Что такое доверие? Доверие: проблема доверия. Доверие: цитаты. Что такое Доверие и недоверие? "Насколько вы доверяете…"

В различных толковых словарях доверием называют полную убежденность в добросовестности и честности кого-либо. Доверие не дается просто так, этот фактор зависит от нескольких условий. Человек может изначально и безоговорочно доверять врачу из популярной клиники, мнению признанного авторитета в конкретной области жизни или науки, партнеру, внешне похожему на близкого человека. Что такое доверие?

Можно верить или нет?

В новых отношениях всегда приходится завоевывать, поддерживать и даже доказывать доверие. Людям можно верить сознательно и бессознательно. Своими поступками, соответствием между сказанным и сделанным можно убедить в искренности или вызвать подозрение во лживости. Между обещанными и выполненными действиями постоянно должно быть соответствие. Иначе неминуема утрата доверия одной личности к другой. Дети перестают доверять родителям, которые лгут или отказываются от обещаний. Со взрослыми происходит то же самое в отношении детей. Разрываются длительные откровенные и теплые отношения между друзьями или подругами в результате необдуманно высказанных слов и различных поступков.

Даже очень важная ситуация не всегда может выявить истинный характер человека. Именно будничные, рутинные действия открывают многие стороны личности.

Верность и доверие

Внутренние, иногда интуитивные иррациональные ощущения гарантированной безопасности, могут «присвоить» кому-то высокий коэффициент надежности. Вот и попробуй здесь выяснить, что такое доверие! Убежденность в чьей-либо надежности, открытый доступ к внутреннему миру могут сыграть злую шутку со слишком доверчивым человеком.

Это не абстрактное понятие, оно всегда относится к конкретной личности. Тотальное доверие ко всему и всем опасно. Оно может быть только у человека, который совершенно не имеет жизненного опыта и страха. Именно поэтому маленькие дети часто верят любому взрослому.

Защищает того, кто уже знает, что такое обманутое доверие. Проблема доверия, личной эмоциональной безопасности существует там, где есть (или был в прошлом) негативный опыт, связанный со злоупотреблением открытостью в личных или служебных отношениях.

Что ищет человек «на стороне»

Психологами доказано, что мужчины, регулярно изменяющие своим женам, отнюдь не «гиганты секса». Чаще всего это люди с Бесконечная смена подружек повышает «самость» и «крутость» такого человека только в своих собственных глазах.

Некоторые пары просто не умеют или не хотят мирно взаимодействовать, конкурируя друг с другом. Жизнь партнеров строится на взаимных упреках и обвинениях. Только изменив манеру общения, научившись слушать и внимательно воспринимать слова и пожелания своей «половинки», можно вернуть доверие и любовь.

Причины - тема довольно непростая. Некоторые дамы таким спорным способом добиваются внимания к своей особе. В любом случае их можно понять, но не оправдать.

Никто сознательно не хочет, чтобы люди перестали ему доверять, стали сомневаться в его основательности и надежности. Однако в реальности очень часто происходит совсем наоборот. Зная, что приводит к потере авторитета, к сомнениям в ответственности, можно определить и то, как вернуть доверие. Итак, несколько приемов, чтобы лишиться звания «надежный человек»:

  • всегда улыбаться широкой «застывшей» (как в рекламных роликах) или скривленной правосторонней улыбкой;
  • крайне редко нужно выполнять свои обещания;
  • забыть про моральные и и правила;
  • использовать для общения прием «привычная ложь»;
  • постоянно игнорировать пожелания окружающих людей;
  • халатно относиться к своим семейным и служебным обязанностям;
  • легко предавать и изменять;
  • часто менять партнеров;
  • никогда не брать на себя ответственность;
  • часто быть неискренним, как говорится, «себе на уме».

Если регулярно применять в коммуникациях с окружающими эти простые десять способов, можно очень быстро приобрести статус свободного от всяческих обязательств и предложений человека.

Что пишут о доверии признанные литературные знаменитости

Не существует универсальных рецептов того, как вернуть утраченное доверие. Цитаты и мысли признанных авторитетов говорят об искренности, любви и обмане.

  • «В любви не может быть измены, а есть начало и конец... Кто любит, тот никуда не уйдет». (В. Дудинцев.)
  • «Ложь чаще бывает от безразличия, чем от притворства». (А. Моруа.)
  • «Наказанием лжецу становится не то, что ему не верят, а то, что сам он больше никому не доверяет». (Д. Б. Шоу.)
  • «Обычная и распространенная причина обмана - это желание обмануть себя, а не людей». (Л. Н. Толстой.)

Можно ли научиться доверять окружающим

Эмоциональная реакция, багаж прошлых обид, спрятавшись глубоко в подсознании, могут мешать человеку и управлять им на протяжении всей дальнейшей жизни. Только доверяя себе самому, он может положиться на другого. Старая истина гласит, что каков человек сам, такими он видит и других людей. Значит, прежде всего надо посмотреть на свои черты характера, кое-что откорректировать, научиться искренности и честности, открытости и верности. Приняв себя, человек понимает, что такое доверие, ценит его и живет счастливее.

Как вернуть утраченные отношения

Доверие окружающих никогда не бывает постоянным. Если человек может использовать доброжелательное отношение людей в своих интересах, то и с близкими, любящими его он будет действовать подобным же образом. Совершенно отсутствует гарантия верности, ответственности и надежности. Однако если индивидуум захочет измениться и вернуть свои утраченные позиции, он может сделать это следующим образом:

  • прежде всего, нужно признать сам факт состоявшегося события, измены или лжи;
  • стоит смириться с правом партнера на гнев, обиду и возмущение;
  • нельзя оправдывать себя, нужно перестроить внутренние разрешительные механизмы;
  • необходимо признание компенсации, чтобы максимально уменьшить принесенный партнеру вред;
  • устав от груза вины, не стоит торопить обманутого с прощением;
  • нельзя проявлять агрессию, даже если терпение на исходе.

Если отношения дороги, их можно восстановить только терпеливыми, конкретными действиями. Но иногда никакие усилия не могут исправить ситуацию.

Как недоверие к людям влияет на собственную жизнь

Достаточно сложно бывает вновь построить отношения, когда дело касается измены в любви, семейной жизни. Предательство разрушает гармонию и оставляет глубокие незаживающие раны в душах доверчивых обманутых «половинок». Практически невозможно склеить разбитый сосуд, чтобы скрыть трещины. Так происходит и с человеческим сердцем. «Царапины и повреждения» могут тщательно скрываться. Чтобы сгладить «швы» и заживить душевные раны, нужно много терпения.

Разрыв все-таки произошел? В таком случае пострадавшая сторона нескоро снова вступает в отношения. Сказывается прошлый опыт, опасение опять встретиться с обманом и страданиями.

Иногда, только потеряв семью или расставшись с любящим человеком, можно понять, что такое доверие, как важно иметь открытые отношения с близкими людьми. Стоит ли доводить ситуацию до критической? Ведь можно избежать слез, страданий, скандалов и обвинений, научившись уважать тех, кто нам доверяет.

