Биография н а некрасова жизненный путь. Николай алексеевич некрасов. Образование и начало творческого пути

Открытый урок литературы в 10 классе

«Жизнь и творчество А.Н. Некрасова»

Учитель русского языка и литературы

Кравченко О.А.

Цели:

    Познакомиться с основными этапами жизни великого русского поэта Н.А. Некрасова, проследить этапы его творческого пути.

    Развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией, у мения обобщать и систематизировать материал по определенному вопросу, развитие критического мышления и умения работать в группе.

    Воспитание интереса к предмету русской литературы, способствовать развитию гражданской позиции, сострадания к близкому, уважения к женщине на примере творчества Н.А. Некрасова.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока : комбинированный.

Оборудование: компьютер, электронные презентации по теме, выставка книг Некрасова, портрет писателя.

ХОД УРОКА:

Стадия вызова.

    Оргмомент.

Учитель приветствует учащихся, читает отрывок из стихотворения:

Что ты, сердце мое, расходилося?..

Постыдись! Уж про нас не впервой

Снежным комом прошла – прокатилася

Клевета по Руси по родной.

Не тужи! Пусть растет, прибавляется,

Не тужи! Как умрем

Кто-нибудь и об нас проболтается

Добрым словцом…

Вопросы к учащимся :

Что вы услышали в этом отрывке?

Какие чувства хотел передать автор этих строк?

Это стихотворение было написано выдающимся поэтом XIX века Николаем Алексеевичем Некрасовым в середине его творческого пути. Оно заключает в себе боль, горечь и в то же время спасительную иронию – те чувства, которые сопровождали поэта на протяжении всей творческой жизни до самых «последних песен». А для его сердечных страданий было много причин…

Сегодня мы знакомимся с жизнью и творчеством поэта Н.А.Некрасова. А может быть, узнаем его по-новому, ведь это имя вам уже известно.

Вопрос на размышление : С какой целью необходимо знать, кроме стихов, еще и жизненный путь поэта?

Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (ответы учащихся)

Учитель: Наша задача на уроке– опираясь на сообщения групп, создать собственное представление о личности поэта Некрасова, о своеобразии его поэтического творчества.

    Стадия осмысления. Сейчас мы прослушаем выступления групп, вы сами будете оценивать эти выступления, чтобы оценки были объективными, мы должны разработать критерии оценивания устного выступления. Как вы думаете, какое выступление интересно слушать? Интерес к информации зависит от самой информации или как её преподносят? (Учащиеся разрабатывают критерии)

Примерные критерии : информативность, эмоциональность, понятность изложения, оригинальность, наглядность. (Группам раздаются оценочные листы с именами участников, себя группа не оценивает)

Также по ходу выступления групп вы будете составлять кластер о Некрасове, потому что информация разрозненная и требует синтеза, т.е. нужно собрать её вместе и составить целостную картину восприятия.(Учащимся раздаются белые листы А3 для создания кластеров). Здесь вы также можете применить фантазию и творчество, изобразив кластер в оригинальной форме.

Примерное выступление 1 группы «Детство поэта» с презентацией.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Подольской губернии (ныне Винницкой области)

В то время в Винницком уезде Подольской губернии квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич Некрасов(1788-1862). Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых - любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера (арендатора) Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастливым. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а муж у нее был невежественный, жестокий и грубый. Целыми днями она оставалась в усадьбе одна, а муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми часами играла на рояле и плакала и пела о своей горькой неволе. «Она была певица с удивительным голосом» , - вспоминал поэт о ней впоследствии. По его словам, тот печальный напев, который слышится в иных его стихах, внушен ему песнями матери: Играла ты и пела гимн печальный;
Ту песню, вопль души многострадальной,
Твой первенец наследовал потом . С участием относилась она к принадлежащим ее мужу крестьянам и нередко вступалась за них, когда тот угрожал им расправой. Но попытки обуздать его ярость не всегда удавались ей. Бывали случаи, что при этих попытках муж набрасывался и на нее с кулаками. Можно себе представить, как ненавидел его в такие минуты сын! Елена Андреевна хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала малолетнему сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступны его пониманию. Через много лет, уже пожилым человеком, он вспоминал в стихотворении «Мать»: И голос твой мне слышался впотьмах,

Исполненный мелодии и ласки,

Которым ты рассказывала сказки

О рыцарях, монахах, королях.

Потом, когда читал я Данте и Шекспира,

Казалось, я встречал знакомые черты:

То образы из их живого мира

В моем уме запечатлела ты.

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина» , «Мать» , «Рыцарь на час» .

Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр, в живых осталось лишь трое - два брата и сестра), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя. Некрасовых был огромный тенистый сад, и дети много времени проводили в саду. Вокруг сада был забор с тайной лазейкой. По ту сторону забора маленького Некрасова обычно ждали его друзья - крестьянские ребятишки. Отец запрещал бывать с ними. «Господские дети,- говорил он,- не должны играть с холопскими детьми». А мать думала совсем по-другому: она радовалась, что ее дети живут в дружбе с крестьянскими ребятишками, узнают их жизнь. Вместе с товарищами катались дети зимой на салазках, летом ходили в лес по грибы и ягоды, а потом, усталые и веселые, любили посидеть под густыми старыми вязами, что росли у большой дороги, послушать разговоры прохожих, которые часто там отдыхали.

Случалось, тут целые дни пролетали,

Что новый прохожий, то новый рассказ.

Много лет спустя Некрасов посвятил крестьянским детям замечательные стихи. И, конечно, когда он писал эти стихи, вспоминались ему маленькие друзья его детства.

Примерное выступление 2 группы «Университетские годы Некрасова»

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где пробыл до 5-го класса. Учился он неважно, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков, которые писал с самого детства). Отец всегда мечтал о военной карьере для сына, и через пять лет 16-летний Некрасов отправился в Петербург для определения в дворянский полк. Дело было почти налажено, но встреча с гимназическим товарищем - студентом Глушицким, знакомство с другими студентами вдруг возбудили в Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрег угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену. Однако экзамен он провалил и поступил вольнослушателем на филологический факультет. Взбешенный отец перестал ему оказывать материальную поддержку, и Некрасову в течение ряда лет пришлось претерпевать мучительную борьбу с нищетой.

Последующие университетские годы ушли у Некрасова не столько на учебу, сколько на поиски заработка. Он терпел страшную нужду, даже голодал. Некрасов так описывал то время: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь». От продолжительного голодания Некрасов заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, еще полубольной, он пошел к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его в дом. Над будущим поэтом сжалился проходивший нищий и отвел его в трущобы на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашел себе и заработок, написав кому-то за 15 копеек прошение.

Дела у поэта наладились, когда он стал писать статейки в «Литературное прибавление к «Русскому инвалиду», а в «Литературной газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александринской сцене (под именем Перепельского). У Некрасова появились сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 году под заглавием «Мечты и звуки». Он подписался инициалами Н. Н. Дебютант, к нему отнесся благосклонно Жуковский, но Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что он сам покупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью.

Вопрос на размышление:

    Как вы думаете, если бы Некрасов не посмел ослушаться отца и поступил вместо университета в военное училище, как бы сложилась его жизнь?

Примерное выступление 3 группы «Творчество поэта»

После неудачи с первым сборником, обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе слово “не умереть на чердаке” и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. “Уму непостижимо, сколько я работал”, - вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александринского театра (под псевдонимом Н.А.Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале “Пантеон...”, с 1841- в “Литературной газете” и “Отечественных записках”. В 1842- 1843 сблизился с Белинским и его кружком.

Известность ему принесло стихотворение «В дороге» (1845 г.). Стихотворение “В дороге” открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком. Слово “скука” несколько раз повторяется: седоку, явно барину, скучно потому, что не знает он настоящих трагедий, равнодушно просит спеть про “рекрутский набор и разлуку”, то есть не затрагивают его страдания крестьян. И только в итоговых строках мы ощущаем, что даже на такого человека подействовала история ямщика. А история проста: жену его смолоду воспитывали в барском доме наравне с барышней. Очевидно, что господа девушку любили, но просто не подумали, что, дав ей дворянское воспитание, они не дадут ей дворянского положения, крепостной она и останется, ее лишь на время “выдернули” из привычной среды. Барышня вышла замуж и уехала, барин захворал и умер, “сиротинкой оставивши Грушу”. Через месяц приехал зятек... Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями. Девушку он отослал на село и выдал замуж.

Привыкнув к господской жизни, крестьянка не может исправно выполнять предписанные судьбой обязанности: «Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтоб ленива была. Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла. Как на барщину шла - становилось Инда жалко подчас!»

Женщина стремится научить сына грамоте, не разрешает мужу бить ребенка, но сам ямщик видит, что жить ей в таких тяжелых условиях осталось недолго: «Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна - Чай, свалит через месяц в могилу…». Так, на примере рассказа об одной судьбе поэт показывает тяжелое положение русской крестьянки.

Основные темы творчества Некрасова.
1. Судьба русского крестьянства в произведениях Некрасова.

2. Образ русской женщины в творчестве Некрасова.

3. Гражданственность поэзии Некрасова.

Н. А. Некрасов является одним из русских писателей, наиболее ярко и проникновенно описавших характер народа и его нелегкую жизнь в своих произведениях. Он не просто сочувствует - он отождествляет себя с простыми тружениками России. Произведения Некрасова полны правдивых картин рабства и нищеты, горьких раздумий о судьбе родного народа:

Народ! Народ!

Люблю тебя, пою твои страданья.

