Авторские программы в детской библиотеке. Лучшие библиотечные проекты, или Во что играют библиотекари…. Сравнение программы MyLib с платным аналогом Учет книг

В 2015 году в Российской государственной библиотеке для молодёжи стартовал обучающий проект — Межбиблиотечный методический вебинариум «Успешные библиотечные программы для молодёжи». Адресован он специалистам молодёжных/юношеских библиотек, публичных библиотек, которые имеют или планируют создать в своей структуре залы, отделы, обслуживающие молодёжь, а также библиотек, в штате которых есть специалисты по работе с молодёжью.

В течение года слушателям были предложены библиотечные программы и проекты, которые придуманы, разработаны и успешно апробированы в РГБМ и которые потенциально могут быть использованы и другими библиотеками. Все семь занятий вели только специалисты Российской государственной библиотеки для молодёжи.

Темы занятий: клубные формы работы по экологической тематике, комиксы и рисованные истории, библиотека как площадка для реализации молодёжных проектов, хип-хоп как часть молодёжной культуры, молодёжь в литературном процессе, рисунок и текст в восточной культуре, психологические тренинги в библиотеке. Записи всех вебинаров доступны на канале РГБМ в YouTube. Суммарное число просмотров составляет около пяти тысяч. Столь активно проявленный интерес со стороны библиотек говорит о том, что профессиональное библиотечное сообщество испытывает большую потребность в обучении по актуальным вопросам работы библиотек с молодёжной аудиторией. А форма дистанционного обучения с использованием сетевых технологий на сегодняшний день (учитывая сложную экономическую ситуацию) наиболее приемлема.

Дальнейшее развитие вебинариума в 2016 году предполагает знакомство с лучшими библиотечными программами для молодёжи, придуманными и реализованными в других библиотеках страны. Участником проекта может стать любая библиотека — главная региональная, специализированная молодёжная, юношеская, детско-юношеская или публичная библиотека, активно работающая с молодёжью. Библиотечная программа для молодёжи, предлагаемая в качестве темы вебинара, должна быть уже успешно реализована и ориентирована на поддержку позитивных потребностей молодёжи. Это может быть то или иное конкретное мероприятие, публичная акция, деятельность клуба и т. д.

Ограничений в выборе темы и формы нет. От одной библиотеки может быть подано несколько заявок. С условиями участия в проекте можно ознакомиться на сайте РГБМ .

В 2016 году запланировано семь занятий в каждую четвёртую среду месяца в 11 часов утра по московскому времени (актуальный график встреч размещён ).

Первый вебинар, представляющий одну из лучших региональных программ для молодёжи, пройдёт уже 24 февраля.

В прошлом году по инициативе и непосредственном участии РГБМ в издательстве «Профессия» вышла книга – практическое пособие «Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодёжи, подростков, детей» (ред.-сост. Дж. Лиллиан; пер. с англ. М.В. Алексеевой; науч. ред. и предисл. И.Б. Михновой), представляющая .

В отечественных библиотеках также реализуются по-своему уникальные программы для молодёжи, учитывающие специфику региона, библиотеки и её пользователей. Потому мы вышли с инициативой проведения Всероссийского конкурса среди публичных библиотек «Лучшая библиотечная программа для молодёжи», результатом которого станет издание аналогичного пособия, основанного на российском опыте. Конкурс стартует в феврале и продлится до мая 2016 года.

Следите за новостями!

«...Если мы перестаем пытаться сделать что-то,

кроме того, что уже умеем,

мы перестаем двигаться вперед»

Р. Эмерсон

Центральная библиотека им. А.С. Пушкина продолжает движение вперед! Каким образом? Ни для кого не секрет, что библиотека в наше время занимается не только выдачей книг. Ее функционал поражает воображение. А проекты, которыми занимается Центральная библиотека им. А.С. Пушкина, делают город Челябинск культурнее, образованнее и добрее.


Социально-значимые культурно-просветительские проекты - это ежедневный труд библиотекарей, которые вложили много мыслей и сил в каждый. А как рассказать о проектах читателям, коллегам? Сегодняшнее время настоятельно требует от работников библиотек умения интересно и неординарно рассказывать о своих достижениях, раскрывать свою многоплановую работу, показывать значимость и необходимость своей деятельности для населения.