Ваше имя
+7 Заказать

Укажите номер телефона 10 цифр

Доверие и недоверие

Эрик Эриксон, основоположник теории стадий психосоциального развития описал чувство доверия у человека, как основу для других более сложных и очень значимых для человека состояний:

  1. чувство, которое можно ощутить как «со мной всё в порядке»
  2. чувство, которое ощущается как состояние «я являюсь самим собой»
  3. чувство, которое вызывает внутреннее ощущение «я тот, кто нравится другим людям»

Доверие связано с надёжностью (расслабленностью), а недоверие с ненадёжностью (напряжённостью). Ненадёжность формирует ощущение опасности, незащищённости и выражается через чувство тревоги. Недоверие создаёт высокий уровень напряженности в любых отношениях . В младенческом периоде недоверие означает привычку ожидать неудовлетворение жизненно важных потребностей, таких как прикосновение (объятие, качание), одобрение (мягкая улыбка матери, приятный тон голоса), комфорт (сухое и удобное лежбище), пища (питательная и своевременная, по запросу), и вследствие этого постоянное сохранение напряжённости. Так, если мать создаёт для ребёнка чувства защищённость, надёжность, удовлетворённость через заботу, то они встраиваются во внутреннее психическое пространство и служат мощной эмоциональной опорой и в будущем, на протяжении всей жизни помогают справляться с различными трудными переживаниями, кризисными ситуациями, которыми наполнена человеческая жизнь.

Во взрослом возрасте недоверие означает ожидание некоего предательства , выражающегося в использовании, манипулировании, отказа от своей доли ответственности, трудности в удовлетворении особенно значимых прав: на жизнь и здоровье (сомнения в том, что право есть возникают от брошенных фраз «если бы ты не родился!» ), достоинство («да кому ты нужен/нужна?!» ), индивидуальность («надо же, какие мы разборчивые!» ), автономность («слушай меня, когда я говорю!» ). Внутреннее недоверие проявляется в ощущении собственной мнимой ущербности , мнимой недостаточности, которая как будто бы очевидна для окружающих, что заставляет сдерживать спонтанность и жизненную естественность. Настороженность, страх, негативная оценка партёра (а чего ещё можно ожидать от людей? - только плохое) сопровождают отношения человека с базовым (постоянным внутренним и от этого привычным и трудно осознаваемым) недоверием.

Недоверие создаёт много идей, предположений о возможных способах предательства , о причинах, по которым можно потерпеть лишение и соответственно формирует свои защиты, которые хороши в ситуации реальной угрозы, но критически разрушающе действуют на жизнь и человека в ситуации невротического, то есть чрезмерно напряжённого, искаженного тревогой восприятия. Хроническое, базовое недоверие признак внутренней вражды , внутренней разделённости, отказа от контакта, прогнозирование только негативных результатов от взаимодействия, готовность к опережающей агрессии, хроническое враждебное настроение, подозрительность. За остротой высказываний, за «правдивой» резкостью, мнительностью подозрительностью может скрываться человек с травмированной психикой , с сильной тревогой, которая возникает из-за трудностей с ощущением доверия. Неспроста существует выражение о том, что любое агрессивное нападение - есть просьба о любви. Любая зависимость (химическая, алкогольная, пищевая) в этом смысле - разрушающий способ заглушить тревогу , которая становится базовой вместо базового доверия, заменяя собой здоровый механизм.

Доверие не должно быть тотальным (постоянным), но способность испытывать тотальное доверие временами - является здоровой способностью и неотъемлемой составляющей нормального человеческого счастья. Переживание всеохватывающего доверия, слияния в младенчестве ещё не гарантия защиты от появления напряженной тревоги недоверия. Доверие - это субъективное, личное переживание, основанное на опыте ощущение и в поздние периоды жизни человек вполне может столкнуться с целым рядом психологически неприятных ситуаций, которые могут как бы впечатать состояние недоверия и определять дальнейшее состояние психики.

Невротическое (то есть существующее даже в отсутствие реальной угрозы) недоверие формирует чувство одиночества и безысходности у человека, напрягает до такой степени, что не даёт замечать любовь. Личный интерес будет оправдываться выгодой, а чувства другого не смогут проникнуть через жёсткий защитный панцирь.

В нормальной, здоровой ситуации оценки ситуации есть осознание рисков, человек строит прогнозы вероятных исходов, но вместо психологического панциря, который закрывает мягкость и травматичность, мембрана. Метафора мембраны подразумевает возможность мягкого взаимопроникновения , возможность взять и отдать, при этом границы есть, но жёсткая защита не требуется, ощущение защищенности сформировано и работает изнутри, которое становится внутренней уверенностью. Доверие же проявляется через интерес и сближение , через проявление уважения и готовность к взаимодействию, через ощущения предвкушения, удовольствия, удовлетворения от контакта, расслабленности, готовности принять позитивную оценку, как проявление любви и доброй воли, способствующие позитивному взаимодействию. Доверие всегда предполагает ценностное отношение к личности другого человека.

Базовое доверие - это важный компонент духовного наследства , которого нет у зависимого от алкоголя, химических и других веществ. Это одна из причин, по которой встраивается и работает сценарий самоуничтожения. Но человеческая психика, к счастью, пластична , это подтверждает многолетняя мировая практика психотерапии и психологического консультирования. Сегодня существует достаточно реабилитационных программ, способных помочь нарастить отсутствующий компонент и встроить его в систему психологических функций. Человеку важно организовать получение качественного опыта доверительных отношений (к примеру, с помощью хорошего психолога и психологических групп самопомощи), поддерживать подпитку своей жизни этим ресурсом, как живой организм водой и пищей.

Фрагмент книги Ильин Е. П. Психология доверия. - М.: Питер, 2013.

Из всех актуальных кризисов именно кризис доверия вызывает сегодня наиболее серьезные опасения. В связи с этим зачастую высказывается мнение о том, что современное общество неуклонно превращается в общество лжи, в общество, в котором доверие становится одной из высших ценностей, привлекающих к себе максимум внимания. В новой книге профессора Ильина эта тема раскрыта максимально полно, что явилось результатом использования последних научных данных.

Знание других и доверие к ним

Нет ничего удивительного в том, что люди больше доверяют тем, кто им ближе, кого они лучше знают. Ведь подлинное доверие возникает в результате познания другого человека, полученного в ходе длительного взаимодействия. Опыт взаимодействия субъектов выступает основой для проверенных временем и корректируемых по мере изменения отношений взаимных ожиданий (доверия).

Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому.
Д. Боккаччо

Как показано С. П. Табхаровой (2008), по мере усиления близости и степени знакомства с партнером количество критериев недоверия 1 ему снижается, а количество критериев доверия растет. Большинство позитивных характеристик наиболее значимы для доверия близкому человеку, негативные характеристики - для недоверия незнакомому человеку. Однако существуют личностные особенности (отношение к людям) и факторы групповой принадлежности (пол, возраст, тип деловой активности), оказывающие влияние на соотношение критериев доверия и недоверия разным категориям людей. Это соотношение определяется функциями, которые выполняют доверие и недоверие в жизни субъекта.

Например, в исследовании Т. С. Пухаревой выявлено, что студенты в абсолютном большинстве доверяют своим родителям (97,8%) и родным (82,6%). Достаточно много студентов доверяют своим друзьям (от 30,4 до 72,5%), реже - супругу (от 6,5 до 67,5%) и еще реже - одногруппникам (от 11,4 до 35,0%).

Вышестоящим лицам частично доверяют 57–93% студентов и полностью не доверяют 7–43% студентов.

Такой большой разброс данных обусловлен тем, что опрашивались студенты трех факультетов - юридического, экономического и психологического, очевидно, отличающиеся друг от друга по своему психическому складу и отношению к людям. Реже доверие к другим проявляли студенты-юристы (к друзьям - 30,4%, к одногруппникам - 17,4, к супругу - 6,5%), наиболее часто доверяли студенты-психологи (к друзьям - 72,5%, к супругу - 67,5, к одногруппникам - 35,0%). Промежуточное место заняли студенты-экономисты (соответственно 47,7, 36,3, 11,4%).

