об обязательных предметах, они устанавливаются школьным советом. Данный совет разрабатывает школьную программу, нанимает учителей и определяет необходимое финансирование.

К тому же, многие известные вузы выдвигают собственные требования к предметам, которые обязан изучить каждый абитуриент.

В таблице ниже представлена система школьного образования в США.

Популярные учебные заведения

Популярность учебного заведения определяется его рейтингом. Рейтинг школы рассчитывается на основе результатов выпускных экзаменов и находится в открытом доступе.

Так одними из лучших школ США являются такие заведения, как Stuyvesant, Brooklyn-Tech, Bronx-Science High Schools, Mark Twain, Boody David, Bay Academy Junior High Schools.

Как попасть в школу в США

Для русского школьника есть два варианта попасть в школу в Америке:


Возрастные ограничения

В зависимости от того, в какой школе обучается ученик, есть некоторые возрастные ограничения. Так в случае с программой обмена, бесплатные школы в США приминают в основном учеников старших классов (9-11 классы). В случае же с частным заведением, ребёнок может поступить в любой класс, соответствующий его возрасту.

Преимущества обучения детей в США

Говоря о преимуществах обучения детей в иностранных школах, это не только повешение уровня знания английского. В американских школах преподаётся огромное количество как обязательных, так и дополнительных предметов. Естественно, количество изучаемых дисциплин и качество преподавания непосредственно зависят от рейтинга школы. Если ребёнку посчастливилось поступить в хорошее или даже очень хорошее заведение, то все предметы будут преподаваться на довольно высоком уровне. Помимо этого в американских школах довольно часто походят всевозможные выездные экскурсии в заповедники, музеи, памятные места или даже другие страны. Плюс в Штатах довольно серьёзное отношение к спорту.

Важно: многие знаменитые вузы страны активно приглашают к себе сильных атлетов. Иногда им прощаются даже некоторые упущения в учёбе.

И основное, обучение за границей учит ребёнка самостоятельности. В американских учебных заведениях дети постоянно сталкиваются с выбором, будь то ответы в тестах или предметы к изучению. Школы в США изначально ориентируют и готовят детей к их будущей профессии. К тому же, для любого ребёнка учиться в другой стране это возможность проверить собственные силы и возможности. Конкуренция среди американских школьников довольно большая, так что ученику нужно не просто быть умным, но и талантливым, уметь проявить свои положительные стороны и быстро приспосабливаться.

Помимо выше сказанного учёба в США позволяет:

  • Подготовить ребёнка к обучению в наиболее именитых вузах страны;
  • Диплом американской школы является основанием для продолжения обучения в любом государстве;
  • Ученики старшей школы могут составить индивидуальный план подготовки, соответствующий требованиям интересующего их вуза;
  • Каждый ученик может самостоятельно выбрать уровень сложности изучения каждого предмета.

Сложности обучения детей в американских школах

Первая сложность, с которой придётся столкнуться новоиспечённым ученикам – жесткие правила заведения. Вся школьная жизнь в Штатах подлежит чёткой регламентации. Все школьные правила доводятся до каждого ученика. За их нарушение ребёнку могут назначить соответствующее наказание или даже исключить.

Следующая сложность касается понимания структуры образовательного процесса – по какому принципу нужно подбирать дополнительные предметы, как определять необходимый уровень сложности.

Не меньшие затруднения может вызвать и система оценок в Америке.

Так американские школьники занимаются по 100 бальной шкале. При этом баллы имеют и буквенные обозначения. В общем виде шкала оценивания в штатах выглядит следующим образом:

Важность знания языка

Знание английского языка имеет если не определяющее, то очень важно значение. При поступлении как в муниципальную, так и частную школу, любому учащемуся предстоит пойти тест на знание языка, собеседование, возможно потребуется предоставить рекомендацию от учителя английского из предыдущей школы или табеля успеваемости за последние несколько лет. В зависимости от класса заведения правила приёма могут разниться.

Если ребёнок не достаточно хорошо владеет языком, его могут поместить в подготовительный класс, где он будет активно восполнять языковые пробелы. Такие занятие могут проходить отдельным курсом в течение 2-4 месяцев или же идти параллельно с общей программой.

Документы

Для поступления в школу в США ребёнку потребуются следующие документы:

  1. Результаты тестирования по английскому и собеседования;
  2. Виза, подтверждающая право находиться в стране;
  3. Переведённая справка о прививках и последнем медицинском осмотре;
  4. Иногда могут потребоваться переведённые табеля или выписку с текущими баллами и оценками за последние 1-3 года.

Публикации о проблемах образования в нашей стране вызвали оживленный отклик читателей. Наряду с комментариями и вопросами в редакцию поступили просьбы подробно рассказать о том, как устроена западная школа, с которой, похоже, наши чиновники срисовывают план переделки российского образования. Хорошо бы - об американской школе. К мысли о том, что американское школьное образование ужасно, нас приучили американские же фильмы. Однако везде и всегда есть хорошее и плохое. И если уж рассказывать, то о положительном опыте. Давний автор нашего журнала Валериан Матвеевич Хуторецкий, который уже много лет живет в Америке, подготовил для «Химии и жизни» обстоятельную статью о том, как устроена и как работает хорошая государственная школа в США. В этом году ее закончили внучки-близнецы Валериана Матвеевича, поэтому информация, что называется, из первых рук. Надеемся, что статья будет интересна и полезна не только учителям, но и тем, кому небезразлична судьба школьного образования, то есть всем нашим читателям.

Не надо иллюзий - в Америке тьма школ, где в классе заново учат читать и вычислять дроби, а девочки беременеют уже в средней школе. Но это относится главным образом к школам крупных городов. Многие из тех, кто работают в больших городах (city), стараются жить в соседних маленьких городках (town), где качество жизни выше. Речь пойдет не об американской школе вообще, а только о добротной государственной школе в хорошем пригородном районе. Здесь живет средний класс, к которому относятся лицензированные ремонтники, владельцы мелкого бизнеса, менеджеры разного ранга, риелторы и т. п., а не только, как принято считать в России, врачи, адвокаты и «программисты» всех видов. Недвижимость (дом и участок) в местах с хорошими школами может быть и в два раза дороже такого же по остальным параметрам жилья, что служит преградой для появления нежелательных соседей. Лично мне так и не удалось понять, что же первично - повышенная цена недвижимости или высокий уровень школы, но они, несомненно, связаны. Заметим, что хорошие школы случаются и в бедных местах, а плохие - в богатых. Выбирая место, где жить, разумные люди, имеющие или собирающиеся иметь детей, смотрят на рейтинг местной школы. А рейтинги тут есть для всего на свете.