И вот Центральная библиотека им. Пушкина собрала своих читателей, партнёров, коллег, друзей, чтобы не просто рассказать о проделанной работе, а представить лучшие проекты в необычном формате. Пушкинский зал библиотеки на время стал импровизированной студией популярных телепередач. Творческий отчёт-презентация «Лучшие проекты Центральной библиотеки имени А. С. Пушкина для города Челябинска» был представлен как попурри известных телевизионных игр: «Сто к одному», «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» и др. А играли те, кто имеет к проектам непосредственное отношение: инициаторы, координаторы, руководители проектов; партнёры, при чьей поддержке проекты состоялись, и, конечно, читатели, для кого эти проекты и создавались.

Каждый проект был раскрыт через призму игры: 8 разных проектов и 8 игр разноплановых и интеллектуальных.

Так, проект «Открытая библиотека» по созданию нового образа библиотеки был раскрыт в игре «Сто к одному». В команде игроков - главный специалист управления культуры Администрации города Челябинска В. А. Карпенко, директор Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина, заслуженный работник культуры РФ С. В. Анищенко, заместитель директора О. В. Сабашвили, заведующая абонементом художественной литературы Т. В. Туркина, доцент ЧГИК, кандидат педагогических наук И. Ю.Матвеева. Они рассказали о проекте, о том, что было сделано для удобства читателей, какие появились новые услуги.

Затем команде игроков пришлось угадывать самые популярные ответы (по мнению опрошенных горожан): «Что обязательно должно быть в библиотеке?» Среди ответов (книги, уют, читатели, тишина) не сразу был отгадан самый популярный ответ: библиотекари!


Доминирующим проектом Центральной библиотеки с 2012 года является проект «Открытая библиотека» по организации библиотечного пространства. Данный проект занял 3 место в региональном конкурсе творческих проектов «Библиотека будущего». Концепция «Открытая библиотека» ставит задачу создания привлекательного образа Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина за счет трансформации внутреннего библиотечного пространства, максимального раскрытия книжных фондов библиотеки, перераспределения их среди отделов для оптимального и оперативного обслуживания пользователей. В результате преобразований фондовые ресурсы библиотеки приближены к пользователю, расширился открытый доступ, где представлена большая часть фонда библиотеки.

Библиотечный проект «Пушкинские сезоны» представлен в кроссворде, где главное слово БИБЛИОТЕКА было отгадано руководителем городского Пушкинского общества, заместителем председателя правления «Русский культурный центр», членом общественного совета Министерства культуры Челябинской области Ю. Д. Дорониным. О проекте рассказывала О. Ф. Солодовникова - заведующая отделом социально–гуманитарной литературы Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина. Вспомнили и про пушкинский квест и про пушкинские балы. Всех присутствующих пригласили 5 июня принять участие в культурно-просветительской акции «Ночь с Пушкиным».


Проект «Пушкинские сезоны»

Прообразом названия проекта стали знаменитые «Русские сезоны», организованные Сергеем Дягилевым в Париже в начале ХХ века и просуществовавшие 20 лет.

Взяв за основу эту идею и постулат, что «Пушкин – культурный код России», мы и назвали свой проект «Пушкинские сезоны», которые в 2017 году отмечают свое 10-летие. Это временной проект, включающий целый каскад мероприятий библиотечной пушкинианы, который ежегодно открывается 10 февраля, в День памяти А.С.Пушкина и завершается 19 октября Лицейским балом. В день рождения Пушкина, 6 июня, вручаются Пушкинские сертификаты, которыми с 2007 года стали уже более 25 лауреатов. В библиотеке плодотворно работает городское Пушкинское общество: ведется исследовательская работа, создаются Пушкинские альманахи. Библиотека помогает и поддерживает наших земляков, изучающих труды Пушкина и на основе этого, создающие свои литературоведческие работы: Ю. Заневский «Нужно быть правым для вечности», З Михайлова «Пушкины и их дети в портретах и жизни», М. Рыжова «Лабиринты поисков» – Лауреат Новой пушкинской премии (2009)

В рамках библиотечной Пушкинианы проводится олимпиада «Пушкин – сердце твое, Россия!». Олимпиада проходит на конкурсной основе в два этапа (заочный и очный). Заочный этап – викторина в два тура (в каждом по 10 вопросов) «Размышляя над пушкинским словом»; очный – творческий поэтический фестиваль «Учитесь Пушкина читать…». Победители получают Дипломы и книжные подарки.