Я принимаю ответственность за действия того человека, в которого я верю. Я полагаюсь на него и в определенном смысле приношу себя и свой авторитет в жертву этой вере. Тогда возникает отношение не просто доверия, но ответственности за него, разделенной между нами, но все-таки изначально присущей мне, а не тому, в кого я верю, так как именно я инициировал это новое отношение.
Завершинский Г. // Доверие или убеждение? (portal-slovo.ru)

Как пишет Ф. Теннис (1998), «многим людям мы безотчетно доверяем исходя из самого поверхностного знания о них, будучи толком незнакомы, ничего о них не зная, кроме того, что они находятся в данном месте и занимают данный пост - все это овеществленное доверие. Если личное доверие всегда существенно обусловлено личностью доверяющего - его умом и в особенности знанием людей, т. е. опытом, на котором это знание основано <…> в общем человек простодушный и неопытный легковерен, ибо склонен к доверчивости, умный же и опытный верит с трудом, ибо склонен к сомнению <…> это различие почти полностью стирается при овеществленном доверии. Мы не знаем машиниста поезда, на котором едем, капитана и штурмана корабля, на котором плывем, в большинстве случаев мы не знаем врача, с которым не только консультируемся, но которому доверяем наши тело и жизнь при хирургическом вмешательстве». Это доверие людей, основанное не на их личных решениях в связи со знанием объекта доверия, а на представлении, что неопытного человека не поставят исполнять профессиональные обязанности. В таких случаях учитываются непсихологические факторы доверия (например, экономическая стабильность объекта, его общественный имидж, 1 известность, авторитетность, значительный и долговременный опыт деятельности в данной сфере, социальные статусы).

Другое дело, когда мы вынуждены проявлять доверие или недоверие человеку, с которым мы общаемся, взаимодействуем с ним. Рассмотрим, от чего может зависеть доверие в этом случае.

1 Имидж - это образ субъекта, создаваемый им для более успешного взаимодействия с другими людьми (Е. А. Петрова, 2003). Это целостная система внешних характеристик человека, которые призваны подчеркнуть или же создать уникальность, своеобразие личности. При этом акцент делается именно на внешней стороне. Но она необходима для представления внутреннего ядра человека, его интеллектуальных и нравственных особенностей. Имидж раскрывается в действиях, отношениях, эмоционально окрашенных впечатлениях и призван оказывать регулирующее воздействие на кого-либо (В. Н. Черепанова, 1998). Имидж не является фиксированным, он постоянно «пристраивается» к условиям среды, трансформируется. Его формирование требует определенных знаний и умений.

Свойства личности человека, вызывающие к нему доверие

Выявлены характеристики личности коммуникатора, склоняющие людей доверять или не доверять ему (А. Б. Купрейченко, С. П. Табхарова, 2007). Это нравственность - безнравственность, 1 надежность - ненадежность, открытость - скрытность, ум - глупость, независимость - зависимость, бесконфликтность - конфликтность. Кроме того, для доверия к человеку важными являются такие его характеристики, как оптимизм, смелость, активность, образованность, находчивость, вежливость, близость мировоззрения, интересов и жизненных целей. Для возникновения недоверия важны агрессивность, болтливость, принадлежность к враждебной социальной группе, конкурентность, невежливость.

По данным П. Н. Шихирева (1998), человек, способный вызвать доверие, должен обладать такими качествами, как порядочность, компетентность, последовательность, лояльность, открытость.

Честность и искренность как свойства личности. Эти характеристики личности почему-то не рассматриваются психологами как важные критерии доверия человеку, хотя, возможно, и подразумеваются, когда пишут о значении нравственности - безнравственности человека. Может быть, это обусловлено и тем, что доказывать, что мы доверяем честным людям, излишне.

Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости.
А. В. Суворов

Честность - моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым решениям, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. 2

Небезынтересно выяснить, можно ли считать большинство людей честными. Данные, полученные В. В. Знаковым (1999) при опросе студентов, показывают, что это далеко не так. Большинство студентов (151 из 196) полагают, что в основном люди склонны к нечестности ради собственной выгоды.

Е. Г. Ксенофонтова (1988) выявила, что интерналы более правдивы, чем экстерналы. Но интерналы, по данным В. В. Знакова, сами доверяют людям, полагая, что большинство из них честные. В. В. Знаковым также выявлено, что женщины оценивают себя более честными, чем мужчины. Следует ли из этого, что женщины больше доверяют друг другу, чем мужчины?

1 Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения в регуляции доверия и недоверия, пишет С. П. Тобхарова (2008), выполняет следующие функции: поддержание доверия, завоевание доверия, преодоление недоверия; защита от нежелательных последствий взаимодействия, а также эксплуатация доверия, злоупотребление им и др.

2 Словарь по этике. М., 1983.

Искренность - степень открытости в выражении своих мыслей и чувств, правдивость, откровенность. Противоположным этому качеством, способствующим недоверию человеку, является лицемерие.

Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. 3

Большинство позитивных характеристик наиболее значимы для доверия близкому человеку, а негативные характеристики - для недоверия незнакомому человеку. Некоторые характеристики одними и теми же респондентами рассматриваются как критерии доверия для близких людей и как критерии недоверия для малознакомых и чужих. Это зависит от индивидуальных, групповых и ситуативных особенностей отношения к данным характеристикам оцениваемого человека.

3 Словарь по этике. М., 1983.

Нельзя доверять тому, кто всем все доверяет.
Г. Э. Лессинг

Различие критериев доверия/недоверия

А. Б. Купрейченко и С. П. Табхарова (2005) считают, что в отношении одного и того же человека субъект может проявлять по одним показателям высокий уровень доверия, а по другим - высокий уровень недоверия. В ходе анкетного опроса и фокус-групп было проведено первичное выделение характеристик человека, которому можно и которому нельзя доверять. Выявленные таким образом характеристики существенно различаются. В качестве критериев недоверия наиболее значимы формально-динамические показатели (внешность, поведение, темперамент оцениваемого человека, принадлежность к различным социальным группам и т. д.). На оценку личностью этих характеристик влияют социальные представления, стереотипы и предрассудки. Критериями доверия в большей степени выступают содержательные характеристики межличностных отношений и ценности субъекта. Доверие в этом случае возникает в результате взаимного оценивания качеств партнеров, в первую очередь нравственности, надежности, единства, открытости. Основаниями для недоверия выступают безнравственность, ненадежность, скрытность, зависимость, конфликтность и др.

Было проведено исследование по изучению критериев доверия/недоверия в деловых и дружеских отношениях. Использовался авторский методический прием.

В результате частотного анализа были выявлены общие и специфические критерии доверия и недоверия в дружеских и деловых отношениях.

Общие критерии доверия и недоверия . Общими критериями доверия в деловых и дружеских отношениях являются такие характеристики, как «открытый», «искренний», «надежный», «помогающий мне», «умный», «не конфликтующий», «легкий в общении», «вежливый», «оптимистичный», «любимый», «легкий во взаимодействии», «участливый», «любящий стабильность», «высоконравственный», «уравновешенный», «обаятельный», «имеющий жизненные цели и восприятие мира как у меня», «смелый», «имеющий интересы как у меня», «активный».

В качестве критериев недоверия в деловых и дружеских отношениях выступают такие характеристики, как «неприятный», «враждебный», «ненадежный», «невежливый», «конкурирующий со мной», «глупый», «агрессивный», «конфликтующий».

Несмотря на то что данные характеристики являются общими критериями, их показатели отличаются по значимости при оценке деловых и дружеских отношений.

