Что означает иррациональный. Иррациональное мышление мешает или помогает жить

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ

(этим. см. предыдущее слово) 1) противный рассудку. 2) уравнения, в которые входят радикалы.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ

[лат. irrationalis - неразумный] - 1) невыразимый в логических понятиях и суждениях; 2) мат. и. числа - числа, несоизмеримые с единицей и невыразимые рациональными числами (напр., квадратный корень из числа 2).

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ

несоизмеримый.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Иррациона́льный

(лат. irrationalis неразумный)

1) в идеалистической философии - невыразимый в логических понятиях и суждениях, недоступный пониманию разума (см. иррационализм);

2) мат. несоизмеримый; и-ные числа - числа, несоизмеримые с единицей, а потому не могущие быть точно выраженными ни целыми, ни дробными рациональными числами, напр, квадратный корень из числа 2, число я и т. д.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Иррациональный

иррациональная, иррациональное; иррационален, иррациональна, иррационально [латин. irrationalis – неразумный ]. 1. Непостигаемый разумом, выходящий за пределы постигаемого умом (филос.). Иррациональное начало. Иррациональные явления. 2. только полн. формы. Не выражаемый ни целым, ни дробным числом, несоизмеримый с единицей (мат.). Иррациональное число. Иррациональное выражение. Иррациональное уравнение.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Иррациональный

ая, ое, лен, льна (нем. Irrational, фр. irrationnel лат. irratiōnālis неразумный).
1. Невыразимый в логических понятиях и суждениях, недоступный пониманию разумом.
Иррациональность - свойство иррационального.
2. мат. Несоизмеримый; противоп. рациональный .
Иррациональные числа (мат. ) - числа, несоизмеримые с единицей и потому не могущие быть выраженными ни целыми, ни дробными рациональными числами (напр. , квадратный корень из числа 2, число p и др. ).

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ" в других словарях:

    Иррационалистический, нерациональный, алогический, трансцендентный, непознаваемый, непостижимый Словарь русских синонимов. иррациональный см. непознаваемый Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Р … Словарь синонимов

    иррациональный - ая, ое. irrationnel, нем. irrational <лат. irrationalis неразумный. 1. Не постигаемый разумом, непонятный. БАС 1. Иррациональное начало. Иррациональные явления. Уш. 1934. Лозунг командующих классов назад.. к церкви, к чудесам, к черту, все… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ, иррациональная, иррациональное; иррационален, иррациональна, иррационально (лат. irrationalis неразумный). 1. Непостигаемый разумом, выходящий за пределы постигаемого умом (филос.). Иррациональное начало. Иррациональные явления. 2 … Толковый словарь Ушакова

    ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. 1. Противостоящий рациональному познанию или противоречащий ему (книжн.). 2. иррациональное число в математике: число, записываемое в виде бесконечной десятичной непериодической дроби; противоп. рациональное… … Толковый словарь Ожегова

    Лат. противусмысленный, неразумный, безрассудный. Иррациональная величина, мат. которую нельзя выразить ни целым, ни дробным числом, а лишь корнем степени. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (от лат. irrationalis неразумный) невыразимый в понятиях и суждениях, находящийся за пределами разума, недоступный ему. Противоположностью И. как несоизмеримого с рациональным мышлением и недоступного ему является рациональный, постижимый разумом … Философская энциклопедия

    иррациональный - ая, ое; лен, льна 1) Лишенный закономерности и потому не постижимый разумом, логически не объяснимый. А вы лучше не понимайте, морщась, отвечал Войцеховский. Социальные катаклизмы вблизи иррациональны, то есть вообще непонятны (Диковский). 2) мат … Популярный словарь русского языка

    I прил. Недоступный пониманию разума, невыразимый в логических понятиях и суждениях. II прил. Не выражаемый дробью, не соизмеримый с единицей (в математике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Иррациональный, иррациональная, иррациональное, иррациональные, иррационального, иррациональной, иррационального, иррациональных, иррациональному, иррациональной, иррациональному, иррациональным, иррациональный, иррациональную, иррациональное,… … Формы слов