Но где герой, кто выведет

Из тьмы тебя на свет?..

По его мнению, любить свой народ - значит ненавидеть его угнетателей и посвятить свою жизнь борьбе за его свободу и счастье. Поэтому личные переживания в творчестве Некрасова неотделимы от судьбы народа. Например, в стихотворении «Рыцарь на час» борьбу за права народа Некрасов называл «великим делом любви».

Чувства неослабевающей любви и глубокого сострадания к угнетенным людям, к нищей России звучат во всех произведениях Некрасова. Русский народ-богатырь, бескрайние просторы России, зеленые леса и морозные, снежные зимы - все это явилось для поэта источником неиссякаемого вдохновения

Горькая доля крестьян-тружеников всегда волновала поэта. Мир поэзии Некрасова виден «сквозь слезы» глазами самого народа. Поэт страстно мечтает увидеть крестьян свободными:

Мать-отчизна!

Дойду до могилы,

Не дождавшись свободы твоей!

Однако Некрасов продолжал верить, что русский народ все вытерпит и в конце концов «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Будущее родной страны писатель представлял себе как жизнь свободного, процветающего общества полноправных граждан:

...Освобожденный от оков,

Народ неутомимый

Созреет, густо заселит

Прибрежные пустыни;

Наука воды углубит:

По гладкой их равнине

Суда-гиганты побегут

Несчетною толпою,

И будет вечен бодрый труд.

Над вечною рекою...

Тема женской доли начинает развиваться в творчестве Некрасова в 40-е годы. Образ загубленной бытом женщины мы находим и в "Тройке", и в "Еду ли ночью...", и в поэме "Мороз, Красный нос" в лице Дарьи. И в самом монументальном своем произведении - поэме "Кому на Руси жить хорошо" - Некрасов опять разрабатывает эту тему. Нигде в поэме так ярко она не раскрыта, как в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно ей автор посвящает целую часть поэмы под названием "Крестьянка".

Тема женской доли в творчестве Некрасова представлена широко: поэт охватывает разные стороны жизни женщины, рисует различные женские образы. Неизменным остается одно - жестокость и несправедливость общества по отношению к женской судьбе. Так, в стихотворении «Орина, мать солдатская» поэт говорит о великом горе несчастной матери, единственного сына которой забрали в солдаты здоровым, крепким парнем «богатырского сложения», а вернули назад калекой. Ваня медленно умирает на руках матери, горе которой неисчерпаемо.

Однако не только крепостная зависимость становится причиной изломанных женских судеб. На хрупкие женские плечи сваливается и вся тяжелая работа по дому, и забота о детях. Сопровождается все это побоями мужа и измывательствами свекрови. При этом такая судьба предопределена крестьянке с рождения. В стихотворении «Тройка» Некрасов именно об этом говорит молодой девушке, мечтательно засмотревшейся на проезжающего мимо корнета. Он говорит, что красота девушки от тяжелой и непосильной работы «отцветет, не успевши расцвесть», что будет ее бить «муж-привередник», а свекровь гнуть «в три погибели».

В поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов говорит о том, что главной героине поэмы Дарье, как и любой крестьянке, выпали в жизни три доли:

И первая доля: с рабом повенчаться. Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гробу рабу покоряться... И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Похоронив мужа, героиня не может себе позволить предаваться горю - на ее плечах лежит вся работа, которая без мужа стала более непосильной. Дарья едет в лес за дровами, так как дома у нее сидят замерзшие дети. Ей суждено замерзнуть в зимнем лесу, и только перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой. Главным же достоинством русской женщины Некрасов считает ее способ ность быть самоотверженной заботливой матерью. Забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...» «из сил выбивается», чтобы был сыт ее ребенок. Ей очень хочется, чтобы ее дети были счастливы.

В своём творчестве знаменитый русский поэт Некрасов Николай Алексеевич неоднократно выражал своё восхищение и уважение к простым крестьянским женщинам России. Кроме того, в его произведениях чувствуется не только восторг, но и сочувствие к незавидной женской доле. Он сострадает женщинам, вынужденным много и тяжело работать, лишённым ласки и тепла, постоянно испытывающим различные унижения со стороны окружающих. При этом Некрасов не создал образ измученной и забитой женщины, вовсе нет. Во многих стихотворениях Некрасова перед нами предстаёт образ русской красавицы, сильной, крепкой, работящей, богатой духовно, искренней и чистой.

Тесно связывает Некрасов понятия «гражданин» и «поэт», выявляя тесную взаимосвязь, заключающуюся в том, что поэт должен быть проводником, выражающим нужды народа и его желания.
«…Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан».
Гражданская тема красной нитью пронизывает одно из самых известных стихотворений автора «Размышления у парадного подъезда» (1858):
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…
При этом гражданская лирика Некрасова – это не только защита униженных и оскорбленных, это еще и обличение тех, кто готов склонить голову перед режимом, кто смирился и не хочет бороться за свои права:
«И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «суди его Бог!»,
Разводя безнадежно руками…»

Низкопоклонство Некрасов считает одним из главных пороков общества, упрекая свой народ в слепом следовании установленных властью порядков:
«Все, что мог, ты уже совершил -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..»