Так, например, общий критерий недоверия «конфликтующий» при деловых отношениях очень значим (85%), в то время как в дружеских отношениях данный критерий менее значим (55%). Критерий недоверия «неприятный» в дружеских отношениях (90%) более значим, чем в деловых (65%). Данные критерии можно назвать неравнозначными, но все же общими.

Равнозначными критериями доверия можно назвать следующие: «открытость» (95–85%), «искренность» (90–95%), «надежность» (85–80%), «неконфликтность» (75–80%), «оптимизм» (70–65%), «участливость» (65%), «помощь мне» (80–75%), «уравновешенность» (60%), «легкость в общении» (75%) и некоторые другие. То есть данные характеристики воспринимаемого человека независимо от сферы отношений одинаково значимы для формирования доверия. Такими критериями недоверия выступают следующие характеристики: «ненадежный» (80–75%), «агрессивный» (55–60%).

Специфические критерии доверия и недоверия . В деловых отношениях высокозначимыми критериями доверия являются: «организованность» (65%), «уверенность» (60%), «образованность» (60%), «удачливость» (55%), «неагрессивность» (55%).

Критериями недоверия в деловых отношениях являются такие характеристики, как «хитрость» (70%), «непредсказуемость» (70%), «неорганизованность» (65%), «необразованность» (65%), «зависимость» (60%), «неуравновешенность» (55%), «неуверенность» (55%).

В дружеских отношениях критериями доверия являются следующие характеристики: «неагрессивность» (60%), «находчивость» (60%), «сила» (55%). Критериями недоверия являются «трудность взаимодействия» (80%) и «трудность общения» (55%), «хвастливость» (75%), «безнравственность» (65%), «принадлежность к враждебной социальной группе» (60%).

Итак, мы видим, что для доверия в деловых отношениях важны организационные, интеллектуальные качества и характеристики объекта. В то время как в дружеских отношениях важны неагрессивность, находчивость и сила.

Интересно, что для недоверия в деловых отношениях так же значимы организационные и деловые качества и характеристики объекта. То есть в случае делового взаимодействия критерии доверия и недоверия в основном симметричны.

В отношении недоверия в дружбе подобной симметрии не наблюдается. Значимые для деловых отношений интеллектуальные и организационные характеристики объекта не важны в дружеских отношениях.

Тылец В. Г., 2007. С. 244

Обнаружено, что макиавеллисты вызывают доверие, а их ложь выглядит правдоподобной. Они чаще лгут не только в деловых, но и в интимно-личностных отношениях. Так, Дж. Мак-Хоски с соавторами (McHoskey et al., 1998) выявлено, что высокий уровень макиавеллизма положительно связан со склонностью к обманыванию брачных и сексуальных партнеров, склонностью изменять им и притворяться влюбленным.

Помимо особенностей личности того, кому доверяют или не доверяют, имеют значение и другие факторы: аргументация, наличие авторитета, внешний вид, социальный статус.

Что усиливает доверие

Аргументация говорящего. Чем основательнее аргументация, тем большее общественное значение она имеет для людей, тем большее доверие их к информации.

Как пишет Д. Майерс (2004), «если сообщение заслуживающего доверия человека убедительно, то по мере того, как сам источник информации забывается или связь “источник - информация” размывается, его влияние может сойти на нет, а влияние человека, не заслуживающего доверия, по тем же самым причинам может со временем укрепиться (если люди лучше помнят само сообщение, а не причину, по которой сначала недооценили его) (Cook, Flay, 1978; Pratkanis et al., 1988)».

Подобное запаздывающее убеждение, начинающее действовать после того, как люди забыли об источнике информации или об его связи с полученной информацией, называется эффектом спящего .

Путешествуя вокруг Москвы, Карамзин написал 14 сентября 1803 г. из Коломны: «Что касается до имени города, то его для забавы можно произвести от славной итальянской фамилии Colonna. Известно, что папа Бонифатий VIII гнал всех знаменитых людей сей фамилии и что многие из них искали убежища не только в других землях, но и в других частях света. Некоторые могли уйти в Россию, выпросить у наших великих князей землю, построить город и назвать его своим именем». Обратите внимание: «для забавы», пишет историк, поскольку на самом-то деле ничего подобного не было. Однако вскоре эта шутка широко распространилась, автор ее был забыт, она стала восприниматься как одна из возможных гипотез и уже в качестве научной версии стала приводиться в книгах, журналах. Дальше, как говорится, больше. Шутка расходилась все шире и наконец возвратилась в Коломну. Из исторических изданий о Коломне известно, что в самом городе в Новоголутвинском монастыре висел на почетном месте «Летописец архиереев богоспасаемого града Коломны». Он заканчивался следующими словами: «Коломна сей город, некоторых летописцев по уверению, построен вышедшим из Италии знатным человеком, нарекаемым Карлом Колонною, около 1147 г.».

Горбаневский М. В. Имена земли московской. М., 1985. С. 118–119

Однако логически обоснованная аргументация более приемлема для размышляющей, заинтересованной аудитории, чем для какой-либо другой. Для безучастной аудитории такая аргументация несущественна, для нее большее значение имеет симпатия или антипатия к оратору (Chaiken, 1980; Petty et al., 1981).

Манера речи. Доверие зависит от манеры коммуникатора разговаривать. Люди больше доверяют коммуникатору, когда уверены, что у него нет намерения убедить их в чем-либо. Правдивыми кажутся и те люди, которые защищают то, что идет вразрез с их интересами. Доверие к коммуникатору и убежденность в его искренности возрастают, если коммуникатор говорит быстро (Miller et al., 1976). Быстрая речь, кроме того, лишает слушателей возможности найти контраргументы.

Еще один способ вызвать к себе доверие - говорить уверенно. Б. Эриксон с коллегами (Erickson et al., 1978) попросили студентов университета оценить свидетельские показания, одно из которых было подано безапелляционно, а второе - с некоторыми сомнениями. Большее доверие вызвали показания первого свидетеля.

Мы склонны верить всему сказанному, в особенности когда это сказано красиво.
А. Франс

Можно высказывать суждения, с которыми согласны слушатели. Например, установлено, что коммуникатор, грамотно используя в своей речи те или иные политические ценности, способен добиться большего доверия аудитории (П. А. Бычков, 2010).

Внешний вид. Привлекательность коммуникатора тоже влияет на эффективность его убеждающих высказываний. Термином «привлекательность» обозначается несколько качеств. Это и красота человека, и сходство с нами: при наличии у коммуникатора либо того, либо другого информация кажется слушателям более убедительной (Chaiken, 1970; Dion, Stein, 1978; Pallak et al., 1983; Van Knipperberg, Wilke, 1992; Wilder, 1990).

Уровень доверия определяется внешностью партнеров

Как правило, при решении деловых вопросов люди склонны больше полагаться на того партнера, внешность которого внушает доверие, хотя на самом деле часто оказывается, что этому человеку доверять было нельзя.

Как отмечают британские психологи из Уорикского университета, чаще всего человек оценивает надежность партнера, судит о его моральных качествах и характере по его внешности, и избавиться от этой особенности психики очень сложно.

Ученые провели эксперимент, для которого сделали десятки снимков разных людей, каждый из которых присутствовал в стопке фотографий в двух видах: одно его лицо внушало доверие, а второе, наоборот, выглядело подозрительно и отталкивающе. Оба этих выражения усугублялись при помощи фоторедактора, но, по уверению авторов работы, в использованных снимках не было неестественной карикатурности.