    Познаваемый … Словарь антонимов

Книги

  • Иррациональный оптимизм: Как безрассудное поведение управляет рынками , Шиллер, Роберт. «Люди отдают себе отчет в том, что доверие падает, а это, в свою очередь, означает, что они в какой-то мере осознают важность психологического аспекта в развитии экономического кризиса».…

не постигаемое разумом, мышлением, невыразимое в логических понятиях. Понятием “И.” Маркс в “Капитале” обозначает превращенный характер преходящих форм, в к-рых проявляются при определенных социальных условиях глубинные сущностные связи в экономике, культуре и т. п. В иррационализме И.- это особые противоразумные силы, лежащие в основе человеческого духа и даже самого бытия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

иррациональное

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. irrationalis - неразумный) - явления и феномены, которые не могут быть рационально познаны или по своей сущности (например, «Бог» или «ничто» в Средние века, «бессознательное» в психоанализе, «подлинная реальность» в эзотерических учениях), или потому, что в данной системе познания выступают как предельные его условия (Разум у Аристотеля, априорные понятия и вещи в себе у Канта, усмотрение сущностей в феноменологии и т. п.). Как правило, к иррациональным представлениям исследователь выходит именно в рамках рационального познания. Например, Иоанн Скот Эриугена, живший в 9 в., фиксируя одно из таких противоречий, пишет: «Неужели высшая, простая и Божественная природа принимает какие-либо акциденции? - Прочь такую мысль! - Неужели она не сообщает какому-либо предмету акциденции: -... И это аксиома. - Стало быть, высшая причина и высшее начало всех вещей, которое есть Бог, не может ни действовать, ни испытывать действие. - Это умозаключение загнало меня в тупик. Если я объявлю его ложным, то сам разум, пожалуй, осмеет меня... Если же я признаю его верным, сколь острым стрелам Священного писания я себя подставляю?» (Цит. по: Неретина С.С. Верующий разум. Архангельск, 1995. С. 235). Иррациональные явления, на это указал Кант, вполне могут быть помыслены, но структура их неизвестна. В одном случае потому, что сами эти явления задаются как непознаваемые или вообще, или частично, напр., Бог или бессознательное. В другом - потому, что исследователь вводит сущности, исходя из которых он объясняет все остальное. Одновременно он обнаруживает, что эти сущности при реализуемом им подходе и ограничениях сами в данной системе взглядов объяснены и поняты до конца не могут быть. В третьем случае потому, что интересующее исследователя явление задается в иррациональной плоскости, как напр., «подлинная реальность» эзотериков; поскольку она постигается на основе мистических или сугубо интуитивных форм познания, рационалисту здесь делать нечего. И., подобно рациональному, полагается исследователем как объект или реальность для своих, в данном случае иррациональных построений. Напр., вводя Разум как живое деятельностное божественное существо, сущность которого есть «мысль о мысли», Аристотель замыкает свою систему философских взглядов и одновременно обосновывает их, подразумевая, что, подобно тому как разум мыслит и созерцает сам себя, Аристотель мыслит и созерцает мышление как таковое. Понять, что такое И., можно лишь в связке «рационализм - иррационализм». В.М. Розин

Отличное определение

Неполное определение ↓

Священное Отто Рудольф

Глава десятая. Что такое иррациональное?