Какие здесь школы

Школы в Америке бывают частные (private; если интернат, то boarding) и государственные или общественные (public). В частных школах и детских садах в 2009-2010 учебном году занимались 10% общего числа школьников и дошкольников США, или 5,5 миллионов человек. Некоторые дети по каким-то причинам не посещают школу вообще (home schooling), например по религиозным соображениям или чтобы окончить школу быстрее. Частные школы дают хорошее образование, но стоимость обучения в них начинается с 10 тысяч долларов в год. Верхний предел оплаты неизвестен, но 35 тысяч - реальная цифра. Общественные - бесплатны.

Обучение в школе разделено на три ступени: начальная (с первого по пятый классы, при ней же есть обязательный нулевой класс, детский сад), средняя (6-8 классы) и высшая, причем высшую школу в Америке (9-12 классы) не надо путать с высшей школой в России, где так называют вузы. Если переводить точно, то high или secondary school - это «высокая» школа, а higher, tertiary или post-secondary (колледж) - «более высокая», и ни одна из них не высшая (highest). Давайте называть ее старшей, что ли. Каждая из школ всех трех уровней - это полностью самостоятельное учреждение, обычно в отдельном здании и со своим учительским коллективом. Если в городке имеется, кроме одной-двух средних и нескольких начальных, еще и старшая школа, то в нем есть и отдел образования (Board of Education), который определяет, чему, как и по каким учебникам учить в этом округе. В другом городке программа будет несколько другой.

В по-настоящему хорошей школе многие десятки разнообразных курсов, причем многие из них преподают на университетском уровне. Выбор иностранных языков примерно такой: испанский, французский, латынь, китайский, немецкий, итальянский. Отсев в хорошей школе по сути нулевой, тогда как в Нью-Йорке государственную старшую школу оканчивают только 76% белых и 56% черных учеников. В штате Нью-Джерси в среднем отсев в государственных школах 1,7%.

Существуют и специальные школы для детей с отклонениями - в ту и другую сторону. В них учатся или особо одаренные (прием по конкурсу!), или требующие особого внимания дети - слепые, глухие, сильно отстающие в развитии. Дети-инвалиды и дети с легкими отклонениями в поведении и развитии посещают нормальные школы; близнецов разводят по разным классам. Есть специализированные школы, например физматшкола Stuyvesant, которую сокращенно именуют Стай, в Манхэттене (аналог московских школ № 2, 57, 179).

Самая дорогая покупка к школе - компьютер, который служит по меньшей мере четыре-шесть лет и стоит около 800 долларов. За год канцтоваров расходуется от силы на 100 долларов. Ланч стоит 2-4 доллара, но можно приносить еду из дома. Чтобы получать бесплатный ланч, достаточно подать соответствующее заявление. Поскольку «хорошая школа в хорошем районе» - понятие неопределенное, то скажем так: Департамент образования США отметил наградой «Голубая лента» 74 из 490 старших школ в штате Нью-Джерси. Таким образом, можем считать, что доля «хороших» школ примерно 15%.

Учителя и бюджеты

Учителя входят в профсоюз, их зарплата растет со стажем и не зависит от личных достижений. Для работы учителем нужен сертификат от штата, без этого вообще-то вести урок можно только в присутствии «настоящего» учителя. Большинство штатов признают сертификат, выданный другим штатом. Согласно опросу Национальной ассоциации учителей науки, в 2007 году примерно в половине старших и одной трети средних школ была нехватка учителей естественнонаучных дисциплин (здесь эти предметы называют «Наука»). В трудных ситуациях берут предметного специалиста (химика, физика и т.п.), и он год вечерами ходит на курсы для сертификации, ведя при этом занятия в школе. При учебе в четырехгодичном колледже можно взять соответствующий набор дисциплин и получить диплом и учительский сертификат. Примерно около трети курсов должны быть связаны со школьной работой, остальные - общее образование и научная специализация (математика, химия и др.).

Есть и специальные педагогические колледжи, где готовят именно учителей, чаще для начальной и средней школы. С ними не все и не всегда гладко, многие из них никем не аккредитованы. Как находят работу выпускники не аккредитованных колледжей, я не знаю. Может быть, именно из них выходят учителя для «плохих» школ крупных городов и удаленных поселков? Все учителя школы раз в год уходят на двухдневную конференцию по повышению квалификации, занятия на это время прекращаются. Еще где-то день в год учитель проходит дополнительную переподготовку, но тогда его кто-то замещает на уроках. В хорошей школе процентов десять учителей имеют докторскую степень (кандидаты наук), 73% - степень магистра. Нагрузка учителя - пять уроков в день, 25 - в неделю.

По идее, школы должны содержаться муниципалитетами, и в хорошем месте 87% средств действительно поступает из местного бюджета, и только 11% - из бюджета штата и 2% - из федерального. В плохой школе (обычно в бедном районе) картина иная: из местного бюджета поступает только 13%, из бюджета штата - 74% и из федерального - 12%. Средняя зарплата учителя (половина получает больше, другая половина - меньше) в хорошей школе 81 тысяча в год, в бедном районе - 59. Бюджет хорошей старшей школы с четырьмя сотнями выпускников, о которой дальше пойдет речь, в год составляет почти 40 миллионов долларов.

Когда из-за кризиса правительство штата Нью-Джерси срезало дотации хорошим школам, то жители некоторых округов с такими школами проголосовали за добровольное увеличение налогов, позволяющее сохранить высокий уровень преподавания. Надо заметить, что не у всех этих жителей есть дети, но хорошая школа повышает цену недвижимости в ее округе. Я хочу сказать, что они не обязательно альтруисты, они голосуют еще и за сохранение ценности принадлежащей им недвижимости, даже если за это надо доплачивать в форме несколько более высокого налога. Правительства и штата, и государства гораздо больше заинтересованы в том, чтобы не допустить превращения плохих школ в ужасающие, чем в поддержании уровня хороших школ.