Гражданская лирика поэта включает в себя и множество посвящений тем людям, «светилам» общества, которых Некрасов уважал и ценил. Эти произведения, среди которых «На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк», «Памяти Белинского» и многие другие, написаны о тех людях, которые искренне переживали судьбам своего народа. И снова мы видим, что пафос и революционные настроения, звучащие в этих стихотворениях, соседствуют с простыми человеческими мыслями о дружбе, о верности, о нежности и любви к другу. Для Некрасова такие люди, несущие в себе миссию поддерживать народ, вести его за собой, являются героями:
Природа-мать!
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.

Гражданская лирика Некрасова – это не только сочувствие народу, это еще и пламенное завещание, оставленное с любовью всем тем, кто не мыслит своей жизни без Родины.

Примерное выступление 4 группы «Смерть поэта, «похоронный» спор».

В середине 50-х годов Некрасов серьезно, и, казалось, смертельно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии помогло на время справиться с болезнью. Выздоровление Некрасова совпало с началом новой эры русской жизни. В творчестве Николая Алексеевича также наступил счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литераторов. Чернышевский и Добролюбов стали главными деятелями «Современника». Однако Некрасов все чаще и чаще думал и говорил о смерти. О своей близкой кончине намекал он в стихотворении «Умру я скоро». И будто напророчил...
В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот - мучительная операция ни к чему не привела. Между тем вести о смертельной болезни поэта сделали его популярным как никогда. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия. Больному в его страшных мучениях эти весточки доставляли отраду. Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим поэтическим творениям Некрасова. Особенно значимой была работа над поэмой «Русские женщины»
Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежь, провожала поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.
Уже на самых похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжился бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил эти имена рядом, но несколько молодых людей прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова». Спор перешел в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов одного только кружка. Третьи с негодованием отвергали саму мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишенным всякого художественного значения. Однако все эти точки зрения односторонние. Неоспоримо то, что Николай Алексеевич Некрасов был великим русским поэтом.

Вопрос на размышление: Как вы думаете, если бы Пушкин и Некрасов были знакомы, жили бы в одно время, какие были бы между ними отношения?

3. Стадия рефлексии. Подведение итогов, защита кластеров по творчеству Некрасова.

Учитель: Ребята, вы нарисовали замечательные кластеры, у каждой группы он был особенным, сейчас ваша задача оценить их формативно с помощью цветных стикеров, каждый участник приклеит свой стикер к плакату, понравившемуся больше остальных. Свой кластер группа не оценивает. Тот кластер, который получит наибольшее количество голосов, будет висеть на доске на протяжении всех уроков изучения творчества Н.А. Некрасова, группа, нарисовавшая его, получит дополнительные баллы. (Учащиеся голосуют стикерами)

А теперь в конце урока в качестве рефлексии я предлагаю вам написать 2-минутное эссе о поэте. Если вы не знаете, с чего начать, могу предложить несколько фраз:

    Сегодня я узнал о Некрасове, что….

    Больше всего меня поразило в биографии Некрасова…

    У Некрасова можно поучиться …

Домашнее задание: прочитать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Биография Николая Алексеевича Некрасова

Талантливый русский писатель Некрасов Николай Алексеевич родился 28 ноября 1821 г. в небольшом городке Немирово Подольской губернии в многодетной семье обедневшего дворянина Алексея Сергеевича Некрасова. Отец был поручиком егерского полка в Немирове. Мать - Александра Андреевна Закревская, полюбившая его против воли своих зажиточных родителей. Брак состоялся без их благословения. Но наперекор ожиданиям жены Некрасова, семейная жизнь супругов была несчастливой. Отец поэта отличался своей деспотичностью по отношению к своей жене и тринадцати детям. Имел много пагубных пристрастий, которые привели к обеднению семьи и нужде переехать в деревню Грешнева, родовое имение отца, в 1824 г., где и проходило несчастливое детство будущего прозаика и публициста.

В десятилетнем возрасте Николай Алексеевич поступил в Ярославскую гимназию. В это период он только начинал писать свои первые произведения. Однако из-за низкой успеваемости, конфликтов с руководством гимназии, которому не нравились сатирические стихи поэта, а также из-за желания отца отдать сына в военное училище мальчик проучился всего пять лет.

