Читаем и учим вместе с детьми. Читаем вместе с ребёнком. Как научить ребенка беречь книги

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 п. Вохма»

Вохомского муниципального района Костромской области

Консультация для родителей

«Читаем детям, читаем вместе с детьми»

Подготовила

Шадрина Ирина Васильевна

«Судьба ребёнка зависит от того,

какие взрослые люди его окружают»

М.К.Боголюбская

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти пометку «для чтения родителями детям», «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста». Однако в настоящее время, данный сегмент рынка сильно расширился: появились новые авторы, новые произведения, переизданы любимые родителями с детства книги. Разобраться во всем этом изобилии очень непросто, ведь нужно не только найти интересную книжку, но и понять, насколько она будет доступна ребенку.

Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней.

Наверное, самый главный способ - это чтение вслух.

Продолжительность и, если можно так выразиться, «количество чтения», зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, от сложности книги, от эмоционального настроя малыша именно в этот момент и, конечно, от ваших способностей к чтению. Но в любом случае надо соблюдать одно главное правило: чтение книги должно быть для ребенка праздником. Не случайным развлечением, не просто приобретением информации, а именно праздником, и большой радостью.

Чтение вслух - дело не простое . И сложность здесь даже не столько в умении делать необходимые паузы и делить текст на смысловые куски. Гораздо важнее самому понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это уже подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный контакт между писателем, читающим взрослым и маленьким слушателем.

Есть детские книги, которые необходимо перечитывать по нескольку раз. Иногда это получается само собой: ребенок очень полюбил книгу, сам просит почитать ее еще и еще. Иногда это вызвано важностью и нужностью книги, ее глубоким и серьезным содержанием. Но и в том и в другом случае обязательно надо соблюдать меру. Нельзя, чтобы одна книга заслонила все другие.

Дошкольникам совсем не обязательно читать только те книжки, которые можно прочитать за один раз. Детям можно читать и объемные книги, даже такие, в которых несколько сот страниц. Такие книги для малышей тоже есть, например всем известная книга английского писателя А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Конечно, чтение такой большой книги растянется на долгое время и сам способ этого чтения должен быть особый. Читать надо маленькими кусочками, так, чтобы одно приключение кончалось, а следующее начиналось, чтобы у детей не пропадал интерес к проделкам забавного Винни-Пуха. Книга позволяет это сделать.

Нужно постараться, чтобы ребенок стал как бы полноправным членом сказочной компании, сжился с героями этой сказки. Может быть, в этом поможет плюшевый медвежонок, который до того просто лежал в ящике для игрушек. Теперь назовите его Винни-Пухом. Может быть, найдутся в игрушках малыша и все друзья Винни-Пуха, а чудесный лес можно нарисовать или сделать из прутиков, кубиков, просто из стульев. Ребенок с большим нетерпением будет ждать продолжения чтения и все, что было прочтено раньше, запомнит лучше, особенно если играть и распевать веселые бурчалки, шумелки и пыхтелки - песенки медвежонка:

Я Тучка, Тучка, Тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно Тучке

По небу лететь!

Малыш полюбит Винни-Пуха и будут с удовольствием слушать эту книгу хоть целый год.


Вообще нужно стараться всегда читать малышу «не просто так». Рассматривать вместе иллюстрации и разговаривать про них. Вспоминать похожие, живые, жизненные ситуации - и опять разговаривать про них. Придумывать продолжения рассказов или представлять себя на месте действующих лиц, т. е. всячески стимулировать и пробуждать детскую активность, детскую творческую фантазию.

Разговоры о книгах, безусловно, должны иметь и чисто педагогическую направленность. Как ребенок запомнил содержание рассказа? Как понял его? Сумеет ли связно пересказать, ответить на вопросы?

Если сумеет, то попробуйте предложить ему пофантазировать: сочинить продолжение рассказа или свой рассказ, сказку. Так чтение будет способствовать развитию памяти, связной речи, логического мышления.

Читать книги малышам очень интересно. И здесь взрослый может проявить все свои таланты и умения. Давайте пофантазируем, какие возможности таит в себе, например, всем известная русская народная сказка «Три медведя» в обработке Л. Н. Толстого.

Эта сказка маленькая, ее можно прочитать за десять минут. Прочитать - и все. А если поставить эту сказку в домашнем кукольном или теневом театре? Что ж, попробуем. Сначала надо распределить обязанности. Папа или старший брат пусть станет главным режиссером и постановщиком; мама вместе с бабушкой, сестрой и малышом - костюмерами; дедушка пусть готовит ширму и декорации. А куклы и медведь есть у каждого ребенка.