Когда фотографии были готовы, психологи пригласили нескольких человек и предложили им сыграть в финансовую игру. Каждый из добровольцев получил некоторую денежную сумму, часть которой можно было отдать доверенному лицу - одному из запечатленных на фотографиях. По правилам, отданная сумма увеличивалась в три раза, но доверенный человек сам решал, какой процент прибыли отдать обратно. То есть испытуемым необходимо было выбрать по фото самого честного человека, который бы вернул больше денег.

Результаты таковы: тринадцать человек из пятнадцати отдали деньги тем, чья внешность внушала большее доверие. Потом психологи рассказали участникам эксперимента о каждом из кандидатов на фотографии. Некоторые из них были очень верными, а другие, наоборот, крайне ненадежными. Оказалось, что зрительное впечатление от внешности является определяющим при выборе делового партнера, но часто ошибочным.

Получается, что, доверять человеку или не доверять, люди решают почти полностью на основании внешности будущего партнера. Так что не стоит насмехаться над теми, кого одурачил втершийся в доверие мошенник: прямой взгляд, открытое, вызывающее доверие лицо и крепкое рукопожатие могут обмануть любого человека, даже если ему все будут говорить, что доверять нельзя, - такая уж особенность психики. Но это могут использовать в своих интересах те, кто идет на собеседование. Как показали результаты экспериментов, умение изображать хорошего, честного человека и вызывать в людях доверие имеет большую значимость, чем образование, опыт и рекомендации.

По материалам Интернета (sciencemagic.ru)

Ярко накрашенные женщины вызывают меньше доверия. К такому выводу пришли британские и американские специалисты. В ходе исследований они использовали фотографии женщин без макияжа, с небольшим количеством косметики и в полной «боевой раскраске». Добровольцам предложили быстро взглянуть на снимки и оценить запечатленных на них женщин с точки зрения привлекательности, уровня интеллекта и доверия, которое они вызывают. В результате оказалось, что участники эксперимента были единогласны во мнении, что чем больше косметики, тем выше оценка по всем параметрам. Однако после более тщательного изучения лиц результаты изменились. Так, женщины с большим количеством косметики по-прежнему заслужили высшие баллы по красоте и уму, но проиграли по уровню доверия.

Имеется огромная дистанция от иррационального базисного чувства доверия до его осознания, рационализации. Правда, полной последняя никогда не бывает, как не бывает полного знания всех обстоятельств в ситуации принятия решения. Если сравнивать степень рационализации доверия и недоверия, то первое более непосредственно, второе ищет себе оправдания и часто избыточные обоснования, а не находя, придумывает их. Замечу также, что мы так устроены, что иррациональное доверие/недоверие нам кажется ничуть не менее убедительным, подлинным, чем рациональное. Хотя его основания мы не можем объяснить даже сами себе. Ссылаемся на красивое и непонятное слово «интуиция»: интуиция спасла, интуиция подвела и т. п.

Зинченко В. П., 2001. С. 43

Социальный статус, компетентность и наличие авторитета. Доверие к тому, что сообщается человеком, зависит от его статуса и наличия у него авторитета. Еще в 1931 г. в «Настольном словаре по социологии» Ф. Теннис писал: «К доверию или недоверию ведет не только собственный, но и чужой опыт - авторитет, репутация личности как заслуживающей доверия или сомнительной, общение с которой требует осторожности». Справедливость этого положения подтверждают и данные исследований.

В одном эксперименте в трех группах педагогов была проведена беседа о школьном образовании в одной из стран Африки. Беседы проводил один и тот же человек, который в первой группе был представлен как учитель физкультуры, поработавший в африканской школе, во второй группе - как работник районо, бывший в командировке в этой стране, а в третьей группе - как доцент педагогического института, занимающийся изучением образования в Африке. Несмотря на то что содержание беседы было во всех группах одинаковым, отзывы слушателей в группах были разными. Как глубоко раскрывшее проблему было оценено выступление «доцента», а выступление «учителя физкультуры» слушатели расценили как болтовню о том, в чем он не разбирается. Оценки выступления «работника районо» заняли промежуточное место.

Правдивыми нам кажутся те люди, которые защищают то, что идет вразрез с их личными интересами. Элис Игли, Венди Вуд и Шелли Чейкен познакомили студентов с текстом речи, направленной против некой компании, загрязняющей реку (Eagly, Wood and Chaiken, 1978). Если они говорили, что речь была произнесена политиком, представляющим интересы бизнесменов, или была прочитана перед сторонниками этой компании, она воспринималась студентами как непредвзятая и убедительная. Когда же авторство той же самой направленной против бизнеса речи приписывалось политику, поддерживающему экологов, и говорилось, что его слушателями были экологи, студенты могли приписать аргументацию оратора его личной предвзятости или составу аудитории. Если люди демонстрируют готовность пожертвовать собственным благополучием во имя убеждений подобно тому, как это сделали Ганди, Мартин Лютер Кингмладший и другие великие люди, окружающие перестают сомневаться в их искренности.

Майерс Д., 2004. С. 295

Доверие можно вызвать открытостью, связанной с обнажением собственных недостатков. Мне рассказывали, что жители одного большого немецкого города проголосовали за претендента на должность мэра бывшего коммуниста, признавшегося перед избирателями, что он гей. Электорат решил, что раз он такой честный, то не будет обкрадывать городскую казну, в чем был грешен предыдущий мэр.

Диплом на стене кабинета повышает доверие к специалисту

На Западе давно существует традиция, согласно которой специалисты самых разных сфер деятельности - стоматологи, психотерапевты и т. д. - вывешивают в своих кабинетах дипломы о полученном образовании, чтобы с ними мог ознакомиться любой желающий. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru решил поинтересоваться у россиян, как они относятся к подобной практике. Как оказалось, большинство наших соотечественников были бы не против изучить дипломы специалистов, к которым им приходится обращаться.

За публичную демонстрацию специалистами своих «корочек» высказались 73% экономически активных россиян. «Это будет очень удобно! Зашел, посмотрел, оценил»; «Внушают доверие дипломы и сертификаты в кабинетах у стоматолога», - рассуждают они. Интересно, что висящие на стенах кабинетов дипломы больше впечатляют женщин, нежели мужчин (77 и 69% соответственно). Кроме того, чаще остальных за внедрение в России такой практики выступают молодые люди в возрасте до 24 лет (76%), а также россияне с ежемесячным доходом ниже 25 тысяч рублей (78%). А вот среди наших соотечественников старше 45 лет и граждан, зарабатывающих более 45 тысяч рублей в месяц, таких ощутимо меньше - 63 и 65% соответственно.

Не желают заглядывать в чужой диплом 15% россиян (18% - среди мужчин, 13% - среди женщин). По их мнению, отличная успеваемость в вузе не является гарантией компетентности специалиста и его успешной работы: «Считаю, что любой диплом нужно подтверждать практической деятельностью». Чаще остальных скепсис демонстрируют россияне старше 45 лет (24%), а также респонденты с зарплатой более 45 тысяч рублей в месяц (20%). Некоторые из них и вовсе считают, что диплом на стене - это некий элемент позерства: «У нас это выглядит как понты, и сразу думаешь - не жулик ли он». Другие же опасаются «липовых» корочек: «Не каждый может отличить настоящий диплом от поддельного».

Затруднились ответить на предложенный вопрос 12% респондентов. «О квалификации специалиста говорят результаты его работы, а не количество и красота бумажек за спиной», «А смысл? Клиенты в основном смотрят на самого человека, нежели на его диплом. Повесить можно разве что для того, чтобы дырку в стене закрыть», - рассуждают опрошенные.