По воле отца в 1838 г. Некрасов приезжает в Петербург для вступления в местный полк. Но под влиянием своего товарища по гимназии Глушицким, он идет против воли отца и подает документы на поступление в Петербургский университет. Однако из-за постоянных поисков источников заработка, Некрасов не сдает успешно вступительные экзамены. В результате он стал посещать занятия на филологическом факультете, где проучился с 1839 по 1841 г.г.

Все это время Некрасов был в поисках хоть какого-то заработка, поскольку его отец перестал выделять ему денежные средства. Начинающий поэт брался за написание мало оплачиваемых сказок в стихах, статьей для различных изданий.

В начале 40-х г. Некрасову удается писать небольшие заметки в театральный журнал "Пантеон…", стать сотрудником журнала "Отечественных Записок".

В 1843 г. Некрасов сблизился с Белинским, который высоко оценил его творчество и поспособствовал раскрытию его таланта.

В 1845-1846 годах Некрасов издает два альманаха "Петербургский сборник" и "Физиология Петербурга".

В 1847 г. благодаря дару писать превосходные произведения Некрасову удается стать редактором и издателем журнала "Современник". Будучи талантливым организатором, он сумел привлечь в журнал таких литераторов как Герцена, Тургенева , Белинского, Гончарова и др.

В это время творчество Некрасова пропитано состраданием к простому народу, большинство его произведений посвящено тяжелой трудовой жизни людей: "Крестьянские дети" , "Железная дорога" , "Мороз, Красный нос", "Поэт и гражданин" , "Коробейники" , "Размышления у парадного подъезда" и др. Анализируя творчество писателя, можно прийти к выводу, что Некрасов в своих стихах затрагивал остросоциальные проблемы. Также, значительное место в своих произведениях поэт отвел роли женщины, ее нелегкой доле.

После закрытия "Современника" в 1866 г., Некрасову удается арендовать у Краевского "Отечественные Записки", заняв не менее высокую ступень чем "Современник".

Умер поэт 8 января 1878 в Петербурге, не преодолев многолетнюю тяжелую болезнь. Свидетельством великой утраты такого талантливого человека был манифест из нескольких тысяч человек, пришедших попрощаться с Некрасовым.

Кроме биографии Некрасова, ознакомьтесь также с другими материалами:

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Творческий путь Н.А. Некрасова (1821 - 1878) начался с его приезда в 1838 году в Петербург. Вопреки воле отца он не стал поступать в Дворянский полк — военно-учебное заведение, а решил сдать экзамены в университет. Однако его намерения не увенчались успехом, и он поступил вольнослушателем на историко-филологическое отделение.

В наказание за непослушание отец лишил Некрасова материальной поддержки. С этого времени начался для будущего поэта период «петербургских мытарств», растянувшийся на три года. Кстати, за отцом, в том числе благодаря и произведениям Н А. Некрасова, прочно закрепилась слава жестокого помещика-самодура — характеристика далеко не бесспорная, о чём писал сам же Н А. Некрасов впоследствии в своей автобиографии 1877 года.

Первой книгой поэта стал сборник стихотворений «Мечты и звуки», вышедший в 1840 году. Стихи, включённые в него, были слабыми и подражательными. Уничтожающей критике подверг «Мечты и звуки» В.Г. Белинский, после чего Некрасов скупил оставшиеся экземпляры и сжёг их.

После неудачного дебюта Николай Алексеевич пишет статьи, пьесу в стихах «Юность Ломоносова», детские водевили, сказки. В 1841 году он начинает сотрудничество с «Литературной газетой», в которой выходят его стихотворения, рассказы, пьесы, фельетоны, рецензии.

С 1847 года Некрасов — редактор журнала «Современник». В 1852 году на страницах этого издания появилось первое печатное произведение Л.Н. Толстого — повесть «Детство». За «Современником» устанавливается прочная слава одного из лучших журнальных изданий России. В 1853 году Н А. Некрасов знакомится с Н.Г. Чернышевским, который становится ведущим сотрудником журнала.

Вокруг «Современника» складывается удивительный коллектив талантливых литераторов, в который входят И.С. Тургенев. Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. Возглавляют редакцию И И. Панаев и Н.А. Некрасов.

Середина 1850-х годов для Николая Алексеевича — особенно продуктивное время. Это был период подъёма общественного движения в России, ознаменованного страстными дискуссиями о необходимости отмены крепостного права и путях освобождения крестьянства. Литературные произведения стали широко использоваться как средство политической полемики и борьбы, расцветала журналистика с её острыми публицистическими материалами. В эти годы Некрасов пишет особенно много. В письме к И.С. Тургеневу от 30 июня 1855 года он с удовлетворением сообщал: «Весной нынче я столько писал стихов, как никогда...»

Гражданская позиция Некрасова, звучавшая в его стихах, публицистике, нашедшая отражение в редакционной деятельности, делает его не просто известным. Писатель, по словам современников, становится «настоящим кумиром, богом, поэтом выше Пушкина; ему поклоняются...».