Разучивание пьесы не составит труда. И взрослые, и маленькие участники спектакля быстро выучат слова своей роли и с восторгом будут вопрошать: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?!»

Если же все это покажется слишком трудным, можно поставить сказку и без кукол. Придумать для каждого исполнителя какую-нибудь характерную деталь туалета (кофту и платок для Настасьи Петровны, шляпу и пиджак - для Михаила Ивановича) и разыграть пьесу прямо в комнате, без сцены и декораций, или просто прочитать, сидя за столом.

Можно и иначе познакомиться со сказкой «Три медведя». Сначала прочитать ее, а потом вылепить всех героев из пластилина, смастерить из картофеля, шишек, лоскутков и палочек.

Из этих примеров видно, как можно читать книги малышам, читать так, чтобы вызвать у них стремление не расставаться с героями, продолжить действие книги, чтобы книжные герои не только запомнились, но и полюбились, чтобы малыш принял их в свою игру.

Особого внимания заслуживают стихи, которые так близки детям. Иногда кажется, что в ритме стиха выражен сам ритм детского движения, мышления, биения детского сердца. Наверное, поэтому так легко, играючи, могут маленькие ребята запоминать стихотворные строки. Это происходит у них как будто непроизвольно. Но взрослые должны и здесь вмешиваться, осторожно и настойчиво отбирать для ребенка лучшие образцы детской поэзии, позаботиться о том, чтобы с возрастом расширился и круг поэтических привязанностей малыша. Диапазон здесь огромный. От стихотворной азбуки, которая весело и незаметно поможет ребенку выучить алфавит, до сюжетных длинных стихотворных сказок и произведений литературной классики.

Взрослый человек, читающий ребенку книгу, взрослый человек, просто выбирающий эту книгу для ребенка, неизбежно становится «соавтором» писателя и художника, продолжателем их педагогических и художественных замыслов.

Взрослый человек, - то необходимое связующее звено, которое соединяет новую, только что возникшую жизнь малыша с бесконечным миром творчества, миром книги. И значение этой связи трудно переоценить

Консультация для родителей

“Читаем детям, читаем вместе с детьми»

Подготовила воспитатель

Емельянова Н. А.

г. Павлово 2016 г.


«Судьба ребёнка зависит от того,

какие взрослые люди его окружают»

М.К.Боголюбская

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти пометку «для чтения родителями детям», «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста». Однако в настоящее время, данный сегмент рынка сильно расширился: появились новые авторы, новые произведения, переизданы любимые родителями с детства книги. Разобраться во всем этом изобилии очень непросто, ведь нужно не только найти интересную книжку, но и понять, насколько она будет доступна ребенку.

Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней.

Наверное, самый главный способ - это чтение вслух.

Продолжительность и, если можно так выразиться, «количество чтения», зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, от сложности книги, от эмоционального настроя малыша именно в этот момент и, конечно, от ваших способностей к чтению. Но в любом случае надо соблюдать одно главное правило: чтение книги должно быть для ребенка праздником. Не случайным развлечением, не просто приобретением информации, а именно праздником, и большой радостью.

Чтение вслух - дело не простое . И сложность здесь даже не столько в умении делать необходимые паузы и делить текст на смысловые куски. Гораздо важнее самому понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это уже подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный контакт между писателем, читающим взрослым и маленьким слушателем.

Есть детские книги, которые необходимо перечитывать по нескольку раз. Иногда это получается само собой: ребенок очень полюбил книгу, сам просит почитать ее еще и еще. Иногда это вызвано важностью и нужностью книги, ее глубоким и серьезным содержанием. Но и в том и в другом случае обязательно надо соблюдать меру. Нельзя, чтобы одна книга заслонила все другие.

Дошкольникам совсем не обязательно читать только те книжки, которые можно прочитать за один раз. Детям можно читать и объемные книги, даже такие, в которых несколько сот страниц. Такие книги для малышей тоже есть, например всем известная книга английского писателя А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Конечно, чтение такой большой книги растянется на долгое время и сам способ этого чтения должен быть особый. Читать надо маленькими кусочками, так, чтобы одно приключение кончалось, а следующее начиналось, чтобы у детей не пропадал интерес к проделкам забавного Винни-Пуха. Книга позволяет это сделать.