1. Бросим взгляд назад на все ранее сказанное. В подзаголовке нашей книги говорится об иррациональном в идее божественного. С этим словом сегодня играют, как в спорте. «Иррациональное» ищут в самых разных областях. При этом по большей части не затрудняют себя точно указать, что же под ним подразумевают и нередко понимают под этим самые различные вещи или делают его таким туманно всеобщим, что подвести под него можно все, что угодно. Здесь мы встречаемся и с чисто фактическим, и с закономерным; с эмпирическим и рациональным; со случайным и необходимым; с психологическим и трансцендентальным; с познаваемым апостериори и определяемым априори; с властью, волей и произволом - и с разумом, познанием и с ценностью; с влечением, инстинктом и темными силами подсознательного - и с рассудительностью, рефлексией и разумными планами; с мистическими глубинами, волнениями души - и с человечностью, вдохновением, предчувствием, проницательностью, пророчеством и, наконец, также с «оккультными» силами. Либо говорят вообще о беспокойном стремлении и общем брожении времени, о прикосновении к неслыханному и невиданному в поэзии и изобразительных искусствах. Все это и даже еще больше может быть «иррациональным» и делается им в современном «иррационализме», независимо от того, хвалят его или проклинают. Тот, кто сегодня употребляет это слово, обязан сказать, что он тем самым подразумевает. Мы уже сделали это в первой главе. Мы подразумеваем под «иррациональным» не смутное и тупое, еще не вошедшее в Ratio, нечто препятствующее рационализации в инстинктивной жизни или в сцеплениях космического механизма. Мы придерживаемся такого словоупотребления, при котором можно, например, сказать: «В этом есть что-то иррациональное», когда сталкиваемся со странным, не поддающимся в силу своей глубины разумному истолкованию событием. Мы понимаем под «рациональным» в идее божественного то, что в своей данности доступно нашей способности понятийного познания, что входит в область заслуживающих доверия и определимых понятий. Мы утверждаем затем, что вокруг этой области понятийной ясности лежит таинственно-затемненная сфера, которая уклоняется не от нашего чувства, а от нашего понятийного мышления, и которую мы поэтому называем «иррациональным».

2. Это можно пояснить следующим образом. Нашу душу может заполнять, скажем, чувство глубокой радости, причем так, что нам не сразу видны причины этого чувства или тот объект, с которым оно связано. (Ибо радость всегда соотнесена с каким-нибудь объектом, мы всегда радуемся чему-либо от чего-то.) Причины этой радости на протяжении какого-то времени нам неясны. Но если мы обратим на них внимание, начнем размышлять, то они проясняются. Теперь мы можем определенно назвать ранее темный объект нашей радости, ясно его разглядеть, можем сказать, что он из себя представляет и каково то, что наполняет нас радостью. Такой объект мы уже не будем считать иррациональным, хотя какое-то время он был невнятным, был дан не ясному понятийному пониманию, а только чувству. Но совершенно иначе происходит с блаженством в связи с fascinans нуминозного. Даже при максимальном напряжении нашего внимания здесь не удается выявить «Что» и «Как» предмета, доставляющего блаженство из темноты чувства в область понятийного понимания. Он остается в неизбывной темноте чисто чувственного непонятийного опыта, и нотное письмо идеограмм нами даже не интерпретируется, оно нам только на что-то намекает. Именно это мы называем иррациональным.

То же самое относится ко всем прочим моментам нуминозного. А очевиднее всего - к моменту mirum. Будучи «совершено иным», mirum не сказуемо. То же самое можно сказать об «ужасе». При обычном страхе я могу изложить в понятиях, могу сказать, что есть то, чего я боюсь - например, ущерба или смерти. При моральном благоговении я тоже могу сказать, что его вызывает, например, геройство или сила характера. Но о том, что меня страшит в «ужасе» или что я восхваляю как Augustum - этого не скажет ни одно понятие. Это столь же «иррационально», как иррациональна «красота» композиции, которая точно так же лежит за пределами всякого понятийного рационального анализа.

3. Тем самым иррациональное ставит перед нами проблему. Постановка ее нас не успокаивает и не открывает окон и дверей для какой угодно мечтательной болтовни. Мы должны самым точным образом установить ближайшие идеограмматические значения моментов иррационального, чтобы закрепить в постоянных «знаках» колеблющиеся чувственные явления, чтобы прийти так к однозначности и общезначимости того, что нам открылось, к формированию «здорового учения», имеющего прочные скрепы и стремящегося к объективности, даже если работает оно не с адекватными понятиями, а лишь с понятиями-символами. Речь тут идет не о невозможной рационализации иррационального, но о четком установлении этих моментов, и благодаря этому противиться «иррационализму» и произволу мечтательной болтовни. В этом смысле справедливо требование Гете:

Есть большая разница, стремлюсь ли я из света во тьму или от тьмы к свету; или, если ясность мне больше не по вкусу, готов ли я окутаться в какие-то сумерки, либо убежден в том, что ясность покоится на глубоком, труднодостижимом основании, и хочу как можно больше воспринять из этого нелегко выразимого основания.