Эта известность усиливается и в связи с выходом в свет 19 октября 1856 года первого издания «Стихотворений» Некрасова. Наибольший общественный отклик получили опубликованные в книге стихотворения «Поэт и Гражданин», «Забытая деревня». Но не только восторги публики ожидали Н.А. Некрасова. После публикации «Стихотворений» услужливые сановники доложили Александру II о революционных настроениях поэта, что грозило цензурными преследованиями не только Некрасову, но и журналу «Современник».

В 1857 году Николай Алексеевич сближается с молодым революционно настроенным поэтом и литературным критиком Н.А. Добролюбовым, который становится одним из постоянных сотрудников «Современника» и членом редакции журнала. Взгляды Н.А. Добролюбова, не менее радикальные, чем у самого Н.А. Некрасова, разделялись далеко не всеми авторами «Современника». Назревает конфликт, достигший своей кульминации после появления в третьем номере журнала статьи Н.А. Добролюбова «Новая повесть г. Тургенева», позже печатавшейся под заглавием «Когда же придёт настоящий день?». Это была рецензия на роман И.С. Тургенева «Накануне».

Тургенев ознакомился со статьей ещё до публикации в корректуре и настаивал на её изъятии из журнала по идейным соображениям. Он категорически не был согласен с трактовкой романа Добролюбовым. В случае опубликования добролюбовского материала Тургенев обещал выйти из журнала. Для Некрасова уход Тургенева, с которым он был дружен, был бы большим ударом. Приходилось выбирать между дружбой, стремлением удержать талантливого писателя в составе «Современника» и идеологией.

Некрасов выбирает последнее и принимает решение публиковать статью Добролюбова. Тургенев прерывает всякие отношения с Некрасовым и покидает журнал. Переживания от разрыва с Тургеневым отразились впоследствии в стихотворении 1860 года «...одинокий, потерянный...».

В этом же году в герценовском журнале «Колокол», издаваемом в Лондоне, было напечатано стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» со следующим комментарием издателя: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Самым значительным событием XIX века для России стала отмена крепостного права, объявленная в царском манифесте 5 марта 1861 года. Некрасова и его единомышленников реформа не удовлетворила. Они видели её половинчатый характер, считали, что манифест не принёс крестьянам фактического освобождения — они оставались зависимыми, ибо не получили самого желанного — земли. Некрасов сказал посетившему его в тот день Чернышевскому: «Да разве это настоящая воля! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Затем эта позиция неоднократно проявлялась в его многочисленных стихотворениях: «Свобода», «Что ни день, уменьшаются силы...», наиболее остро прозвучала в строках «Народ освобождён, но счастлив ли народ?..» («Элегия», 1874) и в тексте поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1877).

Ощущая себя народным поэтом, Н.А. Некрасов стремился к тому, чтобы его произведения могли дойти до простых людей. Он начинает публиковать «Красные книжки» — дешёвые издания, предназначавшиеся для крестьян. Однако после второго издания в 1863 году из-за цензурных препятствий их выпуск прекратился.

Позиция Некрасова и его журнала, где публиковались острые материалы, подвергавшие критике реформу 1861 года, встречали со стороны властей всё большее неприятие и, как следствие, - цензурные преследования. 28 мая 1866 года «Современник» был запрещён. 29 ноября 1867 года Н.А. Некрасов заключает договор об аренде журнала «Отечественные записки», который, продолжая традиции «Современника», становится трибуной для приверженцев революционно-демократических идей.

В конце 60-х — начале 70-х годов Николай Алексеевич усиленно работает над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая публикуется отдельными частями в журнале «Отечественные записки». Поэма сразу же привлекает внимание читателей и становится объектом гонений со стороны властей, подвергаясь непрерывным цензурным запретам. В 1873 году выходит пятое издание «Стихотворений» Н.А. Некрасова, где наряду с написанными к тому моменту главами поэмы «Кому на Руси жить хорошо» опубликованы также поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Стихотворения поэта прочно входят в народное сознание. Народной песней стали первые 24 строки из поэмы «Коробейники». Произведения Некрасова привлекают внимание русских композиторов. В 1875 году П.И. Чайковский создаёт на стихи поэта кантату.

К концу 70-х годов здоровье И.А. Некрасова резко ухудшается. В апреле 1877 года выходит последняя книга поэта «Последние песни». Николай Алексеевич чувствует, что муза его слабеет.

27 декабря 1877 года в 8 часов 50 минут вечера Н.А. Некрасов скончался. За гробом поэта 30 декабря шло около четырёх тысяч человек.

Николай Алексеевич Некрасов - русский писатель и поэт, который своими произведениями заставлял восхищаться весь мир.

Происхождение

Николай Некрасов родился в дворянской семье, которая в то время имела достаточно большое состояние. Местом рождения поэта считается город Немиров, расположенный в Подольской губернии.