Учебники, расписание и предметы по выбору

Американская начальная школа отличается от российской не только наличием кондиционеров, которые есть практически во всех учреждениях США, и перетасовыванием классов каждый год. Здесь нет строгой дисциплины в начальной школе: детям не мешают ходить по классу, они могут учиться, сидя в кружок на полу, кто-то может читать сам по себе. Их выводят на по- ляну около школы, а потом предлагают написать что-нибудь об увиденном: о кусочке коры в траве, червяке или жуке и т. п. Однако к пятому классу все уже сидят за одноместными партами и уроки имеют почти привычный нам вид.

В средней школе вообще нет классов как постоянных коллективов: школьники переходят в разные коллективы для разных предметов, часть которых они уже выбирают сами. Базовые предметы, в том числе входящие в «Науку» - биология, химия, физика и науки о Земле (геология, породы и минералы, земная кора и т.п.), - остаются обязательными. Чтобы иметь право выбрать более сложную программу по предмету, нужно получить по нему в предыдущем году отличную оценку. С 7-го класса можно брать повышенный уровень сложности математики и английского языка. В 8-м классе выбор предметов повышенного уровня сложности расширяется и дается свобода выбора некоторых необязательных предметов: на кулинарию, например, очень много желающих, в том числе мальчиков.

В старшей школе за четыре года надо обязательно пройти три курса более сложной и разнообразной (на выбор) «Науки» и три - математики. В 9-м классе наука - это «Основы химии и физики», в 10-м - биология. Хотя бы один из научных курсов должен быть с лабораторными работами, в хорошей школе - все. Выбор состоит в том, что можно или брать курсы разной сложности (см. ниже), или выбирать более узкие предметы, то есть это может быть экология, а не биология, астрофизика, а не физика и т.п. Обязательны в старшей школе по четыре годовых курса английского языка и литературы, физического воспитания, социальных и исторических наук и хотя бы один художественный курс. В каком порядке что проходить - дело вкуса, поэтому нормально, когда в одном классе сидят десятиклассники и ученики 12-го класса. Каждый зачтенный курс, длившийся весь год, дает пять кредитов. Некоторые предметы проходят за один семестр (2,5 кредита). Еще 15 кредитов (три годовых курса) нужно набрать из множества дополнительных курсов, но можно и просто брать еще по курсу в год из обязательных. Сумма к окончанию школы должна быть не менее 120 кредитов. Аналогично устроено университетское образование: общая сумма кредитов и список обязательных дисциплин, остальное - по выбору.

Все учащиеся называются студентами - почему бы и нет? Но вот когда первый раз слышишь о студентах детского сада, то веселишься, конечно. Каждый год и старшей школы, и колледжа имеет свое порядковое название: freshman - первый год, sophomore - второй, junior - третий, senior - четвертый.

Школьные учебники изданы на плотной бумаге, богато и полезно иллюстрированы, правда, из-за этого они очень тяжелые. Их сдают по окончании учебного года, поскольку они еще и дорогие (больше $100, если хотите собственный экземпляр), потом они переходят другому ученику. Чтобы решить проблему тяжелых рюкзаков, уже во многих штатах ввели лэптопы, объединяющие все учебники, дневник и домашние задания. У каждого школьника есть запирающийся шкафчик в коридоре, который в конце года освобождают.

Занятия в школе начинаются после первого вторника в сентябре, Дня труда, и заканчиваются 24 июня. Учебный год разделен на четыре четверти, которые не связаны с каникулами (четыре дня отдыха на День благодарения в ноябре, рождественские каникулы с 24 декабря по 3 января, предпоследняя неделя февраля и неделя в начале апреля). Занятия идут пять дней в неделю. В старшей школе день состоит из восьми уроков длительностью 43 минуты. За четыре минуты между уроками надо успеть перебраться в нужную предметную комнату (слово «кабинет» здесь означает шкаф), а школа длинная, ведь в ней всего два, редко три этажа. Так что движение в коридорах после звонка весьма и весьма оживленное. После четвертого урока 20 минут отводится на ланч.

В конце учебного года каждый ученик составляет список предметов, включая их уровень сложности, которые он хочет взять на будущий год. Поскольку один из восьми уроков - физкультура, то это семь предметов. Так что он набирает себе программу из семи курсов и согласует ее с советником (см. главу «Советники»). Канцелярия утрясает расписания всех студентов и присылает каждому готовое расписание на следующий год. Поменять учителя нельзя, кто достался, тот и будет.

Это расписание включает в себя номер комнаты, куда ты будешь весь год приходить. Например, первый урок каждый день и весь год будет физика (комната 129), второй - всегда история (комната 215), третий - геометрия (комната 117) и т. д. Исключение - физкультура, которая четыре дня в неделю. Обычно за счет нее раз в неделю проводят сдвоенные лабораторные работы. Таким образом, на каждый предмет отводится пять уроков в неделю.

Раз нет классов, то и классных руководителей, в нашем понимании, тоже нет. Каждый студент прикреплен к Home Room, то есть классной комнате. Туда после второго урока на пять минут (поэтому вторая перемена на пять минут длиннее) заходит один и тот же учитель, проводит перекличку и следит, чтобы все ученики прослушали текущие объявления по радио, если надо, раздает им учебные материалы или какие-нибудь формы, которые нужно заполнить и потом сдать в канцелярию или медсестре (справка от врача для участия в соревнованиях, разрешение от родителей на экскурсию и т. п.). Если учителю нечего добавить к радиотрансляции, то он распускает учащихся на перемену.

Типичный урок и домашнее задание

Типичный урок - оживленная лекция. Учитель вовлекает студентов в обсуждение предложенной заранее или излагаемой на уроке темы. Желающие поднимают руку и говорят, учитель подзуживает, обостряет вопросы. Участие в обсуждении - это не опрос, устных проверок знаний здесь не бывает. Некоторые учителя его вообще не оценивают, другие, особенно в языковых и исторических дисциплинах, учитывают по своему усмотрению. Такая форма «добровольного опроса» нацелена на закрепление узнанного и выработку собственного мнения, а не на поддержание в страхе: вызовут - не вызовут. Урок зачастую иллюстрируют показом слайдов через проектор с учительского ноутбука, опытов и фрагментов фильмов на иностранных языках.