В 2016 году впервые был проведен «Пушкинский квест» – это театрализованная, литературно-разыскательная и познавательная игра на знание пушкинских произведений в движении. Начинается перформансом героев. Затем команды участников получают свои листы прилежания и двигаются по станциям, где выполняют задания Пиковой Дамы, Петра Гринева, Трех девиц, Золотой рыбки и Кота Ученого, которые предлагают гостям –нарисовать профиль Пушкина пером, сочинить стихотворение, ответить на вопросы видеовикторины по сказкам и исторической викторины, прогуляться по пушкинским местам Челябинска, сразиться в словесной дуэли на шпагах, танцевальный мастер-класс и окончание квеста.

Праздник «Блистает бал, мечты ликуют!.. Лицейский бал в Пушкинке» проходит 19 октября при поддержке и содействии Академии изящных искусств и студии исторического танца «Гаттака», кадетских классов школ №45 и 15. В программе Лицейского бала: экскурсии по книжным выставкам: «Лицей: ученики и наставники», «История и традиции русских балов», танцевальные мастер-классы, изучение «Бального этикета», художественная акция «Рисунок в альбом» и «Стихи – посвящения в Пушкинском стиле».

Руководители и партнёры проекта «Книги в больницы» , рассказали о реализации социального проекта, о его необходимости и показали свои знания в игре «Что? Где? Когда?». Команда знатоков во главе с капитаном - заместителем директора Центральной библиотеки О. И. Никитиной ответила на сложный вопрос: «В 18 веке у богатых людей в моде была золотая или серебряная пластина с надписью «Я здесь уснул». Для чего она?» Ответ не заставил себя ждать, ведь это книжная закладка!


Благотворительный социально-культурный проект «Книги в больницы» направлен на создание более комфортных условий пребывания пациентов в лечебных учреждениях. Проект стартовал 11 февраля 2016 г. во Всемирный день больного. Для реализации проекта была проведена благотворительная акция по сбору книг у населения для больниц. Челябинцы стали приносить для пациентов лечебных учреждений в библиотеки города тысячи книг и журналов из домашних библиотек. Проект реализован в 18 медицинских учреждениях: в больницах и поликлиниках оформлены книжные полки «Читайте на здоровье!» с подаренной литературой. В проекте участвуют 22 библиотеки ЦБС при поддержке Управления здравоохранения Администрации города Челябинска и Управления культуры. За год работы 2,5 тысячам пациентов было передано более 6 тысяч книг.

Еще один инновационный культурно-исторический проект библиотеки «Челябинск – Танкоград – Победа» . В рамках которого создан сайт танкоградпобеда.рф и впервые установлены интерактивные таблички с QR-кодами рядом с историческими объектами Челябинска, связанными с Великой Отечественной войной. О целях проекта и его уникальности рассказала его руководитель Е. Г. Истомина – заведующая краеведческим отделом Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина. А также партнёры проекта директор по маркетингу МТС в Челябинской области А. Чирков и известный южноуральский краевед Ю. В. Латышев. Им предложили сыграть в игру «Перемешка». Нужно было угадать улицы Челябинска, связанные с героями Великой Отечественной войны. Достойный проект - достойная игра!


Инновационный культурно-исторический проект «Челябинск – Танкоград – Победа», в рамках которого создан сайт танкоградпобеда.рф и впервые установлены интерактивные таблички с QR-кодами рядом с историческими объектами Челябинска, связанными с Великой Отечественной войной.