Отец писателя, Алексей Сергеевич Некрасов, был военным офицером и состоятельным помещиком, который очень любил играть в азартные игры, карты.

Мать Н. Некрасова, Елена Закревская, происходила из богатой семьи, главой который был уважаемый человек. Елена отличалась широким кругозором и впечатляющей красотой, поэтому родители Закревской были против брака с Алексеем, но свадьба состоялась против воли родителей.

Николай Некрасов очень любил свою мать, что видно в произведениях «Последние песни», «Мама» и в других поэмах и стихотворениях. Именно мама является главным положительным лицом в мире писателя.

Детство и образование поэта

Своё детство писатель провёл со своими братьями и сёстрами в имении Грешнево, которое принадлежало его семье.

Юный поэт видел, как страдает простой народ под гнётом помещиков. Это и послужило идеей для будущих его произведений.

Когда мальчику стукнуло 11 лет, его отправили в гимназию, где он учился до 5 класса. Учился Некрасов слабо, но первые его стихи уже заполняли страницы тетрадей.

Серьёзный шаг. Начало творчества

Следующим шаг Н. Некрасов - это переезд в Санкт-Петербург, где он подал желание посещать лекции в университете.

Отец писателя был строгим и принципиальным человеком, который хотел, чтобы его сын стал военным. Сын пошёл против воли отца, лишая себя финансовой помощи и уважения со стороны семьи.

В новом городе, чтобы выжить, приходилось зарабатывать написанием статей. Так и произошло знакомства начинающего поэта с известным критиком Белинским. Через пару лет Некрасов становится владельцем известного литературного издания, имевшее большое влияние, «Современник», но вскоре цензура закрывает журнал.

Активная деятельность писателя. Вклад в литературу

Заработав значительную сумму денег, Некрасов принимает решение выпустить в свет свой первый сборник стихов «Мечты и звуки». Сборник не пришёлся по душе народу, поэтому это был полный провал, но поэт не стал расстраиваться и взялся за написание прозаических произведений.

Журнал «Современник», в котором Николай Некрасов редактировал и писал тексты, очень сильно повлиял на жизнь на писателя. В это же время поэт создаёт несколько сборников личных стихотворений. Впервые большую известность принесли Некрасову его творения «Крестьянские дети» и «Коробейники».

Журнал «Современник» показал миру таких талантливых людей, как и И. Гончаров, и других писателей, поэтов. Лев Толстой и Федор Достоевский стали известны всему миру благодаря Николаю Некрасову, который принял решение печатать их на страницах журнала.

В 40-х годах 19 века ещё одно издание «Отечественные записки» стало сотрудничать с Николаем Некрасовым.

Юный Некрасов видел, как приходилось тяжело приходилось простому крестьянину, поэтому это не осталось без внимания в произведениях писателя. Яркая особенность творчества Некрасова - использование разговорной речи в произведениях: стихах и рассказах.

Некрасов за десять последних лет жизни выпускает множество известных произведений о декабристах и простом народе: «Кому на Руси хорошо», «Дедушка», «Русские женщины» и другие.

Смерть писателя

В 1875-ом году у Н. Некрасова диагностировали рак кишечника. Свой последний сборник «Последние песни», созданный в страшных муках, поэт посвящает Зинаиде Николаевне - своей жене.

27 декабря 1877 года болезнь одолела Николая Некрасова. Могила писателя, который внёс огромный вклад в литературную жизнь, находится в Санкт- Петербурге.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Н.А. НЕКРАСОВА

Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов (1821 -- 1877(78)) - классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной - у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь. Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ. В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание. Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки» (1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский. Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник» (1846).

В 1847 -- 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого. биография некрасов стихотворение поэма

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С этим журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка» (1870) - поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники» (1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом. В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» - цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво - не все считали его произведения гениальными.

Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А. Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.

Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.

На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»

История создания «Кому на Руси жить хорошо»

История создания «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. До Некрасова к жизни простого народа в своих произведениях обращались многие авторы, в частности И.С. Тургенев, чьи «Записки охотника» стали одним из источников образов и идей для Некрасова. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г., после отмены крепостного права и земельной реформы. В 1863 г. Некрасов принимается за работу.

Автор желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа, к которому он обращался в первую очередь. Этим обусловлена композиция поэмы, задумывавшаяся автором как циклическая, размер, приближенный к ритмике народных сказаний, своеобразный язык, изобилующий поговорками, присказками, «простонародными» и диалектными словами.