Нужно постараться, чтобы ребенок стал как бы полноправным членом сказочной компании, сжился с героями этой сказки. Может быть, в этом поможет плюшевый медвежонок, который до того просто лежал в ящике для игрушек. Теперь назовите его Винни-Пухом. Может быть, найдутся в игрушках малыша и все друзья Винни-Пуха, а чудесный лес можно нарисовать или сделать из прутиков, кубиков, просто из стульев. Ребенок с большим нетерпением будет ждать продолжения чтения и все, что было прочтено раньше, запомнит лучше, особенно если играть и распевать веселые бурчалки, шумелки и пыхтелки - песенки медвежонка:

Я Тучка, Тучка, Тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно Тучке

По небу лететь!

Малыш полюбит Винни-Пуха и будут с удовольствием слушать эту книгу хоть целый год.


Вообще нужно стараться всегда читать малышу «не просто так». Рассматривать вместе иллюстрации и разговаривать про них. Вспоминать похожие, живые, жизненные ситуации - и опять разговаривать про них. Придумывать продолжения рассказов или представлять себя на месте действующих лиц, т. е. всячески стимулировать и пробуждать детскую активность, детскую творческую фантазию.

Разговоры о книгах, безусловно, должны иметь и чисто педагогическую направленность. Как ребенок запомнил содержание рассказа? Как понял его? Сумеет ли связно пересказать, ответить на вопросы?

Если сумеет, то попробуйте предложить ему пофантазировать: сочинить продолжение рассказа или свой рассказ, сказку. Так чтение будет способствовать развитию памяти, связной речи, логического мышления.

Читать книги малышам очень интересно. И здесь взрослый может проявить все свои таланты и умения. Давайте пофантазируем, какие возможности таит в себе, например, всем известная русская народная сказка «Три медведя» в обработке Л. Н. Толстого.

Эта сказка маленькая, ее можно прочитать за десять минут. Прочитать - и все. А если поставить эту сказку в домашнем кукольном или теневом театре? Что ж, попробуем. Сначала надо распределить обязанности. Папа или старший брат пусть станет главным режиссером и постановщиком; мама вместе с бабушкой, сестрой и малышом - костюмерами; дедушка пусть готовит ширму и декорации. А куклы и медведь есть у каждого ребенка.

Разучивание пьесы не составит труда. И взрослые, и маленькие участники спектакля быстро выучат слова своей роли и с восторгом будут вопрошать: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?!»

Если же все это покажется слишком трудным, можно поставить сказку и без кукол. Придумать для каждого исполнителя какую-нибудь характерную деталь туалета (кофту и платок для Настасьи Петровны, шляпу и пиджак - для Михаила Ивановича) и разыграть пьесу прямо в комнате, без сцены и декораций, или просто прочитать, сидя за столом.

Можно и иначе познакомиться со сказкой «Три медведя». Сначала прочитать ее, а потом вылепить всех героев из пластилина, смастерить из картофеля, шишек, лоскутков и палочек.

Из этих примеров видно, как можно читать книги малышам, читать так, чтобы вызвать у них стремление не расставаться с героями, продолжить действие книги, чтобы книжные герои не только запомнились, но и полюбились, чтобы малыш принял их в свою игру.

Особого внимания заслуживают стихи, которые так близки детям. Иногда кажется, что в ритме стиха выражен сам ритм детского движения, мышления, биения детского сердца. Наверное, поэтому так легко, играючи, могут маленькие ребята запоминать стихотворные строки. Это происходит у них как будто непроизвольно. Но взрослые должны и здесь вмешиваться, осторожно и настойчиво отбирать для ребенка лучшие образцы детской поэзии, позаботиться о том, чтобы с возрастом расширился и круг поэтических привязанностей малыша. Диапазон здесь огромный. От стихотворной азбуки, которая весело и незаметно поможет ребенку выучить алфавит, до сюжетных длинных стихотворных сказок и произведений литературной классики.

Взрослый человек, читающий ребенку книгу, взрослый человек, просто выбирающий эту книгу для ребенка, неизбежно становится «соавтором» писателя и художника, продолжателем их педагогических и художественных замыслов.

Взрослый человек, - то необходимое связующее звено, которое соединяет новую, только что возникшую жизнь малыша с бесконечным миром творчества, миром книги. И значение этой связи трудно переоценить.