4. В связи с таким употреблением термина «иррациональное» по отношению к ratio как понятийной способности рассудка мы можем сослаться на человека, которого никто не заподозрит в «мечтательности», - на Клауса Хармса и его тезисы 1817 года. То, что мы именуем рациональным, он называет разумом; то, что мы именуем иррациональным, он называет мистическим. В тезисах 36 и 37 он говорит так:

36. Кто желает своим разумом овладеть первой буквой религии, а именно «священным» - пусть позовет меня к себе!

37. Мне ведомо религиозное слово, которым разум наполовину владеет, а наполовину нет - это «праздник». Разум тут говорит: «праздновать», значит «не работать» и т. п. Но стоит слову обратиться в «празднество», и разум тотчас отступает, это для него слишком удивительно и высоко. Так же и с «освящением», «благословением». Язык так богат, а жизнь так полна вещей, которые так удалены и от разума, и от телесных чувств. Общей для всех этих вещей областью является «мистическое». Религия есть часть этой области - terra incognita для разума.

Из книги Категории автора Аристотель

Глава десятая [Четыре вида противолежания]О представленных нами родах [категорий] сказанного достаточно. Что же касается противолежащих друг другу [вещей], то следует сказать, сколькими способами обычно одно противолежит другому. О противолежащих друг другу [вещах]

Из книги Физика автора Аристотель

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ После сказанного следует по порядку перейти к времени. Прежде всего хорошо будет поставить о нем вопрос с точки зрения более общих соображений, [а именно] принадлежит ли [время] к числу существующих или несуществующих [вещей], затем какова его природа.Что

Из книги Метафизика автора Аристотель

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Доказав это, мы покажем, что не имеющее частей не может двигаться иначе как по совпадению, например когда движется тело или величина, которым движение присуще, подобно тому как предмет, находящийся на судне, движется вследствие перемещения судна или части

Из книги Непостижимое автора Франк Семен

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ А о том, что этот [первый] двигатель по необходимости не имеет частей и никакой величины, - об этом мы скажем теперь, предварительно определив предпосылки.Из них первая состоит в том, что ничто конечное не может двигать в течение бесконечного времени.

Из книги Человек против мифов автора Берроуз Данэм

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Уже из ранее сказанного ясно, что все философы ищут, по-видимому, те причины, которые обозначены нами в сочинении о природе, и что помимо этих причин мы не могли бы указать ни одной. Но делают они это нечетко. И хотя в некотором смысле все эти причины раньше

Из книги Священное автора Отто Рудольф

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Противолежащими называются противоречащее одно другому, противоположное (tanantia) одно другому, соотнесенное, Лишенность и обладание, а также последнее «откуда» и последнее «куда» - такие, как разного рода возникновение и уничтожение; равным образом

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Так как определение - это обозначение, а всякое обозначение имеет части и так же, как обозначение относится к предмету, так и часть его относится к части предмета, то возникает затруднение, должно ли обозначение отдельных частей содержаться в обозначении

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ О сущем и не-сущем говорится, во-первых, в соответствии с видами категорий; во-вторых, как о сущем и не-сущем в возможности или действительности применительно к этим категориям и к тому, что им противоположно; в-третьих, в самом основном смысле сущее - это

Из книги автора

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Так как противоположности различны (hetera) по виду, а преходящее и непреходящее суть противоположности (ведь лишенность есть определенная неспособность ), то преходящее и непреходящее должны быть разными по роду.Сейчас мы высказались лишь о самих общих

Из книги автора

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Беспредельное - это или то, что невозможно пройти до конца, потому что оно по природе своей не может быть пройдено (подобно тому как голос невидим), или то, прохождение чего не может или едва может быть закончено, или же то, что по природе хотя и допускает

Из книги автора

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Надо также рассмотреть, каким из двух способов содержит природа мирового целого благо и наилучшее - как нечто существующее отдельно и само по себе или как порядок. Или же и тем и другим способом, как у войска? Ведь здесь и в самом порядке - благо, и сам

Из книги автора

a. Иррациональное как субстрат и основа металогической конкретности Попытаемся теперь подвинуться еще на шаг в глубь исследуемого нами соотношения. Спросим себя: как можно было бы точнее определить, в чем, собственно, состоит элемент чудесного, непостижимого в самой