Проект реализуется Центральной библиотекой имени А.С. Пушкина и библиотеками МКУК «Централизованная библиотечная система» города Челябинска совместно с ПАО «Мобильные ТелеСистемы» при поддержке Управления культуры Администрации города Челябинска.

Работа над проектом началась в 2015 году, в 2016 и 2017 годах работа продолжилась, и проект получил новый виток своего развития.

Цель проекта – сохранить и передать память о подвиге танкоградцев. В ходе проекта постепенно собираются все документы, как опубликованные, так и неопубликованные, показывающие вклад Челябинска в Победу в Великой Отечественной войне: хранящиеся в музеях, библиотеках, образовательных учреждениях, и, что особенно важно, семьях. Особое внимание уделено документам личного происхождения: записным книжкам, дневникам, письмам, воспоминаниям, фотографиям, стихам, очеркам и т. д. Главная особенность сайта проекта в том, что на нем впервые комплексно показан вклад Челябинска в победу в Великой Отечественной войне.

Уникальность интернет-проекта Челябинск–Танкоград–Победа состоит в том, что впервые создана виртуальная карта города, где представлено более 200 памятников и памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.

В 2016 году проект вызвал общественный резонанс в связи с празднованием 6 октября новой памятной даты – Дня героев Танкограда.

Центральная библиотека им. А. С. Пушкина 11 лет назад задумала и организовала городской праздник для всех любителей чтения – Фестиваль книги и чтения «Челябинск читающий» ! Все 11 Фестивалей, ежегодно проходящие к Дню рождения Челябинска реализованы командой библиотекарей при поддержке Управления культуры Администрации Челябинска. Тройка игроков капитал-шоу «Поле Чудес»: координатор проекта – О. И. Никитина, директор Централизованной системы детских библиотек Е. А.Разборова, заместитель директора ЧОУНБ Н. Р.Соловьева, они отгадывали по буквам слово КИРОВКА (Она приютила у себя и нищего и городового. В 2010 году ее жители ожили и стали петь!). Не случайно было взято это слово, ведь Кировка – место проведения Фестиваля.

Ежегодный Фестиваль книги и чтения «Челябинск читающий» – один из наиболее масштабных проектов формата open-air по продвижению чтения в Челябинске. Кардинальное отличие Фестиваля в Челябинске от фестивалей в других регионах в том, что он проходит с 2006 года не в библиотеке и не на прибиблиотечной территории, а в центре миллионного города на главной улице Челябинска – улице Кирова. Вся Кировка становится территорией книги и чтения, интеллектуальной площадкой города Челябинска, где ко Дню города проходят встречи с писателями и поэтами, выставка-продажа книг с автографами, театрализованные и литературно-музыкальные представления, встречи с профессиональными и самодеятельными творческими коллективами, различные мастер-классах, литературно-краеведческие квесты, сюжетно-ролевые игры, экскурсии и пр. Главный организатор и вдохновитель этого праздника – Центральная библиотека им. А.С.Пушкина. Вместе с муниципальными библиотеками в Фестивале принимают участие 4 областные библиотеки, книготорговые организации, Челябинское отделение Союза писателей России и другие партнеры.

Проекты «Мобильный аудиогид», «Прогулки по Челябинску» и вопросы, связанные с городскими экскурсиями и маршрутами, легли в основу «Своей игры», в которой показали свои знания руководитель проекта Е. Г. Истомина, участник проекта М. Антипин и партнер проекта - директор по маркетингу МТС в Челябинской области А. Чирков.


«Прогулки по Челябинску» – социально значимый культурно-просветительский проект в сфере популяризации историко-культурного наследия города Челябинска. «Прогулки по Челябинску» – это долгосрочный проект Центральной библиотеки имени А.С. Пушкина по проведению бесплатных для граждан экскурсий по историческим местам Челябинска с посещением объектов историко-культурного наследия.

Уникальность предлагаемой инициативы в том, что, во-первых, в нашем регионе проведение экскурсий библиотеками относится к инновационной деятельности, а, во-вторых, во время экскурсий предоставляется возможность посещения недоступных в обычное время объектов культурного наследия Челябинска.

1) «Кировка: история и современность»,

2) «С именем Пушкина»;

3) «Челябинск театральный».