Домашние задания все выполняют в письменном виде и сдают в классе или по Интернету - каждый день. Вы можете болеть, прихватить пару дней к празднику (записка от родителей) - пожалуйста, только вот домашние задания надо сдать, и не откладывая, за все дни отсутствия. Изредка вместо, а то и вместе с домашними заданиями случаются более крупные задания - «проекты». Обычно они гуманитарные. Например - сочинить коротенькую пьеску на французском языке и исполнить ее в классе (и повторить на родительском собрании). Или организовать дискуссию «Вы за совместное обучение мальчиков и девочек или против?»: одна группа студентов собирает аргументы «за», другая - «против», остальной класс судит. Часто задают создать презентации (Power Point), например по теме «Таблица Менделеева». Каждый представляет порученный ему элемент: положение в периодической таблице, свойства, применение.

Совместная работа, team work, рассматривается здесь как важный навык, приобретаемый в школе, поэтому и проекты, и классные работы зачастую выполняют два-четыре человека. В компьютерной науке (основы информатики и вычислительной техники) командная работа - правило, а не исключение. Задача проекта там ставится в самом общем виде: написать любое приложение для iPhone или придумать игру. Ребята сами собираются по два-четыре человека и работают вместе, иногда весь год. Если что-то не получается, идут с расспросами к другим группам, или учитель подсказывает, с кем надо посоветоваться.

Суммарная оценка за проект у разных учителей варьирует, но в целом она держится на уровне крупной контрольной работы. Вклад каждого в проект обычно не выделяют, всем поровну. Кроме домашних заданий есть контрольные работы (короткие, quiz, на 5-20 минут; более подробные, test, на 40 минут) и экзамены.

Оценки и сложности

Экзамены появляются к концу средней школы, а в старшей их проводят уже каждые полгода. Шпаргалки и списывание на экзаменах и контрольных (но не списывание домашних заданий, особенно в конце 12-го класса!) практически неизвестны. Внутришкольные экзамены, которые составляют сами учителя, могут быть вполне законно подкорректированы, если выясняется, что большинство неважно справилось с той или иной задачей или экзаменом в целом. Тогда проводят шкалирование (scaling): тем ученикам, которые набрали наибольший процент правильных решений, скажем 95%, засчитывают 100%, а остальным добавляют по 5%.

Количество задач или вопросов измеряется десятками; отводимое на экзамен время - 90 минут. Не все, но обычно большинство заданий представляют собой задачи на выбор правильного решения из предложенных ответов. Для подготовки к экзаменам специальных дней не отводят, а сами экзамены идут четыре дня подряд, а то и по два в день.

Все оценки выставляют в буквенной системе: A, B, C, D и F, с добавлением минусов и плюсов. За правильно решенные 93% и более ставят А, 90-92% - А с минусом, и т. д. Только 60% правильных ответов (D-) еще будет зачтено, но меньше - это уже F (failed).

Оценки в школе ставят, но их не сообщают в классе, только родителям и ученику. (Хотя во многих других городах страны сохраняется система ранжирования учеников.) Сейчас родителям просто дают пароль к сайту с текущими отметками их ребенка.

Хотя чужие отметки неизвестны окружающим, ближе к выпуску положение каждого в учебной иерархии не только известно, но и сопровождает заявление ученика о приеме в вуз. Оно обезличено и представляет собой процентную десятку по успеваемости, в которую попал ученик по своему среднему баллу: первая десятка, вторая десятка. Попадание в первую десятку добавляет к аттестату грамоту «С высшим отличием» (High Honors), во второй и третий - «С отличием» (Honors). В каждом выпуске есть лучший ученик года (valedictorian), иногда два, им предоставляется честь произнести речь перед выпускниками на торжественной церемонии. Другую категорию наград составляют призы многочисленных научных (Intel, Merck, Google и др.) и художественно-гуманитарных конкурсов и олимпиад.

Подача документов в вузы завершается 31 декабря, а к 1 апреля все вузы присылают свои решения, и принятым лишь надо, чтобы их не выгнали из школы до получения аттестата. Поэтому во втором семестре последнего, 12-го класса учат- ся только энтузиасты или те, кто заканчивают АР курсы (см. ниже). Конкурс в университеты в первую очередь учитывает средний балл за 10-11-й и первый семестр 12-го класса - так называемый GPA (Grade Point Average), куда входят оценки по всем предметам, кроме физкультуры и здоровья, но включая художественные предметы. Поэтому желающих его повысить бывает много, и главный способ для этого - нет, не просто хорошо учиться. Для этого нужно еще повышать уровень сложности предметов, которые ты проходишь.

Каждый предмет в старшей школе имеет четыре уровня сложности. Названия этих уровней отличаются не только в разных штатах, но даже в округах. Довольно типичный набор: Сollege Level или Advanced Placement (AP, Эй Пи); Accelerated или Honors; CPA или standard; и CPB или essential. Два последних означают «Подготовка к колледжу» (College Preparation) А и В. «А» означает обычный, типичный уровень, «В» - чуть пониже. В аттестате эти уровни имеют разный вес. Если максимум в СРА и CPB оценивают в 4 балла, то максимум в Accelerated (Honors) дает 4,33, а в АР - уже 4,67 балла. Отбор на уровень Accelerated проводят по предыдущим оценкам; на АР, кроме этого, надо сдать вступительный экзамен.

Помимо оценки для выбора многих предметов повышенного уровня есть обязательные условия (prerequisites): чтобы взять продвинутую алгебру 2, надо сдать алгебру 1, а чтобы поступить на АР физику или АР статистику, надо закончить алгебру 2, так что выбор надо планировать далеко вперед. Чтобы остаться на Accelerated уровне на следующий год, достаточно среднего балла В с минусом, но чтобы с него перейти на уровень АР, надо иметь годовое А, изредка могут взять с А с минусом. АР - это высший уровень, соответствует первому курсу университета. Первые три АР курса (европейская история, биология, искусство) разрешается взять в 10-м классе, дальше - больше, а некоторые курсы доступны только в последнем классе.

Самые престижные университеты не рассматривают всерьез аттестаты со средней отметкой ниже 4,25, а это недостижимо без honors и AP курсов. Зато большинство университетов и колледжей в США засчитывают школьный АР курс как пройденный в университете курс. Многие школьники используют эту воз- можность, чтобы получить диплом бакалавра не за четыре года, а быстрее, что при стремительно растущей плате за обучение (последнее время около 10% в год), может сэкономить десятки тысяч долларов. Кроме того, много взятых АР курсов - это плюс при рассмотрении заявления о приеме в вузы, а конкурс в самые престижные колледжи превышает десять человек на место.