Из книги автора

Из книги автора

Глава первая. Рациональное и иррациональное Для всякой теистической идеи Бога вообще, а для христианской по преимуществу и исключительно, существенным является то, чтобы посредством нее божество постигалось в ясной определенности и обозначенным такими предикатами, как

Из книги автора

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА И ЕГО

Из книги автора

Иррациональное (Irrationnel) Не соответствующее научному разуму; то, чего научный разум не может ни познать, ни понять. Если разум всегда прав, как утверждают рационалисты, с которыми я согласен, иррациональное – не более чем иллюзия или переход к крайнему пределу. Мы называем

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

в самом общем смысле - находящееся за пределами разума, алогическое или неинтеллектуальное, с рациональным мышлением или даже противоречащее ему. Обычно противополагается понятию рационального. И. как недоступное рациональному познанию и невыразимое в логич. понятиях является одним из исходных осн. понятий в ряде идеалистич. направлений, объединяемых в понятии филос. иррационализма (напр., в интуитивизме, волюнтаризме и др. ) . В религ. мировоззрении И. понимается как дорациональное (стихийно-хаотическое, не оформленное логосом) , в отличие как от рационального, так и от сверхрационального (мистического, данного в откровении) .

В теории познания диалектич. материализма И. рассматривается как нечто ещё непознанное, но принципиально познаваемое.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ИРРАЦИОНА́ЛЬНОЕ

принципиально недоступное рациональному познанию, несовместимое с разумом и несоизмеримое с его возможностями. Как филос. специфична для идеализма и агностицизма. Объективной реальности, соответствующей этой , диалектич. не признает. И. нельзя называть явления, к-рые остаются непознанными на данной ступени развития науки и практики или непознаваемы в данных, исторически достигнутых условиях жизнедеятельности людей. См. Иррационализм .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ - философское , выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума. Соотнесенность иррационального с возможностями разума влечет его разделение на до-рациональное и сверх-рациональное: первое выступает как неразумное-в-себе, второе - как непостижимое лишь для актуального состояния человеческого разума, но, возможно, доступное уяснению через “преображение” разума, переходу его на качественно более высокую степень бытия.

В истории философии иррациональное явно или неявно составляет фон рациональных конструкций бытия, познания и этики. Напр., в античной - это соотнесенность бытия и видимости (Парменид), сущего и пустоты (Демокрит), истинно сущего и постижимого только “незаконным умозаключением” (Платон), формы и материи (Аристотель). В христианской мысли рационального и иррационального принимает особую форму - как противопоставление разума и веры. Вера как “уповаемых извещение, вещей обличение невидимых” (апостол Павел) выступает иным, чем , началом познания. Однако, несмотря на то, что христианский в своих высших проявлениях принимает форму “безмолвия” и экстатического вхождения в “Божественный мрак”, а соответствующая этому опыту богословская носит в особом смысле отрицательный (апофатическое ), христианская Вселенских соборов всегда осознавала себя как веру не противостоящую разуму, а как разум включающую, т. е. как сверхразумную. Ожесточенное противопоставление веры и разума у протестантов (Лютер , Кальвин) во многом объяснялось реакцией на неумеренную рационализацию христианской доктрины в схоластике. В Новое познавательный Ф. Бэкона, связанный с новым пониманием природы и роли науки, находит свое продолжение в выдвинутом Лейбницем грандиозном проекте универсального формального языка, который позволил бы “вычислить” решения всех проблем познания. Творцы новой науки и культуры остро чувствуют иррациональное и трезво осознают границы знания: непостижимость актуально бесконечного у Декарта, номинальной и реальной сущностей у Локка и, наконец, глубокую, окрашенную в тона религиозной резиньяции, критику возможностей разума у Б. Паскаля. У Канта установление границ рационального познания происходит через принципиальной “небеспредпосылочности” человеческого познания, через выделение априорных структур человеческого сознания. В 19 в. панлогической системе Гегеля противостоят “философия откровения” Шеллинга и, в особенности, “философия абсурда” Кьеркегора, доводящая до философского тупика протестантское противопоставление веры и разума. Иррациональная, слепая “воля к жизни” является центральной категорией философии Шопенгауэра. Его оказал значительное влияние на основных идей Ницше (“воля к власти”), Бергсона ( , “длительность”) и всего течения философии жизни. Разочарование в возможностях научного познания, справедливой перестройки социального мира и соответственно возрастающее к иррациональному в жизни - характерная черта экзистенциализма 20 в. Иррациональное выступает здесь в самых разных обличьях: бессмысленного и безразличного к человеку “абсурда” (Камю , Сартр), открывающегося в “шифрах” и сочувственного к человеку Трансцендентного (Ясперс), персоналистски понимаемого Бога (Шестов , Марсель, Бубер). Большую роль в философском осмыслении понятия иррационального сыграла и бессознательного в психоанализе Фрейда и Юнга.