Историко-культурный проект «Мобильный аудиогид» реализован Центральной библиотекой им. А.С. Пушкина МКУК «Централизованная библиотечная система» г. Челябинска и ПАО «Мобильные ТелеСистемы», при поддержке Администрации города Челябинска в рамках мероприятий, посвященных 280-летию города.

Главная цель проекта – популяризация историко-культурного наследия Челябинска, развитие внутреннего туризма, а также создание положительного имиджа города среди жителей и гостей столицы Южного Урала.

«Мобильный гид» включает в себя два туристических пешеходных маршрута по историческому центру Челябинска: «Архитектурная Кировка» и «С именем Пушкина». Каждый маршрут проходит через значимые памятники истории и архитектуры Челябинска, в том числе объекты культурного наследия федерального и регионального значения.

«Наша цель, как лидера российского рынка мобильной связи, не только привлечение новых пользователей, но и предоставление всем желающим вне зависимости от того, абонентом какого оператора они являются, современных сервисов и возможностей, которые дает мобильный интернет. Сегодня жители и гости Челябинска могут совершить аудиоэкскурсию по городу с «Мобильным гидом», прочесть электронную книгу «Мобильной библиотеки» прямо на улицах города, погрузиться в эпоху Великой Отечественной войны и узнать, как на Южном Урале работали на победу, с проектом «Челябинск – Танкоград – Победа». Конечно, ни один из этих проектов был бы невозможен без нашего надежного партнера – Центральной библиотеки им. А.С.Пушкина г.Челябинска. От всей души поздравляю коллег со столетним юбилеем библиотеки, желаю новых интересных проектов, которые будут пополнять ряды читателей», – отметил директор по маркетингу МТС в Челябинской области Алексей Чирков.

Участники социальных проектов «Мир новых возможностей» и «Электронный гражданин» , вместе со своим руководителем курсов по обучению компьютерной грамотности - И.Г. Тиньгаевой, заведующей справочно-информационным отделом Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина очень уверенно отвечали на вопросы в игре «Где Логика?». Вопросы «в картинках» были достаточно сложные, связанные с компьютерными технологиями. Игроки справились с заданием и сорвали шквал аплодисментов.


Социальная программа «Мир новых возможностей» – бесплатное обучение компьютерной грамотности людей старшего возраста от 56 до 82 лет в 7 библиотеках системы. Программа включает начальный этап компьютерной грамотности и базовый курс «Школа практических знаний». В 2016 году состоялся II Городской чемпионат по компьютерному многоборью среди людей старшего возраста. Участники чемпионата – выпускники курсов компьютерной грамотности библиотек Центрального, Советского, Курчатовского, Ленинского, Металлургического и Тракторозаводского районов. Всем участникам Чемпионата вручаются дипломы и ценные подарки. Продолжением проекта стал проект «Электронный гражданин».

Молодые сотрудники Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина представили инновационный проект «Молодые – молодым» и сыграли в игру «Кто хочет знать молодежь?» (аналог передачи «Кто хочет стать миллионером»). Яркие, молодые, весёлые, креативные, они вспомнили своё первое совместное мероприятие – экспериментальный Новый год. Правильно ответив на вопросы про айпад, гироскутер и свитшот, все сделали вывод: для того чтобы представители поколения Z посещали библиотеки, нужно хорошо их знать, постоянно искать что-то новое, современное, захватывающее. Чем, собственно и занимаются библиотеки.


Проект «Молодые – молодым» – аккумулирует наиболее перспективные направления работы с юношеством и организует новые форматы проведения свободного времени для молодежи. Организатор: библиотечная ассоциация молодежи «БАМbоок». По итогам были успешно реализованы следующие мероприятия: «Экспериментальный Новый год», «День рождения Гарри Поттера», «Пушкинские квесты» и др.