Говорят, что была в школе девочка, которая смогла взять 16 АР курсов. Подруга моей внучки осилила 14, но не с максимальными оценками, что снизило ее главный показатель - GPA. Увы, ее не взяли ни в один из выбранных ею престижных университетов. Советница (см. ниже) устроила ее в университет рангом пониже, куда она поначалу и не подавала документы, правда, на полное обеспечение (full ride): она ничего не платит ни за обучение, ни за проживание.

Частные экзамены

Средний балл (GPA) - это важно для поступления в вузы, это свидетельство качества усвоения школьного материала, индикатор стабильного интереса к учебе. После него второй по важности показатель - результаты экзаменов, проводимых частными организациями. Их цель - определить, насколько ученик готов продолжить учебу в колледже, то есть оценить его способности и рабочие навыки, а не сумму накопленных знаний. Для них школа в свободный день предоставляет место и учительский присмотр.

Эти экзамены платные и сдают их только те, кто собираются поступать в колледж, но в хорошей школе это практически все. По сути таких экзаменов два: SAT (Sholastic Assessment Test) и ACT (American College Testing), хотя в более распространен- ном SAT есть дополнительные разновидности. Сдавать можно любой из них или оба и в любом классе. Проводит SAT та же организация, College Board, которая проверяет и оценивает АР экзамены.

Обычный SAT (есть еще предметные SAT или SAT II, которые оценивают именно знания по химии, физике, экономике, языку и т. п.) состоит из трех частей, каждая из которых имеет вес максимум 800 очков: это критическое чтение (critical reading), куда входит проверка способности учащегося анализировать тексты, в частности, сравнить два текста разных авторов на сходную тему; письмо (writing) - умение выбирать правильные средства для передачи мыслей, в частности за 25 минут надо написать сочинение, желательно на пять параграфов с введением и заключением; и основы математики. Кроме заданий на выбор из четырех возможных вариантов, в SAT есть и задания, требующие ответа в свободной форме, причем сложность заданий различна. Он длится 3 часа 45 минут, и время редко бывает лишним.

Конечно, тестирование на сообразительность по такой системе напоминает упражнение в решении задач на скорость и тем самым позволяет оценить только способность решать проблемы, не требующие глубокого размышления, но ведь такие задачи, собственно, и предстоит решать в колледже. Кстати, способность концентрироваться на четыре часа - тоже умение, важное в колледже. Такой экзамен годится для того, чтобы ранжировать учеников для поступления в приличные, но не самые престижные университеты. Он проводится много раз в год, его можно пересдавать, правда, с 2011 года это стоит уже 50 долларов (в прошлом году было 25). В соответствии с будущей специальностью, требования университета к SAT различны в зависимости от специальности, которую выбрал абитуриент: если вы будущий артист, то математическим разделом могут вообще не интересоваться.

Итак, выпускник получает два важнейших документа: запись отметок аттестата с GPA и результаты SAT и/или ACT. Третий обязательный компонент для успеха при поступлении - это рекомендации, и самая важная из них - школьная характеристика. Советники (Guidance Counselor), которые пишут эту характеристику, играют заметную роль в школьной жизни. Они дают учащимся советы по поведению в школе, выбору предметов на год, изменениям в личном расписании, но, конечно, главная их работа - поступление в вузы. Их задача - знать студентов, а их по 50-60 на советника только в выпускном классе, поэтому они раздают студентам опросные листы, общаются с учителями по поводу своих подопечных и просто призывают их самих заходить почаще. С вопросом «Почему у моего Васи двойка по геометрии?» можно прийти прямо к учителю математики, но все остальное - к советнику, классных руководителей в школе нет.

При поступлении учитывается общественная деятельность - знакомо звучит, не правда ли? Практикуется система рекомендаций из тех мест, где абитуриент работал, по найму или добровольцем. Отдельные учителя, а также внешкольные преподаватели и тренеры художественных, балетных, спортивных, религиозных школ, студий и клубов могут дать свою рекомендацию - по просьбе студента, конечно. Все рекомендации направляются прямо в приемную комиссию (Admission Office) вуза, рекомендуемый их не видит.

Практически все вузы при поступлении требуют несколько рекомендаций и два-три кратких сочинения на свободную или заданную тему: от стандартной «Почему наш университет?» до экзотики типа «А как ты мог бы использовать умение писать задом наперед?». Эти сочинения - не вступительные экзамены (хотя кое-где и они практикуются), это дополнительный, помимо рекомендаций, материал для изучения личности поступающего.

При отборе студентов ценятся достижения в любом виде деятельности, особенно конкурсные. Будущий химик, имеющий диплом лауреата фортепианного конкурса, имеет преимущество при поступлении. Почему? Потому, что этот диплом показывает, что человек может чего-то добиться, победить, а химии научим. Спортивные достижения приветствуются, но в различных вузах в разной мере. В одних перспективных спортсменов ищут, приглашают и полностью или частично освобождают от платы за обучение и проживание. В других это плюс, но при прочих равных. Широко практикуется система собеседований (интервью), которые зачастую проводят прежние выпускники этого вуза, живущие или работающие неподалеку от абитуриента. Бывает и другая схема: представитель приемной комиссии приезжает в места, где много абитуриентов, и проводит интервью с ними в какой-нибудь из близлежащих школ.

По окончании 11-го (не последнего!) класса ученик обычно имеет согласованный с советником список потенциальных вузов для поступления. В нем три примерные градации: на пределе возможного, свой уровень и запас, куда вроде бы должны точно взять. Обычно список состоит из 10-15 названий. Хорошо бы больше, ведь многие выпускники 2011 года получили в ответ на них одно-два предложения, некоторые - ничего, но все имеет свою цену: в 2011 году подача каждого заявления стоила 75 долларов, плюс рассылка SAT в каждый колледж сверх первых пяти - еще пятнадцать (результаты примут только от проводившей экзамен организации).

Колледжи выбирают не только по Интернету или очень информативному печатному справочнику «Fiske Guide to Colleges», включающему только 300 лучших из них, менее 10% от общего числа. В каникулы и выходные множество родителей с детьми путешествуют по стране, посещая дни открытых дверей в пред- полагаемых местах будущей учебы, чтобы самим увидеть, где дитятко будет жить, что есть, чему и как его будут учить.