Лит.: Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. - В кн.: Сумерки богов. М., 1989, с.222 - 318; йа/тея ^Irrational Man. N. Y, 1958.

В. Н. Катайте

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ" в других словарях:

    Иррациональное - Иррациональное ♦ Irrationnel Не соответствующее научному разуму; то, чего научный разум не может ни познать, ни понять. Если разум всегда прав, как утверждают рационалисты, с которыми я согласен, иррациональное – не более чем иллюзия или… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского irrationalis неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему. Противоположность иррациональному рациональное (смотри Рационализм) … Современная энциклопедия

    - (от лат. irrationalis неразумный) находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему. Противоположность иррациональному рациональное … Большой Энциклопедический словарь

    иррациональное - ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. irrationalis неразумный) явления и феномены, которые не могут быть рационально познаны или по своей сущности (например, «Бог» или «ничто» в Средние века, «бессознательное» в психоанализе, «подлинная реальность» в… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Иррациональное - (от латинского irrationalis неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему. Противоположность иррациональному рациональное (смотри Рационализм). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    - (от лат. irrationalis неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему. Противоположность иррациональному рациональное. * * * ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ… … Энциклопедический словарь

    ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ - то, что нельзя понять посредством одного только разума. Иррациональное обозначает как чувство (например, чувство природы), так и опыт волевого действия: чувство или акт будут по сути своей иррациональны, если в своей специфической реальности они… … Философский словарь

    - (от лат. irrationalis неразумный, бессознательный) находящееся на пределами разума, противоречащее логике. Обычно противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному, обоснованному. Понимание И. зависит от определения понятия… … Словарь терминов логики

    - (от лат. irrationalis неразумный, бессознательный) в самом общем смысле находящееся за пределами разума, алогическое или неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему. Обычно противополагается… … Большая советская энциклопедия

В современном русском языке постоянно образуются новые термины, определения и выражения со сложным значением, непривычные для обывателей, кажущиеся сложными и «заумными». Значения таких слов часто путают, понимают неправильно, используют не к месту и невпопад. Одним из ярких примеров подобного неосторожного обращения со словом является термин «иррационально». Это наречие с двумя основными значениями, которое редко используют правильно в хотя бы одном из них.

«Иррациональность»: происхождение термина

«Иррационально» - это слово латинского происхождения, образованное от корня ratio - «сумма», «счет», а также «разум», «мышление» Приставка ir выражает отрицание. Таким образом, термин был образован, чтобы дать определение чему-то, что не подвластно разуму и лежит вне его, не является «рациональным» - разумным, познаваемым, поддающимся законам логики.

Философы во все времена уделяли много внимания познаваемости и/или, напротив, непознаваемости мира и явлений в нем. Именно они впервые ввели термин «рационально» и «иррационально». Это была попытка разделить происходящее вокруг на то, что познать и понять можно, и на то, в чем не стоит даже пытаться разобраться. Ибо то есть на явления, для которых не существует объяснения, которое было бы понятно человеческому разуму.

Кроме того, сформировалось такое устойчивое словосочетание, как «иррациональный человек». По сути, все мы иррациональны, потому что порой, и довольно часто, действуем, чувствуем и ведем себя необъяснимо, или испытываем эмоции, для которых также не существует рационального объяснения. Кроме того, практически никогда нельзя найти точную причину или закономерность для того, что нравится или не нравится человеку, что его радует или расстраивает.