Для того чтобы наше исследование было более полным, мы решили узнать отношение к публичной демонстрации дипломов представителей различных сфер деятельности. Результаты опроса порадовали: представить на всеобщее обозрение свои документы об образовании готово большинство опрошенных нами специалистов. Наибольшую поддержку эта идея получила среди журналистов: одобрительно отзываются о подобной инициативе 78% из них. За ними следуют психологи (77%) и архитекторы (72%). Судя по комментариям опрошенных, диплом специалиста, выставленный на обозрение клиентов и посетителей, подтверждает высокий уровень знаний и компетентности его обладателя: «При желании каждый может посмотреть и косвенно оценить мои знания и умения. Это хорошо», «Мне есть чем гордиться, я была ленинской стипендиаткой, так что имею красный диплом престижного советского вуза, а не купленное фуфло».

Противоположной точки зрения чаще всего придерживаются бухгалтеры (25%): «К сожалению, в нашей стране диплом не значит, что человек заслуженно его получил и является именно дипломированным специалистом». Чуть реже критикуют подобную инициативу экономисты (23%), юристы и дизайнеры (по 22%), сетующие на перекосы в сфере российского высшего образования и сложную ситуацию на отечественном рынке труда: «В нашей стране само наличие диплома не рассматривается как достижение, которое следует выставлять напоказ. Диплом не гарантирует хорошей работы и достатка, по ряду специальностей может не гарантировать трудоустройства вообще. Постоянная работа не по специальности диплома у нас очень распространена и считается нормой».

Некоторые специалисты объясняют свою позицию иными причинами, в частности весьма распространенной практикой покупки дипломов («Каждый ли дипломированный специалист сможет подтвердить свои знания на практике? Сколько покупается дипломов!»), боязнью утечки конфиденциальной информации («Это все равно что выложить свои паспортные данные!»), боязнью конкуренции («Эта система возвышает “зеленых” выпускников над опытными профессионалами, получившими знания иным путем»), а также собственной скромностью («На мой взгляд, это элемент тщеславия. Настоящий профессионал не нуждается в глянцевых подтверждениях»). Есть и те, кто просто отказывается перенимать западные модели поведения: «С тех пор как мы начали ориентироваться на Запад, стали жить хуже!»

А есть ли среди респондентов специалисты, которые, несмотря ни на что, не побоялись вывесить свои дипломы в офисах? Как оказалось, такие смельчаки есть, но их единицы. Больше всего тех, кто с радостью перенял западную практику, наблюдается среди врачей и маркетологов (по 7%), PR-менеджеров и юристов (по 5%), журналистов и психологов (по 4%). Комментарии опрошенных подтверждают старую истину: то, что является объектом гордости для одних, другим зачастую дает лишь повод для ревности к чужим успехам. «К сожалению, кроме зависти, никаких положительных эмоций от окружающих не дождался», - сетует дизайнер из Москвы.

Респонденты, затруднившиеся обозначить свою позицию в данном вопросе, ссылались на разные причины: отсутствие корпоративных стандартов («Хотя мне есть что повесить, но в нашей компании это не принято»), снижение качества российского высшего образования («Наличие диплома не говорит о наличии знаний и опыта у человека. По российскому диплому можно лишь узнать, где и на кого выучился “дипломированный специалист”, если не купил этот диплом»). У других же так много «корочек», что для их демонстрации не хватает офисного пространства: «А если у меня три диплома, куда их вешать?»

По материалам Интернета

Часто сотрудники испытывают доверие к той роли, в которой выступает человек.

Это может быть, к примеру, роль эксперта или посредника при разрешении спора.

Команды, в которых работники имеют возможность исполнять такие роли по отношению друг к другу или другим коллегам, добиваются доверия быстрее. Люди больше склонны доверять тем, кто на них похож, - представителям своей профессии, подразделения, психологического типа. Даже тем, кто с ними схож внешне. Связано это с тем, что снижается до минимума порог противоречий или несоответствий. Не случайно некоторые российские компании хотя бы раз в год одевают своих сотрудников в одинаковые футболки с корпоративной символикой. Это не просто PR: выяснилось, что достаточно путем случайного выбора надеть на людей, сидящих в одной аудитории, скажем, желтые и синие кепки, чтобы они стали воспринимать друг друга как потенциальных соперников - членов «желтой» и «синей» команд. Неизвестность человека резко снижает доверие к нему и его делам.

Психологи Дуглас Петерс и Стивен Сеси (Peters, Ceci, 1982) провели показательное исследование, касающееся научных публикаций. Они взяли двенадцать статей, которые были опубликованы в пределах от 18 до 32 месяцев тому назад авторами из престижных университетов. Не изменив ничего, кроме имен и места работы авторов (в качестве места работы назывался никому не известный Центр человеческих возможностей Три-Вэлли), исследователи представили эти статьи в виде рукописей журналам, которые их уже опубликовали в свое время. Девять из двенадцати статей прошли незамеченными через процесс рецензирования и, что особенно показательно, восемь были отвергнуты, хотя каждая из этих статей не так давно была уже напечатана в этом же самом журнале после того, как ее представил на рассмотрение автор, работающий в престижном месте и имеющий большой авторитет в ученых кругах.

Похожий, но менее научный эксперимент был проведен популярным писателем, который перепечатал слово в слово роман Джерзи Косинского «Шаги» и послал рукопись в 28 литературных агентств и издательских фирм через десять лет после того, как было продано почти полмиллиона экземпляров этой книги и ее автор был награжден Национальной книжной премией. Рукопись, которая теперь была подписана неизвестным человеком, была отвергнута как не отвечающая требованиям всеми 28 издательскими организациями, включая и ту, где она первоначально была опубликована.

Чалдини Р., 1999. С. 205–206

Ф. Теннис пишет: «К знакомому нам человеку мы испытываем определенное доверие, чаще всего слабое, к чужому - определенное недоверие, чаще всего сильное. Как правило, доверие легко и быстро возникает из симпатии, но зачастую в этом так же легко и совсем неожиданно приходится раскаиваться, в то время как антипатия пробуждает недоверие или по крайней мере усиливает и питает его, что нередко также лишено оснований. Но сколько здесь градаций! Лишь немногих избранных мы жалуем большим и глубоким доверием, полагаясь на них, как на “каменную стену”, на их безусловную честность, расположение и верность по отношению к нам; причем, как известно, эти немногие далеко не всегда “такие как мы” и поэтому не могут претендовать на ту симпатию, которую мы обычно питаем к людям того же класса, того же сословия» (1998).

Что подрывает доверие

Следует учитывать, что доверие - динамичная характеристика общения. Завоевать, внушить доверие трудно, а лишиться его можно в одночасье, мгновенно. Даже небольшая ошибка, один проступок или обман может разрушить сложившееся доверие. Это известно испокон веков. В «Афоризмах житейской мудрости» Артура Шопенгауэра мы находим: «Кто нарушил раз доверие - теряет его навсегда; что бы он ни делал и чем бы он ни был - горькие плоды этой потери не заставят себя ждать».

Недоверие детей к родителям часто возникает по вине последних из-за их недоверия своим детям. Одним родителям трудно доверять детям какие-то дела, зная, что они сами сделают их намного лучше и быстрее. Другие не делятся с детьми своими мыслями и проблемами, думая, что дети еще маленькие и не поймут. Третьи не воспринимают всерьез проблемы и мысли своих детей или рассказывают о них друзьям, тем, кому сам ребенок ни за что бы не рассказал о своих проблемах.