Математики, химики, гуманитарии

Беда американской школы - математика. Запуганные ее жупелом педагоги ввели в средней школе «связанную с жизнью» математику (connected math), которая «доходчиво», то есть по готовым формулам, учит вычислять площадь амбара или периметр забора. Хотя в средней школе самое бы время оттачивать способности к абстрактному мышлению. В результате у детей развивается не понимание, а страх перед той самой дисциплиной, которая призвана создавать упрощенный, идеализированный образ сложных явлений в естественных науках. Если дома понимают, что происходит, и помогают ребенку, то можно уйти на год вперед: получить «отлично» в седьмом классе и в восьмом взять вместо Connected math нехитрую, но хотя бы разумную алгебру 1. Строгая математика появляется только в геометрии за 10-й класс или АР курсах математического анализа (Calculus).

Компьютерные классы в школе оснащены вполне прилично, но без роскоши. Их два в математическом департаменте (для геометрии и информатикии) и два в художественном, где проходят уроки архитектуры и компьютерной графики и дизайна. На уроках информатики изучают языки программирования Visual Basic и Java и реляционные базы данных.

Естественнонаучные предметы преподают на вполне достойном уровне. Обязательная химия в средней школе - это Периодический закон, строение атома, валентность и связи, молярные отношения, выражение концентраций. Биохимию проходят в курсе биологии, в нее входят метаболические циклы, строение углеводов, белка и ДНК. Годичный АР курс химии в старшей школе включает в себя газовые законы, строение кристаллов и растворов, кислотность и основность, окислительно-восстановительные реакции, строение молекул (s- и p-связи, гибридизацию, основы теории орбиталей, хиральность, изомерию), равновесия, уравнение Аррениуса и кинетику, начала органической и аналитической химии. Освоение такого курса в школе - серьезный труд, впрочем, то же относится и к курсам биологии и физики.

В лабораторных работах используют как нехитрые инструменты типа электронных весов, горелок, пипеток, бюреток, так и старый надежный спектрофотометр Spectronic 20, разработанный еще в конце 50-х и многократно модифицированный. Если кто помнит советский СФ-4, то Spec еще компактнее и проще. Результаты усредняют: «один опыт - не опыт».

Однако большинство выпускников школы выбирают на будущее гуманитарные специальности: политику, бизнес, искусство, психологию, языки, поэтому гуманитарная составляющая американского обучения проходит на очень высоком уровне. Мировая литература, кино и общество, Ближний Восток, русская история, макроэкономика, правительство США, шесть уровней китайского, четыре испанского - это просто примеры навскидку из предлагаемых гуманитарных курсов. С самого раннего возраста ученики усваивают конструкцию не только предложения, но и всего сочинения. Школьное сочинение (essay) в средней школе по любому предмету состоит не просто из введения, обсуждения и заключения. Расположение, назначение и объем каждой фразы в нем определены и закреплены многократным практическим повторением. В старшей школе для уроков творческого письма (есть такой предмет по выбору) дети ежедневно пишут по одной странице произвольных текстов или по рассказу раз в неделю.

Хотя в старшей школе обязательны только два года иностранного языка, колледжи обычно требуют не менее трех лет, и те, кто собираются поступать, вынуждены этому следовать.

Французский язык, начатый в 6-м классе (в начальной школе вполне без толку проходили испанский), дети знают достаточно хорошо, чтобы спокойно читать в оригинале «Маленького принца» и расспросить о дороге в Париже. С предметами по эстетическому воспитанию (живопись, рисование, кино, танцы, музыка, драма и пр.) здесь все в порядке, но подробнее о них говорить не будем. Подрабатывая летом в кинотеатре, моя внучка теперь не столько отрывает корешки билетов или продает попкорн, сколько расписывает стекла входной панели сценами из новых фильмов - хорошо учили рисованию и живописи, стало быть.

Не только уроки

По окончании учебного года в начальной, да кое-где и в средней школе устраивают Клубничный фестиваль (Strawberry Festival) - праздник на школьном дворе со множеством аттракционов, лотереями, состязаниями (какой визг стоит при перетягивании каната!), призами, мороженым, хот-догами. В это время действительно поспевает клубника, но в наши дни это уже к празднику отношения не имеет. В общем развлечении участвуют полицейские: измеряют своими радарами скорость бросания бейсбольного мяча. Одного из учителей приносят в жертву: сажают над прозрачным ящиком с мишенью, заполненным водой, и, если кто-то попадает в мишень, люк открывается и… жертва веселится со всеми вместе - жарко же.

В средней и особенно в старшей школе, где нет постоянных учебных коллективов, социальная жизнь разводит детей по группам, «кликам». В школе есть родительский комитет, почти на все мероприятия, кроме дискотек, родителей приглашают. Развлечения не заслоняют учебу, но создают благоприятный фон. В школьных печатных журналах публикуют литературные произведения и рисунки студентов, обычно из домашних заданий повышенных курсов. Школьная библиотека выписывает 140 журналов, включая некоторые научные. В холлах и коридорах сменяют друг друга выставки работ школьников, популярны концерты школьных оркестров, спортивные соревнования с другими городками, но центральное событие года - постановка мюзикла, на который собирается вся школа; даже баскетбольный матч учителей против учеников не вызывает такого наплыва зрителей.

Как известно, даты в США начинаются с месяца, поэтому 23 октября отмечают День моля (не забыли - 6,02х10 23 , число Авогадро). В этот день на химии устраивают пиротехнические безобразия, и пожарную сигнализацию в школе приходится отключать. Число пи равно 3,14 с копейками, так что 14 марта - Pi Day (пай дэй), рекомендованный конгрессом США для празднования по всей стране. Поскольку слово «пирог» (pie) звучит точно так же, то в этот день на математику приносят пироги, естественно, в форме круга, желательно самодельные. Там их тщательно разрезают, и дальше уже никакой математики. Всякий студент, изучающий в старшей школе физику, должен построить из деревянных зубочисток с помощью клея ПВА мост (для игрушечной машины) длиной 25 см и весом не более 60 граммов. Затем в обстановке всеобщего ажиотажа по строгим правилам ломают мосты, прошедшие ранее квалификационный минимум прочности. За самый прочный мост, а хорошие выдерживают и 50, а то и 70 кг, дают награду, которую упоминают в заявлении на прием в колледж.