Консультация для родителей

«Читаем вместе с детьми»

Многие родители, когда ребенок начинает учиться в школе, задаются вопросом: как заставить его читать? Ответ здесь может быть только один: не надо заставлять, надо сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение, и воспринимал его как увлекательное занятие, а не скучную обязанность. Как это сделать? Читать вместе с ним!
Что же почитать ребенку 5-6 лет? Конечно же, выбирая книги для совместного чтения, надо ориентироваться, в первую очередь, на интересы ребенка и его способность воспринимать информацию на слух. Не читайте то, что ребенку скучно, непонятно, даже если это классическое и наполненное смыслом произведение для детей, выберите то, что ребенку будет интересно слушать. Если ребенок не воспринимает то, что рекомендуется для его возраста, начните с книг для детей более младшего возраста.
Если ребенок не приучен к слушанию, плохо воспринимает чтение, невнимателен, начинайте с очень небольших произведений, постепенно длительность чтения можно увеличивать. Очень хорошо тренирует память и внимание, помогает развить интерес к книге чтение с продолжением. Делите произведение на небольшие части, и читайте понемногу ежедневно, желательно в дно и то же время, предварительно вспомнив вместе с ребенком, о чем вы читали в предыдущие дни, на чем остановились. Здесь самое главное - читать ЕЖЕДНЕВНО, потерянный день - это потеря интереса.
Если ребенок уже хоть немного умеет читать, предложите прочесть начало произведения, это может быть одно слово, предложение или одна страница в зависимости от сформированности навыка чтения.
Обязательно спрашивайте ребенка, о чем вы читали, почему герои произведения совершили те или иные поступки, попросите дать оценку этим поступкам, рассказать, как поступил бы он на их месте. Ребенку необходимо учиться не только механически слушать или читать, но и размышлять о прочитанном. Будущий первоклассник должен уметь пересказывать небольшое произведение без наводящих вопросов, сохраняя в пересказе главный смысл прочитанного.
Читайте в спокойной обстановке, выключайте телевизор и все, что может отвлечь ребенка, добивайтесь, чтобы на время чтения он убирал из рук игрушки, уберите из поля зрения все, что может его отвлечь. Сядьте рядом, обнимите ребенка, самое главное, чтобы вы сами воспринимали ежедневное чтение не как свою скучную обязанность, а как прекрасные минуты отдыха и общения с вашим любимым сыном или дочкой.

Что же можно почитать?
Во-первых, для детей этого возраста доступно все богатство русских народных сказок: сказки о животных, волшебные сказки, поучительные сказки. Правда, следует учесть, что русские народные сказки иногда содержат достаточно жестокие подробности и могут пугать тревожного ребенка с богатой фантазией. То же можно сказать и о волшебных сказках зарубежных авторов. В этом случае выбирайте сказки без пугающих моментов, для детей более младшего возраста, существуют адаптированные для малышей более добрые варианты известных сказок.
Все многообразие детской поэзии – тоже для вас, можно почитать и выучить и некоторые "взрослые" стихи, например, стихотворения о природе Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина.
Так же рекомендуются для детей старшего дошкольного возраста:
Аксаков С. «Аленький цветочек»
Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» и другие книги этой серии
Андерсен Г. Х. Сказки
Афанасьев А. Сказки
Бажов П. «Серебряное копытце»
Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»
Булычев Кир «Приключения Алисы»
Велтистов Е. «Приключения Электроника»,
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и другие книги из этой серии
Гауф В. «Маленький Мук», «Карлик Нос»
Гофман Э. Т, А. «Щелкунчик и мышиный король»
Губарев В. «В тридевятом царстве», «Королевство кривых зеркал»
Ершов П. «Конек-Горбунок»
Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Про Пудю»
Заходер Б. «Стихи для детей»
Зельтен Ф. «Бэмби»
Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
Константиновский М. «КОАПП»
Киплинг Р. Сказки
Крылов И. Басни
Куприн А. «Слон»
Лагин Л. «Старик Хоттабыч» Ларри Ян «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Линдгрен А. «Повести о малыше и Карлсоне»
Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка», «Аленушкины сказки»

Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Умные вещи»
Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
Михалков С. «Праздник непослушания»
Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», рассказы
Остер Г. «38 попугаев», «Вредные советы»
Пантелеев Л. «Честное слово», «Белочка и Тамарочка»
Паустовский К. «Кот-ворюга», «Барсучий нос»
Перова О. «Ребята и зверята»
Перро Ш. Сказки
Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял»
С. Прокофьева «Лоскутик и облако»
Пушкин А. Сказки
Родари Д. «Приключения Чиполлино»
Сладков Н. Рассказы о природе
Толстой А. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Черный А. «Дневник фокса Микки»
Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»
Хогарт Энн «Мафин и его друзья»

Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания картинок в книге:

Что изображено на этой картинке?

Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить. О чём, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чём - подробно?

Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?

Чем ты закончишь рассказ об увиденном?

Какие слова (эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?

Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?»

Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

Что нового, интересного он узнал?

Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки,

стихотворения.

Как описана природа?

Какие слова и выражения ему запомнились?

Чему научила его книга?

Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Как научить ребенка беречь книги?

Для этого необходимо выполнить следующие правила:

Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.

Не загибать листы, пользоваться закладкой.

Класть книгу только на чистый стол.

Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

Своевременно оказывать скорую помощь «больным» книгам.

Приятного Вам чтения!

Пока родители сами читают детям , такого вопроса не возникает. Главное требование, чтобы книга была интересной для ребенка и соответствовала его возрасту.

Как только начинает ребенок читать самостоятельно, резко изменяются. Необходимо обращать внимание не только на соответствие возрасту, но и на качество исполнения книги и стиль написания. Кстати, стиль написания очень сильно влияет на интерес ребенка к книге и чтению вообще.

Несмотря на то, что нынешние дети очень продвинуты в некоторых вопросах, часто начинают читать намного раньше, чем родители, но они все равно остаются детьми и мозг ребенка развивается по тем же законам, что и 30-40 лет назад. А это значит, что книги для чтения должны быть написаны именно для детей. И не только для детей, а именно для самостоятельного чтения ребенка. Чем они отличаются?

Давайте возьмем только одно предложение из всем нам известной сказки для детей:

« Молодая королева поставила свою прялку поближе к окну, распахнула раму из черного, очень дорогого дерева – ведь королевским особам не делают оконные рамы из чего попало!» (Белоснежка и семь гномов. Братья Гримм)

Как Вы думаете, ребенок 6 лет, который только , сможет прочесть и понять это предложение из 25 слов? Начнем с того, что 25 слов в минуту читает хорошо читающий первоклассник. Это значит, что ребенок будет это предложение читать больше минуты. Кроме того, сложные обороты в предложении, уточнения никак не способствуют лучшему пониманию текста. А ведь нам надо чтобы ребенок не только механически прочитал, но и понял то, о чем читает.

Значит, такие сказки можно читать только вместе с родителями. Взрослый читает весь текст, по ходу чтения объясняет непонятные слова, а ребенку предлагает прочитать короткое предложение из 3-4 слов. У ребенка создается впечатление соучастия в чтении. Когда мы так читаем детям, то ребенок считает, что это он читает книгу, а мама или папа только помогают. А значит, это доставляет ребенку огромное удовольствие и дает повод гордиться своими успехами.

Давайте откроем книгу рассказов для детей и посмотрим, что можно увидеть там.

«Но Марина уже отворила дверь. На пороге стоял милиционер. Блестящие пуговицы так и сверкали на нем. Сашка опустился на четвереньки и полез под диван.» (Н.Носов. «Саша»)

Вы заметили, какие простые предложения в этом отрывке? И таким же образом написаны все рассказы Н. Носова. Никаких сложных конструкций и оборотов! Очень удобные для чтения предложения легко читаются и понимаются детьми даже при самостоятельном чтении.

Конечно, далеко не все рассказы написаны таким образом. Так же как и не все сказки трудны для понимания и чтения.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что выбирая , надо смотреть не только на внешнее оформление, что тоже важно, но и на структуру и объем предложений, и стиль написания текста.

Если Вы , а там много достаточно длинных предложений, более 5-6 слов, то такую книжку необходимо читать вместе. Наличие в тексте прилагательных, причастий, деепричастий, редко употребляемых слов, авторских слов со смещенным ударением (часто бывает в стихотворениях), архаизмов и диалектов,- всего, что украшает речь, значительно затрудняет чтение и понимание текста ребенком.

Читая книжку вместе с ребенком, взрослый читает большую и трудную часть текста, а ребенку предлагает прочитать 1-2 маленьких предложения. И так, по-очереди, можно за короткое время прочесть достаточно большой рассказ или сказку и ребенок совсем не устанет и не потеряет интерес к чтению.

Таким простым способом взрослые приучают ребенка к чтению, помогают быстрее и легче научиться читать и читать с интересом. И все это без слез и скандалов, без принуждения. Надо только сказать волшебную фразу:

А что Вы думаете по этому поводу?