Разрушает доверие к человеку его вероломство , т. е. умышленные коварные действия, поступки, вопиющие нарушения принятых обязательств, сознательный обман чужого доверия. Вероломными можно назвать такие действия и поступки, как:

  • нарушение верности обещанию, соглашению или обязательству (измена, предательство);
  • клевета, ложный донос;
  • сознательное введение человека в заблуждение;
  • интриганство, т. е. использование интересов, стремлений, неведения человека для достижения враждебных этому человеку целей.

Утраченное доверие подобно утраченной жизни, оно невозвратно.
П. Сир

Сплетня - слух о ком-либо, чем-либо, обычно основанный на неточных или заведомо неверных, нарочито измышленных сведениях. Цель сплетен в обыденном сознании - посеять недоверие к кому-то.

Подрывает доверие к человеку его неадекватное поведение . Например, есть руководители, которые излишне критически настроены и считают, что добиться положительных результатов в работе подчиненных можно лишь в том случае, если постоянно выказывать недовольство ими. Такая избыточная критика подрывает веру людей в их возможности, нарушает взаимоотношения, ослабляет доверие и ведет к протесту по отношению к руководителю.

Следует учитывать, что доверие к источнику информации может снизиться само по себе уже через месяц (Cook, Flay, 1978; Pratkanis et al., 1988). Дело в том, что со временем заслуживающий доверия источник доверия забывается, а связь «источник - информация» размывается, его влияние сходит на нет. В то же время влияние человека, не заслуживающего доверия, по тем же самым причинам может со временем укрепиться.

© Ильин Е. П. Психология доверия. - М.: Питер, 2013.
© Публикуется с разрешения издательства

Доверие — основа отношений

Человек постепенно учится доверять с самого детства, наблюдая пример отношений своих родителей и близких ему людей. Приятная домашняя атмосфера, гармоничные и доверительные отношения между членами семьи воспитывают в ребенке внутренний стержень, формируют самодостаточную и целостную личность.

Воспитание в среде недоверия и упреков делает человека недоверчивым, которому сложно открыться и довериться окружающим.

Доверие имеет свою крайнюю степень выраженности — это доверчивость и недоверчивость. Слишком открытые и доверчивые люди зачастую становятся жертвой в отношениях. После чего боятся того, что их обманут, стараясь избегать излишних проявлений чувств и эмоций.

Таким людям потом становится крайне сложно создать здоровые отношения, основанные на доверии. Они становятся недоверчивыми. Сложно доверять людям, которые крайне доверчивые, еще сложнее доверять недоверчивым людям. Поэтому так важно научиться внутреннему доверию, которое будут залогом создания правильных и здоровых отношений, основанных на доверии.

Доверие в отношениях может быть в парах, где каждый умеет доверять не только своему партнеру, но и себе. Внутреннее недоверие порождает такие негативные чувства и эмоции как упреки, подозрения, и даже ревность.

Отношения без доверия

При появлении недоверия в отношениях часто притупляется чувство любви, по причине частых ссор, недопонимания и упреков. Для крепких взаимоотношений необходимо выявить основные причины, порождающие неуверенность и недоверие.

Часто люди не замечают, как мало внимания они уделяют своему партнеру, в свою очередь требуя к себе чрезмерного внимания. Предъявления претензий способствуют возникновению первого проявления недоверия к партнеру.

Навязчивые подозрительные мысли только усугубляют ситуацию, и в конце концов возникает конфликт. Виной такому недоверию являются надуманные мысли, поступки и чувства, которые партнеры приписывают друг другу. Поэтому следует не зацикливаться на мелочах и не накручивать самого себя.

Другим источником недоверия в отношениях могут выступить неоправданные ожидания. Такое происходит тогда, когда сначала появляется любовь не к другому человеку, а к своему чувству любви. Зачастую это случается в тех парах, в которых один партнер длительное время любил другого безответно. Мечты и грезы о любимом поглощают человека настолько, что уже в отношениях с ним (когда приходит любовь к другому) тот пытается реализовать все свои грезы. Вот это и приводит к недоверию подлинности чувств партнера.

Начиная новые отношения, человек стремится к гармонии. Только часто на смену эйфории первых встреч приходит грусть, отчуждение, отсутствие взаимопонимания, постоянные подозрения и сомнения.

Каковы же истинные причины сомнений и недоверия?

1. Самой распространенной причиной сомнений, чаще всего, оказывается неудачный прошлый опыт. Постарайтесь забыть прошлое, начать, как говорится, с чистого листа.
2. Сомнительное поведение партнера или его поверхностное отношение к вам также могут вызвать подозрения, сомнения и недоверие.
3. Внутренние комплексы и отсутствие здоровой самооценки являются плодородной почвой для возникновения недоверия к партнеру.
4. Сомнения и подозрительность могут также возникнуть и без повода. Если, например, партнер страдает от патологической ревности. Причиной которой может быть внутренняя неуверенность в себе, неправильное воспитание и т. п.
5. Собственное вранье, измены и нечестное поведение. Как ни парадоксально, но именно такие причины могут заставить человека усомниться в порядочности другого.

Постоянное нервное напряжение неизменно ведет к стрессам, которые плохо отражаются на общем состоянии здоровья, вызывают бессонницу и массу других неприятностей. Да и сами отношения без доверия заканчиваются довольно быстро и не всегда мирно. Иногда недоверие делает партнера очень сложным в бытовом общении, он становится излишне мнительным, сварливым, что также является распространенной причиной распада стабильных пар.

Как вернуть доверие в отношения?

  • Для начала научитесь доверять в мелочах. Перестаньте проверять своего партнера на честность. Подумайте, бываете ли сами честны до конца. Оставьте за партнером и за собой право на недоговорки.
  • Разберитесь в причинах своего недоверия. Вас раздражает определенное поведение партнера? Не нравится взгляд в сторону определенного человека? Смущают поздние возвращения домой? Обсудите с любимым человеком все в положительном ключе. Возможно, всем вашим сомнениям в чувствах партнера найдется вполне объективное объяснение.
  • Поймите, что любовь является свободным решением и с рабством ничего общего не имеет.
  • Все неприятности имеют свое решение — это главный принцип, даже если худшие подозрения подтвердились.
  • Откровенно поговорите о своих сомнениях с партнером. Вероятно, он легко развеет все накопившиеся подозрения.
  • Позитивный настрой способствует нахождению взаимопонимания, а хорошее чувство юмора поможет разрядить обстановку.
Идеальные переговоры Глейзер Джудит

Как мозг отвечает на доверие (и недоверие)

Как вы уже знаете, у нас в мозге существуют сети нейронов, вызывающие как недоверие, так и доверие. Та сеть, которая в данный момент приводится в действие, становится «госпожой», а другая – «слугой». При этом они действуют как одна система: мы не можем выключить ни ту, ни другую, но можем оказывать на них воздействие.

В наше время, имея возможность «заглянуть» внутрь мозга с помощью fMRI (функционального магнитно-резонансного изображения) и других сложных приборов, ученые способны выделить те нейронные цепочки, которые активизируются, когда доверие создается и когда разрушается.

Что понимается под понятиями «доверие» и «недоверие»

У доверия и недоверия в мозге разные «адреса». Доверие – это не просто отсутствие недоверия; обе названные концепции рождаются в разных отделах мозга – именно к таким выводам пришла Анджелика Димока из Центра принятия невральных решений в Школе бизнеса Фокса Темплтонского университета. Недоверие посылает свои сигналы через миндалевидное тело, а доверие – через префронтальную кору головного мозга. Как мы уже видели, эта область головного мозга находится там, где мы сравниваем наши ожидания относительно того, что произойдет (или происходит), с реальностью. Именно в этой области мозга наше мировоззрение согласуется с мировоззрением других людей. Здесь объединяются взгляды и формируется замечательное чувство доверия к людям. Это не означает, что при этом мы обязательно соглашаемся с другими.