Творческая история «Кому на Руси жить хорошо» насчитывает почти четырнадцать лет интенсивной работы автора, сбора материалов, проработки образов, корректировок изначальной фабулы. По замыслу автора, герои, встретившись неподалёку от своих деревень, должны были совершить долгое путешествие через всю губернию, а в конце дойти до Петербурга. Будучи в пути, они беседуют с попом, помещиком, крестьянкой. В Петербурге путешественников должна была ждать встреча с чиновником, купцом, министром и самим царём. По мере написания отдельный частей поэмы Некрасов публиковал их в журнале «Отечественные записки». В 1866 г. в печати появился «Пролог», первая часть увидела свет в 1868 г., затем в 1872 и 1873 гг. были напечатаны части «Последыш» и «Крестьянка». Часть под названием «Пир на весь мир» при жизни автора так и не появилась в печати. Лишь спустя три года после смерти Некрасова Салтыков-Щедрин смог напечатать этот фрагмент с большими цензурными купюрами.

Некрасов не оставил никаких указаний относительно порядка следования частей поэмы, поэтому принято публиковать её в таком порядке, в каком она появлялась на страницах «Отечественных записок» - «Пролог» и первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Эта последовательность является наиболее адекватной с точки зрения композиции.

Тяжёлая болезнь Некрасова заставила его отказаться от первоначального замысла поэмы, согласно которому она должна была состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни. Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места.

Но история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя. Предчувствуя приближение гибели, Некрасов говорит: «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”». Понимая, что болезнь не оставляет ему достаточно времени на завершение задуманного, он вынужден изменить свой изначальный замысел; он быстро сводит повествование к открытому финалу, в котором, однако, всё же демонстрирует одного из самых ярких и значимых своих героев - разночинца Гришу Добросклонова мечтающего о благе и счастье всего народа. Именно он по идее автора должен был стать тем самым счастливцем, которого ищут странники. Но, не имея времени на подробное раскрытие его образа и истории, Некрасов ограничился намёком на то, как должна была бы закончиться эта масштабная эпопея.

Поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни

Поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея -- это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения -- изображение пореформенной России. Автор хотел изобразить все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, произведение так и не было закончено -- помешала смерь поэта. Таким образом, основной темой осталась жизнь народа. Жизнь крестьян. С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, “освободившую” крестьян, они оказались в еще худшем положении: не имея своей земли -- попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, крестьянском разорении.

Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого “тоска-беда измучила”, с особой силой звучит в народных песнях, коих довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветье устного народного творчества. Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна. Здесь можно вспомнить и “счастливую” крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам -- самым обездоленным и забитым существам на Руси. В поэме есть еще много интересных образов: “холопа примерного - Якова верного”, который сумел-таки отомстить своему барину, или крестьян из части “Последыш”, которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и еще много других.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Поэтому-то можно, я считаю, назвать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” энциклопедией народной жизни. Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма создает впечатление народной песни, исполняемой на многие голоса.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Свобода как освобождённость от всех зависимостей. Сущность понятия "рабство", предпосылки возникновения. Характеристика поэмы Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Рассмотрение особенностей реформы 1861 года, анализ проблем современного общества.

    презентация , добавлен 15.03.2013

    Краткая биография Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), особенности изображения русского народа и народных заступников в его произведениях. Анализ отражения проблем русской жизни при помощи некрасовского идеала в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

    реферат , добавлен 12.11.2010

    История и этапы создания самой известной поэмы Некрасова, ее основное содержание и образы. Определение жанра и композиции данного произведения, описание его главных героев, тематика. Оценка места и значения поэмы в российской и мировой литературе.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.

    топик , добавлен 02.12.2003

    В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасов рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость жизни - это не дает поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

    сочинение , добавлен 12.09.2008

    В обеих поэмах все же тема дороги является связующей, стержневой, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В "Кому на Руси жить хорошо, тема дороги является художественным приемом.

    реферат , добавлен 01.04.2004

    Семья и происхождение поэта. Детский годы в родовом имении, которое располагалось на берегу Волги. Образование и ранние годы творчества. Гражданский брак Николая Алексеевича Некрасова с Авдотьей Панаевой. Возрождение и становление журнала "Современник".

    презентация , добавлен 30.10.2013

    Творчество русского писателя, поэта, прозаика и драматурга Николая Алексеевича Некрасова. Учеба в Петербургском университете. Начало литературно-журнальной деятельности. Работа в журнале "Современник". Приобретение прав на издание "Отечественных записок".

    презентация , добавлен 21.02.2011

    Мораль и нравственные принципы как основа эстетики поэта Н. Некрасова. Анализ основных стихотворных сюжетов, проблематика и особенности композиции и идейно-художественная значимость некрасовских стихотворений. Новаторский характер поэзии Некрасова.

    реферат , добавлен 03.10.2014

    Изучение детства, годов учебы в гимназии и взаимоотношений в семье Николая Алексеевича Некрасова. Описания его нелегкого пути в литературу. Петербургские мытарства. Влияние детских и юношеских годов на поэзию. Поэтическое завещание. Лучшие стихотворения.