Постоянный поиск и воплощение творческих форм даёт возможность Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина укреплять социальную роль и повышать авторитет среди населения. Вот и творческий отчёт-презентация стал примером нестандартного сценария взаимодействия Центральной библиотеки им А. С. Пушкина с партнёрами и пользователями. Форма подачи отчёта была выбрана очень удачно. Каждый проект сопровождался видеосюжетом. Суть проектов, их цель и назначение была раскрыта в играх увлекательно, познавательно, динамично. Что подтверждено отзывами присутствующих на мероприятии.

-«Смело и неожиданно. Спасибо, что пригласили»

-«Это было круто, стильно, интеллигентно, прям по-столичному!»

-«Хочется пожелать вам новых проектов, таких же востребованных, и пусть все проекты осуществляются легко, играючи, как сегодня и всегда при поддержке партнёров, друзей, читателей».

Центральная библиотека им. А. С. Пушкина в год своего столетия продолжает работу над интересными проектами и всегда будет привносить в культурную жизнь города инновации.


Программа для автоматизации деятельности библиотек любого типа и назначения. Продукт позволяет автоматизировать рабочие процессы библиотеки, в зависимости от ее назначения, типа, состава фондов, может быть интегрирован с другими типовыми решениями фирмы "1С". Есть конфигурации для школы, ВУЗа, колледжа.

Aвтоматизированная библиотечная информационная система, основанная на облачных технологиях. Версии для отдельной библиотеки и для сети библиотек. Имеет возможность загрузки авторитетных данных из внешних файлов и позволяет создавать Сводный каталог через онлайн-каталогизацию в едином каталоге.

Open-source автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС). Интерфейс для библиотекарей и читателей (посетителей). Поиск. Оборот книг и управление читателями. Модуль каталогизации со встроенным клиентом Z39.50. Система периодики для журналов или газет.

Программный комплекс, предназначенный для ведения учёта каталога книг и периодических изданий, ведения картотеки читателей, регистрации выдачи и возврата литературы (абонемент), поиска по каталогу и многое другое. Поддерживает работу со считывателями штрих-кода. Имеет возможность связать библиографическое описание с электронным ресурсом (файлом), для создания полноценной электронной библиотеки

Интегрированная система для управления библиотеками, созданная с использованием Web-технологий. Автоматизирует все библиотечные процессы: комплектование, каталогизацию, ведение справочников, поиск и обмен библиографическими записями, учет читателей, выдачи и возвраты документов, МБА, печать выходных форм, статистику, бюджет.

Программное решение для комплексной автоматизации информационно-библиотечной деятельности, построения библиотечных сетей, эффективного управления информационными ресурсами и организации доступа к ним на основе web-технологий. Является web-системой нового поколения, может использоваться как в традиционном, так и в «облачном» вариантах.

Автоматизированная библиотечно-информационная система. Обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы; создание и ведение электронного каталога; систематизацию; обработку поступающих изданий; справочно-информационное обслуживание; обслуживание читателей; учет библиотечного фонда; межбиблиотечный абонемент. Есть облачная версия.

Система для комплексной автоматизации библиотечных процессов от создания библиографии до учета читателей и книговыдачи. Включает Фолиант-облако - сервис для быстрого создания электронного каталога в Интернет.

Рабочая программа

Предмет: библиотечно-библиографические и информационные знания

Класс 1-10

Всего часов на изучение программы 46

Воронина Н.В.

педагог-библиотекарь

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы.

Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.

Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.

Вторая часть программы для 5 – 8 классов продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации. Третья часть программы разработана для 9 – 10 классов.

«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.

Цели

Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

Задачи

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой.
3. Пропаганда ценности чтения и книги.

Формы контроля:

    тестирование,

    самостоятельное библиографическое разыскание,

    час вопросов и ответов,

    творческие задания.

Форма занятий:

  • практические занятия,

    урок – презентация.

На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.

Контроль качества образования:

    конкурсы между командами,

    тестирование,

    изготовление книжки-малышки,

    закладки,

    написание отзыва, и т.д.

Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.

В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям.