Невозможно не восхищаться типичными стадионами пригородных школ с полноразмерными футбольными и бейсбольными полями, теннисными кортами, беговыми дорожками, освещением и трибунами на сотни зрителей. Столь же невозможно перечислить все клубы (кружки): дискуссионный, кино, шахматный, философский, ботанический, этнические и т. д., и т. п. Чтобы создать новый клуб, достаточно найти учителя, готового присутствовать на его собраниях (это входит в обязанности учителей), и, если надо, собрать или заработать деньги на его функционирование. Около школ не редкость объявления вроде «Моем машины за 5 долларов для сбора средств на фехтовальную команду».

До 12 лет детей запрещено оставлять одних - могут запросто лишить родительских прав, но с 13 лет ребенок имеет право работать, и многие начинают подрабатывать репетиторами или присматривая за маленькими детьми. Надо заметить, что работа старших школьников скорее правило, чем исключение. Это и возможность познакомиться с разными сторонами бытия (как вам - месяц обихаживать тропинки в национальном парке на Аляске, потом недельная экскурсия по этому штату?), и способ заработать карманные деньги. Просто так их и миллионеры не дают: непедагогично.

В религиозной и даже ханжеской Америке как религия, так и пропаганда атеизма в государственной школе не допускаются. Вообще вмешательство округа в учебный процесс - редкость. Но вот пример: захолустный школьный округ в Пенсильвании проголосовал за введение в школе, кроме эволюционной теории, еще и креационизма (точнее, так называемой теории разумного замысла - intelligent design). Бурный протест образованных учителей и родителей привел ко второму «обезьяньему процессу» - судебному разбирательству, точку в котором пришлось ставить уже Верховному суду США в 2005 году.

Зато в школе учат терпимому отношению к разного рода «инаковости», от расы до сексуальной ориентации. Азиатские дети в хорошей школе составляют на глаз процентов 10-15, афроамериканские - около двух. Расовые трения в хорошей школе обычно не бывают серьезными. Во всяком случае, среди друзей моих внучек представлены все расы.

Мотивация школьников

Моя шустрая внучка еще в шестом классе спросила китайскую подружку, круглую отличницу: «Чего надрываться ради А (пятерки), в чем разница, если будет А с минусом?» - «Разница будет в колледже, в который ты сможешь поступить», - был немедленный ответ.

Есть внутренняя мотивация, когда человек жить не может без знания и понимания, будучи даже в совершенно неподходящих для учебы условиях, как у Сократа, Ломоносова, нашего уже покойного современника, математика (и не только, он много для биологии сделал) И.М.Гельфанда. Сходное, пусть не столь масштабное, явление - ученики спецшкол в России и Америке.

Мотивация внешняя - это прежде всего установка в семье и стремление поступить в более престижный колледж. В развитии такой мотивации большую роль играют также учителя и сверстники, друзья: «С кем поведешься…». Вот внешнюю мотивацию и создает среда, в которую попадают ученики хороших школ. У молодой американской семьи среднего достатка есть выбор: купить (в рассрочку, конечно) роскошный дом в округе с посредственной школой или скромный домик в районе хорошей школы. Те, кто выбирают второй вариант, попадают в круг сосе дей-единомышленников: людей, ценящих образование своих детей выше личных удобств. В этой среде будут лучшие учителя, получающие в хорошей школе более высокую зарплату и работающие в нормальной человеческой атмосфере, будут сверстники, прошедшие отбор на мотивацию, если не внутреннюю, то хотя бы под давлением своих семей. Не вижу здесь большой разницы с российскими хорошими школами, лицеями, гимназиями и т. п.

Не желающих учиться хватает везде, дело в степени нежелания. Количественных данных у меня нет. Скажу так: в хорошей школе отнюдь не все рвутся к знаниям, но не бывает такого, что- бы кто-то пытался сорвать урок. Когда половина хочет учиться, а другая не знает, чего она хочет, то учеба идет вполне успешно. Если же в классе половина активно не желает ничего делать, то единицам, которые хотят учиться, приходится туго. Трудно ожидать от ребенка высокой мотивации к учебе, если он ест один раз в день - на бесплатном ланче в школе, поскольку его родители все тратят на наркотики или пропивают. Есть города, где дети, получающие бесплатный ланч, составляют абсолютное большинство, пусть он и не единственная их еда за день.

Заключение с послесловием

Я рассказываю лишь о своем опыте и не пытаюсь убедить вас, что американская школа - лучшая в мире. Я начал рассказ с того, что есть совершенно ужасающие школы и их, вероятно, не меньше, чем хороших. Но подчеркиваю, что рядом со школой моих внучек, вперемешку есть и плохие школы, и школы такого же уровня, как у них. Я бывал в них, говорил с родителями, читал о них отзывы, смотрел их рейтинги. Наша - не исключительная.

Американская система школьного образования не идеальна, но в своей лучшей форме она отвечает запросам современного постиндустриального американского общества. По существу, выбор вариантов обучения в ней свободен только в одну сторону - где труднее. Что полегче, то обязательно. Хотя еще один выбор, пожалуй, тоже есть: не хочешь учиться - не учись (после 16-летия). Не все учащиеся могут использовать предоставляемые им возможности полностью, нужен природный минимум способностей и постоянное внимание, да-да, «семьи и школы». Лучшие американские школы хороши, но системы, которая обеспечивала бы всем равные возможности для развития, здесь нет. Да и где она есть или хотя бы была?

Вчерне закончив эти байки, я сел читать «Химию и жизнь» за июнь 2011 года и обнаружил статью «Чему учить на уроках химии?». Мне кажется, что мои заметки вполне согласуются с некоторыми высказанными в ней мыслями. Гуманитарный крен в американском школьном образовании уже привел к тому, что специалистов по компьютерным и даже некоторым естественным наукам и технологиям приходится импортировать. Это легко осуществимо для США из-за более высокой зарплаты и лучшей организации работы. У России и в перспективе нет такой возможности, оставшихся бы удержать, поэтому система школьного образования для нее нужна самодостаточная, гораздо более научно-ориентированная, чем в США. Ведь из технаря переквалифицироваться в гуманитария можно, а в обратном направлении не получается.

Хуторецкий М.В.
«Химия и Жизнь» №10, 2011

Развитие образования в США началось еще с первой половины семнадцатого века. Жизнь колонистов, прибывших в страну, в то время была полной лишений и достаточно неустроенной, но уже стали открываться первые учебные заведения - это были как небольшие школы, так и довольно крупные образовательные центры. Например, всем известный был основан еще в 1636 году.