Другое устойчивое выражение - «иррациональная действительность» - относится к немного другой грани этого сложного термина. В данном случае, «иррационально» - это синоним «незакономерно». Считается, что события, происходящие в мире, непредсказуемы, потому что недоступны для познания человеческим разумом, и происходят хаотично, иногда без видимой причины.

Иррациональными в математике бывают выражения или уравнения, но гораздо чаще - числа. Так называют те из них, которые невозможно выразить с помощью обыкновенной дроби или десятичного числа.

К наиболее известным и часто применяемым в математике примерам иррациональных чисел относятся:

  • число Пи - 3,14159265...;
  • число e - 2,7182818284...;
  • корень из двух - 1,41421356...;
  • корень из трех - 1,73205080....

Известно, что концепция иррациональных чисел зародилась еще в седьмом веке до нашей эры, в Индии. Однако на тот момент существование чисел, которые невозможно выразить, воспринималось лишь как теория, не имевшая явных доказательств.

Впервые существование иррационального числа было доказано приблизительно в 470 году до нашей эры древнегреческим философом, математиком и теоретиком Гиппасом из Метапонта. Неизвестно, иррациональность какого именно числа он доказал. Существует предположение, что это было так называемое золотое сечение.

О том, что такое «иррациональные выводы», подавляющее большинство обывателей знает наверняка. То ли оттого, что само по себе это слово заставляет интуитивно догадываться о своем значении, то ли потому, что в последнее время большую популярность обрел детективный жанр, и понятие «логическая иррациональность» интуитивно воспринимается, как что-то негативное, осуждающее, критикующее. И не зря.

В логике «иррационально» - это то же, что и безосновательно. Рациональное решение основывается на фактах, умозаключениях, знаниях. Иррациональное - на чем угодно другом.

Если человек утверждает, что будет дождь, потому что на небе тучи, он рационален. Если же человек утверждает, что будет дождь, потому что гороскоп посоветовал ему не выходить на улицу без зонта, можно смело назвать его иррациональным.

«Иррациональное» - это как уже было сказано, нечто непознаваемое человеческим разумом, недоступное ему, лежащее за его пределами. В психологии это прилагательное используют, описывая функции человеческой психики, лежащие за пределами разума, такие как, например, интуиция.

Невозможно рационально, логично и понятно объяснить, почему человек заранее чувствует приближение опасности, тревогу или даже страх, почему берет с собой зонт в солнечную погоду или одевается тепло в жаркий летний день, предугадывая готовую разразиться грозу, о которой ни слова не было в метеосводках. Именно поэтому интуиция иррациональна. Никто точно не знает, как она работает, откуда берется, почему у некоторых людей развита лучше, чем и других. Известно только, что, должно быть, какими-то собственными законами и принципами она все же исправно работает: человек с зонтом, над которым посмеиваются гуляющие налегке друзья, попадает под дождь, а тепло одетые люди не простужаются, когда неожиданно портится погода.

Иррациональной можно считать не только интуицию, но и обыкновенные ощущения (не физические, а психологические). Человек даже сам себе не всегда может объяснить, почему радуется или злится, почему иногда по утрам чувствует себя бодрым и готовым к новым свершениям, а в иные дни с ног валится от усталости и ругает все и вся, на чем свет стоит. То есть его ощущения попадают под определение "иррационально" - это то же, что "непонятно", "нелогично", "необъяснимо".

Подводя итоги

Говоря о том, что такое "иррациональный", важно помнить, что у этого слова существует не одно, а целых четыре значения:

  • В философии иррациональные явления - это то, что невозможно проанализировать и понять. Все недоступное человеческому разуму, незакономерное, не имеющее под собой привычной для человека логики, правил и принципов. Человек в философии также является иррациональным существом: он действует хаотично, а его мысли, решения и ощущения редко возможно предугадать.
  • В математике иррациональные числа - это те, которые нельзя записать с помощью обыкновенной дроби или десятичного числа.
  • В логике иррациональные выводы - это выводы, не имеющие под собой реальных фактов и не являющиеся правильными.
  • В психологии иррациональными считаются человеческие ощущения и интуиция.

Таким образом, значение слова "иррациональный" варьируется в зависимости от контекста, однако всегда обозначает нечто за пределами человеческого понимания.