Примерное тематическое планирование

Тема

Использование ИКТ

Часы

Первое посещение библиотеки. Экскурсия

Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом», с понятием «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал»

Видео ролик

Правила поведения в библиотеке, умение обращаться с книгой

Бережное отношение к книге, ознакомление с правилами обращения с книгой. Работа с плакатом «Убедительная просьба книги»

Слайд-презентация

Посвящение в читатели. Утренник

Дети становятся новыми читателями школьной библиотеки, получают в подарок буклеты

Знакомство с библиотекой. Экскурсия

Продолжение разговора о библиотеке. Представление любимых книг.

Структура книги. Элементы книги

Внешнее и внутреннее оформление книги. Изучение основных элементов: обложка, корешок, переплет, титульный лист.

Слайд- презентация

Газеты и журналы для детей

Знакомство с понятиями газета, журнал, термины статья, корреспондент, журналист.

«Угадай книгу» викторина

В виде игры

Структура книги.

Иллюстрации в книге

Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник», «художник-анималист»

Слайд-презентация

Выбор книг в библиотеке

Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители

Слайд-презентация

Твои первые словари и энциклопедии

Представление о справочной литературе, цели обращения, обучение работе с ними

Справочная литература

Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями

Научно-познавательная литература для младших школьников

Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др.

«Путешествие в мир мультимедиа»

Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия)

Работа с библиографическими пособиями

Слайд-презентация

Чудо, имя которому - книга

Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека. Отличие книги от других источников информации. Рассказы учащихся о своих любимых книгах

История письменности

Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо, письмо в рисунках, письмо знаками. Буквенное письмо, возникновение алфавита. Древнеславянская письменность: история возникновения, её особенности

Слайд-презентация

Древние книги

Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность

Русская рукописная книга

Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних книг. Русская рукописная книга – исторический и художественный памятник

Презентация

На пути к новой книге

Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Деревянная печатная форма. История изобретения бумаги

История книгопечатания

Исторический опыт в использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и её структуры с развитием печатного дела

Русская печатная книга

Первые печатные книги на славянском языке. Причины появления книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Роль первых печатных книг в распространении просвещения на Руси в 16-17 в.

Древние библиотеки

Библиотеки Древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашурбанипала. Александрийская библиотека. Европейские библиотеки в Средние века. Монастырские, частные и публичные библиотеки. Библиотеки Древней Руси. Роль библиотек в сохранении культурного наследия

Видеофильм, презентация

Библиотеки города Новая Ладога

История создания первой библиотеки в городе. Отделы библиотеки, правила пользования библиотекой

Структура книги

Справочный аппарат книги. Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные. Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге

Презентация

Как работать с книгой

Понятия о целях и способах чтения научно- популярной, справочной, учебной литературы(просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение

Как пользоваться библиотекой

Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда. Книжно – иллюстрированная выставка, её цель.

Справочная литература

Расширение знаний о справочной литературе. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.

Периодические издания для младших подростков

Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг.

Выбор книг: библиографические указатели

Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг

Тестирование

Проверка на усвоение материала в игровой форме

Справочно – библиографический аппарат библиотеки

Структура, назначение, способы использования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска

Слайд - презентация

Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении

Занятие, углубляющее знание учащихся о справочном аппарате книги, развивающее навыки самостоятельной работы с книгой.

Чтение как удовольствие

Специфика чтения художественной литературы. Медленное чтение, перечитывание текста.

«Мультимедиа ресурсы»

Знакомство с электронными учебниками

Естественнонаучная литература для подростков

Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы в систематическом каталоге и СКС.

Книги по искусству

Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биография, очерк, Монография, мемуары, альбомы

Методы самостоятельной работы с литературой

Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка

Литература о литературе

Работа с критической литературой. Специфика поиска информации по литературоведению

Рецензия

Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий.

Информационные ресурсы библиотеки

Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки

Информационно-поисковая система в библиотеке

Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки

Итого 1 – 10 классы

Требования к уровню подготовки учащихся

Программой предусматривается, чтобы к концу обучения каждый школьник:

    испытывал потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;

    умел определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре;

    умел самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;

    научился использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания;

    умел применять библиотечно – библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.

Литература:

1. Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: изд-во «Кн.палата», 1989. – 216с.

2. Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. – С.41- 43

3. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-28.

4. Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.

5. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2001. – № 8. – С. 16 - 25.