В Америке преимущественно государственное, оно финансируется за счет бюджетов штатов, федерального и местного. А вот система высшего образования в США устроена так, что большинство вузов функционируют на частной основе, поэтому они стремятся привлекать студентов со всего мира.

Структура

В зависимости от штата разнится возраст для начала обучения и его продолжительность. Для детей образование в США, как правило, начинается с пяти-восьми лет, а заканчивается в возрасте восемнадцати-девятнадцати лет. Сначала американские ребятишки идут в начальную школу и учатся в ней до пятого-шестого класса (зависит от школьного округа). Затем они поступают в среднюю школу, обучение в которой заканчивается восьмым классом. Старшая, или высшая, школа - это девятый-двенадцатый классы.

Девушки и юноши, получившие школьное образование в США, могут поступать в колледжи. Отучившись там в течение двух лет, они получают степень, которая равнозначна средне-специальному образованию в России. А можно отучиться в колледже или сразу же университете четыре года и получить степень бакалавра. Желающие затем могут продолжить обучение еще дальше и через два-три года получить степень магистра или доктора.

Начальная школа

Здесь обучаются ребятишки в возрасте от пяти до одиннадцати-двенадцати лет. Как и в России, все предметы преподает один учитель, за исключением музыки, изобразительного искусства и физкультуры. В числе академических предметов в программу обучения включены арифметика (иногда - начальная алгебра), письмо, чтение. Общественные и естественные науки в начальной школе изучаются мало и часто принимают форму краеведения. Особенности образования в США таковы, что обучение во многом состоит из экскурсий, художественных проектов и развлечений. Такая форма учебы произошла из течения прогрессивного образования, появившегося в начале двадцатого века, которое учило, что дети должны получать знания посредством обыденных действий и анализа их последствий.

Средняя школа

Здесь обучаются школьники от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати лет. Каждый учитель преподает свой предмет. В программу обучения входят английский язык, математика, социальные и естественные науки, физкультура. Также дети могут самостоятельно выбрать еще один или два класса обучения для себя: как правило, это предметы из области искусства, иностранных языков и технологий.

В средней школе учеников начинают делить на потоки: обыкновенные и продвинутые. Хорошо успевающие дети собираются в «почетные» классы, в которых весь материал проходится быстрее и предъявляются повышенные требования к обучению. Однако сейчас подвергается критике такое школьное образование в США: многие специалисты считают, что разделение хорошо успевающих и отстающих учеников не дает стимула последним подтянуться.

Старшая школа

Это последний этап среднего образования, включающий обучение в девятом-двенадцатом классах. В старшей школе ученикам предоставляется больше свободы в выборе предметов для изучения. Для получения диплома предусмотрены минимальные требования, устанавливаемые школьным советом.

Высшее образование в США

В стране действует около 4,5 тысяч высших учебных заведений. Более пятидесяти процентов студентов выбирают обучение по шестилетней программе (бакалавриат + магистратура). Образование в США ежегодно получают свыше полумиллиона иностранных студентов, больше половины из них составляют представители азиатских государств. Стоимость обучения ежегодно растет, причем это касается и государственных, и частных вузов. За год учебы приходится выкладывать от пяти до сорока тысяч долларов (в зависимости от учебного заведения). Вместе с тем малообеспеченным студентам многие вузы платят щедрые стипендии. В разговорной речи американцы обычно все высшие учебные заведения называют колледжами, даже если на самом деле это не колледж, а университет.

Типы вузов

Высшее образование в США условно можно поделить на три типа. Учебные заведения различаются главным образом атмосферой и количеством студентов. Колледж от университета отличается отсутствием/наличием научно-исследовательских программ и аспирантуры.

В колледжах в основном происходит обучение студентов, а научная работа остается за рамками образовательных программ. Как правило, те колледжи, которые предполагают четырехлетнее образование, являются частными и небольшими (принимают до двух тысяч студентов). Хотя в последнее время стали образовываться крупные колледжи штатов для талантливых молодых людей. По американским законам в такие учебные заведения может поступить житель той местности, где они располагаются, но на деле сделать это довольно сложно. Поскольку в разных школах стандарты обучения разные, колледжи не очень-то доверяют отметкам абитуриентов и предусматривают для них свои экзамены.

Все университеты страны тоже делятся на университеты штатов, финансируемые правительством, и частные учебные заведения. При этом по престижности первые несколько уступают вторым. Главная цель университетов штатов - обучать студентов своего региона, а для молодых людей из других штатов устанавливается конкурс, и с них взимается повышенная плата за обучение. В таких вузах часто страдает из-за слишком больших групп, бюрократии и недостаточного внимания преподавателей к студентам. Но, несмотря на это, многие выпускники школ и даже иностранные абитуриенты, желающие получить образование в США, устремляются в лучшие университеты штатов, в числе которых Мичиганский и Вирджинский, а также Калифорнийский университет в Беркли.

К частным высшим учебным заведениям принадлежат наиболее известные американские вузы, а именно Стенфорд, Гарвард, Принстон, Йель, Калифорнийский технологический институт (Калтех). Большая часть частных университетов - средней величины, но есть и совсем маленькие (к примеру, Калтех), и очень крупные (например, Университет Южной Калифорнии).

Уровень образования в США

Высшее образование в Соединенных Штатах считается одним из самых лучших в мире. Вообще, уровень грамотности американцев достигает 99 процентов. По статистике 2011 года, 86 процентов молодых людей возрастом от двадцати пяти лет имели средне-специальное образование (школа + двухлетнее обучение в колледже), а 30 процентов - степень бакалавра (школа + четырехлетнее обучение в колледже или университете).

В отличие от успехов высших учебных заведений, среднее образование в США испытывает ряд сложностей. Как говорит министр образования Соединенных Штатов, школьная система в стране сейчас пребывает в стагнации и не может конкурировать со многими другими государствами. Около 25 процентов американских учеников не могут завершить обучение вовремя, поскольку не справляются с итоговыми экзаменами.

В заключение

Несмотря на ряд проблем, система образования в США зарекомендовала себя как одна из самых лучших в мире. Десятки тысяч людей ежегодно прибывают в Соединенные Штаты Америки из разных стран лишь с одной целью - учиться в и университетах. В США высших учебных заведений больше, чем в каком-либо другом государстве. А такие университеты, как Гарвард, Стенфорд, Кембридж, Принстон, давно уже стали синонимами высочайшего уровня образования во всем мире. Люди, окончившие их, имеют все шансы в будущем построить удачную карьеру.