В сущности, мы часто облекаем наибольшим доверием тех, с кем можем не согласиться, но без негативных последствий.

Когда служащие на работе чувствуют искреннюю обратную связь со своим руководством, такой подход, даже если дела идут не совсем блестяще, будет оказывать сильное воздействие на людей, наполняя их энергией и побуждая усваивать новые навыки и раскрывать свои таланты. Если такая обратная связь осуществляется правильно, то она способствует профессиональному росту работников и тому, что они будут доверять подобному общению и в будущем. Но, если отношения включают такой момент, как осуждение, несправедливость или обман, в дело включается целый ряд совсем других нейротрансмиттеров, который создает совершенно иную картину активности разума, также влияющую на все будущие взаимодействия между людьми.

Что происходит, когда мы не уверены в себе? Мы уже видели, что доверие и недоверие рождаются в разных частях мозга, тем не менее есть одно место, где они соседствуют и «перекрывают» друг друга – вот тогда-то мы и чувствуем неуверенность.

В то время как доверие локализуется в префронтальных областях мозга, где происходит оценка правдоподобия намерений и предсказуемости поведения человека в будущем, недоверие сосредоточивается в нижней его части, которая оценивает уровень угрозы со стороны другого человека, поскольку это та область мозга, которая «отвечает» за испытываемый страх. Исследователи связывают орбитофронтальную (глазнично-лобную) кору головного мозга с неуверенностью и показывают, что ее активизация связана с повышением уровня недоверия. В момент контакта, когда мы вступаем в связь с другими и чувствуем неуверенность относительно того, как интерпретировать это взаимодействие, активизируется наша орбитофронтальная кора головного мозга.

Люди созданы для партнерства, и мы способны устанавливать его на многих сложных уровнях. Мы формируем партнерство, команды, компании и общества – и во всех этих случаях речь идет о том, что входящие в них люди зависят друг от друга. Чтобы создать такие сложные и разнообразные партнерские отношения, нам нужно подключить сеть нейронов, которая позволила бы выстроить доверие. Оказывается, есть нейронная сеть, которая называется островком головного мозга (располагается под префронтальной корой головного мозга). Он работает как своего рода информационная «автострада» между нашими зеркальными нейронами и лимбической системой, предоставляя нам таким образом возможность передавать сообщения через наш мозговой ствол. Этим можно объяснить, почему мы «резонируем» или «не резонируем» с другими – а ведь именно это является основой доверия. В следующей главе мы пойдем еще дальше в своих исследованиях и сосредоточимся на том, как повысить наши шансы относительно построения доверия, в то же время снижая такие чувства, как неуверенность и недоверие.

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

НЕДОВЕРИЕ К РЕАЛЬНОСТИ ГИПНОЗА Поскольку часть вашего ума настроена весьма скептически, то ваше недоверие к реальности гипноза вполне понятно – особенно если прибавлю, что бывают и более драматические гипнотические феномены, чем те, что включены в вышеупомянутую Форму

Из книги Как прекратить грузить свой мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

КТО ИЛИ ЧТО ОТВЕЧАЕТ НА МОЛИТВУ? Обдумаем заявление Гурджиева, кажущееся парадоксальным: Работай так, будто все на свете зависит от твоей работы. Молись так, будто все на свете зависит от твоей молитвы. Гурджиев отчетливо ощущал, что мы должны работать над пониманием и

Из книги Бог – он Иной автора Мюллер Йорг

Недоверие интуиции – Я не доверяю своей интуиции.– Я не могу доверять своей интуиции.– У меня нет и никогда не было никакой интуиции.– Интуиции не существует.– Интуиция – это сказки и чушь.– Если я буду следовать своей интуиции, я обязательно наломаю дров.– Интуиции

Из книги Он призвал меня автора Мюллер Йорг

Оккультизм – недоверие к Богу

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

БОГ ОТВЕЧАЕТ По возвращении из Меджугорья у меня возникло ощущение, что в ближайшем будущем со мной должно произойти что-то решающее. Мысль о вступлении в орденскую общину преследовала меня и пробуждала во мне смешанные чувства; и тем не мне казалось, что пришло время

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Недоверие к сексу Взаимоотношения секса и любви - еще одна сфера люб­ви, в которой возможно множество отрицательных качеств. В нашем обществе мы учимся не доверять сексу, и причи­ны этого нетрудно обнаружить. Мы поневоле испытываем тревогу перед тем, что без всяких

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

Как доверие превращается в недоверие, а незнакомое становится опасным Большинство ученых, занимающихся изучением характера человека, уделяют значительное внимание кратковременному возбуждению. Его легко изучать, так как о нем весьма красноречиво свидетельствуют

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Прием 7. Ложное недоверие Абсолютно любой человек, даже самый отъявленный мошенник, считает себя по меньшей мере не самым нечестным человеком в мире. И уж во всяком случае, хочет, чтобы другие в нем не сомневались. Такова человеческая природа: сознательно или

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

7.5. Доверие - недоверие к источнику информации Эффективность некоторых форм воздействия на человека (убеждение, совет, похвала, слухи) зависит от того, доверяет он или нет источнику воздействия. Большинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или

Из книги Право ребенка на уважение автора Корчак Януш

Недоверие работников к руководителям Из-за отсутствия в фонде зарплаты необходимых средств на предприятии было принято решение в счет аванса выдать каждому работнику предприятия – от директора до рабочего – одну и ту же (одинаковую для всех) сумму, минимально

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Пренебрежение - недоверие С ранних лет мы растем в сознании, что большое - важнее, чем малое.- Я большой, - радуется ребенок, когда его ставят на стол.- Я выше тебя, - отмечает он с чувством гордости, меряясь с ровесником.Неприятно вставать на цыпочки и не дотянуться,

Из книги Уважение к ребенку автора Корчак Януш

Нетерпимость и недоверие к мужчинам В нашей культуре преобладает атмосфера недоверия и нетерпимости к мужчинам. Из телевизора на нас смотрят либо неуклюжие шуты, либо машины убийства. Предполагается и доказывается, что войны, насилие и порабощение – часть мужского

Из книги Платиновый том [Как строить отношения состоятельному человеку – и с состоятельным человеком, – и избежать разочарований] автора Кареев Сергей И.

Пренебрежение – недоверие С ранних лет мы растем в сознании, что большое важнее, чем малое.– Я большой, – радуется ребенок, когда его ставят на стол.– Я выше тебя, – отмечает он с чувством гордости, меряясь с ровесником.Неприятно вставать на цыпочки и не дотянуться,

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

38 За что отвечает женщина Моя знакомая Виктория, красавица с тонким чувством юмора, человек со вкусом и развитым чувством прекрасного, на мою просьбу подбросить позитивных идей для книги через пару дней ответила: «Я бы могла совершенно бескорыстно влюбиться в богатого

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Недоверие – это дорога в никуда Какой бы ни была наша профессиональная деятельность, доверие является единственным наиважнейшим элементом в процессе, который я называю «креативное МЫ» и который за многие годы моей работы консультантом и наставником для руководителей

Из книги автора

Неуверенность в себе и недоверие к другим Некоторые люди боятся, что окружающие будут относиться к ним без уважения. Возможно, это связано с какими-то неприятными событиями из прошлого, когда они доверились окружающим и разочаровались в этом. Люди опасаются, что их